автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.05
диссертация на тему: Роль ЮНЕСКО в сохранении и развитии традиционных культур народов Африки южнее Сахары (1960-1990 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль ЮНЕСКО в сохранении и развитии традиционных культур народов Африки южнее Сахары (1960-1990 гг.)"
ШЖСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СВДЯЕГО (ЯЕЦЙАЛЫЮП) ОБРАЗОЗШЯ УКРАИШ
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА JEHKHA й ОРДЩ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЖЦЭ ГОСУДОСТВЕНБЗЙ УВЯЕРСИТЕТ им.Т.Г.ПЕВЧЕШО
На правах рукописи
КАРЛШО ТАТЬЯНА аШНТИНОВНА £j
УДК 32?.? : 003/6/
РОЛЬ ШЕСКО В СОХРАНЕНИЙ Й РАЗЗКТШ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ АФРИКИ ШВЕЕ САХАРЙ /i960 - 1990 гг./
Специальность - 07.00.05 - ветория международных отношений и внетаей политики
ABlQPE4E?AT
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
м
КИЕВ - 1992
Диссертация выполнена в сектора национальных и культурных /облей Института Африки АН СССР.
Научный руководитель - доктор исторически наук,-
профессор МСМАГЙЯОВА Р.Н.
Официальные оппонента: доктор исторических наук, профессор ЦВЕТКОВ Т.Н. кандидат исторических наук ЛАРИНА O.P.
Ведущая организация - Киевский государственный педагогический институт
Защита состоится *«££ ЩыiçUc^992 г. в
.//J,
часов
на заседании специализированного совета Д 068:18.24 при Виевсн ордена Ленина и ордена Октябрьской революции государственном университете км.Т.Г.Шевченко /252017, г.Киев, ГСП, ул.Владимир екая, 64, ауд
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотека университета.
Автореферат разослан »!_" duMjmz г.
Ученый секретарь специализированного совета, ,:азд;:дат исторических наук >' доц.В.А.ЖППЕЛЬ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
.ктуальность теш дка с ерта гп-"и. Одно Г га характерных особеннос-временкого этапа общественного развития является признание ры необходимым условием развития. В етой связи со:всей острогает вопрос о значений к важности сохранения многообразных ' р, сложившихся в истории человечества. Бэгатейшее культурное т всех стран к народов включает общечеловечйкие ценности,' зтранение в ознакомление с которыми является одной, из глав-п,ач Организации Объединенных Наций по вопросам образования, ъ культуры /ШЕСКО/. Поэтому закономерным- становится обра-$ богатейшему наследив традиционных культур народов Африж, • :е к становление которых охватывает несколько тысячелетий, вдетельствоы высокого развития традиционных африканских | с древнейших времен является сохранившаяся наскальная ь, найденная археологами в различных районах Северной и фрики. Целув эпоху в истории мировой культуры составили тальная каменная архитектура, скульптура и живопись Древ-ията.
глубоких худояеетвеннкх традициях свидетельствуют и древ-культуры Нигерии, открытые археологами в конце прошлого - -зынеанего века. Терракотовне, скульптурные изображения животных, датируемые 5 в. до н.э., были найдены англ?»Г'-геологом Ьернардоы Фэггоы на территории поселенйя Нок. Лх вносят к культуре Нок.
■ическим продолжением и развитием культуры Нон явилась : Мфе. Найденные в 1910 г. видным немецкий ученым Лео #ро-: бронзовые й'терракотовне скульптуры датируются 11-12 вв. реализмом в изображении лвдей и животных достигают большего сходства со скульптурами Нок.
Э-е года XX в. английские археологи в ходе раскопок в рай-
оне озера Чад обнаружили памятники еще одной древней культуры, которая была названа именем народа Cao, проживавшей на террито современного такого Чада, северного Камеруна и северо-востока' Нигерии в 5 в. до н.э. - 17 в. н.э. Для культуры Саохарак^ны зооморфные изображения людей в антропоморфные терракотоше сиз туры зивЬтныг. Расцвет культуры Cao пришелся на 12-17 вв., ног в изображении человека африканские мастера достигли особого сс шенства: стилистическое единство их произведений свидетельство о высоком уровне развития культово« скульптуры. . .
К высокохудожественным образцам традиционной . африканской, культуры относят искусство Бенина 14-19 вв. Бронзовая скульпту Бенина в ходе длительного развития прошла этапы от натуралиста адского изображения к декоративному, уровень ее худоч-ествекног совершенства определялся сменой технических приемов обработки бронзы, что и определило своеобразие развития традиционной кул туры Бенина. * •. :
Культурное наследие Африки является одним из важнейших яр терм ев ценности традиционных африканских культур. Сохранение е одна из ведущгх проблем, стоячая не только перед правительства африканских государств, но и перед всем ш-рошм сообществом, в скольку культурное наследие каждого народа - неотъемлемая част культурного наследия всего человечества. Актуальность теш данного исследования состоит в обосновании необходимости обьед иену я усилий всех стран 1; народов в деле сохранения и развития каадо? существукцей самобытной культуры с целью обогащения чел вечесхоГ культуры в_^елом. фупнсйжая «е»правительственная орг ш-зацня ИЕСКО является ведущим центам, объединяющим народы з реЪенгй этоР' насущно? проблемы в эпоху обновления,, восстанов ния приоритета общечеловеческих ценностей. 3 соврецешом вза!> зга; cvi'-ou «vpe, в условиях научно-технического прогресса, несу
ty отчуждения и некоторого единообразия, именно культурная НТН0СТ4 различных народов является тем истоком й основоР, ие содействуют сохранению и обогащена» многообразных куль-нродов мира.
