автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская национальная идея в героическом эпосе М.М. Хераскова

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Федотова, Луиза Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Русская национальная идея в героическом эпосе М.М. Хераскова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская национальная идея в героическом эпосе М.М. Хераскова"

На правах рукописи Федотова Луиза Леонидовна

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ М.М. ХЕРАСКОВА

Специальность - 10.01.01-русскаялитература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2009

003472095

Работа выполнена на кафедре русской литературы Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова

Научные руководители - Неженец Николай Иванович,

доктор философских наук, профессор; Журавлева Татьяна Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент

Официальные оппоненты - Небольсин Сергей Андреевич,

доктор филологических наук, профессор

Овчинникова Любовь Владимировна,

доктор филологических наук, профессор

Ведущая организация - Чувашский государственный

педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Защита состоится 13 мая 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Автореферат разослан « У У» 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент ^ С.Ф. Барышева

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном российском обществе, когда из сферы государственных интересов активно выводятся многие духовно-нравственные и жизнеобразующие концепты, особое значение приобретает возвращение к изучению источников, несправедливо обойденных вниманием исследователей и ныне почти забытых. В их ряду -и поэтический эпос М.М. Хераскова. Поэмы «Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир возрожденный» объективно и убедительно раскрывают и утверждают основные русско-славянские концепты существования российской государственности: соборность, русский национальный характер, его идейно-нравственные, духовно-нравственные истоки.

Историко-литературоведческая наука имеет значительные успехи в изучении русской художественной словесности XVIII века. Обстоятельно исследована творческая деятельность М.В. Ломоносова, Н. И. Новикова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н Радищева. Однако значительный ряд писателей, поэтов, сыгравших в свое время весьма немалую роль в развитии художественной культуры, социальной жизни, гуманитарных наук эпохи, по разным причинам не отмечены должным научным вниманием, монографическими исследованиями, среди них - А.О. Аблесимов, B.C. Березайский, С.С. Бобров, Н.Г. Кургахов, В.А. Левшин, И.В. Нелединский-Мелецкий, A.A. Ржевский, П.А. Толстой и М.М. Херасков... Историческое значение названных писателей В.Г. Белинский видел в том, что литература как явление живое и органическое, может быть адекватно понята «только в хронологической полноте и целости своих процессов»1, и с этой точки зрения в истории литературы важны все имена, не только выдающихся талантов, но и скромных тружеников, влиявших на исторический процесс.

' Белинский В,Г. ПСС, T.7. - М., I955.-c.108.

Традиционное представление о М.М. Хераскове в русской критике всегда было объективным: называя его крупнейшим поэтом и писателем XVIII столетия, исследователи не всегда точно определяли его место в литературном процессе, а иногда и вовсе замалчивали его творчество. Исключение в известной степени составили статьи и очерки A.B. Западова, в которых дано обоснованное, объективное признание того, что «полувековые труды М.М. Хераскова на пользу отечественной словесности делают его достойным нашей благодарной памяти и нашего внимания»2. Показательна в этом отношении и тенденция вузовских учебников и учебных пособий по литературе XVIII в. В классическом учебнике Г.А. Гуковского (1939) достаточно полно освещена литературная деятельность М.М. Хераскова, которого автор называет самой крупной фигурой школы А.П. Сумарокова. В последующих учебных изданиях обзор творчества М.М. Хераскова сокращается до нескольких строк, где он только упоминается как автор первой эпической поэмы. В книге Ю.И. Минералова «Русская словесность XVIII в.» дана высокая оценка деятельности М.М. Хераскова и поэтов его круга, продолжающих работу А.П. Сумарокова по «вычистке языка»... М.М. Херасков своей многолетней и многообразной творческой деятельностью соединил литературу XVIII века с литературой века XIX. Это справедливо отмечали русские и зарубежные современники поэта: Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, И.Г. Зейме ...

К числу значительных писателей XVIII века относило М.М. Хераскова и большинство исследователей советской эпохи. Как уже сказано, Г.А. Гуковский считал его «наиболее крупной фигурой среди писателей школы Сумарокова»', а К.В. Пигарев называл М.М. Хераскова, как и Державина, «виднейшим писателем века»4. Д.Д. Благой особо подчеркивал заслуги М.М. Хераскова в "становлении русской прозы и драматургии»5.

2 Западов A.B. Поэты XVIII века. - М., 1984. - с. 236. 'Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века.-М., 1939. — с. 181-192. 4Пигарев К.В. История всемирной литературы.-T.5.-M., 1988,- с.149. 5 Благой Д.Д.История русской литературы XVIII века. - М„ 1955. - с. 163.

Г.П. Макогоненко полагал, что М.М. Херасков был «одним из крупных и авторитетных писателей России», кому суждено было утверждать «новое сентиментальное искусство»6.

При этом политическая позиция М.М. Хераскова определялась как «осторожный дворянский либерализм» (П.Н. Берков, Л.И. Кулакова), а литературно- стилистическая - как «позиция вождя послесумароковского классицизма и одного из родоначальников русского сентиментализма» (Л.И. Кулакова, Г.Н. Макогоненко, Д.Д. Благой).

Л.И. Кулакова, Н. И. Пиксанов, А. Н. Соколов, А.В. Западов единодушно сходились в оценке выдающейся роли М.М. Хераскова в историко-литературном и социокультурном процессе XVIII века как талантливейшего писателя-классициста, тонко улавливавшего перемены в литературной атмосфере России и Европы и под их воздействием неуклонно ломавшего застывшие устои и нормы классицизма в угоду активно наступающим веяниям сентиментализма. М.М. Херасков устойчиво сохранял в своих произведениях (что относится к его эпическим поэмам) классицистические идеи государственности, их духовно-христианские истоки, но в изображении характеров персонажей он настойчиво выходил за границы классицистических представлений.

