автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Романы Зигфрида Ленца конца 60-х - 70-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Зигфрида Ленца конца 60-х - 70-х годов"
Р Г Б ОД
На правах рукописи
РОМАНЕНКО Ольга Николаевна
РОМАНЫ ЗИГФРИДА ЛЕНЦА КОНЦА 60-х - 70-х ГОДОВ
10.01.05 — литература стран Западной Европы, Америки и Австралия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
КАЗАНЬ — 1995
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы- Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. Е И. Ульянова-Ленина.
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Н. А. Асанова
Официальные оппоненты:
доктор (Дологических наук, профессор Е. К Волгина, кандидат филологических наук £. Е Шевченко.
Ведущее учреждение — Тамбовский государственный университет имени. Г. Р. Державина.
(К 053.29.22) по литературоведению в Казанском ордена Ленина и ордена Трудового фасного Знамени государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина.
С диссертацией южно ознакомиться в библиотеке университета (Казань, Ленина,35)
Автореферат разослан 1995 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических на
доцент
Одним из виднейших представителей современного немецкого романа' является Зигфрид Лэнц (род. 1926г.). Его творчество в полной мере отразило путь раэйития западногерманской литературы. Начав с рассказа и став в атом жанре признанным мастером, писатель достигает значительных вершин и в романе. В конце 60-х - в 70-е годы 3. Ленц создает свои самые значительные произведения - "Урок немецкого" и "Краеведческий музей", в которых нашла сзое отражение новая романная структура. Личность и творчество 3, Ленца привлекают внимание критиков и литературоведов всего мира. Его произведения являются предметом изучения и анализа исследователей ФРГ (Е Бас манн, ХПет-цольд, КРасс, В. Йенч, К.Г. Юег, X Еекманн, Л.ЕЬльте, Т. Ребер, М. Райх-Раницкий, Р. Леонхард, Т. Эльм), Канады (В. Шварц), США. (А. Шмитт, Г. В. Вебер), Австралии (К.Элтис), Швеции (ДШанерт), Австрии (И. Лахингер) и т. д..
В отечественном литературоведении творчество 3. Ленца изучено мало. Существенным вкладом является лишь диссертация и монографическое исследование Г. А. Хэтинской, а также ряд небольших критических работ И. К Млечиной, КХ И. Архилова и Д. Е За-тонского.
Существующая литература о писателе, как правило, отдает предпочтение исследованию тем и проблем романов 3. Лэнца и группируется вокруг мировоззрения художника, отраженного в содержании его произведений.
Однако романы писателя с точки зрения содержания традиционно Важным и интересным оказывается особый художественный мир романов 3. Ленца, к глубокому изучению которого никто из исследователей не обращался. Своеобразие этого уникального мира раскрывается в данной работе на основе лучших романов писателя - "Урок немецкого" и "Краеведческий музей".
Ленцевский текст плотен и чрезвычайно насыщен. Изучение текста позволяет понять то, как строит художник свои романы, а это, в свою очередь, выявляет главную проблему исследования -' проблему композиции, которая становится у писателя глубоко содержательной, проблему поэтики его романов. Именно здесь Лен-цем сказано новое слово в романной структуре, что позволяет причислить его к ряду тех писателей, у которых содержательной становится форма.
Б данной работе композиция понимается широко - это композиция текста и композиция системы образов.
Бее вше изложенное определяет актуальность данного исследования.
Целью настоящей работы является изучение поэтики романов а Ленца конца оО-х - 70-х годов, где особое внимание будет уделено исследованию композиции, которая несет на себе важнейшую художественную ньгрузку.
Отсвда вытекают конкретные задачи исследования:
- выявление эволюции мировоззренческих, философских взглядов писателя, нашедших отражение в романах периода зрелого творчества Ленца;
- выявление своеобразия левцевской композиции и ее принципов в романах "Урок немецкого", "Краеведческий музей";
- исследование содержания и принципов построения системы образов а романах "Урок немецкого", "Краеведческий музей";
- выявление связей указанных романов с жанрово-структур-ными особенностями интеллектуального романа.
Предметом исследования являются романы 3, Ленца конца 60-х - 70-х годов. Для конкретного анализа по интересующей нас проблеме предлагаются романы "Урок немецкого" и "Краеведческий музей'1.
Е соответствии с характером поставленных в исследовании задач при работе над диссертацией были использованы системный, конкретно - исторический и сопоставительный методы исследования. • В качестве дополнительных методов, применение которых - было обусловлено спецификой произведений 3. Ленца, использовались элементы лингвистического и текстологического анализа.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении поднимается вопрос о фундаментальных принципах романной поэтики 8. Ленца; дается анализ композиции романов "Урок немецкого" и "Краеведческий музей"; выявляются принципы композиционного построения текста и системы образов; прослеживается евпэь с жанрово-структурными особенностями интеллектуального романа; выявляются особенности мировоззренческой позиции писателя в зрелый период его творчества; дается интерпретация образной системы романов "Урок немецкого" и "Краеведческий музей"; выявляется связь художественных средств и приемов с техникой искусства живописи и ковротка-
чества. В диссертации разрабатывается методика композиционного анализа романов писателя на осново исследования его наиболее показательных в свете данной проблемы произведений.
Научно--практическая ценность исследования состоит в том, что разработанная в диссертации методика анализа данного тиль романов может послужить основой для исследования подобных литературных произведений других авторов. Полученные в диссертации результаты и выводы могут быть использованы при чтении общих курсов истории зарубежной литературы XX века и специальных курсов по немецкой литературе.
Апробация работы. Материалы исследования по теме диссертации были представлены в докладах на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов (»Казанский государственный университет,1992, Казанский государственный университет, 1993) и на конференции немецкого общества "Gedenken",1993. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы КГУ.
CTpyiciypa и объем. Решение поставленных задач определило структуру исследования, которое состоит из введения, трех глав и заключения. Основной текст диссертации составляет 187 страниц, Список использованной литературы включает 210 наименований.
Содержание работы. Ео введении обосновывается выбор теш, ее актуальность, новизна я практическое значение работы, определяются цель и задачи, дается краткий анализ научно-критической литературы, посвященной творчеству 3, Ленца.
В главе X " "Творчество 3. Ленца и философия немецкого экзистенциализма" г дается яичная и творческая биография писателя, ставится и решается вопрос о влиянии философии экзистенциализма на творчество художника. Необходимость такой главы объясняется, с одной стороны, отсутствием единого подхода к личности и творчеству Ленца, с другой - стремлением проследить динамику творческого развития писателя, высветить характерные, особенности творчества художника, те стороны его мировоззрения, которые нашли свое отражение в романах писателя "Урок немецкого" и "Краеведческий музей".
При работе над глэвсй I мы опирались' на автобиографии писателя, на историко-критическую и биографическую литературу о нем.
В качестве рабочей нами была использована периодизация творчества 3. Ленца, данная канадским.исследователем В. Шварцем.
Творчество и мировоззрение писателя анализируются с точки зрения их связи с философией экзистенциализма.
Постановка подобного вопроса объясняется двумя причинами. Во-первых, формирование Ленца как писателя пришлось на годы (конец 40-х - 50-е), отмеченные возрастающим влиянием на умственную и культурную жизнь Западной Германии различных вариантов экзистенциалистской философии. И во-вторых, влияние экзистенциализма на творчество Ленца зрелого периода не нашло в критической литературе однозначной оценки. В зарубежной, а в особенности в отечественной критической литературе широко бытует мнение о том, что Ленц отошел от экзистенциализма, посвятил себя социальной проблематике и, более того, стал политически ангажированным писателем.
Проведенный в первой главе анализ периодов литературной деятельности Ленца позволил нам прийти как к собственным выводам, так и подтвердить выводы его исследователей.
Предельно схематично это выглядит так:
I период - конец 40-х - середина 50-х годов - экзистенциалистские тенденции и влияние Э. Хемингуэя. В первых произведениях писателя легко угадываются остро волновавшие его темьь бегство, преследование, отказ, случай, принятие решения, вина, ответственность,- вызванные как лично пережитым опытом, так и возникшие под влиянием глубоко чтимых им литературных образцов - Достоевского, Фолкнера, Хемингуэя.
II период - вторая половина 50-х годов - до появления в 1968 году романа "Урок немецкого" - обращение к общественно-социальной, к социально-нравственной а даже политической проблематике. Ведущим для Ленца становится вопрос о взаимоотношении личности и общества. Самое пристальное внимание он уделяет героям, сумевшим вопреки жестоким законам общества сохранить свою индивидуальность, свое неповторимое лицо, способность сопереживать и сострадать. Его захватывает интерес к внутреннему миру героя, его попыткам анализировать свое поведение. В данный период творчества писатель сам словно находится в ситуации выбора. С одной стороны, его произведения получают яркое социально-критическое звучание, с другой - художник евдз находится под властью-экзистенциалистских тем, решение
которых он пытается найти на основе реальной действительности.
III"период - период мастерства - берет свой отсчет с появления в 1968 году романа "Урон немецкого". Перед нами - самобытный писатель с собственным избранным кругом тем и с собственной 'философской картиной мира, созданной под влиянием зкзиетенц-философии.
На основе выделенных периодов твбрчества писателя дается анализ влияния экзистенциализма на его литературную деятельность и выявляются мировоззренческие взгляды художника.
В решении проблем ответственности и вины писатель идет вслед за немецким экзистенциалистом К. Яеперсом. Внимание Ленца привлекают два из четырех выделенных философом- вида вины, а именно: моральная и метафизическая^ - -
Много общего и во ввглядах философа и писателя на человека. Акцент в творчестве Ленца ставится ка самоценности каждой личности. Писатель выступает против обеаличенности человек?., его н1ше,йшован№. / Б героях:Ленца много недосказанности, незавершенности. Вступая в "подлинную коммуникацию", они обретают и раскрывают свое я в творчестве, ибо только в кем и через него, по Ленцу, человек способен сохранить и проявить себя, свою неповторимость и индивидуальность, преодолеть свою конечность.
В связи с творчеством Ленца для Ьас также особый интерес представляет первый период фцлоеофствования М. Хайдеггера. Точки соприкосновения философа и писателя обнаруживающая-в понимании характеристики бытия - --времени, которое ( воспринимается им целостно, в единстве всех его "модусов".
Таким образом, творчески восприняв идеи - философии экзистенциализма, Ленц приходит^ к созданию собственных философских взглядов, основой которых является человек, а подлинной его сутью - творчество, дающее истинную свободу.
Мировосприятие Э. Ленца нашло свое отражение в его романах зрелого периода творчества. -
В главе П. - "Композиция текста" - выявляется своеобразие ленцевской композиции ц анализируюгея ее принципы в романах "Урок немецкого" и "Краеведческий музей", прослеживаются связи данных романов с жанровс-структурными особенностями интеллектуального романа, дается анализ художественных средств и приемов. , -
Ленц создает роман-"исследование" , отличавшийся интел-
лектуально напряженным, насыщенным и гибким текстом. Это становится возможным благодаря особому композиционному построению романов, а именно: композиция подчинена не истории отдельной человеческой судьбы , не истории отдельной человеческой личности, что в свою очередь ограничивало бы композицию рамками раскрытия человеческих характеров, а подчинена "исследованию" "заданных" понятий.
Морально-нравственней категория долга стоит в центре романа "Урок немецкого", а организующей текст фразой выступает заданная герою теыа сочинения.
• Роман "Краеведческий музей" "исследует" феномен родины. Однако если в первом романе композиция строго выдержана в соответствии с выделенным принципом, то во втором романе ата зависимость становится более ювелирной и менее видимой. Афористические высказывания не используются. автором. Заданкость отдельному понятию присутствует подспудно и плавно направляет развитие сюжета.
Такая строгая композиционная зависимость ни в коей мере 'не ограничивает содержание романа лишь "исследованием" "заданного" понятия. Напротив, она становится пружиной романного действия, позволяя содержанию разрастаться, становится тем камешком, который, будучи брошен в воду, оставляет по себе все вновь возникающие и расходящиеся концентрические крути. Это образное сравнение позволило нам найти и подходящий, на наш взгляд, термин для обозначения особой ленц-эвсксй композиции -"концентрической".
Рассматриваемые рс-маны писателя представляют собой спор-исследование определенной темы (долг,родина), построенное в свою очередь на возможности различного понимания и толкования, на противоречии между различными точками зрения.
"Исследовать", "представить доказательства" - эти слова, неоднократно повторяющиеся' в тексте, даст ключ к пониманию своеобразного ленцевского метода, удачно к органично сочетающего в себе научный аналитизм и художественность.
Основная часть второй главы посвящена непосредственному анализу сюжета и композиции романов "Урок немецкого" и "Краеведческий музей".
При анализе сюжетного уровня обоих романов выявляются конфликт, его динамика, его основные действующе лица и важ-
иейшие для понимания сути конфликта событийные моменты.
Основное внимание уделено анализу композиции, анализу •построения рассказанной героем истории, которой имеет свое самостоятельное значение.
Зигги, герой и л-рассказчик романа "Урок немецкого", не просто вспоминает, но вспоминает с заранее заданной целью -"исследовать" "радости исполненного долга",. Благодаря этой эа-данности и в сзязи с ней все припоминаемые им ситуации строятся определенным образом.
Во-первых, Вигги излагает события так, что долг предстает в его воспоминаниях в различных своих вариантах. Каждая глава представляет либо новый ввд долга, либо развивает и дополняет •предыдущий вид. Зигги словно постепенно разворачивает это понятие и делает это за счет наполнения и расширения самой категории долга.
Первоначально это понятие возникает как, тема заданного герою сочинения, Затем этот "камешек", брошенный в его память, вызывает к жизни два. вида долга, каждый из которых имеет своего носителя - это-служебный долг полицейского Од® Яепсена и долг творчества художника Нансена. ■ На противостоянии этих вариантов долга ' и -строится конфликт, который обостряется и усложняется долгом дружбы и который, в свою очередь, порождает новый долг, тот долг, что овладевает Зигги.
С каздым -новым сюжетным пбворотом в текст вводится и новый вид долга. Возникающие от одного .центра-"камешка" - от заданной темы - концентрические-круги постепенно увеличиваются и за счет ввода в действие новых лиц и событий. '
Все действия й все взаимоотношения персонажей романа пронизаны долгом, анализируется с точки зрения долга и организуются им.
Однако все это -богатое разнообразие вариантов долга с полным правом .можно"свести к двум инвариантам,которым и подчиняются все виды долга в романе. Во-первых, это долг, рожденный личным порядком, во-вторых, это долг рожденный общим порядком.
На сторон? первого оказываются две основные фигуры -Гйнсен и Зигги. Для них долг - это личная позиция и она не зависит от обстоятельств и приказов.'
На стороне долга, рожденного общим порядком, выступает фигура полицейского Оле Йепсена, действия которого подчинены
• - 10 -
приказу. Его служебное' рвение перерастает во вражду посредственности, безликости, непринимающеЛ исключительности и индивидуальности.
Выделенные инварианты "исследуемого'' понятия обуславливают собой второй ведущий, принцип, в соответствии с которым я-рассказчик выстраивает свои воспоминания, а именно: он выбирает те ситуации и соЗытия, где долг рассматривается с диалогических позиций, то есть "исследование" этой категории ведется параллельно с нескольких точек зрения.
" Эта диалогичность пронизывает весь роман и особенно ярко и отчетливо проявляется в спорах художника и полицейского, которые они ведут при каждом.столкновении друг с другом. Предметом этих споров является долг, а точнее, разное понимание и толкование этого понятия. По мере развития сюжетного конфликта споры двух старых друзей становятся острее и непримиримее.
Подобным о'бразом строится и анализ романа "Краеведческий йузей". Роман фактически возникает из' суммы отдельных историй, связанных между собой 'единой темой.. единой целью. Эти истории представляют собой очень богатый и разнообразный набор, создают широкое эпическое полотно и поистине превращают книгу в краеведческий музей Мазурского .края. Однако роман возникает не из простого нагромождения- историй, а из продуманного и красивого их переплетения. Такой сюжетной нитью, соединяющая, нанизывающей все зги историй, и является история жизни Зигмунта Рогаллы.
Основные события и сам конфликт разворачиваются вокруг краеведческого музея, который становится не только объектом притязания различных сил, но и осмысливается как символ редины.
Выявленные в ' процессе анализа романа "Урок немецкого"" принципы композиционного построения сохраняются и во втором романе.
Есе разнообразие предлагаемых возможностей понимания "исследуемого" феномена сводится к трем позициям, каждая из которых несет, в роман свой вариант понятия родины. Первая позиция - позиция главного героя, "автора" воспоминаний Зигмунта Рогаллы. Родина для него явление сложное, личное, камерное, понятие широкое и мкогоохватывакщее,
. Суть второй позиции заключается е определенной ограничен-
- и -
ности и в особой пристрастности к отрицанию понятия родины как такового. И все же эта позиция сохраняет личный характер.
Третья позиция представляет собой позицию крайней и к точу ю воинственной ограниченности, позицию насилия, несущую в себе безликость и примитивизм.
Выделенные варианты "исследуемого" понятия сосуществуют в тексте в отношениях острой и напряженной диалогичности.
Вопрос о том, что такое родина остается открытым. Читателю предлагается несколько вариантой, из которых он волек выбрать сам, как самостоятельно выбирает герои романа и сам автор, отдающий предпочтение решениям личным, индивидуальным.
Такую установку на самостоятельный интеллектуальный анализ делают не только "авгоры"-герои, признаваясь в своей субъективности, ко и сама аналитическая композиция романа, построенная как спор-исследование.
Глава-II содержит в себе также анализ художественных средств и приемов, выбор которых обусловлен особым художественным складом я-рассказчика.
Живопись с ее таинством красок и воображения становится способом видения, восприятия и воссоздания мира для Зигги, Вспоминаемые им события и люди преходят сквозь призму его художественного сознания, облекаясь в <£орму ярких, отчетливых, зримых картин, из которых и вырастает роман, не просто записываемый Зигги в его школьных тетрадях, а словно "рисуемый" им при помощи красок и образов, возникающих благодаря силе его творческого воображения.
Свой отпечаток на манеру и способ воссоздания Рогаллой воспоминаний также накладывает владеющее им искусство искусство ковроткачества, и владеющее им увлечение - краеведение. Если для Зигги мир предстает в виде картин, то для Рогал-лы - в виде большого, многоцветного ковра, плетенного провидением и случаем из множества человеческих судеб, связанных между собой невидимыми нитями.-
В главе III - "Композиция образной системы" - выявляются принципы построения системы образов и их зависимость от принципов композиционного построения текста, дается■интерпретация образной системы романов "Урок немецкого" и "Краеведческий музей" и прослеживается эволюция ленцевского героя.
Если в ранних романах и рассказах Ленц увлекается изобра-
жением отчужденного героя, постороннего общества, то позднее писатель создает героя для более тонкой и более интеллектуально насыщенной ситуации. Место анти-героя занимает художник.
■- Этот образ как воплощение неповторимой индивидуальности, как воплощение той свободы, .которой невозможно достичь в обществе, становится центральным в творчестве, в мировоззрении и мирос-щущзяии зрелого Ленца.
Образ художника, с одной стороны, продолжает развитие образа постороннего, а с другой - является новым приобретением писателя. Это гербй открытый, не замкнутый на себе, это герой, активной^ которого состоит прежде всего в активности духовной и заключается она в том, чтобы оставаться верным себе и своему творчеству. В романе "Урок немецкого" - это художник-экспрессионист Макс Людвиг Нансен,в "Краеведческом музее" - это Соня Турк, дядя АдаМ. Зигмунт Рогалла.
Сила духа"художника, сила его творчества, сила его индивидуальности иссытываатся в романах в противостоянии злу, безликости, насилию. Воплощением таковых в/'Уроке немецкого" становится полицейский' Оле Йепсен.
Любое соприкосновение художника и полицейского обнаруживает их несовместимость, их раанонаправленнорть.
Противостояние этих образов символично вдвойне. Ви-первых, это символ социально-нравственный, возникающий из противостояния духа, который олицетворяет собой художник Нансен, и влас-ти, 'поверенным которой становится полицейский Оле йепеен, воплощающий в себе бездумную исполнительность и рабскую покорность приказу, циркуляру. Это противостояние делает ром&я одним из лучших образцов; антитоталитарного, антифашистского романа.
Ео-вторых, это универсальный символ, символ извечной борьбы добра к зла.
Образы Нансена, Оле и Зигги по заложенному в них содержанию образует треугольник, в котором реализуются отношения между тремя мужчинами, отношения дружбы-вражды, отноиения "мастера"- "ученика", причем "мастер" выступает в двух вариантах -"белок" и "черном".
В "Уро;*е немецкого" этот треугольник представляет собой неподвижное образование. Роли, закрепленные за каждым из действующи*: лиц, остаются неизменными на протяжении всего ро-
мана.
Иная ситуация е "Краеведческом музее". Здесь треугольник, возникающий из тех же самых ролей ("ученик" и два "мастера"), значительно усложняется и становится подвижным. В роли "белого" "мастера" первоначально Еыступают три образа - дядя Адам, Ксннк Карраш, Соня Турк. Однако одержимость, охватывающая дядю Адама и Кении, передвигает .эти образы на, вершину "черного" "мастера". Роль последнего исполняют в романе еще ряд персонажей, которые при более пристальном рассмотрении объединяются неопределенно-личным местоимением "они".
Создаваемые Ленцем образы представляют соСой сложное, неоднозначное образование. Писатель не дает своим персонажам застыть, превратиться в маски. Его герои - это прежде Есего живые люди. Так, моменты прорыва человечности позволяют говорить о образах полицейского и его жены не только как о образах зла, но и как о образах жертвы той самой силы, которая подчиняет и ломает их.
Построение системы образов в романах возникает как результат, как следствие д-энцевской композиции. Забрасываемый Ленцем и -я-расеказчдком в романе "Урок немецкого'* "каме-иек"-долг вызывает к ,жизни двух, противоположных друг другу "носителей" этой категории - художника и полицейского. Каждый из них образует свою сферу действия, а соприкосновение этих сфер образует конфликт романа.
Образ художника Нансена и образ полицейского Яепсена становятся инвариантными образами, поскольку инвариантными являются и их позиции - позиция долга, рожденного личным порядком, и позиция долга, рожденного общим порядком.
Каждый ив этих инвариантных образов имеет свои варианты, которые вводятся в текст последовательно и представляют собой то или иное "качество" инварианта .
Так вокруг образа художника Нансена группируются следующие образы - Зигги, Адди, Клаас, Тео Бусбек, лильке и Дктте. Они объединяются вокруг Нансена прежде всего своей, в той или иной мере проявляемой индивидуальностью и своей личной позицией.
Точно так же и образ полицейского Оле имеет в романе свои варианты - Гудрун, "они" или "кожаные пальто" и Лост, объединяющиеся мотивом безликости и пустоты.
- 14 -
Перечисленные персонажи концентрируются вокруг двух главных, системообразующих образов - полицейского и художника. Это приводит к возникновению двух самостоятельных систем, вступающих друг с другом е диалогические отношения, через которые и ведется "исследование" "веданного" понятия.
Однако если в "Уроке немецкого" движение каждой из систем направлено к центру - к образу художника и к обраеу полицейского, так как именно на' их взаимоотношениях строится роман, - то в "Краеведческом музее" возникающая система образов имеет центробежное движение.
Здесь системообразующим центром становится образ музея, вокруг которого концентрируются герои романа и развивается конфликт. В отличие от персонажей "Урока немецкого", где герои статичны и положение их окончательно определено, герои "Краеведческого музея" на протяжении всего романа развиваются и изменяются. Поэтому если образная система в ''Уроке немецкого" возникает за счет набора' .вариантов, каждый из которья представлен отдельным героем, то в "Краеведческом музее" это? набор вариантов происходит внутри обрааа, за счет его изменения. Новая позиция, новое "качество" героя, а' следовательно и новый нюанс в "исследуемом" понятии становятся явными в соприкосновении, во взаимодействии персонажей, а точнее, в конфликте.
В заключении диссертации содержатся краткие выводы. К созданию строгой аналитической композиции 3. Ленц идет через социальное или нравственное "расследование".
Писатель создает роман-"исследование", "интеллектуально- аналитический" роман. Данный тип романа становится" возможным благодаря особому композиционному построению. Композиция у Ленца носит самостоятельный характер, стоит над сюдетом, движет, руководит сюжетом, направляет и подчиняет его.
Сама композиция, в свою очередь, подчинена "исследованию" "заданных" понятий, которое ведется в форме- спора-диалога
. Строгая композиционная зависимость становится прушной романного действия, позволяя содержанию разрастаться, образуя "концентрическое" построение романа - это формальный признак рассматриваемых романов.
Тесное переплетение композиционного и 'сюжетного уровней дает возможность говорить о романах Ленца, как о романах, с
одной стороны, "интеллектуально-аналитических", с другой стороны, психологических - это содержательный признак рассматриваемых романов. ,
Ленцевская аналитическая композиция имеет свои строгие принципы построения, обусловленные, установкой на "исследование". Во-первых, события располагаются таким образом, что "исследуемое" понятие предстает в воспоминаниях я-рассказчика в различных своих вариантах. Каждая глава,представляет либо новый вид "заданного" понятия, либо развивает и дополняет предыдущий вид.
Второй ведущий принцип построения заключается в том, что выбираются те события и ситуации, где "заданное" понятие рассматривается с диалогических позиций, (где "исследование" ведется параллельно с нескольких точек зрения.
Эта диалогичность пронизывает оба романа и особенно ярко и отчетливо .проявляется в спорах героев. Она присутствует в межобразных и межсобытийных связях.
Построение системы' образов в романах возникает как результат, как следствие ленцевской.композиции.
В "Уроке немецкого" композиционная тема решается на противостоянии двух противоположных "носителей" "исследуемой" категории долга - художника и полицейского* . Эти образы становятся системообразующими, вокруг них концентрируются остальные персонажи романа, которые вводятся в текст последовательно, по мере развития сюжета ' и развития "исследования" и которые представляют то или иное "качество" главного героя.
Это приводит к возникновению двух самостоятельных систем, вступающих друг о другом в диалогические отношения, через 'которые и ведется "исследование" "заданного" понятия. Центрами данных систем становятся инвариантные образы художника и полицейского, вокруг которых возникают крути-варианты.
Системообразующим центром в романе' "Краеведческий музей" становится образ музея, вокруг которого'концентрируются герои романа и развивается конфликт.
Однако если образная система в "Уроке немецкого" возникает за счет каГюра вариантов, каждый из которых представлен отдельным героем, то в "Краеведческом музее" этот набор вариантов происходит внутри образа, за счет его изменения. Поскольку конфликт данного романа имеет три крута, то и система образов
выстраивается так же, /сак развивается конфликт, а именно.- с каждым новым кругом конфликта образуется и новый круг героев, который может состоять как из героев предыдущего круга, но уже / измененных, так* и из новых лиц. Возникающие круги находятся в состоянии напряженной диаяогичности, через которую и ведется "исследование".
Таким образом, строго выдержанная аналитическая композиция романов Ленца - "Урок немецкого'1 и "Краеведческий музей" -подчиняем себе сюжет и систему образов. Она дает возможность классифицировать жанр рассмотренных романов как жанр "интеллектуально-аналитического" романа, сюжетно-композиционные, структурные особенности которого позволяют говорить о продолжении писателем традиций немецкого интеллектуального романа.
Для данного типа романа характерен высокий уровень философского обобщения и дополнительная символическая нагрузка. Именно в рассматриваемых произведениях Ленца нашли свое наиболее полное .выражение мировоззренческие, философские взгляды писателя.
В творчестве зрелого Ленца глазным излюбленным героем его романов, к которому писатель возвращается с завидной настойчивостью, становится художник, творческая личность, обретающая свою свободу в творчестве, остающаяся верной своей неповторимой индиввдуальности, своей личной позиции.
Этому образу в романах противостоит безликость', одержимая пристрастность, порождающие несвободу, насилие и зло.
Именно в образе художника вопюарется этический и эстетический идеал Зигфрида Ленца.
Анализ художественных средств и приемов показывает, что на уникальность и своеобразие ленцевского текста наложило свой отпечаток в "Уроке немецкого" - искусство живописи, а в "Краеведческом музее" - искусство ковроткачества. Это Елиякие проявилось в художественных принципах построения романа, в словесной и образной тканях текста.
Изучение романов Зигфрида Ленца, в которых переплелись современные -тенденция и сохранились традиции немецкого интеллектуального романа, позволяет раскрыть те качественно новые язлеиия, котогые возникли в немецком романе второй половины XX века.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Романы 8. Ленца и проблема цикличности // Актуальные вопросы филологии (Сборник работ молодых ученых и аспирантов Филологического 'факультета Казанского университета). - Казань, 1994. - с, 91-98. - Деп.в ИЙИОН РАН 17.11.94, N49792,
2, 3. Ленц и экзистенциализм (К вопросу о мировоззрении 3. Ленца). - Казань, 1955. - 20с. - Деп. в ШМОН РАН
3,- .Аналитическая композиция 3. Ленца и принципы ее построения (на материале романов "Урок немецкого" к "Краеведческий музей"). - Казань, 1995. - 10с. - Деп.в ИНИОН РАН /О.
лг50£Л&.
лггоем.
Сдано в набор 09Г10.95 г. Подписано в печать 11.10.95 г. Форм.бум, 60 х 84 1 /16. Печ.л. 1. Тираж 80. Заказ 387.
Лаборатория оперативной полиграфии КГУ 420008. Казань, Ленина, 4/5