автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему: Романы Борисава Станковича в контексте сербской прозы конца XIX-начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Борисава Станковича в контексте сербской прозы конца XIX-начала XX века"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи УДК 831.02-1/-9
НАЗИРОВ
Икран Сейфоддага оглы
РОМАНЫ БОРИСАВА СТАНКОВИЧА В КОНТЕКСТЗ СЕРБСКОЙ ПРОЗЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Специальность 10.01.04. - литература зарубежных
социалистических стран
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации яа соискание ученой степени каядадата фзлолопгсссхах пауз
V
Санкт-Петербург - 1992
Работ?* выполнена на кафедре славянской филологии Санкт-Петербургского государственного университета
Научный руководитель > кандидат филологических наук.
Доцент Зершадская М.Л.
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор Шабдовская И.В. - кандидат филологических наук Хватов А.И.
Ведущая организации - Московский государственный ; университет
Защита состоится "_" ' _ 1992 г. в • 1
час на заседании специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук Д.053.57.12 при Санкт-Петербургском государственном университет (199034, г.Санкт-Петербург, Университетская наб., II).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан "___" ■ ■ 1992 г.
Ученый секретарь
специализированного
совета
Н.К.Жакова
Актуальность и о слеловант. Становление дкторатурного процесса в европейских славянских странех в конце ХН - н&ла-ле И века, национальные особенности литератур,видоизменение образных систем и Ханрово-отплевых структур принадлежит к актуальным проблемам современного славяноведения. Речь идет кяк об общих закономерностях, обусловленных исторической ситуацией и национальными особенностями калдой из отдельно взятых литератур,тая и об индивидуальном своеобразии художников, их неповторимом вкладе в отечественный и мировой литературный процесс.
С этой точка зрения в высией степени показательным и сравнительно гало исследованным з советском литературоведении представляется творческий опыт литература народов Югославки,в частности художественное наследие одного из выдающихся ее представителей - Борисава Станковича (1875-1927).
Творчество прозаика и драматурга Б.Станковича - одно из крупнейших явлений в сербской литературе конца ХГХ - начала XX века. Его произведения, отличающиеся глубоким реализмом, тончайгшм психологизмом и яркой самобытностью завоевали любовь не только сербских читателей,но и любителей литература по всей Югославии. Книги/Е.Станковича переведены на многие европейские языки - итальянский,немецкий,французский,венгерский, польский и др. Первый перевод Б.Станковича на русский язык появился в 1913 году в книге "Сербский сборник" (рассказ "Нудка"). 3 сборнике "Повести и рассказы югославских писателей" (1953) был напечатал рассказ "Ночью" в переводе Р.Ф.До-рокшюй. В 1961 году появился роман "Дурная кровь" в переводе М.Болконского и со вступительной статьей И.Н.Голеющева-Куту-зова. В 1Э73 г. вшита книга "Избранное", где были представлены его наиболее известные произведения.
Новаторство творчества писателя, как в тематическом,так и в жанровом отношении, вызывал и продолжает вызывать интерес югославских литературоведов и критиков*. Имеется также ряд
^-КоспА П. Бора Станковик. Бесград, 1956.
ВлатковиЬ Д. Борисав СтанковяА (Еибот и пело). Београд,
1964.
Пауновкп С. Бора СтанковиЬ и Бралислав Нупгап иза завэ-се. Београд, 1985.
исследований, посвящепншг вопросам влияния русской литературы на его творчество^. В последнее время внимание исследователей все чаще привлекают проблемы поэтика творчества Стак-ковича.тудодественная структура его-романа "Дурная кровь". Эти вопросы рассматриваются в монографиях В.Филиповича "Мир детства в произведениях Боры Станкозича"2, Б.Новаковича "Синтетический характер прозы Борисава Станковича"^, В.Яовичича "Мастерство Борисава Станковича"4.