Исследователи нередко определяли мировоззрение М.М. Хераскова как сложное, противоречивое, соединяя его с идеями дворянского просветительства. Это находит выражение и в служебной деятельности поэта в Московском университете, в творческой близости к Н.И. Новикову, в активной защите идеи просвещенного монарха и в воинско-патриотической тональности его поэм и трагедий. Отмечались и слабые стороны в мировосприятии поэта: непоследовательность либеральных исканий, чрезмерно-доверчивое увлечение масонством, отрицательное отношение к французской революции, спорное представление о роли воспитания в формировании личности монарха.

6 Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. - с. 90-92

В художественном творчестве М.М. Хераскова органично сошлись противоречиво-сложные перипетии самой русской литературы. В XVIII веке трудно было найти другого писателя, который бы с такой оригинальностью, как М.М. Херасков, соединял в своем творчестве эпос и лирику, драму и прозу, принципы классицизма и сентиментализма. В его творчестве устойчиво уживались трагедийно-одические мотивы М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова, Франсуа Фенелона и Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ) с поэтическими идеями Кристофа Мартина Виланда, Фридриха Готлиба Клопштока, Джона Беньяна, а масонские увлечения не исключали искренний патриотизм и православное вероисповедание. Все это дает основание считать ныне актуальным исследование художественного творчества М.М. Хераскова в контексте жизненно ценного значения анализа сущности, исторических истоков русской идеи.

Объект данного исследования - героический эпос М.М. Хераскова -поэмы «Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир возрожденный»,

Предмет исследования - формирование концепции русской национальной идеи в эпических поэмах.

Цель исследования - на основе анализа тематики, проблематики, идейного мира героических поэм М.М. Хераскова выявить структурные элементы понятия «русская национальная идея», значимые для современных гуманитарных наук, для литературоведения, обращенного к толкованию русской национальной самобытности, её созидательной исторической ценности художниками слова XIX, XX, XXI веков. Задачи исследования:

- выявить специфику и своеобразие литературного процесса XVIII в. в соответствии с исследуемой проблемой;

- раскрыть развитие жанра эпической поэмы в русской литературе XVIII в., представив традиционные и новаторские приемы в поэмах М.М. Хераскова,

специфику использования исторических и летописных источников, отражение исторических событий в его героическом эпосе;

- определить сущность понятия «соборность», ее роль в концепции «русской национальной идеи»;

- выделить архетипы национального русского характера в эпических поэмах М.М. Хераскова;

- определить роль духовно-нравственных истоков в формировании понятия «русская ментальность».

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектика, принципы системного анализа, способствующие изучению историко-поэтического эпоса М.М. Хераскова в контексте русской культуры последней трети XVIII века. Эстетико-культурологическая методология позволила осуществить исследование фукционально-смысловой и идейно-образной значимости исторического эпоса М.М. Хераскова в становлении национально-художественного сознания и национальной культуры, в раскрытии генетических, типологических и историко-культурных связей с культурой Западной Европы.

В рассмотрении названных и других проблем автор опирается на труды представителей отечественной и зарубежной науки прошлого и настоящего: философии, эстетики, литературоведении, истории художественной культуры, литературной критики. Методологическую базу исследования составляют труды B.C. Соловьева, ПЛ. Флоренского, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка, В.В. Розанова, А. Ф. Лосева и других литературоведов.

В работе использован широкий спектр научных методов: сравнительный, историко-культурный, генетический, структурный, типологический, этико-функциональный анализы; использованы архивные данные.

Гипотеза исследования. Героические поэмы М.М. Хераскова явились первыми авторскими произведениями в исторической русской литературе, где представлены некоторые архетипы русской национальной идеи,

послужившие структурообразующими элементами дальнейшего развития и становления жанра героической поэмы в русской литературе последней трети XVIII века.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одну из немногих в отечественной науке работ, посвященных анализу идейного мира героического эпоса, созданного в последней трети XVIII века представителем просветительского классицизма М.М. Херасковым. Автор исследования, рассматривая творчество поэта как художественное воплощение национального мировосприятия определенной исторической эпохи, стремился углубить и значительно расширить представления об эпических произведениях поэта как неотъемлемой картины литературного процесса XVIII века, ставшего предпосылкой дальнейшего развития жанра и трактовки русской национальной идеи. Научная новизна диссертации заключается в представленном анализе генезиса жанра героической поэмы в русской литературе XVIII века; в раскрытии сущности, специфики соборности как смыслового структурообразующего фактора эпических поэм М.М. Хераскова. В исследовании выявлены образы - архетипы патриотизма и воинской доблести как основополагающие характеристики русского национального менталитета, представлена концепция «русской национальной идеи» как доминирующая тенденция и основная идея героического цикла эпических поэм М.М. Хераскова,

Теоретическая значимость исследования. Системно-диалектический подход к исследованию героического эпоса М.М. Хераскова, заложенные в работе методологические и теоретико-мировоззренческие основания позволили сформировать целостное представление о зарождении и генезисе жанра эпической поэмы XVIII века. Определены этапы становления и развития концепции «русской национальной идеи», вобравшие онтологически значимые архетипы воинского мужества, соборности, духовно-нравственных основ русского Православия. Намечены перспективы дальнейшего исследования жанра героической поэмы.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации идеи и полученные результаты в определенной мере могут восполнить пробел в социокультурной мысли, где недостаточно полно представлены работы, исследующие семантику и поэтику национально-исторических поэм М.М. Хераскова в контексте культурной картины мира XVIII века. Вводимый в научный оборот новый аналитический материал имеет прямой выход в область преподавания гуманитарных дисциплин, прежде всего в историю и теорию литературы, чтения курсов по теории и истории искусства, культурологии, эстетики. Положения, выносимые на защиту:

1. Эпические поэмы М.М. Хераскова стали достойным завершением эпохи классицизма в русской литературе, явили собой практическую реализацию теоретически обоснованного в эстетике русского классицизма жанра героической поэмы, тем самым поставив национальную русскую литературу в один ряд с развитыми литературами западноевропейских стран.