Подтверждением актуальности *емн диссертации явилось провозное Всемирного десятилетия развития куяьтурн в 1935 г. на i с 1338 по 1997 гг. Кнйцкагорои проведения .Всемирного деся-ш стала ШЕСКО, которая'добилась осуществления такого шро-птабного проекта в рамках ООН на 41-й сессии ее Генеральной влей в 1986 г. Таним-образ он, мировое сообщество, приняв ре-•ш 41/187 "Провозглашение Всемирного десятилетия развитая фы", признало роль лудътуры в общей развитой, что й явилось из четырех основных целей Десятилетия. Второй целью Всемир-{есятжлетйи стало утверждение культурной самобытности как >дйгого условия развития 1ультуры. Расширение участия в куль-I анзни и содействие международному культурному сотрудничест-юследуицие цеди, посредством которых станет возможным осушение двух нервнее.
¡ажным аспектом деятельности ШЕСКО по сохранении культурного ия является совершенствование законодательства по сохране-льтурных ценностей. Дея ознакомления народов всех стран с рным наследием друг друга, для развития международного вза-иманйя ШЕСЮ в течение нескольких десятилетий разрабатыва-ументн, регламеетирущке ее деятельность по изучению и рас-аненйю культурного наследия всех стран и народов, экументы, утвержденные Генеральной конференцией ШЕС5Ю, при-;я И выполняются государстваык-членаыи ШЕСКО в качестве * здаций. В государствах Африки они - содействуют развитию за-рельства, которое определяет уровень защиты культурного ет, а таетсе практические, технические, административные и
финансовые меры для усиления этой защкты. ШЕСлО постоянно oj зует мездународше кампании по сохранена и охране исюричеси мест, гмеющкх исклвчЕтельно важное значение. Большое вшшание уделяет ШЕСгХ) возвращению культурных ценностей, являющихся п никами прошлого народов, создавш'Х их. Таким образом, 'аятуаль данного исследования подтверждается последовательной полмгико: ЮНЕСКО в области сохранения всемирного культурного наследия.
Объектом исследования является концептуальный подход ШЕ( х проблеме культурной самобытности, складываищйся в ходе рабоо сессий Генеральной конференции и крупнейших международных кою} ренций, симпозиумов, предметом-исследования стала реализация концептуального подхода ШЕСКО к данноГ- проблеме в ее програш практической деятельности.
Вклад традиционных африканских культур во всемирное культ ное наследие неоспорим, поэтому целью исследования является ан деятельности ШЕСКО по сохранению, изучению к распространении , ргканского культурного наследя как в Африке, так и во всем му] В соответствии с этим в диссертационной работе поставлены конкретные задачи;
- показать роль ШЕСКО в разработке и реализации концептуальш подхода к африканской культурной самобытности;
- изучить культурную политику правительств африканских государ г ШВСКО в области сохранения культурных ценностей;
- проследить осуществление и развитие поыоида ШШО'странам Африка в организации научных исследований в области африканской истории, вультуры, языков;
- раскрыть деятельность- ХНЕСЯО по содействия африканским прави тельствш в созданп-. региональных культурных центров, подго-тозле .;адроз, в раззЛа куземкого дала, возвращении памятнике. 2$р-анс£ого культурного наследия. ....
Хронологические рамлг исследования охватывают период с 1950 1990 гг., что позволяет проследить различные этапы деятельное-ШЕСКО в усследуеио« области культуры. Начало изучения относит-л 1960 г., когда большая группа африканских государств стала «зависимый путь развитая. С Н-й сессии Генеральной конферек-ШЕСКО в 1960 г. стенографические отчеты пленарных заседай:--?, тады йош--тетов г комиссий включал!' широкий круг проблем, стояв-перед правительствам!' африканских государств з области сохра-¡я и развития традиционного культурного наследия как основы юзления современно* африканской культуры. Разработка ЯНЕСКО [ептуального подхода к проблеме африканской культурно? самобыт-'и играет больлую роль з создании необходимых условий для разя культуры на уровне современных требован;*?. Исе последующие еренции, симпозиумы, семинары продолжали как разработку кон-рр, тан V реализация форм и методов организации меэдународ-сотрудш-чества в данной области. Это нашло свое воплощение лом ряде программ г крупных проектов ШЕСКО.• Научная новгзна диссертации. Исследование данной проблемы ется нова: направленном в изучении африканской культуры. В впервые предпринята попытка комплексного анализа деятельности СО по сохранению и развитию традиционных африканских культур. 1ая новизна изучения роли ШЕСКО в распространение икформа-)б африканском культурном наследии предполагает нонн{* подход ;нке деятельности ШЕСКО в делом.
Содействие ШЕСКО упрочению культурно? самобытности различ-шродов, в том числе и африканских, как необходимого условия юобогащещ-.я культур к дальнейшего прогресс: вного развития юго культурного процесса,становится на современном этапе [ из основных, наиболее значительных направлений деятс-льностн ,0 в области .-сультурц. Национальный суверенитет каждого госу-.
