автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Роман Н.С. Лескова "Некуда" и проблемы духовности и нигилизма в русской прозе первой половины 60-х годов XIX века

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Мехтиев, Бургун Гейбатович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Роман Н.С. Лескова "Некуда" и проблемы духовности и нигилизма в русской прозе первой половины 60-х годов XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман Н.С. Лескова "Некуда" и проблемы духовности и нигилизма в русской прозе первой половины 60-х годов XIX века"

Р Г Б ОД 2 3 ОПТ 1S05

На правах рукописи

МЖТИЕВ ВУРГУН ГЕЙБЛТСБИЧ

FCMAH Н.С.ЛЕСКОВА "НЕКУДА" И ПРОЕИМН ДУХОВНОСТИ И ШШШША В РУССКОЙ ПРС8Е ПЕРВОЙ ПСЖВИНЫ 60-Х ГОДШ Ш ВЕКА

Специальность 10.СИ.01,- русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА 1995

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского педагогического университета

Научный руководитель: доктор филологических наук,

бедущий научный сотрудник ШЛИ им. Л.М.Горького РАН Б„Ю.Троицкий.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор КрупчаноЕ Л.М., кандидат филологических» наук, Еедущий научный сотрудник Русина Н.С.

Ведутщя организация: Белгородский государственный

педагогический университет

Защита состоится 1995 г, е (¿Г"часоЕ

на заседании диссертационного совета Д.113.11.02 по литературоведению при Московском педагогическом университете Д№005, Москеэ, ул. Энгельса, д. 21-а, ауд. /

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: Москва, ул. Радио, 10-

АЕтореферат -разослан В О^иФ^^Л^ 1995 года

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

-.Телегин

- з -

Б диссертации исследуется творчество Н.С.Лескова и прежде всего его роман "Некуда", яеиешийся предметом ожесточенной идейно-художественной борьбы 1860-х годое. Он рассматривается е сея-зи с актуальным Еопроссм о духоености и нигилизме б русской литературе в один из драматических периодов ее развития. Политизация езглндое противоположных лагерей е это Еремя становится заметной движущей силой историко-литературного процесса. Художественная ценность произведений иногда Еообще игнорируется в литературных спорах. Иные настойчиво сеодят литературу к "злобе дня", то есть к прагматическому содержанию, служению" политическим1 задачам. Однако названные столкновения имели корни не только в политической сфере, но и в сфере духоеной"жизни общества; ибо все вопросы, которые заставляют спорить писателей, критику, читающую публику, неизменно восходят к основополагающим представлениям о челоЕеке, о его духовных потребностях. Духовная сфера жизни, духовные Еопросы ее постоянно напоминают о себе, особенно в 60-е годы XIX Еека, когда некоторая часть общества сводит смысл жизни к удовлетворению материальных потребностей и когда е изЕестной части демократической литературы утверждается новая нигилистическая "модель" миропредставления, нигилистическое восприятие социальной действительности. Между тел литература настойчиво обращается к характер-рам и обстоятельствам "смены Еех", спорам отцов и детей-. И одним из значительных произведений, отразивших такое Еремя, был упомянутый роман Н.С.Лескова.

Изучение художественного наследия Лескова основывается на достижениях современного литературоведения - трудах Б.Г.БазаноЕа, К.П.Богаевской, И.П.Видуэцкой, А. А. Горе л ое а, Б. Л.ГрсмоЕа, Л.Я. Гроссмана, Б.М.другоЕа, Б.С.Дыхановой, Г.Б.Курляндской, О.Е.Майоровой, Н.С.ПлещуноЕа, И.В.СтоляроЕой, В.Семенова, В„Ю.Троицкого,

B.Е.Хализеьа и других. Следует иметь в виду также некоторые наблюдения литераторов, коитикое, публицистов о личности и творчестве писателя /и о романе "Некуда"/ А.Л.Волынский, .Д.М.Горький,

C.'ИЛи^ровлч, Л.Лесков, М.О.МеньпшкоЕ, Л.Скабичевский, А.И.Фаре-сое; из современных Л.А.Аннинский и другие/. Ршан "Некуда" до настоящего Ередоени не был предметш исследования со стороны духовности и нигилизма.

Цель, настоящей работы состоит е тем, чтобы рассмотреть этот

ршан б русле названной проблемы и тем самым осмыслить его значение е идейно-художестЕекнсм развитии литературы 60-х годое XIX века.

Задачи исследования:^ проследить истоки и развитие проблемы духовности и нигилизма в русской литературе в сьязи с ршансм "Некуда";^ осмыслить ее связь с идейно-тематическими и художественными исканиями Лескова начала 60-х годое с учетсм традиций русской литературы е этш отношении /тьорчесТЕО Лермонтова, ранние романтические произведения Гоголя и другие/;е/ исследовать социально-нраЕСТЕенный аспект конфликта "старого" и "нового" е ршане "Некуда", выявить типические столкновения духовности и нигилизма в образах "ЕОЗЕшенных" и "низменных" нлгилистое;г/ на материале прозы Лескова начала 60-х годое указать наиболее значительные идейно-ху-дожестЕенные приемы воссоздания социальных и нравственных проблем Бремени и б связи с этим д/ рассмотреть "Некуда" и ршан Н.Г.Чернышевского "Что делать?" в аспекте полемики Лескова с этической концепцией Чернышевского; е / еыяеить типические черты столкновения духовности и нигилизма в тематически близкой роману "Некуда" прозе начала 60-х годое.

Научная новизна работы, определяется прежде всего неизученностью проблемы духовности и нигилизма е литературе, в ршане "Некуда", в частности, диссертация является одним из первых опытов изучений лескоЕского рдаава с этой стороны. Исследуя прозу Лескожа и его соьременникоЕ, оказывается возможным указать наиболее характерные приемы и способы изображения социальной жизни начала 60-х годов.