2. Идейно-художественный смысл эпических поэм М.М. Хераскова, рассматриваемых впервые как трилогия, представляет первый опыт в русской литературе обоснования концепции русской национальной идеи.

3. Доминантные идеи заключительной в трилогии героической поэмы «Чесмесский бой»: патриотизм и воинская доблесть, актуализированные исторической и эстетической классицистической логикой, - стали предпосылкой и реальной основой первых образов-архетипов в концепции русского менталитета М.М. Хераскова.

4. В «Россиаде» - крупномасштабном эпико-героическом произведении - М.М. Херасков обосновывает соборность как системообразующий, ключевой архетип русской национальной идеи.

5. Идейно-нравственное обоснование концепции русского менталитета представлено в поэме «Владимир возрожденный»; здесь русское Православие рассматривается М.М. Херасковым как духовная основа и направление дальнейшего исторического движения русского государства,

имеющего свой национальный путь и национальную духовно-нравственную почву суверенитета и независимости.

Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты диссертации были изложены в виде научных докладов на научных конференциях регионального уровня: «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (Российский государственный гуманитарный университет; декабрь, Москва, 2004 год); «Творчество как социокультурная деятельность» (Московский государственный университет культуры и искусства; апрель, Москва, 2005 год); «Информационная культура и эффективное развитие общества» (Краснодарский государственный университет, 2006 год); «Диалог культур - веление времени» (Военный университет; май, Москва, 2007 год). Материалы диссертации использовались в Международной конференции «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, 2008 год). По теме диссертационного исследования опубликовано семь работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 222 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, Во Введении обозначается цель исследования, обосновывается актуальность поставленной научной проблемы, определяется предмет, объект диссертационной работы, формулируются положения, выносимые на защиту, указаны основные направления современных исследований, определены методологические позиции выполненной работы.

Глава 1 «Историко-культурные и литературные предпосылки формирования героического эпоса М.М. Хераскова» состоит из трех разделов, посвященных соответственно рассмотрению идейно-художественной нормативности русского классицизма XVIII века; зарождению и генезису жанра эпической поэмы в русской литературе и становлению героического эпоса М.М. Хераскова. Сравнительно-

типологический анализ позволил мотивировать выводы о динамических характеристиках жанра героической поэмы, выявить и показать этапы формирования национального эпоса.

Конец XVII и начало XVIII в.в. ознаменовались большими социально-политическими и экономическими изменениями, связанными с формированием русской нации, что закономерно сказалось и в развитии русской культуры и литературы. Перед Россией стояла задача создания глубоко национальной, русской культуры и одновременно культуры общеевропейского типа. Духовная жизнь XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации. Путь, который европейские культуры проходили в течение веков, русская словесная культура - от безавторских историй через А.Д. Кантемира, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина проделала за полстолетия. Стремительное развитие национального эстетического сознания и патриотического самосознания этого периода -очевидное свидетельство интенсивного развития национальной жизни в целом.

С одной стороны, история допетровской России оказалась как бы перечеркнутой в сознании людей: средневековая Русь закончила свое существование. Многое из того, что создавалось в области политики, экономики, культуры, нуждалось в переустройстве, в новом осмыслении. С другой стороны, восприятие своей эпохи как новой не отменило глубоко укорененных в национальном сознании культурных традиций. «Одной из особенностей русской средневековой культуры был особый авторитет Слова. (...) Заменив сакральные тексты, литература унаследовала их культурную функцию».7 Это предопределило своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества.

В России в XVIII века господствовало ощущение, что и общество, и культуру нужно создавать по заранее намеченной и сконструированной

'Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры (ХУШ-Х1Х. века). Т.4. - М., 1996. - с. 88-89.

модели идеального общества и идеальной культуры. Главная роль в этом жизнестроительстве отводилась писателю; Ю.М. Лотман справедливо заметил: «Там (в Европе) быт генерировал текст, здесь (в России) текст должен был генерировать быт»8 (подчеркнуто нами - Л.Ф.). Этот принцип становится образцом для жизни, по романам и элегиям учатся чувствовать, по трагедиям и одам - мыслить. Писатель создает не только тексты, но и читателей этих текстов, и культуру, для которой эти тексты будут органичны.

Результатом такого особенного положения Слова в русской духовной жизни XVIII в. стала иерархия эстетических ценностей внутри самой литературы. Собственно эстетические задачи долго стояли на втором плане, уступая первенство «посторонним» для изящной словесности целям -идеологии и морали. Литература была не только искусством слова, сколько публицистикой, идеологией, этикой, практической философией и религией, соединив в себе все гуманитарные и духовно-гуманистические аспекты жизни общества.

Классицизм оформляется как ведущий художественный метод рассматриваемой эпохи в искусстве и литературе. Его основными нормативными требованиями к содержанию литературного произведения было - просвещение (в самом широком смысле) монарха и, в первую очередь, дворянского сословия.

Ключевой фигурой русского классицизма был А.П. Сумароков, именно он разработал литературную теорию и наиболее последовательно в практике творчества воплощал ее принципы. После А.П. Сумарокова М.М. Херасков, по мнению Г.А. Гуковского, «сделался общепризнанным корифеем и учителем всей дворянской литературы и состоял в этом неофициальном, но вполне определенном звании до конца XVIII столетия или даже до 1800-х годов, когда он уступил свой трон своему ученику, ставшему в свою очередь его учителем, Карамзину»9.

'Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры (XVIII-XIX. века). Т.4. - М„ 1996. - с. 88-89.

® Гуковский Г.А. Русская литература. XVIII века. - М., 1999. - с.164.

