автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему: Русская литография 1810-1830-х годов и роль Общества поощрения художников в её развитии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Миролюбова, Галина Алексеевна
Введение.3
Глава первая. Обзор литературы и источников . II
Глава вторая. Основные направления,особенности и характерные черты русской литографии 1810-1830-х годов.25
Глава третья. Литография в изданиях Общества поощрения художников . 64
1. Видовая тематика.
2. Портрет.
3. Военно-исторические сюжеты.
4. Учебные пособия
5. "Литографические копии".
Глава четвертая. Деятельность Общества поощрения художников по созданию условий для успешного развития литографии в России 119
Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Миролюбова, Галина Алексеевна
Появление в России в середине 1810-х гг. литографии явилось значительным событием, открывшим новую главу в развитии отечественной графики. Произведения литографического искусства вскоре не только смогли занять видное место наряду с давно и успешно развиваемой резцовой зтравюрой, но и приобрели важное историко-культурное значение. 0 широком признании и замечательных успехах литографии уже в первые годы ее развития свидетельствуют работы многих художников, среди которых были и те, с чьими именами связаны лучшие достижения русского изобразительного искусства первой половины XIX в. Советским искусствознанием высоко оценены заслуги в области литографирования А.Г.Венецианова, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского, К.П. и А.П.Брюлловых, А.О.Орловского, А.Е.Мартынова, С.Ф.Галактионова*
Русских мастеров различной творческой направленности этот способ печати увлек прежде всего поисками новых изобразительных приемов. Принцип литографирования, открытый в 1796 г. в Германии А.Зенефельдером, предложил графике новые технические и художественные средства Рисуя мягким, жирового состава карандашом на отполированной известняковой плите и практически не испытывая сопротивления ее мелкозернистой поверхности, мастер легко мог переходить от очеркового рисунка к сплошной моделировке тоном. Разной насыщенности печатная краска, воспринимаемая литографским карандашом пропорционально его плотности, цросветы белой бумаги в местах, не тронутых рисунком, допускали цри литографировании тончайшую градацию тонов, разнообразные эффекты черно-белых контрастов. Заложенные в самой природе литографии возможности свободного сочного штриха и тональной живописности давали новые средства для решения художественных задач, вставших перед графическим искусством с начала XIX в.
Становление литографии в России совпало с тем периодом в истории отечественной графики, когда рисунок впервые приобрел значение самостоятельного вида искусства. Одновременно это был период, когда наметившееся на рубеже ХУШ и XIX вв. новое художественное мировоззрение сентиментализм и вскоре сменивший его романтизм постепенно теснили классицистические традиции в изобразительном искусстве. Проникновению романтизма во все сферы русской культуры способствовали общественно-сполитическая обстановка в стране первой четверти нового века и прежде всего такие ее важнейшие события, как Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Под влиянием национально-освободительных вдей, гуманистического пафоса эпохи сформировался основной принцип романтизма, требовавший новой формы художественной выразительности. Провозглашенные им естественность и цростота, повышенная эмоциональность обращали вкусы художников к непосредственному восприятию окружающей действительности. На долю рисунка, способного быстро и непосредственно передавать живое впечатление от натуры, выпала главная роль в решении новых проблем изобразительного искусства. Русский рисунок этого времени отличается разнообразием тем, свободой композиционных решений, образной выразительностью Значительное обогащение содержания графики происходило одновременно с изменением ее стилистических черт. Продуманной изящности линий, отличающих старую академическую школу, были противопоставлены более темпераментные контурно-штриховая и живописно-теневая манеры рисования;
Новые тенденции рисунка, заметные в работах всех художников начала XIX столетия, наиболее ярко выявились в творчестве О.А.Кипренского. Импульсивная, графически-линейная выразительность карандаша этого выдающегося мастера, сочетающаяся с мяткой тональной разработкой, часто усиливалась дополнительной подцветкой сепией, мелом, тушью, акварелью. Тональный рисунок, поднятый Кипренским до самостоятельной ценности, явился важным этапом в исканиях русского искусства на пути реалистического отображения мира;
Атмосфера меняющихся эстетических норм оказала заметное влияние на состояние русской печатной графики. Гравюра на меди, бывшая с конца ХУЛ в. единственным способом воспроизведения живописных оригиналов, в первой четверти XIX столетия пришла в заметный упадок. Импровизационные тенденции романтизма не способствовали ее дальнейшему расцвету.