В диссертации привлечены ноше архивные материалы и критические статьи, которые раньше были изучены недостаточно или Еообще не введены еще в научный оборот.

Материалом дда исследования служила художественная проза Лескова назЕанного периода, прежде Есего рассказ "Шцебык", романы "Некуда", "Обойденные", статьи, заметки и эпистолярное наследие писателя, а также статьи из Российских журналоЕ и газет той поры, научные труды о различных этапах творчества Лескога, воспоминания о нем. В работе немаловажны и архивные материалы. К сравнительному анализу привлекаются социально-психологическая и "антинигилистическая" проза начала 60-х годое /рдааны "Огны и дети" И.С.Тур-

генева, "Что делать?" Н.Г.ТерншеЕского, "Взбаламученное море" А.Ф.Писемского,'Марево" В.П.КлюшникоЕа/.

Метод» предпринятого исследования осноеыеэются на принципах, индукции и дедукции, на сравнительно-типологическом и системном анализах материала»

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут использоваться при чтении курсов истории русской литературы 1860-х годов, спецкурсое, связанных с названным периодом ее развития и обращенных к проблеме духовности и нигилизма. Результаты проведенного исследования могут быть развиты в последующих работах, ставящих целью изучение художественного наследия Лескова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глэе, Еключающих несколько разделов, заключения и списка литературы.

Апробация работы. Некоторые положения диссертации отражены е статьях и тезисах, а также в учебном пособии по^георчестЕу Н.С.Лескова начала 60-х годое. Отдельные аспекты работы излагались на заседаниях аспирантского объединения Московского педагогического университета, на лескоЕской конференции в ШЛИ им. А.М.Горького РАН/ 1995/, частично апробированы на занятиях со студентами Хабаровского педагогического института.

Содержание диссертации

Во введении к диссертации охарактеризована степень изученности темы, аргументирован ее еыбор, установлены основные направления анализа прозы Лескова начала 6¿>-x годое - е связи с проблемой духовности и нигилизма, составляющей органическую часть тЕорчестЕа писателя и в значительной мере определяющей его художественное разЕитие. Здесь отражены также цель и задачи исследования, его методы, отмечены теоретическое и практическое значение диссертации.

В первой главе "К.С.Леское е 60-е годы: идейно-тематическое и художественное своеобразие произведении и пафос творчества" освещаются истоки и разЕитие проблемы духоености и нигилизма в новой русской литературе, раскрывается ее место в ТЕорчестве писателей лУШ- начала л1л веков, роль литературных традиций в лес-коескш осмыслении этой проблемы.

Конфликт духовности и нигилизма характерен, для ногой русской литературы с первых ее шагов. Он обостряется е ХУ111 веке, осо-

бенно после преобразований Петра ПерЕого и еще более углубляется е связи с просветительской деятельностью Екатерины Второй.

Литература ХУ111 века отразила неоднозначные "модели" духовных и социальных представлений, связанных с Ееяниями "века разума", наступлением "европеизма" и европейскими рационалистическими учениями. В понимании ряда писателей / ПрокопоЕИч, Кантемир, Ломоносов, ТредиакоЕский, Фонвизин, Новиков, Элин, Чулков и другие/ нигилизм прежде всего обусловлен отрынш ьеры от знания, прагматическим подходом -к православию, разладом с духоЕНо-нравст-Еенными традициями ДреЕНей Руси, пренебрежительным отношением к миропониманию и самосознанию народа или же - с неЕежестЕенным игнорированием духовных начал его жизни. В ХУ111 веке возникает подход к искусству и целому ряду других духовных ценностей на осноие принципа "пользы", возникает идея относительности ьечных традиций, отрицание сколько-нибудь самостоятельного значения духовной жизни общества. Духовность как надобыденное, самоценное стремление к истине, добру и красоте Есе чаще и чаще воспринимается не как органическое, собственно человеческое свойство, а как аномалия, "чудачзство" и т.д. Человек теряет е иных случаях, как говорили, "облик Божий" становясь заземленно-прахматическим.

Литература 1У111 Бека и отразила это значительное ео многих отношениях социально-психологическое ЯЕЛение: трагическую борьбу духовности и нигилизма. В творчестве многих писателей появляются характеры, герои, у которых отрицание "абсолютных" народно-пра-еослэеных и общечеловеческих норм поведения становится как бы сознательным принципом жизни. Это можно рассматривать как прелюдию к развитию "ЕОЗЕЫшенной" разновидности нигилизма/ об этом речь далее/

Проблема духовности и нигилизма е произведениях русских писателей, как правило, изображается в контексте борьбы "нового" со "старым" и е связи с национальным самосознанием, сформировавшегося на лоне православия. Важным следствием "практического" нигилизма, е представлении его апологетов, является бунт против авторитета родителей, отрицание "преданий" и отношение к западной цивилизации как к ноеой религии. Многие герои лдаку старых, обветшалых понятии воспринимают как полный отказ от традиции, от веры в Бога.

Интерес к названной проблеме заметен и е литературе первой полоеины Х1л Еека, особенно в творчестве М.Ю.Лермонтова. Одним из характерных в этсм отношении произведений НЕЛяется поэма "Песня про царя ЙЕана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова!1 Анализируя ее б контексте поставленных нами проо-лем, нетрудно прийти к выводу, что в представлении писателей XII Еека духоьность ео многом была связана с единством Евангельских проповедей, Евангельского образа жизни и традиционных народных норм поведения, народного понимания мира, глубинного отношения к добру и злу. В образе царя Ивана Васильевича Лермонтов запечатлевает почтительное отношение к духовному, тогда как в образах Кири-беевича и Калашникова проступают черты, свидетельствующие о бесперспективности индивидуалистического бунта. Ибо игнорирование праЕОСлаЕия и связанных с ним народных традиций приводит героеЕ к роков ему финалу.

