автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Роль традиционной культуры в развитии личности женщин
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль традиционной культуры в развитии личности женщин"
005552358
На правах рукописи
ЧАТРИ ШАХРБОНУ ИСМАИЛ
РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН
(На материалах Ирана)
Специальность: 09. 00.11 — социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
7 7 СЕН 2014
Душанбе —2014
005552358
Работа выполнена в отделе соцпологин Института философии, политологов □ права им. А.Баховаддинова АН РТ
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Шоисматулоев Шоназар, член-корр. АН РТ, доктор социологических наук, профессор
Акнлова Матлюба Махмуджа-повна, доктор философских наук, профессор кафедры политологии и культуры Ходжентского государственного университета Назаров Мумии Абдужалоловпч, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии Таджикского национального университета
Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни, кафедра философии
Защита состоится « 26 » сентября 2014 г. в « 10.00 » часов на заседании Диссертационного совета Д 047.019.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Институте философии, политологии и права имени А.Баховадщшова Академии наук Республики Таджикистан, по адресу:734025 г.Душанбе, пр.Рудаки, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. И.Ганди Академии наук Республики Таджикистан, (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33) и на сайте Института: www.ifanrt.ti.
Автореферат разослан «
» 2014 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философский наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современном мире женщины активно участвуют в экономической, социальной, политической, культурной и семейной жизни общества. Во многих странах третьего мира реализуются стратегии по уменьшению ограничений для развития женщин. Согласно таким стратегиям они должны всесторонне участвовать в выполнении программ и планов по развитию. Исламская идеология не подталкивает мужчину и женщину на конкуренцию и выяснение отношений, зачастую вызываемых эгоистическими стремлениями показать превосходства в тендерном плане. Вместо этого ислам развивает в представителей обоих полов чувство ответственности и альтруизм, дабы обеспечить тем самым счастливую жизнь всем членам семьи. Существование тендерного неравенства непосредственно связано с ограничениями и противоречиями в мусульманском обществе. Эти ограничения создают противоречия между положением женщин в Исламе и существующей ситуацией в мусульманском обществе.
На протяжение истории мнения простого народа смешивались с традициями и легендами относительно роли и место женщин в Исламе. Поэтому следует отделить мнения простого народа о религии от религиозных текстов. Ислам, как религия, упорядочивающая все стороны жизни человека, принимает во внимание морально-физические характеристики обоих полов и, исходя из этого, распределяет общественные функции. Иначе говоря, институту семьи, как инфраструктуре и фундаментальной ячейке человеческого сообщества оказывается пристальное внимание. В этой связи в деле упорядочения отношений между мужчиной и женщиной в семье, ислам главную роль отводит не мужчине или женщине, а семье в целом. Правовые установления ислама, касающиеся прав и обязанностей мужчин и женщин в рамках семьи или общества, как правило, направлены на укрепление основ института семьи.
В данной диссертации рассматривается социальное положение и развитие личности женщин в пространстве Ислама и их вклад в развитии исламского общества. В Иране произошли коренные изменения в социальной жизни общества, в том числе в социальном положении женщин, способствующие повышению её авторитета и роли во всех сферах жизни общества. Исходя из этого, особую актуальность приобретает проблема исследования места и роли женщин в победе ис-
ламской революции, в происходящих изменениях в политической, социальной и культурной жизни иранского общества.
Во многих исследованиях, проведенных в прошлом или на современном этапе, основное внимание обращено на роли и место различных социальных слоев и групп в происходящих социальных событиях и процессах. Но, к большому сожалению, в социальном и культурном отношении роль женщин в происходящих процессах часто остается вне поля зрения исследователей. Во многом к исследованию социальной роли женщины подходят как к социальной группе, интересы которой отличаются от интересов мужчин. Очень часто роль и интересы женщин, как социальной группы, рассматриваются в зависимости от общих классовых, социальных, этнических, религиозных и групповых интересов. Все это в совокупности обусловливает актуальность темы диссертационной работы.
Степень научной разработанности темы. Исследователи различных областей обществоведения — историки, философы, социологи политологи, психологи и т.д. в своих исследованиях недостаточно раскрывают вопросы социально-экономического и социально - политического положения женщин Исламской Республики Иран. В труды ученых Ирана, России, Таджикистана и стран Запада анализируются трансформационные процессыя в странах Востока, в том числе место и роль женщины в политической жизни Исламской Республики Иран.
К числу работ общетеоретического характера можно отнести работы С.Л. Агаева, А.З. Арабаджаняна, М.С. Иванова, Н.М. Мамедо-вой, Л.Е. Склярова и др. авторов, в которых исследована политическая история Ирана в XX веке, особенности экономического развития Ирана в 50-70-е годы, предшествующие победе исламской революции, ход развития революционных процессов во второй половине 70-х годов XX века и победа исламской революции в Иране.
Вопросы развития политических процессов в Иране после победы исламской революции, социально-экономического развития страны в последних десятилетиях XX и в начале XXI вв. нашли свое отражение в трудах Д. М. Анаркуловой, С. Зибакалам, Ф. Раджаби, 3. Ибрахими, X. Баширия и др. исследователей.
