автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Роман Э. Т. А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра" в контексте немецкого романа воспитания XVIII века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Чупракова, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Калининград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Роман Э. Т. А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра" в контексте немецкого романа воспитания XVIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман Э. Т. А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра" в контексте немецкого романа воспитания XVIII века"

На правах рукописи

ЧУПРАКОВА Елена Ивановна

РОМАН Э.Т.А. ГОФМАНА «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА» В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНА ВОСПИТАНИЯ XVIII ВЕКА

10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)

)

I

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

|

( I

Воронеж-2003

Работа выполнена в Калининградском государственном университете

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, доцент

Грешных Владимир Иванович

доктор филологических наук, профессор

Ботникова Алла Борисовна

кандидат филологических наук Воротникова Анна Эдуардовна

Чувашский

государственный университет

((¡ос

Защита состоится 30 октября 2003 г. в| "часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.14 в Воронежском государственном университете (394693, Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. ц)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета

Автореферат разослан « 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Свительский В. А.

Т7Tf2iT

Общая характеристика работы

Э.Т.А. Гофман давно и основательно вошел в сознание отечественной культуры. Он вошел в нее как часть культуры мировой, с которой всегда контактировала, взаимодействовала русская культура, не только вбирая в себя свежие творческие силы, но и отдавая при этом свой богатейший опыт и духовную энергию. Интерес русской культуры к творчеству немецкого писателя возник сразу же после публикаций первых его произведений в Германии.

Творчеству Э.Т.А. Гофмана посвящены обширные труды в отечественном и зарубежном литературоведении. Среди отечественных исследователей творчества Э.Т.А. Гофмана особо следует отметить С.С. Игнатова, Н.Я. Берковского, A.B. Карельского, C.B. Тураева, А.Б. Ботникову, Ф.П. Федорова, Д.Л. Чавчанидзе, К.Г. Ханмурзаева, М.И. Бента, В.И. Грешных, A.B. Скобелева, Н.М. Берновскую; среди зарубежных -Б. фон Визе, Г. Майера, К. Гюнцеля, JI. Пикулика, В. Зегебрехта, Г.В. Ме-нардо и др. В отечественном и зарубежном литературоведении можно выделить основные направления исследования творчества Э.Т.А. Гофмана: анализируются проблемы художника и искусства, соединение фантастического и реального, границы пространства и времени, юмор и сатира, мироощущение энтузиаста в филистерском обществе, оценивается влияние писателя на русскую литературу. Это далеко не полный перечень тем, рассматриваемых в исследованиях, посвященных творчеству Э.Т.А. Гофмана. Несмотря на многообразие изучаемых проблем, теме жанровой принадлежности романа «Житейские воззрения кота Мурра» уделено, на наш взгляд, недостаточно внимания.

Диссертация являет собой исследование, в котором осуществляется попытка уточнения жанровой специфики и места романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания ХУШ века. То, что этот роман сделан по канонам классики, структурирован как роман XVIII века и эпохи Романтизма, нет сомнения. То, что в нем (помимо прочих) обсуждаются проблемы воспитания героя, - это факт, от которого трудно отказаться. Вместе с тем, этот роман во многом необычный, он вобрал в себя опыт жанрового искусства прошлого и расширил горизонты романного повествования. Роман фрагментарен, и в этом смысле его можно сравнивать с романами Л. Стерна, Т. фон Гиппеля, Ф. Шлегеля. По своей проблематике он восходит и к английским романам эпохи Просвещения, и к романам франттукш пргтяпмтчгй "ii несомненно, к романам своих соотечественник Гете,

cnettfiypr 09 МО"

К.Ф. Морица, Жан Поля, Ф. Гельдерлина, Л. Тика, Новалиса. Однако можно отметить совершенно определенно: роман «Житейские воззрения кота Мурра» - это часть классического европейского собрания романов, в котором сохраняется традиция романного повествования и одновременно традиционный классический роман трансформируется. И вопрос не в том, что роман Э.Т.А. Гофмана является новым, скажем, по сравнению с романом К.М. Виланда (это факт времени, факт качественного изменения литературы вообще), а в том, насколько произведение Э.Т.А. Гофмана обновляет литературу, предшествующую ему, почему этот роман называют и романом воспитания, и антироманом воспитания. Эти вопросы не получили достаточно четкого теоретического обоснования.

Целью данной работы является исследование романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания, выявление сходства романа Э.Т.А. Гофмана с романом воспитания эпохи Просвещения и Романтизма и раскрытие его отличий от жанра романа воспитания (романтического и просветительского).

В рамках данного исследования мы ставим перед собой следующие задачи:

- рассмотреть жанр «роман воспитания» как теоретическую проблему, его генезис;

- разграничить понятия ВМш^готап (роман воспитания), ЕЩуюсЫипдячнпап (роман развития) и ЕгаеЬш^готап (воспитательный роман);

- выделить просветительский и романтический романы воспитания, их особенности;

- изучить историческое движение романа воспитания, его развитие и трансформацию (от романа воспитания к антироману воспитания);

- установить, как соотносится роман «Житейские воззрения кота Мурра» с романтическим и просветительским романами воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем аналитически представлена теория романа воспитания, выделены пять моделей романов воспитания XVIII века в соответствии с разграничением просветительского и романтического романов воспитания.

Актуальность предпринятого исследования определяется тем, что жанр романа воспитания недостаточно изучен в отечественном литературоведении, нет обширных работ, рассматривающих роман «Житейские воззрения кота Мурра» с точки зрения его жанровой принадлежности к роману воспитания.

Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», возникший в начале XIX века и вобравший в себя литературные традиции просветительского и романтического романов воспитания, мы рассматриваем в контексте литературных произведений данной жанровой модификации на основе сравнительно-исторического метода.

Материалом диссертационного исследования являются романы «История Агатона» К.М. Виланда, «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете, «Антон Райзер» К.Ф. Морица, «Гиперион, или Отшельник в Греции» Ф. Гельдерлина, «Странствия Франца Штернбальда» JI. Тика, «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть полезен для дальнейшего исследования жанра романа воспитания и «Житейских воззрений кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана.

Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории зарубежной литературы, а именно по немецкой литературе XVIII - XIX веков, а также при написании курсовых и дипломных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

- разграничение понятий Bildungsroman, Entwicklungsroman, Erziehungsroman, классификация романа воспитания XVIII века;

- развитие и трансформация жанра романа воспитания в немецкой литературе XVIII века;

- роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» как антироман воспитания.

Апробация диссертационного исследования прошла на заседаниях кафедры зарубежной литературы и журналистики факультета славянской филологии и журналистики Калининградского государственного университета. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции «Славянский мир и литература» научного семинара «Романтизм: два века осмысления» в г. Зеленоградске в октябре 2002 г.; на научном семинаре «Выдающиеся ученые Альбертины» в г. Калининграде в июле 2002 г.; на второй межвузовской конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» в г. Новопо-лоцке в апреле 2003 г. Основные положения диссертации отражены в 4 публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографии (библиография содержит более 300 наименований, из них свыше 150 на иностранных языках). Общий объем работы - 223 страницы.

Содержание работы

Во введении на основе обзора научной литературы, посвященной в отечественном и зарубежном литературоведении проблемам романа воспитания и роману Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», раскрывается актуальность выбранной темы, формулируется научная новизна работы, определяются цели, задачи и методы исследования.

Роману «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана посвящено достаточно много исследований как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении, в которых рассматриваются различные аспекты его существования в литературе (жанр, фантастическое и реальное, структура повествования, эстетический и идеологический облик главного героя и др.) Но, пожалуй, самое главное место в исследованиях отводится трактовке героев этого романа. В сущности, это традиционное прочтение художественного произведения, прочтение, которое направлено на осмысление главного предмета повествования - человека, который своим художественным бытием рассказывает о себе и мире (окружающем его или его внутреннем). В исследовательском обращении к герою произведения открываются бесконечные тематические горизонты, раскрываются смысловые линии романного повествования. Н.Я. Берковский отмечает профессиональный энтузиазм и универсализм образа капельмейстера Иоганнеса Крейслера, указывает на его архетипическую заданность. Согласимся с Н.Я. Берковским, что «Житейские воззрения кота Мурра» - это роман романтический, но его отличие от раннеромантических романов состоит в том, что в нем расширяются горизонты социума, хотя герой сохраняет свой энтузиазм, свою бесконечную увлеченность миром красоты и музыки. О «расширении социального пространства романа», о «реальности мира», в котором обретается герой Э.Т.А. Гофмана, пишут К.Г. Ханмурзаев, Д.Л. Чавчанидзе, Ф.П. Федоров, Л.А. Такварелия и др. Суждения исследователей о пространстве социума имеют особое значение в определении специфики этого романа, в разговоре о его воспитательном / антивоспитательном характере. Ведь «расширение социального пространства», в сущности, должно сигнализировать о том, что этот роман по многим параметрам напоминает роман просветительский. Социум, в котором (среди которого) жили герои просветительских романов, играл существенную роль в формировании их характера. Во всяком случае, просветители ставили перед собой такую задачу-эксперимент - влияние среды на человека. Роман «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана уникален в организации обитаемого социума: Крейслер входит в свой социум вполне сформировавшимся, житейские воззрения кота Мурра вызревают в про-

тиворечие той среде, в которую он попал. Мурр усваивает форму жизни, но сама жизнь имеет совершенно другой смысл. Э.Т.А. Гофман великолепно использует арсенал романтической иронии и пародии. Игра формы и содержания и порождает вопрос о пародийности процесса воспитания. Мурр - это знаковая фигура филистерского мира.