Новое для русского искусства явление - литография в самой технике имела в это время больше предпосылок и перспектив для своего развития, чем гравюра. Противопоставив жесткости разцово-го штриха свободу рисунка литографским карандашом, легкость его тональной разработки, она оказалась лучше приспособленной для воплощения новых художественных исканий.
Близость к оригинальному рисунку, сравнительная несложность и быстрота исполнения не исчерпывали всех преимуществ литографии. Свойственная ей значительно большая, чем у гравюры тиражность (до десятков тысяч экземпляров) делала ее произведения 3 более дешевыми и потому доступными широким кругам зрителей . К тому же, возникнув независимо от Академии художеств, не пользуясь ее поддержкой и сохраняя известную свободу от ее нормативов, литография расширяла рамки творчества русских художников относительной свободой в выборе тем.
Уже самые ранние образцы этого вида печатной графики поражают разнообразием сюжетов Так, одна из особенностей яркого таланта первого русского литографа А.0.Орловского состоит в том, что он с одинаковым успехом работал в этой технике над портретом, пейзажем, бытовыми и батальными зарисовками. Художник широкого творческого диапазона, внимательный наблюдатель современной жизни оценил литографию как технику, наиболее отвечающую его пристрастию к "простому" сюжету и темпераментному рисунку.
Проявившие в числе первых интерес к литографированию А.Г.Ве-недаанов, К.Кюгельхен, П.Ф.Соколов, С.П.Шифщр, Х.Ф.Редер и др. способствовали развитию тех же жанров. Различаясь степенью увлеченности, индивидуальностью почерков и мерой таланта, эти художники общими усилиями вписали первую страницу в историю русской литографии."
Следующие два десятилетия явились периодом наивысшего расцвета искусства русской литографии. На 1820-1830-е гг. фактически приходится разработка всего арсенала ее художественных возможностей и создание бесспорно высокохудожественных произведений. В эти годы к способу литографирования проявили интерес почти все русские художники. Для одних, как например, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского, братьев Брюлловых, это было кратковременное увлечение, а для В.И.Погонкина, К.П.Беггрова, Г.А.Гиппиуса, А.А.Васильевского и многих других литография стала основным видом творчества. Тогда же на фоне всеобщего увлечения литографией выделилась важная роль Общества поощрения художников, которому она обязана своим широким распространением и лучшими достижениями.
Посвятив свою деятельность утверждению престижа русского художника, широкой пропаганде достижений национального искусства, Общество поощрения обратилось к литографии, как к средству, наиболее подходящему для осуществления многих из намеченных им культурно-просветительских мер. Привлекая к литографским работам художников, оно стремилось создать все условия для их развития. Возможность усовершенствования техники литографирования, открытие новые печатных мастерских, сбыт продукции составляли предмет его особых забот.
Всемерно расширяя материальную и техническую базу литографии, Общество поощрения художников вскоре добилось того, что с его заданиями оказались связанными большинство литографов, в том числе и те, чьи работы заложили основы золотого фонда русской литографии XIX в.: А.Г.Венецианов, К.П. и А.П.Брюлловы, С.Ф.Галактионов, В.И.Погонкин, К.П.Беггров и другие. При поддержке Общества поощрения художников в технике литографирования развивались все жанры. А требования, предъявляемые им к художественным и профессионально-техническим качествам литографии ускорили ее быстрый расцвет, помогли занять достойное место среди других видов изобразительного искусства. Вместе с тем, издания Общества поощрения художников, рассылаемые в соответствии с его просветительской задачей в различные города - Москву, Новгород, Владимир, Симбирск, Уфу, Тифлис и множество других мест, на деле способствовали тому, что литография проникала в различные области общественной жизни России, становясь неотъемлемой частью ее культурь^
1810-1830-е гг. представляются достаточно локальным периодом, в течении которого русская литография пережила все циклы первого этапа своего развития, начиная от пробных шагов до блестящего расцвета и наметившихся затем изменений в ее содержании, соотношении жанров и стилистике. На эти годы приходится наибольшее количество эстампов, относящихся к лучшим образцам литографического искусства. Благодаря участию в их создании выдающихся русских художников, а также целенаправленной и всесторонней помощи Общества поощрения, особенно активного в этот период,русекая литография не только добилась больших успехов и широкого -признания, но и была подготовлена к восприятию новых тенденций^; утверждавшихся в русской художественной культуре с начала 1840-х гг. Перед литографией этого времени, как и перед всем изобразительным искусством, встали новые задачи, связанные с утверждением критического реализма. Но это уже был следующий г-агап в истории русской литографии, рассмотрение которого не входит в задачу настоящей работы.
Построение диссертации определяется предложенной темой: Введение наряду с общей характеристикой темы содержит обоснование научной постановки ее в качестве самостоятельного предмета исследования;- Первая глава посвящена критическому обзору литературы и источников, представляющих музейные коллекцщ произведений русской литографии и документальные материалы из отечественных архивных хранилищ, содержащих важные и во многом неизвестные и не использованные ранее сведения^ Здесь же определены цели и задачи исследования;
Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская литография 1810-1830-х годов и роль Общества поощрения художников в её развитии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в диссертации комплексное исследование изобразительных, литературных и документальных материалов, в значительной степени привлекаемых впервые, прэволило проанализировать основные аспекты развития литографии в России в 1810-1830-х гг. и сдедать следующие выводы:
1. Появление и развитие литографии в России было продиктовано требованиями, которые встали перед всей художественной культурой в связи с общественно-патриотическим движением начала XIX столетия. Специфика техники литографии, обуславливающая сравнительную быстроту исполнения произведений и их значительную тираж-ность, а также близость к выразительным возможностям оригинального рисунка, получившего в это время большое развитие, выдвинули новый вид графики на одно из первых мест в искусстве эпохи романтизма.
2. Интерес к новой художественной печати и работы в этой технике А.Г.В$кецианова, А.О.Кипренского, А.П. и К.П.Брюлловых и многих вьщающихся художников выявили вскоре самостоятельную ценность литографии и изменили предназначавшуюся ей первоначально прикладную роль. Содержательность, эмоциональная выразительность, высокий профессионализм были характерными чертами произведений литографского искусства первой трети XIX в.
3. Развиваясь на основе лучших традиций национальной печатной графики, русская литография во всех жанрах сохраняла тематическую и стилистическую близость с другими видами искусства, что помогло ей быть неразрывно связанной с его главными проблемами. Имея много общего в своем содержании и оформлении с рисунком и акварелью, она явилась живым отклик см на распространение романтизма в России. В литографии конца 1820-1830-х гг.»постепенно отходившей от романтизированного очеркового рисунка-наброска к тщательно моделирующей свето-теневой основе изображения, сказались новые эстетические идеалы, связанные с углублением реалистических исканий.
4. Близкая по своей идейной направленности передовой художественной культуре и рассчитанная на распространение среди относительно широких социальных кругов, литография наиболее ярко отразила общую демократизацию отечественного искусства.
5. В процессе приближения искусства к действительности и обращения его к более широкому кругу зрителей видная роль принадлежала Обществу поощрения художников, само создание которого было вызвано стремлением передовых людей активно содействовать прогрессивному развитию страны. Для достижения своей главной цели - поддержать национальные таланты и пропагандировать достижения отечественного искусства - Общество поощрения художников использовало литографию, которая стала основой его разнообразной и полезной деятельности. Систематическими изданиями эстампов, печатавшихся большим тиражом, оно на деле утверждало воспитательную роль искусства и его важное значение в жизни народа.
6. Популяризируя с помощью литографии отечественное искусство, Общество поощрения неустанно заботилось о повышении ее художественных достоинств. Как удалось установить в ходе настоящего исследования, под его проковительством трудилось около 50 литографов, создавших свыше 500 произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русской литографии. Всегда взыскательное к качеству своих изданий, Общество поощрения много делало для того, чтобы творчество привлекаемых им художников развивалось в русле профессионального мастерства. Оно помогло развернуться дарованиям молодых художников, а таким как В.И.Логонкин, К.П.Беггров, А.И.Сандомури, И.С.Щедровский, А.¿.Белоусов и другим стать ведущими мастерами в этой области искусства. Благодаря постоянной заботе Общества поощрения художников о качестве литографских произведений и привлечения с этой целью лучших литографских мастерских, многие его издания стали образцами вццаю-щихся технических достижений.
7. Поддерживая и развивая литографию как наиболее массовый и демократический вид искусства, Общество поощрения художников существенно подняло ее общественное значение. Б то же время, направляя ее развитие в едином русле с другими видами искусства, оно осуществляло ценный вклад в национальную культуру.
8. Неразрывно связанная с общими тенденциями развития изобразительного искусства, русская литография 1810-1830-х гг. не только впитала наиболее типичные явления художественной и общественно-политической жизни России, но и подготовила почву для следующего этапа развития печатной графики, когда новое поколение художников, углубляя демократическую направленность творчества, обратилось к критическому реализму.
9. Основные положения диссертации, характеризующие особенности, характерные черты и проблематику русской литографии изучаемого времени, а также выявляющие роль Общества поощрения художников в ее развитии, могут найти применение в монографиях и общих трудах по истории русского искусства. Новые материалы, отраженные в основном тексте исследования и двух приложениях имеют практическое значение. Словарь 52 литографов существенно расширяет биобиблиографические справки и дает представление о связанных с Обществом поощрения мастерах. Из 470 литографий, включенных в описей изданий Общества, 158 выявлены впервые, 104 датированы и 74 атрибутированы диссертантом. Эти фактические сведения дали возможность восполнить важные пробелы в изучении русской литографии и решить задачи, стоявшие перед настоящей работой. Они имеют значение также для дальнейшей разработки истории литографии и могут быть использованы в атрибуционной и экспозиционной практике специалистов.
Список научной литературыМиролюбова, Галина Алексеевна, диссертация по теме "История искусства"
1. Адарюнов В.Я. Добавления и исправления к Подробному словарю русских гравированных портретов Д.А.Ровинского. Спб.,1889,-89 с.
2. Адарюков В.Я. ЧСтепан Филиппович Галактионов и его произведения. Каталог выставки. Спб., 1910 79 с.
3. Адарюков В.Я. Очерк по истории литографии в России. Аполлон, 1910, I, с. 5-64.
4. Адарюков В.Я. и Обольянинов H.A. Русские литографированные портреты неизвестных лиц. Пг., 1915 17 с.
5. Адарюков В.Я. Русские литографированные портреты. Столица и усадьба. 1916, В 18, с.14-16.
6. Адарюков В.Я., Обольянинов H.A. Словарь русских литографированных портретов, т.1. А-Д., М., 1916 319 с.
7. Адарюков В.Я. Гравюра и литография в книге XIX века. В кн.: Книга в России. Часть вторая. Девятнадцатый век. М.: Государственное издательство, 1925 - с.350-439.
8. Адарюков В.Я. В мире книг и гравюр. Воспоминания. М.: Государственная Академия художественных наук, 1928 58 с.
9. Адарюков В.Я. Иркунабулы русской литографии. Жизнь музея, 1930, август, с.66-67.
10. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1973 38 с.
11. Алексеева М.А. Гравировальная палата Академии наук ХУШ в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1974 22 с.
12. Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М.: Искусство, 1975 421 с.
13. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.¡Искусство, 1982 419 с.
14. Алексей Гаврилович Венецианов. 1780-1847. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983 290 с.
15. Амшинская А.М. Николай Иванович Уткин. 1780-1863. М.:Искус-ство, 1950 39 с.
16. Аронсон М. и Рейсер Р. Литературные кружки и салоны. Л.: Прибой, 1929 310 с.
17. Ацаркина Э.Н. Орловский Александр Осипович. Выставка произведений. Каталог. М.: Искусство, 1958 329 с.
18. Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. 1799-1852. М.: Искусство, 1963 543 с.
19. Ацаркина Э.Н. Александр Осипович Орловский. I777-I832.M.: Искусство, 1971 209 с.
20. Ацаркина Э.Н. и Смирнов Г.В. Портрет петровского времени . Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1973 282 с.
21. Бабенчиков М.В. Степан Филиппович Галактионов. 1778-1854. М.: Искусство, 1951 22 с.
22. Базанов В.В. Вольное общество любителей российской словесности. Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1949 420 с.
23. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 тт.-М.-Л., т. I95I953.
24. Берже А.П. Посольство А.П.Ермолова в Персию. Русская старина, 1877, т.18, с. 255-256.
25. Бороздна В. Краткое описание путешествия российско-императорского посольства в Персию в 1817 году. Спб., 1821 270 с.
26. Бродский Н.Л. Литературные гфужки и салоны. Первая половина XIX века. М.-Л.: Academia , 1930 592 с.
27. Булич H.H. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века. Спб., 1912 712 с.
28. В.Ш. Семья немцев-художников в России. Исторический вестник, т.55, 1906, с.183-211, 464-483.
29. Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания ХУШ и XIX столетий. (1720-1870). Библиографический опыт. Спб.,1898 -309 с.
30. Верещагин В.А. русская карикатура. А.0.Орловский. Т. 3,Спб., 1913 100 с.
31. Виноградов С.П. Литографии Щедровского (дополнение к заметке Е.Рейтерна). Старые годы, 1908, июнь, с.463-364.
32. Витберг А.Л. Записки академика Александра Лаврентьевича Вит-берга. Русская старина, 1872, т.У, с.16-32, 159-192, 519-582.
33. Врангель H.H. Русская женщина в гравюрах и литографиях. Каталог выставки кружа любителей русских изящных изданий. Спб., I9II 63 с.
34. Выставка рисунков и эстампов в залах Императорской Академии художеств. Дек. 1909- янв. 1910. Спб., 1910 10 с.
35. Голубева Э. Из истории Общества поощрения художников. Искусство, 1961, № Ю, с. 17-20.
36. Георги И.И. Описание обитающих в Российском государстве народов. Т.1-2, Спб., I776-1777.
37. Григорович В.И. Журнал изящных искусств. Часть первая. Спб., 1823.
38. Григорович В.И. Журнал изящных искусств. Часть вторая. Спб., 1825.
39. Гурьянов И. Битва задонская или поражение Мамая на полях Куликовских. М., 1825 174 с.
40. Дмитриев И.И. Стихотворения. Часть первая. Спб.,1823, 51 с.
41. Друвшгь Г. Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах. Часть первая и часть вторая. М., 1826 482 с.
42. Ермолов А.П. Письма А.П.Ермолова П.А.Кикину. Русская старина, 1872, т.У1, с.501-537.
43. Ермолов А. Алексей Петрович Ермолов. 1777-1861. Биографический очерк. Спб., 1812 207 с.
44. Зеленина К.А. Старые русские граверы и литографы. М.: Государственное издательство, 1925 37 с.
45. Императорская Академия художеств. Указатель находящихся в Академии произведений по алфавиту. Спб., 1842 57 с.
46. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М.: Государственное издательство политической литературы. т. I, 1951 398 с.
47. Комелова Г.Н. Петербургское общество поощрения художеств и его деятельность в 20-40-х годах XIX века. Сообщения Государственного Эрмитажа, выпуск 14, Л., 1958, с. 34-36.
48. Комелова Г.Н. Сцены русской народной жизни конца ХУШ начала XIX веков. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961- 86 с.
49. Еомелова Г.Н. Виды С.-Петербурга и окрестностей. Серии литографий, выпущенные Обществом поощрения художеств в 1821-1826 годах. Издание 2-е. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1961 - 59 с.
50. Комелова Г.Н. Гравировальный класс Академии художеств и русская гравюра второй половины ХУШ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Л., 1967 23 с.
51. Комелова Г.Н. Виды Петербурга и его окрестностей середины ХУШ века. Гравюры по рисункам М.И.Махаева. Л.: Советский художник, 1968 94 с.
52. Комелова Г., Принцева Г., Котельников И. Петербург в произведениях Патерсена. М.: Изобразительное искусство, 1978 142 с.
53. Корнилов П.Е. Арзамасская жала живописи первой половины XIX века. Л.-М.: Искусство 215 с.
54. Корнилов П.Е. Русская гравщра ХУ1-Х1Х вв. Л.-М.: Искусство, 1950 112 с.
55. Корнилов П.Е. Офорт в России ХУП-ХХ веков. Краткий очерк. М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1953 142 с.
56. Коростин А.Ф. Начало литографии в России. 1816-1818. К 125-летию русской литографии. М.: ОГИЗ РСФСР, 1943 48 с.
57. Коростин А.Ф. Русская литография XIX века. М.: Искусство, 1953 183 с.
58. Котельникова И.Г. А.М.Прево комиссионер Общества поощрения художеств и издатель первой половины XIX века. - Сообщений Государственного Эрмитажа, выпуск 28, 1967, с.9-11.
59. Котельникова И.Г. Крепостной русский худ ожниковВ. С. С адов никое (1800-1879). К истории русской акварели. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Л., 1969 20 с.
60. Котельникова И.Г. Панорама Невского проспекта. Воспроизведение литографий, исполненных И.Ивановым и П.Ивановым по акварелям В.С.Садовникова и изданных А.М.Прево в 1830-1835 годах. Л.: Аврора, 1974 77 с.
61. Краткий предварительный обзор выставки художественных произведений Императорской Академии художеств. .'■•:. Художественная газета, 1836, й 4, с. 72.
62. Кубасов И. Архив Брюлловых, принадлежащий В.А.Брюллову.Спб., 1900 195 с.
63. Леман И.И. Гравюра и литография. Очерки истории и техники. Спб., 1911 291 с.
64. Лобанов М.Е. Выставка в Академии художеств в 1833 году. Спб., 1833 21 с.
65. Макаренко Н. Школа Императорского общества поощрения художеств. I839-I9I4. Петроград, 1914 173 с.
66. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Выпуски 1-4. Спб., I908-ISI0.
67. Месяцеслов на лето от роздества Христова 1818. Спб., 1817 -171 с.
68. Милиция Ф. Об искусстве смотреть на художества по правилам Зульцера и Менгса. Перевод с итальянского В.Лангера. Спб.,1827-186 с.
69. Миролюбова Г.А. Литографская мастерская Александра Гельбаха. Сообщения Государственного Эрмитажа, 1971, выпуск 33,с.67-69.
70. Миролюбова Г.А. Литографии К.П.Беггрова на военные темы.-Сообщения Государственного Эрмитажа, 1973, выпуск 37, с.31-34.
71. Миролюбова Г.А. Александр Тон и его роль в истории развития ранней русской литографии. Труды Государственного Эрмитажа, т. 15, 1974, с.58-74.
72. Миролюбова Г.А. Художник-литограф В.И.Погонкин. (К истории развития ранней русской литографии). Тезисы докладов конференции молодых научных сотрудников Эрмитажа. Л., 1975, с.18-20.
73. Миролюбова Г.А, Ранняя русская литография из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1976 50 с.
74. Митрофанова Г.А. Батальные литографии I8I2-I8I4 гг. (по рисункам офицера русской армии А.И.Дмитриева-Мамонова). В сб.: 1812 год. К стопятидесятилетию Отечественной войны. М. Издательство АНСССР, 1962, с. 255-268.
75. Модзалевский Б.Л. Сорок шесть литографированных портретов членов Императорской российской академии. С исторической справкой Б.Л.Модзалевского. Спб., I9II 28 с.
76. Модзалевский Б.Л. Сорок семь литографированных портретов членов Императорской российской Академии. С исторической справкой Б.Л.Модзалевского. Спб., I9II 28 с.
77. Молева Н.М. и Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963 409 с.
78. Морозов A.B. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов, т.1-У, М., I9I2-I9I3.
79. Муравьев H.H. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах Николая Муравьева, посланного в сии страны для переговоров. Ч.1-П, М., 1822 192 с.
80. Наумов В.А. Литографический альбом К.П.Беггрова. (К истории ранней русской литографии). Сообщения Государственного Русского музея, выпуск 8, Л., 1964, с. 76-80.
81. Наумов В.А. Андрей Ефимович Мартынов. 1768-1826. Акварель, гравюра, литография. Каталог выставки ГРМ. Л., 1977 86 с.
82. Невоструева Л.И. Собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей. I82I-I826. Сообщения Государственного Русского музея, выпуск УП, Л., 1961, с.18-25.
83. Обольянинов Н.С. "Очерк по истории литографии в России" В.Я. Адарюкова. Русский библиофил, 1912, № Ш: с.86-89.
84. Обольянинов B.C. Русские граверы и литографы. Добавление к "Словарю русских граверов"Ровинского и "Описанию несколькию гравюр и литографий" Тевяшова. Составил Н.С.Обольянинов. М.,1913-25 с.
85. Обольянинов Н.С. Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860 гг. Составил Н.Обольянинов. В 2 томах, М., I9I4-I9I5.87. 0 выставке произведений в Императорской академии находящихся в 1824 году. Журнал изящных искусств, 1825, ß I, 44 с.
86. Остроглазов И.М. Поправки и дополнения к "Подробному слова-' рю русских гравированных портретов" Д.А.Ровинского. Русский художественный архив. 1892. Выпуски: I, с.40-44; 2, с.118-122; 3, с.219-234.
87. Отеяественные записки. Издание П.П.Свиньина, 1820, ч.1, В2, с.335-340; ч. 10, й I, с.281.90. ичерки по истории и технике гравюры. М.: Издание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пцшкина, 1941 -148 с.
88. Петров П.Н. Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существованияг Часть 1-2, Спб., 1865- 464 с.
89. Пилявский В.И. Стасов архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963251 с.
90. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М.: Мысль, 1975 221 с.
91. Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок начала XIX века. М.: Искусство, 1967 214 с.
92. Принцева Г.А. Е.И.Гейтман и его портретные литографии 1820-х годов. Сообщения Государственного Эрмитажа, Л., 1973, Л 37,с.28-31.
93. Поспелов Г.Г. Русский интимный портрет второй половины ХУШ-начала XIX века. В кн.: Русское искусство ХУШ века.Материалы и исследования. / Под редакцией Т.В.Алексеевой. М., 1968,с.237-264.
94. Принцева Г.А. Николай Иванович Уткин. 1780-1863. Л.¡Искусство, 1983 246 с.
95. Пыпин А.Н. Исторические очерки. Общественное движение в России при Александре I. Спб., 1908 587 с.
96. Ракова М.М. Петр Федорович Соколов. I79I-I848. М. :Искуство, 1952 31 с.
97. Ракова М.М. Список портретов акварелиста П.Ф.Соколова. -В кн.: Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966, с.330-346.
98. Рейтерн Е.Е. Заметка о литографиях художника Игнатия Щед-ровского. Старые годы. 1907, ноябрь, с.589-593.
99. Ровинский Д.А. Николай Иванович Уткин. Его жизнь и произведения. Спб., 1884 196 с.
100. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.1-4, Спб., 1886-1889.
101. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХУ1-Х1Х веков. Т.1-2, Спб., 1895.
102. Русская жанровая живопись XIX начала XX века. /Очерки. Под общей редакцией Т.Н.Гориной. М.: Искусство, 1964 - 382с.
103. Русский биографический словарь. М.-Спб., I896-I9I8.
104. Свиньин П.П. Опыт живописного путешествия по Северной Америке. Спб., 1815 219 с.
105. Свиньин П.П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. Сочинение Павла Свиньина. Кн.1-6. Спб.,1816-1828.
106. Савинов А.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1780-1847. М.: Искусство, 1955 233 с.
107. Свиньин П.П. Выставка в Императорской Академии художеств.-Отечественны записки, I8II, ч.7, $ 17. Там же, 1827, ч.32,й 90-91.
108. Семенов Л.С. Россия и международные отношения на Среднем Востоке в 20-х годах XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963 142 с.
109. Сидоров А.А.Рисунок старых русских мастеров. М.:Изд-во АНСССР, 1956 528 с.
110. Смирнов Г.В. Е.И.Есаков. Сообщения ГШ, Л. ,1957, выпуск 5, с. 31-33.
111. Собко Н.П. Краткий исторический очерк Императорского Общества поощрения художеств. 1820-1890. Спб., 1890-14 с.
112. Собко Н.П. Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней. Вып. 1-3. Спб., 1893-1899.
113. Соловьев И. Лицеист Валериан Лангер. Старые годы, 1910, июль, с.35-50.
114. Список художественным произведениям в учрежденной от Общества поощрения художников выставке, бывшим в течение 1826 года и ныне состоящим. Спб., 1827 25 с.
115. Список художественным книгам, гравированным и литографическим эстампам и проч., изданным от Общества поощрения художников, С указанием определительных цен. Спб., 1834 8 с.
116. Стог А.Д. 0 общественном призрении в России. Спб.,ч. I -1818 144 с.
117. Столпянский П.Н. Старый Петербург и Общество поощрения художников. Л.: Издание Комитета популяризации художественных изданий, 1928 78 с.
118. Снркина Ф.Я. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Жизнь и творчество. Сочинения. (I75I-I83I). М.: Искусство, 1974 274 с.
119. Тевяшов E.H. Описание нескольких гравюр и литографий. Спб., 1903 237 с.
120. Толстой Ф.П. Записки Ф.П.Толстого. Русская старина.1873, июль, с.24, 123, 517.
121. Сурчин B.C. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.:Искусство,1981 549 с.
122. Указатель художественных произведений,выставленных в залах Императорской Академии художеств. Спб., 1839 21 с.
123. Федоров-Давыцов A.A. Русский пейзаж ХУШ начала XIX века. М.: Искусство, 1953 - 381 с.
124. Филистри. Генеалогическая, хронологическая и синхронистическая таблица российской истории от основания государства до 1818 года, разделенная на шесть периодов. Сочиненная кавалером Филистри. Спб., 1818 84 с.
125. Фридлендер М. Литография. Л. ¡Academia , 1925 49 с.
126. Холодовекая М.З. Рисунок, гравюра и литография. В кн.: История русского искусства. (Институт истории искусства АН СССР). Т.8, кн.1, M., 1964, с.601-651.
127. Холодовская М.З., Смирнова Е.И. Русская гравюра. М.: Искусство, I960 156 с.
128. Щукин П.И. Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И. Щукина. М., т.6, 1906 384 с.
129. Языков А. Из воспоминаний о селе Грузине, имении гр. Аракчеева в 1826 году. Русский архив, 1869, с.1.
130. Vaga W. Üherst varasemast yene Litograafia albumst.- Eunst, 1978, 51/1, с.53-57.
131. Auszug des Alois Senefelders vollstaendigen Lehrbuchs den Steindruckerei. S.Petersbourg, 1819 123 c.
132. СЛОВАРЬ ЛИТОГРАФОВ, РАБОТАВШИХ ПО ЗАКАЗАМ ОЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ х.
133. Александров Павел Алексеевич. 1798- после 1832.
134. Живописец, рисовальщик, акварелист, литограф. С 1806 г. училсяв АХ у А.И.Иванова. К литографии обратился в 1818 г. Особенномного работал в этой технике в 1820-х гг.
135. Литература: Мат., ч.1, с.568; ч.2, с.57, 73, 86, 91; Коцдаков,ч.2, с.З; Словарь граверов, т.1, с.8-10; Тевяшов, с.2; Ббс,т.1, с.92.
136. Архивы: ЦГИА, ф. 789, оп.19, 1827 г., д.710, л.2.1.6. Иллюстрации к кн.: Филистри К. Историческое зерцало или