автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Роман "Наоборот" в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Комарова, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Роман "Наоборот" в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса'

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Комарова, Екатерина Александровна

Творчество Жориса-Карла Гюисманса (1848-1907) являет собой специфический художественный феномен, сконцентрировавший духовно-эстетические искания, пронизывающие европейскую литературу конца XIX века, и во многом предвосхитивший, таким образом, формирование основных направлений развития литературы прошлого столетия. Уникальный творческий опыт писателя, вместивший в себя и натуралистические традиции, и декадентское мироощущение, и мистические мотивы, и, наконец, обретение истины и веры на тернистом пути обращения к Богу, не мог не привлечь внимания литературоведов.

В начале XXI века исследователи имеют возможность оценить творчество Гюисманса как целостное, законченное явление и проанализировать его ключевые моменты. Рассмотрение романа "Наоборот" в контексте произведений Гюисманса представляется наиболее продуктивным основанием для определения сути творчества писателя, однако необходимо констатировать, что далеко не всегда литературоведы уделяют внимание контекстуальному анализу и, как правило, ограничиваются частной проблематикой или выявлением отдельных структурных составляющих художественной системы Гюисманса.

Для определения степени изученности своеобразия и динамики эстетической концепции писателя представляется целесообразным, ознакомившись с обширным фактическим материалом, содержащимся в критических исследованиях творческого наследия Гюисманса, сделать акцент на основных аспектах, затронутых литературоведами в своих работах.

Применение тематико-хронологического принципа при обзоре критики позволяет проследить рецепцию творчества Гюисманса на протяжении конца XIX - начала XXI веков, определить литературоведческую значимость проблем, затронутых в его творчестве, и специфику их трактовки в синхроническом и диахроническом аспектах.

Интерес французских ученых к литературному наследию Гюисманса носит перманентный характер. На протяжении всего предыдущего столетия во Франции регулярно издаются труды, исследующие его творчество.

Первыми литературоведческими работами, посвященными Гю-исмансу, становятся критические отклики на его произведения, опубликованные еще при жизни писателя и исследующие частные проблемы его творчества. Например, Э. Эннекен в книге "Французские писатели" (1890)1 проводит параллели между персонажами натуралистических романов и героем романа "Наоборот" дез Эссентом, анализируя их сходство, различия и преемственность. Это первый опыт контекстуального анализа творчества Гюисманса, но он ограничен образной структурой произведений и характеризуется отсутствием целостного обзора в силу хронологического аспекта. Ж. Сажере в работе "Великие обращенные" (1906), исследуя непростой путь Гюисманса к католической вере, опирается на биографический метод и оставляет без внимания предыдущее творчество писателя.

Кроме того, в этот период творческому наследию Гюисманса посвящаются отдельные статьи, содержащие краткие биографические сведения и беглый обзор творчества и входящие в состав литературо

1 Hennequin Е. Huysmans // Hennequin Е. Quelques écrivains français. P., 1890.

2 Sageret J. Les grands convertis. P., 1906. ведческих трудов общего характера. Подобные статьи можно найти в следующих изданиях: Ф. Брюнетьер "Возрождение идеализма" (1896),1 Ж. Эрнест-Шарль "Современная французская литература" (1902).

Работа Эрнеста-Шарля выделяется необычностью мнения автора. Исследователь устанавливает зависимость развития художественной концепции Гюисманса от "определенной стадии прогрессирующей болезни желудка". Сугубо физиологическое объяснение литературного процесса представляется неадекватным, не соответствующим действительности.

По мере расширения художественно-культурного контекста значение творчества писателя становится более зримым. После смерти Гюисманса, в 1913 году выходят в свет работы Ж. Брико "Гюисманс: оккультист и маг" и "Гюисманс и сатанизм",3 в которых автор с позиций культурно-исторического метода описывает историю подготовки и создания романа "Там, внизу". Литературовед приводит такие факты из жизни писателя, как посещение спиритических сеансов, черных месс, консультации у практикующих сатанистов, работа с исторической документацией с целью введения в роман сюжета о маршале де Рэ. Брико считает, что "отношения Гюисманса с оккультными кругами простимулировали его обращение к религии".4

Э. Жильбер публикует статью о Гюисмансе в исследовании "Французский роман XIX века" (1909). Ученый отмечает, что персо

1 Brunetière F. La renaissance de l'idéalisme. P., 1896.

2 Ernest-Charles J. La littérature française d'aujourd'hui. P., 1902. P. 116.

3 Bricaud J. Huysmans et le satanisme d'après documents inédits. P., 1913; Bricaud J. Huysmans, occultiste et magicien. P., 1913.

4 Bricaud J. Huysmans, occultiste. P.37. нажи Гюисманса воплощают "душу эпохи"1 - разочарованную и опустошенную, измученную однообразием жизни.

Р. Думик посвящает один из разделов книги "Молодые литераторы " (1913) роману "В пути". Автор подробно останавливается на автобиографическом аспекте произведения и отмечает, что путь писателя к католической вере отличался неоднозначностью и противоречивостью.

Одновременно усиливается интерес к фактам биографии писателя. Начиная с 1912 года и на протяжении нескольких десятилетий периодически публикуются монографии, основанные на воспоминаниях друзей и знакомых Гюисманса о совместных прогулках, беседах, встречах, путешествиях, о важных событиях в его жизни. В этих изданиях содержатся сугубо биографические сведения, а те или иные произведения Гюисманса упоминаются исключительно в качестве фактов жизнеописания. К таким работам относятся "Истинный Гюисманс" Ж. Кокьо (1912),3 "Вместе с Гюисмансом" М. Лезинье (1928),4 "Неизвестный Гюисманс" М. Гарсона (1941),5"Окружение Гюисманса" P. Mapб 1 тино (1946), "Жизнь Гюисманса" Р. Балдика (1955), "Гюисманс и его о друзья" Ж. Шастеля (1957). Авторы дают характеристику личности

1 Gilbert Е. Le roman en France pendant le XIX siècle. P., 1909. P.415.

2 Doumic R. Les jeunes. Etudes et portraits. P., 1913.

3 Coquiot G. Le vrai Huysmans. P., 1912.

4 Lézinier M. Avec Huysmans. Promenades et souvenirs. P., 1928.

5 Garçon M. Huysmans inconnu du bal du Chateau-Rouge au monastère de Ligugé. P, 1941.

6 Martineau R. Autour de Huysmans. S.L., 1946.

7 Baidick R. The life of Joris-Karl Huysmans. Oxford, 1955.

8 Chastel G. Huysmans et ses amis. P., 1957. писателя, его вкусов и пристрастий, рассказывают о его семье. Особое внимание уделяется истории обращения Гюисманса в католичество, при этом привлекаются документальные свидетельства, в частности, письма современников писателя.

В 1912 году выходит в свет книга Анри Бландена "Гюисманс: человек, писатель, апологет". Автор, придерживаясь традиций культурно-исторической школы, предлагает вниманию читателя физический и психологический портрет писателя, подробно описывает его биографию и особо останавливается на истории обращения Гюисманса, его отношениях с католичеством. Бланден опровергает существовавшее мнение о том, что переход писателя в христианскую веру был неискренним, мимолетным экспериментом, и приводит в доказательство примеры других литературных обращений, например, Шатоб-риана, Барбе д'Оревильи, а также воспоминания современников, письма друзей Гюисманса. На наш взгляд, точка зрения автора монографии абсолютно корректна. То, что христианская вера писателя была им выстрадана и внесла долгожданный покой в мятущуюся душу, явствует не только из документальных свидетельств жизни и кончины романиста, но и из самих его произведений. В романе "В пути" в художественной форме зафиксированы душевные метания жаждущего веры и страшащегося разочарований человека, его надежды, ожидания, срывы, приступы раскаяния, наконец, обретение уверенности и умиротворения. Анализ творчества Гюисманса в указанной работе начинается с натуралистического периода, с характеристики первых романов, при этом автор отмечает особую художественность стиля писателя: "свое перо он превратил в кисть".1 Бланден не выделяет особо роман "Наоборот", хотя подмечает его связь с последующими произ

1 Blandin H. Huysmans: l'homme, l'écrivain, l'apologiste . P., 1912. P.78. ведениями и говорит о том, что эта "приводящая в замешательство" книга стала "отправным пунктом католической эволюции" Гюисман-са.1 Основное внимание автора работы направлено на романы последнего, "католического" периода, которые он считает вершиной творчества писателя, отдавая должное духовной ценности и художественной красоте этих произведений.

Необходимо отметить, что подобные масштабные труды, включающие и описание жизненного пути писателя, и анализ его творчества на всех ступенях формирования художественного кредо, публикуются во Франции достаточно регулярно, с периодичностью около двух десятилетий, при этом значимость и продуктивность каждой монографии неоспоримо подтверждаются стремлением авторов вписать творчество Гюисманса в ту или иную литературную традицию, рассмотреть его произведения с отдельных литературоведческих позиций.

Монография Е. Сейера "Гюисманс" (1931) отчасти повторяет положения уже упомянутой работы А. Бландена и основана на тех же методах исследования, подчеркивая тем самым преемственность критического подхода, однако заслуга автора состоит в попытке возможно более объективного и полного описания всех этапов жизни и творчества писателя. Исследование содержит разделы, соответствующие каждому периоду развития художественной концепции романиста. С точки зрения Сейера, каждый выделяемый им период жизни и творчества Гюисманса имеет определенную идейную и эстетическую доминанту, при этом литературовед особо отмечает влияние фактов биографии и культурной ситуации конца XIX века на художественное творчество писателя. В главе "Натуралистический период" содержатся

ВЫтН. Ор. сИ Р.65. сведения о биографии Гюисманса, его характере, дается обзор натуралистических романов. По мнению автора, быть натуралистом для Гюисманса - значит "принадлежать к своему времени, описывать увиденное и пережитое".1 Интерес представляют положения исследователя об автобиографичности героев первых произведений, а также идея преемственности ранних персонажей и героя романа "Наоборот" дез Эссента. Глава "Эстетический период" посвящена Гюисмансу - художественному критику. Анализируя роман "Наоборот" в главе "Эстетика декаданса", Сейер делает акцент на проблеме отношения главного героя к религии. Он полагает, что обращение Гюисманса в католицизм было подготовлено уже этим произведением. Глава "Сатанинская мистика" включает историю создания и содержательную характеристику романа "Там, внизу". В заключительный раздел "Божественная мистика" вошли история обращения Гюисманса в католическую веру и ее автобиографическое отражение в романах "В пути" (1895), "Собор" (1898) и "Паломник" (1903), а также обзор других произведений писателя "католического" периода.

Монография А.-М. Галло "Объяснение Гюисманса" (1954) основана на психоаналитическом методе. Автор исходит из посылки о несчастном детстве писателя, лишенном любви и ласки матери, вторично вышедшей замуж. На этом фундаменте, согласно теории Эдипова комплекса 3. Фрейда, он выстраивает свое толкование произведений Гюисманса. Галло отмечает, что персонажи "докатолических" романов демонстративно враждебно или, по крайней мере, безразлично относятся к семейной жизни, убеждены в корысти и развратности женщин, не выносят детей, считая их "одиозной материализацией люб

1 БеЛНёге Е. Нцувтапв. Р., 1931. Р.27.

21Ы± Р.346. ви".1 Но за показным пессимистическим, пренебрежительным отношением, по мнению Галло, скрывается подсознательное стремление Гюисманса иметь свой "семейный очаг", реализовать потребность в любви и нежности и в то же время страх быть обманутым, как в детстве, и неверие в возможность счастья. В поисках "потерянного рая", пройдя через ненависть к современности, через отвращение к плотским наслаждениям, осознав существование сверхприродного начала, Гюисманс в итоге принял христианскую веру. В последних произведениях писателя сохраняются элементы социальной мизантропично-сти, но их эмоциональной доминантой является все же ощущение умиротворения, с которым автор описывает церковные ритуалы и образцы христианского искусства. Основным "рычагом" католического обращения Гюисманса, по мнению Галло, стало "долгожданное обретение любящей матери в образе милосердной Богородицы — утешительницы страждущих". На наш взгляд, подобная трактовка заслуживает внимания, так как психологические факторы, безусловно, оказали значительное влияние на творчество писателя. В то же время абсолютное подчинение творческого процесса теории 3. Фрейда представляется несколько односторонним.

В монографии Ф. Зейе "Гюисманс - художник своего времени" (1973) интерес вызывает оригинальная структура работы. Ее логика подчинена главной цели исследования: проанализировать отражение современной писателю эпохи в его произведениях. Автор подмечает почти фотографическую точность деталей, характерную для натурализма, и широкий охват описываемой действительности. В связи с

1 Gallot Н.-М. Expiration de Huysmans. Р., 1954. Р.45.

2 Ibid. Р.46.

3 Ibid. P.48. этим, Зейе не соблюдает хронологический принцип при рассмотрении творчества Гюисманса, а делает обзор произведений по сферам отраженной в них эпохи: интерьеры, пейзажи, провинция, социальные слои. Описание внутренней обстановки буржуазных домов, магазинов, кафе, театров, мастерских и т.д., а также литературные прогулки по Парижу и его пригородам, утверждает Зейе, могут служить "путеводителем по эпохе и для эстетов, стремящихся скрыться от действительности, и для любителей натуралистического колорита, и для необразованных горожан".1 Гюисманс не оставляет без внимания ни один социальный слой: в его произведениях можно найти портреты простолюдинов, проституток, рабочих, буржуа, чиновников, крестьян, аристократов, монахов и священников. Писатель воспроизводит действительность и персонажей в их повседневном существовании, используя реалистическую художественную технику, но беспристрастным его творчество назвать нельзя, считает Зейе. Мир выходит из-под пера Гюисманса лицемерным, грубым, абсурдным, люди - эгоистичными, невежественными и порочными. Это обусловлено "болезнью" конца века - пессимизмом, неверием в возможности разума. Творческая эволюция писателя - это эволюция сознания современной ему эпохи: от натурализма к иррационализму, от позитивизма к идеализму. Поэтому "творчество Гюисманса правомерно назвать не только о социальным, но и духовным "зеркалом" конца прошлого века", - пишет Зейе.

Труды, исследующие отдельные этапы и частную проблематику творчества Гюисманса, можно разделить на несколько тематических

1 Zayed F. Huysmans: peintre de son époque. P., 1973. P.77.

2 Ibid. P. 19.

3 Ibid. P.545. групп. В первую следует включить работы, посвященные натуралистическому периоду творчества писателя и сочетающие биографические и культурно-исторические методы исследования. Основной задачей работы А. Башелена "Гюисманс: от литературного натурализма к натурализму мистическому" (1926) стало исследование причин идейного разрыва писателя с натурализмом и его отражения в романе "Наоборот". Автор также уделяет большое внимание отточенной литературной технике писателя, отмечая, что "его стиль сохранил натуралистическую резкость на протяжении всего творчества".1

Особенности эстетики Гюисманса натуралистического периода акцентированы в работах Л. Деффу "Натурализм" (1929), П. Мартино

2 3

Французский натурализм " (1951), П. Коньи "Натурализм" (1963)/

Л. Деффу характеризует Гюисманса как наиболее "художественного писателя"4 из натуралистов, с самого начала отличавшегося от коллег по натуралистической школе пристрастием к яркой палитре и стилистической выразительности.

П. Мартино делает акцент на отвращении к жизни как центральном мотиве натурализма Гюисманса, излечить которое смогло только обращение к Богу.

По мнению П. Коньи, Гюисманс начал поиски Бога уже в натуралистических произведениях, но в то же время, обретя Бога, остался натуралистом. Речь идет о близкой к натурализму художественной

1 Bachelin H. Huysmans: du naturalisme littéraire au naturalisme mystique. P, 1926. P.44.

2 Martino P. Le naturalisme français. P., 1951.

3 Cogny P. Le Naturalisme. P., 1963.

4 Deffoux L. Le Naturalisme. P., 1929. P.87. технике писателя, сохранившейся в произведениях более позднего периода.

Интерес исследователей к проблеме взаимоотношений Гюис-манса с натурализмом и его представителями не ослабевает и в конце XX века. Внимание литературоведов привлекают особенности авторской реализации натуралистических принципов в ранних произведениях писателя, а также причины разрыва Гюисманса с натуралистической эстетикой. Именно эти аспекты жизни и творчества писателя рассматриваются в книге Р. Колена "Золя: отступники и союзники: республика натурализма" (1988).1

В следующую тематическую группу входят исследования, посвященные католическому периоду творчества Гюисманса. Проблема религиозного обращения писателя и ее отражение в романах изучаетЛ ся в работах А. Гарро "Ж.-К. Гюисманс" (1947), JL Брона "Гюисманс в неизданных документах", А. Дю Френуа "Один этап в истории обращения Гюисманса",3 Ж. Трюка "История современной католической литературы " (1961),4 М. Бельваля "Из сумрака к свету. Развитие мистической мысли Гюисманса" (1968).5

Гарро анализирует развитие проблемы отношения к религии в произведениях писателя, уделяя особое внимание романам "Наобо

1 Colin R.P. Zola: renégats et alliés: la république naturaliste. Lyon, 1988.

2 Garreau A. Huysmans. Tournai-Paris, 1947.

3 Du Fresnois A. Une étape de la conversion de Huysmans d'après des lettres inédites. P., s.a.

4 Truc G. Histoire de la littérature catholique contemporaine. Tournai, 1961.

5 Belval M. Des ténèbres à la lumière. Etapes de la pensée mystique de J.K. Huysmans. P., 1968. рот" и "В пути". С точки зрения исследователя, обращение Гюисманса к Богу - это результат милости Провидения. Описывая путь писателя к вере, Гарро подчеркивает его восхищение церковными песнопениями (литургиями) и католической архитектурой.

Брон утверждает что "великий Гюисманс" начинается с романов периода католического обращения.1 Он излагает историю создания романов "В пути", "Собор", "Паломник", отмечает их художественные достоинства, рассказывает о реакции религиозных кругов на христианское обращение писателя.

Дю Френуа опирается в своем исследовании на письма Гюисманса с 1889 года, в которых тот, находясь в состоянии поиска веры, полемизирует со священниками.

Все авторы сходятся во мнении, что важнейшим фактором, повлиявшим на принятие Гюисмансом христианства, стало средневековое католическое искусство.

М. Лобе в исследовании "Гюисманс, или свидетель, лишенный кожи" (1960) проводит психологический анализ творчества писателя и приходит к выводу, что путь из мрачной пропасти к сияющим небесам, пройденный Гюисмансом, - это частный случай судеб "писателей-очевидцев трагического разрыва между тьмой и светом" 2 1

Статья М. Тома в сборнике "Активный гуманизм" (1968) называется "Первая редакция романа "В пути" и содержит анализ различий начального варианта романа, оставшегося неизвестным, и традиционно публикуемого на основе отрывков из обеих версий.

1 Bron L. Huysmans d'après des documents inédits. P., s.a. P.85.

2 Lobet M. Huysmans ou le témoin écorché. Lyon - Paris, 1960. P. 19.

3 Thomas M. Une toute première version d'En Route // Humanisme actif. P., 1968.

Р. Бессед в работе "Кризис католического сознания во французской литературе и идеологии конца XIX века" (1976)1 излагает свое мнение о христианском обращении Гюисманса, считая этот факт биографии слабостью писателя.

Среди критических работ необходимо также отметить статью Ж. Кабаниса "Гюисманс" из сборника "Развлечения и книги" (1968). Автор отрицает всякую художественную ценность романа "Там, внизу", говоря о том, что "для разоблачения отвратительной действительности больше подходят протоколы следствия и вердикты судов" и что "любой документ сам по себе более впечатляющ, нежели его переработка в литературном произведении с претензией на документальную точность". Думается, что литературовед несколько односторонне рассматривает роман, проблематика которого далеко не столь однозначна.

Проблеме рецепции творчества Гюисманса с 1874 по 1960 год посвящено специальное исследование М. Иссашарова "Гюисманс в глазах французской критики (1970).3 Автор приводит критические отзывы профессиональных литераторов, писателей, а также мнения представителей светского общества и католической церкви. Рецептивный подход, применяемый Иссашаровым, позволяет составить представление о культурологическом контексте эпохи и помогает поместить творчество Гюисманса в литературную традицию современной писателю Франции.

1 Bessede R. La crise de la conscience catholique dans la littérature et la pensée française à la fin du XIX siècle. Lille, 1976.

2 Cabanis J. Huysmans // Cabanis J. Plaisir et lecture. V.2. P., 1968. P. 167.

3 Issacharoff M. Huysmans devant la critique en France. P., 1970.

В последние десятилетия интерес к Гюисмансу на родине писателя сохраняется. Об этом свидетельствуют, в частности, монография

П. Бювика "Сладострастие и чистота: очерк о творчестве Гюисманса

1 2 (1986), материалы коллоквиума "Эстетика декаданса" (1987), статья л

И. Леклера "Холостяцкий механизм Ж.-К. Гюисманса (1991).

Исследование Бювика основано на принципах психоанализа и посвящено поиску признаков Эдипова комплекса, гомосексуальных наклонностей и проблемы проявления сексуальной энергии писателя в его произведениях.

И. Леклер объясняет творчество Гюисманса фактами биографии писателя, обстоятельствами его личной жизни и анализирует образы персонажей с точки зрения их автобиографичности.

В сборник "Эстетика декаданса" вошли публикации Ж. Бори "Эстетика симулякра: Бодлер, Гюисманс, Ларбо", Ф. Гайар "Современность Гюисманса", М. Милнера "Гюисманс и уродство", А. Роже "Гюисманс и Шопенгауэр", Г.Сувала "Гюисманс и Золя, или прерванная дружба". Очевидно, что современная трактовка творчества писателя отличается от традиционного историко-литературного метода в силу использования понятий и положений постструктурализма и постмодернизма ("текст" как отражение самосознания, "код" как сверхтекстовая организация значений, действительность второго порядка, или "симулякр"). Несмотря на то, что литературное наследие Гюисманса датируется концом XIX столетия, его новая интерпретация не

1 Buvik P. La luxure et la pureté: essai sur l'oeuvre de Huysmans et la psychanalyse freudienne. Bergen, 1986.

2 Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

3 Leclerc Y. La machine célibataire de Joris-Karl Huysmans // Magazine littéraire. 1991, №5. представляется надуманной. Напротив, художественная концепция писателя гармонично вписывается в современные литературоведческие категории. Думается, что этот факт может служить доказательством того, что творчество Гюисманса стало отправным пунктом формирования тенденций литературного развития XX века и не утратило своей актуальности вплоть до сегодняшнего момента.

Роман "Наоборот" является, на наш взгляд, ключевым в творчестве писателя: он был идейно и художественно подготовлен предшествующей прозой автора и обусловил появление последующих романов. Очевидно, что это произведение не могло не привлечь внимание французских литературоведов: ему посвящены монографии и отдельные статьи, входящие в критические сборники и теоретические литературоведческие труды.

Известный французский писатель и критик конца XIX века Ж. Барбе д'Оревильи в статье "Ж.-К. Гюисманс", опубликованной в сборнике "Современный роман" (1902), определяет роман как "историю терпящей бедствие души, неспособной жить даже "наоборот".1 С его точки зрения, "неизлечимая мука души", излившаяся в финальной молитве, способна "искупить ее развращенность".

М. Леблон в работе "Французское общество времен Третьей республики в глазах литераторов, финансистов, аристократов, анархистов, социалистов" (1905) рассматривает дез Эссента как представителя своего поколения - "невротичного денди, слишком вялого для активных действий", предпочитающего чувственные грезы, прибегающего к искусству как средству замещения природы, к которой он не

1 Barbey d'Aurevilly J. J.-K. Huysmans // Barbey d'Aurevilly J. Le roman contemporain. P., 1902. P.273.

2 Ibid. P.281. может приспособиться.1 По мнению автора, придерживающегося принципов социологического метода, декадентство - это синоним слабости, бессилия. На наш взгляд, декадентское мироощущение - это гораздо более сложное явление, предполагающее не столь однозначную трактовку.

Современник Гюисманса, немецкий врач М. Нордау в книге "Вырождение. Современные французы" применяет в качестве ключа к творчеству Гюисманса методы естественно-научных дисциплин и характеризует писателя как "тип истеричного субъекта без всякой самостоятельности", его роман "Наоборот" как результат "пристрастия к болезненному и отвратительному, вызванного извращением вкуса" и как не имеющий никакого отношения к филологии бред, а о дез Эс-сенте отзывается следующим образом: "физически он болен и слаб, в психическом отношении он прожженый негодяй и невообразимый идиот,., это паразит, остановившийся на самой низкой ступени развития; ему пришлось бы умереть от голода, если бы он был беден и общество не поместило его из неуместного сострадания в какое-нибудь заведение для идиотов". Этот диагноз, поставленный адептом экспериментальной медицины, любопытен, но он не дает возможности объективно оценить значение творчества писателя.

1 Leblond М.-А. La société française sous la 3ème république d'après les romanciers, les financiers, la noblesse, les anarchistes, les socialistes. P., 1905. P.175-179.

2 Нордау M. Вырождение. Современные французы. M., 1995. C.204-205.

3 Ibid. P.209.

В 1929 году выходит монография А. Брюннера и Ж.Л. де Кон-нинка "На полях романа "Наоборот" (1929)1 - первое монографическое исследование романа "Наоборот". Брюннер и Коннинк дают характеристику натуралистических романов писателя, особо останавливаясь на системе персонажей, анализируют причины разрыва Гюис-манса с натурализмом. Исследование романа "Наоборот" начинается с освещения обстоятельств его выхода в свет и вызванных им откликов. Авторы работы, сторонники культурно-исторического метода, подробно описывают образ главного героя романа дез Эссента, проводят параллели с персонажами ранних произведений, отмечают несомненное присутствие в облике молодого денди бодлеровских черт, рассматривают его художественные и литературные пристрастия в сопоставлении с эстетическими вкусами Гюисманса. Литературоведы выделяют два основных идейных постулата романа: искусственность как вызов обществу и пессимизм как отсутствие веры, - констатируя, тем не менее, присутствие зачатков религиозности. Заключительная часть исследования посвящена особенностям стиля писателя.

В работах 50-70 годов XX века роман "Наоборот" охарактеризован как иллюстрация декадентского мироощущения. А. Билли в монографии "Эпоха 1900" (1951) говорит о романе как об учебнике декадентства. Р. Лалу в труде "История современной французской литературы" (1953) отмечает, что "Наоборот" пронизан религиозными мотивами: об этом свидетельствуют и анализ теологических положений,

1 Brunner H. et Coninck J.L. En marge d'A Rebours de Huysmans. P., 1929.

2 .Billy A. L'époque 1900. P., 1951. содержащийся в романе, и подбор книг, мебели и одежды.1 Описание "Наоборот" как манифеста декадентской литературы и характеристика дез Эссента как наиболее целостного образа декадента, страдающего от скуки и претендующего на оригинальность и утонченность, содержатся в работе Б. Митчелла "Литературные манифесты начала XX века" (1966).2 Ж. Пьерро в монографии "Декадентское воображаемое"

1977)3 использует роман "Наоборот" в качестве примера, иллюстрирующего систему видов воображаемого в декадентском мироощущении. Наконец, М. Лемер в книге "Дендизм от Бодлера до Малларме"

1978)4 посвящает роману главы "Дендизм дез Эссента" и "Одинокий эстет". В интерпретации автора персонаж предстает эталоном денди, в котором сосредоточены все основные качества: ненависть к обществу, одиночество, невроз как признак утонченности, эстетизация повседневности.

Особое место в ряду работ этого периода занимает монография Ф. Ливи "Ж.-К. Гюисманс: "Наоборот" и декадентское сознание" (1972) Исследователь рассматривает роман как отражение духовных настроений эпохи: в нем прослеживаются и разочарование в реальности, и попытка побега из общества, и невроз от неспособности адаптироваться к действительности. С точки зрения автора работы, оригинальность романа заключается в том, что он сконцентрировал идейные искания данного исторического момента, явившись одновремен

1 Cm.: Lalou R. Histoire de la littérature française contemporaine. V.l. P., 1953. P.62.

2 Mitchell B. Les manifestes littéraires de la Belle Epoque. P., 1966.

3 Pierrot J. L'imaginaire décadent. P., 1977.

4 Lemaire M. Le dandysme de Baudelaire à Mallarmé. P., 1978. но "частной историей индивида и хроникой целого поколения".1 Литературовед подробно останавливается на вопросе автобиографичности образа дез Эссента и его художественных вкусов и, подобно своим предшественникам, говорит о зарождении в романе религиозного чувства на уровне бессознательного ощущения.

Из работ последних десятилетий необходимо отметить труд Ф. Кур-Перез "Ж.-К. Гюисманс: "Наоборот" (1987) и материалы коллоквиума "Декадентское сознание" (1980). Кур-Перез по-своему определяет главный вопрос "Наоборот": "что оставить от не оправдавшей надежд реальности?" По ее мнению, решение Гюисманса вполне одо нозначно: "искусство в музейном обрамлении". Смысл подобной постановки проблемы заключается в том, чтобы сделать из повседневности произведение искусства. Автор отмечает, что "Наоборот" является логическим продолжением предыдущего романа Гюисманса "По течению", усматривает влияние Бодлера, Гонкуров и Золя на концепцию произведения, уделяет большое внимание стилевым нюансам декадентской прозы писателя. Кур-Перез, придерживаясь теории психоанализа, считает основным двигателем романа "Наоборот" "агонию сексуального влечения главного героя",4 порождающую развращенность, жестокость, истерию и невроз и проявляющуюся в разнообразных формах, объединенных единой целью: бросить вызов Богу.

В сборник "Декадентское сознание" вошли статьи, иллюстрирующие теорию декаданса примерами из романа "Наоборот", в частности, "К вопросу об определении декадентства" М. Декодена, "Дез

1 Livi F. Huysmans. A Rebours et l'esprit décadent. P., 1972. P.21.

2 L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

3 Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours. P., 1987. P.5.

4 Ibid. P.66.

Эссент и Бодлер" Ж. Монферье, "От воображения к психосоматике в декадентской чувствительности" П. Матиаса, "Наоборот", или знаковая инверсия" Ф. Гайар. Последняя работа заслуживает, на наш взгляд, особого внимания: в ней автор вводит понятие "симулякра" как иллюзорного образа отвергаемой реальности.1 Эта идея представляется чрезвычайно продуктивной, так как позволяет рассмотреть творчество Гюисманса под новым углом зрения.

Приведенный обзор критических исследований романа "Наоборот" позволяет сделать вывод о том, что при анализе этого произведения контекст творчества писателя привлекался литературоведами крайне ограниченно, в основном, применительно к системе персонажей.

В отечественном литературоведении творчество Гюисманса до сих пор не заняло, по нашему мнению, достойного места. Существуют факты, свидетельствующие о том, что имя Гюисманса стало известным российскому читателю еще при жизни писателя. В дореволюционный период были изданы на русском языке романы "Сестры Ватар" (1879) в сокращенном варианте, "Марта, история падшей" (1880), "Наоборот" (1906), "Там, внизу" (1907). Дважды, в 1911 и в 1912 годах, предпринимались попытки издать собрание сочинений Гюисманса, при этом в обоих случаях были опубликованы только первые три тома, в которые вошли "Бездна" ("Там, внизу"), "Из бездны к небу" ("В пути") и "Парижские арабески".

Растущая известность Гюисманса привлекла к его творчеству внимание критиков. Имя писателя упоминается в работе 3. Венгеро

1 Gaillard F. A Rebours, ou l'inversion des signes // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. P. 131. Y.l. вой "Литературные характеристики",1 в статье А. Грессера "Жорис-Карл Гюисманс", опубликованной в журнале "Современный мир",2 в л сборнике М. Волошина "Лики творчества" (1914).

М. Филиппов в критической работе "Индивидуализм в новейшей французской литературе" (1902) называет Гюисманса "неокатоликом", "декадентом христианства".4 Автор отмечает пристрастие Гюисманса к отвратительным натуралистическим эффектам и грубой чувственности в ранних произведениях и скептически отзывается о католическом обращении писателя, не веря в искренность и христианское смирение этого "последнего язычника".5

Из ранних работ значительный интерес представляет статья H.A. Бердяева "Утонченная Фиваида", опубликованная в качестве приложения к "Философии свободы" (1911). В ней философ отзывается о Гюисмансе как о самом большом и серьезном писателе Франции последней эпохи, говорит о нем как о "мученике декадентства", как о "человеке, раненном тем миром, в котором призван жить и которого не принимает".6 Характеризуя отношение писателя к современной ему эпохе, он пишет: "Благочестивая чувственная душа изъязвлена оскорбительностью современной культуры, пошлостью современного буржуазного духа эпохи. Все, что любила эта душа - все умирало в со

1 ВенгероваЗ. Литературные характеристики. СПб., 1897. Т.1.

Грессер А. Жорис-Карл Гюисманс // Современный мир, 1907, №12.

3 Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

4 Филиппов М.М. Очерки о западной литературе XVIII-XIX веков. М., 1985. С.165.

5 Там же. С. 167.

6 Бердяев H.A. Утонченная Фиваида // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.239. временности, и искусство, и великая мистика былого."1 Главная заслуга Гюисманса, по мнению Бердяева, заключается в "изображении мученичества. . современного упадочного человека".2

За все годы существования советского государства лишь однажды, в 1923 году, были опубликованы романы Гюисманса "Марта" и "У пристани". Очевидно, что в этих условиях читательский интерес к творчеству Гюисманса был утрачен. В то же время в советской критике, придерживающейся социологического метода в оценке литературного произведения, формируется определенное отношение к Гюис-мансу как к декаденту, то есть как к представителю антигуманистического мироощущения, "вредного, антиобщественного явления, с которым необходимо бороться", "болезненно извращенной литературной школы".3

Социологическим же методом руководствуется М. Эйхенгольц, ставя в заслугу писателю точное психо-физиологическое изображение "социальных низов Парижа,., жанровых картин из жизни ремесленников, проституток, деклассированных элементов",4 сцен, посвященных индустриальной тематике, но в то же время упрекая его в отдаленности от идеологии промышленного пролетариата. Автор характеризует роман "Наоборот" как результат творчества реакционной аристокра

1 Бердяев H.A. Указ. соч. С.229.

2 Там же. С.233.

Горький М. Поль Верлен и декаденты // Горький М. Собрание сочинений: В 16 томах. М., 1979. Т. 16. С. 181.

4 Эйхенгольц М. Гюисманс // Литературная энциклопедия. М., 1930. Т.З. С.124. тии, где оторванный от жизни герой "выражает бессильный протест против буржуазного уклада".1

О. Ильинская характеризует произведения Гюисманса как имеющие "антигуманистическую направленность". Данная точка зрения представляется нам односторонней, ограниченной рамками идеологических характеристик, заданных социологическим методом.

Общепринятая идеологическая трактовка декадентской литературы как реакционной не позволяла отечественным литературоведам целостно и объективно оценить творчество писателя и его вклад в мировую литературу. Тем не менее, признавая Гюисманса крупной фигурой в истории мировой литературы, связанной и с натурализмом, и с декадансом, советские литературоведы предпринимали попытки дать представление о его творчестве.

Имя писателя упоминается в монографиях Е. Евниной "Два пути о эволюции импрессионизма во французской живописи (1972), А. Новикова "От позитивизма к интуитивизму " (1976), Л. Андреева "Импрессионизм" (1980),5 Л. Еремеева "Французский литературный модернизм" (1991).6

1 Эйхенгольц М. Указ. соч. С. 127.

2 Ильинская О. Гюисманс // Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т.2. С.477.

3 Евнина Е.М. Два пути в эволюции импрессионизма во французской литературе // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.

4 Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму. М., 1976.

5 Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

6 Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. Киев, 1991.

А. Новиков комментирует разрыв Гюисманса с натурализмом, характеризует "Наоборот" как "роман о природе искусства и смысле человека".1 По мнению автора, сторонника социологического метода, в противовес бесчеловечности общества Гюисманс представляет "не концепцию подлинного гуманизма, а истерическое надругательство над ценностями культуры,., над достоинством человека".2

Е. Евнина в своей работе отказывается от сугубо негативного отношения к творчеству Гюисманса. Она рассматривает "Наоборот" с точки зрения воплощения в нем черт импрессионизма. Она говорит об изменении цветовых тонов в зависимости от освещения, о тщательном выборе цветов, о вкусовых и обонятельных ощущениях, служащих источником ассоциативных связей. Исследователь справедливо отмечает, что субъективный момент (в импрессионизме - впечатление) превращается у Гюисманса в "полное вытеснение объективного мира".3

Об импрессионистических чертах в романе "Наоборот" говорит и JI. Андреев в монографии "Импрессионизм" (1980). Литературовед представляет роман как воплощение сути декаданса, испытывающего недоверие к реальности и опирающегося исключительно на "свою собственную субстанцию".4

Л. Еремеев объясняет смысл термина "спиритуалистический натурализм", введенный Гюисмансом в романе "Там,внизу" как обращение к внутренним, духовным проблемам при сохранении натуралистической формы произведения.

1 Новиков A.B. Указ. соч. С. 131.

2 Там же. С. 135.

3 Евнина Е.М. Указ. соч. С. 150.

4 Андреев Л.Г. Указ. соч. С. 203.

В последние годы предпринимаются попытки возвратить имя Гюисманса в литературный обиход. Изданы его романы "Наоборот" (1995) и "Там, внизу" (2000). Литературоведы начинают более объективно оценивать творчество писателя, обозначая его место в мировом литературном процессе.

Точка зрения 3. Потаповой1 отличается отсутствием резких идеологических оценок. Автор вписывает Гюисманса в литературный контекст эпохи, отмечая и влияние натуралистических традиций, и индивидуальное своеобразие мироощущения писателя, отразившееся в его произведениях.

Принципиально новую трактовку творчества Гюисманса предлагает В. Толмачев в статье "Утраченная и обретенная реальность" (1995). Он помещает роман "Наоборот" в традицию символизма, считает его "попыткой описать приоритеты послепозитивистского поколения"2 и ставит в заслугу автору идею искусства, стремящегося подчинить себе жизнь, как важную веху в становлении символистского романа.

Таким образом, творчество Гюисманса и проблематика романа "Наоборот", которому посвящено диссертационное исследование, достаточно разносторонне освещенные в работах французских литературоведов, остаются почти не изученными в нашей стране.

Актуальность темы исследования. Гюисманс является одной из ключевых фигур литературного процесса конца XIX - начала XX веков. Его произведения появляются в кризисное время, когда

1 Потапова З.М. Романисты и драматурги 70-80х годов // История всемирной литературы. М., 1991. Т.7.

2 Толмачев В .М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот. Три символистских романа. М., 1995. С. 436. происходит столкновение различных тенденций, рождение новых явлений, многие из которых стоят у истоков литературного процесса ушедшего столетия.

Актуальность работы состоит в обращении к творчеству Гюис-манса как к литературному феномену, соединившему в себе и преломившему субъективным восприятием художественные принципы и традиции эпохи, и во многом предопределившему специфику и направленность литературного развития XX века, что особенно важно сейчас, при подведении литературных итогов минувшего века.

Рассмотрение романа "Наоборот" в контексте творчества Гюис-манса представляется чрезвычайно продуктивным, так как оно позволяет охарактеризовать литературное наследие писателя как единое целое, проследить эволюцию художественной концепции Гюисманса, выявить доминанты его эстетики, определить связи с французской и общеевропейской литературной традицией. "Наоборот" является, по нашему мнению, связующим звеном в литературном наследии писателя и переломным моментом в формировании его художественного мировоззрения. Он вобрал в себя художественные порывы раннего творчества Гюисманса и зарядил творческой энергией более поздние его произведения. Этот роман заслуживает особого внимания, так как его анализ дает возможность выявить ключевые проблемы, пронизывающие все творчество Гюисманса.

Необходимо отметить, что целостное и исчерпывающее исследование романа "Наоборот" с точки зрения его места в контексте художественного творчества Гюисманса отсутствует. Исследование перечисленных аспектов не выделялось как самостоятельная задача в работах зарубежных авторов и совершенно не прослеживается в отечественном литературоведении. Следовательно, в подобной постановке проблема впервые поднимается в изучении художественного наследия писателя, что определяет научную новизну диссертации. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, в котором предпринимается попытка вписать роман "Наоборот" в целостный контекст творчества Гюисманса, выявить на его примере важнейшие структурные составляющие художественной системы писателя на жанровом, повествовательном, образном и языковом уровнях. В диссертации впервые разрабатывается принцип единого подхода к рассмотрению произведений Гюисманса с точки зрения особенностей хронотопа, который позволяет определить специфику идейно-эстетической концепции писателя, наиболее ярко проявившуюся в романе "Наоборот".