дарства наиболее ярко выражается в культурной самобытности, чч не противоречит международноР интеграции, которая становится н сущной необходимостью во взаимоотношениях всех стран игра на с менном этапе, когда промышленное развитие, урбанизация, наруше экологического равновесия, воору.сенные конфликты создают возра щую опасность -для культурного наследия всех народов. Поэтому м принимаемые ШЕСаО по защите культурных ценностей как на общет ретическом уровне, так к в практической сфере, долгны стать до янием широкой общественности в такой че степени, как и законы, торые используются в борьбе с незаконной торговлей произведет! искусства V археологичес1ст: памятниками.
Сегодня как никогда возросла необходимость всеобъемлющей информированности общественности по данной проблеме. Появление подобного исследования анализа деятельности ЮНЕСКО по сохранен культурной самобытности и культурного наследия многочисленных 1 родов Африки юшее Сахары дотаю стать толчком к более активно! использованию уникальных возможностей многоотраслевой и универс но? организации, какой является ЮНЕСКО, для более полного и ра: стороннего га учет;-я других самобитных .-.ультур народов мира. Гдз кое изучение, сохранение, развитие и распространение каждой, сг мой малоизученной культуры позволит уберечь ее от исчезновения тем самым обогатит всемирное .культурное наследие человечества.
Иногочгсленше проекты и программы ШЕСКО по сохранению канс ¡сих традиционных ;сультур ыотно рассматривать как определен* тенденция в подходе ШЕСаО к решения культурных проблем, напра! лгкнуэ на выявление характерных особенностей ка-здой культуры, н данном случае - а;рп.:анскоГ:. Настойчивость, с которой ШЕСКО пр зив:.ет порогу сохранять многообразные культуры, созданные в хол дглго?5 истории человечества, для чего сага прилагает немалые ус -и.-:, находи? свое пэдтвгр^гнге з культурной политике правитель
ударств-членов ХНЕСКО, в частности, африканских. Исследование зочает изучение культурной политики африкански: государств в асти сохранения и развития традиционного культурного наследия : на основе документов правительств, так и по материалам и доку-там ШЕС.Ю, хранящихся в архиве Ш-Д Украины.
Разрабатываемый ПНЕСКО- концептуальный подход к проблеме куль-ной самобытности представляет не только большой научный инте, но' имеет й практическое значение для культурного развития одов мира. Практическая значимость основных поло-тений и нивозов ной диссертации заключается в возможности юпользовада-я их в гельности министерств культуры' й комиссий по делам ШЕСКО вновь Чанных суверенных государств в области дальнейшего развитая ьтурного сотрудничества между народами как в рамках ЮНЕСКО, и на уровне межгосударственных отношений. Данное исследование золяет оценить усилия ЯЗЕСКО в области развития самобытных зтур разных народов к содействия к их сближению, взаимовлиянию 5огащению.
Помимо этого, анализ политики африканских государств по со-¡енкго многообразных традиционных культур во взаимодействии с ¡КО дает возможность использовать этот опыт в культурной поли- ' ! правительств других стран. Впервые введенный в научный оборот >кий круг документов и материалов ШОО и ряда африканских дарств мог бы способствовать дальнейшему исследованию данной ^которых смежных тем о концепциях, программах и действиях 1гС0, внести определенный вклад в осмысление ее благородной де~ ьности в мире. Результаты исследования могут быть использована разработке учебных спецкурсов и чтении лекций о ЮНЕСКО, о куль-народов Африки.
Авторитет ШЕСКО сегодня достаточно велик, достоверность я ина материалов, проектов, программ и исследований организации
использованных в работе над диссертацией, являатся достаточна критерие.-.i для использования их в работе вузов с иностранными дентами, в частности, с африканскими, поскольку в настоящее е все более настоятельной становится необходимость учитывать тр ционные обычаи и особенности многообразных .культур в расширяй их обмене и взаимопроникновении.
На современном этапе заметно возрастает потребность наро в более углубленном изучении собственных культур и не менее о рым становится интерес к другим, часто малоизвестным, малоизу кым культурам. Именно 1ШЖ0 в состоянии удовлетворить обе ра видности "культурного голода", что делает продолжение разрабо в данном направлении особенно насущным.
Степень научной разработки проблемы, '-'сточники.,. л'-терату
Основными источниками для исследования данноР прбблемы п жили документы 1ЙЕСК0, в первую очередь, акты к резолюции ceci Генеральной конференции ШЕСНО, проекты и утверзденные програ и бюдаеты гШСКО, доклада Генерального д;ре^л"ора о деятельное организации за отчетные периоды, проекты' и; среднесрочные план деятельности ЮНЕСКО, конвенции, рекомендации, принятые на мех народных конференциях и скмпоз1"уках по проблемам культуры.
Необходимый для изучения теш материал был почерпнут тан1 из документов проведенных под эгидой ШЕСКО всемирных и pernoi ккх международных конференций по политике в области культуры, документы двух крупнейших итоговых конференций стали основопо; кщкми при разработке ЮНЕСКО концептуального подхода к проблем« африканской культурной самобытности. Рекомендации Метаравител) венной конференций по культурной политике в Африке, состоявше! в 1975 г. в Аккре /АФИКА.-СЖГ/, и Всемирно? конференции по п< тике в области культуры, проходившей в 1982 г. в Мехико /М0Щ5 культ/, подвели, итоги развития многообразных африканских кулы
тот период и определил!-; основные направления дальнейшего ето-ссивного их развития во взаимодействии со всеми ::ультурами 'одов мира.
