автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Роман Ю.К. Олеши "Зависть": история создания; опыт научного комментария
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Игнатова, Айтен Мухтаровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I КОММЕНТАРИЙ КАК ЖАНР
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА II ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА Ю.К. ОЛЕШИ «ЗАВИСТЬ»
ГЛАВА III ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К РОМАНУ Ю.К. ОЛЕШИ «ЗАВИСТЬ»
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Игнатова, Айтен Мухтаровна
За последние десять лет появились материалы, позволяющие по-новому взглянуть на судьбу и творчество Ю. К. Олеши. В 1997 году произошла российская публикация известной книги А. Белинкова «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша»1, впервые появившейся в печати в Мадриде еще в 1976 году2. В 1999 году вышла «Книга прощания»3, составленная В. Гудковой по дневниковым записям писателя4 и являющаяся как бы расширенным вариантом книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки». В этом же 1999 году в серии «Школа классики. Книга для ученика и учителя» под редакцией Д. Пашина были переизданы произведения Ю. Олеши - роман «Зависть», «Три толстяка», рассказы5. В качестве приложения был опубликован рассказ «Ангел», являющийся прозаическим дебютом Ю. Олеши, состоявшимся в Харьковской газете «Пролетарий» в 1922 году. В 1990-ые годы была защищена диссертация по теме «Идейно-эстетические взгляды Ю. К. Олеши: На материале прозы 20-х годов»6, которой предшествовала публикация статьи этого же автора в журнале «Детская литература»7.
Немногочисленные критические исследования последних лет, каждое из которых в отдельности по-своему уникально, формируют новые представления о творчестве и личности Ю. Олеши и отлично дополняют уже известные о исследования . Однако сегодня, в ситуации, когда современной читательской
Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М., 1997.
2 Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. Мадрид, 1976.
3 Олеша Ю. Книга прощания. Вст. ст. и подготовка к публикации В. Гудковой. М., Вагриус. 1999.
4 Жанр этих записей можно определить как дневниковые записи исходя из самого материала записей, а также со слов Э. Казакевича, который в письме к К. Паустовскому пишет о готовящемся к изданию сборнике «Литературная Москва»: «Олеша дает нам разрозненные, но очень интересные заметки "Из дневника писателя"» //Цит. по: Олеша Ю. Зависть. Три толстяка. Рассказы. М., Аст Оимп. 1999. С. 320.
5 Олеша Ю. Зависть. Три толстяка. Рассказы. Вст. статья, комментарии, примечания Д. Пашина. М., Аст Олимп. 1999.
6 Арзамасцева И. Н. Идейно-эстетические взгляды Ю. К. Олеши: На материале прозы 20-х годов. АКД.М. ,1995.
7 Арзамасцева И. Н. От зрелища к слову: Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» как памятник русского авангарда 20-х годов//Детская литература. 1994. №3. С. 13-16.
8 Гудкова В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». Опыт театральной археологии. М. 2202.; Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003; Меньшикова Е. Р. Гротескное сознание как явление советской аудитории, в массе своей давно уже отвыкшей от такого сложного текста, каким является текст Ю. К. Олеши, необходимо открывать писателя заново. Требуется не столько отдельное исследование по одной какой-то проблеме творчества Ю. Олеши, а необходимо сопровождение художественного текста историко-литературным комментарием к самому значительному произведению Ю. Олеши - к роману «Зависть». Поэтому возникла цель написания комментария к роману Ю. К. Олеши «Зависть».
Комментарий к роману Ю. Олеши «Зависть», который представлен в данной диссертации, включает в себя историю создания произведения, текстологический и историко-культурный комментарии. Роман писался Ю. Олешей с 1924 по 1927 год. Впервые был опубликован в журнале «Красная новь» в 1927 году с подзаголовками «Записки» - к первой части романа и «Заговор чувств» - ко второй части романа1. Журнальный вариант романа единственный, в котором воспроизведены подзаголовки. Отдельным изданием «Зависть» была впервые опубликована в 1928 году2. На протяжении всего времени публикаций романа разные издания воспроизводили текст журнального варианта «Зависти», но без подзаголовков и с небольшими изменениями. Так уже в первом отдельном издании романа не был включен следующий фрагмент: «Полуботинки под диваном беспокоили его. Видно было: он не прочь потрогать задником своего сапога»3. Большинство изданий романа при неизменном тексте содержат разного рода опечатки.
Как и любое значительное художественное произведение, роман Ю. Олеши «Зависть» нуждается в текстологическом исследовании. Тексты многочисленных изданий романа не сверялись с рукописным вариантом «Зависти», опечатки содержит и первый журнальный вариант романа, культуры: На материале творчества А. Платонова, Ю. Олеши, М., Булгакова. АКД. 2004.; Скороспелова Е. Б. Еретики и ортодоксы. К проблеме противоборства и сосуществования двух художественных тенденций в русской прозе 1920 — 1950-х годов. Елец, 2004.;Мусагитова Г. Н. Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятелыюстный аспект: На материале творчества Ю. К. Олеши. АКД. Омск, 2005.
1 Олеша Ю. Зависть//Красная Новь, 1927. №№ 7-8. 2
Олеша Ю. Зависть. Роман. М-Л., ЗиФ. 1928 / с рисунками Н.Альтмана и приложением отзывов прессы/.
3Олеша Ю. Зависть/Жрасная Новь. №№ 7-8. 1927. С. 94. положенный в основу последующих изданий. Текстологический анализ текста «Зависти» необходим и для работы над творческой историей создания романа. Впервые текстологический анализ «Зависти» был проделан О. Г. Шитаревой и И. Озерной1. Но исследование О. Г. Шитаревой не охватывало весь рукописный материал «Зависти», а работа И. Озерной основывалась только на ранних фрагментах романа.
Для понимания проблематики «Зависти» необходимо войти в круг проблем, вокруг которых автор строил свой роман, представить историко-культурную ситуацию эпохи, воссозданную в романе, проследить связи романа с литературными традициями. Историко-культурный комментарий к роману Ю. Олеши «Зависть» включает отсылки к различным философским, эстетическим и другим теориям 1910-1920-х годов, впрямую или скрыто проявившим себя в репликах персонажей, в отдельных сюжетных мотивах и ситуациях. Обращается внимание на имена, события и концепции малоизвестные современному читателю. В комментарий входят многочисленные переклички романа «Зависть» с русскими и зарубежными литературными произведениями XIX- начала XX века. Сообщаются сведения о реальных исторических событиях эпохи, нашедших свое отражение в «Зависти», обращается внимание на автобиографические элементы в тексте романа. Роман представлен в связи с предшествующим и последующим творчеством Ю. Олеши, показано, как отдельный сюжет, мотив или идея, отдельные реплики или отдельное слово функционируют в текстах Ю. Олеши, созданных после «Зависти».
В диссертации исследуется текст романа Ю. Олеши «Зависть» в соотношении с историко-культурным, социокультурным и литературным контекстом 1910-х-1920-х годов, а также рукописные черновые варианты романа, проводится исследование рукописного черновика романа «Зависть».
1 Шитарева О. Г. Творческая история создания романа «Зависть» Ю. Олеши // Научные доклады Высшей школы. Филологические науки. М., 1969. № 4. С. 82-92; Озерная И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Ю. Олеши «Зависть» //Литературная учеба. 1989. № 2. С. 158-169.
Результатом исследования, представленного в данной диссертации, стал текстологический и историко-культурный комментарий к роману Ю. Олеши «Зависть», а также обнаружение нового варианта финальной сцены романа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роман Ю.К. Олеши "Зависть": история создания; опыт научного комментария"
Роман Ю. Олеши «Зависть» является сложным, но и интересным
материалом для литературоведческого исследования. Таким исследованием,
нредставленным в данной диссертации, стал текстологический и культурно исторический комментарий. В результате текстологического исследования романа Ю. Олеши
«Зависть» была нанисана история создания романа, нроведен
соноставительный анализ нервого журнального варианта с руконисным
«Полным Черновиком "Зависти"», хранящимся в архиве Ю. Олеши. В ходе
текстологической работы был обнаружен неизвестный финал текста романа. Выводы, сделанные в процессе работы над черновиками Ю. Олеши, и
исследование новой финальной сцены романа, нозволяют говорить о том, что
до самого окончания работы над романом нозиция автора но отношению к
своему главному герою, Николаю Кавалерову, была неоднозначной, а
следовательно, Ю. Олеша видел несколько возможных вариантов развития
судьбы интеллигенции в новом мире. Но не только судьба интеллигенции, судьба маленького человека,
ощущающего потерянность в новом мире, стала проблемой, волнующей
Ю. Олешу. Работа над историко-культурным комментарием к роману
«Зависть», составление которого потребовало привлечения материала
философского, общественно-политического, эстетического характера, а также
необходимости расшифровки многих явлений эпохи 20-х годов XX века,
выраженных Ю. Олешей зачастую через символы, показала, что писателя
волновали все основные проблемы своего времени. Это противопоставление
двух миров - старого и нового, воспитание нового типа личности —
машиноравного человека, превалирование материальных ценностей над
духовными. Решению этих проблем Ю. Олеша подчинил творчество всей своей
последующей жизни.
Список научной литературыИгнатова, Айтен Мухтаровна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Олеша Ю. Зависть // Красная Новь. 1927. № 7. С.92.
2. Рукописи Ю. Олеши. РГАЛИ. Фонд № 358. Опись № 2. Ед. Хр. №№ 4-18.
3. Зубило. Салют. Стихи (1923-1926) М., Изд. Гудок. 1927.
4. Олеша Ю. Зависть //Красная Новь. 1927. № № 7-8.
5. Олеша Ю. Зависть. Роман. М-Л., ЗиФ. 1928 / с рисунками Н.Альтмана и приложением отзывов прессы/.
6. Олеша Ю. Зависть. Роман.М.-Л., ЗиФ. 1929(Приложение к журналу «30 дней»).
7. Олеша Ю. Зависть. Роман. М.-Л., ЗиФ. 1929. (с рисунками Н. Альтмана).
8. Олеша Ю. Зависть. Роман. Изд. 2-е. М.-Л., ЗиФ. 1930(с рисунками Н. Альтмана).
9. Олеша Ю. Зависть. Роман. Изд. 3-е. М.-Л., Художественная литература. 1931.
10. Олеша Ю. Зависть. М., Советская литература. 1933.
11. Олеша Ю. Избранное. М., Гослитиздат. 1935.
12. Олеша Ю. Избранное. М., Гослитиздат. 1936.
13. Олеша Ю. Избранное. М., Художественная литература. 1936.
14. Олеша Ю. Избранные сочинения. М., Художественная литература. 1956.
15. Олеша Ю. Повести и рассказы. (Вступительная статья Б. Галанова).М., Художественная литература. 1965
16. Олеша Ю. Избранное (Вступительная статья В. Шкловского). М., Художественная литература. 1974.
17. Олеша Ю. Избранное.М., Правда. 1983.
18. Олеша Ю. К. Зависть; Ни дня без строчки; Рассказы; Статьи. (Вступительная статья Виктора Васильева «Принцип Фаберже») С. Гудьял-Пресс. 1999.
19. Олеша Ю. Зависть. Три толстяка. Рассказы. Вст. сттья, комментарии, примечания Д. Пашина. М., Аст-Олимп. 1999.
20. Олеша Ю. Книга прощания. М. ,Вагриус. 1999.
21. Олеша Ю. Писатели о порче языка// На литературном посту. 1929. №№ 1112.
22. Олеша Ю. Беседа с читателями //Литературный критик. Гослитиздат. 1935. № 12.
23. Юрий Олеша. Писатели о себе// На литературном посту. 1928. № 4.
24. Юрий Олеша. Ни дня без строчки Октябрь. 1961. № № 7-8.
25. Олеша Ю. Ни дня без строчки. Советская Россия. 1965
26. Олеша Юрий. Ни дня без строчки // Литературная Москва. Сборник второй. М., 1956.
27. Олеша Юрий. Ни дня без строчки// Литературная Россия. 1963. № 1.
28. Олеша Юрий. Игра в плаху. Трагикомедия Тридцать дней. 1934. № 5.
29. Олеша Юрий. Кое-что из секретных записей попутчика Занда // Тридцать дней 1932. № 1.
30. Олеша Юрий. Заговор чувств. Пьеса в 7-ми картинах. М., 1930
31. Беседе Ю. К. Олеши с начинающими писателями. Стенограмма 16 апреля 1935 года.
32. Олеша Юрий. Записки писателя. М., Журнально-газетное объединение. 1931.Великое народное искусство. Из речи тов. Ю. Олеши // ЛГ 1936. 20 марта № 17 (580) о Шостаковиче
33. Выступление Ю. Олеши на 1-ом пленуме Оргкомитета союза советских писателей // Советская литература на новом этапе. Стенограмма первого пленума оргкомитета Союза Сов. Писателей (29 окт.-З нояб. 1932). М., 1933.
34. Выступление Ю. Олеши на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. Стенографический отчет. М., Гослитиздат. 1934.
35. Олеша Юрий. Список благодеяний //30 дней. 1930. № 12.
36. Олеша Юрий. Список благодеяний // Красная Новь. 1931. № 8.
37. Олеша Юрий. Список благодеяний. М., 1931.
38. Олеша Юрий. РГАЛИ Фонд №. 358. Оп. 1. Ед.хр. 21.
39. Олеша Юрий. Фашисты перед судом народа // ЛГ 1937. 26 янв. № 5.
40. Олеша Юрий. Ни дня без строчки. Из записных книжек. М.,1965.
41. Олеша Юрий. Строгий юноша. Пьеса для кинематографа // Юрий Олеша. Избранное. М., 1936.
42. Олеша Юрий. Необходимость перестройки мне ясна // «30 дней». 1932. № 5.
43. Олеша Юрий. Комсомолка Чернова (Ответ на письмо, напечатанное в № 1 «Молодой гвардии») // Молодая гвардия. 1935. № 4.
44. Великое народное искусство. Из речи тов. Ю. Олеши// ЛГ. 1936. 20 марта № 17(580)
45. Олеша Юрий. Стена ученых // Огонек. 1947. № 22.
46. Олеша Юрий. Наша Родина Российская Социалистическая республика //«30 дней» 1938. №4.
47. Олеша Юрий. Огни праздника // Вечерняя Москва. 1937. 10 ноября № 257.
48. Олеша Юрий. В день выборов // ЛГ 1937. 15 дек. № 68.
49. Олеша Юрий. Перед праздником // За пищевую индустрию. 1936. 5 ноября № 256.
50. Олеша Юрий. День мира // Молодая гвардия 1937. №№ 10-11.
51. Олеша Юрий. Эшелон// В бою и труде. Ашхабад, 1943.
52. Олеша Юрий. История человека-торпеды // Новый мир. 1957. № 5.
53. Одеша Юрий. Три отрывка// 30 дней. 1934. № 3.
54. Олеша Юрий. Музыкальное утро // Огонек. 1947. № 21. С. 27.
55. Олеша Юрий. Ни дня без строчки// Вопросы литературы. 1962. № 6.
56. Олеша Юрий. Ни дня без строчки// Вопросы литературы. 1964. № 2.
57. Олеша Юрий. Надежда. (Заметки) // Литература и жизнь. 1960. 3 апреля № 41.
58. Олеша Ю. Беатриче. Послесловие Скуратовского В. Публикация Панченко И.// Collegium Киев, 1994. № 1.
59. Неопубликованные фрагменты из «Ни дня без строчки» // ЛГ 19 сентября 1973. С. 7.
60. Из книги «Ни дня без строчки» // Наука и религия. 1965. № 1.
61. Олеша Ю. Автор о пьесе. Заговор чувств в помощь зрителю // Ленинград, Теакинопечать. 1930.
62. Олеша Ю. Автор о своей пьесе (к постановке «Заговора чувств» в Ленинградском БДТ) // Жизнь искусства. 1929. № 52.
63. Олеша Ю. Что говорят писатели? Ответ на анкету о планах на лето// Комсомольская правда. 18 Апреля. 1928. С. 3.
64. Олеша Ю. Что мы говорим к 15 годовщине Октября говорят драматурги// Рабочий и театр. 1932. № 2.
65. Олеша Ю. Чудеса кукольного театра// Огонек. 1946. №9.
66. Олеша Ю. О своей пьесе // Гудок. 1928. 6 октября.
67. Олеша Ю. Олеша Ю. Художник и эпоха // Советский театр. 1932. № 3.
68. Олеша Ю. Квадратура круга В. Катаева. Заметки // 30 дней. 1928. № 10.
69. Олеша Ю. Моя работа с МХАТ// Театр и драматургия. 1934. № 3.
70. Олеша Ю. Наши писатели о себе и своей работе. анкета // Читатель и писатель. 1928. 6 октября.
71. Олеша Ю. Необходимость перестройки мне ясна // 30 дней. 1932. № 5.
72. Писатели о мещанстве// На литературном посту. 1929. № 6.
73. Писатели о себе // На литературном посту. 1929. № 4-5.
74. Предисловие к «Черному человеку» // 30 дней. 1932. № 6.
75. Олеша Ю.Тема интеллигента // Стройка. Л., 1930. № 3. (31 марта).
76. Три Толстяка (Беседа с Юрием Олешей) // Красная газета (вечерний выпуск) 1955. 7 июня.
77. Творческое содружество // Наш современник. 1964. № 7.
78. Ю. Олеша разговаривает со своими читателями // Интернациональная литература. 1936. № 3. С. 77-78.
79. Олеша Ю. Заговор чувств авторецензия// Огонек. 1929. № 9.
80. Ни дня без строчки (Из дневников и воспоминаний Ю. Олеши) Публ. Королевой // Встречи с прошлым. М., 1988. Вып.6.
81. Олеша Ю. Выступление по докладам гг. В. Ермилова и Д. Мазина 19 июня 1933 г. // Красная Новь. 1933. № 8.
82. Олеша Ю. Пьесы, статьи о театре и драматургии. М., Искусство. 1968.
83. Аборский А. Рецензия «Ни дня без строчки» Ю. Олеши // Туркменская искра. 1965. 18 июля.
84. Аборский А. И. Время оглянуться: Записки литератора. М., Советский писатель. 1988.
85. Александрова К. От зависти к равнодушию // Советская культура. 1967. 22 августа.
86. Алигер М. И. Встречи и разлуки.М., Известия. 1989.
87. Алигер Маргарита. Печальная притча // Знамя. 1987. № 10.
88. Андрианов Ю.И., Лабунько О.И. Образы-символы в новеллистической прозе Бабеля и Олеши// В сб. Язык и стиль произведений Бабеля, Олеши, Ильфа и Петрова. Киев, УМК ВО. 1991.
89. Арзамасцева И. Н. От зрелища к лову: Сказка Ю. Олеши «Три толстяка» как памятник русского авангарда 20-х годов//Детская литература. 1994. № 3.
90. Арзамасцева И. Н. Идейно-эстетические взгляды Ю. олеши. На материале прозы 20-х годов. АКД. М., 1995.
91. Архив М. Горького, т. X. Кн. 1, М., Наука, 1964, С.43 (отметил автора в числе молодых советских писателей, чьи произведения читает охотно)
92. Андреев Ю. Своевольные построения и научная объективность// ЛГ 1969. № 20. 15 мая.
93. Бадиков В. Наблюдения над языком и стилем Ю. Олеши (на материале романа-сказки «Три Толстяка») // Филологический сборник. Алма-Ата, 1964. Вып. 3.
94. Бадиков В. О художественном видении Юрия Олеши // Филологический сборник. Алма-Ата, 1965. Вып. 4.
95. Бадиков В. О стиле романа Юрия Олеши «Зависть» // Филологический сборник. Алма-Ата, 1966. Вып. 5.
96. Бадиков В. Вопросы поэтики Юрия Олеши (На материале прозы).АКД. Алма-Ата, 1967.
97. Бадиков В. Герой и автор в прозе Ю. Олеши // Филологический сборник, Алма-Ата. 1967. Вып. 6-7.
98. Бадиков В. О Ю. Олеше: к биографии писателя 1899-1960// Простор 1969. № 3.
99. Бачелис И. Наш ответ попутчику Занду // 30 дней. 1932. № 1.
100. Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. Мадрид, 1976.
101. Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М., РИК "Культура". 1997.
102. Белинков А. «Собирайте металлолом»; Проглоченная флейта: отрывки из кн.: «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша» // Время и мы. Москва Нью-Йорк. 1990.
103. Белинков А. Поэт и Толстяк // Байкал. 1968. № 1-2.
104. Берберова Н. Не только курсив// ЛГ 1989. № 20. 17 мая.
105. Берковский Н. О реализме честном и реализме вороватом//На литературном посту. 1929. № 7.
106. Берковский Н. О прозаиках// Звезда. 1929. № 12.
107. Большая Советская Энциклопедия. 1940. Т. 47.
108. Больше классовой бдительности на фронте литературы и искусства. Из резолюции фракции ФОСП'а // Рабочий и театр. 1932. № 1. (о вредности «Неизвестного художника» Каверина и враждебности «Сумасшедшего корабля» О. Форш).
109. Бескин Эм. О флейте Ю. Олеши и нетленных мощах Гамлета // Советское искусство. 1931. № 35 (107). 8 июля.
110. Библиография. По журналам // На литературном посту. 1928. № 18.
111. Богданов А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., Политиздат. 1990.
112. Богданов А.П., Богданов Г. П. Долг памяти. Повесть об отце. М., 1990.
113. Брайнина Б. Валентин Катаев. М. 1960.
114. Брик О.М. Симуляция невменяемости //Новый Леф. М- Л., Госиздат. 1928. №7.
115. Брик О.М. Против романтики// Новый Леф. М., Госиздат. 1927. № 10.
116. Бродский Н.Л. Комментарий к роману A.C. Пушкина "Евгений Онегин".Кооперативное издательство «Мир». М., 1932.
117. Бурдин В. Сюжет романа Ю. Олеши как средство сатирической характеристики героев // Литературный критик. 1934. № 2.
118. Бурдин В.И. Проблема личности в творчестве Ю. Олеши и художественная индивидуальность писателя. АКД. 1968.
119. Бурдин В. И. Сюжет романа Ю. Олеши «Зависть» как средство сатирической характеристики героев. Уч. Записки. ПермГУ. 1965. № 132 // Вопросы сатиры и юмора. Пермь, 1965.
120. Бурдин В. Герой и автор в прозе Ю. Олеши // Филологический сборник. Вып. YI-YII Алма-Ата, 1967.
121. Вайнберг И. Жизнь Клима Самгина М. Горького. Историко-литературный комментарий. М., Просвещение. 1971.121. «Видеть мир как бы впервые» // ЛГ, 1973. 24 января.
122. Вдовина И.П. Творчество Юрия Олеши 20-х годов. АКД. М., 1966.
123. Вересаев В. К художественному оформлению быта. (Об обрядах старых и новых) // Красная Новь. 1926. № 1.
124. Винокур Г. Критика поэтического текста. М., 1927.
125. Вишняков В. Принц из королевства метафора: 90 лет со дня рождения Ю.Олеши// Советская торговля. 1989. 2 марта.
126. Войтоловский Л. О красных обрядах (по поводу статьи В. Вересаева "К художественному оформлению быта")// Красная Новь. 1926. №3.
127. Вольфсон Ф. И. К дискуссии о проекте Семейного кодекса// Красная Новь 1926. № 1.
128. Воропаев В.А. Традиции русского народного творчества в поэтике "Мертвых душ" Н.В.Гоголя. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 1985.
129. Воспоминания о Юрии Олеше. М., Советский писатель. 1975.
130. Гл. А. «Список благодеяний» Ю. Олеша в театре им. Вс. Мейерхольда: итоги двух диспутов //Рабис. (РАБИС) 1931 № 19-20.
131. Галанов Б. Мир Юрия Олеши// Юрий Олеша. Повести и рассказы. М., 1965.
132. Галанов Б. Платье для Алисы: художник и писатель. Диалоги. М., Книга. 1990.
133. Гастев А. Снаряжение современной культуры. ГИЗ. Украина. 1923.
134. Горбов Д. Оправдание зависти // Новый мир. 1928. №11.
135. Горбов Д. Поиски Галатеи. Статьи о литературе. М., Федерация. 1929.
136. Горчаков Г. «Век-волкодав» и Аркадий Белинков // Русская мысль. La pensee russe/ Париж. 1992. 6 ноября. № 3953.
137. Горький А.М.и литературное движение советский эпохи. М., 1958.
138. Гринберг И. Эдуард Багрицкий. JL, 1940.
139. Гудкова В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». Опыт театральной археологии. М., Новое литературное обозрение. 2002.
140. Гурвич А. Юрий Олеша // Красная Новь. 1934. № 3.
141. Гурвич А. Под камнем Европы // Советский театр. 1931. № 9.
142. Гурвич А. С. Три драматурга: Погодин, Олеша, Киршон. М., 1936.
143. Гурвич А. Юрий Олеша// В поисках героя. M.-JL, 1938.
144. Динамов С. К проблеме интеллигенции// На литературном посту. 1929. № 1.
145. Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб., Гуманитарное агентство «Академический проект». 1999.
146. Долгополов JI.K. Текстологические принципы издания. Творческая история и историко-литературное значение романа А.Белого "Петербург"// Белый А. Петербург. Наука. Л., 1981.
147. Егорова Е.И. Стилистические средства гротеска в романе Ю. Олеши «Зависть» (стилистические средства создания образа Бабичева). В сб. Язык и стиль произведений Бабеля, Олеши, Ильфа и Петрова. Киев, УМК ВО. 1991.
148. Елисеев Никита. Олеша и наследник // Новый мир. 1998. № 8.
149. Еремин Дм. Заметки о сборнике «Литературная Москва» // ЛГ 1957. 5 марта №28.
150. Ермилов В. За живого человека в литературе. М., Федерация. 1928.
151. Ермилов В. Ученик гимназии Шкловского (против формалистского эпигонства)// На литературном посту. 1929. .№ 7.
152. Ермилов В. Буржуазия и попутническая литература// Ежегодник литературы и искусства на 1929 г. М., 1929.
153. Ермилов В. Освобождающийся человек. (О романе «Зависть» Юрия Олеши) // Вечерняя Москва. 1927. 1 октября . № 224.
154. Жемчужный Вит. Против обрядов // Новый Леф. М.-Л., Госиздат. 1927. № 1.
155. Жолковский А.К. Блуждающие сны. М., Наука. 1994.
156. Журбина Евг. Юрий Олеша. Зависть// Звезда. 1928. № 5.
157. Залкинд А.Б. Целеустремленность // Красная Новь. 1927. № 6.
158. Зелинский К. "Змея в букете" или о существе попутничества// Критические письма. М., Федерация. 1932.
159. Игин Иосиф. Сигареты «Тройка». М., Изд. Правда, библиотека «Крокодила». 1965. №36
160. Ивнев Р. Ю. Олеша издали и вблизи // Литературные новости. М. ,1994. .№ 8 (Из архива писателя. Публикация Н. Леонтьева).
161. Ильф И. Евг. Петров. Двенадцать стульев. Первый полный вариант романа с комментариями М. Одесского и Д. Фельдмана. М., Вагриус. 1997.
162. Ингулов С. Критика не отрицающая, а утверждающая // Красная Нива 1928. № 19. 6 мая.
163. Исманова М. М. Вяч. Полонский литературный критик 20-х годов. М., 1988. (писатели попутчики в оценке РАГТП и Полонского).
164. Катаев В. Алмазный мой венец. М., ДЭМ. 1990.
165. Катаев В.П. Трава забвения // Новый мир. 1967. № 3.
166. Кожевникова А. Эй, сказка, на пионерский суд! Пьеса в 2-ух действиях. МЛ., 1925.
167. Комментарий к роману "Мастер и Мартгарита'7/ Булгаков. Мастер и Маргарита. М., Высшая школа. 1989.
168. Комментарий к пьесам М. Булгакова/УБулгаков М.А. Пьесы 20-х годов. Искусство. Ленинградское отд. 1990.
169. Комментарий к пьесам М. Булгакова/УБулгаков М.А. Пьесы 30-х годов.С-Пбг. Искусство. 1994.
170. Комментарий Ю. К. Щеглова к романам "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок"// И. Ильф. Евг. Петров. Двенадцать стульев, и И. Ильф и Евг. Петров Золотой теленок. М., Панорама. 1995.
171. Комсомольская правда (Дискуссия Ломова с Д. Тальниковым) 1928. № 209.
172. Корабельников Г. Конец чеховской темы// Литературный критик. 1933. № 11.
173. Краткая литературная энциклопедия. М., Советская Энциклопедия. 1968. Т.5.
174. Краткая литературная энциклопедия. М., Советская Энциклопедия. 1968.
175. В. Гундосов «Крепостью науки овладеют большевики». Письмо в редакцию //Смена. 1931. № 1.176. «Крепостью науки овладеют большевики». Б. Фетисов. Письмо в редакцию// Смена 1931. № 13 .
176. Крумин Г. Шахтинский процесс// Красная Новь. 1928. № 8.
177. Кубиков И.Н. Комментарий к роману М. Горького "Мать". Кооперативное изд-во. «Мир». М., 1932. Вып. II.
178. Кубиков И.Н. Комментарий к повести А. Серафимовича "железный поток". Кооперативное изд-во. «Мир». М., 1933. Вып. III.
179. Левин Л. Тема одинокой судьбы (о творчестве Ю. Олеши)// Литературный современник. 1933. № 7.
180. Лежнев А. О "Зависти" Ю. Олеши// Литературные будни. М.,Федерация. 1929.
181. Лежнев А. Ю. Олеша. Зависть. Красная Новь. 1927. № 7-8 // Революция и культура. 1927. № 1. (Среди книг и журналов).
182. Лежнев А. и Горбов Д. Литература революционного десятилетия. 1917-1927 Изд. Пролетарий. 1929.
183. Лежнев А. О "Зависти" Ю. Олеши// Лежнев А. О литературе. Статьи. М., Советский писатель. 1987.
184. Лидин Вл. Люди и встречи//Нащ современник. 1960. №5.
185. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки: на материале русской литературы 1920-80-х. Свердловское изд. Уральского ун-та. 1992.
186. Литературная энциклопедия. М., Советская энциклопедия. ОГИЗ РСФСР. 1934.
187. Лихачев Д. Текстология. Краткий очерк. М.-Л., 1964.
188. Логвин Г.П. О мастерстве Ю.Олеши в произведениях второй половины 20-х годов // Вопросы литературы. Львов: Изд. Львовского уни-та. 1981. Вып. 1(37).
189. Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.Просвещение. 1983.
190. Луначарский A.B. «Толстяки» и «Чудаки» // ЛГ.1930. 30 июня.
191. Луначарский А. В. Собр. Соч. в 8-и тт. Т.2. М., Художественная литература. 1964.С. 653. (ответы на анкету журнала «Огонек» о лучших произведениях 1928 года).
192. Луначарский А. В. Актуальнейшие темы художественной литературы. Собр. Соч. в 8-и тт. М. Художественная литература. 1964. Т.2 // Впервые: бюллетень «художественная литература». ЗиФ. 1930. № 1.
193. Луначарский А. В. Упадочное настроение среди молодежи (есенинщина). Доклад в Комакадемии. Собр. Соч. в 8-и тт. М. Художественная литература. 1964. Т.2.
194. Луначарский А. В. Новый русский человек. ГИЗ. Украина. 1923.
195. МагуайрР. Красная Новь Советская литература в 1920-х гг. Академический проект. 2004.
196. Маркова О. В. Литературный портрет как вид «писательской» критики // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988. Вып 8.
197. Меньшикова Е. Р. Гротескное сознание как явление советской культуры: На материале творчества А. Платонова, Ю. Олеши, М., Булгакова. АКД. 2004.
198. Миллер-Будницкая Р. Потомки Луддитов // Из книги проблема западничества в советской литературе // Звезда. 1934. № 4.
199. Морозова В. Раннее творчество Ю. Олеши // Ученые записки Орловского гос. Пед. Ин-та. Орел, 1964. № 27.
200. Морозова В.Ф. Роман Ю. Олеши «Зависть» в творческой эволюции писателя. Орел, 1970. АКД.
201. На литературном посту. 1928. №№ 20-21. С. 108-111.
202. Никулин Лев. Годы нашей жизни. Юрий Олеша // Москва. 1965. № 2.
203. Нумано Мицуеск. Судьба искусства Юрия Олеши: его жизнь в метафорах // Новый журнал. 145 . Нью-Йорк. 1981.
204. О произвольных толкованиях «Зависти» Ю. Олеши и о том, как не следует искать шахтинцев. Библиография. По журналам//На литературном посту. 1928. № 18.
205. Овчинников И.С. Поэт труда и революции Зубило// Зубило. Салют. Стихи.( 1923-1926) М., Гудок. 1927.
206. Олеша Ю. «Стиль Великой державы.» (подготовка Озерной) // Огонек. -М.,1991.№31.
207. Огнев Владимир. Ни дня без таланта // Неделя. 1965. №51. 12-18 дек.
208. Одесский М., Фельдман Д. Легенда о великом комбинаторе. История создания, текстология и поэтика романа «Двенадцать стульев»//Ильф И. Петров Е. Двенадцать стульев. М., Вагриус. 2003.
209. Озеров Л. И «Книги памяти»// Памир. Душанбе, 1988. № 10.
210. Озеров Л. Человек-спектакль// Литературная Россия. М., 1988. № 37.
211. Озерная И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть»// Литературная учеба. 1989. № 2.
212. Озерная И. Рисует Юрий Олеша // Литературная учеба. 1988. № 1.
213. Озерная И. «Диктанты не унижают нас» // Огонек. М., 1991. № 31.
214. Открытое письмо комсомолки Веры Черновой Юрию Олеше// Молодая гвардия. 1935. № 1.
215. Панченко И. Г. Стиль Ю. Олеши и его связь с судьбами романтической традиции в советской литературе. АКД. Киев, 1968.
216. Панченко И.Г. Проблема гармонической личности в романе Ю. Олеши «Зависть» и его драматическом варианте («Заговор чувств») // Вопросы русской литературы, вып.2 (24). Львов, Изд. Львовского университета. 1974.
217. Паустовский К. Книга скитаний. М.,1964.
218. Пашин Д. Человек перед зеркалом: несколько фрагментов о жизни и сюжете // Октябрь. М., 1994. № 3.
219. Перцов В. Вступительная ст. к «Избранным сочинениям» Ю. Олеши// Олеша Ю. Избранные сочинения. М., Художественная литература. 1956.
220. Перцов В. Мы живем впервые. К творческой истории романа Юрия Олеши «Зависть»// Знамя. 1969. № 4.
221. Перцов В. О книгах, вышедших десять лет тому назад // ЛГ. 1937. № 34. 26 июня.
222. Перцов В. Души золотые россыпи // ЛГ 1965. № 81. 10 июля.
223. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет М., 1934.
224. Перцов В. К создателям нового мира (Рассказы Ю. Олещи 20-х годов) // Вопросы литературы. М., 1969.
225. Перцов В. Мы живем впервые о творчестве Юрия Олеши. М., Советский писатель. 1976.227. «Писатели выходят на трибуну общественного обвинения» // ЛГ 1930. 20 ноября.
226. Письмо М. Горького к Вс. Иванову// Новый мир. 1965. № 11
227. По журналам // На литературном посту. 1928. № 19.
228. Полонский Вяч. Преодоление «Зависти» (О произведениях Юрия Олеши)// Новый мир. М.,1929. № 5.
229. Полонский В. П. Записи о повести Ю.К. Олеши «Зависть». РГАЛИ Фонд 1328. Оп. З.Ед.хр.9. л. 1-5.
230. Платонов А. Чевенгур. М. Высшая школа. 1991 г.
231. Правая опасность в области искусства//На литературном посту. 1929. №№ 45. Передовая статья. РАПП об Олеше в связи со «Списком благодеяний».
232. Пригожина Л. Г. Проблемы поэтической драмы и советский театр рубежа 20-30 х гг. Учебное пособие Л., 1991.
233. Примочкина Н. Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. 2-е изд. М., РОССПЭН. 1998.
234. Прозоров А. О «Списке благодеяний» Ю. Олеши//«На литературном посту». 1931. № 19.
235. Протопопов К. «Зависть» как художественный замысел Юрия Олеши // Русский язык. XXII (1968).
236. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Литературный комментарий. Пособие для учителей. М. Просвещение. 1964.
237. Радзишевский В. Хрустящий стольник Юрия Олеши// ЛГ 1999. 3 марта.
238. Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1966.
239. Рахтанов И. Из книги «Рассказы по памяти» (Багрицкий, Маяковский, Олеша. Стадион метафор)// Детская литература. М.,1963.
240. Рацевичуте К.Э. Принципы изображения человека в советской прозе второй половины 20-х годов (психологическая структура характера)- АКД. М., 1984.
241. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени. М., 1970.
242. Рейснер М. Социальная организация личности// Красная Новь. 1927. № 3.
243. Роговин В. Из творческой истории пьесы // Театр. М., 1993 (Вст. Ст. к пьесе Олеши «Смерть Занда»)
244. Розанова Е. «Забытая тетрадь. (Ранние стихи Олеши)» // Вопросы литературы. 1965. №11.
245. Розанова Е. Проза Олеши. Львов, АКД. 1967.
246. Рукописи «Медного Всадника» A.C. Пушкина// A.C. Пушкин «Медный Всадник». Л., Наука. 1978.
247. Саморукова И. В. Категория праздника в художественном мире Ю. Олеши. АКД. Свердловск, Уральский гос. Ин.-т им. Горького. 1990.
248. Саморукова И.В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (30-е годы)// Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1990.
249. Саморукова И.В. «Карнавальное» осмысление революции в повести Ю.Олеши «Три Толстяка». Куйбышев, Куйбышевский гос. Ун-т.
250. Саморукова И.В. О праздничности романа Ю.Олеши «Зависть»// Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев. 1989.
251. Сарнов Б.М. Смотрите, кто пришел: Новый человек на арене истории (на материале Зощенко, Олеши, Блока, Булгакова) М., Новости. 1992.
252. Сарнов Б. Заложник вечности. Случай Манделыитама.М, 1990.
253. Селивановский А. Открытое письмо Ю. Олеши // ЛГ 1931. 30 июня.
254. Семанов С.Н. Тихий Дон литература и история. М., Современник. 1977.
255. Симонов Константин. Предисловие// Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М., 1951.
256. Скороспелова Е. Жанровые аспекты развития русской советской прозы 2030-х годов (судьбы романа). МГУ. 1986.
257. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. М., 1985.
258. Скороспелова Е. Еретики и ортодоксы. К проблеме противоборства и сосуществования двух художественных тенденций в русской прозе 1920 1950-х годов. Елец, 2004.
259. Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»), М., Теис. 2003.
260. Славин Лев. Портреты и записки. М., Советский писатель. 1965.
261. Слово читателей// Гудок. 1962. 14 февраля.
262. Советские писатели. Автобиографии в двух томах. Том 1. М., 1959.
263. Современная литература на новом этапе. Стенограмма первого пленума оргкомитета союза советских писателей (29 октября-3 ноября). М., Советская литература. 1933.
264. С.Т. Клубкомбинат.(Заявка) // Новый Леф. 1927. .№ 4.
265. Старшинов С. Исповедальное слово // Юность. 1988. № 12. (воспоминания об Олеше)
266. Скалон. Советская философская проза. Учебное пособие по спецк. Каз. Гос. Унив-т. Алма-Ата. 1985.
267. Струве Г. «Писатель ненужных тем: творческая судьба Ю. Олеши» // Новый журнал . ХХУ (КУ. 1951).
268. Тальников Д. Литературные заметки// Красная Новь. 1928. № 6.
269. Тальников Д. Гул времени // Прожектор. 1928. № 23.
270. Титов Е. Стиль и содержание // Сибирские огни. 1929. № 1.
271. Томашевский Б. Писатель и книга. Очерк текстологии. М., 1959.
272. Третьяков С. Как десятилетить // Новый Леф. 1927. № 4.
273. Третьяков С.Вот спасибо // Новый Леф. 1927. № 5.
274. Тур. Узлы развезаны // Стройка. Иллюстр.-десятидневник литературы, критики, публицистики. 1930. № 30.
275. Фриче В. В защиту «рационалистического» изображения человека // Красная Новь. 1928. № 1.
276. Фуксон Л.Ю. Мир рассказа Ю. Олеши «Лиомпа» как система ценностей // Филологические науки. М. ,1992. № 1.
277. Чарный. М. Загадка Юрия Олеши// Время и его герои. М., 1973.
278. Черняк Яков. О "Зависти" Юрия Олеши // Печать и революция. 1928. № 5.
279. Чудакова М. Мастерство Юрия Олеши. М., Наука. 1972.
280. Чудакова М. Поэтика Юрия Олеши// Вопросы литературы. 1968. IY.
281. Чудакова М. Беседы об архивах. М., Молодая гвардия. 2-е изд. 1980.
282. Чудакова М. Рукопись и книга: Рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей. М., Просвещение. 1986.288. «Чукоккала» // Искусство. 1979. Запись Олеши на стр. 364.
283. Швейцер Владимир. Диалог с прошлым. Воспоминания, этюды. М., 1966.
284. Шеншин В.К. Традиции Достоевского и советский роман 1920-х годов. Константин Федин, Юрий Олеша, Леонид Леонов. Красноярск, Изд. Красноярского университета. 1988.
285. Шеншин В. Традиции идеологического романа Достоевского в советском романе 20-х годов. (Федин, Олеша, Леонов). АКД. Свердловск, 1989.
286. Шешуков С. Неистовые ревнители: из истории литературной борьбы 20-х гг. М., 1985.
287. Шкловский В. Мир без глубины. (Юрий Олеша)// Литературный критик. 1933. №5.
288. Шкловский В. О стиле // Красная Новь. 1936. № 4.
289. Шкловский В. Глубокое бурение. Вст. ст. к Избранному Ю. Олеши. М., Правда. 1983.
290. Шкловский В. Об авторе и его книге. Предисловие к «Ни дня без строчки» Юрия Олеши // Октябрь. 1961. № 7.
291. Шкловский Виктор. Мир без глубины. О Юрии Олеше // Литературный Ленинград». 1933. № 15. 20 ноября.
292. Шкловский В. Дневник М., 1939.
293. Шкловский В. Предисловие к кн.: Юрий Олеша. Ни дня без строчки. Из записных книжек. М., 1965.
294. Шитарева О. Г. Творческая история создания романа «Зависть» Ю. Олеши // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1969. № 4.
295. Шитарева О. Г. Проза Ю. Олеши. Проблема творческой лаборатории и поэтики. АКД. М. 1975.
296. Шитарева О.Г. «Я всегда был на кончике луча.» // Русская речь. М., 1989. №2.
297. Эйхенбаум Б.М. Комментарий к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Детгиз. 1948.
298. Эльсберг Я. Кризис попутчиков и настроения интеллигенции. Л., Прибой. 1930.
299. Эльсберг Ж. «Зависть» Ю. Олеши как драма современного индивидуализма// ь На литературном посту. 1928. № 6.
300. Эльсберг Настроения современной интеллигенции в отражении ^ художественной литературы// На литературном посту. 1929.
301. Эрлих А. Нас учила жизнь. Литературные воспоминания. М., Советский писатель. 1960.
302. Яблоков Е. А. На берегу неба: Роман А. Платонова «Чевенгур». Спб.: Дмитрий Буланин.- 2001.
303. Ямпольский Б. Да здравствует мир без меня// Дружба народов. М., 1989. № 2.
304. Ямпольский Б. С. Арбат, режимная улица. М., 1997.
305. Яновская JL М. Почему вы пишете смешно? М., 1963.
306. Язык и стиль произведений Бабеля, Олеши, Ильфа и Петрова: Сборник научных трудов. Киев, Мин. Высш. и ср. образования УССР. 1991.
307. Abdrew Barratt/ Yurii Olesha's "Envy"/ University of Birmingham, 1981/ (Birmingham Slavonic Monographs, 12)/
308. Avins C. Eliot and Olesha: Versions of the Anti-Него/ Canadian review of Comparativ literature. Vol. YI. № 1. 1979.
309. Beaujour E. K. The invisible Land: A study of the Artistic Imagination of Yuriy Olesha. New York: Columbia Univ. Press. 1970.
310. Beaujour E. K. On Choosing One's Ancestors: Some Afterthoughts on Envy. Ulbandus Review: A Journal of Slavic Languages and Literatures, Vol. II. No. 1.
311. Beaujour E. K. The imagination of failure: Fiction and autobiography in the work of Yuri Olesha // Autobiographical statement in twentieth century Russian literature -Prinston (N.Y.) 1990.
312. Belinkov A. V. The Soviet Intelligentsia and the Socialist Revolution: on Yuriy Olesha's "Envy". Part I. The Russian Review. Vol. XXX. No.4/
313. Belinkov A. V. The Soviet Intelligentsia and the Socialist Revolution: on Yuriy Olesha's "Envy". Part II. The Russian Review. Vol. XXXI. No. 1.
314. Beroynski T. S. Kavalerov's Monologue in "Envy": A Baroque Soliloguy. Russian Literature Triquarterly. No. 1.
315. Borden R.C. H.G. Wells "Door in the Wall" in Russian Literature. Slavic and East European Journal. Vol. XXXYI No. 3.
316. Brown E. J. Russian Literature Since Revolution. Cambridge: Harvard Univ. Press. 1982.
317. Brown E. Nabokov, Chernyshevsky, Olesha and the gift of sight. // Literature, culture and society in the modern age: In honor of Joseph Frank. Stanford, 1992. -Pt 2.
318. Chances Ellen В. Comformity's Children: An Approach to the Superfluous Man in Russian Literature. Columbus: Slavica 1978.
319. Cornwell N. Olesha's "Envy". The Strukture Analysis of Russian Narrative Fiction. Keele-Keele Univ. Press. 1982.
320. Cornwell N. At the circus with Olesha and Siniavskii. // Harvonica East Europ rev. 1993. Vol. 71.
321. Danow D.K. Fictions within fiction: A note on the Art of Juriy Olesha. Russian Language Journal. Vol. XXXYIII. No. 129-130. 1984.
322. Dukore B. F. & Geroud D. C. Socialist Salavi and Soviet Avant-Garde: Olesha's "The Cjspiracy of Feelings". Drama and Theatre 1968. No. 7.
323. Ehre M. Olesha's "Zavist": Utopia and Distopia. // Slavic Review. Stanford. 1991. Vol. XXXXX. No. 3.
324. Harkins W. The Theme of Steriliti in Olesha's "Envy", Major Soviet Writers: Essays in Critism. London: Oxford Univ. Press. 1973. ( у меня Slavic Review XXY (September 1966).
325. Harkins W. No Day Without a Line:The World of Juriy Okesha. Russian Literature and American ritics. In Honor of Deming B. Brown. Ann Arbor Univ. of Michigan. 1984.
326. Hippisley A. Symbolism in Olesha's Love. Studies in Short Fiction. Vol. X. No. 3 .1973.
327. Houk G. R. The rout of metaphor: Yuriy Olesha and his reader 1927-1934. Dissertation of Ph. D. Stanford University 1987.
328. Ingdahl K. The Artist and Creative Act: A Study of Yuriy Olesha's novel "Zavist"'. Stockholm: Amqvist and Wiksell. 1984.
329. Ingdahl К The Life / Death Dichotomy in Juriy Olesha's Short Story "Liompa".thStudies in 20 Century Russian Prose. Stockholm. 1982.
330. Jackson R. L. Dostoevsky's Undeground Man in Russian Literature. Hague: Mouton. 1958.
331. Johnson P. M. Struggle with Death: The Theme of Death in Major Prose works of Ju. Olesha and V. Kataev. Dissertation of Ph. D. Cornell University. 1976.
332. LeBlank R. D. red virgin Soil: Soviet Literature in the 1920's. Ithaca: Cornell Univ. Press. 1987.
333. Nay dan M. M. Intimations of Biblical Myth and Creative Process in Juriy Olesha's "Vishnevaya kostochka". Slavic and East European Journal. Tucson, 1989. Vol.XXXIII. No. 3.
334. Nilsson N. A. Through the Wrong End of Binoculars. Major Soviet Writers: Essays in Critism. London. Oxford Univ. Press. 1973.
335. Nilsson N. A. A Hall of Mirrors: Nabokov and olesha. Scando-Slavicf. Vol. XV. 1969.
336. Oja M/ F.Yuriy Olesha's "Zavist"' : Fantasy, Reality and Split Personality. Canadian Slavonic Papers. Vol. XXVIII. 1986.
337. Peppard V. Olesha's "Envy" and The Carnival. Russian Literature and American Critics: In Honor of Deming Brown. Ann Arbor: Univ. of Michigan. 1984.
338. Peppard V. The poetic of Yuri Olesha.// Gainesville, Cop. 1989.
339. Russell R. Olesha's "The Cherry Stone". The Structure Analysis of Russian Narrative Fiction. Keele:Keele Univ. Press. 1982.
340. Struve G. Soviet Russian Literature 1917-1950. Norman Univ. of Oklahoma Press. 1951.
341. Tolszyk O. Poetics and politics.// Parbisan rev. N.Y. 1992. Vol.59. No. 2.
342. Tucker J. G. Yuriy Olesha's "Envy": A Re-examination. Slavic and East European Journal. Vol. XXVI. No. 1. 1982.
343. Wilson W. P. the Objective of Yuriy Olesha's "Envy". Slavic and East European Journal. Vol. XVIII. No. 1. 1974.