автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша
Текст диссертации на тему "Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша"
ГЧ * . - Р/ • '
^..........т ^ г\
Адыгейский государственный университет
На правах рукописи
Малышева Зурет Асланчериевна
Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша
Специальность 10.01.02 Литература народов Российской Федерации
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель
доктор филологических наук,
профессор Чамоков Т. Н.
Майкоп 1999
ПЛАН
Введение 3-11.
I глава. Лирика Исхака Машбаша в контексте русской
и адыгейской поэзии.
§1.0 лирическом роде в мировой и русской литературе §2. Обзор развития адыгейской поэзии и роли в ней лирики §3. Эволюция лирики Исхака Машбаша
II глава. Художественное осмысление нравственно-философских
проблем в лирике Исхака Машбаша.
§1. Нравственно-философская концепция лирического «я»
Исхака Машбаша 60-76. §2. Проблематика и мотивы философской лирики Исхака Машбаша 77-120.
§3. Поэтика и проблемы перевода 121-142.
Заключение 143-149.
Библиография 150-162.
12-35. 36-49. 50-59.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В сложной картине многонациональной поэзии в России последних десятилетий XX века все отчетливее проявляются краски и оттенки индивидуального лирического голоса поэтов новописьменных народов.
Этот факт - свидетельство позитивных явлений, характеризующих становление и развитие новой поэтической культуры в творчестве отдельных представителей литературы и национальном художественном мышлении в целом.
Адыгейская поэзия за короткий срок прошла путь динамичного развития от устно-поэтических форм до жанров философской лирики.
Этот сложный процесс с ориентацией на мировой художественный опыт шел через диалектическое усвоение фольклорных традиций, преодоление влияния теории «бесконфликтности»- к овладению литературными формами художественного мышления и созданию языка лирики.
Формы и существо эволюции адыгейской лирики, ее этапы во многом закономерны для новописьменной, в частности, адыгейской лирики и в каких-то основных качествах совпадают с процессами, идущими в российской поэзии 20-90-х годов XX века.
В адыгейском литературоведении сложилась следующая периодизация эволюции национальной поэзии:
I период - 20-30-е годы.
Зарождение и становление адыгейской поэзии. Интенсивность художественных поисков поэтов первого поколения А.Хаткова, М.Паранука, Х.Андрухаева.
Публицистический, декларативный характер гражданской лирики.
II период - 40-50-е годы.
Влияние кризисных ситуаций, сложившихся под давлением теории «бесконфликтности». Развитие гражданской лирики в поэзии М.Паранука, С.Яхутля, А.Евтыха, А.Гадагатля, К.Жанэ, Х.Ашинова.
Усиление медитативного начала в поэзии И.Машбаша и Х.Беретаря.
III период - 60-70-е годы.
Преодоление кризисных ситуаций в поэзии, связанное с развитием философской лирики.
Возрастание объема интеллектуально-философской лирики в поэзии И.Машбаша, Х.Беретаря, К.Кумпилова. Приобщение к российской и мировой классике.
IV период - 80-90 годы.
Формирование собственно-философской поэзии в ее специфических жанровых формах (поэзия И.Машбаша, Н.Куека, К.Кумпилова, М.Емиж).
Этапы развития адыгейской поэзии, имена ее ярких представителей говорят в пользу мысли о все возрастающей роли лирики в интеллектуальном обеспечении адыгейской поэзии.
Наиболее убедительно в творческом плане этот процесс воплощен в поэзии Исхака Машбаша.
Глубокое осмысление поэзии и прозы И.Машбаша читателем и наукой -неоспоримый факт, о чем свидетельствуют документы: письма, газетные и журнальные публикации, статьи и монографии по его творчеству, начиная с 50-х годов.
Необходимо назвать имена тех критиков и литературоведов, которые внесли определенный вклад в изучение поэзии И.Машбаша. Это первый рецензент поэта М.Кунижев1, который с ранних публикаций молодого автора увидел в нем большого, многообещающего поэта. И это оправдалось всем дальнейшим творчеством И.Машбаша.
Новаторские черты поэзии И.Машбаша 60-х годов были подмечены в ряде работ Т.Чамокова2.
Нельзя не уделить внимания и другому критику - М.Горенштейну. В его статье "Лирика Исхака Машбаша"3 была предпринята первая попытка охарактеризовать
1 Кунижев М. Мир поэта.//Дружба.-1958,- № 8. С15-17.
2 Чамоков Т. Успех поэта.//Дружба.-1962.-№3. С.28-30;
Мелодии сердца.//Дон.-1965.-№3. С.25-30;
Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Диссертация на соиск. канд. филол. наук. М.,1967;
О традиции и новаторстве в поэзии адыгских литератур.// Ученые записки АНИИ.Т.6. Майкоп,1968. С.35-40.
3 Горенштейн М. Лирика Исхака Машбаша. // Адыгейская филология. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1970. С.21-25.
лирическую сторону дарования молодого поэта. Одна из первых попыток общего обзора творчества И.Машбаша сделана в статье Н.Гишева "Творчество Исхака Машбаша"1. Автор в основном избрал идейно-тематический принцип анализа произведений поэта.
Однако в большинстве случаев эти, безусловно интересные с литературоведческой точки зрения 7 работы касаются лишь отдельных сторон машбашевского творчества. Наш пристальный интерес вызывают обобщающие труды по данной теме.
Наиболее значительный вклад в машбашеведение (термин наш) внес К.Шаззо. Попытаемся охарактеризовать его основные тезисы. В статье "Главная мера - человек!" литературовед исследует истоки таланта И.Машбаша, справедливо отмечает огромное влияние на его становление одного из поэтов "старшего поколения" Ахмеда Хаткова. Исследователь подчеркивает, что "Исхак Машбаш как бы хочет услышать голос самого поэта, его напряженное дыхание, особый размах ритма строк А.Хаткова, почти неуловимого, неощущаемого, но существующего в стихе"2.
Влияние А.Хаткова на И.Машбаша, по мнению К.Шаззо, ощущается в первой же поэме молодого автора "Сильные люди". Однако уже в ней критик подмечает что-то особенное, т.е. индивидуальные черты лирики И.Машбаша, который, как мы это увидим позже, взяв лучшее у своего учителя, идет дальше, развивая адыгейскую поэзию так, что его имя уже стоит в одном ряду с именами видных, известных на весь мир поэтов Кавказа - Расула Гамзатова из Дагестана, Алима Кешокова из Кабарды, Кайсына Кулиева из Балкарии...
В монографии "Ступени"3 К.Шаззо представляет читателю Машбаша-человека и Машбаша-поэта, подчеркивая, что эти два понятия неразрывны. Автор книги размышляет о тех ступенях, которые преодолевал и преодолевает поэт, о том, что способствовало развитию его таланта. Для нашего исследования эта книга представляет безусловный интерес, т.к. именно в ней ученый делится своими
1 Гишев Н. Творчество Исхака Машбаша. // Ученые записки, Т.XVIII. Литература и фольклор. Майкоп, 1973. С.104-129.
2 Шаззо К. Главная мера - человек ¡//Молодые о молодых. М., 1974. С.5.
3 Шаззо К. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, 1991.
наблюдениями над тем, как менялся, рос поэт, как от созерцательной лирики он пришел к лирике философской.
Известно также немало статей К.Шаззо, посвященных выходу очередного сборника поэта1 или исследующих некоторые проблемы его творчества2. Немало внимания поэзии и прозе И.Машбаша литературовед уделяет и в другой монографии "Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах"3, где дается характеристика адыгской лирики 50-х гг. Здесь необходимо подчеркнуть следующий тезис К.Шаззо: "В одическую поэзию второй половины 50-х гг. стали проникать мотивы раздумывающей лирики, которая более всего была характерна для А.Кешокова, Б.Куашева и для тех, которые составили после войны новое поэтическое поколение -И.Машбаша, Ф.Балкаровой, Шейх Залима, З.Налоева, З.Тхагазитова, Х.Беретаря, К.Эльгара - среднее поколение адыгских поэтов".4 К.Шаззо также отмечает, что главным жанром в первых сборниках И.Машбаш избрал высокую оду. Однако по верному, на наш взгляд, наблюдению критика, И.Машбаш с каждой своей новой книгой стихов все больше тяготел к раздумчивости, хотя эти качества лирики поэта не так быстро проявились в последующие годы. Так, характеризуя сборники "Новая песня" (1960), "Созвездие" (1962), К.Шаззо высказывает мысль, что в них (сборниках) поэт дает ряд образцов современной оды ("В музее революции", "Когда говорят о мире", "Не спорю", "Салам", "Мой аул"), однако "на жанровых основаниях оды, расширяя их, И.Машбаш создает новый жанр публицистики - современную балладу".5
Несомненный интерес представляет и следующее наблюдение: "...Оды и баллады И.Машбаша ... произвели революцию в адыгской лирике 50-60-х гг."6 В работе К.Шаззо также содержатся важные для нашего исследования мысли о формах и существе эволюции новописьменной лирики 50-60-х гг., как правило, становящейся в 70-е гг. интеллектуально философской.
1 Шаззо К. Мелодии сердца//Дружба народов-1965 -№ 5. С. 10-12.
2 Шаззо К. Герой и его время//Советская Кубань.-1973.-29 сентября. С.2.
3 Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.
4 Там же. С. 186.
5 Там же. С. 189.
6 Там же. С.187.
Не имея возможности в коротком введении охарактеризовать все, безусловно представляющие большой научный интерес, работы К.Шаззо, мы ограничились характеристикой лишь наиболее крупных работ этого видного адыгского литературоведа, близких нашей проблеме. Мы не раз еще вернемся к этим трудам.
Работы, ставшие немалым вкладом в изучение творчества И.Машбаша, принадлежат известному литературоведу и критику Т.Чамокову. Так, наибольший интерес для нашего исследования представляет его монография "В созвездии сияющего братства"1, в которой автор правомерно считает "значительными явлениями адыгейской поэзии книги И.Машбаша "Сидунай" ( "Мой мир", 1957), "ОрэдыкГ ("Новая песня", 1960), "Лъэоян" ("Ступени", 1967), "Мосты" ("Лъэмыджхэр", 1972). Т.Чамоков убедительно показывает место поэзии И.Машбаша в адыгской и северокавказской литературах, исследует ее истоки и мотивы развития от декларативности к аналитичности, рассматривает в жанрово-тематическом плане лирику поэта до 1976 г. Чрезвычайно ценной в содержании работы является характеристика поэтики И.Машбаша. Ученый ставит очень важный, на наш взгляд, вопрос о переводах стихов И.Машбаша на русский язык различными авторами. Верна мысль литературоведа о том, что любое произведение, переведенное на другой язык,теряет многое. Не случайно для того, чтобы серьезно говорить о творчестве того или иного писателя, необходимо читать его произведения на языке оригинала. Эта необходимость возрастает вдвойне, когда речь идет о поэзии. Как совершенно справедливо отмечает Т.Чамоков, "не сразу стали звучать стихи поэта в русском переводе "по-машбашевски"... переводчики старались как бы подчинить своей стилистике саму машбашевскую манеру..."2 Подлинный поэтический голос И.Машбаша зазвучал, как отмечает автор книги, в переводах Людмилы Бахаревой и Валентины Твороговой.
В названной монографии Т.Чамоков верно отмечает, что с годами заметно расширился диапазон лирики И.Машбаша, в которой достигается органическое слияние судьбы человека и природы".3 Весьма важной, на наш взгляд, является мысль
1 Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М.,1976.
2 Там же. С.227.
3 Там же. С.231.
Т.Чамокова о том, что "И.Машбаш значительно развил реалистические традиции адыгейской поэзии, заметно обновил художественно-выразительные средства национального стиха... в своем стремлении познать глубину внутреннего мира человека поэт не утрачивает живой связи с национальной почвой."1 Новаторские черты поэзии И.Машбаша в соотнесении с опытом развития адыгской поэзии были рассмотрены также в кандидатской диссертации Т.Чамокова "Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи"2
Перу Т.Чамокова принадлежит также немало статей, посвященных И.Машбашу.
Другой исследователь адыгейской поэзии, К.Паранук, в своей диссертации "Жанровое многообразие адыгейской поэзии 1946-1982гг"3 дает развернутую характеристику того периода, в который пришел в литературу И.Машбаш, отмечает фольклорные традиции в творчестве поэта, обоснованно отводит ему одно из ведущих мест в развитии адыгейской лирики, справедливо называя И.Машбаша, наряду с Хамидом Беретарем, ее ярким представителем.
Творчеству писателя, чья лирика стала предметом нашего исследования, посвящена диссертационная работа молодого ученого Ш.Ергук4, сосредоточившей внимание на романной прозе И.Машбаша. Наблюдения автора над творческой манерой поэта обогатили наши представления о его стиле.
В обзоре научной литературы необходимо остановиться на трех работах
последних лет: Х.Бакова, А.Тхакушинова, С.Демченко.
Очень интересна своей обстоятельностью и рядом ценных наблюдений
монография Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии»5. В своей книге X.Баков определяет главное значение поэзии И.Машбаша, который значительно расширил границы адыгской лирики. В анализе поэзии И.Машбаша автор сосредоточился на нравственно-философских исканиях
1 Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М.,1976. С.234.
2 Чамоков Т. Традиции и новаторства в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. М., 1967.
3 Паранук К. Жанровое многообразие адыгейской поэзии 1946-1982гг.Диссертация на соиск. канд. филол. наук. Тбилиси, 1984.
4 Ергук III. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стильб-Диссертация на соиск. канд. филол. наук. Майкоп, 1994.
5 Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994.
лирического героя, что представляет для нас несомненный интерес. Мы разделяем идеи Х.Бакова и стремимся воплотить их в практику своего анализа лирики И.Машбаша.
В книге А.Тхакушинова «В зеркале социологии»1, посвященной проблемам социологии литературы постреволюционного периода, во 2-й и 3-й главах рассматривается адыгейская поэзия 40-60-х и 60-80-х годов. Автор тоже констатирует укрепление философского начала в поэзии 60-70-х годов (И.Машбаша, Х.Беретаря, Н.Багова, Р.Нехая)2, характеризует лирику И.Машбаша в широких сопоставлениях ее с лирикой Х.Беретаря, Н.Куека, Р.Нехая и других поэтов 70-80-х годов.
Интересна диссертационная работа С.Демченко «Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике»3, в которой вторая глава преимущественно посвящена философской лирике И.Машбаша и З.Тхагазитова. Автор работы внимательно исследует традиции А.Кешокова, Р.Гамзатова, К.Кулиева и новаторскую сущность лирики И.Машбаша 60-70-х годов. Заслуживает особого внимания оригинальный анализ ряда известных его стихотворений, в которых через систему художественных средств И.Машбаша раскрыта лирическая сущность его поэзии. Мы считаем важным и суждение С.Демченко о том, что «философское начало... становится главным элементом в фактуре и внутренней организации стиха»4, и стремление автора работы показать новоизменения в поэтике философских произведений И.Машбаша.
В нашем исследовании мы не пытаемся ставить вопрос об адыгейской лирике в целом, т.к., на наш взгляд, этот вопрос может решаться лишь на обширном сравнительном материале. Мы видим перед собой цель более скромную: попытаться рассмотреть нравственно-философский аспект лирики Исхака Машбаша в единстве с ее поэтикой, а для достижения этой цели делаем попытку проследить эволюцию лирического "я" Исхака Машбаша, определить формы выражения авторского сознания этого талантливого адыгейского поэта, осмыслив в нравственно-философском аспекте
1 Тхакушинов А. В зеркале социологии. Майкоп, 1995.
2 Там же. С. 133.
3 Демченко С. Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике. Диссертация насоиск. канд. фипоп. наук. Майкоп, 1998.
4 Там же. С.75.
мотивы и проблемы его лирики, достаточно подробно остановившись на поэтике И.Машбаша и проблемах перевода его стихотворений.
Актуальность диссертации определяется возросшим интересом к закономерностям развития новописьменных литератур России, в том числе и адыгейской, к осмыслению их вклада в мировую культурную сокровищницу.
Актуальность выбранной нами темы подтверждается еще и тем, что анализ проблем развития новописьменных литератур, в частности, их нравственно-философского аспекта, может внести новые данные в теорию литературы. Например, адыгейская литература, еще не имевшая в 20-х гг. иных жанровых и художественных традиций, кроме фольклорных, сейчас осваивает сложный путь развития всех родов литературы. Этот динамический процесс мы наблюдаем, прослеживая эволюцию одного из адыгейских поэтов, в чьем творчестве можно обнаружить самые различные лирические жанры - от простых пейзажных зарисовок до медитативной лирики.
Актуальность освещаемых в данной диссертации вопросов мотивируется также недостаточной изученностью нравственно-философского аспекта машбашевской лирики и адыгейской лирики вообще, хотя к моменту написания данной работы, как мы уже отмечали, опубликовано немало статей, очерков, рецензий