Еще одним ватным гсточником изучения деятельности ЮНЕСКО un: массив проектов, осуществляемых в области сохранения и раз-■ия традиционных африканских культур, среди них: "Изучение, ранение и популяризация африканских культур", "Десятилетний и сютематического изучения устных традиций расширения исполь ¡анкя африканских языков как орудия культуры к непрерывного об-¡ования", "всеобщая история Африки", "Сохранение культурного ¡ледия Восточной Африки", "Африканские языки - перспективы Ю года", "Специфика и динамизм'негро-африкансккх культур" и ггие. Во исполнение этих крупных проектов ШЕСКО издает многоценные публикации, которые в большинстве своем используются *ачествё рекомендаций в области культурной политики правитзль-замн африканских государств, а такте для координации их деятэль-;ти в области сохранения и. развития многообразных африканских адиционных культур.
Ваттным условием для изучения становления и развития политики 2СК0 в области сохранения и распространения культурного касле-а народов Африки стало обращение к архивным материалам ЮНЕСКО, эавкам и документам Комиссии Украины по делам ШЕСКО.
Главным итогом деятельности ШЕСКО, помимо участия в осутцест-енки проектов и программ по сохранению традиционного афрканс-го культурного наследия, явилось утверждение мзидународкьх .до-ментов нормативного характера в области охраны культурного на-едия, среда; которых необходимо отметить Кон^енпиз о защите куль-рных ценностей в случае вооруженного конфликта /1954 г./, Р<зко-ндащ'Ю о мэрах, направленных на запрещение'и предупр-^тдоние законного ввоза, вывоза и передачи права coícissiihoct;; на г/ль
'урнке ценности /1964 г./, Рекомендацию о сохранении культурных ¡екностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ /1968 г./, Конвенцию об охране веерного культурного и природного наследия /1972 г./, Рекомендаци международном обмене культурными ценностями /1976 г./, Реноме» ,ацию о сохранении и современной роли исторических ансамблей /19' еномендацию об охране двииъвд: культурных ценностей /1978 г./ и ругие. Осуществление этих ме-здународных документов содействует осударствам в охране их исторических памятников к в подготовке еобходимых специалистов.
Большое значение при подготовке диссертации имело гепользовг ие информативных публикаций и периодических изданий ЮЕСКО по щ леыам культуры: "Культуры", "Курьер ЮНЕСКО", "Новости ЮЕСКО", йузей", в которых освещаются новые, интересные факты по проблеме охранения культурного наследия народов Африки, а также апробнру-гся идеи по разработке концептуального подхода к утверждению аф-иканской культурной самобытности. Кроме того, в постоянно издавайся серии ЮНЕСКО "Исследования к документы по культурной полйги э" были опубликованы материалы, посвященные проблемам культурног гроительства в каждой африканской стране с учетом состояния их гльтурного наследия.
Помимо этого, в рамках осуществления программы "Изучение афганских культур", утверчщенной на 18-й сессии Генеральной конфе :нции ШЕСКО в 1975 г., было принято решение об издании серим 1-бликаций под общим названием "Введение в африканскую культуру", ¡рвая монография которой вышла под одноименным названием.
В последние годы появилось большое число исследований пробле! >адщионных африканских культур, проведенных учеными-африканцами >торые в силу их непосредственной причастности к изучаемым тради юнным культурам отличаются большей искренностью й глубоким про-
говением а суть эти проблем. Африканские ученые заннтересова-более тщательном, доскональном анализе культурного навледия х стран, з дальнейшем его развитии и распространении как на иненте, так и далеко за его пределами. Активное содействие стив и поддержке африканской научной мысли з области изучения дурного наследия оказывает ШЕОКО, публикуя монографий афри-сйх ученых, сборники их трудов, статей и интервью африканских ¡лей культуры в своих периодических изданиях. Сборник "Введение в африканскую культуру: общйе аспекты"^ ает "аведенйе" Альфа Coy, в котором з ходе разработки основ-еоретическюс и методологических вопросов по созданию совре-й африканской культуры приоритет отдается наиболее недолго-ч культурным ценностям, создатели и хранители которых посте-исчезажт. В этой связи особое значение уделяется .африканс-шкам как основной ценности африканцев, зазциз^ющей права 'елей традиций. Таким образом, с самого начала содействие гении и развитию традиционных культурных ценностей выдвига-число приоритетных целей.
одтверлсдением этого являются работы других африканских авто зго сборника: "§орма и выражение в африканском искусстве", яная известным нигерийским снескалистом по вопросам культу-:аталем Ола Балогуном, "Африканское возрождение и культур-!блемы" сенегальского историка и лингвиста Патз Дианя, траке африканские воззрения к самосознание" Онората Агуэсси, их подчеркивается необходимость утвер-вдения культурней ности, специфика которой заключается в исторически слот/в-радиционном устном выражении культурного наследия африкан-родов. Здесь отмечается так^е, что а-бриканские традгнион-
■Ortutt.-cn tro Mfr;r.¿j> Сиttuги ; (¡сп^хиС /кpeer.-. -i. líNCSCO/ Лijs.
кые культуры далек от исчезновения к продолжают развиваться ь пределах традиционных социо-культурных структур, так и на у современных форм культуры, пркшедиих в результате влияния куз других народов. Поэтому предусматривается приложить все необз кые усилия для сохранения африканского культурного наследия i важного условия развития современной африканской культуры, b¡ духу v внутреннему динамизму наследуя прошлого.
