автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Эволюция идеи красоты в лирике Е. Винокурова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция идеи красоты в лирике Е. Винокурова"
На правах рукописи
Манский Илья Владимирович
Эволюция идеи красоты в лирике Е. Винокурова
Специальность 10.01.01 - Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 8 ОКТ 20Ю
Нижний Новгород - 2010
004611438
Работа выполнена на кафедре русской филологии и общего языкознания ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова».
Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор
Живолупова Наталья Васильевна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Шаравин Андрей Владимирович ГОУ ВПО «Брянский государственный университет»
кандидат филологических наук, доцент Королькова Галина Леонидовна ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Псковский государственный
педагогический университет»
Защита состоится «28» октября 2010 в 13:00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.166.02 при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (603000, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37)
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23)
Автореферат разослан «IX »с&кт&р^ою г.
Ученый секретарь диссертационного совета Г\ Юхнова И.С.
' Общая характеристика работы
Е. Винокуров - знаковая фигура в философской лирике советского периода, до недавнего времени остававшаяся на периферии литературоведческих исследований.
С 1968г. по 1990г. Е. Винокуров был руководителем «поэтического семинара» в Лигинстшуте им. A.M. Горького, явившегося уникальной поэтической школой для многих современных поэтов, в последнее время все чаще соотносящих свое творчество с философской лирикой Е. Винокурова1. Продолжение поэтических традиций Е. Винокурова в современной поэзии свидетельствует об актуальности философской проблематики лирики Е. Винокурова.
Отличительной чертой поэтической системы Е. Винокурова является идея красоты - центральная философская категория лирики Винокурова, обусловливающая структуру художественного мира произведений поэта.
Сложность философско-эстетических представлений поэта связана с обращением к опыту мировой философии. Анализ идеи красоты позволяет конституировать исследовательский подход к философской проблематике творчества Винокурова.
. Актуальность диссертации обусловлена необходимостью исследовать воплощенные в лирике философско-эстетические установки Е. Винокурова в их внутренней системности и эволюции, что ранее оставалось за пределами изучения творчества поэта.
Исследование поэзии Винокурова сосредоточивается в основном на изучении отдельных философских представлений поэта в разные периоды его творчества. При всей значимости такого подхода нельзя не отметать его неполноту, поскольку он не учитывает внутреннюю целостность философской лирики поэта в ее развитии.
' См., например: Николаева, О. У нас был гениальный семинар / О. Николаева // Вопросы литературы. - 1999. №1,
Несмотря на то, что ряд исследователей творчества Винокурова отмечали важность идеи красоты в художественной системе поэта, эстетическая программа поэта и ее художественная реализация практически остаются неисследованными.
На наш взгляд, анализ особенностей философской лирики Винокурова не продуктивен без исследования идеи красоты, являющейся смысловым центром поэзии Винокурова и определяющей ее внутреннее единство. Эволюция идеи красоты связана с эволюцией философско-эстетических представлений поэта о человеке, мире, возлюбленной, зле, добре и т.д.
Разработанность проблемы
В настоящее время все большее количество исследователей обращается к изучению философской лирики советского периода. Вместе с тем пока можно говорить лишь о фрагментарном исследовании самых известных советских поэтов, в частности Е. Винокурова.
Появление в 2000г. сборника «Евгений Винокуров. Жизнь. Творчество. Архив»2 свидетельствует о возрождении филологического интереса к творчеству поэта.
Однако поэзия Винокурова остается малоизученной на сегодняшний день. При внушительном количестве рецензий и статей, посвященных творчеству (Т. Бек, Е. Евтушенко, С. Рассадина, Б. Слуцкого, Я. Смелякова, и др.) системный исследовательский подход к творчеству поэта реализован лишь в работе А. Михайлова «Евгений Винокуров: Разборы. 'Диалоги. Полемика». В данной работе А. Михайлов обозначил философскую проблематику лирики Е. Винокурова до 1975г. в разные периоды творчества. Однако внутреннее единство философских проблем и
2 Евгений Винокуров. Жизнь. Творчество. Архив / Составители И. Винокурова, А. Колчинский. - М.: РИК Русанова, 2000.
художественная эволюция лирики не были основными объектами философского и литературоведческого анализа монографии А. Михайлова.
Объектом исследования является лирика Е. Винокурова.
Предмет исследования - эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в лирике Е. Винокурова.
Цель работы - исследование философской лирики Е. Винокурова как художественного целого в свете эволюции идеи красоты.
Цель обусловливает основные задачи работы:
1. Исследовать специфику соотношения этического и эстетического в художественной картине мира лирики Е. Винокурова в разные периоды творчества.
2. Проанализировать эволюцию идеи истинного и ложного познания красоты в лирике Е. Винокурова в свете художественного воплощения философско-эстетических представлений поэта о мире.
3. Исследовать концепцию женского начала и ее художественную реализацию в образе возлюбленной в лирике Е. Винокурова в разные периоды творчества.
4. Предложить периодизацию творчества поэта, опираясь на специфику эволюции идеи красоты.
Методологическая основа диссертации. В качестве основного метода в диссертационном исследовании используется историко-литературный подход к анализу образной и мотивной структуры художественных текстов. В работе также используются принципы анализа поэтического текста, разработанные в трудах Б.М. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, В.А. Грехнева, Ю.М. Лотмана и др.
Научная новизна диссертации заключается в выработке системного подхода к изучению философской лирики Е. Винокурова в ее внутренней целостности, обусловленной ключевой для Винокурова идеей красоты. Данная работа позволяет уяснить специфику идеи красоты в творчестве Винокурова, выявить ее роль в формировании уникальной художественно-философской системы лирики Винокурова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В художественной системе Е. Винокурова эстетическое соотносится с этическим началом: если в ранней лирике понятие красоты включает в себя этический компонент, образуя единое целое, которое является одновременно этическим и эстетическим, то в поздней лирике возникает конфликт между эстетическим и этическим как разными категориями бытия.
2. Понимание мира как красоты в лирике Е. Винокурова, основанное на художественной интерпретации платоновских и пифагорейских идей о космосе, является доминантой в поэзии Винокурова. Но если в ранней лирике красота мира радует лирического героя своей близостью и родством с человеком, который воспринимается как часть космоса, то в позднем творчестве красота космоса приводит лирического героя в уныние, так как оказывается чуждой и даже враждебной человеческой личности.
3. Исходя из особенностей эволюции идеи красоты, являющейся основополагающей в лирике поэта, творчество Е. Винокурова можно разделить на два, характеризующихся определенной целостностью периода: 1 - 1950 - сер. 1970-х гг. и 2 - сер. 1970-х гг.-1990 гг.
4. Эволюция образа возлюбленной, являющейся воплощением красоты, свидетельствует о трансформации представлений поэта о женском начале. Если в ранней лирике в образе возлюбленной подчеркиваются черты, сближающие ее с другими женщинами, то в поздней лирике Винокуров ставит акцент на принципиальной непохожести и отличии своей возлюбленной от других женщин. Понимание женской красоты в творчестве Винокурова трансформируется: от идеи природного женского начала поэт приходит к идее личности и уникальности возлюбленной.
Практическая значимость работы. Материалы, представленные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы второй половины XX века, при проведении спецкурсов и семинарских занятий.
Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в изучение творчества одного из крупнейших советских поэтов Е. Винокурова и связана в первую очередь с выработкой целостного подхода к лирике Е. Винокурова, основанного на исследовании эволюции идеи красоты. Работа позволяет уяснить специфику идеи красоты в лирике Е. Винокурова в последовательные периоды творчества поэта и ее первичное значение в философско-художественной системе лирики Винокурова.
Апробация работы. Материалы, составляющие основной корпус диссертационного исследования, были представлены в «Вестнике Челябинского государственного университета» (2009) и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях: «Грехневские чтения» (Нижний Новгород, 2007, 2008), «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Чтения имени профессора Сергея Александровича Леонова» (Москва, 2008), и нашли отражение в шести публикациях.
Содержание работы
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновываются актуальность и новизна исследования, его практическая значимость, определяются цели и задачи работы, предмет и объект исследования, формулируются выносимые на защиту положения.
В первой главе диссертации - «Проблема соотношения эстетического и этического начал в лирике Е. Винокурова» —
I
исследуется эволюция концепции красоты в лирике Е. Винокурова в связи с одной из доминант художественного мировоззрения поэта - этической составляющей.
В первом разделе первой главы - «Проблема соотношения эстетического и этического начал в лирике Е. Винокурова 1950-70-х гг.» - исследуется понимание Винокуровым феномена красоты как явления одновременно эстетического и этического.
В теоретических работах Винокуров декларирует принципиальную целостность этического и эстетического. Закономерно, что для ранней лирики Винокурова характерна смысловая эквивалентность эстетического и этического бытия (напр., «Синева», 1955). Один из центральных образных воплощений красоты в данный период творчества поэта - образ «синевы» - выступает символом целостного бытия, в котором красота и добро неотделимы друг от друга.
Собственная художественная концепция Винокурова в этот период формируется в диалоге с философско-эстетическим установками Н. Заболоцкого, в поэтической системе которого одним из ключевых является конфликт внешнего и внутреннего, выражающий идею Заболоцкого о принципиальном несовпадении этического и эстетического в человеке.
Если для Заболоцкого конфликт между внутренней красотой человека и его внешней «некрасивостью» глубоко трагичен и по своей сути остается не разрешимым, то для Винокурова в данный период творчества не существует проблемы несоответствия внешнего внутреннему. Этическая сущность человека проявляется эстетически в его внешности, человек - целостен и тождествен самому себе (напр., «Сколько прелести есть в человеческих лицах» 1955).
В ситуации потери внешней красоты - старение, болезнь - в человеке проявляется сущность, характеризуемая поэтом как «сила», которая «сильнее красоты». Эта сила воспринимается Винокуровым эстетически и может быть интерпретирована как красота «высшего порядка» (напр., «Выжил» 1962, «Сила» 1971).
Во втором разделе первой главы - «Проблема соотношения эстетического и этического начал в лирике Е. Винокурова 1970-80-х гг.» - исследуется актуализированная в поздней лирике проблема зла и красоты в свете эстетических представлений поэта о мире и человеке.
В художественном мире лирики Винокурова человеческое представление о «мировом зле» проявляется через эстетическую «минимизацию» форм его воплощения в образах «змеи», «тигра», «гиены» и т.д. Зло оценивается человеком преимущественно в системе эстетических представлений, в рамках которых оно может быть охарактеризовано как «ужасное».
Однако эта точка зрения оказывается ограниченной в контексте космической гармонии, в которой явление, определяемое человеком как зло, оказывается необходимым для сохранения целостности и красоты мира элементом. Это отбытие приводит лирического героя к постижению мирового природного порядка как красоты, оказывающейся чуждой человеческому представлению о добре и зле.
В этом смысле актуальность приобретает идея трагичности борьбы человека со злом: зло, рассматриваемое как неотъемлемый компонент мирового порядка, существует в человеческом обществе, основываясь на космических законах, и борьба человека со злом, с точки зрения Винокурова, не имеет смысла.
Тем не менее, человек не может примириться с существованием зла в мире, даже признавая его «законность». Бессмысленность борьбы человека со злом преодолевается в поздней лирике поэта акцентированием эстетического аспекта человеческого сопротивления злу: борьба человека со злом воспринимается поэтом как красота и обретает эстетический смысл (напр., «Зло» 1976 и «Зло» 1982).
Во второй главе диссертации - «Идея истинного и ложного познания бытия как красоты в лирике Е. Винокурова в свете художественного воплощения философско-эстетических
представлений поэта о мире» - исследуются художественно воплощенные в лирике представления Винокурова о мире как красоте и о пути познания мира как красоты.
Первый раздел второй главы - «Идея истинного и ложного познания онтологического смысла женской красоты в лирике Е. Винокурова 1960-70-х гг.» - посвящен проблеме истинности и ложности человеческого восприятия женской красоты в лирике Е. Винокурова.
Концепция женской красоты художественно воплощается Винокуровым в образе «красавицы», созерцание которой облагораживает и одухотворяет душу лирического героя, вызывая чувство благоговения перед «святыней красоты» (напр., «Красавица» 1960).
Наряду с образом «красавицы» Винокуров создает образ страшного «простого» мира, в котором женская красота профанируется и десакрализуется. Женская красота, лишенная святости и тайны, проявляющаяся в культе обнаженного женского тела становится идеалом
«простого» мира, вселяя ощущение апокалипсического ужаса в лирического героя, находящегося внутри этого мира. Практическое, «не благоговейное» отношение к тайне женской красоты в «простом» мире оказывается противным человеческой природе.
В основе одного из основных лейтмотивов лирики поэта - пути человека из «ложного» мира в «истинный» мир - представление об истинном устройстве мира как о красоте. Путь к постижению красоты, в частности онтологической сущности женской красоты, лежит в духовном пространстве человека, который приобщается истинному взгляду на мир в результате определенной духовной трансформации (напр., «Простота» 1960, «Обложка иностранного журнала» 1961).
Образ Афродиты, появляющийся в ранней лирике Е. Винокурова и присутствующий на протяжении всего творчества поэта, выступает символом «истинного» мира красоты. Афродита противостоит «простому» миру и является свидетельством о красоте (напр., «В сапогах огромного размера» 1957).
Идея Винокурова о сложности и неочевидности «истинной» красоты, в противоположность «простым» идеалам «простого» мира, выражается в том, что «встреча» лирического героя с Афродитой, как символом подлинной красоты, происходит в результате долгого и трудного духовного пути героя.
Второй раздел второй главы - «Истинное и ложное познание мира человеком в лирике Е. Винокурова 1960-70-х гг. в свете философско-эстетических идей геометрической структуры вселенной и движения».
В художественной системе лирики Винокурова 1960-70-х гг. представление поэта о красоте и структуре мироздания соотносится с пифагорейско-платоновским учением о числе как «принципе всеобщей
структуры»3, лежащем в основе мироздания, соответственно с которым возникает все существующее.
В художественной интерпретации Е. Винокурова число, лежащее в основе мироздания, чаще всего реализуется в образах круга и линии, воплощающих в себе идею красоты мира. Образ «красавицы» в лирике Е. Винокурова не детализируется поэтом, который подчеркивает «овал» лица героини. Такой смысловой акцент связан с представлением поэта о круге как о воплощении красоты, лежащей в основе мира и проявляющейся в «красавице» (напр., Круг 1960).
Линия воспринимается Винокуровым как воплощение творческого потенциала вселенной, проявляющегося в зримых формах. Линия -граница между хаосом и космосом. Линия бытийно старше круга. Но линия, как и круг, - воплощение красоты, лежащей в основе космоса (напр., «Ода линии» 1965).
Кроме того, Винокуров художественно интерпретирует пифагорейско-платоновскую идею о космосе как теле. Согласно пифагорейскому представлению, космос, в основе которого лежит определенная арифметико-геометрическая структура, - музыкален. Музыкальность космоса связана с тем, что, по пифагорейскому учению, в основе музыки так же лежит определенная математическая структура, а сама музыка является воплощением идеального Числа, которое человек может воспринимать: «Античный космос представляет собою пластически слепленное целое, как бы некую большую фигуру или статую или даже точнейшим образом настроенный и издающий определенного рода звуки инструмент»4. Античная мысль уподобляла космос человеческому телу, а тело - космосу: «античный космос, который охватывает все
3 Лосев, А.Ф, История античной эстетики: ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М,: Высшая
школа, 1963. С. 169. "Там же. С. 175.
материальное бытие, и есть живое, одушевленное и даже самосознающее человеческое тело»5.
Таким образом, принимая во внимание музыкальность космоса и его телесность, поэт выражает путь постижения мира человеком в образе танца, как формы воплощения музыкальности и телесности космоса в человеке (напр., «Танцы» 1965, «Займися музыкой, Сократ» 1971).
Танец в данный период творчества поэта осмысляется как единственный способ познания мира. Красота танца, заключающаяся в упорядоченном и гармоническом движении тела, приобщает танцующего человека красоте мира (напр., «Когда-то в юности надменной» 1968, «Тело» 1976).
Третий раздел второй главы - «Истинное и ложное познание мира человеком в лирике Винокурова 1980х гг. в сеете философско-эстетических идей арифметической структуры вселенной и движения».
В лирике 1980-х гг. проблема истинного постижения мира осложняется углублением представлений поэта о человеке, в котором Е. Винокуров подчеркивает значимость личностного начала. Число, лежащее в основании мира, по-прежнему воспринимается Винокуровым как красота, однако человеческая тяга к красоте и истине не может быть полностью удовлетворена познанием космоса, так как личностное начало в человеке - надкосмично (напр., «Формула» 1984).
Танец по-прежнему остается способом приобщения к миру и познания красоты мира, однако ограничивается только природной, то есть сходной со всем космосом, частью человека.
В стихотворении «Заломила руки Саломея...» (1982) впервые в художественном пространстве лирики Винокурова танцующая женщина
5 Там же. С. 174.
вызывает не восхищение и преклонение лирического героя, а его осуждение. Винокуров не изменил своего отношения к танцу как телесному способу приобщения к миру и обретению через него некоего тайного смысла. Танец по-прежнему для Винокурова сакрален. «Грех» Соломеи - не в самом акте танца, а в том, что она не судит свой танец и танцует вопреки высшей составляющей человека - этической. Наряду с танцем как способом познания мира в лирике Е. Винокурова появляется «разум», который постигает мир этически (напр., «Вместе» 1987, «Разум» 1987, «Танец» 1987, «Танец» 1989).
В третьей главе диссертации - «Эволюция концепции женского начала в лирике Винокурова» - исследуется специфика эволюции образа возлюбленной как одной из основных форм художественного воплощения идеи красоты в лирике Е. Винокурова.
Первый раздел третьей главы - «Концепция женского начала и ее художественная реализация в образе возлюбленной в лирике Винокурова 1950-70-х гг.».
Существование женщины в художественном мире лирики Винокурова 1950-70-х гг. связано с бытом. В результате Винокуров создает своеобразную концепции женского начала. Реальность быта в образной системе лирики Е. Винокурова становится той реальностью, через посредство которой художественно осмысляется женское начало. Возлюбленная существует в пространстве быта: она стирает, готовит, 'купает детей, ходит в магазин. Однако погруженность возлюбленной в быт, по мысли поэта, 1 противоестественна женской природе, принадлежащей «высокому» миру красоты, но существующей в «эмпирическом» мире.
Стремление к миру чистой красоты проявляется в пении возлюбленной. «Тоненькое» пение героини осмысляется поэтом как свидетельство ее принадлежности миру красоты и стремление к приобщению красоте.
Образ возлюбленной соотносится с образом Афродиты. Как и Афродиту, поэт характеризует возлюбленную «босой», выражая идею связанности возлюбленной с жизнью мира, который, по Винокурову, -красота. Однако образ возлюбленной, обладая чертами Афродиты, оказывается сниженным по сравнению с образом богини красоты в силу существования героини в эмпирическом мире. Так «морская пена», из которой рождается богиня красоты, трансформируется в «мыльную пену стирки» в одном из центральных стихотворений ранней лирики Винокурова- «Моя любимая стирала» (1957).
Особенностью лирики Е. Винокурова данного периода является наделение образа возлюбленной чертами, присущими, с точки зрения Винокурова, любой женщине. В образе возлюбленной поэт осмысляет женское начало, имплицируемое рядом устойчивых мотивов: мотивом «босых ног», пения, погруженности в быт и жертвенности (напр., «Она» 1965). Красота возлюбленной оказывается не ее уникальной и неповторимой особенностью, а принадлежит женской природе в целом, и возлюбленная является носительницей женской красоты, проявляющейся в ней и через нее.
Второй раздел третьей главы - «Концепция женского начала и ее художественная реализация в образе возлюбленной в лирике Винокурова 1970-1980-х гг.: личность и природа».
В середине 1970-х гг. в художественной системе лирики Е. Винокурова акцентируется личностное начало в образе возлюбленной, осмысляемое поэтом в русле русской религиозной философии, в частности философских идей Н. Бердяева, к которым поэт проявляет особый интерес.
Лирический герой прозревает личностное, неприродное начало в возлюбленной, открывающее красоту «единственности» и «абсолютности» возлюбленной (напр., «Ты» 1974, «Одна» 1982).
Конфликт между личностным и природным началом в возлюбленной обусловливает необходимость их иерархического соотнесения: природное начало должно быть подчинено личности (напр., «У моря» 1989, «Крым» 1989). Только в этом случае, по мысли Винокурова, возможно обретение целостности, гармонии и меры, воспринимаемой поэтом как красота.
В Заключении подводятся итоги исследования.
Принимая во внимание специфику эволюции идеи красоты, целесообразно выделить, по крайней мере, два периода в творчестве Е. Винокурова, характеризующихся определенной целостностью.
Первый период - с 1950-х гг. до середины 1970-х гг., второй - с середины 1970-х гг. до 1993г.
Для первого периода творчества характерно следующее.
Винокуров художественно создает фююсофско-эстетическую концепцию мира, восходящую, в частности, к пифагорейско-платоновскому учению о мире как о космосе. Мир, в представлении поэта, - это красота, в нем все устроено «разумно», «просто» и «красиво». Мир -свят, поэтому естественной человеческой реакцией на мир, так же как и на женскую красоту, является благоговение. Женская красота по своей сути непостижима, но законы красоты космоса и женщины - одинаковы и проявляются в лирике Е. Винокурова в геометрических образах круга или 'линии.
Вместе с тем в художественной системе Е. Винокурова данного периода актуальна проблема своеобразного двоемирия. С одной стороны, мир красив и свят. С другой стороны, человек создает мир, отличающийся от «истинного», «профанный» мир, в котором человек относится к бытию и, в частности, женской красоте «не благоговейно». Лирический герой
Винокурова обнаруживает себя существующим в «профанном» мире, и путь к «истинному» миру - духовный, предполагающий смену ценностной парадигмы.
Одним из «истинных» способов познания мира является танец. Человек, по Винокурову, приобщается ко вселенной через танец. Во-первых, танец - это упорядоченное, красивое движение в силу этого приобщающее человека космосу. Во-вторых, в танце раскрывается телесность как способ познания мира, сходного с человеческим телом. В данный период творчества танец - единственный истинный способ познания мира, в отличие от «рационального» постижения, которое оказывается «неистинным».
Во второй период творчества, в лирике 1970-1990-х гг. изменяется представление поэта о красоте, что влечет за собой изменение всей философской системы поэта.
Представление о космосе как об упорядоченности и красоте трансформируется: если в ранней лирике упорядоченность и красота космоса радовала лирического героя, то в поздней лирике она обретает характер, с которым человек не может примириться.
Одним из составных элементов красоты космоса оказывается то, что воспринимается человеком как зло. Человек борется со злом, которое, с точки зрения космического устройства, является одним из архитектонических элементов красоты.
Человек воспринимается Винокуровым, в отличие от раннего периода творчества, как существо не только природного (космического) характера, но и как существо надкосмическое, выражаемое понятием личности.
Соответственно, танец, оставаясь способом постижения мира и красоты мира, перестает быть единственным истинным способом
приобщения миру. Более того, танец становится, в некоторых случаях, выражением злого произволения человека. Двусоставность человека -природное начало, которым человек приобщается миру, и надприродное начало - приводит к тому, что человек должен иерархически выстроить себя, то есть природное начало должно быть гармонизировано его личностью и разумом.
Закономерны изменения, возникшие в концепции женского начала. Основной акцент в ранней лирике сделан поэтом на женской природе, в то время как в поздней лирике природа в образе возлюбленной иерархически
подчиняется ее личности. Напротив, если природное начало, иерархически
/
подчиняет себе личность женщины, то происходит растворение женщины в природном бытии, полное ее уподобление космосу, утрата красоты.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Манский, И.В. Концепция женственности и ее художественная реализация в образе возлюбленной в лирике Е. Винокурова 196070-х / И.В. Манский // «Вестник Челябинского Государственного Университета. Филология. Искусствоведение»: Научный журнал № 38 - Челябинск: Изд-во Челябинского ун-та, 2009. С. 107-110.
2. Манский, И.В. О соотношении этических и эстетических начал в лирике Е. Винокурова 1970-80-х: ветхозаветная образность стихотворение «Зло» (1982) / И.В. Манский // Грехневские чтения: Сборник научных трудов № 4. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. С. 287-290.
3. Манский, И.В. Эволюция семантики образа Афродиты в лирике Е. Винокурова / И.В. Манский // Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Чтения имени профессора С.А. Леонова: Сборник научных трудов № VI. - Москва: Изд-во МГЛУ, 2007. С. 279-283.
4. Манский, И.В. Танец как постижение мира в лирике Е. Винокурова. / И.В. Манский // Аспирант: Сборник научных трудов аспирантов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Выпуск VII. - Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. С. 121-125.
5. Манский, И.В. Художественная интерпретация пифагорейской традиции в лирике Е. Винокурова 1980-х: человек и мир / И.В. Манский // Грехневские чтения: Сборник научных трудов № 5. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. С. 231-234.
6. Манский, И.В. Геометрическая составляющая идеи красоты в лирике Е. Винокурова: круг и линия / И.В. Манский // Аспирант: Сборник научных трудов аспирантов № 8. - Минск: Изд-во Минского ун-та, 2008. С. 138-141.
Лицензия ПД № 18-0062 от 20.12.2000 г.
Подписано в печать 10.09.2010 Печ. л. 1.2 Тираж 100 экз.
Формат 60x84/16 Заказ
Цена бесплатно
Типография НГЛУ им. Н.А. Добролюбова 603155, г. Н. Новгород, ул. Минина 31 а.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Манский, Илья Владимирович
начал в лирике Е. Винокурова
1.1. Проблема соотношения эстетического и этического начал в лирике Винокурова 1950-1970 гг.
1.2. Проблема соотношения эстетического и этического начал в лирике
Винокурова 1970-1980 гг.
Глава 2. Идея истинного и ложного познания бытия как красоты в лирике Е. Винокурова в свете художественного воплощения философско-эстетических представлений поэта о мире 2.1. Идея истинного и ложного познания онтологического смысла женской красоты в лирике Е. Винокурова 1960-70-х гг.
2.1.1. Идея истинного познания онтологического смысла женской красоты в лирике Е. Винокурова 1960-70-х гг.
2.1.2. Идея ложного познания онтологического смысла красоты в лирике Е. Винокурова 1960-70-х гг.: мотив духовного поиска
2.1.3. Идея истинного и ложного познания смысла женской красоты: образ Афродиты
2.2. Истинное и ложное познание мира человеком в лирике Е. Винокурова в свете философско-эстетических идей геометрической структуры вселенной и движения
2.2.1. Геометрическая составляющая идеи красоты мира в в лирике Е. Винокурова: образы круга и линии
2.2.2. Танец как истинное постижение мира человеком в лирике Винокурова
2.3. Истинное и ложное познание мира человеком в лирике Е.
Винокурова 1980-х гг. в свете философско-эстетических идей арифметической структуры вселенной и движения
2.3.1. Пифагорейская концепция Числа и Порядка: этическое противоречие
2.3.2. Танец как эстетический феномен: этическое противоречие
Глава 3. Эволюция концепции женского начала в лирике Е. Винокурова
3.1. Концепция женского начала и ее художественная реализация в образе возлюбленной в лирике Винокурова 1950-70-х гг.
3.2. Концепция женского начала и ее художественная реализация в образе возлюбленной в лирике Винокурова 1970-1980-х гг.: личность и природа
Введение диссертации2010 год, автореферат по филологии, Манский, Илья Владимирович
Актуальность диссертации обусловлена необходимостью исследовать воплощенные в лирике философско-эстетические установки Е. Винокурова в их внутренней системности и эволюции, что ранее оставалось за пределами научного изучения творчества поэта.
Исследование поэзии Винокурова сосредоточивается в основном на изучении отдельных философских представлений поэта в разные периоды
1 См., например: Николаева, О. У нас был гениальный семинар / О. Николаева // Вопросы литературы. - 1999. №1. творчества автора. При всей значимости такого подхода нельзя не отметить его неполноту, поскольку он не учитывает внутреннюю целостность философской лирики поэта в ее развитии.
Несмотря на то, что ряд исследователей творчества Винокурова отмечали важность идеи красоты в художественной системе поэта, эстетическая программа поэта и ее художественная реализация практически остаются неисследованными.
На наш взгляд, анализ особенностей философской лирики Винокурова не продуктивен без исследования идеи красоты, являющейся смысловым центром поэзии Винокурова и определяющей ее внутреннее единство. Эволюция идеи красоты связана с эволюцией философско-эстетических представлений поэта о человеке, мире, возлюбленной, зле, добре и т.д.
Разработанность проблемы
В настоящее время все большее количество исследователей обращается к изучению философской лирики советского периода. Вместе с тем пока можно говорить лишь о фрагментарном исследовании творчества самых известных советских поэтов, в частности, Е. Винокурова.
Появление в 2000г. сборника «Евгений Винокуров. Жизнь. Творчество. Архив»2 свидетельствует о возрождении филологического интереса к творчеству Винокурова.
Однако поэзия Винокурова остается малоизученной. При внушительном количестве рецензий и статей, посвященных Винокурову (Т. Бек, Е. Евтушенко, С. Рассадина, Б. Слуцкого, Я. Смелякова, и др.), системный исследовательский подход к творчеству поэта реализован лишь в работе А. Михайлова «Евгений Винокуров: Разборы. Диалоги. Полемика». А. Михайлов обозначил философскую проблематику лирики Е. Винокурова до 1975г. в разные периоды творчества. Однако внутреннее единство философских проблем и художественная эволюция лирики не были основными объектами философского и литературоведческого анализа в монографии А. Михайлова.
Объектом исследования является лирика Е. Винокурова. Предмет исследования — эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в лирике Е. Винокурова.
Цель работы - исследование философской лирики Е. Винокурова как художественного целого в свете эволюции идеи красоты. Цель обусловливает основные задачи работы:
1. Исследовать специфику соотношения этического и эстетического в художественной картине мира лирики Е. Винокурова в разные периоды творчества.
2. Проанализировать эволюцию идеи истинного и ложного познания красоты в лирике Е. Винокурова в свете художественного воплощения философско-эстетических представлений поэта о мире.
3. Исследовать концепцию женского начала и ее художественную реализацию в образе возлюбленной в лирике Е. Винокурова в разные периоды творчества.
4. Предложить периодизацию творчества поэта, опираясь на специфику эволюции идеи красоты.
Методологическая основа диссертации. В качестве основного метода в диссертационном исследовании используется историко-литературный подход к анализу образной и мотивной структуры художественных текстов. В работе также используются принципы анализа поэтического текста, разработанные в трудах Б.М. Гаспарова, М.Л. Гаспарова, Л .Я. Гинзбург, В.А. Грехнева, Ю.М. Лотмана.
Научная новизна диссертации заключается в выработке системного подхода к изучению философской лирики Е. Винокурова в ее внутренней целостности, обусловленной ключевой для Винокурова идеей красоты.
Данная работа позволяет уяснить специфику идеи красоты в творчестве Винокурова, выявить ее роль в формировании уникальной художественно-философской системы лирики Винокурова.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В художественной системе Е. Винокурова эстетическое соотносится с этическим началом: если в ранней лирике понятие красоты включает в себя этический компонент, образуя единое целое, которое является одновременно этическим и эстетическим, то в поздней лирике возникает конфликт между эстетическим и этическим как разными категориями бытия.
2. Понимание мира как красоты в лирике Е. Винокурова, основанное на художественной интерпретации платоновских и пифагорейских идей о космосе, является доминантой в поэзии Винокурова. Но если в ранней лирике красота мира радует лирического героя своей близостью и родством с человеком, который воспринимается как часть космоса, то в поздней лирике красота космоса приводит лирического героя в уныние, так как оказывается чуждой и даже враждебной человеческой личности.
3. Исходя из особенностей эволюции идеи красоты, являющейся основополагающей в лирике поэта, творчество Е. Винокурова можно разделить на два, характеризующихся определенной целостностью, периода: первый - с конца 1950-го года до середины 1970-х гг. и второй - с середины 1970-х гг. до 1993 года.
4. Эволюция образа возлюбленной, являющейся воплощением идеи красоты, свидетельствует о трансформации представлений поэта о женском начале. Если в ранней лирике в образе возлюбленной подчеркиваются черты, сближающие ее с другими женщинами, то в поздней лирике Винокуров ставит акцент на принципиальной непохожести и отличии своей возлюбленной от других женщин. Понимание женской красоты в творчестве Винокурова трансформируется: от идеи природного женского начала поэт приходит к идее личности и уникальности возлюбленной.
Практическая значимость работы. Материалы, представленные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы второй половины XX века, при проведении спецкурсов и семинарских занятий.
Теоретическая значимость диссертации определяется ее вкладом в изучение творчества одного из крупнейших советских поэтов Е.
Винокурова и связана в первую очередь с выработкой целостного подхода к лирике Е. Винокурова, основанного на исследовании эволюции идеи красоты. Работа позволяет уяснить специфику идеи красоты в лирике Е. Винокурова в ранний и зрелый периоды творчества поэта и ее определяющее значение в выстраивании философско-художественной системы лирики Винокурова.
Апробация работы. Материалы, составляющие основной корпус диссертационного исследования, были представлены в «Вестнике Челябинского государственного университета» (2009) и обсуждались в докладах на международных и всероссийских научных конференциях: «Грехневские чтения» (Нижний Новгород, 2007, 2008), «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых. Чтения имени профессора Сергея Александровича Леонова» (Москва, 2008), и нашли отражение в шести публикациях.
В первой главе диссертации - «Проблема соотношения эстетического и этического в лирике Е. Винокурова» — исследуется эволюция концепции красоты в лирике Е. Винокурова в связи с одной из доминант художественного мировоззрения поэта — этической составляющей.
Во второй главе диссертации - «Идея истинного и ложного познания бытия как красоты в лирике Е. Винокурова в свете художественного воплощения философско-эстетических представлений поэта о мире» - исследуются художественно воплощенные в лирике представления Винокурова о мире как красоте и о пути познания мира как красоты.
В третьей главе - «Эволюция концепции женского начала в лирике Е. Винокурова» - исследуется специфика эволюции образа возлюбленной как одной из основных форм художественного воплощения идеи красоты в лирике Е. Винокурова.
В заключении обобщаются результаты исследования, суммируются выводы об эволюции идеи красоты в художественной системе лирики Е. Винокурова, и обосновывается периодизация творчества поэта.