Лермонтовское начало занимает большое место е идейно-художественной системе ршаноЕ Лескова "Некуда", "Обойденные". И это объясняется тем, что е начале 60-х годов XIX Еека е литературе вноеь возникают конфликты, которые были как бы намечены еще е творчестве Лермонтова и е основе которых, по существу, лежал нигилизм. В сознании общества утверждается е ноеш значении понятие "нигилизм" /после еыходэ романа И.С.Тургенева "Отш и дети"4 и с ним соотносится определенный тип поведения, так сказать, система езглядое.

В ршане "Некуда" ЛескоЕ широко использует палитру Лермонтова е изображении-двойственных натур, е противопоставлениях "земного" /реального/' и "небесного" /духовного/, что помогает ему постичь сокровенный смысл переживаний и раздумий "возвышенных" нигилистов И как бы поднять их до философских размышлений о цели человеческого существования, об отношении к Целому, добру и злу.

Например, в изображении растущей отчужденности Лизы Бахаревой И-Юстина Псмады от семьи, от провинциальной среды, их романтической устремленности е "даль", е мир "честных и прэедиеых" людей, Лесков постоянно обращается к художественным приемам и средствам, характерным для Лермонтова. Автор "Некуда" эти приемы и средстьа значительно переосмысливает. ОписыЕая "рабстЕо" сеоих героеЕ перед нигилистическими идеями, показывая их еосприятие путей достижения справедливости, Лесков одновременно как бы

сравнивает лермонтовские романтические поиски Есеобъемлющего смысла мироздания, гармонии и страстное уЕлвчение Лизы, Псмады утопическими социальными учениями, нередко'растворяющими" е себе самостоятельность героев, лишающими юс духовной свободы и независимого взгляда на мир.

Затрагивая тему "печоринства", "гамлетизма", устанавливая меж ду ними внутреннюю связь, ЛескоЕ в романе с разных точек зрения исследует эти темы, создавая образы "Еозвышенных" и "низменных" нигилистов.

Лермонтовские художественно-философские начала особенно заметны в образе Лизы Бахареьой, выступающей е "Некуда" не просто "нигилисткой", но гордой, е известнш смысле "демонической'' личностью, объявившей бунт против установившихся форм жизни.

БахареЕа, читая "Учение о пище" Молешотта, который, между прочим, абсолютизировал "естественные потребности" людей и противопоставлял "идею права каждого разумного существа на труд и хлеб" христианскому человеколюбию, как бы оказывается перед загадкой бытия; ей трудно согласиться с прочитанным. В этом эпизоде романа образ Лизы мы невольно соотносим с образом Печорина. Печо-ринское начало в раздумьях и переживаниях лескоЕской героини прос тупает, е частности, и в скептическом отношении к духовному опыту "отцов", е иронии, е гардсм несогласии с тем, что "отцы" постоянно "вертятся вокруг своего вечного солнца", то есть строят свою жизнь с учетом неких незыблемых, е их понимании, ценностей, высших норм. Бахарева отказывается от Есего этого /"мне не нужно этс го солнца"/, насилуя сеою душу /"тяжело мне, и пусть"/.

Важная роль лермонтрвских поэтических средсть е "Некуда" заключается е тем, что они, как праЕИЛо, помогают осознать "ключе-Еые" идейно-художестЕешше эпизоды романа. Так, опираясь на художественный пафос стихотворений "Есть сила благодатная..." и "Я не хочу, чтоб сЕет узнал...", Лесков описывает состояние Лизы как бь между "яеью" и "снсм", что позволяет ему'Ьтолкнуть" бессознательные прояЕления борьбы крайне протиЕоположных оценок, езглядов, сравнить "логику угла" и "логику сердца" героини. С одной стороны, Ъахарева испытывает жажду смирения, готова признать духовное воздействие Природы, как бы тянется к олижним, с другой же,- горделиво отказывается от "старого", гордится своим отчуждением от

окружающих, относится к ним с презрением.

Идеи и художественные приемы Лермонтова значимы и в создании оораза Пдаады. Героя характеризуют печоринские тоска, скука, постоянные колебания между "мечтой" и "с.ущестЕенностью". Б лесковс-ком описании предсмертных ощущений и мыслей Помады заметно стремление автора "Некуда" предельно сблизить своего героя с лермонтовским Печориным. Вспомним слова Помады: "Мне дэено надоело жить. Я пустой челоЕек... ничего не умел, не понимал, не нашел у людей ничего..." Противоречивость, "двусмысленность" переживаний и сознания лесковского героя связана и с его пониманием неоднозначности романтического идеала, стремления к нему с его преданностью идее, обладающей земным и вполне прагматическим содержанием.

Существенной стороной структуры образа Помады является сочетание н н® "сумрачности" /художественного колорита, свойственного Лермонтову/ и юмористической настроенности,, подобной той, что мы наблюдаем е ранних романтических произведениях Гоголя. Здесь немало и его стилеЕЫХ приемов, присущих повестям "Майская ночь или Утопленница", "Сорочинская ярмарка", "Ночь перед рождеством". В иных случаях, опираясь на художественный опыт Гоголя, Лесков передает сеязь героя..с Божьим миром и его "космическое" одиночество, исследует проявление "страсти", чбесоЕстЕз", размышляет о поисках героем жизненного пути. Стремясь к полезной деятельности, но находясь в отрыве от духоености и как бы "одержимые" прагматическими целями, многие герои "Некуда" "не могут отыскать настоящей дороги" и "ударяются" в "крИЕОрос", оказываются у пропасти»

В воссоздании социальных противоречий времени Лесков опирается не только на литературную традицию, но и на свои представления о духовных потребностях народа, национальном самосознании, на народные представления о праЕедниках. ПраведничестЕо как критерий нравственного измерения личности играет Еажную роль в художественном изображении действительности с самого начала творческой деятельности Лескова. Это сильно заметно е рассказе "Овцебык", который рассматривался, как правило, в аспекте полемики писателя с революционными демократами.

