автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Руководство советов культурно-просветительными учреждениями в первые годы советской власти 1917-1920 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Руководство советов культурно-просветительными учреждениями в первые годы советской власти 1917-1920 гг."
КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА
На ппавах рукописи
УДК 947. 084. 2Ц : 342. 55 : 000 (Р478. 5) МУЛЮКОВ ИСКАНДАР МАРАТОВИЧ
РУКОВОДСТВО СОВЕТОВ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
1917-1920 гг.
(По материалам Казанской губернии) Специальность 07. 00. 02 — История СССР
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
КАЗАНЬ - 1990
Работа выполнена в отделе истории Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского научного центра АН СССР.
Научный руководитель —заслуженный деятель науки РСФСР
и ТССР, доктор исторических наук, профессор МУХАРЯМОВ М. К.
Официальные оппоненты—заслуженный деятель науки ТССР,
доктор исторических наук, профессор ЛИТВИН А. Л. кандидат исторических наук, доцент НАСЫРОВ Т. М.
Ведущая организация — Куйбышевский государственный
педагогический институт.
Защита состоится „ « ^лхыф? 1990 г. в часов на заседании специализированного совета К 053. 29. 09 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина.
(420008, г. Казань, ул. Ленина, 18, II корпус, ауд._)
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан . " /с&Л^^У 1990 г.
Ученый секретарь специализированного созета кандидат исторических наук, доцент
К олУ
Е. Г. МАТВЕЕВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. Обновление всех сфер жизни советского общества, включая и духовную, является прямым продолжением Октября, его демократических завоеваний. Строительство нового общества было сложно и многогранно, в нем попеременно чередовались большие достижения, горькие ошибки и печальные заблуждения. Последние, к сожалению, до недавнего времени умалчивались и скрывались от народа. Одной иэ наиболее важных проблем является снятие недоговоренности, односторонности в изучении различных аспектов истории, в том числе и культуры народов СССР. Развитие культуры в целом и культурно-просветительных учреждений в частности было тесно связано, особенно в первые годы пролетарского государства, с Советами рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов.
Актуальность и необходимость исследования обусловлены возрастанием роли Советов на современном этапе, важностью изучения и обобщения опыта их деятельности в первые годы Советской власти.
К сожаления, тогда же власть Советов постепенно трансформировалась во власть одной партии, которая зачастую, декларируя свою приверженность интересам народа, выполняла роль строгого контролера и носителя истины в последней инстанции. Это в свою очередь имело много негативных последствий в развитии культуры народов нашей страны. Не подлежит сомнению, что необходимо пристальное изучение опыта ленинского этапа строительства социализма^ .
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют опыт в области культуры, выработанный человеческой цивилизацией, а также созданное Марксом, Энгельсом и Лениным учение о культурной революции. Культурная революция - это звено в общей цепи борьбы народа за социализм, к которому призывали классики. Основополагапцее учение о пролетарской культуре ^ было разрабо-
1 См.: Красин Ю.А. От кризиса к возрождению. (Социализм на переломном рубеже) // Квинтэссенция. Философский альманах. -М., 1990. - С.280.
2 Под пролетарской культурой Маркс К., Энгельс Ф., также и Ленин В.И. понимали общенародную культуру.
тано К.Марксом и Ф.Энгельсом. В "Немецкой идеологии" они писали, что для порождения коммунистического сознания и построения нового мирт нужно кассовое изменение лодей, которое может быть реализовано только в практическом движении, в революции*. Ленин В.И. проанализировал Марксово учение о культуре и развил учение о социалистической культуре и культурной революции, применительно к условиям российской действительности.
По Ленину, культурная революция - это "целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы".
Методологическое значение имеют ленинские труды, в которых научно обоснованы принципы руководства процессом развития и становления культуры со стороны партии и государства в лице Советов. Особое значение в изучении деятельности Советов по руководству культурно-просветительными учреждениями имеет ленинское положение о том, что в отличие от ¡экономических и политических задач, которые могли быть решены в более короткие сроки, культурная революция была глубоким к длительным процессом.
В.И.Ленин в своих трудах: "Критические заметки по национальному вопросу", "О празе нации на самоопределение" и др. показал свое отношение к нациям и их культуре как объектам, достойным уважения. Культурное наследие народов и их оценка в трудах Ленина В.И. имеет непосредственное отношение к предмету данного исследования. К сожалению, в послеленинский период это важное методологическое положение было незаслуженно предано забвению.
Определенный вклад в ленинское учение о культуре внесли его соратники Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, Л.Д.Троцкий и др.
Состояние научной разработки темы. Изучая опыт работы местных Советов в культурно-просветительной сфере, мы ставим себе цель раскрыть одну из наименее изученных проблем местной истории первых лет Советской власти. В обобщающих трудах М.П.Кима,
1 Маркс К. и Энгельс Ф. - Соч. - Т.З. - С.441.
2 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.45. - С.372.