Все последующие сборники серии "Введение в африканскую ру" явились практическим подтверждением изложенных в первом ке идей. Особый интерес представили выпуски "Специфика и дне негро-африканских культур", "Особенности к общие черты афри» культурных зон шнее Сахары", "Влияние традиций на развитие ценной Африки"^, в которых африканские специалисты npoflojrsai вивать шсдь о необходимости сохранения культурного наследи, честве основы дальнейшего прогрессивного движения Африканск тинента с последующим взаимодействием с другими культурами мира. Неновой всех выпусков этой серки.стали одноименные сс которые проводились под эгидой ШЕСКО, где получали поддерг более интересные идеи.
Так в ходе дискуссии по культурным зонам были внесены ют в отношении этнических групп: вместо арабо-берберского пользоваться определение сахаро-сахельсяий или ееверо-афрт-регион. Вши упразднены термины "хамит" и его производные тот" и "бушмен", данные европейцами, и заменены на этнонга кокн и сан /именно так называли себя представители этих э: ких групп/.
В ходе подготовки Межправительственной конференции п тушой политике в Африке /АШШ КУЛЬТ/ ШЕСКО распростран
I Trxdtiicti aerf м ¿v.-t,\y —
UtiC-SC 0.»350-.
;и правительств африканских государств доклад по результатам ¡анального совещания "Молодежь и африканские культурные цэннос-, проведенного 1НЕСК0 в сотрудничестве с правительством Дагог.:ен ie Бенина/ в Абомее в 1974 г. Материалы этого совещания знлюча-;елый ряд Еатанх вопросов, ставших основой повестки дня готозя-:я конференции. На совещании речь шла о значении культурных зостей для молодых африканцев в юс работе, образовании и повее-вной чизни, о роли африканских культурных ценностей в национал* освобождении и объединении африканских народов посредством ьтуры, о вкладе африканской культуры в культурное наследие ового сообщества и ее вовлечении в программы ЮНЕСКО.
В докладе по итогам совещания отмечалось, что культура не ?ша вычленяться из социально-экономической и политической уктуры общественного развития, составляя с ними единое целое, гьтура является движущей силой, формирующей-нового африканца средством его тесной связи с прошлым, и в этой связи молодое голение всегда было наиболее ватным й активным посредником в :пространении культуры.
Важным достижением совещания стало решение о том, чтобы в ответствии с длительным периодом развития африканской культуры гользовать определение "традиционный" для характеристики всего колониального периода ее становления. Зта мысль была подцертана Межправительственной конференции по культурной политике в рине в Аккре в 1975 г., где в ходе концептуальных разработок едполагалось со временем термин "традиционная культура" превра-ть в синоним понятия "классическая ¡г/дътура".
Впервые на совещании в Абомее особо была подчеркнута роль ЕСКО в активизации и расширении программ участия молодев в ■ановлении и развитии новой африканской культуры на основе изу-:ш;я и сохранения богатейшего традиционного культового наследия
Для понимания многих вопросов, связанных с изучением тра ционных африканских культур и современного состояния их научн разработки, автору помогли многочисленные исследования совете, и зарубежных ученых.
В советской африканистике исследованию культурного наслед Африки уделялось большое внимание. Из советских ученых, которь занимаются разработкой этой проблематики, прежде всего следует назвать Байлиса В.А., Григорович Н.Е., Громыко Ан.А., Ерасова Мириманова В.Б., Ольдерогге Д.А., Чернову Г.А., Шандицеву Т.Б. Яблочкова Л.Д. и других.
Для работы по теме диссертации автор привлекал труда сове1 ких исследователей, посвященных непосредственно деятельности ШЕСКО. Среди них наиболее значительны монографии Вахрушева В.] Зленко A.M., Каляева С.Б., Слипченко A.C., Уранова Г.В., Хильчс ского Ю.М. и других.
Продолжительное время официальные научные школы отказывали признавать значение африканских традиционных культур. В них они видели только устаревшие религиозные обычаи, сугубо функционалъ тае культовые предметы, суеверие и колдовство. Однако в силу то; что наибольшее число исследований, посвященных традиционным афр} канским культурам, принадлежит западно-европейским ученым, они первыми попытались определить характерные особенности, роднящие многообразные африканские культуры. Среди них - Д.Р.МердокД.Маь М.Д.Херскозиц, Т.Воттнер, Б.Дэвидсон и другие. Западные африканк ты предприняли попытку классификаций африканских культур.
Однако специального исследования, посвященного роли ШЕСКО сохранении традиционных культур Африки, нет. В этом плане особые гнтерео ^ызстает работа "Культурное развитие в Африке"^ npofecco; 1 Л D;-»}Sr P.Q С»Си>г.л£ щ А fr; er.; fcrc<w
irr 5 -'.ml Pr.-spvzts, /'Сис'ЫШ Oe, fdc-^-^^^t.