Его творчество привлекало внимание и советских исследователей Й.Голентацева-Кутузова5, Н.Й.Кразцовг^, Р.Ф.Дорониной''.
Cengic Н. Provinoijaka kniizevnost // Knjizevnik, Zagreb, 1950, K10,,S.463-4-65» .
Цветановий В. 7 патря^архалном кругу (Борисав Станко-вий и Зарина Р.ПопоэиЬ) // Цветалови& В. Есе^и и чланци из книжевности. Приштина, IS77.
Дело Боре- СтаяковиЬа у своме и данашнем времену. Беог-рад, 1978.
Jovicic V. Borisav Stankovic // Viden^a. Beo^rad, 1S80.
Дерети^ 3 . Српсхи роман I800-I950. Ееоград, 1931.
^БабошА М. Достоевски код Срба. Титоград, 1965.
Руаско-югославские литературные связи. Вторая половина XIX - начало XX века . М., 1975.
^ФилипошА В. Свет детинства у делу Боре Станкови^ха. Приштина, i960.
3Новакови1: Б. Синтетичка природа прозе Борисава Станкс-виЬа. Крушевац, 1970.
^ЗовичиЬ В. Уметност Борисава Станкови^а. Београд, 1977.
^ГоленищевЧфту зов К.Н. Славянские литературы. Статьи и исследования. М., 1973.
%равцов Н.И. Творчество Борисава Станковича // Зарубежные славянские литературы. М., 1970. С.223-232.
7
Доронина Р.Ф. Сербская реалистическая проза конца XIX -начала XX века. (Творчество ИЛипико, П.Кочича, Б.Станковича). // Критический реализм в литературах западных и южных славян. М.. I9S5. С.223-255. \
Доронина Р.Ф. Сербская литература конца XIX - начала XX
Л
Статьи И.ГолентяеЕа-Кутузсза.впервые познакомившего советского читателя с казнью н творчеством писателя 'я II.И.Кравцова, создавшего творческий портрет "поэта Вране", носят обзорный, конспективный характер. В отличии от них исследования Т.Ф.Дорониной содержат очень пнтерзкшо и ценные наблюдения, касаю-еиеся проблемы личности б произведениях Станковича, психологизма его рассказов и романов,их поэтики. Однако к сожалению они раскрыты но полностью,поскольку статьи исследовательницы характеризуют не только творчество этого писателя,но и сербский реализм конца ИХ - начала XX взка. Очевидны такяе расширение и углубление исследований наследия Станковича. Следует отметить и такой факт,что ему-отзедено место в Большей и Краткой литературных энциклопедиях. Это указывает на то,что в России этот писатель достаточно известен,что его высоко ценят. Однако .те специального проблемного исследования,посвященного его прозе,на русском языке не написано. Меяду.тем,необходимость з создании такого исследования не вызывает сомнения.
Еорисав Станкович - одни из наиболее выдающихся романистов своего времен:!,во многом определивший судьбы этого жанра в сербской литературе. Югославские литературоведа п критики, обращаясь к исследовании его романов,в целом верно определяют тематику, проблематику* идейно-художественное своеобразие его произведений. В то ае время недостаточная разработанность теории реалистического романа мешает более полному и точному определении жанровых особенностей произведений этого замечательного прозаика. Что яэ касается проблематики развития югославского романа начала XX зека.то на хорватском материала эти проблемы рассматривались Г.Я.Ильиной в ее статье "Хорватский роман конца XIX - начала XX века"*, а на словенском в
века // Зарубежные славянские литература XX век. М., 1970. С.3-36. '
Доронина Р.Ф. О некоторых типологических разновидностях в сербском реализме конца XIX - начала XX века // Литература славянских к балканских народов конца ХП - начала XX века. Реализм и другие течения. М., 1976. С.91-122.
1Илыгаа Г.Я. Хорватский роман конца XIX - начала XX века // Литература славянских я балканских народов конца ХП -начата XX века. Реализм п.другие течения. И., 1976. С.91-122.
