автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Диккенса 1860-х годов. Проблема нравственно-эстетического идеала
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Потанина, Наталия Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
1 ГЛАВА. Поздние романы в художественной системе
Диккенса.
2 ГЛАВА. Проблема нравственно-эстетического идеала в романах Диккенса 1860-х годов
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Потанина, Наталия Леонидовна
Вопрос об особенностях поздних романов Диккенса, их месте в творчестве писателя и в литературном процессе представляет несомненный интерес, так как именно эти произведения великого английского реалиста вплоть до последнего времени остаются наименее изученными, а их оценки советскими и зарубежными исследователями не являются однозначными. Не существует работ, специально посвященных характеру нравственно-эстетического идеала Диккенса и способам его воплощения. Между тем, эта проблема чрезвычайно актуальна для раскрытия закономерностей развития английской литературы второй половины XIX века, эволюции критического реализма.
Марксизм-ленинизм определяет эстетический идеал как конкретно-чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и пути его достижения*. Находясь в единстве с социальным и этическим идеалами, эстетический идеал имеет исторически конкретное содержание, обусловленное общественной практикой и процессом развития искусства. По возможностям воздействия на сознание человека эстетический идеал занимает важное место среди других общественных идеалов, способствуя идейному воспитанию читателей.
Писатель не обязан подносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов. Он рисует в образах вдеальное как уже реальное, осуществившееся или, наоборот, показывает несбыточность мечты, ее крушение. Потому чрезвычайно важна адекватность идеала тем существенным процессам общественного развития, которые служат истинным источником прогресса на данном этапе и в определенных социальных усло См. об этом: Философская энциклопедия, 1962, т. 2, с. 199. виях. Идеал выступает как общественная потребность, которая ждет своего осуществления.
Эстетический идеал, воплощаясь в творениях художника, определяет его представление о путях преобразования действительности. Без учета эстетического вдеала нельзя в полной мере представить себе вклад писателя в общественно-культурное движение его времет ни и в более широком плане - в литературный процесс" .
Нравственный идеал выражает идею всеобщей нормы, образца человеческого поведения и отношений между людьми. По словам В.И. о
Ленина, нравственный идеал представляет собой "морально высшее" .
Утверждение нравственной природы прекрасного характерно для классического искусства. Эстетическое и нравственное в нем - начала взаимосвязанные и взаимопроникающие.
Как особая теоретическая проблема эстетический идеал был определен в ХУШ веке. Процесс его осмысления в практике искусства в основном завершился в первой трети XIX века. В Англии это было время становления критического реализма. Тогда же начинается творчество Чарльза Диккенса.
В произведениях Диккенса нравственно-эстетический идеал является ключевым принципом, определяющим свойственную писателю концепцию мира и человека, а значит, и особенности его творческого метода. По мнению Б.Харди, одного из крупных представителей социокультурного направления в английском литературоведении, искусству Диккенса принадлежит совершенно особая роль в литературе Михальская Н.П. Нравственно-эстетический идеал и система авторских оценок в романе Диккенса "Домби и сын". - "Филологические науки", 1978, № 5, с. 89.
2 Ленин В.И. Соч., 4-е изд., т. 38, с. 57.
Великобритании. В его романах анализ человеческих характеров всегда тесно связан с критическим анализом современного писателю, общества. Социальный критицизм характерен и для творчества У. Тек-керея и Т.Харди. Однако идеальные характеры, созданные ими, инертны и слабы. "Добро не освещает страшный мир "Ярмарки тщеславия" или "Джуда незаметного", его пламя мерцает и гаснет. В этом мире выживают не добродетельные, а сильнейшие"^. У Диккенса же добро всегда остается жить. "Одна из особенностей искусства Диккенса, считает Б.Харди, - состоит в двойном акценте - на силе и красоте р человеческой любви и на силе и ужасе современного общества" .
Эта особенность характерна и для романов Диккенса 1860-х годов. В 60-70-е годы нашего века, в связи с укреплением в зарубежном литературоведении аналитического направления, ставящего своей целью историко-литературное объяснение творчества писателя и конкретный идейно-художественный анализ, усилился интерес к романам Диккенса, созданным в последний период его творчества.
Вклад, сделанный критиками прогрессивного направления в изучении творческого наследия Диккенса (труды Р.Фокса, Т.А.Джексона, Д.Линдсея, А.Кеттла) , был пополнен в 60-70-е годы новыми иссле
1 Hardy В. The Moral Art of Dickens.-L., 1970, p. 4-5.
2 Fox R. The Hovel and the People. - L., 1937; Jackson T.A. Charles Dickens: The Progress of a Radical. - L., 1937; Lindsay J. Charles Dickens. - L., 1950; Kettle A. Introduction to the English Novel: - H.Y., 1951-1953. дованиями (Э.Уилсона, Р.Уильямса, Б.Харди, Д.Г.Бакли)^. Внимание современных исследователей привлекает умение зрелого Диккенса проникать в сложные проблемы действительности, воссоздавать их многообразное влияние на духовную жизнь и нравственный облик люп дей (работы М.Эндруса, А.Брауна, Ф.Коллинза и др. ) .
К тому времени, как он (Диккенс - Н.П.) достиг зрелости, он понимал капиталистическую систему по меньшей мере так же хорошо, как политико-экономы XIX века, и понимание это сопровождаем лось непокллебимой враждебностью". По словам У.Аллена, "Диккенс показывал читателям их собственное отношение к насущным социальным проблемам, или, скорее, читая его, они (читатели - Н.П.) открывали для себя, что именно они думали и чувствовали. Критика современности в поздних романах становится более радикальной, а общий тон его романов - все более мрачным"^.
Зарубежное литературоведение 1960-70-х годов обратилось к углубленному изучению художественного своеобразия Диккенса, творческой истории его романов. При этом исследователями берутся во внимание различные контексты, в которые включено творчество писа
1 Wilson Е. The World of Charles Dickens, - L., 1970; Williams R. The Country and the City. - L., 1973? Hardy Б. The Moral Art of Dickens. - L., 1970; Buckley J.H. The Bildungsroman from Dickens to Golding."Cambridge (Mass.).-L., 1974» p
Andrews M. Dickens on England and the English-Hassocks, 1979, Brown I. Dickens and His World.-L., 1970, Collins Ph. Dickens and Crime. - L., 1962.
3 Dickens. Modern Judgements.-L., 1968, p. 280.
4 Allen W, The English Hovel. A Short Critical History.-L., 1978, p. 161. теля: социальный, философский, политическими др. Особое внимание уделяется своеобразию психологизма Диккенса, роли символики в его художественной системе. Отмечается нравственный пафос искусства Диккенса, его умение проникать в сущность национального характера. По мнению М.Эндруса, пишущий историю нации должен будет непременно обратиться к характерам Пекснифа, Мердстона, Подснапа, воплощающим жестокость и эгоизм, свойственные буржуазному индит виду . "Рисуя чудовищный облик капитализма XIX века, - отмечает о
А.Дайсон, - Диккенс остается актуальным и поныне'"0.
Общее усиление интереса к творчеству Диккенса в 60-70-е гг. нашего столетия послужило причиной того, что некоторые зарубежные исследователи ощутили необходимость в пересмотре сложившегося у них ранее отношения к искусству английского романиста. Ф.Р.Ливис, один из крупнейших представителей социокультурного направления в западной критике, в опубликованной вскоре после второй мировой войны книге "Великая традиция" (1948) назвал Диккенса "великим развлекателем", которому недостает "многозначительности и серьезности" для того, чтобы стать великим романистом^. Развивая эту мысль, Ф.Р.Ливис писал, что предпочитает "совершенство такого рода /./, какое большей частью не связывается с Диккенсом; это совершенство, оснащенное непрерывной и полной серьезностью, а тас ковая в творчестве Диккенса встречается крайне редко . В книге
1 Andrews M. Dickens on EnglancL and the English.-Hassocks, 1979, p. 179.
2 Dickens, Modem Judgements.-L., 1968, p. 17.
3 Leavis F.R. The Great Tradition. (1948).-Penguin books,1968.
4 Ibid., p. 19, 22, 30.
5 Ibid., p. 19, 22.
Великая традиция" Ф.Р.Ливис назвал лишь один значительный, с его точки зрения, роман Диккенса, обладающий "совершенством выдержанной и полной серьезности", - это "Тяжелые времена". В книге "Диккенс-романист" (1970), вышедшей двадцатью годами позже, исследователь распространил отмеченные им достоинства романа "Тяжелые времена" - "богатство", "разнообразие и внушительность тематики", "совершенство сюжета", "ествественность в развитии действия"^- - на пять романов Диккенса, в том числе, и на один из поздних - "Большие ожидания". Оценивая теперь гений Диккенса, Ливис прямо говорит об абсурдности толкования его только как гения р великого развлекателя" .
Поздний Диккенс отнюдь не чуждался социальных проблем, как это пытаются представить некоторые зарубежные критики, утверждавшие и утверждающие, что Диккенс в последний период своего творчества был весьма далек от проблем своего времени и искал забвения в изображении всяческих подсознательных импульсов человеческой психики (К.Филдинг, Д.Кэрей,С.Маркус, Эдм. Уилсон, О.Ф.Кристи и др. )3. В книге Д. Кэрея
1 Leavis F.R. The Great Tradition. Penguin book, 1968, p. 30-31. p
Leavis F.R. Leavis Q.-D. Dickens the Novelist.-L., 1970, p. IX. 3
Fielding K.J. Charles Dickens: A Critical Introduction.-L., 1965,; Carey J. The Violent Effigy ,:A Study of Dickens' Imagination. - 1., 1973; Markus S. Dickens: from Pickwick to Dombey. -L., 1965J Wilson Edm, The Two Scrooges. - In: The Wound and the Bow. L., 1952, p.1-93; Christie O.F. Dickens and His Age.-N.Y., 1974.
- 9
1973) искусство Диккенса рассматривается как загадочное создание его необузданного воображения. По мнению Д.Кэрея, автор "Оливера Твиста" и "Мартина Чезлуита" постоянно колебался меаоду апологией насилия и фанатической приверженностью к поредку. Его неодолимо влекли к себе характеры убийц и негодяев, находивших чудовищную смерть от самовозгорания или жаждавших уничтожить друг друга, считает Д.Кэрей. Но при этом Диккенс всегда проповедовал необходимость для народа дисциплины и воздержания. Художественный мир Диккенса представляется этому исследователю призрачной страной между жизнью и смертью, населенной привидениями, блуждающими гробами, восковыми фигурами и ожившими трупами. Расчлененные тела и деревянные ноги занимают особое место в этом фарсовом, кошмарном мире*.
По мнению Эдмунда Уилсона, преступление было магистральной темой творчества Диккенса, однако писателя, прежде всего, интересовал психологический аспект преступления; именно потому, утверждал Эдмунд Уилсон, интерес к преступности можно рассматривать как стимул и основание для совершенствования мастерства о
Диккенса в изображении характера . Полемизируя с Эдмундом Уил-соном, Ф.Коллинз отметил, что психологизм Диккенса, особенно ярко проявившийся в его последних романах ("Большие ожидания", "Наш общий друг", "Тайна Эдвина Друда"), - следствие общего роста художественного мастерства писателя. Более сложными стали в последних произведениях не только характеры преступников. Мистер Доррит более интересен, чем Гредграйвд, а Гредграйнд совершеннее в художественном отношении, чем мистер Домби. В то же время, характерны Пипа и Эс
1 Carey J. The Violent Effigy.
2 Wilson Edm. The Two Scrooges, p. 15, 89. теллы исследованы Диккенсом более глубоко, чем характеры и взаимоотношения Дэвида Копперфилда, Доры и Агнес. Сходные изменения претерпело изображение учителей, адвокатов и др.^.
В последние два десятилетия появился ряд работ английских и американских критиков, рассматривающих проблему психологизма
Диккенса и воздействие его творчества на искусство Достоевского р и Кафки . Было отмечено сходство тем, сюжетов и образов в произведениях Диккенса и Достоевского: оба писателя изображали жизнь большого города с его противоречиями; обоим было свойственно сострадание к "маленьким людям", оба гневно протестовали против социальной несправедливости. Это было и типологическим схождением, обусловленным некоторым сходством социальных процессов в Англии и России, становлением реализма в этих странах. Вместе с тем, отмечают исследователи, несомненно прямое влияние Диккенса на Досо тоевского . В книге Д.Фангера "Достоевский и романтический реализм" русский писатель рассматривается как неразрывно связанный с современным городом и тем самым продолжающий традиции Бальзака,
1 Collins P. Dickens and Crime.-L., 1962, p. 289. p Wexler A. Dickens und Dostojewski. - Dewtshekundschau,
1962, Ho. 8, S. 732-740; Wilson A. Dostoevsky and Dickens. -Dickens. Memorial Lectures, 1970: Supplement to the "Dickensian", 1970, Sept., p. 41-61; Spilka M. Dickens & Kafka. - Bloomington,
1963.-315 p.
Тема "Достоевский и Диккенс" давно стала традиционной в литературоведении. На'Западе, в связи с тем, что после второй мировой войны Достоевский становится наиболее изучаемым русским писателем, статьи по этой проблеме появляются уже в конце 1940-х rr.:Piebre M. le M. Dostoevsky, Dickens and Others. - The Dickensian, 1947, vol. 43, pt.2, No 282, p. 102-103.
Гоголя и Диккенса"®".
Исследователи по-разному оценивают мастерство Диккенса. С.Ма-рукс, например, утверждает, что "наше признание Достоевского ведет к развенчанию Диккенса", ибо искусство последнего не воплощар ло слияние "сил разума и правды с силами сострадания и скорби" . Полемизируя с С.Маркусом, Лорали Макпайк, автор книги "Диккенс Достоевского", пишет, что этих писателей сближает трагическое о осознание деградации человеческой природы" . Сопоставляя искусство Диккенса и Достоевского, Л.Макпайк задается целью выяснить, "что нам открывает в самом Диккенсе его влияние на Достоевского /./, что может сказать нам восприятие этого влияния о незамеченных до сих пор или недооцененных сторонах творчества Диккенса, п4 чье значение для мира литературы все еще не оценено вполне .
Диккенс гениально угадал, художественно осмыслил основную особенность его эпохи - растлевающее влияние равнодушного и "антигуманного" общества на человека. По словам английского писателя и литературоведа Р.Уильямса, Диккенс раскрывал в своих произведениях нравственные последствия буржуазного прогресса. "Закон, гражданская служба, дела фондовой биржи, банки и торговые дома предстают (в романах Диккенса - Н.П.) как безличные силы, отчужденные 5 от человека ♦ Эту особенность капитализма К.Маркс и Ф.Энгельс
1 Fanger D.Dostoevsky and Romantic Realism.-Cambridge (Mass. 1965.-307.P.
2 Markus S. Dickens: from Pickwick to Dombey.-L., 1965, p. 13-14.
3 MacPike L. Dostoevsky's Dickens.-L., 1981, p. 200.
4 Ibid., p. 2-3.
5 Williams R. The Country and the City.-L., 1973, p. 192193. определяли так: "Социальная сила, т.е. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов - эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, напротив, последняя проходит ряд фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а, наоборот, направляющих эту волю и это поведение"^.
Вместе с тем, отмечает Х.М.Далески, в романах Диккенса, начиная с "Мартина Чезлуита", все отчетливей звучит тема преобрар зующей и возрождающей человеческой любви . Г.Стюарт связывает нравственную силу романов Диккенса с той ролью, которую играет в них категория воображения. Исследуя склонность героев Диккенса к фантазированию, Г.Стюарт приходит к выводу, что мир, создаваемый этими героями в своем воображении, совершение и справедливее мира действительного. Мысленно пересоздавая реальность, они как бы мстят ей за ее несоответствие идеалу . Сходной точки зрения придерживается Д.Перкинс. "Он (Диккенс - Н.П.),был человеком исключительного воображения, - пишет Д.Перкинс, - который обладал к тому же несомненной силой убеждения. У него было "мыслящее сердце", благодаря которому он и стал величайшим романистом Англии, Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч.,2-е изд., т.З, с. 33.
2 Daleski H.M. Dickens and the Art of Analogy.-Ъ.,1970.
2 Stewart G. Dickens and the Trials of Imagination. -Cambridge (Mass.), 1974.♦ а вместе с Бальзаком - и всего мира. /./ Диккенс верил, - продолжает Д.Перкинс, - что жизнь сильнее смерти, что свет разгонит тьму. В его романах много мрачных мест, ибо он был реалистом. Но при этом в них всегда звучит убежденность в возможности перемен к лучшему - в человеческой душе, в природе, в обществе"''".
Особую роль воображения в художественной системе Диккенса отмечает У.Ф.Экстон. Исследуя влияние на Диккенса современного театра, У.Ф.Экстон указывает, что писатель широко пользовался средствами фантастики, заимствованными из волшебных сказок, легенд, мифов и детской лиературы. Это придавало его созданиям 2 поэтичность и обаяние . Поэтичность рассматривается как одна из ведущих черт искусства Диккенса. Многие критики связывают с ней причины непреходящей молодости, его произведений .
По мнению Д.Голда, поздний Диккенс был убежден в возможности нравственного усовершенствования людей. "Переосмысливая значение слова "джентльмен", - пишет Д.Голд, - Диккенс в романе "Наш общий друг" фактически стремится придать всем социальным ценностям совершенно новый, нравственный, смысл. "Джентльмен" для писателя - характеристика нравственных качеств человека, а не его co
Perkins D. Charles Dickens: A New Perspective.-Edinburgh, 1982, р. 9-Ю, ЮЗ.
2 Axton W.F. Circle of Pire. Dickens1 Vision and Style and the Popular Victorian Theatre. - Lexington, 1966. 3
Dickens the Craftsman. Strategies of Pres entation.-L. & Amsterdam, 1970, p. XX. циальной принадлежности""^.
Поздние романы Диккенса далеко не сразу были оценены советским литературоведением. Так, в диссертации Т.И.Сильман "Очерки творчества Диккенса" романы "Большие ожидания", "Наш общий друг" и "Тайна Эдвина Друда" были истолкованы, как свидетельство снижения социального критицизма и переключения на криминальную тему. "В этом отношении, - писала Т.И.Сильман, - "Большие надевды", так же, как "Наш общий друг", занимают промежуточное положение, поскольку криминальная тема и детективное "раскрытие тайны" еще не полностью овладели сюжетом и оставляют также место и для относительно широкой картины социальной действительности /./ И только "Тайна с^цвина Друда" может быть названа детективным романом в полном смысле этого слова" . Отношение к позднему творчеству Диккенса как к свидетельству идейного и художественного упадка было в свое время поддержано и В.В.Ивашевой, назвавшей последние романы о писателя слабейшими в художественном отношении . Эта точка зрения была оспорена И.М.Катарским, отметившим в творчестве Диккенса 1860-х годов не только верность писателя своим демократическим идеалам, но и свидетельство углубления его художественного мастерства. По справедливому мнению этого исследователя, пафос романов "Большие ожидания" и "Наш общий друг" - в утверждении необходимости объединения людей для совместной борьбы со злом. Вместе Gold J. Charles Dickens: Radical Moralist.-Toronto, 1972, p. 270-271. о
Сильман T.И. Очерки творчества Диккенса. Дисс. . д-ра филол. наук.-Цит. по: Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. M., 1958, с. 355. о
Ивашева В.В. Творчество Диккенса. - M., 1954, с. 390. с тем, отмечал И.М.Катарский, общий характер романов последнего периода имеет существенные отличия от характера предыдущих произведений писателя. "Роман 1850-х годов был по преимуществу романом проблемным, социальным. Роман 60-х годов вряд ли можно назвать таковым". Социальная проблематика теряет ту обобщающую силу, какой она обладала в романах 50-х годов. "Критика социальных злоупотреблений перестает быть всеобъемлющей, определяющей характер всего романа; позитивные мотивы /./ теперь приобретают все большее значение. Однако широкая социальная проблематика "утраченных иллюзий" (хотя и трактованная в моральном плане) сохраняется в романе "Большие ожидания", в романе "Наш общий друг" в полном соответствии с традициями романов 50-х годов находится резкая критика "высшего света"^. "Известное ослабление социальной проблематики позднего романа, - продолжает исследователь, - не было капитуляцией перед буржуазной действительностью /./ Это было скорее актом безысходности, бессилия, единственно возможным и далеко не лучшим выходом (что сознавал и сам Диккенс? . Обратившись к вопросу о криминальных мотивах в последних романах Диккенса, И.М.Катарский подчеркнул, что говорить о Диккенсе как о детективном романисте неправомерно: писатель использовал уголовную тематику как художник-реалист, для которого преступление Катарский И.М. Позднее творчество Диккенса (романы последнего периода). Дисс. канд. филол. наук.-М., 1950, с. 241-242; .см. также: Катарский И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк.-М., 1960; его же: Достоевский и Диккенс (1860-1870-е годы). - В кн.: Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976, с. 277284. о
Катарский И.М. Позднее творчество Диккенса, с. 243. было существенной темой капиталистической действительности*.
В статье, предваряющей русский перевод книги Э.Уилсона "Мир
Чарльза Диккенса", В.В.Ивашева отметила необходимость переосмыср ления некоторых представлений о позднем творчестве Диккенса .
Поздний Диккенс вьщвигает на первый план вопросы, отнюдь не ' утратившие своего значения и сегодня: о судьбах буржуазного общества, о взаимоотношениях бедности и богатства. Их художественное разрешение находится в тесной связи с особенностями нравственно-эстетического идеала писателя. Советские ученые отмечают в последних романах Диккенса глубину художественного изображения действительности, мастерство в обрисовке характеров. Поздний Диккенс, пишет Н.П.Михальская, "остается большим художником, писателем3 демократом, произведения которого служат интересам народа .
Вместе с тем, поэтика позднего Диккенса, место романов "Большие ожидания", "Наш общий друг" и "Тайна Эдвина Друда" в творчестве писателя и в литературном процессе, характер нравственно-эстетического идеала писателя и способы его воплощения, фольклорные истоки художественной образности Диккенса изучены недостаточно. Исследование этих проблем призвано расширить представление об особенностях творческого метода великого английского романиста.
Актуальность исследования. Объектом исследования является проблема нравственно-эстетического вдеала и его воплощения в ро Катарский И.М. Позднее творчество Диккенса, с. 250. р
Ивашева В.В. "Мир Чарльза Диккенса" Энгуса Уилсона и его место в английской диккенсиане наших дней. - В кн.: Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975, с. 22. о
Михальская Н.П. Анализ романа Ч.Диккенса "Большие ожидания". - В кн.: Ученые записки МГЛИ имени В.И.Ленина. М., 1958, т. 130, с. 198. манах Ч.Диккенса 1860-х годов. Анализ особенностей нравственно-эстетического вдеала, путей и способов его утверждения в системе критического реализма рассматривается на современном этапе развития советского литературоведения как один из важнейших путей научного исследования. Изучение характера нравственно-эстетического идеала крупнейшего представителя английского критического реализма XIX века Чарльза Диккенса позволяет уточнить многие актуальные проблемы метода и жанра и углубляет представления о вкладе писателя в литературный процесс.
Новизна исследования определяется недостаточной изученностью проблемы нравственно-эстетического идеала, принципов его освоения в английском критическом реализме и в творчестве Диккенса. Названная проблема рассматривается на материале поздних романов Диккенса, до последнего времени остававшихся наименее изученными в советском и зарубежном литературоведении.
Цель исследования - уточнить особенности формирования и характер нравственно-эстетического ццеала позднего Диккенса, выявить своеобразие художественного разрешения нравственно-эстетических проблем в романах "Большие ожидания", "Наш общий друг" и "Тайна Эдвина Друда", показав значение идейно-художественных достижений Диккенса-романиста (1860-е годы) для дальнейшего развития английского романа.
Методологической и теоретической базой работы является наследие классиков марксизма-ленинизма, марксистско-ленинские принципы советского литературоведения. Автор диссертации опирается на работы исследователей, занимавшихся проблемами творчества Диккенса, а также на труды советских ученых, изучающих различные аспекты развития западно-европейского романа. В основе методики исследования лежит комплексный подход к творчеству Диккенса, сочетающий в себе элементы историко-литературного, литературно-теоретического, историко-функционального, сопоставительного и типологического анализа.
Задачи исследования. В центре внимания находятся следующие проблемы:
1. Особенности формирования нравственно-эстетического идеала Диккенса.
2. Место поздних романов в художественной системе Диккенса.
3. Проблема нравственно-эстетического идеала в романах Диккенса "Большие ожцдания" (1861), "Наш общий друг" (1863/65), "Тайна Эдвина Друда" (1870).
1. Нравственно-эстетический идеал Диккенса формировался под влиянием литературно-эстетических традиций эпохи Просвещения, предромантизма и романтизма, под воздействием идейно-художественных достижений создателей английского нравоописательного романа первой трети XIX века, а также - реалистов "блестящей плеяды", современников писателя. Весьма значительную роль в складывании представлений Диккенса об эстетическом и нравственном совершенстве сыграл фольклор. Шесте с тем, эти представления находятся в тесной связи с социальным и политическим климатом эпохи, в которую жил и творил английский реалист.
2. Наиболее полно нравственно-эстетический идеал позднего Диккенса воплощен в романах, созданных в 1860-е годы - "Больших ожиданиях", "Нашем общем друге" и "Тайне Эдвина Друда". Эти произведения явились свидетельством дальнейшего роста художественного мастерства писателя. В них шел процесс осмысления эстетических задач, поставленных новым этапом в развитии повествовательного искусства, каким стали для Англии 60-е годы. В них совершенствовались принципы изображения характера, сюжетостроение, синтезировались достижения воспитательного, социального, исторического, сенсационного романов. Романы Диккенса 1860-х годов во многом предвосхитили особенности психологического романа второй половины XIX века.
3. Характер нравственно-эстетического идеала позднего Диккенса тесно связан с присущей писателю концепцией мира и человека. Критикуя буржуазное общество, Диккенс наделял своих героев из народа лучшими нравственными качествами, а представителей буржуазии и аристократии изображал, как правило, лицемерными и жестокими. Такое противопоставление основано на мысли о единстве этического и эстетического, свойственной Диккенсу и традиционной для классического английского искусства. Сочетание критического анализа действительности с утверждением непреходящих нравственных ценностей - одна из ведущих особенностей творческого метода писателя.
Нравственно-эстетический идеал выступает в творчестве Диккенса как.действенный протест против социальной несправедливости. Потому суждения о морализаторском характере его произведений не всегда представляются справедливыми.
Нравственно-эстетический идеал находит воплощение в целостной художественной системе писателя. Способами его реализации • служат система образов, принципы изображения характера, приемы авторских оценок, сюжет и композиция произведения. В романах 1860-х годов особое значение приобретает характер - прежде всего, характер сложный, неоднозначный. С таким человеческим характером Диккенс связывает выстраданную доброту - свойство, особенно действенное в борьбе со ^злом, так как оно проистекает не из наивности, а из трезвого взгляда на жизнь и веры в торжество справедливости. Существование в мире нравственной силы, сконцентрированной в подобных характерах,.дает, по Диккенсу, надежду на победу добра над злом.
Художественное обоснование такой надежды находится в тесной связи с той ролью, которую играет в поздних романах Диккенса категория воображения. Атмосфера чудесного, созданная воображением, увлекая читателя, призвана победить покорную уверенность в неизбежности безрадостного существования и, вместе с тем, передать реальную действительность в ее основных закономерностях.
Нравственно-эстетический идеал Диккенса воплощается в образах, сливающихся с народной стихией. Потому особое значение приобретают в романах 1860-х гг. фольклорные мотивы. Фольклор занимает важное место в ряду тех источников, из которых Диккенс черпал материал для ярких сравнений, эффектных характеристик и выразительных деталей. Фольклорные реминисценции наиболее важны для Диккенса в силу их большей узнаваемости, доступности, понятности даже самому неподготовленнуму читателю. В творчестве Диккенса они органичны, потому что мировосприятие писателя близко народно-поэтическому и во многом на нем основывается. Сказочные ассоциации составляют в романах 1860-х годов тот подтекст, благодаря которому между строк, описывающих социальное зло, можно прочесть утверждение веры в торжество добра. Такое утверждение является не столько свидетельством слабости Диккенса, сколько доказательством своеобразия его художественного мироощущения.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического описания. Общий объем работы - 211 страниц; текстовая часть занимает 189 страниц. Библиографическое описание включает 260 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Диккенса 1860-х годов. Проблема нравственно-эстетического идеала"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поздние романы Диккенса являются новым важным этапом в развитии английского реализма. Нравственно-эстетический идеал служит в них структурообразующим принципом и реализуется в системе образов, принципах изображения характера, приемах авторских оценок, сгожетостроения. Особенно отчетливо представления Диккенса о нравственно-эстетической ццеальности воплощены в расстановке героев его последних романов. Они группируются не только на основе противопоставления ("добрые" и "злые" - при этом "добрыми", как правило, оказываются люди из народа, а "злыми" - представители буржуазии и аристократии), но и на основе взаимодополнения ("добрые чудаки" и "честные джентльмены", например, представляют, объединившись, более действенную силу в борьбе со злом, чем каждая из этих групп в отдельности).
Вместе с тем, вследствие совершенствования принципов изображения характера, художественный образ в поздних романах Диккенса усложняется. Он не только утрачивает свою "открытость" (термин И.М.Катарского) - в ранних романах по внешнему облику героя можно было судить о его нравственной сущности и ее оценке автором, - но и обретает диалектическую сложность. Сочетая трезвость и практицизм со свежестью мировосприятия и добротой, обретенной в результате жестоких испытаний, характер положительного героя воплощает в поздних романах Диккенса представления об активной нравственной силе.
Синтезировав достижения реалистической романной традиции ХУШ - начала XIX вв., и собственные художественные открытия, использовав опыт социального, семейно-бытового, воспитательного, исторического, психологического, авантюрного, сенсационного романов, Диккенс создал наиболее адекватную форму для художественного воплощения представлений о нравственной сущности мира и человека викторианской эпохи.
Бездуховности, насаждавшейся утилитаризмом, следовало, по Диккенсу, противопоставить веру в торжество красоты, правды и добра. Первостепенное значение приобретало при этом творческое воображение. В нем Диккенс вслед за романтиками (Вордсвортом, Кольриджем, Китсом и Шелли) видел не только животворящую силу, способную сообщать эстетическую ценность обыденным явлениям, но и свидетельство нравственной красоты личности. Сила воображения и сила нравственная для Диккенса взаимозависимы. Потому пробуждение творческого воображения было одной из важнейших задач писателя. Решению этой задачи в немалой степени способствовало использование Диккенсом-романистом фольклорных элементов. Народные английские сказки и легенды вместе с литературными сказками, созданными на фольклорной основе, являются в романах Диккенса немаловажным источником художественной образности. Вместе с тем, обращение к фольклору и утверждаемым им нравственным ценностям помогало Диккенсу ориентировать читателя на примеры, выдержавшие испытания веками.
Эстетические искания Диккенса 1860-х годов, связанные со стремлением к наиболееубедительнойхудожественной интерпретации этической проблематики, приобретают особое значение в свете тех задач, которые встали перед английскими критическими реалистами во второй половине XIX века. Пристальное внимание литературы этого периода привлекала психология человеческой личности. На основе ее исследования решались и социальные проблемы (при этом акцент
- 188 был перенесен на этический аспект социальной проблематики). Позднее творчество Диккенса во многом предвосхищало художественные достижения английских реалистов следующего поколения: Джордж Элиот, Мередита и др. В "Больших ожиданиях", "Нашем общем друге" и "Тайне Эдвина Друда" более тонким стал анализ психики героев, их душевных движений; эти романы обнаружили мастерство Диккенса в изображении диалектичности внутреннего мира человека. В позднем творчестве Диккенса была намечена коллизия, ставшая программной для Джордж Элиот, Мередита. Она заключалась в трагическом противоречии между стремлением личности к идеалу и неспособностью реализовать это стремление, воплотить идеал в жизнь.
Существенно и то, как разрешает Диккенс важную для создателей английского реалистического романа второй половины XIX века проблему соотношения романтизма и ложной "романтики". В его романах подлинно романтическая мечта противопоставлена как бездуховной обыденности, так и ложным красотам псевдоромантики. Сходное разрешение этой проблемы характерно и для мастеров английского реалистического романа следующего поколения. Не случайно эти романисты (Джордж Элиот, в особенности) питали, как и Диккенс, значительный интерес к концепциям Карлейля и Рескина, испытывали на себе их воздействие.
Для творчества Джордж Элиот, Мередита, Батлера и Харди характерно усиление драматического элемента, выразившееся в драматизации повествования и его формы. Действие, столкновение характеров, диалог приобрели большое значение и в романах Диккенса 1860-х годов. Именно в эти годы в них возросла роль сенсационных элементов, а в теоретических рассувдениях Диккенса постоянно звучала мысль о совершенствовании мастерства интриги. Характерно, что традиционная тайна, придававшая романам писателя драматизм и занимательность, важна в 60-е годы не сама по себе, а как средство раскрытия человеческого характера. Не событие, как в эпопее, а человек, как в драме, все более занимал Диккенса-романиста. В "Больших ожиданиях", "Нашем общем друге" и "Тайне Эдвина Друда" особое значение приобрело изображение внутренней борьбы, столкновений между характерами, то есть их драматическое проявление. Описание событий в этих романах существенно, но не первостепенно.
Следует подчеркнуть, что драматическое начало всегда было характерно для творчества Диккенса. В последних романах его роль возросла. Это объясняется как закономерностями развития творческого метода самого Диккенса, так и общим повышением интереса к человеческой личности, свойственным эстетической мысли во второй половине XIX века.
Для автора "Больших ожиданий", "Нашего общего друга" и "Тайны Эдвина Друда" необходимость названных изменений была продиктована поисками наиболее убедительного художественного воплощения стоявших перед ним социальных и нравственных проблем.
Настоящая работа является одним из этапов исследования путей и способов реализации нравственно-эстетического идеала писателя. Здесь изучены определенные аспекты проблемы в связи с творчеством позднего Диккенса. Следующий этап - рассмотрение проблемы нравственно-эстетического идеала в художественной системе Диккенса, взятой в ее целостности, что, в свою очередь, открывает путь к исследованию данной проблемы на материале английского реализма XIX века.
Список научной литературыПотанина, Наталия Леонидовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
2. Энгельс Ф. Движение на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 542-543.
3. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. Прошлоеи настоящее. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 572597.
4. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 231-517.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Обращение немецких демократов-коммунистов Брюсселя к г-ну Фергюсу О'Коннору. Соч., 2-е изд.,т. 4, с. 24-26.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Великие мужи эмиграции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. 247-352.
7. Маркс К. Мыло для народа, лакомый кусок для "Times". Бюджет коалиционного министерства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 9, с. 78-85.
8. Маркс К. Венское совещание. Австрийский заем. - Воззвание Дульсе и О'Доннеля. - Министерский кризис в Англии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 10, с. 336-342.
9. Маркс К. Английская буржуазия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 10, с. 645-650.
10. Маркс К. Господин Фогт. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 14, с. 395-691.
11. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 908.
12. Маркс К. (Письмо Энгельсу, 23/XI 1850). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 27, с. 136-137.- 191
13. Маркс К. Письмо Ф.Энгельсу, 9/П 1860. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 30, с. 23-29.
14. Ленин В.И. Философские тетради. Соч., 4-е изд., т. 38, с. 646с.
15. В.И.Ленин о литературе и искусстве. 6-е изд., М.: Художественная литература, 1979, с. 827с.
16. КЛАССИКИ РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
17. Белинский В.Г. Парижские тайны. Полн. собр. соч., М., 1955, т. 8, с. 167-186.
18. Белинский В.Г. Русская литература в 1843 году. Полн. собр. соч., М., 1955, т. 8, с. 45-100.
19. Белинский В.Г. Ь^сская литература в 1844 году. Полн. собр. соч., М., 1955, т. 8, с. 430-488.
20. Герцен А.И. 0 развитии революционных идей в России. -Собр. соч.:В 30 т. М., т. 7, с. 133-263.
21. Горький М. Мезду прочим (мелочи, наброски и т.д.). -Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1953, т. 23, с. 13-78.
22. Горький М. Разрушение личности. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1953, т. 24, с. 26-79.
23. Горький М. 0 Бальзаке. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., т. 24, с. 138-140.
24. Горький М. 0 том, как я учился писать. Полн. собр. соч.: В 30 т., М., 1953, т. 24, с. 466-493.
25. Горький М. 0 сказках. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1953, т. 25, с. 86-89.
26. Горький М. Молодая литература и ее задачи. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1953, т. 25, с. 93-97.
27. Горький М. Беседы о ремесле. Полн.собр.соч.: В 30 т.,- 192 -M., 1953, т. 25, с. 291-359.
28. Горький M. Как я пишу. Полн. собр. соч.: В 30 т. M., 1953, т. 26, с. 222-225.
29. Горький М. С кем вы, мастера культуры? Ответ американским корреспондентам. Полн. собр. соч.: В 30 т. M., 1953,т. 26, с. 248-269.
30. Горький М. 0 старом и новом человеке. Полн. собр. соч.: В 30 т. M., 1953, т. 26, с. 280-290.
31. Горький М. По поводу одной полемики. Полн. собр. соч.: В 30 т. M., 1953, т. 26, с. 291-297.
32. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1873. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1980, т. 21, с. 68-77.
33. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год. -Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1981, т. 23, с. 30-37.
34. Луначарский A.B. Диккенс. Собр. соч.: В 8 т. М., 1965, т. 6, с. 62-72.
35. Писарев Д.И. Реалисты. Соч.: В 4-х т. M., 1956, т. 3, с. 7-138.
36. Толстой Л.Н. Что такое искусство? 1897-1898. Полн. собр. соч.: В 60 т. M., 1951, с. 25-203.
37. Толстой Л.Н. Что такое искусство? Полн. собр. соч.: В 60 т. M., 1951, т. 30, с. 303-425.
38. Толстой Л.Н. Гр. A.A. Толстой. 1862 г. Октября 8. Я.П. Полн. собр. соч.: В 60 т. M., 1949, т. 60, с. 451-453.
39. Тургенев И.С. Предисловие к французскому переводу повести Л.Н.Толстого "Два гусара". "Deux Hussards". Полн. собр. соч.: В 28 т. М.-Л., 1968, т. 15, с. 106-108.
40. Чернышевский Н.Г. Что делать? Полн. собр. соч.: В 15 т. M., 1939, т. II, с. 5-336.
41. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПУБЛИЦИСТИКА И ПИСЬМА ДИККЕНСА
42. New Letters of Charles Dickens to John Forster./Ed.
43. G.G. Grubb and K.J. Filding. In: Boston University Studies In English. Boston, 1956, v. II, p. 140-193.
44. The Letters of Charles Dickens. /Ed. M.House and G. Storey. Oxford: Clarendon Press, 1969.
45. The Unpublished Letters of Charles Dickens to Mark Lemon. /Ed.' W.Dexter. N.Y.,: Haskell House Publ., 1977. - 164 p.- 194
46. The Speeches of Charles Dickens./Ed. K.J. Fielding.-Oxford: Clarendon Press, 1960. 456 p.
47. Eternal Lamps. In: Household Words. Conducted by Charles Dickens.-Copyright edn. Leipzig, 1854, v. XXII, p. 221-222.
48. Frauds on the Fairies. In: Household Words. Conducted by Charles Dickens.-Copyright edn. Leipzig, 1854, v. XXII, p. 42-44.
49. ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
50. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975. - 528 с.
51. Аникст A.A. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. - 483 с.
52. Вельский A.A. Английский роман 1800-1810-х годов: Учебное пособие по спецкурсу для студентов филол. ф-та. Пермь, 1968. - 334 с.
53. Вельский A.A. Английский роман 1820-х годов: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1975. - 202 с.
54. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973. - 568 с.
55. Бушмин A.A. Преемственность в развитии литературы. -Л.: Художественная литература, 1978. 224 с.
56. Важдаев В. Сказки английского народа. В кн.: Английские народные сказки. М, I960, с. 3-10.
57. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. -Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. 336 с.
58. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. M., 1957, т. II, с. 68-69.
59. Гренбек Бо. Ханс Кристиан Андерсен. М.: Прогресс, 1979. - 240 с.- 195
60. Днепров В.Д. Проблемы реализма. Л.: Советский писатель, 1961. - 371 с.
61. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. ~ М.: Наука, 1966. 472 с.
62. История английской литературы: В 3 т. М. -Л.: Изд. АН СССР, I943-1958.
63. История зарубежной литературы XIX века: Учебник для пед.ин-тов. /Под ред. М.Е. Елизаровой. 4-е изд. М.: Просвещение, 1972. - 623 с.
64. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т, -II.: Искусство, 1967, т. 3, 1008 с.
65. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1974. - 464 с.
66. Иодль Ф. История этики в новой философии. Пер. с нем. под ред. В.Соловьева: В 2-х т. М.: К.Т. Солдатенков, 1898,т. 2. 108 с.
67. Карлейль Т. Sartos Resarturs. Жизнь и мысли герр Тей-фельсдрека. М. , 1902. - 263с.
68. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. Спб., 1908. - 356 с.
69. Кеттл А. Введение в историю английского романа. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. - 448 с.
70. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века: Очерк развития. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.- 144 с.
71. Кондратьев Ю.М. Из истории развития реалистического романа в Англии второй половины XIX века /Дж.Элиот, Мередит, Бат-лер, Харди/. Дисс.д-ра филол.наук. М., 1966. - 647 с.
72. Конт 0. Общий обзор позитивизма. В кн.: Родоначаль- 196 ники позитивизма. Вып. 5. Спб., 1913,
73. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. - 155 с.
74. Литературные манифесты западно-европейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 639 с.
75. Маршак С.Я. Английские и шотландские баллады. В пер. С.Маршака. М.: Наука, 1973. - 158 с.
76. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -407 с.
77. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд-во вост.лит-ры, 1958. - 264 с.
78. Мильдон В.И. Традиции народно-поэтического творчества в русской классической литературе /"Рассказывание" как форма повествования/. Дисс. канд.филол.наук. М., 1973. - 205 с.
79. Миф Фольклор - Литература: Сб. статей. /Редколл.: Базанов Г.Г. (отв. ред.) и др.; АН СССР. Ин-т русской лит. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978. - 251 с.
80. Мощанская О.Л. Народная баллада в Англии /Цикл о Робине Гуде/. Дисс. канд.филол.наук. Горький, 1967. - 468 с.
81. Перро Ш. "От автора". В кн.: Перро Ш. Сказки матушки Гусыни. Л., 1976, с. 8-9.
82. Писатели Англии о литературе Х1Х-ХХ вв. Сб.статей. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. - 410 с.
83. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1946. - 340 с.
84. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. -168 с.
85. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избр. статьи. М.: Наука, 1976. - 325 с.- 197
86. Смирнов И.П. Вопросы художественной преемственности /Литература нового времени в соотношении с древнерусскими памятниками и фольклором/. Дисс. д-ра филол.наук. М., 1978. - 443 с.
87. Степанова Е.И. Английское народное песенное творчество и драматургия Шекспира. Дисс. канд.филол.наук. М., 1970.- 241 с.
88. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. 4-е изд. М.: Советский писатель, 1977.- 528 с.
89. Цвейг С. Избранные произведения: В 2-х т* М.:1. Гослитиздат. 1956. »
90. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. - 295 с.
91. Allen W. The English Novel: A Short Critical History. Harmondsworth: Penguin Books, 1958. - 376 p.
92. Arac I. Comissioned Spirits: The Shaping of Social Motion in Dickens, Carlyle, Melville and Hauthome. Hew Brans-wick (N.J.): Rutgers Univ. Press, 1979. - 200 p.
93. Baker E. The History of The English Novel: In 10 vols.- N.Y.: Barnes and Noble, 1942, v. 8. 411 p.
94. Baughman E.W. Type and Motif-Index of the Folktales of England and N0rth America. M0uton: The Hague, 1966. - 606 p.
95. Black M. The Literature of Fidelity. L.: Chatto and Windus, 1975. •- 216 p.4.94. Briggs K.M. A Sampler of British Folk-Tales. L.Henley: Routledge and Kegan Paul, 1977. - 315 p.
96. Briggs K.M. The Fairies in Tradition and Literature.- 198 - L.: Routledge and Kegan Paul, 1967. 26l p.
97. Buckley J.H. Season of Youth. The Bildungsroman from Dickens to Golding. Cambridge (Mass) Harvard Univ. Press, 1974. - 336 p.
98. A Dictionary of British Folk-Tales: In 4 vols. L.: Routledge and Kegan Paul, 1970-1971.
99. Campbell J.G. Clan Tradi tion and Popular Tales ofthe Highlands and Islands. Waifs and Strays of Celtic Tradition.- L., 1895, v. V.
100. Ed. J.Williams. N.Y.: Barnes and Noble, 1970, - XI, 484 p.4119. Ousby A. Bloodhounds of Heaven. The Detective in English Fiction from Godwin to Doyle. Cambridge (Mass.) - L.:- 200
101. Amsterdam, 1970, p. 93-114.5187. Eckel J.C. The Pirst Edtions of the Writings of