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить место романа "Наоборот", его концептуальную значимость в контексте художественного творчества Гюисманса. Для ее осуществления поставлены следующие задачи:

- вписать творчество Гюисманса в контекст культуры "конца века" и обозначить те факторы духовной жизни рубежа Х1Х-ХХ веков, которые определили специфику эстетической концепции писателя;

- выявить основные этапы формирования художественной концепции Гюисманса;

- исследовать истоки возникновения романа "Наоборот";

- охарактеризовать роман "Наоборот" как центральное произведение в творчестве Гюисманса с точки зрения преемственности его проблематики по отношению к предыдущим и последующим произведениям писателя;

- проанализировать духовную эволюцию писателя на основе изучения хронотопа творчества Гюисманса;

- рассмотреть художественную реализацию образа Дома в романе "Наоборот";

- изучить специфику проблематики произведения как романа - "симу-лякра".

Объектом исследования, как явствует из избранной цели, является, в первую очередь, роман "Наоборот". Кроме того, по мере необходимости будут привлекаться другие романы Гюисманса натуралистического и мистического периодов творчества.

Поставленные задачи работы предполагают проведение исследования как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах, обусловливают обращение как к традиционным историко-литературным методам, так и к сравнительно новым, основанным на идеях постструктурализма и постмодернизма.

Научная значимость исследования заключается в том, что оно позволяет углубить существующие литературоведческие и эстетические представления как о творчестве Гюисманса, так и о некоторых общих тенденциях литературного процесса последних десятилетий XIX - начала XX веков.

Практическая ценность работы определяется возможностью использовать ее результаты при дальнейшем изучении творчества Гюисманса и французской литературы указанного периода, при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы, в научных исследованиях, посвященных развитию французской и мировой литературы Х1Х-ХХ веков.

Апробация. Основные положения исследования обсуждались на следующих конференциях: итоговые Научные конференции ИвГУ (1998, 2002), I Международная школа-семинар "Пути и средства формирования языковой и речевой культуры" (ИГХТУ, 1998), Всероссийская конференция "Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Теория и история" (ИвГУ, 2001), IV Международная школа-семинар "Язык. Культура. Словари" (ИвГУ, 2001), XIV Пуришевские чтения

МПГУ, 2002), Молодая наука в классическом университете: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (ИвГУ, 2002), Фестиваль Гуманитарных Наук (ИвГУ, 2002), а также на аспирантском семинаре и заседаниях кафедры зарубежной литературы ИвГУ (1998, 2001-2002).

Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновываются актуальность, научная новизна и цель исследования, а также определяется уровень изученности заявленной темы в зарубежном и отечественном литературоведении. В первой главе исследуются истоки возникновения романа "Наоборот" в рамках литературного контекста современной писателю эпохи, при этом подчеркиваются значимость категории искусства в сборнике "Ваза с пряностями" и интерес к среде как к "интерьеру" человеческого существования в натуралистических романах Гюисманса, которые получат специфическое авторское развитие в "Наоборот". Во второй главе анализируется место романа "Наоборот" в художественной системе Гюисманса, его преемственность по отношению к ранним произведениям и преломление обозначенной проблематики в дальнейшем творчестве писателя. Третья глава посвящена анализу хронотопа произведений Гюисманса через призму образа Дома как лейтмотива творчества писателя. В ней изучается оригинальная концепция образа Дома в романе "Наоборот", обосновывается характеристика этого произведения как своеобразного романа-"симулякра", а также определяются особенности развития этого ключевого мотива в последующих произведениях. Заключение содержит совокупность выводов по результатам исследования романа "Наоборот" в контексте художественных исканий Гюисманса. Библиография состоит из 204 источников, из них 129 на французском языке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман "Наоборот" в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса"

Заключение.

Исследование литературного феномена Гюисманса на различных этапах его формирования и детальный анализ романа "Наоборот" в контексте творчества писателя, изложенные в настоящей работе в соответствии с ее целями, позволяют сделать следующие выводы.

Роман "Наоборот" является кульминационным произведением в творчестве Гюисманса, вобравшим в себя квинтэссенцию художественного мироощущения писателя. Он критически развивает и преломляет идеи ранних литературных опытов Гюисманса и становится основой последующего развития его эстетической концепции.

Литературный дебют Гюисманса - сборник стихотворений в прозе "Ваза с пряностями" - является оригинальным свидетельством сложности и неоднозначности художественной ситуации рубежа XIX-XX веков и предвосхищает особую значимость категорий искусства и искусственности в романе "Наоборот", а также свойственное последнему переплетение в одном произведении различных художественных приемов и принципов. Натуралистические романы Гюисманса характеризуются интересом к среде как к "интерьеру" человеческого существования и появлением в творчестве писателя образа художника, который получит в романе "Наоборот" оригинальное авторское развитие.

Особая роль романа "Наоборот" в художественной системе Гюисманса обусловлена специфической трактовкой идеи "побега из мира" и поиска убежища в искусственном мире, реализованном через творчество. Идея приоритетности искусства развивается в романе в принцип автономии художественного сознания. Сфера творчества рассматривается писателем как пристанище от дисгармонии объективной реальности. В этой связи особое значение приобретает осмысление образа художника, сквозного в творчестве Гюисманса и получившего наиболее полную разработку в романе "Наоборот". Дез Эс-сент является эталонным образцом декадентского героя, воплотившим в художественном произведении принципы эстетики декаданса. Роман "Наоборот" стал отправной точкой религиозных исканий Гюисманса, но со знаком "наоборот": дез Эссент выполняет функции творца, создающего свой мир вопреки миру Божественному. Осознавая себя в финале романа творимым творящей силой существом, дез Эссент обозначает основную направляющую дальнейшего творчества Гюисманса - поиск высшей творящей силы.

Доминантой эстетики писателя является поиск идеального пространства-убежища как жизненной опоры и воплощения смысла бытия. Поэтому лейтмотивом творчества Гюисманса становится хронотоп Дома, воплощающий идею замкнутого, обособленного пространства, служащего пристанищем персонажу в условиях враждебности мира по отношению к человеку.

Для натуралистических романов Гюисманса характерны попытки обрести опору существования и убежище от бед мира в семейной жизни, у семейного очага. Из романа в роман переходят ключевые понятия "délivrance" и "havre". Гюисманс довольно быстро приходит к выводу, что в реальном пространстве и времени человек не может обрести гармоничную социальную среду в силу утраты обществом веры в реализацию гуманистических идеалов, в силу разрушительного воздействия шопенгауэровской Воли, властвующей над миром. Экзистенцию персонажей романов Гюисманса натуралистического периода можно охарактеризовать как "заброшенность" в мир, отсутствие жизненной опоры, пристани, где они могли бы избавиться от тягот безысходного существования.

Отказавшись от бесплодных попыток обрести Дом в реальном мире, Гюисманс отгораживается и от общества, и от природы и создает в романе "Наоборот" образ Дома, обособленного от конкретного материального пространства и исторического времени. Основным конструктивным принципом Дома является "симулякр" - нарочито искусственная реальность, сотворенная при помощи воображения и являющаяся знаком неприятия и противопоставления реальности объективной.

С одной стороны, идеальное замкнутое пространство Дома реализует попытку преодолеть внешнюю материальную форму мира при помощи художественного сознания. Речь идет о законченном эксперименте, имеющем целью верификацию возможности существования в автономном искусственном мире.

С другой стороны, Гюисманс претендует на пересотворение мира, создавая собственную модель пространства - реальность-"симулякр", в которой присутствуют и социальный, и культурный, и природный аспекты, но со знаком "наоборот": феномены реальности становятся символами самих себя, знаками, отсылающими к инобытию, и тем самым опровергают свое реальное содержание. В рамках Дома Гюисманс создает субпространства, так или иначе символизирующие уединенное существование дез Эссента: оранжерея, музей, библиотека, келья. В итоге Дом, помимо статуса убежища, получает статус творения.

Дематериализуя вещественный мир, создавая из материальных субстанций феномены иной реальности, дез Эссент фактически присваивает себе функции Творца, подменяет Бога в сотворении мира, становится его своеобразным "симулякром".

В конечном итоге автодеструктивный характер отшельнического существования и осознание несамодостаточносги искусственных образов приводят дез Эссента к мысли, что он - не Творец, а существо, являющееся частью иной творящей силы и нуждающееся в защите и пристанище от отвергаемого жестокого мира. Взывая к Богу в надежде на избавление, дез Эссент обозначает путь дальнейших духовных исканий Гюисманса.

Следующим и окончательным образом Дома как центрального хронотопа творчества Гюисманса становится образ католического собора - Дома Бога, дарящего человеку избавление от житейских невзгод, умиротворенную пристань, надежную опору, смысл бытия. Дом Бога воплощает в творчестве Гюисманса гармоничную творческую силу, противостоящую хаотичности и разрушительному воздействию внешней действительности.

Роман "Наоборот" является переломной вехой в духовных исканиях Гюисманса. Человек пытается возвыситься до Бога, бросает ему вызов в сотворении искусственной реальности; затем осознает свою тварную сущность и творческую несостоятельность в соревновании с жизненной силой и опровергает божественные предписания; наконец, обращается к христианству, воскрешая Бога в своей душе.

Роман "Наоборот" предвещает модернистскую традицию в том, что касается утраты веры в гуманистического человека, отказа от достоверного изображения действительности, условности создаваемой картины, восприятия мира как абсурда, отчужденности личности от социума и интереса к глубинам человеческой психики. Разрушив позитивистский взгляд на искусство, Гюисманс вывел искусство к новой реальности - реальности творчества, сознания, подсознания - предупредив тем самым тенденции развития литературы XX века.

 

Список научной литературыКомарова, Екатерина Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Huysmans J.-K. A Rebours. Le Drageoir aux épices. P., 1975.

2. Huysmans J.-K. A Vau-l'Eau // Huysmans J.-K. Oeuvres complètes. P.,1928. T.5.

3. Huysmans J.-K. La Cathédrale. P., 1898.

4. Huysmans J.-K. Certains // Huysmans J.-K. Oeuvres complètes. P.,1929. T. 10.

5. Huysmans J.-K. Emile Zola et l'Assommoir // Huysmans J.-K. Oeuvres complètes. P., 1928. T.2.

6. Huysmans J.-K. En ménage // Huysmans J.-K. Oeuvres complètes. P., 1928. T.4.

7. Huysmans J.-K. En Rade. P., 1887.

8. Huysmans J.-K. En Route. P., 1917.

9. Huysmans J.-K. Les Soeurs Vatard. P., 1879.

10. Ю.Гюисманс Ж.-К. Копченая селедка. Экстаз. Японское рококо // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993.

11. Гюисманс Ж.-К. Марта, история падшей. СПб., б.г.

12. Гюисманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот. Три символистских романа. М., 1995.

13. И.Гюисманс Ж.-К. Там, внизу, или Бездна. М., 1993.1. Переписка Гюисманса

14. В1оу L., Huysmans J.-K., Villiers de l'Isle-Adam F. Lettres: correspondance à trois. Vanver, 1980.

15. Huysmans J.-K. Lettres inédites à l'abbée Ferret. P., 1973.lô.Huysmans J.-K. Lettres inédites à Arij Prins. Genève, 1977.

16. Huysmans J.-K. Lettres inédites à Camille Lemonnier. P., 1957.

17. Huysmans J.-K. Lettres inédites à Edmond de Goncourt. P., 1956.

18. Huysmans J.-K. Lettres inédites à Emile Zola. P., 1953.

19. Huysmans J.-K. Lettres inédites à Jules Destrée. Genève, 1967.

20. Литература о творчестве Гюисманса

21. Bachelin H. Huysmans: du naturalisme littéraire au naturalisme mystique. P., 1926.

22. Baldick R. The life of Joris-Karl Huysmans. Oxford, 1955.

23. Barbey d'Aurevilly J. J.-K. Huysmans // Barbey d'Aurevilly J. Le roman contemporain. P., 1902.

24. Belval M. Des ténèbres à la lumière. Etapes de la pensée mystique de J.K. Huysmans. P., 1968.

25. Blandin H. Huysmans: l'homme, l'écrivain, l'apologiste. P., 1912.

26. Borie J. Esthétique du luxe, esthétique du simulacre:Baudelaire, Huysmans, Larbaud II Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

27. Bricaud J. Huysmans et le satanisme d'après documents inédits. P., 1913.

28. Bricaud J. Huysmans, occultiste et magicien. P., 1913.

29. Bron L. Huysmans d'après des documents inédits. P., s.a.

30. Brunel P. A Rebours: du catalogue au roman // Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

31. Brunner H. et Coninck J.L. En marge d'A Rebours de Huysmans. P., 1929.

32. Buvik P. La luxure et la pureté: essai sur l'oeuvre de Huysmans et la psychanalyse freudienne. Bergen, 1986.

33. Cabanis J. Huysmans // Cabanis J. Plaisir et lecture. P., 1968.

34. Chastel G. Huysmans et ses amis. P., 1957.

35. Cogny P. L'obsession créatrice du mot: étude de notes inédites de J.-K. Huysmans // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

36. Coquiot G. Le vrai Huysmans. P., 1912.

37. Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours. P., 1987.

38. Décaudin M., Pruner F., Robichez J. Huysmans ou la conversion du naturaliste // Littérature française. T.2. P., 1968.

39. Deffoux L. Huysmans sous divers aspects. P., 1942.

40. Du Fresnois A. Une étape de la conversion de Huysmans d'après des lettres inédites. P., s.a.41 .Gaillard F. A Rebours, ou l'inversion des signes // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

41. Gaillard F. Modernité de Huysmans // Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

42. Gallot H.-M. Explication de Huysmans. P., 1954.

43. Garçon M. Huysmans inconnu du bal du Chateau-Rouge au monastère de Ligugé. P., 1941.

44. Garreau A. Huysmans. Tournai-Paris, 1947.

45. Hennequin E. Huysmans // Hennequin E. Quelques écrivains français. P., 1890.

46. Issacharoff M. Huysmans devant la critique en France. P., 1970.

47. Leclerc Y. La machine célibataire de Joris-Karl Huysmans // Magazine littéraire. 1991, №5.

48. Lemaire M. Le dandysme de Baudelaire à Mallarmé. P., 1978.

49. Lézinier M. Avec Huysmans. Promenades et souvenirs. P., 1928.

50. Livi F. Huysmans: A Rebours ou l'esprit décadent. P., 1972.

51. Lobet M. Huysmans ou le témoin écorché. Lyon-Paris, 1960.

52. Martineau R. Autour de Huysmans. S.L., 1946.

53. Milner M. Huysmans et la monstruosité // Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

54. Monférier J. Des Esseintes et Baudelaire // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

55. Pellissier G. J.-K. Huysmans // Histoire de la langue et de la littérature française des origines à 1900. P., 1899. T.8.

56. Roger A. Huysmans et Shopenhauer II Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

57. Sarrazin B. J.-K. Huysmans II Histoire littéraire de la France. P., 1977. V.5.

58. Seillière E. Huysmans. P., 1931.

59. Suwala G. Huysmans et Zola, ou l'amitié rompue // Une esthétique de la décadence. Genève, 1987.

60. Thomas M. Une toute première version d'En Route II Humanisme actif. P., 1968.

61. Vilcot J.P. Huysmans décadent ou l'horreur du vide // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

62. Zayed F. Huysmans: peintre de son époque. P., 1973.

63. Бердяев H.A. Утонченная Фиваида // Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

64. Грессер А. Жорис-Карл Гюисманс // Современный мир, 1907, №12.

65. Ильинская О. Гюисманс // Краткая литературная энциклопедия. М., 1964. Т.2.

66. Эйхенгольц М. Гюисманс II Литературная энциклопедия. М., 1930. Т.З.

67. Литература по теоретическим вопросам

68. Apollinaire G. Contemporains pittoresques. P., 1929.

69. Baillot A. Influence de philosophie de Shopenhauer en France. P., 1927.

70. Baudelaire Ch. Ecrits sur l'art. P., 1971. T.2. 71 .Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mal. P., 1972.

71. Baudelaire Ch. Oeuvres complètes. P., 1990.

72. Bérenger H. La France intellectuelle. P., 1899.

73. Bessede R. La crise de la conscience catholique dans la littérature et la pensée française à la fin du XIX siècle. Lille, 1976.

74. Bethleem L. Romans à lire et romans à proscrire. Bruxelles, 1906.

75. Beuchat Ch. Histoire du naturalisme français. P., 1949.

76. Billy A. L'époque 1900. P., 1951.

77. Bordeaux H. La vie et l'art. Sentiments et idées de ce temps. P., 1897.

78. Bourchenin D. La trace du pessimisme dans la société et les lettres françaises contemporaines. P., 1892.

79. Brunetière F. La renaissance de l'idéalisme. P., 1896.

80. Calvet J. Le renouveau catholique dans la littérature contemporaine. P., 1927.

81. Canat R. La littérature française au XIX siècle. P., 1925.

82. Cassagne A. La théorie de l'art pour l'art en France. P., 1906.

83. Chevrel Y. Le Naturalisme. P., 1982.

84. Cogny P. Le Naturalisme. P., 1963.

85. Colin R.P. Zola: renégats et alliés: la république naturaliste. Lyon, 1988.

86. Couprie A. Voyage et exotisme au XIX siècle. P., 1986.

87. Décaudin M. Définir la décadence // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

88. Deffoux L. Le Naturalisme. P., 1929.

89. Digeon C. La crise allemande de la pensée française. P., 1959.

90. Doumic R. Les jeunes. Etudes et portraits. P., 1913.

91. Du romantisme au surnaturalisme. Neuchatel, 1985.

92. Dumesnil R. Le réalisme et le naturalisme. P., 1965.

93. Ernest-Charles J. La littérature française d'aujourd'hui. P., 1902.

94. Gautier T. Portraits contemporains. P., 1874.

95. Gilbert E. Le roman en France pendant le XIX siècle. P., 1909.

96. Giraud V. Passions et romans d'autrefois. P., 1925.

97. Goncourt E. et J. de. Germinie Lacerteux. M., 1980.

98. Henriot E. Réalistes et naturalistes. P., 1954.

99. Jourda P. L'exotisme dans la littérature française depuis Chateaubriand. P., 1956. T.2.

100. Kahn G. Symbolistes et décadents. P., 1902.

101. La Jeunesse E. Les nuits, les ennuis et les amis de nos plus notoires contemporains. P., 1896.

102. Lalou R. Histoire de la littérature française contemporaine. P., 1953. T.l.

103. Leblond M.-A. La société française sous la 3ème république d'après les romanciers, les financiers, la noblesse, les anarchistes, les socialistes. P., 1905.

104. Le Goffïc Ch. La littérature française au XIX et au XX siècles. P., 1919. T.2.

105. Lemaitre H. Du romantisme au symbolisme: l'Age des découvertes et des innovations. P., 1982.

106. Lemaitre J. Les contemporains. Etudes et portraits littéraires. P., 1903.

107. Le Rouge G. Verlainiens et décadents. P., s.a.

108. Marquèze-Pouey L. Le mouvement décadent en France. P., 1986.

109. Martino P. Le naturalisme français. P., 1951.

110. Mathias P. De l'imaginaire au psychosomatique dans la sensibilité décadente // L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. V.l.

111. Meunier G. Le bilan littéraire du XIX siècle. P., 1898.

112. Milner M. Le diable dans la littérature française. P., 1960. T.2.

113. Mitchell B. Les manifestes littéraires de la Belle Epoque. P., 1966.

114. Mornet D. Histoire de la littérature et de la pensée françaises contemporaines. P., 1927.

115. Pellissier G. Etudes de littérature et de morale contemporaine. P., 1905.

116. Pellissier G. Le mouvement littéraire au XIX siècle. P., 1890.

117. Pierrot J. L'imaginaire décadent. P., 1977.

118. Pierrot J. Merveilleux et fantastique. Histoire de l'imaginaire dans la prose française du romantisme à la décadence. Lille, 1975.

119. Raimond M. La crise du roman. Des lendemains du naturalisme aux années 20. P., 1967.

120. Recolin Ch. L'anarchie littéraire. P., 1898.

121. Retinger J.-H. Histoire de la littérature française du romantisme à nos jours. P., 1911.

122. Richard N. Le mouvement décadent. Dandys, esthètes et quintessents. P., 1968.

123. Rièse L. Les salons littéraires parisiens du Second Empire à nos jours. Toulouse, 1962.

124. Rincé D. La littérature française du XIX siècle. P., 1978.

125. Rivière J. et Alain Fournier. Correspondance 1905-1914. P., 1926.

126. Sageret J. Les grands convertis. P., 1906.

127. Sagnes G. L'ennui dans la littérature française de Flaubert à Laforgue. P., 1969.

128. Sainte-Croix C. Moeurs littéraires. P., 1891.

129. Salomon M. L'esprit du temps. P., 1906.

130. Tadié J.-Y. Introduction à la vie littéraire du XIX siècle. P., 1977.

131. Taine H. Derniers essais de critique et d'histoire. P., 1894.

132. Truc G. Histoire de la littérature catholique contemporaine. Tournai, 1961.

133. Valette В. Esthétique du roman moderne: le roman en France XIX-XX siècles. P., 1985.

134. Vanwelkenhuyzen G. Insurgés de lettres. Bruxelles, 1953.

135. Verlaine P. Poésies. Moscou, 1977.

136. Zola E. Les romanciers naturalistes. P., 1881.

137. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

138. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

139. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

140. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

141. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

142. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986.

143. Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

144. Бодлер Ш. Цветы Зла и стихотворения в прозе в переводе Элли-са. Томск, 1993.

145. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

146. Бодрийар Ж. Соблазн. М., 2000.

147. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987.

148. Бочкарева Н.С. Роман о художнике как "роман-творение". Пермь, 2000.

149. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература. 2000, №3.

150. Великовский С.И. В скрещенье лучей. М., 1987.

151. Великовский С.И. Поэзия 50-60х годов. "Парнас". Леконт де Лиль. Бодлер. Лотреамон // История всемирной литературы. М., 1991. Т.7.

152. Венгерова 3. Литературные характеристики. СПб., 1897. Кн. 1.

153. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (1890-1914). Л., 1976.

154. Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

155. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.

156. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения // Контекст 1974. М., 1975.

157. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. Л.-М., 1936.

158. Горький М. Поль Верлен и декаденты // Горький М. Собрание сочинений: В 16 томах. М., 1979. Т. 16.

159. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.// Гюго В. Собрание сочинений: В 10 томах. М., 1972. Т.З.

160. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.

161. Евнина Е.М. Два пути в эволюции импрессионизма во французской литературе // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. М., 1972.

162. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. Киев, 1991.

163. Зенкин С.Н. Жан Бодрийар: время симулякров //Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

164. Зенкин С.Н. Творчество Теофиля Готье. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1986.

165. Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

166. Золя Э. Сеар и Гюисманс // Собрание сочинений: В 26 томах. М., 1967. Т.26.

167. Золя Э. Тереза Ракен. Жерминаль. М., 1975.

168. Золя Э. Экспериментальный роман //Золя Э. Собрание сочинений в 26 томах. Т.24. М., 1966.

169. История всемирной литературы. Т.7. М., 1991.

170. Клеман М., Реизов Б. Эмиль Золя, 1840-1940. Л., 1940.

171. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

172. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993.

173. Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор "Эмалей и камей" // Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989.

174. Косиков Г.К. Ш. Бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом жизни" // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

175. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. М., 1973.

176. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

177. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

178. Мореас Ж. Манифест символизма // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993.

179. Называть вещи своими именами. М., 1986.

180. Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму. М., 1976.

181. Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

182. Нордау М. Вырождение. Современные французы. М., 1995.

183. Обломиевский. Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

184. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991.

185. По Э. Избранное. М., 1959.

186. Потапова З.М. Романисты и драматурги 70-80х годов // История всемирной литературы. М., 1991. Т. 7.

187. Пузиков А. Эмиль Золя: Очерк творчества. М., 1961.

188. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.

189. Реизов Б.Г. Вопросы эстетики Э. Золя. Ученые записки ЛГУ, №184. Серия филологических наук, вып. 22, 1955.

190. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

191. Розанов М.Н. История французской литературы XIX века. M., 1913. 4.2.

192. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М., 1993.

193. Современная западная философия. М., 1998.

194. Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.

195. Таганов А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX-XX веков. Иваново, 1993.

196. Толмачев В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот. Три символистских романа. М., 1995.

197. Турчин B.C. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII XIX веков. М., 1986.

198. Филиппов М.М. Очерки о западной литературе XVIII-XIX веков. М., 1985.

199. Шкловский В. Конвенция времени // Вопросы литературы. 1969, №3.

200. Шогенцукова H.A. Опыт онтологической поэтики. М., 1995.

201. Шопенгауэр.А. Избранные произведения. М., 1992.

202. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: Афоризмы и максимы. Минск, 1999.

203. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.