tsp<>r;t..'CJs- ¿Ar.s UN£bCa liUi-pl-ti
атуры Дакарского университета Папа Г.Н'Диая, который просле-I? эволюцию и перспективы развития африканских традиционных гр, дает глубокий анализ их роли в мировом культурно-истори-! процессе, определяет направленность культурной политики ■ельств стран Африки в отношении сохранения культурного насле I наряду с этим подчеркивает роль ХНЕСКО в содействии куль-у развитию Африки и вовлечению ее в международное культур-трудшгчество. Автор отмечает, что африканца невозможно пене контекста его культуры и его культурных потребностей, же акцентирует внимание на развитии устной традиции в Аф-¡соторую называет основным принципом существования, опреде-) общиной в течение каздого исторического периода ее разведанной работе подчеркивается мысль о необходимости культур-.звиткя африканских народов в тесной связи со всем сообщест-[кй и народов. При этом автор выделяет две форда культурно-удничества: горизонтальное - между странами африканского нта и вертикальное - с неафркканехкми государствам!'. К в ЕСКО он видит реальную силу, способную соединить обе эти целях плодотворного развития культуры. Отмечая значитель-ь ЮНЕСКО в культурном развитии Африки, П.Г.Н'Диай подчер-шособность ШНСКО оказывать влияние в процессе обьедине->тур посредством содействия исследованиям и создания ши-'у обмена между Африкой к остальным мкром. >де работы над диссертацией были использованы такие перио-издания, как "Азия и Африка сегодня", "Народы Азии и "Презанс африкен", нигерийская "Гардиан", "Нигерия три-нион" /Габон/ и другие. ШУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАНЛН .
зертация включает введение, три главы, заключение к буб- ■
лйографйю.
Во введении обосновывается актуальность избранной теш, деляется цель, задачи, объект и предмет, хронологические рам. диссертации, раскрывается научная новизна, практическая знач мость основных положений и выводов данного исследования, опр ляется степень научной разработки проблемы, анализируются из ные источники, документы и литература.
В первой главе - "Концепции ЮНЕСКО и политика африканск государств по сохранению культурного наследия" - речь идет с что с появлением в i960 г. в JUHECK0 большой группы независим африканских государств стал разрабатываться концептуальный г ход ЮНЕСКО к изучению проблемы африканской культурной самобь ти, которая подразумевает сохранение прогрессивных традиций, ших духознкх, этических и эстетических ценностей, созданных шшми поколениями»
Культурную самобытность нельзя считать застывшим насле^ пли простым кошлексом традиций, она отражает непрерывно пр< доций в обществе процесс самосозиданкя, который определяете: через систему ценностей разного порядка. Поэтоцу с первых ш своей деятельности по утверждению культурной самобытности И теоретически обосновывала необходимость сохранения афрИканс традиционных культурных ценностей, свидетельством чего стал Международное соведание "Африканские культуры: история, цен перспективы", проведенное под эгидой ШЕСКО в Кбадане /Ниге в 1УоО г. На совещании особо била подчеркнута ва-кность шире распространения.знаний об африканских культурных ценностях на Африканском континенте, так и за его пределами.
Итогом цглого ряда международных и региональных совец; з развития концепции культурной самобытности осс
jкие имела '.!ез;прсз,-тельстгскная консервная по культур!
I7«
гке в Африке /АФРШКУЛЬТ/, состоявшаяся в Аккре /Гана/ в г. 3 принятых на лзнференцкк рекомендациях по сохранению и тию традиционных афрГканскГх культур культурная самобытность ов Афр"ки бала выделена как один из факторов освобождения, тавлящкй уникальную возможность для расцвета личности и гар-ескопо развития общества, являющегося первым условием уста-нпя нового нежхународного порядка, основанного на праве на-распорянаться своей судьбой и. на признании равного достоин-цля всех культур.
ía Конференция единодушно была признана решающая роль ЮНЕСКО 1ений, сохранении, развитии к распространен!™ традиционных ihcicitc культур, в содействии развитию культурного сотрудни-i со странам» Африки. Являясь международным правовым инстру-í, ПЕСКО осуществляет культурный обмен й формулирует общие >ш, обеспечивающие согласованность с национальными законо-«ствами государств-членов.
Ice выработанные IHSCiíO подходы к определению концепции афри-й культурной самобытности получили более углубленное й широ-лкование в ходе работы Всемирной конференции по политике в й культуры, которая проходила в 1982 г. в Мехйко. дним из важнейших достижений общественного развития явилось нйе людьми своей культурной самобытности и вытекающего от-ногообразия сущесгвукпрэс культур, их права на различие и ое уважение. Поэтому культурная самобытность рассматривает-здня как одна из движущих сил истории, основу и динамику Г- составляет многогранная система ценностей, сверздение .культурной самобытности стало постоянным требова-1я на уровне отдельных лиц, так й групп, и народов. Много-з культур, их самобытная природа являются не факторами рас-i элементами обогащения и равновесия. Здесь многое зависит
от культурной политики государств, направленной на установле! плодотворного диалога между различными культурами и активное тие различных сообществ в культурной жйзни,
В зтой связи большой.интерес представляет политика прав] тельств африканских государств по сохранению и развитию- куль1 ного наследия народов Африки. Следует отметить, что практиче* усилия африканских правительств направлены на создание научи следовательских учреждений и фольклорных комиссий для 'изучен собирания произведений традиционного культурного наследий, р< нальвдх культурных центров, открытие национальных музеев иск; подготовку специалистов в этой области культуры, организацию тивалей, возвращение произведений традиционного африканского куества, незаконно вывезенных из стран Африки е период колон лизма. Эти и многие другие мероприятия призваны содействоват: тению основных задач культурного строительства на Аф-рикансю континенте: подъему национального самосознания народов Афрйк освобождению их духовного мира от пагубного воздействия коло; лисгских теорий культурной неполноценности африканских народ привлечению кх к участию в культурной жизни своих государств Многообразие существующих традиционных культур, особенн культурного и этнического развития в различных африканских г дарстгах определяют выбор основных направлений политики афри ских правительств по сохранению, дальнейшему развитию и расц транению культурного наследия. На современном этапе независн: развития опора на богатейшие культурно-исторические к худота венно-эстетические традиции помогает народам стран Африки ут деться в сознании необходимости упрочения своей культурной с бытности, развития своего творческого потенциала.
