автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Русская колыбельная песня

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Головин, Валентин Вадимович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Русская колыбельная песня'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Головин, Валентин Вадимович

Введение

Глава 1. Сюжет и мотив колыбельной песни

Глава 2. Функции колыбельной песни

Функция усыпления

Охранительная функция колыбельных песен

Колыбельная песня и заговор

Прогностическая функция колыбельных песен

Смертные колыбельные песни

Эпистемологическая функция колыбельных песен

Глава 3. Персонажи русской колыбельной песни

Мифологические образы русской колыбельной песни

Персонажи - вредители

Персонажи - "помощники-успокоители"

Образы животных в колыбельной песне

Убийство и заклание животного в колыбельной песне

Глава 4. Литературная колыбельная песня 199 Литературная и фольклорная колыбельная: взаимоотношения в системе жанра 200 Литературная колыбельная песня, адресованная ребенку: традиционные мотивы и их трансформация 210 Метаморфозы колыбельного жанра: колыбельные, не адресованные ребенку

Глава 5. Литературная и фольклорная традиция колыбельных песен М. Лермонтова и А. Майкова 275 Фольклоризация литературных колыбельных песен М. Лермонтова и А. Майкова 275 Литературная традиция колыбельных песен М. Лермонтова и А. Майкова

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Головин, Валентин Вадимович

История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков - в 1773 году публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" A.C. Шишкова (Шишков, 1773). История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий - в 1838 году их впервые публикует И.П. Сахаров (Сахаров, 1838).

В XIX веке выходит множество сборников, в составе которых мы встречаем колыбельные песни. Среди них прежде всего хотелось бы выделить сборники П.Бессонова (Бессонов, 1868) и П.Шейна (Шейн, 1898). Также появляются первые попытки исследования жанра (Ветухов, 1892). Анализ литературных колыбельных мы только изредка встречаем в рецензиях, из которых большинство относится к "Казачьей колыбельной песне" Лермонтова. В XX веке публикации фольклорных колыбельных продолжаются, и с 20-х годов начинается ее активное научное изучение. Литературная колыбельная остается на далекой периферии литературоведческой науки. Большинство исследований относится опять к "Казачьей колыбельной", и только редко высказываются некоторые наблюдения о той или иной колыбельной (чаще в виде реального комментария) в контексте творчества одного автора. До сих пор литературная колыбельная, как жанр, пока даже не нашла себе места в различных литературных справочниках и энциклопедиях, в многочисленных трудах по теории литературы, в том числе и учебных изданиях.1 Жанр активно существует в литературном процессе, насчитывает двухвековую историю и представлен сотнями творческих опытов, от Шишкова до Бродского, но пока явно обделен вниманием литературоведческой науки.

Когда жанр фольклорной колыбельной впервые . представился исследовательскому перу, то сразу и надолго был выбран своеобразный подход (Ветухов, 1892). Жанр был выделен из контекста традиционного мировоззрения. Функция успокоения фиксировалась как основная, и поскольку адресатом жанра был несовершенный младенец, колыбельной вменили и функцию его совершенствования - педагогическую. Образный ряд, сюжетику песни часто обозначали эпитетом "нехитрый". В отличие от многих интересных трудов, посвященных другим жанрам и обрядовым действиям, жанр колыбельной и ситуация убаюкивания, за единичными исключениями, рассматривались как явление "общепонятное" и не заслуживающее особого анализа и особого инструментария исследования. Вместе с тем, некоторые импульсы для особого изучения жанра уже намечались, достаточно вспомнить хотя бы одну очень точную цитату из воспоминаний Е.А. Авдеевой, опубликованных в "Отечественных записках" 1849 года: "В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах (курсив мой - В. Г.). В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы" (Авдеева 1849, 240). Е.А.Авдеева весьма прозорлива в своих эпитетах ("особенные понятия", "вольная бессмыслица"), в

1 Мы бы могли перечислить множество справочных и научных изданий, начиная от девятитомной "Краткой литературной энциклопедии" (Литературная энциклопедия 1962-1978) до "Литературного энциклопедического словаря", включившего более двух тысяч статей (Литературный словарь 1987), где отсутствуют даже словарные статьи о колыбельных. Нет упоминания об исследуемом жанре даже в фундаментальных монографиях, посвященных взаимосвязям литературы и фольклора (напр.: Выходцев 1963, Медриш 1980). них заложено стремление функционально осознать символический ряд жанра.2

Первый опыт научного исследования колыбельной песни предпринял А. Ветухов, опубликовавший в трех выпусках "Этнографического обозрения" свое пятидесятистраничное исследование "Народные колыбельные песни" (Ветухов 1892). Несмотря на критическое отношение к данной работе, в целом следует признать, что А. Ветухов первым исследовал не единичные жанровые образцы, а значительный репертуар колыбельной песни разных традиций. К тому же А. Ветухов, правда, весьма спорно и неопределенно, но связал текст и контекст, жанр и сопутствующую ему ситуацию.3 Предложены функции колыбельной: успокоительная ("Мать поняла врожденным путем - нужны умиротворяющие, светлые и монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни") и воспитательную ("воспитательные задачи"). Статья А. Ветухова со всеми ее ограничениями на долгие годы определила научный подход к исследованию жанра. "Ограниченность" возникла из двух начал: мать-пестунью определили исключительно в "тяжелейшем" положении, и жанр, и его образы толковались и комментировались с позиции отражения действительности. Именно отражения крестьянской жизни, а не функциональной проекции традиционного мировоззрения. А. Ветухов первоначально описывает образы колыбельных песен, разделяя их на одушевленные и неодушевленные. Но логика комментария весьма своеобразна. Исследуя "мир животных" в колыбельной, А. Ветухов считает, что они присутствуют в колыбельной по причине их реальной близости к ребенку в избе: кот - "непременный обыватель избы", голубя всегда слышно, куры "почти всю зиму живут в избе", козел ". нередкий гость и в избе. Благодаря этому в колыбельных песнях козел занял довольно видное место", бычок -"О нем вспоминает мать в песне, по-видимому, лишь перед разлукой с ним, вызванной, быть может, крайней нуждой, так как простолюдин очень неохотно расстается со своим хозяйством". Отметим небогатый этнографический опыт автора (в избе он поселяет даже козла), а присутствие такого популярного образа колыбельной песни как волчка не объясняет вообще. Если же описывается характер и действие образа, то А. Ветухов включает в рассуждение воспитательный аспект. Так в мотиве избиения кота лихой мачехой он видит параллель с материнскими настроениями, а поскольку "голуби не могут иметь каких-либо пороков, а значит у матери нет оснований, или лучше сказать, повода делать наставления и нравоучения, как это мы видели в песнях о коте." (Ветухов 1892, 1, 131-140)

К неодушевленным и отвлеченным предметам - образам колыбельной -А. Ветухов прежде всего относит колыбель, мифологических существ Сна и Дрему. Выделяются также "песни со значительным лирическим элементом" (где есть "идеалы" и "радостные и грустные мечты матери") и "Песни на исторической подкладке" (как

2 Редкость аналитических публикаций, посвященных жанру, отнюдь не свидетельствует о неосознании значения жанра в культуре. Можем представить цитату, которая определяет еще одну научную перспективу жанра, не освещаемую в нашей работе: "Даже в пределах музыкальных целую книгу можно написать о "колыбельной"; о пути ее из крестьянской избы, от люльки на скрипучем очепе — до "эстрады" с превращением попутно в "ариетту - berceuse", распеваемую лирическим тенором перед тысячеголовым младенцем почтенного возраста и о сне (в концертном-то зале!) отнюдь, конечно, не мечтающем" (Авраамов 1916, 71)

3 А. Ветухов импровизирует сцену убаюкивания и связывает ее с выбором текста. Сначала мать "будучи занята все еще хозяйственными хлопотами, она думает только о том, как бы поскорее только усыпить ребенка, прервавшего ей работу", затем "мысли ее обращаются к ребенку" и "являются на сцену сначала одушевленные предметы", потом "неодушевленные", далее "мать обдумывает судьбу малютки во всех периодах его жизни" и наконец, "Уносясь все далее и далее волною своих мыслей, мать забывает о своих воспитательных задачах и даже о дорогом ей сердцу малютке: она входит в область своих воспоминаний и раскрывает перед нами свое миросозерцание и свои духовные сокровища. Это заключительный период в колыбельной песне, период не в смысле определенного срока времени, а в смысле порядка сменяющихся душевных настроений." (Ветухов 1892,1,132-133) колыбельные с "татарским следом" А. Ветухов рассматривает поздние баллады о татарском полоне с мотивом убаюкивания). Наиболее уязвим раздел "Отражение национальности творца в колыбельной песне", где у великороссов отмечено пристрастие к материальным благам (в нашей классификации это мотивы одаривания и благополучного будущего). Качание зыбки и битье ребенка ("Стану я качать, // В балалаючку играть."; "Качу, качу, качу, // За волосы схвачу") А. Ветухов объясняет спецификой характера русского человека: "Великоросс является в песне весельчаком". Специфику малорусских колыбельных он видит в приоритете "общественных интересов". В белорусских колыбельных быт описан мрачными красками и нет мечтаний, выраженных идеалов и исторических воспоминаний. Полька в каждой песне зовет Бога (что справедливо только отчасти). Персиянка боится бесплодия и изливает только личные чувства. Бахтиярка часто пугает, и здесь особое внимание обращено на род младенца.