Особую актуальность в понимании политологических истоков проблем, связанных с осмыслением таких понятий и определений как «политическое участие», «права женщин», «политическая активность», отношения лидеров ИРИ к проблемам женщин, участия женщин в проводимых мероприятиях исламского правительства приобре-
тают работы лидеров исламской революции- Аятолла Рухулла Хомей-ни и Сайида Хаменеи и других, которые определяют основные направления политического курса исламского правительства.
Проблема прав и места женщин в исламе, имеющая теоретический и практический характер, всегда занимала особое место в работах религиозных деятелей и в исследованиях ученых теологов. Этот вопрос исследован в трудах М. Мутаххари, С.М. Хаменеи, Ш.М. Мех-ди, Аятолла Джавади Амули, Г. Инсафпур и др.
Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах жизни общества - экономики, социальной жизни (образование, здравоохранение), политики, культуры и т.д., в Исламской Республике Иран и других странах Востока, вопросы участия женщин в социальной жизни не стали предметом отдельного исследования.
Абут Волос американский исследователь относительно теорий и подходов к участию женщин в социальной жизни пишет, что дискуссия об участии женщин в социальной жизни общества и способов ее осуществления продолжается во всем мире уже в течение столетий. Взгляды, идеи и подходы по этому вопросу прошли долгий путь эволюции. В современном мире, в том числе в мусульманских странах наблюдается три теоретических подходов к проблеме социального участия женщин: радикальный, традиционный и так называемый сбалансированный»1. Нигохдори - иранский исследователь считает, что все мусульманские учёные уделили особое внимание необходимости участия женщин в развитии экономических, политических, социальных и культурных сфер.
Вопросы участия женщин в политической жизни Исламской Республики Иран становились предметом острых дискуссий, не только внутри страны, но и за ее пределами. В этом отношении можно упомянуть работу З.Аятоллахи, в которой рассмотрены вопросы политического участия женщин с точки зрения ислама и официальной доктрины ИРИ. Н.Мусафа в своем исследовании анализировала различные аспекты политического участия женщин в Исламской Республике Иран на трех уровнях: на уровне местных органов государственной власти, участия женщин в деятельности высшей законодательной и исполнительной власти, а также вопросы участия женщин в деятельности НПО.
'Абут П. Социология женщин. Перевод Манижа Над жми Ираки. - Тегеран: Издательство (Тай. 1380. — С. 28.
Большую помощь в исследовании вопросов, связанных с борьбой иранских женщин за достижение своих политических прав в течение XX в. оказала работа М. Кар, принадлежащая к числу самых успешных исследований по проблемам женщин в Иране.
Вопросам участия иранских женщин в социально-политической жизни страны была посвящена Международная научная конференция в работе которой приняли участие российские и иранские ученые.
Несмотря на наличие работ, посвященных отдельным периодам развития женского движения, участия иранских женщин в различных сферах социально-политической жизни общества — экономики, социальной жизни (образование, здравоохранение) в Исламской Республике Иран и других странах, вопросы участия женщин в социально-политической жизни страны не стали предметом отдельного диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является определение роли исламской культуры в развитии личности женщин. Данная цель предполагает решение следующих задач:
- определить влияние социального развития исламского государства на повышение роли женщин;
- определить влияние культурного развития исламского общества на получение образования женщинами;
- выявить влияние политического развития исламского государства на участие женщин в политической жизни общества;
- выявить влияние экономического развития исламского общества на участие женщин в развитии науки, технологии и повышение уровня занятости;
- определить положение женщин в исламском обществе, исходя из индекса человеческого развития.
Объектом диссертационного исследования является развитие личности женщин в Исламской Республике Иран.
Предметом диссертационного исследования является изучение роли исламской культуры в развитии личности женщин.
Теоретико-методологическая основа диссертационпого исследования.
Работа основа на теоретических положениях классических и современных подходов и концепциях изучения роли и места женщин в социальной и политической жизни общества, в том числе исламской доктрины женского вопроса. В диссертации были использованы методы системного, сравнительно-исторического анализа, принципы
логического и ретроспективного анализа событий и явлений. Использование системного и структурно-функционального подходов позволило определить ключевые понятия исследования, проанализировать социокультурные механизмы данного процесса.
Цель и задачи исследования обусловили необходимость использования междисцилинарного подхода, с помощью которого возможно изучение проблемы в комплексе и обусловливает использование методов, применяемых в социальной философии, социологии и психологии.
Информационной базой исследования послужили религиозные тексты, труды ученых, посвященных женскому движению, тендерному равенству, публикации книг, журналов государственных, международных и общественных организаций, положен™ и выводы, содержащиеся в стратегических и программных документах, выступления и заявлений руководителей Исламской Республики Иран, статистические данные.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном социально-философском анализе проблемы места и роли женщин в современной Исламской Республике Иран, определения особенностей обеспечения прав и свобод женщин в системе исламского правления, участия женщин в социальной, политической и культурной жизни страны.