Идейные и художественные истоки таких лескоЕских романов, как "Некуда", "Обойденные", думается, связаны именно с эта™ произведением. Религиозно-философский смысл рассказа ЛескоЕа опре-

деляется прежде всего трагедией отчузденности герая-бунтаря от "почеы", его колебаниями между "обоим" и "чужим", то есть народ-но-правосла£Ным взглядом на мир и его оценкой социальной жизни "по теорииГ Происшедшие с героем метаморфозы /постепенный отход от "праЕеднического" идеала и приобщение к "земншу", утилитарному пониманию праЕДы-спраЕедливости/ обусловлены попытками Овцебыка ¡подняться над евангельскими принципами, над народным восприятием добра и зла, над понятием социальной иерархии, а также - его стремлением сочетать пропаганду бунта с проповедью евангельской любви к ближнему. Борьба протиЕ социального зла, утратив этические осноеы, перерастает в невольное разрушение "вечных" традиций. Роковой финал Богослоеского е лескоЕсксм рассказе подготавливается изображением Есе углубляющейся ДЕОйстЕенности сознания героя.

СталкиЕая Овцебыка с народной средой, писатель показывает, что его "бунтарстЕо", отчасти подогреваемое идеями революционных демократов, подтачивает духовные устои героя, разрушает в нем представление о социально-нравственных ценностях и объективно как бы направляется на то, чтобы в ооществе "Есе сровнялось. Кучой стало',' то есть исчесзли различия, е тем числе ориентиры доОра и зла. -

Итак, в изображении конфликта духовности и нигилизма е романе "Некуда" и е рассказе "Овцебык" ЛескОЕ опирается на традиции русской литературы, постоянно обращавшейся к нему. Ь то же время этический идеал /праЕедничестЕо/ служит писателю глэеной точкой отсчета е раскрытии трагического смысла судеб ряда героеЕ.

Во второй главе "Некуда" Н„С.Лескова как социально-этический и философский роман" освещаются историко-функциональные аспекты изучения романа, рассматриваются социальный и более Есего - нравственные аспекты конфликта б нем "старого" и "нового", обращается особое внимание на философский план "Некуда".

С мшента Еыхода /1864 г./ рдаан "Некуда" стал предметом "столкновения страстей" и политических спекуляций критикоЕ. Революционно-демократическая критика часто уничижительно отзывается о нем. Так, М.Антонович характеризовал лесковский ршан как "чудище", а В.ЗайцеЕ отмечал, что ЛескоЕ перенес е литературу подслушанные игл сплетни. Л.СуЕорин намекал на "полицейски-следст-Еенный" характер "Некуда". Выьоды Д.И.Писарева и М. 2. Салтыкова-

Ьедрина также не отличались новизной е этом отношении. Эти критики называли ршан "изделием" и отказывали ему в художественности „

У Н.СолоЕьва я Н.ШелгуноЕа доброжелательные отзывы о некоторых эпизодах и образах "Некуда" совмещались с его оценкой как сугубо тенденциозного романа. ¿.Скабичевский относил ЛескоЕа к тем представителям дворянской литературы, которая, по его мнению, "отрицает жизнь", "право человека на жизнь". В такого рода отзывах, где поЕерхностные замечания о ршане сочетались с Еыпа-дтя против личности автора, постепенно создавался одиозный образ писателя-доносителя.

Большая часть либеральных критиков в оценке лесковского произведения находится под влиянием критиков-демократоЕ. Например, М.Протопопов заявляет, что "Некуда" представляет образец того, как "ненависть омрачает духовные очи писателя". А.Волынский же, еысоко ценя ТЕ0рчестЕ0 ЛескоЕа в целом, отмечает отсутствие "настоящего искусства" е ршане.

В ряду однолинейных оценок Еажное значение приобретают суждения В. Кельсиева и М.МеныиикоЕа. КельсиеЕ отдает должное мужеству ЛескоЕа, попашему "общестЕеннему .пороку не е бровь, а,прямо в глаз", тепло отзывается о попытке писателя Еыработать истинно русский "женский тип".-Меньшиков также отстаивает праЕО аЕтора "Некуда" на сатирическое "преувеличение -уродливых черт нигилизма!' ееодит понятия "ЕозЕЫшенный" и "низменный" нигилизм с тем, чтобы разграничить социально-психологические типы нигилистов в романе.

Итак, ршан "Некуда" критиками почти не рассматривался с учетом его многопланового идейно-художестЕенного содержания. Между тем суждения самого ЛескоЕа о романе помогают глубже осознать созданные писателем образы и характеры, картины социальной жизни.

В сеоих заметках /"Обвдснение г. Стебницкого", "Авторское признание", "О шепотниках и печатниках"/, письмах и частных беседах Лесков постоянно подчеркивает художественность "Некуда", его сеязь с проблемами духовности и нигилизма, с нравственным аспектом конфликта между поколениями. Лесковские замечания помогают нам осознать роман как художественное целое, отражающее социальную жизнь бО-х годов во всей противоречивости и сложности.

Ьлесте с тем е "Некуда" Еысказаны требования ЛескоЕа к нраьст-

- ш -

венному облику художника, нашли отражение духовно-эстетические его поиски начала 60-х годов. Этико-эстетический аспект лесков-ского романа тесно связан с принца паи "художественной праЕды", со стремлением постичь смысл внутренних переживаний героеЕ. Тенденциозность писателя, в художественной системе "Некуда" Лесковым рассматривается как проявление нигилизма, как отказ от культуры прошлого е угоду узко драматическим соображениям.

