автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века"
□□3447749
На правах рукописи
УДК: 75.021.32
Миклушевская Ирина Николаевна
Ромаптические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века
Специальность: 17.00 04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
02ОНТ 2008
Санкт-Петербург 2008
003447749
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории изобразительного искусства Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный академический художественный институт имени В.
И. Сурикова»
Научный руководитель:
Михаил Федорович Киселёв, доктор искусствоведения, профессор
Официальные оппоненты Олег Ростиславович Хромов,
доктор искусствоведения
Алексей Григорьевич Бойко, кандидат искусствоведения, доцент
Ведущее учреждение: Московский государственный
художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова
Защита состоится 24 сентября 2008 г. в 16 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.199.11 Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб реки Мойки, д.48, корп.6, ауд.49.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб реки Мойки, д48, корп 5.
Автореферат разослан июня 2008г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент
М В.Кузмичева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Диссертация посвящена русской акварельной живописи первой половины XIX столетия. В работе исследуется, каким образом романтические настроения эпохи нашли своё отражение в акварелях русских художников.
В диссертации изучаются: пейзажи, натурные зарисовки, исполненные художниками во время путешествий или по воспоминаниям, навеянным их вояжами. В представленной диссертации не рассматриваются акварельные портреты той эпохи, поскольку они были многократно исследованы не только искусствоведами, но и историками. Кроме того, акварельный портрет нельзя изучать в отрыве от карандашного портрета, который не входит в заявленную тему диссертации. Также в диссертацию не включены знаменитые Библейские эскизы Александра Иванова, так как они были очень подробно изучены в искусствоведческой литературе. К тому же, Библейский цикл Александра Иванова создавался как подготовительные эскизы к монументальным росписям, а в настоящей диссертации внимание сосредоточено на акварелях, имеющих самостоятельное значение. Интерьерные зарисовки того времени, будучи несомненно прекрасными произведениями акварельной живописи, также не включены в диссертацию.
Актуальность темы исследования. Акварельная живопись в нашей стране стала заметно развиваться с XVIII века. Этапы развития акварели в России аналогичны стадиям, которые прошла акварельная живопись в других европейских странах. Первоначально работа акварелью имела больше прикладное или вспомогательное значение. Ею подкрашивались гравюры, архитектурные чертежи. Известные русские зодчие XVIII века В. И. Баженов, И. Е. Старов, Н. А. Львов и другие выполняли архитектурные проекты, используя акварель для точного уяснения того, как проектируемое здание впишется в окружающий пейзаж. Но уже в то время встречаются акварельные листы, имеющие тонкую художественную выразительность. Однако своего подлинного расцвета русская акварельная живопись достигла в первой половине XIX века.
В последние годы интерес к графическому и, в частности, к акварельному наследию прошлых эпох всё больше возрастает. Самые известные музеи всё чаще проводят выставки рисунка, гравюры и акварели. Нельзя не отметить, что в Москве регулярно проводятся выставки графики из собраний Российских провинциальных музеев - Ярославля, Пензы, Казани, Нижнего Новгорода, Тулы и других городов. На этих выставках можно увидеть ранее неизвестные работы знаменитых художников и прекрасные образцы графического искусства малоизвестных мастеров.
Степень научной разработанности темы. Русской акварельной живописи первой половины XIX века посвящено значительное количество научных трудов. С разных позиций её освещали А. А. Фёдороа-Давыдов, М. В. Алпатов, Э. Н. Ацаркина, А. М. Эфрос, М. А. Немировская, Е. Н. Петрова, Е. Л. Плотникова, Е. В. Бехтиева, М. М. Алленов, А. В. Корнилова, Е. А. Никольская и др.
Особо ценными для понимания эпохи первой половины XIX столетия стали последние исследования отечественых учёных, углубивших и пересмотревших некоторые взгляды своих предшественников на процессы, происходившие в русском обществе в то время. Исследуя период 1830-х годов, Г. Ю. Стернин отмечает, что это был узловой период русской художественной культуры. «Ситуация перелома, драматически отзывавшаяся на мироощущении людей, становилась источником душевных излияний совсем не только в тех случаях, когда пережившее себя поколенье скорбело об ушедшем "золотом веке", об утраченных ценностях бытия»1. Он подчёркивает, что в этот период люди находились в поисках идеалов, пытались понять себя и своё место в мире. Часто эти поиски самоопределения личности приводили к трагическим выводам. Стернин определяет период 1830-х - 1840-х годов как время резких контрастов в понимании предназначения искусства. В это время были созданы совершенно различные по своему масштабу произведения искусства - от огромных полотен до небольших рисунков. Тем не менее и камерные произведения той эпохи отличаются небывалой художественной силой и эмоциональностью.
Анализ русской акварельной живописи первой половины XIX столетия требует опоры на теоретические исследования романтизма как эстетического направления, занимавшего умы передовой части общества в ту эпоху. Сущность и проблемы романтизма разбирает в своей книге «Эстетика романтизма» В. В. Ванслов. Он отмечает прогрессивность этого художественного течения для своей эпохи, поскольку именно романтики выдвинули на первый план духовное начало в жизни. Подробно исследуя специфику романтизма в различных видах искусства, учёный Ванслов подчеркивает о важное значение романтизма для дальнейшего развития искусства.
Одним из основных научных трудов, посвященных романтизму, является книга В. С. Турчина «Эпоха романтизма в России», в которой уделено внимание историческим и социальным корням русского романтизма и очень подробно описана сущность этого направления.
1 Сгернин Г Ю Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века - М Галарт, 2005, с 13
Объектом исследования является русская акварельная живопись первой половины XIX столетия.
Предмет исследования - романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века.
Целью исследования является выявление связи между акварельными работами русских художников первой половины XIX столетия и философскими воззрениями той эпохи.
Хронологические рамки исследования (первая половина XIX столетия) обусловлены особенностями исторического развития России. В это время в России в дворянской среде стали популярны романтические идеи, пришедшие из Западной Европы. Новая философия обусловила развитие новых жанров во всех видах искусства. В художественном творчестве особое распространение получили более интимные виды -графические.
Задачи исследования:
освоить источниковую базу исследования;
проанализировать романтизм как философско-эстетическое направление, характерное для эпохи конца XVIII - начала XIX столетия;
проанализировать акварельную живопись русских художников первой половины XIX столетия с позиций выявления романтических настроений той эпохи;
сопоставить русскую и европейскую акварельную живопись первой половины XIX века.
систематизировать акварельную живопись по темам; выявить роль акварели (особенно натурных этюдов) в развитии пейзажной живописи;
В основу методологии исследования положен принцип комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации. Он включает сравнительное изучение искусствоведческой, философской и исторической литературы. Историко-проблемный метод позволил обозначить поле исследования, определить его структуру и очертить круг источников; сравнительно-исторический метод - выявить общее и особенное в историческом развитии отечественной и европейской акварельной живописи первой половины XIX века. Метод художественно-стилистического анализа применялся при детальном изучении произведений искусства.
Источниками исследования явились труды по общим вопросам истории русского и западноевропейского изобразительного искусства, монографии о творчестве русских художников, каталоги художественных коллекций, музеев, выставок, опубликованные мемуары и письма художников и их современников В ходе работы над диссертацией изучены документальные материалы из фонда Г Г Гагарина в Государственном архиве древних актов Диссертация исследует многочисленные работы
русских художников первой половины XIX столетия, исполненных в технике акварели, а также другими графическими средствами Для сравнения в диссертацию включены английские акварели периода конца XVIII - первой половины XIX века и акварели Эжена Делакруа, написанные им во время пребывания в Марокко
Научная новизна исследования:
- диссертация является первым обобщающим исследованием на заявленную тему;
- впервые акварельная живопись рассмотрена и проанализирована как отражение романтических настроений эпохи первой половины XIX века:
- впервые русская акварельная живопись представлена как явление, сопоставимое с общеевропейскими процессами в искусстве акварели конца XVIII - начала XIX века;
- впервые произведения русской акварельной живописи первой половины XIX века проанализированы в сравнении с литературными произведениями романтиков этого периода и систематизированы по темам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Расцвет русской акварельной живописи первой половины XIX века тесно связан с распространением романтических идей, пришедших в Россию из Европы.
2. Акварельные работы художников являются произведениями искусства, в которых в наибольшей степени раскрываются духовные искания их автора.
3. Работа акварелью на натуре, практиковавшаяся художниками во время путешествий, стала толчком для многих живописных и творческих открытий, основой для которых явился русский романтизм.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут способствовать лучшему пониманию проблемы романтических традиций в русской акварельной живописи первой половины XX века и открывают перспективы для дальнейших исследований в области истории и теории изобразительного искусства. Так же представленная работа расширяет представление об особенностях русского романтизма, что является важным для понимания эпохи первой половины XIX столетия, а так же развития русской культуры в последующие десятилетия.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что собранный и проанализированный материал может использоваться в педагогической и музейной работе. Выводы, сделанные в диссертации, будут полезны при обучении не только искусствоведов, но и художников
Л
различных специальностей. Классификация акварелей, предложенная в диссертации, будет удобной для педагогов, студентов, музейных работников.
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Материалы диссертации могут быть применены в научных исследованиях и практической деятельности искусствоведов, сотрудников музеев, а также при разработке лекционных курсов, учебных программ, специальных семинаров, экскурсий, при составлении научных каталогов музейных собраний и организации выставок.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, включающего художественные произведения, архивные документы и опубликованные труды по искусствоведению, философии и истории, их тщательным и многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены на международной научной конференции Московского государственного Академического художественного института им. В. И. Сурикова «Художник как человек и человек как художник» в 2004 году и опубликованы в виде статей в научных сборниках (список публикаций прилагается). Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре теории и истории изобразительного искусства МГАХИ им. В. И. Сурикова.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержание которых раскрывается в семи параграфах, заключения, библиографии и иллюстраций. Каждая глава завершается краткими выводами. Объем основного текста диссертации - 164 страницы. Всего в диссертации 185 страниц и 126 иллюстраций. Библиографический список содержит 115 наименований. В тексте даны постраничные сноски-ссылки на использованные источники.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются объект и предмет исследования, определяются его цель и задачи, обозначается методологическая основа, выясняется степень научной разработанности проблемы, раскрывается научная новизна, определяются теоретическая и практическая значимость результатов диссертационной работы.
Глава 1 - «Романтизм как философско-эстетическое направление» -состоит из трех параграфов.
Первый параграф - «Романтизм как философско-эстетическое направление в духовной жизни Европы конца XVIII - начала XIX веков».
Возникновение романтизма в духовной жизни Европы в конце XVIII века не стало случайным, а было вызвано потребностью осмыслить и обобщить грандиозные социальные и военные потрясения, пережитые европейскими народами на рубеже веков. В каждой стране в зависимости от конкретных исторических условий романтизм приобрел своеобразные черты. А в целом, это духовное явление отличалось неопределенностью, неоднородностью, внутренней противоречивостью и неустойчивостью. Однако в творчестве романтиков можно найти и нечто общее. Это - особое внимание к человеческому самоощущению, нюансам чувственного восприятия, обращение к далекому прошлому, интерес к познанию национального духа, особое отношение к античности, связанное с поиском идеалов в полной разочарований современной жизни. Романтики увидели в человеке его способность к постижению неизведанных реальностей путем погружения в самосозерцание, мысленные путешествия во времени и пространстве. Мир романтика - мир любви, страстей, глубоких и возвышенных чувств, постоянных размышлений о смысле жизни и о поиске в ней своего места.
Во втором параграфе первой главы - «Особенности романтизма в России» - отмечается, что в России романтизм приобрёл некие специфические черты. В отличие от западных, русские романтики стремились глубже проникнуть в сущность вещей, не уходя в отвлеченный от жизни мир. У них «мы не найдем мистического томления, бесплодных поисков непостижимого идеала прекрасного».2 Русские художники-романтики не стремились к особой эффектности либо претенциозной символике в своих произведениях. Тем не менее, их произведениям присущи и оригинальность, и яркость, и загадочность. Обращаясь к традиционным и для западных романтиков темам, русские поэты, художники, композиторы привнесли некую особую духовную составляющую, основанную на национальной культурной традиции. Русскому романтизму присуща особая лирика, «православное восприятие человека и мира (религиозное понимание и преображение культуры), отрицающее индивидуализм, самолюбование и упоение собственными чувствами и переживаниями, разрастающихся до гипертрофирования души»3. Русский романтизм отличался своей глубочайшей человечностью,
2 Дмитриев А С Генрих Гейне - М Знание, 1956, с 12
3 Монастырская И А Образ культуры в философии романтизма / Материалы научной конференции «Современная философия как феномен культуры исследовательские
отстаивавшей идеалы духовной свободы личности. Таким образом, русский романтизм стал частью общеевропейского романтизма, и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций во всех областях искусства.
Новая эпоха романтизма потребовала от творцов новых средств выражения. В литературе романтическое направление связано с развитием лирической поэзии, отличающейся неким пессимизмом, трагичностью, критическим осмыслением настоящего, идеализацией прошлого, ощущением недостижимости высоких идеалов. И в изобразительном искусстве наравне с большими жанрами художников стали интересовать и малые формы.
Время первой половины XIX века интересно тем, что в эту эпоху произошло особое сближение различных видов искусств - музыки, поэзии, живописи. Эти, на первый взгляд, совершенно различные виды человеческого творчества, обнаружили своё родство, взаимное притяжение. Они всячески обогащали друг друга в конкретной художественной практике. Но взаимное влияние происходило и на более глубоких уровнях творческого процесса. Важно отметить, что различные виды искусства в своём синтезе ни в коей мере не подавляли друг друга. Наоборот, живопись насыщалась ритмичностью, музыкальностью, тонкой поэтичностью, лирикой, большей эмоциональностью при соприкосновении с музыкой и поэзией. Она стала использовать возможности литературной и музыкальной форм. В эпоху романтизма, как отмечает В. В. Ванслов, происходило «перекрещивание и взаимовлияние различных жанров и форм»4. Но при этом сама живопись не утратила собственной специфики, своих характерных качеств.
Синтез поэзии, музыки и живописи в эпоху романтизма имел и социальные корни. Известно, что социальной средой романтизма в России первой половины XIX столетия являлось дворянство. А в дворянских семьях в то время было принято обучать детей различным видам искусств -поэзии, танцам, рисованию, лепке. Что касается живописи, то средством обучения подростков была именно акварель как наиболее доступная. И в этом ещё одна из особенностей акварельной живописи как мобильного, удобного, недорогого средства выражения знакомого с детских лет. Дилетантские работы XIX века, хранящиеся во многих российских музеях и частных собраниях, показывают общий высокий уровень владения этой техникой. Эти акварели (часто исполненные в сочетании с другими графическими техниками) имеют не только историческую, но и художественную ценность.
Наверное, каждый художник в своей душе является романтиком. Каждый в какие-то мгновения отправляется своими мыслями в некий
традиции и новации» Серия «Symposium», выпуск 7 - СПб Санкт-Петербургское философское общество, 2001
4 Ванслов В В Эстетика романтизма - М • Искусство, 1966, с 291
идеальный мир, либо совершает воображаемые путешествия, наполненные героических подвигов, либо, глядя на окружающую природу, одухотворяет ее. Как передать это, часто мимолетное, состояние? Здесь особо удобным средством становится акварель, сочетающая и быстроту графики, и возможности работы цветом. Художники первой половины XIX века часто обращались к этой технике. Именно в акварельных работах можно разглядеть мысли художника, проследить его интересы, угадать тайные влечения. Техника акварели необыкновенно пластична, жива. Она позволяет писать разными приёмами, работать быстро по влажной бумаге или делать многочисленные наслоения. Акварель очень отзывчива к манере каждого художника. И именно в этой технике, как нигде, мастер может проявить свой темперамент. Акварелью можно писать очень быстро. Следовательно, акварельная картина передаёт и минутное настроение художника, и быстро меняющееся состояние природы. Прозрачность красочных акварельных слоев делает её воздушной. А просвечивание белой бумаги наполняет акварель светом, идущим как бы изнутри предмета.
Классификация акварельных работ чрезвычайно трудна. Однако в них прослеживаются темы, традиционные для творчества романтиков (во всех видах искусства). Это: 1 - тема пути, странствия; 2 - тема свободы; 3 -ориентальная тема; 4 - интерес к древностям, к истокам мировой культуры, 5 - интерес к собственной древней истории; 6 - интерес к стихийным явлениям в природе и жизни.
Третий параграф первой главы диссертации - «Английская классическая акварель» - посвящен английской акварели периода конца XVIII - первой половины XIX столетия. Необходимость рассмотрения английской акварели в диссертации обусловлена тем, что английская акварельная живопись этого периода была признана классической, а её влияние распространилось за пределы своей страны.
Акварель была известна в Англии с середины XVI века. Как и в других странах, она развивалась от многочисленных зарисовок, которые делали художники во время дальних путешествий, от книжных иллюстраций-миниатюр, архитектурных чертежей. Среди художников -акварелистов необходимо отметить Пола Сэндби (1731 - 1809), создавшего некий жанр «портретирования» пейзажа, в котором в первую очередь важна была точность передачи конкретной местности. Стараниями Пола Сэнтби акварельная пейзажная живопись в Англии стала восприниматься не менее значимой, чем масляная. Акварелью стало увлекаться все больше художников, и в Лондоне стали регулярно проходить выставки акварели.
Но в XVIII веке в Англии существовала и другая группа художников, живопись которых проистекала от традиций континента. Этих мастеров больше увлекала композиция пейзажа, нежели идеально точная прорисовка деталей. Важно отметить, что с середины XVIII века жанр пейзажа в английском искусстве стал олицетворять сам дух нации. Традицией английской жизни было владение собственным домом, усадьбой,
поместьем. С подъёмом уровня жизни среднего класса увеличился спрос и на произведения искусства. Причём часто заказчики хотели видеть картины с изображением дорогих им мест, как воплощение некоего романтического идеала. Пейзаж стал предметом поэтического видения, источником красоты.
И вместе с этим вторая половина XVIII века была связана в Англии с романтическими веяниями в литературе, живописи, других областях искусства, да и в самой жизни. Мысли и стремления художников приводили их в Италию. Часто именно окрестности Рима, наполненные античностью, становились темой их работ.
Особую роль в развитии английской акварели сыграли художники Александр (1715X17 - 1786) и Джон Роберт (1752 - 1797) Козенсы, Томас Гейнсборо (1727 - 1788), Томас Гиртин (1775 - 1802), Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775 - 1851), Джон Селл Котман (1782 - 1842).
Английская школа акварели оказала огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Английские художники первые стали использовать акварель как живописное, а не только графическое средство. Достижения английских акварелистов в области передачи цвета и света высоко ценили и изучали французские импрессионисты. И в наше время лучшие образцы английской акварели являются примером смелости и точности, изящества и виртуозности.
К сожалению, в настоящее время не выявлено источников, подтверждающих прямое влияние какого-либо английского художника на русского мастера. Однако Англия второй половины XVIII - начала XIX века как величайшая индустриальная и культурная держава оказывала огромное воздействие на всю Европу. И Россия - страна, включенная в общеевропейские процессы, так же не могла не испытывать этого влияния.
Особой любовью ко всему английскому отличалось время царствования Екатерины II. Во второй половине XVIII века по всей Европе получили распространение английские пейзажные парки. Это была не только дань моде, но стремление человека к естественной природе, отвечавшее духовным потребностям человека эпохи романтизма. Образцами для пейзажных садов стали не только живые впечатления побывавших в Великобритании русских аристократов, но и многочисленные графические работы с видами Англии, привезенные в Россию. Ко времени правления Екатерины II относятся и многочисленные приобретения произведений английского искусства для царских коллекций. Для Эрмитажа и загородных дворцов были куплены не только живописные картины, но и гравюры, эстампы, геммы, фарфор.
В 1773 году Императорская Академия художеств отправила двух своих выпускников Гавриила Скородумова (1755 - 1792) и Михаила Вельского (1753 - 1794) не в Италию, как чаще практиковалось, а в Лондон. Там они занимались в Королевской академии художеств, где, конечно же, работали и акварелью. В собрании Государственной Третьяковской галереи
хранится акварель Г. И. Скородумова «Портрет Ивана Ивановича Скородумова, отца художника».
Таким образом, можно сделать вывод, что английское искусство были знакомо русскому обществу первой половины XIX века. Однако наибольшее влияние Англия оказывала на Россию своими философскими идеями. «Англомания, которая в царствование Александра вновь, по всеобщему признанию, расцвела пышным цветом, подогревалась в первую очередь восторженным отношением к английской литературе и культуре. Что касается непосредственных художественных связей английских и русских художников, то их местом стала Италия. На это указывает в своей статье Энтони Кросс, профессор славистики в Кембриджском университете. «Вообще необходимо отметить, что именно Рим, а не Лондон был с 1760-х по 1780-е годы центром русско-английских художественных связей. Именно там британские и русские художники встречались, обменивались мнениями и заводили знакомства с путешественниками из обеих стран, которые покупали их работы, делали им заказы и приглашали к себе на службу»,5 - пишет Энтони Кросс, ссылаясь на книгу Галины Андреевой «Итальянские встречи: русские и британские живописцы в Риме во второй половине XVIII века». Вообще английские (как и русские) художники, любили путешествовать по Италии. Так, Джон Роберт Козенс в 1782 году отправился в путешествие по Европе и через Альпы достиг Италии, Джозеф Мэллорд Уильям Тернер неоднократно посещал Италию с 1819 года. И многие другие английские художники путешествовали по Швейцарии, Италии, Германии, Греции, Египту, Марокко, Индии и другим странам. Будучи в Риме - европейском центре искусств - художники общались между собой, участвовали и посещали выставки, перенимая опыт. Таким образом, лучшее, чего достигли английские акварелисты, становилось известным и внимательно изучалось художниками других стран Европы.
Следует отметить, что и во Франции акварельная живопись стала популярна именно в эпоху романтизма, когда после наполеоновских войн была снята блокада между Англией и континентом. Исследователь французской акварельной живописи Франсуа Долт пишет, что именно английские художники - братья Филдинги, Ричард Парке Бонингтон, Уильям Тернер познакомили французское общество с акварелью.
Итак, можно сделать вывод, что в России и в других странах Европы акварельная живопись развивалась аналогичными путями от прикладных зарисовок к созданию художественных произведений, характеризующихся и высоким мастерством автора, и глубоким философским смыслом. В первой половине XIX столетия художников разных стран волновали схожие проблемы и темы. Поэтому представляется возможным сравнение
5 С берегов Темзы - на берега Невы Шедевры из собрания британского искусства в Эрмитаже / под ред Брайена Аплена и Ларисы Дукельской/ - СП-г Государственный Эрмитаж, 1997, с 28
достижений русских художников в технике акварели с работами английских акварелистов, чьё творчество признано классическим.
Изображение англичанами своей страны, возможно, более эмоционально, чем изображение российских пейзажей в творчестве русских художников. Это можно объяснить, во-первых, иным менталитетом русского человека. А во-вторых, не следует забывать, что заказчиками английских художников были владельцы поместий, желающих украсить свои особняки видами собственных владений. В России пейзажи своей страны, исполненные акварелью, заказывались в основном официальными властями, что несколько сдерживало эмоциональность художников. И в третьих, большая яркость работ английских акварелистов определяется той обстановкой, в которой воспитывались англичане - они с детства видели красочные витражи готических соборов, многочисленные путешественники рассказывали о своих приключениях. И, наконец, сама природа Англии, её влажный воздух придаёт особую насыщенность зелени деревьев, газонов, лужаек, что не могло не влиять на восприятие цвета художниками.
Глава 2 - «Русская романтическая акварель первой половины XIX столетия» состоит из четырёх параграфов.
В первом и втором параграфах главы, озаглавленных «Тема странствия в акварелях русских художников-романтиков» и «Тема пути в акварелях русских художников-романтиков» прослеживается развитие русской акварели от топографических зарисовок до появления работ, несущих в себе глубочайшее эмоциональное напряжение.
Важно отметить, что и в русской литературе с самого начала XIX века стало очень популярным описывать свои путешествия. Это - в первую очередь, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина (конец XVIII века), «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова (1800 г.) и многие другие. В них авторы не только описывали посещаемые места, но так же рассказывали о своих чувствах, об эмоциях и ассоциациях, возникающих в связи с увиденным. То есть целью путешествия в первой половине XIX века стало не просто посещение мест, но и их эмоциональное восприятие. А индивидуальность автора сделалась важнейшей составляющей заметок из путешествий.
Развитие русского акварельного пейзажа шло от натурных зарисовок, исполненных художниками во время различных экспедиций и путешествий. Причём, первоначально целью этих работ была лишь точная фиксация изображаемых мест. Но в то же время работы С. Ф. Щедрина (1745 - 1804), А. Е. Мартынова (1768 - 1826), И. А. Иванова (1779 -1848), Ф. Я. Алексеева (1753(54) - 1824) отражают и эмоциональные переживания автора. Художники в своих акварелях обратились к новым мотивам, интересовавших именно романтиков - изображению арок, руин, античной архитектуры, величественной природы, водопадов, особых атмосферных
явлений. Да и сама манера исполнения акварелей стала более живописной, а композиция динамичной.
Можно отметить очень обобщенную и смелую живопись И. А. Иванова, что было не свойственно художникам этого времени. К примеру, для передачи света на кипарисах в акварели «Вид ханского дворца в Бахчисарае» (1803 - 1804, ГРМ) художник вплавлял тёплые краски в непросохший красочный слой, чем достиг и воздушности, и вместе с тем множества оттенков цвета.
Следует особо выделить акварельные пейзажи братьев Григория Григорьевича (1802 - 1865) и Никанора Григорьевича Чернецовых (1805 -1879). По долгу службы они много путешествовали, постоянно делая зарисовки в технике акварели, сепии, тушью, графитным карандашом. В 1838 году братья совершили большое «художественное путешествие» по Волге. Их целью было последовательно изобразить панорамы берегов великой реки. Но братья не просто изучали и фиксировали окружающую действительность. Они вникали в особенности местных обычаев, слушали легенды и сказания поволжских народов, интересовались историей и археологией, покупали разные старинные вещи и монеты для своей коллекции. Сходя на берег, братья Чернецовы старались больше узнать о том, чем живут жители Поволжья. И, конечно, на протяжении всего пути они искренне восхищались природой, удивляясь её разнообразию. Во время путешествия Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич не только рисовали, но и вели дневник, изданный впоследствии. В течение этого путешествия братья Чернецовы выполнили несколько сотен акварельных зарисовок, что говорит о высоком мастерстве и трудолюбии художников. Само путешествие по воде, по вечно движущейся стихии, связывающей жизнь разных народов, их историю, мгновенье настоящего и надежды на будущее, привнесло новые черты в творчество братьев Чернецовых. Мысли и чувства художников, их наблюдения и переживания - всё отразилось в их акварелях.
Особое внимание заслуживают акварели, которые были выполнены художниками во время паломничества к Святой Земле. Возможность побывать в Палестине становилась, возможно, самым значительным событием в жизни каждого конкретного художника. Святая Земля всегда была притягательна для русского человека. Работая на земле, где происходили библейские события, художники смогли в зарисовках передать свои ощущения от соприкосновения с величайшими событиями истории.
Акварели, исполненные М. Н. Воробьёвым (1787 - 1855), побывавшим в Палестине в 1820 году, - романтичные как по выбору сюжетов, так и по приёмам исполнения. В них художник часто использовал диагональную композицию, резкие светотеневые контрасты, неспокойное небо, чем вносил некое напряжение в свои акварели. Очень красива акварель М. Н. Воробьёва «Мертвое море» (1820 г., ГТГ). Художник изобразил момент заката, когда солнце своим отражением образовало на
воде световую дорожку, идущую к стоящему на берегу человеку. М. Н. Воробьев мастерски уложил в пространстве поверхность очень насыщенной по цвету воды, выписав набегающие на песок небольшие волны. Маленькие темные фигурки людей не отвлекают на себя внимание зрителя. Их изображение нисколько не мешает, а возможно, лишь подчёркивает некую мистичность акварельного пейзажа - жёлтых неба и берегов, ярко-голубого моря.
В акварелях, написанных братьями Чернецовыми в Палестине в 1843 году, сочетаются и утонченная живописность, и высокое смысловое напряжение. Они сумели перейти от простых пейзажных этюдов и зарисовок к глубоким обобщениям. Совершенно необычной для своего времени является акварель Г. Г. Чернецова «Гефсиманский сад в Иерусалиме» (1843 г., ГРМ). И композиция, и колорит этой работы необычны для своего времени. Художник изобразил огромные деревья, которые своими необычными силуэтами заполняют практически все поле картины. Переплетения их корявых веток образуют сложный узор. Темные кроны, ветви, густые тени от деревьев, направленные прямо на зрителя -всё это придаёт напряжение акварели. А особое сочетание красок - зелёных крон деревьев и их коричневых стволов на фоне розовых оттенков неба и архитектуры - наполняет эту работу некой мистикой. Акварель Григория Чернецова «Гефсиманский сад в Иерусалиме» является новаторской, поскольку художник не просто зарисовал понравившийся мотив, а усилил его декоративный потенциал, что придало акварели особую эмоциональность.
Необходимо отметить роль С. Ф. Щедрина (1791 - 1830), чьё творчество оказало решающее воздействие на признание пейзажа самостоятельным и достойным жанром живописи. Хотя этот художник, по его собственным воспоминаниям не очень жаловал акварель, тем не менее его пейзаж «Морской берег» (1826/7 ?, ГТГ) является работой высокой духовной силы. Она совершенно лишена жанровости, что было характерно для ранних работ Щедрина. Люди здесь как бы сливаются с природой, их жизнь органично связана с морем, окружающими скалами, с солнцем, огромным небом. И сама акварель написана легко, большими заливками. Она полна света и воздуха, в ней ощущается запах моря. Она отличается лиричностью, спокойствием сюжета, но в то же время в картине чувствуется и огромный внутренний потенциал. Эта скрытая энергия - в высокой скале, что выше облаков, в несколько устрашающих камнях справа, приподнимающихся над водой так, что кажется, они готовы покатиться в любую минуту, в напряженных светотеневых эффектах. Такое сочетание внешнего спокойствия и созерцательности с драматическими глубинными процессами было свойственно именно русскому восприятию романтизма.
К. П. Брюллов (1799 - 1852) впервые обратился к жанру пейзажа в 1835 году, делая натурные зарисовки во время экспедиции на Ионические острова и в Малую Азию, куда его пригласил граф Владимир Петрович
Давыдов. Сама эта экспедиция отвечала интересам романтически настроенного человека того времени. Она предполагала изучение Греции, знакомство с древней культурой, возможное содействие освободительному движению греческого народа, посещение Афона, а затем пребывание в Стамбуле. Во время всего путешествия В. П. Давыдов вёл дневник. Таким образом, непосредственные впечатления участника экспедиции помогают полнее и ярче проанализировать акварельные зарисовки К. П. Брюллова. Все эти акварели можно рассматривать как обращение к теме пути человека не только в прямом смысле, то есть написанных во время реального путешествия, но и в более широком, философском понимании этой темы. Находясь в Греции, Брюллов мысленно возвращался во времена древней истории, прежде великой, а ныне полуразрушенной, но, тем не менее, прекрасной.
В диссертацию включены так же и работы менее известных художников, принявших участие в этой экспедиции - Рудольфа Френа (1812 - после 1859) и Н. Е. Ефимова (1799 - 1851). В их акварелях с видами монастырей святого Афона передано особое ощущение жизни, времени, которое охватывает человека при паломничестве к святым местам. Эти акварели наполнились и воздухом гор, и светом, и особым мироощущением.
Акварельные пейзажи А. А. Иванова (1806 - 1858) являются важнейшим элементом в его многогранном творческом наследии. В своих пейзажных акварельных этюдах А. А. Иванов пришёл к открытиям, которые спустя десятилетия повторили и стали широко использовать импрессионисты. В первую очередь - это цветовые решения. Постоянное наблюдение и глубокое изучение живой природы позволили художнику широко использовать возможности именно цвета для решения пространственных и эмоциональных задач в картине. Акварели А. А. Иванова отличаются музыкальностью - сочетанием строгих ритмов и чёткой структуры в композиционном построении с подвижностью и динамикой в живописи. По намеченному контуру он начинал писать, закладывая очень прозрачными заливками цветовые отношения. Однако, наблюдая натуру, художник очень гармонично выбирал цвета, учитывая влияние и освещения, и воздушной перспективы. Постепенно он усиливал яркость цвета в необходимых местах работы, иногда оставляя какие-то части незавершёнными.
Следует отметить, что для художника-романтика важен принцип нонфинито, что заставляет зрителя включать своё воображение, что-то додумывать, представлять, о чём-то мечтать. В акварелях А. А. Иванова есть напряжение, преданное живописными средствами. Сама манера живописи художника очень экспрессивна, полна движения - где-то прерывается линия веток, где-то сгущается синева неба. И всё это сочетается с особой цветовой насыщенностью и гармонией.
Для А. А. Иванова любая акварель была не просто этюдом, штудией натуры. Вкладывая свои мысли и свою душу в каждый мазок кистью, он
превращал любую акварель в картину о том, как широк мир, как бесконечна природа. Акварельные этюды Александра Иванова написаны удивительно пластично.
Итак, акварельные этюды А. А. Иванова переросли задачи подготовительных набросков. Они удивительно разнообразны, содержательны и выразительны. Именно в своих акварелях художник впервые пришёл к пониманию возможностей цвета для решения своих живописных задач. Его акварели динамичны - в них чувствуется шелест листвы деревьев, движение волн на море.
Акварельная живопись А. А. Иванова очень лёгкая, почти всегда прозрачная, многоцветная или сдержанная, но обогащенная энергетикой самого художника. Он показал, как специфические средства акварели способны воплотить самые смелые замыслы. И не случайно для работы над «Библейскими эскизами» Александр Иванов выбрал именно технику акварели.
Русские акварелисты-романтики любили изображать природу, связывая её образ со своими эмоциональными переживаниями. Особой темой в их творчестве стала тема ночного пейзажа. Образ ночи в романтическом искусстве можно рассматривать как символ мрака, пессимизма, безысходности жизни. Однако возможно и другое, более лирическое, толкование этого образа. Под мягким светом луны мир преображается, унося проблемы жизни, окутывая всё окружающее гармонией, смирением и покоем. Именно это второе представление о ночи полнее раскрывает сущность акварельных пейзажей русских романтиков.
И особо следует отметить возможности именно акварели, позволяющей тонкими лессировками погрузить пейзаж во тьму. Тема ночного пейзажа нашла свое отражение в акварелях О. А. Кипренского (1782 - 1836), М. Н. Воробьёва.
Изображение моря, возможно, является самой романтической темой в живописи. Ведь безбрежная гладь волн зовёт в дальние странствия к открытиям чего-то нового не только в неизвестных странах, но и в душе путешественника. А буйная морская стихия позволяет человеку в полной мере проявить свои личностные качества. То есть именно море в любом своём состоянии созвучно душе романтика. Прекрасные, тонкие по живописным нюансам акварели и сепии были созданы И. К. Айвазовским (1817 - 1900 гг.), А. П. Боголюбовым (1824 - 1896 гг.), чьи ранние работы включены в диссертацию. Кроме того, описываются малоизвестные акварели, хранящиеся в фондах графики Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Среди них - альбом офицера Александра Фёдоровича Можайского. В начале 1850 - х годов он совершил морское кругосветное путешествие, был в составе русской миссии по заключению русско-японского мирного договора. Его рисунки исполнены карандашом, тушью, иногда акварелью с добавлением белил. Тематика этих работ характерна для романтизма - изображения островов, парусников, а большие сложные композиции, описывающие жизнь Японии и ее жителей.
Особый интерес представляет собой альбом 1825 - 1850-х годов акварелей художников и тех, кто работал по гидрографическому и морскому ведомству, так же хранящийся в фондах графики Центрального военно-морского музея. Он содержит изображения крепостей, фортов, портов и кораблей. Исполненные для утилитарных целей, эти работы являются доказательством того, что в романтическую эпоху люди привносили даже в работу своё романтическое мироощущение.
Таким образом, для романтика путешествие не было только передвижением в пространстве. Скорее оно было толчком для большого внутреннего пути, для движения собственного «я» к вершинам духа. Художник приобретал не только навыки мастерства - видел новые краски, сюжеты, тренировался передавать в своей работе многочисленные оттенки мира, но и приобретал огромный духовный опыт через преодоление невзгод, общение с людьми, размышления. Путешествие, странствие было отрывом не только от привычной обстановки, от будней, и, возможно, от сковывающих творчество художника обстоятельств, но в первую очередь дорогой в глубины собственного сознания, постижение своего внутреннего мира, осознание себя как части огромного мира.
Следует отметить, что большинство исследуемых в диссертации работ исполнены на натуре. А это значит, что в движениях кисти запечатлелись те живые ощущения, которые влияли на художника. Мастер не просто воспроизводил увиденное, он создавал произведение, наполненное чувствами и мыслями.
Сравнивая акварели, исполненные английскими и русскими художниками во время путешествий, можно отметить, что в техническом отношении работы русских художников ничем не уступают. Интересно отметить, что в их творчестве часто встречаются схожие сюжеты -зарисовки Италии, мотив арки, изображение моря. То есть те романтические настроения, которые наполнили Европу начала XIX столетия, нашли своё выражение у художников-акварелистов в разработке схожих сюжетов. Однако русские художники, возможно, глубже стремились постичь саму суть вещей. Их творчество более духовно, более сложно именно в философском смысле.
Третий параграф второй главы - «Тема свободы в акварелях русских художников-романтиков».
С темой пути человека к вершинам собственного духа связана и тема его стремления к свободе - творческой, духовной, личной. Это определялось самой исторической эпохой начала XIX века, событиями внутри страны и общемировыми тенденциями. С конца XVIII века практически все европейские страны периодически сотрясались войнами и революциями. Поэтому тема борьбы за свободу, независимость не могла не волновать поэтов, писателей, музыкантов, художников. В литературе эта тема получила особое развитие и была впоследствии широко исследована. А вот в русской живописи первой половины XIX века полотен, ярко
раскрывающих свободолюбие человека, практически не существует, поскольку такие произведения не могли быть представлены публике в годы, когда официальная власть была напугана и европейскими революциями, и особенно восстанием декабристов. Тем не менее, тема борьбы за свободу нашла виртуозное претворение в графике.
В творчестве Карла Брюллова существует серия сепий, посвященная борьбе греков за национальную свободу. Она также была исполнена художником во время путешествия по Греческим островам. В число этих произведений входят: «Портрет Теодора Колокотрони» (1835 г., ГТГ), «Грек, лежащий на скале» (1835 г., ГТГ), «Раненый грек, упавший с лошади» (1835 г., ГТГ) и другие. В Греции Брюллов нашел олицетворение романтической идеи свободы, которая воспринималась как серия героических подвигов, как «красивая» смерть героя на поле брани. Его притягивал сам дух вольности, смелых, отчаянных поступков, а так же колоритные персонажи самих греков. Несомненно, художник симпатизировал своим героям, и, как великий мастер, смог в небольших работах передать и характер, и настроение воюющих греков. Но это был взгляд художника-романтика со всеми свойственными романтизму идеализациями. Карл Брюллов изображал свободолюбивого героя, сильную личность, высший момент эмоционального состояния человека - то есть все то, что так влекло романтиков. Эти сепии отличаются эмоциональной выразительностью, необыкновенной точностью рисунка и богатством использованных живописных приемов. Они являются одной из вершин русского романтизма.
С темой свободы связаны и акварели Григория Григорьевича Гагарина (1810- 1893), исполненные им в начале 1840 - х годов на Кавказе, и графические работы М. Ю. Лермонтова (1814 - 1841 гг.).
Тема борьбы за свободу очень интересовала русских художников первой половины XIX века. Однако в сознании романтиков это стремление к свободе не выражалось в открытой и настойчивой поддержке каких-либо политических сил. Всё-таки для романтиков свобода больше ассоциировалась с глубокими личными ощущениями. Романтики стремились прочувствовать душевный порыв национальных героев греческого восстания либо, как Г. Г. Гагарин или М. Ю. Лермонтов -кавказских народов. Но в этом художников интересовало само состояние духа свободы, а не конкретный результат в качестве смены политической власти или социальных отношений. Для романтика было свойственно стремиться в дальние страны, где можно проверить силу своего характера, где он рядом с товарищами участвовал в героических сражениях, где сама природа способствовала созданию эпического настроя. «В существе своём романтик обычно мятежник. Этим объясняется пристрастие к выражению в искусстве бурных, смятенных, драматически напряженных чувств, яркой динамике страстей, сильных и неукротимых душевных движений»6.
Ванслов В В Эстетика романтизма -М . Искусство, 1966 с 98
Следует сказать, что техника акварели была очень удобна для быстрых зарисовок в военных походах. В акварелях, выполненных на натуре, нет искусственных романтических эффектов. Художники запечатлевали то, что видели на самом деле, то, что чувствовали в данный момент. Для романтиков того времени искусство не было формой игры, а было самой жизнью. И именно акварельные зарисовки раскрывают всю искренность натуры художника-романтика.
Четвёртый параграф второй главы - «Ориентальная тема в акварелях русских художников-романтиков».
Интерес к ориентализму возник в эпоху романтизма не случайно. Этому способствовали не только многочисленные путешествия в страны Азии, не только паломничества к Святой Земле, но и те представления о восточной культуре и обычаях, которые становились известными из художественной литературы, путевых очерков, рассказов побывавших там людей. К Востоку, как месту, наделенному особым колоритом, свободному от светских условностей, загадочному, опасному и таинственному обращались в своем творчестве известные поэты и художники. В диссертации отделены работы, написанные в связи с паломничеством к Святой Земле от работ, отражающих дух восточной жизни. И, хотя внесение восточного колорита было совершенно естественным в картинах, исполненных в связи с путешествием в Иерусалим, тем не менее, в них главное - не тема Востока, а возвышение и освобождение духа, происходящее через обращение к Богу. С другой стороны, путешествия XIX века становились практически полным погружением в жизнь аборигенов. Движение проходило медленно, так что человек успевал многое заметить, набраться впечатлений. Художник на пути к Святой Земле зачастую делал остановки в Стамбуле, Каире, Александрии, других городах Востока. Он наблюдал окружающую природу, посещал базары, мечети, видел повседневный быт людей.
Восток стал особой темой в творчестве русских художников первой половины XIX века, и это было связано с общим увлечением романтиков ориентализмом. Истинный романтик всегда находился в оппозиции к окружавшему его миру. Его душа стремилась в дальние прекрасные страны, в красивый мир, наполненный музыкой и светом, драгоценностями и благовониями. Часто таким местом романтикам представлялся Восток, где всё было необычно - шумные базары и тихие улицы; люди - иногда экспрессивные, но часто молчаливые. Природа Востока - пышная растительность оазисов посреди каменистых гор или пустыни - также рождала различные ассоциации в душе романтиков. Даже предметы, которые встречались путешественникам на Востоке, были непривычными. Они необыкновенно украшены, часто отличались чрезмерным блеском и красочностью. И это было необычно русским художникам, привыкшим к
сдержанной строгости окружающей обстановки. Люди, живущие на Востоке, исповедовали другую религию, многие их традиции были непонятны европейцу. Эти тайны увлекали мысли романтиков. Они, конечно, стремились постичь загадки Востока, но часто видели то, что хотели видеть. Их творчество в основном запечатлело тот образ Востока, который сформировался задолго до посещения южных стран. Романтики изображали образ райского места - то, чего не хватало им в жизни, что они надеялись увидеть, к чему прикоснуться и что испытать. Несомненно, глаз и кисть любого мастера фиксирует больше, чем способен осознать его разум. Поэтому, представленные акварели русских художников - М. Н. Воробьёва, Г. Г. Гагарина, К. П. Брюллова, М. И. Скотти (1814 - 1861 гг.) -отличаются большой художественной ценностью.
Интересно сравнить акварели К. П. Брюллова с работами Эжена Делакруа (1798 - 1863), написанными им во время пребывания в Марокко в 1832 году. Акварели обоих художников отличаются высочайшим мастерством. Их различие обусловлено разницей темперамента авторов. Возможно, Эжен Делакруа был более экспрессивным, что отразилось в его живописной манере, особенно в яркости цветовых контрастов, замеченных им на Востоке. Восточные сепии Карла Брюллова - более утончённые, изысканные.
Восток всегда влёк художников-романтиков. Путешествуя по странам Востока, они часто писали акварелью. Её прозрачность давала возможность создать ощущение знойного воздуха, окутывающего всё вокруг. Русскими художниками первой половины XIX века были созданы прекрасные ориентальные акварели. И особо следует сказать, что эти произведения нельзя отнести к «лёгкому» жанру.
В Заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Акварельная живопись первой половины XIX столетия - важная часть русской культуры. Она неотделима от жизни русского общества того времени. Расцвет акварельной живописи в России в первой половине XIX века в эпоху романтизма связан с её техническими особенностями -мобильностью, быстротой исполнения, светоносностью. И, наоборот, развитие человеческой личности художника-романтика, обусловленное передовыми философскими идеями, вывело акварельную живопись на принципиально новую точку. Акварельные работы от чисто прикладных достигли уровня высокохудожественных произведений.
Русские художники в своём творчестве обращались к темам, традиционным для творчества романтиков и в других видах искусства. Это-тема путешествий, странствий, тема свободы личности, ориентализм, обращение к древней и средневековой культуре, интерес к собственной истории, а так же особое внимание к стихийным явлениям в природе и жизни.
2 i
Традиция приглашения художников в различные экспедиции существовала и в России, и в других европейских странах не одно десятилетие. Но именно в эпоху романтизма тема путешествий стала рассматриваться художниками гораздо шире, нежели простое описание своих передвижений и наблюдений. Она переросла в возможность осмысления путешествия как пути человеческой жизни, как процесс духовного роста личности при соприкосновении с местами, связанными с известными историческими, мифологическими, а особенно библейскими событиями. Следует отметить, что подробные дневники, которые некоторые художники вели во время своих путешествий, полнее раскрывают глубокий духовный смысл их работ.
Несомненны достижения русских акварелистов, раскрывающих своё стремление к творческой, духовной, личностной свободе. Работы К. П Брюллова, Г. Г. Гагарина, М. Ю. Лермонтова, исследуемые в диссертации, отличаются динамизмом, эмоциональностью, художественной смелостью. Их восприятие свободы было полностью сродни романтической мечте о высоких жизненных ценностях, о гуманистических идеалах, о героических подвигах, о совершенном и свободном человеке.
Обращение к ориентализму в русской акварели первой половины XIX столетия тесно связано и с темой пути, и с темой свободы. Ведь именно на Восток, как место возможного реального существования своих идеалистических надежд, отправлялись романтики и в мечтах, и в реальных поездках. Восточные путешествия насытили живопись русских художников красочностью, особым колоритом, ритмом и эмоциональностью. Ведь при внешней «лёгкости» темы истинные мастера сумели отразить в них романтическую мечту о неком райском месте, где жизнь красива, неспешна, сладостна и утончённа.
Художник-романтик первой половины XIX столетия - это не только высококлассный профессионал, в совершенстве владеющий техническими приёмами. Это - активный, образованный, впечатлительный, искренний человек. Для романтика сама жизнь была неотделима от искусства.
Природа акварели предполагает некую загадочность. Процесс рождения живописного произведения всегда таинственен. Но именно в акварели существуют моменты, когда в результате перетекания красок друг в друга получаются совершенно удивительные живописные сочетания. Эти моменты, когда в создание произведения включаются высшие силы, особенно привлекательны для романтиков, поскольку акварель позволяет сохранить эмоции художника. Ее можно считать заряженной энергетикой его духа и таланта.
В акварели художник может неосознанно подойти к неожиданным цветовым решениям, попробовать новые композиционные приемы, выйти за грань признанного совершенным. Именно в технике акварели художники первой половины XIX столетия пришли к великим живописным открытиям, закрепившимся в масляной живописи более позднего периода. Так, художники вышли на пленэр. И их глаз не мог не уловить, а кисть,
естественно, запечатлела всё многоцветие мира. То есть акварельная живопись предвосхитила появление импрессионизма .
Для романтика самые простые моменты жизни стали достойными эпического описания. И здесь опять же важнейшее значение имела работа акварелью, поскольку именно акварельные натурные зарисовки или фантазийные эскизы служили толчком для последующего более глубокого изучения натуры. Обыкновенные сюжеты обрастали многогранными подробностями, впечатлениями и приобретали самостоятельную художественную ценность.
Русская акварельная живопись первой половины XIX столетия развивалась аналогично тому, как шёл этот процесс и в других европейских странах. Акварели русских мастеров по своему техническому качеству, эмоциональности и живописности не уступают лучшим мировым образцам, таким как работы английских или французских акварелистов. Их своеобразие определяется спецификой русского менталитета, общим характером русской культуры. Конечно, в каждой акварели ясно читается творческая манера автора. Но в целом русская акварель того времени отличается изяществом, лиричностью, глубокой философией.
Акварельная живопись сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Её глубинные пласты раскрываются постепенно. Постижение всех тайн акварельной живописи, скорее всего, невозможно в силу бесконечности всего сущего в этом мире. Но, безусловно, акварельные работы закономерно включать в искусствоведческий анализ наравне с другими произведениями искусства.
Работы, опубликованные по теме диссертации:
1. Миклушевская И.Н. Художник Григорий Григорьевич Гагарин на Кавказе / Сб. ст. по материалам Международной научн. конф. Московского государственного Академического художественного института им. В. И. Сурикова «Художник как человек и человек как художник» [отв. ред.: докт. ист. наук, проф. Л.А. Чёрная]. - М.: МГАХИ им. В.И. Сурикова, 2007.-С. 225-228 (0,3 п. л.).
2. Миклушевская И.Н. Английские акварелисты // Художественная школа. - М. - 2007 - № 6 (21). - С. 30 - 32 (0,25 п. л.)
3. Миклушевская И.Н. Тема пути в акварелях русских художников первой половины XIX столетия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [гл. ред.: до кг. экон. наук, проф., засл. Работник культуры РФ Н.В. Кротова]. - М. - 2007. - № 6 (20). - С. 205 - 207 (0,3 п. л.).
4. Миклушевская И.Н. Акварельная живопись и взаимовлияние искусств в русском романтизме // Искусство в школе (гл. ред.: A.A. Мелик-Пашаев]. - М. — 2007. - № 6. - С. 18 - 21 (0,54 п. л.).
5. Миклушевская И.Н. Ориентальная тема в акварелях русских художников-романтиков первой половины XIX столетия // Искусство и образование (гл. ред.: H.A. Кушаев). - М. - 2007. - № 7. - С. 111 -122 (0,83 я. л.).
6. Миклушевская И.Н. Английская классическая акварель и русское искусство первой половины XIX века // Театр. Живопись. Кино. Музыка (Ежеквартальный альманах) |гл. ред.: КЛ. Мелик-Пашаева]. - М. - 2008. - № 1 (февраль). - С. 73 - 84 (0,68 п. л.).
7. Миклушевская И. Н. Тема свободы в акварелях русских художников первой половины XIX столетия // Театр. Живопись. Кино. Музыка (Ежеквартальный альманах) (гл. ред.: КЛ. Мелик-Пашаева]. - М. - 2008. - № 2 (февраль). - С. 109 - 118 (0,55 п. л.).
АВТОРЕФЕРАТ
Миклушевская Ирина Николаевна Подписано в печать 59.06.08. Печать ризографическая .Бумага офсет Объем 1,5 п л Тираж 100 экз
Отпечатано в типографии ООО «Печатный Дом» 191186,г. Санкт-Петербург,наб р Мойки,д.48,корп. 10,тел: (812)571-16-39
Текст диссертации на тему "Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века"
.19. Айвазовский И. К. Генуэзская башня. 1845 / Бумага, сепия. ГРМ.
2.1.20.
Чернецов Н. Г. Рыбинск.
1838 / Бумага, акварель. ГРМ.
2.1.21. Чернецов Н. Г. Караван судов на Волге, идущий к г. Романову Ярославской губернии. 1838 / Бумага, сепия. ГРМ.
2.1.22. Чернецов Н. Г. Суда, переправляемые из Волги в Дон сухим путем от Дубровского посада Саратовской губернии. 1838 / Бумага, сепия, тушь, перо. ГРМ.
23. Чернецов Н. Г. Вид г, Чебоксары в Казанской губернии. 1838 / Бумага, акварель. ГРМ.
.1.24. Чернецов Г. Г. Река Шексна при впадении в Волгу и казенные запасные хлебные магазины в Петровском. 1838 / Бумага, сепия, тушь. Кировский областной художественный музей имени В.М. и A.M. Васнецовых.
2.1.25. Чернецов Н. Г. Лысая гора в которую восходил император Петр
тушь, перо. ГРМ.
Жигулях на Волге, на /. 1838 / Бумага, сепия,
2.1.26. Чернецов Н. Г. Развалины храма в Болгарах на Волге. 1838 / Бумага, сепия, перо, графитный карандаш. ГРМ.
2.1.27. Чернецов Г. Г. Внутренний вид развалин храма в Болгарах на Волге. 1838 / Бумага, сепия, тушь, перо. ГРМ.
.28. Чернецов Н. Г. Вид на Везувий с острова Капри. 1842 / Бумага, акварель. ГРМ.
73
2.1.29. ГРМ.
Чернецов Н. Г. Форум в Помпее.
1842 / Бумага, акварель.
2.1.30. Чернецов Н. Г. Вид Вифлеема с Иерусалимской дороги. 1843 / Бумага, перо, акварель. ГРМ.
2.1.31. Чернецов Г. Г. Арка «Се Человек» на Крестном пути в Иерусалиме. 1843 / Бумага, сепия, перо. ГРМ.
2.1.32. Чернецов Н. Г. Судные ворота в Иерусалиме. 1843 / Бумага, сепия, перо. ГРМ.
2.1.33. Чернецов Г. Г. Гефсиманский сад в Иерусалиме. 1843 / Бумага, перо, акварель. ГРМ.
2.1.34. Брюллов К. П. Школа Гомера на острове Итака. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.35. Брюллов К. П. Вид Акарнании от источника Аретузы. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.36. Брюллов К. П. Развалины храма Юпитера в Олимпии.
1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.37. Брюллов К. П. Греческое утро в Шираке. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.38. Гюбер Жан-Батиста-Луи Школа Гомера на острове Итака. 1835-1839./Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.39. Брюллов К. П. Храм Апполона Эпикурейского в Фигалии. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.40. Брюллов К. П. Внутренний вид храма Апполона Эпикурейского в Фигалии. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.41. Брюллов К. П. Долина Итомская перед грозой. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.42. Брюллов К. П. Дорога в Синано после грозы. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.1.43. Френ А. Р. Монастырь Иверской Богоматери на Афоне. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.44. Френ А. Р. Монастырь Св. Павла на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
.45. Френ А. Р. Монастырь Дохиар на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.46. Френ А. Р. Внутренний двор монастыря Св. Лавры на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.47. Френ А. Р. Береговая башня (Пристань Иверского монастыря). 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.48. Френ А. Р. Русский монастырь на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.49. Френ А. Р. Келья близ русского монастыря на Афонской горе. 1835. /Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.50. Гюе Ж. М. Монастырь Св. Павла на Афонской горе. 1835 - 1839 / Бумага, акварель, белила, лак. ГМИИ.
2.1.51. Бирман П. Внутренний двор монастыря Св. Лавры на Афонской горе. 1835-1839 / Бумага, акварель, лак. ГМИИ.
.52. Ефимов Н. Е. Внутренний вид монастыря Иверской Богоматери на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.53. Ефимов Н. Е. Внутренний двор русского монастыря на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.54. Ефимов Н. Е. Внутренний вид монастыря Дохиары на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель. ГМИИ.
2.1.55. Ефимов Н. Е. Двор монастыря Св. Павла на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.56. Ефимов Н. Е. Внутренний вид монастыря Ватопеда на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
2.1.57. Ефимов Н. Е. Сени и портик собора Св. Лавры на Афонской горе. 1835. / Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.
.58. Толстой Ф. П. Романтический пейзаж с античным круглым храмом. 1842 /Карандаш, перо, тушь. ГМИИ.
2.1.59. Иванов А. А. Рыбачьи хижины. Середина 1840-х - 1850-е / Бумага, акварель, графитный карандаш. ГТГ.
2.1.60. Иванов А. А. Лодки. Лист из альбома. Середина 1840-х -1850-е / Бумага, акварель, графитный карандаш. ГТГ.
2.1.61. Иванов А. А. Терраса, обвитая виноградом. Середина 1840-х - 1850 / Бумага, акварель, графитный карандаш ГТГ.
.62. Иванов А. А. Итальянский пейзаж. Неттуно. Середина 1840-х- 1850-е /ГТГ.
2.1.63. Иванов А. А. Вода и камни. 1846 / Бумага, акварель, графитный карандаш. ГТГ.
2.3.1. Брюллов К. П. Портрет Теодора Колокотрон. 1835 г. Бумага, сепия. ГТГ.
2.3.2. Брюллов К. П. Грек, лежащий на скале. 1835 г. Бумага, сепия, графитный карандаш. ГТГ.
2.3.3. Брюллов К. П. Раненый грек, упавший с лошади. 1835 г. Бумага, сепия, графитный карандаш. ГТГ.
2.3.4. Брюллов К. П. Горные охотники. 1835 г. Бумага, сепия. ГТГ.
2.3.5. Гагарин Г. Г. Групповой портрет членов «Кружка 16-ти» -«Игра в карты». 1840 / Рис. ГРМ.
2.3.6. Гагарин Г. Г. и Лермонтов М. Ю. Эпизод сражения при реке Валерик. 1840 / Акварель, ГРМ.
2.3.7. Гагарин Г. Г. Набег. 1840 / Карандаш, белила, сепия. ИР ЛИ РАН.
2.3.8. Гагарин Г. Г. Гамборы.
1840 / Акварель, ГРМ.
2.3.9. Гагарин Г. Г. Отряд в горах. Мистли. 1840 / Акварель, ГРМ.
2.3.10. Лермонтов М. Ю. Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 1835.
2.3.11. Лермонтов М. Ю. Волобуева мельница (Ночной пейзаж). 1837 / Собрание И. С. Зильберштейна).
2.3.12. Лермонтов М. Ю. Конь на свободе. 1830 / Гос. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
4.1. Воробьёв М. Н. Караван-сарай в Тантуре. 1820 / Бумага, тушь, кисть, перо. ГТГ.
2.4.2. Воробьёв М. Н. Арапки в Тантуре. 1820 / Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. ГТГ.
2.4.3. Воробьёв М. Н. Женщина из Сен-Жан д-Лкры. акварель, тушь. ГТГ.
1820 / Бумага,
2.4.4. Брюллов К. П. Полдень в караван-сарае. 1835 / Бумага, сепия, графитный карандаш. ГТГ.
2.4.5. Брюллов К. П. Турок, садящийся на коня. 1835 / Бумага, сепия графитный карандаш. ГТГ.
2.4.6. Брюллов К. П. Гавань в Константинополе. 1835 / Бумага, сепия, графитный карандаш. ГТГ.
2.4.7. Брюллов К. П. Всадник, сторонящийся верблюда с поклажей. 1835 / Бумага, карандаш. ГТГ.
в узком проходе
сепия, графитный
2.4.8. Гагарин Г. Г. Кофейный дом в Смирне. 1835 / Бумага, акварель по карандашной подготовке. ГМИИ.
2.4.9. Брюллов К. П. По велению Аллаха раз в год меняется рубаха. 1845 / Картон, сепия. ГТГ.
2.4.10. Брюллов К. П. Сладкие воды близ Константинополя. 1849 / Акварель. ГРМ.
2.4.11. Чернецов Н. Г. Улица Табания в Каире. 1842 / Бумага, акварель. ГРМ.
2.4.12. Чернецов Н. Г. Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире. 1843 / Бумага, акварель. ГРМ.
2.4.13. Чернецов Н. Г. Фонтан во дворе мечети Хабания. 1842 / Бумага, акварель. ГРМ.
2.4.14. Чернецов Г. Г. Мечеть Гама Лгумандур на Нильском рукаве. 1842 / Бумага, акварель. ГРМ.
2.4.15. Скотти М. И. В гареме. 1840-е / Акварель (с использованием бронзовой краски и белил). ГТГ.
2.4.16. Делакруа Э. Лист из альбома. 1832 / Лувр, Париж.
2.4.17. Делакруа Э. Лист из альбома. 1832 / Лувр, Париж.
2.4.18. Делакруа Э. Еврейская невеста в Танжере. 1832 / Лувр, Париж.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. И. СУРИКОВА
На правах рукописи
Миклушевская Ирина Николаевна
Романтические традиции русской акварельной живописи в первой половине XIX века
Специальность: 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное
искусство и архитектура
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель: профессор,
доктор искусствоведения Киселёв М. Ф.
Москва 2008 г.