автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг.

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Сафронова, Галина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг."

На правах рукописи

САФРОНОВА Галина Николаевна

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ЮГОСЛАВИИ В 1920-1930-е гг.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени канди дата исторических наук

Москва - 2005

Работа выполнена на кафедре истории и культуры Московского государственного университета сервиса.

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор Ершов Виталий Федорович

Официальные оппоненты

доктор исторических наук, профессор Яблочкина Ирина Валерьевна

кандидат исторических наук, доцент Бочарова Зоя Сергеевна

Ведущая организация

Российский университет дружбы народов

часов на заседании

Диссертационного совета Д.212.154.01. при Московском педагогическом государственном университете по адресу 117 571 Москва, проспект Вернадского, д. 88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119 992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «7 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Киселева JI.C.

2006-4 2 23Щ1

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории российской эмиграции в XX веке как части новейшей отечественной истории, в том числе и такого ее аспекта, как система культурно-просветительных организаций зарубежной России в 1920-1930-е гг.

Проблема дополнительно актуализирована спецификой современной социально-экономической и политической ситуации в России и на постсоветском пространстве: изучение опыта деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. может быть конструктивно использовано в рамках решения проблемы организации образования и просвещения для русскоязычного населения стран СНГ и ближнего зарубежья.

Исследование процесса культурно-просветительного движения в российском зарубежье в 1920-1930-е гг. позволяет внести вклад в изучение проблемы истории отечественной системы образования и просвещения, развивавшейся вне границ России в специфических условиях эмиграции, а также показать вклад российских деятелей науки и культуры в культуру и научно-техническую жизнь Югославии.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-просветительные организации российского зарубежья в Югославии в 19201930-е гг., их институциональные структуры, нормативная документация, персоналии российского просвещения за рубежом и т.д.

Предметом диссертационного исследования является деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг., их благотворительная, учебная, научно-исследовательская работа, художественная жизнь, издательская деятельность и т.д.

В рамках диссертационного исследования изучается развитие социальных, демографических, организационных, профессиональных и ментальных составляющих системы культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-х гг.

Степень разработанности темы. Изучение проблематики российской эмиграции отечественными учеными началось уже в первой половине 1920-х гг. Подобные исследования носили в значительной степени пропагандистский характер и затрагивали тему культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии лишь фрагментарно.1

С конца 1920-х гг. главной задачей отечественной историографии объявляется не объективное изучение исторического процесса, а

1 Мещеряков Р.Л. На переломе (Из настроений белогвардейской эмиграции). М., 1922; Покровский М.Н. На идеологическом ЙАЙР0ЖРЯволюцией:

Сборник статей. М., 1923 и пр. БИБЛ ИОТЕКА ■

удуайй

уничтожение «вражеской идеологии», начинает насаждаться метод упрощенного и одностороннего изображения зарубежной России как антисоветского анклава, вся деятельность которого подчинена подготовке вооруженной интервенции против СССР.2 Соответственно, вопросы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции, ее научного наследия в данную схему уже не вписываются; их рассмотрение полностью прекращается.

В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции фактически становится запретной. Ее возрождение в конце 1950-х и в период 1960-х гг. осуществляется в работах A.M. Брюханова, М.К. Гаврилова, Я.И. Трифонова, которые предпринимают первые шаги для освобождения отечественной историографии российского зарубежья от упрощенных схем и оценок.3

В 1970-е - середине 1980-х гг. происходит интенсификация историографического процесса, что выразилось в значительном увеличении количества выпускаемой литературы, разработке новых направлений исторических исследований, в появлении новых методов исторического поиска в развитии исследовательского процесса. Многие исследования данного периода созданы на богатой источниковой базе и вносят существенный вклад в изучение истории российского зарубежья.4 Фундаментальной работой в данной области является монография JT.K. Шкаренкова5, в которой рассматриваются и отдельные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в условиях начавшихся изменений в политической и идейной жизни российского общества значительно возрастает общественный интерес к истории российского зарубежья. В этот же период происходит смена научных парадигм и

2 Коржанский Н. Зарубежная Россия // Новый мир. 1926. № 8-9; Сонов И. Капиталистический заговор против Страны Советов. М.; Л., 1927; Гримм Э.Д. Эмиграция и интервенция. - В кн.: К десятилетию интервенции: Сборник статей. М.; J1., 1929; Кудрявцев Р. Белогвардейцы за границей. М., 1932; Михайлов Е.А. Белогвардейцы - поджигатели войны. М., 1932.

3 Брюханов A.M. Гаврилов М.К., Филатов H.A. Страница истории, ждущая своих исследователей // Вопросы истории. М., 1961; Трифонов Я.И. Из истории борьбы Коммунистической партии против сменовеховства // История СССР. 1959. № 3.

4 Спирин JI.M. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX века - 1920 год). М., 1977; Мухачев Ю.В. «Новая тактика» российской контрреволюции и ее провал. 1920-1922 // Исторические записки. М., 1977. Т. 99; Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977; Барихновский Г.В. Идейно-политический крах белой эмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921-1924). Л., 1978, Афанасьев А.Л. Полынь в чужих полях. М., 1987;.и др.

5 Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции. М., 1981.

методологических принципов отечественной историографии, количественное и качественное расширение поля исследований. В данном контексте осуществляется дальнейшее изучение российского зарубежья, в том числе, такого его аспекта, как научная и культурная деятельность эмигрантов в различных регионах мира, включая Югославию.6

Данная тема впервые получает научное освещение в работах В.Д. Козлитина, В.И. Косика, В.А. Тесемникова, В.Т. Пашуто и других авторов.7 Проблема российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. и ее вклада в югославскую культуру, науку, искусство, инженерное дело получила в 1990-е гг. отражение в научных работах отечественных историков Е.П. Аксеновой, В.П. Борисова, Р.В. Булатовой, М.Г. Вандалковской и др.8 Вклад российской эмиграции в искусство и художественную жизнь югославского общества 1920-1930-х гг. рассматривается в работах Казовской Т.М., Кузиной Г.А., Кулагиной Г.М., Николютина А.Н. и др.9 Данные исследования характеризуют начало

6 См.: Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940 / Под общ. рсд Челышева Е.П., Шаховского М.М. - М., 1994 . Кн.1-2.

7 Тесемников В.А. Российская эмиграция в Югославии. 1919-1945 гг. // Вопросы истории. 1988. № 10; Тарле Г .Я. Российское зарубежье и Родина. М., 1993; Борисов В.П. Российская научная эмиграция первой волны // Российские ученые и инженеры в эмиграции. М., 1993; Козлитин В.Д. Российская эмиграция в КСХС (1919-1923 гг.) // Славяноведение. 1992. № 4; Косик В.И. Русская Югославия: Фрагменты истории 19191944 // Славяноведение. 1992. № 4; Косик В.И., Тесемников В.А. Вклад русской эмиграции в культуру Югославии // Педагогика. 1994. № 5; Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты и ученые в Европе. М., 1992; Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения): Учебное пособие для студентов: Москва - Геттинген, 1994; Сысоев Г. О судьбе нашей первой эмиграции в Югославии // Новое время. М., 1992. № 4; Ураков М.А. 60 лет Русскому дому в Белграде // Славяноведение. М., 1994. № 4, и др.

g Аксенова Е.П. К истории русской научной эмиграции в Югославии: (Письма A.JI. Погодина A.B. Флоровскому) // Славяноведение. М., 1995. X? 4; Борисов В.П. Истоки и формирование российского научного зарубежья // В сборнике: Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1, 1994; Булатова Р.В. Основатель югославской палеографической науки - В.А. Мошин // В сборнике: Русская эмиграция в Югославии. М., 1996; Вандалковская М.Г. Центры исторической науки русского зарубежья в Европе (1920-30-х гг.) // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. Научная конференция. Москва, 13-15 апреля 1993. М., 1993; Вандалковская М.Г. Некоторые аспекты адаптации научной и политической эмиграции (1920-30-е гг.) // История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов XIX-XX вв. Сборник статей ИРИ РАН. М„ 1996.