За годы независимости в странах Африки возникло много н музеев, картинных галерей, национальных культурных центров,
зльго создания которых стало сохранение и пропаганда богатей-культурного достояния африканских народов. Поэтому слезет гь закономерным включение правительствами африканских стран траымы культурного строительства решение такой важной про, как сохранение традиционного культурного наследия от пося-ьств и незаконного присвоения художественных ценностей, соз-с африканскими мастерами в различные исторические эпохи. Ьоблема возвращения культурного наследия, внзезенного из щских государств в пзргод колониализма, является составной з процесса духовной деколонизации. Решение этой проблемы связано с сохранением и развитием африканского культурного (ия как в рамках континента, 'так й на уровне компетентных ■.заций мирового сообщества.
Ь второй главе - "Программы ШЕСКО в области традиционных р Африки и их практическое осуществление в 1960-1982 гг." -.триваготся основные направления деятельности ШЕСКО по соню и развитию.традиционного культурного наследия. Одним овных направлений является организация научных ксследова-области изучения африканской истории, культуры, языков, м свидетельствует значительное число проектов, разработан-осуществляемых ШЕСКО: "Десятилетний план систематического ия устных традиций и расширения использования африканских как орудия культуры и непрерывного образования", "Всеоб-тория Африки", "Сохранение культурного наследйя Восточной ", "Специфика и дгнамт:зм негро-африканских куль-тур", знсю-е язык!-- - перспективы 2000 года", эугки важным направлением деятельности ШЕСКО, тесно свя-с организацией исследований по проблемам африканской
культуры, языков является создание региональных центров -я культуры. ШЕЖО поощряет к координирует прогр'^асл ре-
гиональных и субрегиональных африканских центров языков,- ус: традиций, исторических и фундаментальных исследований традиг: ных африканских культур, ограннзует семинары, на которых раз батывает практические формы деятельности этгх центров по вьш нению проектов и программ ШЕСКО з области изучения трад-т^-о культурного наследуя.
ЙЕСКО оказывает поддержку деятельности нзш'ональшх ко сий по дела!.! ШЕСКО, университетов ь специализированных учре ний по расширению сбора произведений устного народного творч На основе собранных материалов ШЕСКО оказнвает странам Афри содействие в составлении хрестоматий, предназначенных для об зозанпя взрослых, для школ по ликвидации неграмотности, в ра траненкк посредством печати отрывков произведен^ устного нар ного творчества, в обмене культурно-просветительным? радиол граммами, в проведении исследований о месте культурных трад>-в развитии современной Африки.
Помимо этого, ШЕСКО оказывает существенную помощь стра Африки в организации музейного дела, в сохранений и развитии африканскоГ- традиционной музы:», проводит .международные камя по защите и сохранению культурного наследия, уделяет огромно внимание проблеме возвращения африканским государствам про из денш" традиционного искусства, созданных африканскими мастер к худо-хннкамн в различные исторические эпохи и вывезенных в страны Ь'вропы и Америки в опоху колониализма.
Итоговые конференции по политике в области культуры в А( кс /АФ?;:.ШОТЬТ/ к на мировом уровне /М0ВД1ШЛЬТ/ принял? ц ль:;4, ряд рекоаевдапкй, подтв.ердажцих правомерность ранее избр; К-х пйправлечгЯ деятельности' ШЕСКО по сохранен!® и развитию
иконных африканских культур, а также предложивших ряд » г:-:х направлен;'?, угзергдеанкх на последужзмс сессиях Генерал:
реренцйй ШЕСКО. .
В третьей главе - "Активизация усилий ЮНЕСКО по развитию ;ицконннх африканских лультур в 80-х годах" - рассматривается П'зация в деятельности 1ЙЕСК0 рекомендаций международных :-:он-!нций по политике в области, культуры-АФРШАКУЛЬТ и МОРДГАКУЛЬГ ете провозглашенного в 1986 г. Всемирного десятилетия раззи-культуры, которое стало важным фактором упрочения ззанмодей-я правительств африканс.тах стран и ьНЕСКО по сохранения и влению традйпионных культурных ценностей. План Всемирного десятилетия развития культуры разрабатывает соединения культурных ценностей с процессом прогрессивного дтия и включает четнре основных цели: эйзнание роли культуры в развитии; сверздение и обогащение культурно? самобытности; юширенке участия в культурной жизни; »действие международному культурному сотрудничеству. Главной особенностью этого плана стало мездународное призна-ультуры необходимым условием развития. В этой связи все явным становится стремление независимых государств Африки инить прогрессивное развитие с обновлением традиционных урных ценностей.
В осуществлении плана мероприятий Всемирного десятилетия гия культуры-принимают участие многочисленные международные, гельственные, неправительственные и межправительственные 'ТЗации, которые, активно участуют в подготовке программ заемного и технического сотрудничества и планов, включающих гркые аспекты. Примерами такого участия могна назвать прн-яультурного соглаиения государствами-членами Зяономйчесяого !ства западно-африканских государств, инициативу Органйза-риканского Единства по эхлазчениа проблем, культуры з Лагос-
с кий план действий.