При всей неразработанности данного аспекта у А. Ветухова, следует отметить, что он впервые поставил существенную и интересную проблему национального своеобразия колыбельных и тем самым обозначил ее перспективу. Не обозначая понятия мотив, он все-таки их выделил. При всей спорности комментария образный ряд выявлен на весьма широком репертуаре.

После статьи А. Ветухова в изучении колыбельной наступил долгий перерыв. Пробел заполняли публикации текстов колыбельных песен.4

Некоторые существенные замечания по теории жанра сделал в 20-х годах XX века Г.С. Виноградов. Он точно определил форму контакта жанра с детским фольклором, дал некоторые рекомендации собирателям жанра.3

Одна рекомендация Г.С. Виноградова, умевшего в кратком высказывании заключить фундаментальные научные проблемы, требует повторения: "Будет большим упущением, если, собирая материалы по колыбельной песне, наблюдатель не обратит внимание на исполнение этих песен в игре (напр. "в клетки"), на песни при укачивании кукол." (Виноградов 1925, 37). Напомним, что первая русская литературная колыбельная A.C. Шишкова, написанная за полтора века до совета фольклориста, так и называлась "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу".

Г.С. Виноградов не относит колыбельные песни к детскому фольклору: "Оттого, что их исполняют и дети, произведения этой группы не делаются детским фольклором, подобно тому как исполнение детьми солдатских песен не дает права на включение солдатской песни в детский фольклор, пока эти песни не выпадут из фольклора взрослых и не станут достоянием только детей" (Виноградов 1926, 29). Такой же позиции придерживается и О.И. Капица (Капица 1928, 31).

О.И. Капица в своей известной книге "Детский фольклор" определяет колыбельную песню строго функционально - "назначение ее усыпить ребенка" (Капица 1928, 34).

О.И. Капица также цитирует автора статьи о персидских колыбельных В. Жуковского (Жуковский 1889, 33), таким образом, соглашаясь с его точкой зрения: "Колыбельная песнь, зарождаясь из самых простых прозаических причитаний, в

4 Достаточно полный обзор публикаций, посвященных детскому фольклору, в том числе и колыбельной, сделан О.И. Капицей (Капица 1928), Г.С.Виноградовым (Виноградов 1999) и впоследствии в примечаниях к антологии А.Н. Мартыновой (Мартынова 1997).

5 "Первые словесные произведения, которые исполняются взрослыми для детей и перенимаются детьми - колыбельные песни и разновидности потешек. Если принимать во внимание происхождение колыбельной песни, ее следует отнести к общему фольклору; но в виду того, что исполнителями и хранителями ее дети, главным образом - девочки, являются не менее часто, чем взрослые женщины, нетрудно найти основание уделить ей внимание здесь, в беседе о детском фольклоре. Бытование колыбельной песни в каждой семье, обилие текстов и вариаций делают наблюдения благодарною работой. А значение ее огромно." (Виноградов 1925,36-37) которых выливается осаждающая женщину дума, переходит затем в полупрозаические, полустихотворные рифмованные двустишия и, наконец, приближается к образцам литературных книжных форм настолько, что некоторые из них, без всякой условности, без всякой помехи, могут быть выдвинуты в рамки условного музыкально-стихотворного ритма" (Капица 1928, 34). Отметим, что В.Жуковский точно отметил импровизационный аспект, но в то же время остановил свое внимание лишь на эстетической категории жанра, не рассматривая его функциональные особенности.

В своем анализе О.И. Капица выделяет песни-импровизации, песни другой социальной среды (из " барской " в крестьянскую). Определяются две группы: колыбельные песни "мира матери", в которых исследователь "рисует мир матери, ее настроения и переживания, это лирика материнства, и конечно, эти песни к детскому фольклору отнести нельзя, они представляют для нас интерес как поэзия, создавшаяся около ребенка" (Капица 1928, 38) и песни "мира ребенка" — "В них в центре внимания ребенок и весь окружающий его мир, по форме и содержанию эти песни примыкают к детскому фольклору" (Капица 1928, 42). В первую группу, как считает О.И. Капица, входят, например, сюжеты о неблагодарном сыне, пожелания богатства, песни с рекрутским контекстом, песни, в которых наказывают ребенка, смертные колыбельные песни. Вторая группа включает песни с героем котом, голубями, песни о подарках, песни - пугания. Вне данных групп стоят песни исторического содержания (о татарском иге) и книжного происхождения. О.И. Капица справедливо указала на возможность исполнения у колыбели песен других жанров, характер колыбельных которым придают только "мелодии и припев": "баю-баюшки" или "люли, лю-ли-лю".

В поэтике колыбельной О.И. Капица выделяет наличие в словаре типично "детских слов", разделения сложного предложения на простые и повторение одного и того же члена предложения. К ряду замечаний О.И. Капицы можно отнестись весьма критически. Например: "Колыбельная песня редко останавливается на предмете и дает его описание, а если что-нибудь описывает, то не многословно, но ярко и образно" (Капица 1928, 205). Достаточно привести в пример описание образа колыбели и очепа в жанре, подарков, образов Сна-Дремы, или, вообще, мотив "благополучного будущего", столь популярный в колыбельных, чтобы показать спорность данного утверждения.

К сожалению, не была опубликована очень интересная работа Н.М. Элиаш "Русские народные колыбельные песни. Опыт классификации фольклорного жанра", защищенная как диссертация во время войны, в 1944 году.6 Н.М. Элиаш выделила "стадии" жанра (исторические, бытовые и с советской тематикой) и предложила классификацию жанра по мотивам (Сон и Дрема, кот, гули, кормление ребенка, возвеличивание колыбели и др.). Несмотря на нашу достаточно критическую оценку взглядов Н.М. Элиаш на генезис колыбельной песни (сказалось влияние советского времени с его утопической перспективой) и иное понимание мотива в жанре (в труде Н.М. Элиаш он понимается через образ), мы считаем, что своевременная публикация данного труда могла бы значительно повлиять на дальнейшие исследования. Труд Н.М. Элиаш продолжает традиции значимых школ в русской фольклористике - школ А.Н. Веселовского и В .Я. Проппа.

В последние десятилетия, начиная с 70-х годов, активно занимались исследованием фольклорной колыбельной песни В.П. Аникин, М.Н. Мельников и А.Н. Мартынова.

В 1957 году в своей книге "Русские народные пословицы, поговорки, загадки и

6 Диссертация хранится в Российской Государственной библиотеке в Москве. детский фольклор" В.П. Аникин на семи страницах дал обзор и колыбельной песни (Аникин 1957, 89-95). Отмечены некоторые мифологические смыслы колыбельной в отношении таких образов как Сон и Дрема и в смертных колыбельных. Другие образы (например: кот, голуби, грачи), как считал автор, проявились в песнях позднего времени, "утративших связь с поверьями и мифологией".7 Отмечены песни, которые по мнению автора, "отчетливо отразили в сюжетных положениях и образах крепостное право" (Аникин 1957, 93) и песни-импровизации.

Спустя четверть века В.П. Аникин дополняет свои мысли о колыбельной песне (Аникин 1991, 5-8). Как основной мотив он определяет мотив будущего - и будущее в колыбельной заполняется трудом, профессией, с "удачами и преуспеванием" (везде присутствует 1-2 примера). Но почему-то В.П. Аникин здесь связывает мотив будущего с предположением, что "крестьянки видели как ухаживают за барчатами". В.П. Аникин также утверждает: "Обещание полного счастья обычно и в песнях, которые пели и в простых бедных семьях. Поистине изумительна эта уверенность в ожидающем ребенка благополучии. Но было бы ошибкой думать, что народ жил иллюзиями. Это не так. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Подобно заговору приказно-повелительные интонации." Использование термина "заклинание" и фраза "изумительная уверенность" вызывают сомнения. Речь идет о прогностических смыслах, о которых мы будем говорить подробно в соответствующей главе. Вместе с тем, мы согласны с утверждениями исследователя о формульности жанра: "После каждой строфы вставляют (по типу Бай-бай) какое-нибудь новое слово: баю дитятко; баю милую; баю славную; баю, глазки закрывай и подобное. Практически количество сочетаний устойчивых элементов в колыбельных песнях не ограничено, но наперечет число самих элементов." (Аникин 1991, 8)

В гряде статей, в диссертации "Русская колыбельная и крестьянский быт" (Мартынова 1977), в антологии с разделом "Колыбельные песни" (Мартынова 1997) исследует жанр А.Н. Мартынова.

А.Н. Мартынова определила жанр по функции усыпления: "Многократное повторение однотипных кинетических (качание) и мелодических ритмов, отсутствие резких звукосочетаний" (Мартынова 1977, 4). Указана связь жанра с заговорами от бессонницы, но одно из отличий колыбельных от заговора заключается, по мнению автора, в том, что колыбельная имеет воспитательную функцию.

