автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Рукописное наследие выговских мастеропевцев

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Панченко, Флорентина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Рукописное наследие выговских мастеропевцев'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Панченко, Флорентина Викторовна

Введение.

Глава I. Становление певческой традиции в Выго-Лексинском старообрядческом общежительстве.

Глава II. Богослужебные певческие книги поморской традиции.-.

1. Палеографические особенности поморских певческих книг.

- письмо.

- книжный декор.

2. Структура певческих богослужебных книг.

- Ирмологий.

- Октоих.

- Триодь.

- Праздники.

- Стихирарь.

- Обиход.

3. Средневековые роспевы в поморских певческих книгах.

- Авторские роспевы.

- Музыкальные стили, местные и монастырские роспевы.

4. Многораспевность в певческих книгах.

5. Многораспевность в круге «вселетнаго пения» Выго-Лексинского

Общежительства.

Глава III. Музыкальное творчество выговцев.

1. Творческое переосмысление гимнографических текстов.

2. Выговские стихи и псальмы.

3. Гимнографические опыты.

4. Службы старообрядческим святым.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Панченко, Флорентина Викторовна

Произведения старообрядческого поморского искусства являются неотъемлемой и самобытной частью художественной культуры России XVIII - первой половины XIX столетий.

К сожалению, в прошлом артефакты старообрядческой культуры долгое время замалчивались ввиду противостояния между старообрядчеством в целом и господствующей церковью, поддерживаемой государственной властью. Памятники старообрядческого искусства признавались сугубо вторичными по отношению к древнерусским образцам, их значение в истории русской культуры серьезно умалялось в результате ошибочного в целом подхода, идущего по инерции от миссионерских оценок середины XIX в. - периода жесточайших репрессий против старообрядчества. Распространенная официальная точка зрения на старообрядчество как на сектантство надолго пресекла внимание российских ученых, в частности, и к произведениям поморцев.

Тем неменее научная литература, посвященная различным аспектам жизни и деятельности Выго-Лексинского общежительства, несмотря на оценочность многих суждений, достаточно обширна. Уже с 60-х годов XIX в. начинают публиковаться документальные материалы,1 появляются насыщенные фактами труды Е. В. Барсова,2 П. С. Смирнова,3 Д. Н.Островского4 и др., посвященные как отдельным сторонам жизни, так Выгорецкому общежительству в целом. Среди ученых, объективно оценивших духовные достижения выговцев, выделяется В. Г.

1 Раскольничьи дела 18 столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Изд. Д. В. Кожанчикова. СПб., 1861; История выговской старообрядческой пустыни. Издано по рукописи Ив. Филиппова. СПб., 1862; Бывшаго беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888.; Любопытный П. Исторический словарь Староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. Ч. 1; Каталог или библиотека староверческой церкви, собранный тщанием П. Любопытного // ЧОИДР. Ч. 1. М., 1863; Поморские ответы. М. 1911.

2 Барсов Е. В. 1) Новые материалы для истории старообрядчества XVII - XVIII вв. М., 1890; 2) Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868-1869 годы. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 85-116; 3) Иван Филиппов, выговский наставник и настоятель // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 54-100; 4) Андрей Денисов Вто-рушин, как выгорецкий проповедник // Труды Киевской духовной Академии. Киев, 1867. Т. 1 С. 243—263; Т. 2. С. 81-95; 5) Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // Труды Киевской духовной Академии. Киев, 1866. № 2. С. 174-230; № 6. С. 168-230; № 7. С. 285-304; № 12. С. 570-588.

3 См.: Смирнов П. С. 1) История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895; 2) Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; 3) Выговская беспоповская пустынь в первое время ее существования // Христианское чтение. 1910. № 2, 3, 6, 8.

Дружинин, посвятивший ряд исследований выговским сочинениям5 Однако, за редчайшим исключением, музыкально-певческое дело в Выгореции в трудах российских ученых не затрагивалось.

При этом отдельные поморские певческие рукописи были весьма высоко оценены исследователями еще в XIX в. как со стороны художественного оформления, так и музыкального содержания 6 Отметим, что к этому времени уже существовало устойчивое представление о двух видах старообрядческого пения -истинноречном, свойственном поповцам и единоверцам, и раздельноречном, употреблявшемся в среде беспоповцев. Это суждение по существу оставалось единственным аналитическим о характере старообрядческого пения, кочевавшем из работы в работу.

Свою оценку беспоповской манеры пения высказал С. В. Смоленский, оценивший ее как традицию, продолжающуюся в неизменных границах с XVI столетия.7 Основанием к такому суждению послужило его знакомство со старообрядцами и обучение у них крюковому пению. В собранной Смоленским для Синодального училища большой коллекции рукописей оказались старообрядческие певческие рукописи различного происхождения, в том числе и из Выго-Лексинского общежительства. Смоленский первым стал включать сведения о старообрядческих рукописях и певческих традициях в контекст истории знаменного пения. Он впервые научно охарактеризовал палеографические особенности старообрядческих рукописей, четко разграничив поморскую и гуслицкую рукописно-книжные традиции. Говоря о хомовом (раздельноречном) пении у беспоповцев, Смоленский отметил характерные особенности в произношении отдель

4 Островский Д. Н. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914.

5 Дружинин В. Г. 1) Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912; 2) Поморские палеографы начала XVIII столетия. Пг., 1923; 3) Поморский торжественник // Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 34-55; 4) Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911; 5) К истории крестьянского искусства XVIII - XIX вв. в Олонецкой губернии (художественное наследие Выгорецкой поморской обители) // Известия Академии наук СССР. Серия 6. Л., 1926. Вып. 15-17. С. 1479-1490.

6 Барсов Е В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874; Смоленский С. В. О древне-русских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк / ПДП. СПб., 1901. Т. СХ1Л^. С. 79-83.

РГИА. Ф. 1119. Оп. 1. Д. 21. Л. 2. (Неоконченная статья С. В. Смоленского "Значение современного старообрядчества для желающих изучить древне-русское церковное пение")ных звуков текста,8 относимых им к следам древней традиции литургического произношения.

После длительного перерыва внимание к поморской традиции пения стало уделяться лишь в последней трети XX в., наряду с возрождением интереса к более изученной поморской старообрядческой книжности, историографии, живописному и пластическому искусству9. При этом отметим, что поморское пение и книги только упоминались в редких случаях современными музыковедами, да и то в одном ряду с пением других старообрядческих согласий. Поморские рукописи, как правило, не вычленялись из общего недифференцированного, но устоявшегося понятия единой "старообрядческой традиции".

Справедливости ради заметим, что вообще музыкальное наследие старообрядцев не оставалось без внимания музыковедов. Каждый медиевист, следуя исследовательской традиции, непременно обращался к старообрядческим певческим рукописям как к источникам, сохранившим памятники средневековой музыкальной культуры в доступной для современного прочтения форме и этим способствовавшим ретроспективному анализу древних текстов. Так, крупнейший музыковед-медиевист М. В. Бражников в своих исследованиях активно пользовался старообрядческими певческими рукописями. В его монографии

8 Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. (1668-го года). Публ. и прим. С. В. Смоленского. Казань, 1888. С 37. Отметим, что подобное описанному Смоленским произнесение слов при пении сохраняется некоторыми беспоповскими общинами и в настоящее время.

9 Подробная историография вопроса содержится в монографии: Юхгшенко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2001. Перечислим лишь основные работы: Малышев В. И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX - начале XX вв. (К вопросу об изучении техники и быта поморского книгописания) // Известия Карело-финской научно-исследовательской базы АН СССР. Петрозаводск, 1949. № 1. С. 73-84.; Понырко Н. В Выговская литературная школа в первой половине XVIII столетия. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1979; Плигузов А. И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 103-112; Бударагин В. П., Понырко Н. В. Автографы выговских писателей // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985.С. 174-200; Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996; Винокурова Э. П. 1) К вопросу о генезисе поморского орнамента // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 259-289; 2) К вопросу о дониконовской ориентации старообрядцев в изобразительном искусстве // Традиционная духовная и материальная культура старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Сб. н. тр. Новосибирск, 1992. С. 64-73; 3) О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса) // Старообрядчествов России XVII - XVIII вв., М., 1994. С. 159-162; Культура староверов Выга. К 300-летию Выговского старообрядческого общежительства / Каталог выставки. Петрозаводск, 1994; Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни / ГИМ. Каталог выставки. Москва, 1994; Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Тезисы докладов международной научной конференции (13-17 сентября 1994 года). Петрозаводск, 1994.