диссертации Т .М Лепэлувсхой "Романы и повести Ивана Цанкара 1900-1907 гг."1. Сербский материал,как видим,еще саидаэт своего исследователя. Б этом плане исследование романов Станкевича могло бы способствовать изучении путей развития сербского романа рассматриваемого периода.
Вопроо о художественной специфике творчества Станкевича, о структуре его романов я особенности психологизма созданных им образов все еще нельзя считать окончательно решенным. В 1961 году в предисловии к первому изданию романа-"Дурная кровь" И.Толонищав-Кутузов писал: "Жизнь и творчество Станко-вича еще ждет своего историка,который охватил бы его эпоху и его творения. Более подробный стилистический анализ покажет, как мы полагаем,его близость к русскому реаялзму и в то же время еще ярче подчеркнет его оригинальность как творца неизвестного нам ранее мира, выраженного в соответствующей содержанию новой форме"2. И хотя за тридцать лет,после написания этих отрок,в изучения творчества Стаяковича достигнут немалый прогресс, задачу, поставленную Голенищевнм-Кутузовым, нельзя считать полностью ревенной.
Цель и задачи исследования. Диссертационное исследование представляет собой анализ романов сербского писателя с точки зрения типологии жанра. Это дает возможность,с одной стороны, проследить эволюцию творчества Б.Станковича.а с другой - выявить особенности в развитии сербского романа и обогащения жанровой оистемы сербской литературы на рубеже веков.
Выявление жанрового своеобразия романов Б.Станковича ставит перед исследователем' задачу выделения их ианрообразую-щих элементов,определение жанрового типа лроазведзшй Станко-вича и сравнения этого типа с наиболее значительными модификациями национального романа других периодов,а также зарубежного романа (прежде всего русского) предшествующей и современной писателю эпохи.
В соответствии с этим автор диссертации поставил перед собой следующие конкретные задачи:
*Чепелевская Т.И. Романы и повести Ивана Цанкара 19001907 годов. Автореферат на соискание ученой степани кандидата филологических наук. М., 1990.
^олонищвв-Кутузов И.Е. Ук. соч. С.447.
1) исследовать жанровые особенности романов Б.Станковича в общем контексте развития сербского реелистического романа XIX века;
2) выявить черты преемственности и новаторства в творчестве Б.Станковича;
3) на основе анализа жанровой специфики крупнейших сербских писателей первой половины XX века показать влияние романов Б.Станковича на творчество его последователей.
Научная новизна. Реферируемая диссертация является первой в советском литературоведении попыткой исследования ром-нов Б.Станковича,их идейно-художественных и жанрово-тилологи-ческих особенностей.
Источниковедческую бает диссертации составляют художественные произведения писателя, его интервью, работы югославских и советских литературоведов.
Практическое значение диссертапии. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании работ по истории сербской и югославских литератур,при исследовании жанра романа и подготовке соответствующих лекционных курсов.
Апробашя работы осуществлялась в разных формах. Диссертация обсуддалась на кафедре славянской филологии Санкт-Петербургского государственного университета,отдельные ее положения излагались в докладе на XX межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов (Ленинград, март 1991 г.). По теме диссертации имеется две публикации-.
Структура работы определяется характером исследуемого материала и поставленными автором задачами. Диссертация состоит из Введения,трех глав и Заключения. Библиография прилагается.
Во Введении обосновывается актуальность теш исследования, формулируется цель, определяются задачи, решаемые автором диссертации, раскрывается степень изученности данной проблемы в югославском и советском литературоведении,дается краткий обзор наиболее значительных литературно-критических работ о творчеотва Б.Станковича.
В первой глава - "Идейно-тематическая основа романов Б.Станковича" - представлен жизненный и творческий путь писателя, его место в сербской литературе и культуре конца XIX -начала XX века. Кроме этого значительное места в данной главе
отведено истории развития сербского реализма, его периодам и представителям.
