автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Русская философская лирика 1946-1990 гг.

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Малюкова, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Русская философская лирика 1946-1990 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская философская лирика 1946-1990 гг."

?

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕНИНА

Специализированный сонет Д 033.01.00

На правах рукоппсп

МАЛЮКОВА Людмила Николаевна

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА 1946-1990 гг.

10.01.02 — литература пародов СССР еонстского периода

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой стснсни доктора филологических наук

Москва 1993

Работа выполнена в Таганрогском государственном педагогическом институте.

Официальные о н п о п е н т ы:

доктор филологических наук,

профессор ПОЛЯКОВА Л. В.,

доктор филологических наук, старший научный сотрудник (КРЮКОВА А. М.,

доктор филологических наук, профессор КАРПОВ А. С.

Ведущая организации — Институт Русской Литературы (Пушкинский дом).

Защита диссертации состоится 1093 года п ....:/.М- часов на заседании специализированного совета Д 053.01.06 но присуждению ученой степени доктора филологических наук в Московском ордена Ленина н ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина но адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд. . ......ш.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина. Адрес университета: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.

Автореферат разослан ......993 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

доцент ТРЫКОВ 13. П.

В последние два десягклетия философская лирика стала объектом интенсивного критического и. исследовательского изучения. Такоо особоо внимание к ней была обусловлено, несомненно, повшюннш интересом современного общественного сознания к личности как. к нраштЕонна-фдлосотскок величина. Немала этому .способствовали, особенно в 80-90-е годи , и саг/л социально-исторические условия, открывающие начало нового наворота в стране, когда возникает необходимость активного переосмысления (■илосо^ско-эстатичзского, нравственного, исторического национального наследия. Б то не время обозначившиеся тенденции Дегуманизации, духовного разрушения челозека, поставили личность перед рядом тзненноваяних "вечных" проблем: человек и мир, человек. и природа, человек и космос...,-которые могли. наита разрешение, прежде всего, на пути их философского осмысления.

Лирическая поэзия на оставалась в стороне от столь актуальны* проблем своего времени. В силу своих возмшшостек, своеобразия природы, заключающей. б себе наибольшую. свободу внутренних лерв-живггсш., она взяла на вооружение эстетическую мысль, наполненную апвш, трепетным, сложны.! и нередко противоречивый содержанием. Подобно чуткому барометру, в ней' отразились единство синтеза и аритмичность эпохи, гармония и хаос. Стремление "строк находить в нестройном вихра чувства? как одно из непременных, условии, ее жизнеспособности, активизировало в ней мыслеобразуодзе начало и привело к. выделении из общего поэтического лиаста ссооого -философского.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССВДЮВЩ1Я. В научной и критической литература последнего' вреглвни философская лирика, представлена значительно. В отличие от первых двух десятилетии послевоенного периода, когда игнорировалась и подменялась сача кааегороя ее содэр.кания и совершенно исключались публикации о ней, начиная со второй половины GO-x гг», положение резка иеняегся! защицэкы три кандадата-киа диссертации ГА.З.Дмитравски1 "Проблемы.современной философх&аи. лирики" й.,1966; В„Е.Кульчицкии "Русская советская философская лирика 1960-х гг. Проблемы поэтики" круиза, 1982; В Л.Смирнов "Философская лирика в русской советской, поэзии 50-60-х гг. Ьаболоц-кш1, Твардовский, 1.1ар<гыжш"Ы. ,1988) Значительное внимание философской лирика уделяется и в диссертационных работах "нэспэцаального"

характера,- в докторских диссертациях В.ГЛарцева "Наука и советская поэзия1* Л. ,1970; Г .И Лубянской "Стилевые течения в русской, соватскок лирической поэзии (типалошя, генезис, функционирование)' М. ДйЭО, а также в рлботе, представленной на соискание ученой, стопени ..'.аццидата филологических наук В.В.Мусатова "Проблемы художественных традиций в современной 'лирической поэ'Зии 50-х - начала 70-х гг" Л. Д978. Немалый вклад внесли в нсследовакпэ этого эстетического феномена книги Л.Гинзбург "О лирике", AJtaxайлова "Лирика сердца и разума" Ы.,1965, Р.Коминой "Современная советская литература. Художественные тенденции 'и стилевоа своеобразие" М.Д976, А.И.Павловского "Советская фил о с оскская поэзия" Л. ,1984, Г.В.Филштова"Русская советская Йиосомская поэзия. Человек, и природа" Л. ,1984, Р.Спивак "Русская философская лирика. Проблема типологии жшров" Красноярск, 1985, В.А.Заыцева "Современная советская по.ззия" ¡.1. ,19Ш, В.ГЛарцева "На нута к синтезу" Толь-копт, 1985. ' ' .

Ой. ii&o в центра внимания исследователей дшха в "специальных" работах - вопросы поэтики. Как правило, акцент ставится на лирика ЬО-бО-х годов, представленной незначительной группой. поэтов лого времена,и премию всего- Н .Заболоцкого, А.Твардовского, Л.Мартынова, художников, несомненно, ярких, самобытных, с ораы-на^нок философской позицией, но при всем этой не отраяащих все*" исчерпанности многообразия и сложности "миропорядка". . Что же касается таких больших поэтов, как, например, А »Ахматова дли. позд-нии Б.Пастешшк, философское качество их поэзии остается вне исследовательского поля зрения. О лирика Н.Рубцова, А. Л рас олова, Н.Тряпкяла, В.Казанцева" или И.Бродского а этом контексте и'говорить но приходится. Эти поэты .воплотившие в сзбе^илософско-зсте-ткческие истоки как нацкональныэ, так к общечеловеческие, тоже оказались обойденными научной литературо11. В результате панорама философской ллраки 1946-19Э0- х гг. предстала фрагментарной,' ■ лииюннои целостного представления. .

Очошдноэ прояснение и обогаданиа в исследовании данного ас-локта но1зиа внесли публикации философски^ трудов русских.мысли- ' толей рубежа ИХ - XX вв. , на долгое время исключенных, из ис- . торга общественного сознания: НЛЗерпяева, В.Соловьева, С.Булгакова, ¡¡„Флоренского, АЛосева, E.Tpydoukaro, С.Франка, С-.Карсави-иа... Стала необходимым звеном при анализе отдельных проблем философ-.

- а -

кой лирики работа таких вццающюсся уча них, как К.Цшлковскаш, А.Экштейн ., Вернадский,- АЛгекавски^.. И-Шкловскии,, Б.Рау-. шенбах ... Некоторые их открытия нашли ь ней своеобразное эстетическое преломление.

' Обращай! вншши и такая особенность, как прогнозирование учеными'и критиками усиления философского потенциала на только . в поэзии, на и. ш всем литературно-художественном процесса. В связи с этим возникает немало спорные публикации о лирике, в которые данное явление рассматривается, как. движение к обогащении' поэтического статуса и как "отход от гралданского тонуса", снижение подданного эстетического качества (С.Чупринин, А.Урбан, Э.Мвжелайм10, Н.ГедО . Другая группа литературоведов отдает явное предпочтение этому процессу, происходящему в лирика, видя в ней продолжение'тех поэтических, традиций "мпели", которые были заложены Е .Баратынским, А.П-ущкинрм,.ф.Т!м:чевш и которые долгов . время оставалась невостребованный! или воспринятым: в свете требований своею времени (¿.Михайлов, АЛакцнков, В.Огнев* ЩИайТанов ) .

Все это отмеченное выше - свидетельство как. глубокого и закономерного интереса к вопросам философской, лирики, так а неупорядоченности критических'и научных воззрении на ее феномен. Кроме этохм, оказались обавденныш и. такав философские вопросы, как отношение личности ¡а. пространатву а времени, природа и власти, . к- Бачнш категория;.! бытия: :шзни и смерти, добра и зла, красоты •и безобразия, сво'Соцц и нзвола,- отчего на только философская лирика, но и поэзия в целом предстала.обесцененной. Обнаружилась и острая противоречивость оценок категории философском лирики , неизученность !вв гносеологических истоков, которые характеризуют ее как такавуга.. Полемику вызывает и сама ее терминология.

, Степень ■. изученности материала, нерешенность ряда поэтических проблем определяют и основную ЦЕЛЬ настоящего ИССЛЯКОВАНЩ. Выяснить мыслеобразующуп.структуру философской лирики, ее осо-г, бенности ¿многообразие проявлений.. Проследить эволюции этого »эстетического феномена в целостном. поэтическом процеаса 1946-1990-х годов. Доставленная цель предполагает и решение связанных с нею задач: с учетам накопленного критического и исследовательского опыта определить специфику'природы философской лирики,

по взаимообусловленность дмюктгасо-детермишстскими законокер - . костям»! развития лачностц а общества; установить типологическую особенность оа, вацаляэдую из поэтической целостности; исследовать к с.истештизиро'затъ степень "синтетичности" мыслительного ц эстетического иотонидала в ушр;ка у наиболее значительных.' по-отическпх личностей, а такж отдельных цзэтачесйах групп, объединенных мзвду ootíoü близкими представлениями о "ииропорядке" YJ4L иных; ^тетичоспими связл.ы.

TE0P¡;r;.4BCK0Í Я мЛОДОЛОгаЧНСКОЬ ОСНОВОЙ исследования яа'йштсй тот эстетический, философский tí исторический мировой и OTü,'.ocTuoHKtai опыт, в основу которого положены фуццаменталь-шс зико:о:лоркости диалектического движения литературного про— иисса. Надо врс!дд - зро!ля восстановления згшзношрпойтай обгцзст--. венного р^ивптая,- требует нового пршцдшзльного ссмыслэшш худо.■юстезчюго процесса, соцдаячо новых концепций, агвочахиях . аби^челоизчеекпи правилам кизностроительства. Отсюда в диссертационное pa¿oTe использовались труди по эстетике и философия кик м;:рово& классики ("Гегель, Кант, йэддз > Фейербах... .) , так и оточеi/rririHuú filcjLiiHCKJüi. Тисарав, Плеханов, Н.Бердкев „ С .Булгаков, ПЛуюг-унский...). Основой явилась тагал ис'аяздавакая классикой русской филологии: АЛотебш, Д-Овсянико-Куликовского, Ü.Бахтина, АЛосева, А.Веселовскаго г.-других. Учтены к основные теоретично работы шдуцих литературоведов и критиков нагого врэмонл fü.С .Лихачев, П.В.иадпсвсккк ¿О.Б.Борйв,, U. Л. Гас паров, Хо-лдевч.'лоъ В.Я и доугие/.

В качеств? источников диссертации привлекались, курнадьнш и котики етагы, выступления, дискуссии по проблемам советской аозйиц, разгапдиноьчю научпо-теоледовагельские сборники поэтического содержания; использовались произведения мемуарного характера.

В»кущи» гиотоды исследования: проблеино-тзматический, ср'авия-2<зж,ко-i.;;,!ологлч8ск:в., цс ггрико-проблвкнн2.

ГЛ/ЧНАл IiOitlüiLl Д.'1СС^?ТАЦ1!Л. Зяервне анатазир^ся ¿юлэ-1лл a >c("'>'.'hhdctu .]:nC)C0-!C¿C0ii лиршеа на протяжении такого обьом-иого о .':>'.ч;а ь;ючени - с 1^-10-1^90 гг. Злервш уцхояатся осо - . ¿'к; к: -¡м .!;u-oco.Tcxoiiy аспекту в арц« А.Ллйатогок, аозпне-ro ur ..i;-;«;»i, И.Бгюгажого, А.Ьазносесскога, З.Каэага:,ева, ь.Руб-r.oiv-,, ... j,»aco.i.jwi... , a rajc¿a в .тлричесхси твортпегм молодых

поэтов, изучение которых было ггало.кепо в работах В.Кожинова, А.!&хаилова,-В.Дсментьева, АЛаа.ювского, М.Эпштеина и других современных критиков и литературоведов. Те поэтичэские имена, которыэ исследовались обстоятельно, ко философская значимость которых получила пративора.чивиа оценки, /г1.Заболоцкий, АЛвар-дошкии, JIJiapruHOB^, рассмотрены заново с учетом открц&иихся прсздо нзизвестньк материалов и новых асторическах требований временя. G учетом последнего осмыслены п ф&юсо.тскэ-астетическ. гдо отражения в лирике таких поэтов, как. Е.Винокуров, М.Дудин, G .Орлов, В.Иефпер...

Рассматривая философскую лирику как стилистическую данность, обусловленпуи млроьидешшм ii млроощуцеиием поэтической, индивидуальности, впервкэ делается попытка проследить, ка'л совердаотса овладеяиэ. тематическим пластом этой стилистичзсксп данностью, выводящей его из. своей заявленной первоначальности к глубоким философским обобщениям. Этим определяется и композиция исследования,. акцентирующая вшмакио на наиболее- значительных тэмаш-чеекцх. концепциях творчества поэта ши отдельных поэтических груш. В то аэ время в работе прослежена и другая'концепция,взаг кмосвязанная с предыдущей; в процесса овладения тематическим пластом-обогащэнаа и стилистических, особенностей исследуемого эстетического -феномена. Отсюда значительное тесто уделяется своеобразий.Лирдчесрой образности, поэтики, лексики. А вместе с díhm' обращено п. большое внимание на форма ьира-вния авторского сознания. Вое особенности, проявлению з философской ли-рико, анализируются в единства с национальным и миоозич культурным наследием, с традициями русской, классической поэзии и философской мыслью.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Результаты ее исследования, глогуа .быть использованы при непосредственном иаучэп нии - в вузе или школе- истории развития и еостоякш русской поэзии' советского периода, в составе которой аспект философской лирика примечателен у.:;э тем, что наиболее отчетливо отражает сущность и движение философской и эстетической мысли личности и общества, кроме этого, данная работа представляет определенный iiüTüpic чри исследовании проблем отечественной поэзии последних четырех десятилетии, теэдйисш я особенностей современного дцторатурного процесса.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТА. Основные результаты исследования бшл изложены в книге "Философская лирика 1946 - 1990-х годов'; выаедшой в свах в издательство Ростовского университета в 1992 году. Отдельна материалы его публиковались в'периодических изданиях:, й научных сборниках," в учебном пособии "Русская советская литература" под ред. проф. А.А журавлевой Д., 19«8 г. Некоторно "положения" о художественном образе, о героа наиих дней, с состоянии современного литературного процессазы-сказеаались в работах общего характера, в.дискуссиях, проведенных мною, под рубрикой "Круглый стол." ^'Герой нашего времени?"-"Дон" 1990, Г 12; "Перестроить человеческую душу..."-"Дон"-1988, К Ъ], Наблюдения и выводы диссертации легли в основу докладов, прочитанных на научных конференциях в МШИ им. В.ИЛенкна, МОЩ им. НЛ^.Крупск9й, Пензенском государственном педагогическом институте , Ростовском а Тверском государственных университетах. Материалы исследования были использованы и при чтении курса лекций ¿.о истории русской советской литературы в Таганрогском педагогическом институте и Ростовском университете, а также спецкурсов, посвященных как. творчэству охделышх поэтов, так. и проблемам состояния и развитш современной поэзии в ее общей объ- • еда. Крота этого, некоторые материалы и концепции диссертащюн-. ной. работы вводились в практику школьного преподавания учителями г.Таганрога ь Ростова-на-Дону.

СТРУКТУРА И 0£Ш4 ДШС£РТАЦИ1. Диссертация состоит из введения, трех частей, гз которых - вторая предполагает три -главы, третья - пять, защшчэная и Онблиографии, Ч^'ь6" Р^^^ 424 страниц ¡/ллкиописа . Библиография содергай более 500 наименований. •*

СОДЗРдЖШ РАБОТЫ. '

обосновывается актуальность темы, олрвделязтая научная новизна, штодика изучения исследуемого материала, его ироадег^агака, ставятся цели и задачи.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. "Проблема категории! философской лирики" носит во ынотоа постановочный характер. Б то но время она выполняет определился роль.В процессе исследования в ной выясняются со-дершюлыж и формообразующие признака онлософской лирики, • обосповивается правомерность ее теришгалогин. как. таковой.

- 7 .т

Учитывая и систематизируя далеко неоднозначные публикации современных критиков и ученых о филоцофскоя поэзии, неизбелига возникает вопрос: к какой категории она моает быть отнесена. Не решив его, новозтлно осмыслить и понять саму сущность ее. О принадлежности философской поэзии к той или "иной категории Мнения высказываются диашхралыю-лрот1таполок1ша.''0на есть одна из разновидностей занра'^* правомерность такай позиции отста!-нваат: АД1лшровс1й£й,'3'.Кульчицшш, ¿-.Михайлов, А.Костенко, Б.Сшрооа. К хааегоргщ "мехаханра" относя! ее Р.Сливак и Г.З. Филшшав. Другая группа ученых а критиков, не выводя философ- ; скуп лирику за-пределы .танровой специфики, закрепляет з.а ней инааназванщи "интеллектуальная", "поэзия шали", "научная поэзия" /З.ГДардов, К.Гераспшв, Е.Осетров, Ю.АДндооев/,

Другое определение категории философской поэзии дано в исследовательских и теоретических работах А.И.Павловского, Р.В.Ко-шшоИ, В.В.Мусатова, А.В.Гуляава. А.В.Павловскнн утверждает: "Поверять ее рамками некоего будто би.лишь ей присущего йанра шгй "глэтагянра" в принципа неверно: философская:поэзия ирояшш-- в? себя в самзд. различных формах".* Философская поэзия есть атилйвад категория,- с таким определением этой, еру гага учених -кш.зя на согласиться. • Однако при этом необходима учитывать некоторые "полйиэнха": во-иэрвых, что Понимается под стилем философской поэзии и никакой. соотнесеннбати ои находится с обида стилем тпорческай индшщу алыгасти, во-вторих, чем отличается оо философский потевди&т от той философской эпергаи, которая является оргпшчэской прляздлехиостьй всякой истинной чоззии.

В определении худдаоствешюго стиля ш исходили из представлении его,- кяк "одасойиюфштш эбраднод) оо^зешш 'адрни'- ví-/ййЗДраиченкв2/.' Носсшшшга, пгдэнаки общага стала на изодз-руад пшоссфскуз) лирику os егей особенностей, но у нее есть свои задачи, свой способ "узнавания" и oci«неявная аизни; жо ' углубленная нацеленность на предмет или явленна,. увиденных как бы лиершл;' это абьектнвизацнл ¡щей, закдочающгй. в сабе-"тре- %

i 1 .Павлопсгли А.И. Соштская философская поэзия. Л.,1984. С,5. . 2.ХралчеккЬ М.Б. Творческая и папгл д у алы ¡ост ь писателя и развн- •

• тие литературы. М.,197?. С.115.

нетнуи. мысль" о "вечных" общечеловеческих "максдглах" как духовного, так. и материального характера, возникающих в самой худо-

злвстшмшой система поу-та. Но в то ае время, если их, как. верно

i

утпер.адазт Г.В.Оилиллоз, воспринимать широко/ то сад термин "филасомская лирика" должен быть исключен, так как в таком слу-'~. чаа ну;:и:о взсга речь о целостном худсшствзниоа мировоззрении.

Известно, что изтодологической предпосылкой всей эстетики Геголя посду-.АИЛо его осмысленно взаимосвязи и различия искусства ц философии. "Созерцание", поло:кзнкоо в основу искусства, для уч^пого-диалекткка не явилось нопосродствекньы чувственный отраяенг.зи, оно включало в себя все категории елшлэнля и разума, способствовало выражению "глубочайших человеческих интересов, всЬабъемлдщсх истин духа". В этом охноц&сш реальность дополняла Сущность". искусства. А потоглу оно восироьси'ллось как ушшорсалишй к воличакгвш учебник человеческой жиа;. Эта гегелевская философская всеобъейлЕнлость в искусстве, воспринятая р}celtas. критической мыслью., начиная от В.Г.Бажшского, ка была ысг.олоблена в своей основа вало'л» до последнего времони. В.Крисов в начале пока сделал попытку отъединить об обедл) Tima худо-шхгсшшогп бналошш особый вид астатического созканая, арота-волиеталнв "лоэта-фиософа" - "позту-'згоисту". Однако заявл^л-коо но било доведано до логического конца; суггестивность стиля, загслэтшмцая в себо "рационализм смутного" Дг.Тияшов/, оказалась дисгармоничной самому худ^шасхвенному ¡доходу поэта.

В oúuuü сложности, исключенность из исследовательской к критической литераторы проблемы разграничения поэзяи как акта шз-нашя в .широком смысла и как. специального вида собственно иоэ-хпчгского кхалсдил, привело к тему, что история целостного раз-В/Л7Л философской лоэзиз. советского периода , а отеща выто-каошх и теоретических обобщрний^до сих пор на была создала.

Розгранич-шан ли дьэ поэтические особенности, и акцентируя' лн^-пк-ло на философской цаэзнп, как одной кз этих особонностой, к диссертационной работе отмечался, что прэду.зт познания этой ост ч-д-мской одядлцц ну.яно усматривать в самой структуре аоэ-тнч.-ского' кзптояля, носящей болза всего тааологхпзскай характер. -*.')м :одчер::нвается: й.илосомская олегома. взглядов на шр í ¡ совладать с "худааюствэшш вошюиекаем", но она но ■-j.Í. - ¡ бычь оарецедяздзй в момент воэялккоздная '¿плосо,[ско-

-.»-лллгиэв Г.В. Русская советская <Пп0со.;с::пя поэзия. Чо-тов^к и ¡рдгода. ЛГУ. 1УЙ-».

га стихотворения, нз мо.хат не накладывать сяо» печать на предмет'познаикя,. залшюшпй в ней. Вектор, разшкашюй "философскую всеобьемлемссть", мо;кет быть различен , в зависимости от его эстетическом направленности возникают три вида своеобразных поэтических: модификации: философская поэзия, философачес^ кап , поэтическая фшюсофпя. К а: едал из них. является охра«аиа-ом определенных типов эстетического дознания. Степень открытии в шсс. неоднозначна. Если философическая поэзия иосзт в, саба оригинальность мысли как таковой, в результате сведошт да уровня психологического или тематического, не утрачивая при этом своей ценности, то в философской поэзии преобладает Misjib-oTKpurne в ео образном, чувственном качество, проявляй-, щея себя в система стиля и в итого шроедаздая многозначность выводов. В поэтической философии,соде Еиадеи нередко термпно-логическут, синтаксическая, образную, услолнонность, идея, выступающая на переднем плане, и зачаступ аксиоматичная, как бы превалирует над поэтической личностью. Примером тому - сти-хотворэ 1шэ В. Брюсова "Где бы стать?"

В процессе исследования ставится вопрос о природе открытий философской поаапи. Он: непосредственно связывается с томи полемическими заявлениями, которые сегодня разворачивается вокруг проблемы открытии в сфере характеров, обща человеческих ценностей, "лакра новые качества открыты литературой и наукой в человеке за последние тысячилетия?11 спрашивает С.Залыгин. и отвечаетникаких. Добро и зло, честность и коварство, трусость и смелость, слабость и сила, способлос^ любить и ненавидеть - ьсе это било известно давним давно, все била ярко и. талантливо выра-.-сено древними художниками в образах мифов". Согласившись с G.Залыгины:.! и другими критиками о воз-мхинос/га открытии в области "событий", яшшогдхся неиссякаемым ректором'; эта мысль в дассер-вадаэшгай. работе получает развитие: именно "события" ставят человека в особые обстоятельства, создам его "пере.хивания", которые в свои очередь роздал новуа мысль-открытиа, как результат пшнна эта: перелизакш. Под "со-шггихи.л" п лоличесхон мира панш.'летсхх и новый, открытый худах-шиим зоиазвчзвкзь luaex, аэлучащай значение в ого особом историческом црвлоцле:ша. Таииц, иащтгиер, темой явилась воина для

1 ..îaiu.'1-лн 0. Дихэргаура и лрнзада.//Новый. млр. 1S21 < )"1. G. 13-14.

таких, нозтов, как. МДуднн» Е .Винокуров, С.Орлов, А.Ме;шраа.. ¿Uui.II.Рубцова, А.Прасолова, Н.Трятиша, В.КазашеВа - лич ность на грани истории и природы.

■ Коиочно, если рассматривать теми "человек на воина ил£'Человек и природа с позиций категории, - онл. dum известны, ужа с момента возникновения искусства. Но речь идет,'о. темах. на.в. их. исходных позициях, а в их диалектическом наполнении! а тин- .. но: такой войны,как Великая Отечественная .человечество ещэ на-' давно и. представить ко могло; или те:.'л. природы с ев экологической обостренностью, связанное непосредственно с человечес- . шул вставанием. Если исходить из определения М.М.Бахтина о "внутренней убодительном слове",'обладаздеи способностью "изнутри ¿рганизовывать кассы надих слов" и прите цдукэи на дальнейшее свободное развитие, "применяемое к. новому материалу, к' новым обстоятельствам1;1 освоение тематического пласта, несои -' ненно, совершается на пути овладения конкретной t организации массой необходимых слов. При опредоленнцх типологических взаимосвязях 'Срматическая данность доводится до такого логического завердония, когда философская идея, залапанная г най.ста- ■ но вит о я обобщаэдэй. Отоада и сача теш яодшшается на уровень философской.

Но "орга:з1заторои""ьк1аоы слов", в лирической стихотворении' выступает субъект,. Отсэда в,' диссертационной работе большое вли- " мшмо уделяется проблеге личности и фор.\шл ее обобгзэКШ в философском стихотворении. Личность расс идтрнвазтсл и еа вол.-. . цепсуа^ыгом отношений к ьзру. Более распространенно* форг-гЛ в это« по )тичес:-.ом контексте . становится иоэоачоокоо. "ß^. 'ßK-тэг^тированпоо' заэ гичоскиц созпаниеи, ¡«шогоолановоохь откргггяй. , которого в эволюционной движении отадчена ка пршзргж прЬиз-веделя,. А.С.Пудкана, »¿Лермонтова, О.Тстчава. йтшчасзая так-ш новая наполняемость философского шиша' иёыазакосхвь адастов, здесь хв иооеоцихся шзль о. напосродо1вонно& саяз& философской лирики. с ;кнзнегаой реальность®, С кллссичзской' Л11Т(?'>а1'урко-худосюстйэ1шой градацией и.традицией, вдувдй кэ-" посредственно от философская, источников. Прочврчзиа а.лзшия. . езанлиснязи философской лирики, как стилистического япгшноя.а■ рааллчкагл ^лнрад'л и. Таировыми разновддностяш,'.

1.Г.ХСШН U.U. Вопросы литературы и эстетики, ¿¡.,1975. С.156. •

ВО ВТОРОЙ. ЧАСТИ диссертационной работы при [х.с смотрении общего состояния лирической поэзии 19-1о-13Б6 гг. акцентируется особое внимание на качества философского "содержания" 1сак творчества поэтп в шлем, так и отдельного его стихотворения. Лирическая поэзия этих, лет, а вместе с ней и философская, анализируется нЗ только с учетом оценок шмей отечественной критика тага и еогодшшшзго врзганя, но а яарубе:лнх. При атсгд . отмечается, что в критически, выступлениях первого аоелевоан-нога десятилетия дкрикв а-кводогсд ничтожна иала-л кзото: почти отсутстзунз статьи обзорного характера, а тем боля* - проблемного,- их замзншт принцип "описательности"; признак, высокой художественности определяется па степени идейности. А .И .Метче!^-так. охарактеризовал состояние критики этого периода: "Вместе обобщения наиболее сущэстЕвшшх. тенденций худешетвен-еого развития давался перечень произвздзкай. по техническому принципу либо перечень героев'. Таким перечислением обычно ог-раничквалось установление связи литературы! с.:шзнь.ю, эпохой".

Лсходя из трагического состояния действительности, беря во внимание, как правило, только критические выступления того времени, в наши дни нередко-критика оценивает'литературпо-худо-здетвзшши процесс послевоенного десятилетия,как. безраздельно мрачнею явление, когда всякоа двннанда эстетическое и фичосаф-скон ¡.шали прерквзлраь, ^НДобрэнко, М.Чудакова!. Такой максимализм едва ли справедлив. Более объективна позиция тех, кто рассматривает д;шный ■ процесс , как. своеобраз нов накоплениа "исподволь" филасофсюу-остетйчесиаЕс "потенций" , ргскрывалцкх. себя, начиная, со второй полошнн 50-х гг. ЗЕентов, З.Лавров,).

Несмотря на невосиолнпшэ потери и неоправданные нартны, ут-верздаатся в данном исследовании, лярэтешсая поэзия на стояла на месте. Вопреки утверждениям официозной печати об "идейной монолитности", "отшиме" лирической, поэзии,развернувшиеся дко-куссиа в конце 40-50-х гг. о "поэтическом самоььчтекип", "о Самосознании личности", о "содэрултэльлости" лирики отчетливо V шказали еа отход в сторону от официально запрограммированного пути. Более всего достается поэзии, сориентированной на сб-икэчеловеческлй , "родовые" критерии. Как саш& "огнэуяорннй" И/таст пу.хьтури, она энергично сопротивляется идеологическому налиму.

1./атч-.»ко А.Л. .^ровное завоеванное. 1.1.,197Ь. С.,3-Й.

В процесса анализа философского качества .• лдргчеокоИ поэзия в ко£ намочазтся еда направления, которые во многой определяют состояние поэтического процесса того времени: подмена этого философского качества идеологическими принципами и проявления ого в различной степени содержал в общечеловеческом, "родо-ю ■ вом". В результате устанавливаются основные критерии ьырош-дешт поэтов, наиболее па-шго стилистические» особенности их худошство иного мира, рассматриваются отдольнно стихотворе-тиг, в основу которых: полодсна идея как философского, так. и идеологического характера. В круг исследования последи®: вводятся такие стихотворения, как "Езо за деньги лэди деркатся',' "Что такое счастье?" Н.Асеева, циклы стихотворений Н.Тихонова, ВЛугов^кох'о и других поэтов не только романтического стиля, ао и реалистического и ассоциативно-гиперболического. Обращение» г, вечным тематическим пласта": человек и природа, человек а космос, личность ii мир, личность и государство,- поставило по-этоп перед необходимостью глубокого осмысления проблемы личности. Однако личность, как "точка отсчета" философской лирики, в цод:1гл1Е-11Э£х случаях берется поэтами нз в субстанциальном клало, а и плана более узко:: - классовом. Поэтическое сознание оа-ботш;т на. определенную- социальную идеологическую структуру, в которой не остается места гносеологическому кла онтологическое проявлонив. В стихотворении П.Тихонова "Киров на Кол-бе^.о" 'падицшшаи философская тема человек шодино с природной гргулдой ток интегрируется кдееУ классовости, отрдаошгай ь л'/.чкостд ¿'ироя:"":! ба1ышЕж//Всо миру в дар отдаст-//0т 1^'Д-рнх кн:;г//До. всох земшх богатств. II стока? мир,//как о этой высот и, //ке повтори-//Его уйдешь ти"1. В сткхотво^шш В.Лу-гово^лго "Ночь" госютэокая тома сз свода-Есконесь! натурфилософское оиповы переклтаглся в »та^одачоскоа осмыыангэ двух

социальных миров, вепдоиргеих "тьму" и со прошпюпо- ' л:«1-'оо1ь "сват". Пород лирическим торс«!: Ебааккеаг вопрос калеке кь -]я!лйомского плана:кал: ж вы» лода, ггв<ле//у голода ¡;а поводу ,//Б таком зшкяиьч и г кет о ,/Д) хгихж цсяаяинс-к^л ¡иху':'... Л акта ш£ду на-и граница',//Граница не стран, а 1а-, рой".'-

.а К. Стихотворения и поэмы. Л. ."Советский нисагель*

о' эо В.СоСр. соч.:В 3 т. М. ."Хуг.оместванаая дятсоазгура.'* -о. Г.1. 13.-152. ' .

-из -

Однако у этих аэ поэтов стремление к. глобальным проблемам общечеловеческого значения нередко выводило поэтическую личность за пределы идеологических осмыслений. В итога она как будто бы выключалась из социально-исторических условна., объшяивиаирова-лась, утверждая себя как самостоятельную ценность. Так в стшсот-вореНил В.Луговского "Звезда" утверждение ;"Я - тень песчанки пред TEQoíi. судьбою,//Но тем, что беку я, но том, что зная я,//ña тем, что мысли я,- я властен над тобою"-*-- приобретает системное обобщенна. Иоэтаческоэ открыта: человек paaytmee Вселенной - совершается в отологической сфера» Стихотворение становится своего рода "!л1крс!,эдальа." поэтического мира. Однако в его целостную модель такая личность на вписывалась, так как " моделирование "в oxiuqj вороний otpacüio вдап конкро'зна-соцдальнув, где личность с своем:! естественны:! законный исключалась»

, В процесса исследования делается вывод: единой поэтической модели, как фшюсофско-эстетической системы.поатаиа- -стгтдагопга-колэнля не было создано. А.отсюда и "звание" поэта-философа не закрепилось за ними. Лишь в отдельных: моментах философская, идея, Kaic предмет изобрагзешш, получила системное обобщание в лирических стихотворениях С.Кирсанова, Н.Рыленкова, ВЛугопского...

Качественное проявлений "философии" в поэзии послевоенного периода в данной глава рассматривается дифференцировано. Как правило, оно сводилось к фдлрсофмчяостя. Для нового поэтического поколения, приведшего на смену старперу {Вдуем, С.Орлов, Е.Винокуров, А .Навирав, В .Шефнер.','.) с- своима темами и проблемами и пшавлюгося осмыслить классические традгщии поэтической мысли, шо философской поэзии тока оказался непостилцпшм. "Поэтическое сознание", выступале одним из гарантов этого эстетического феномена,в твор -чествэ названных поэтов в ато время ещз не было сформировано, из состоялось и фалоссфскоэ открытие тематического пласта на пути по-снканпп своего стиля. Однако ос нови для создайся йалософокоа лщтад уяэ качицвла закладываться. Так делает заявку на освоение "плотности мира1* Е.Ванокуров, тем cafas.» нпгячая при всем посошр-шаштЕз сталя отдольннэ философские коллизии. Целую систему вечных образоа, собирающий воецина "первозданный мир", вщ>абб1ывая В »Шефнер. Стремление к глобалышм вечным вопроса» чзловзческо-

1.1угопоко11 В. Собр. соч.: В 3 т. М.Д9В8. T.i. С.373.

го бытия в их исконно философском назначают определяется в творчество ¡АД,удина и С.Орлова, однако, на в системе худо -¡.иэсхвенного стиля, а как сообщение. Но главное: у них отчетлива обозначилось варьирование поэтического характера, некото-ооо овладения ф;иософско-те;.1а111чеек;мп адастамп. Началось расширенна н углубление литрового своеобразия.

Из обще- лозтическон панорамы в диссертационная работе выделяя тся лирика А .Ахматовой, БЛастериака» Н.Заболоцкого. Такоо обосойшнио объясняется, про.да всего, тем, что предполагаете <5, «досовские идеи в их иоатическои кара, как правило, нсклычалт зл^окты сациологпзацлл шш иных. догматических установок. Творчество о тих поэтов развивается по своим естественный законам.

1ШРИ\Я ГЛАВА посвяцока лирике А.Ахмаховои, ее фшшсофско-эзтс-тнчоскои систеш и агрздеиха зтаи системы в отдельно шя-1Щ. лирических стихотворениях. Первое послевоенное десятилетие глп поэзии. А.Ахматовой определится как исклвчитольно трагическое. Мкегогрс«аш£ и квагоилановик ыахараад, шиночадцнй и (¿клуари, и работы критического и исследовательского характера, и радычного рода выступления, во иногом подтваркдада это. О'л'шв.чоо направленно творчества Л.Ахматовой этого периода оцояпв'ится г.ак тяготение к общечеловеческим вечным тошм и -цролл<?:,-.лы. ¡а.фрак: о нем писат так: "В зпоху, когда свияа навя*.. . зывалск притворны»! и приторный япта:.!иам, Ахматова говорила с во.:: говорила о том, что вакяее всего человеку - о смерти, о отарозта, об одиночестве, обездоленности, о вдохновении, и го-вор.ила простым и мудрым языкам".^

¿3 отличии от ряда критиков и исследователей $3.Озеров, А.Ур-бак, В.л^итрмунскай...), остзвквлах. эволюции "философского качества" но а зав А.Ажатовой за пределами своего анализа, в проксхаатангоа исследовании этот проблемный аспект связывается с нчйк-.—лом и развитием "этичное ш", бальцдх. и емких ;аизнен-"Чх ойо&ф.чпй, ллрнчоского характера, обдадавдэго глубоких фзло-со<;с:и1м созллздсг. с охшдешем те?.:! культурными традшзшш, ко-тор. а гахокила из векового .-лзшгяоео опнеа , и цроздо всего',- 1 одь'.а ".венской д^ы", окош.ектрпро.гаалей в себе неярвяодедиа ' /.ух .я:; > ир-чюсте. 3 таком поэтической контексте клзпевое "зеч-к>.»' г; щ.-.'иа* "л;./боп1." у.;;о не г.'.огло восприн-ажься в его сугу-и.^:«», а получало иг-ьи глоб-эль"нз смыслы. Око схакова-

В лиг ..... ..-о; •.•лоьа.Ссч. :3 с т. 3*иласгок..

».* аьк о, Б^г 11-о. С.Я-^.

лось своего рода "шатром" к. другим поэтическим "мар&л" А.Ахматовой, открывая путь и к философским. обобщения.! гражданского наполнения.

Представление А.Ахматовол о мирз, как вечном хфаш, все более пополняется новш содержанием, острее испытывает необходи -кость обращения г. йибленскни источникам, ^Апокалипсису. Еыес- • то с этим,все отчетлизеэ начинает звучать Очаковская трэди- ■ ция "вихревого круговращения пространства мирового". Однако сама ' тплосомская идея, как правило, не становится предметом отображения. Осмысленно общечеловеческого либо.спускается на уровень темы, либо оборачивается метафорическим "срезом", либо носит "сообцлтельнки" характер. Так в стихотворении' "Со щашк в канал»" мот:ш одиночества, разобщенности с миром., осмыслений в плане разрыва с общечеловеческой идеек гу«имама, воспринимается ко как. вывод, философское обобщение, а как "событие", своего рода "рассказ", цель которого пэредать сам "момент" нроиоимдлего.

Новь;?, подъем философского уровня поэзии А .Ахматовой приводится па втору!» половину 50-60-х гг. Лирика этого периода -лирика '¡аяосО-^йшх обобщений. Ео нояв'тэчиз во многом .стаю возможны с открытием в творчестве АДг/аговон трех пластав . времени: исторического, социального и природного. В результате,в диссертации проводится мысль, что представляя человека по своей 'трлрсде .ик трагическую личность, АДхматова. в то же врзмя чувствовала углубление этого трагизма сопимьпыми и историческими обстоятельствам данной действительности. Снять его или свести к миткальному 5ровна, тсходя из общечеловзчзс-:лх критериев нравственности, оказывалось нерозгляним. Поэтому "строительство" своей '^шосойш „шзпи" она проводит в троянцах "природного" времени: при этом социальное а историческое время приобретала значение цодклочввпа к основному,- г-'« части к. цсло:.;у. Природное время осмысливается ж .¡.'исооас.сая вэ.ти-чина. Оно заключает в себе$5илзгв.ечнас' лухонн:« законов .»лзж, и вечный необратимый лроцесо мимолетного прибш-дния '.ог-г/.а на земле, и радость этого ксга а эта трзвоги. 3 :>?зультаз:е тсию-га предогавл::г в основу <{илосо Некого ":л.э тола." Л.А&.ихззои от пололон :«кэно»«р!Шй иринши: видеть за дочтя бытом бытие. '

Такой "принцип" пазаалаа!'А.АхматоБай "обустроить" и своаскЬ разную фор1лу философского стихотворения. Нередко оно выступаем а "сшвтдай" фарш, заворшаедзйся логически абоснованйш выводам . философская вд&а в таком стихотворении, пройдя через "сюиатное" пространство, сама становится формоЦ обобд^ния. При. атом в процессе' движения она bog более обагащшхся ковша смыслами. Создается своаобразнан формула. бытия Я +." Qira » Бае. В конце 50-х-бО-х годов эта формула испытывает некоторую зьашсг-цт; внеана ока. приобретает обратный процесс диызниа: Она + Я" Я. На в этой формула конечное Я закшчаат в себе ковра обогащенное от "Они" содерисанаа, так. что, "я" а "ока" обобщено в ешл, Данные философские формулы выводила- А.Лдаатову чзрза обще- . человеческю нравственно-фцлзсо'фскяа нормы природного времена к. времени историческому. Отсода еа глубочайшая связь с народом и эпохой под всай утончешюста еа'поэзии. - В представленной работа значительное внимание уделяется жанровой структуре философской лирики АЛхматовой, поэтики, приемяешсти традиций й.Баратынского, ф .Тютчева, А.Блока, шо- • гааяашвым связал а философской мыслью конца XIX- качала XX вв /В.Саювьав, II .Бердяев'.../.

ВО BTOPOtl 1ЯАЗЗ раскрываются особенности шроваде;шя Б.Пастэрпака, .ого фшлософско-остетнчаскай ух'од зрокия в лирических стихотворениях конца 40-х- 50-х гг в значительном соцсо-тивлзнки с шшщ поатаж ого эпоха, как Райнэр Мария Рзиьга, '{¿.Цветаева, В.Маяковскнй. Проведены основные "диыга" позтя -чоско'и, ашлюциа Б.Пастернака: от романтического ьзснщятця мира, в которая 1шэл;з место цдеалиатцчесшш продставлешш о природной двойственности человека, "невероятная душевная обна^ен-иоать" к. кдыа "ьорасчлананното единства" воссоздания "ваздзсу-щай йлзнй" , ¿.'де ничто но иачазаэт, "вешу свов место". Такси итос эволшда связывается с воздействием на поэтический ;.шр Е.Пастсрнака теории относительности А.Эйнштейна, с([ор,кровав- -шеи во многом его мироощущение как "иаш9тафораческоа".и соз-' ■ лашай своеобразные предпосылка "сасать в розыора мирином*.

Новая "философий" парестралЕапа шсь худ,с.йаственныЙ мир поэта, создавала новую "интеллекту ajiJiiiya11 адолуа структуру бытм^: в кою poll и исторические события осьшаывиыгся то царь , как "ндзавасиш совертзшрася яьлэшш природ*', а судьба личности

оказывается впаянной в "размер судьбы мировой. На этой философии" Б.Пасхезнака строилась не только вса его поэтическая система гарг.юнни бытия, но и отдельные его стихотворения, в . которых эта система нашла отразило как "шип-модель1; подчиняющая себе весь их страту рно-эстетическип и смысловой организм. Слитность звука л сиксла определила и осмысление основного те-магического пласт а ¡человек и природа в его" у шшзрсатьном' значении. Однако .разграничивая степэнк углубленности и завершенности философской идеи в раскрытии данной темы , выделяются группы стихотворений: философические и философские» В цервой, как не выпатлмвдш-ф:ш>со}скую. иакс2му,-"3эсна в леоу",-"Бзз названия*, "fia грибы"... Идея вечной смекн времен года, ках неостаьовй-' мого потока'жизни, несомненно, является в них. одной Щ'"структур" художественной систэмн "размера г.лрового'.' Но она обоано-. _ • ьана ианхолащчески и при всей, своей оригинальности за преде- ' ли уко известного по выходит.

В философских стихотворениях Б.Пастернака /"Ночь", "i£ie6".../ весьма обострена чувство "первозданности" восприятия мира. Ее он сЕязывад с взчнои нетленной красота»* анзпд, с возрос-- ' ' дениеи внутренних форм человеческого бытия. Это была. филосо- . фня спасания личности на путях. ее духовного обновлениям возвр&-И?вцого кап и первозданным истокам природы, как очищения "и ос-вобождрнпя от многовекового зешого зла и дастакости,- философия, вашютивщая з себе традиции мирового культурного ошяа. Отсцда возникала задача создать "внутри себя" тар ведай, обустроенных человеческий творчеством. Личность творца становилась в центре внимания. В этом отношении стихотворение "Ночь" в поэтическом цикле 'Когда разгуляется" есть образец философской лирики.В процессе ого анализа устанавливается худо- • пестг-ешшя (Горсдк виразгния.Поэпгееоков сознание в нем. отражает явление общечеловеческого родогврсо". характера,- баслрепель-ность ночного пространства. Взгляд брошен как будто бы со сторож" Потому в этом пространстве мирозданье огвачзно в его целостности: космос и земля представлена к;« единоа, с которым чэ-ловзк связан по закону природы. Тематзчоску-д пксль стихотзо-' реная mo.îho оилн..1Ъ, как разговор зе''лп с кэогмсап. Отзгл обус-лонденг ц с по когдоз^дя, многониловая и динамичная. по-т рлздв:1гает :: д.ллоо и баз того бзолрзле.тьпое ^сэсгтшстпа Все-

ленной до размеров, возрастающих, в сторону геометрической прогрес-сшх/"И' страдным, страцша креном/Л другим каким-нибудь//Невз— домым предолам//ПоБернут Илзчныи путь"/ Такая относительность дознания Вселенной создает неустаннуа работу, шелл, взчноа дви-,-дшщ. и ее постоянное открытие. Отехда обращение поэта к каздоцу и всей:"Па сии, ка спи, padoiaii..." Но в »той всеобщем.

• вычленяется нечто особенное , иоциишшдееся изд обычным:назяа~. чение худоаш/ка с его выедем проявлении природной силы творца; "Не спи, не спи, худолник,//'. ..Ты - вечности залааик.//У времэна в плену". 2го ¡шзнь у;щэ не ограничивается рамками мига как. обычная, а интегрируется более высокими категориями - Вечностью. Вопрос о месте и'назначении человека в мире.осмыслен ВЛастерна-ком однозначно: человек, как. "космической явление" входит в

шр как его работник, но с ток,однако ,ралкице11, что,:ес.дп он-худолннь.,- долаек располагать [.'максимальной самоотдачей энергии, затаренной в нем природой. Она - залог его вечности., ибо в ¿гон плана даяния художника уравнивается с вечное нзнрекра-работой Всв.шшо«.. К такому открыли- Б.Ластернака подводило его шрооадмешш, обуслэвявлео и особенности его стиля. Его «.шософокая модель ьшра в стихотворении получала своеобразную мйтауарнча скула обработку. В резугьтатэ параглельпо реальной действительности, "выстраивалась другая^ сопряженная с ней, но .лифруйщая ее по другим особым законам"". В связи

• с этим поэтический обьект отодвигается на второй гшак, а на первом - выступает масштабность йилософюко-эстетической шели-назначе-ше Лцчаости-х$ wüüiku

В других ф-ллоссчеках стихотворениях Ъ.Пастернака "Трава и калл","Липовая аллея", "Еыть знхиниши некрасиво", "Дула", Чхогда разгуляется'^ цродсмыавхзл (Н'.осо1с:соо- освоение раз- • личы'х pa3BeTB".cHHii темы чедов.к и природ. Их шкгори разомкнуты в сашз атдаленныа сферы, направленны* как "во вне", так и внутрь" /"либова драстранетьа", "душа скудельница"/. В üro-r-i эта "куалпоати", замыкаясь, образуш целостны!! шо гармлли, которщ ¡слсига в синтезе /шляется основой шдели нреобоазонш-ь:л'0 icipo. . При этом о памдол ¿з ндз>а:лтх сгьхога^ииаЬ вро- •

1.Пастернак Б. Собр. соч.: В Ъ т. ,"Xvno..u;c лао.иик литооасуоа" löliS. Т.2. С.36.

^.Эльяяевич А.Едцнство целц-шкмч>обрлзпв ас&сков. Л.дььо. 0.13J

манные границы смещены; копкретноз время в них на обозначено,, существует время только всеобщее, пространственное, в котором придается особое. значение вечной тайне бытия. Отсюда в поэта- • ческий словарь нередка,включается кеоарэделенно-личныа место-имения 'и наречия, гаши' кто-то, кому-то, когда-нибудь, где-нибудь...; слова о'"манзхвеннш,знаком":кепастшшмый, неиз-.вёстпыз, тумшность.,. Вся природа воспринимается как. "тайник ■ Вселенной"; -

Философская лирика Б.Пастернана. определяется как явление .глубоко своеобразное а .новаторское. .'• . '. '

.ТРЕТЬЯ ШВА. "Кокаешда-пр^убДН в,творчестве Н.Зайолоцкохи?-Оиласофокая лирика позта, и оспорз^которой пола&Жа эта кон- ' ; цепная, рассматривается как особенность романтического стиля. • , Ее эстетические закономерности выводятся из. таких: определяв • . щах факторов, как мир ."безличное? ной. науки" и культурный опыт мддушпх. асах, бе^-учета которого дальнейшее развитие поэтичео-кого аредосса взвозкйако; Как шымгдль» ¿.Заболоцкий лед от-ш\у4f.it; открытий своих прс,длествэшип1ов:|,эти1ш космоса" К'.О.Ци-олкорехога, формул бессмертья Н.Оедороза, ноосферы и биосферы Вернадского.;.; нэ пропел он кшо дискуссионных проблей в об.тр.сти: естествознания, финософш, психологии 40-х гг.-К'ад художник, Н.32Йатащс1й- развивался , на аута овладения поэтических трзлшда ¡¡¡.Баратынского. ¡.'..Лермонтова, ¿.Тютчева, В .Хлебникова... в результате наиболее близко попойдя : к бдоковскшу гармогачес-. кому ^елопеку. В работа .проолйен сложный и нередко-протпворе-члвш 'переход -' поэта от.етрсОДушнля монизма к этичесдсигд пробла-. г^аи,' озстшхвагаго идеи сазабгюяностя человека; и природы. На этал луга оозоонпо <|лл ос офс ко-гате тиче с кил традиций А Люка, вопреки отргдаизьи некоторых созремтнгогх критиков и исследователей, .ут-г..эрддастсл,я са-йзц аналтго хвортэстла, как органическая не обход?--!Т)С27>. В итого 0|1ЯчзеХсаг строиЁальстЕО поэтического космоса ■ у Н.3,1бала5-^Г0"К0!1Д2 Ш-БО-х гг-необычно раздвинулось-. Измз-ваизя нерз стиха. Елзстэ рзйзообрагнкх разноязыких-героев . папшлся еяяпП лпрхтзеппн герой ,' заявнвллй и себе от

К2К"харллтвр"'об.тлдаг/дай даэтгчёскли созн^пт-м. Ранее. вьлолнятгри ,-'рать.на^шдагеля. теиорь человек поставлен в грето лрироднзго. мира, сишьшоз .¿е пччайэ в природа уравноЕо лшзотсл, а иногда Л подавйлэгея, другой' природной силон, яо у*е зргчнизопагчей

- ¿o -

шш и «икая тачнозт, Двааоюю ярарода отыжа коодаищруех-.

ея еа ьнсйЕМ создана?::: -чолаиокаи, -зворыда "вторую природу'! • подаластдуа. йцу. Совершенствуя а развивая сваи мозг, он дсиизн " стань творца.1. Отодда обрад-злаа поэта к лачностл.! конкретны:!, творческим, внесли;: свой вклад в пересоздание природы /Бетховен, Седов, Мичурин.../. В его поэзию, врывасяся потока света. Одцшл из элэ:.'.ентав строения его "космоса." становится музыка, как. утвор.здише вцешзй крадоты, преобразующей мир. Его поэтика наиболее близка а атот период гюатакв к .Блока; цветовые эпитеты; голубые ноля, :лар золотого еканья, голубыз ветры, туманные бездны... {однотипные метафоры различных. "тональностей: "Обоаз тот, что сияла лимчудшой, Потускнел, побледнел, отлетел"^... Раздвинулись границы ланрового диапазона, особенно усилилось музыкальное "направление": ноктюрн, песня, рог.'лне, ода гая, баллада,- .такие названия получают стихотворения Н.Заболоцкого этого. периода.

' Строительство 'нриродлога кесшса в днеезрхаццоккой работа представка но в постоянной дннхокие. Однако оно не только не било завершено, но а дд^я интеллекту хдьиого человека с его нравственными основами в. atora оказалась роиаатизкрованнои. Интеллектуальный чоловэк а роальшь. шр раскрылась пород иоэтои в съооь насоказитишсти. Подобно к.Блоку, представавшего Челойзиа-Аргтс^а, как челавзла буду даго а очень скоро почувствовавшего . иллюзорность своей ыочти, Н.Заболоцкаа увидел невозиа^кость реализищш и pacttatft.amii»Mдо.ч маре .датьиеишЛ/ строительства своего цриродыjí'o koüuooa. В з.ом отноилнда традиции А.Блока выводам ого на тот путь, который прошл галакнй поэт в зяоху социального ^аадоиа.

Ф1иае04)0юя .!Др:а:а ¡¡.Заболоцкого оценивается 4лк лирика иоас-ьоа, o6f«¿ieibú; .и гзаблузд51Д1й. Многий tío дроблеш.осьшелшзаився в цдале, ь контексте со&ршмшщ. критических а иссле-

довательских нубликшцш.

ЧАСТЬ о. Он-i состоит аз ояти глав и г водной чаем, в которой iyiú-íca oc^tur оценка coEpo:.ia:mojy по^сячсскоцу лроцаосу. В свою ил'рас. iioiiüi.aK в ьоа накачается необходимость опрыидония сояов»-Uix напраакнай aro разегхая. Эьолацяя фтлосэнской лириии связывается с тгибованидгл! аэреометра аре^нпго осимышая iipoOuuw

. 1 .SíÍojiolu^ ц. Сабо.соч. :Б % т. N..lid-í. 'ГЛ. C.J¿¿.

четавек и мир, человек и природа, человек и космос..'. Выделяются две остро полярные тенденции, лроявпллло себя в дискос- . сюшкс выступлениях. критиков ц иссутдоватыэи^илосоЗская лирика сформировалась в саместоянельнуа поэтическую область .с определенными задачами, содержанием и йормои (С Лу приз ни, Л Михаилов, И.Аузннь|, и она. как эстетически^ феномен,не состоялась ф.Чашай, И.Золсяусскиь, Г.Трефсиюва)'. Устанавливачлся • притяни, нймшзш'нз в основу дальнейшего исследования'тайного поэтического аспекта.

¡LiP^-iit ЕШЗЛ. . В центре ее проблема цовэрлюпствов'дпня ihupa на путях фззбразавания личности, перецененная в фклооофскуй _ сфдру. 3 объект исследования вглшени поэты, различных поэтических сталсЯ, м.траоицчцении;.!.Дудо1, {¡¡.Винокуров, Н.Тихонов, . А.измпров, С .Орлов, Л.ВозяасоншгтИ, И.Бродсшп1.,, объединенный. . шцду собой некоторыми "содержательными "иди Лормообразуютдакн признаками.-те, чье творчество у:;;а било предметом анализа го Biopoli части лрздетавлонно:! работ. Но каждый из них. ро.газт • возшпиуя. ароблену яо-своецу. Обиам критерием здесь выступает,• , набалуй, одно из, магистральных проявлены!,- особое внимание к празотво1'по-й!.госо.Тскя?л основам личности. Через открытие .

софспой формулы ''мысль-свет- бессмертье',' оаклочаишй идея. .красоты» пак об;«пиняютго человеческого ¡плзла, идет к синтезу г.прв. я человека Г<1.Дудлн. В то стихотворениях. "Все црочноз весит на волоок."В пзска:: иссякнет кги речь", "Иоле пзкн",'11зд морем" идея спасительной красоты становится концептуальной. Се традиция, эбопапеплая и преобразованная, анализируется с приз-лечегаеи розданных «ластов философско-зотег^ческзго олгага 'í'^üocToebciubi, 3.Соловьев, А.Еюк/. Через осьоЗадязкла «я элгя\-тичкостп щра к лосшгэаиа его "шюгносш" з "дрштоша :í¡i3TU" "с та^нэп наравнз", уводжах. в глубь изков, ¡юстшлют бытия ^.Винокуров. Отсюда интерес поэта к"йгр01.<ностп , тс детали, которые юиобретакл: глоЗалыкм обобьем:.', л "Л видел ь двз.г> и мировой порядок, прздет-зл iiepsao мно;-:"'. Иг.-З'о "..згчно;.- вэчнссгн" • открывазв ВЛзфпеэ в своих Тииософских усапоъс i-иях.

ii отд-„ здзи стихотворениях д; дшиад oi¡t г;- '•u-uco-oiau utíoú.ji-г.ш и :ojT:i ргх"лсмтсг.сго с лип-мО. Орлов, '-.Метров. !;:■ п отличие т ./j.jtjíí ,о-'ш.гнчзскэто у пэторн,: г, о ктэа, ::п 4c,c/.1í. еисто.'.п пко :'с'г0.тьчз,'"7тсс! иинтзза, Ъп i;c :л."-!,

и забыт:-.! .ra _?хся ..7,; ~"L.\ .L'-x-y:, тзтань -".т ••:.'•, np^r.vvx

масштабна обобщены так, что нередко утрачивала: свое. ишаднное .■'•.. значение, у поэтов-реалистов в фгслософскогд стихотворении шшз • .■ форш выра/иэшш: деталь, предмет ели отдельной явление, берут- ,-'" 'ся как конкретная дашэоаь.'и. носят эпдчеокиь' характер; в;центро. их дшшсо^ского тексхаи,сойцтия" с элементами повествования,\в _ которых завязывается полемика с. преидши, казалойь бы, устсмш-джшся истинами: стихотворения А..Махрова "Да, ко всему', рука, человека, прилияена", G.Орлова 'Кто был. шшбретателъ'-колеса?" • и другие. Однако целостнан (¡-«итсо^ко-эстетдаескад.модель,в 'Лирчестве этих поэтов ко состоялась. По сваей:природа их лири,- ' ка фплосо^лчна. • .'"''■ - Т . ' '

Особым курсивам в даннок главе выделены А.Зознесаиакщ и Ц.БрадскиД. 11х философская лрэзиа, рассматривается на фоне острых дискуссии и полемических выступлении, которые -время-от вроме-ни возникаю вокруЕ их творчества. Если у И.Бродского она ис-швшваат значительное давление мирового культурного наследия, .особенйо философской мысли, начала И века, сохраняя при атсм -все свод органические црцзншси, у А.Еозиееенского' ее целостность i под ударами Еремеки распадается: ставка .на духовное начало-

• личности в ассоциативном поиске гармония мира асазалось недостаточны.:: "Как я понял слишком поздно-//с'мысл на только ь саш-, поиска,//а к себе открытом иске!"1 Перед поэтом встал эолроо ' • "самоанализа", "самооценки" личности. ■ \

• • i'JIABA ВТОРАЯ. . В центре ее. вшшшпш лирика Л .Мартынова. В пай в полемическом ала® выясняолся прнаад1ш.шооть его к паэтам-^а- ; лософам, намечается уровень его "фиооофи" ;Рассматривая лири-ру Л.Мартьмова, как романтическую, укрепление и фэрлпровациа

ее ¿[илиса^суих качеств связывается с шкеисшща обфцеиием. ' '!;•. к традициям, В.Бртйова, раяыаго В.и.аШшвскйх'о^ с шдшкок ос-. • шслить по-своему , -оригинально, современные -нгхучнш гипотезы . и откршчш. В ¡п'ссертацпоцпаи. работе развивдется мысль о неад- ••■' манной пршззркзшгооти Л.Мартынова к тема Иервородотад, Ïœïopaa со ij^uwoiidu калестшнно ujaidíyío'íúa.B'-aícim.tóraoaéiaa поиски.гармонии ¡.ста им ведутся а рдкоц русла с'таыиш ьозташ» i-ак Ь.Заболоцкш, и В.Вйнокуров.. Однако, если Н.ааб&шыыш цачи- Я'*. назт отсчет- строительства своего ащчесього косшса от' "ара- • ' ' естоков" человеческого рода, ии^т ответы iia многие актуальные -

■ и.ВЬздеоеьшы A. fpaab.//aObaíl.tóip.'"-ia89'. C.12Ô,',...' ' с V-

вопросы в самой природе человеческого сознания, Л.Мартынов истоки ращения-Лэрвородотва видит в первых, шагах революции, открывающей, в ого представлении, новую эру человеческих от- ■ ношений. Но такая идеологизированная "идея" противоречила це- ' лостности мироощущения поэта. Поставив в центр своего Первородства Личность, как воплощение высоких духовных ценностей, Л .Мартинов акцентирует внимание на изначальности интернацЗ-онального единства и выявлении его глубинных связей. 'Он делает экскурс в далекое время, оставаясь при этом вернш своему времеш. Именно потому, взяв библейскую легэцду о якобы исконном равенстве лэдзй, он здесь :хе опровергает ее:"Люди-братья: Авель, Каин!" Единство лвдей определяется поэтом'не-био-' логическими связям;!, не идеалистической моральл, утворкдап- ■ щей единство всего рода человеческого, а нравственными общечеловеческими нормами. Оти"нормы"он проверил на собственном опте: "И ввели меня-, шадшша,//Йод изгнаннический кров// Xму-рые переселенцы// С прибалтийских хуторов". От них начина- • лось зараекдэнио личного "первородства" лирического героя.' В таком гл налравлзнли оно зароддалось и в народе:"И когда под хмурым нэбом//Гнали пленных с Фронта в тыл,//Мн бедняг Кормили' хлебом-.//Чтобы взор" их но остыл".* В итоге "личное пэрвород-т ство" и "социально-историческое" аокличалн представление о-высоком гармоническом единстве. Векторы этих двух открытии все более со промечем расходились. В связи с таким "раехжеденчеч" поот сосредотачивает внимание на проблеме "личного 'первородства" , поднимая ее на нравственно-философский уровень. Его герой етпзет в нескольких вр:менных измерениях. Это во многом обуславливает и обобпают& характер его философских стихотворений, н их "безличную", зачастую, форму вырагания, и разносторонне .' интеллектуальность /стихотворения "Турбулентность"; 'Таится, смысл-по всем", "Видимое и неводимое".. ■/.

Отмечая в философской лирике Л<Мари'наова- тясыетн луб.-лт-цисгичности, риторики, более значительный акцент исследователь делаг! на системе образов, которые в поэтическом контокотз лгк-обрэтагас многозначность:. "мир- эта пир",'"як - это мор", мир -"извечны;: лроалтель цепей", "мнр - лишь мгновенье полное мук,"...

3 конце глаь ' зтер дечает вчвоя: как та завершил схролгсель-

иЛархиков Л. о гих игор знля и поэмы. Л. ,J SG7. nz~аояагга п.: ;ат,;-.:->"'.

Ь .i.0 i , it L>.

ства своего .этического космоса Н.Заболощша., так а Первородство". Л »Мартынова на получало своего завершения.

ШВА ТРЕТЬЯ. В ной утверздаэтся А.Твардовский как позтЧ"-т^ соф, худсшик. огромного социально-исгорачвского ¡ласштаба. Ее задачи: выяснить аналитическим путем истоки, питавшие фшюсофскув лирику, а талиа ту целостную, философскую цоздцша, которая определяла весь художественный мир поэта, его отдельные стахотворошш, как. отъединенные "элементы" данного мира. На исключается и другая на менэе наглая задача: цроследать особенности-диалектачос--кого развития 4илософскоа лирики А.Твардовского, философская лирика рассматривается как одна из особенностей его реалистического стиля, оволшия которого влечет за собой и ее качественные из-ие нения, новую содержательную наполненность.

ь центра исследования - поэтическая личность с различными ее формами выражения: субъект сознания, ларическаа герой, позтЕчёс-кое "я" . Наиболее распространенной в философских стихотворениях гр&данекоМ шшравленносам утверлдаэтся поэтическое "я", как. наиболее глубоко отражшцзе усиление индивидуального шслвобра-эуэдего начала ь лачноета. "Личность" А.Твардовского оказа -лась активнедаши участником "оолерзашандя" огромных аовдалыга-астораческах сооьлиа, срязаннцх с Великан Отечественной войной, с туагичесона явлениями культа личности, с теш. драшхйчэсзшш всачзскага, которые развернулись в налей стране в 50-60-е гг. Но еа марэощучздаа выходило далеко за пределы созналаш, локала- ■ зировашюго ьоодально~ас*орвческлма собшзшы нацией страны. По- ■ атому стахотвороная А.Тл&рдовского о во^не виали за пределы воины как. тгисовой. Все чагде она тяготеют к ¡парокям цилоеофС-кии оообщенлнд, к доста/.зчига глубинных законов жазш, не разделимые на мер ц еокпу. В ¡пк подга..цггсся лиоше духовные и нравст-гз'лшыз ьоаросч:. о ,г,о,>ц-з и ответственности, аазш а смерти, родовых ск-идх и полезных нороживачинх..

дз стпхогвооенхгх, связанных, теьшд человек ¿'природа, человек, а космос, '!.' 1кой формой ьн,!а.®ния чдца всего становится "цоагачеа-коо соокание", тяготеющее к ьезобшиу оинту и представления.(сти-к-»Твореная "Разгозор с Шхуной", "Косью наьту ", 'Мост" а другие ©йд6со,}ллля лирика А.Тваидав^ач'о представлю на и „-»«¡ыривком оиогащмшл непосредственный :шйнзш!ш сайтом. В то ¿и »р,.ия она .иенцршаат сильное воздаьитшш аозякоскях тосунидь лгич^стнен-ИО*. классщся. Особое мэсто отводится А.СЛз-исшу , .¡ллолоюло-эл-

- гь -

тетичесхие представления которого помогли А .Твардовскому раздвинуть границы его художств3 иного игра, по-новому осмыслить "вечные" тема и проблемы. С Бунишпд Л.Твардовского связывает 'стремление к глубокому пигхолетческоыу постг.лонжз темы бес- ■ смертья, тончайшее проникновение в "исторта" человеческой дуик.

В диссертационной работе показывается, что проблему чолоээ-ческого прогресса Л.Лвгрдовский подняi па философский уровень, сделал''лред:'.:отом'' поэтического чувства. ' •

Философская поэзия А.Твардовского угворидаотся кап поэзия глубокая .тар.)- ¿пических. обобаэ:пй, дродадаиящак луше. традиции дкрш'.ц л!'Л - начата XI вв. Она м.сго.ланрова, маслтабня гю своей . проблематике, iuvcrtoiur-ma. , '".'"'•

Чл'СВлРТАЯ jDL'iBA.. 'Дпчпол.а Личное;'".ь . История в лир/ка.. поэтов 60-80-,-: гг". Эта проблема была заявлена определенной группой поэтоа /В.Рубцов, А.Прасолов, С.Дро^з.зсе, З.лаза:-цэв, ЬЛ'ряг;клн, . Ci'.Кунаев, Е.Куэлэьоь.../,потоки поэзии которых, уходили в глубины народного ¡.¿ха, связывались с традиция:ц ¿.Тютчева, а.»зга, A dioica, 11.А:!кенского, С .Зсен^на... Закономерность их псяаяашг. ociyелаЕлшается тел ауцдолънэ-ксуэркчзслши: хандетривл, като^ рыс остро обозначили^ в 60-е гг., как rocaaioirte наяиодшак. cfjbeíi, экологические катасгрссТц, cínusm: но хвстпошо—".ультур-н0г0 уровкя.

Лонлдио фшософскзд качеств л. иредсч-азозжа в грортгистье лоэг тов определится ;; ..^одчссэ хчгшаа rino::ri-:c::nc. су.дажй и бурных. длск)сс:ы., ..оторыо пооисэццш в 70-СС-о гг. вокруг г:л кп. В центре жшикзл-зюгхуаазпая извос-тн'л. ;;тагяков и исследователей: j.íío.-:и::ога. Ленинского, Z.Edmii.;:qdo;í, В .Горелова, Л.Т.ур-- эва, АЛанищ.ова...

Типология t-w3ooíCKa-3CioTjpfeC/.ol'o ын?ошязкия это:, '-'ру-ыы- л-э-з-ток стаглтсл в ттснуи зависимость с особскчост/гл г-щпоггь-паго x''Pcj-.'e-а . .акшвш вопросом стаяовпхся вопрос 'г.таолачхч "к-едокт-ялого характера" и сгчДзаи.'о:. с :глм :пои".

Для разрешения его .жор эбрахстез г. тегэрзи охзтзеггонзе» ф!-лосо:.!ск.)й ккелл , „оелставлеккой Липчя Б.-дш;ского, Je ;а. хзарегигоз "с..авлнз.-т,;л.ьстла',' -,.T~>;':e¡>aro, u.i'pp'VOPi, ü.cy нп-

коьо...; о ;.:ьс ытеляи : \.Ну..-.'*ьч, ------T?xhcki,

A..j и. , С .С.л;0;.:::\':пч. .. 'Тлцлоц.-. x:v;>a:u-p ■

гсг^зтея в cy:o... .-^дакл.-тья пэг: -ра .-'гх :»'■) .-i-íj-, »

их тяготении .к "Идее космачвости", в постижении тончащих, психологических нюансов личности, ее души. В его образных структурах • намечается выход к общечеловеческим ценностям.

Объединяющие поэтов особенности художественного мира, которш во многом интегрированы фклософдаи "национального характера", "русское идеи", явились определяющими. Они ооздалн коркавуи систем личностному философскому отражении бытия» Без обя^да философской системы невозма-ша была бн и пх философская лирика. Последняя относится к этой. общей система как единичное к целому., но это адиничноа так своеобразно аккумулировалось в своих пределах что оставляло свечение от своего источника весьма неравноценного накала. Степень этого свечения создавала пространство,в стихотворении различной глубины. В результате у каадого из поэтов "слово",

как смысловая и образная организация, оказалось разноплановым, неординарным. _

Особое внимание обращается на творчество Н.Рубцова, ВДазаяце-ва, ¡¿¡.Кузнецова. В нам выделяются различной нащювыа типы.фило-. софсгах стихотворении, стилевые обобаешя, исследуется эволвдия • их смысловых и фондообразующих структур.

В итоге философская лирика в творчестве этих поэтов определяется как лирика глубинного психологического склада,- отразишая исключительно остро состояние разорванности мира и юцущча выхад аз этого состояния на пути постижения национального самосознания.

DIABA 1штая. Эта глава "пробная". В ней только намечены некоторые тенденции, проявивши себя .в творчество поэтов "новой волны", получивишх в критике весьма прллшоречивш определения; "постмодернисты" ,'''концептуэлисш", "метареалиоты"... Одна из наиболее харахл;ернцх особенностей их постижения шра выделяется как "философия отрицания". Поэты довольно отчетливо осмыслили "мир разд-робленныл". Но как. его "собрать"? дакущ. позитивную, философскую, идею противопоставить ему? Все эти ыопросы остаатся открыт ыма. Такое арздатавлсыша о мире в данной глава раосматринаэтся , как но— роддеьш трагического состояния современного шропоредка.

. В ЗШЮЧШИ подводятся итоги исследования: отмечадоя общае' закономерности эволюции 4илосо,;сксш. лирики 46-УО-х гг., уточняв!-' ся представление о ее "содеркашш", определяются ведущие чановые типы и форды обоОщепш. 11а;ечшкся лаш'йшииа юзма.шости ' ее газштия. '