Отдельными элементами научной новизны исследования являются следующие:
- впервые анализированы основные этапы развития женского движения в Иране, участия женщин в проводимых реформах в период проведения политики модернизации, которые составили основное содержание политики иранского правительства в 50-60-е годы, предшествующие исламской революции;
- предпринята попытка исследовать и определить основные положения исламской доктрины женского вопроса, отношения лидеров исламской революции и руководителей Исламской Республики Иран к женской проблеме, их видения места и роли женщин в системе исламского правления;
- всестороннее исследованы вопросы исламского понимания тендерного равноправия, основные принципы и нормы исламского понимания социально-политического участия, анализированы основные этапы становления политического участия женщин в ИРИ;
- анализированы основные положения закона ИРИ «О женщинах», в котором определены основные принципы и подходы государ-
ственной политики по отношению женщин, поддержки и поощрения женского движения;
- всесторонне обосновано положение о том, что в современном Иране без широкого и активного участия женщин в социальной, политической и культурной жизни общества невозможно достижение устойчивого развития страны;
- проведен сравнительный анализ современного Ирана в индексах развития ЮНЕСКО с развивающими странами.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней исследуются малоизученные аспекты роли женщин в Исламе, особенно в Исламской Республике Иран. Полученные результаты могут содействовать решению проблем, связанных с равноправным участием женщин во всех сферах общественной жизни, послужат концептуально-методологическим основанием для дальнейших научных исследований в этом направлении. Проведенное исследование расширяет теоретические основы и рамки изучения женского вопроса в Исламской Республике Иран.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее научные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке государственной политики в области защиты прав и свобод женщин, более активного их вовлечения в решении задач, стоящих перед иранским обществом. Теоретические обобщения и материалы диссертации могут применяться в процессе преподавания социологических дисциплин, написании спецкурсов по современной истории Ирана и т.д.
Апробация работы. Диссертащи обсуждена на заседаниях отдела социологии и отдела социальной философии Института философии, политологии и права им. А.Баховадцинова АН РТ.
Основное содержание диссертации отражено в 2 монографиях и 4 научных статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях. Главные положения и выводы были изложены на международных и региональных научно-теоретических конференциях
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе работы «Теоретико-методологические вопросы изучения места и роли женщин в развитии общества» рассматриваются определение понятийного аппарата развития общества, основные философские, социологические и социально-психологические теории развития.
В первом параграфе «Определение понятийного аппарата развития общества» отмечено, что термин «развитие» понимается и определяется как выход из «тупикового (вакуумного) состояния». По теории перестройки (обновления) это состояние характеризует традиционное общество со свойственными ему культурой и ценностей, и чтобы стать модернизированным необходимо выйти из данной стадии развития». Устранение недостатков и победа над нехваткой продовольствия, бедностью и заболеваниями, являющимися основной и существенной болью человечества, считаются основной целью развития. В некоторых теориях внимание обращено на характерные черты благосостояния и снижения уровня бедности и несостоятельности, которые имеют отношения к развитию.
Г.Мюрдаль и его сторонники выдвинули свою социологическую концепцию причин отсталости стран Южной Азии. Г.Мюрдаль считает, что для успешного технического и экономического развития, или как принято ныне считать, для модернизации жизни, решающее значение имеет коренное изменение отсталых, неэффективных социальных и политических институтов. Только предпринимая, одновременно и параллельно с технико-экономической модернизацией, меры по изживанию устаревших взглядов и воззрений, господствующих в психологии народа, можно добиться прогресса. Мюрдаль не без основания считает необходимым изменение взглядов населения на жизнь и труд.
То есть, по нашему мнению, развитие и процветание являются как бы многоплановым, многосторонним процессом, определяющим дальнейшие различные направления и указывающим верный путь для продвижения вперёд всей экономической системы. «Развитие во многих случаях» включает в себя даже нравы и обычаи, традиции и убеждения населения»
Экономическое развитие: понятие развития очень часто отождествляется с понятием экономического развития, хотя между этими двумя понятиями существуют различия. Экономическое развитие охватывает количественные показатели экономики. С точки зрения П.Дурнора экономическое развитие состоит из пакета возможностей и совершенствования человеческого потенциала, необходимых для снижения бедности. Уменьшение диапазона общей бедности, безработицы и неравенства экономического развития неотделимы друг от друга. Экономическое развитие — это есть процесс, промежуток времени, при котором научно-технологические основы производства из традиционного состояния переходят в состояние модерна.
Для экономического развития необходимо организовать взаимосвязанные сети, состоящие из комплекса продукции и доходов, с принятием во внимание внутренних ресурсов и с учётом взаимозависимости с другими странами. Однако, для достижения таких результатов, а также для равного и справедливого распределения национального дохода и улучшения уровня жизни населения, необходимо, прежде всего, обеспечить прочность политического строя, укрепление безопасности, создание политических, социальных и экономических основ в соответствии со сложившимися условиями. Несомненно, экономическое развитие включает в себя и социальное развитие и оба взаимно дополняют и совершенствуют друг друга, и служат развитию общества.
Социальное развитие: социальное развитие неразрывно связано с образом жизни людей в обществе и в физических измерениях (размерах) оно есть своего рода индикатором повышения общего уровня жизни, путем создания налаженных, гармоничных и оптимальных условий на основе снижения уровня бедности, обеспечения населения продовольствием, здравоохранением, жилой площадью, занятостью, образованием и качественным проведением свободного времени. На данной основе можно утверждать, что социальное развитие есть одним из многообразных взаимных взаимодействий, возникающих в каждом данном обществе вместе с развитием цивилизации. Социальное развитие содействует улучшению социального положения людей в обществе. Такое улучшение достигается путём коренных изменений общественной жизни по разработанной научной теории, подходящей к условиям данного общества.
Культура и культурное развитие: понятие культуры, как и понятия общество и развитие, наиболее часто встречаемые в обществоведении. Культурное развитие в отличие от экономического, социального и политического развития акцентирует внимание на удовлетворение нематериальных потребностей людей в обществе. Таким образом — это процесс, который с происходящими изменениями в разуме, восприятии, познании, способностей и доверий, приводит к формированию в обществе особых личностей, результаты которого имеют прямое отношение к развитию человека. Распространённое значение культуры и культурного развития охватываются всеми моделями, изучаемыми в обществе, в котором формируются и передаются посредством символов. Культурное развитие является одним из характерных черт развития, которое встречается во всех сторонах человеческой жизни, где скрыто, а где и открыто.
Политическое развитие: политическое развитие является ничем иным, как основным условием для создания необходимой экономической и промышленной ситуации в обществе. Политическое развитие — это формирование политических условий и необходимой власти для осуществления экономического развития. Следующее понимание политического развития основывается на исполнительную дееспособность правительства и большей реализации общей политики. Также существует понимание, что политическое развитие, это когда общая дееспособность, вся система и потенциал государственного управления и общества объединены в одно целое. И последнее видение политического развития — это вступление в новый мир вместе с созданием одного государства и одной нации с современными производственными отношениями.
Человеческое развитие: концепция человеческого развития широко анализирована впервые в 1990 году в Докладе ПРООН о развитии человека. Согласно этой Концепции, основная цель развития должна быть направлена на обеспечение людей возможностью более широкого выбора. Измерением, которое устанавливает уровень человеческого развития, являются равный доступ людей к качественным знаниям, достойному рабочему месту и достаточной оплате труда, а также возможность пользоваться квалифицированной медицинской услугой.
Начиная с 1990 г., рассчитывается индекс человеческого развития (ИЧР) — составной индекс, определяющий средний уровень достижений страны в следующих 3 основных измерениях: 1. индекс ожидаемой продолжительности жизни; 2. индекс уровня образования, отражающий степень грамотности взрослого населения (15 лет и старше) и охвата населения начальным, средним и высшим образованием; 3. индекс ВВП на душу населения, указывающий на уровень доходов граждан страны. Для этих 3 компонентов ЧР предложена система показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира.
Устойчивое развитие: одним из необходимых условий сохранения и развития человеческого потенциала как на индивидуальном, так и на социальном уровне является устойчивость человеческого развития. Концепция устойчивого развития была сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества.
Развитие личности женщин: одна из важных сторон экономического развитая - социальное развитие, которое призвано превратить современное общество в общество развитая статуса и положения женщин. Женщина влиятельный член общества И поэтому она может сыграть передовую рель в решении ответственных задач, внедрить, распространить понятае развитая в социальной сфере, бьпу, подготовить соответствующую почву дня свободной деятельности и в длительном пути борьбы за свои права, стремиться, наравне с мужчинами, вносил, свою легпу в общее дело. Сила и энергия женщин ни в коем случае не должны бьпъ меньше, чем у мужчин. Другими словами, только, таким образом, представляется возможным обеспечить общество устойчивыми темпами развитая, создать благоприятные условия для реализации принятых планов. В отношении занятости и привл&-чения женщин к труду в современном обществе во многих случаях мы сталкиваемся со многими препятствиями, которые преграждает путь женщине актавному ее участию в различных социально-экономических отраслях, что в итоге приводит к лишению общества плодов оптимальной, громадной рабочей силы.
Во втором параграфе «Социально-философские, социологические и социально-психологические теории развития общества, личности и женщин» подчеркивается, что изучение человеческого поведения и общества обрело объективность и систематичность только в конце 18в. Возникновение социологии как части этого важного интеллектуального процесса происходило на фоне радикальных перемен, которые произвели в Европе две великие революции 18-го и 19-го веков. Конт рассматривал общество как целостную функциональную систему, элементы и подразделения которой тесно взаимосвязаны между собой. Общество основано на разделении труда. Он видел в нем «самое существенное условие общественной жизни», если рассматривать его «во всем его рациональном объеме, т.е. видеть его в совокупности всех наших разнообразных действий, вместо того, чтобы ограничить его — как зачастую принято - одними материальными отношениями». Огюст Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества. По его мнению, «весь общественный механизм покоится, в конечном счете, на мнениях.» Смена идей, полагал он, обусловливает переход общества от одного состояния к другому. Он выделяет теологическую, метафизическую и позитивную стадии, через которые проходят действия людей. Все социальные институты,: формы социальной организации, способы и образы социальной жизни являются производными от господствующих способов мышления.
Г.Спенсер трактует фазы развития в виде дихотомии - как противопоставление более раннего, «военного» общества современному,
«промышленному». Первое ориентировано на войну, завоевание и оборону, оно сильно централизованно, самодостаточно в экономическом отношении, настроено на коллективизм, на подчинение блага и интересов отдельного человека общим интересам, применяет насилие и репрессии, ценит лояльность, послушание и дисциплину. «Промышленное» общество ориентировано на развитие производства и торговли, имеет децентрализованный характер, связано экономически с другими обществами, индивидуализировано, блага отдельного человека считает высшей ценностью, регулирует социальную жизнь системой добровольных контрактов, ценит инициативу, новаторство, независимость. Переход от военного к промышленному обществу является результатом общего «закона эволюции», тенденции к дифференциации структур и функций в общественном организме (появление все новых и новых групп, институтов, организаций; углубляющейся специализации в действиях членов общества.
Известный представитель эволюционизма Льюис Г.Морган выделяет три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Границы между ними, как и границы внутренних фаз, определяются крупными научными открытиями и изобретениями. В эпоху дикости - это умение добывать огонь, изобретение лука, гончарного круга, в эпоху варварства — начало скотоводства, земледелия, обработка железа, в эпоху цивилизации — изобретение алфавита и письменности. Все изменения в характере институтов, в формах организации общества, в идеологии следует представлять, как производное от этого главного развития-развития техники.
Первую теорию исторических циклов в социологии сформулировал В.Парето в книге «Трактат по общей социологии» (1916 г.). В его представлении социальная система находится в непрерывном движении, представляет собой процесс перехода от равновесия через дестабилизацию к нарушению равновесия. В каждой фазе состояние системы определяется характером господствующих элит, прежде всего правящих, то есть тех, чьи решения являются обязательными для других и в чьих руках находится власть.
В конце 19-го и начало 20-го вв. эволюционистские идеи развивает Э.Дюркгейм. Человеческое общество эволюционирует от организационных форм, опирающихся на «механическую солидарность», к таким, в которых доминирует «органическая солидарность». Традиционным обществам присуща механическая солидарность. Поскольку большинство членов общества занято сходными видами деятельности,
их объединяет общий опыт и всеми разделяемые верования. Эти верования обладают силой подавления, так что у отдельного человека остается мало возможностей для инакомыслия. Под влиянием индустриализации и урбанизации стало расти разделение труда, содействующее распаду этой формы солидарности. В современных обществах специализация и. растущая социальная дифференциация приведут к новому порядку, характеризующемуся органической солидарностью. Общества, которым свойственна органическая солидарность, сплочены благодаря экономической взаимозависимости людей и признанию важности сотрудничества. По мере того как разделение труда охватывает новые сферы, люди становятся все более зависимыми друг от друга, поскольку каждый нуждается в товарах и услугах, которые предоставляют занятые иными профессиями. В процессе формирования социального консенсуса отношения экономического обмена и взаимозависимости приходят на замену общим верованиям.
Эволюционизм нашел свое продолжение и в некоторых других теориях второй половине XX в., рассматривающих проблемы изменений и развития: в теории модернизации и в теории постиндустриального общества. Теория модернизации являлась ответом на исторический опыт, связанный с обретением независимости и самостоятельности бывшими колониальными странами, так называемого третьего мира. П.Штомпка определяет модернизацию как приближение общества через осознанное осуществление определенных намерений, целей и планов к признанной модели современности, чаще всего к образцу какого-нибудь существующего общества, признанного современным. Это постепенное достижение такого образца, преодоление пропасти, отделяющей от него, выравнивание опоздания.
В сложившейся новой ситуации высокоразвитые и отсталые страны сосуществуют друг с другом. Мир делится на центр (метрополию) и периферию. Цивилизация Запада представляет собой образец современности и распространяется по всему миру. Отсталые в своем развитии страны должны двигаться вслед, стремясь догнать передовые страны при косвенном, опосредованном участии или непосредственном вмешательстве наиболее развитых стран.
Теория зависимости появилась в середине XX в. Сторониками этой школы можно назвать А.Гюндера Франка, П.Борона и В.Риштоина. Она касается постколониального периода, когда непосредственная политическая зависимость хотя и устраняется, однако ей
на смену приходит сильная неоколониальная экономическая зависимость.
Ориентированный подход к развитию: учёные больше всего относят к нему развивающие страны. Их девизом является возвращение к своим корням, защита культурной идентичности и отрицание практики развитых стран. Они отрицают достижения прогресса Запада относительно развития. Эндогенный подход к развитию: представители этой школы ведут дискуссию относительно нескольких моментов. Первый, защиту культурной идентичности считают основой достижения развития. С их точки зрения, народы развивающихся стран для научных и технологичных достижений должны осознать, что европейцы на несколько шагов находятся впереди них: второй, культурное уточнение. Точное понимание своей культуры, ее ценностей, конкретное определение положительных особенностей и их дальнейшее развитие и очищение ее от отрицательных свойств. Третий, необходимость сознательного взаимодействия с другими культурами; опора на национальную культуру не означает пренебрежительное отношение к общечеловеческой культуре. Таких учёных, как М.Маклуан, Д.Хоруи, Э.Гидценса, Р.Робертсона, М.Вотреза, М.Олбру, Д.Томпсона можно считать представителями этого похода. Четвертый, столкновение культур центра и периферии приводит к всеобщему обогащению культур. Такой подход представлен в концепции израильского социолога Ш.Эйзентцггадта.
Крупнейшую перспективу - картину истории человечества -представил - К.Маркс. История, по Марксу, развивается как естественно-исторический процесс, заключающийся в направленном, необратимом следовании друг за другом общественно-экономических формаций, то есть целостных общественных систем, обретающих разный характер на последовательных исторических этапах. Анализируя капиталистическое общество. К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу, что в недрах этого общества постоянно присутствуют и разрастаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, трудом и капиталом. Причина этих противоречий_
неравное отношение классов к средствам производства. Для устранения указанных противоречий необходимо обобществление собственности на средства производства. К.Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими.
Мнения психологов и социальных психологов о том, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов. С каждым типом теорий связано свое особенное представление о развитии личности.
В последние десятилетия усиливается тенденция к целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается интегративная концепция развития, принимающая во внимание, согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась более выраженной. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
В книге "Основы психологии" Рубинштейн существенно, по-новому, продолжает наметившуюся в советской психологии в 20-е гг. тенденцию считать проблему развития психики конституирующей в определении предмета психологии, а исследование развивающейся психики ребенка - одним из ведущих по своему значению и удельному весу (ПП.Блонский, М.Я.Басов, Л.С.Выготский и др.). С.Л.Рубинштейн раскрывает в единстве исторический, антропогене-тический, онтогенетический, филогенетический, функциональный аспекты развития психики и бытийно-биографический - развития личности. Система психологии разрабатывается и представляется им через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований.
Одним из важнейших показателей развития является проблема тендерного неравенства. После победы исламской революции иранские женщины принимали активное участие в приводимых мероприятиях социального и политического характера. Торжество исламской революции под руководством имама Хомейни предъявило великолепный эталон для мусульманских женщин во всем мире. В Преамбуле Основного закона ИРИ предоставляется всем иранцам, независимо от пола, право на труд, социальное обеспечение, получение бесплатного
среднего образования. В статьях 26 и 27 Основного закона признаются права на организованное политическое участие, создание политических партий и организаций.
В третьем параграфе «Функциональный подход к изучению общества и его развития» рассматриваются точки зрения и теории М.Вебера, Т.Парсонса, Э.Гидденса и других философов и социолОгов-теоретиков, представителей структурно-функционального подхода к изучению общества и его развития.
М.Вебер занимался анализом и концептуализацией институциональной структуры общества как важного контекста поведения, имеющего социологическое значение. Институты более или менее явно рассматривались им как сложные сети социальных отношений и интересов или как функции, связанные с какой - то структурой повиновения, обязанности или, по терминологии Вебера, законности. Вебера был одним из первых, кто признал решающую роль законности и ее разновидностей для действительно социологического подхода к социальным отношениям, показав таким образом недостаточность экономических, психологических и эволюционных теорий.
Оригинальным вкладом Зиммеля в социологический анализ стали его исследования таких мелких форм социализации, как сочувствие, благодарность, зависть, общительность и секретность. Он также вскрыл важные аспекты социализации в относительно малых группах. Эти такие аналитические аспекты, как влияние числа; дифференциация; иерархия и разделение труда; централизация; стойкость и сплоченность группы; степень, в какой члены группы знают друг друга; вступление в группу и степень индивидуального.
Значительный вклад в разработку структурно-функционального метода внес Б.Малиновский, изучавший жизнь дописьменных сообществ. Он стремился построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Однако его стремление строго и однозначно определить понятия "социальной системы", "культуры", "сообщества", "основных потребностей", "функций", "функциональности" и "дисфункциональности" вскрыло серьезные языковые и логические трудности, с которыми сталкивается структурно-функциональный метод.
Учение Рэдклифф-Брауна о социальной структуре вполне может рассматриваться как своеобразная теория культуры. Хотя, необходимо оговориться, что по его собственному мнению "изучение культуры возможно не автономно, а лишь в контексте характеристики социаль-
ной системы, и поэтому следует говорить не о культуре, а о социальных системах".
Главным аспектом теории структурно-функционального анализа Т.Парсонса является построение общества на базе общественного равновесия либо порядка, который, в свою очередь, будет поддерживаться на базе указанных им социальных систем. Он разделяет общества на социальные системы и указывает на принадлежность индивида к этим системам. Общество - это сложная система социальных частей, находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемых системой ценностей. Развитие общества носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новейших взаимодополняющих связей и координации меж частями). Ни одна социальная система, будь то общество, либо индивид, не могут выжить, если не решены её главные трудности: приспособление к окружающей среде (адаптация); формулирование целей и мобилизация ресурсов (целеполагание); поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение вероятных отклонений (интеграция); обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание эталона).
Предложенная Э.Гидденсом концепция дуальности структуры является попыткой преодолеть существующую односторонность в объяснении социальной структуры, рассмотренными выше теориями, соединившая оба подхода в единой логической конструкции. В соответствии с концепцией дуальности структуры - структура не может быть вне действия, как и действие вне структуры. Структуры творятся действиями индивидов и воспроизводятся ими в социальной действительности. Таким образом, можно говорить о наличии непрерывного процесса.
В конце XX века окончательно были отброшены всякие представления о неизменных общественных явлениях - организмах и системах, обладающих постоянными структурами и учёные пришли к согласию в том, что всё, существующее в обществе, - это общественные события, социальные действия, то есть находящиеся в движении, изменчивые и постоянно меняющиеся, колеблющиеся конфигурации культурно мотивированных человеческих действий, соотнесённых с действиями других людей.
Концепции мусульманских учёных фокусируются на общей и нематериальной стороны жизни, нежели индивидуальной и материальной сторон. Общий аспект охватывает всю территорию исламских государств, с отражением исламского возрождения и их единства. Индивидуальный аспект включает изменение человека и его обращение к вере (12-11,5).
Во второй главе диссертации «Процесс развития личности женщин в исламской культуре» рассматриваются вопросы влияния ислама на социально-экономическое, политическое и культурное развитие женщин.
В первом параграфе «Влияния ислама на социально - экономическое, политическое и культурное развитие женщин» отмечается, что процесс влияния ислама на духовное, социальное, экономическое, политическое и культурное развитие женщин охватывает специфические особенности политических преобразований обществ и участие в них женщин. В современном Иране сформировались 3 подхода, рассматривающие вопросы участия женщин в социально-политической жизни общества: а) традиционный исламский, б) интеллигентно-просветительский, в) третий подход, отрицающий два первых.
Сущность первого подхода заключается в том, что представители этой школы ограничивают сферу жизнедеятельности женщин семьей и воспитанием детей, обосновывая необходимостью учета природных и биологических особенностей человека, которые в ходе истории человечества стали причиной тендерного разделения труда. Представители второй школы в основном выходцы из интеллигенции, выступают за безусловное участие женщин в экономической, социальной, политической, культурной и т.д. жизни страны. Представители третьей школы отрицают «традиционализм» первой школы и «радикализм» второй школы, выступают за участие женщин в социальной жизни общества, включая и политическую жизнь, но, одновременно, выступают за ограничение прав женщин в отдельных сферах.
Во втором параграфе «Развитие личности женщин в Иране в области обучения, занятости и политической деятельности», отмечается, что победа исламской революции в Иране - одна из важнейших политических событий второй половины XX в. Ислам учит, что каждый человек, независимо от своих способностей, потребностей и личных качеств, нуждается в обучении и воспитании, мужчина и женщина в вопросах овладения знаниями имеют равные права. Вне всякого сомнения, можно утверждать, что активное участие женщин во всех
сферах жизни общества, в первую очередь, зависит от уровня их образования и осведомленности (информированности).
После победы исламской революции одним из главных направлений деятельности иранского правительства было развитие культуры, образования и науки, а в области образования основное внимание было направлено на ликвидацию неграмотности среди населения, в том числе среди женского населения. Для повышения роли женщин в семье и воспитании детей, активизации женщин в социальной жизни общества необходимо было развивать женское образование, как главное условие улучшения положения женщин. Государство рассматривало развитие всех ступеней образования как важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны. Развитие среднего и высшего образования было включено в государственные программы развития, предусматривающие также подготовку высококвалифицированных специалистов из числа женщин. Это привело к тому, что возросло число абитуриентов из числа женщин, а в составе, поступивших студентов в высшие учебные заведения по ряду важнейших специальностей, численность женщин было выше, чем мужчин. Но, несмотря на увеличение числа женщин, имеющих высшее образование, численность женщин, занятых в различных отраслях экономики страны, не превышает еще 15%. Другими словами, рынок труда в Иране все еще остается мужским. Поскольку существует прямая связь между образованием и занятностью, в последнее время наблюдается рост культурного уровня населения, в том числе женщин, рост политической активности женщин в Иране.
Принимая во внимание рост числа женщин с высшим образованием в 1996-2001 гг. правительство рассматривало возможность расширения участия женщин в экономической и социальной жизни общества и для этого в задачах четвертого пятилетнего плана развития предусматривалось увеличение числа новых рабочих мест для женщин.
Самым ярким примером уровня развития политической культуры любой страны является избирательное право граждан - право избирать и быть избранным. Это право является частью естественного права человека на право выбора - выбор в личной и общественной жизни: выбор спутника жизни, выбор образа жизни, местожительства, профессии, место учебы, и, в конечном итоге, право избрать представителей народа в органы власти и право передачи полномочий, выступить от имени и представлять народ являются формами права выбора
человека. По этим двум показателям можно понять уровень политической активности и политического участия женщин в жизни общества.
В третьем параграфе «Сравнение достижений Ирана с развитыми государствами на основе индекса человеческого развития» раскрывается ситуация в Иране на основе данного индекса. В 2004г. Иран имел более благоприятную ситуацию по сравнению с предыдущими годами. Доклад о развитии человека включает аналитические инструменты для политического выбора. Эти инструменты являются одним из самых значительных вкладов отчета. Они обеспечивают удобные методы анализа человеческого развития на международном, региональном, национальном и субнациональном уровнях, а также средства для оценки тенденций и пробелов в развитии человека. Концепция человеческого развития фокусируется на последствиях, а не на средствах развития и прогресса. Реальная цель развития должна заключаться в создании благоприятных условий для людей, чтобы наслаждаться долгой, здоровой и творческой жизнью. Развитие человека обозначает как процесс расширения выбора для людей и улучшения их благосостояния. Наиболее важные аспекты развития человеческого потенциала являются: долгая и здоровая жизнь, знания и достойный уровень жизни. Дополнительные проблемы включают в себя социальные и политические свободы. Концепция различает две стороны человеческого развития. Одним из них является формирование человеческих возможностей, таких как улучшение здоровья и знаний. Другой, осуществление этих приобретенных возможностей в работе или на отдыхе.
Возникает уместный вопрос: насколько Основной закон ИРИ признает права женщин и какую роль Конституция играет в обеспечении их социальных и политических прав? Другими словами, существуют ли конституционные гарантии участия женщин в социально-политической жизни современного Ирана? Основной закон признает равные права женщин в семье, гарантирует ее участие во всех сферах деятельности. Очевидно, что Конституция страны осуждает отношения к женщине, как к объекту эксплуатации, и констатирует, что женщина наряду с мужчиной может принимать участие во всех сферах жизни общества. Нет никаких ограничений для женщин ни в одной сфере общественной жизни. Более того, Основной закон акцентирует внимание на восстановлении прав женщин. Ст. 2 Конституции гласит, что исламская республика - это система правления, основанная на вере в единого Бога и устанавливает законы шариата и человек
должен покоряться Его воле; что божественное откровение играет основополагающую роль в толковании законов; что благородство и высшую ценность человека, его свободы и ответственность перед Богом обеспечивают равенство, справедливость, политическую, экономическую, социальную и культурную независимость.
Ст. 3 Основного закона определяет задачи правительства, которое призвано использовать все возможности для достижения вышеперечисленных целей путем создания благоприятной атмосферы для дальнейшего развития моральных качеств личности, основанных на вере, богобоязненности и борьбе против всяких аморальных поступков и проявлений; повышения уровня сознательности народа во всех сферах, путём эффективного использования прессы и других средств массовой информации; обеспечения бесплатного образования и физического воспитания для всех и на всех уровнях, а также доступности высшего образования; обеспечения политических и социальных свобод граждан в рамках закона; обеспечения участия всего народа в политической, экономической, социальной и культурной жизни; создания эффективной экономической системы на основе исламских норм, для устранения бедности, улучшения жилищных условий, условий труда и здравоохранения; обеспечения всесторонних прав граждан, независимо от пола, обеспечения безопасности путем создание системы правосудия для всех и равенства всех перед законом и т. д.
Социально-политическое участие также признано в качестве прав, способствующих созданию необходимых условий для развития личности женщин. Эта статья Конституции обязывает государство создавать условия для развития личности женщин. Обеспечение условий для развития личности женщин в обществе создает благоприятную почву для улучшения их правового положения. Ст.28 Основного закона предоставляет всем иранцам, независимо от пола, право на труд: «Каждый может выбрать себе работу, к которой имеет склонность и которая не противоречит исламу, общественным интересам и не нарушает права других. Правительство обязано с учетом потребностей общества в различных профессиях, создавать для всех возможности для трудоустройства и равные условия для занятия рабочих вакансий». Ст.29 и ст.З 0 посвящены правам граждан на социальное обеспечение, получение бесплатного среднего образования. Закон не предоставляет никаких привилегий отдельным социальным группам, в том числе по признакам пола. Государство обязуется гарантировать обеспечение таких прав всем гражданам
В Исламской Республике Иран, согласно Конституции, управление делами страны осуществляется на основе принципа опоры на общественное мнение. Основной закон признает право каждого, и мужчин и женщин, на участие в выборах, не отнимает у женщин права выбора и права быть избранным. В законе о выборах Меджлиса Исламского Совета также не предусмотрены ограничения тендерного характера. ИРИ предоставляет женщинам право выбора и право быть избранным, в том числе в состав Президиума Меджлиса. В этом плане нет различий между женщинами и мужчинами.
В заключении сформулированы выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, представлены предложения и рекомендации по результатам исследования.
Научные публикации по теме диссертационной работы
Публикации в изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и пауки Российской Федерации
1. Роль женщин в развитии иранского общества // ISSN 0235 -005Х.Известия АН РТ, Серия философия и право. 2012, № 2. - С. 65-69.
2. Сравнение развития женщин в развитых странах и в Иране ISSN-2074-1847.Вестник Таджикского национальногоуниверсите-та.2012, № 6/3. -С. 144-145.
3. Развитие иранских женщин в исламской культуре. TSSN-2074-
1847. Вестник Таджикского национального университета. 2012.№ 7/3 _ С. 147-149.
4. Социологическая позиция женщин, в контексте развития культуры// Life Sciences Journal2012:9(4). -Р.4289-42-90
Книги
1. Социальная роль женщин в развитии исламской культуры. Душанбе, изд-во «Бухоро», 2012 г. - 70 с.
2. Процесс развития женщин в исламской культуре. Ч. 2. Душанбе, изд-во Бухоро», 2012 г. - 72 с.
Сдано в печать 17.07.2014. Разрешено к печати 18.07.2014. Бумага офсетная. Формат 60x841/8. Печать офсетная. Заказ № 83. Тираж 100 экз.
Издательство "Дониш":734029, г. Душанбе, ул. С.Айни, 121, корп. 2