Если попытаться определить главное,что связывает большинство сербских прозаиков конца XIX - начала XX века, то »пожалуй, этим окажется их приверженность и преданность патриархальности. В этот период наряду с традиционной,сельской пат-раархальностью рождается и новый ее вид,который можно было бы назвать "чорбадайско-ремесленническим". Этот вид зародился и получил овое дальнейшее развитие в небольших сербских, македонских, болгарских городах,а также в целом на Балканах. К нему были близки Й.йлич, С.Сремац, Б.Нушич и,конечно же,Борисов Станкович. Характерная черта этого вида патриархальности - это ее тесное переплетение с восточными традициями и канонами бытовой жизни,которые сильнее всего утвердились там,где турецкое господство оказалось наиболее длительным. Именно Б.Станкович.опираясь в своих произведениях на чорбадаийско-ремесленническую патриархальность,обогатил сербскую литературу яркими картинами внутреннего мира человека,окаг заегося в жестоких условиях действительности,но годного сильных страстей, безумных идей, душевной боли и желаний.
Следующей особенностью реализма указанного выше периода является его четко выраженный регионализм,проявляющийся прежде всего в выборе места действия и в языке персонажей. Известно,что лишь два писателя этого времени ярче всего представляют региональную литературу,язык произведений которых к тому же значительно отличается от нормы литературного языка Вука Караджича - это Стеван Сремац и Борисав Станкович. Сремац являясь пришлым в те места,где впос ;едствии будут написаны его известные произведения,был влюблен в него, Станкович же родился и провел свое детство и юность в краях,которые станут его плотью л навсегда войдут в его творения.
Станкович ввел в литературу свой мотав либви »мотив внутренних интимных отношений человека. Он открывает самую поэтическую сторону человеческой природы,не сводит все к показу страстей,а усугубляет этот мотив,придает ему естественный характер, ооновашшй на вечном стремлении человека к счастью, гармонии, к свободе.
Верность п преданность своим корням,свсей Родине у Стан-ковича возведет в ранг абсолюта,некоей философии жизни. Кри-
тики и литературоведа метко окрестили ого "поэтом Вране" ("песник Вране").
Местом действия всех трах романов - "Дурная кровь", "Хозяин Младен", "Певчие" - является некий маленький юшосерб-ский городок,прототип Вранэ. Темой "Дурной крови" является вырождение именитого,богатого чорбадяийского рода в результате социально-общественных изменений на юге Сербии в конце XIX века. Доминирующим выступает судьба одного из ее членов -главной героини романа Софки. В "Хозяине Младене" все действие также скогщентрировано вокруг одной личности,его главного персонала газды Младена.а то se время идея произведения заключается не в насильственном подчинении личности обществу (о .чем вдет речь в первом романе),а в самопожертвовании этой личности. Роман "Певчие" такхе подчинен идейно-фмософской. концепции писателя; главшй герой произведения, Стоян.не выходит за ее рамки.
Идеалы Станковича во многом были связшш с патриархальным прошлым,с добур:куазными отношениями. Одншсо в его пошгма-нии патриархальный мир все-таки имел отрицательные стороны, которые становились перекдткаш и предрассудками и вступали в конфликт с поступательным ходом истории. Станковчч связывал патриархальность с такими понятиями и ценностями как любовь к земле и природе,к труду, патриотизм,почтение к делам великих предков,сильно развитое чувство общности, привязанность к отчему дому и семейным узам,верность лучшим народным обычаям, традициям, языку, фольклору, сохранение положительного национального опыта и т.п..которые сложились за многовековую историю и которые безкалостно уничтожались новаш бурзкуазными отношениям.