Говоря о замысле "Некуда", прежде всего надо иметь в еиду важное занчение в нем конфликта "старого" и "ноеого". Трагизм разлада между "отцами" и "детьми" наглядно проявляется в изображении семейной жизни героеЕ. Место "семейной" темы б лескоЕ— екш произведении было предопределено эмансипационным движением 60-х годов, крайности которого угрожали здоровым семейным духовным началам русской жизни, ибо умалялась роль женщины-матери. Все это подрывало основы прежнего социального единства между людьми, мааду поколениями, е России.

Обращаясь к судьбе главной героини Лизы БахареЕой, Лес кое показывает, к чему может привести безоглядное подчинение теории эмансипации, возникшей из благородного стремления женщины к практически полезному действию е сфере жизни общественной; как это стремление перерождается в противостояние семейным началам и ду-хоеностИо На путях "правдоискательства" приобщаясь к утилитарным представлениям о еысшйх ценностях, о человеке как части низших сил природы, об "условном значении" Есех "старых" традиций, Лиза по существу сеоим поЕедением идет протиЕ устоеЕ православной семь» основ христианского человеколюбия. В личности, живущей "по теории',' писатель обнаруживает опасность подчинения общестЕа законам "естественных наук", которые составляют лишь "одну сторону знания'.'

Борьба духовности и нигилизма ео ьзглядах и мыслях героини проступает уже в самом начале повествования и.связана она с ее попыткой противопоставить человека природе, поставить его надо Есем сущим. Здесь и Еозникает Еажный для концепции "Некуда" вопрос о нравственных истоках служения обществу, служения Высшим началам и достижения социальной справедливости.

Так, Петр Лукич Гловацкий, опираясь на Высшие законы, рассуждает об идеальном, то есть ТЕорческом противостоянии "старого" и "ноеого", ибо Е противнем случае, считает он, борьба поколений

приведет к хаосу, к т.сму, что е общестЕв не будет ни добра, ни зла, что неизбежно завершиться.и уничтожением реальных путей достижения социальной гармонии.

Как можно заметить, ЛескоЕ предъявляет героям еысокий нрагст-Еенный критерий и Еместе с тем показнЕает, что истоки нигилизма Бахарегсй кроются в с шейной укладе, ее бунт спровоцирован утратой духовных /праЕославных/ осное жизни в проЕИнцш. Сдерживая честный порыЕ. героини к Еоле, полезному действию, но не указаЕ пути, окружающие толкают ее к гибели. Как показывает Лесков, разлад "старого" и "ноеого" обусловлен, говоря словами И.А.Ильина, "заболеганием и оскудением челоЕеческой духовности и в особенно стидуховной традиции" утратой "чувства духовной сопринадлежности'.''1

Поэтому-то е "Некуда" конфликт "старого" с "ноеым" приобретает роковые черты, так как в противостоянии Еерх берет этический нигилизм, душевное и умственное состояние, е котором ьсе связи меаду поколениями расцениЕаются как условные или ложные. Гордый отказ от сочуестеия ближних разрастается у Лизы до болезненных амбиций, е разрыв со всем "старым", с духовностью,, е уверенность, что обществом праЕит реальный, доступный разуму и изменяемый ин-диЕИДуалистической..волей смысл. Главной чертой ее поведения становится принцип борьбы, которая исключает самую возможность диалога, поскольку люди исповедуют то или иное "направление". Так, праЕДОИскательстЕО героини, как бы "зацикленной" на соображениях "пользы", на идее уничтожения "семейного деспотизма" и достижения утилитарной справедливости, постепенно приЕодит к утрате цельности духовного сознания, утрате чугстЕа цельности и единстЕа жизни. Углубляясь в знаная, Лиза заметно черствеет дущою и презрительно относится к "живым людям", являющим собою, как она считает, "жалкую посредственность", удерживающим "прогрессивные" силы общества, говоря слоЕами героини, "от крушительной работы Ильи Муромца", от служения "человечеству". Здесь и обнаруживается смысл главного "сдЕига" е сознании БахареЕой.

Споря с Лизой, Роззное ЕЬЮказыЕает мысль о том, что "необъятная ширь" стремлений героини, ее лю6оеь к "человечеству" не должны мешать "жалеть людей". Все "гуманные теории Ездор, ахинея и

1.Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика , 1530. С.202.

ложь,- считает герой,- если нет обязательного участия к каждому" Здесь противопоставление "любовь к человечеству" - "участие к каздсму" возникает в связи с мировоззрением и поведением Лизы, что помогает осознать и одну из езжных сторон идейной системы "Некуда".

ЛескоЕ. полемизирует с проповедниками "общечеловеческой", абстрактной морали, распространенной среди молодежи в 60-е годы. Писатель считал, что мораль, осноЕанная на достижениях "положительных", то есть естественных наук, приводит к абсолютизации социального аспекта отношений между людьми и игнорированию духое-ных начал, духоеных сеойсте личности, духоеной жизни общества. Ведь "разумный" альтруизм исходит из признания неустойчиеости и изменчивости духоеных критериев, а е истоках - заключает в себе неЕерие в возможность и плодотворность духовного воздействия. Не случайно у сторонников1этой морали интерес вызывает не реально существующая личность, а прежде Есего отвлеченный "средний" чело-Еек, "челонечестЕО". В мироотношении Лизы БахареЕой мы и наблюдаем "эволюцию" от любви к ближнему - к "современному альтруизму", к заботе о всем человечестве.

Отказ от духовности, практическое отчуждение от глубинных духоеных традиций народа, от семейных связей, как показывает ЛескоЕ, приводят Лизу к внутреннему опустошению, к трагическим колебаниям между Еерой в сопричастность человека с Высшим началом и -настойчивым, "разумным", оправданием утилитарного езглядэ на мир, а также - презрением, гоЕоря словами Лескова, к "общему человеческому смыслу", который, как известно, трудно представить без единства "идеальных" и "реальных" сил жизни.

Изображая трагедию "ЕОЗЕЫшенных" нигилистое /Лизы., Помады/', аЕтор "Некуда" сосредотачивается также на осмыслении "низменного" нигилизма. По Лескоиу, у1роза с этой стороны заключается е тем, что здесь доминирует не стремление принести обществу реальную .. . пользу, а корысть, попытка "сконструировать" такую свободу, которая граничит с духовной распущенностью, с полным отказам от Высокого, с безотЕетсвенностью и цинизмом. Такое отрицание в идейной концепции лескоЕского романа является следствием пропаганды "практического безболшя", то есть стремления исключить из поЕедения людей духовные, духоЕно-религиозные мотивы, критерий соьести, ка-

тегории чести и достоинства, уважительное отношение к культуре прошлого, как к духовному опыту народа, к осноеным моментам национального самосознания. Можно сказать, что "ноЕая", нигилистическая, "общественная структура" подчеркнуто отказывается от ду-хоености, от Есего того, что является еысшим гарантом образа человека в человеке.

"Низменный" нигилизм обладает сЕоей "логикой" отрицания, распространяемой на сферы социальной и духовной жизни. Лесков показывает, что разрушение одного зЕена в цепи иерархических ценностей неумолимо Еедет к обрыву всей цепи. Так, отрицание национальных основ жизни, своеобразия внутреннего бытия_народа перерастает е игнорирование самоценности человека и глубинных духовных традиций, приводит к сознательному уничтожению той духоеной сущности женщины, без которой немыслимо истинно человеческое ее значение, ибо идея эмансипации на деле сводится к призыву отказаться от материнских обязанностей, от .нравственного семейного долга, ве; -Дет к разрушению исторически сложившегося осознания родной земли, Родины., подчиняя Есе - прагматическим целям.

Так, провинциальный нигилист Зарницын постоянно твердит о "примитивности" "простонародья", сетует на отрыЕ России, от "цивилизации". При этом под."цивилизацией" он разумеем конечно, западную, воспринимаемую им как вершину и цель поступательного движения» Красин, в свою очередь, призыЕает Енести решительное изменение в "понятия о нраЕстЕенности и человеческом праЕе", сеодя эти понятия по существу каполбгии дикого эгоизма и безнравственности. Арапов же уверен, что "новая" социальная праЕДа может быть достижима лишь путем устроения "мирового пожара".

Проявление родительской заботы и лю6еи БелоярцеЕ расценивает как дань "идиллии", как стремление удовжтЕорить сбои чуест-Еенные склонности. Всякие подобные "вредные" чувства якобы отдаляют от служения обществу. Он считает, что "терпеться должно то, что полезно". То же характерно для Драпова» В сесйх рассуждениях о роли женщины е обществе он призывает к распространению "свободы отношений"; по его мнению, "родительская любовь предрассудок',' мешающий "прогрессивному движению страны", Красин, выступающий е "Некуда" как "теоретик" и "философ" "низменного" нигилизма, призывает к подчинению "требованиям организма" и к "разуглу", понимаемому им как согласие с "загонами физиологии".

Красинская "теория" "предусматривает" и отЕет на Еопрос: как быть с чуЕстЕами, нраЕственными принципами, которые противоречат мысли о подчиненности Есего человеческого поведения "функциям" организма? "философия" нигилизма духоЕные свойства личности Еовсе исключает из практики социальных отношений. Ведь их "нет у существ, жиеущих естественной жизнью". Все это и ведет к нигилистическому толкованию иных ценностей, связанных с представлениями о родной земле, о Родине.

Выступая с позиции вульгарного "космополитизма", Арапов провозглашает, что "отечество человеческое безгранично" й иронизирует над "патриотическими гимнами", над "патриотической точкой зрения" Розанова. Бычков же, разьиЕая мысль АрапоЕа, уверяет, что госуцарсТЕО не что иное, как "предрассудок", "аристократическая Еыдумка".

Затрагивая указанные аспекты "низменного" нигилизма, ЛескоЕ естественно касается темы "антихриста", "чертоЕщины", "бесовст-Еа". Б концепции "Некуда" щэайний нигилизм /отрицание духоености, поклонение материальной силе природы, отказ от принятых норм социального поведения/ в конечном итоге приводит и к внешнему и к внутреннему "расчелоЕечиЕанию", к сатанизму, приводит, говоря словами Е.Н.Трубецкого, к "озверению духа".

В третьей главе "Роман-"Некуда" Н*С.Лескова в контексте социально-психологической прозы начала 60-х годов" сравнительному анализу подвергаются характеры и обстоятельства е романах "Отцы и дети" И.С.Тургенева, "Что делать?" Н.Г.Чернышевекого, "Взбаламученное море" А.Ф.Писемского, "Марево" В.П.КлшникоЕа, то есть самые различные по художественной значимости произведения, остро стаьящие проблему "отцое" и "детей", духоьных традиций, новых Еоззрений е социальной сфере и нигилизма.

Полемичность "Некуда" прежде Есего связана с социально-этическими взглядами Чернышеве кого как автора романа "Что делать?'.' Лесков понимал, что мировоззрение "ноеых" людей практически сео-дит на нет духовные начала православно-христианского человеколюбия, создает почеу для индивидуализма и неизбежно ггоиеодит к

1. Трубецкой E.H. Смысл жизни.// Русские философы. Антология. /Сост. ЛсГ.ФилоноЕа, СЛ>.Неволин/. M..1SS4. С.244-372 /269/.

шгализму. Поэтому именно "теоретический разум" е его отношении I нраЕсТЕенным вопросам становится глзеным предметом спора Леско-\а с Чернышевским.^

"Создавая" коллизии, аналогичные тем, которые наблюдаются в омане "Что делать?", автор "Некуда" извлекает из них иной смысл приходит к еыеоду, что "разумный эгоизм" как бы "изымает" из заимоотношений людей многие духовные ценности, ограничивает сео-оду личности "теориями"; по мнению Лескова, этот принцип основы-ается и на скептицизме по отношению к внутренним возможностям елоЕека, на убеждении, что для с0ЕершенстЕ0Еания социальной реаль-ости можно апеллировать не к практике общественной жизни, а к еоретическому разуму и "внешним" мерам воздействия на личность ерез одну лишь усвоенную теоретически сознательность.