А.Н. Мартынова также предприняла попытку классифицировать жанр, выделив "Песни традиционные" и "Песни нетрадиционные (литературных и других жанров)". Классификация песен по содержанию, предложенная А.Н. Мартыновой, достаточно о полная, но не имеет единого критерия. В качестве классификационного критерия в едином ряду предлагается и функция, и содержание, и образ, и даже генезис. Это признает сам исследователь, считая, что один и тот же текст может занять место в разных классификационных порядках. Не будем посвящать особое место критике данной классификации, скажем только, что императивность — это универсальное качество жанра, и, таким образом, все тексты попадут в первый раздел, к тому же мы

7 "Общая историческая эволюция колыбельных песен в новейшее время состояла в утрате заговорно-заклинательных моментов. Старые песенные образы обратились в чисто художественные. Примером этой эволюции могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим "героем" кота" (Аникин 1957, 91).

8 А.Н. Мартынова предложила следующую классификацию по содержанию: В группу "Традиционных колыбельных песен" включаются: I. Песни императивные. 1. Пожелания ребенку: а) сна, здоровья, роста; б) послушания; в) смерти. 2. Обращение к различным существам с просьбой (требованием): а) дать ребенку сон, здоровье, укачать его; б) не пугать его, не мешать его сну. II. Песни повествовательные: 1. О самом ребенке. 2. О разных людях. 3. О животных, птицах, предметах. В группу "Нетрадиционных колыбельных песен" включаются: I. Песни литературного происхождения; II. Песни, заимствованные из других жанров (Мартынова 1977, 5-6). имеем сотни примеров песен, каждая из которых с одинаковым успехом может занять место в разных разделах классификации. Если мы возьмем фольклорный текст с фольклоризированными строками из "Казачьей колыбельной песни" Лермонтова, то он вполне может попасть в каждый раздел, за исключением последнего.

А.Н. Мартыновой проанализирован ряд мотивов жанра (она отмечает структурное двуединство мотив-сюжет), обозначены другие жанры, которые могут исполняться как колыбельные. Автором исследования предложен термин "спевы", то есть колыбельные, в которых нет тематической связи: "Колыбельные спевы -соединение различных по форме и содержанию образований, каждое из которых представляет собой логическое и художественное целое и имеет свою историю возникновения и развития. В составе спева могут быть выделены 4 вида произведений: 1. Песни колыбельные традиционные, варьирующиеся в разной степени; 2. Песни импровизационные, различным образом связанные с традицией; 3. Произведения иных жанров, исполненные в функции колыбельных; 4. Произведения, имеющие литературный источник. Далее следует вывод: "соединение это в большинстве случаев механическое, основанное на связи функций" (Мартынова 1977, 11). Попытка фрагментировать жанр привела его в конфликт с самой традицией исполнения колыбельных. "Спева" там не наблюдается, а есть многомотивная колыбельная с широким функциональным полем.

Также спорны и определенные автором "Композиционные типы колыбельных песен" (Мартынова 1977, 12-13).9 Некоторые типы, выделенные автором, существуют самостоятельно, скорее, только в записях фольклористов, чем в реальной традиции (например, песни-припевки - четырьмя строками младенца не усыпишь - В. Г.). Несколько непонятно, почему автор лишил все свои "типы", кроме четвертого, сюжетного начала. Во всякой колыбельной песне есть развитие содержания, связанное с актом убаюкивания и функционально-символической динамикой текста.

В 1989 году в предисловии к своему сборнику "Потешки, считалки, небылицы" А.Н. Мартынова предлагает несколько новую классификацию жанра, в основе которой опять лежат разные критерии (Мартынова 1989, 7).10

В своей антологии "Детский поэтический фольклор" А.Н. Мартынова расположила 544 текста колыбельных в 16 "тематических гнездах", в основе которых лежат "центральные образы или персонажи: сон, бука, котик - или лейтмотивы: пожелания ребенку сна, здоровья, смерти". Это действительно образно-мотивное распределение, но все-таки отметим, что в последних разделах, где представлены наиболее интересные и полные записи, такой критерий не ощущается. В примечаниях без комментария указано наличие 32-40 "сюжетов" (порядок чисел и кавычки А.Н. Мартыновой) в 2600 текстах, просмотренных автором (Мартынова 1997, 470).

Главы о колыбельных песнях присутствуют в книгах М.Н. Мельникова:

9 А.Н. Мартыновой выделены следующие композиционные типы колыбельных песен: 1. Песни-припевки состоят обычно из 2-4 рифмующихся строк и содержат, как правило, один мотив. К ним относятся многочисленные песенки императивного характера, содержащие пожелание сна ребенку, песенки-сентенции и др.; 2. Песни-наращения нескольких однотипных напевов, которые составляют парные рифмующиеся строки. Объем таких произведений практически не ограничен. (Песни с зачинами: "Байки, побайки, Матери-китайки"; "Зыбаю, позыбаю, Отец пошел за рыбою"); 3. Песни с повторяющимся зачином (например, "У кота, у кота, Колыбелька золота"); 4. Песни, композиция которых подчинена логическому развитию содержания (например, произведения, в которых основным персонажем является мифологическое существо "Бука"). 5. Песни, в основе которых лежит развитие какого-то небольшого сюжета. К ним относятся песни о коте -воре, о коте и мачехе, о сне, дреме и др.

10 Выделены: Традиционные (императивные и повествовательные); Импровизационные ("имеющие различный характер связи с традицией"); Произведения иных жанров, исполненные как колыбельные); Авторские колыбельные песни.

Детский фольклор Сибири" (Мельников, 1970) и "Русский детский фольклор" (Мельников 1987). В последнем издании М.Н. Мельников посвятил колыбельной песне следующие разделы: Генезис колыбельной песни; Внутрижанровая классификация колыбельной песни; Художественный стиль колыбельной песни.

М.Н. Мельников как основную определяет "стихийно-педагогическую функцию" колыбельной песни. Доказательства М.Н. Мельникова сводятся к приоритету подсознательного педагогического в жанре над заговорным. Колыбельная песня - это "гибкий инструмент направленного педагогического воздействия пестуньи на ребенка, а для последнего - первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира" (Мельников 1987, 20-21).

Некоторые мотивы колыбельной М.Н. Мельников выводит по теории социального отражения, например, постоянный, по мнению автора, крестьянский голод определяет частоту мотива еды, крестьянские мечты выливаются в мотив яркого одевания и покупок, крестьянские суеверия ("А дальше - темнота, населенная сверхсуществами") - в мифологические образы.

Наиболее продуктивным для нас являются рассуждения М.Н. Мельникова о множестве и разнообразии повторов: аллитерации, ассонансы, синонимы, тавтологии, повторы слов в одном стихе, цепевидные повторения слов смежных, стихов, повторение целых стихов, местоимений с предлогами и без предлогов, служебных слов, звукоподражаний.

Тем не менее, мы относимся критически и к концепции М.Н. Мельникова о функциональной природе жанра и к его выводам о генезисе мотивов, так же как и к разделу, посвященному поэтике жанра. Автор использует сугубо литературоведческий, стиховедческий анализ фольклорного жанра. Поиски специфики размера приводят к обнаружению разных метрических схем и странным выводам (более архаичная форма колыбельной, по предположению исследователя, не имела рифмы и имела многосложную основу).11 Попытка "приведения жанра" в классический стиховедческий порядок окончилась неудачей. Поиск архаического привел к путанице понятий архаизмов и диалектизмов.

Недавние труды о русской колыбельной песне американской исследовательницы Ш. Спитц показались нам более оригинальными (Spitz 1979, Spitz 1993). Хотя мы не разделяем многих предположений автора, например, о "свадебном контексте" образов Сна и Дремы, о связи охотничьих песен с смертными колыбельными, в статьях Ш. Спитц высказаны весьма интересные идеи о специфике выбора того или иного образа, мотива колыбельной для исполнения и характере "колыбельной инициации".

Мы предложили лишь краткий обзор известных трудов, посвященных колыбельной песне, так как в соответствующих разделах книги мы будем еще ссылаться на вышеперечисленные исследования.

Наше концептуальное расхождение с позициями исследователей жанра заставило нас вновь обратиться к его изучению. Невозможно рассматривать текст жанра вне его контекста. Традиционный фольклорный жанр колыбельной песни - это не столько "отражение" действительности, сколько воздействие на действительность. Самое главное для нас - включить природу традиционного мировоззрения в контекст анализа жанра. Важным было выявить сущностные принципы жанра, определить его функциональное поле. В итоге мы стремимся выполнить, применительно к колыбельному жанру, задачу,

11 Цитируем только одно предложение: "Песня о Буке, происхождение которой можно отнести к периоду татаро-монгольского нашествия, почти строго выдержана в хореическом метре с дактилической клаузулой" (Мельников 1987, 35) поставленную еще в 1954 году в статье "Принципы классификации фольклорных жанров" В.Я. Проппом: "Бытовое применение для некоторых жанров является основным их признаком и должно быть изучено." (Пропп 1954, 147)

Но если фольклорный жанр, особенно некоторые его проявления (например, смертные колыбельные), пускай с десятилетними перерывами, все же имеет вековую историю изучения, то жанр литературной колыбельной песни, пожалуй, единственный "непрерывный" жанр в истории русской литературы, имеющий фольклорный источник, изучался крайне фрагментарно и только в единственных образцах. Огромное количество (нам удалось обнаружить около 500) литературных колыбельных, авторами которых являются выдающиеся русские поэты, от A.C. Шишкова до И. Бродского, осталось неизученным. Литературная история, литературный процесс жанра пока не исследован, и мы предпринимаем скромную попытку восполнить этот пробел.12

12 Разумеется, в книге будут проанализированы не все литературные тексты. Вне анализа останется множество стихотворений, прежде всего "регулярные" колыбельные из детских книг XIX века, не замеченные в литературном процессе и не оказавшие существенного влияния на него. В нашем анализе будет затронуто около 150 литературных колыбельных.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская колыбельная песня"

Заключение

Колыбельная песня генетически тесно связана с первобытным синкретическим ритуально-мифологическим комплексом, о чем ярко свидетельствуют ее функциональное поле и формульно-мотивный фонд. Ритуальные (инициационные) смыслы, отчетливо сохраняющиеся во множестве текстов жанра (достаточно вспомнить мотив убийства-заклания животного) позволяют отнести ее возникновение к древнейшим временам. Анализ корпуса текстов' в их взаимосвязях с другими жанрами привел нас к выводу о самостоятельном возникновении жанра, а не развитии его из другого, например, из заговора. Утилитарный характер применения и переходный статус адресата колыбельной определил и ее функциональное содержание (функция усыпления, охранительная, прогностическая и эпистемологическая функции). Колыбельная песня заключает в себе весь мировоззренческий комплекс традиционных представлений о своем адресате -младенце. Традиционный цикл ритуальных действий "обеспечивающий" нормальное развитие младенца от лиминального новорожденного к homo traditionalis входит в содержание практически каждой колыбельной (напр., обмывание, перепекание, раскрывание органов, вплоть до заветания). Колыбельная песня становится постоянно воспроизводимым песенно-словесным ритуалом, который ежедневно в момент сгустка переходных состояний закрепляет, определяет и "стимулирует" правильное и безопасное, в представлениях традиционного общества, развитие нового человека. Вместе с тем мы наблюдаем, как повседневность жанра начинает скрывать его ритуальность. На уровне сознания даже традиционного исполнителя он ощущается как утилитарный. Ритуальные и функциональные смыслы находятся ниже порога сознания и выявляются только при научном анализе.

На определенном этапе жанр "стабилизировался". Сравнение публикаций начала XIX века и песен, бытующих сегодня, по формульно-мотивному фонду не выявляет сколько-нибудь существенной разницы. Жанр достигает предела своего развития. Причем нижние временные границы "стабилизации" мы определяем моментом его первых публикаций, хотя, несомненно, она произошла значительно ранее. Трансформация традиционного сознания, особенно ощутимая в период конца XIX до 30-х годов XX века, отражается и на судьбе колыбельной песни. В этот период мы фиксируем тенденцию к сужению репертуара и усечению текстов, частое использование в качестве колыбельных литературных произведений. При этом признаков исчезновения колыбельной из фольклорного бытования, как в сельской так и городской среде, мы не обнаруживаем.

С 1773 года, с "Колыбельной песенки, которую поет Анюта, качая свою куклу" A.C. Шишкова начинается литературная история жанра. Сам феномен возникновения литературной колыбельной линейно не связан с фольклорным бытованием жанра. Его возникновение обусловлено спецификой литературного процесса, в котором в это время происходит своеобразный "жанровый взрыв". Русская литература в процессе ее "европеизации" начинает активно осваивать новый жанровый корпус. "Новая" колыбельная органична этому культурному процессу. Обратим внимание, что уже по названию, первая литературная колыбельная указывает на принципиально иную форму восприятия. Это уже другой исполнитель и другой адресат, это колыбельная о колыбельной. В ней появляется подтекстовый план, уже никоим образом не связанный с традицией (скрытая "улыбка" над подражательностью, "взрослостью" адресата - юного резонера). Колыбельная A.C. Шишкова открывает новый дидактический сюжет в жанровой традиции, использует общий для всех европейских колыбельных мотив ("все спят и ты спи") и устойчивые образы немецких колыбельных, но при этом сопровождает произведение традиционными русскими маркерами и включает стилизованную русскую лексику. Первые колыбельные (вплоть до "Казачьей колыбельной песни" Лермонтова) в разной степени ориентируются уже на существующую европейскую поэтическую традицию.

Если редкие опыты колыбельных XVIII века мы можем определить как фиксацию жанра в литературе (при этом отметив, что колыбельная, наряду со сказкой и песней, - один из первых жанров русской литературы, имеющий национальный фольклорный источник), то в 20-40 годах XIX века колыбельная стремительно развивается, взаимодействуя с популярными жанрами поэзии того времени (баллада, романтическая ода, романс и др.), приобретая новый метафорический адресный план ("Колыбельная песня сердцу" А. Фета), тематически варьируясь в поле лирики разнообразных направлений - гражданской, любовной, героической. Даже сами названия колыбельных ("Казачья колыбельная песня", "Колыбельная песня сердцу")

264 определяют широту перспективы развития жанра.

Литературная колыбельная ощутила свободу, которая не требовалась в функциональной системе традиционной колыбельной. Жанр входит в систему эстетических функций, воспроизводя традиционную функциональную прагматику лишь на образном уровне.

Литературная ипостась жанра определила стремление к оригинальности авторского "жанровоплощения". Авторские стилизации, ориентированные на модель традиционного жанра, появились достаточно поздно, только в середине XIX века, и в основном относились к детской литературе, где читательский адрес (ребенок) как раз "провоцировал" такую форму стихотворения.

Колыбельная песня осваивает новый жанровый диапазон, появляется колыбельная-баллада, колыбельная версия горацианского "Памятника", колыбельный романс, драматическая колыбельная, колыбельное причитание, разнообразная колыбельная лирика, вплоть до колыбельной баркаролы. Колыбельная включается в традицию поэтической лирики "зимней поэзии", "поэзии сна", "поэзии жути", "лагерной поэзии". Жанр колыбельной часто используется для передачи национально специфических колыбельных настроений (китайская колыбельная М. Кузмина, "Финская колыбельная песня" и "Испанские колыбельные песни" К. Бальмонта, "Колыбельная Хопкинсона" В. Высоцкого, "Колыбельная Сувалкия" Г. Айги).263

Литературная колыбельная - явление поэзии и воспринимается прежде всего как поэтическое творение. В ней принципиально изменяется статус главных жанровых субъектов - успокоителя и успокаемого. В традиции это реальный исполнитель и реальный адресат, по своему типу они неизменны; в литературе -художественные образы. В жанровой истории литературной колыбельной мы отчетливо наблюдаем две линии развития, связанные со спецификой адресата. Литературные колыбельные, обращенные к ребенку (у которого часто есть реальный прообраз), создают образ реального убаюкивания, образ самой колыбельной песни с ее функциями. С этим связано активное использование в них как основных мотивов традиционного жанра, так и его образов. Более того, литературные колыбельные воспроизводят жанровый сценарий на образно-мотивном уровне: вводится мотив колыбельной ситуации, мотив сказки, мотив детского сна, мотив любования. В фольклорной колыбельной это только жанровый контекст, который не выражается

264 Впоследствии мы встретим "Зимнюю колыбельную", "Колыбельную ветровую", "Вечернюю колыбельную", "Лунную колыбельную", "Тихую колыбельную", "Жуткую колыбельную", "Колыбельную для мужского голоса", "Скифскую колыбельную", "Горную колыбельную", "Колыбельную песенку дождя", "Колыбельную с черными галками" и др.

265 Есть еще одна перспектива изучения жанра - изучение переводов колыбельных (например, переводы колыбельных И. Северянина, С. Маршака). собственно в тексте.

Другая линия жанрового развития связана с принципиальным открытием литературной традиции - возможностью адресовать колыбельную не только ребенку. В поэзии колыбельная может быть адресована заведомо взрослому человеку: самому себе, другому персонажу. Образный ряд героев-адресатов представлен в литературных колыбельных необычайно широко и многообразно. Ими может быть возлюбленная, друг, брат, муж, герой и т.д. Адресат может быть умершим или жить в другое время, он может быть даже неродившимся. Адресат иногда даже не обладает человеческим статусом (щенок, лес, математическая величина). Новый адресный диапазон литературной колыбельной обуславливает широкую перспективу ее развития.

Связь с инвариантной моделью жанра в таких стихотворениях более специфична. По формальным признакам (маркер, мотив, формула, образ) она может быть предельно ослаблена. В некоторых колыбельных они отсутствуют вообще. Жанровым признаком становится метафора "успокоенности". Противопоставление "не сон - сон", ключевое для фольклорных колыбельных и образно воспроизводимое в литературных колыбельных обращенных к ребенку, здесь заменяется противопоставлением "неуспокоенность - успокоенность" ("тревога-покой"). Поэтическое произведение обретает категорию "колыбельности" за счет образного, метафорического уподобления адресата младенцу и поэтического уподобления процесса успокоения процессу убаюкивания. Сюжетный путь к успокоению может быть самым разнообразным - от поэтического "самоубаюкивания" до философской медитации. Само "успокоение" может реализовываться в явлениях совершенно разного порядка - в любви и ее забвении; в творчестве, творческом уюте и осознании значения своего творчества; в безразличии, сне, смерти и бессмертии. "Успокоение" может обретать как лирический, так и трагический и даже комический смысл.

Метафорический контекст литературной колыбельной определил и новое качество образа-успокоителя. В традиционной среде главным успокоителем является сам исполнитель колыбельной. Действия сюжетного успокоителя фольклорной колыбельной направлены исключительно на усыпление адресата. В литературной традиции такой образ семантически усложнен. Более того, место успокоителя может занять предмет (напр., лампа в колыбельной И. Бродского), природный образ или образ качества природы.

Но литературное развитие колыбельной не свидетельствует о потере жанрового единства. Два века фольклорный и литературный жанр существуют параллельно, в тесной взаимосвязи и взаимодействуют на разных уровнях.

Жанровое единство подтверждают и факты фольклоризации литературных колыбельных. Несмотря на редкость таких примеров (колыбельные М. Лермонтова, А. Майкова), они вошли в ряд общеизвестных текстов, которые постоянно исполняются в живой ситуации убаюкивания. Ряд стихов данных колыбельных обрели статус фольклорных формул. Переделки таких колыбельных стали фактом городского фольклора. Но эти же колыбельные образовали целую традицию и в литературном жанре, благодаря им появился и феномен "литературной формулы". Одновременно другие литературные колыбельные, вне факта фольклоризации, стали занимать все большее место в реальной ситуации убаюкивания. Но это совсем не свидетельствует о начале процесса вытеснения литературной колыбельной традиционной. Традиционный жанр открыт литературному "соседу" и они не противоречат друг другу.

Колыбельная песня - особый феномен русской культурной традиции. В нашей работе мы не рассматривали жизнь жанра в русской музыке (сотни композиторских сочинений, десятки известных опер, где звучит колыбельная), живописи и кинематографе. "Колыбельная традиция" не ограничивается собственно стихотворениями с названием "Колыбельная песня". Включение колыбельной или ее фрагмента может образно "успокаивать" другое стихотворение (напр., "Искушение" Н. Заболоцкого), колыбельная может стать предметом поэтического воспоминания (напр., у К.С. Аксакова "И эти звуки заронились // Глубоко в памяти моей"), колыбельные формулы мы постоянннно встречаем в русской поэзии,266 можно отметить и антиколыбельные формулы (напр. у Б. Пастернака: "Не спи, не спи, художник, // Не предавайся сну"). Колыбельные рефрены, "колыбельные" воспоминания и описания колыбельных ситуаций часто встречаются в русской прозе, и они также необычайно значимы в контексте передачи авторских настроений (напр., в "Записках охотника" И. Тургенева, в рассказе А. Чехова "Спать хочется").

Таковы некоторые теоретические итоги предшествующего рассмотрения жанра колыбельной песни в фольклорной и литературной традиции.

266 Напр. О. Мандельштама:

У нашей святой молодежи Хорошие песни в крови -На баюшки-баю похожи И баю борьбу объяви.

И я за собой примечаю И что-то такое пою: Колхозного бая качаю, Кулацкого пая пою"

Мандельштам 1997, 356)

 

Список научной литературыГоловин, Валентин Вадимович, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Авдеева 1849 Авдеева Е.А. Из воспоминаний Е.А. Авдеевой: Простонародные русские анекдоты: Детские колыбельные песни и приговорки // Отеч. записки. -1849. -Т.63.

2. Авраамов 1916 Авраамов А. // Летопись. - 1916. - № 2.

3. Адоньева 1993 Адоньева С.Б., Овчинникова O.A. Традиционная русская магия в записях конца XIX века. - СПб., 1993.

4. Азадовский 1940 Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова // Литературное наследство. - № 43-44. - 1940. - С. 227-262.

5. Азбелев 1979 Азбелев С.Н. О специфике творческого процесса в фольклоре и литературе // Русский фольклор. - 1979. - Вып. XIX.

6. Александров 1864 Александров В. Деревенское веселье в Вологодском уезде: Энографические материалы // Современник. - 1864.-VII.

7. Александров 1936 Александров К.Д., Кузьмина H.A. Библиография текстов Лермонтова: Публикации, отдельные издания и собрания сочинений. - Л.,1936.

8. Анастасиев 1899 Анастасиев А. Сборник стихотворений для начальных народных училищ и для домашнего чтения с приложением статей качества хорошего чтения и объяснительных примечаний к стихотворениям. - 4 изд. - Казань, 1899.

9. Андронников 1968 Андронников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. -М., 1968.

10. Аникин 1957 Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.

11. Аникин 1991 Аникин В.П. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре: Младенчество: Детство. -М.,1991.

12. Анненский 1990 Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. - Л., 1990.

13. Апухтин1991 Апухтин А.Н. Полное собрание сочинений. - Л., 1991.

14. Афанасьев 1984 Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в Зт. - М., 1984-1985.

15. Ахматова 1976 Стихотворения и поэмы. - Л., 1976.

16. Байбурин 1983 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983

17. Байбурин 1993 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб, 1993.

18. Балов 1890 Балов А. Рождение и воспитание детей в Пошехонском уезде Яросл авской. г [убернии] // Этногр. обозр. - 1890. - Кн.6.

19. Бальмонт 1904 Бальмонт К. Финская колыбельная песня. // Детское чтение. - 1904. -№12.

20. Бальмонт 1990 Бальмонт К. Избранное. - М., 1990.

21. Банин 1983 Банин A.A., Вадакария А.П., Канчавели Л.Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области. - Новгород, 1983.

22. Баранов 1882 Баранов А.Г. Книга для чтения, применяемая к тем начальным школам, в которых родному языку начинают обучать по "Родному слову" К. Ушинского. - СПб., 1882.

23. Баранов 1889 Баранов А.Г. Наше родное: Книга для классного и домашнего чтения в сельских народных школах с трехлетним курсом. - СПб., 1889.

24. Баранов 1898 Баранов А.Г. Добрая смена: Книга для классного и внеклассногов начальных училищах. СПб., 1898.

25. Баранов 1995 Баранов Д.А. Символические функции русской колыбели // Славянорусские древности: Проблемы истории Северо-Запада Руси. - Вып. 3. - СПб., 1995.

26. Баранов 1999 Баранов Д. А. "Детское знание" (Об одном фрагменте детской эмбриологии) // Канун. - Вып. 5. - СПб., 1999.

27. Барто 1981 -Барто А. Собрание сочинений в 4 т. М., 1981.

28. Барсов 1877 Барсов Е.В. Обряды, наблюдаемые при рождении и крещении ребенка на реке Ореле // Прил. к протоколам. // Изв. ИОЛЕАЭ. - 1877. - Т.28.

29. Бахтин 1958 Бахтин B.C., Молдавский Д.М. Старообрядческие народные легенды о начале раскола, табаке и брадобритии // ТОДРЛ. - XVI. - Л., 1958.

30. Бахтин 1982 Бахтин B.C. Сказки, песни, частушки, присловья Ленинградской области.-Л., 1982.

31. Бедный 1963 Бедный Д. Избранные произведения. - М., 1963.

32. Бессонов 1868 Бессонов П. Детские песни. -М., 1868.

33. Берггольц 1983 Берггольц О. Избранные произведения. - Л., 1983.

34. Блок 1906 Блок А. Колыбельная песня // Тропинка. - 1906. -№11.

35. Бродский 1997 Бродский И. Сочинения в 4 т. - СПб., 1997.

36. Брюсов 1958 Брюсов В.Я. Стихотворения. -М., 1958.

37. Бубликов 1906 Бубликов М., Голденберг Н. Родная школа: Кн. для чтения во втором классе сельских двухклассных училищ. - СПб., 1906.

38. Бурьяк 1995 Бурьяк М.К. Когда судьба нарождается // Чело. - 1995. - Вып. 6.

39. Буцулло 1858 Буцулло А. Колыбельная песня: Подражание Лермонтову // Иллюстрация. - 1858. -№ 66.

40. Бушкевич 1997 Бушкевич С.П. Огородное пугало: Предмет и символ // Живая старина. - 1997. - № 2.

41. Вацуро 1974 ВацуроВ.Э. "Ирландские мелодии" Томаса Мура в творчестве Лермонтова // Русская литература. - 1974. - № 3.

42. Вацуро 1976 Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор: первая половина XIX века. - Л., 1976.

43. Ветухов 1892 Ветухов А. Народные колыбельные песни // Этногр. обозр. - 1892. -Кн. 12; Кн. 13-14; Кн.15.

44. Вейнберг 1889 Вейнберг Л.О. Новая русская хрестоматия: Для учащихся 1-х и 2-х классов. - 4.1. -4 изд. - СПб., 1889.

45. Вейнберг 1902 Вейнберг П.И. Стихотворения с добавлением юмористических стихотворений Гейне из Тамбова. - СПб., 1902.

46. Веселовский 1915 Веселовский В. Ред. // Вестник воспитания. -1915. - № 1.

47. Вессель 1875 Вессель А. Школьные песни. - СПб., 1875.

48. Виберг 1878 Виберг А. О вредном действии полога // Военно-Мед. журнал. - 1878. -4.121.

49. Виноградов, Головин 1998 Виноградов В.В., Головин В.В. Тихвинский Архив // Живая старина. - 1998. - № 1.

50. Виноградов 1925 Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. - Иркутск, 1925.

51. Виноградов 1926 Виноградов Г.С. Народная педагогика. - Иркутск, 1926.

52. Виноградов 1940 Виноградов Г.С. Произведения Лермонтова в народнопоэтическом обиходе // Литературное наследство. - № 43-44. - 1940.

53. Виноградов 1999 Виноградов Г.С. «Страна детей»: Избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1999.

54. Власова 1995 Власова М. Новая абевега русских суеверий. - СПб., 1995.

55. Волченок 1914 -Волченок. Немецкая колыбельная песня // Прил. // Родина. — 1914. —

56. Востоков 1852 Востоков А.Х. Опыт великорусского областного словаря. - СПб., 1852.

57. Всеволожская 1895 Всеволожская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда // Этногр. обозр. - 1895. - № 1.

58. Выходцев 1963 Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. -Л., 1963.

59. Галахов 1843 Галахов А. Полная российская хрестоматия или образцы красноречия и поэзии, заимствованные из лучших отечественных писателей: Поэзия. - Ч. П. -М., 1843.

60. Галина 1906 Галина Г. Спи, сынок! // Задушевное слово. - 1906.

61. Галич 1981 Галич А. Когда я вернусь. - Мюнхен, 1981.

62. Гарнфельд 1971 Гарнфельд Л. Встречи фронтовых лет: Семь новелл // Театр. - 1971. - № 6.

63. Гаспаров 1992 Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. - Вена, 1992.

64. Гинцбург 1915 ГинцбургД.Г. О русском стихосложении: Опыт исследования ритмического строя стихотворений Лермонтова. - Пг., 1915.

65. Головин 1991 Головин В.В. Колыбельная песня и приемы убаюкивания ребенка на Русском Севере // "Мир детства" в традиционной культуре народов СССР. - Ч. П. -Л.,1991.

66. Головин 1991, 1 Головин В.В. "Ладушки": Вопросы генезиса // Дети и народные традиции: Мат-лы V Виноградовских чтений. - 4.1. - Челябинск, 1991.

67. Головин 1997 Головин В.В. Детское обычное право // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре/ Studies in Slavic Folklore and Folk Culture. -Oakland, 1997.

68. Головин 1999 Головин В.В. Убаюкивания Клавдии Фоминичны Петровой // Живая старина. - 1999. -№1.

69. Городецкий 1974 Городецкий С. Стихотворения и поэмы. - Л., 1974.

70. Городецкий 1909 Городецкий С. Вечерняя колыбельная // Задушевное слово, -№29.

71. Гура 1997 Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции. - М., 1997.

72. Гуревич 1972 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

73. Демич 1892 Демич В.Ф. Педиатрия у русского народа. - СПб., 1892.

74. Дмитриев 1998 Дмитриев М. Главы из воспоминаний моей жизни. - М., 1998.

75. Достоевский 1976 Достоевский Ф.М. Достоевская А.Г. Переписка. Л., 1976.

76. Евтушенко 1987 Евтушенко Е. Стихотворения и поэмы в 3 т. - М., 1987.

77. Емельянов 1978 Емельянов Л.И. Природа предмета и специфика проблемы: О функциях фольклора // Рус. лит. - 1978. - №1.

78. Еремина 1991 Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л., 1991.

79. Еремина 1992 Еремина В.И. Заговорные колыбельные песни // Фольклор и этнографическая действительность. - СПб., 1992.

80. Ефименко 1878 Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Тр. этногр. отд. общ. любителей естествознания, антропологии и этнографии. - М.,1878. - Кн.5.

81. Ефименкова 1977 Ефименкова Б. Северные байки: Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. - М., 1977.

82. Живой родник 1910 Живой родник: Первая книга для чтения в школе и дома. -KH.4.-M., 1910.

83. Жуковский 1980 Жуковский В.А. Сочинения в 3 т. - М., 1980.

84. Жуковский 1889 Жуковский В. Колыбельные песни и причитания оседлого и кочевого населения Персии // ЖМНП. - 1889. - № 16.

85. Завойко 1914 Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ // Этногр. Обозр. - 1914. - Кн. 103-104.

86. Завойко 1915 Завойко Г.К. Колыбельные и детские песни и детские игры у крестьян Владимирской губернии // Этногр. обозр. - 1915. - Кн. 105-106.

87. Заговоры и заклинания 1977 777 заговоров и заклинаний русского народа. -М.,1977.

88. Зеленин 1996 Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - СПб., 1996.

89. Земля и воля 1870 "Колыбельная песня" // Земля и воля: Социально-революционное обозрение. - 1879. - № 5.

90. Золотой букет 1917 Золотой букет: Песенник. - М., 1917.

91. Иванов, Топоров 1982 Иванов В.В., Топоров В.Н. К реконструкции Мокошь как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. - М.,1982.

92. Иванов 1994 Иванов А.Н. Причитания над колыбелью, записанные в южной России // Живая старина. - 1994. - №4.

93. Иванова 1997 Иванова А.А. Театр кукол: Содержательность традиционных технологических систем. - СПб., 1997.

94. Инбер 1965 Инбер В. Собрание сочинений в 4 т. - М., 1965.

95. Исторические песни 1960 Исторические песни XIII - XVI вв. / Сост. Б.Н. Путилов, Б.М. Добровольский. -М.-Л., 1960.

96. К. Р. 1965 К. Р.Романов К.К.. Полное собрание сочинений. - Т.1. - Париж, 1965.

97. Камдалин 1958 Камдалин Н.И. Раннее творчество А. Суркова // Учен. зап. Кустанайского пед. ин-та. - 1958. - Т.2.

98. Капица 1928 Капица О. И Детский фольклор. - Л., 1928.

99. Карие глазки 1917 Карие глазки: Песенник. - СПб., 1917.

100. Кедрин 1974 Кедрин Д.Б. Избранные произведения. - Л., 1974.

101. Керенский 1996 Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. - М., 1996.

102. Ким 1990 Ким Ю. Летучий ковер: Песни для театра и кино. - М., 1990.

103. Киреевский 1983 Киреевского П.В. Собрание народных песен: Записи П.И. Якушкина. -Т.1. - Л.,1983.

104. Клюев 1982 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л., 1982.

105. Клепиков 1948 Клепиков С.Л. Лермонтов и его произведения в русской народной картинке. // Литературное наследство. - 1948.—Т.53-54.

106. Кожинов 1964 Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. - Т. П. -М, 1964.

107. Колыбельная песнь 1998 Колыбельная песнь // Под именем Баркова: Эротическая поэзия XVIII - начала XIX века. - М, 1998.

108. Корепова 1993 КореповаК.Е. Нижегородский детский фольклор. - Н.Новгород, 1993.

109. Коровин 1970 Коровин В.Я. "Казачья колыбельная песня" М. Лермонтова: Методическая разработка уроков литературы для VI класса. М.,1970.

110. Косаткин-Ростовский 1948 Косаткин-Ростовский Ф. Крестным путем к воскресению. Париж, 1948.

111. Костомаров 1860. Костомаров Н.И. Очерк жизни и нравов Великорусского народа в XVI - XVII столетиях. - СПб., 1860.

112. Костомаров 1872 Костомаров А.Н. Великорусская народная песенная поэзия //

113. Вестник Европы. 1872. - № 5.

114. Кремлева 1989 Кремлева И.А. Об эволюции некоторых архаических обрядов у русских // Русские: Семейный и общественный быт. - М.,1989.

115. Кузмин 1921 -Кузмин Н. Эхо: Стихи. -Пг., 1921.

116. Кузмин 1990 Кузмин Н. Избранные произведения. - Л., 1990.

117. Кулебякин 1886 Кулебякин П. Из местных воспоминаний о М.Ю. Лермонтове // Терские ведомости. - 1886. - № 14.

118. Кушнер 1997 Кушнер А. Избранное. - Л., 1997.

119. Лапин 1987 Лапин В.А. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области в записях 1970-1980 г.-Вып.1,-Л., 1987.

120. Лебедев 1912 Лебедев А.И. Шаг за шагом: Первая книга для чтения. - М., 1912.

121. Лебедев 1853 Лебедев Н. Быт крестьян Тверского уезда Тверской губернии // Этногр. сб., изд. Рус. геогр. общ. - 1853. - Вып.1.

122. Леви-Строс 1983 Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983.

123. Лермонтов 1840, 1 Лермонтов М.Ю. Казачья колыбельная песня // Отеч. записки. -1840.-T. VIII.

124. Лермонтов 1840, 2 — Лермонтов М.Ю. Казачья колыбельная песня. // Стихотворения Лермонтова. СПб, 1840.

125. Лермонтов 1842, 1 Лермонтов М.Ю. Казачья колыбельная песня. // Собрание стихотворений из лучших отечественных писателей: Для детей старшего возраста. -СПб., 1843.

126. Лермонтов 1842, 2 Лермонтов М.Ю. Казачья колыбельная песня. // Русская хрестоматия или отборные сочинения русских писателей в стихах. - СПб, 1842.

127. Лермонтовская энциклопедия 1981 Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

128. Литературная энциклопедия 1962-1978 Краткая литературная энциклопедия в 9 т. -М„ 1962-1978.

129. Литературный словарь 1987 Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

130. Логинов 1993 Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. -Петрозаводск, 1993.

131. Ломаченкова 1930 Ломанченкова Т.Н. Девочки-няни: Бывш. Тверск. губ. Весьегонск. у. Сандовская и Лукинская вол. // Детский быт и фольклор. Сб. 1. -Л.,1930.

132. Лохвицкая 1990 Лохвицкая. М.А. Стихотворения. - Т.1. - М., 1990.

133. Лойтер 1991 Лойтер С.М. Русский детский фольклор Карелии,-Петразаводск, 1991.

134. Луговской 1966 —Луговской В. Стихотворения и поэмы. Л., 1966.

135. Майков 1861 Майков А. Колыбельная песня // Русский вестник. - 1861. - С.464.

136. Майков 1977 Майков А. Избранные произведения. - Л., 1977.

137. Майков 1992 Майков Л.Н. Великорусские заклинания. - СПб., Париж, 1992.

138. Максимов 1994 Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994.

139. Макаренко 1897 Макаренко A.A. Материалы по народной медицине Ужорской волости Ачинского округа Енисейской губ. - Спб., 1897.

140. Мальцев 1989 Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики,- Л., 1989.

141. Мартынова 1977 Мартынова А.Н. Русская колыбельная и крестьянский быт. - Л., 1977.

142. Мартынова 1974 Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Сов. этногр. - 1974. - №4.

143. Мартынова 1975 — Мартынова А.Н. Отражение действительности в крестьянской колыбельной песне // Русский фольклор. 1975. - № 15.

144. Мартынова 1989 Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. - М., 1989.

145. Мартынова 1997 Мартынова А.Н. Детский поэтический фольклор: Антология. -СПб., 1997.

146. Маршак 1970 Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 т. - М., 1969-1970.

147. Маршак 1973 Маршак С.Я. Стихотворения и поэмы. - Л., 1973.

148. Маслова 1956 Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - нач. XX века // Восточнослав. этногр. сб. - М.,1956.

149. Медведев 1928 Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику. - Л., 1928.

150. Медриш 1980 Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. -Воронеж, 1980.

151. Мельников 1970 Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. -Новосибирск, 1970.

152. Мельников 1987 Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

153. Миллер 1899 Миллер В.Ф. Пушкин как этнограф // Этногр. обозр. - 1899. - Кн.40-41.

154. Миллер 1980 Миллер О.В. Библиография литературы о М.Ю. Лермонтове. -Л.,1980.

155. Мнацаканова 1982 Мнацаканова Е. Шаги и вздохи: Четыре книги стихов. - Вена, 1982.

156. Наровчатов 1985 Наровчатов С. Стихотворения и поэмы. - Л., 1985.

157. Науменко 1998 Науменко Г.М. Этнография детства. - Беловодье. - М.,1998.

158. Некрасов 1851 Некрасов H.A. Колыбельная песня (Подражание Лермонтову) // Московитянин- 1851. - № 20.

159. Некрасов 1965 Некрасов H.A. Собрание сочинений в 8т. - М., 1965.

160. Некрасов 1967 Некрасов H.A. Полное собрание стихотворений в 3 т. - Л., 1967.

161. Некрылова 1991 Некрылова А.Ф. Круглый год. - М., 1991.

162. Некрылова 1994 Некрылова А.Ф., Головин В.В. Роль отца в традиционной народной педагогике // Мир детства и традиционная культура. - М., 1994.

163. Новейший песенник 1853 Новейший песенник или собрание русских песен и романсов. - Ч. 1. - СПб, 1853.

164. Новикова 1982 Новикова A.M. Русская поэзия XVII — первой половины XIX века и народная песня. - М., 1982.

165. Новичкова 1995 -Новичкова Т.А. Русский демонологический словарь. СПб., 1995.

166. Новости детской литературы 1915 Рец. // Новости детской литературы. - 1915. -№2.

167. Новые поэты 1907 Новые поэты: Сборник избранных стихотворений для детей. -М.,1907.

168. Новый песенник 1854 Новый полный русский песенник, собранный из народных русских сочинений и сочинений известных русских писателей. - М.,1854.

169. Обереги 1994 Обереги и заклинания русского народа. - М.,1994.

170. Огарев 1904 Огарев Н.П. Стихотворения. - М.1904.

171. Одоевский 1958 Одоевский А.И. Полное собрание стихотворений. - Л., 1958.

172. Ончуков 1909 Ончуков Н.Е. Северные сказки. Зап. РГО по отд. этнографии. - 1909. -Т.ЗЗ.

173. Островский 1988 Островский А.Н. <Из космедии Воевода> // Песни русских поэтов. -Т.1.- 1988.

174. Очерки 1952 Очерки русского народнопоэтического творчества советской эпохи. -М., 1952.

175. Преженцева 1997 Преженцева Е.С., Шумов К.Э. Детский фольклор Прикамья. -Пермь, 1997.

176. Песни русских поэтов 1988 Песни русских поэтов в 2 т. - JL, 1988.

177. Плещеев 1964 Плещеев А.Н. Полное собрание стихотворений. М. - Л., 1964.

178. Пожарова 1914 Пожарова М. Колыбельная песенка // Задушевное слово. - 1914. -№ 11.

179. Покровский 1884 Покровского Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. - М.,1884.

180. Полежаев 1957 Полежаев А.И. Стихотворения и поэмы. - Л., 1957.

181. Полякова 1997 Полякова C.B. Два этюда о Клюеве // Полякова C.B. Олейников и об Олейникове и другие работы по русской литературе. - СПб., 1997.

182. Попов 1903 Попов Н. Народные предания жителей Вологодской губернии Кадниковского уезда // Живая старина. - 1903. - Вып. 1-П.

183. Попов 1996 Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. По мат. этногр. бюро кн. В.Н. Тенишева. // Торен М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. -СПб.,1996.

184. Попова 1876 Попова О.Н. Родной мир: Книга для чтения в сельской школе. - СПб., 1876.

185. Полевой 1843 Полевой Н. Рец. // Северная пчела. - 1843. -№ 147.

186. Померанцева 1972 Померанцева Э.В. Традиционный фольклор Владимирской деревни: Записи 1963-1969 г. - М.,1972.

187. Поэзия крестьянских праздников 1970 Поэзия крестьянских праздников. - Л., 1970.

188. Поэты 1820-1830, 1972 Поэты 1820-1830-х г. г. в 2 т. - Л., 1972.

189. Поэты 1790-1810, 1971 Поэты 1790-1810. - Л., 1971.

190. Прегель 1994 — Прегель С. Бретонская колыбельная. // "Мы жили тогда на планете другой.": Антология поэзии русского зарубежья. 1994 - Кн. 3-я. - М., 1994.

191. Предрассудки и поверия 1824 Предрассудки и поверия крестьян в Петровском уезде Саратовской губернии // Отеч. записки. - 1824. - Т.56.

192. Прокофьев 1976 Прокофьев А. Стихотворения и поэмы. - Л., 1976.

193. Пропп 1954 Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Сов. этногр. - 1954. - № 4.

194. Путилов 1975 Путилов Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора // Проблемы фольклора. - М., 1975.

195. Путилов 1991 Путилов Б.Н. Функциональность фольклора // Народные знания: Фольклор: Народное искусство. - М.,1991. - Вып. 4.

196. Путилов 1993 Путилов Б.Н. Сюжет // Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. - Минск, 1993.

197. Путилов 1994 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1994.

198. Путилова 1977 Путилова Е.О. Русская поэзия детям в 2 т. - СПб., 1997.

199. Путята 1869 Путята A.A. Книга для упражняющихся в чтении в сельских школах. -СПб., 1869.

200. Пушкарев 1994 Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII веков. - М.,1994.

201. Разумова 1995 Разумова И.А. Дети-сказочники. - Петрозаводск, 1995.

202. Ратушинская 1986 Ратушинская И. Я доживу: Стихи. - New York, 1986.

203. Редько 1899 Редько А. Нечистая сила в судьбах и поверьях женщины-матери // Этногр. обозр. - 1899. - Кн. 40-41.

204. Русская стихотворная сатира 1974 Русская стихотворная сатира 1908 -1917. - Л., 1974.

205. Русская традиционная культура 1997, 1 Русская традиционная культура. - № 1. (Вып. 1).- 1997.

206. Русская традиционная культура 1997, 3 Русская традиционная культура.3.(Вып. 2).- 1997.

207. Русская традиционная культура: Приложение 1997 Русская традиционная культура: Колыбельные Русского Севера Архангельской области: Звуковое приложение к альманаху. -М., 1997.

208. Саввин 1914 Саввин Н. Ред. // Педагогический листок. - 1914. - Кн.7.

209. Савин 1997 Савин И. Колыбельная: Брату Николаю // Вестник: Русский журнал в Финляндии. 1997. -№11.

210. Савушкина 1993 Савушкина Н.И. Русские заговоры. - М., 1993.

211. Садовников 1884 Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. - СПб., 1884.

212. Садовников 1901 Садовников Д.Н. Загадки русского народа. - СПб., 1901.

213. Седакова 1995 Седакова О. Дикий шиповник. - М., 1995.

214. Сахаров 1838 Сахаров И.П. Песни русского народа. - 4.4. - СПб., 1838.

215. Сельвинский 1971 Сельвинский И. Собрание сочинений в 6 т. - М., 1971.

216. Семенов 1914 Семенов JI. Лермонтов и Лев Толстой. - М., 1914.

217. Симыч 1906 Сообщил Симыч. Колыбельной песня: Сочинение высокопоставленного анонимного автора // Бурелом. - 1906. - №3.

218. Соколовы 1915 СоколовБ., Соколов Ю. Сказки и песни Белозерского края. -М.,1915.

219. Случевский 1962 Случевский К.К. Стихотворения. - Л., 1962.

220. Сологуб 1979 -Солгуб Ф. Стихотворения. Л., 1979.

221. Соловьева 1907 Соловьева П. (Allegro). Елка: Стихи для детей. - СПб, 1907.

222. СРНГ 15 Словарь русских народных говоров. - Л.,1979. - Вып.15.

223. Смирнов 1917 Смирнов А.М. Сборник великорусских сказок архива РГО: Зап. РГО по отделению этнографии. - 1917. - Т. 44.

224. Стихотворная сатира 1985 Стихотворная сатира первой русской революции 19051907 г.-Л., 1985.

225. Субботин 1977 Субботин В. Жизнь поэта. - М., 1977.

226. Сумцов 1880 Сумцов Н.Ф. О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка // ЖМНП. - СП6.Д880.-Ч.212.

227. Сумцов 1996 Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М., 1996.

228. Сурво 1998 Сурво А. Мотив "пожеланий" смерти в колыбельных песнях ингерманландских финнов // Традиционная культура и мир детства: Мат-лы межд. науч. конф. "XI Виноградовские чтения". — 4.1. - Ульяновск, 1998.

229. Твардовский 1976 Твардовский А.Т. Собрание сочинений. - Т.1. - М., 1976.

230. Ткачев 1912 Ткачев Г.А. Станица Червленая: Ист. очерк. - Вып.1. - Владикавказ, 1912.

231. Толстой 1858 Толстой А.К. "Усни, печальный друг, уже с грядущей тьмой" // Русский вестник. - 1858. - Кн. 2.

232. Толстой 1969 Толстой А.К. Собрание сочинений в 4 т. - М., 1969.

233. Традиционный фольклор Новгородской области 1979 Традиционный фольклор Новгородской области: Песни, причитания. - Л.,1979.

234. Толстой 1994 Толстой Н.И., Толстая С.М. О вторичной функции обрядового символа // Историко-этногр. исследования по фольклору. - М., 1994. - С.250-254.

235. Троицкий 1853 Троицкий П. Село Липицы и его окрестности Тульской губернии Коширского уезда // Вестник Имп. РГО. - 1853. - 4.7.(Кн. 1).

236. Трунов 1899 Трунов А.Н. Понятие крестьян Орловской губернии о природе физической и духовной // Записки Имп. РГО по отделу этногр. - 1899. - Т.2.

237. Успенский 1895 Успенский Д.И. Родины и крестины, уход за родильницей и новорожденным: По материалам, собранным в Тульском, Веневском и Каширскомуездах Тульской губ. // Этногр. обозр. 1895. - Кн. 27. (№ 4).

238. Фаминцнн 1875 Фаминцин А. Русский детский песенник. Лейпциг, 1875.

239. Федоров 1904 Федоров А. Колыбельная песня. // Родник. - 1904. - № 16. - С. 164.

240. Фет 1986 Фет А. Стихотворения и поэмы. - Л., 1986.

241. Фишер 1914 Фишер В. Рец. // Педагогическое обозрение. - 1914. - № 9. - С.67.

242. Фридрих 1972 Фридрих И.Д. Русский фольклор в Латвии: Песни, обряды и детский фольклор. - Рига, 1972.

243. Харитонов 1848 Харитонов А. Очерк демонологии Шенкуровского уезда // Отеч. записки. - 1848.-Т.57.

244. Харузина 1890 Харузина В. На Севере: Путевые воспоминания. - М.,1890.

245. Харузина 1906 Харузина В. Несколько слов о родильных и крестильных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском уезде Олонецкой губернии // Этногр. обозр. -1906. - Кн.88-89.

246. Хафизова 1999 Хафизова Л.Р. Персонажи колыбельных Русского Севера // Живая старина. - 1999. -№1.

247. Ходасевич 1989 Ходасевич В. Стихотворения. - Л., 1989.

248. Цветаева 1990 Цветаева М. Стихотворения и поэмы. - Л., 1990.

249. Чебыкина 1990 Чебыкина Э.А. Колыбельные песни, записанные в Курганской области. - Курган, 1990.

250. Чередникова 1995 Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. - Ульяновск, 1995.

251. Черепанова 1994 Черепанова O.A. Кем "полохали" детей на Руси // Живая старина. - 1994. — № 1.

252. Черепанова 1996 Черепанова O.A. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера.-СПб., 1996.

253. Черный 1996 Черный Саша. Собрание сочинений в 5 т. - М., 1996.

254. Черных 1994 Черных П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. - Т.1 - 2. - М.,1994.

255. Что и как читать детям 1915 Рец. // Что и как читать детям. - 1915. - № 2.

256. Чуковская 1976 Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Paris, 1976.

257. Чулков 1786 Чулков М.Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства ипр.-М., 1786.

258. Шан-Гирей 1989 Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов. // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. -М. 1989.

259. Шевырев 1841 Шевырев С.П. Стихотворения М.Лермонтова // Московитянин. -1841.-4.1.

260. Шевченко 1977 Шевченко Т.Г. Собрание сочинений в 4 т. - М., 1977.

261. Шейн 1898, 1900 - Шейн П. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. - Т.1. (Вып.1). - СПб.,1898.; Т.1. - Вып.2. 1900.

262. Ширяевец 1923 Ширяевец А. Узоры: Песни-стихи для детей. М. - Пг., 1923.

263. Шишков 1773 Шишков A.C. Детская библиотека, изданная на немецком языке господином Кампе, а с оного перепечатанная г.***. - 4.1. - СПб., 1773.

264. Шумов 1997 Шумов К. Молитвы и заклинания в круге жизни. - Пермь,1997.

265. Штокмар 1940 Штокмар М. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова // Литературное наследство. - № 43-44. - 1940.

266. Элиаш 1944 Элиаш Н.М. Русские народные колыбельные песни. Опыт классификации фольклорного жанра. - Л., 1944.

267. Элиасов 1973 Элиасов J1.E. Фольклор Восточной Сибири: Локальные жанры. - Ч. III. - Улан-Уде, 1973.

268. Эйхенбаум 1924 Эйхенбаум Б. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. -Л.,1924.

269. Duchene 1910 Duchene Е. Michel Iourievitch Lermontov, sa vie et ses oeuvres. Paris, 1910.

270. V Spitz 1979 Spitz Sheryl A. Social and Psychological Themes in East Slavic Folk Lullabies // Slavic and East European Journal. - 1979. - № 23.

271. Spitz 1993 Spitz. Sheryl A. Additional Thoughts on East Slavic "Dirge" Lullabies: The Hunting Song // Children Literature. - 1993. - №21.1. Архивные материалы

272. Архив РЭМ Архив Российского Этнографического Музея (Материалы этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева.). Архив РЭМ. Ф. 7. On. 1., Д. №№ 52, 60, 215, 348, 416,431, 440, 517, 552, 596, 631, 676, 693, 704, 743, 750, 799, 815, 840.

273. ИР ЛИ Рукописный отдел Института Русской Литературы (Пушкинский Дом) РАН. Разряд V (фольклорное хранилище). Коллекции №№ 69, 241, 261.

274. РГО Архив Русского Географического Общества. Фонд 24.

275. РО РНБ Рукописный отдел Российской Национальной Библиотеки. Фонд. 694 (Серовой М.М.). Оп.1, Д. 54,

276. ТФА, Материалы экспедиций 1988-998 Материалы экспедиций Тихвинского Фольклорного Архива Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусств.