автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Роман Томаса Манна "Признания авантюриста Феликса Круля" в контексте творчества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роман Томаса Манна "Признания авантюриста Феликса Круля" в контексте творчества"
московский ордена ленина ii ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт имени в. и. ленина
Специализированный совет Д 113.08.08
Па правах рукописи
максимова Татьяна Петровна
удк 820-3« 19»
РОМАН ТОМАСА МАННА «ПРИЗНАНИЯ АВАНТЮРИСТА ФЕЛИКСА КРУЛЯ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА
10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки н Австралии
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1989
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
Научный р у к о в о д п т о л ь:
доктор филологических наук, трофее сор ХРАПОВИЦКАЯ Г. Н.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор СЕДЕЛЬНИК В. Д. кандидат филологических наук, доцонт ЧАВЧАНИДЗЕ Д. Л.
Ведущее учреждение — Ивановский государственный университет.
Защита состоится года в часов на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по присуждению ученой степени доктора наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: ул. Малая Пироговская, дом № 1, ауд..............
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина по адресу: 149435, Москва, Малая Пироговская ул., дом № 1 (МГПИ имени В. И. Ленина).
Автореферат разослан «.....(£...» ......... 1989 года.
Ученый секретарь специализированного совета, доцент НИКОЛАЕВА Е. В.
Неиссякаемы!! интерес исследователей к творчеству Томаса Манна объясняется ценностью того вклада, который писатель внес в развитие литературы нашего столетия.
"Признания авантюриста Феликса Круля" представляют собой интересшй феношн, связывающий раннее и позднее творчество писателя. Начальный этап работы - е января 1910 года по 1913 год. Произведение не било закончено, но вышло в свет в 1922 году под названием "Признания авантюриста Феликса Круля. Книга детства", , став фактом истории литературы, породив первые переводы и первые ' литературно-критические отклики, В январе 1951 года Томас Манн приступил к продолжению "Признаний авантюриста". "Книга детства", замысел и содержание которой отразили проблемы рандаго периода творчества Манна, по протэствии сорока лет, вобравших в себя две мировые войны и эмиграцию, попадает снова в центр внимания автора. История Феликса Круля становится последним художественном произведением писателя.
Так™ образом, роман Томаса Манна "Признания авантюриста Феликса Круля.. Первая часть мемуаров" - состоит из написанных до первой мировой войны и подвергшихся позже очень незначительной корректуре глав и обширного продолжения, возникшего в пос-лздние годи жизни писателя. Это произведение стало предметом нашего исолздования.
Актуальность диссертации определяется тем, что роман Томаса Маша "Признания авантюриста Феликса Круля" рассматривается > в контексте творчества. Особенности творческой истории произведения, вбирающего в себя проблемы раннего и позднего творчества 'писателя, возникающие в связи с этим трудности исследования общего замысла, творческой концепции романа, его внутреннего развития, убеждают в необходимости рассмотрения "Признаний авантюриста Феликса Круля" в развитии тем и мотивов, соотнесенном с эволюцией творчества Томаса Манна. Такое соотнесение представляется плодотворным не только с точки зрения более полного про-• никновения в идей-нохудожественную структуру "Круля", осознания его специфики, выраженной в нем меры нового, общезначимого, определяющего ценность произведения, но и для постижения единства творческой деятельности большого художника.
Цель данной работы * проанализировать своеобразие проб-лзг.атики, определить специфику худ оже ответной образности, проследить эволюцию вдейно-эстетической структуры романа, рассмотреть этот процесс в связи с общими закономерностями художественного мышления писателя.
Цр.иь определяет конкретние задачи исследования:
1. Выявить истоки проблемы "Художника-авантюриста" в раннем творчестве Томаса Манна.
2. Определить проблематику и художественное своеобразие, первого фрагмента романа.
3. Проследить идейно-художественную эволюцию творческой концепция "Книги детства" в связи с развитием мировоззрения и эстетических принципов Томаса Манна.
4. Исследовать проблему плутовства в системе нравственно-эстетических ценностей писателя.
5. Установить изменения в творческой концепции автора в главах рала на, возникших в 1951-1955 годах.
Научная новизна работи обусловлена тем, что впервые в отечественной германистике роман Томаса Манна "Признания авантюриста Феликса Круля" выдвигается в качестве самостоятельного объекта диссертационного исследования, это позволяет не только определить художественное своеобразие произведения, но и способствует углублению и расширению представлений о художнических и нравственных исканиях писателя.
Методологической и теоретической основой для работы является марксистско-ленинское понимание искусства как специфической формы общественного сознания. Методика исследования базируется на сравнительно-историческом и типологическом анализе.
В исследовании диссертационной темы мы опирались на работы советских ученых В.ГДдмони, С.К.Апта, Н.Н.Бильмонта, Н.М.Кака-бадзе, Е.Книпович, М.С.Кургинян, Т.Л.Мотылввой» А.В.Русаковой, Т.И.Сильман, А.А.4едорова, книги зарубежных литературоведов Р.Баумгарта, Х.Вислинга, К.Гамбургер, Н.Евдрайека, Х.Коопман-на, КлДермсдорфа, посвященные прошв мам творчества Томаса Манна, а также труди советских ученых С.С.Аворинцева, В.Л.Днепрова, Л.В.Затонского, А.В.Карельского, В.В.Конинова, Н.С.Лейтес, Е.М.Мелвтинского, Н.С.Павловой, Б.Л.Сучкова, направленше на изучение различных аспектов развития теории западно-европейского роли на.
Научно-практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут бить использовали в лекционных курсах по истории зарубеяной литературы XX века, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам романа XX века.
Апробация работы. Основные пололаения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МГПИ им. Ленина, докладывались на всесоюзных научных конференциях (Москва, МГПИ юл. Ленина, 1908, 1989 гг.), на областной конференции молодых ученых "Актуальные проблемы филологии в ВУЗе и школе" (Воронеж, 1989).
Структура диссертации обусловлена целями и задачам исследования. Диссертация' состоит из введения, двух глав и заключения. Библиография включает 309 названий. Общий объем исследования
Содержание работы
Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность и новизна, дается обзор работ советских и зарубежных литературоведов, посвященных анализу "Признащй авантюриста Феликса Круля", выделяется круг основных проблем этой облао-ти манноввдения, определяется цель, задачи работы и ее структура.
В первой главе "Фрагмент романа "Признания авантюриста , Феликса Круля" - "Книга детства" - как отражение специфики художественной концепции мира в раннем творчестве Тог,аса Манна" •предпринимается попытка охарактеризовать доминантные начала в эстетической системе Томаса Манна в годы формирования общего замысла романа, наметить истоки проблзмы "художника-авантюриста", рассмотреть роман в контексте сомнений писателя в духовности искусства, его социальной значимости.
В параграфе первом - "Ранние представления Т.Манна о художнике и формирование замысла "Книги детства" - рассматривается связь художественной концепции бытия у Томаса Манна с кризисным мироощущением эпохи конца XIX и начала XX веков. Проза Манна с самого начала несет на себе печать времени, отражает ощущение исчерпанности прежних духовных ценностей.
Оценивая позже этот период в развитии Европы как эпоху эстетизма, Томао Манн противопоставлял ее послодовавлвму за ней времени идей нравственных и социальных, выделил характер--
нов для начала века преобладание эстетики над этикой. Эстетизм кониа XIX и Начала XX цекоп, имеющий в своей основе протест против бурдупэннх отчественннх ценностей, п своем теоретическом обосновании восходящи¡5 к Шопенгауэру, означал крайний вывод из отказ романтиков от практической деятельности, превратившись в антисоциальный, чуждый жизни нигилизм, для которого действительность становится лшпь субстратом эстетических переживаний.
Паиоолее полно кризисное состояние опохи, ее имморализм, антиинтеллектуализм, антидемократизм отразили идеи ученика и последователя Шопенгауэра Ф.Ницше. Являясь частью культуры, к которой принадлежал Томас Манн, пристрастием целого поколения художников, Шопоигауэр и Ницше стали решающими впечатлениями юности писателя. Однако то своеобразное превращение, которому подвергаются в мировоззренческой системе Манна идеи этих философов, позволяет говорить о достаточной самостоятельности взглядов и убеждений писателя.
Вписываясь в контекст философских исканий в Европе конца XIX начала XX веков, противопоставление "духа" "жизни" помогает Т.Манну в ранний период исследовать основную проблему своего творчества - проблему художника, Которая поднгмадась тогда писателем как диалектическая противоположность "духа" и "искусства", с одной сторонн, и "лизни", с другой, и отражала ощущаемую еще рог/антиками пропасть ме.чцу художником и обществом.
Самое раннее творчество Т.Манна изобрагает героев, отторгнутых от действительности, отшельников, отщепенцев. Не для всех из них искусство является профессией. Однако то особенное, что отличает их от обычны" людей, и в то же время объединяет юс друг с другом, их внутренняя дистанция по отношению к окружающему (лиру характерологически и типологически сближает их с "художниками".
Новелла "Паяц" (1897 г.), герой которой видит причину своего одиночества в худея®ственнок даровании, стала следующим шагом к пониканию молодим писателем проблемы искусства и художника. В "Паяце" Впервые в творчестве Томаса Майна появляется мотив "нечистой совести", сопровождающий образ героя, обещающего своя близость к искусству. В новелле впервые возникает антитеза "худежняк-бюргрр", отражающая стремление Мант понять современную ему ситуацию Художника во всьй сложности унаследо-
ванных от немецкой литературной традии проблем, сомнения писателя в замкнутом в себе искусстве, растущее чувство социальной ответственности художника.
.Дальнейшее развитие противопоставления "худошшка" и "бюргера" в новеллах "Тристан" (1902 г.) и "Тонио Кругер" (1903 г.) приводит к формированию шнновской концепции человеческого долга художника, связанной для писателя в этот период с понятием "бюргерского". "Бюргерское" в художнике необходимо Т.Манну для того, чтобы устоять против нигилизма и эстетизма современного ему искусства, и олицетворяет эстетические и гума-ристические начала в искусстве.
Сомнения в искусстве, появившиеся еще у романтиков и окончательно утвервденше разоблачениями Ницше, определяют особенности решзния проблемы художника в раннпй период творчества Т.Манна. Впервые получившая образное воплощение в новелле "Токио Крёгер" сеязь художника, ощущающего на себе бремя "нечистой совести", и преступника отразила осознание Тошсом Манном крайней степени асоциальпости исключительной личности, неудовлетворенность писателя пассивной, созерцательной позицией художника по отношению к жизни, разладом мевду художническим и человеческим идеалом, стремление понять общественный смысл творческой деятельности.
G самого начала сомнения в искусстве, замкнутом в самом себе, дополняются сомнениями писателя в духовности искусства, ■ что выражается в подчеркивании у художника черт шутовства, подражания, комедиаиства (новеллы "Паяц", "Тонио Крёгер", "Вундеркинд", роман "Будденброки").
Стремление к синтезу "искусства", "жизни" и "духа" приводят писателя к необходимости выяснения соотношения "духа" и "искусства". Сомнительность и проблематичность существования художника, уподобление его шарлатану, актеру и преступнику, прозвучавшие в ранних произведениях, необходимо било проанализировать теоретически. Весной 1909 года Т.Манн начинав? записи,, озаглавленные "К эссе о литературе". Знакомство с эссе, которое так и не было опубликовано, объясняет стремление осмыслить миметическую способность искусства в процессе противопоставления артиста, худояшчка-шэрлатана литератору-моралисту. Эти мысли находят отражение в опубликованном в 1908 году "Опыте о театре" и статье 1910 года "Старик Фонтана".
Исследование ранних представлений Томаса Маши об искусство и х удоев mi'со помогает понять истоки проблем» "художника-пвантюрпста", сосхапишюй зерно замысла романа о Феликсе Круло.
D параграф втором - "Проблпматлка и художественное своеобразно "Книги д«тсгпа" - исследуется ппрвнй Фрагмент романа, mnncoiiinifl в период до 1913 года.
Coi,шении в духовности искусства и моральной оправданности удаленной от жизни, чисто созорцатолыюй позиции художника окончательно оформляются d за mi i со л книги при знакомстве писателя с момуврами знаменитого авантюриста IVорга Манолеску, вшкзц-мими d свет в 1905 году. Томас Манн отчета л, наконец, историю, Которая могла пригодиться в качгстье прптчи пли пестрой личины, то есть могла. стать чувственно-конкретней <1ормоГг события или идеи, v6о роман о стут'чшл о соответствии 'с замиолом автора по сути дола был романом о хуцтаннке.
ГсроП-эранг»>рисг, поставленный автором в центр повествования, отражал особенности comía льно-психологической ситуации в общество, сшзнвает замысел романа с проблемами конкретно-историтеского времени, расширяет сферу худатествеиного ocsaic-лония действительности и продолжает линию исповедальной беспощадности самоанализа трапе стированием жиз1ш художника биографии ей авантюриста. Используемая гак сюжетная канпа для'повести о художнике история укрывает личное излюбленно?* писателем косвенностью, продавая произведению полную страсти цвуплановость, свойственную творческой inimpe Томаса Майна.
ЯнешниЗ факт обмана героя-авантюриста становится толчком -для определенных ассоциаций, подчиненных внутренней логике повествования. Ассоциации, цоз-нптамцие и связи с внешними событиями, выстраиваются кекпозплпоячо, вступают во взаимодействие с этими событиями, создавая повествовав, оперирующее средствами реалистического романа, но постоянно "выходящее за рамки реалистического, символически активизируя, приподнимая его и давая возможность заглянуть сквозь даго в сферу духовного, сферу идей"
Разлад между художническим и человеческим миром лежит в основе взаимоотношений герся-авантфиста с обзретвом. Социальная детерминированность одиночества героя углубляется его осоз-
I. lía ян Т. Собр.соч.: S 10 т. - М., 196.0. - Т.?. - 0. 166.
наниеы внутренней потребности н дистанции, ощущением своей виде ленности, неприспособлашюсти к обичиой киани.
Самоотверженное отношзние Круля к своему, понимаемому очень своеобразно, долгу представляет собой ироническую параллель и героическому стоицизму Лшнбаха, и принципу "выдержки" самого Томаса Манна.
Психологически сливаясь с актером, Круль, как прототип художника, наиболее полно воплощает выделяемый Томасом Манном в . записях "К эссе о литературе" тип художника-комедианта. Внимание к примитивным корням искусства, к комедианству, обезьяньему инстинкту, который сам есть только еще природа, не знающая усилий, то есть первозданная отихия, выра;шло углубление представлений о личности художника, свидетельствовало о дальнейшем развитии интересующей автора проблемы "духа" и "жизни", означало движение к достижению гармонии между ними.
Характерная для художественной натуры неудовлетворенность своей индивидуальностью вираыается у Круля в стремлешш авантюриста сменить одну индивидуальность на другую, сменить вместе с костюмом личность. Протеистичность психологии художнике доводится в безграничном стремлении КрулЯ к превращениям до утраты им индивидуальности.
Отсутствие индивидуальности освобождают игру фантазии худошшка-Круля от обязанностей личности перед Обществом. Талант, не связанный долгом перед обществом, сближается своей ■ эгоистической самодостаточностью с качествами авантюриста, свободного от -законов общества. .
Характерное для Круля восприятие таланта как дара природы, а не проклятья, отражает попытку новой для Томаса Манна мировоззренческой ориентации на пути к гармонии духовного мира. Однако, ощущение личностью гармонии с миром, лишенное истинной гармонии с обществом, ибо социальная интегрироввнность героя "Признания" имеет в своей основе обман, отражает все глубже осознаваемый писателем кризис унаследованных им от немецкой литературной традиции представлений с взаимоотношениях творческой личности и общества.
Воспоминания Манолеску заинтересовали Томаса Манка никогда еще ил не применявшейся аьтобиографической прямотой. Изучение для планируемого в это же время романа о Фрвдрю-е Великом целого ряда автобиогр&дай ХУЖ века привело к мысли о пародии на обширную мемуарную литературу ХУЛ! века и прежде всего на гё-
тевскш" автобиографизм самовоспитующейся личности. Автобиография авантюриста, отстающая особенности социально-психологической ситуации начала XX века, связывающая замысел романа с проблемами конкретного исторического времени, соотносится с предшествующим историческим опитом, пародируя, по замыслу автора, нег,:?цкий воспитательный рошн. Путь воспитания и становления гармонической личности пародируется рассказом авантюриста о своей ;;:из1ш и сближается сюжетно и композиционно о классическим плутоБскш,! романом, который представляет собой родственную воспитательному роману ганровуга форму. Поставленный в центр повествования Томаса Ь'днна авантюрист свидетельствует о сходстве ме;;:ду кризисной общественной ситуацией начала нашего столетия и эпохо;' исторических потрясений, породившей в ХУ1 веко плутовской роман.
Пародируя НОШ1ШИЙ воспитательный роман автобиографией авантюриста, сближая антиобщественную по своей сути автономию преступника с немецким ромаотически-ацолитичным ивдиввдуализ-мом, автор "Признаний авантюриста Феликса Круля" показывает кризис индивидуализма как (¿т.лософской и нравственно-этической категории, определяющей позашт худопшка.
Связывая в образе Круля художника, обладающего элементами гармонии "духа" и "жизни", с авантюристом, Тома с Манн выражает характерное для него в ранний период неверие в возможность гармонии творческой личности' и общества.
Глава вторая - "Эволюция проблематики и художественной структуры "Круля" в период дальнейшей работы над произведением" - посвящена идейно-художественному развитию творческой концепции "Книги детства" ь поздних главах мемуаров Круля в связи с порожденным эпохой переходом Томаса Манна от индивидуального и частного к социальному, типичному, вневременному, ьоч-но-человеческому, в связи с дальнейшим развитием общей гуманистической направленности творческой деятельности писателя.
В параграфе первом второй главы - "Развитие проблематики первого фрагмента романа в творчестве Т.Манна в период с 1913 по 1951 год" - исследуется связь эстетических и нравственных исканий писателя с историческими потрясениями времени, рассг/атривгэтся развитие проблемы плутовства в системе нравст-воняо-эстетических ценностей худешзика, причини возвращения писателя в 1951 году в материалам "Признаний авантюриста".
Переход Tornea Манна от романтичеоки-иидивидуалистяческо-
го восприятия человека и мира к новому гуманизму проходил мучительно и непросто. Война принудила писателя г, пересмотру основ мировоззрения, прениях представлений о гуманизме, связанных с немецким романтически-аполитичным индивидуализмом. Сопротивление писателя политизации духа отразилось в "Размышлениях аполитичного". Но самопознание, предпринятое п этом крнтико-полемическом трактате, стало первым ¡шагом к формирован?® новых убезде ний.
Первое предчувствие новой человечности, пролгдшей через горнило глубочайтего познания болозни ц смерти, передает роман, далеко выходящий за рамки индивидуального н национального, "Вол'небная гора". В этом произведении тенденция самоанализа объективизируется, обращается к социальному, становится воспитательной, личная проблематика расширяется до общечеловеческой. Исповедальная беспощадность, характерная для раннего периода, сменяется гуманистической идеей, которая состоит для Томаса Наина в осознании художником остальной значимости своего .творчества, в своеобразном психологическом сочеташш автобиографического самовыражения и самосовершенствования с педагогической идеей.
Критика художника, прозвучавшая в написанных до войны главах :'Круля", герой которого сочетает в себе черты криминального обманщика и артиста, постепенно теряет для Томаса Lianna свою актуальность.
Авантюризм, связанный в первом dpa тао irre "Признаний" с элементами гармонии "духа" и "лизни'', выразив от потение Тог/дса Манна к самой возмсгаюстл такой гармонии, перерастает в период работы над "Волшебной горой" в комплекс "лукавства", "плутовства", ".Читрости", связанный с гуманистической идеей середины. Идея середины сближается Тошсом Манном с щеой человечности и гуманизации, отрагает идею синтеза, соединения духа и прпро-. ды, их взаимозависимости. "Торжественная встреча духа и природы, страстно стремящихся друг к другу, - это человек" -провозгласят писатель. Идея середины отражает дяя Томаса Манна "мировую умеренность, которая не дает себя увлечь ни вправо, ни йлево и крптипзски отстаивает идею гуманности, человека и
i: Манн Т. Собр.соч.: В 10 т. - Т.9. - 0.571.
его развития от всех крайностей" Писатель связывает комплекс середшш о комплексом "лукавства? "плутовства", "хитрости". Автор не забивает отметить эти качества у героя середины -Ганса Касторпа. Мотив "плутовства" со временем растворяет в себе мотив "авантюриста", расширяя и переосмисливая его.
<Еакт постепенной утраты интереса к "Признаниям авантюриста", выдвижения на передний план других заделов объясняется несоответствием времени крайне ивдиввдуалистического, асоциального характера книги, диктуемым эпохой интересом к общечвлове-чз ским проблемам.
Мировоззренчески-конструктивный характер поисков нового гуманизма связан для Томаса Манна с именем Гете, внимание к личности л творчеству которого в утот период все увеличивается. Образ Гёте помогает Манну решить очень важнуй для него проблему протеистичности художественной натуры. Этот мотив раннего "Круля", осве¡ценный в раэшэдгеннях о Гёте гуманистической идеей служения людям, жертвы, свергаемой художником во имя человечества, приходит к логическому завершению.
Во время работы над тетралогией "Иосиф и его братья" происходит осознание писателем возможности разрешения противоречий между обособленностью творческой личности и ее принадлежностью к обществу. Содержащий в себе зачатки гармонии с миром авантюрист Круль трансформируется в тетралогии в благословенного Иосифа, который сохраняет элементы авантюризма своего предшественника, ибо отождествление себя с богами и древними героями есть то, з чем Томас Манн видит некий мифический авантюризм Иосифа. Мифический герой прислушивается к новой истине, не цепляется за устаревшее и отсталое, не упускает сделать то, ...чему уже пробил срок", то есть переступить устаревшие нор-ш, .распознать то, из человек уже внутренне вырос" Его причастность к первобытно-коллективным формам существования, • одухотворенная и целеустремленная, средни дерзновению духа. Иосиф не довольствуется ролью героя своей жизненной драмы, при всем внимании к традиции оп активен и самостоятелен.
Квдиввдуалпзм Круля, составивший основу асоциальности преступника, перерастает в тетралогии "Иосиф и его братья" в детское неумение юного героя заглянуть за пределы собственного .........................— . i
1. !:знн Т. Ссбр.ооч.: В 10 т..- Т.9,-0. 91. .
2. Также. С. 1СЭ-190. .
"Я", в его порожденные обучением собственно?» избранности гисо-комерие и слепую заносчивость, в наивную веру, что все люди любят его больше, чем самих себя. Бели repofí-авантюрист остается ограниченным проблемами cnceíf кндивцчуальности, то Иосиф, испнтав боль и унижение, обретает сознание своеП причастности к • людям, чувство ответственности за судьбу человечества.
В отличие от эгоистической самодостаточности превращений Круля боке стланная игра Иосифа, о речах, долах которого трудно ' било сгасать, что тут шло от произвольной подтасовки фактов, и что от самой действительности, несет в себе любовь, благодеяние и спасение. Соотнесенность с Иосифом приводит к тому, что авантюризм Круля, отражающий в раннем <1рагменте "ПрпзнчииП" особенности конкрэтно-историческоГ; ситуации, кризис немецкого романтически-аполитичного индивидуализма, расширяется в тетралогии до вне временной категории плутовстга.
Образ Селикса т'руля внояь попадает в cíepy внимания Томаса Панна, но упе с точки зрения его вне исторического содер-а-. ния. Кру'ль, ушданныП как представитель давкеч, почте imofl традиции литерагурн о плутах, через сорок лет вновь шгнвает интерес писателя уг.е с точки эре нот типичного и мифического.
В параграфе втором второй главк - "Трансфорг.ацпя идеГно-'художественной структуру "Книги детства", в поздних главах мз-муаров Круля" - исследуется продолжение первого шраггвнта романа, возникшее в IS5I - 1255 годах.
Расширение тематики творчества, соотнесение обусловленкнх Бременем проблем р историческим развитием челсвечестза в период, отделявши Л першй фрагмент "Признаний авантюриста Селикса Круля" от поздних глав, обусловили новое звучание основной тг— мл романа при возобновлении работ:.' над ним. Трансформация теми авантюрнста-^удс.-ннга в комплекс плутсвстЕа, сопрсв огдгщп Я гармонпчннп образ прекрасного человека, пгапзицуальность художнического типа, способную к развития и социально интегрированную, осозчэкпую свою йуиашс в обществе, в "Иосифе и его братьях" приводит г: постепешшму ослэС.гэктз мотива преступпика-авантгрнста в гозобневленпом в■ 1951 году "Круж". Зкзптгл ган-. ва собитий» свяакваыдая Круля с 'уголовной сапрсГ еоспсмшпппй Маполеску, в продолгенги, предпринятом много лгт спустя, дополняется автором деталями и эпизодами, подвергэткни еекнешто наличие криминального емнела в поступках герся.
Вклвченшй в ассоциативный ряд "позднего" "Гру.тп" Иосиф,
уже прошедший свои путь к обществу, еще более ослабляет противопоставленность героя обществу. Концептуальная ранее асоциаль-ность Круля теряет прежнюю остроту.
Комплекс идей, волнующих героя по-прежнему отражает интересующие автора проблемы, но, раскрывая новый этап, в духовном развитии Томаса Манна, Круль претерпевает изменения. Изменившаяся вместе с автором своего рода худокествеиная натура героя отражает поздние размышления Томаса Манна об искусстве, объединяющем "дух" и "жизнь", "индивидуум" и "общество". Иронические параллели, возникающие при соотнесении рассуждений героя-авантюриста с мыслями Томаса Манна об искусстве, отражают существующие в самой жизни соприкосновения, осознаваемую писателем переплетенность и взаимообусловленность всех явлений жизни.
Осмысленная со временем миметическая способность искусству приводит к пониманию писателем имитаторского таланта художника как стимула к дальнейшему духовному развитию. Художник-комедиант - комплекс, составляющий par.ee центр образа Круля - отходит в поздних главах на второй план, хотя остается необходимой частью характеристики героя.
Передавая понимание Тсиласом Манном взаимосвязанности, ■ соотнесенности всех явлений действительности, ассоциативная игра, объединяющая Круля с героями других произведений, приводит к тому, что "поздний" авантюрист постепенно становится слишком хорошим для своей дальнейшей карьеры. История авантюриста все больше становится похожей на историю "возвышения", которая рассказывалась Томасом Манном в "Волшебной горе", "Лотте в Веймаре" и в "Иосифе и его братьях". Основанием для такого рода трансформации служит характеризующее "раннего" Круля сочетание элементов гармонии личиости с почти сказочной счастливостъю. Путь Ганса Касторпа, путь "возвышения" (история активизации человеческой личности, ее взлета), соотнесенный Манном с жизнью Гете, которая в свою очередь.рассматривалась как история "возвышения", весьма напоминающая возвышение Иосифа фараоном, то есть нечто чудесное и невероятное, получает ироническую параллель в истории авантюриста.
Мифологическим прообразом Круля в поздних главах, по за-1,яслу автора, становится Гермес. Аллюзии, сопровождающие описание семьи проТоссора Кукука, увеличивают ряд мифологических параллелей. Конкретная историческая ситуация начала'века, освещенная впоследствии архаичным своеобразием моральных критериев
древнейших мифических героев, еще более ослабляет асоцшльпость протагониста, уменьшает степень противопоставле няьсти его обществу.
Развитие пропрсса соотнесения индивидуального, неповторимого с .уже когда-то происходившим приводит с годами к расшире- ' нию ряда "предков" Круля. В поздний период среди пих появляется Сишшщий Сишлициссимус Гришельсгаузен.
Если заглслу раннего периода отвечал лонр воспитательного ■ родана, который пародировался автобиографией авантюриста, отражая в процессе разрушения этой жанровой формы логику развития общества, кризис немецкого романтически-аполитичного индивидуализма, то характеризующая позднюю часть "Признаний авантюриста" ориентация на "Спмплшшссшуса" Гримме ль era узе на влечет за собой уке не пародийное, а подлинное родство "Круля" с рола нами воспитания Гете.
Заг.мсел встречи героя с профессором Кукуком, появившийся в поздний период работы над романом, позволяет Томасу !.".анну не только ввести в повествование интересующие его размышления о космологии, палеонтологии и ззрегсдении хизни, но п предоставляет возможность привести Круля в соприкосновение с идеей самого бытия, ввести в книгу "фаустовское".
Восхищением бессмертным творением Гёте, интересом к началу всех начал объясняется выбор второй части "Фауста" фопем для цитирования, расширяющим перспективу разговора профессора Кугуга и Круля-Вености. Ученый дает обзор развития хизни, объясняет Крулв его положение в мироздании. Ситуация "настав-ник-неофпт" усиливает звучание мотива воспитания молодого человека, создавая впечатление двойного романа: плутовского и воспитательного.
В ходе дальнейшего развития повествования автобиография постаревшего искателя приключений, перегруженная многозначное-., тыо вневременных категорий мифа, философскими рассуждениями, ■ георграфическими и этнографическими сведениями, ли'жппая в последних главах драматического дожита приключенческого романа (такой была жанровая ориентация автора в поздний период работы), все больше становится похожей на списание путешествия, сочетающее в себе познавательные и художественные достоинства.
Тенденция превращения романа в дневник путешественника приводит к нарастанию противоречий между поздними главами я обепданши в начале романа рассказом авантюриста о своей нео-
бычной и опасной жизни.
В Заключении подводятся общие итоги исследования, отмечается связь эволюции идейно-художественной структуры "Признаний авантюриста Феликса Круля" с общими тенденциями развития мировоззрения и эстетических принципов Томаса Манна. Роман отразил кризис шмецкого роантически-аполитичного индивидуализма, определяющего позицию художника, переход к новому гуманизму, осознание писателзм социальной значимости своей деятельности, пони-шние переплетенности и взаимообусловленности всех явлений прошлого и настоящего, характерный для позднего периода творчества Томаса Манна интерес к типичному, вневременному, вечно-человеческому, вечно повторяющемуся.
' Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях*.
. I. "Признания авантюриста Феликса Круля" и традиция европейского плутовского романа .//Сборник "Пути освоения художественного опыта в зарубежной литературе". - Иркутск, 1987, 10 с.
2. Путь Томаса Манна к Феликсу Крулю.//Сборник "Судьба жанра в литературном процессе". - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1989. - 14 с. /