Древнерусская теория музыки"10 поздним старообрядческим азбукам посвящена отдельная глава, а в его же книге "Лица и фиты знаменного роспева"11 старообрядческие рукописи составляют значительная часть источников.

В случаях же дифференцированного подхода к различным старообрядческим традициям предметом исследования становились преимущественно отдельные памятники, жанры и виды пения.

С конца 40-х гг. на базах университетов, академических институтов и библиотек страны начинают формироваться археографические центры (Ленинград, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Сыктывкар). Их основным видом деятельности стало собирание рукописных книг у населения и изучение региональных книжных традиций. Археографы вели работу преимущественно со старообрядцами - главными хранителями памятников древней письменности. Среди книг, приобретаемых у населения, значительную часть составляли крюковые певческие книги. На это обратили внимание музыковеды, специализирующиеся в области древнерусского певческого искусства12.

Благодаря научно организованной археографической работе открылась возможность установить непосредственные контакты с самими носителями древнерусских певческих традиций. Таким образом профессиональный интерес му-зыковедов-древников к старообрядческому наследию получил развитие в двух основных направлениях. Первое направление состояло в исследовании старообрядческих певческих рукописей. Второе предусматривало изучение живой практики церковного пения в различных старообрядческих общинах.

С 1968 г. в Московской консерватории под руководством Т. Ф. Влады-шевская проводилась активная экспедиционная работа., позволившая в последствии собрать уникальную коллекцию фонограмм с записями старообрядческого

13 пения . Записи эти были сделаны в Прибалтике, Поморье, Эстонии, Кубани, Ставрополье, Поволжье, Сибири, Забайкалье и др.районах. Они отразили различные местные певческие традиции. Эта коллекция послужила материалом для ряда

10 Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

11 Бражников М. В. Лица и фиты знаменного роспева / Общ. ред. Н. С. Серегиной и А. Н. Крюкова. Л., 1984.

12 См., например: Кручинина А. Н. Описание музыкальных рукописей, приобретенных археографическими экспедициями СО АН СССР в 1970-1971 гг. // Вопросы истории книжной культуры / Отв. Ред. Н. С. Карташов. Новосибирск, 1975. Вып. 19. С. 215-237.

Богомолова Л. М. Коллекция фонограмм старообрядческих песнопений Московской консерватории//Музыкальная культура средневековья. Вып. 2. М.1992.С. 194-210. исследований Т. Ф. Владышевской. Так, на основе современных старообрядческих традиций чтения нараспев текстов священного писания, автор попыталась изучить древнейшие устные церковно-певческие формы. Владышевской принадлежат также работы, в которых даны четкие характеристики основных старооб

-14 рядческих певческих традиции .

Благодаря комплексным экспедициям, организуемым Московским университетом, появился ряд статей М. В. Богомоловой и Л. А. Игошева, характеризующих рукописное наследие Ветковско-Стародубских слобод15. Это регион компактного проживания старообрядцев различных согласий. Уже в конце XVII в. здесь находился крупнейший в свое время центр старообрядцев поповцев. Однако полного освещения история певческой традиции Ветковского старообрядческого центра пока не получила.

Проблемам взаимосвязей письменной и устной традиций старообрядческого пения посвящены исследования Т. Г. Федоренко. Основой ее научных разысканий стала традиция пения забайкальских ("семейских") старообрядцев16. Различные вопросы, связанные преимущественно с устными традициями отдельных сибирских старообрядческих общин, исследуются в настоящее время препо

17 давателями и студентами Новосибирской консерватории .

Еще в 70-х годах начали свою экспедиционную и исследовательскую деятельность Н. П. Парфентьев и Н. В. Парфентьева. Предметом их изучения стала певческая культура старообрядцев Урала. Итогом этой деятельности явилось

14 Владышевская Т.Ф. 1) К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства// Из истории русской и советской музыки. Вып.2. М., 1975. С. 40-61; 2) К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского искусства // Музыкальная фольклористика. Вып. 2 . М.,1978. С. 315-335; 3) К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения / IX международный съезд славистов (Киев, 1983). Доклады. М., 1983; 4) О старообрядческих певцах Поморья // Семиотика культуры. Архангельск, 1988. С. 93-96 и др.

15 Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей XVII - XX вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1982 гг.). М., 1982. С. 162-227 ; ИгошевЛ. А. К вопросу о значении традиций древнерусского певческого искусства (по материалам архео-грфического обследования Ветковско-Стародубских слобод) // Там же. С. 228-237; Чернышева МБ. Музыкальная культура русского населения Верхокамья// Там же. С. 127-150.

Федоренко Т. Г. 1) Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика. Автореф. дисс. канд. иск. Новосибирск, 1995; 2) Богослужебное пение староверов Сибири // Народная культура Сибири. Омск, 1998. С. 26-30; Федоренко Е. Г., Шиндин Б. А. Певческая культура старообрядцев. Богослужебное пение // Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1: Традиционная музыкальная культура Сибири. Кн. 2: Традиционная культура сибирских переселенцев. С. 92-127. и др.

17 См. статьи в сб.: Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. диссертационное исследование Н. П. Парфентьева, опубликованное в 1994 г. в виде монографии.18 Данная работа представляет собой первое многоаспектное изучение певческой культуры Урала, основанное как на изучении письменных источников - архивных материалах и певческих рукописях, так и на опыте и знаниях, полученных в ходе экспедиционных общений с носителями традиций. Значительное место в работе уделено типологизации певческих рукописей и их научному постатейному описанию. Ряд наблюдений и выводов были опубликованы в статьях, предшествующих монографии. В настоящее время книга Н. П. Парфентьева является единственным исследованием, наиболее полно отразившим конфессиональные особенности целого региона. В работе обозначена роль Вы-говского общежительства в формировании певческой традиции в среде поморских общин Урала. Важное значение в книге Н.П. Парфентьева имеет корпус описаний уральских рукописей, включающих рукописи поморской традиции.

В описании певческих рукописей уральских собраний, опубликованных в указанной книге, принимала большое участие М. Г. Казанцева. Ее исследовательская деятельность приходится на 80-е и 90-е гг. Обладая богатым опытом экспедиционной работы (она участвовала во многих экспедициях УрГУ), исследовательница сосредоточила свое внимание преимущественно на жанрах внебого-служебной лирики, на взаимосвязях письменной и устной традиций. Отбор изучаемого ею материала обусловлен также территориальной общностью: духовные стихи Вятского края, Урала и Поморского Севера. Предметом изучения М. Г. Казанцевой в разное время становились старообрядческие певческие азбуки и некоторые особенности современной певческой культуры старообрядцев.19 В 1999 г.

18 Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (ХУ1-ХХ вв.). Челябинск, 1994.

19 Казанцева М. Г. 1) Взаимодействие профессиональной и народнопесенной традиции (на материале старинных духовных стихов) // Фольклор Урала : Фольклор городов и поселков. Свердловск, 1982. С.141-149; 2) Духовные стихи Вятского края (по рукописным и устным источникам) // Из истории духовной музыки. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1992. С. 87-94; 3) Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. 600-летию памяти святителя Стефана Пермского. Пермь, 1998. Т. 2. С. 247-266; 5) Покаянные и духовные стихи Урала (по рукописным материалам ХУП-ХХ вв.) // Культурное наследие Средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества: Материалы Всероссийской научной конференции 17-19 мая 1999 г. Новосибирск, 1999. С. 325-332.; 6) Об изучении музыкальной культуры старообрядцев на Урале// Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988.С. 98-102; 7) Новые источники по изучению древнерусской музыкальной теории (на материале старообрядческих рукописей Курганского собрания УрГУ) // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 26-31; 8) Музыкальная грамотность крестьян-старообрядцев Урала // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 130-139. Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие Поморского Севера в вятской

М. Г. Казанцевой совместно с Е. В. Коняхиной было выпущено учебное пособие

20

Музыкальная культура старообрядчества". Этот труд основан на экспедиционных материалах и научных изысканиях авторов, непосредственно общавшихся с живыми носителями старообрядческих певческих традиций.

Изучение певческой культуры Урала продолжает ряд статей и диссертационное исследование Н. В. Денисовой. Ею рассматриваются музыкально-теоретические руководства, бытовавшие и созданные старообрядцами в уральском регионе. Особым разделом в ее работе стали азбуки поморской традиции, определенные автором как тип учебного руководства.21

Приоритет в изучении поморских певческих руководств принадлежит И. Гарднеру и Э. Кошмидеру, опубликовавшим в 1963 году "типовую" поморскую азбуку с развернутыми комментариями.22 Важной заслугой И. А. Гарднера является то, что он впервые вписал в контекст истории церковного пения в России певческую культуру старообрядцев, при этом старообрядческие традиции получили дифференцированные характеристики.23

В последние годы в Санкт-Петербургской консерватории наметилась новая тенденция в изучении старообрядческих традиции, которые стали рассматриваться как самостоятельный этап в истории древнерусского певческого искусства. Так, исследования А. Н. Кручининой, О. П. Быковой, Е. В. Плетневой направлены на изучение поморского аспекта в истории бытования древнерусских памятников.24 На кафедре музыкальной этнографии и древнерусского певческого искусства с 1997 г. автором настоящей диссертации читается курс по истории певческого искусства старообрядцев. Накопленный материал и опыт используется не только в научных исследованиях, но и внедряется в исполнительскую практику. старообрядческой традиции // Уральский сборник. Вып. 2. История. Культура. Религия. К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. Екатеринбург, 1998. С. 81-111.

20 Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества: Учебное пособие. Екатеринбург, 1999.

21 Денисова Н. Е. Певческие азбуки старообрядцев Урала XVIII-XX вв. Автореф. дисс. канд. иск. СПб., 1999.

22 Gardner, Johann, v. und Koschmieder, Erwin. Ein Handgeschriebenes Lehrbuch der altrussischen

Neumenschrift. Teil I: Prolegomena und Text. München, 1963, 4°, 330 Ss.; II: Kommentar zum Zeichen-s^stem. München, 1966, 4°, 59 Ss.; III: Kommentar zum Tropensystem München, 1972, 4°, 287 Ss.

И. А. Гарднер. Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998. Быкова О. П. Песнопения чинопоследования Пятидесятницы в поморских старообрядческих котированных рукописях // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 295-309; Кручинина А. Н. Песнопения царевичу Димитрию в русской певческой традиции XVII - начала XIX в. // Культурное наследие средневековой Руси. С. 201-213; Плетнева Е. В. Седмичные песнопения выговских Октаев // Культурное наследие средневековой Руси. С. 283-294.

Всестороннему и целенаправленному изучению поморская певческая традиции подвергается впервые только в настоящей работе.

Объектом нашего исследования являются певческие рукописи XVIII - XIX вв., созданные в Выго-Лексинском старообрядческом общежительстве, в котором возникла и сформировалась самобытная певческая поморская традиция, ставшая основополагающей для большинства старообрядческих беспоповских общин. Основными источниками послужили рукописи, хранящиеся в Библиотеке Российской Академии наук, полное научное описание которых было выполнено и опубликовано нами. 25 В изданный в 2001 г. каталог вошло 210 рукописей, выявленных и атрибутированных нами как выговские. В атрибуциях рукописей мы опирались на имеющийся опыт изучения выговских не певческих рукописей. В качестве дополнительного материала привлечены выговские певческие рукописи, а также рукописи средневекового периода из государственных и частных коллекций.

Собрание поморских певческих рукописей БАН является вполне репрезентативным фондом для изучения локальной рукописно-книжной и певческой традиций, так как включает все типы книг, бытовавших на протяжении всего периода существования Выговского общежительства. Это позволило нам подвергнуть рукописи многостороннему изучению. В связи с тем, что большая часть материала впервые вводится в научный оборот, главным аспектом исследования стал источниковедческий. Свою задачу мы видим в определении, комментировании и введении в культурный контекст фактов и явлений, которые были обнаружены нами в выговских рукописях. Итогом этой работы должно стать воссоздание истории формирования выговской старообрядческой певческой традиции.

В результате источниковедческой и текстологической работы, проведенной нами над рукописными памятниками, было выявлено три основных метода освоения выговцами древнерусского певческого наследия, которые мы обозначили как трансплантация, адаптация и трансформация. Эти методы оказались действенными и по отношению к традиционному богослужебному репертуару, и по отношению к творческим опытам выговцев. Исследование выговских рукописей позволило определить место поморской певческой традиции в русле развития древнерусского певческого искусства.

25 Описание рукописного отдела Библиотеки РАН. Т. 9, вып. 1. Певческие рукописи выголексин-ского письма. XVIII - первая половина XIX в. / Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001.

Поставленная нами задача определила структуру настоящей работы, в которой проблемам истории, традиции и творчества посвящены соответствующие главы. В то же время в каждой из глав обязательно присутствуют все три аспекта, поскольку изучаемый в каждой главе новый материал требует самостоятельного осмысления.

Первая глава посвящена описанию истории становления певческой традиции в Выго-Лексинском общежительстве. Материалом служат нарративные и документальные источники, среди которых имеются сочинения выговских и других старообрядческих авторов, документальные свидетельства очевидцев, официальные государственные документы и т. п. Основным источником являются собственно певческие рукописи выговского происхождения. В 1-й главе раскрываются условия возникновения поморской певческой традиции в Выго-Лексинском монастыре, выявляются имена знатоков знаменного пения, определяется их вклад в формирование традиции, обозначаются связи выговской традиции с традициями других региональных беспоповских центров. Выговские певческие рукописи XVIII в. отражают процесс формирования единой традиции, осуществляемой путем творческого освоения древнерусского музыкального наследия. Об этом свидетельствует большая источниковедческая и текстологическая работа, проводимая выговцами на протяжении полутора веков. Обнаруженные нами черновые материалы, а также единичные памятники, не вошедшие в поморскую традицию, значительно расширяют наши представления о круге интересов выговских знатоков.

Во второй главе изучению подвергаются богослужебные певческие книги, представляющие собой основу поморской традиции. Книги рассматриваются в следующих аспектах: палеографическом, структурном, особенностей формирования, музыкального содержания и функционирования. При этом мы стремились выявить специфику каждой певческой книги с позиций трансплантации, адаптации и развития средневековой певческой традиции. Разные старообрядческие традиции отличаются по выбору музыкальной основы и дополнительных вариантов. В поморской традиции за основу был взят знаменный роспев в песнопениях с раздельноречной фонетической редакцией текста, воспринятый выговцами от периода расцвета древнерусского певческого искусства конца XVI - первой половины XVII в. Этот же период определил круг избранных выговцами певческих стилей и музыкальных интерпретаций.

В исследовании музыкальных особенностей поморских певческих книг мы останавливаемся на главной, на наш взгляд, характерной черте - многораспевно-сти - типичном явлении для позднего средневековья, нашедшем свое закрепление в старообрядческих рукописях. Особенностью многораспевности поморских рукописей является отбор материала, бытовавшего только в рамках репертуара, фиксировавшегося знаменной нотацией. Важнейшей чертой многораспевности можно считать сохранение произведений средневековых авторов, а также роспе-вов, неизвестных нам по древнерусским источникам. Подобно тому, как многие памятники древнерусской литературы дошли до нас единственно в старообрядческих списках, поморские певческие рукописи содержат роспевы, неизвестные по средневековым рукописям.

Немаловажным для нас является определение типов певческих книг и свойственной каждому из них многораспевности. В поморских рукописях вариантность выступает на разных уровнях. К вариантности внешнего порядка относятся графические разночтения между списками, не затрагивающие ритмо-интонационную сторону роспева. К вариантности внутреннего порядка относятся разночтения, изменяющие роспев на разных структурных уровнях: знак, формула, текст. Соотношения между списками одного текста определяются количеством и качеством разночтений. Тексты могут соотноситься как варианты, редакции и самостоятельные произведения. Самостоятельные произведения могут сосуществовать в одном певческом стиле или принадлежать к разным: знаменному, малому, среднему, путевому, демественному.

В поморских богослужебных рукописях не обнаружено роспевов, связанных с фиксацией демественной, путевой и нотолинейной нотацией. Нет и роспевов, вошедших в церковно-певческий репертуар в последней трети XVII в., например: греческого, болгарского, опекаловского и др. Все это свидетельствует об избирательном отношении старообрядцев как к средневековой, так и к современной им традиции.

После завершения рассмотрения письменной фиксации богослужебного материала, мы обращаемся к выявлению способа функционирования его в практике старообрядцев. Определяющей специфику функционирования певческого материала на Выгу оказывается особая структура праздничного года. На Выгу сформировалась своя иерархия церковных праздников, не противоречащая общецерковной, но подчеркивающая особую значимость для выговцев некоторых праздников. Вокруг избранного круга праздничных дней складывалась и общинная жизнь выговцев.

Третья глава раскрывает специфику музыкального творчества Выговской обители. Поскольку в поморских рукописях не встречается ремарок, указывающих на авторство кого-либо из выговцев или местную монастырскую (выгов-скую) традицию, то единственным путем выявления круга выговских певческих памятников остается сопоставление неординарных явлений и фактов, имеющихся в отдельных выговских списках с фондами традиционного певческого репертуара и современной им эпохи. В итоге были выявлены выговские сочинения, которые обнаруживают разные уровни внедрения выговских мастеров в русскую музыкально-литургическую традицию. От творческого переосмысления единичных гимнографических текстов - к сочинениям церковных служб, от создания оригинального репертуара покаянных и духовных стихов - до сочинения собственных музыкально-поэтических текстов в этих жанрах. Основным приемом выговского творчества являлся древнейший прием пения на подобен, независимо от жанра и даже стиля произведения. Образцом мог стать и литургический текст, и бытовавшие в конце XVII - XIX вв. канты и псальмы. Меньшая часть выговских рукописных памятников сохранилась лишь как свидетельство единичных опытов, основная же часть вошла в выговский Обиход и распространилась в других регионах.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Главным выводом является подтверждение гипотезы о самостоятельном значении поморской певческой культуры, возникшей и сформировавшейся в Выго-Лексинском старообрядческом монастыре. Благодаря укоренившейся системе певческого дела на Выгу мы можем определить место поморской певческой традиции в ряду подлинных феноменов русской музыкальной культуры Нового времени. При этом на Выгу находились в постоянном взаимодействии теория, письменная практика и живое литургическое действо, которые обогащали друг друга в период расцвета и удерживали традицию еще долгие годы после разорения монастыря. Это явление культуры было с одной стороны жестко детерминированным, а с другой - живым, восприимчивым как к опыту средневековья, так и к реалиям своего времени. В этом смысле типологическая универсальность Выго-Лексинского общежительст-ва предоставляет уникальную возможность изучать через артефакты старообрядческого поморского пения не определенные ранее явления древнерусского певческого искусства.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Рукописное наследие выговских мастеропевцев"

Заключение

В диссертационном исследовании нами впервые была представлена певческая традиция крупнейшего беспоповского духовного центра - Выго-Лексинского старообрядческого общежительства.

Впервые нами была комплексно изучена локальная монастырская певческая традиция. Три основных ракурса - история, традиция и творчество - позволили объемно рассмотреть многие аспекты монастырской певческой культуры. В них нашла свое подтверждение гипотеза о высоком профессионализме выговских мастеропевцев, которые и в условиях западной культурной ориентации, господствовавшей в Российской империи в XVIII - XIX вв., продолжали творчески мыслить в системе русской средневековой культуры.

В Выго-Лексинском общежительстве, созданном в конце XVII века и просуществовавшем до середины XIX в., были усвоены и творчески преобразованы средневековые каноны певческого дела. По масштабам проведенной на Выгу творческой работы, по объему сохранившегося наследия общежительство сопоставимо с крупным православным монастырем. Поэтому наша работа может стать методологической основой для изучения музыкальных традиций таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Соловецкий и другие, являвшиеся певческими центрами Древней Руси, богатейшее рукописное наследие которых сохранилось до наших дней.466

466 Изучение монастырской культуры Древней Руси является одной из актуальных и активно разрабатывающихся проблем отечественными гуманитарными науками, в числе которых и музыкальная медиевистика. Кроме вышедшего в 2000 г. специального сборника статей: Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря // СПб., 2000, отмечу лишь некоторые работы последних лет: Пожидаева Г. А. О монастырском песнотворчес^тве ХУ1-ХУП вв. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб., 1998. Вып. 3. С. 76-92; Кручинина А. Н. Певческая традиция Соловецкого монастыря // Рябининские чтения-95: Междунар. Конф. По проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера: Сб. докл. Петрозаводск, 1997 С. 152-156; Кручинина А. Н. Песнопения в честь перподобного Кирилла в рукописной традиции Кирилло-Белозерского монастыря// Петербургский музыкальный архив. СПб., 1997. Вып. 1. С. 60-67; Гусейнова 3 М. «А сие в Кирилове монастыре поют.» // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24^2; Зверева С. Г. Мастера пения Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей XVI - первой половины XVII в. // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского Севера. М„ 1989. С. 340-350.

Основным источником изучения поморской певческой традиции послужили котированные рукописные книги, создававшиеся на протяжении всего периода существования общежительства (XVIII - первая половина XIX вв.). Привлеченный к анализу материал был подвергнут нами многоаспектному исследованию как с внешней стороны, так и со стороны содержания.

Палеографическое исследование поморских певческих рукописей позволило нам определить основные характеристики почерков и орнаментального декора, а также установить взаимосвязь между содержанием книг и их структурным оформлением. Проанализировав совокупные палеографические особенности вы-говских рукописного наследия, нам удалось выявить древнерусские рукописи, которые были подвергнуты реставрации и опомечиванию. Указанные обработки рукописного материала проводились выговцами, как мы установили, с целью его прямого использования в богослужебной практике. Наблюдения над материалом привели нас к выводу, что так называемые «поздние» киноварные пометы в средневековых раздельноречных рукописях были проставлены преимущественно на Выгу и связаны с периодом становления собственной выговской традиции.

Созданию певческих книг в Выго-Лексинском общежительстве уделялось особое внимание: именно в них ярче всего проявился оригинальный поморский художественный стиль, который послужил образцом для подражания в книжной продукции большинства других старообрядческих беспоповских рукописно-книжных центров.

Как нам удалось установить, на Выгу на протяжении XVIII в. сформировались основные типы всех богослужебных певческих книг, ориентированные на беспоповскую практику богослужения, сложившуюся в общежительстве. Об устойчивости и значении певческой традиции Выга для всего беспоповства свидетельствует необычайная широта распространения поморских певческих книг: ими и по сей день пользуются в большинстве беспоповских общин в разных регионах страны и за ее пределами.

Наибольшее внимание в нашей работе было уделено содержанию рукописей. Изучение данного аспекта позволило придти к выводу, что работа выговских книгописцев велась в нескольких направлениях. Два главных направления мы могли бы определить как источниковедческое и текстологическое. Под источниковедческой деятельностью выговских мастеропевцев мы подразумеваем целенаправленный поиск и собирание древнерусских крюковых рукописей, копирование и составление сборников выписок из отдельных книг. Текстологическая работа выговцев включала сопоставление списков и вариантов, исправление и дополнения «неисправных» текстов. Результатом этой специфической деятельности явилось появление устойчивого певческого репертуара и сформировавшиеся тогда же основные типы певческих книг. Аналогичные процессы, как показано в исследованиях В. Г. Дружинина, Н. В. Понырко, Н. С. Гурьяновой, Е. М. Юхименко и др. ученых, наблюдались в историографии и литературном творчестве выговских книжников.

Нами были выявлены характерные черты каждой из певческих книг, определены их устойчивые формы, которые закрепились в рукописной практике к концу XVIII в. Эти устойчивые формы были названы нами «типовыми». Было установлено, что понятие «типовых» книг может быть распространено не только на богослужебные книги - Ирмологии, Октоихи, Триоди, Обиходы, Стихирари и Праздники, но и на музыкально-теоретические руководства — поморские певческие Азбуки, а также на Сборники духовных стихов. Этот факт свидетельствует о том, что музыкальная культуры Выга представляла собой развитую систему, внутри которой функционировали все традиционные для монастыря виды музыкальных «занятий»: богослужебное и внебогослужебное пение, переписывание и составление книг, обучение певческой грамоте и сочинение новых произведений.

Особое внимание в диссертации было уделено изучению богослужебных певческих книг, поскольку они занимают особое место в выговской рукописно-книжной традиции и являются преобладающими среди нотированных книг. Для иночествующих старообрядцев главным трудом и подвигом, ради которого они удалились в пустыню, было ежедневное богослужение. Оно требовало, кроме прочего, наличия книг, содержащих весь певческий богослужебный круг. Практическая направленность певческих богослужебных книг позволила нам провести наблюдения над процессами формирования и становления каждой из книг и певческой традиции в целом. В основе поморских певческих книг лежат соответствующие им древнерусские книги: Ирмологий, Октоих, Триодь, Праздники, Стихирарь и Обиход. Путем сопоставления древнерусских и поморских книг мы обнаружили, что в основе старообрядческих рукописей лежали книги, созданные в первой половине и преимущественно в середине XVII века. К этому периоду, как известно, окончательно сформировались все типы певческих книг средневековой традиции. В репертуар государевых, патриарших, монастырских и приходских хоров входили лучшие достижения певческого искусства, выкристаллизовавшиеся в процессе многовекового развития православного церковного пения. Таким образом, выговцами была воспринята средневековая певческая традиция периода ее наивысшего расцвета.

Многочисленные старообрядческие рукописные собрания и коллекции, хранящиеся ныне в государственных архивах и библиотеках, а также отдельные средневековые рукописи со следами выговской правки и реставрации свидетельствуют о том, что в распоряжении выговцев находились истинные богатства древнерусского пения.

При сопоставлении памятников выговской традиции с аналогичными памятниками средневековой традиции, отчетливо проявились три основных метода освоения выговцами древнерусского певческого наследия. Первый метод заключался в трансплантации форм различного уровня из одной традиции в другую. Второй включал в себя адаптацию старых форм к новым условиям бытования. Третий заключался в развитии и трансформации старых форм. Действие этих трех методов можно наблюдать в освоении типов книг (структуры и содержания), в выборе роспевов (стилей и вариантов), в функционировании певческого материала в богослужебном обряде.

Так, для Ирмология и Октоиха преобладающим оказался метод трансплантации материала, что проявилось как на уровне структуры книг, так и на уровне музыкального материала. Свойственные этим книгам в средневековый период жесткая регламентированность структуры и устойчивость осмогласных песнопений, являвшихся необходимым минимумом для отправления ежедневного богослужения, предопределили стремление в.^говцев к более точному воспроизведению материала в собственной практике. Важной оказалась и древняя традиция первоначального обучения знаменному пению по этим книгам. Адаптации подверглись музыкальные тексты, путем проставления «мезенцевских» киноварных помет. Этим же характеристикам отвечает книга Триодь, в которой оказались сохраненными древние чины, утраченные в пореформенной практике господствующей церкви.

В Праздниках оказались трансплантированными структура и состав песнопений, а адаптированными - музыкальные тексты. Однако в поморской традиции книга Праздники получила и свое развитие, которое заключалось в насыщении вариантами роспевов песнопений праздничных служб.

Обиход и Стихирарь более других книг подверглись трансформации, поскольку именно в этих книгах отразились особенности выговского богослужения: в Обиходе - суточного круга богослужения, в Стихираре — избранного круга ме-сяцесловных памятей. В Обиходе существенно возросла роль многораспевности, которая, компенсируя отсутствие песнопений евхаристического канона, наполняла и разнообразила звучание молитвословий. Однако, главной функцией многораспевности, как удалось установить благодаря сохранившемуся Уставу Выго-Лексинского монастыря, было отражение иерархических взаимоотношений служб в системе праздничных годовых циклов по лунному и солнечному календарям. Выбор того или иного роспева вседневных и праздничных песнопений был обусловлен иерархией церковных праздников, принятой в Выго-Лексинском обще-жительстве. Таким образом музыкальному оформлению отводилась особая роль в драматургической выстроенности всего богослужебного действа. Для воплощения этой идеи выговским знатокам пришлось провести большую работу по отбору материала.

Путем сопоставления известных в науке средневековых списков авторских роспевов с анонимными выговскими списками тех же песнопений, нами были выявлены произведения Федора Крестьянина и его сына Федора, Исайи Лукошко и Кирилла Гомулина. Из средневековых певческих стилей выговцами были избраны: знаменный, большой, малый, демественный и путевой. При этом репертуар демества и пути был ограничен традицией фиксации роспевов в знаменной нотации. Выговцами были усвоены также отдельные роспевы местных и монастырских традиций: Соловецкой, Кирилло-Белозерской, Тихвинской и Новгородской. Не воспринятыми оказались роспевы, вошедшие в певческую практику господ- .5 ствующей Церкви после книжной справы, такие, как греческий, болгарский, опе-каловский и др., что было обусловлено, по всей видимости, сопряжением этих роспевов с новоистинноречной редакцией текстов. Обилие «ин роспевов» и «ин переводов» в поморских певческих рукописях еще ждет дифференцированного изучения, которое позволит атрибутировать роспевы конкретных стилей, а возможно и расширить очерченный нами круг.

Избирательное, но последовательное отношение к средневековому певческому фонду привело выговцев к новым формам творчества: богослужебным и небогослужебным. Нами были выявлены в рукописях и атрибутированы образцы выговского гимнографического творчества, начиная с опытов освоения метрической системы Мелетиея Смотрицкого, и кончая созданием полных литургических циклов в честь старообрядческих деятелей, почитавшихся святыми.

Особое внимание в нашей работе было уделено жанру духовных стихов, получившему на Выгу самобытное воплощение. Нами был определен главный принцип создания выговцами большинства оригинальных текстов, которым является традиционный прием средневекового гимнографического творчества - создание новых текстов по образцу, «на подобен». Этот прием был обнаружен нами благодаря выявлению гимнографических источников выговских стихов. В результате этой работы стало очевидным, что каждый из выговских стихов, написанный в гимнографической традиции, в той или иной степени опирается на конкретный литургический образец. Этот принцип распространяется и на песнопения служб старообрядческим святым.

Виршевые стихи, создававшиеся на протяжении всего периода существования общежительства, отмечены оригинальностью литературного текста, однако их напевы в большинстве не самостоятельны и связаны с пением широко бытовавших на Выгу праздничных псальм и кантов. В этом проявилось взаимодействие старообрядческого творчества с поэтическими и музыкальными формами Нового времени.

Внебогослужебное пение в Выго-Лексинском общежительстве было ориентировано на монастырскую традицию пения покаянных стихов. В создании собственного репертуара стихов выговцы провели работу, аналогичную работе с литургическим репертуаром. Поэтому три приема - трансплантация, адаптация и развитие - также явились ведущими в освоении выговцами внебогослужебного пения. Важно отметить, что в этом жанре выговцами осваивалась как средневековая, так и современная традиции. Так, из древнерусской традиции был перенесен осмогласный корпус покаянных стихов. Из повсеместно звучавших кантов и псальм выговцами были избраны некоторые праздничные псальмы, панегирические и духовные канты, а также стихи русских поэтов - Димитрия Ростовского, Стефана Яворского, Михаила Ломоносова и др. Каждый из стилистических пластов был адаптирован выговцами, причем в покаянных стихах адаптировался письменный текст, подобно литургическим жанрам, а напевы кантов и псальм были переведены из устной формы бытования в письменную.

Развитие традиций внебогослужебного пения осуществлялось выговцами по двум направлениям. Первое направление - это пополнение корпуса стихов пу

203 тем переосмысления литургических текстов, создание новых роспевов к литургическим текстам с их отрывом от богослужебного контекста и, наконец, сочинение собственных стихов. Второе направление шло по пути объединения текстов в оригинальные тематические подборки. Эта идея наиболее полно воплотилась в создании «типового» выговского Сборника покаянных стихов.

Изучение котированных рукописей выголексинского письма, а также историографических и литературных произведений выговской школы, документов, дневников и других свидетельств очевидцев позволило нам составить картину становления певческого дела на Выгу. Нами были выявлены имена главных знатоков, определен их вклад в формирование поморской традиции. Были отмечены также уникальные подчас явления, несвойственные общей традиции, свидетельствующие о широте познаний и высоком профессионализме выговских мастеро-певцев. Среди них следует выделить образцы многоголосия, фиксация нотоли-нейных текстов, запись традиционно устных форм речитативного произнесения гомилетических текстов и т. п.

Большинство изученных материалов введены нами в научный оборот впервые. Это обусловило источниковедческую направленность нашей работы, являющуюся, по сути, первым этапом осмысления всего музыкального наследия Выго-Лексинского старообрядческого монастыря. Поэтому некоторые проблемы и гипотезы, возникавшие во время работы с новыми материалами, требуют дальнейшего и более глубокого изучения и осмысления. Тем не менее, широкий круг памятников и исторических свидетельств, представленных в работе, способствует созданию целостной картины нового явления для музыкальной медиевистики и истории русской музыки в целом.

Список использованных рукописей

Библиотека РАН

Основное собрание 25.1.13; 25.1.16; 25.7.1; 25.7.12; 25.7.8; 30.2.38; 32.16.18; 33.13.16; 33.15.181

Архангельского Древлехранилища собр. 318 Архангельское певческое собр. 32; 51

Вятское собр. 1; 9; 11; 18; 19; 68; 178; 208; 243; 245; 260; 292; 365; 381; 418; 419; 422;423; 424; 425; 447 Двинское собр. 21; 40

Дружинина собр. 9 (21); 25; 42 (63); 44 (66); 45 (67); 46 (68); 63 - 65; 199 (239); 200 (241); 268 (315); 273 (319); 294 (340); 295 (341); 319 (363); 322; 328; 331 (376); 435 (463); 442 (470); 455; 456 (485); 461 (490); 496 (527); 498 (529); 501; 516 (547); 534 (565); 561 (592); 641 (681); 643 (683); 656 (698); 725 (768); 736 (779); 748 (792); 767 (811); 787 (832); 827; 836 (886); 839 (889); 850 (901); 855 (905); 867 (917); 871 (921); 901 (956); 946 (а); 946 (б); 946 (в); 952; 955 (484); 1114; 1117 Епифанова собр. 2; 10; 15; 17; 18; 20; 27; 28 Казачье собр. 16; 17

Каликина собр. 8; 13; 20; 23; 25; 26; 33;128; 129; 135; 177; 178; 179

Каргопольское собр. 92; 93; 96; 102; 118; 185; 189; 192; 214; 384; 398

Колобова собр. 697;698;703; 719;723;754

Кубенское собр. 2; 3; 5; 23

Лукьянова собр. 64; 189; 196

Мордвинова собр. 46

Неманское собр. 60; 92

Никольского собр. 38

П.I.A.66

Плюшкина собр. 39; 151; 152 Поморское собр. 2; 4; 5; 8; 9; 19; 20; 22; 24; 45 Романченко собр. 19 Строганова собр. 40; 43; 44

Текущих поступлений собр. 65; 152/IV; 273; 274; 280; 282; 284; 289; 290; 291; 292; 296; 297; 298; 299; 303; 304; 305; 309;310; 312; 311; 313; 321; 323;339; 668; 669;

670; 671; 735; 1230; 1253 (В.-Волжск. 17); 1259 (В.-Волжск. 23); 1285 (В.-Волжск. 30); 1286

Успенского собр. 6 Устюжское собр. 70 Целепи собр. 9

Чуванова собр. 15; 18; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 33; 35; 38; 40; 41; 42; 51; 55; 57; 58; 60; 63; 68; 75; 83; 106; 108; 149; 156; 161; 164; 168; 192; 193; 195; 199; 212; 224; 226;348; 383; 399; 402

Государственный исторический музей:

Барсова собр. 1366

Синодальное певческое собр. 123, 382; 402 Уварова собр. 16; 17 Щукина собр. 58

Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН:

Верхне-Печорское собр. 60 Заволоко колл. 419 ИМЛИ собр. 40(1) Карельское собр. 208; 511; 523 Латгальское собр. 5; 22; 49; 261 Лукьянова колл. 13; 34 Перетца колл. 510; 513 Пинежское собр. 24 Причудское собр. 33 Северо-Двинское собр. 373

Усть-Цилемское собр. 41; 75; 80; 103; 104; 110; 111; 117; 246; 404 Усть-Цилемское новое собр. 216; 369 Шклярова колл. 1

Российская государственная библиотека:

Ф. 379. №5; №55; №63-66 Ф. 199. № 191/194; Ф. 17. № 145

Российская национальная библиотека:

Кирилло-Белозерское собр. 586/843

Соловецкое собр. 690/751; 690/761

Софийское собр. 492

Титова собр. 4455

О.ХУП.51

О.ХП.1

0.1.439

0.1.312

0.1.186

Российский государственный исторический архив:

Ф. 1119. Оп. 1.Д. 21. Л. 2; Ф. 834. Оп. 1. № 841

Российский государственный архив древних актов:

Ф. 381. №317; №318

СПб государственная консерватория:

Певческое собр. 6; 22

 

Список научной литературыПанченко, Флорентина Викторовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Публ. и прим. С. В. Смоленского. Казань, 1888. С. 37.

2. Барсов Е. В. Андрей Денисов Вторушин, как выгорецкий проповедник // Труды Киевской духовной Академии. Киев, 1867. Т. 1. С. 243-263; Т. 2. С. 81-95.

3. Барсов Е. В. Иван Филиппов, выговский наставник и настоятель // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 г. Петрозаводск, 1867. С. 54-100.

4. Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874.

5. Барсов Е. В. Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII в. // Труды Киевской духовной Академии. Киев, 1866. № 2. С. 174— 230; № 6. С. 168-230; № 7. С. 285-304; № 12. С. 570-588.

6. Барсов Е. В. Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868-1869 г. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 85-116.

7. Барсов Е. В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII XVIII вв. М„ 1890.

8. Бернштам Т. А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: Духовные факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб., 1995. С. 208-317.

9. Бессонов П. А. Калики перехожие: Сб. стихов и исслед. М., 1864. Вып. 6.

10. А.Богомолова Л. М. Историография изучения устной традиции в культовом певческом искусстве // Из истории музыкальной жизни России (XVIII-XIX вв.). М., 1990. С. 97-107.

11. Богомолова Л. М. К стилистике современной старообрядческой певческой культуры: письменные и устные традиции // Из истории музыкальной жизни России (XIX-XX вв.). М., 1992. С. 23^9.

12. Богомолова Л. М. Коллекция фонограмм старообрядческих песнопений Московской консерватории // Музыкальная культура средневековья. Вып.2. М.1992.С. 194-210.

13. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. JL, 1972.

14. Бражников М. В. Неизвестные произведения певца и распевщика XVI в. Федора Крестьянина//ТОДРЛ. Л., 1958. Т. 14. С. 605-607.

15. Бражников М. В. Русские певческие рукописи и русская палеография // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. VII. С. 429^54.

16. Бударагин В.П. Биография петербургского купца Ф. К. Долгого в старообрядческом синодике конца ХУШ начала XIX веков // Ш МЕМОШАМ. Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 321-325.

17. Бурилина Е. В. Взаимодействие слова и напева в древнерусской рукописной традиции XII -XVII вв. / Дисс. . канд. иск. Л., 1984.

18. Бывшаго безпоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888.

19. Быкова О. П. Песнопения чинопоследования Пятидесятницы в поморских старообрядческих нотированных рукописях // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 295-309.

20. Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО. 1987. М„ 1988. С. 131-137.

21. Василик М. В. Стихирарь "Дьячье око": особенности месяцеслова и жанрового состава // Музыкальное наследие России: истоки и традиции. Спб., 2001. С. 55-79.

22. Винокурова Э. П. К вопросу о генезисе поморского орнамента // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 259-289.

23. Винокурова Э. П. К вопросу о дониконовской ориентации старообрядцев в изобразительном искусстве // Традиционная духовная и материальная культура старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Сб. н. тр. Новосибирск, 1992. С. 64-73.

24. Винокурова Э. П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни (состояние вопроса) // Старообрядчество в России XVII XVIII вв. М„ 1994. С. 159-162.

25. Владышевская Т. Ф. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения / IX международный съезд славистов (Киев, 1983). Доклады. М., 1983.

26. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского искусства// Музыкальная фольклористика. Вып.2 . М., 1978. С.315-335.

27. Владышевская Т. Ф. О старообрядческих певцах Поморья // Семиотика культуры. Архангельск, 1988. С. 93-96.

28. Владышевская Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства// Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1975. С. 40-61.

29. Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII—начала XIX века: Введение в изучение. СПб., 1996.

30. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Тезисы докладов международной научной конференции (13-17 сентября 1994 года). Петрозаводск, 1994.41 .Голубцов А. П. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899.

31. АЪТурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII века. Новосибирск, 1996.

32. АА.Гусейнова 3. М. «А сие в Кирилове монастыре поют.» // Петербургский музыкальный архив. СПб., 1998. Вып. 2. С. 24—42.

33. Гусейнова 3. М. "Извещение" Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.46Гусейнова 3. М. Ирмологий (котированный). Учебное пособие. СПб., 1999.

34. Гусейнова 3. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (На примере рукописи Соловецкого собрания, № 690/751) // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191203.

35. Дедовский синодик 1803 г. / Изд. ОЛДП. СПб., 1877. Т. XIII.

36. Денисов Н. Г. Служба старообрядческому святому епископу Павлу Коломенскому // Музыкальная культура средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 3339).

37. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по "напевке", вопросы интерпертации / Автореф. дисс. канд. иск. М., 1996.

38. Денисова Н. Е. Певческие азбуки старообрядцев Урала ХУШ-ХХ вв. Автореф. дисс. . канд. иск. СПб., 1999.

39. Дружинин В. Г. Несколько автографов писателей-старообрядцев / Изд. ОЛДП. Вып. 134. Пг, 1915.

40. Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. Спб., 1911.

41. Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII начала XX веков / Сост. М. П. Рахманова, М. М. Красилин. М., 1996.

42. Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М„ 1960. С. 287-288.

43. Заволоко И. Н. Андрей Дионисьевич Мышецкий (1674-1730): К 240-летию со дня смерти // Старообрядческий поморский календарь на 1970 г. Рига, 1969. С. 6-15.

44. Захарьина Н. Б. Песнопения- осмогласники в древнерусских нотированных рукописях // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. С. 26-38.

45. Зверева С. Г. Музыкальные черновики хора государевых певчих дьяков начала XVII века // ПКНО: 1991. М., 1997. С. 102-106.

46. И. Гарднер. Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998.

47. Исторический словарь и каталог или библиотека староверческой церкви / Сост. П. О. Любопытного. Изд. Н. Н. Попова. М., 1866.

48. Казанцева М. Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры. 600-летию памяти святителя Стефана Пермского. Пермь, 1998. Т. 2. С. 247-266.

49. Казанцева М. Г. Духовные стихи Вятского края (по рукописным и устным источникам) // Из истории духовной музыки. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1992. С. 87-94.

50. Казанцева М. Г. О певческих традициях старообрядческих согласий Урала (на материале певческих рукописей УрГУ) // Тезисы докладов «Духовная культура Урала» (археографическое изучение культуры) 3-5 февряля 1987. Свердловск, 1987. С. 96-97.

51. Казанцева М. Г. Об изучении музыкальной культуры старообрядцев на Урале// Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988.С. 98-102.

52. Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества: Учебное пособие. Екатеринбург. 1999.

53. Ы.Калиниченко Н. Н. Применение библиографических данных при изучении многораспевности // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика. М., 1994. С . 210-221.

54. Каталог или библиотека староверческой церкви, собранный тщанием П. Любопытного.// ЧОИДР. Ч. 1. М., 1863.

55. Кручинина А. Н. Песнопения в честь перподобного Кирилла в рукописной традиции Кирилло-Белозерского монастыря// Петербургский музыкальный архив. СПб., 1997. Вып. 1. С. 60-67.

56. Кручинина А. Н. Песнопения царевичу Димитрию в русской певческой традиции XVII начала XIX в. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 201— 213.

57. Культура староверов Выга. К 300-летию Выговского старообрядческого общежительства / Каталог выставки. Петрозаводск, 1994.

58. Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999.

59. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII в. в ее связях с литературой, театром и бытом: исследования и материалы. М., 1952. Т. 1; М., 1953. Т. 2.

60. Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 17-23.9%Любопытный П. Исторический словарь Староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. Ч. 1.

61. Малышев В. И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX начале XX вв. (К вопросу об изучении техники и быта поморского книгописания) // Известия Карело-финской научно-исследовательской базы АН СССР. Петрозаводск, 1949. № 1. С. 73-84.

62. ЮО.Машшев В. И. Отчет об археографической командировке на Печеру 1958 г. // ТОДРЛ. Л., 1960. Т. 16. С. 513-521.

63. Малышев В. И. Пижемская рукописная старина (Отчет о командировке 1955 года)//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 461^193.

64. Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники ХУ1-ХХ вв. Сыктывкар, 1960.

65. Малышев В. И. Усть-цилемский книгописец и писатель XIX в. И. С. Мян-дин // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 323 -337.

66. Маркелов Г. В. Дегутский летописец // Древлехранилище Пушкинского Дома: Материалы и исследования. Л., 1990. С. 166-248.105Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О литургическом творчестве выговцев ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 220-228.

67. Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, федосеевцев Преображенского кладбища и поморской монинского согласия, собранные Н. Поповым. М., 1870.

68. Мелетш Смотрицъкий. Граматика / Шдготовка факсимшьного видання та дослщження пам'ятки В. В. Шмчука. Кшв.1979. (Пам'ятки украшьско1 мо-ви XVII ст.). Фототипическое воспроизведение издания 1619 г.

69. Морохова Л. Ф. Логгин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV-XVI в.) Ч. 2. С. 71-72.

70. МороховаЛ. Ф. Лонгин//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С.125-126.

71. НО.Морохова Л. Ф. Ремарки об авторстве Лонгина в тетради Варфоломея // Древнерусская певческая культура и книжность. Сб. науч. тр. Л. 1990. С. 62-68.

72. Музыкальная эстетика России XI XVIII веков / Сост. А. И. Рогов. М., 1973.

73. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни / ГИМ. Каталог выставки. Москва, 1994.

74. Островский Д. Н. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола. Петрозаводск, 1914.-;

75. Панченко Ф. В. Премудрости выговских мастеропевцев (Рукопись из собрания Ф. А. Каликина) // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря. СПб., 2000. С. 205-224.

76. Певческие рукописи Библиотеки РАН. Каталог выставки / Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 1994.130Леретц В. Н. Историко-литературные исследования и материалы. Т.1. Из истории русской песни. СПб., 1900.

77. Ъ \ Летрова Л. А. Духовные стихи в Усть-Цилемской рукописной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. научн. тр. Сыктывкар, 1989. С. 86-101.

78. Петрова Л. А. Стихотворство позднего Выга. // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Сб. н. тр. Новосибирск, 1992. С. 113-120.

79. ЪЪ.Петрова Л. А. Сюжетный цикл стихов о Варлааме и Иоасафе // Материалы и сообщения по фондам отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии наук. 1990. СПб., 1994. С. 141-160.

80. Плетнева Е. В. Седмичные песнопения выговских Октаев // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 283-294.

81. Плигузов А. И. Авторские сборники основателей Выговской пустыни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С.103-112.

82. Плигузов А. И. К изучению орнаментики ранних рукописей Выга // Рукописная традиция ХУ1-Х1Х вв. на Востоке России. Новосибирск, 1983. С. 82-101.

83. Пожидаева Г. А. Демественное пение // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сборник 6. Ч. 2. С. 450-453.

84. Пожидаева Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV-XIX веков. Дис. . канд. искусств. Л., 1982. Приложение 1.

85. Пожидаева Г. А. О монастырском песнотворческтве ХУ1-ХУП вв. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. СПб.,1998. Вып. 3. С. 76-92.

86. Пожидаева Г. А. Пространные распевы Древней Руси Х1-ХУШ вв. М.,1999.14!;Полный церковнославянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) / Сост. Гр. Дьяченко. М., 1899.

87. Поморские ответы. М. 1911.

88. ХАЪ.Понырко Н. В. Выговская литературная школа в первой половине XVIII столетия. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1979.

89. Понырко Н. В. Выговское силлабическое стихотворство // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 274-290.

90. Понырко П. В. Эстетические позиции писателей выговской литературной школы // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 104-112.

91. ЫЬ.Понырко Н.В. Учебники риторики на Выгу. ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С.154-162.

92. Пособие по изучению церковного знаменного пения / Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992.

93. Пыпин А. Н. Старообрядческий синодик / ПДП. СПб., 1883. Вып. 44.

94. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1867.

95. Рамазанова Н. В. "Русскаго светилника, Филиппа премудраго, восхвалим" (Служба святому в источниках ХУИ-ХУШ вв.) // Рукописные памятники: Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-48.

96. Рамазанова Н. В. Кондак в древнерусской рукописной традиции Х1-ХУИ вв. (Из истории жанра) // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. С. 12-25.

97. Рамазанова Н. В. Тропарь и кондак на перенесение честных мощей князю Михаилу Черниговскому, ".творение Ивана, богомудраго царя, самодержца российскаго" (К проблеме атрибуции) // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С.107-116.

98. Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов ХУ-ХУИ веков. Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина Л., 1988.

99. Раскольничьи дела 18 столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Изд. Д. В. Ко-жанчикова. СПб., 1861.

100. Ратькова А. М. Развитие самостоятельной творческой мысли русских роспевщиков в древнерусском богослужебном пении ХП-ХУН в. // Древнерусская книжность: Резюме докладов на конференции молодых специалистов. Июнь 1975 г. ИРЛИ АН СССР. Л., 1975. С. 27-29.

101. Рахманова М. П. Проблемы русского канта // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки. Л., 1984. С. 15-31.

102. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903.

103. Рождественский Т. С. Памятники старообрядческой поэзии // Зап. Московского археологического института. М., 1910. Т. VI.

104. Розов К Н. Об особенностях художественного оформления литургических и певческих рукописных книг // ТОДРЛ. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л., 1985. Т. XXXVIII. С. 424433.

105. Русская силлабическая поэзия ХУН-ХУШ вв. / Вступ. статья, подг. текстов и примеч. А. М. Панченко. Л., 1970.

106. Сведение о находящихся Олонецкой губернии в Повенецком уезде раскольничьих скитах, пустынях и моленных, собранные во исполнение словесного приказания господина олонецкого гражданского губернатора И. Бакуревичем // ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Смесь. С. 33 45.

107. Сеидова Т. 3. (Сквирская ) Плач Богородицы в древнерусском певческом искусстве // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. М., 1994. С. 151-162.

108. Серегина Н. С. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО. 1985. М., 1987. С. 148-164;

109. Серегина Н. С. Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. "Стихирарь месячный". СПб., 1994.

110. Серегина Н. С. Покаянный стих "Плач Адама о рае" роспева Кирила Го-мулина // ПКНО. 1983. Л., 1985. С. 258-262.

111. Серегина Н. С. Стихиры митрополиту Петру "творения" Ивана Грозного // Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990. С. 69-80.

112. Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества//ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 338-355.

113. Синодик Колясниковской церкви / Изд. ОЛДП. СПб., 1896. Т. СХ. Вып. 1.

114. Сквирская Т. 3. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях. Автореф. дисс. канд. иск. СПб., 1993.

115. МО.Сквирская Т. 3. Разыскания в области "стихов покаянных" (по рукописным хранилищам Петербурга) (В печати).17{.Смирнов П. С. Выговская беспоповская пустынь в первое время ее существования // Христианское чтеуие. 1910. № 2, 3, 6, 8.

116. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. Спб., 1895.

117. Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909.17 4. Смоле некий С. В. О древне-русских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк / Изд. ОЛДП. СПб., 1901. Т. CXLV.

118. Смоленский С. В. Об указании оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. Киев, 1909.

119. Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского: Описания / Под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1960.

120. Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1887.Т. 5.

121. Сорокин А. О русском безлинейном, в частности хомовом пении // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1876. Вып. 1. С. 162—199.

122. П9.Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество: (по современным Минеям). Париж, 1951.

123. Срезневский В. И. Бегунские стихи // Материалы к истории и изучению русского сектанства и раскола. СПб., 1908. Вып. 1. С. 228-300.181 .Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Кострома, 1888.

124. ХШ.Тутолмша С. Н. Утраченные стихиры на чин христосования: история текста и редакций // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: редактор и текст. СПб., 2000. Вып. 3. С. 329-346.

125. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.

126. Устав. Круг вселетнаго богослужения поморского Выгорецкого монастыря. Саратов, 1913.

127. Федор Крестьянин. Стихиры / Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражнико-ва // Памятники русского музыкального искусства. М., 1974. Вып. 3.

128. Федоренко Е. Г., Шиндин Б. А. Певческая культура старообрядцев. Богослужебное пение // Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 1: Традиционная музыкальная культура Сибири. Кн. 2: Традиционная культура сибирских переселенцев. С. 92-127.

129. Федоренко Т. Г. Богослужебное пение староверов Сибири // Народная культура Сибири. Омск, 1998. С. 26-30.

130. Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика. Автореф. дисс. . канд. иск. Новосибирск, 1995.

131. Фшософова Т. В. Репертуар духовных стихов старообрядцев Русского Севера // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сб. н. тр. Сыктывкар, 1997. С. 31 —44.

132. Фролов С. В. Многороспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII XVIII веков). Л., 1983. С. 12-47.

133. Церковь. Москва, 1911. №43. С. 1025-1032.

134. Чернышева МБ. Музыкальная культура русского населения Верхокамья// Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1982 гг.). М., 1982. С. 127— 150.

135. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2001. Т. 1, 2.

136. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: литература и духовная жизнь / Автореф. дисс. . док. филол. наук. СПб., 1999.

137. Юхименко Е. М. Выговское возрождение конца XVIII начала XIX вв. // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Тезисы докладов международной научной конференции (13-17 сентября 1994 года). Петрозаводск, 1994. С. 108-110.

138. Юхименко Е. М. Дни тезоименитств выговских наставников // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 627-632.

139. Юхименко Е. М. О книжной основе культуры Выга // Мир старообрядчества: Живые традиции. М., 1998. Вып. 4. С. 157-165.

140. Юхименко Е. М. Почитание Зосимы и Савватия Соловецких в Выговской старообрядческой пустыни//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 351-354.

141. Юхименко Е. М. Родственные связи на Выгу в первой половине XVIII в. // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 157-186.

142. БАН. Собр. Текущих поступлений. № 280.

143. Р И »4 ИЛП К< «ЛГ ((К/К-'^Л'1. Л У •4* »• ■ *** Л /г , ■лла (А (им54'си» IА а и в» ^ «'** <чип

144. БАН. Собр. Успенского. № 6. Л. 135 об.-136.

145. Рукопись 2-й четверти XVII в. с киноварными пометами XVIII

146. БАН. Собр. Колобова. № 697. Л. 53 об,- 54 Рукопись 1720-х гг.22*3

147. БАН. Собр. Дружинина. Я" 816 Л 5

148. Рукопись 1-й трети XVIII в. Автограф Трифона Петрогъо1. W , «В ч'if* ¡ftS- ? ; <f

149. I,All. Собр. Каликина. № 8. Л. 184 об,- 185. Рукопись 1-й трети XVIII в. с реставрацией XIX в.г . , ж

150. ПЛР4СГ1ййН14 » С^ЛГ^М-. П4 |ил£гъ. /дд ал *нн.>, Ьлл н /1. Г >•л д гатпь плм,"г*шм пил, л\бг.чнттлнь пал1.; Iй типы и и ггЬЛ—*.£ * ! • ' / , . » . л /'> л* /У1. У' У ' '1. К ЫЛуАгХАЦ £ ГПК/% ЫЫгни ил ль {тплти ытД 5к и