Героическая эпопея была самым важным и почетным жанром классицизма. Создание героической национальной эпопеи (равно как и -- оригинального драматургического репертуара) было делом государственной значимости. Первоочередные задачи определяли государственные служащие от литературы. Писатели, формирующие высокую стилевую традицию новой русской литературы, имели особый авторитет. Первым опытом в этом ряду явилось развернутое стихотворное сочинение «Епиникион» (1709) Ф. Прокоповича, посвященное Полтавскому сражению. Оно было наполнено патриотическим пафосом и гордостью за одержанную славную победу под Полтавой, имевшую огромное значение для России. А.Д. Кантемир в поэме «Петрида, или описание стихотворное смерти Петра Великого, императора всероссийского» сосредоточился на рассказе о приближающейся смерти Петра I, наметив, таким образом, «только завязку, за которой должно было последовать действие, рассчитанное на целый год, после чего должна была наступить развязка -смерть героя»10. Поэма имела не только художественную, но и политическую задачу: раскрыть плодотворность политических преобразований Петра I, представить его как образец мудрого государя, наглядный пример для новой царицы Анны, племянницы покойного императора, однако произведение осталось незаконченным,

Намеченные тенденции развития жанра

русской героической поэмы с большей полнотой раскрылись в творчестве М.В. Ломоносова. В двух песнях поэмы «Петр Великий» рассказывается о важных этапах деятельности Петра I: взятие Азова, подавление пяти стрелецких восстаний и война со шведами. М.В. Ломоносов «предполагал дальше вести события на подъем к Полтавской кульминации...», когда уместно будет „представить светлый вид" Москвы, торжествующей победу»."

'"Кантемир А.Д. Собрание сочинений. - Л., 1956. "Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. - М., 1959. - Т.8.

«Жесткие формы» классицистической эпической поэмы не позволили М.В. Ломоносову всесторонне раскрыть исторические факты и выразить свою художественную концепцию петровской эпохи. Поэт вынужден был следовать в жанровом отношений канонам, которые диктовала выработанная поэтика классицизма. М.В. Ломоносов, ломая устоявшиеся

формы поэмы, не смог найти поэтические образы, которые бы соответствовали новому художественному сознанию. Однако эстетическое чутье подсказывало автору, что для создания эпической поэмы, основанной на историческом явлении, нужны иные приемы типизации и обобщения, которые не были известны русской литературе в середине XVIII века.

Истинную славу великого русского поэта М.М. Хераскову создали его поэмы: «современники смотрели на него с каким-то робким благоговением, какого не возбуждали в них ни Ломоносов, ни Державин», - пишет В,Г. Белинский'2. Обращению М.М. Хераскова к героическому эпосу предшествовали двадцать лет литературной деятельности в различных жанрах, в том числе и в эпическом («Плоды наук», 1761).

Десять лет спустя М.М. Херасков выступил с новой поэмой «Чесмесский бой» (1771), которая, по словам A.B. Западова, «может служить достойным примером его литературной смелости».13 Содержание поэмы составили действительные события: победа русского флота 26 июня 1770 г. Строгого исторического повествования не нарушили даже образно-метафорические «украшения», использованные автором в поэме. «Чесмесский бой» был большой удачей М.М. Хераскова и вместе с тем ставил новые проблемы, -разработку приемов образной типизации и обобщения, соответствующих эпическому повествованию, способов организации эпического пространства и эпического времени.

12 Белинский В.Г. ПСС, Т.7. - М., 1955. - с.112.

11 Западов A.B. Творчество Хераскова II Избранные произведения. - Л., 1961. - с.29-37.

Эта поэма впервые раскрыла русское Православие как основу формирования русской национальной идеи, как доминанту русского национального характера, что стало в творчестве М.М. Хераскова структурообразующим принципом организации героического эпоса в целом и создания художественного образа в частности. Отразилось это и в языке поэмы: высокий стиль достигается средствами русского языка. М.М. Херасков, вслед за Сумароковым, продолжил разработку поэтической формы, способной органично представить русскому читателю все величие содержания героической поэмы. Очевидно, насколько умеренно прибегает он к церковнославянизмам, выдерживая высокий стиль эпической поэмы в опоре в основном на современную ему русскую лексику, насколько естественен у него словопорядок в отличие от языка А.Д. Кантемира.

Вторая глава «Формирование идеи соборности в эпической поэме М.М. Хераскова «Россиада». Предметом её исследования стали авторские оценки, авторский идеал, художественная идея и пафос поэмы. Здесь формулируется собственно русская национальная идея М.М. Хераскова.

В последнее десятилетие вошли в активный лексикон отечественных гуманитарных наук понятия «ментальность», «менталитет», Становится очевидным формирование и нового этапа русского литературоведения в русле самостоятельной области научных знаний - «менталистики».

В России историческая наука еще в XIX в. близко подошла к изучению русского национального феномена. Еще В.О. Ключевский говорил о специфике «народного темперамента», а А.П. Щапов писал об «общинных предположениях» русского народа, имея в виду не что иное, как глубинные пласты национальной психики. Отечественная религиозно-философская мысль XX века (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, И.А. Ильин, Г. И. Федотов, Г.В. Флоровский и др.) глубоко раскрыла специфику национальной цивилизационной модели, создав концепции «русской идеи», «русского эроса», «философию всеединства», «философию общего дела»,

теории «соборности» и «софийности». Таким образом, наука вплотную подошла к проблеме русского менталитета. В этом направлении определяющий тон задали фундаментальные исследования И.А. Есаулова о «Православной этнопоэтике», основанной на изучении ментальных механизмов, ментальных кодов (соборность, пасхальность, христоцентризм) отечественной словесности, определяющих ее неповторимую национальную самобытность.