Исследуя романтическую иронию в творчестве Э.Т.А. Гофмана, Н.М. Берновская предполагает, что все этапы воспитания кота Мурра иллюстрируются целым рядом отдельных пародий на разные явления и стили. Основным приемом травестирующей пародии является смешение элементов контрастных стилей - возвышенно-патетического и бытового. Предметом автопародии становятся либо собственные романтические преувеличения Э.Т.А. Гофмана, либо какие-то стороны характера и манеры его любимого лирического героя Крейслера. Думается, что права и Л.В. Славгородская, подчеркивая, что пародия в романе «Кот Мурр» не является самоцелью, а становится средством создания образа филистера-литератора.

Обращаясь к критике, можно отметить несколько точек зрения по поводу эстетики и смысла этого романа. Исследователи определяют этот роман как: 1) романтическое произведение; 2) романтический роман воспитания; 3) пародию на романтический роман воспитания (У. Штадлер, Б. Фельдгес и др.); 4) антироман воспитания (Г. Майер). Некоторые ученые полагают, что появление «Житейских воззрений кота Мурра» - это следствие тех критических восприятий романтиками романа И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», которые отмечены в эпоху иенского романтизма (роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген»), Так, Р.Г. Кайзер полагает, что роман Э.Т.А. Гофмана - это ответ не только на произведение И.В. Гете; «Кот Мурр» - это романтический роман о художнике и критический роман об обществе. Сопоставляя структуру автобиографии Мурра и биографии Крейслера, он отмечает хронологичность первой и незавершенность и непоследовательность второй. Р.Г. Кайзер сомневается в том, что этот роман является романом воспитания. Примечательна позиция Герберта Зингера. Он рассматривает роман воспитания «Кота Мурра» как непроизвольную пародию, «анти-Мейстер» и хорошо продуманную сатиру. Исследователь считает, что план кота Мурра написать нового «Вильгельма Мейстера» не удается, так как Э.Т.А. Гофман наделяет кота соответствующими свойствами. Недостатки Мурра - это не следствие того, что ему не хватает необходимых предпосылок для формирования высоких человеческих качеств. Мурр - как и животные из басен Эзопа - это тип человека со всеми его достоинствами и недостатками. По мнению исследователя, Э.Т.А. Гофман смягчил «моральную серьезность сатиры» благодаря

транспозиции басни, которая выявляет контраст между природными инстинктами кота и миром воспитания, в котором он пытается жить, между его претенциозным глубокомыслием и естественной непринужденностью. Творчество Мурра, его сочинительство - это пародия на романтическую поэзию. Если бы в произведении Э.Т.А. Гофмана произошло примирение искусства и жизни, то роман стал бы сказкой.

Таким образом, смысл романа порождает различные исследовательские предположения и доказательства. Очевидно одно: гофмановский роман - это роман романтический, который продолжает традицию романа воспитания и сопротивляется ей. Вопрос в том, что такое роман воспитания в своем классическом виде, какова его теория и история развития. Во введении мы обозначаем самые общие представления о романе воспитания, которые возникли в результате анализа некоторых работ по литературе Германии изучаемого периода.

Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века), однако во всех известных работах просматривается некоторое сомнение по поводу чистоты жанра, принадлежности того или другого романа к роману воспитания. Многие исследователи убеждены в существовании романа воспитания, хотя трудно найти роман, против принадлежности которого к жанру «роман воспитания» не существовало бы возражений. Так, например, Эрих Йеииш категорически отвергает какую-либо причастность романа Г.Я.К. Гриммельс-гаузена к роману воспитания. Мы разделяем эту точку зрения, к тому же должны отметить, что она не является распространенной. Вольфганг Па-ульзен, изучая «Историю Агатона» K.M. Виланда, вопреки распространенному мнению о том, что это один из классических романов воспитания, не считает его таковым. В. Кайзер, К. Шлехта, К. Май, Г. Эйхнер полагают, что «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете вряд ли можно назвать романом воспитания. Они предпочитают говорить о нем, используя другие обозначения.

Вполне понятно, что принадлежность того или другого романа к жанру романа воспитания можно оспорить, слишком расплывчаты критерии, по которым определяется этот жанр. Именно такую позицию занимает Юрген Якобе, исследуя романы И.В. Гете, К.Ф. Морица, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана. В сущности, складывается достаточно драматическая ситуация в определении этого жанра. Многое зависит от взгляда исследователя на эту проблему (проблему жанра романа воспитания). В самом деле, любой роман имеет какие-то особенности, которые можно идентифициро-

вать как элементы романа воспитания, в целом же данное произведение вряд ли можно классифицировать как роман воспитания. Понятно, что в природе чистых явлений не бывает, однако же, в представлении и исследовании романа воспитания отмечается субъективизм. Направленность исследований, а иногда и их результат зависят от того, как понимают сами исследователи этот термин, какие романы выбирают и изучают в свете теории романа воспитания.

Первая глава «Роман воспитания: теория и предпосылки развития» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Роман воспитания как теоретическая проблема» исследуется теория жанра романа воспитания в отечественном и зарубежном литературоведении.

Роман воспитания зарождается в середине XVIII столетия. В начале XIX века он обретает свое имя благодаря профессору эстетики Карлу Мор-генштерну, который в своей работе «О сущности романа воспитания» впервые ввел в практику историко-литературных исследований термин «ВПёш^готап» (роман воспитания). По мнению Карла Моргенпггерна, роман воспитания должен соответствовать следующим требованиям:

- в романе изображается постепенное становление характера героя от начала и до определенной ступени его сформированности;

- роман должен содержать историю воспитания, способствующую нравственному образованию читателей.

«Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете считается исследователем образцом жанра романа воспитания.

В. Дильтей углубляет понятие «роман воспитания» и определяет границы между биографическим романом и романом воспитания. По его мнению, в романе воспитания изображается общечеловеческое на примере одной жизни. Происхождение романа воспитания, по мысли Вильгельма Дильтея, обязано гуманистическому идеалу личности. Целью воспитания героя романа является внутренняя гармония, духовная зрелость, на пути к которым он преодолевает конфликты с окружающим миром.

Ганс Генрих Борхердт рассматривает понятия «роман воспитания», «роман развития» и «воспитательная идея», анализирует структуру романа воспитания. Он отмечает то общее, что характерно для сюжетов жанра романа воспитания: это изображение трех этапов развития героя (как тезис, антитезис и синтез). Субъективная жизнь в фантазии сменяется увлеченностью миром и «греховностью» и завершается обретением рая, то есть примирением героя и мира. Первый этап развития, как правило, связан с показом воспитания героя вдали от мира и его нравов. Раскрытие заложенных природой задатков и формирование личности начинается со странствий героя по различным областям жизни, причем любовь и дружба оказы-

ваются решающей движущей силой. Последняя фаза иллюстрирует общение героя с людьми, в которых воспитательная мысль достигла совершенства. Именно благодаря им происходит «созревание» героя в соответствии с целью воспитания, предписанной главному действующему персонажу его создателем.

Мелита Герхард способствовала расширению понятия «роман воспитания»: она вводит термин «роман развития». Под романом развития М. Герхард понимает жанр, не ограниченный историческими рамками. Первый рассматриваемый ею роман развития - «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха; другие романы, относимые к жанру романа развития, -«Симплициссимус» Г.Я.К. Гриммельсгаузена, «История Агатона» K.M. Виланда и «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете.

Э.Л. Шталь исследует генезис и особенности жанра романа воспитания (Bildimgsroman) в сравнении с воспитательным романом (Erziehungsroman) и романом развития (Entwicklungsroman).

Л отар Кен предлагает рассматривать роман развития как надыстори-ческий структурный тип; роман воспитания - как жанр, зародившийся в эпоху Гете. Он исследует отличие воспитательного, исторического и автобиографического романов от жанра романа воспитания.

В целом, к достижениям зарубежного литературоведения в области изучения романа воспитания можно отнести: исследование генезиса жанра романа воспитания и его специфики (анализ структуры, цели произведения, образа главного героя и т.д.); исследование значения термина «роман воспитания» и его зарождения; сравнение и сопоставление романов воспитания, развития, автобиографического и биографического, исторического и воспитательного.