9 Казовская Т.М. Художественно-просветительская деятельность русской эмиграции (20-30-е гг. XX в.) // В сборнике научных трудов СПбГАК: Наука и культура русского зарубежья. СПб., 1997; Кузина Г.А. Значение «Дней русской культуры» в жизни российской эмиграции первой волны // В сборнике: Культура российского зарубежья. М., 1995; Кулагина Г.М. Создание Зарубежного союза русских писателей и журналистов // Российское зарубежье. Итоги и перспективы изучения. М., 1997;

нового этапа в изучении российской эмиграции, которому присущи научная объективность и методологический плюрализм, использование новейших исследовательских методов.

Со второй половины 1990-х - в 2000-е гг. идет интенсивное изучение проблемы деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии 1920-1930-х гг., выделяются новые направления научного поиска, многие аспекты проблемы рассматриваются в новом ракурсе. Выходят в свет совместный российско-югославский сборник статей и материалов «Русская эмиграция в Югославии», работы Алексеевой Е.В., Муромцевой Л.П., Перхавко В.Б., Тесемникова В.А., и др.10

В период 2000-2005 гг. в работах отечественных исследователей получили отражение самые различные аспекты культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии межвоенного периода. В том числе необходимо выделить работы Е.И. Пивовара, Л.И. Петрушевой, В.Ф. Ершова, Е.М. Мироновой и др."

В 1993-2005 гг. в ИРИ РАН группа ученых-историков под руководством академика Ю.А. Полякова, подготовила ряд концептуальных исследований по теме российской эмиграции, в том числе и по проблеме деятельности русских зарубежных культурно-просветительных организаций в Югославии.12

На историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в Центре теоретических проблем исторической науки работает группа исследователей под руководством профессора Е.И. Пивовара,

Николютин А.Н. «Не в изгнании, а в послании» - миссия литературы // В сборнике: Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.2. М., 1994, и др.

Русская эмиграция в Югославии. М., 1996; Муромцева Л.П., Перхавко В.Б. Музейные собрания российской эмиграции во Франции и Югославии // Вестник Московского университета. Сер.8. История. М., 1998. № 2; Тесемников В.А. Русские профессора Белградского университета (1919-1941 гг.) // Педагогика. 1998. № 5; Алексеева Е.В. Державная комиссия по приему русских беженцев в Королевстве СХС (Югославия) в 1920-1941 гг. // Отечественная история. 2000. № 1.

'1 Петрушева Л.И. Российская эмиграция в Югославии в документах югославских и российских архивов // Вестник архивиста. Информационный бюллетень. 2003. № 2 (74); Миронова Е.М Дипломатическая поддержка формирования колонии русских беженцев в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1917-1922) II Русский исход. Серия: Русское зарубежье. Источники и исследования. СПб., 2004; Ершов В.Ф., Курамина Н.В. Российские образовательные учреждения за рубежом: опыт 1920-1930-х годов // Исторические записки. М., 2004. № 7(125); Пивовар Е.И. Профессора и студенты вузов российского зарубежья в 1920-1930-е годы: социально-психологический аспек - В кн.: Российское студенчество: условия жизни и бьгга (ХУ1П-ХХ век). М., 2004..

12 Поляков Ю.А. Проблемы изучения истории российского зарубежья. М., 1996; История российского зарубежья: Сборник статей ИРИ РАН. М., 1996, и др.

осуществляющая многоаспектное изучение темы российского зарубежья, включая проблематику культурно-просветительной деятельности российских эмигрантов в Югославии в 1920-1930-е гг.13

Исследования проблемы российской эмиграции 1920-1930-х гг., в том числе ее культурно-просветительной деятельности, во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проводились также в МГУ С, где был выпущен ряд статей по данной проблематике.14 В 2000 г. вышла в свет монография В.Ф. Ершова «Российское военно-политическое зарубежье в 1918-1945 гг.», в которой изучаются многие аспекты культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских военных организаций.15

В 1990-2000-е гг. различные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в межвоенный период получили отражение в диссертационных исследованиях Е.И. Алдюховой, К.В. Бирюковой, Н.В. Кураминой и др.16

В 1920-2005 гг. в рамках отечественной и зарубежной исторической науки выходят в свет издания информационно-справочного характера содержащие существенные сведения о культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций 1920-1930-х гг.17

Эмигрантская историография российского зарубежья, включая тему культурно-просветительной деятельности эмигрантов в Югославии, зародилась уже в 1920-е гг.18 В 1930-х гг. за рубежом выходят в свет

13 Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом / Пивовар Е.И., Владимирская Т.Л., Ершов В.Ф. и др. М., 1999.

14 Свириденко Ю.П., Ершов В.Ф. Деятельность Державной комиссии Югославии по оказанию помощи беженцам в 1920-1930-е гг. // Россия: идеи и люди: Сборник научных трудов МГУС. М., 1998. Вып.З.; Ершов В.Ф. Военная периодика Зарубежной России в 1920-1930-е гг. // Россия: идеи и люди: Сборник научных трудов МГУС. М.,

1999. Вып.4., и др.

15 Ершов В.Ф. Российское военно-политическое зарубежье в 1918-1945 гг. М.,

2000.

16 Алдюхова Е.И. Социальный состав российской эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (По материалам анкетного обследования 1921-1923 гг.): Автореферат дис... канд. ист. наук. М., 1996; Курамина Н.В.Система высшего образования в зарубежной России в 1290-1930-е гг.: Дис... канд. ист. наук. М., 1993, Бирюкова К.В. Российские студенческие эмигрантские союзы в Центральной и Восточной Европе в 1920-1930-е гг.: Дис... канд. ист. наук. М., 2005; и др.

17 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971; Библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции. M, 1998; Государственный архив Российской Федерации. Путеводитель. Т.4. Фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) по истории белого движения и эмиграции / Ред. C.B. Мироненко. М., 2004, и др.

18 Вадимович Н.С. Русская Матица. Любляна, 1924; Вейцман Ю. Собирательство и библиография // Русская книга за границей. 1924. № 1; Иванцов Д.Н. Русские

исследования Т.Н. Пио-Ульского, В.В. Розенберга, Е.В. Спекторского и других эмигрантских авторов, затрагивающие в той или иной степени проблему культурно-просветительной активности российских эмигрантских организаций в Югославии в 1920-1930-е гг."

В 1940-1960-е гг. количество изданий российского зарубежья сокращается, что было обусловлено изменением международной обстановки, исчезновением многих центров научной и общественной активности русской эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы. Однако интерес эмигрантских исследователей к теме культурно-просветительной деятельности в Югославии сохраняется: публикуются работы Д.А. Асеева, В.А. Маевского, Е.Э. Месснера и др.20

В 1970-1990-х появляются исследования А. Арсеньева, Н.С. Белавина, Ю.К. Мейера, Д.М. Николаева-Волкова и др.21

Вопросы истории культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. получили также отражение в западной (советологической) историографической традиции в 1950-2005 гг. Можно в данном контексте отметить монографию М. Раева, а также исследования С. Аврамовича, 3. Божовича, О. Джурича, М. Йовановича и др.22

Таким образом, обобщающего исследования проблемы возникновения и деятельности системы российских эмигрантских

беженцы в Югославии в 1921 году // Русский экономический сборник. Прага, 1925. Вып.2; и т.п.

19 Пио-Ульский Т.Н. Русская эмиграция и ее значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939; Розенберг В.В. Русская школа в Югославии // Россия и славянство. Париж, 1930; Спекторский Е.В. Деятельность Русского Научного института в Белграде (1928-1938 гг.) // Записки Русского Научного института в Белграде. Белград, 1938. Вып.14,идр.

20 Асеев Д А. Гибель русских книгохранилищ: Русская публичная библиотека в Белграде // Новое русское слово. Нью-Йорк, 1952; Маевский В.А. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Т.2. Нью-Йорк, 1966; Месснер Е.Э. Ключ... (статья о русских в Югославии) II Русская жизнь. Сан-Франциско, 1959; и др.

21 Белавин Н.С. Мариинский Донской институт // Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 1974, № 10; Арсеньев А. Праздник русской культуры: 60-летие Русского Дома в Белграде. 1933-1993 // Русская мысль. Париж, 1993. № 3978; Мейер Ю.К. Русские беженцы в Югославии // Новое русское слово. Нью-Йорк, 1982; Николаев-Волков Д.М. Русский дом в Белграде И Бюллетень Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Венесуэле. Каракас, 1994, № 37; и др.

22 Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994; Аврамович С. Житие и труды Александра Соловьева, корифея истории права // Русская эмиграция в Югославии. М., 1996; Божович 3. Мхатовцы и- восприятие & Сербии драматургии А.П. Чехова // В сб.: Русская эмиграция в Югославии. М., 1996; Джурич О. 60 лет Русскому дому имени императора Николая П в Белграде (1933-1993) // В сборнике: Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940 гг. Кн.1. М., 1994; Йованович М. Россия в изгнании. Границы, масштабы и основные проблемы исследования // В сборнике: Русская эмиграция в Югославии. М., 1996.

культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. до настоящего времени предпринято не было, что актуализирует данную диссертационную работу.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1920 года, когда сформировалась российская эмигрантская диаспора в Югославии, и до 1939 года, когда система российских культурно-просветительных организаций зарубежной России была разрушена начавшейся Второй мировой войной.

Методологическую основу диссертации составили принципы ■ историзма, объективности и системности. В работе использовались также

специально-исторические методы ретроспекции и актуализации. Системный метод предполагает рассмотрение изучаемой проблемы как ' целостного явления, анализа фактов во всей их совокупности и

взаимосвязи.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является изучить деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг., определить специфику их деятельности, показать основные направления культурно-просветительной работы.

Для достижения вышеуказанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс формирования институциональной основы культурно-просветительного движения российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг.

2. Исследовать конкретную деятельность российских культурно-просветительных организаций в Белграде, Загребе и др.

3. Показать вклад российских эмигрантских деятелей культуры и науки в научную и художественную жизнь Югославии в межвоенный период.

• 4. Определить роль и место российских культурно-просветительных

организаций в Югославии в системе культурно-просветительного движения зарубежной России 1920-1930-х гг.

Территориальные рамки исследования охватывают основные центры культурно-просветительной активности российских эмигрантов в Югославии, в первую очередь - Белград, Загреб, Нови Сад и др., затрагиваются также другие регионы и столицы Европы, на которые распространялось влияние культурно-просветительных центров - Прага, Берлин и пр.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования. В комплекс опубликованных источников, использованных в диссертации, входят публикации документов и материалов, которые отражают фактологию и специфику деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в таких сферах, как наука,

просвещение, искусство, архитектура и инженерное дело, публицистика и т.д.23 Важнейшую информацию по теме исследования содержат издававшиеся в 1920-1930-е гг. за рубежом отчеты и обзоры деятельности российских эмигрантских учреждений и объединений в Югославии: Общества ревнителей военных знаний, Российского общества Красного Креста, Всероссийского Земского Союза, Всероссийского союза городов и

__ 24

др.

Среди опубликованных источников необходимо выделить также памятники эмигрантской общественно-политической и научной мысли -воззвания, программные документы культурно-просветительных организаций, уставов научных обществ и союзов и т.д.25

В диссертации используются материалы периодической

эмигрантской и советской печати, содержащие сведения по теме

культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в

Югославии в 1920-1930-е гг.: газет и журналов: «Призыв», «Духовный мир

студенчества», «Русский Сокол в Земуне», «Вестник Воздушного Флота» и „„ 26 др.

Комплекс опубликованных мемуаров по теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. является одним из наиболее крупных мемуарных пластов русской эмиграции и свидетельствует о таких сторонах деятельности представителей российской науки и культуры в Югославии, как организация публичных лекториев, семинаров, съездов ученых, о вкладе эмигрантов в науку, культуру и искусство югославского общества в 19201930-е гг. О культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гт. рассказывают воспоминания

23 Чему свидетели мы были... Переписка бывших царских дипломатов 1934-1940 гг.: Сборник документов в 2-х книгах. Кн.1.1934-1937 гт. М., 1998.

Краткий обзор возникновения и деятельности Общества ревнителей военных знаний в Королевстве СХС // Военный сборник. Белград, 1921; Доклад Объединенного комитета Российского общества Красного Креста, Всероссийского Земского Союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев. Белград, 1922; Русская молодежь в высшей школе за границей. Деятельность Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (1922-1923-1931-1933 уч. гг.). Париж, 1933.

25 Бальцер Б. Новый путь И Русский Сокол. Белград, 1932. № 1-2; Записки Русскою Научного института. Белград, 1939. Вьпт.14; Голеншцев-Кутузов И. Русская культура и Югославия И Числа. Париж, 1930. № 2-3; и т.п.

Балтийский альманах: Ежемесячник литературы, искусства и экономики. Каунас, Берлин, 1924. № 2; Призыв. Белград, 1926, № 1; Русский Сокол в Земуне. Духовный мир студенчества // Вестник русского студенческого христианского движения в Европе. Прага, 1923-1924; Информационный бюллетень ОРОВУЗ Париж, 1930; и др.

Л.А. Девель-Иванниковой, архиепископа Иоанна Шаховского, А. Бертельс-Меньшого и др.27

Основу источниковой базы диссертации составляют фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), комплекс т.н. «Пражского архива». В них сосредоточен основной массив документов по проблеме - отчеты эмигрантских общественных организаций и учебных заведений в Югославии, научных учреждений, лекториев, уставы культурно-просветительных обществ и союзов, учебные программы, конспекты лекций, переписка деятелей культуры и т.д. В данном массиве источников отражены практически все стороны культурно-просветительной, учебно-благотворительной и научно-популяризаторской деятельности российских эмигрантских центров в Белграде, Загребе, Земуне, Нови Саде и др. Так, в фонде 7893 «Русского Культурного комитета в Белграде» хранятся материалы по организации выставки русского искусства с участием А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, М.В. Добужинского, протоколы, журналы заседаний издательской комиссии, доклады председателя Русского Культурного комитета и др. Фонд 6820 «Русский Научный институт в Белграде» содержит разнообразные документы о деятельности института: Положение о РНИ, распределение занятий института, программу лекций академика П.Б. Струве, протоколы заседаний, тезисы докладов и другие материалы ГУ съезда русских ученых в Белграде (1928 г.), переписку с учеными о зачислении их на должность и др. Богатый фактический материал по теме диссертационного исследования имеется в фондах 2482 «Союза русских писателей и журналистов в Югославии» и 6821 «Института изучения России в Югославии»; среди них: объявление о подписке на издания, афиши о лекциях, вечерах и других мероприятиях, данные информационно-статистического характера и т.д.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно исследуется процесс формирования и деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Впервые изучается проблема институционализации российских культурно-просветительных структур в Белграде и других центрах социально-политической и общественной жизни югославского социума, раскрывается структура и деятельность таких крупных центров культурно-просветительной деятельности, как

27 Алексеева Лидия (Девель-Иванникова Лидия Алексеевна). Из воспоминаний о Белграде // Русский альманах. Париж, 1981; Архиепископ Иоанн Шаховской. Вера и достоверность: Первое служение (Русские в Белой Церкви). Париж, 1982; Бертельс-Меныпой Андрей. Кадетский театр в Стрнище // Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 1973. № 5; Вагнер В.Н. Система организации помощи русским эмигрантам в Чехии и Словакии (Воспоминания) Н В книге: Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец Х1Х-ХХ вв.). М, 1999.

Русский Научный институт, Институт изучения России, Русская Матица и др.

В диссертации выдвигается положение о том, что создание российскими эмигрантами в Югославии в 1920-1930-е гг. системы культурно-просветительных организаций в значительной мере облегчало процесс социальной адаптации российских беженцев, а также способствовало сохранению ими основ отечественной культуры.

В работе анализируется активность российских культурно-просветительных организаций в Югославии, направленная на расширение своей деятельности, на повышение количественных и качественных стандартов работы. В работе доказывается, что российские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гт. осуществили значительный объем деятельности широкого спектра: от научно-исследовательской и популяризаторской работы до участия в учебном процессе в системе российского (и югославского) образования.

В диссертационном исследовании впервые отмечается, что институциональная основа российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлась неотъемлемой составной частью системы обществ и профессиональных союзов зарубежной России, прослеживается генезис ее организационных структур.

В диссертационном исследовании показана и проанализирована социокультурная ментальность организаторов и участников культурно-просветительного движения, их политические и историко-культурные взгляды, художественная жизнь, варианты прогнозирования развития социальной и общественно-политической ситуации в России.

В диссертации вводится в научный оборот обширный комплекс исторических источников, в том числе архивных, по исследуемой теме.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке научных исследований и учебных пособий в области отечественной истории XX века, в лекционных курсах вузов и в рамках семинарских занятий, а также при организации системы культурно-просветительной деятельности для русскоязычных диаспор в странах СНГ и ближнего зарубежья.

Апробация исследования. Выносимые на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в Московском государственном университете сервиса в рамках деятельности кафедры истории. В 20042005 гг. соискателем опубликованы две работы по теме диссертации.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее хронологические и территориальные рамки, анализируется состояние историографии проблемы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется его источниковая база.

В первой главе «Институциональная основа российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг.» раскрывается процесс формирования культурно-просветительных организаций в Белграде, Земуне, Новом Саде, Загребе и других центрах российской диаспоры, анализируется деятельность Русского научного института в Белграде и различных эмигрантских академических структур в сфере культуры и просвещения, рассматривается культурно-просветительная работа Земско-городского союза и других общественно-политических организаций российской эмиграции в Югославии.

В главе показано, что одним из существенных факторов, определивших возникновение и развитие в 1920-1930-е гг. в Югославии ряда культурно-просветительных организаций, явился факт пребывания в данной стране значительного числа деятелей науки и культуры дореволюционной России высокого уровня профессиональной квалификации, которые в то же время обладали высокой степенью профессиональной корпоративности, а также и определенными связями в югославской научной и общественной среде.

В начале 1920-х и в 1930-е гг. под эгидой югославского правительства были созданы условия для деятельности многих русских и смешанных, русско-сербских, светских, церковных и военных институций, располагавшихся главным образом на территории Сербии, а также в других частях Югославии. В рамках российской эмигрантской диаспоры в Югославии ее лидеры в 1920-1930-е гг. начали активно создавать вечерние общеобразовательные специальные и культурно-просветительные учреждения для взрослых, организовывать работу библиотек, музеев, выставок, театров, художественных студий, музыкальных школ и т.д. В целом, в Югославии было зарегистрировано свыше тысячи русских эмигрантских организаций, большинство из которых в той или иной форме проводили культурно-просветительную работу.

Автор подчеркивает, что культурно-просветительная деятельность российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. в значительной степени способствовала развитию общего культурного и профессионального уровня, как самой русской диаспоры, так и югославского общества.

Во второй главе «Деятельность культурно-просветительных организаций в 1920-1930-е гг.: специфика и генезис» выявляются и анализируются основные направления и виды культурно-просветительной

работы российской эмиграции в Югославии, раскрывается региональная специфика культурно-просветительных структур диаспоры в межвоенный период.

В главе изучен широкий спектр культурно-просветительной деятельности российских эмигрантов в Югославии в 1920-1930-е гг.: издательская и библиотечная работа, научно-популярные лекции, общества и кружки литературного, художественного, музыкального профиля. Исследовано школьное дело российского зарубежья в Югославии, тесно связанное с культурно-просветительной работой, активность научно-академических центров, направленная на поддержание отечественных образовательных и культурных традиций в условиях изгнания. Автор доказывает, что российские эмигрантские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. стремились выступать как центры российской культуры, своего рода территория традиционной (дореволюционной) России.

Подчеркивается активное участие в культурно-просветительной деятельности общественно-политических организаций, таких, как Земгор, Всероссийский союз городов, а также военных обществ и союзов, молодежных скаутских и сокольских групп.

Автор делает вывод о том, что российские эмигрантские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. создавали ту культурную среду, которая стала одним из центральных аспектов зарубежной России т.н. «классического периода». Из множества образовательных структур и общественных объединений российского зарубежья культурно-просветительные организации оказались, возможно, наиболее устойчивыми и эффективными, востребованными самыми широкими слоями российского эмигрантского сообщества.

В третьей главе «Место и роль российских культурно-просветительных учреждений в научной и общественной жизни Югославии» изучается вклад российских деятелей культурно-просветительного движения в науку и искусство Югославии, анализируется роль и место культурно-просветительных организаций российской эмиграции в научной и общественной жизни страны-реципиента.

Автор показывает, что научная и культурная жизнь Югославии протекала под сильным влиянием русской эмиграции 1920-1930-х гг. Так, на службу в военную и гражданскую авиацию были приняты русские летчики, инструкторы и конструкторы, в сельскохозяйственных исследовательских институтах и на полевых станциях работали русские -пионеры югославской генетики, агрокультуры, почвоведения. При этом своей «второй родине» они дали много и в медицине, геодезии, архитектуре, киноискусстве, балете, исторических исследованиях, фольклористике, издательской деятельности, а также в плане своих

непрофессиональных видов деятельности - в археологии, шахматах, переводах художественной и научной литературы. Югославские власти не препятствовали их деятельности, а в значительной степени даже поддерживали их материально и организационно, создавая благоприятный правовой режим для их работы.

Просветительская деятельность российских ученых в эмиграции в 1920-1930-е гг. также оказывала существенное влияние на зарубежные научные и общественные круги, в том числе - на молодежь, многие представители которой пережили увлечение Россией и ее историей и культурой и впоследствии выбрали для себя карьеру советологов. В 19201930-е гг. в Югославии создавались многие общества смешанного типа либо чисто эмигрантские, программы которых предусматривали знакомство с представителями родственных народов. При этом российские эмигрантские культурно-просветительные организации играли роль институциональной основы для распространения российского культурного влияния в научной и общественной среде Югославии в 1920-1930-е гг.

Соприкосновение с русской педагогической школой, с теоретическими работами в разных областях науки, знакомство с русской культурой через эмигрантскую печать (здешнюю и мировую поступавшую в Югославию), широкая издательская деятельность: публикации критических статей и теоретических исследований (на русском и сербском языках), публикации переводной литературы, - все это опосредованно повлияло на развитие местной науки и культуры. Соответственно, российские культурно-просветительные организации в полной мере участвовали в данном процессе.

В заключении подведены основные итоги работы и сформулированы выводы.

Процесс образования культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-е гг. охватил практически все стороны жизни российской эмигрантской диаспоры. Их возникновение было обусловлено тем обстоятельством, что многие российские ученые-эмигранты и общественные деятели испытывали потребность в продолжении интеллектуальной деятельности, а также уделяли внимание вопросу подготовки профессиональных кадров для России постбольшевистского периода.

Просветительская деятельность российских общественно-культурных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была направлена прежде всего на воспитание и развитие у членов российской эмигрантской диаспоры чувства национальной идентичности, на сохранение у них отечественной исторической традиции и менталитета. В рамках процессе формирования и развития институциональной основы российских культурно-просветительных организаций в 1920- 1930-е гг. русскими эмигрантами были созданы крупные общественные организации -

«Русский культурный комитет в Белграде» и его структуры, «Союз русских писателей и журналистов в Югославии», «Русский Научный институт в Белграде», «Институт изучения России в Югославии» и ряд других, которые оказали в итоге большое влияние на научную и культурную жизнь российской диаспоры, а также и на научную и культурную жизнь самой Югославии и ряда других, в основном европейских стран.

Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в Югославии 1920-1930-х гт. в значительной степени способствовали позитивному развитию процесса социально-культурной адаптации российской эмиграции, создавали положительный образ российской диаспоры, удовлетворяли информационный и духовный голод людей, оказавшихся в крайне тяжелых материально и психологически условиях.

Реальная роль российских эмигрантских культурно-просветительных и научно-популяризаторских организаций в мире российского зарубежья 1920-1930-х гг. была шире, чем только культурно-просветительная. В глазах российской эмиграции они являлись «островками» отечественной культуры, своего рода центрами идейного и историко-культурного сопротивления идеологической экспансии коммунистического движения.

Таким образом, российские культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. являются неотъемлемой составной частью институциональной основы мира зарубежной России. Они сыграли значительную роль в деле формирования и укрепления российской зарубежной диаспоры в межвоенный период.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

Брошюры

1. Сафронова Г.Н. Культурно-просветительная деятельность российской эмиграции в Югославии. 1920-1930-е гг. М, 2004. 50 с. 2,5 пл.

2. Сафронова Г.Н. Культурно-просветительная деятельность русских ученых в Югославии в 1920-1930-е гг. М., 2005. 39 с. 2 п.л.

Статьи

3. Ершов В.Ф., Сафронова Г.Н. Российские культурно-просветительные организации в научной и общественной жизни Югославии в 1920-1930е гг.: специфика и результаты деятельности // Проблемы истории российской эмиграции в XX веке: Сборник научных статей. М., 2005. Вып. 1.С.55-91. 1,5 пл. . ,

V

Сафронова Галина Николаевна

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1

Подписано в печать 02.12.2005 г. Формат бОхЭД'Дв

Объем 1.0 печ.л.__Тираж 100 экз

Отпечатано в Всероссийском научно-исследовательском институте лесоводства и механизации лесного хозяйства 141200, г. Пушкино Московской обл., ул. Институтская, д. 15 Тел.: (8-253) 2-46-71 факс: 993-41-91

Р 2 5 8 8 б

РНБ Русский фонд

2006-4 28454

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сафронова, Галина Николаевна

Введение

Глава 1. Институциональная основа российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. а) Начало процесса образования культурно-просветительных организаций в 1920-е гг. б) Деятельность Русского культурного комитета и других культурно-просветительных организаций в 1920-1930-е гг. в) Культурно-просветительная деятельность Русского научного института в Белграде и других научных организаций в 19201930-е гг. д) Деятельность Земско-городского союза и общественнополитических организаций в культурно-просветительной сфере

Глава 2. Деятельность культурно-просветительных организаций в 1920-1930-е гг.: специфика и генезис а) Основные направления и виды деятельности б) Специфика деятельности российских культурно-просветительных организаций

Глава 3. Место и роль российских культурно-просветительных организаций в научной и общественной жизни Югославии а) Вклад российских деятелей культурно-просветительного движения в науку и искусство Югославии б) Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в научной и общественной жизни Югославии 1920-193 0-х гг.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Сафронова, Галина Николаевна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории российской эмиграции в XX веке как части новейшей отечественной истории, в том числе и такого ее аспекта, как система культурно-просветительных организаций зарубежной России в 1920-1930-е гг.

Проблема дополнительно актуализирована спецификой современной социально-экономической и политической ситуации в России и на постсоветском пространстве: изучение опыта деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. может быть конструктивно использовано в рамках решения проблемы организации системы образования для русскоязычного населения стран СНГ и ближнего зарубежья.

Исследование процесса становления и развития институциональной основы культурно-просветительного движения в российском зарубежье в 1920-1930-е гг. позволяет внести вклад в изучение проблемы истории организации отечественной системы образования и просвещения, развивавшейся вне границ России в специфических условиях эмиграции, а также показать вклад российских деятелей науки и культуры в культуру и научно-техническую жизнь Югославии.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-просветительные организации российского зарубежья в Югославии в 19201930-е гг., их институциональные структуры, нормативная документация, персоналии российского просвещения за рубежом и т.д.

Формирование и развитие системы российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии 1920-1930-х гг. рассматривается как явление отечественной и мировой истории XX века, а также как фактор влияния в российской эмигрантской диаспоре.

Предметом диссертационного исследования является деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в

Югославии в период 1920-1930-х гг., их благотворительная, учебная, научно-исследовательская работа, художественная жизнь, издательская деятельность и т.д.

В рамках диссертационного исследования изучается также развитие социальных, демографических, организационных, культурно-профессиональных и ментальных составляющих системы культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Югославии в 19201930-х гг.

Степень разработанности темы. Проблема возникновения и деятельности системы российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. стала изучаться отечественными и зарубежными учеными уже в период ее формирования. Однако обобщающего исследования данной темы до настоящего времени предпринято не было, что актуализирует данную диссертационную работу.

В РСФСР изучение проблематики культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии началось уже в первой половине 1920-х гг. в рамках работ, посвященных теме зарубежной российской контрреволюции. При этом подобные исследования носили в значительной степени пропагандистский характер и затрагивали тему культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии лишь фрагментарно. К таким исследованиям можно отнести работы Р.Л. Мещерякова, И. Сонова, П. Вольникова и др.1

В конце 1920-1930-е годы историографическая ситуация в СССР начинает радикально изменяться: главной задачей историков объявляется не объективное изучение исторического процесса, а уничтожение «вражеской идеологии», при этом начинает насаждаться метод упрощенного и одностороннего изображения зарубежной России как антисоветского анклава, вся деятельность которого подчинена подготовке вооруженной интервенции против СССР. Соответственно, вопросы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции, ее научного наследия в данную схему уже не вписываются; их рассмотрение полностью прекращается. Выходят в свет работы Е.А. Михайлова, Р. Кудрявцева, Э.Д. Гримма, Н. Коржанского и др.2

В период 1930-1950-х гг. тема российской эмиграции и в том числе -вопрос ее культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности фактически становится запретной. В советской историографии начинает превалировать некритическое отношение к исторической истине, снижается общая методологическая культура исследований.

Начиная с конца 1950-х и в период 1960-х гг. советские историки предпринимают первые шаги для обновления подходов в изучении истории российского зарубежья и такой его неотъемлемой части, как система культурно-просветительных организаций, в том числе и в Югославии 1920-1930-х гг. В их работах данная проблема была в значительной степени освобождена от фальсификаций и штампов, избавлена от упрощенных схем и оценок. В данном контексте вышли в свет работы A.M. Брюханова, М.К. Гаврилова, Я.И. Трифонова и др.3

В 1970-е - середине 1980-х гг. происходит интенсификация историографического процесса, что выразилось в значительном увеличении количества выпускаемой литературы, разработке новых направлений исторических исследований, в появлении новых методов исторического поиска в развитии исследовательского процесса. Данные новации, далее при сохранении прежних концептуальных подходов, вели к повышению теоретического и методологического уровня работ. В то же время для отечественной научной литературы, вышедшей в свет до конца 1980-х гг., все еще был характерен «обличительный» подход при рассмотрении темы российской эмиграции и в том числе - ее культурно-просветительной деятельности в Югославии 1920-1930-х гг. С другой стороны, многие исследования данного периода созданы на богатой источниковой базе и вносят существенный вклад в изучение истории российского зарубежья и системы его культурно-просветительных организаций.4

Фундаментальной работой в данной области является монография JI.K. Шкаренкова «Агония белой эмиграции»5, в которой рассматриваются и отдельные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. Многие вопросы историко-культурной, общественной и просветительной деятельности российских эмигрантов в межвоенный период получили отражение в работах A.JI. Афанасьева, В.В. Комина, A.B. Квакина и др.6

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в условиях начавшихся изменений в политической и идейной жизни российского общества значительно возрастает общественный интерес к истории российского зарубежья, в том числе и к теме культурно-просветительной деятельности русской эмиграции в Югославии в период 1920-1930-х гг. В данный период в отечественной историографии практически впервые получила освещение историко-культурная и просветительная деятельность российских эмигрантских организаций.7

С начала 1990х гг. происходит новый этап в изучении российского зарубежья и, в том числе - такого его аспекта, как деятельность культурно-просветительных организаций в Югославии в межвоенный период. Начинается широкое освоение источниковой базы, происходит смена научных парадигм, изменяются методологические принципы исследований, происходит количественное и качественное расширение поля исследований, изучение различных частей и направлений истории российского зарубежья и среди них - историко-культурных мероприятий русской эмиграции в Югославии, научно-популяризаторской и просветительской работы.

В 1991 году в Москве и в 1992 году Санкт-Петербурге прошли конгрессы соотечественников. С 1991 года Отделение языка и литературы

Российской академии наук проводит круглые столы «Российское наследие. Разделенные архивы», осуществляя программу по формированию фондов русской зарубежной культуры XX века. В сентябре # 1993 года Российская АН провела в Москве международную конференцию с участием ученых из семнадцати стран «Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940».

Проблема российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. и ее вклада в югославскую культуру, науку, искусство, инженерное дело получила отражение в научных работах отечественных историков в 1990-е гг. В данный период выходит в свет ряд публикаций, посвященных данной проблематике, в которых предпринимается попытка раскрыть сущность данного явления, его особенности и причины возникновения. Так, вопросу ® научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии и в 1920-1930-е гг. и ее вкладу в югославскую науку и просвещение посвящены работы: Аксеновой Е.П. К истории русской научной эмиграции в Югославии: (Письма А.Л. Погодина A.B. Флоровскому); В.П. Борисова. Истоки и формирование российского научного зарубежья; Булатовой Р.В. Основатель югославской палеографической науки - В.А. Мошин и др. В данных исследованиях Ф изучается характер культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг., показывается ее роль в процессе институционализации югославской науки и системы просвещения.9

Данные исследования освещают многие аспекты деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Они характеризуют начало нового этапа в изучении российской эмиграции, которому становится присущи научный ф объективизм и методологический плюрализм, использование новейших исследовательских методов.

Вклад российской эмиграции в искусство и художественную жизнь югославского общества 1920-1930-х гг. рассматривается в работах Казовской Т.М., Кузиной Г.А., Кулагиной Г.М., Николютина А.Н. и др.10 ф Со второй половины 1990-х - в 2000-е гг. происходит интенсивное изучение проблемы деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии 1920-1930-х гг. При этом выделяются новые направления научного поиска, многие аспекты данной проблемы рассматриваются в новом ракурсе. Выходят в свет работы Алексеевой Е.В., Муромцевой Л.П., Перхавко В.Б., Сибинович М., Тесемникова В.А. и др.11

В 1996 году вышел в свет сборник статей «Русская эмиграция в

1 9

Югославии». Составители настоящего сборника исходили из • значимости и актуальности этой проблематики для русского читателя. Книга издается по инициативе научного сотрудника Института славяноведения и балканистики РАН О.Л. Кирилловой и профессора Белградского университета М. Сибиновича при финансовой поддержке сербской фирмы «Информатика» (Белград - Москва). В нее вошли избранные статьи белградского двухтомника и работы московских исследователей. Здесь представлены различные аспекты феномена русской Ф эмиграции в Югославии: общие статистические данные, сведения о прибытии и размещении беженцев, жизнь эмиграции в рамках созданных ею общественных организаций, культурные связи с местной интеллигенцией, вклад ряда видных представителей эмиграции в экономику, науку и искусство Югославии.

Сборник завершает публикуемая впервые в столь большом объеме «Избранная библиография книг и статей на общие темы жизни и деятельности русской эмиграции в Югославии», составленная А. ф Арсеньевым - перечень работ, опубликованных за 75 лет на разных языках и на четырех континентах. В библиографию не вошли сотни работ, относящиеся к отдельным русским ученым, общественным деятелям, артистам и т.д., которые жили и творили в Югославии (византологу Г.А. Острогорскому, театральному режиссеру Ю.Л. Ракитину, математику Ан.Д. Билимовичу, художнику С.Ф. Колесникову, летчику В.И. Стрижевскому, журналисту А.И. Ксюнину, митрополиту Антонию Храповицкому, ген.-лейт. Б.В. Адамовичу и многим другим). Это задача на будущее. Особый раздел библиографии содержит перечень опубликованных мемуаров и известных составителю художественных произведений, в которых судьбы русских эмигрантов представлены в восприятии югославских и советских писателей.

В период 2000-2005 гг. в работах отечественных исследователей получили отражение самые различные аспекты культурно-просветительной и научно-популяризаторской деятельности российской эмиграции в Югославии межвоенного периода. В данном контексте необходимо выделить работы Пивовара Е.И., Петрушевой Л.И., Ершова В.Ф., Мироновой Е.М. и др.13

Современная ситуация в сфере исторического знания характеризуется существенным ростом исследовательского и публицистического интереса ко всему, что касается темы российского зарубежья, и в том числе такого ее аспекта, как деятельность культурно-просветительных организаций зарубежной России в 1920-1930-е гг.

В 1920-2005 гг. в рамках отечественной и зарубежной исторической науки происходит выход в свет литературы справочного характера -библиографических и биографических справочников, архивных путеводителей и т.п., содержащих существенные сведения о культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций 1920-1930-х гг. Так, в 1971 году вышла в свет работа П.Е. Ковалевского «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970)»; в 1998 году вышли в свет «Библиографические и справочные материалы к изучению культурной жизни русской эмиграции».14

В 1993-2005 гг. в ИРИ РАН работала группа ученых-историков под руководством академика Ю.А. Полякова, подготовившая ряд концептуальных исследований по теме российской эмиграции, в том числе и по проблеме деятельности русских зарубежных культурнопросветительных организаций в Югославии.15

На историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в Центре теоретических проблем исторической науки работает группа исследователей под руководством профессора Е.И. Пивовара, осуществляющая многоаспектное изучение темы российского зарубежья, включая проблематику культурно-просветительной деятельности российских эмигрантов в Югославии в 1920-1930-е гг.16

Исследования проблемы российской эмиграции 1920-1930-х гг., в том числе ее культурно-просветительной деятельности, во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проводились также в МГУС, где был

1 -j выпущен ряд статей по данной проблематике. В 2000 г. вышла в свет монография В.Ф. Ершова «Российское военно-политическое зарубежье в

1918-1945 гг.», в которой также изучаются многие аспекты культурнопросветительной деятельности российских эмигрантских военных - 18 организации.

В период 1990-2004 гг. многие отдельные аспекты темы культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в межвоенный период получили отражение в диссертационных исследованиях Е.И. Алдюховой, К.В. Бирюковой, O.A. Грибенчиковой и

19

Др.

Эмигрантская историография российского зарубежья, включая тему культурно-просветительной деятельности русских эмигрантских организаций в Югославии в 1920-1930-е гг., зародилась уже на раннем этапе эмиграции. В 1920-е гг. выходят в свет работы Н.С. Билимовича, Ю. Вейцмана, В.Х. Даватца, Д.Н. Иванцова, С. Новикова и других деятелей российской эмиграции, во многом непосредственно связанных с проблемой организации культурно-просветительной деятельности.20

Проблема истории деятельности российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. получила освещение на страницах эмигрантской периодической печати; количество наименований российских газет и журналов, публиковавших статьи и материалы культурно-просветительного характера, насчитывает несколько десятков. Среди них: «Новое русское слово», «Иллюстрированная Россия», «Новое время», «Русский голос» и др.

В 1930-е гг. за рубежом продолжают выходить в свет работы эмигрантских авторов, затрагивающие в той или иной степени проблему культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Были опубликованы исследования Т.Н. Пио-Ульского, В.В. Розенберга, Е.В. Спекторского и др. В этих работах отражалась культурно-просветительная деятельность российской эмиграции в Югославии как часть общего культурного влияния зарубежной России на социум и культуру стран проживания.21

В 1940-1960-е гг. количество изданий российского зарубежья сокращается, что было обусловлено изменением международной обстановки, исчезновением многих центров научной и общественной активности русской эмиграции в странах Центральной и Восточной Европы, в первую очередь - в Югославии. В данный период публикуются работы Д.А. Асеева, В.А. Маевского, Е.Э. Месснера, А.Н. Шуберского и

22 др.

В 1970-1990-х гг. число эмигрантских изданий, затрагивающих проблему культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии, продолжает сокращаться, тем не менее в этот период появляются исследования А. Арсеньева, Н.С. Белавина, Ю.К. Мейера, Д.М. Николаева-Волкова и др.23

Во второй половине 1990-х - 2005 гг. эмигрантская историография максимально сокращается, в свет выходят лишь отдельные незначительные работы, эпизодически затрагивающие лишь некоторые аспекты деятельности российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг.24

Вопросы истории культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. получили также отражение в западной (советологической) историографической традиции в 195 0-2005-е гг. Можно в данном контексте отметить работу М. Раева «Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939 гг., а также исследования С. Аврамовича, 3. Божовича, О. Джурича, М. Йовановича и др.25

Методологическую основу диссертации составили принципы историзма, объективности и системности. В работе использовались также специально-исторические методы ретроспекции и актуализации.

Системный метод предполагает рассмотрение изучаемой проблемы как целостного явления, анализа фактов во всей их совокупности и взаимосвязи.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является изучить деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг., определить специфику их деятельности, показать основные направления культурно-просветительной работы.

Для достижения вышеуказанной цели соискателем поставлены следующие задачи:

1. Изучить процесс формирования институциональной основы культурно-просветительного движения российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг.

2. Исследовать конкретную деятельность российских культурно-просветительных организаций в Белграде, Загребе и др.

3. Показать вклад российских эмигрантских деятелей культуры и науки в научную и художественную жизнь Югославии в межвоенный период.

4. Определить роль и место российских культурно-просветительных организаций в Югославии в системе культурно-просветительного движения зарубежной России 1920-1930-х гг.

Территориальные рамки исследования охватывают основные центры культурно-просветительной активности российских эмигрантов в Югославии, в первую очередь - Белград, Загреб, Нови Сад и др., затрагиваются также другие регионы и столицы Европы, на которые распространялось влияние культурно-просветительных центров - Прага, Берлин и пр.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период с 1920 года, когда сформировалась российская эмигрантская диаспора в Югославии, и до 1939 года, когда система российских культурно-просветительных организаций зарубежной России была разрушена начавшейся Второй мировой войной.

Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.

Отдельную группу источников составляют публикации документов и материалов по истории деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 19201930-х гг. Данные сборники информативны, содержат большой фактический материал и позволяют в значительной степени воссоздать картину культурно-просветительной деятельности российских эмигрантских организаций в Югославии в таких сферах, как наука, просвещение, искусство, архитектура и инженерное дело, публицистика и т.д. Так, ценный исторический материал по проблеме культурно-просветительной деятельности в зарубежной России содержится в документальной публикации «Чему свидетелями мы были. Переписка бывших царских дипломатов 1934-1940 гг.», подготовленной МИД России.

В российском зарубежье в период 1920-1970-х гг. также выходили в свет документальные публикации по проблеме культурно-просветительной деятельности в Югославии: «Краткий обзор возникновения и деятельности

Общества ревнителей военных знаний в Королевстве СХС», «Доклад

Объединенного комитета Российского общества Красного Креста,

Всероссийского Земского Союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов в

Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев»; «Отчет Общества помощи недостаточным ученикам Русской основной школы и Детского сада в

Белграде с 1932/33 учебного года по 1936/37 год».26

Вторая группа источников состоит из памятников эмигрантской общественно-политической и научной мысли - программных документов культурно-просветительных организаций, уставов научных обществ и союзов и т.д., например: «Новый путь», «Записки Русского Научного института», «Русская культура и Югославия» и др.27

Третью группу источников составляют материалы периодической эмигрантской и советской печати, содержащие сведения фактологического характера по теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. В диссертационном исследовании были использованы материалы газет и журналов: «Призыв»,

Духовный мир студенчества», «Русский Сокол в Земуне», «Вестник

28

Воздушного Флота» и др.

Следующая группа источников - мемуарная литература, имеющая большую значимость для данного исследования. О культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 19201930-е гг. рассказывают воспоминания Л. А. Девель-Иванниковой, архиепископа Иоанна Шаховского, А. Бертельс-Меньшого, В.В. Бодиско,

29

В.Н. Вагнера и др.

Комплекс опубликованных мемуаров по теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. является одним из наиболее крупных мемуарных пластов русской эмиграции и свидетельствует о таких сторонах деятельности представителей российской науки и культуры в Югославии, как организация публичных лекториев, проведение открытых семинаров, съездов ученых, выступлениях в югославских высших и средних учебных заведениях, а также об их вкладе в науку, культуру и искусство югославского общества в 1920-1930-е гг.

По теме культурно-просветительной деятельности российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. существует также достаточно обширная справочно-информационная литература. Например: Литература ® русского зарубежья: Материалы к библиографии. Кн.1. 1917-1940; Армия и Флот. Военный справочник; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970); Биобиблиографические и справочные материалы к

30 изучению культурной жизни русской эмиграции, и др.

В диссертационном исследовании широко использованы неопубликованные архивные материалы Государственного архива Ф Российской Федерации (ГАРФ), комплекс фондов Русского Заграничного Исторического архива РЗИА в Праге (т.н. «Пражский архив»). При научной разработке темы институционализации и деятельности культурно-просветительных организаций российской эмиграции в Югославии в 19201930-е гг. данные материалы являются базовыми: именно в фондах ГАРФ сосредоточен основной массив документов по проблеме - материалы общественных и культурно-просветительных организаций российского зарубежья в Югославии, уставы культурно-просветительных обществ и

• союзов, научных учреждений, военных лекториев, учебно-воспитательные программы, конспекты лекций и т.д. В данном массиве уникальных исторических источников отражены практически все стороны культурнопросветительной, учебно-благотворительной и научно-популяризаторской деятельности российских эмигрантских центров в Белграде, Загребе, Земуне. Нови Саде и др. Так, в фонде 7893 «Русского Культурного комитета в Белграде» содержатся материалы по организации выставки русского искусства с участием А.Н. Бенуа, К.А. Коровина, М.В. Добужинского и др., протоколы, журналы заседаний издательской комиссии, доклады председателя Русского Культурного комитета и др. В фонде 2482 «Союза русских писателей и журналистов в Югославии» содержатся документы о деятелях русской эмиграции, работавших в области медицины и других естественных наук. Фонд 6820 «Русский ^ Научный институт в Белграде» содержит материалы о деятельности института: Положение о РНИ, распределение занятий института, ® программу лекций академика П.Б. Струве, протоколы заседаний, тезисы докладов и другие материалы IV съезда русских ученых в Белграде (1928 г.), переписку с учеными о зачислении их на должность и др.

Архивные материалы фонда 6821 «Института изучения России в Югославии» также содержат богатый фактический материал по теме диссертационного исследования; среди них: объявление о подписке на издания института, афиши о его торжественном открытии, материалы Ф информационно-статистического характера и т.д.31

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые комплексно исследуется процесс формирования и деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. Впервые изучается проблема институционализации российских культурно-просветительных структур в Белграде и других центрах социально-политической и общественной жизни югославского социума, раскрывается структура и деятельность таких крупных центров культурно-просветительной деятельности, как Русский Научный институт, Институт изучения России, Русская Матица и

ДР

В диссертации выдвигается положение о том, что создание российскими эмигрантами в Югославии в 1920-19390-е гг. системы культурно-просветительных организаций в значительной мере облегчало процесс социальной адаптации российских беженцев, а также способствовало сохранению ими основ отечественной культуры.

В работе анализируется активность российских культурно-просветительных организаций в Югославии, направленная на расширение своей деятельности, на повышение количественных и качественных стандартов работы.

В диссертационном исследовании показана и проанализирована социокультурная ментальность организаторов и участников культурно-просветительного движения, их политические и историко-культурные взгляды, художественная жизнь, варианты прогнозирования развития социальной и общественно-политической ситуации в России.

В работе доказывается, что российские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. осуществили значительный объем деятельности в рамках широкого спектра: от научно-исследовательской и популяризаторской до организации учебного процесса в системе российского (и югославского) образования.

В диссертационном исследовании впервые отмечается, что институциональная основа российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлась неотъемлемой составной частью системы обществ и профессиональных союзов зарубежной России, прослеживается генезис ее организационных структур.

В диссертации вводится в научный оборот обширный комплекс исторических источников, в том числе архивных, по исследуемой теме.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке научных исследований и учебных пособий в области отечественной истории XX века, в лекционных курсах вузов и в рамках семинарских занятий, а также при организации системы культурно-просветительной деятельности для русскоязычных диаспор в странах СНГ и ближнего зарубежья.

Апробация исследования. Выносимые на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в Московском государственном университете сервиса в рамках деятельности кафедры истории. В 20042005 гг. соискателем опубликованы две работы по теме диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920 - 1930-е гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс образования культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-е гг. охватил практически все стороны жизни российской эмигрантской диаспоры. Их возникновение было обусловлено тем обстоятельством, что многие российские ученые-эмигранты и общественные деятели испытывали потребность в продолжении интеллектуальной деятельности, а также уделяли внимание вопросу подготовки научных кадров для России постбольшевистского периода.

Активная деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. в значительной степени способствовала консолидации российской зарубежной диаспоры в этой стране, содействовала развитию системы российского эмигрантского образования, а также интеграции многих российских эмигрантов, в первую очередь - молодежи, в научный и общественно-культурный мир европейских стран, в систему зарубежного среднего и высшего образования.

Формирование русских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. находилось в прямой зависимости от уровня развития и генезиса российской диаспоры в этой стране. В случае возникновения новых крупных научно-исследовательских центров российской эмиграции (например, в • связи с созданием Института изучения России) при них обычно появлялись и культурно-просветительные структуры. И, напротив, вместе с угасанием общественно-культурной жизни российской колонии в том или ином регионе Югославии сворачивали свою работу и русские эмигрантские культурно-просветительные организации.

В рамках процессе формирования и развития институциональной основы российских культурно-просветительных организаций в 19201930-е гг. русскими эмигрантами были созданы крупные общественные организации - «Русский культурный комитет в Белграде» и его структуры, «Союз русских писателей и журналистов в Югославии», «Русский Научный институт в Белграде», «Институт изучения России в Югославии» и ряд других, которые оказали в итоге большое влияние на научную и культурную жизнь российской диаспоры, а также и на научную и культурную жизнь самой Югославии и ряда других, в основном европейских стран.

Отличительной чертой деятельности российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлись ее высокие качественные и политические характеристики. Столь высокий уровень культурно-просветительной активности российской эмиграции в 1920-1930-е гг. объясняется ее надеждой на скорое возвращение на родину, где она сможет реализовать полученные знания и занять подобающее социальное положение. Русские эмигранты смотрели на культурно-просветительную деятельность как на средство поддерживать свою профессиональную квалификацию (преподаватели дореволюционных учебных заведений, профессура), а также как на вид продолжения научной карьеры в условиях эмиграции.

Просветительская деятельность российских общественно-культурных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была направлена прежде всего на воспитание и развитие у членов российской эмигрантской диаспоры чувства национальной идентичности, на сохранение у них отечественной исторической традиции и менталитета. Российские культурно-просветительные организации в Югославии в межвоенный период внесли большой вклад в дело создания и развития системы среднего и высшего образования зарубежной России, оказывали значительную поддержку российской эмигрантской начальной школе.

Деятельность российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была направлена в первую очередь на воспитание у русских эмигрантов, прежде всего - молодежи, чувства причастности к исторической судьбе своей родины; она вселяла в их сердца надежду на скорое возвращение и на реализацию своих полученных знаний в постбольшевистской России. Таким образом, у российской эмиграции возникала надежда на будущее, а перспектива возвращения на родину казалась ей реальной. Возникало также чувство собственной нужности, причастности к делу подготовки строительства новой (постбольшевистской) России.

Система российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была ориентирована прежде всего на внутренний спрос в рамках диаспоры зарубежной России. Тематика лекционных выступлений, подбор литературы, статьи в периодических изданиях учитывали информационные запросы российских эмигрантов и лишь после этого были ориентированы на внешнего потребителя - граждан стран-реципиентов.

Система российских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. являлась неотъемлемой частью институциональной структуры российской диаспоры за рубежом в межвоенный период. Российские культурно-просветительные организации в Югославии стали важнейшими культурными и общественными центрами российской эмиграции, на основе которых формировался мир российского зарубежья в странах Центральной и Восточной Европы в 1920-1930-е гг., его традиции и культура.

Культурно-просветительная деятельность российских эмигрантов-ученых в основном проходила в рамках популяризации науки, прежде всего - ее гуманитарных направлений. В то же время именно благодаря увлеченным лекциям ряда российских профессоров многие представители российской эмиграции выбрали в качестве своей будущей профессии карьеру ученого. При этом большинство из них впоследствии успешно интегрировались в мир зарубежной (прежде всего - западной) науки. Таким образом, культурно-просветительная деятельность эмигрантской профессуры в значительной степени способствовала формированию научных кадров российской эмиграции. формально культурно-просветительная деятельность российских эмигрантских организаций проходила в соответствии с принципом их аполитичности. Однако в действительности в 1920-1930-е гг. российские культурно-просветительные организации в Югославии оказывали значительное косвенное влияние на развитие белоэмигрантской идеологии, способствовали формированию у русской эмиграции, прежде всего ее молодежной части, мировоззрения, основанного на идеях традиционной российской культуры, отечественной истории и т.д.

Российские эмигранты в 1920-1930-е гг. проявили очень высокую активность в деле создания культурно-просветительных организаций, что в целом способствовало развитию и укреплению общей институциональной базы российской зарубежной диаспоры. Деятельность российских культурно-просветительных организаций в Югославии способствовала укреплению организационных связей в рамках российской диаспоры, ее консолидации.

Российские эмигрантские культурно-просветительные организации в Югославии 1920-1930-х гг. в значительной степени способствовали позитивному развитию процесса социально-культурной адаптации российской эмиграции, создавали положительный образ российской диаспоры, удовлетворяли информационный и духовный голод людей, оказавшихся в крайне тяжелых материально и психологически условиях. Феномен российских эмигрантских культурно-просветительных учреждений 1920-1930-х гг. показал устойчивую тенденцию мира зарубежной России к воспроизводству традиционной отечественной культуры и образа жизни независимо от политической и культурной ситуации стран-реципиентов, стремление к активной творческой, образовательной и научной деятельности. Практически, ни одна эмиграция в мире за всю историю человечества не создала такого уникального явления, как система культурно-просветительных организаций на территории других стран и в различных регионах мира, прежде всего - в Югославии.

Деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. была востребована диаспорой зарубежной России, что и позволило им достаточно успешно развивать свою работу. Одной из причин, по которой российские эмигранты проявляли столь устойчивый интерес к культурно-просветительным организациям зарубежной России, является то обстоятельство, что большинство из них надеялось реализовать полученные знания уже в эпоху постбольшевистской России.

Российские культурно-просветительные организации в Югославии в 1920-1930-е гг. восполняли дефицит информации в среде российского зарубежья, в частности о положении в СССР, осуществляли интенсивный информационный обмен.

Реальная роль российских эмигрантских культурно-просветительных и научно-популяризаторских организаций в мире российского зарубежья 1920-1930-х гг. была шире, чем только культурно-просветительная. В глазах российской эмиграции они являлись «островками» отечественной культуры, своего рода центрами идейного и историко-культурного сопротивления идеологической экспансии коммунистического движения. Культурно-просветительная деятельность стала символом свободы слова и мысли, признаком образа эмигранта, не смирившегося со своей ролью апатрида и живущего мечтой о возвращении на родину.

В то же время, активная деятельность российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в 1920-1930-е гг. способствовала созданию рабочих мест для представителей российской диаспоры.

Российские культурно-просветительные организации российской эмиграции в Югославии в 1920-1930-е гг. являются неотъемлемой составной частью институциональной основы мира зарубежной России. Они сыграли значительную роль в деле формирования и укрепления российской зарубежной диаспоры в межвоенный период.

Таким образом, можно сделать вывод, что система российских эмигрантских культурно-просветительных организаций в Югославии в период 1920-1930-х гг. являлась одной из важнейших институциональных составляющих мира зарубежной России и достаточно эффективно обеспечивала информационные, научные и культурные потребности русскоязычной диаспоры в странах Центральной и Восточной Европы. Благодаря сложившейся системе российских культурно-просветительных организаций молодое поколение российской эмиграции получило в Югославии и других европейских странах возможность приобщиться к ценностям отечественной культуры, знания по истории России, сохранить русский язык как средство общения.

Значительное сокращение деятельности системы российских эмигрантских культурно-просветительных центров, сложившихся в 19201930-е гг., происходит в период Второй мировой войны 1939-1945 гг., когда в основном институциональная система культурно-просветительных организаций мира зарубежной России в странах Центральной и Восточной Европы была разрушена.

 

Список научной литературыСафронова, Галина Николаевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Неопубликованные источники

2. Государственный архив Российской Федерации (ТАРФ).21.126. Фонд 5771. Представительство Всероссийского Союза городов в Югославии, г. Белград. 1920-1941 гг.1. Оп.1. Д.8. Jï.41,220.

3. Оп.2. Д.2. Л.370-370об., 373об, 375об., 376.1. Оп.1. Д.5. Л.24.21.127. Фонд 5777. Тукалевский В.Н. 1882-1936.

4. Оп.1. Д.45, л.1-63; Д.40. Л.60; Д.42. Л.14. Д.57. Л.8; Д.48. Л.1об.; Д.99. Л.20; Д.302. Л.10,11.21.130. Фонд 6134. Общество славянской взаимности, г. Белград, 1919-1922.

5. Оп.1. Д.938. Л. 5,8,9,11,12,13, 24,29; Д.959. Л.223; Д.959. Л. 151-156; 223; Д.965. Л.43; Д.992. Л.1; Д.1129. Л.З.

6. Оп.2. Д.957. Л.2, 23-24, 44, 50-51, 56, 58.