В течение первых дет осуществления Всемирного десятилетии •был проведен рад международных семинаров под эгидой Ш2СК0, пс священных проблемам традиционных африканских культур. Последю сессии Генеральной аонференции ШЕСКО с 1985 по 1991 гг,, виз*
____ ' С*'
нового Генерального директора ШЕСКО Ф.Майора в, страны Африки подтверждают предало приверженность ЮВЕСЗШ основным направлен» деятельности по сохранению культурного достояния стран Африки.
делегаций Украина на сессиях Генеральной конференции ВНЕС всегда активно подаерживалгг все инициативы и предложения делег ций африканских стран, направленные на сохранение традиционног культурного наследия своиг народов. Украина часто сама была ие тором многих проектов и рекомендаций по сохранению й утверадея культурной самойзтности, которые находили горячую поддержку канских государств-членов ШЕСКО.
Так, Украина поддержала провозглашение Всемирного десятид тия развития культуры как необходимое условие' поиска оптимальн путей взаимодействия и взаимообогащенют народов во имя общечел веческкх идеалов, подчеркнув при этом уникальные возможности С которая способна мобилизовать усилия и творческие возможности народов мрра.
В заключении диссертации сделан ряд выводов по итогам исследования.'
1. Африканское культурное наследие не может быть объектив и досконально исследовано в отраве от мирового культурно-истор кого процесса. Лишь.во взаимосвязи с'культурным развитием чело •чества в целом появляется возможноеть определить:ценность, зна мость этой культуры, ее важное место в наследии народов игра.
2. Наряду с компетентными африканскими учревдениями, цент африканистики в Европе й Америке важную роль в ^процессе исслед
■¿з.
ногоофазшх традиционных африканских культур взяла на себя
0. Именно она впервые начала осуществление практическое дея-ости пб сохранении африканского культурного наследия по" це-ряду направлений. -' ' -
3. Одним из важнейших направлений деятельности ШЕСКО' стала ь в разработке й реал?- запета концепций африканской культурной зтности. Основной концептуальный подход ЯШЕГЮ г изучению 1НСкой самобытности-начал разрабатываться с 1960 г. и про-зтся все последующие года.
1, Необходимо подчеркнуть, что Ж£СК0 актйзизирует деятель-правительств африканских государств по сохранению культур-©следия. Программы культурной политики африканских госу-
5 з разном объеме решают вопросы развитая традиционных куль-Зажнымй факторами, влияющими на разработку как принципов рной политики, так форм я методов ез осуществления, являют-®ень социально-экономического и этнокультурного развития, >бразие культур различных народов, состояние сохранившегося ;ияи т.п. Шесте с темг анализ политики африканских госу-I показывает, что основные направления деятельности по сохра-традационгшх культур присущи большинству из них. 1. На современном этапе прослеживается расширение взаг-модей-афряканских государств и ШЭСИЭ в отношении культурного ия.-;Культурная политика по'-'сохфа-
культурньЕзс ценностей развивается в"соответствии сосноекшаг " тениями-, деятельности ШЕСКО в: этой'области¿"что' способствуем ' ^ению ¿^льтурно'Р. самобытнйста народов' Африки;' •':Д:'Г ' . В с в'ете. происходящих в современком';ыирз-пёрёмён^ когда при-' общечеловеческих ценностей становится- ц^оспори'дл^ ЕОЗр^о-'' гторическая" 1птесиягПЁСШ)'в;угфоче!0№ ;духош6го ёднйбний''' з, носителей, различных национальных, религиозных и яультутз-
г
,/цпй. Общечеловеческие ценности заключают в себе истор: , и интеллектуальный опыт всех народов, дающий им возмота лгать необходимость решения глобальных проблем общими силам: .риор] тет общечеловеческих ценностей проявляется особенно ярко области культуры, поэтому утвер-здение культурно^ самобытности различных народов следует считать одним кз наиболее .ватсных нал] лений деятельности ШЕСКО в современную эпоху.
7. В связи с этим необходимо отметить активную позицию делегаций Украины на сессиях Генеральной конференции и Исполсо: ЮНЕСКО при рассмотрении и утверждении программ и проектов, нащ ленных на сохранение культурного наследия африканских народов, многочисленные инициативы и предложения Украины в области ме-зд; народного культурного сотрудничества, поддержанные представите; ми африканских государств-членов, разработанную прогрмму участз Украины во Всемирном десятилетии развития культуры.
Апробация работы у публикации. На протяжении всего период* работы над диссертацией основные исследовательские положения д< кладывались на заседаниях сектора национальных и культурных прс блем Института Африки АН СССР, в выст. плении на выездной сесси; Научного Совета АН СССР по проблемам Африки, проведенной совмес но с ленинградским филиалом Института этнографии АН СССР и ЛГУ Ленинграде в 1990 г. по теме "Африка: этнт-чность, культура, яз! которое в дальнейшем было опубликовано. По теме исследования автор имеет такие публикации:
1. Традиционная культура Африки и ШЕСКО. К провозглашен:?! Всемирного десятилетия развития культуры, - Кировоград, 1991, -76 с. /3,9 п.л./.
2. Статьи: "Международное культурно.е сотрудничество", "Об: человеческие ценности и полигика", "ШЕСКО, //Политологический словарь, -Киев: Высшая школа, 1991, - /0,3 п.л./.