автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романы аббата Прево и проблема природы человека во французском просвещении первой половины XVIII века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Алташина, Вероника Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Романы аббата Прево и проблема природы человека во французском просвещении первой половины XVIII века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы аббата Прево и проблема природы человека во французском просвещении первой половины XVIII века"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 840:82-3

АЛТАШИНА Вероника Дмитриевна

Р0МАН11 АББАТА ПРЕВО И ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Ш! ВЕКА

Специальность 10.01.05. - Литература стран Западно? Европы,

Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учено? степени кандидата филологических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1992

СА1Ш-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 840:82-3

АЛТАШИНА Вероника Дмитриевна

РОМАНЫ АББАТА ПРЕВО У. ПРОБЛЕМ ПРИРОД! ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРОСВЕЩЕН:® ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ЗЕКА

Специальность 10.01.05. - Литература стран Западной

Европы, Америки и Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук ,

У

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1992

Работа выполнена на кайедре истории зарубежных литератур филологического факультета Санкт-Петербургского университета

Научный руководитель

Официальные оппоненты

доктор Филологических наук профессор М.В.Разумовская

доктор Филологических наук профессор З.И.Кирнозе

кандидат филологических нау: доцент И.В.Лукьянец

Ведущее учреждение

Защита состоится на заседании специализиров:

- Государственный педагогичес университет им.А.И.Герцена

1992г. в /V час.

ого совета К 063.57.42 по присуждению учёной степени кандидата наук в Санкт-Петербургском Университете : 199164, Университетская наб.', д.II.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького: Санкт-Петербург, Университетская наб.,д.7/9

Автореферат разослан

Учёный секретарь специализированного совета кандидат Филологических наук

А.И.Владимирова

Задачей данной работы является изучение идейного содержания зх романов аббата Прово в связи с просветительскими идеями и, з.внын образом, в связи с проблемой природы человека, а также злиз худсзествеш-юго мастерства рем-акпета. Такого рода исслэдо-ois пено.'тет уяснить чу валнуто роль, которого просветители отвоет проблеме природы человека в первой полскше ХУ1лз, а также эеделитъ истинное место наследия аббата Пгезо в иреалогической эстетической системе Прсзвецснжя. В работе тссмгттивактся все :ять жоготомных романов писателя; к анализу привлекаются так:::е гтьи Прево в созданием им .-»урпгле t!2a it Против" и подготовлен-з км тема "'Веесбдеп истории путешествий'', которое, равно как и теьма Ментора'!, позволяет глуб;~е понять представления писателя -¡орали, воспитании, религии, a Taicse его взгляды на литератур-1 процесс в цело;,;.

Актуальность исследования. В последнее времт значительно воз-з интерес к французе коз-у ромаз-'у лУПз. Происходит переоценка его ти в история развития :канра, отдаётся долг:ное многи?:, пое.уде 'ытом, писателя?.:. К числу таилк писателен относится и аббат зво, стаглип в. нзтл дни для мирского читателя автоггм лн::ь од-то шедевра - "Истории кавалера де Грие и '!анон Леске". Попытка ьектавно оценить наследие писателя, которое,несомненно,бнло пло-: общего развития просветительской ф::лозо*»;г и эстетики, и язля-;я пртпгтноЯ актуальности данного исследования. Лктуальнттм язля-зя такке интерес к проб;:е?'е попрели человека в рилосо~ии лран-зского Просвещения и к проблеме правдоподобия в рсане етого не-зда, поскольку разрепение ет:е>: прсблез.: помогает объективно;: и :нси опенке той' роли, которую сыграла в развитии ицеи и культ"'-филосохия и литература лУПз во Франции.

Научная новизна ¡исследования. В диссертанта впортне творчест-аббата Прево расс.:атрпвается з контексте просветительской мыс-и делается вывод о его несомненной к ней принадлежности. Сле-зт отметить, что в исследованиях, посвядённьх аббату Прево, ецё было дано по.хного системного представления о творчестве писа-тя, о его взглядах на различкне проблемы, волновавшие все пере зке уиы его времени и, в первую очередь, на проблему природы товека.

Целью данной работы является выяснение ипейного содержания зрчества Прево, а такяе на его примере выявление особенностей года осмысления нравственных проблем в гЬьтосо г;га и литературе зематриваемого периода. Кроме того, необходимым представляется

определить вклад художественного мастерства писателя в развитие романа, как данра.~

Практическая значимость диссертации заключается в тон, что её положения и вывода ш'гут быть испальзоБаны при разработке общего к специальных курсов по натори французской литературы ХУПз при издании сочинении аббата Прево ках пошт^ь в комментировании его произведений.

Апробация работы состоит в тем, что её автором опубликованы две статьи, отразавх^е ее содержание. Научные доклада автора дне сергацяп бьем сбсуздены на аспирантская семинаре кафедры история зарубежных литератур, на конференция преподавателей филологического факультета СПб/, а также на научных конференциях в Одессе, Ижевске и ¡Минске.

Объём ж структура работы. Днссертащя состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и списка использованной литера туры.