В этом контексте мы рассматриваем М.М. Хераскова, как художника с ярко выраженной ментальной доминантой, который мыслит не только образами, но и архетипами, точнее - национальными архетипами: царь-батюшка, отечество, мир-семья, воин-защитник, мир-храм и др. С этой точки зрения все пятидесятилетнее литературное творчество М.М. Хераскова можно анализировать в едином ключе: анализ и раскрытие объективной реальности через призму ментальных максим, констант, моделей и архетипов, составляющих русскую национальную идею. В героическом эпосе художника слова выделяются основополагающие понятия - русский характер, соборность, Православие.

Русская национальная идея (данное понятие мы используем как синоним понятия «ментальность») как совокупность понятий выражает историческое своеобразие и особое призвание народа. Она формулирует то, что ему уже присуще, что составляет его созидательную силу, чем он самобытен среди всех других народов; ставит перед народом историческую задачу, определяя весь дальнейший духовно-событийный путь.

Аргументация русской национальной идеи у М.М, Хераскова основана на отражении исторических событий. Тщательный подбор источников, из которых многие открыты самим автором, и критические примечания поэта составили главное достоинство поэмы «Россиада». Автор, создавая эпическую поэму национально-исторической проблематики, явно стремился синтезировать все достижения эстетической и социокультурной мысли своего времени. Своеобразие русского

классицизма особенно проявилось в утвердившемся историзме русской литературы XVIII века. Существенной стороной этого процесса явился интерес русских писателей к национально-исторической теме собирания отеческих земель вокруг Москвы, их всенародной героической защиты от вторжения иноземцев, а также к проблеме просвещенного монарха на Русской земле.

XVIII век вошел в отечественную историю своими грандиозными военными победами русского оружия. Необычайно выросло самосознание русской нации, значительно укрепилось чувство патриотизма. В русской литературе появилась галерея ярких исторических образов: князь Владимир, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I. Меру исторической правды писатели-классицисты понимали неоднозначно. Ф. Прокопович и А.Д. Кантемир больше склонялись к изображению героя, личность которого возвышается над обыденной толпой. Они не стремились к исторической достоверности, не называли исторических источников в своих поэмах, не подчеркивали точности факта, введенного в произведение.

«Россиада» М.М. Хераскова стала первым значительным произведением русского эпоса, в котором писатель реализует проблему документальности и историзма в русской литературе. Поэма образно сохраняет в своей структуре староэпическую традицию. Острота политической обстановки в России XVIII века, в канун присоединения к ней Крыма, была настолько точно передана с помощью событий давнего прошлого, что современники воспринимали поэму как произведение в высшей степени злободневное, что убеждает: перед нами - произведение высокого искусства.

Использование исторических источников нашло прямое выражение в структуре произведения. В частности, в многочисленных сносках, которые приводятся в тексте поэмы. Публицистическая сноска органична пафосу, усиливает исторический дух поэмы, передающая реалии древности. Из живой реальности прошлого взяты М.М. Херасковым имена известных участников, определена их историческая действительная роль (Иван Грозный, Андрей

Курбский, князь «тавризский» Осман, Улан Кощак. казанский князь Саргун и

др.).

Стремление к исторической точности и достоверности в изображении крупнейших национальных событий является важнейшим этапом формирования историзма в русской литературе XVIII века, органично влившимся затем в литературный процесс XIX века. В поэме М.М. Хераскова важны те конкретные, исторические реалии, которыми предопределяли ее художественную структуру. Немалое значение имеет еще и сам эпический размах, с которым поэт раскрывает историю Руси от эпохи завоевания ее Батыем до правления Екатерины II, показывая картины жестокого разорения и бедствия страны. В эпических поэмах М.М. Хераскова последней трети XVIII века логично-последовательно составилась единая, трехконцептная структура русской национальной идеи. В «Чесмесском бое» утверждалась идея природного воинского мужества русского славянства, «Россиада» изображает его соборное движение, цель которого - ментальная модель мира-дома, мира-храма, поэма «Владимир возрожденный» открывает языческому русскому славянству его жизнеустроительное духовно-христианское основание.

М.М. Херасков, как уже было сказано, избрал для сюжетного действия «Россиады» событие конкретно-историческое, подтверждая этим, что содержательную основу эпоса должно непременно составлять событие, имевшее поворотное значение в судьбе страны и даже - мира. Это позволило поэту логично, исторически убедительно развить в героическом эпосе концепцию соборного существования и развития России. Н.И. Пруцков верно замечает, что история России, воспринятая М.М. Херасковым исключительно в контексте её противоборства с мусульманским (а следовало бы сказать, с язычески-мусульманским) миром, сделалась для него важной, поскольку позволяла ему закрепить соборно-правовые позиции жизни.

В образе Ивана IV поэт стремился запечатлеть своё соборно-просветительское представление об идеальном монархе: человеке, в совершенстве воплощавшем мирские, православно-добродетельные качества:

нравственную чистоту, мудрость, доброту, умение укрощать своё тщеславие и страсти, ходить в походы и проявлять естественную храбрость в сражениях, быть снисходительным и милостивым к подданным и побежденным. Образ монарха предстал в орбите поэтической аксиологии М.М. Хераскова насыщенно-сложным, противоречивым и ёмким. В раскрытии темы царствующего монарха М.М. Херасков открыто и уверенно пошел дальше своих предшественников понятия: уже в самом заголовке поэмы выдвинул на первый план не правителя имя, а обобщенный образ народа российского.

Действие «Россиады» развивается по двум параллельным сюжетным линиям: одна соединена с миром Московской Руси, другая сосредоточена на изображении Казанского царства. Одна группа персонажей противопоставлена другой по обычаям, верованию, умонастроению, отношению к мирскому порядку и складу жизни. Соборно-нравственное начало в образе Иоанна IV непосредственно соотносится с его успехами в подвижническом деле, оно активно возрастает по мере продвижения его войска к востоку: «...не именем я царь; благодаря судьбине я царь и делом стал».14 Справедливость этого похода постепенно закрепляется в сознании всех его участников как «Богоугодное направление». Московское войско складывалось из «мирных пахарей», совсем недавно державших в руках серпы, оставивших в поле плуг. Эти русские воины не раз уже сохраняли «целость Отечества», обнаруживая в сражениях с «ворогами» природную смелость и мужество. Образ простого «российского воинства» подчеркивал идею единения царя и народа. Для социокультурного и литературного истолкования «Россиады» очень важно, что понятие чести и благочестия входит в ту же сферу благодати, что и христианская добродетельность.

В соответствии с требованиями классицистической поэтики строятся и другие характеры персонажей: Адашев заключал в себе добродетель и

14 Херасков М.М. «Россиада». Героическая поэма, печатана при императорском Московском университете, 1779 года. (Здесь и далее)

мудрость, князь Курбский явился художественным выражением воинской доблести. Именно его автор наделяет безграничной преданностью Родине, стремительной храбростью в сражениях, душевной честностью и прямотой в общении.

Образом Иоанна IV определена в поэме вся историко-литературная и социокультурная значимость «Казанского события». Покорение Казани, присоединение ее к Московской Руси, происшедшее по воле славянского народа и под водительством русского царя, закрепляло положение Российской державы как могучего европейского государства. Изображение в заключительной сцене сооружения Святого алтаря в центре татаро-монгольского ханства свидетельствует о крупной моральной победе идеи христианской веры над недобродетельными магометанско-языческими устремлениями. В нравственном отношении это означает православное торжество добра над злом.

Инородность казанской правительницы Сумбеки, чуждость ее общепринятой человеческой нравственности, а православной особенно, подчеркивается действиями и поступками царицы, которые предопределяются ее характером. Не утрачивая своего соборного взгляда и на этическое поле Сумбеки, на первый план автор выдвигает личные переживания героини: ее любовь к Осману и коварство в отношениях с Алеем. Любовь и коварство определяют все поступки Сумбеки, составляя основу ее образа. М.М. Херасков же показал ее в нравственно перерожденном свете. У М.М.Хераскова Сумбека в значительной мере утратила свойственные ей в действительности черты политической авантюристки: она как бы проходит путь известной грешницы. Образ Сумбеки довольно противоречив: то она является в роли соблазнительной Армиды, то терзается ревностью Дидоны, а то вдруг начинает крушить все на своем пути, как Медея. Будучи "колдуньей" и "ведьмой", она неожиданно предстает далее нежно влюбленной и преданной Алею добродетельной супругой. Образ казанской царицы противоречит всем

нормам этического поля соборности. Однако М.М. Херасков оставляет этой заблудшей душе шанс на спасение - хождение Сумбеки в волшебный лес к гробу мужа.

В «художественном космосе»" поэмы даже маргинальные по отношению к христианской нравственности персонажи оказываются вовлеченными в соответствующее духовное поле: тень Сафа-Гирея, покойного мужа Сумбеки, Асталона, Шигалея. М.М. Херасков с просветительских позиций объясняет причины трагедии Сумбеки и Казанского царства в целом. Но вместе с тем, вносит в ее потрясенную душу умиротворение и надежду, а в поэму - мотив нравственного возрождения Сумбеки. Однотипное отрицательное изображение героев Казанского царства (Осман, Саргун) в известной степени нарушается образом Асталона. В его основе- фольклорный, былинно-сказочный материал. Эпический богатырь Асталон принадлежит к стану врагов Руси, и поэтому он должен потерпеть, и действительно терпит, неминуемое поражение. Как герой эпоса Асталон исполнен своей возвышенной богатырской справедливости. Эпический мотив уничтожения палицы героя проецируется на историческую действительность: в государстве неверных даже эпический богатырь не способен устоять против коварства и немотивированного зла царедворцев. В руках Саргуна палица вспыхивает огнем и тут же превращается в прах: Асталон утратил силу.

В главе III «Духовно-нравственные истоки русской ментальности (поэма о крещении Руси «Владимир возрожденный») анализируется влияние масонских теорий на идейный мир поэмы, рассматривается проблема нравственного возрождения монарха и русской нации. Тесные связи М.М. Хераскова с русским масонством многократно освещались исследовательской литературе. В 1780 году он совместно с Н.И. Новиковым создал ложу «Гармония», принял активное участие в соединении лож П. Елагина и А.Рейхеля.

15 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. -с.51.

В 1783 вошел в состав русских розенкрейцеров. В известном списке 1789 года М.М, Херасков значится высоким должностным лицом масонов -ритором при провинциальной ложе.

М.М. Херасков активно пропагандировал идеал масонства. «Храм, отверстый благодатью», - писал он, - для того и существует, чтобы любить друг друга, приносить людям пользу своим делом: «Творите добрые дела; друг друга искренне любите; коль зла терпеть вы не хотите, не делайте другому зла!». Одно время популярным произведением М.М. Хераскова стал гимн «Коль славен». Его охотно исполняли участники масонских собраний. Ведущий мотив гимна замыкался на известном утверждении: «Бог внутри нас». Меньше всего обозначились масонские мотивы в поэме М.М. Хераскова «Чесмесский бой». Призыв к душевному спокойствию и добродетели естественно здесь сочетается с отвращением автора к разрушительным войнам. Они, по словам поэта, неизбежно несут в мир «пожары, смерть и глад». Автор понимает, что мир обычно достается ценою побед. Художник славит ратные подвиги, но в характеристике героя выдвигает идею именно нравственной добродетели.

В поэме «Владимир возрожденный» показан сложный, тернистый путь монарха, который в своём устремлении к истине то поднимался вверх по ступеням познания, то опускался вниз. Теоретической основой для такого пути явилось масонское учение о познании самого себя, о нравственном усовершенствовании личности. По мысли поэта, князь может подняться в жизни на самую верхнюю ступень нравственного познания, если примет христианское крещение. Для этого ему вовсе не надо оставлять престола. Просветившись, он обязан лишь с правлением сопрягать правду, ибо неправедный князь не может оправдать права на власть. В обязанности монарха, по мнению М.М. Хераскова, непременно входит проповедь любви к ближнему. «Люби, люби людей, - учит Владимира святой Кир, - терпи, храни смирение».

