автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Романы Сэмюэля Беккета
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Голубков, Сергей Евгеньевич
Введение.
Глава I. Краткий обзор творчества С. Беккета.
Глава II. Проблема существования.
2.1. «Реальное», «воображаемое» и «символическое» пространства существования человека.
2.2. Пространствование человека.
Дуализм тела и духа. Самоидентификация.
2.3. «Я» и «Другие».
2.4. Пространство господства / подчинения.
Глава III. Формирование и деформирование «Я» Другими.
3.1. Воспитание.
3.2. Психиатрия.
Глава IV. Сексуальность в романах Беккета.
4.1. Сексуальность / секс / любовь.
Место Эроса в существовании персонажей Беккета.
4.2. Танатос. Поиск героями Беккета выхода из «реального» пространства существования.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Голубков, Сергей Евгеньевич
Наследие Сэмюэля Беккета (1906-1989), являющегося, вне сомнения, одним из самых значительных писателей XX века, представляет собой объемный и недостаточно изученный комплекс произведений разных жанров. Им было создано множество пьес для театра, радио и телевидения, романов, рассказов, стихотворений, эссе, а также написан киносценарий. В ряде случаев однозначное определение жанра текстов этого автора едва ли возможно. Да и по вопросу о том, к какой литературе (ирландской (англоязычной) или французской) следует относить его произведения, существуют различные мнения. Многие произведения, первоначально написанные на английском языке, Беккет впоследствии сам переводит на французский. Точно так же и у книг, впервые написанных на французском, появляется английский двойник. При этом часто тексты первоначального варианта и его авторского перевода существенно друг от друга отличаются.
Творчество Беккета оставило заметный след не только в современных литературе, театре и кинематографе, но и в таких гуманитарных отраслях знания, как философия и психоанализ. Многие современные западные мыслители, как, например, Ж. Делез, М. Фуко и Ц. Тодоров не избежали «влияния» Беккета. Первый из них написал ряд работ непосредственно посвященных беккетовскому мировосприятию, второй неоднократно ссылался на Беккета в своих исследованиях безумия, насилия и сексуальности.
Предметом данного диссертационного исследования являются, прежде всего, романы Беккета, а также небольшая группа других крупных прозаических произведений, работа над которыми проходила зачастую одновременно с написанием романов. Мы обращаем внимание, что из поля нашего внимания сознательно исключается драматургия Беккета, а также произведения, созданные после 1961 года (время публикации последнего романа С. Беккета - «Как это»). Таким образом, материалом данного исследования являются романы: «Мерфи» (1938), «Уотт» (1953), «Мерсье и
Камье» (1970), «Моллой» (1950), «Мэлон умирает» (1951), «Безымянный» (1953), «Как есть» (1961); а также сборник рассказов «Больше замахов чем ударов» (1934); «Никчемные тексты» (1955); рассказы «Вознесение» (1929), «Один случай из тысячи» (1934), «Конец» (1955), «Изгнанник» (1955), «Успокоительное» (1955), «Первая любовь» (1970). Из перечисленных произведений лишь роман «Мерсье и Камье» и рассказ «Первая любовь», написанные в середине сороковых годов, были опубликованы после 1961 года.
Тот факт, что в центре нашего внимания оказывается лишь проза Беккета, объясняется тем, что романы и другие прозаические произведения ирландского / французского драматурга и прозаика остаются наименее изученными. Это можно объяснить тем, что в отечественной истории зарубежных литератур Беккет до последнего времени чаще всего рассматривался как представитель «театра абсурда».
Состояние исследования проблемы. Первые работы, посвященные творчеству Беккета, появились в тридцатые годы, но лишь в пятидесятые годы в англо- и франко- язычном мире появляются не отдельные статьи, а серьезные и обстоятельные монографии, посвященные как жизни, так и отдельным аспектам творчества Беккета. Одними из первых исследователей, по достоинству оценивших талант писателя, были Р. Кон, X. Кеннер, Р. Федерман, Дж. Флетчер. Затем на протяжении всего XX века в западноевропейском и американском литературоведении интерес к творчеству этого автора лишь увеличивается.
В российском литературоведении творчество Беккета, при всей его важности для современной мировой литературы, до настоящего времени остается практически неизученным. Его произведениям были посвящены лишь отдельные статьи И. Дюшена, С. Исаева и М. М. Кореневой и Д. В. Токарева. Мало того, Беккет не только не изучался, но и не переводился. Знакомство российского читателя с творчеством Беккета, по сути дела, началось сравнительно недавно, в конце 80-ых годов, когда один за другим появились первые переводы на русский язык драматических, прозаических и лирических текстов Беккета. На настоящий день ряд важных произведений писателя еще остаются непереведенными. До последнего времени в России не было ни одной монографии, посвященной творчеству этого всемирно известного писателя и драматурга. И только в 2002 году появляется книга Д. В. Токарева, в которой дается анализ, сравнение и сопоставление творчества российской школы обэриутов и С. Беккета. Эти обстоятельства и определили выбор предмета диссертационного исследования.
Цель настоящего исследования - максимально полный анализ беккетовского взгляда на человека и его существование. Основной проблемой исследования является анализ картины человеческого существования в произведениях Беккета, основанный на оппозициях «Я» / Другой, «реальное» / «воображаемое», «реальное» / «символическое», тело / дух, господство / подчинение, голос / молчание, Эрос / Танатос, разумное / безумное.
В связи с этим мы ставим перед собой следующие задачи исследования.
• показать, что представляет собой человеческое существование с точки зрения Беккета и героев его произведений,
• проанализировать, как происходит самоидентификация или обнаружение «я» персонажами Беккета среди Всех Других и Всего Другого,
• рассмотреть, как воспринимают и оценивают они собственное тело и тела Других, каким образом пытаются преодолеть собственную «телесность»,
•дать ответ на вопрос, какое место в их существовании занимает Другой, какие «властные» отношения возникают между «я» и Другими,
• выявить, как происходит осознание героями Беккета собственной сексуальности и сексуальности Другого, насколько важным в их сексуальной жизни является принцип «удовольствия», что значит для них любовь,
•описать, насколько адекватно отражаются «реальное» и «воображаемое» пространства существования героев Беккета в «символическом» пространстве конструируемого ими текста.
Трудности, с которыми сталкивается всякий читатель и исследователь произведений Беккета, связаны с тем, что повествователи его книг говорят не о том, что им хорошо известно, а о недопонятом, «недовиденном» или недослышанном». По этой причине они часто вынуждены поправляться, признаваться в некомпетентности и лжи, прибегать к произвольным словесным «манипуляциям». На достоверность изложения повествователями материала своей «реальной» и / или «воображаемой» жизни в текстах Беккета рассчитывать не приходится. Повествователи его романов не знают себя так же, как всякий реальный человек себя не знает. Их «знание» возникает из их незнания.
Тексты Беккета в силу своей сложности, непонятности, парадоксальности, неоднозначности, переполненности смыслом, требуют чрезвычайно внимательного и кропотливого «вчитывания».
Традиционный подход к его прозе вряд ли позволит в полной мере оценить оригинальность, определить ее уникальное место в современной культуре. Правда, в беккетовском наследии несложно отыскать целый ворох аксиом, хорошо известных из истории западной философии и теологии, — аксиом, отнесенных в свое время Хайдеггером в сферу так называемой классической онтотеологии, то есть теологии, насквозь пронизанной метафизическими эквивалентами. Но если вспомнить теоретическое кредо Беккета, становится ясным, что все эти очевидности — не более чем литературный прием.
Поэтому в данном исследовании мы решили исходить из философских и психоаналитических концепций, которые могли быть неизвестны Беккету или даже не могли быть ему известны, но которые помогают расшифровывать его тексты; понять, каким образом эти тексты могли возникнуть в голове его повествователя; определить, что в эти тексты привнес сам повествователь, что является воспроизведением услышанных голосов или языковых клише.
Интерпретация текстов Беккета при помощи идей Лакана, Фуко, Делеза, Нанси, Мерло-Понти, Деррида и других современных философов и психоаналитиков, по нашему мнению, поможет избежать поверхностного анализа, покажет, как возникает, трансформируется и исчезает человеческое «я». «Я», которое традиционно было объектом исследования психологов, психоаналитиков и философов, в романах Беккета становится литературным персонажем (оно заявляет в полный голос о себе, его ищут, пытаются описать, от него отказываются), а потому, чтобы правильно понять героев, необходимо обратиться к современным Беккету и новейшим психологическим, психоаналитическим и философским концепциям.
В произведениях писателя центральное место отводится проблемам самоидентификации, сексуальности и коммуникации, причем рассматриваются эти вопросы несколько иначе, чем в теории психоанализа, завоевавшей в настоящее время всемирную популярность в психотерапии. Что такое «я», как оно возникает и исчезает и дано ли человеку прекратить навязанное ему существование, возможна ли коммуникация между людьми, почему так велика тяга к любви и физической близости - важнейшие проблемы, волнующие писателя. К ним он возвращается от произведения к произведению.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется, таким образом, в спектре пересечения неопозитивистской, экзистенционалистской и постмодернистской философии, феноменологии и деконструктивистской эстетики. Методика исследования заключается в сочетании методов деконструктивистского анализа с интерпретацией текста на основе концепций, предложенных в работах Ж. Делеза, Ф. Гваттари, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси и Ж. Бодрийяра.
Научная новизна диссертации связана с выбором в качестве предмета исследования романов и ряда других прозаических текстов Беккета, которым в отечественном литературоведении до сих пор почти не уделялось внимания. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное анализу человеческого существования с точки зрения крупнейшего прозаика XX века, Сэмюэля Беккета. Это исследование опирается, прежде всего, на предложенные французским психоаналитиком Ж. Лаканом понятия «реального», «воображаемого» и «символического» и на сформулированные М. Фуко понятия сексуальности, безумия и системы господства / подчинения.
Практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных пособий, методических разработок, спецкурсов, а также при подготовке лекций и семинарских занятий по современной зарубежной литературе, антропологии, психологии и философии.
Апробация данной работы осуществлялась в ходе обсуждения отдельных аспектов диссертации на аспирантских семинарах кафедры истории зарубежных литератур в Санкт-Петербургском Государственном Университете, при обсуждении докладов, прочитанных автором на международных научных конференциях в Санкт-Петербурге и Ярославле.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы (наименований).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Сэмюэля Беккета"
Заключение
При подведении итогов диссертационного исследования, хотелось бы сказать, что, пытаясь детально показать взгляд Беккета на человеческое существование и другие непосредственно связанные с этим вопросы, мы обнаружили, что существование героев романов Беккета протекает не в каком-то конкретно заданном пространстве, а сразу в нескольких пространствах, изолированных друг от друга. Представляется необходимым выделить три основные пространства: «реальное», «воображаемое» и «символическое». «Реальное» пространство представлено главным образом «обстоятельствами» возникновения или «исходной точкой» истории, действительностью составления романа. От этого пространства романы Беккета отталкиваются, но не могут им ограничиться. «Реальное» пространство отражается в тексте романов не как таковое, а подменяется «символическим» пространством текста. Текст романа «образуют» не люди, не вещи, не события, а знаки, символы, при помощи которых всякие объекты «реального» пространства находят свое отражение в «символическом» пространстве текста. Текст романа является лишь копией или, вернее, симулякром той действительности, о которой повествователь желает заявить в тексте своего произведения. Чтобы перенести «реальное» пространство жизни в «символическое» пространство текста, повествователь нуждается в «воображаемом» пространстве, или пространстве соотнесения явлений «реального» пространства и символов. Не обладая точным или исчерпывающим знанием ни «протяженного», ни «обозначающего» пространства, повествователи Беккета соотносят феномены этих не связанных друг с другом пространств при помощи собственного воображения. Их воображение является связующим звеном между миром «вещей» и миром знаков. В этом «воображаемом» пространстве проходит существование повествователей историй Беккета, настолько поглощенных составлением историй, что «символическое» пространство текста теряет связь с «реальным» пространством их существования. Повествователи романов Беккета переходят от рассказа о «реальном» пространстве собственного существования к рассказу о пространстве не воспринимаемом ими, а «воображаемом», «мыслимом»; не подчиняющем пространстве, а подчиняемом; не порождающем и уничтожающем их пространстве, а пространстве порождаемом и уничтожаемом ими.
В «воображаемом» ими пространстве возникает аналогичная существующей в «реальном» пространстве парадигма господства / подчинения, свободы / принуждения, собственного желания и желания Другого, воцаряется едва ли не больший хаос, чем в воспринимаемом повествователями «реальном» пространстве. Первоначально контролируемое повествователями «воображаемое» пространство перестает подчиняться им, когда, рассказывая о своем «реальном» или «воображаемом» существовании, они сами становятся частью порождаемого ими «символического» пространства текста. Отныне «символическое» пространство текста властвует над ними, уличая их в некомпетентности и лжи. «Воображаемое» ими существование, как свидетельствует текст, оказывается существованием «сфабрикованным», их истории -неудачной попыткой бегства из «реального» пространства существования в пространство, мыслимое и воображаемое ими.
Существование героев Беккета проходит в «воображаемом» пространстве соприкосновения духа и тела, «я» и Других. Они пытаются бежать от своего тела, бежать от Других, но тело и Другие настигают их. Их собственное существование сводится к восприятию (восприятию своего тела и тел Других, восприятию собственного духа или «я», восприятию себя как Другого и Другого как себя, восприятию Другого в себе), тщетной попытке изолировать себя ^ ^Зругих и навязать им свою систему господства / подчинения, желанию получить удовольствие от собственного существования и перестать существовать, если не совсем, то, во всяком случае, в своем прежнем, привычном качестве, исчерпанию возможностей собственного тела и духа и т. п.
Человек, по мнению Беккета, - не индивидуальность, а перетекание различных индивидуальностей, происходящее во времени и свидетельствующее о том, что этот человек еще жив, что время продолжает осуществлять свой созидательный и разрушительный процесс, меняя как физический облик человека, так и его место в существующем независимо от него и враждебном ему мире. Всякое «я», как показывает Беккет в своих произведениях, - это множество «я», всякий индивид - это последовательность индивидов, пытающихся внушить человеку, что он - это они.
Всякий раз создаваемая человеком индивидуальность может легко рассыпаться в другие местоимения (он, они, мы), из которых он создает свое «я». Беккет наглядно показывает, что так называемая индивидуальность, принадлежащая «я», достается человеку от других, извне и изнутри, является на самом деле индивидуальностью нашего двойника, существующего в нашем воображении, которому мы стремимся подражать, которым мы стремимся стать, но никогда не становимся, потому что всякий раз когда мы приближаемся к нему, пытаясь больше ему соответствовать, он удаляется, ускользает от нас, становится другим. Повествователи романов Беккета (особенно отчетливо это прослеживается в трилогии) создают истории о себе как о ком-то другом, и о другом, как о себе. Они теряют индивидуальность, перестают отличать себя от других и, как люди, лишенные своего «я», оказываются вынуждены создавать свое «я» как произведение искусства.
Романы Беккета говорят о «реальном» пространстве существования человека, как о пространстве, воспринимаемом им. Воспринимаемое человеком пространство -это не дубликат и не копия «реального» пространства, это некое новое, порождаемое человеком пространство, в котором происходит смешение «реального» и «воображаемого» пространств существования обособленных друг от друга тела и духа. Пытаясь воссоздать и деконструировать «реальное» пространство собственного существования, персонажи Беккета порождают «воображаемое» и «символическое» пространства, показывая собственное отношение ко всему, что находит отражение в их ощущениях, чувствах и мыслях. Только эти ощущения, чувства и мысли оказываются навязанными ему кем-то другим, некими голосами, то есть являются результатом восприятия не собственного «я», а Других, заключенных в нем. Ни эмпирический, ни рациональный опыт познания для героев Беккета не обладают полной достоверностью. Всякое «я», по мысли Беккета, возникает из некоего неизвестно каким образом и откуда берущегося представления человека о себе, а его достоверность даже в «реальном» пространстве кажется сомнительной. В каждом человеке совмещаются не одна, а несколько «индивидуальностей», в борьбе которых за право господства над индивидом и происходит формирование / деформирование «я», постоянно и незаметно для самого человека меняющегося с течением времени. Всякий раз создаваемая человеком индивидуальность грозит рассыпаться в манипулирующие им голоса Других, из которых он конструирует свое «я».
Повествователи романов Беккета создают свои истории, потому что они желают существовать для Других, желают быть кем-то воспринятыми, желают стать частью их сознания, превратиться в голос, к которому человек прислушивается как к своему собственному. О том, что «я» конструируется из голосов Других, свидетельствует то, что истории их собственного существования превращаются в истории о Других, и наоборот.
Существуя как Другие среди Других, герои Беккета чувствуют присутствие Других внутри себя. Всю свою жизнь они слышали лишь голоса других, которые вольно или невольно учили, исправляли, воспитывали их, пытались утвердить свою власть, приучить к традиционным системам ценностей, как единственно правильным, единственно возможным.
Система воспитания, в которой у «воспитанника» сохраняется право принимать или не принимать на веру внушаемые ему понятия и ценности, дополняется системой прямого психического давления. Безумные, по мнению Беккета, считаются таковыми лишь потому, что не различают грани между «реальным», «воображаемым» и «символическим» пространствами. Сумасшедший создает свое собственное, понятное ему одному, «символическое» пространство, в котором ему позволяется быть таким, каким он себя хочет видеть. Он, подобно герою романа «Мерфи», Эндону, сам устанавливает «правила игры».
Повествователи Беккета рассказывают свои истории потому, что они недовольны тем, что происходит с ними в «реальном» пространстве. Они создают «символическое» пространство истории, чтобы изменить структуру властных отношений и забыть о том, какими им приходится быть в «реальном» пространстве существования. Они любят и ненавидят Других, любят и ненавидят себя. Их любовь и ненависть, привязанность и неприязнь ко всем другим и всему другому возникают и по какой-то конкретной причине, и безо всяких причин.
Система разрешений и запретов, существующая в «реальном» пространстве жизни и «символическом» пространстве языка, на котором происходит общение между людьми, распространяется и на «воображаемое» пространство, пространство интерпретации воспринимаемых сообщений. Говоря на языке других, становишься таким, как они. Чтобы отстоять свое «я», нужно выработать свой собственный язык, свою собственную систему оценки и интерпретации означаемого материала.
Тема безумия в той или иной степени актуальна во всех романах Беккета. Безумие, как показьюает Беккет, возникает из невозможности осуществить свое воображаемое «я», из желания во что бы то ни стало отстоять свое воображаемое «я» в борьбе с реальностью, принуждающей согласиться с уготованной тебе участью.
Героев Беккета не удержать на месте, что-то их зовет, что-то их тянет к себе. Они хотят любить, не понимая, что такое любовь. Они хотят умереть, не осознавая, что смерть не означает конца неизвестно где и неизвестно когда ими начатого пути. Они продолжают существовать, пока их воспринимает кто-то Другой, пока они воспринимают Других, пока продолжаются поиски ими своего «я», пока существует «символическое» пространство текста. Попадая в «символическое» пространство текста, персонажи Беккета существуют в качестве обозначаемого и обозначающего, «кочуют» из одного текста в другой, натыкаясь на персонажей других текстов Беккета.
Сексуальность с ее одержимостью удовольствием и разрушением в романах Беккета оказывается дискредитированной. Как счастье близости с другим, так и тотальное безмолвие небытия оказываются недостижимыми в «реальном» пространстве человеческого существования.
Протагонистов романов Беккета притягивает все: живое и мертвое, органическое и неорганическое, реальное и виртуальное. Они продолжают существовать и воспринимать все происходящее в их теле и сознании. Не находя удовольствия в «реальном» пространстве, персонажи Беккета вынуждены изобретать его в «воображаемом» и «символическом» пространствах собственного существования.
Персонажи Беккета находятся на некой маргинальной территории, в промежуточном пространстве между страданием и удовольствием, жизнью и смертью, существуют, пока длится их история, пока в «символическом» пространстве творимой им истории есть кто-то другой, некий безызвестный свидетель их существования, существования внутри них других подобных им существ, как и они одержимых желанием любви, желанием конца и продолжения, желанием созидания и уничтожения, желанием господства и подчинения, желанием общения и одиночества.
По выражению Юлии Кристевой, всякий текст составляется как мозаика цитат, всякий текст - поглощение и трансформация другого текста. В «символическом» пространстве романа, да и литературы в целом все существует в состоянии языка, в одновременности, которая отменяет историю; в синхронии, нейтрализирующей диахронию. Интертекстуальность позволяет Беккету и его повествователям вступить в дискурс с другими персонажами, писателями и мыслителями по определенным проблемам, когда-либо интересовавшим человечество, осветить «старые» вопросы по-новому, вскрыть «надуманность» каких бы то ни было формулировок, объяснений, взглядов, показать, что нет безошибочного видения, ибо всякий раз в поле зрения оказывается только часть целого, остальное же, невидимое и почти не существующее для нас, ускользает от мысли и языка.
По мысли Ролана Барта, литература пользуется знаками по-кафкиански -стараясь не наименовать некоторый смысл, а «уклониться» от него, то есть одновременно и высказать и приостановить его. Обозначение некоторого смысла с последующим отклонением от него, уничтожением его - отличительная черта романов Беккета.
Романы Беккета не поддаются однозначной трактовке, можно лишь попытаться исчерпать их многозначность, обозначить другие смыслы, другие прочтения как возможные. Изучение творчества Беккета - чрезвычайно трудоемкий процесс, и предпринятое исследование - лишь очередной этап, очередная ступенька к пониманию сложности того невообразимого хаоса, в котором, по мнению Беккета, проходит существование человека.
Список научной литературыГолубков, Сергей Евгеньевич, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Beckett S. AU that Fall. New York, 1957.
2. Beckett S. Assez. Paris, 1966.
3. Beckett S. Comment c'est. Paris, 1961.
4. Beckett S. Company. London, 1980.
5. Beckett S. En Attendant Godot. Paris, 1952.
6. Beckett S. Endgame. New York, 1954.
7. Beckett S. Film. New York, 1969.
8. Beckett S. Fin de parti. Paris, 1957.
9. Beckett S. Fizzles. New York, 1976.
10. Beckett S. Four Novellas. London, 1977.
11. Beckett S. How It Is. New York, 1964.
12. Beckett S. Ill Seen 111 Said. London, 1982.
13. Beckett S. Krapp's Last Tape & Other Dramatic Pieces. New York, 1960.
14. Beckett S. LTnnomable. Paris, 1953.
15. Beckett S. Le Dépeupleur. Paris, 1971.
16. Beckett S. Mal vu mal dit. Paris, 1981.
17. Beckett S. Malone Dies. New York, 1956.
18. Beckett S. Malone meurt. Paris, 1951.
19. Beckett S. Mercier et Gamier. Paris, 1970
20. Beckett S. Mercier and Camier. London, 1974.
21. Beckett S. Molloy. Paris, 1951.
22. Beckett S. & Bowles P. Molloy. New York, 1955.
23. Beckett S. More Pricks Than Kicks. London, 1934.
24. Beckett S. Murphy. London, 1938.
25. Beckett S. No's knife. London, 1967.
26. Beckett S. Nouvelles et Textes pour rien. Paris, 1955.
27. Beckett S. & others. Our Exagmination Round his Factification for Incamination of Work in Progress. Northampton, 1972.
28. Beckett S. Poems in English. London, 1961.
29. Beckett S. & Seaver R. Stories & Texts for Nothing. New York, 1967.
30. Beckett S. That Time. London, 1976.
31. Beckett S. The Critical Heritage. London and Boston, 1979. •
32. Beckett S. The Unnamable. New York, 1958.
33. Beckett S. The Lost Ones. London, 1972.
34. Beckett S. Three Dialogues with Georges Duthuit. London, 1965.
35. Beckett S. Waiting for Godot. New York, 1954.
36. Beckett S. Watt. London, 1963.
37. Beckett S. Whoroscope. Paris, 1930.
38. Беккет С. Больше лает чем кусает. Киев, 1999.
39. Беккет С. В ожидании Годо. Москва, 1998.
40. Беккет С. Изгнанник. Москва, 1989.
41. Беккет С. Мерфи. Киев, 1999.
42. Беккет С. Моллой. Москва, 1997.
43. Беккет С. Моллой, Мэлон умирает. СПб, 2000.
44. Беккет С. Моллой, Мэлон умирает, Безымянный: Трилогия. СПб, 1994.
45. Беккет С. Никчемные тексты. СПб, 2001.
46. Беккет С. Театр. СПб, 1999.
47. Беккет С. Театр I, Театр П, Игра, Звука шагов, Приходят и уходят, Сцена без слов I, Сцена без слов II, Развязка. // Театр парадокса. Москва, 1991.
48. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
49. Бахтин М. Эпос и роман. СПб, 2000.
50. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания 11 Бергсон А. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. М, 1992.
51. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М., 2002.
52. Бланшо М Неописуемое сообщество. М., 1998.
53. Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.
54. Бланшо М. Язык будней. // Искусство кино. 10 -1995.
55. Бодрийяр Ж. О совращении // Ad Marginem '93. М., 1994.
56. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.57; Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 1998.
57. Бютор М. Роман как исследование. МГУ, 2000.
58. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Т.1. М., 1994.
59. Волошинов В.Н. Фрейдизм // Бахтин под маской. М., 1993.
60. Гуссерль и Деррида Ж. Начала геометрии. М., 1996.
61. Делез Ж. Критика и клиника. СПб, 2002.
62. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха (Холодное и Жестокое) // фон Захер-Мазох Л. Венера в мехах. М., 1992.
63. Делез Ж. и Гваттари Ф. Что такое философия? СПб, 1998.
64. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб, 2000.
65. Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. М., 1998.
66. Кайуа Р. Мимикрия и легендарная психастения. // Новое литературное обозрение. 13 1995.
67. Капитализм и шизофрения. Беседа К. Клеман с Ж. Делезом и Ф. Гваттари // Ас1 Маг^пет '93. М., 1994.
68. Лакан Ж. Семинары: Книга 2. М., 1999.
69. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.
70. Лапланш Ж. и Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
71. Мамардашвили М. Из лекций о Прусте // Ас! Ма^тет '93. М., 1994.
72. Мерло-Понти М. Око и дух. М, 1992.
73. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.
74. Нанси Ж.-Л. Согрга. М„ 1999.
75. Нанси Ж.-Л. Сегодня. // Ас1 Маг^пет '93. М., 1994.
76. Рикер П. Герменевтика и психоанализ: Религия и вера. М., 1996.
77. Платон. Филеб // Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М., 1994.
78. Фрейд 3. Анализ конечный и бесконечный // Московский психотерапевтический журнал, 2 1996.
79. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1991.
80. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.
81. Фуко M. История безумия в классическую эпоху, СПб, 1997.
82. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999,
83. Хайдегтер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
84. Цирюльник Б. Инцест и кровосмешение. М., 2000,
85. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах, Т. 1. М., 1992.
86. Юнг К. Г. Шизофрения // Юнг К. Г. Избранное. Минск, 1998.
87. Юнг К. Г. Психологические типы. Минск, 1998.
88. Artaud A. Œvres complètes. Paris, 1980.
89. Artaud A. L'ombilic des limbes. Paris, 1995.
90. Balasc C. Désir de rien. Paris, 1990.
91. Bataille G. L'expérience intérieure. Paris, 1986.
92. Bergeret J. Personnalité normale et pathologique. Paris, 1974.
93. Blanchot M L'Espace littéraire. Paris, 1994.
94. Burgess A. The Novel Now. N. Y., 1967.
95. Descartes R. Méditations métaphysiuques. Paris, 1992.
96. Deleuze G. & Guattari F. Capitalisme et schizophrénie. Paris, 1976.
97. Deleuze J. Cinema 1: L'image-mouvement. Paris, 1983.
98. Deleuze G. Critique et clinique. Paris, 1993.
99. Deleuze G. L'épuisé. // Beckett, Samuel. Quad et autres pièces pour la télévision. Paris, 1992.
100. Deleuze G. Présentation de Sacher-Masoch. Paris, 1967.
101. Dreyfus H. et Rabinow P. Michel Foucault // Un parcours philosophique. Gallimard, 1984.
102. Fontaine D. La Poétique. Paris, 1993.
103. Foucault M L'archéologie de savoire. Paris, 1969.
104. Foucault M. Histoire de sexualité: Lesouci de soi. Paris, 1984.
105. Fromm E. To have or to be? London, 1984,
106. Freud S. Pour introduire le narcissisme // La vie sexuelle. Paris, 1969.
107. Holy Bible. Nashville, 1984.
108. Kennode F. The Sense of an Ending. N.Y., 1967.
109. Minkowski E. Le problème du temps en psychopathologie: Recherches philosophiques, Paris, 1932-1933.
110. Minkowski E. Le temps vécu. Etudes phénoménologiques et psychopathologiques. Paris, 1933.
111. Merleau-Ponty M Le primat de le perception. Paris, 1996.
112. Mondrian P. Plastic Art and Pure Plastic Art. N. Y., 1945.
113. Nadeau M. Le roman français depuis la guerre. Paris, 1963.
114. Pearce R. Enter the Frame // Surfïction: Fiction Now and Tomorrow. Chicago, 1975.
115. Riffaterre M. Text Production. N. Y., 1983.
116. Stirling J. D.& Hellewell J. S. E. Psychopathology. N.Y. & London, 1999.
117. Todorov T. Les morales de l'histoire. Paris, 1991.
118. Wilson С. The Outsider. London, 1973.
119. Wolfson L. Le schizo et les langues. Paris, 1970.
120. Делез Ж. Опустошенный. // Беккет С. В ожидании Годо. Москва, 1998.
121. Делез Ж. Самый великий ирландский фильм («Фильм» Беккета) // Делез Ж. Критика и клиника. СПб, 2002.
122. Исаев С. Длинные вещи жизни. // Беккет С. В ожидании Годо. Москва, 1998.
123. Коренева М.М. Великолепно безумный ирландец. // Беккет С. Изгнанник. Москва, 1989.
124. Коренева М.М Сэмюэль Беккет. // Французская литература 1945-1990гг. Москва, 1995.
125. Токарев Д.В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. Москва, 2002.
126. Токарев Д.В. Воображение мертво воображайте: Французская проза Сэмюэля Беккета. // Беккет С. Никчемные тексты. СПб, 2001.
127. Abbott H. P. King Laugh: Beckett's Early Fiction // Samuel Beckett: A Collection of Criticism. McGrawHill, 1975.
128. Abbott H. P. The Fiction of Samuel Beckett. Berkeley, 1973.
129. Anzieu D. Le théâtre d'echo dans les récits de Beckett // Revue d'esthétique: Samuel Beckett. Paris, 1990.
130. Astro A. Understanding Samuel Beckett. University of South Carolina Press, 1990.
131. Bair D. Samuel Beckett. London, 1980.
132. Bair D. Samuel Beckett: A Biography. New York, 1978.
133. Barge L. God, the Quest, the Hero: Thematic Structures in Beckett's Fiction. University of North Carolina, 1988.
134. Barrault J.-L. Artaud, Blin, Beckett. // Revue d'esthétique: Samuel Beckett. Paris, 1990.
135. Barthes R. «Godot» adulte // Barthes R. Oeuvres complètes. T. 1. Paris, 1993.
136. Bataille G. Le silence de Molloy. Critique OC XII, 85.
137. Bemold A. L'amitié de Beckett. Paris, 1992.
138. Blin R Souvenirs et propos recueillis par Lynda Bellity Peskine. Paris, 1986.
139. Boyle K. All Mankind Is Us // Samuel Beckett: A Collection of Criticism. McGraw Hill, 1975.
140. Brater E. Beckett at 80: Beckett in Context. New York & Oxford, 1986.
141. Brater E. Beyond Minimalism: Beckett's Late Style in the Theatre. Oxford University Press, 1987.
142. Brater E. The Drama in the Text: Beckett's Late Fiction. Oxford, 1994.
143. Brater E. The Origin of Dramatic Style //Beckett at eighty. Oxford, 1986.
144. Breuer L. Un théâtre narratif// Revue d'Esthetique: Samuel Beckett. Paris, 1990.
145. Coe R. N. Samuel Beckett. Oliver, 1964.
146. Cohn R. Inexhaustible Beckett: An Introduction // Samuel Beckett: A Collection of Criticism. McGraw Hill, 1975.
147. Cohn R. Wanning Up for My Last Soliloquy 11 The Art of Rhetoric: Symposium on Samuel Beckett. University of North Carolina, 1976.
148. Cronin A. Samuel Beckett: The Last Modernist. London, 1997.
149. Didier-Weill A. Beckett: La deuxième mort // Revue d'esthétique: Samuel Beckett. Paris, 1990.
150. Elovaara R. The Problem of Identity in Samuel Beckett's Prose: An Approach from Philosophies of Existence. Suomaiainen Tiedeakatemia, 1976.
151. Esslin M. Ed.. Samuel Beckett: A Collection of Critical Essays. Macmillan General Reference, 1965,
152. Esslin M. Ed.J.The Theatre of the Absurd. N. Y., 1961.
153. Federman R. & Fletcher J. Samuel Beckett: His Works and His Critics, University of California Press, 1970.
154. Federman R. Journey to Chaos: Samuel Beckett's Early Fiction. University of California Press, 1965.
155. Federman R. Samuel Beckett: The Liar's Paradox // The Art of Rhetoric. Symposium on Samuel Beckett. University of North Carolina, 1976.
156. Fletcher J. In Search of Beckett // Beckett at 60: A Festschrift. Calder and Boyars, 1967.
157. Fletcher J. Given To Birth To Into Death // 20-th Century Interpretations of Molloy, Malone Dies and the Unnamable. Englewood Cliffs, 1970.
158. Fletcher J. The Novels of Samuel Beckett. Chatto and Windus, 1964.
159. Friedman M. J. et al.. Samuel Beckett Now: Critical Approaches to His Novels, Poetry and Plays. University of Chicago Press, 1970.
160. Frye N. The nightmare Life in Death // 20-th Century Interpretations of Molloy, Malone Dies and the Unnamable. Englewood Cliffs, 1970.
161. Gontarsky S. E. From Unabandoned Works: Samuel Beckett's Short Prose. // Beckett S. The Complete Short Prose. N. Y., 1995.
162. Hassan I. The Literature of Silence: Henry Miller and Samuel Beckett. Knopf, 1967.
163. Hayman R. Samuel Beckett. Heinemann, 1968.
164. Hesla D. H. Being, Thinking, Telling and Loving: The Couple in Beckett's Fiction // The Art of Rhetoric: Symposium on Samuel Beckett. University of North Carolina, 1976.
165. Hesla D. The Shape of Chaos: An Interpretation of the Art of Samuel Beckett Minneapolis: University of Minnesota press, 1971.
166. Hoffman F. J. Samuel Beckett: The Language of Self. Carbondale, 1962.
167. Hoffman F.J. Samuel Beckett. New York, 1964.
168. Jacquart E. L'ancien et le nouveau // Revue d'esthétique: Samuel Beckett, Paris, 1990.
169. Jacquart E. C. Le Théâtre de dérision: Beckett, Ionesco, Adamov. Gallimard, 1974.
170. Janvier L. Place of Narration // Samuel Beckett: A Collection of Criticism. McGraw Hill, 1975.
171. Jolas E. The Revolution of Language and James Joyce. // Beckett S. and others. Our Exagmination Round his Factification for Incamination of Work in Progress. L., 1972.
172. Juliet C. Rencontres avec Samuel Beckett. Paris, 1999.
173. Kalb J. Beckett in Performance. Cambridge University Press, 1989.
174. Karàtson A. Décevoir une autorité fictive // Alluin B. et Baudelle Y. La Nouvelle II. Lille, 1992.
175. Kenner H. Samuel Beckett: A Critical Study. Grove, 1962.
176. Kenner H. Samuel Beckett. Berkeley, 1968.
177. Kenner H. & Davenport G. The Stoic Comedians: Flaubert, Joyce and Beckett. University of California Press, 1974.
178. Kern E. Existential Thought and Fictional Technique: Kierkegaard, Sartre, Beckett. New Haven: Yale University press, 1970.
179. Knowlson J. Damned to Fame : The Life of Samuel Beckett. New York, 1996.
180. Knowlson J. & Pilling, J. Frescoes of the Skull: The Later Prose and Drama of Samuel Beckett. Grove, 1980.
181. Morot S. E. Samuel Beckett and Cartesian Emblems // The Art of Rhetoric: Symposium on Samuel Beckett. University of North Carolina, 1976.
182. Morrison K. Canters and Chronicles: The Use of Narrative in the Plays of Samuel Beckett and Harold Pinter. University of Chicago Press, 1983.
183. Nadeau M. Hero and the Voice // Samuel Beckett: A Collection of Critical Essays. New Jersey, 1965.
184. O'Hara J. (ed.) 20 Century Interpretations of «Molloy», «Malone Dies», «The Unnamable»: A Collection of Critical Essays. Englewood Cliffs, 1970.
185. Oppenheim L. Directing Beckett. University of Michigan Press, 1994.
186. Pinget R. My Dear Sam 11 Beckett at 60: A Festschrift. Calder and Boyars, 1967.
187. Rabinovitz R The Development of Samuel Beckett's Fiction. Urbana & Chicago, 1984.
188. Reid A All I Can Manage, More Than I Could: An Approach to the Plays of Samuel Beckett. Dolmen, 1968.
189. Renaud M. Beckett the Magnificent // Beckett at 60: A Festschrift. Calder and Boyars, 1967.
190. Robinson M. The Long Sonata of the Dead: A Study of Samuel Beckett. Hart Davis, 1969.
191. Schneider A. Waiting for Beckett // Beckett at 60: A Festschrift. Calder and Boyars, 1967.
192. Schneider A. Working with Beckett // The Art of Rhetoric: Symposium on Samuel Beckett. University of North Carolina, 1976.
193. Simon A. Samuel Beckett. Paris, 1983.
194. Simpson A. Samuel Beckett // Beckett at 60: A Festschrift. Calder and Boyars, 1967.
195. Stevenson R. The British Novel since the Thirties. Worcester, 1987.
196. Todorov T. L'espoir chez Beckett // Revue d'esthétique: Samuel Beckett, Paris, 1990.
197. Webb E. Samuel Beckett: A Study of his Novels. London, 1970.
198. Webb E. The Plays of Samuel Beckett. University of Washington Press, 1973.200. http.v/beckett.english.ucsb. edu20l>. http://www. leeds. ac.uk/theatre/beckett202. http://www.levity.com/corduroy/beckett203. http://www.luberon-news.fr/samuel-beckett