СОДдРИШЕ РАБОТЫ

Во введения рассматриваются основные этапы изучения гворчзс кого наследия аббата Преш. Восприятие романов Прево претерпело зволззфш, закдщмернув для многих писателей - его современников: большой успех в первой половике ХУШв, постепенное охлаждение пу£ лики к его творчеству к канну ХУСв, почти полное забвение в ХГХе и, наконец," возрождение интереса к его жизни и творчеству в XX с летни.

Есследозатели проделал;! огромнув работу, чтобы по крупищ! собрать данные о гизни аббата Прево, установить хронологии его творчества, атрибутировать его сочинения. Подлинно научное изуче ние творчества Прево начинавтея в ХХв, когда в 50-60-е годы пош лязися работы К.З.Акэгель и А.Родье, а в 1555 г - сборы г к статей участников коллоквиума, посвяп^нного аббату Прево. Главная заслз га в открытии значения творчества писателя принадлежит Е.Сгару, посвятишему писателю как свонз докторскую ддссертацив "Прево - ] ианиет"/К38/, так и многочисленные статьи. Усшхиеми ¿¿.Стара щи университете в Гренобле было создано Общество Прево д'Зкзиль, а такжег начиная с 1978г, стало выходить восьмитомное собрание сочинении Прево, законченное к 1986г.

Несмотря на видимув изученность творчества Прево, о чём се детельствуег доеолько значительное количество посвященных ему р бот и немалое место, отводимое ему в тргдах, исследаш^гх йранцу:

tt poican ХУ2з з цзлсн /Лэбретон, Куле, '''-зй, Ргстен л др./, твор-

■CTBO ПКСатЗЛЯ изучено I: ЗД'СТ^ТО":* Э . "i Г/^Т'и , Gííy ^СС"2*"—'^HKHe , знэ условно газ л s л;: г ь на: хзследсвания, объект кототкх — олдзль— в решен писателя /з основном, "Нанои "seso™ л Т^стория одной ячннкк"/ ;î работы, з которых рассматривается пакая-тэ еттргде-•нная прейлека /напршер, понимание писателен заорали и любнл з .ботэ А.Зггнгермана илз npoSreis ритортгн з его рсмэкзх - у 2.П. р:::на/. Крс;:е того, кет единого кнзння о тем, следует лп рас-¡атрпватъ творчество писателя гак сторонника класкпзтоз, тхлгвн-'3zia или шэсс^здекпя. 3 стечеств0нрс£ лг^зраттро^0"4^"—tí i ~'""""р1- о Прево возник з 33-60-е годы XX зека /статьи Гриба, Елппера, нота/. Чрезвычайно ъэяннки для изучения творчества Сревэ язля-■ся работы И.З.Разумэвской н А.Д.Нихайлова.

Ееззая глава "Понятие щхгрода человека в ссо^кз сранцуз-гго Просведенпя первой половины ХУНз". Понятна природы чзлове-l было основополагагцим в «рилосоЗской згысли злохи Просвещения, ■ркцая продрассуд:-з! феодаллзиа, отрицая абсолютизм газ отззтвлуп ps.%- правления и церковь sas институт полпггчеезлй, лклогогн Из противопоставляли ям "естественный порядок'" и "rocрис естест-:ннсго права", которые сил стрсплл, изучал натуру человека.

Поскольку, как считали просветители, человек кз з ггоавэ рас-птрнвать себя вне скруззпдэгэ icipa л его натура подчинена занося и принципам, свойственным всей гнзнчеекгпг тзлед h явлениям, > в изучении его природа £алосо5я отыграются на новейлие достихе-н естественных наук, !иедишЕЫ, проходя s иехакнстичес-

му выводу о тем, что все духов:~:з проявления человека - лилъ гедствие 'йгзиологнческих свойств его телесной организация. В щп-де человека они наделял:; черты, будто бн всегда ей присудив, я тем рационалистической дедукции устанавливали права человека н ¡стествелныэ", противопоставленные неестественным, гесподствуо-31 з обцествэ, отношения.

Культ природы в эпоху Просвещения не был случайным, сн бнл дготозлен всем развитием гЬилософсксй, научной, религиозной, эти-якой 1ягсли конца ХУЛ - начала ХУПвз. К началу ХУПз главенствув-:э liecTO во французской ¡философии по-прежнему занизило картези-гство. В основном з картезианской философии существенную роль ■али играть два основных положения: всемогущество разута, и уникальный механицизм. С яыэнем Декарта связана и концепция жи-1гного-згзл!1шы, которую разовьет и отвергнет ХУЕв. Болклое влиа-

ние на развитие Философской мысли в начале ХУИв наряду с философией Декарта оказало и учение .Мальбракпа, представляющее собой попытку слить философию и религию в единое миропонимание. Маль-брашп дал систематический и точный анализ механистической концепции человека, из которого следовал неизбежный выеод о противопоставлении душ и тела, кроне того, именно за Мальбранпем долхна быть признана заслуга основателя этики как науки.

Появление "Опыта о человеческом разумении" Дк.Локка в 1690г произвело революцию в Философской мысли, превратив самого человека, его умственные и духовные способности в объект исследований. Краеугольны;.! камнем теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта, фундаментальной частью которого являются ощущения, вызванные воздействием внешнего мира на органы чувств, локк продолжает критику теории вролдённкх идей, начатую узе Гассенди и Гоббсом.Отрицание врождённости моральных принципов лекало и в основе этик;! Локка, что помогло ему сделать вывод о тесной•связи понятия добра с удовольствием и пользой, а зла - со страданием и вредом для человек и, таким образом, обосновать учение о "естественном законе" морали и далее - о "естественном праве". Философия Локка к" одит во Франции многочисленных сторонников и преданных защигнйков, которые не просто восприняли идеи английского философа, но и. попытались творчески дополнить их.

Доктор медицины Ламетри, стремясь объяснить природу из неё самой, а психические явления - из свойств материи, утверкдает, что материальный мир существует сам по себе, что у него не было начала и не будет конца, а современный порядок вещей - относителен и преходящ. В работе "Естественная история души"/1745/ Ламет' ри развивает на материалистической базе эмпирический сенсуализм Локка. Расс„~<5Дения Ламетри, основанные на строгой научной основе на глубоком профессиональном знании анатомии, физиологии, патоло гии, явились важным этапом в постижении природы Человека, одновр менно как бы подведя итоги предшествующим исследованиям и положи начало новому истинно материалистическому взгляду на мир и челов

Несомненно ванное место среди трудов, посвящённых познанию человеческой природы, занимают произведения Кондильяка, верного последователя Локка, изучившего процесс возникновения ощущений посредством органов чувств на примере статуи, обладающей попеременно пятью чувствами и, соответственно, получающей различного р

а ощущения.

Развитие естественных наук, медицины, физики, геограйии, от-рытия Ньютона, труды Реомюра, Бюффона, философские произведения опертой, Ламетри, Кондильяка - всё это вызвало коренное изменение концепции самой идеи Природы в конце ХУЛ - первой половине ХУЗЧвв: зреход от понимания её как механизма к её одухотворению. Челове-эская природа - вот та основа, сообразно которой надо изменить зсударственнвз и политическое устройство, мораль, верования, восстание.

I.Природа и общество. Человек по природе супество обществен-эе - таково мнение большинства философов первой половшш ХУШв. обовь к самом!1- себе, которую просветители считали главным инс-дактом человека, стремление удовлетворить свои не только матери-1ьные, но и духовные ьуады толкают человека к сближению с други-1 людьми. Естественная необходимость становится высшей этической знностыо; именно универсальностью человеческой природы обосновы-ши универсальность "естественного состояния" - категории, сущест-:нной для ХУШв. "Естественное состояние" отличается от "градданс->го состояния" отсутствием всякой политической субординации. В гстественном обществе" люди объединены только законами естествен->й общительности, это состоягае мира, добронелательности, взаимомощи. Исключительную роль в формировании французской политичес->й шсли Х/Шв сыграла теория "естественного права". Учение о "ес-¡ственном законе" и "естественном праве" как системе "естествен-IX законов" было унаследовано мыслителями ХУШв от более ран:пи: юретиков - Спинозы, Гоббса, Локка, а корни его восходят ещё к личности. Исходным пунктом учения о "естественном праве" в ХУВв ляется природа человека, которая понимается как нечто единое и изменное. В натуре человека вцделяют черты, данные человеку при-дой и всегда ему присущие, из которых выводят основные принципы щественной жизни, именуемые "естественными законами" или "ес-ственным правом".

П. Природа и мораль. Для того, чтобы жить в обществе, люди лжны придерживаться определённых норм поведения, основанных на иродных побуждениях, изучению которых посвящены нногие филосопт-ие и моральные трактаты этого времени. Говоря о моральных пред-авлениях ХУШв, можно отметить то, что они развивались на основе аимов.гияния и взаимопроникновения морали христианской, в том её вом качестве, которое проявилось уже в конце ХУПв /большая тер-

пимость, доверие к человеческой природе/, и морали светской, сформировавшейся к тому же времени. Просветители, признававшие стройный порядок физического мира, приходят к убеждению, что подобный порядок существует и в мире моральном, надо только суметь его определить и открыть для всех. Моральные системы первой половины ХУШв отказываются от христианского учения как основы морали и основываются на чисто человеческих принципах, главные из которых - счастье и полезность, что согласуется с материалистическими взглядами. Большинство моралистов признаёт законность личного счастья, считая, однако, что поиски личной выгоды не должны вредить другим: не может быть личного счастья без счастья общественного. Для ХУШв мораль индивидуальная неразрывно связана с ыоралы общественной; основной закон морали определяли, основываясь на "золотом правиле" Евангелия: "Итак, во всём как хотите, чтобы с вами поступали лвди, так поступайте и вы с ними", о чём свидетельствуют произведения Дюкло, маркиза д'Аркана, .отца-Еюфье, Ле-метра де Клавиля. Учитывая необходимость соответствия поведения человека нормам общественной жизни, моралисты называют основными добродетелями справедливость, терпимость, правдивость, доброжелательность, гуманность. Причём в зависимости от пола, возраста, сословия, общественного положения моральные добродетели могут быть разными: яркий пример тому - "Наставления матери сыну"/1727, и "Наставления матери дочери"/1727/ г-жи де Ламбер. Проблема соотношения чувства и разума понимается неоднозначно. Одни /Леметр де Клавиль, отец Бюфье, г-жа де Ламбер/ считают, что в своём поведении должно руководствоваться разумом. Другие, например Вове-нарг, придерживаясь сенсуалистической теории, полагают, что надо следовать внушению чувств. Однако большинство из них стремится примирить эти два начала, и основная тенденция этической мысли этой эпохи заключается в стремлении соединить воздействие на человека страсти и разума, дрбродетели и счастья.

Ш. Природа и счастье.Стремление к наслаждению просветители считали законным и естественным для всех лвдей, поэтому они ставили своей целью достижение всеобщего счастья. Личное счастье, по мнению Философов ХУШв, неотделимо от счастья общественного. Само понятие счастья в ХУШв приобретает земное и реальное значение: это уже не раскаяние и усмирение плоти ради призрачного счастья в потустороннем мире, а непосредственное удовлетворение естественных человеческих желаний, следование голосу природы.

IV. Природа и религия. Стремление века Просвещения искать сновы всего существующего в природе человека приводит к появле-ию понятия "естественной религии". Учение о "естественной рели-ии", основывается на двух основных положениях: вере в Бога-Соз-ателя и в следовании добродетели в жизни, чтобы угодить Богу и аслужить счастье, об этом пишут Монтескье- и Круза. Для первой по-овины ХУИв характерно стремление примирить веру в Бога с призна-ием прав человеческой природы; просветителям этого периода свой-твенно не неверие в Бога, но отказ от сверхъестественных объяснена явлений жизни. Основной религиозно-Философской системой во ранции первой половины ХУШв становится деизм, допускавший сущеет-ование Бога как Создателя всего сущего, который, сотворив мир,

е вмешивается более в его развитие, подчиняющееся физическим за-онам природы.

V. Природа и воспитание. Стремление как можно полнее познать еловека неизбежно приводит к изучению проблемы воспитания, зани-ающей важное место в трудах моралистов первой половины ХУШв. ольшое влияние на формирование взглядов французских просветите-ей оказала книга Локка "О воспитании"/1693/. Если под воспитани-м английские просветители подразумевали воздействие на человека редде всего семьи, французские просветители включали в это поня-ие влияние на человека общественной среды и, в первую очередь, осударственных учреждений. Появляется много работ по воспитанию, оздакзтся новые системы обучения. По всеобщему признанию, воспи-ание не должно быть отталкивающе принудительным, но, напротив, еликатны* и привлекательным /Леметр де Клавиль, Ролэн и др./. еметр де Клавиль предлагает подробный план воспитания порядочно-о человека; систему практического воспитания мы находим в "Опыте

человеческом уме" Морелли; г-жа де Ламбер считает, что воспита-ие призвано просветить и улучшить человеческую природу, подчёр-ивая то, что воспитание юношей должно быть иным, нежели воспита- ' не девушек. По мнению Ламетри, воспитание внедряет в человека равственность, которая движет его сознанием я поведением против яутренне присущей ему природы, против естественного для него эго-зма, и без воспитания на свете было бы очень мало хороших людей, эскольку от природы люди злы и эгоистичны. Большинство просвети-элей полагало, что человек от природы имеет как добрые, так и урные инстинкты, и задача воспитания - развить одни и побороть ругие, причём воспитывать надо и ум и сердце человека.

Вторая глава "Понятие природы человека в романах аббата Прово". Б эпоху Просвещения изучение природы человека было уделом не только авторов Философских и моральных трактатов; писатели в своих художественных произведениях также стремились постичь её законы и сообщить о них своим читателям. Такую цель ставил перед своим творчествам и аббат Прево.

I. Научный подход к психологии человека в творчестве аббата Прево. Признавая материальность мира, исходя из главного свойства материи - чувствительности, писатели считали духовные проявления человека следствием его телесной организации и приходили к выводу о зависимости психологии от физиологических процессов. Аббат Прево, как никто другой, стремился познать человека и, как истинный представитель Просвещения,он хотел подняться до всеобщего объяснения человеческой природы, считая, что сходное физиологическое строение человека даёт основания для подоо'ных обобщений. Б своём учении о психике человека Прево был детерминистом, утверждая зависимость душевной жизни от телесной организации и воздействия внешнего мира. Изучение психологии человека у него всегда соединяется с глубоким интересом к физиологии, биологии, медицине, чему посвящены многие страницы его журнала "За и Против". Природный темперамент героя, его возраст, наследственность играют важную роль в произведениях писателя, и к решению этих проблем Прево подходил с точностью учёного, опираясь на новейшие достижения наук. Для каждого конкретного состояния души характер ны определённые изменения в организме, описывая которые автор ПО' могает читателю глубже понять чувства героя, проникнуть в его ду' шу. Поскольку причиной самых сильных эмоциональных потрясений, оказывающих наибольшее воздействие на организм человека, является любовь, то именно проявления этого чувства писатель рассматри вает наиболее подробно, часто сравнивая её с болезнью й пытаясь найти от неё лекарство.

П. Мораль и учение о добродетели в романах Прево. "Поучать развлекая" - такой была главная цель не только Прево, но и большинства просветителей, неизменно подчёркивавших моральную пользу своих произведений. Прево полагал, что в моральном мире существу ет такой же стройный порядок, как и в мире физическом; необходимо познать законы морального мира и ими руководствоваться в своё поведении. Для Прево как для человека верующего неразрывная свяэ морали и религии была очевидна: как бы добродетелен ни был чело-

:к по своей природе, однако если его природные склонности не дкреплены принципами морали и религьи, он легко гложет стать на гть порока, Но несмотря на тесную связь морали и религии, мораль >ево нельзя назвать только христианской: в духе века в ней сое-¡нены принципы христианской и светской нравствен юсти. Мораль ¡бата Прево чужда суровости и нетерпимости, он снисходителен к ловеку, готов многое простить.ему, но при условии, что сам че->век не преступил в своём сердце норм праведного поведения, не рёкся от своих естественных чувств. Прево считал, что, посколь-■ природой в человека заложены хорошие инстинкты, он может быть бродетельным, если будет разумно руководить своим поведением, давляя дурные наклонности. Это отнюдь не означает, что челове-м должен руководить только разум, чувство имеет на это не мець-прав, необходимо только, чтобы оно не противоречило правилам сти и добродетели. Поскольку способность чувствовать и любить ложена в нас самой природой, человек не властен отказаться от ого, но он может управлять собой, стремиться к тому, чтобы его |бовь не противоречила правилам религии и чести. Борьба страсти долга, разума и чувства, добродетели и любви - излюбленная тема огих романов этого времени /Мариво, Кребийон-сын, Дюкло/, расть побеждает разум, но для Прево, как и для Вовенарга, как для других сторонников "чувствительности", страсть является елом великих душ. Герои Прево - чувствительные люди; по его мне-то, чувствительность предрасполагает к добродетели, но быть до-одетельным трудно, добродетель - зсегда плод страданий и уси-й для преодоления себя. Добродетельная натура героев Прево не шает им заблуждаться и совершать недобродетельные поступки: ремление к счастью, к эгоистически понимаемой свободе, следова-е движениям своего сердца в ущерб другому иногда приводит чело-ка к нарушению моральных предписаний. Но недобродетельное по-дение героев обычно временно, и они, как правило, возвращаются добродетельной жизни, к выполнению своего долга, поскольку, по ению писателя, только добродетель способна дать истинное счас-е. Дурные поступки своих героев Прево оправдывает невинностью ижущей ими силы - любовью. Для писателя важен не сам поступок, его мотив, который, единственно, может обесчестить человека, рои Прево - не преступники, они скорее жертвы - жертвы своей вствительнсй натуры и общества, ставящего преграды их страсти, авственность человека зависит от окружающей среды. Вдть добро-

детельным в развращённом обществе трудно и подчас невозможно.

и.Личность и об1цество. Существование разрыва между отдель-нйм человеком и обществом было очевидно для мыслителей ХУШв; по существу каждый роман эпохи Просвещения - это попытка понять человека, раскрыть причину противоречий между ним и обществом. Лесалс по праву считается создателем французского романа нравов; глубокие романы о нравах создавал и Ш.Дюкло; сцены парижского бы та рисует ¡Лариво; Кребийона-сына интересует прежде всего развращающее влияние порочного общества на душу человека. Аббат Прево изучает соотношение норм общества и манеры поведения чувствитель ного героя. Конфликт между добродетельной природой человека и по рочными общественными устоями является главной пшчиной несчасти героев его романов, именно это толкает их на путь порока, делает способными на обман и преступление. Самый трудный конфликт возни кает между обществом и любовью. В порочном обществе нет места чистому и искреннему чувству, и герой вынужден прибегать к лжи, обману, бороться с противоестественными законами. Мнение света, предрассудки, неравенство положений, различие верований - всё восстаёт против любви, препятствует счастью героев, которые долж ны пройти через множество испытаний, чтобы обрести, наконец, спо койствие и счастье. "Точность социального анализа Прево", его умение в небольшом произведении показать "нравы эпохи - от высшего света до рядовых горожан" отмечается многими исследователями его творчества, и это справедливо не только по отношению к "Манон Леско" - произведению, наиболее привлекавшему внимание учёных /Гриб, Виппер, Михайлов/. Во всех своих романах Прево показывает столкновение героя и общества, в законах которого писатель видит главную причину страданий и преступлений своих чувствительных героев. Но наибольшую остроту критика французского общества приобретает в конце его творческого пути - в романе "Мему ры порядочного человека"-/1749/, где Прево, подобно Монтескье, на блюдает за нравами парижского света со стороны глазами своего ге роя, впервые попавшего в Париж и знакомящегося с его жизнью.

Просветители считали, что необходимо изменить общественные законы и политическое устройство сообразно требованиям природы человека, только тогда можно будет достичь всеобщего счастья и процветания. Примером идеального общественного устройства, благоприятствующего соолюдвнию нравственных принципов, Прево считал Англию, страну, которую писатель хорошо знал и любил. Впервые ка

на "счастливого острова" появляется в пятом томе "Мемуаров знат-го человека"/1728/, и с тех пор английские порядки будут глав-м предметом изображения в его романах. Справедливое государст-нное устройство Англии, её процветание и счастливая жизнь её итателей, несомненно, оказали сильное влияние на знаменитые опии в "Кливленде", где Прево пытается воплотить идеальный го-дарственный строй, дать современникам образец для подражания, опия была распространённой разновидностью французского романа рвой половины ХУЖв /"Новый Гулливер, или Путешествие Жана Гул-вера, сына капитана Лемюэля Гулливера",1732,аббата Де^нтена, амеки",1735,гаевалье де ',{уи, "Новый законодатель", 1739,маркиза Аржана, "Письма перуанки",1747, мадам де Графиньи, "Базилиада", 53,Морелли/. Тема идеального государственного устройства игра-важную роль в двух вццащихся романах этих лет - "Приключения бера Шевалье,прозванного Бошеном"/1732/ Лесажа и "Английский лософ, или История г-на Кливленда"/1731-1739/ аббата Прево, хо-: они и не относятся к жанру утопий. На протяжении действия рона Прево трижды изображает естественные условия жизни: в книге - рассказ о жизни протестантских беженцев на о.Св.Елены; в кни-1У - попытка Кливленда просветить индейцев-абаков; в книге Х1У устройство жизни племени нопадов. Прево, как впоследствии и льтер, не идеализирует "дикое состояние", он не верит во врож-нную доброту человека вне всяких принципов религии и морали, он тко отделяет инстинкты от сознания, полагая, что вроздённые брые качества не равны добродетелям. Чтобы быть добродетельным, обходима постоянная работа сознания, контроль разума, умение дчинить своё поведение нравственны* принципам, что не доступно карям. Цивилизация должна помочь человеку преодолевать дурные стинкты, научить его добродетельной жизни.

1У. Проблема воспитания в романах аббата Прево. Вера в воз-жность существования разумного государственного строя, справед-вых законов, равенства и достатка среди людей использовалась анцузскими просветителями для доказательства того, что все го-дарственные учреждения, политический строй, общественная среда взывают на человека сильное влияние, являясь ваяны« воспитатель-м Фактором. Большую роль в романах играет проблема воспитания, д которым понимаетая как общее воспитание - воздействие общест-нной среды, так и частное - воздействие семьи и наставников.

Проблеме воспитания Прево уделяет важное место, говоря о необходимости развития как ума, так и сердца, предлагая различные системы, останавливаясь на том, чему и как следует учить. Недаром роман "Мемуары знатного человека" стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогическими романами-трактатами как "Телеман" Фене-лона и "Эмиль" Г^'ссо. Прево говорит о необходимости глубоких знаний и хорошего образования: по его мнению, необходимо знать историю и географию, иностранные языки, большое значение предавал он чтению книг. План воспитания Прево во многом совпадает с рекомендациями Леметра де Клавиля, г-жи де Ламбер и Дюкло.

У. Религия в понимании аббата Прево. Вся жизнь аббата Прево связана с религией: образование он получил в коллегии иезуитов, был послушником, постригся в монахи, проповедывал в различных монастырях, бежал, обратился в протестантскую веру, затем вновь ста католиком. Бурная жизнь этого священника-отступника, как и его ху до:.-;8ственные произведения, говорят о том, что аббат Прево был рав нодуиен к вопросам культа, будучи деистом по своим религиозно-ли-лософским воззрениям. Преио был противником религиозных сект, фанатизма и нетерпимости, Для него религия - это не чтение Библии, не молитвы и не религиозные обряды, религия - это внутренняя вера в Бога, вера в его власть, стремление жить согласно законам, данным людям Верховным Существом. Аббат Прево пытается обосновать свою религию - религию, чуждую принуждению, свободную от догм и суеверий, соответствующую природе человека, радостную и светлую. В этих поисках истинной религии Прево опирается на передовую религиозную и филосоЛскую мысль своего времени, на учение о "естест венной религии", которая сохраняет веру в Бога-Создателя и призывает следовать добродетели, дабы заслужить счастливое существование. Это было попыткой примирить человека с самим собой, отказать ся от противоречия ме:-.<ду инстинктом и разумом, земными страданиями и небесным счастьем. Большое влияние на Прево оказал деизм Кла ка и Ньютона, "Записки по теологии и морали"/1732/ О.Абози, а так :ке воззрения А.Поупа. Прево настойчиво пытался найти причины стра дания людей, морального зла, существующего в мире. Во внутренней низни человека нет гармонии: зло и страдание преобладают над добром и радостью. Спасение от" этого - только в естественной религии Человек, предоставленный самому себе, не может сам заслужить спасение, возлюбить врага своего, перенести потерю любимого существа

Зеобхсдл:о обратиться к религии, и никакая иная религия, кроме христианства, не может помочь человеку в страданиях и унижениях. Христианство, но в его естественной форме, не противоречащей природе человека - вот последнее прибежище всех страдающих героев Зрззо, который стремился соединить веру в Бога с признанием прав человеческой природы.

Третья глава "Правдоподобие в романах аббата Прево". ^воё поникание природа человека аббат Прево сумел выразить на страницах своих художественных произведений, найдя для этого увлекательную фортгу, постоянно поддерживая интерес читателя достоверностью деталей и психологической тонкостью в изображении характеров.

I.Эволюция понятия правдоподобия в романе конца ХУЛ - начала ХУ12зв. ХУШз по праву считается "золотым веком" французского романа и не только потому, что время это прославлено именами знаменитых романистов, но прежде всего потому, что это был период художественных и технических открытий. В век Просвещения роман превратился в важное средство воспитания сердца и формирования ума, что было невозможно без тех коренных преобразований, которые касались его формы, композиции и содержания и главной целью которых было преодоление неправдоподобия - основного недостатака романов ШТв. Проблема правдоподобия стала основной проблемой первой половины ХУЛв, которую репали и теоретики романа и его авторы. Роман не может и не должен быть зеркалом реальности, роман - это вымысел, но т;н должен быть таким, чтобы заставить читателя забыть об этом. Роман - ото искусное переплетение вымысла и истины, выполненное с таким соверсенством, что невозможно отделить одно от другого. Важной заслугой романа ХУШв является то, что его авторы поставили и сумели решить проблему правдоподобия, смогли найти золотую середину между изображением невероятных событий и чувств и слепым копированием действительности, осознать необходимость творческого отношения к жизненному материалу и его художественной переработки. Перед романистами ХУШв стояла задача^авоевать утраченное доверие читателей, убедить их в достоверности своих произведений, которую они настойчиво подчёркивают в предисловиях, стремясь уже самой формой вызвать доверие читателей, Называя своё повествование "историей", "письмами" или "мемуарами".

П. Достоверность формы повествования. Особой популярностью в первой половине ХУШв пользовалась форт романа-иемуаров. Конец

ХУЛ - начало ХУШвз оплечен особым интересом к мемуарам и автобиографиям исторических лиц, и вызвало это прежде всего их невымышленным характером, т.е. тем, чего так не хватало романам той эпохи. Появляются такие мемуары, о которых уже нельзя точно сказать, истинные они или ложные/ а с другой стороны, многие романисты ХУШв используют в своих произведениях реальные факты. Сочетание этих дзух процессов и привело к возникновению жанра романа-мемуаров, важную роль в Формировании которого сыграли произведения г-жи де Вильдье/1632-1683/ и Куртиля де Сандра/1644-1712/. Уне сама форш. мемуаров должна была вызывать доверие читателей, но ещё более ето-лгу способствовали предисловия и предуведомления, в которых авторы выдгвагап-.е себя за издателей или переводчиков, объясняли, каким об' разом рукопись попала к ним в руки.

С. О достоинствах и недостатках формы романа-мемуаров. Повествование от первого лица, не имевшее особой популярности в ХУПв, в ХУКв становится главным способом создания романической иллюзии. 3 романе-мемуарах между читателем и героем-рассказчикоы нет никакого посредника; это доверительная беседа двух ладей, читатель становится как бы наперсником героя, делит вместе с ним его радости и тревоги. Однако, несмотря на несомненные преимуцесгг ва использования "я" в романе, с этим связаны многие трудности я проблемы. Автор должен рассказывать только о том, что случилось лично с рассказчиком, что тот сам мог видеть и знать; он должен дать почувствовать-различие между вспоминаемым прошлым и настоящим рассказчика; он дол-:ен в некоторых случаях предварять события когда этого требует ясность повествования, не сообщая, в то ке время, их развязки. Одна из наиболее важных проблем, встаззцих перед автором мемуаров, - это проблема памяти. В романе-мемуарах ХУПв господствовало хронологическое перечисление фактов, -и связано это с тем, что форма мемуаров, родившись на основе подлинной ■ мемуарной литературы, была ещё очень тссно связана с ней, строяс! по тем же правилам, что и исторические воспоминания и хроники. Отрешение к достоверности, необходимость привлечь интерес читателя и убедить его в истинности рассказываемого не позволяли романистам ломать устоявшиеся нормы, да и читатель, требовавший правдивости и ясности повествования, не понял и не принял бы ино; структуры. Однако некоторые писатели уже в ХУШв сознавали сложность ретроспективного повествования и задавались вопросом, в каком порядке рассказчик, вспоминающий своё прошлое, должен пред-

танить его читателю. Во французской литературе первым, кто дога-ался о том, что хронологическое повествование нелогично для оо-ана-воспоминаний, был аббат Прево, который считал возможными три пособа изложения рассказа: 1/придеркиваться "порядка событий"; /рассказывать в той последовательности, в которой рассказчик уз-авал то, что ранее было ему неизвестно; 3/следовать за воспоми-аниягя, т.е. рассказывать о событиях в том порядке, в каком они редстают в памяти героя. Выбрав для себя первый способ как налбоев доступный и понятный читателям, аббат Прево делает в "Кливлен-е" имевшее важные последствия признание в том, что "порядок соитий™ стесняет его и что он мечтает о субъективном повествована, зависящем только от состояния души рассказчика, который, по-ой, руководствуется своими воспоминаниями, а не хронологией со-ытий и не порядком, в каком он сам узнавал истинные причины про-зошедаего. Прево не отрицает, что нарушает правила повествования, о его больше интересует "состояние души", нежели обязанности ис-орика. Писатель намечает здесь новую технику, от которой, однако, ут же отказывается^ считая её неприемлемой для себя, но которая удет использоваться в ХХв - технику, где объективная хронология аменяется психическим временем. Именно эта техника, и Прево это очувствовал, логична для автобиографического произведения. Аббат рово - не писатель ХХв, он не может решиться говорить о неясном еясно, именно поэтому в своих произведениях он часто забегает перёд, поясняя читателю происходящее, сообщая ему те сведения, оторые не были известны в момент действия, но которые необходи-ы читателю для понимания рассказываемого. Сообщая читателям то, то было неизвестно герою, когда он действовал, расоказчик пови-уется законам памяти, так как, по логике вещей, вспоминая о ка-ом-либо событии, мы одновременно вспоминаем и то, чем оно было ызвано, и то, к чему привело. Такая осведомлённость читателя озволяет ему установить объективную истину, видеть дальше и боль-е главного героя. Стремление автора к ясности повествования при-одит к воспроизведению нескольких точек зрения, различного вос-риятия одних и тех же событий разными людьми, что способствует вниканию души и поступков других персонажей, которых читатель гдат в основном лишь глазами главного героя. Помогает читателю :остагнуть происходящее и приём "двойного регистра", когда сам ¡ассказчик с высоты опыта прожитых лет оценивает свои поступки в яоети, оправдывает их или сожалеет о произошедшем, делает выводы.

Это позволяет понять те изменения, которые произошли в сердце и уме героя, отразить разные этапы существования человека. Поскольку Езе романы аббата Прево написаны от пэрзого лица, то часто в их героях вздели самого писателя, а в приключениях - события его жизни. Однако такой взгляд принципиально неверен,и несмотря на то, что' все герои Прево, как и он сам, имеют чувствительную дулу и склонность к философии, автор и герой не идентичны-, каждый имеет свой взгляд на жизнь, свое право на существование. Монологическое повествование, неизбежное б произведениях от первого лица, может утомить читателя, а большое количество приключений, выпаьх^х на долю одного человека, - поколебать его веру в правдивость рассказа, поэтому писатель часто прибегает к использованию вставши; новелл, делая это весьма умело. То, какого мастерства достиг писатель в создании вставных новелл, ясно показывает "История кавалера де Гриеи канон Леско" - единственное произведение Прево, ныне известное широкому читателю.

IV. Достоверность приключений. Романисты ХУШв, стремившиеся к правдоподобию в романе, поникали, что одной достоверности тор:,г-: недостаточно, необходимо, чтобы рассказываемое ими не противоречило представлению читателя о правде. Наиболее простой способ вызвать доверие - это воссоздать достоверный исторический и географический фон повествования. Содержание может убедить в правдивости описываемого, если в нём используются известные всем кстордаескио и географические сведения, научные наблюдения. Именно к етому методу и прибегает аббат Прево, помещая своих героев в истерическую обстановку недаъдао прошлого, что ему прекрасно удавалось благодаря глубокому знанию история, о чём свидетельствуют как его стать;: в журнале "За и Против", так и его исторические труда. "Всеобщая история путешествий", начатая как перевод с английского и продолженная самим писателем, говорит о его интересе гаогратин, проявившемся также и в романе "Путешествия капитана Лейда"/1?44/, пре; ставляющем собой синтез художественного произведения и географически точного отчёта о путешествиях. Точность в описании растительного и животного мира в романе доказывается тем, что знаменитый Французский зоолог Бвспфон неоднократно ссылается на него в своей "Естественной истории".

V. Достоверность психологии. Следующим этапом на пути к прав доподобию в романе было стремление писателей к достоверному изображению психологии человека и его поведения, что аббату Прево,

знатоку медицины, Физиологии и анатомии, удавалось как нельзя более убедительно. Писатель был убеждённым детерминистом, считая, что любое проявление человеческой психики обусловлено- как '"изио-логическим строением его тела, так и внешними обстоятельствами. То, каким образом Прево достигает правдоподобия в изображении характера человека, в диссертации рассматривается на примере "1сто-рии Кливленда", романа, наиболее насыщенного приключениям, описанием душевных волнений и Философски™ размышлениями.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования: творчество аббата Прево -своеобразное проявление идеологии и эстетики Просвещения. В его романах решались ва5ие;'игие проблемы филосойии первой половины ХУШв и, в первую очередь, проблема природы человека.

В то же время романы Презо отражают важны;-; этап в становлении французского романа. Его поиски и находки в области -Т'.орму гю-мана-мемуаров, отрешение к правдоподобию, отражают процессы, происходящие во французском романе этого времени, они связаны с мировоззрением писателя и свидетельствуют о несомненной художественной значимости творческого наследия аббата Прово.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Правда и вымысел. К вопросу о "роли истории в романе аббата Прево "История Кливленда, побочного сына Кромвеля".//Реализм в зарубежных литературах Х1Х-ХХ веков; Саратов:Изд-во ун-та,

С.77-83.

2. Проблема воспитания в романах аббата Прево.//Вестник СП6У.1992. Вып.З. Мб. С.74-79.

3. Аббат Прево - пропагандист английской культуры на континенте. //Литературные связи и литературный процесс. Тезисы токладов Всероссийской межведомственной конференции. Ижевск. ГС91. С.43-45.

4. О принципах подхода к изучению творчества аббата Прево.//Классическое наследие: методология исследования. Тезисы докладов межреспубликанской научной конференции. Линек. 1992. С.90.