автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Русская комедия 80-х - 90х годов XVIII века (жанр, конфликт, характер)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская комедия 80-х - 90х годов XVIII века (жанр, конфликт, характер)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕПА ЛЕППНЛ П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 113.08.11
Па правах рукописи УДК 882-22«1780/1790»
КУЛИКОВА Ирина Дмитриевна
РУССКАЯ КОМЕДИЯ 80-х - 90-х ГОДОВ XVIII ВЕКА (ЖАНР, КОНФЛИКТ, ХАРАКТЕР)
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1990
Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина.
кандидат филологических наук, доцент ФЕДОРОВ В. И.
доктор филологических наук, доцент ШАЙТАНОВ И. О. кандидат филологических, наук, доцент КОЗЫРО Л. А.
Ведущее высшее учебное заведение — Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской.
Защита состоится «.» .» мая 1990 года в ../..к.... часов на заседании специализированного Совета К 113.08.11 по прпсуя;-дешпо ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Ленина ('119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1).
Научный руководитель:
О фици а л ьн ы е оппоненты:
Автореферат разослан «
1990 г.
Ученый секретарь специализированного Совета
Т. В. ЗУЕВА
Русская комедиография 80-х - 90-х годов ХУШ века - сравнительно мало освоенная область в отечественной литературоведении. В исследовании этого периода развития русской комедии •преимущественное внимание уделялось в основном творчеству крупных драматургов (Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княннин, П.А.Плавильщиков, В.В.Капнист, И.А.Крылов). Пьесы'же второстепенных авторов, формировавшие повседневный репертуар русской сцены, гораздо реже становились объектом научного изучения. Несмотря на то, что в • последнее время, особенно после выхода в свет фундаментальной, монографии П.Н.Беркова "История русской комедии ХУШ в." (197?), в нашем литературоведении и наметилась тенденция к более пристальному изучению комедиографии 1780-х - 1790-х годов*, сте-■ пень ее исследованности остается явно недостаточной, иногие комедийные пьесы этого периода всё еще не получили соответствующего литературоведческого осмысления на разных уровнях содержания и формы. Очевидная необходимость более обстоятельного исследования комедийного репертуара. 1780-х - 1790-х годов, без которого невозможно составить более полное представление о развитии жанра комедии в этот период и об особенностях историко-литературного процесса последней четверти ХУШ в. "в целом, определяет актуальность настоящей диссертации.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предметом исследования стали наиболее приметные тексты из числа малоизученных или совсеи не рассматривавшихся ранее пьес, представляющие две ведущие разновидности комедийного жанра в репертуаре 1780-х -' 1790-х годов - серьезную нравоучительную комедию и комедию развлекательного характера. .
' Выявление идейно-художественного своеобразия этих пьес в его-обусловленности конкретной эстетической установкой составляет основную цель исследования. Ооразно-тематические и ианро-во-стилистические принципы, характерные для комедии с различной идейно-худояественной направленностью, раскрываются в работе с учетом решения следующих задач:
- выявления степени обусловленности идейного содержания комедий просветительской идеологией эпохи;
1,Си.: Борисов й.Н. "Горе от ума" и русская стихотворная комедия: (У истоков аанра). - Саратов, 1573; Стенник ¡¿.В. Драматургия русского классициваа. Комедия // История русской драматургии. ХУЛ - первая половина XIX ьека. - Л., 150г. - 0.109162.
- установления связи комедийных сюжетов и конфликтов с реальной действительностью;
- анализа нанровых модификаций комедии, обусловленных сосуществованием в литературе этого периода различных идейно-эстетических систем;
- исследования специфики комедийного характера.
философско-методологической основой диссертации являются
принципы и положения марксистско-ленинской эстетики. Основными собственно литературоведческими иетодаш, соответственно специфике предмета исследования, стали конкретно-исторический, сравнительно-типологический, историко-функциональный и эстетический.
Практическое значение данной работы состоит в возможности использования ее полоаений и выводов в вузовских лекционных курсах по истории русской литературы ХУШ века, по истории русского театра. Конкретно-аналитический материал диссертации представляет определенный интерес для спецкурса по истории русской литературной комедии.
Основные разделы работы апробированы на заседаниях аспирантского объединения и кафедры русской, литературы МГЩ имени В.И.Ленина, а также на заседании кафедры русской литературы
Вильнюсского пединститута.
Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения-и списка использованной литературы, насчитывающего 152 наименования. Содержание исследования изложено на 165 страницах машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее изученности, определяются предмет, основное направление, цель и задачи исследования, выявляется его научная новизна и практическое значение.
В главе I "Нравоучительные комедии о дворяноком воспитании" рассматриваются комедии нравоучительного характера, посвященные теме воспитания правящего сословия России - дворянства.
В обращении к данной теме нашла свое непосредственное выражение общая дидактическая направленность культуры Просвете- ... ния. Но просветительским представлениям о принципиальной возможности общественных перемен через совершенствование разума, распространение знаний считалось, что посредством просвещения
дворян, воспитания их нравов можно оказать воздействие на поло-вение дел" в стране, способствовать искоренению общественных недостатков. Таким образом, в условиях дворянского государства проблема воспитания правящего сословия носила не только этический, но и социально-политический характер.
Являягь в связи с этим одной из самых устойчивых и постоянных в русской литературе ХУШ в., тема дворянского воспитания остается актуальной и в комедии двух последних десятилетий века. Устойчивыми остаются и основные комедийные типы, к которым с самого начала в разработке данной темы тяготела русская литературная комедия. Дворянское "злонравие" предстает в образе петиметра либо невеяеотвенного недоросля, дворянская добродетель
- з образе просвещенного дворянина, служащего своему отечеству. Изображение диаметрально противоположных, но в то ке время соотнесенных друг о другом вариантов воспитания, воплощенных в этих комедийных типах, давало возможность охарактеризовать нравы дворянства, оценить духовно-нравственный потенциал этого сословия.
С появлением фонвизинского "Недоросля" комедия в своем последующем развитии испытывает его определенное воздействие. Оно проявляется чаще всего либо в прямом использовании или варьировании фонвизиноких типов, художественных приемов, либо в разработке проблемно-тематического уровня пьесы (прежде всего - темы дворянского воспитания, реве - критики тех или иных сторон российской действительности).
С кругом йдей "Недоросля" связана комедия П.А.Кропотова '"Фомушка, бабушкин внучек" (1785), в известной мере отразившая идейно-худоаественный опыт Фонвизина, в первую очередь, в постановке проблемы зоспитатг. и образования молодого дворянина. Она воплощается в одном из главных персонажей - Фомушке Слюня-еве, "варианте Митрофана Простакова"*. Кропотовского героя роднит с фонвизякским Митрофаноы невежественность, непросвещенность, которые наиболее ярко демонстрирует комическая сцена экзамена, учиненного ему положительным персонааем градом Чисто-сердовым (Д.1, явлЛ), прямо соотносящаяся со знаменитой сценой в "Недоросле". Вместе с тем мегду двумя героями обнаруживается
* Берков H.H. Русская комедия и комическая опера ХУП века // Русская комедия и комическая опера ОТ века. - U.; Л. , 1950.
- С. М.
и существенное различие. По сравнению с Митрофанушкой Проотако-вьш, "матушкиным сынком", который показан Фонвизиным не только как "неуч, лентяй, обяора, грубиян", но "прежде всего" как "будущий изверг, будущий крепостник"1-, Фомушка, "бабушкин внучек", застенчивый и постоянно робеющий в обществе, совершенно лишен этого качества. Растлевающее влияние крепостного права делает образ Митрофана не только смешным, но и зловещим. Фомушка.в комедии Кропотова преимущественно комический персонаж, осмеиваемый прежде всего как невежественный будущий помещик-хозяин, а не как будущий крепостник.
Проблема воспитания молодого дворянина у Кропотова получает свое решение в образе просвещенного "флота лейтенанта" Остро-мыслова, в отличие от Фомушки не просто "записанного в службе", а служащего по-настоящему.
Именно воспитание являлось в глазах дворянских идеологов "основой и оправданием дворянских привилегий"^, прежде всего -права на власть и господство над крепостным крестьянством. Поэтому показать невоспитанность и невежество дворянина "означало поколебать его право на бесконтрольное владение крестьянами"3, и наоборот, утверждение служащего, воспитанного и просвещенного дворянина в качестве положительного примера у Кропотова, как и у Фонвизина, вело к моральному оправданию крепостничества, к допустдмости его существования (но в мягких, гуманных формах). Выведением на сцене просвещенного рачительного помещика (в лице Добровидова) утверждалась достижимость социальной гармонии между двумя антагонистическими сословиями и снималась проблема крепостнических отношений в их истинном виде.
Политическую остроту и сатирическое звучание придала комедии Кропотова критика сложившейся в результате екатерининских ] "славных узаконений" "самой системы организации судебного дела"1*! прямо приводившей, по мысли автора, к судебному беззаконию. Однако в целом, несмотря на достаточно смелую критику некоторых сторон российской действительности, Кропотову в своей комедии
1 Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. - М., 195^. - С. 171.
2 Гуковский-Г.А. Русская литература ХУШ века. - М., 1939.
- С. 335. •
3 Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе ХУШ века. - М., 1979. - С. 138.
* Берков П.Н. История русской комедии ХУЙ в. - Л., 1977.
- С. ..
не удалось подняться до идейной высоты фонвизинского "Недоросля", в кбторол была объективно осуждена сама система общественно-экономических отношений.
Распространенным (как и в реальной жизни того времени) остается в комедиях о дворянском воспитании последних десятилетий ХУШ века тип молодого дворянского щеголя, галломана, который не претерпел существенных изменений, сохранив свои основные характерные черты и функции, закрепленные за ним пред- . шествующей комедией. В этом убеждает материал комедий "Русский паркжанец" Д.Й.Хвостова (1783), "Неудачный сговор, или Помолвил да не женилоя" А.А.Майкова (1794), "Осмеянный вертопрах" Н.И.Селявина (17%),. в которых осмеяние и осуждение дво-рянокой галломании составляет главный идейный пафос. Русский галломан предстает в них невежественным, ищущим постоянных развлечений молодым дворянином, перенявшим внешние приметы французской бытовой культуры (язык, манеры поведения, модные туалеты). Он изъясняется на оообом макароническом жаргоне, являющемся его устойчивым лексико-отилистическим признаком. В комедиях галломан чаще всего изображается записным модником, тратящим на свои туалеты огромные деньги. Фанатическая приверженность французской моде становится доминирующей чертой образа графа Развратина в "Неудачном сговоре..." А.Майкова. На обыгрывании вертопрашескчх привычек щеголя Брызгалова непосредственно строится интрига в "Осмеянном вертопрахе" Селявина. Особое значение для сценического изображения галломана приобретало описание его костюма, внешнего вида в целом в авторских 'ремарках. Новомодный костюм, в котором появлялся на сцене вертопрах, содержал исчерпывающую информацию о'персонаже, его взглядах и образе жизни, становясь, таким образом, важной частью комедийной характеристики галломана.
Сюжетная функция галломана также остается прежней. Он -неудачный претендент на руку добродетельной героини, которая всегда отдавала предпочтение благонравному молодому дворянину. В этой трафаретной скпетной ситу1ции заключался вполне определенный идейный смысл: галломан-вертопрах наказывался не только осмеянием, но и лишением личного счастья. Любовная интрига, таким образом, непосредственно выраяала моралистическую концепцию пьесы. Фактически вертопрах не являлся серьезным соперником для добродетельного героя, поскольку чаце всего не испытывал глубс-
ких чувств к героине. Для него характерно легкомысленное отношение к любви. Ее заменяет флирт, в котором галломан весьма искусен. Неспособный к серьезному чувотву петиметр выступает в комедиях как комический любовник-волокита.
Комедия этого времени отразила и такое явление, как про. инициальная галломания. Не менее сметное и нелепое в своих проявлениях, чем столичное, провинциальное петиыетрство чаще всего принимало уродливо-комичные формы, т.к. соединялось с грубостью провинциальных нравов и невежеством поместного дворянства (образ Затейкина в комедии А.Д.Копиева "Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка", 1794).
Презирающий, а то и вовсе неприемлющий свою отечественную культуру галломан не ног быть носителем таких важнейших моральных ценностей, закреплявшихся за дворянским сословием, как гражданственность и патриотизм. Поэтому, выступая против галломании, просветительский театр вел борьбу за.молодое дворянское поколение, за его воспитание и просвещение на национальной основе. В речах резонеров со сцены утверждался приоритет отечественного воспитания, пропагандировалось осознанное и избирательное отношение к чужеземной культуре.
Под влиянием революционных событий 1792-1794 гг. во Франции в трактовке галломании, изображавшейся, начиная с комедий А.П.Сумарокова, как социально-нравственное явление, на первый план выдвигается политический аспект. В комедии А.Майкова "Неудачный сговор..." галломания Развратииа осуждается прежде всего потому, что она предосудительна в политическом смысле. В связи с этим принципиально важным в идейном замысле пьесы является раскаяние Развратииа, его отказ от петиметрства в финале, что могло расцениваться зрителем как обоснование политической лояльности.
Ставя вопросы воспитания дворянского общества, комедия отразила и такое явление, как широкое распространение карточной игры в дворянской среде. Появляются комедии, разрабатывающие эту актуальную для своего времени тему, причем ее трактовка разными авторами получает неоднозначное идейное осмысление.
Ярким изобракениеа ыирз карточных игроков отмечена комедия Н.С.Батурина "Сговор" (1702). Автору удалось показать игроков ' как некую замкнутую одни;-! ¡шгереаои общественную группу, киву-пув по своим законам и предегавлелвян, со своим оообш ямясом,
карточным жаргоном» Основную идейную нагрузку в пьесе несли споры о целесообразности карточной игры, звучавшие для своего времени необычайно, злободневно.
В отличие от комедии Батурина, в которой за игрой в карты еще признается некоторая разумность, в комедии Д.В.Ефимьева "Преступник от игры, или Братом проданная сестра" (1788) она осуждается безоговорочно как порочное пристрастие, приводящее не только к разорению дворянства, но и к преступлению. Эта мысль составляет основу идейного содержания пьесы и подтверждается всем ходом ее сюяета, прямо отразившем крепостническую реальность русской жизни (промотавшийся картежник продает свою сестру под видом крепостной).
- В фокусе авторского внимания в этой пьесе оказывается эмоциональное состояние неудачливого игрока, определяющееся столкновением противоположных начал в его душе - рассудка (долга) и страсти. Главный герой Безрассудов, сознавая всю пагубность своего пристрастия к игре, в то же время не может ему противиться. Мучительные переживания Безрассудова находят отражение в его сценической речи, полной патетики и экспрессии. Способность чувствовать - существенная черта характера Безрассудова, она является показателем изначально доброй его природы. Осуждение в пьесе вызывает не сам герой, а его порочная страсть к игре, жертвой которой он стал, поддавшись "чувствиям". Разрешение внутреннего конфликта в душе героя победой добродетели (разума) утверждало идею нравственного перевоспитания личности, которая основывалась на просветительской вере в неограни-'ченные возможности разума. Эта идея определила и композиционное решение образа Безрассудова. В качестве главного героя он выдвигается на первый план п.оесы, его сценическое поведение во многом обусловливает раавитие действия, вокруг него (а не любовной пары) концентрируется финал произведения.
Серьезность проблематики и конфликта, основанного на мотиве "утесненной добродетели" ("братом проданная сестра"),- подчеркнутое внимание автора к изображению характера, а не нравов, сама идейно-художественная его разработка - как определяющие признаки драматического жанра - свидетельствует об обцем тяготении ефииьевской пьесы к жанру "слезной" драмы.
В свете проблемы дворянского воспитания осуждение карточной игры в комедиях имело принципиальное значение. Сосредото-
чэнный на одной страсти - к игре - дворянин уже не помышлял о пользе и.службе отечеству, что вело к забвению им своих гражданских обязанностей (особенно отчетливо эта мысль выражена в пьесе Ефимьева).
В главе П "Сатирические нравоучительные комедии о должностных злоупотреблениях" анализируются нравоучительные комедии сатирической направленности, обличающие коренные социальные . пороки русской общественной жизни - судебное беззаконие и злоупотребления "по должности".
Изображая недостатки и несовершенства реальной кивни, драматурги эпохи Просвещения рассматривали их как закономерное следствие порочных нравов определенной части общества (либо отдельных его представителей). В связи с этим сатирическое об- личение социальных пороков в их комедиях проводится через описание дурных нравов того или иного члена общества. Эта характерная особенность просветительской комедии присуща и рассматриваемым пьесам - комедии И.Я.Соколова "Судейские ьменины" (1780) и комедии Я.П.Чаадаева "Дон Педро Прокодуранте, или Наказанный бездельник" (1794).
Пьеса Соколова примечательна тем, что "это первая сценическая попытка не мимоходом, а специально изобразить мир судейских чиновников, показать особенности их психологии..., зафиксировать своеобразие их языка
Тема судейского лихоимства и неправосудия раскрывается в "Судейских именинах" через изображение порочных нравов судьи Хамкина и его жены. В соответствии со сложившейся в русской сатирической литературе традицией Хамкин предстает в комедии как малограмотный и корыстолюбивый судья-лихоимец. Под стать Хамкину и его сварливая и скупая жена, расценивающая должность муха как источник личной наживы. Корыстолюбие, алчность супругов Хамкиных переходит в обожествление денег* которые становятся для них предметом слепого поклонения (монолог Хамкина в 12 ' явл. I д.). Русский сатирический тип судьи-лихоимца наделяетоя чертами Скупого, традиционного типа европейской комедии. В Хам-киной, ежедневно любующейся своими оокровищами и "общающейся" с ними, представлен женский вариант этого типа.
Большой силы достигает сатирическое обличение Хамкиных в
А Берков П.Н. История русской комедии ХУШ в.
- С. 221.
глубоко драматической по своему содержанию сцене с челобитчиком Бедняковым, жертвой судейского произвола Хамкина. Диалог, происходящий -между челобитчиком и судьей в присутствии Хашейной и добродетельного .Артемона (ДЛ, явл,9), - идейный цен-х'р комедии, т.к. он наглядно демонстрирует, каким образом зершит-оя правосудие Хамкиным. Мелодраматический "слезный" элемент, воплощенный в образе Беднякова (мотив "утесненной добродетели"), усиливает действенность сатирического обличения, придавая ему ' социальную остроту.
Вместе с темой судейского лихоимства в комедию входит тема дворянского мотовства, раскрываемая через внесценические персонажи. Находит отражение в пьесе и распространение мотовства в другом социальном слое - в среде сидельцев и приказчиков (описанные купцом Корыстолюбом картины пьяного разгула приказчиков представляют собой выразительные зарисовки с натуры).
В ."Судейских именинах" затрагиваются существенные вопросы социально-общественных отношений между разными сословиями - господами и крестьянами, купечеством и дворянством. Крепостническая реальность правдиво отраяена в рассказе слуги Хамкина Луки о своем сне (Д.1, явл.1), в котором он, видя себя управителем в господской деревне,'следует социальному опыту своего барина» выколачивая деньги из крестьян поркой.
Особым достоинством.комедии Соколова являемся сценическая речь отрицательных персонажей (прежде всего супругов Хамкиных), основанная на сочном бытовом языке и служащая раскрытию их социально-нравственной сущности. Хивой, бойкий язнк Хамкиных / ориентирован на просторечную норму с обильным использованием пословиц и поговорок. Речь судейской четы в достаточной степени индивидуализирована и зависит от адресата, к которому обращена (так, Хамкины держатся и разговаривают с неимущим просителем Бедняковым совершенно иначе, .чем с богатым купцом'Корысто-. любом, задабривающим их взятками). Психологическая мотивированность речи Хамкиных проявляется и в ее зависимости от ситуации, (в этом плане особенно показательно сравнение двух сцен с участием Беднякова).
• По ейоей жанровой природе "Судейские именины" - нравоописательная сатирико-бытовая комедия с отчетливо выраженным "слезным" драматическим началом. Сосредоточенность автора на сатирическом изображении порочных нравов обусловила, по всей
- 10 -
видимости, и его отказ от традиционной любовной интриги, отсутствие которой является важной отличительной особенностью этой комедии.
Сатирическая комедия Я.П.Чаадаева "Дон Педро Прокодуранте, или Наказанный бездельник" поовящена обличению казнокрадства и взяточничеотва крупных чиновников в системе самодержавно-административного аппарата. По сведениям М.Н.Лонгинова, сообщенным ему сыном автора, русским мыслителем П.Я.Чаадаевым, комедия эта представляет собой оригинальное сочинение памфлетного характера, направленное против злоупотреблений директора экономии Казенной палаты Нижегородского наместничества П.И. Прокудина.■Приписанное же Кальдерону авторство этой пьесы, весь ее "гишпанский" колорит (действие происходит "в Гишпании в городе Барцелоно") - не более, чей вызванная цензурными соображениями уловка автора*.
Острота сатиры комедии-памфлета Чаадаева в первую очередь определялась конкретностью обличения. Подробные описания различных мошенничеств Прокодуранте, которыми иаобилует комедия, несомненно во многом основывались на конкретных злоупотреблениях Прокудина. Прокодуранте предстает в пьесе как мошенник, пнут (на явыке ОТ в. - "бездельник"), которым движет страсть к стяжательству.'
В основу комедий положены две сюжетные линии. Один ряд событий связан со стремлением Прокодуранте с помощью доноса ойорочить честного Дона Жуена. Другой определяется борьбой влюбленной пары (Адели и Гонзалеца) за свое счастье. Любовная интрига не несет серьезной идейной нагрузки, ее введение в пьесу - скорее дань комедийной традиции. Все обличительное начало комедии связано о драматической по своему характеру сюжетной линией Прокодуранте - Док Жуан. Именно в ней реализуется основной идейный конфликт цьесы: столкновение закона (в лице Дона Хуана, герцога Дель Прато) и беззакония (в. лице Прокодуранте,' Делфито и Скионета). Пьеса Чаадаева - попытка соединить в одном произведении две рааножанровых по своему характеру оожетных интриги: драматическую и комедийную, что вело в целом к усложнению жанра комедии. '
^ Си.: Лонгинов Ы.Н; 0 комедии Якова Петровича Чаадаева (1794) // Современник. - 1856. - Т. 58. - Отд. 5. - С. 1-5.
Произведение дворянского автора, комедия Чаадаева носит ярко выраженный' сословный отпечаток. Стоя на позициях дворянского Просвещения, Чаадаев считает дворянство единственной общественной силой, способной обеспечить законность и порядок в государстве. Эта мысль наглядно проявилась в идейной трактовке конфликта комедии.
Отрицательным персонажам в пьесе противостоят положительные, честные и верные слуги справедливого монарха, воплощающие в своем лице просветительскую идею закона. Комедия наполнена их пространными рассуждениями о нравственном состоянии общества, столь типичными для пьес просветительокой направленности. Особое негодование Дона Жуана (и стоящего за ним автора) вызывает необычайно распространившаяся в дворянском обществе страсть к обогащению, наживе любыми средствами. Стремление к богатству отвращает человека от добродетели, делая его равнодушным к страданиям ближнего, и ведет к пороку, а в итоге - к падению нравов в обществе и процветанию беззакония.в государстве. Богатствр Про-кодуранте и ему подобных преступно, потому что оно не.что ийое как "собранный -в кладовую слезы, стон и отчаяние соотчичей", "кровь бедных ограбленных им людей". Упадок общественных нравов объясняется, по мнению Дона'Жуана, также "развращающим" влиянием французской революции.
Основной путь борьбы с. беззаконием, предлагаемый в комедии, - вытеснение мошенников о занимаемых ими государственных должностей честными дворянами. Оообо важное значение в связи о этим придается необходимости дворян служить отечеству. Обличай дворян, презревших свои гражданские обязанности, Чаадаев тем не менее сохраняет веру в возможность их нравственного исправления. Пафос высокой дворянской гражданственности звучит в патетически-декларативных высказываниях Дона Жуана и герцога Дель Прато, призывающих дворянство "возбудиться от тяжкаго -сна праздности" и "уподобиться предкам, которые столь великое множество славных совершили подвигов".
Сторонник просвещенного абсолютизма, Чаадсев убекден, что контроль ва-соблюдением законности в государстве - прямап функция верховной"власти. Именно от нее исходит наказание мошенникам, злоупотреблявшим вверенной им "премудрым" и "правосудным" монархом властью.
- 12 -
В комедии Чаадаева отчетливо выражено "слезно"-драматическое начало. Оно проявляется прежде всего на сшетном уровне . пьесы (драматический характер интриги Прокодуранте - Дон Жуан). Наиболее полно просветительская мысль о преступности богатства раскрывается в рассказе Шута о "старичке из дворцовых крестьян", пришедшего к Прокодуранта просить его не отдавать овоего внука (единственного кормильца семьи) в солдаты (Д.Ш, явл.З). В основе рассказа, организуя его композиционно, лежит просветительское противопоставление бедного старика-крестьянина богатому жестокосердному барину. Оно же определяет и основной его мотив - мотив "страждущей невинности". Рассказ Шута не связан о сюжетом комедии и является законченным, относительно замкнутым в себе повествовательным эпизодом, по своему характеру приближающимся к сентиментальной новелле. Его включение в драматическую структуру комедии Чаадаева (как и любовной песни Гонзале-ца, публичной речи герцога, обращенной к дворянскому юношеству, оатирической песни Бурлеско о судье-лихоимце Симонете - т.е. недраматических жанров) свидетельствует о потенциальной открытости просветительокой комедии, ее способности вбирать в себя другие гшнрово-родоьые структуры.
' В главе Ш "Комедии развлекательного характера" исследуются идейно-художественные особенности комедии развлекательной направленности.
Обилие легких и веселых пьес в комедийном репертуаре 1780-х - 1790-х гг. объяснялось потребностью в них той части публики, которая видела в театре лишь средство для развлечения и отдыха. Находясь в финансовой зависимости от зрителя, театр должен был. учитывать его запросы и желания при формировании своей репертуарной политики, которая строилась как удовлетворение социального заказа разных общественных групп и слоев.
Преобладание развлекательной комедии на русской сцене этого времени, особенно усилившееся в 1790-е гг., обусловливалось также и общим ужесточением цензурного режима, вызванным во многом происходивией во Франции революцией.
Иде'.шо-худояественное своеобразие развлекательных комедий целиком определялось их основной эстетической установкой -сменить и забавлять зрителя. Почта все они строятся на забавнах положениях, в комркз попадают действующие в них персонажи, и основаны на традиционной дабовной интрига.
- 13 -
Развлекательная комедия предпочитала не касаться социальных, пороков - их обличение не входило в ее эстетические задачи. Изображая преимущественно общечеловеческие пороки, смешные черты характера и недостатки людей, автора развлекательных ксае- • дий относились к ним достаточно добродушно и снисходительно. В развлекательной комедии господствовал беззлобный, забавный смех, исполненный благодушного оптимизма.
Развлекательная комедия характеризуется значительным уси- ,£ лениек в ней комического начала. Оно выдвигается на лерзьк." план и становится доминирующим в художественной структуре пьесы. В отличие от нравоучительной комедии, где комический элемент, как • правило, "существует изолированно от сюжета"*, концентрируясь лишь в определенных эпизодах с участием слуг либо коцических персонажей, в комедии развлекательного характера комическим становится сам сюжет с его подчеркнуто игровой интригой, строящейся на комизме положений. Таковы сюжеты комедий, основанных на анекдоте ("Обмена шляп, или Благоразумием уничтоженное.покушение" А.Крутицкого, "Одно на другое похоже" И.Михайлова и Др.). Обладая гораздо большим потенциалом комического, чем нравоучительная комедия (в которой комический.элемент зачастую бывал ослаблен из-за повышенного дидактизма), развлекательная комедия стремилась реализовать его как можно, полнее, более активно и широко, чем это наблюдается в дидактической комедии, применяя как речевую (словесную) комику, так и традиционные приемы фарсового комизма (ими насыщена, например, комедия И.Соколова "Выдуманный клад").
Несмотря на развлекательное содержание этих пьес, в них можно встретить конкретное изображение отдельных черт быта, общественных отношений и нравов. Так, в целом ряде комедий отразилось усиление меркантильных настроений в обществе, преобладание в нем "денежного интереса" ("Нашла коса на камень" О.Козо-. давлева, "Мщение за 'неверность", "Одно на другое похоже" Михайлова). .Корыстолюбивыми-изображаются не только господа,.но и . слуги., использующие:любую^возможность для нажиты.
Развлекательная комедия касалась и некоторых нравственных пороков дворян, таких,как развращенность, волокитство, мотовст-
Софронова Л.А. Польская театральная ¡¡ультура эпохи При-свейений'. - М., 1985. -С. 149.
во, пристрастие ко всему иноземному. В отличие от нравоучительной комедии, где порок, как правило, персонифицируется, в комедии развлекательной направленности наблюдается тенденция к его описательному изображению в высказываниях персонажей. Эти высказывания носят в основном обобщенный характер и являются достаточно редким в комедии положений.
Нашли свое отражение в развлекательной комедии и взаимоотношения разных сословий (стремление богатых купцов-заводчиков породниться с дворянством отразилось в сюжете комедии И. Соколова "Выдуманный клад"). Отмечаются в пьесах данного типа и достоверные бытовые подробности, характеризующие отношения господ и слуг.
Ориентация забавных комедий не развлечение зрителей вела к ощутимому ослаблению в них назидательного начала и, соответственно, к исчезновению персонажей с резонерскими функциями. Однако просветительская вера в благую силу морального поучения в известной мере отразилась и в этих пьесах, хотя и по-иному, чем в нравоучительной комедии. В последней дидактическое начало преобладает и концентрируется в основном в словесно-текстовом слое пьесы, в пространных, обычно ыалосвязанных с сюжетом, рассуждениях положительных персонажей о гражданских и личных добродетелях человека, о нравственном состоянии общества. Развлекательная же комедия избегала навязчивого морализирования. Стремясь к минимальной назидательности на словесном уровне, она'старалась извлекать ее непосредственно иэ комедийного действия: Представленная на сцене забавная пьеса должна была слуг жить пусть'легким и незамысловатым, но уроком публике, моральный смысл которого формулировался (как и в нравоучительной комедии) в обязательной финальной сентенции цод занавес, адресованной в зрительный зал. Заключительная реплика приобретала в развлекательных пьесах особую значимость, т.к. нередко являлась едва ли не единственным носителем дидактического элемента. ~ В отличие от слабой разработки комедийной интриги в нравоучительной комедии развитию действия в развлекательной пьесе присущ, динамичный характер; Интенсивность действия в комедиях положений имела свою функцию - увлечь зрителя. Отсюда - зрелищная роль интриги в комедиях этого типа ("Наследники" Д.Н.Титова). -
Б Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Комедия 1780-х - 1730-х гг. тезно связана (как на общем идейно-тематическом уровне, так и в плане комедийной поэтики) с предшествующим художественным опытом в этом жанре. Вместе с тем конкретно-историческая действительность последних десятилё-' тий ХУШ в. не только вносила свои коррективы в разработку традиционной тематики, наполняя ее реалиями своего времени, но и обусловила появление новых образов, тем и мотивов.
Испытывая определенное воздействие фонвизинского- "Недоросля", последующая комедия во многом утрачивает его основное идейное завоевание - антикрепостническую направленность. Не поднимается в целом до уровня социально-политической сатиры Фонвизина и приобретающая порой достаточно резкое сатирическое звучание критика тех или иных сторон российской действительности.
Комедия этого времени несет на себе несомненный отпечаток просветительской идеологии. Ее влияние значительно в нравоучительной комедии, в которой фактически любое обличение .социально-нравственных- пороков проводится под знаком просветительских идей. Просветительские воззрения ощущаются и в комедии развлекательной направленности.
Максимально используя в целях нравственного совершенствования общества огромные воспитательные возможности театра, драматурги стремились оказать воздействие'на зрителей, активно пропагандируя со сцены высокие идеалы Просвещения. В связи с общим усилением в культуре Просвещения моралистического элемента дидактическая функция, вообще присущая комедийному жанру, Приобретает особенное значение в просветительской комедии. Все рассказанное со сцены должно было служить моральным уроком, из которого зритель извлекал вполне определенные выводы. Однозначность этих выводов определялась четкостью' нравственных оценок . автора, даваемых им своим персонажам.
. В-связи с укреплением позиций сентиментализма в русской литературе в этот период все более интенсивно продолжается размывание чистоты жанровой структуры комедии, в первую очередь такой ее разновидности, как нравоучительная комедия. Активное . ■ 'внедрение в комедию "олезного" элемента приводит к значительным изменениям -ее жанровой формы, к сочетанию в пределах одной лье-
оы эотетически разнородных начал - комедийного и драматического, Трогательный элемент оказывается не только средством психологического углубления комедийных образов (в основном положительных персонажей), но и двигателем драматического действия ("Фомушка, бабушкин внучек" Кропотова). Часто "слезное" начало воплощается в сюжетном мотиве "утесненной добродетели", вследствие чего пьеса приобретает черты "олеаной" драмы. Вторжение "слезного" элемента отмечается и в развлекательной комедии, но он столь незначителен, что не нарушает целостности ее комедийной структуры.
. Комедийный характер, за малым исключением, остается клас-оицистски односторонним и статичным (как остается и позтика говорящих имен и фамилий).
По теме диссертации опубликованы следующие работы;
. I. Проблема воспитания молодого дворянина в русской- комедии 1780-х годов ("Фомушка, бабушкин внучек" П.А.Кропоюва) // Анализ художественного произведения в школе и вузе / Методические рекомендации для студентов национального отделения. -Горький, 1989. - С. 18-22.
2. Тема карточной игры в русской комедии 1780-х годов ("Сговор" П.С.Батурина, "Преступник от игры, или Братом проданная оестра" Д.В.Ефииьева). - Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР й 39192 от 8.08.1989. - 18 с. // Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение. - 1990. - Кг I. -С. 35, Ё 635.
о