Л.М.Зак, К.А.Абросенко* и др. прослеживаются основные направления развития культуры на различных этапах строительства социализма в нашей стране, делается попытка периодизации культурной революции, анализируется структура руководеава культурным строительством. В них авторы подвергают анализу состояние культуры того или иного периода. Однако в трудах ряда авторов 50-80-х годов мало или совсем на уделяется внимания негативным явлениям в области культуры, которые начали давать ростки уже на заре Советской власти. Зачастую обойдены вниманием проблемы, стоявшие перед национальными регионами страны. Роль Советов в деятельности культурно-просветительных учреждений практически не нашла своего отражения.
Вопросу ликвидации неграмотности был посвящен ряд объемных и содержательных трудов В.А.Куманёва, Д.Ю.Элькиной^ и др. Большинство авторов исследуют эту проблему начиная с крупномасштабного наступления на безграмотность, с момента создания Чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, оставляя как бы в тени период с 1917 по декабрь 1919 г.
Первой попыткой обобщения истории духовной жизни трудящихся края стала монография коллектива авторов "Культурная революция в Татарии" (1986г.).
1 Абросенко К.П. Рост культуры советского общества. - М.; Советская Россия, 1958; Ким М.П. Коммунистическая партия -организатор культурной революции в СССР. - М.; Госполитиздат, 1955; Его же. 40 лет Советской культуры. - Г.., Политиздат, 1957; Его же. Советская культура, история и современность. -М., Наука, 1983; Его же. Проблемы теории и истории реального социализма. - М., Наука, 1983; Зак Л.М., Лельчук B.C., Погу-дин В.И. Строительство социализма в СССР. Историографический очерк. - М., Мысль, 1971; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., Высшая школа, 1981.
2 Куманёв В.А. Социализм и всенародная грамотность. М., Наука, 1967; Его же. Революция и просвецение касс. М., 1973; Эльки-на Д.Ю. На культурном фронте. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Среди работ, которые рассматривают вопросы становления культуры на местном материале, в положительном плане отличаются труды Гариповой З.Г., Гиээатуллина И.Г., Литвина А.Л., Мухарямова М.К., Насырова Т.М., Нуруллиной P.M., Тутаева М.З., Синициной К.Р. и др. Авторы этих работ показывают основные этапы и исторический путь становления культуры в регионе, анализируют состояние народного образования и культуры в крае. В данных исследованиях широко используются малоизвестные ранее архивные источники. Однако эти исследования обходят стороной деятельность местных Советов Казанской губернии по руководству культурно-просветительными учреждениями, с них не раскрывается процесс взаимодействия Советов с учреждениями культуры. Следует также отметить, что в большинстве этих работ развитие национальных культур рассматривается с точки зрения их отсталости по сравнению с русской культурой. В ряде работ допускается умаление достижений и уровня
Гарипова З.Г. Культурно-просветительная работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.). - Казань, Таткнигоиздат, 19Б5; Гиззатуллин И.Г. Защищая завоевания Октября: Центральная Мусульманская военная коллегия. I9I8-I920. - М., Наука, 197У, Литвин АЛ. Партийно-советская печать в борьбе за организацию разгрома врага на Восточном фронте 1918 - август 1919г. (по материалам Вятской, Казанской, Симбирской и Самарской губерний). - Автореф. ... дисс.канд.ист'.наук. - Казань, 1962; Маркелов И.А. Культура возрожденного народа. - Чебоксары, Чуваш.кн.изд-во, 1969; Мухарямов М.К. Гражданская война в Поволжье I9I8-I920. - Казань, Таткнигоиздат, 1974; Его же. Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии (окт.1917-1920 гг.). - М., Наука, 1969; Насыров Т.М. Большевистская печать Татарии в первые годы Советской власти (19171920 гг.). - Автореф. ... дисс.канд.ист.наук. - Казань, 1962; Его же. Октябрь и печать Татарии (1917-1920гг.). - Казань, 1975; Нуруллина P.M. Становление партийно-советской печати на татарском языке (I9I7-I925). - Казань, Изд-во Казан.ун-та, 1978; Тутаев М.З. Октябрь и просвещение. (Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти). - Казань, Таткнигоиздат, 1975.
интеллектуального развития нерусских народов, игнорируются глубокие истоки и самобытность культур коренных народов края. Это в свою очередь вызвало впоследствии неправильное трактование вопроса об одностороннем сближении народов СССР, без учета при этом необходимости приоритетного развития национальных культур.
Большой интерес представляют работы непосредственных участников строительства социализма. Среди работы А.Бочкоза, С.А.Коричева, И.Победоносцева1 и др. Они ценны тем, что содержат значительный фактический материал. Правда, большая иасть этих работ носит пропагандистский характер, но тем не менее во многих из них присутствует анализ становления национальных нуль-тур.
Наиболее интересными и содержательными трудами, рассматривающими культурно-просветительную работу на общесоюзном материале, на наи взгляд, являются работы М.С.Андреевой, Т.А.Ремизовой ^ и др. В них авторы прослеживают руководство культурно-просветительной работой со стороны партии и Советов, н&чиная с момента становления нового строя, причем наряду с рассмотрением организаторской роли партии прослеживаются и все сложности периода, пути кх преодоления, методы работы партийки« и государственных органов по руководству культурой. Вместе с тем, суще-
1 Бочков А. Три года Советской власти в Казани (хроника событий) 1917 - окт.1920 гг. - Казань, Госиздат, 1921, Коричев С.А. Заметки к вопросу по истории мелких национальностей Поволжья и Приуралья. - Чебоксары, 1924; Победоносцев И.Н. Грамотность населения Татреспублики по переписи 1920 г. // Бюллетень статистического совещания ТАССР. - 1922, Ш 9. - С. 1012.
2 Андреева М.С. КПСС - организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917-1933гг.). - М., Высшая школа, 1963; Ее же. Политико-просветительная работа в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920 гг.).- М., 1937;
Её же. КПСС - организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917-1933 гг.). - М., Высшая школа, 1963; Ремизова Т.А. Нультурно-просветительная работа в 1917-1925 гг. Учебное пособие по курсу "История культурно-просветительной работы". -М., 1968.
ственным недостатком их трудов является идеализация всех мероприятий, проводимых Коммунистической партией, при некотором умалении роли Советов и других политических партий, которые в первые годы Советской власти играли значительную роль в деле просвещения масс, особенно в деревне.
Логика слома старого государственного аппарата предопределили необходимость создания нового, в корне отличающегося от своих предшественников г,о своей структуре и сути, и перед которым во весь рост встал чрезвычайно пестрый комплекс вопросов. Решение этих вопросов было связано с привлечением дореволюционной интеллигенции на сторону новой власти. Политика Ленинской партии по отношению к старым специалистам, формы и методы вовлечения их в социалистическое строительство рассмотрены в трудах С.А.Федюкина, В.А.Куманева* и др.
В.И.Ленин, глубоко проанализировав состояние интеллигенции к моменту победы Октября, неоднократно указывал на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов на сторону народа. Исторические факты доказывают, что немало учителей поставили свои знания на службу народу.
Большинство авторов, занимавшихся проблемой привлечения большевиками старых■специалистов, обходят стороной вопрос о несправедливом притеснении интеллигенции, имевшей иные взгляды ка происходящие события и не принявшей новый строй. В этой связи в новом свете перед нами встает А.М.Горький, который в своих письмах Г.Е.Зиновьеву, Ф.Э.Дзержинскому, Н.И.Бухарину, А.И.Рыкову, И.И.Скворцотзу-Стэпанову довольно резко протестовал против такого положения .
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС открыл новый этап в развитии общественных наук. В монографиях, диссертационных исследованиях и статьях Г.К.Вайды, А.Л.Литвина, А.П.Ненарокова,
1 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. - М., Политиздат, 1983; Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
2 Известия ЦК КПСС. - 198Э. - » I. - С.239-240.
И.Н.Семенихиной, Л.Н.Смолякова, С.А.Федюшна'1' и др. наметается современный подход к изучения исторического опыта.
Отдельную и, на наш взгляд, интересную группу исследовате- . лей составляют так называемые немарксистские историки.
Изучению развития культуры в первые годы Советской власти посвящены работы Ш.Фицпатрик, Х.Роджера, А.Беннигсена, Э.Уимбу-ша, С.Уотсона и др. Ш.Фицпатрик утверждает, что большевистская партия уже в первые годы Советской власти создает свою "бюрократию" и не доверяет ответственных постов в органах управления культурой не членам РКП(б)^. Точка зрения автора может быть оспорена, хотя элементы такого подхода действительно начали заявлять о себе уже тогда, но получили-полный размах позднее. С.Уотсон, еще в 1977 г. писал относительно национально-государственного строительства у волжских татар, которые, по его мнению, "получив номинально автономный статус ..., по сути дела оказались под новой формой преобладания", что в свою очередь привело к постепенному стиранию языка, культуры столь духовно богатого в прошлом народа"^.
Труды немарксистских историков подвергались критике в работах Керимова Д.А., Чехарина Е.М., Фасеева К.Ф., Абдуллина М.И., Батыева С.Г. й др. Не умаляя достоинств работ этих авторов, сле-
1 Литвин А.Л. Советская историография гражданской войны в Поволжье. - Казань, Изд-во Казан.ун-та, 1988. - 134 с. Ненароков А.П. За свободней союз свободных народов. (Из истории объединительного движения, I9I7-I924 гг.). - М., Знание, 1989. - 63 с. Семенихина И.Н. Советская историография культурной революции в Среднем Поволжье: Дисс. ... канд.ист.наук, - Казань, 1987. - 215 с. Смоляков Л.Н. Социалистическая интеллигенция: Соц.-филос.анализ. - Киев, Политиздат Украиш, Ш>..-_222. с.
2
Fitzpatricl: 3. Eduoation cad aooial aobility in tlia Soviot Union,1921-1934.-London,197Э.-Р.66.
3 V/ataon U.S. iiatiaaa and states: An Inquiry into the origin oi r.atior.a and politico of naticnalica.-Londua, 1377.-p.312.
дует отметить, что критика эта чаще всего была необъективной и носила односторонний характер.
В ряде работ изучень. общие вопросы развития культуры, создания очагов просвещения масс. Большой фактический материал содержится в очерглх истории партийных организаций Татарской, Чувашской и Марийской республик. Правда, в этих работах прослеживается преувеличение роли КПСС в культурном строительстве, а Советы, в которых коммунисты действительно играли значительную роль, оставляются как бы в тени.
Объектом исследования избрана деятельность местных Советов Казанской губернии по руководству культурно-просветительными учреждениями и их: организационно-массовой работой. Советы, только они могли вывести страну после победы социалистической революции из состояния разрухи и приступить к строительству нового общества. Не случайно первым декретом Второго съезда Советов был декрет о передаче всей власти Советам. Партии и общественные организации, которые были на стороне Советской власти, помогли им в осуществлении намеченной цели, в том числе в ликвидации безграмотности, в создании очагов культуры и т.д.
Хронологические рамки исследования включают период с октября 1917 г. по июнь 1920 г., т.е. с победы Октября до образования автономий народов Среднего Поволжья. Период небольшой, но богатый историческими событиями: создание и укрепление новой власти, защита ее завоеваний. В этом процессе Немаловажную роль играла агитационно-пропагандистская и культурно-массовая работа. Это быт переходный период, и для нашего региона он являлся периодом подготовки к созданию национальных образований.
Цель и задачи исследования. Показать•общие закономерности и специфические особенности в создании и развитии культурно-просветительных учреждений в условиях многонационального региона, роль местных Советов по укреплению материальной и кадровой базы культурно-просветительных учреждений в 1917-1920 гг. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить процессы формирования органов руководства культурно-просветительными учреждениями на местах;
- изучить процессы укрепления отделов Советов, занимающихся культурно-просветительной работой;
- исследовать роль пропагандистской деятельности культурно-просветительных учревдений в организации защиты Советской власти от внутренней и внешней контрреволюции;
- рассмотреть кадровую политику Советов, направленную то. обеспечение культурно-просветительных учреждений квалифицированными работниками;
- изучить национальные особенности основньк форм и методов работы культурно-просветительных учреждений среди населения губернии;
Основу источниковой базы диссертации составили решения съездов Советов, постановления и законодательные акты, отчеты исполкомов губернского, уездных и волостных Советов, партийные документы. Комплекс источников включает в себя:
- материалы архивов: ЦГА ОР, ЦГА РСФСР, ЦГА ТССР , ЦГА ЧАССР, ЦГА МАССР, партийного архива Татарского ОК КПСС - всего 350 единиц хранения по более чем 40 фондам. Значительная часть выявленных в данных архивах источников - это богатый и разнообразный материал о деятельности Советов по культурному строительству' всех звеньев от губернского до волостного. При использовании архивных материалов первых лет Советской власти автор учитывал, что большое количество материалов было утеряно, часто встречались в разных источниках противоречивые цифры и данные по одной.и той же проблеме. Пришлось использовать как можно больше материалов разных архивов, сопоставляя и расчленяя данные.
- Опубликованные источники по культурному строительству и различные сборники документов о деятельности Советов и партии в первые годы Советской власти.
- Материалы трех типов периодической печати: центральные, г-убернские и уездные газеты и журналы. Всего в диссертации было использовано 31 газета и 4 журнала за 1917-1920 гг.
В целом источниковая база исследования достаточно широка и разнообразна и позволяет осветить основные вопросы проблемы. Достоверность материалов и документов обеспечивается применени-
ем сравнительного метода.
Научная новизна исследования. В диссертации на основе достижений советской историографии, а также нового документального материала рассматривается и обобщается культурно-просветительная работа, под руководством местных Советов Казанской губернии в 1917-1920 гг. Наряду с общими тенденциями, характерными для деятельности культурно-просветительных учреждений вообще, автор делает попытку выявить тенденции, специфические для многонационального региона.
Научно-практическое значение диссертации заключается в том, что в ней делается попытка ликвидировать одно из "белых пятен" в истории региона, т.к. комплексного изучения этой проблемы еще не было. Результаты исследования могут быть использованы: Советами всех уровней для дальнейшего совершенствования работы в области идеологии и культуры, студентами, преподавателями институтов культуры, средних специальных учебных заведений при изучении курса "Культпросветработа в регионе", а также работниками учреждений культуры в целях дальнейшего совершенствования форм и методов их работы на современном этапе.
Материалы диссертации, обобщения и выводы могут сыграть определенную роль при изучении истории Татарской, Чувашской и Марийской республик.
Апробация работы. Выводы диссертации докладывались на итоговых научных конференциях Казанского государственного педагогического института (1985, 1986 гг.), региональной научной конференции по изучению аграрной истории Среднего' Поволжья (Йошкар-Ола, 1988 г.), 1-й научно-краеведческой конференции регионального краеведческого общества "Нижняя Кама" (Набережные Челны, 1968 г.).
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Приложения состоят из 26 диаграмм и таблиц, посвященных динамике роста культурно-просветительных учреадений, количественному и качественному составу культпросветработников и т.д.
- П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается тема исследования, ее актуальность, научная новизна и практическая значимость, дается обзор литературы, определяются хронологические рамки, методологическая основа, а также объект, цель и задачи исследования.
Глава I - "Создание органов руководства культурно-просветительными учреждениями". Глава посвящена первым шагам Советского государства по созданию органов руководства культурно-просветительными учреждениями как в общегубернском, так и в уездном масштабах, борьбе с таким позорнейшим наследием царизма, как малограмотность и неграмотность, а также состоянию культурно-просветительньх учреждений к моменту победы Октябрьской социалистической революции.
На территории бывшей Казанской губернии издревле проживали татары, русские, чуваш, мари, мордва, удмурты и другие национальности. Все они находились на различных ступенях материальной и духовной культуры.
Социально-экономические процессы конца XIX начала XX веков имели исключительное значение в активизации политического созревания масс. Национально-освободительное движение, развернувшееся после первой Российской революции 1905-190? гг., дало толчок развитию народного просвещения, культуры. Именно в этот период усиливается давление на прогрессивную мысль со стороны царизма. Его пугало абсолютно всё. В этой связи, на наш взгляд, представляет особый интерес, хранящийся в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки Казанского университета "Журнал особого совещания по выработке мер для противостояния татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае". Это совещание прошло в 1905 г. На нем явно выступала озабоченность тем, что татары, даже в течение "мятежного" 1905 года, при сохранении полной формальной лояльности к государству настойчиво вели национально-культурное дело, "расшатывающее не только вековые устои русской государственной жизни, но и твердо, казалось, установившееся соотношение политических и культурных сил"*.
I Журнал особого совещания по выработке мер для противостояния татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае. - Казань, -1905. - С.4.
Царское правительство проводило политику культурного вырождения нерусских народов. О положении татар и башкир писал член коллегии Наркомнаца РСФСР, впоследствии репрессированный М.Х.Сул-тан-Галиев'''.
Между тем царизм прекрасно понимал, что нужны грамотные рабочие, способные работать на современной технике. До революции в Казанской губернии из учреждений внешкольного образования определенное распространение получили профессиональные и технические курсы для взрослых.
Победа Февральской буржуазно-демократической революции открыла новые возможности для развития культурно-просветительных начинаний. Появилось множество самодеятельных, благотворительных и иных организаций, занимающихся внешкольной работой. Активную деятельность развернули политические партии и национальные организации. При Советах создавались культурно-просветительные отделы и комиссии. Обращает на себя внимание их многопартийность. Культурно-просветительные комиссии Советов создавали библиотеки, клубы, школы грамоты и т.д. В этот период широкое распространение получают пожертвования заводовладельцев, помещиков, различные союзов и обществ в пользу культурно-просветительных отделов Советов, которые играли немаловажную роль.
Таким образом, в предоктябрьский период был сделан первый шаг в развитии культурно-просветительных учреждений. Однако, Временное правительство не было готово к коренному преобразованию просвещения и культуры.
После победы Октябрьской социалистической революции на Советы возлагалась обязанность взять на себя руководство культурным строительством в целом и культурно-просветительными учреждениями в частности. Немаловажен факт, что Советы к моменту установления диктатуры пролетариата уже имели некоторый опыт просветительной работы.
После победы Октября параллельно с работой Советов по культурному просвещению масс аналогичную работу проводили земства.
I См.: Тагиров И.Р. Султан-Галиев: Правда и домыслы. // Коммунист Татарии. - 198Э, № 9. - С.68-76.
Последние стали-тормозом в развивающемся обществе. Поэтому вскоре Казанским губернским Советом, где преобладали левые эсеры, было принято решение об упразднении земств всех уровней и передаче их функций Советам. (Процесс ликвидации земств в уездах проходил вплоть до середины 1918 г.).
Деятельность Советов постоянно совершенствовалась. Одним из крупных отделов Казанского губисполкома был отдел народного образования (ГУБОНО) с рядом подотделов, включая внешкольный. В уездных отделах народного образования действовали секции: I) школьно-курсовая; 2) библиотечная; 3) народных домов и клубов; 4) искусств.
Система органов управления народным образованием губернии к весне 1918 г. представляла собой уже довольно четкий механизм. При ГУБОНО действовали 6 национальных отделов по народному образованию: русский, мусульманский, чувашский, марийский, удмуртский, кряшенский (крещенных татар). Уездные Совдепы весной-летом
1918 г. создавали национальные культурно-просветительные отделы*.
По решению 1У Казанского губернского съезда крестьянских депутатов (март 1918 г.) для коллегиального управления народным образованием было вынесено предложение об избрании по 3 человека от каждой национальности .как по школьному, так и по внешкольному образованию.
Подотделы внешкольного образования в уездах губернии появились в разное время, но основная часть их возникла к началу
1919 г. Организация внешкольных подотделов дала мощный импульс возникновению всё новых культурно-просветительных учреждений. Например, в Козьмодемьянской уезде до создания внешкольного подотдела УОНО в феврале 1919 г. было три клуба, I школа взрослых,
I изба-читальня, I библиотека. А уже к апрелю 1919 г. клубов стало 7, из них - 2 районных, школ для взрослых - 4, изб-читален - 3, сельских библиотек-читален - 12, районных библиотек -22.
1 ЦГА ТАССР, ф.Р-164, оп.1, д.325, л.34.
2 ЦГА МАССР, ф.39, оп.1, д.45, л.17.
Создание новых очагов культуры и содержание старых требовали усиления внимания к вопросам финансирования. Об этом шла речь на Всероссийском совещании заведующих финансовыми и внешкольными подотделами губернских отделов народного образования при Нар-компросе РСФСР. Конечно, средств, выделяемых губернскими и уездными отделами на мероприятия по внешкольному образованию, было недостаточно для их развития. Ш Казанский губернский съезд крестьянских депутатоз в постановлении о культурно-просветительной деятельности в деревне отмечал необходимость создания в каждой деревне библиотеки и решил изыскивать средства путем обложения по 15 копеек с десятины. Эти средства направлялись в специальный культурно-просветительный фонд при исполкоме губернского Совета крестьянских депутатов^.
В июле 1919 г. проходили уездные партийные конференции РКП(б), которые рассматривали и определяли деятельность укомов партии и исполкомов Советов по претворению в жизнь решений УШ съезда РКП(б) в целом и по вопросам культурно-просветительной работы в деревне в частности.
Таким образом, создание органов внешкольного образования в Казанской губернии проходило в русле аналогичной работы в общероссийском масштабе, под непосредственным руководством местных Советов.
Внешкольные подотделы всех уровне^ взяли на себя обязанность руководить сложным процессом ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.
В течение 1918 и первой половины 1919 г. по уездам губернии прошли съезды работников просвещения, на которых были обсуждены вопросы организации обучения взрослых.
Школьно-курсовые секции УОНО на первых порах открывали краткосрочные курсы для взрослых общеобразовательного характера. Выпускники же курсов сами могли подключаться к делу ликбеза после окончания курсов, т.е. по сути дела это были курсы по подготовке кадров ликвидаторов. (Так назывались учителя по ликвидации негра-
I Постановления Ш Казанского губернского съезда Совета крестьянских депутатов. - Казань, 1918. - С.17.
мотности). Они отыгрывались при пролетарских университетах (особое распространение получили в уездах с преобладанием чувашского населения).
Газета "Правда" сообщала 2 июля 1918 г. об успешной культурно-просветительной работе Казанского Совдепа, который за период своего существования открыл 14 школ грамоты. В Ядринском уезде е ноября 1928 по март 1919 г. местный Совет открыл 20 таких школ, а к июлю 1919 г. - 38^. В Мамадышском уезде к этому времени их бьшо 56^.
Однако создание только одних курсов по подготовке ликвидаторов не могло обеспечить все возрастающие потребности в учителях для школ взрослых. В этой связи УОНО предпринимали ьага к вовлечению в это дело всех грамотных. Хотя шнслы ликбезов создавались во многих уездах и волостях губернии и, по нашим подсчетам, в конце 1918 - начале 1919 гг. насчитывалось более 150 таких школ, мы, конечно, далеки от мысли о стопроцентном охвате населения и повсеместном открытии школ для взрослых. Не случайно Н.К.Крупская на заседании волисдолкома в селе Рыбная Слобода Ла-ишевского уезда 18 июля 1919 г. отметила крайне неудовлетворительное положение с решением вопроса о ликвидации безграмотности3.
Ликвидация неграмотности осуществлялась в очень трудных условиях. По данным 1697 г., грамотные среди татар составляли 20,4, среди русских 18,3, среди чувашей - 8,9, среди мари - 5,8 процента^.
На губернском внешкольном съезде (июнь 1919) отмечалось, что в 117 школах обучалось всего 2847 учащихся^. Если учесть, что в губернии насчитывалось более 600 тысяч неграмотных, то количество обучавшихся составляло всего 0,5%. Открытие школ было сопряжено с чисто материальными трудностями, которые выражались
1 ЦГА РСФСР, ф.2306, оп.15, д.321, л.89.
2 ЦГА ТАССР, ф.Р-164, оп.1, д.122, лл.П7-И9.
3 ЦГА ОР, ф.Р-1252, оп.1, д.225, л.14.
4 Труд и хозяйство. - 1925^ II. - С.28-29.
r 0таето1Казанскш съезде по внешкольному образованию. -Казань, 1920. - С.29.
прежде всего в отсутствии помещений, керосина, учебных пособий, не говоря уже о нехватке кадров. Ликвидация неграмотности среди татар, чувашей, мари и других национальностей шла значительно труднее. В 1919 г. в Чистопольском уезде было запланировано открыть 88 школ (при наличии более 300 деревень в уезде), а начали работать только 44 .
Большое значениа имел Декрет о ликвидации безграмотности, вышедший 26 декабря 1919 г. Этот Декрет означал, что народная власть поставила не только задачу ликвидировать безграмотность, но и цель, на достижение которой были направлены все людские и материальные ресурсы. Декрет явился как бы узаконенным Советской властью сигналом к массовое наступлению на неграмотность. 25 марта 1920 года в качестве постоянного органа, руководящего всей работой по ликбезу среди нерусского населения губернии, была образована комиссия по ликвидации безграмотности при внешкольном отделе Наркомнаца РСФСР. Эта комиссия планировала выпустить 500 тысяч букварей на татарском, 300 тысяч - на чувашском, и по 100 тысяч - на марийском и удмуртском языках*2.
По данным на июнь 1920 г., в Казанской губернии функционировало 5717 школ взрослых с общим количеством учащихся 134443 человека ■
Таким образом, в первые 3 года Советской власти по всей губернии был произведен учет неграмотного и грамотного населения. Для руководства работой в уездах и волостях были созданы чрезвы-чайкомы, которые несли всю ответственность за выполнение работы. Все школьные работники и учащиеся старших классов школ II ступени были привлечены для преподавания в школах грамоты.
Глава П. - "Деятельность Советов по созданию и укреплению культпросветучреждений". Глава посвящена вопросам подготовки и использования кадров культпросветучреждений, становлению, основном направлениям, формам и методам их деятельности. Первые годы
1 ЦГА РСФСР, ф.2306, оп.15, д.498, л.5.
2 Народное просвещение. - 1920. - $ 65-68. - С.13.
3 ПАТ0, ф.668, оп.1, д.501, л.25.
Советской власти характеризовались острой нехваткой кадров, отсутствием какой бы то ни было организованной системы их подготовки. Нужно было практически начинать с нуля. Подготовка новых кадров требовала длительного времени, чего у молодой Советской республики не было. Обеспечение кадрами культпросветучреждений осложнялось еще тем, что значительная часть учительства не приняла Советскую власть.
Основным источником подготовки кадров и пополнения рядов культпросветработников в этот период стали всевозможные курсы по подготовке работников как в общегубернском, так и в уездном масштабах.
Первые губернские внешкольные курсы были запланированы к открытию на I апреля 1918 г., но этот срок дважды переносился: скачала из-за наступления распутицы, затем из-за наступления белых. Было решено из первого набора курсов ввиду низкого образовательного ценза слушателей выпустить не инструкторов, а лишь работников в отдельных областях внешкольного дела, увеличиЕ продолжительность их учебы с 3-х до 4-х месяцев^. Наряду с такими курсам? на местах открывались шестинедельные курсы по подготовке внешкольных работников^.
Первые губернские курсы закончили 219 человек, из них 136 мужчин и 83 женщины. По библиотечному циклу прошли обучение 77 мужчин и 53 женщины, а по театральному - соответственно 59 и 30.
Следует отметить, что,подготовка библиотечных работников среди коренных национальностей- в этот период значительно отставала от русских. Одной из'причин такого положения было принятие в этой связи некоторых резолюций, игнорирующих по существу национальные особенности края. Вместо того, чтобы открывать в достаточном количестве чувашские, марийские, татарские и другие курсы, предлагалось обучать представителей этих национальностей на русских курсах^. Мы можем заметить и другую сторону. Известно, что первые годы Советской власти характеризуются как плодотвор-
1 Отчет охКазанском ... . - С.59-61.
2 Там же. - С.8.
3 ЦГА Ь'СФСР, ф.2306, оп.15, д.476, л.8.
ные в развитии национальных языков. Нехватка кадров-националов часто компенсировалась работниками из русских, владеющих языком коренной национальности, что, на наш взгляд, воспитывала все стороны в духе интернационализма.
Большое значение имели правильный учет и распределение наличных сил. На П губорнском внешкольном съезде (25-29 марта 1920 г.) было предложено " ... безотлагательно изъять из Красной Армии всех без исключения работников просвещения, независимо от должности, которые они там занимают"*.
Но несмотря на это обеспеченность внешкольных учреждений в уездах кадрами была еще крайне низкой. Рост очагов культуры опережал возможности обеспечения их квалифицированными кадрами.
Одним из основных направлений культпросветработы в первые годы Советской власти были библиотеки. Советы ставили целью приобщить через них огромное количество населения к книгам, знаниям.
Широкое распространение получили библиотеки, которые создавались при народных домах и клубах. Начиная с 191? г., по инициативе сельских Советов и ячеек РКП(б) организуются избы-читальни, которые создаются практически в большинстве деревень. Тесно взаимодействовали с избами-читальнями многочисленные частные культурно-просветительные кружки. Одной из форм оказания им помощи со стороны Совдепов была выписка газет и журналов за счет уездных отделов народного образования на сумму до 300 рублей каждому. Эти кружки на первых порах заменяли избы-читальни, что являлось большим подспорьем в работе Советов в области культуры в деревне. Значительное распространение среди всех национальностей получил в уездах губернии самодеятельный любительский театр. Сценические кружки создавались при народных домах, клубах. При уездных подотделах внешкольного образования создавались театральные Советы.
Создание театров в 1918-1919 гг. тормозилось нехваткой, а иногда просто отсутствием актеров для них.
Большое воспитательное значение имел кинематограф, который
I ЦГА РСФСР, ф.2306, оп.15, д.476, л.12.
до середины 1919 г. во многих уездах оставался в частных руках. 13 ноября 1918 г. в рамках губернского отдела народного образования Казанским Советом было принято решение о создании специального кинокомитета.
Центром культпросветработы являлись народные дома и клубы, где были сконцентрированы все очаги культуры. Количество народных домов и клубов неуклонно росло, и к лету 1920 г. на 2 млн. 549 тыс.794 жителя Казанской губернии приходилось 229 народных домов и клубов и 459 всевозможных культурно-просветительных кружков.
В 1913-1920 гг. Советы через клубы, библиотеки, народные дома, избы-читальни проводили повседневную политико-просветительную и культурно-массовую работу среди пробуждающихся рабочих и крестьян. Деятельность Советов губернии по развертыванию культурно-просветительной работы в 1918-1920 гг. получила значительный размах, несмотря на войну, разруху и голод.
В последнем разделе этой главы показаны формы и методы культурно-просветительной и агитационно-пропагандистской работы.
Советы в те годы представлялись большевиками, эсерами, меньшевиками и различными национальными организациями, а не только одной партией, как это до сих пор преподносилось, поэтому культ-просветработу нельзя свести лишь к однотипной. Партия большевиков в первые годы Советской власти, руководствуясь решения;,® УШ съезда РКП(б), определяла основные направления деятельности культурно-просветительных учреждений, но не заменяла их.
Архивные документы свидетельствуют о том, что наиболее оптимальные варианты разрабатывались и шлифовались в процессе деловых дискуссий, противоречивых суждений, споров. Бывали случаи, когда коммунистическая пропаганда не принималась большинством, что отнюдь не считалось враждебным актом.
Перед культпросветработниками стояла грандиозная задача -приобщить к знаниям рабочэ-крестьянские массы. Эта задача могла быть решена лишь при самой широкой самодеятельности населения. Наиболее распространенными формами культурно-просветительной роботы в 1917-1920 гг. были: массовые митинги, громкие чтения, бе-
седы, беспартийные конференции. Вопрос приобщения к ним трудящихся, особенно сельских, стоял наиболее остро на протяжении всего исследуемого периода. Создание краеведческих, театральных, хоровых, музыкальных, певческих и т.п. кружков стимулировало активность населения. А отделы народного образования одновременно с этими мероприятиями проводили агитационно-пропагандистскую работу.
Проведение на протяжении 1918-1920 гг. таких мероприятий, как "Дни советской пропаганды", "Партийные недели", "Недели просвещения", "Недели книги", "Недели обороны", "Дней красного пай-:са" и др. идейно воспитывало, организационно сплачивало и повышало сознательность масс.
Большую роль для укрепления Советской власти в губернии сыграли агитационно-инструкторские поезда и пароходы ВЦЙК. Их культурно-просветительные функции были огромны.
Советы постоянно изучали положение в уездах, продолжали поиск новых, более эффективных форм работы. Появление разного рода фош и методов работы, порой нестандартных, свидетельствовали о творческом отнсшении к делу, об отсутствии бюрократизма в работе.
В заключение подведены основные итоги исследования. Именно в эти годы был заложен фундамент большого дела в идеологическом и культурном воспитании трудящихся.
Этим исследованием мы попытались осветить исторический опыт культурно-просветительной работы в губернии, руководство Советов этим процессом. Деятельность органов власти проходила в условиях ожесточенной классовой борьбы как с внутренним, так и с внешним врагом, хозяйственной разрухи, неграмотности, остром дефиците кадров, саботаже со стороны части интеллигенции. Несмотря на эти трудности, Коммунистическая партия, Советы, кропотливо обобщая, интегрируя, анализируя ценнейший опыт революционных преобразований, вырабатывали систему воспитания масс, организационно утепляли их. Советы неукоснительно, за исключением редких случаев, следовали принципам ленинской национальной политики, пытались учитывать интересы всех народов региона.
Изучение деятельности Советов в 1917-1920 гг. показывает, что становление форм и методов культпросветработы в значительной мере проходило стихийно. Хотя хронологически в возникновении культпросветучреждений не было синхронности, однако существовали бесспорные временные отклонения их возникновения по отдельным уездам, наблюдалась определенная тенденция. Существовал также значительный разрыв в активности тех или иных Советов в области культурно-просветительной работы. Создавались аппарат Советов, в том числе аппараты управления народным образованием и культурой, но они не всегда были адекватны содержанию их реальной работы. И тем не менее этот период характеризуется демократичностью самих Советов, которые неустанно привлекали широкие слои населения к самодеятельности, поддерживали революционную инициативность рабочих, крестьян, красноармейцев.
Изучение решений и резолюций губернских и уездных съездов Советов, различных совещаний, посвященных внешкольной работе, показывает, что в это время возникало множество, на первый взгляд неразрешимых проблем, но они все-таки решались по-деловому, без давления сверху, с учетом мнений всех заинтересованных сторон.
Широкое распространение в этот период получили народные дома, клубы, библиотеки, избы-читальни, школы по ликвидации неграмотности и т.д., которые под руководством местных Советов развернули всестороннюю деятельность применительно к условиям многонационального края. Каоадая народность получила реальную возможность развивать свой язык, свою культуру.
Таким образом, первые года Советской власти были не только временем кровавых сражений, но и годами созидательной работы, временем зарождения и начала развития той культурной революции, которая была продолжена в процессе дальнейшего социалистического развития.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТШЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Кибардин М., Мулюков И. Корнилов Георгий Ильич // Борцы за
счастье народное. - Казань, Таткнигоиздат, 1988. С.202-205.
2. Мулюков И. Рукавишников Константин Алексеевич // Борцы за
счастье народное. - Казань, Таткнигоиздат, 1988. С.294-296.
3. Мулюков И.М. Деревенские культурно-просветительные учрежде-
ния Казанской губернии в первые годы Советской власти // Крестьянство Среднего Поволжья: проблемы истории хозяйства и культуры. - Йошкар-Ола, 1990. - С.120-124.
4. Мулюков И.М. Правду никому не заслонить // Коммунист Тата-
рии. - 1987, » II. - С.95-96.