автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Сингальский экстремизм в политической жизни Шри-Ланки (на примере деятельности Народного фронта освобождения)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сингальский экстремизм в политической жизни Шри-Ланки (на примере деятельности Народного фронта освобождения)"
КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА
На правах рукописи
МУРТАЗИН МАРАТ ХАНИФОВИЧ
СИНГАЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ШРИ-ЛАНКИ
(на примере деятельности Народного фронта освобождения)
специальность — 23.00.02 — политические институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Казань — 1993
Работа выполнена на кафедре политологии Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
Научный руководитель — доктор философских наук,
профессор ФАРУКШИН М.Х.
Официальные оппоненты
доктор исторических наук,
профессор
КЛЮЕВ Б.И.
кандидат философских наук, доцент
МУХАРЯМОВ Н.М.
Ведущая организация — Московский государственный институт
международных отношений МИД РФ
Защита диссертации состоится " 199^ г.
в 14 час. на заседании Специализированного совета К.053.29.18 по присуждению ученой степени кандидата политических наук в Казанском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина по адресу: 420008 Казань. Ленина, 18, корп. 2. ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан •¿Л - 1993 г.
Ученый секретарь Специализированного совета К.053.29.18,
кандидат философских наук доцент
Морозова Г.В.
Актуальность избранной темы определяется рядом факторов.
Во-первых, возрастает значение политологического анализа источников и тенденций усиления межэтнической нестабильности и межэтнических конфликтов в условиях различных общественных систем, что представляет собой вызов всему мировому сообществу.
Во-вторых, усиливается потребность сравнительного исследования межэтнических конфликтов, этнополитического экстремизма в социально-политических ситуациях переходного типа: на стадии деколонизации, при переходе от тоталитаризма и авторитаризма к демократии, в фазе структурного кризиса и т.п. Насущной научной задачей становится выявление основных тенденций и механизмов в развитии межэтнических конфликтов и националистического экстремизма, общего и особенного в них.
В-третьих, все более очевидной становится необходимость конкретно научной реконструкции каждого отдельно взятого узла межэтнической конфронтации, ведущей к нарастанию и воспроизводству экстремистских тенденций. Это тем более важно в случаях, когда речь идет о затяжных конфликтах, вызывающих мощный региональный и международный резонанс.
Этническая конфликтогенность имманентно присуща практически всем полиэтничным обществам переходного типа. Характерные для них процессы структурных изменений в политической системе, экономике и культуре создают социально-политическую нестабильность, ведущую к обострению межэтнических противоречий. Крушение системы традиционных культурных ценностей, ломка традиционных экономических укладов, кризис этноконфессиональных культур, массовая пауперизация и маргинализация общества порождают такое политическое явление как этнополитический экстремизм, который, выступая с позиций защиты интересов и прав'своего этноса, отвергает такие права для других этнических групп. Эти крайние взгляды ведут и к применению крайних средств в политической борьбе.
Опыт Шри-Ланки вообще и малоизученный феномен сингальского экстремизма,в частности,являются в этом отношении весьма репрезентативными.
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является изучение наиболее существенных признаков этнополитического экстремизма как современного общественного явления на примере
деятельности Народного фронта освобождения Шри-Ланки. Этим определяются наиболее принципиальные задачи работы:
- исследовать процесс формирования НФО как политического института националистического типа, осуществляющего экстремистскую стратегию и тактику;
- подвергнуть анализу политико-идеологические установки НФО и его руководства в области национального вопроса и политического устройства Шри-Ланки;
- рассмотреть эволюцию взаимодействия НФО с другими составляющими политического процесса в Шри-Ланке;
- выявить основные элементы политической практики властей по нейтрализации и блокированию проявлений межэтнического экстремизма.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1967 г. по 1989 г., т.е. с момента создания НФО до событий конца 1989 г., когда силами безопасности была уничтожена почти вся верхушка фронта. Выбор достаточно широких хронологических рамок обусловлен следующими основными причинами: желанием показать динамику изменения взглядов идеологов НФО на национальный вопрос и соответствующий этим идеологическим установкам динамизм конкретных действий; необходимостью проследить кризис псевдомарксистских установок, состоящих на вооружении НФО с момента его создания и до 1989 года; возможностью продемонстрировать методы использования экстремистских группировок и их деятельности в интересах правящего режима, с одной стороны, и оппозиции, с другой.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной политической науке предметом специального исследования стала проблема сингальского националистического экстремизма в политической жизни Шри-Ланки. В диссертации подробно рассмотрены теория и практика Народного фронта освобождения как главного носителя шовинистических идей сингальского общества, показана эволюция его идеологических установок на протяжении всей истории существования фронта.
Работа построена по методу "кейс стади" (англ.сазе study -изучение случая), что само по себе представляет определенную но-
вацию. В отличие от западной политической науки, в которой упомянутый метод политологического исследования получил широкое распространение, в отечественной политологии он используется редко. На основе анализа социальной природы и деятельности конкретной экстремистской организации в диссертации раскрываются общие черты этнополитического экстремизма, место и роль которого в политической жизни общества остаются еще не до конца исследованными.
Научная новизна работы такяе проявляется в богатой источниковедческой базе проведенного исследования. В научный оборот впервые вводятся малоизвестные источники на сингальском и английском языках, а такяе неопубликованные документы и материалы, собранные автором в период его работы в тюсольстве России в Шри-Ланке.
Практическая значимость исследования. Фактический материал, основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при анализе деятельности аналогичных экстремистских националистических организаций в других странах, выработке механизма их нейтрализации и прогнозирования развития политической ситуации. Кроме того, ряд положений может найти применение в учебном процессе, при подготовке общих и специальных курсов, учебных пособий и обобщающих трудов по политологической и исторической проблематике .
Методологическая основа. Отечественная политическая наука постсоветского периода, допускающая плюрализм в методологии научного исследования исторических, социальных и политических процессов, происходящих в современном обществе, дает нам возможность рассматривать проблемы, ставшие объектом нашего интереса, как бы с разных точек зрения.
Межэтнические противоречия, являясь достаточно сложной и тонкой материей, к сожалению, не предусматривают простых и скорых решений. При написании данной работы автор, не отказываясь от ряда важных положений марксистской теории по национальному вопросу,ру-
ководствовался одновремено достижениями современной политической мысли^.
Автор считает, что решение этнического конфликта возможно лишь в случае признания этнокультурных различий и несовпадения интересов конфликтующих этносов. Отказ от признания этого факта чреват продолжением и обострением конфликта, что было подмечено как восточны-
о 3
ми, так и западными авторами .
Важным методологическим подспорьем стали фундаментальные исследования таких известных отечественных востоковедов и политологов, как Г.Ф.Ким, К.Н.Брутенц, В.И.Максименко, А.В.Кива, В.Ф.Ли,
Л.Б.Алаев, В.Г.Растянников, А.Б.Зубов, Н.А.Симония, Г.И.Мирский и 4
другие .
При рассмотрении общих вопросов этнополитической и конфликтологической проблематики автор также опирался на последние публикации в отечественной научной периодике^.
1 Burton J.W. Resolving Peep Rooted Conflict. - Lanham, 1987; Furnlval J.S. Netherlands India: A Study of Plural Economy. -Amsterdam, 1986; Gellner E. Nations and Nationalism. - Oxford, 1983; Luard E. International Society. - London, 1990; Moonman E. The Violent Society. - London, 1987; Vlottl P., Kaputtl M. International Relations Theory. - New York, 1987; Williams R. Resourses of Hope. - London, 1989-
2 Wu D.Y.H. Ethnicity and Interpersonal Interaction. - Singapore, 1982; Tamblah S.J. Sri Lanka: Ethnic Fratricide and the Dismantling of Democracy. - London, 1986.
3 Ryan S. Ethnic Conflict and International Relations. - Dartmouth, 1990; Kepferer B. Legends of People 4 Myths of State. - Washington, 1989.
4 Политические отношения на Востоке: общее и особенное. - М.,1990; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного.-М., 1984; Буржуазные партии и политическая борьба в странах Востока. - М., 1990; Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. - М., 1990; Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран "третьего мира1'. - М., 1989; Сумский В.В. Национализм и авторитаризм. - М., 1987.
5 Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта. // Социологические исследования. - 1993. - № 7. - С.51-57; Знаменский А.А. Этнонационализм: основные концепции современной американской социологии (аналитический обзор)// Социологические исследования. - 1992. - № 12. -
С.118-125; Иордан М. Наука национального примирения. // Общественные науки и современность. - 1992. - № 4. - С.110-116; Колесова'Л. Причины современных межэтнических и межконфессиональных конфликтов. // Общественные науки и современность. - lQt>3. - № 4. -С.117-120; Мушакодзи, Кинхиде. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление. // Полис. - 1991. - IP 3. - С.З-26; Перепелкин Л.С., Шкаратан О.И. Переход к демократии в полиэт-
Источники. В диссертации использованы источники, которые можно разделить на несколько основных групп: опубликованные и неопубликованные официальные документы, включающие в себя законодательные и нормативные акты, межправительственные соглашения, статисти-. ческие обзоры, инструктивные письма; документы и материалы политических партий и организаций, пропагандистские материалы (листовки, агитационные брошюры); пресса; материалы радиоперехвата, мемуарная, публицистическая литература.
Среди официальных документов, использованных при написании работы, важное место занимают законодательные акты, такие как Конституция Демократической Социалистической Республики Ири-Ланка,законы, направленные на урегулирование этнического конфликта и стабилизацию политической ситуации в стране1.
Обширную группу источников представляет зарубежная и ланкий-ская периодическая печать. Она дает богатый материал как о самом Народном фронте освобождения, так о всех других составляющих элементах политической жизни Шри-Ланки. Серьезные аналитические обзоры в "Фар Истерн Экономик Ревью" и "Эйиа Уик" рассматривают внутриполитические проблемы Шри-Ланки в контексте региональных и субрегиональных проблем, показывают их тесную взаимозависимость. Тема диссертации заставляла акцентировать внимание на публикациях в местной печати.
Постоянное внимание проблемам сингальского экстремизма уделяет издаваемый в Коломбо общественно-политический журнал "Ланка Гарди-ан", публикации которого использовались при написании данной работы. Среди авторов, уделяющих особо пристальное внимание данной тематике, следует назвать главного редактора журнала Мервина де Сильву, а также Д.Джаятиллеке, С.Лилананду и ряд других.
Целый ряд интересных материалов о деятельности фронта и шагах правительства, направленных на урегулирование конфликта, был опубликован в контролируемых правящей Объединенной национальной партией ежедневных газетах "Айленд", "Дейли ньюс" и "Дивайна". В ра-
ническом обществе. // Полис. - 1991. - № 6. - С.55-68;Претори~-ус р. Теория конфликта. // Полис. - 1991. - № 5. - С.139-142; Тишков В. О природе этнического конфликта. // Свободная мысль.-1993. - IP 4. - С.4-15; Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт. // Свободная мысль. - 1993. - (Р 3. — С.87-95.
1 Constitution of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka.-Colombo,1978; Parliament of the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka. - Provincial Councils Act. - No 42 of 1987. - Colombo, November 20, 1987; Parliament of the Democratic Socialist
боте были использованы и статьи из близких к оппозиции газет "Обзервер", "Сан", "Динареса" и "Уикэнд". Коммунистическая печать представлена центральным органом компартии Шри-Ланки - газетой "Атта".
В профсоюзной прессе следует выделить журнал "Кристиан Уоркер", отличающийся взвешенным подходом ко всем обсуждаемым на его страницах проблемам.
В разное время Народным фронтом выпускалось разное количество периодических изданий. Однако, нелегальный статус фронта как партии не позволял ему печатать их с должной регулярностью. Двумя основными газетами НФО являлись "Ратубалая" и "Ред пауэр".
При написании диссертации основным материалом, подвергшимся анализу и рассмотрению, стали документы НФО. Здесь пришлось столк-нутья с определенными трудностями, которые связаны с нелегальным характером деятельности организации, о которой идет речь. НФО является запрещенной политической партией, все публикации которой являются подпольными документами. В стране, где наличие книг издательства "Прогресс" может служить основанием для ареста, изучение документов НФО крайне затруднено. Тем не менее, в распоряжении автора оказался целый ряд таких материалов: это программные заявления, листовки, письма, другие документы, исходящие от руководящих органов НФО, а также документы штаба вооруженных сил Шри-Ланки, с копиями которых можно ознакомиться в приложении^.
Republic of Sri Lanka. - Local Authorities (Special Provisions) Act. - No 43 of 1987- - Colombo, November 27, 1987.
1 Guidelines for a Counter-propaganda Programme. - 1988; Let us Destroy Traitor Jayawardena's State Terrorism. - Statement of the Janatha Vlmukthl Peramuna. - 18 November, 1987; Origin, Organization and Policy of the Janatha Vlmukthl Peramuna (J.V.P.).-1987; People's Liberation Front. - Letter to the Chairman of the UN Human Rights Commission. - 2 November, 1989; Sri Lanka Army Headquarters. - Report of H.Wanaslnghe, Commander of the Army, to the Secretary of Defence. - November 14, 1989; Statement by the Pollbureau of the People's Liberation Front.-Colombo, 15 November, 1982; Statement Issued by the JVP. - 26 November, 1984; Statement on the Current Political Situation In Sri Lanka. - 1988; Statement on the Current Political Situation In Sri Lanka. - 1989; United Front's National Programme to save the Nation. - 1988; UNP will not Stop of Referendum, - JVP Statement. - 16 January, 1983; Апэ ПЭКШаЯ (Наша Партия). -1971; Джанаваргика Прашная пилибанда пратипаттия (Политика НФО по национальному вопросу). - 1978.
Мемуарно-публицистическая литература представлена книгой Генерального секретаря маоистской компартии Шри-Ланки Н.Шанмугат-хасана "Политические мемуары нераскаявшегося коммуниста" .
В диссертации были использованы также различные статистиче-2
ские и справочные издания .
Историография. Проблема сингальского экстремизма не получила достаточного освещения в отечественной историографической литературе, особенно в том, что касается современной ситуации в Шри-Ланке. Кроме того, при анализе теории и практики ПФО, как правило, основное внимание уделялось социальному аспекту в контексте марксистской идеологии, а национальный аспект оставался как бы в стороне. Связано это прежде всего с тем, что основная часть этих работ была написана в 70-е годы, а националистический, шовинистический характер НФО по-настоящему проявился лишь в 80-е годы. Можно назвать несколько статей, непосредственно касающихся нашей темы .
При написании диссертации основное внимание было сосредоточено именно на национальном аспекте левого экстремизма в Шри-Ланке,конкретным носителем которого и является НФО.
Если говорить о зарубежных публикациях, то здесь, конечно же, можно назвать гораздо большее количество работ, освещающих проблемы сингальского экстремизма. Это книги "Взрыв на субконтиненте" и "Империализм и революция в Южной Азии"4. Частично этот вопрос рассматривался и в монографиях, вышедших в 80-е годы, - "Шри Ланка в годы перемен и кризиса", "Государства Одной Азии. Проблемы национальной интеграции". В 1986 г. было опубликовано очень инте-
1 Sanmugathasan N. Political Memories of an Unrepentant Communist.-Colombo, 1989.
2 Prison Statistic of Sri Lanka. - Statistics division, Prison Headquarters. - Vol. - 7 - 1988. - Colombo, 1988.
3 Талмуд Э-Д. 0 политическом положении в республике Шри-Ланка // Восток и современность. - 1979. - IP 1; Пластун В. Теория и практика левого экстремизма в Западной и Южной Азии // Восток
и современность. - 1979. - (Р 7; Республика Шри-Ланка. Экономика и политика. - М., 1974.
A Explosion in a Subcontinent. - London, 1975; Imperialism and Revolution in South Asia. - London, 1973.
5 Sri Lanka In Change and Crisis. - London & Sydney, 1984; The
States of South Asia. Problems of National Integration, - London, 1982.
ресное исследование С.Д.Тамбия "Шри-Ланка: этническая вражда и крушение демократии"1, в котором анализируются причины, вызвавшие взрыв этнического насилия в Шри-Ланке в 1983 году. Понимание психологических и исторических основ сингало-тамильского этнического конфликта и истоков сингальского шовинистического сознания дает внимательное прочтение таких работ как "Межнациональное равенство и национальное единство в Шри-Ланке", "Этнические конфликты в буддистских обществах: Шри-Ланка, Таиланд и Бирма", "Урегулирование
этнических конфликтов в многонациональных обществах", "Легенды лго-
„2
дей и мифы государств .
После разгрома руководства НФО в ноябре 1989 года многие авторы, специализировавшиеся на изучении деятельности этой организации и накопившие изрядное количество очень интересного материала, опубликовали объемные труды, описывающие историю фронта. Связано это,на наш взгляд, с тем, что до этого печатать неправду им не хотелось, а правду - было опасно^.
Однако все они не дают представления о том, что же такое сингальский экстремизм НФО. Исключение составляет, пожалуй, статья Дж.Самаранаике: "Изменение отношения Народного фронта освобождения к тамильской проблеме" в сборнике4, где рассматривается эволюция взглядов идеологов НФО на тамильскую проблему.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии Казанского государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
1 Tamblah S.J. Sri Lanka: Ethnic Fratricide and Dismantling of Democracy. - London, 1986.
2 Inter-Raclal Equity and National Unity In Sri Lanka. - Colombo, 1988; Ethnic Conflict In Buddlst Slcletles: Sri Lanka, Thailand and Burma. - London, 1988; Silva K.M. Managing Ethnic Tensions in Multl-ethnlc Societies. Sri Lanka 1880-1985. - London, 1986; Rapferer B. Legends of People & Myths of States. - Washington, 1989.
3 Ailes A.S. The JVP 1969-1989- - Colombo, 1990; Chandraprema C.A. Sri Lanka: The years of Terror. The JVP Insurrection 1987-1989,-Colombo. 1991; Gunaratna R. Sri Lanka: A Lost Revolution? -Colombo, 1990.
k Samaranayake G. The Changing Attitude towards the Tamil Problem within the Janatha Vlmukthl Peramuna (JVP) / Facets of Ethnicity In Sri Lanka. - Colombo, 1987.
Во введении обосновывается актуальность и научная новизна темы, определяются хронологические рамки, цели и задачи исследования, его методологическая основа, дан обзор основных источников и литературы.
В первой главе "Националистический экстремизм НФО: истоки, причины и формы проявления" определяется место рассматриваемой проблемы в современной этнополитической теории, дается общая картина развития социальных, экономических и политических процессов в Шри-Ланке, на фоне которых формировался Народный фронт освобождения. Описывается предыстория создания этой организации, анализируются ее социальная база и политическая платформа, а такяе методы политической борьбы. Значительное внимание уделено восстанию 1971 года, рассматриваются причины его поражения и его влияние на формирование идеологической доктрины НФО. В этой же главе анализируется теория и практика фронта по национальному вопросу в период его легальной деятельности в 1978-1982 гг., а также в последовавший затем период работы на нелегальном положении.
Во второй главе "Деструктивная роль НФО в современной политической жизни Шри-Ланки" рассматривается трансформация политических и идеологических установок НФО в период обострения тамильской проблемы. В главе подробно рассказывается о методах и формах антиправительственной борьбы, используемых боевиками фронта, дается анализ программных заявлений и других документов, подготовленных руководством НФО в этот период. Значительное место отведено рассмотрению политики правительства Шри-Ланки, направленной на урегулирование этнической проблемы и поиск путей выхода из сложившегося политического кризиса.
В заключении подведены итоги исследования.
В приложении содержатся карты, показывающие этническую структуру размещения населения Шри-Ланка, приведены статистические материалы, а также переводы документов закрытого характера, впервые вводимых в научный оборот.
Основные положения диссертации сводятся к следующему: Многочисленные этнические конфликты, перманентно возникающие в различных частях света в обществах, находящихся на самых различных стадиях экономического, политического и социально-культурно-
го развития, подтверждают правоту господствующей этнополитической теории "плюралистического общества", смысл которой заключается в том, что полиэтничное общество не монет быть одновременно демократическим и стабильным.
Ведущаяся в Шри-Ланке вот уже в течение нескольких лет гражданская война, грозящая миру и безопасности в Южно-Азиатском субрегионе, началась в результате этнического конфликта, вызванного противоречиями между составляющим большинство сингальским и являющимся крупнейшим меньшинством тамильским населением острова.
Ухудшение социально-экономической ситуации, обострение этнических противоречий, способствовали созданию в стране целого ряда организаций экстремистского толка, как со стороны тамилов, так и со стороны сингалов.
Самой одиозной сингальской организацией стал возникший в 1967 году Народный фронт освобождения Шри-Ланки, который активно использовал шовинистическую идеологию с самых первых дней своего существования. Сингальский шовинизм является реалией современной политической жизни Шри-Ланки, присущей не только НФО, но и практически всему спектру политических сил, представляющих сингальское население. Любая форма национализма ставит национальные интересы над реальной политикой, поэтому методы, которыми он оперирует для достижения своих целей, находятся вне рамок нормальной политической борьбы, что открывает дорогу насилию.
Для маргиналов и пауперов, составляющих значительную часть населения в обществах переходного типа, к которым относится и Шри-Ланка, очень привлекательным является лозунг насильственного достижения справедливости.
Обращение №Ю к сингальскому шовинизму не было его открытием. Этот шаг свидетельствует лишь об умении его лидеров правильно ориентироваться в существующей политической ситуации и правильно выбирать средства борьбы. Решение национального вопроса никогда не стояло в ряду стратегических задач фронта. Манипулирование националистическими лозунгами было подчинено единственному стремлению -ликвидировать существующий в стране политический режим. При этом они апеллировали не только к сингальскому шовинизму как таковому, но и к его буддистской основе.
Этноконфессиональный характер НФО обусловлен его социальным составом: подавляющее большинство его членов - это представители
сельской сингальской молодежи, получившие традиционное сингальское образование и воспитанные в духе буддистских традиций. Элементы буддистской философии, вплетенные в идеологические установки лидеров фронта, естественным образом воспринимались рядовыми членами этой организации и упрощали задачу привлечения в свой лагерь новых сторонников из той же социальной среды.
В диссертации отмечается, что насилие является одним из основных составных элементов буддистской культуры сингалов, допускающей подавление зла насилием и предопределяющей нетерпимость ко всему инородному.
Возникает вопрос: почему для определенной части сингальского населения Шри-Ланки "шовинизм НФО" оказался более привлекательным нежели "официальный правительственный шовинизм". Дело в том, что шовинизм правящей элиты был интегрирующей силой на идеологическом, а не на практическом уровне. Реально беднейшие слои сингальского населения видели засилие тамилов в торговле, с которым они сталкивались ежедневно на каждом шагу. Это с одной стороны. С другой, центр, сосредоточив в своих руках всю полноту власти, не хотел делиться ею с местами. Отсутствовала реальная связь между народом и правительством. Интеграция не была реализована на уровне "совместных действий и взаимодействий", т.е. у них не было общей цели, для достижения которой они могли бы объединиться. НФО в своей идеологии сконцентрировал не только буддизм и сингальский шовинизм, но и определенные элементы социалистического учения. Например, тамилы были для них не просто инородцами и носителями враждебной им религии, но и торговцами-капиталистами, наживающимися за ■ счет трудящихся. Социальная демагогия тесно переплеталась с шовинизмом, апеллировавшим к самым низменным чувствам сингалов. НФО заявлял, что его целью является построение социалистического общества, но "социализм НФО" - это социализм через этнолингвистическую поляризацию.
Восстание 1971 года и события 1987-1989 гг. наглядно продемонстрировали, как культ насилия 'может быть реализован на практике. А развернутая лидерами НФО антитамильская и антииндийская кампания еще раз подтвердили стойкое наличие этноконфессиональной несовместимости тамильского и сингальского этносов.
Однако после поражения восстания 1971 года НФО стал уделять национальному вопросу гораздо больше внимания. Анализируя причины поражения, лидер фронта, Р.Виджевира, указывал, что неучастие
тамилов в революционном движении дало правительству возможность
I
расправиться с ним.
Интересными с точки зрения политического анализа деятельности НФО являются конец 70-х-начало 80-х годов, когда фронт был легальной политической партией и принимал участие в президентских и парламентских выборах. Борьба за голоса избирателей заставила лидеров фронта отказаться от откровенно шовинистических лозунгов. Предпринимались попытки привлечь в организацию представителей тамильской общины. С некоторыми оговорками, но было признано право тамилов на самоопределение. Примечательно, что во время президентских выборов 1982 года кандидат в президенты от НФО Р.Виджевира по числу поданных за него голосов в общенациональном масштабе оказался на третьем месте.
НФО стал самой сильной партией в левой части спектра политических сил Шри-Ланки. Наибольшего успеха фронту удалось добиться именно в тех районах, где традиционно сильны были старые левые партии. Объясняется это, прежде всего тем, что в результате активного проведения в жизнь политики "открытой экономики", проникновения иностранного капитала, создания предприятия отраслей современной промышленности произошло разрушение традиционного экономического уклада, что вело к разорению массы мелкобуржуазных слоев населения и пауперизации ланкийского общества. Сингалы, наиболее тесно связанные с этим традиционным укладом, уже перестали верить коммунистам и социалистам, которые не могли предложить им выхода из сложившегося положения. НФО, в свою очередь, был силой, предлагавшей наибыстрейшее решение их проблем и, что самое главное, называющей главные причины бедствий сингальского населения: тамильскую буржуазию и "индийский империализм".
В 1983 году НФО был обвинен правительством в организации массовой резни тамилов. Последовавшее за этим запрещение фронта вынудило его перейти на нелегальное положение и на время об этой партии даже как-то забыли.
Активизации деятельности НФО способствовало очередное обострение тамильской проблемы в 1987 году. В результате серии наступательных операций, осуществленных подразделениями ТОТИ. Север страны оказался фактически под контролем тамильских боевиков. Правительственные части были блокированы в немногочисленных фортах. Дж.Р.Джаявардене сделал ставку на военное решение проблемы. Начались наступательные операции в районе Джаффны. Индия под давле-
нием тамилов предприняла ряд акций, имеющих цель оказать помощь ланкийским тамилам, особенно после того, как Коломбо установил полную экономическую блокаду районов, заселенных тамилами. Весной 1987 года была предпринята беспрецедентная операция ВВС Индии,когда при поддержке боевых самолетов был проведен десант продовольственных грузов в районе Джаффны. Возникла угроза прямого военного конфликта между Индией и Шри-Ланкой. В результате кратких переговоров руководители двух стран пришли к согласию. £9 июля 1987 года в столице Демократической Социалистической республики Шри-Ланки Коломбо премьер-министр Индии Р.Ганди и президент Шри-Ланки Дж.Р. Джаявардене подписали "Индийско-ланкийское соглашение об установлении мира и нормализации обстановки в Шри-Ланке", в котором лидеры двух стран взяли на себя обязательство сделать всё от них зависящее для того, чтобы "сохранить единство, суверенитет и территориальную целостность Шри-Ланки". Правительство Дж.Джаявардене, осознав свою неспособность урегулировать конфликт своими силами, решило расправиться с тамильскими боевиками руками индийских солдат, которые в соответствии с вышеуказанным соглашением были размещены на территории Шри-Ланка. Кроме того, заявление о политическом решении конфликта давало возможность получить иностранные займы,предоставление которых было обусловлено прекращением боевых действий. Страну захлестнула волна сингальского шовинизма. Угроза "индийского экспансионизма" стала как никогда реальной. НФО воспользовался сложившейся ситуацией и возглавил антииндийскую кампанию. НФО осудил создание объединенной Северо-восточной провинции и выступил против создания провинциальных советов, в рамках которых тамилы получали незначительную автономию, и фактически отказался от признания за тамилами права на самоопределение. Ознакомление с документами этого периода позволяет сделать вывод о том, что фронт сделал ставку исключительно на использование националистических лозунгов в пропагандистской деятельности. Резко изменилось отношение к индийским тамилам: НФО стал выступать за пересмотр всех индийско-ланкийских соглашений о предоставлении гражданства этой категории населения Шри-Ланки.
1987-1989 гг. явились, пожалуй, самым страшным периодом в ланкийской послевоенной истории. НФО активно использовал в своих интересах сложившуюся в стране в результате обострения этнического конфликта кризисную ситуацию. Р.Виджевира и его окружение понимали,
что экономический хаос и политическая нестабильность создают благоприятную обстановку для подрыва устоев ланкийского государства. Основными направлениями, по которым развернулась деятельность фронта , стали:
1) антииндийская и антитамильская пропаганда, осуждение присутствия индийских сил по поддержанию мира;
2) антиправительственная пропаганда - осуждение предательского курса правительства, выразившегося в попытках найти мирные пути урегулирования этнического конфликта;
3) организация волнений и беспорядков в студенческой среде;
4) организация забастовок в жизненно важных отраслях экономики;
5) борьба с вооруженными силами и службами безопасности.
Вся страна была затерроризирована боевиками из НФО. Выступая за национальную незаьисимость и построение государства спра-ведлиости, НФО уничтожал мирных граждан своей страны без различия национальности и вероисповедания. И только разгром его руководящей верхушки в ноябре 1989 года положил конец этому беспределу.
Однако в последнее время в Шри-Ланке все больше и больше говорят о возможности возрождения НФО. Известно, что на территории Шри-Ланки продолжают действовать отдельные сохранившиеся организации фронта, которые временно отказались от активных методов борьбы, и в настоящее время ведут работу по консолидации существующих структур, выработке новой программы действий и набору новых кадров в свои ряды. А сохранившаяся часть руководства НФО осуществляет программу создания сети зарубежных организаций из числа активистов фронта, вынужденных скрываться за границей (в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Индии и Таиланде).
В апреле 1991 г. на встрече, организованной активистами фронта на территории Шри-Ланки, было принято решение о создании Временного координационного комитета НФО.
Имеющаяся в нашем распоряжении информация позволяет говорить о том, что НФО как организация продолжает существовать, другое дело, что он в настоящее время не так силен, как прежде. Отсутствуют годами выработанная система связи и структура подчиненности. Тем не менее, сохранившиеся кадры организации работают над их восстановлением и пополнением своих рядов.
В целом благоприятная экономическая ситуация в стране не предвещает в ближайшем будущем резкого ухудшения социально-полити-
ческой ситуации, а следовательно, и создания условий для того, чтобы НФО смог заявить о себе в качестве весомого фактора на политической арене Шри-Ланки.
Немаловажную роль здесь играют долгосрочные программы эконо-■мической помощи ведущих стран Запада. Однако, как уже ранее подчеркивалось, любое ухудшение социально-экономического положения таит в себе угрозу создания условий для возрождения НФО.
Анализ деятельности фронта, его политических и практических установок, а также политики правительства Шри-Ланки, направленной на стабилизацию политической ситуации в стране позволяет сделать следующие выводы:
Народный фронт освобождения Шри-Ланки, возникший в качестве левой марксистской организации, трансформировался в сингальскую националистическую группировку, взявшую на вооружение насильственные методы борьбы за политическую власть.
Основными факторами, питающими сингальский экстремизм, являются:
- гетерогенность этнического состава населения Шри-Ланки;
- ухудшение социально-экономической ситуации в Шри-Ланке вследствие ломки традиционного экономического уклада, вызванного проникновением иностранного капитала;
- разрушение традиционной религиозной и этнокультурной среды в результате воздействия западной буржуазной культуры;
- кризис национальной системы образования, неспособной адекватно реагировать на изменения, происходящие в ланкийском обществе, приведшей к пополнению рядов безработных выпускниками вузов;
- изменение демографической структуры ланкийского общества, проявившееся в возрастании удельного веса представителей молодежи, т.е. социальной группы, наиболее подверженной влиянию радикальных экстремистских идей;
- эскалация тамильского сепаратизма, объективно представляющего угрозу территориальной целостности и единству ланкийского государства, подхлестывающая шовинистические настроения в сингальской среде;
- воздействие оправдывающей насилие в качестве средства для реализации благих намерений будцийско-сингальской этноконфессио-нальной культуры на массовое сознание сингальского населения.
Сингальский экстремизм возник на основе сингальского национа-
лизма, имеющего ярко выраженную шовинистическую окраску. Сингалы в Шри-Ланке составляют подавляющее большинство населения. Однако сингальский национализм вызван страхом перед соседним индийским штатом Тамилнаду, где тамильское население практически в четыре раза превышает все население Шри-Ланки. Этим объясняется возникновение такого специфического этнополитического явления как "комплекс национального меньшинства" у этноса, составляющего большинство населения страны.
Сингальская националистическая окраска политического экстремизма НФО - это всего лишь тактическая уловка, заимствованная у правящих кругов Шри-Ланки. Политическая практика фронта показывает, что при необходимости от сингальского национализма можно и отказаться. Об этом свидетельствует политика фронта в период проведения выборов и имевшее место сотрудничество НФО с рядом тамильских группировок. Ставя в качестве своей главной задачи развал существующей государственной системы, экстремисты разной национальной окраски готовы объединиться ради достижения общей цели.
Опыт правительства Шри-Ланки в борьбе с экстремистами позволяет констатировать следующее:
- искоренение экстремизма как явления в политической жизни возможно только путем ликвидации социальных, экономических и политических причин его возникновения;
- ликвидация конкретных экстремистских группировок вполне осуществима, если она проводится по тщательно отработанному сценарию. Наиболее эффективной является одновременная нейтрализация всей руководящей верхушки организации. Однако действенность такой меры зависит от дальнейшей политики правительства, направленной на устранение социально-экономических причин экстремизма. В противном случае застраховать общество от рецидивов этого явления
не представляется возможным.
Полиэтничные государства с отсталой социально-экономической структурой и доминирующими в общественном сознании традиционными ценностями оказываются не в состоянии обеспечить стабильного демократического развития общества. Они являются постоянными источниками конфликтов, представляющих угрозу не только внутренней, но и региональной, а в некоторых случаях и международной безопасности.
Выбор моделей экономической трансформации обществ переходного типа должен осуществляться с учетом специфики существующих
экономических укладов, культурных и религиозных традиций, социальной структуры, а также политической и поведенческой культуры населения. Только в этом случае можно будет избежать или частично компенсировать возникающие социально-экономические противоречия, неизбежно сопутствующие таким преобразованиям.
Мировое сообщество может и должно оказывать помощь вышеназванной категории государств, прежде всего, путем оказания содействия в реализации социально-экономических программ, которые, в конечном итоге, способствуют устранению причин, порождающих политический экстремизм.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Народный фронт освобождения Шри-Ланки: теория и практика. // Афро-азиатские общества: история и современность. Сборник научных трудов. - М., 1993. - 1 п.л.
2. Политический экстремизм на национальной почве. // Татарстан. - Казань, 1991. - № 4. - 0,7 п.л.
3. Мемуары нераскаявшегося коммуниста. // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. - М., 1991. - № 2. -0,3 п.л.