• Влияние турецкого господства налоши- сильный отпечаток на образ лизни и мгспления обитателей Брало и не могло не отразиться в творчествэ Б.Станковича. Данная тема долгша быть рассмотрена в более общем аспекте,ибо она в любом случае затрагивает вопросы сосуществования и взаимовлияния двух цивилизаций,которые в свою очередь включают такие сферы как язык, культура,религия и так далее. Для того,чтобы плоть психологию,манеру поведения героев романов Б.Станковича или своеобразие той или иной ситуации в сег.ете .необходимо определить и раскрыть идейную базу сосуществования двух полярно противопо-
ложных во многих отношениях зон мира - Запада и Востока.
Б.Станкович.хотя и не <5ыл знаком с восточной литературой и философией,однако своим творчеством,знанием морали жителей Вране,которая,как утверждает югославский исследователь С.Дки-вджич, "полностью была идентична турецко^,знанием обычаев, многие из которых были заимствованы от турок,а также знанием песен,которые испытали влияние турецких мелодий,представил такого героя,кителя относербского городка Вране.который столкнулся с теми же проблемами существования,что и житель Востока"*.
В прозе Станковича вообще и в его романах в частности центральными стали также жизненные явления,как любовь,присущее молодости горение страстей,нерастраченная энергия,боль и страдание,вызванные неразделенной или обреченной любовью,глубокая тоска по идеалу и страстная жажда счастья,зачастую окрашенная ярко выраженным восточным колоритом,что нашло выражение в таких,наиболее частотных,ключевых словах творчества Станковича,как "огонь","боль","страдание","молодость","глубокая тоска","жадда счастья","страсть","дерт" (тур. - тоска, грусть,печаль), "карасеццах","севдах" (тур. - любовное томление).
Сталкович расширил рамки психологического анализа по сравнению с романтиками,включив в него четко выраженное состояние любовной страсти. Все центральные образы романов Станковича - Софка ("Дурная кровь"), Младен ("Хозяин Младен"), Стоян ("Певчие") проходят путь страстной любовной драмы. Наиболее глубокое психологическое, состояние этого чувства отражено в Софке. Разнообразные настроения,оттеяки и нюансы чувств,тайные душевные движения и противоречивые эмоции,рождающиеся под воздействием природы,' жизненных бурь, разочарований и особенно любви, Станкович анализирует на протяжении всего романа.
Любовь в романах Станковича раскрывает главным образом кризисные душевные состояния.ибо именно здесь происходят острые столкновения характеров,раскрывается широкий диапазон
^ин^ик С. Турско Вране у делу Еоре Станковича // Стан-кови& Б. Из Београда. Дела Борисава Станковипа. Кн.6. Беог-ГОД. 1083. С.310.
драматических переживаний,бурних потрясений, напряженной внутренней борьбы героя с самим собой.
Во втотой главе - "Композиция 1. сюжет романов Б.Станко-вича" - приводится анализ композиции, сшета.а также центральных образов романов.
Композиционные принципы Станковича во многом обусловлены тем,что писателя интересует духовный мир человека,оказавшийся не только под влиянием каких-либо конкретных событий,сколько под влиянием веками складывающегося общественного уклада. Соответственно и в композиции его произведений сюлет играет относительно малую роль,зато значительная нагрузка ловится на внесметные средства художественного повествования: скрупулезное изложение генеалогия героев,тех общественных и исторических фактов,котопые с ней связаны - портрет.детальное описание быта.домашней обстановки, занимающие чрезвычайно важное место в композиционной системе романов Станковича.
Следует отметить предельную концентрацию на узком круге' героев,строжайший отбор деталей,которые автор производит в ' своем романе,а также умение самым четким образом выразить сложную и богатую оттенками панораму человеческих чувстз и настроений. Характер у Станкозича проявляет себя, свои свойства в действиях,э поступках,а эти поступки обусловлена теми яизненными обстоятельствами и событиями, которые с ними происходят.
В композиционном плане в романах писателя довольно большую часть занимает экспозиция произведения,где как правило представлена история описываемого рода,затем следует нэ яркая, однако сильно эмоциональная кульминация полная чувств и страстей, и в конце спокойная, трагическая развязка.
В романе "Дурная кровь" в композиционном шшне кульминацией является сцена столкновения Софки с ее отцом,после того как узнала о том, что просватана за малолетнего,но богатого сына газды Марко. Эта сцена является в высшей степени эмоциональной и психологически напряженной.
Центральной темой в творчестве Б.Станковича стал драматический конфликт.человека с крайне обострившимися противоречиями действительности,с жестокими законами патриархальной балканской среды. Если в романе "Дурная кровь" главная героиня становится жертвой законов и норм особого положения женщи-
ны в патриархальном обществе,то в незавершенном Станкевичем романе "Хозяин Младен" герой,газда Младен, становясь жертвой общественного уклада, требующего от человека полного подчинения интересам своего рода,все же имеет относительную свободу, которая на с&'лом деле является лишь призрачной. В Младене необыкновенно сильна сдерживающая сила разума.рассудка, логического расчета, обуздывающего его страсти и направляющего его поступки. Именно благодаря этой рассудочности он склонен к постоянной критической оценке своего поведения.
Третьим романом,который Станкович начал публиковать в журнале "Дело"в 1502-1903 годах,является роман "Певчие". Это произведение постигла та же участь,что и роман "Хозяин Младен". Несмотря на то,что его первые главы появились уже в начале XX века,однако он так и не был ззве-чпен. Большинство югославских критиков единодушно в том,что здесь автор представил некую идиллию из ¿шзни молодого,бедного парня Стояка,который очаровал всех своим удивительно чистым и певучим голосом.
В связи с особенностями композиции и построения сшета большую роль играют пейзаж и внеокжетные средства художественного повествования. Пейзажи у Б.Станковича прос: 1 и необычайно зримы,каждый эпитет,каждое слово,каждое сравнение просто,выразительно и в то же время помогает до иллюзии ярко увидеть отбываемое. При таком подходе становится понятным,что речевые приемы ("цепочка эпитетов",оценочные эпитеты,неоднократно повторяющиеся при ^лисашш определенных персонажей) -это стилевые приемы,обусловленные основной эстетической позицией автора: максимально точно,образно и просто изобразить явления окружающей жизни (будь это предметный мир или чувства и ¡.щели персонажей).
В ходе анализа текста романов Б.Станковича убеждаешься в той,что в творческую манеру писателя прочно вошли ключевые слова. Как известно,эта художественная деталь литературного произведения является ярким выражением концентрирующих авторскую мысль и энергию критических "точек". В ключевых словах особенно интенсивно выявляется развертывающийся смысл целого, они являются важными устоями стилевого единства этого целого.
Так,например, анализируя портрет газды Младена в одноименном романе "Хозяин Младен" и учитывая лапидарность языка Станковича.ик смогли выделить наиболее характерные компоненты
портрета этого героя. Это наиболее часто повторяющиеся определения типа: сув (худощавый), блэд (бледный), наметан (рассудительный), стар (старый), кошчат (костлявый), таман (угрюмый), озбилан (серьезный) и, конечно же,сюда необходимо добавить выражение "као што треба" ("как и полажено"), которое чаще всего встречается в тексте.
Касаясь романа "Дурная кровь", следует отметить определенную композиционную закономерность ключевых слов в тексте. С самого начала романа,уже в первой главе,автор дает нам понять,что главная героиня находится в некоем определенном,уже известном и сложившемся до нее мире,обществе,где все знают больше о ее прапрадедах,чем о ней самой,ее матери и отцо.Ключевое слово "знало сэ" (было известно) в силу своей высокой частотности,создает картину уже прочно сложившегося, устоявшегося мира,общества,в котором теперь должна занять свое место Софка. В романе же "Певчие" мотив сильной любовной страсти позволяэт выделить следующие ключевые олова,отражающие в основном красоту женского тела: лицо (мягкое,выразительное), ' волосы (буйные,-черные), глаза (черные), груди (пышные,горячие), шальвары (шелестящие,благоухающие), тело (свежее,отдающее женски.!, девственным запахом).
Между всеми элементами художественного произведения, на всех его уровнях и' подуровнях, прослеживается постоянная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимопроникновение - они все как бы дополняют,поясняют друт дата,существуя только в этом непрерывно проявляющемся единстве,когда ни один из этих компонентов (будь то система ос^азов,композиция, сюжет произведения или какие-либо более мелкие,но не менее существенные детали: например,речевые характеристики героев,портрет, описания пейзажей и т.д.) не может быть изъят или изменен без того,чтобы не нарушились все остальные звенья в построэнии авторской мысли.(
В третьей главе - "Социально-психологический роман Б.Станковича в контокете сербской прозы конца XIX - начала XX века" - определяется тип романа Б.Станковича как социально-психологический, его место в общем контексте сербской прозы Наряду с этим выявляются общкз й отличительные черты творчэ-ства Б.Станковича и Ф.М.Достоеьокого, в югославской же литературе - Б.Станкевича и И.Андрича.
В сопоставлении творчества двух художников конца XIX Бека Б.Станковича и Ф.М.Достоевского обнаруживается, можно сказать, коренная общность, обусловленная схожими общественно-социальными условиями их жизни. И Б.Станкович и Ф.М.Достоевский жили в относительно схожие периоды исторического развития общества,как русского,так и сербского. Оба они,выступая в качестве глличайшх критиков и обличителей психологии и морали конца XIX века,отвергали общество своего времени,его психологию и мораль не с точки зрения будущего,а о точки зрения простого. Это можно объяснить тем,что оба художника не видели или ке хотели видеть в капитализме ничего положительного. Они не видели,вернее не сознавали прогрессивного,в конечном счете революционного характера капиталистического развития страны.-Ибо через все мук*. первоначального капиталистического накопления оно вело ее к новым социально-экономическим отношениям..
Персонажи произведений Достоевского и Станковича это не бунтари и не активные борцы против "зла",а психологически неуравновешенные и порой физически неполноценные леди. Единство концепции и Достоевского,и Станковича состоит именно в том, что их персонажи стоят на позициях борьбы добра и зла. И если у Станковича эта позиция представлена в узком смысле,лишь в, борении плоти с морально-этическими нормами патриархального общества,то у Достоевского та же позиция развита как борьба личности с теми соблазнами нового буржуазного строя,которые могли легко проникать и ч"сто проникали в дущу простого человека, развращали и отравляли ее изнутри,вели к нравственной и физической гибели личности.
Краеугольным камнем всего творчества как Достоевского, так и Станковича, была личность,человек. И Достоевский,» Станкоаич изучали человека в его предельных возможностях,создавая для раскрытия героев экстремальные ситуации.
При воем многообразии общих черт творчества Станковича и Достоевского наиглавнейшей из них является глубокий психологизм. Специфической сферой анализа как у Достоевского,так и у Станковича, стала область подсознательного,а также патологические явления человеческой психики. В то же время в психологизме героев Станковича следует отметить наличие нескольких пластов. Переплетение таких моментов,как южный темперамент, восточная страстность.особое положение женщины в патриархаль-
-ге-
ном общество, - все это характерные черта пояхелогического портрета персонажей Станковича. Но какими ба по степени яркости и самобытности в психологии не ¿мли герой произведений Б.Станковича и О.М.Достоевского,их объединяет одно - все они не способны на бунт против окружающего их мира.
Творчество Б.Станковича повлияло на творчество последующих сербских прозаиков,прежде всего на Иво Андрэта (1892-1975)
- самой значительной фигуры в югославской литература XX века, автора всемирно известных романов,повестей,рассказов, лауреата Нобелевской премии 1961 года.
Вопрос об отношении И.Авдрича к творчеству крупнейшего сербского реалиста эпохи рубежа веков Борисава Станковича впервые был затронут.' в статье югославского критика В.Глигори-ча "Иво Андрлч и rama литературная традиция"*, опубликованной в сборнике этого автора "Книга и жизнь". Выделяя индивидуальные художественные особенности указанных писателей,то неповторимое .что присуща каждому из них, критик в то же время обнаруживает точки соприкосновения их творчества. Главнейшим ко-, ментом,сближающим И.Андрича и Б.Станковича, Глггорич считает их пристальное,непреходящее внимание к жизни родного края.
Станковича и Авдрича роднит не только своеобразный полувосточный колорит их произведений,но и сходство ряда героев и особенно героинь, созданных этими писателями. В.Глигорич ут-верадает,что'точки соприкосновения таких рассказов Б.Станко-вича.как "Йовча", "Наза" и "Баба Стана" с рассказами' И.Андри-ча "Мара-любовница" а "Времена Аника", проявляются в тех эпизодах,где авторы рисуют психику своих героев, приоткрывают тайны человеческого подсознания.
Еще од..» Зерта,которая роднит Вране Станковича и Андрича
- это "балканский менталитет", проявляющийся в завораживающей необузданности страстей,в их эпическом размаха,в жестокой примитивности,в сильно развитой чувотвеннооти. Более полно и подробно об этом говорится в статье Р.Ф.Дорониной?. Вместе о
1Гллгорл& В. Книга и живот. Беогрэд, 1976.
о
Доронина Р.Ф. Проза Иво Андрича 20-30-х годов и традиции сербской реалистачоской литературы конца XIX - начала XX века // Реализм в литературах стран Центральной я Юго-Востсч-еой Европы первой трети XX века. М., 1989. С.I7I-I93.
тем и Андрич.и Стакковчч не ограничиваются воссозданием только тех черт .которые розданы специфическим "баЕканскш" миром.
Важным моментом, который следовало бы затронуть при исследовании творчества Андрича и Сяанковича является их манера письма,художественная стилистика ах произведений. Стиль этих двух писателей имеет общие особенности. Характерным является лапидарность языка,касащаяся описания героев,а также окружающей их природы. Этот стиль,свойственный как Андрачу.так и Станковичу, определяется тем миром,обществом, который они описывают. Их произведения порой напоминают устные, рассказы, которые,как правило,характеризуются простотой в описании интерьера и всего побочного,дается лишь сжатое «конкретное. действие. Кроме этого их творчество носат в себе элементы фольклора: у Андрича - ато легенды, кз, истории Боснии ty Станкевича - народные песни южной Сербии..
Общая для. Станковича и Андрича тема "неосуществленного человека", неосуществленной любви и неосуществленного счастья зазвучала у Акдрича в общечеловеческом контексте. Каким бы слабым и малозначительным ни был человек,он все равно является необходимым звеном в цепочке поколений,его жизнь связана с прошлым и будущим всего человечества и эта связь накладывает на него обязательство при любых обстоятельствах выстоять, остаться человеком и донести этот зазет до новых поколений.
В Заключении формулируйся основные выводы и обобщения, полученные в результате проведенного, адализа, характеризуется место и значение Б.Станкбвича в сербской црозе конца XIX -начала XX века, оригинальность его творческого метода. В его произведениях глубоко отражена духовная- жизнь человека, раскрыто ее богатство, выявлена философская оуть явлений.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Внесметные средства художественного! повествования в романе Б.Сташсовича "Хозяин Ыладен".. - Рукошсь деп. в ИНЛОН АН СССР 31.10.90. J& 43IISI. - 13 с.
2. Б.Станкович и И.Андрич // "Вестник Ленинградского Университета", 1991, й 2 (внп.4). С.82-64.