Отечественными литературоведами (М.М. Бахтиным, A.B. Диалек-товой, В.Н. Пашигоревым) рассматривается идея воспитания как жанрово-образующий фактор романа воспитания, выдвигаются уникальные классификации данной жанровой разновидности. Роман воспитания анализируется как жанр эволюционирующий, обладающий специфическими чертами на каждом этапе его развития.

Таким образом, роман воспитания в отечественном и зарубежном литературоведении понимается как исторический жанр, в основе которого лежит философски детерминированная идея становления. Целью воспитания является внутренняя гармония и духовная зрелость героя, на пути к которым он проходит свою школу жизни - преодолевает конфликты с внешним миром. Изображение трех этапов развитая героя (детство/идеализм - юность/греховность - зрелость/гармония) является характерным для сюжета романа воспитания. На зарождение этого жанра оказа-

ли влияние идеи педагогики, психологии и философии XVIII века, литературные жанры исповеди, автобиографии «обновленного» или «заново рожденного» человека. Романы «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха и «Симплициссимус» Г.Я.К. Гриммельсгаузена - произведения, предшествующие появлению романа воспитания.

Во втором параграфе «Историко-культурные и философские предпосылки» исследуются историческая ситуация Германии XVIII века, литературные тенденции и философские идеи эпохи Просвещения.

Объектом философской мысли эпохи Просвещения является человек, его воля, мораль, счастье, равенство и свобода. Это стало возможным благодаря гуманистическим идеям, антифеодальному и антикатолическому движению эпохи Ренессанса, возникшим в противовес средневековой морали. Если в средние века человек рассматривался как сословная единица, поведение которой регулировалось церковью, а идеалом эпохи были святые и рыцари (в список добродетелей последних входило лишь умение владеть шпагой, мечом и копьем), то эпоха Просвещения провозглашает Человека целью и идеалом бытия. Свобода личности, ее творческая самореализация рассматриваются как синонимы разума, просвещения и добродетели.

При изучении происхождения и функций общества и государства великими мыслителями XVIII века исследуется социальная роль человека, личные интересы которого должны быть связанными с решением общественных проблем. В эпоху Просвещения выдвигается идея свободы и равенства личности.

Философские идеи свободы, воли, морали человека находят отражение в литературных произведениях писателей XVIII - начала XIX веков. Примером послужила художественная проза философов эпохи Просвещения - Вольтера («Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм»), Ж.-Ж. Руссо («Эмиль», «Юлия, или Новая Элоиза») и Д. Дидро («Монахиня», «Племянник Рамо»), Поставленные философией XVIII века проблемы социального неравенства, создания основанных на принципах разума общества и государства находят решение в художественных произведениях (например, в романе K.M. Виланда «История Агатона» и Ф. Гельдерлина «Гиперион»), Важную роль в решении поставленных задач философия XVIII - начала XIX веков отводит Человеку, вследствие чего перед обществом возникает проблема воспитания гармоничной личности, способной построить жизнь по принципам добра, разума и справедливости. Данная проблема находит индивидуальное решение в художественных произведениях, созданных в юном жанре романа воспитания. Делается следующий вывод: изменение исторической ситуации, объекта философского и худо-

жественного осмысления, эволюция понимания личности оказали непосредственное влияние на возникновение жанра романа воспитания.

Вторая глава «Формирование романа воспитания в Германии: век XVIII» посвящена анализу романов воспитания эпохи Просвещения и Романтизма, классификации жанра романа воспитания.

В первом параграфе «От «Агатона» до «Штернбальда» исследуются романы К.М. Виланда «История Агатона», К.Ф. Морица «Антон Рай-зер», И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», Ф. Гельдерлина «Гиперион, или Отшельник в Греции», Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда».

«История Агатона» - первый великий немецкий роман со времен «Симплициссимуса» Гриммельсгаузена, который заложил традиции немецкого романа воспитания. В исторической обстановке античности рассматривается проблема формирования мировоззрения и характера юного человека. В романе предстает попытка соединения основанного на чувствах идеализма с рациональным пессимизмом, чувств и разума. Она в действительности не удается. Тем не менее, несмотря на некоторые длинноты и отрывочность повествования, роман «История Агатона» благодаря изящной прозе, бросающейся в глаза формальной завершенности (по сравнению с барочным романом) и психологизму в раскрытии образов действующих лиц является большим достижением в направлении немецкого романа воспитания по типу «Вильгельма Мейстера» И.В. Гете, хотя роман «История Агатона» в общественно-политическом отношении идет дальше гетевского романа. В «Истории Агатона» Кристофа Мартина Виланда предстает развитие характера героя и гармонизация его личности, которые происходят в столкновении и во взаимодействии с внешним миром.

Типичная для романа воспитания тема формирования личности героя в условиях противодействия окружающего мира получает развитие в произведении Карла Филиппа Морица «Антон Райзер». Всё повествование романа условно можно разделить на два этапа воспитания: детские годы и период странствий героя. Первый этап связан с анализом формирования личности главного действующего лица, второй - с наблюдением за жизнью уже сложившейся личности, так как перед нами человек, руководствующийся своими целями и идеями. Характерный для романа воспитания заключительный этап формирования героя, связанный с «обретением рая», то есть с гармонией, внутренним примирением героя с окружающей действительностью, отсутствует в «Антоне Райзере» К.Ф. Морица. Два мира, реальный и духовный, существующие и взаимодействующие на страницах романа, следует рассматривать целостно, так как формирование

личности героя обуславливается внешними обстоятельствами,

окружающим его обществом.

«Антон Райзер» - роман воспитания, сочетающий в себе элементы жанров автобиографического, педагогического, психологического, религиозного и социального романов. Это находит отражение в содержании и конструкции произведения. Существует два плана изображения: субъективный (герой, как художественная проекция жизни писателя, является носителем идей автора) и объективный (повествователь отстраняется от своего героя и дает объективную оценку происходящему). Точное указание времени и места действия, описание обстоятельств жизни героя, анализ его внутреннего состояния способствуют достоверности, правдивости изображения происходящего, эмоциональному восприятию и сопереживанию. Автор дискутирует проблему воспитания, ирония позволяет ему подвергнуть сомнению методы воспитания конца XVIII века.

Роман И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» выражает философскую идею эпохи Просвещения - идею образования гармоничной, всесторонне развитии личности, практическая деятельность которой направлена на благо общества. В произведении предстает процесс духовного становления главного героя от увлеченности идеальным (искусством) к принятию реального (жизни). Свой выбор герой осуществляет не вследствие руководства какой-либо личности (учителя, наставника), а под влиянием самой жизни. Таким образом, сама жизнь становится школой для героя. И.В. Гете создает роман, в котором главный герой выступает как часть окружающей действительности. Сюжет произведения строится от идеи воспитания полезного для общества человека к ее воплощению. Так как герой является не только носителем идей писателя, но и обладает некоторыми чертами своего создателя (автора и героя объединяют увлеченность театром и стремление создать национальный театр в Германии), то можно говорить о соединении жанров автобиографического и театрального романов. Форма повествования (Ег-ЕпгаЫег), точное указание времени и места позволили достичь писателю объективного отражения реальности.

Роман «Гиперион, или Отшельник в Греции» Ф. Гельдерлина представляет собой «абстрагированную» автобиографию, таким образом, выполняется одно из основных требований Карла Моргенштерна, предъявляемое к жанру романа воспитания. Выполняется также и следующее требование: перед читателем предстает внутренняя история (или, по словам Гипериона, рассказ о жизни души), способствующая нравственному воспитанию читателя, ибо в романе изображается незаурядная сильная личность, богочеловек со своей философией, своими мечтами и стремлениями.

Идея произведения - формирование личности, показ этапов развития

человека, целью которого является обретение внутренней гармонии и совершенства. Для главного героя этого романа характерно, как и для героев предыдущих романов воспитания, стремление к идеальной цели: Агатой мечтал о совершенном обществе и совершенном устройстве государства, Антон Райзер - о самореализации в художественных образах на сцене ^ театра, о завоевании общественного признания. Стремления Гипериона близки мечтаниям Агатона: герой Гельдерлина мечтает о всеобщем человеческом счастье, об освобождении своей Родины, о безграничной власти красоты и совершенства.

В романе «Гиперион, или Отшельник в Греции» Ф. Гельдерлин создает героя, представителя современной писателю эпохи, который выражает идеи, мысли, стремления общества конца XVIII века. Писатель наделяет главного персонажа некоторыми чертами своего характера. Таким образом, в романе представлен сплав нескольких жанровых модификаций - политической, философской и автобиографической. Эпистолярная форма повествования позволяет передать историю формирования души героя изнутри. Роман можно назвать аллегоричным, так как призыв к освобождению Греции воспринимался как призыв к освободительной войне в Германии.

Роман Людвига Тика «Странствия Франца Штернбапьда», сочетающий в себе жанры авантюрного романа, романа странствия, фрагмента (роль которого выполняют вставные песни, баллады, сновидения, сказки и были) вобрал в себя все богатство литературных традиций и одновременно отразил веяния своего времени. Жанр этого произведения можно определить как романтический роман воспитания, так как тема, герой, идея всего повествования соответствуют жанровым характеристикам данной романной разновидности.

В центре романа - проблема искусства и художника; путешествие .

художника становится его воспитанием, способом развития, обогащения внутреннего мира и формой познапия многообразия окружающего мира. Началом повествования служит не изображение детских лет героя (первый >

этап воспитания), а описание юности, этапа странствий главного персонажа, в котором показываются результаты полученного воспитания. В романе предстает характерный для эпохи Романтизма образ героя-энтузиаста, представляющий собой полную противоположность филистеру-обывателю с его четко выраженным стремлением к покою, социально значимому статусу и материальному положению. В отличие от филистера художник живет в мире собственной фантазии, в царстве искусства, истины и добра.

В «Странствиях Франца Штернбальда» Л. Тик выразил сформировавшееся в эпоху Романтизма понимание идеальной сущности искусства и

художника как бессознательного орудия, бессознательную принадлежность высшей силе.

Во втором параграфе «Типологические модели просветительского и романтического романов воспитания» выделяются просветительский и романтический романы воспитания и их особенности.

Конечная цель романа воспитания - это бесконечное изменение и становление, поэтому каждая эпоха привносит что-то новое в теорию романа воспитания и предлагает свои пути интерпретации этого жанра. Думается, целесообразно классифицировать роман воспитания XVIII века по типам (просветительский и романтический) и их моделям в зависимости от способа организации романного пространства (во внимание принимаются идея романа, образ главного героя, время, пространство, структура, соотношение автора и героя). Мы полагаем, что роман воспитания остается на уровне моделирования, так как он ни на содержательном, ни на структурном уровне не завершен. Модель - это открытая структура, которая определяется временем и сознанием эпохи.

К просветительскому роману воспитания можно отнести произведения, доминантой в которых выступают идеи (разума, совершенствования, гуманизма). Среда становится фоном, где развиваются идеи автора/эпохи Просвещения. Примерами просветительского типа романа воспитания служат романы «История Агатона» K.M. Виланда, «Антон Рай-зер» К.Ф. Морица, «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете. В основе романтического романа воспитания находится изображение психологического развития главного персонажа, во многих из романов этого жанра реализуется идея искусства. Среда влияния на формирование героя не оказывает. К данной жанровой разновидности можно отнести романы «Гиперион, или Отшельник в Греции» Ф. Гельдерлина, «Странствия Франца Штернбальда» Л. Тика, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса.

Третья глава «Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: форма и смысл» посвящена анализу итогового произведения Э.Т.А. Гофмана - «Житейским воззрениям кота Мурра».

В первом параграфе «Эстетические ориентиры» рассматривается понимание романтиками романтического искусства, музыки, делается краткий обзор литературных тенденций иенских и гейдельбергских романтиков. Традиции, заложенные романтиками (обращение к теме искусства, сосредоточенность повествования на внутреннем мире художника-энтузиаста, ирония, гротеск, двоемирие), воспринимаются Э.Т.А. Гофманом, переосмысливаются и перерабатываются им в его художественных произведениях. Это положение подтверждается при рассмотрении новелл писателя.

В диссертационной работе изучаются истоки образа Иоганнеса Крейслера, отличие раннего образа капельмейстера Крейслера (главного героя «Крейслерианы») от позднего, героя «Житейских воззрений кота Мурра», исследуется преемственность художественного образа Берглинге-ра в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Мы приходим к следующим выводам. Образ Крейслера не идентичен герою Вакенродера. Крейслер может приспособиться к требованиям общества, не подвергая опасности ни романтический энтузиазм, ни свое назначение. Так как музыка понимается Крейс-лером не как обоснование абсолюта и бесконечного, а как жизненная сила, способная изменить сознание, то ему удается осмысленно включить музыку в мир социальной реальности. Их сходство заключается в том, что обоим героям, как Берглингеру, так и Крейслеру, не удается найти осознанную связь художника и общества. То есть, при создании образа Крейслера Э.Т.А. Гофман ориентируется не на раннеромантический вакенродеров-ский тип художника (Берглингера), а на развитый позднеромантический образ художника-энтузиаста. Далее исследуются история создания романа и жанровые традиции, которые вобрал в себя/ пародирует роман «Житейские воззрения».

«Житейские воззрения кота Мурра» вступают в диалог, полемизируют с романом воспитания, превращаясь, с одной стороны, в комическое изложение традиций этого жанра, с другой стороны, становятся их логическим продолжением. Автор «Кота Мурра» переосмысливает жанровые особенности романа воспитания. Для разрушения привычных норм романтического и просветительского романов воспитания Э.Т.А. Гофман использует пародию.

«Мурриана» вобрала в себя все черты романа воспитания: в центре повествования - творческая, гениальная личность, формирование которой происходит в условиях жесткой конфронтации с внешней средой. Главный герой проходит несколько этапов воспитания: детство, юность, возмужание... Его интерес сосредоточен на своем внутреннем развитии, творческом становлении как поэта и писателя. Цель главного персонажа - достижение внутренней гармонии и духовной зрелости - должна, по его мнению, способствовать воспитанию читателей этого произведения. Действительно, этот роман можно было бы назвать воспитательным, если бы не одно обстоятельство: героем «Муррианы» является кот.

Фрагменты, посвященные Мурру, высмеивают идею поэтапного формирования личности, которая существовала в просветительском романе воспитания K.M. Виланда («Агатон») и И.В. Гете («Годы учения»): месяцы «младости» кота ассоциируются с детством Вильгельма Мей-стера и дельфийским этапом жизни Агатона. Кот Мурр, как и герои рома-

! 17

нов K.M. Виланда, Ф. Гельдерлина, И.В. Гете, Новалиса, проходит свою школу жизни, выдерживая испытания дружбой и любовью. В конце романов перед читателями предстают не идеалисты, а зрелые, умудренные жизнью и опытом Мурр, Агатон, Гиперион, Вильгельм Мейстер.

Гофман, как и многие романтики, считал, что историю творческой ^ личности полнее отражают не конкретные факты из жизни, расположен-

ные в хронологическом порядке и представленные в форме биографии, а поэтический вымысел. Негативное отношение к автобиографии Э.Т.А. Гофман выражает при помощи «Муррианы»: в ней предстает непо-• вторимый образ очень самовлюбленного художника.

При создании «Житейских воззрений кота Мурра» Э.Т.А. Гофман опирается также на романтический роман воспитания, прежде всего, -«Странствия Франца Штернбальда» Л. Тика и роман Новалиса «Генрих фон Офгердинген»: в центре изображения этих романов - творческая личность, художник-энтузиаст.

Сюжетная канва фрагментов, посвященных Иоганнесу Крейслер, строится на использовании жанровых традиций романа ужаса, романа тайны: в «Коте Мурре» есть и тайна рождения, и похищение, и подмена , детей, и ревность, и покушение на убийство, и даже убийства.

Роман «Житейские воззрения кота Мурра» также опирается на сентиментально-юмористический роман по типу JI. Стерна, Т. Гиппеля, Жан Поля. Роман JL Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» обвинялся критиками в бесформенности, беспорядочности и хаотичности композиции. «Житейские воззрения кота Мурра» так же критиковались за отсутствие формы. Оба писателя, Л. Стерн и Э.Т.А. Гофман, разрушают установившиеся каноны, нарушая правила построения просветительского романа (в «Тристраме Шенди») и романтического романа воспитания (в «Житейских воззрениях кота Мурра»), Они отразили идеологический кризис своего времени, эпохи Просвещения и Романтизма, стали предшественниками реалистического романа XIX века.

^ Юмор, сатира, ирония пронизывают романы Л. Стерна. Немецкими

последователями английского писателя становятся Теодор Гиппель, Жан Поль, Э.Т.А. Гофман. Сатиричное изображение крошечных княжеств, обезличенных, бездушных властителей, «театрализованных» дворов и их нравов, физическое и духовное вырождение княжеских особ изобилует в произведениях немецких писателей (в «Невидимой ложе», «Геспере», «Титане» Жан Поля, в романе «Жизненные пути по восходящей линии» Т. I Гиппеля, в романе «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А, Гофмана).

Роман Э.Т.А. Гофмана «Кот Мурр» вобрал в себя также традиции поздних романтиков: появившиеся в их произведениях социальная конкре-

тизация, социальная критика присутствуют в романе «Житейские воззрения кота Мурра»: как в «Петере Шлемиле» Шамиссо, так и в «Коте Мурре» Гофмана, изображается могущество власти и денег, способное уничтожить живую душу человека. В романе также развивается тема двойственности и разорванности сознания художника, механизации окружающего мира.

Созданные в романтическую эпоху «Житейские воззрения кота Мурра» тесно взаимодействуют с предыдущим культурным, идеологическим (историческим) этапом - Просвещением: пародийно представлены традиции просветительского романа воспитания, формообразующей основой произведения становится сентиментально-юмористический роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Если содержание «Житейских воззрений кота Мурра» остается верным жанру «роман воспитания», то форма не является типичной для этого жанра.

Второй параграф «Форма повествования и смысл» посвящен анализу композиции романа и ее смыслу.

Форма романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» - завершенный в себе фрагмент: обе истории отрывочны и имеют концовку. Композиция романа хорошо продумана, так как обе повествовательные линии обладают внешними и внутренними взаимосвязями: в произведении есть соответствие времени и места, общие для «Крейслерианы» и «Муррианы» герои и события, а также «невидимое», внутреннее противопоставление главных героев как художников-энтузиастов. Форма логически выстроенной автобиографии Мурра и постоянно прерываемой биографии Крейслера соответствует представленным в них характерам героев. Взаимосвязь обеих историй указывает, с нашей точки зрения, на существующую в мире глубокую связь реального и фантастического.

Биография Крейслера никогда не вышла бы в свет, если бы не вандализм Мурра и не ошибка издателя. В том, что части о Крейслере приняли вид макулатурных листов, с глубокой иронией отражается общественный диссонанс. Э.Т.А. Гофман, отведя большую часть повествовательного пространства истории Крейслера, меньшую - коту Мурру, дает ключ к художественному замыслу всего произведения, выражает надежду на то, что большую роль в жизни играет не материальное, а духовное, творческое начало.

В заключении подводятся итоги исследования.

Наша работа не претендует на полное и завершенное исследование в области жанра романа воспитания и романа Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Остаются открытыми такие вопросы, как развитие

романа воспитания в XIX - XXI веках, его классификация (типология) и моделирование, изучение специфики жанра романа воспитания на каждом этапе его развития.

Так, например, просветительские и романтические романы воспитания сменяются с наступлением эпохи реализма реалистическим романом воспитания, который обновляет и изменяет жанр романа воспитания, привносит в него новые структурные элементы. В реалистическом романе воспитания преимущественно рассматривается влияние общества на формирование и становление характера героя. Примером этой жанровой разновидности являются романы Г. Келлера «Зеленый Генрих», Т. Манна «Волшебная гора», Г. Гессе «Игра в бисер».

Влияние просветительского романа воспитания («Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете) отчетливо прослеживается в романах Г. Келлера «Зеленый Генрих» и А. Штифтера «Бабье лето». В обоих романах присутствует проблематика романа воспитания, в обоих романах главные герои рассказывают свою историю воспитания. И к обоим романам можно поставить вопрос: решаются ли в них поставленные проблемы (проблема становления художника в «Зеленом Генрихе» Г. Келлера). Роман «Зеленый Генрих» имеет много общего с романом И.В. Гете «Вильгельм Мейстер»: в нем представлено развитие характера главного героя от идеализма к практицизму. Все-таки это произведение принадлежит к реалистическому роману воспитания: в нем впервые указывается на зависимость человека от реалий окружающего, материального мира.

Структура романа «Волшебная гора» Т. Манна так же напоминает «Годы учения» И.В. Гете. Главный герой романа Ганс Касторп, как и Вильгельм Мейстер, предстает не как главный, а, скорее, как незначительный персонаж повествования. Пародийными элементами романа воспитания является то, что окружающий мир заменяется туберкулезным санаторием, а болезни и смерти отводится воспитательная роль. Структура романа воспитания использовалась для того, чтобы показать невозможность существования данной жанровой разновидности в XX веке. Ирония сложившейся ситуации заключается в том, что традиции романа воспитания живы в XX веке благодаря роману, в котором использовалась структура романа по типу «Вильгельма Мейстера» И.В. Гете для отрицания (опровержения) жанра романа воспитания.

Роман воспитания от его истоков до сегодняшнего дня требует глубокого исследования.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях автора диссертации:

1. Мельникова Е.И. Типологические модели романа воспитания эпохи Гете // Проблемы филологических наук: Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. С. 26-30. (0, 3 п.л.).

2. Мельникова Е.И. «Житейские воззрения кота Мурра»: диалог с романом воспитания // Романтизм: два века осмысления. Материалы межвуз. науч. конференции. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. (0,5 п.л., в печати).

3. Чупракова Е.И. Роман воспитания второй половины XVIII века: структура романа К.М. Виланда «История Агатона» // Балтийский филологический курьер: Научн. журн./ Под ред. В. Грешных. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. № 3. (0,5 п.л., в печати).

4. Чупракова Е.И. Роман воспитания: типологические модели // Проблемы истории литературы: Сборник статей. Вып. 17 / Под ред. А.А. Гугнина. М.; Новополоцк, 2003. (0,75 пл.).

1

Елена Ивановна ЧУПРАКОВА

РОМАН Э.Т.А. ГОФМАНА «ЖИТЕЙСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КОТА МУРРА» В КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНА ВОСПИТАНИЯ ХУ1П ВЕКА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 7.09.2003 г. Формат 60x90 1/16.

Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Усл. печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ 179

Издательство Калининградского государственного университета, 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.

!

i

'¿ÛÛ 3-м

«149 4 8

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чупракова, Елена Ивановна

Введение.

Глава первая: Роман воспитания: теория и предпосылки развития

§ 1. Роман воспитания как теоретическая проблема.

§ 2. Историко-культурные и философские предпосылки.

Глава вторая. Формирование романа воспитания в Германии: век XVIII

§ I. От «Агатона» до «Штернбальда».

§ 2. Типологические модели просветительского и романтического романов воспитания

Глава третья. Роман Э Т А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: форма и смысл

§ 1. Эстетические ориентиры

§2. Форма повествования и смысл

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Чупракова, Елена Ивановна

Постановка проблемы

Диссертация являет собой исследование, в котором осуществляется попытка уточнения жанровой специфики и места романа Э Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания XVIII века. То, что этот роман сделан по канонам классики, структурирован как роман XVIII века и эпохи романтизма, нет сомнения. То, что в нем (помимо прочих) обсуждаются проблемы воспитания героя, - это факт, от которого трудно отказаться. Вместе с тем, этот роман во многом необычный, он вобрал в себя опыт жанрового искусства прошлого и расширил горизонты романного повествования. Роман фрагментарен, и в этом смысле его можно сравнивать с романами Л. Стерна, Т. фон Гиппеля, Ф. Шлегеля: по своей проблематике он восходит и к английским романам эпохи Просвещения (Д. Дефо, Дж. Свифт, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Л. Сгерн), и к романам французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро), и, несомненно, к романам своих соотечественников К.М. Виланда, И В. Гете, К.Ф. Морица, Жан Поля, Ф. Гельдерлина, Л. Тика, Новалиса. Многие исследователи, рассматривая «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого (да и европейского!) романа воспитания, называют его антироманом воспитания. Такова позиция Герхарда Майера. В художественной системе Романтизма он выделяет два таких антиромана воспитания: «Flegeljahre» Жан Поля и «Житейские воззрения кота Мурра» Э Т А. Гофмана1. Изучая немецкий роман воспитания в диахроническом плане, Г. Майер находит, что в каждой эпохе, которую он выделяет особо (эпоха буржуазного реализма, рубеж веков, Weimerer Zeit, эпоха Третьего Рейха, литература послевоенного периода ), есть романы, которые по своему смыслу и структуре относятся к антироманам воспитания (роман В. Раабе «Stopfkuchen», роман Ф. Хуха «Peter Michel», роман Р. Вальзера «Jakob von Gun ten» и др.). Существуют и другие точки зрения по поводу романа Э.Т.А. Гофмана. Однако можно отметить совершенно определенно: роман «Житейские воззрения кота Мурра» - это часть классического европейского собрания романов, в котором сохраняется традиция романного повествования и одновременно традиционный классический роман трансформируется. И вопрос не в том, что роман Э.Т.А. Гофмана является новым, скажем, по сравнению с романом К.М. Виланда (это факт времени, факт качественного изменения литературы вообще), а в том, насколько произведение Э.Т.А. Гофмана обновляет литературу, предшествующую ему, почему этот роман называют и романом воспитания, и антироманом воспитания. Эти вопросы не получили достаточно четкого теоретического обоснования. Проблема, следовательно, в том, чтобы рассмотреть этот роман в контексте развития национального романа воспитания и попытаться определить характер творческого диалога «Житейских воззрений кота Мурра» со своими, условно говоря, предшественниками, отметить специфику этого романа в историческом процессе развития романа воспитания и обозначить вектор движения романа подобного типа в литературе Германии.

Вокруг смысла романа Э. Т. А. Гофмана

С одной стороны, этому роману посвящено достаточно много исследований как в зарубежном, так и отечественном литературоведении, в которых рассматриваются различные аспекты его существования в литературе (жанр, фантастическое и реальное, структура повествования, эстетический и идеологический облик главного героя и др.) Но, пожалуй, самое главное место в исследованиях отводится трактовке героев этого романа. В сущности, это традиционное прочтение художественного произведения, прочтение, которое направлено на осмысление главного предмета повествования -человека, который своим художественным бытием рассказывает о себе и мире (окружающем его или его внутреннем). В исследовательском обращении к герою произведения открываются бесконечные тематические горизонты, раскрываются смысловые линии романного повествования. Размышляя о капельмейстере Крейслере, Н.Я. Берковский отмечает не только его профессиональный энтузиазм, но и его универсализм : «.весь в преданности своему музыкальному призванию, сочиняет музыку, несет ее другим, учит ее других. Вместе с тем Крейслер находится за тридевять земель от всякой профессиональной узости. В беспокойном этом человеке поселились мировое движение и мировая смута»2.

Исследователь отмечает архетипическую заданность романтического героя: он индивидуален по своей сути и в то же время репрезентирует состояние общего духовного беспокойства, свойственное данной эпохе, может быть, даже состояние, которое не поддается конкретному временному определению. Вспомним, как представляет Э.Т.А. Гофман своего героя в «Крейслериане»: «Откуда он? - Никто не знает. Кто были его родители9 -Неизвестно. Чей он ученик? - Должно быть, большого мастера, потому что играет он превосходно; а так как у него есть и ум и образование, то его терпят в обществе и даже доверяют ему преподавание музыки»"1.

Сравнивая образ главного героя гофмановского капельмейстера с художниками и музыкантами В.Г. Вакенродера, Л. Тика и Новалиса, Н.Я. Берковский приходит к выводу: «их герой не столько очерченная человеческая фигура, сколько абстракция своей профессии. Эстетическая точка зрения на мир и вещи мира, каждый раз названная тем или другим личным именем. ЭТ А. Гофман не боится любимейшего своего Иоганнеса Крейс-лера, носителя всех положительных ценностей, ему известных, сделать также и персонажем не только с собственным лицом, но и собственной физиономией, со своими характерными жестами и поведением»4.

По мнению исследователя, герой Э.Т.А. Гофмана, несомненно, те-лесиее, материальиее по сравнению с героями из предшествующих романов. Да и сама среда, в которой пребывает Крейслер, хоть и фантастическая, но выписана подробно: «В нем шире (в романе. - Н. Ч.), чем где-нибудь, представлена у Гофмана Германия того дня и года, быт и нравы даны с величайшей точностью наблюдения. Но это роман романтический, ибо сквозь ограду вещей как они есть угадываются прекрасные возможные миры»". Согласимся с Н.Я. Берковским, что это роман романтический, но его отличие от раннеромантических романов состоит в том, что в нем расширяются горизонты социума, хотя герой сохраняет свой энтузиазм, свою бесконечную увлеченность миром красоты и музыки. О «расширении социального пространства романа», о «реальности мира», в котором обретается герой Э Т А. Гофмана, пишут К.Г. Ханмурзаев, Д.Л. Чавчанидзе и др6. Суждения исследователей о пространстве социума имеют особое значение в определении специфики этого романа, в разговоре о его воспитательном аптивоспитательиом характере. Ведь «расширение социального пространства», в сущности, должно сигнализировать о том, что этот роман по многим параметрам напоминает роман просветительский. Социум, в котором (среди которого) жили герои просветительских романов, играл существенную роль в формировании их характера. Во всяком случае просветители ставили перед собой такую задачу-эксперимент - влияние среды на человека. Роман «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана уникален в организации обитаемого социума: Крейслер входит в свой социум вполне сформировавшимся, .житейские воззрения кота Мурра вызревают в противоречие той среде, в которую он попал. Мурр усваивает форму жизни, но сама жизнь имеет совершенно другой смысл. Э.Т.А. Гофман великолепно использует арсенал романтической иронии и пародии. Игра формы и содержания и порождает вопрос о пародийности процесса воспитания. Мурр - это знаковая фигура филистерского мира.

Исследуя романтическую иронию в творчестве Э.Т.А. Гофмана, Н.М. Берновская предполагает, что все этапы воспитания кота Мурра иллюстрируются целым рядом отдельных пародий на разные явления и стили. Основным приемом травестирующей пародии является смешение элементов контрастных стилей возвышенно-патетического и бытового. Предметом автопародии становятся либо собственные романтические преувеличения Э Т А. Гофмана, либо какие-то стороны характера и манеры его любимого лирического героя Крейслера . Думается, что права и Л.В. Славгородская, подчеркивая, что пародия в романе «Кот Мурр» не является самоцелью, а становится средством создания образа филистера-литератора8.

Обращаясь к критике, можно отметить несколько точек зрения по поводу эстетики и смысла этого романа. Исследователи определяют этот роман как: 1) романтическое произведение; 2) романтический роман воспитания; 3) пародию на романтический роман воспитания9 (У. Штадлер, Б. Фельдгес и др.); 4) антироман воспитания10 (Г. Майер). Некоторые ученые полагают, что появление «Житейских воззрений кота Мурра» - это следствие тех критических восприятий романтиками романа И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», которые отмечены в эпоху иенского романтизма (роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген»), Так, Г.Р. Кайзер полагает, что роман Гофмана - это ответ не только на произведение И.В. Гете; «Кот Мурр» это романтический роман о художнике и критический роман об обществе. Сопоставляя структуру автобиографии Мурра и биографии Крейслера, он отмечает хронологичность первой и незавершенность и непоследовательность второй. Г.Р. Кайзер сомневается в том, что этот роман является романом воспитания: «Видимое исполнение предполагаемых ожиданий (которые возникли в связи с автобиографической формой повествования) и радикальный отказ от соответствующих ожиданий в биографии дискредитируют воспитательную идею»11. Примечательна позиция Герберта Зингера. Он рассматривает роман воспитания «Кота Мурра» как непроизвольную пародию, «анти-Мейстер» и хорошо продуманную сатиру. Исследователь считает, что план кота Мурра написать нового «Вильгельма Мейстера» не удается, так как Э.Т.А. Гофман наделяет кота соответствующими свойствами. Недостатки Мурра - это не следствие того, что ему не хватает необходимых предпосылок для формирования высоких человеческих качеств. Мурр - как и животные из басен Эзопа - это тип человека со всеми его достоинствами и недостатками12. По мнению исследователя, Э.Т.А. Гофман смягчил «моральную серьезность сатиры» благодаря транспозиции басни, которая выявляет контраст между природными инстинктами кота и миром воспитания, в котором он пытается жить, между его претенциозным глубокомыслием и естественной непринужденностью. Творчество Мурра, его сочинительство - это пародия на романтическую поэзию. Если бы в произведении Э.Т.А. Гофмана произошло примирение искусства и жизни, то роман стал бы сказкой'1.

Таким образом, смысл романа порождает различные исследовательские предположения и доказательства. Очевидно одно: гофмановский роман - это роман романтический, который продолжает традицию романа воспитания и сопротивляется ей. Вопрос в том, что такое роман воспитания в своем классическом виде, какова его теория и история развития. Подробнее об этом будет сказано, теперь же обозначим самые общие представления о романе воспитания, которые возникли в результате анализа некоторых работ по литературе Германии изучаемого периода.

Роман воспитания

Проблеме романа воспитания посвящена обширная литература, в которой рассматриваются вопросы генезиса этого жанра, его специфики как романа различных литературных эпох (эпоха Просвещения, Романтизма, реализма XIX века, литература XX века), однако во всех известных работах просматривается некоторое сомнение по поводу чистоты жанра, принадлежности того или другого романа к роману воспитания. Невольно вспоминаются слова П.А. Вяземского: «Романтизм как домовой. Многие верят ему: убеждение есть, что он существует: но где его приметить, как обозначить его, как наткнуть на него палец?»14. Многие исследователи убеждены в существовании романа воспитания, хотя трудно найти роман, против принадлежности которого к жанру «роман воспитания» не существовало бы возражений.

Так, например, Эрих Иениш категорически отвергает какую-либо причастность романа Г.Я.К. Гриммельсгаузена к роману воспитания'3. Мы разделяем эту точку зрения, к тому же должны отметить, что она не является распространенной. Вольфганг Паульзен, изучая «Историю Агато-на» К.М. Виланда, вопреки распространенному мнению о том, что это один из классических романов воспитания, не считает его таковым56. В. Кайзер, К. Шлехта, К. Май, Г. Эйхнер полагают, что «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете вряд ли можно назвать романом воспитания. Они предпочитают говорить о нем, используя другие обозначения17.

Вполне понятно, что принадлежность того или другого романа к жанру романа воспитания молено оспорить, слишком расплывчаты критерии, по которым определяется этот жанр. Именно такую позицию занимает Юрген Якобе, исследуя роман И.В. Гете, К.Ф. Морица, К. Брентано,

Э Т.А. Гофмана. В сущности, складывается достаточно драматическая ситуация в определении этого жанра. Многое зависит от взгляда исследователя на эту проблему (проблему жанра романа воспитания). В самом деле, любой роман имеет какие-то особенности, которые можно идентифицировать как элементы романа воспитания, в целом же данное произведение вряд ли можно классифицировать как роман воспитания. Понятно, что в природе чистых явлений не бывает, однако же в представлении и исследовании романа воспитания отмечается субъективизм. Направленность исследований, а иногда и их результат зависят от того, как понимают сами исследователи этот термин, какие романы выбирают и изучают в свете теории романа воспитания.

Термин «Bildungsroman» (роман воспитания) появился в Германии в начале XIX века для обозначения романов, написанных по типу «Годы учения Вильгельма Мейстера» И В. Гете и «История Агатона» К.М. Ви-ланда. С именем В. Дильтея связано введение термина «роман воспитания»

1 S в литературоведение . Э.Л. Шталь исследовал происхождение немецкого романа воспитания .

Проблемой определения жанра «роман воспитания» и его отличия от воспитательного романа, романа развития, биографического, историческо

20 го, автобиографического занимались Ф. Мартини , В. Дильтей, Э.Л.

I 22 9л

Шталь, Г. Борхердт" , Ю. Якобе , Л. Кен \

Первый теоретический труд в отечественном литературоведении, посвященный исследованию жанра романа воспитания, принадлежит М. Бахтину, который создает собственную классификацию романов воспитания.

В работе В.Н. Пашигорева представлен анализ романов «Агатон» Виланда, «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гете, «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Зеленый Генрих» Г. Келлера и др. По мнению В.Н. Пашигорева, роман воспитания - это роман «о формировании мировоззренческой позиции героя в результате уроков жизни, практического опыта, о многотрудных и мучительных поисках смысла бытия, общественного идеала, положительной программы»24.

Моноцентричность в построении романа воспитания выражается, по мнению В.Н. Пашигорева, в биографизме и субъективно-лирическом начале. Второстепенные персонажи романа группируются вокруг главного героя и выступают в роли своеобразных катализаторов его воспитательного процесса. Подчеркивается роль наставников, учителей жизни, способствующих духовному развитию героя. «Немецкий роман воспитания показывает историю созидания личности изнутри, путь ее постепенного оформления и становления на протяжении сравнительно большого отрезка времени и пространства - от юных лет героя до наступления духовной и физической зрелости - и через это созидание дает историю формирования целого общества, человеческого рода - филогенез через онтогенез»,23 -пишет В.Н. Пашигорев. Он классифицирует романы воспитания по трем основаниям: концепция личности, характер конфликта романа, жизненная (итоговая) программа героя.

В диссертационном исследовании «Художественная проза Новали-са» К.Г. Ханмурзаев анализирует роман «Генрих фон Офтердинген» как романтический роман воспитания. Автор рассматривает его отличие от просветительского романа воспитания. «Роман Новалиса существенно отличается от воспитательных романов просветительного типа (в том числе и илюрмерского). Различие это определяется принципиально иным взглядом на человеческую личность, ее назначение и возможности. Герои просветительских романов воспитания в своем развитии становятся полезными членами общества («Агатон» Виланда), приходят к осознанию необходимости практической деятельности. Их «воспитание» завершается в основном в сфере полезного общественного труда («Годы учения Вильгельма Мейстера» Гете). Романтический герой может быть правильно понят лишь в его бесконечной устремленности к идеалу, в постоянной незавершенности его характера. У него в процессе воспитания наблюдается отчуждение от жизни; оно имеет двойственный характер: с одной стороны, это отчуждение обусловлено неприятием практицизма, а с другой - таит в себе опасность абсолютного отрыва от конкретной реальности и стремления к «мирам иным»26.

Л.Д. Березина утверждает, что роман К.М. Виланда «Агатон» сочетает в себе жанр психологического романа, культурно-исторического, философского и воспитательного" . Роман «История Агатона» она относит к историческому жанру на основе анализа фактического материала произведения; в то же время отмечается двойственность историзма в романе К.М. Виланда, который отразил духовную жизнь своих героев «сквозь призму современности»28. Вследствие того, что «История Агатона» представляет историю развития героя, этот роман относится Л.Д. Березиной к психологическому роману. Однако это утверждение представляется нам спорным, так как данный элемент романа не является достаточным для классификации этого произведения как психологического. История развития героя типична в первую очередь для романов развития и воспитания. Исследователь справедливо отмечает влияние приключенческого романа на сюжет «История Агатона» К.М. Виланда, подчеркивает отличие этого произведения от приключенческого жанра, которое, с ее точки зрения, заключается в правдивом изображении характера и психологическом анализе поступков героя. Автор рассматривает роман К.М. Виланда как первый роман воспитания в Германии: «В отличие от Ричардсона и его немногих подражателей Виланд изображает духовную эволюцию Агатона, предстающего перед нами в конце романа отнюдь не святым, но вполне зрелым, умудренным жизнью человеком, устоявшим перед ее соблазнами и разочарованиями, несмотря на все превратности судьбы, не изменившим прекрасному идеалу своей юности»29. Однако для Л.Д. Березиной «История Агатона» - это прежде всего философский роман, так как автор произведения перенес кантовские постулаты в философскую систему одного из героев (Архития).

А.В. Диалектова анализирует романы воспитания в литературе Германии середины XVIII века (И.В. Гете «Вильгельм Мейстер», К.М. Вилан-да «Агатон», Новалиса «Генрих фон Офтердинген», Жан Поля «Титан»), Автор, отмечая особую трудность определения жанра, считает, что можно

М) говорить только о целой системе признаков воспитательного романа , которая, к сожалению, не дает четкого представления о жанровой специфике романа воспитания.

Следует отметить, что в связи с отсутствием теоретических работ на русском языке, посвященных жанру романа воспитания, в отечественном литературоведении термин «Bildungsroman» использовался и как «роман воспитания», и как «воспитательный роман».

И.А. Архипова в диссертации «Романтический идеал и романтический характер в раннем творчестве Л. Тика /«Вильям Ловелль», «Странствия Франца Штернбальда» рассматривает роман «Странствия Франца Штернбальда» как романтический вариант немецкого воспитательного романа, так как в нем речь идет о духовном становлении и постижении бытия, о духовном проникновении в тайны мира1'. Интересно сопоставление взглядов К.Ф. Морица и Л. Тика на развитие личности человека. «Желание Тика-романиста познать тайны «человеческого сердца» напоминает о близком ему писателе: Карле Филиппе Морице, авторе романа «Антон Райзер». Особенность поэтической манеры Тика полнее всего обнаруживается при сопоставлении ее с манерой Морица. Мориц пристально изучал влияние условий жизни человека на формирование его психики. Связь между человеком и миром выглядела у него односторонней и прямой, в его изображении характер являлся следствием обстоятельств в жизни героя, и эти обстоятельства обрисовывались писателем во всех мельчайших подробностях. У Тика внутренний мир человека предстает независимым от условий его жизни. Показывая зарождение и борьбу мыслей, идей, чувств в душе своих персонажей, писатель исходил из убеждения в самоценности личности, в независимости ее духовного мира от условий существовам ния» .

В исследовании И.Н. Лагутиной рассматриваются романы И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», Л. Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Новалиса «Генрих фон Офтердинген» как романы о воспитании художника, его пути к идеалу в процессе познания мира. Творчество для героев - это «синтетический путь» познания. Этапы воспитания Франца Штернбальда, Вильгельма Мейстера, Генриха фон Офтердингена -это ступени восхождения к идеальному миру. Генрих фон Офтердинген проходит «мистический путь» воспитания, который включает в себя синтез опытного и интуитивного знания. Генрих реализуется как художник благодаря опытному постижению жизни через странствия по миру и проявленным им пророческим способностям.

Франц Штернбальд, как и Генрих фон Офтердинген, проходит «синтетический путь воспитания». Через мысли Луки о природе - к формированию романтической концепции природы, основанной на натурфилософских идеях, изложенных безумным отшельником, романтическим художником Ансельмом, - таков путь воспитания Франца Штернбальда.

Основу структуры романа Л. Тика составляет мотив непрерывного внутреннего развития героя, протекающего независимо от внешних материальных условий его жизни. Путешествие становится символом поиска, движения, без которого существование человека теряет смысл. Странствие - это также способ вырваться из мира не художников; странствие превращается в способ существования, является протестом против филистерской морали, становится способом нахождения опыта, знакомства с реальной жизнью.

В главе «Идеал искусства в романах «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Странствия Франца Штернбальда», «Генрих фон Офтердинген» рассматривается характерное для эпохи конца XVIII века представление об эстетическом идеале11.

Таким образом, в отечественном литературоведении очень мало работ, посвященных теории романа воспитания. В основном проводился анализ отдельных произведений в их соотнесенности с романом воспитания (в авторской трактовке этого жанра).

Цели и задачи

Жанр романа воспитания, появление которого связывают с опубликованием в 1766 году произведения К.М. Виланда «История Агатона», бурно развивается в XVIII веке. Целью данной работы является исследование романа Э Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания, выявление сходства романа Э.Т.А. Гофмана с романом воспитания эпохи Просвещения и Романтизма и раскрытие его отличий от жанра романа воспитания (романтического и просветительского).

В рамках данного исследования мы ставим перед собой следующие задачи:

- рассмотреть жанр «роман воспитания» как теоретическую проблему, его генезис; разграничить понятия Bildungsroman (роман воспитания), rntwicklungsroman (роман развития) и Erziehungsroman (воспитательный роман);

- выделить просветительский и романтический романы воспитания, их особенности;

- изучить историческое движение романа воспитания, его развитие и трансформацию (от романа воспитания к антироману воспитания);

- установить, как соотносится роман «Житейские воззрения кота Мурра» с романтическим и просветительским романом воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем аналитически представлена теория романа воспитания, выделены пять моделей романов воспитания XVIII века в соответствии с разграничением просветительского и романтического романов воспитания.

Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», возникший в начале XIX века и вобравший в себя литературные традиции просветительского и романтического романов воспитания, мы считаем необходимым рассмотреть в контексте литературных произведений данной жанровой модификации на основе сравнительно-исторического метода.

С Структура работы

Данная работа имеет следующую структуру, введение, три главы, заключение, приложение и библиография. Первая глава «Роман воспитания: теория и предпосылки развития» посвящена изучению романа воспитания как теоретической проблемы, исторических, литературных и философских предпосылок зарождения романа воспитания. Во второй главе «Формирование романа воспитания в Германии: век XVIII» исследуется развитие романа воспитания второй половины XVIII века; предлагаются к рассмотрению типологические модели просветительского и романтического романов воспитания. Третья глава «Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: форма и смысл» рассматривает историю создания последнего романа этого писателя, в ней выявляются эстетические ориентиры и анализируются «Житейские воззрения кота Мурра» во взаимосвязи с романом воспитания эпохи Просвещения и Романтизма, исследуются форма романа и ее смысл.

Апробация работы

Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры зарубежной литературы и журналистики факультета славянской филологии и журналистики Калининградского государственного университета. Основные положения диссертации докладывались на международной конференции «Славянский мир и литература» научного семинара «Романтизм: два века осмысления» (тема доклада «Житейские воззрения кота Мурра»: диалог с романом воспитания»); на второй межвузовской конференции «Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи» (тема доклада - «Роман воспитания: типологические модели»); на научном семинаре «Выдающиеся ученые Альбертины» (тема доклада - «Гердер и романтики»); изложены в следующих публикациях:

1. Мельникова Е.И. Воспитательный роман второй половины XVIII века: структура романа К.М. Виланда «История Агатона» // Художественное мышление в литературе XVIII - XIX веков: Межвуз. сб. науч. тр. Калининградский ун-т. Калининград, 2002 (в печати).

2. Мельникова Е.И. Воспитательный роман // Научные доклады. Филология. Калининградский ун-т. Калининград, 2002 (0,3 п.л.).

3. Мельникова Е.И. Типологические модели романа воспитания эпохи Гете // Проблемы филологических наук: Материалы постоянных научных семинаров. Калининград, 2002. С. 26-30. (0, 25 п.л.)

4. Мельникова Е.И. «Житейские воззрения кота Мурра»: диалог с романом воспитания // Романтизм: два века осмысления. Материалы межвуз. науч. конференции/ Калининградский ун-т. Калининград, 2003 (в печати).

5. Чупракова Е.И. Роман воспитания: типологические модели // Русская, белорусская и мировая литература: история, современность, взаимосвязи: Материалы межвуз. науч. конференции. Москва, 2003. (0, 75 п.л.)

Если роман является произведением искусства и претендует на большее, чем мимолетное развлечение, то. безусловно, он должен быть воспитательным.

Карп Моргеиштерн

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман Э. Т. А. Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра" в контексте немецкого романа воспитания XVIII века"

Заключение

1. Менардо Г.В. Э.Т.А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999. С. 94.

2. Singer Н. Hoffmann. Kater Murr // Der deutsche Roman. Vom Barock bis zur Gegenwart / Hg. von Benno von Wiese. Dusseldorf, 1963. S. 327.

3. Steinecke H. Nachwort // Hoffmann E.T.A. Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufalligen Makulaturblattern. Hrsg. von Hartmut Steinecke. Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1996. S. 516.

4. Медведев А.В. Немецкий роман о музыканте 30-40 годов XX века. Вопросы внутрижанровой типологии: Автореф. дис. .канд. филолог. наук / Нижний Новгород, 2001. С. 13.

5. Ботникова А. Б. Г офман и русская литература XX века // В мире Э.Т.А. Гофмана. Сборник статей. Под ред. В.И. Грешных. Калининград: Калининградский ун-т. 1994. Вып. I. С. 158.

6. Дарьялова J1. Э.Т.А. Гофман и М. Булгаков: некоторые аспекты художественного мышления // Там же. С. 167.

7. Волков Е. М. Немецкий роман 1870-1910 годов. Проблемы поэтики. Орел, 1996. С. 153.

 

Список научной литературыЧупракова, Елена Ивановна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Hoffmann Е.Т.А. Samtliche Werke in fiinf Einzelbanden. Miinchen, 1960.

2. Hoffmann E.T.A. Marchen und Erzahlungen. Aufbau Verlag Berlin und Weimar, 1975.

3. Hoffmann E.T.A. Klein Zaches genannt Zinnober. Prinzessin Brambilla. Meister Floh. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1982.

4. Hoffmann E.T.A. Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufalligen Makulaturblattern. Hrsg. von Hartmut Steinecke. Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1996.

5. Hoffmann E.T.A. Das Fraulein von Scuderi. Erzahlung aus dem Zeitalter Ludwig des Vierzehnten. Stuttgart, 2000.

6. Jean Paul. Titan. Berlin, Weimar, 1986.

7. Kleists Werke in zwei Banden. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1980.

8. Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe. Hrsg. von Ernst Behler. Jean Jacques Anstett, Hans Eichner. Paderborn-Wien-Miinchen, 1958.

9. Moritz K.Ph. Werke in zwei Banden. Berlin und Weimar, 1976.

10. Novalis. Werke in einem Band. Hrsg. von H.-J. Mahl u. R.Samuel. Carl Hanser Verlag. Miinchen, Wien, 1999.

11. Schlegel Friedrich und Novalis. Biographie einer Romantikerfreundschaftin ihren Briefen. Darmstadt, 1957.

12. Tieck L. Phantasien iiber die Kunst fur Freunde der Kunst. Hrsg. von Ludwig Tieck (Leipzig. Zentralantiquariat der DDR, 1975).

13. Ludwig Tieck und die Briider Schlegel. Breiefe mit Einleitung und Anmerkungen. Hrsg. von H. Liideke. Fr. a/M., 1930.

14. Wackenroder W.H. Werke und Briefe. Heidelberg, 1967.

15. Wackenroder W.H., Tieck L. Phantasien iiber die Kunst / Hrsg. von Wolfgang Nehring. Stuttgart, 1973.

16. Wieland C.M. Samtliche Werke. Hamburg, 1984.* *

17. Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1 987.

18. Гельдерлин Ф. Сочинения. М., 1969.

19. Гете И.-В. Собр. соч.: В Ют. М., 1973.

20. Гофман Э.Т.А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1962.

21. Гофман Э.Т.А. Новеллы. М., 1983.

22. Гофман Э.Т.А. Церковь иезуитов в Г. // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века // Сост. И.С. Ковалева. Л., 1985.

23. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1987.

24. Гофман Э.Т.А. Крейслериана. Новеллы. М., 1990.

25. Гофман Э.Т.А. Серапионовы братья; «Серапионовы братья» в Петрограде: Антология. Составление, предисловие, комментарий, подготовка текста А.А. Гугнина. М.: Высшая школа, 1994.

26. Гофман Э Т А. Избранное. Калининград, 1994.

27. Гриммельсгаузен Г.Я.К. Симплициссимус. Ленинград, 1967.

28. Клейст Генрих фон. Избранное. М.,1977.

29. Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

30. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. М., 1987.

31. Шамиссо А. Избранное. М., 1974.

32. Шлегель Ф. Люцинда // Избранная проза немецких романтиков: в 2 т. М., 1979. Т. I.

33. Эйхендорф Й. Из жизни одного бездельника // Избранная проза немецких романтиков: в 2 т. М., 1979. Т. II.1.. Специальная литература

34. Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1986.

35. Архипова И.А. Романтический идеал и романтический характер в раннем творчестве Людвига Тика («Вильям Ловелль», «Странствия Франца Штернбальда»), М., 1972.

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975.

37. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

38. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. Иркутск, 1987.

39. Бент М.И. Течение или этапы? Еще раз о единстве романтизма// Вопросы литературы, 1990, № 8.

40. Бент М.И. Новеллистическое творчество Э.Т.А. Гофмана. Челябинск, 1991.

41. Березина Л. Просветительские романы Христофа Мартина Виланда: Автореф. дис. .канд. филолог. Наук/МГПИ, 1967.

42. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

43. Берновская Н.М. О романтической иронии в творчестве Э.Т.А. Гофмана: Автореф. к.ф.н. М., 1971.

44. I. Ботникова А. Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века). К проблеме русско-немецких взаимосвязей. Воро12.