автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Функции цветообраза в прозе ФРГ 60-80-х гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Матвеева, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Функции цветообраза в прозе ФРГ 60-80-х гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Матвеева, Елена Викторовна

Введение.

Глава I. Проблемы теории цвета: цвет как выразительное и изобразительное средство в литературе.

Глава II. Цвет и сюжет.

§1. Цвет и внутреннее действие:.

М. Вальзер «На полном скаку» («Ein fliehendes Pferd», 1978); Д. Веллерсхоф «Морской берег в двойном освещении» («Doppelt belichtetes Seestück», 1974)

§2. Цвет и параллельное действие:.

Г. Белль «Хлеб ранних лет» («Das Brot der frühen Jahre», 1955).

§3. Цвет и альтернативное действие:.

3. Ленд «Урок немецкого» («Deutschstunde», 1968)

Глава III. Цвет в системе характерологических свойств героя.

§1. Цвет и маска:.

Д. Веллерсхоф «Стихотворение о свободе» («Ein Gedicht von der Freiheit», 1974);

M. Вальзер «Письмо лорду Листу» («Brief an Lord Liszt», 1982)

§2. Цвет и эмоция:.

Г. Белль «И не сказал ни единого слова» («Und sagte kein einziges Wort», 1953).

§3. Цвет и архетип.

Глава IV. Цвет и стиль.

§1. Цвет в структуре жанр о образующих элементов.

§2. Цветовые тропы:.

Г. Белль «В долине грохочущих копыт» («Im Tal der donnernden Hufe», 1957); 3. Ленца «Хлеба и зрелищ» («Brot und Spiele.^1953 )

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Матвеева, Елена Викторовна

Проблема цвета в художественном произведении не является локализованной и тесно связана с проблемами ряда наук и искусств. Но культурологический текст с точки зрения колористики остается до сих пор непрочитанным. Поэтому изучение цвета в системе культуры, искусства в целом и в отдельных его видах - многообещающее и перспективное направление в эстетике и искусствознании.

Большой научный интерес представляет поэтика цветообраза в художественной литературе. Опыт современного исследования показывает, что поэтика цветообраза влияет, а точнее, подчиняет себе поэтику сюжетного пространства, которое характеризуется не только известными устойчивыми признаками, но и характеризуется цветом. Целесообразно, наряду с существованием поэтики сюжета, жанра, стиля, композиции, художественных средств произведения выделить и поэтику цветообраза, хотя обобщающих теоретических работ по ее изучению еще не создано.

Трудность анализа цвета в художественном произведении связана с тем, что до настоящего времени цвет не имеет общей гуманитарной концепции, то есть комплексной идеи цвета в творческой деятельности человека.

Цветообраз в системе художественного произведения перестает быть только образом объективной реальности, но становится ярким выразителем субъективного творческого начала (знаком культуры, эпохи, направления, стилевой индивидуальности автора). Но прежде, чем приобрести современный статус носителя разнообразной художественно-эстетической информации, цвет проходит долгий путь «социализации», «вовлечения» в систему культуры, изучается рядом наук (психофизиологией, психологией, этнографией, эстетикой, искусствоведением, семиотикой и т.д.), что также необходимо учитывать при анализе функционирования цветообраза в художественном тексте.

Сама литература последних десятилетий XX века направляет наше исследование, подчеркивая особую значимость и информативность цвета.1 60-80-е годы в немецкой литературе ознаменованы стремлением к обновлению формы, к преодолению социально-общественных традиций немецкой литературы, берущих свои истоки от экспрессионизма и от Ноябрьской революции в Германии. В этот период немецкие писатели стремятся к воплощению «невыразимого», глубоко личного, к диалектике души героев, что сказывается на усилении функции цвета. [Проблема поэтики цвета тесно связана с проблемой исторической изменчивости восприятия цвета, а также постоянной вариативностью цветоощущения даже в контексте одного художественного произведения. Отсюда вытекает важнейший принцип анализа поэтики цвета - это учет системы контекстов, в рамках которых только и возможно осмысление семантики цвета. Интенсивное развитие культурологии и сравнительного искусствознания будет способствовать углублению исследований выразительных возможностей цвета в литературе!)

Кроме того, внимание к цветообразу в европейской и, в частности, немецкой прозе 60-80-х годов обостряется в культуре постмодернизма. Постмодернизм, по мнению Л.Я. Рейнгарта, ближе всего к тому состоянию, которое немцы называют «кошачьей жабой». «Состояние это возникает обычно на другой день после пьяного разгула». Мировоззрение постмодернизма - это фиксация ситуации, когда исчезают репрессивные границы между видами, формами, родами культурной деятельности, когда спонтанно и эклектически соединяются в новые реальности наука и

1 Pawlow Т. Aufsätze zur Ästhetik. Berlin und Weimar, 1977. S. 75 u fl.

2 Рейнгард Л.Я. Современное западное искусство. Борьба идей. М., 1983. С. .56. искусство, философия и религия.1 Художественное произведение оказывается разбитым на отдельные фрагменты. Писатель постепенно превращается в исследователя, архивариуса, археолога, ученого, философа. Все это способствует разрушению традиционных основ стиля, композиционного единства, выразительных средств.

Постмодернизм отрицает стремление к упорядоченному структурированию, заменив его своим пониманием роста и распространения, образно выраженном в термине «ризома» (Ж. Делез). Ризома - это принципиально иной способ роста, беспорядочное распространение множественности, без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение. В литературе постмодернизма все является важным, главным, все на поверхности (нет того, что принято называть «внутренним подтекстом»). Отсюда особая значимость цветообраза, который очень часто является объединяющим структурным элементом. В современной прозе он отражает социокультурную ситуацию эпохи постсовременности, ее «ценностный репертуар» (нравственный, эстетический, художественный). Изучение функционирования цветообраза в конкретных произведениях современных писателей может дать интереснейший материал об особенностях той или иной национальной литературы на данном историческом этапе и культуры в целом, о характере творчества художника и его способности с помощью цветообразов и цветовых ассоциаций воспроизвести целостную модель мира. А цвет как художественное явление органично связан с методом, мировоззрением, мироощущением и стилем того или иного писателя.2

1 Культура: теории и проблемы (Программа обновления гуманитарного образования в России). М., 1995. С. 97.

2 Günther Н. Künstlerische Doppelbegabungen. München, 1938. S. 76.

Нам представляется необходимым обратить внимание на исследование цветообраза в современной немецкой прозе.

Анализ цветовосприятия, цветохарактеристики, тонкости цветоощущения героев, особенности общего колорита и его художественного воздействия на читателя помогут постижению духовной ауры произведений, изучение которых только на предметно-тематическом уровне часто уводят исследователей от истины. Таким образом, интерпретация авторских способов передачи цвета поможет определению закономерностей индивидуального стиля писателя й общих тенденций развития современной прозы.

Предметом исследования являются художественные произведения Генриха Белля «В долине грохочущих копыт» («Im Tal der donnernden Hufe»),«И не сказал ни единого слова» («Und sagte kein einziges Wort»), «Хлеб ранних лет» («Das Brot der frühen Jahre»); Зигфрида Ленца «Урок немецкого» («Deutschstunde»), «Хлеба и зрелищ» («Brot und Spiele»); Мартина Вальзера «На полном скаку» («Ein fliehendes Pferd»), «Письмо лорду Листу» («Brief an Lord Liszt»); Дитера Веллерсхофа «Морской берег в двойном освещении» («Doppelt belichtetes Seestück»), «Стихотворение о свободе» («Em Gedicht von der Freiheit»).

Цель работы заключается в том, чтобы определить место и значение цветообраза как философской, поэтической и эстетической категории в художественном мире Генриха Белля, Зигфрида Ленца, Мартина Вальзера, Дитера Веллерсхофа, способствуя тем самым обновлению методики гуманитарного анализа литературы и многогранному восприятию поэтики названных авторов.

В связи с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- обосновывается определение понятия «цветообраз» и его роль в литературе;

- цвет рассматривается как важный компонент сюжетообразования, организующий внутреннюю, альтернативную и параллельную линии развития действия;

- исследуются цветовые формы в характеристике героев;

- предлагается качественно обновленный анализ произведений крупнейших немецких авторов, ибо цветообраз: во-первых, помогает проникнуть в глубины художественного текста; во-вторых, способствует познанию человека; в-третьих, обновляет методику гуманитарного анализа.

Актуальность работы определяется тем, что цветообразы занимают важное место в творчестве современных немецких писателей, отличаются особой полифункциональностью по сравнению с другими художественными образами. Избранный аспект прочтения литературы данного периода представляет один из новых подходов, вырабатываемых современной литературоведческой наукой, а также позволяет продолжить исследования в области синтеза искусств. Кроме того, категория цвета относится к разряду универсальных. Это одна из главных опор, используемых в системах мифологии, геосимволике, эстетике и т.д. Понимание эстетических ассоциаций, формирующих определенные цветовые коды, - ключ к познанию психологии того или иного этноса, а также ведущее средство в обрисовке характера, элемент стиля, жанра, композиции и др.

Методологическая основа исследования представляет собой литературоведческий синтез, вобравший в себя методики культурологического, ассоциативно-психологического и системного подходов. Существующие традиционные методики не считаются с опытом иных видов художественного творчества и противоречат тем представлениям о цвете, которые сложились в других областях гуманитарного знания.

Научно-практическая ценность работы состоит в том, что представленный в ней анализ может быть использован для углубленного изучения проблем истории и теории послевоенной немецкой литературы, в том числе, и при разработке общего курса «История зарубежной литературы XX века», в особенности второй его половины.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 266 наименований на русском и немецком языках.

В первой главе рассматривается трактовка понятия цветообраза в зарубежном и отечественном литературоведении. Как уже отмечалось, текст с точки зрения колористики остается непрочитанным. Исследование поэтики цветообраза может быть успешным только при условии феноменального характера цвета и осмыслении информации из разных областей знания. Природа дала только некоторым живым организмам способность воспринимать цвета. В теории естествознания идет спор по проблеме цветовосприятия живущих существ.1 В ряде работ дело доходит до игнорирования цвета как значащего субъективного признака, так что его роль в зрительном опознании просто не обсуждается. Веским аргументом в пользу «бесполезности» цветового зрения служит полный дальтонизм живущих бок о бок с нами животных и случаи частичного дальтонизма у людей. Но здесь, скорее, не готовое утверждение, а проблема психологии цвета (терминология И.В. Гете).

С древнейших времен была замечена тесная связь цвета с психикой и физиологией человека. Всякий человек с нормальным зрением реагирует на

1 См. Глезер В. Д. Зрение и мышление. Л., 1985; Шехтер М.С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы / Под ред. В. Д. Глезера. М., 1981. В указанных работах игнорируется цвет как значащий признак в зрительном опознании. цвет, может различать более миллиона оттенков. А природа отнюдь не расточительна: она оставляет только самое необходимое. Исходя из этого, уже можно положить, что потребность различать цвета для живого организма очень важная, ибо обеспечивает сохранение жизни.

Цвет уникален - он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; интересны также особые цветовые свойства ряда минералов; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, то есть генерировать внутреннее цветовое пространство.

История изучения цвета насчитывает века. Попытки постижения феномена цвета охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. Следовательно, цвет -неоднократно дублированная система кодирования жизненно важной информации, что и определяет подход к цвету как к семиотической системе, а именно системе цветового кодирования информации.

Цвет - предмет изучения многих фундаментальных наук и важная составляющая многих искусств.

В первой главе разграничены понятия «цветовой замещающий знак», «цветовой сигнал», «цветовой символ»; а также дана историческая характеристика основных символических систем цвета, прослежена эволюция его традиционных семантик. Кроме того, мы считаем весьма важным проследить процесс формирования, индивидуализации и социализации цветовых значений.

В этой части работы анализируются наиболее фундаментальные работы, посвященные проблеме цвета, в которых неоднократно подчеркивалось, что цвет имеет универсальный характер, что и обещает перспективность его дальнейшего изучения. Подробнее мы остановились на

Учении о цвете» («ЕагЬеп1е1"1ге», 1810) И. В Гете, которое и послужило, на наш взгляд, фундаментальной основой исследования цвета не только в области психологии, но и в литературе. Именно Гете впервые взглянул на цвет как на образ.

Кроме того, им были указаны совершенно новые методы анализа цвета в художественном тексте, которые должны учитывать данные ряда наук (литературоведения, психологии, культурологии, лингвистики), а также были сформулированы основные цели и задачи изучения поэтологии цвета в литературе. Впоследствии Г. Флобер верно заметит, что «чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся на вершине. Такова диалектика развития, вместе с тенденцией к разъединению существует противоположная, объединительная».1 Сейчас как раз настало то время, когда не только философия влияет на искусство и его виды, но и, в частности, искусство цвета может создать свою философию. (Речь идет о возникновении совершенно новой науки - философии цвета).2 Это стало возможным и в связи с широким распространением современной культуры цвета.

Во второй главе «Цвет и сюжет» внимание сосредоточено на особой сюжетообразующей функции цвета в художественной литературе. Цвет становится важным композиционным элементом произведения. Кроме того, он может организовывать самостоятельную линию действий, наряду с традиционной системой поступков героев. Мы говорим о цвете как о главном средстве создания внутренней (скрытой) линии развития действия; о цвете как основе параллельного действия; а также о цвете как элементе альтернативного действия. Все это позволяет говорить о драматургии цвета в

1 Флобер Г. Собр. соч. в 5 Т. М„ 1956. Т. 5. С. 46.

2 Художник и философия.цвета в искусстве: Тезисы докл. / Гос. Эрмитаж. СПб., 1997. литературе, которая очень часто подменяет традиционную драматургию характеров.

В третьей главе «Цвет в системе характерологических свойств героя» речь идет об использовании совершенно новой характерологической функции цвета в художественных произведениях. Особое внимание к цвету как важному средству обрисовки героя вызвано уже самой эпохой постмодернизма с ее новым взглядом на человека. Опираясь на работы постмодернистов (М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана), а также психологов (3. Фрейда, Э. Фромма, Э. Берна, К. Хорни, А. Адлера, К. Юнга), были проанализированы устремления человека конца тысячелетия, его состояние «постсовременности» и основные положения постмодернизма. Цвет, как никогда ранее, служит средством психологической характеристики человека. (Отсюда и обилие цветовых тестов, позволяющих оценить внутреннее состояние испытуемого, выявить истоки его скрытой неуверенности, тревожности, невроза, физического недомогания, болезни). Человек часто «скрывает» свои животные инстинкты, приспосабливается, а для этого ему нужно научиться «жить инкогнито». Все это находит отражение в литературе. Очень многие традиционные диалоги заменяются цветовыми. И только цвет помогает «разгадать» героя, понять его внутреннюю, скрытую от всех позицию. Первая проблема, которую можно выделить в связи с таким статусом цвета в художественном произведении, - это проблема «Цвет и маска». А также в этой главе прослеживается историческая эволюция понятия «маски» и объясняется все более усиливающееся роль «цветовой маски», ее новое психологическое наполнение, которое получает персонаж художественного произведения именно в XX веке.

Кроме того, важно отметить и особое «звучание» цвета, который имеет прямое соотношение с эмоцией. (Мы говорим, что каждый цвет занимает строго определенное место в эмоциональном пространстве человека и наоборот). Отсюда можно выделить ряд моментов, помогающих охарактеризовать эмоциональное состояние персонажа литературного произведения, - это «цвет и невроз», «цвет и депрессия», «цвет и адаптация», «цвет и тревога», «цвет и импульс», «цвет и настроение». И, наконец, еще один аспект, который рассматривается в этой главе, - «Цвет и архетип». Понятие «архетипа» было введено К. Юнгом. Но вполне допустимо, что и цвет может быть носителем определенного архетипического значения и далее самостоятельным архетипом. Это связано и с тем, что цвет сейчас отстраняется от своего качественного значения, становится абстрактным понятием.

В четвертой главе цвет рассматривается как отличительное свойство индивидуального писательского стиля. В этой части работы дается определение авторского стиля. Кроме того, прослеживается значение цвета как динамичекого жанроформирующего принципа. Ведь именно активное употребление цветообразов в литературе способствует общей тенденции сужения объема произведения, ибо цвет образует самостоятельную линию развития действий, как бы составляя дополнительный план содержания текста, раздвигая его временные и пространственные границы, помогая выявить прошлое и предугадать будущее героев.

Цвет служит важным компонентом полистилистики как ведущего способа текстообразования. Кроме того, анализируя тот или иной цветообраз в структуре литературного произведения, следует учитывать систему контекстов, о разновидностях которых тоже говорится в этой главе. В диссертации обращается внимание на следующую цепочку соотношений: автор - герой - цвет, в которой цвет как раз и служит тем элементом, который объединяет и противопоставляет писателя и его персонажа.

Кроме того, частотное употребление цвета в переносном смысле, крайняя его экспрессия выявляет и другую проблему исследования

--13

Цветовые тропы» (цветовая метафора, цветовая метонимия, цветовая литота, цветовой гротеск) в структуре произведения.

В ходе изучения у нас, во-первых, сложилось комплексное представление о многофункциональности цветового образа в немецкой прозе 60-80-х годов, что, на наш взгляд, вызвано совокупностью всех факторов развития литературы ФРГ в этот период. Во-вторых, цветология как система характерных черт отражает не только индивидуальность авторского стиля, но также и макропроцессы литературного развития. В-третьих, цвет выявляет современную художественную тенденцию придавать образно-символическое выражение мыслям, действиям и предметам, расходясь с природным миром, не имея иногда онтологической реальности.

Апробация работы осуществлялась на кафедрах всемирной литературы, мировой и отечественной и культуры Нижегородского государственного педагогического университета и кафедре литературы Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара.

 

Список научной литературыМатвеева, Елена Викторовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Философия диалога Э. Левинаса. Свободный реферат//Философия эпохи постмодернизма. Цит. изд. С. 161.

2. Walser М. Ein fliehendes Pferd. Berlin; Weimar, 1979. S.: 15-16. Далее цитируется это издание на немецком языке, в скобках указываются его библиографический номер и номер страницы.

3. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998. С. 145.

4. См. об этом: Глава II § 3. «Цвет и эмоция» данной диссертации.

5. Веллерсхоф Д. Стихотворение о свободе. М., 1982. С. 31. Далее цитируется это издание, в скобках указываются его номер по библиографическому списку и страницы.

6. Белль Г. Цит. изд., С. 309-310.

7. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 25.

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 3-189.2Белль Г. Франкфуртские чтения//Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 295.

9. Белль г. Цит. изд. С. 297.

10. Boll Н. Und sagte kein einziges Wort. Köln Berlin, 1953. S.57. Далее цитаты на немецком языке приводятся по этому источнику, в скобках указываются его номер по списку литературы и страницы.

11. Кандинский В. О духовном в искусстве // Психология цвета. М., 1996. С. 197-198.

12. Эжен Ионеско. Белое и черное // Иностранная литература, 1993,№ 10. С. 221.2Ленц 3. Урок немецкого. М., 1971. С. 415. Далее цитируется этот источник, в скобках указываюся его библиографический номер и страницы.

13. Lenz Siegfried. Deutschstunde. Hamburg, 1977. S. 378. В дальнейшем цитаты на немецком языке приводятся по этому изданию с указанием его номера по списку литературы и номера страницы.

14. Портрет как проблема социологии искусств (Опыт проблемологического анализа) // Искусство М., 1927. Книга 2,3. С. 6.

15. Хейзинг Й. Homo ludens. Человек играющий. М., 1993. С. 216.

16. Вейбель П. Вместо произведения // Культура: теории и проблемы. М., 1995. С. 37.

17. Шлегель Ф. Письмо о романе// Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 200.

18. Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. С. 258-267.

19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. С. 47-58.

20. Сидоренко Е. В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб, 1993. С. 3-10.

21. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С.212-213.

22. Сидоренко Е.В. Цит. изд. С. 16-17.

23. Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 300-312.

24. Сидоренко Е.В. Цит. изд. С. 16-17.4 Там же. С. 15.

25. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. С. 16.

26. Фромм Э. Цит. изд. С. 100.

27. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 113.

28. Доктор Сильвио Фанти. Микропсихоанализ. М., 1997. С. 331.

29. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. С.29.2 Там же. С. 31.

30. См. об этом: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

31. Соловьева Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. СПб., 1993. С. 46.

32. Фред не испытывает удовлетворения от того, что он делает.4. «Предположение о наличии «особой отвлекаемости» у лиц, склонных к шизофренному образцу реакций, пишут швейцарский психотерапевт

33. Усталость, утомление Апатия Серый

34. Физическое недомогание, тошнота Неудовольствие, сниженное настроение Желтый, зеленоватый

35. Резкая боль Раздражение Ярко-желтый

36. Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрения. М., 1998. С. 110.

37. Гете И. В. Учение о цвете // Собр. соч. по естествознанию. Л., 1957.

38. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997. С. 17.

39. Райкрофт 4. Цит. изд. С. 8.

40. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1992. С. 59.

41. Лейбин М.В. Цит. изд. С. 122.

42. Жолковский А.К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы -Текст. М., 1996. С. 12.

43. Вельфлин Г. Цит. изд. С. 179.

44. Лесли А. Уайт. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 32.

45. Последов Г. H. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 46.

46. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 491.2 Барт Р. Цит. изд. С. 497.

47. См. подробнее: Байнова O.A. Синтаксические особенности индивидуального стиля романов Г. Белля. М., 1995. С. 14; Минералов Ю.И. Поэтика индивидуального стиля. М., 1986. С. 127.

48. Байнова O.A. Синтаксические особенности индивидуального стиля романов Г .Белля. М., 1995. С. 14.

49. Остудина C.B. Проблема рассказчика в романах Г. Белля 50-70-х годов. СПб., 1992. С. 3-10.

50. Борев Ю. Эстетика. ., 1988. С. 240.

51. Аристотель. Евдемова этика // Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 509-527.

52. Lenz S. Brot und Spiele. Hamburg, 1959. S. 16.

53. Борев Ю. Эстетика, М., 1989. С. 302.

54. Тодоров Ц. Цит. изд. С. 101.Заключение

55. Цвет имеет архетипическое значение. В архетипе сливаются природный и мысленный образ цвета. В результате этого слияния появляется «опасливое переживание глубин невозможного» (Ж. Батай), к чему так стремится современная литература.

56. Белль Г. И не сказал ни единого слова // Собр. соч. в 5 Т., Т. 1. М., 1989. С. 289-429.

57. Белль Г. Хлеб ранних лет // Собр. соч. в 5 Т., Т. 2. М., 1990. С. 283-369.

58. Белль Г. В долине грохочущих копыт // Собр. соч. в 5 Т., Т. 2. М., 1990. С.456-501.

59. Вальзер М. На полном скаку. М., 1985. 84 с.

60. Вальзер М. Письмо лорду Листу. М., 1985. 15 с.

61. Веллерсхоф Д. Морской берег в двойном освещении // Повести писателей ФРГ. М., 1982. С. 12-31.

62. Веллерсхоф Д. Стихотворение о свободе // Повести писателей ФРГ. М., 1982. С. 31-84.

63. Ленд 3. Урок немецкого. М., 1971. 478 с.

64. Ленц 3. Учебный плац. М., 1989. 400 с. Ю.Ленц 3. Хлеба и зрелищ. М., 1975. 214 с.11 .Boll Н. Und sagte kein einziges Wort. Köln Berlin, 1953. 300 S.

65. Boll H. Das Brot der frühen Jahre. Köln Berlin, 1955. 145 S.

66. Boll H. Im Tal der donnernden Hufe. Wiesbaden: Insel Verlag., 1957. 64 S. U.Walser M. Em fliehendes Pferd. Frankfurt am Main, 1978. 168 S.

67. Walser M. Brief an Lord Liszt. Frankfurt am Main, 1982. 98 S.

68. Wellershoff D. Doppelt belichtetes Seestück und andere Texte. Köln, 1974. 387 S.

69. Lenz S. Deutschstunde. Hamburg, 1977. 400 S.

70. Lenz S. Brot und Spiele. Hamburg, 1959. 201 S.

71. Абдулхаева M.X. Цвет как средство художественной изобразительности в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Проблемы поэтики русской литературы XIX века. М., 1983. 177 с.

72. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств (композиционно-методологический аспект проблемы) // Советское искусствознание. М., 1975.486 с.

73. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972. 176 с.

74. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Д., 1987. 143 с.

75. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980. 249 с.

76. Андреев Ю.А. Волшебное зрение: специфика литературы в современных преломлениях. Л., 1990. 432 с.

77. Анкундинов К. Внутри после. Особенности литературного процесса // Октябрь, 1998, №4.

78. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964. 489 с.

79. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. 728с.

80. Амичба Х.Г. Цветовая метафора в абхазском, немецком и английском языках сопоставительный анализ // Автореферат дис. канд. лингвистич. наук, М., 1997. 20 с.

81. Арапов М. Лингвистическое путешествие в страну Цвета // Знание -сила, 1986, №6.

82. Байнова O.A. Синтаксические особенности индивидуального стиля романов Г. Белля 50-70-х годов. М., 1995. 187 с.

83. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. 616 с.

84. Барт Р. Мифология. М., 1996. 313 с.

85. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997. 334 с.

86. Баткин Л.О. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь, 1996, №10.

87. Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М., 1996. 176 с.

88. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975. 288с.

89. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 502 с.

90. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. 384 с.

91. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. М., 1965. 546 с.

92. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 328 с.

93. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. 139 с.

94. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 444 с.

95. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1990. 711 с.

96. Бенуа А.Н. Художественные письма, 1930 1936. М., 1997. 404 с.

97. Бергсон А. Смех. М., 1992. 127 с.

98. Берзницкас А.Н. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций // Автореф. дис. канд. психологич. наук. Д., 1980. 8 с.

99. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Минск, 1998.525с.

100. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. (Психология человеческих взаимоотношений). СПб., М., 1996. 397 с.

101. Бертулис A.B., Глезер В.Д. Пространственное цветовое зрение. Л., 1990. 142 с.

102. Белль Г. Франкфуртские чтения // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.368 с.

103. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. 463 с.

104. Бодрийяр Ж. О соблазне // Иностранная литература, № 11. С. 59-66.

105. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. М., 1996.

106. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. 68 с.

107. Бох Эрнст. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.

108. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. 336 с.

109. Ван Гог . Письма. Л., М., 1966. 602 с.

110. Вартанов А.Н. Образы литературы в графике и кино. М., 1961. 312 с.

111. Васадзе А.Г. Художественное чувство как переживание «созревшей установки» // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. 668 с.

112. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994. 426 с.

113. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 406 с.

114. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. 255 с.

115. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. М., 1963. 191 с.

116. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970. 227 с.

117. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987. 341 с.

118. Гавриенко О.Н. Параметры тревожности и цветопредпочтение // Проблемы цвета в психологии. М., 1993. С. 144-150.

119. Галеев Б.М. Какого цвета «малиновый звон»? // Природа, 1989, № 3.

120. Галеев Б.М. Комплексное изучение проблемы синестезии в искусстве // Проблемы комплексности изучения художественного творчества. Казан, 1990. 175 с.

121. Галеев Б.М. Природа синестезии // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов «Свет и музыка» / Тезисы докладов/. Казань, 1979. 176 с.

122. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве. Казань, 1987. 264 с.

123. Гальцева P.A. Западная культурфилософия между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 8-23.

124. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. М, 1993. 304 с.

125. Генис А. Треугольник (авангард, соцреализм, постмодернизм) // Иностранная литература, 1994, № 10.

126. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. Л., 1957. К учению о цвете (хроматика). 555 с.

127. Гете И.В. Учение о цвете // Лихтенштадт В.О. Гете. Петербург, 1920. 220с.

128. Гете И.В. Об искусстве. М., 1975. 623 с.

129. Голушкова Е.А., Лебедева И.В. Роль цветописи в создании образов романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Проблемы функционированияязыка и специфики речевых разновидностей /Межвузовский сб. научных трудов/. Пермь, 1985. 176 с.

130. Горелов И.Н. Проблема связи «знак-представление» в психолингвистическом эксперименте // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. 299 с.

131. Горелов И.Н. Синестезия и мотивированные знаки подъязыков искусствоведения // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976.

132. Грибков В.С., Петров В.М. Семиотика и культура. М., 1976.

133. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969. 590 с.

134. Гудина С.Е. Методические принципы изучения цвета в эстетической науке. Л.,1986.

135. Дам Ми Хань. Сюжет как жанрообразующий фактор // Автореферат диссерт. на соискание уч. ст. кандидата филологич. наук. М., 1994. 19 с.

136. Джебраилова С.А. Система форм художественного времени в романах Г.Белля // Ученые записки Азербайд. педагогич. ин-та языков им. М.Ф.Ахундова, Сер. XI1. 1973, №2. С. 117-122.

137. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962. 314 с.

138. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М. -Л., 1962. 408 с.

139. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. 432 с.

140. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.

141. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практическое пособие. М., 1999. 448 с.

142. Ефимов А. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы, 1959. С. 38-41.

143. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст. М., 1996. 334 с.92.3аан Доминик. Белый, красный и черный: цветовой символизм в черной Африке // Психология цвета. М., 1996. С. 47-78.

144. Западное искусство. XX век: Между Пикассо и Бергманом. СПб., 1997.

145. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984. 360 с.

146. Золян С.Т. Семантика и структура поэтического текста. Ереван, 1991.

147. Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.

148. Измайлов И.А. Психология цветового зрения. М., 1989.

149. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998. 255 с.

150. Ильин И.П. Проблема личности в литературе постмодернизма: Теоретические аспекты // Концепция человека в современной литературе, 1980-е годы. М., 1990. С.47-70.

151. Ильин И.П. Проблема речевой коммуникации в современном романе // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.,1989.С.187-200.

152. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998. 319 с.

153. Ионеско Э. Белое и черное // Иностранная литература, 1993, № 10. С.214-228.

154. История культуры и поэтика. М., 1993. 208 с.

155. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. 414 с.

156. Канаев И.И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л., 1971. 160 с.

157. Кандинский О.В. О духовном в искусстве//Психология цвета М.,1996.С.135-181.

158. Керкегор С. Повторение. Опыт экспериментальной психологии. М., 1997. 405 с.

159. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы в 3 Т., Т.2. М.,1964.

160. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 366 с.

161. Корж H.H., Ребеко Т.А. Красный цвет: существует ли он? // Проблема психологии. М., 1993. С. 121-136.

162. Корж H.H., Лупенко Е.А., Саруфанова О.В. Трудно ли запомнить цвет? // Проблема цвета в психологии. М., 1993. С. 137-143.

163. Криулина A.A. Цвет в нашей жизни. Хрестоматия по психологии, Курск, 1993.

164. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984. 112 с.

165. Кузьмичев И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. Нижний Новгород, 1999. 152 с.

166. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998. 384 с.

167. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.

168. Лапин И. И. Плацебореактивность и выбор цвета // Психологический журнал, 1990. Т. 2, № 3.

169. Литература и живопись. Л., 1982. 288 с.

170. Лебедев Т.В. О символике цвета в «Преступлении и наказании» //XXVI герценовские чтения: литературоведение. М., 1975. С. 45.

171. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.М.,1977.426с.

172. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.444 с.

173. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 525 с.

174. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 885 с.

175. Лотман Ю.М. Заметки о художественном пространстве//УЗ,720,1986.

176. Лотман Ю.М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах // Тезисы докладов во Второй летней школе по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1966.

177. Лурия А.П. Ощущения и восприятия: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975. 112 с.

178. Лутошкин А.Н. «Цветопись» как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М., 1979.

179. Мастера искусства об искусстве. М., 1934. Т. 3. 214 с.

180. Мелик-Пашаев A.A. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. Махачкала, 1988. 487 с.

181. Минулина С. Серов и Коровин ни Севере // Юный художник, 1989, №11. С.8-11.

182. Монтень М. Опыты. М., 1991. 654 с.

183. Морис Мерло-Понти. Око и дух. М., 1992. 62 с.

184. Мунье Э. Персонализм. Французская философия и эстетика XX века. М., 1993. 129 с.

185. Моррис И.У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. 636 с.

186. Мостепаненко Е.И. Свет в природе как источник художественного творчества. М., 1986. 321 с.

187. Назарьян Р. Цвет как категория поэтики. Труды Самаркандского университета, 1974. Вып. 254. С. 35-46.

188. Normal and pathologie. Цветное зрение в норме и патологии. Материалы Международного симпозиума. Дрезден (ГДР), 1986.

189. Остудина C.B. Проблема рассказчика в романах Г. Белля 50-70-х годов. СПб., 1992. 189 с.

190. Очерки по философии культуры. Нижний Новгород, 1993. 126 с.

191. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978. 283 с.

192. Паскаль Б. Мысли. М., 1994. 522 с.

193. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1974. 308 с.

194. Петров-Водкин К.С. Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991. 304 с.

195. Пинский Л. Магистральный сюжет: Ф. Вийон, В. Шекспир, Б. Грасиан, В. Скотт. М., 1989. 416 с.

196. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблемологического анализа). // Искусство. М., 1927. Книга 2, 3.

197. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. 329 с.

198. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. 364 с.

199. Психология и психоанализ характера. М., 1997. 639 с.

200. Психология цвета. М. Киев, 1996. 356 с.

201. Пятигорский A.M., Успенский Б.А. Персонологическая классификация как семиотическая проблема: Труды по знаковым системам. Т. 3. (Уч. записки ТГУ. Вып. 198). С. 22.

202. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб., 1995. 250 с.

203. Резников JI.O. Гносеологические вопросы семиотики. JL, 1964.

204. Ременко С.Д. Цвет и зрение. Кишинев, 1982. 159 с.

205. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. 411 с.

206. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. 298 с.

207. Розин В. Визуальное восприятие в современной культуре//А1та mater, 1998, №7.

208. Романенко О.Н. Романы 3. Ленца конца 60-70-х годов. Казань, 1994.187 с.

209. Роу Кристофер. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М., 1996. С. 7-46.

210. Рубинштейн с.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

211. Руднев В. Введение в XX век. Поэтика модальности // Родник, 1988, №7 .С. 43-45.

212. Руднев В.Б. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». М., 1996. 207 с.

213. Руднев В. Феноменология события // Логос, 1993, № 4.

214. Рыклин М.К. Искусство как препятствие. М., 1997. 222 с.

215. Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте. М., 1994.

216. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990. 351 с.

217. Сивик Л. Цветовое значение и изменения восприятия цвета: Исследование цветовых образцов // Проблема цвета в психологии. М., 1993. С. 95-120.

218. Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепциях Альфреда Адлера. СПб., 1993. 98 с.

219. Современные зарубежные литературоведческие концепции (Герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. 184 с.

220. Собчик JI.H. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990. 87 с.

221. Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. М. 1996. 317 с.

222. Современный роман. Опыт исследования. М., 1990. 287 с.

223. Соловьева Е.А. Особенности влияния цвета на психомоторные функции человека. СПб., 1993. 259 с.

224. Сомова Е.В. «Маска»: ее разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Ч. Диккенса // Автореф. дис. на соискание уч. ст. кандидата филологич. наук. Нижний Новгород, 1998. 18 с.

225. Степанов Ю.А. О трехмерном пространстве языка. М., 1985. 209 с.

226. Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки. М., 1981. 175 с.

227. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. 364 с.

228. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983. 407 с.

229. Тодоров Ц. Теории символа. М., 1998. 408 с.

230. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М., 1993.

231. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. М., 1990. 44 с.

232. Турушкина М.К. Психосемиотика основа системного подхода к проектированию знаковых средств представления информации /Материалы 7 Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Л., 198 8.

233. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. Семиотическое исследование по теории искусства. М., 1970. 224 с.

234. Устинов А.Г. Цветовая форма. Вопросы семантики // Техническая эстетика, 1998, №12. С. 9-11.

235. Д-р Сильвио Фанти. Микропсихоанализ. М., 1997. 399 с.

236. Фехнер Г.Т. Семиотика (современные зарубежные исследования). М., 1972.

237. Флобер Г. Собр. соч. в 5 Т., Т. 5., М., 1956. 499 с.

238. Фридлендер Г.М. Методологические проблемы литературоведения. Л., 1984. 238 с.

239. Фортунатова В. А. Литературно-художественный континуум в произведениях Генриха Белля // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX XX веков. Пермь, 1991. С. 110-119.

240. Фортунатова В.А. Магия классики. Горький, 1989. 295 с.

241. Фортунатова В.А. Немецкая классика как основа создания внутренней формы в повестях писателей ФРГ // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX XX веков. Пермь, 1990. С. 113-127.

242. Фортунатова В.А. Транспозиция художественных образов в повести Г. Грасса «Из дневника улитки» // Методические указания к практическим занятиям по русской и зарубежной литературе на заочном отделении. Нижний Новгород, 1996 С. 38-43.

243. Фортунатова В.А. Человек в мире культуры. Нижний Новгород, 1998. 99 с.

244. Фортунатова В.А. Функционирование традиции в прозе ГДР и ФРГ 60-80-х годов // Автореф. дне. доктора филол. наук. СПб, 1995. 26 с.

245. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.

246. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. М., 1973.

247. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. 210 с.

248. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. 448 с.

249. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 271 с.

250. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. 238 с.

251. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990. 80 с.

252. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. 405 с.

253. Хейзинг Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.,1997. 412с.

254. Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрения. М., 1998. 197 с.

255. Хорни К. Собр. соч. в 3 Т., Т.1 Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. М., 1997. 495 с.

256. Художник и философия цвета в искусстве: Тезисы докл. ( Эрмитаж). СПб, 1997. 100 с.

257. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997. 608 с.

258. Шкловский В.Б. Собр. соч. в 3 Т. М., 1973-1974.

259. Шлегель Ф. В. Письмо о романе // Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 200-213.

260. Шлегель Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1968. 496 с.

261. Шленштедт Д. Произведение как потенциал восприятия и проблемы его усвоения. // Общество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическом аспекте. М., 1978. 295 с.

262. Эйзенштейн С.М. Первое письмо о цвете // Избранные произведения в 6 Т., Т. 3. М., 1964.

263. Эйзенштейн С.М. Цвет в кино//Психология цвета.М.,1996.С.257-281.

264. Эткинд A.M. Тест Роршаха и структура психического образа // Вопросы психологии, 1981, № 3.

265. Эткинд Е. Форма как содержание (избранные статьи). Jalverlag -Wurzdurg, 1977.

266. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М. -К., 1997. 384 с.

267. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 95-128.

268. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991. С. 103-119

269. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. 460 с.

270. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет: эмоциональный компонент в психологии цвета. Самара, 1996. 218 с.

271. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб., 1999. 238 с.

272. Berger С. Der Autor und sein Held. Berlin, 1983. 400 S.

273. Bernhard Hans Ioachim. Die Romane Heinrich Bolls. Gesellschaftskritik und Gememschaftsutopiie. Berlin, 1970. 373 S.

274. Briese-Neumann G. Ästhet Diletant - Narziss: Untersuchungen zur Reflexion der Finde - Snecle - Phänomene im Frühwerk Hofmannsthals. Frankfurt a. M.: Lang., 1985. 503 S.

275. Böttcher K., J. Mittenzwei, Zwiegespäch. Deutschsprachige Schriftsteller als Maler und Zeichner. Leipzig, 1980. 398 S.

276. Calin V. Auferstehung der Allegorie. Weltliteratur im Wandel von Homer bis Beckett. Wien, 1975. 475 S.

277. Cervenka M. Der Bedentungsaufbau des literarischen Werks. München, 1978. 523 S.

278. Der Schriftsteller Dieter Wellershoff. Interpr. Und Analysen Hrsg. Von R Hinton Thomas. Beiträge von Keith Büllivant, Robert Burus Godfrey Garr. Köln, 1975. 398 S.

279. Deutsche Kunst im 20. Jahrhundert: Malerei und Plastik 1905-1985 (Herausgegeben von Christos M. Jaschimides, Norman Rosenthal, Wieland Schmied. München: Prestel, 1986. 502 S.

280. Esselborn-Krumbiegel H. Der «Held» im Roman: Formen des deutschen Entwicklungsromans im frühen 20. Jahrhundert. Darmstadt, 1983. 365 S.

281. Fink E. Oase des Clacks. Gedanken zu einer Ontologie des Spiels. Freiburg. München, 1957. 456 S.

282. Fontius M. Produktivkraftentfaltung und Autonomie der Kunst. Zur Ablösung ständischer. Voraussetzungen in der Literaturtheorie // Klotz G., Schröder W., Weber P. (Hrsg.). Literatur im Epochenumbruch. Berlin und Weimar, 1977. 489 S.

283. Gravenitz G.V. Die Setzung des Subjektes. Tübingen, 1973. 543 S.

284. Günther H. Künstlerische Doppelbegabungen. München, 1938. 365 S.

285. Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Tübingen, 1960. 476 S.

286. Jauss H.R. Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik. München, 1977. 503S.

287. Kaufmann E. Fragen der Komposition: Fabel, Sujet, Motiv // Probleme der Literaturinterpretation, Autorenkollektiv (Ltg. W. Herden). Leipzig, 1978. 488S.

288. Knorr H. Wesen und Funktion des Intriganten, Diss. Erlangen, 1951.544S.

289. Klotz V. Geschlossene und offene Formim Drama. München, 1960.456 S.

290. Maler A. Der Held im Salon. Tübingen, 1973.

291. Oppel H. Morphologische Literaturwissenschaft. Goethes Ansicht und Methode. Meinz, 1947. 576 S.

292. Pawlow T. Aufsätze zur Ästhetik. Berlin und Weimar, 1977. 600 S.

293. Pasternack G. Interpretation. München, 1979. 456 S.

294. Pezold K. Martin Walser. Seine schriftstellerische Entwicklung. Berlin, 1971. 478 S.

295. Sengle F. Literaturgeschichtsschreibung ohne Schulungsaufrag: Werkstattberichte. Methoden lehre. Kritik. Tübunge, 1980. 607 S.

296. Schell R. Die Literatur der Bundesrepublik. Stuttgart: Mitzier, 1986.432S.

297. Schriftstellerische Entwicklung. Berlin, Kütten & Loening, 1971. 349 S.

298. Sörensen B.A. (Hg.) Allegorie und Symbol. Texte zur Theorie des dichterischen Bildes im 18. und rühen 19. Jahrhundert. Frankfurt a. M., 1972. 490 S.

299. Spillner B. Linguistik und Literaturwissenschhaft. Stuttgart, Berlin, Köln, Meinz, 1974.

300. Staiger E. Die Kunst der Interpretation: Studen zur deuschen Literaturgeschichte. Zürich. 1955. S. 9-33.

301. Stumpf K. Über psychologischen ursprung der Raum Vorstellung. Leipzig, 1873. 509 S.

302. Träger C. Literarischer «Held» und schichtliche Entscheidung // Träger C. Studien zur Erbetheorie und Erbeaneignung. Leipzig, 1981. 399 S.257. Über Martin Walser. Hrsg. Von Th. Beckmann. Suhrkampverlag. Frankfurt a. M., 1970. 504 S.

303. Waremann P. Spielmannsdichtung. Versuch einer begriffsbestimmung, Amsterdam, 1957. 500 S.

304. Warning R. Rezeptionsästhetik als literaturwissenschaftliche Pragmatik -In.: Rezeptionsästhetik. München. 1975. 455 S.

305. Weber J. Gestalt Bewegung - Farbe. Berlin, 1978. 300 S.

306. Weinnch Y. Literatur für Leser. Stuttgart. 1971. 400 S.-216

307. Wellershoff D. Die Auflösung des Kunstbegriffs. Frankfurt am Main, 1976. 509 S.

308. Wellershoff D. Fiktion und Praxis. Mainz, 1969. 509 S.

309. Wiese v. B. Geistesgeshichte oder Interpretation? // Die Wissenschaft von deutscher Sprache und Dichtung. Stuttgart: E. Klett Verlag, 1963. S. 243245.

310. Wiesner H. (Hrsg.) Lexkon der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. München, 1981. 389 S.

311. Zmegac V. (Hrsg.) geschichte der deutschen Literatur vom 18. Jahrhundert bis zur Gegenwart, Bd. III / 2 (1945-1980), 2. Auflage, Beiz Athenäum Verlag, Wemheim, 1994, 885 S.