Поэт корректно учитывает известную масонскую концепцию ненужности и губительности войн для человечества, но вместе с тем сопоставляет с нею и народное русское мнение, которое высказывает друг князя Добрыня. Он считает, что на земле случается немало причин для гибели людей, но человек обретает истинное бессмертие, если он погибает в сражении, защищая родную землю и ближнего на ней. Тем самым Херасков признавал лишь войну оборонительную как жестокую необходимость сохранения мира и тишины в Отечестве. Просветительская мечта М.М. Хераскова о рождении в России такого правителя, который «неверия разгонит в царстве тьму» и возродит Русь к высокой нравственной жизни, приобрела своеобразное воплощение в свободном авторском изложении древнего сюжета о крещении Руси. Русское дворянство, живя в «развратный век» Екатерины II, имя которой Херасков, кстати, даже не упоминает в конце поэмы 3-го издания 1797 года, мечтало о новом крещении Руси, и поэт выразил эту мечту в историко-эпической поэме.

Поэму «Владимир возрожденный» целесообразно рассматривать в общем, неразрывном цикле историко-поэтического эпоса Хераскова, где ей отводится роль третьего, заключительного звена в истолковании русской национальной идеи. Патриотизмом исполнены речи Добрыни и князя Владимира, вызвавшихся сразиться с богатырем из печенегов, пасть в поединке или прославить россов; патриотизмом проникнуто все народное войско россов, ведомое Владимиром на Херсонес, Кажется на борьбу против греков двинулось все державно-русское славянство. Образ России становится философским понятием; а эпос представляет концепцию национальной народной жизни. Подобного изображения Русь-Россия не имела даже в героико-патриотической поэме «Россиада».

М.М, Херасков в целом довольно точно следовал летописному изложению события, с детальной подробностью передал изложенные в летописи мысли и действия Владимира, уловил и запечатлел идею духовного крещения Руси, рождения истинного источника ее существования в

неиссякаемых веках истории. Основной принцип историзма - раскрывать события в соответствии с достоверными данными давно ушедшей реальности - воплощен в этом произведении, чем обусловлена непреходящая ценность творчества оригинального русского поэта-мыслителя.

Характерной чертой эпохи Просвещения в мировой литературе XVIII века было недоверие к религиозному догматизму и деятельности церкви, являвшейся частью государственного аппарата. Осуждение язычества ощущается на протяжении всего сюжета поэмы «Владимир возрожденный». Здесь очевидно критическое изображение языческих жрецов, их действия определяются жадностью, корыстью, лицемерным двоедушием и показной святостью. Осуждение западного, католического и восточного, магометанского верований обнаруживается и в эпизоде, изображающем выбор веры князем Владимиром. М.М. Херасков, рассуждая о сущности различных верований на земле, подвергает осуждению язычество за то, что его жрецы стремились лицемерно властвовать над людьми, в народе царила полная слепота и суеверие. Но и теперь под покровом святости скрываются корыстолюбие, хищный волк принимает вид невинного агнца, так что не просто определить его намерение и сущность, В последней главе поэмы автором открыто осуждается идея чисто земной выгоды религиозного верования.

В отношении к духовенству М.М. Херасков сохраняет уважительную последовательность, продолжая традиции Вольтера, Кантемира, Сумарокова. Как и в «Россиаде», поэт осуждает отстраненность духовенства от нужд земного мироздания. Анализ структуры поэмы в третьем ее издании показывает, что из 18 песен только две (6-я и 7-я) не касаются религиозной темы. Все остальные, в большей или меньшей степени, связаны с изображением разнообразных форм религиозного верования. На протяжении всей поэмы идет полемический спор между двумя типами веры: внешней и внутренней. М.М. Херасков выступает в защиту «внутренней веры», которая находится в душе каждого верующего и суть предписаний которой состоит в

познании самого себя, в нравственной красоте человеческой личности, в проповеди любви к ближнему, терпении, бтрицании зла и торжестве Добра. В условиях феодального абсолютизма такая абстрактная проповедь любви к ближнему казалась, конечно, утопически-нереальной, но и в ней было скрыто несомненное созидательное зерно. М.М. Херасков, признавая внутреннюю «церковь», выступал против святости «чисто» внешней.

Актуальная тема крещения Руси позволяла автору представить читателям обширное историко-культурологическое и нравственное исследование различных религиозных верований. При этом М.М. Херасков вовсе не ограничивался одним сопоставлением традиционных постулатов язычества и христианской веры. В его сферу внимания входили и католицизм, и лютеранство, и магометанство, и иудейское верование. И все они представлялись автору поэмы несовершенными и неприемлемыми для русской религиозной обители. В поэме обосновывается необходимость принятия новой веры.

Преклонение перед ложной верой, по мнению М.М. Хераскова, чревато для людей тяжелыми последствиями. Так храм Перуна, перед которым трепетал суеверный и темный народ, исполнен мирской опасности. О ней зловеще напоминает камень «погибели», на котором жрецы приносили своему богу повседневные жертвы и который густо окроплен человеческой кровью; кругом висят смертоносные орудия, стоят сосуды, наполненные кровью. И перед алтарем исчадие ада - жрец Пламид. Сонму темных сил в поэме противостоят вестники новой христианской веры - святые старцы, вещие голоса небес, Святой Идолем, Святой Кир, воскрешающий мертвых и др. Они выполнят в просветительской поэме Хераскова немаловажную роль. Так, например, старец Идолем выступает стражем совести Владимира, внушает князю презрение к роскоши и плотским утехам, отвращение к языческим жертвоприношениям. Верования старца основываются на нравственно-религиозном учении масонов. Идолем преподает Владимиру урок нравственной любви к ближнему. Рядом с Идолемом в поэме

возникают образы греческого философа святого Кира и святого Кирилла. Последний упоминается в летописи как паломник, принесший на Русь христианскую веру и письменность. Именно Кир указывает Владимиру путь к новой вере, предсказывает христианское крещение и женитьбу на греческой царевне и скорую смерть с последующим воскрешением. В дальнейшем Кир становится духовным наставником Владимира. Он соединяет Владимира в браке с греческой княжной Анной, ведет князя к купели. Таким образом, совершается обретение новой веры - Православного Христианства.

К характерным чертам эпической поэмы, продолжающим традиции классицизма, следует отнести во «Владимире возрожденном» героические образы и сцены битв. Они не столь развернуты как в «Россиаде», но весьма значительны, а главное - выразительны. Героем, исполненным духовного мужества, выступает сам князь Владимир. Перед его воинской славой, известной далеко за пределами Киевской Руси, трепетали восточные державы, смирялись сарматы и народы, жившие по Дунаю, Тавру и Босфору; его героический облик устрашал страны Запада. В этой интонации - пафос и один из главных мотивов поэмы. Развитием этой же мысли является в поэме образ Рогдая. Он был создан воображением поэта и не имел исторического прототипа. Рогдай, занимающий видное место в структуре сюжетного действия, был задуман М.М. Херасковым как некая нравственная антитеза Владимиру.

Важная тема поэмы - героическая защита родины - формируется из ряда вопросов: как защищать родину? кто является истинным патриотом? в чем состоит истинный патриотизм? Эти проблемы разрешаются М.М. Херасковым на примере Рогдая. Он был воином князя Владимира, талантливо управлял войском и отличался храбростью, геройством. Слава Рогдая распространялась по всей Киевской земле. Но, пребывая во славе, Рогдай «качеств нравственных похвальных не имел», он, «аспид сердцем был, а храбростию лев». И в плане религиозных убеждений ему было все равно,

какой вере служить. Однако герой-патриот, по мнению поэта, должен воплощать не только физическую силу, но еще и разум, а главное - высокие нравственные качества, без них героизм не может состояться.

Этими качествами в полной мере обладает Добрыня. Его преданность Отечеству и героизм отчетливо раскрывается в 14-й песне, где Владимир сам собирается встретиться в поединке с печенегом, поскольку рядом не оказалось Рогдая. На печальное сетование князя Добрыня достойно отвечает, что тот не должен подвергать себя смертельной опасности, ибо для этого дела есть верные рыцари, преданные друзья, которые всегда готовы вступиться за Отечество и своего князя: «что скажет, государь, о Россах целый свет, коль царь один на смерть за подданных пойдет!». Автор переносит акцент именно на главную силу - народную, что значимо было, конечно, не только для развития художественной литературы, но и для проекции идеи смысла и ценности жизни.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Изучение формирования жанра эпической поэмы в русской литературе XVIII в. позволило определить место и значение героических поэм М.М. Хераскова в историко-литературном процессе последней трети XVIII в; раскрыть сущность и специфику понятия «соборности» как структурообразующего элемента в героических поэмах М.М. Хераскова; выявить и исследовать концепты патриотизма и воинской доблести; обосновать концепцию «русской национальной идеи» как ведущей тенденции и авторской идейной направленности цикла героических поэм («Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир возрожденный»).

Проведенный анализ героических поэм Хераскова дает обоснование утверждать, что эпические поэмы «Чесмесский бой», «Россиада» и «Владимир возрожденный» представляют собой цикл, в котором последовательно и четко формулируется, впервые в русской литературе, концепция русской национальной идеи, представлены ее основополагающие архетипы. В исторических поэмах М.М. Хераскова объективное воплощение

нашли сущностные концепты русской национальной идеи: героизм русского воина, соборное начало его национального духа, православного верования в человеческую судьбу. М.М, Херасков разработал целостную структуру историко-героической поэмы в русской литературе, и тем самым подготовил основание для взлета художественно-эпической мысли в поэтическом творчестве A.C. Пушкина.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Федотова JI.JI. Концепции соборности в поэме М.М. Хераскова «Россиада» // Москва: Вестник Военного университета, №1, 2009,-с. 119-125.

2. Федотова JIJI. Национально-героический эпос М.М. Хераскова // Вестник МГУКИ (Московского государственного университета культуры и искусств), №6,2007. -с. 227-230.

3. Федотова JI.JI. Религиозно-масонские идеи в поэзии М.М. Хераскова // Вестник МГУКИ (Московского государственного университета культуры и искусств),

№ 2,2008. - с. 201-203.

4. Федотова Л.Л. Идеал эстетический в контексте художественной литературы // Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе. - М., 2007. - с. 32-33.

5. Федотова Л.Л. Эстетико-информационные аспекты классицизма // Информационные и коммуникационные науки в изменяющейся России. - Краснодар, 2007. - с. 271-273.

6. Федотова Л.Л. Историко-культурные концепты соборности // Многообразие культур - путь к единству мира. В 2-х ч., ч. 1. -М„ 2007. - с. 113-119.

7. Федотова Л.Л. Херасков М.М., его понимание соборности // Основные результаты диссертационных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей Общевойсковой академии ВС РФ», № 29, 2008. - с. 71-74.

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 06.04.09. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,81 Печать авторефератов: 730-47-74,778-45-60

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федотова, Луиза Леонидовна

Введение.

Глава 1. Историк о - литературные и культурные предпосылки формирования героического эпоса М.М. Хераскова.

1.1. Классицистская проблематика^ поэтический строй, художественно-летописные истоки.

1.2. Зарождение и генезис жанра русской эпической поэмы

ХУШ в.

1.3. Становление героического эпоса М.М. Хераскова

Чесмесский бой»).

Глава 2. