автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Романы Роберта Стоуна

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Киреева, Наталия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Романы Роберта Стоуна'

Текст диссертации на тему "Романы Роберта Стоуна"

„ /я

еУ/ ' ^ / <Г,1)

московский педагогический университет

Факультет русской филологии

Кафедра истории зарубежных литератур

Иа правах рукописи

Киреева Наталия Владимировна

романы роберта стоуна (особенности поэтики)

10. 01. 05. - Литература народов Европы, Америки и Австралии

диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Мулярчик А. С.

Москва - 1999

3 'ЛАпА 1

1.1 1.2 1.3

1 4 1.5

ГЛАВА 2

2.1

2.2

2.3

ГЛАВА 3

3.1

3.2

3.3

Становление художественной манеры Роберта Стоуна 30 (роман «В зеркалах», 1967)

Хронотоп романа 33

Типология характеров 37

Поэтический образ мира в романе 49

Натуралистические стилевые тенденции 63

Выводы к главе 67

Актуализация реалистической проблематики 69

Роман «Штрафное отделение», 1974 73

(Особенности художественной структуры) Роман «Флаг на заре», 1981 99

(Соотнесенность проблематики с конкретной действительностью, религиозно-этическая проблематика, образная система, особенности поэтической структуры) Выводы к главе 131

Расширение эстетических границ реализма 133

Роман «Дети света», 1986 134

(Сюжет и проблематика, традиции и новаторство в в изображении Голливуда, особенности поэтики) Роман «Перейти грань», 1992 153

(Основа сюжета, образная система романа, особенности художественной специфики) Выводы к главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ

191 195 202

3

Введение

Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей поэтики романов современного американского прозаика Роберта Стоуна (род. в 1937), одного из наиболее значительных писателей США последней трети XX века.

Кдва ли не главной темой его творчества стало обращение к духовным основам и возможностям нашего современника, попытка осмыслить и определить критерии морального поведения личности в условиях усложнившегося: нравственного выбора. «Я не буду говорить, что человек порочен, - признавался Р. Стоун. - Но человек всего лишь человек, и в состоянии великого смятения, без здравого руководства, трудно определить, как поступать правильно. И даже если определишься в правильности своих действий, то их порою нелегко осуществить. Вот о чем я писал всю свою жизнь»1. Эти слова отражают стремление писателя представить личность в момент величайшего напряжения всех физических и духовных сил, когда отступает все неистинное в человеке и с беспощадной четкостью высвечивается его суть.

Р. Стоун принадлежит к тому поколению писателей, которое формировалось в 50-60-годы (среди них можно назвать Дж. Апдайка, Дж. Барта, Дж. Гарднера, Э. Л. Доктороу, Т. Моррисон, Дж. К. Оутс, Т. Пинчона и др.). В американской литературе тех лет шел «процесс интенсивного переосмысления «канона», сформировавшегося к середине века (в его модернистской и традиционно-реалистической составляющих)..., одушевленный пафосом ра-дякального обновления, но и отравленный чувством потери» . Все это порождало одновременное сосуществование традиции реалистического освоения действительности и различных новаторско-экспериментальных поисков.

В ; | . . Г Стоуна соединились различные пласты духовной культуры его времени. Уже первый роман писателя выразил существенные связи с ли»

1 See: Weber В. An Eye for Danger// N. Y. Times Magazine, 19 Jan. 1992., p. 24

2 Зарубежная литература XX века: Учеб. - М.: Высш. шк., 1996. - с. 505

I иратурным и историческим контекстом. Всем своим последующим творчс-с 5 в ом автор продолжал национальные традиции американской литературы, рассматривая наиболее актуальные, значительные проблемы эпохи, рисуя типические характеры своих современников. Основополагающим принципом писательской позиции Стоуна неизменно оставалось его активное отношение к проблемам общественной жизни США.

Знакомство с его творческим достоянием убеждает в том, что романист стремится придать остросовременное содержание «вечным проблемам», выступает с требованием сохранить нравственный идеал, отсутствие которого способно привести к деградации духовного начала. За рубежом писателя часто сравнивают с Г. Мелвиллом, Дж. Конрадом, Т. Драйзером, Э. Хемингуэем, Дж. Т. Фареллом, Н. Уэстом, Гр. Грином, Н. Мейлером, признавая при этом, что его произведения являются вполне самобытным явлением, переосмысливающим наполнение многих, ставших классическими для американской литературы, образов и идей.

Для понимания творчества Р. Стоуна большую роль играет знание ключевых фактов биографии прозаика, «человека бывалого, пришедшего в литератору из университетов жизни»1. Детские годы стали для него источником весьма травмирующих воспоминаний, впоследствии определивших многие творческие установки. Он родился в Нью-Йорке, в Бруклине, рос без отца, а мать, учительница начальных классов, страдала шизофренией. Когда мальчику исполнилось пять лет, заболевание его матери перешло в тяжелую форму, ее на три с половиной года поместили в клинику для душевнобольных, а юного Роберта отдали в приют при католической школе Св. Анны в Манхэттене. Годы, проведенные там, до сих пор остались в памяти Стоуна: «Я все еще ужасно рассержен. Мне никогда не удавалось избавиться от этого»".

1 Засурский Я. Н. Роберт Стоун: человек и писатель /7 ИЛ. - 1987. - № 3. - с. 220

2 Stone R. Interview. Taking Sense. With S. Benson and R. Soloiaxoff. KUOM Radio, Minneapolis, 1 May, 1991

J (осле возращения матери из больницы, семье пришлось испытать немало невзгод. Болезнь матери мешала получить приличную работу, Стоуны скитались по стране, жили впроголодь. Решением многих проблем стала для J 8-летнего Роберта служба в военно-морском флоте США (с 1955 по 1958 годы), где будущий писатель освоил профессию радиста, получил звание офицера третьего класса, сдал экзамены за среднюю школу и написал несколько рассказов.

1 lo окончании срока службы молодой моряк поступил в Нью-Йоркский университет, где познакомился со своей будущей женой Дженис и стал участником движения битников. Создав вскоре семью, Стоун вместе с женой решил посмотреть Америку. В I960 году молодые супруги приехали в 1 !овый Орлеан, где, испробовав множество заня тий (работу на фабрике кофе, продажу энциклопедий, работу в театре и газетах), так и не нашли реального заработка. О крайне тяжелом материальном положении семьи свидетельствовал хотя бы тог факт, что их дочь Деирдре родилась в благотворительном госпитале.

В 1902 году, узнав из объявления о стипендии желающим заниматься литературным трудом, предоставляемой Стэнфордским университетом, Стоуны переехали в Калифорнию, где и был написан первый роман «В зеркалах»

i

(«А Hall of Mirrors", опубликован в 1967, на русском языке - в 1973 году). Основой произведения стали полученные во время пребывания в Новом Орлеане личные впечатления, когда Стоун смог близко познакомиться с жизнью самых разных слоев новоорлеанского общества. Рассказывая о брожении, которое охватило тогда американский Юг, автор вводил читателя в атмосферу обостренных социальных и расовых конфликтов, которые характеризовали 60-е годы. Р. Стоун так отзывался об этом произведении: «В свою первую книгу я поместил все, что знал и думал о времени борьбы за гражданские права, движении хиппи, начале войны»2.

1 MHOCTpaHHaa imrepaTypa, №№ 4-6

2 See: Woods W. C. The Art of Fiction XC: Robert Stone // Paris Review, 1985, V. 27, # 2, p, 28

Опубликовав первый роман, прозаик взял у издателя аванс под второй, и в конце 60-х уехал в Лондон, где одновременно работал как корреспондент американских изданий и сценарист (создавая киноверсию своего первого романа). В 1971 году в качестве репортера лондонского еженедельника «Инк» Сгоун побывал во Вьетнаме, стремясь понять, что же на самом деле происходит в этой раздираемой войной стране. Личный опыт послужил основой для следующего романа «Штрафное отделение» ("Dog Soldiers", 1974), впечатляюще воссоздавшего катастрофические последствия войны во Вьетнаме для морально-этического здоровья американской нации - распространение наркомании и коррупции, волну самоубийств и откровенного бандитизма. Источником некоторых сюжетных коллизий стали также стоунов-с кие воспоминания о пребывании в калифорнийской коммуне Кена Кизи. Таким образом, в «Штрафном отделении», была сделана попытка осмыслить не только значение войны, но и контркультуры.

Большая часть этого романа была написана Р. Стоуном во время пребывания в Принстонском университете, а сам проект финансировался одной из тех стипендий, которые в дальнейшем стали основой стабильного вознаграждения писательского труда Стоуна, и помогли ему в период создания практически всех произведений. Другим источником заработка было чтение писателем лекций в ведущих университетах Америки.

В 1974 году, прочитав курс лекций в университете штата Алабама, писатель внезапно принимает решение посетить страны Центральной Америки. Его шестинедельное пребывание в Никарагуа и Гондурасе, где назревал революционный кризис, подсказало тему третьего романа «Флаг на заре» ( "Flag for Sunrise", 1981, русский перевод - 19861). В основу произведения легли и впечатления от общения с академическими кругами США, и наблюдения за жизнью народов центрально-американских стран, охваченных мощным национальным движением за свержение военных режимов. Одновременно с работой над новым романом писатель создавал сценарий по

1 Иностранная литература, №№ 1-2

«Штрафному отделению», и в 1978 году на экранах появилась картина по этой книге.

Личный опыт и в дальнейшем оставался основой произведений Стоуна. В 1986 году увидел свет четвертый роман, «Дети света» ("Children of 3 iglit"), посвященный людям киноискусства, судьбе художника в современной Америке. При создании этой книги автор не только опирался на опыт, j фиобретенный в голливудских студиях «Парамаунт» и «Юнайтед артист». Впечатления Стоуна от его участия в фестивале Шекспира в 1983 году стали базой для создания образа одного из главных героев «Детей света».

("разу после написания этой книги прозаик берется за осуществление своего замысла о романе, в котором должны были воплотиться представления Стоуна об опыте конкретного соотечественника, соотнесенном с вечными вопросами человеческого бытия. Действие книги «Перейти грань» ( Outerbridge Reach"), появившейся в печати в 1992 году и переведенной на русский язык в 1995-м, происходит как в Нью-Йорке и Коннектикуте, так и m широких океанских просторах, а личный опыт от плавания в 1958 году в Антарктиду сопрягается историей английского моряка, утонувшего в 1969-м.

Весной 1998 года увидел свет еще один роман Р. Стоуна - «Дамасские ворота» ("Damascus Gate"), публикация которого совпала с празднованием 50-летия государства Израиль. Действие этого произведения происходит в Иерусалиме 90-х годов. Конкретно-исторический фон (основой сюжета становится взрыв мусульманских гробниц группой христианских фундаменталистов) сопрягается с постановкой вопросов религиозно-этического плана: соотношение христианства, иудаизма и мусульманства, сущность истиной веры, преодоление трансцендентного зла.

Помимо создания целого ряда ярких романов, Р. Стоун зарекомендовал себя талантливым новеллистом, активным публицистом, литературным и художественным критиком, затрагивавшим актуальные проблемы современности. автором литературных обзоров, статей по искусству, биографических очерков, заметок о путешествиях. Писатель является членом правления меж-

дународного ГГЕН-клуба, членом Лиги американских авторов, Авторской и 1 1исательской гильдий США.

Кто собратья по перу отзываются о прозаике самым лучшим образом. 'Гак, например, М. Хэрр называл Р. Стоуна «одним из самых интеллектуальных людей на планете, ... подобием огромного... морального барометра»1. Дж. К. Оутс признавала его «одним из довольно небольшого числа современных американских прозаиков, которые соприкасаются не с минималист-

ч> KJ> 2 Т/* ТЛ

скими предметами, но с политикои и современной историеи» . К. Кизи говорил о Стоуне: «Он воин, а не просто писатель. Целую жизнь он борется с

Молохом»3.

Каждая книга Р. Стоуна воспринималась с большим интересом как читателями, так и критиками. Романы писателя попадали в списки наиболее читаемых и наиболее продаваемых изданий4, автору присуждались престижные литературные премии5.

Несмотря на то, что романы Стоуна достаточно давно известны в нашей стране, предметом отдельного исследования его проза не становилась. До настоящего времени в России и в государствах СНГ не было опубликовано появилось ни одной монографической работы, обращенной к творчеству писателя, постепенно выраставшего в одну из ведущих фигур современной американской литературы.

Ог^осгвеннюе литературоведение давно «присматривалось» к этому американскому писателю, ограничиваясь, однако, статьями об отдельных произведениях Стоуна и сравнительно частыми упоминаниями о нем в исследованиях по истории послевоенной литературы США. Среди тех, кто писал о его творчестве, можно назвать имена таких известных американистов,

1 Weber В. Op. cit., р. 20

2 See: Contemporary Authors, NRS, p. 404

3 Weber B. Op. cit., p. 20

4 .Best Reading, Best Sellers

5 литературная премия издателей (1967) и премия У. Фолкнера прозаикам-дебютантам (1968) за роман «В зеркалах»; национальная премия по литературе (1975) за роман «Штрафное отделение»; книжная премия газа.™ «Лос-Анджелес Тайме» (1982) за роман «Флаг на заре»; премия Американской академии и Института искусства и литературы (1982). Кроме того, он выдвигался на. соискание американской премии по литературе м Нулигцеровской премии по литературе в 1982 году.

как Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, Г. П. Злобин, М. О. Мендельсон, А. С. Мулярчик.

) Гг~-~~авляется целесообразным остановиться на восприятии творчества Стоуна отечественными исследователями, хотя первый критический отзыв на русском языке был написан американцем М. Дэвидовым как послесловие к публикации романа в журнале «Иностранная литература». Несмотря па то, что в автор продемонстрировал достаточно точные наблюдения над идейным строем романа «В зеркалах», целостный разбор книги отсутствовал, позиция критика страдала односторонностью в оценке написанного Стоуном, отличалась нарочитой политизированностью,

Более глубоким и обстоятельным анализом отличалась статья Н. Ю. Жлуктенко «Романы Роберта Стоуна»1. Посвященная рассмотрению некоторых аспектов художественной манеры писателя на материале его двух первых романов, она явилась ценным вкладом в осмысление раннего этапа творчества прозаика.

Важным источником информации о писательском пути Р. Стоуна стала статья Я. II. Засурского2. Сведения, положенные в ее основу, представляются тем более ценными, что почерпнуты они во время непосредственного общения с самим Стоуном, происходившего на писательской конференции в I !алермо в 1986 году.

Среди тех, кто в своих рецензиях, статьях, книгах обращался к разговору об особенностях романов Стоуна, выделяются А. М. Зверев и А. С. Мулярчик. Гак, например, А. М. Зверев, рассматривая «ключевые произведения» американской прозы 70-х годов, затрагивал вопрос о соотнесенности «Штрафного отделения» с острейшими проблемами бытия Америки того периода3. В рецензии на роман «Дети света»1, размышляя о сюжете и коифлитс-

1 Жлуктенко Н. Ю. Романы Роберта Стоуна / В кн.: Проблемы новейшей литературы США. - Киев: Вшца in кола, 1981, сс. 167-188

* Засурский Я. Н. Указ. соч., сс. 218-221

3 Зверев A.M. Логика литературного десятилетия /В кн.: Литература США в 70-е годы XX века. - М.: Наука, 1983, сс. 16-17

1 и произведения, названии и о типологических чертах главных героев, исследователь анализировал эту книгу в контексте художественных особенностей прспы Р. Стоуна.

Л С. Мулярчик тоже не раз обращался к рассмотрению романистики Р. Стоуна. В своих статьях, книгах о современной литературе США и учебниках исследователь соотносил третий роман «Флаг на заре» (1981) с традицией политического романа США . Более подробно ученым анализировалась проблематика и особенности художественной структуры романов «Дети света» 3 и «Перейти грань»4.

Отдельным вопросам, связанным с рассмотрением романов «В зеркалах» и «Штрафное отделение», уделялось внимание такими учеными, как В. II. Богословский5, Т. Д. Бенедиктова6, И. Л. Новичеико', М. О. Мендельсон8. Роману «Флаг на заре» посвятил свою рецензию Г. П. Злобин 9. Кроме этого, некоторые произведения писателя освещались в работах культурологов10.

Зарубежная критика творчества Р. Стоуна намного богаче. Солидной основой для понимания жизни и творческой деятельности американского романиста, на наш взгляд, могут служить труды его соотечественника, профессора университета штата Миннесота Р. Солотароффа. Его перу принадлежит

1 Зверев А. М. Рецензия на роман Р. Стоуна «Дети света» // Современная художественная литература за рубежом. - 1988. - № 5. - с. 73-75

2 Мумяучьк А. С. Спор идет о человеке: О литературе США 2-й пол. XX века. - М.: Сов. писатель, 3 985, - с. 296; В поисках альтернативы // ИЛ. - 1986. - № 112. - с. 214; История зарубежной литературы XX века. -М., 1996, - с. 165

3 Мулярчик А. С. США: век XX (Грани литературного процесса). М.-Мн.: 1994. - с. 192-193

' Мулярчик А. С. Литер