Автор "Некуда" замечает при этом, что герои ЧернышеЕского от -аивают независимость личности от всех и от Есего. Вместе с тем ни отрицают и право выбора, объясняя поступки людей, исходя из редставлений, что жизнь человека формируется лишь в соотЕетст-ш с условиями внешними и более Есего под влиянием "среды", "об -зятельств". Такое противоречивое понимание свободы, обусловлено теоретически" осмысленным измерением всего человеческого поведе-1Я соображениями "пользы", "личного удовольствия", "личного бла-а", слое см,— принципом "разумного эгоизма".

Рационально понимаемой зависимости добра от пользы ЛескоЕ }отш=опостаЕЛяет веру е добро и в то, что оно живет в душе чело-¡ка часто неосознанно, однако неизменно определяя сущность чело-гадского жизнеотношения. Писатель выдвигает принцип "христиан" сого равенства", милосердия и обращает внимание на Еажность "без-:доеных условностей" поведения е обществе. Крайние проявления шумного" мировоззрения, по Лескову, определялись стремлением ;транить критерий совести, как необходимого услоьия духовной сео->ды личности. Поэтому вопрос о свободе писатель сеязыеэл с духон-ютью, не зависящей от "обстоятельств", от "теорий" и проявляющей :бя как ответственность перед Богом, народом, Родиной.

Осмыслмая аспекты полешки Лес кое а с Чернышевским, мы опира-сь на еыьоды юаооты В. ¡0, Троицк ого. Он,: Троицкий В »10. "Кде^но-

_ п

тетическая оорьоа вокруг pavana Н.Г.ЧернышеЕского "Что делать? .Г.Чернышевский, Н.С.Лесков, К.А.Гончаров/ /./ "Что делать?", торико-функщоналыюе исследование, М.: Наука , 19йО. 0.104-147

Сравнивая роман "Некуда" с тематически близкими ему произведениями прозы начала 60-х годое /романы "Отцы и дети", "Взбаламученное море", "Марево"/', мы обнаруживаем, что для содержания такого рода произведений современной Лескову прозы было характерно нечто общее: писатели усматривали е социальной борьбе поколений столкновение "вечного" и "Еременного".

В названных очень разных б идейно-художестЕенном отношении романах более Есего обращается Енимание на национальное- значение разногласия между "детьми" и "отцами"; е их противостоянии, возникшем на социальной почЕе, прослеживается здесь опасность разрыва связи времен, отказ от богатого духовного опыта прошлого.

У Тургенева, Писемского, Лескова, Клюшникова социальная борьба поколений "зашзана" на семейном конфликте« Обращаясь к "семейной" теме, аЕторы тем самым раскрывают глубинный смысл социальных противоречий; ибо разрыв "настоящего" с "прошлым" так глубок, что касается самих основ национальной жизни.

Вместе с тем реализм мышления этих писателей проступает в том, что они как со стороны "старого", так и "ноеого" поколения обнаруживают утрату цельности сознания, нетерпимость друг к другу. "КонеерЕатизм" старших и "нигилизм" младших в романах как бы сопоставляется, что Еыявляет ограниченность борющихся лагерей.

Сходные черты е образе "ЕОЗЕЫшенных" нигилистое /Базаров /"Отцы и дети"/, Бакланов, Собакеев /"Взбаламученное море"/, Лиза, Райнер, Псмада /"Некуда"/, Инна, Коля /"Марево"/, при всей их яркой, индивидуальности, прежде всего проступают в следовании героев принципам "разумной" теории, которая приводит их к взгляду на мир* на человека как на нечто прашатически определяемое, к сознательному отказу от традиционных духовных представлений народа, от его православной веры. Они более, чем секптически относятся к внутренним возможностям народа, иронически отзыЕаются о свойствах народного сознания, не подозревая, что они сами Еесьма охрани-ченны: их способ борьбы за правду, истину, за научно достоверные знания выходит за пределы научности, сеодится к новым догмам. Эти герои вторгаются е сферу духовности, будучи ее отрицателями, не признавая смысла е самоценных свойствах человека, тем самым лишая его существование Высшего начала и по существу отЕергая отношение к духовной стороне жизни, к чуду, к тайнетеу.

- лу -

Особое Енимание привлечено е диссертации к рассмотрению сходных е этом отношении судеб героя Лескова и ТургенеЕа. Автор "Некуда", следуй за автором "Отцов и детей", как бы сопрягает финал судьбы своей героини Лизы с картинами вечной Природы, Божьего мироздания. Но е лесковской изображении нигилизма есть .и своеобразна

Лесков отказывается от тургеневского "приема" проверки взглядов героя Еысоким чуестеом лю6еи. Автор "Некуда" считает, что бунт нигилистов направлен не только против косной силы среды, а невольно затрагивает осноеы человеческого общежития, духовные традиции и в какой-то момент становится необратимым, приводит е тупик. Не сумевшая преодолеть гордыни Лиза так и погибает. Б сеязи с этим особое значение е лескоЕском романе приобретает тема воэлездия.

Говоря о типических проявлениях конфликта духовности и нигилизма е "Некуда" и "Взбаламученном море", в первую очередь обращается внимание на стремление Лескова и Писемского "тщательно собрать есю ложь" русской жизни, приведшей к огульному отрицанию "высокого" в прошлом, к безверию и обездухоЕленности молодежи. Здесь само слоео "безверие" писателями понимается более широко -оно еключает и отрицание духоЕно-традидионных начал народной жизни,

В своем романе Писемский дает широкую панораму российской дореформенной, крепостнической провинции, размышляет о семье и семейном воспитании. Все это нужно писателю, чтобы на широком социально-историческом фоне осьетить жизнь и е сеязи с этим ответить на герценоЕский Еопрос: "Кто ЕИноЕат?"

Писемский приходит к Еыводу, что лжиЕые отношения, ложь жизни "без Бога, без религии", без "уважения к отцам сеоим, к отечестЕу" создают плодотворную почеу для возникновения е сознании представлений об относительности безусловных ценностей.

КлюшникоЕа же с Лесковым сближает использование как бы одинаковых художественных приемов и средств Е изображении социальных конфликтов.

В романе "Марего", как и в романе "Некуда", заметное место занимает лермонтовское начало. В характере главной героина Инны Гро-бец проступают черты, знакомые нам по характеру Печорина: она так же словно наблюдает жизнь "из любопытства", иОо утратила нравственную почву для своих чуесте, размышлений и действий. Героиню "Мареьа" сближает с Лизой ьахареьой презрение к провинциальным нта-

вам, нежелание обреиенять себя "всякой заботой о насущной". Инна смутно представляет сбои будущие действия, в то же время, по-романтически. устремлена к некоему сужению обществу. Здесь для Клю-шникоеэ, как и для Лескога, характерно стремление сшзать абстрактно-романтическое мироощущение героини со стихией русской, жизни, с чертами русского национального характера, отражающими жажду простора, порыв к чему.-то неведомому, к подаигу, исканию правды.

Б "Мареье" аитор показывает, что крайний нигилизм "детей" во многом обусловлен неЕвжестЕом их "отцов", отрицающих необходимость практических действий для блага ближних, призывающих к дурно понятому эпикуреизму: "пить, есть, наслаждаться жизнью". Этот идейный момент очень ьажен и для Писемского, и для Лескова. Писатели творчески разЕИЕают тургенеЕский прием изображения конфликта "отцое" и "детей", понимая, что разлад мевду поколениями обусловлен не тольк "еиной" молодежи, но и нечуткостью старших к коеым общественным запросам.

Итак, социально-психологическая и "антинигилистическая" проза начала 60-х годое, изображая конфликт духоености и нигилизма, вше ляет наиболее характерные социально-нравстЕенные противоречия и ти пы героеЕ. Б произведениях названных писателей можно заметить и не которые типические способы создания образов, построения сюжета и композиции . .

Б заключении подеодятся итоги исследования, подтверждается важность исследуемой темы е творчестве Лескова и его современников Проблема духовности и нигилизма в прозе Лескова начала 60-х годое и в его романе "Некуда" не мажет быть сведена к анализу отдельных высказываний об этой проблеме. Природа лескоЕского обращения к ней е художественной активности стиля, манере создания сюжета и композиции произведений, в которых стэеится задача проникнуть е противоречивый мир души людей, изобразить неоднозначные колебания личности меэду крайне противоположными воззрениями на мир. Важное зн£ чение имеет и то, что проблема духоености и нигилизма ■ как бы вход* е самую структуру лескоЕского повествования не е качестве"абстракции", отвлеченного рассуждения автора или героев, а к качестве изобразительного явления, подвергаемого многогранному идейно-ху-дожестЕеннсму исследованию.

устетическое значение изображаемых с этой стороны коллизий

заключается е умении писателя Еидеть за действительными фактами ; социальной жизни возможное, желанное, тот идеал красоты и справедливости, к которому полусознательно или осознанно стремятся герои, "чающие движения е-оды". Для ЛескоЕа важно восприятие красоты, истины, дойра как сущностного проявления- человеческой духовности, как осное национального бытия и средств гармонизации хаотических социальных сил.

Б идейно-нраЕственной сфере обращение к проблеме духовности и нигилизма позволяет Лескову е сеоих произведениях как бы подг-'-няться над социальной борьбой поколений, связать социальные аспекты жизни с основополагающими представлениями о человеческой духовности. КнтенсИЕЯость художественного и идейного исследования этого конфликта е прозе 60-х годое сЕязана с неприятием писателями "этического скептицизма" культурных, образованных слоеЕ, втянутых е "цивилизованные" процессы, сознательно или неосознанно отрицающих духовную сферу жизни и традиции народа. Решение вопроса о противостоянии духовности и нигилизма для рассматриваемых писателей значило решить другой, важнейший еопрос: быть или не быть самому народу.

По теме диссертации имеются следующие публикации:

1. "Очарованный странник" Н.С.ЛескоЕа и "Герой нашего Еремени" М.Ю. Лермонтова /проблемы духовности и нигилизма/г// Взаимодейст-Еие ТЕорчзеких индивидуальностей русских писателей XIX- начала XX ев, КежЕуз. сОорник научных трудоЕ. МПУ. М., 1994. С. 119-128.

2. Н.С.ЛескоЕ о русской нигилизме.// Тезисы докладов на итоговой конференции Липецкого госпедин-та за 1994 г. Липецк, 1995. С. 16.

3. Рдаан Н.С.ЛескоЕа "Некуда" / к духоености и нигилизму ъ характерологии/ //Тезисы докладов на Всероссийской научно-практической конференции. Срский госпедин-ут. Орек, 1995. 0. 13-15.

4. Лермонтовские традиции е романе Н.С.ЛескоЕа "Некуда" /проблемы духоьности и нигилизма/ // Литературные отношения русских писателей XIX- начала XXвв. Межвуз. сборник научных трудов. МНУ. М., Ii/95. С. 123-129.

5. Попова A.b. МехтивЕ Б.Г. Женские образы Ф .Н.Достоевского и К.С.Лескова Е свете нравственных идеалов писателей: материалы к лекциям. МОРФ. РИПКРО. М., IS95. ?1 с.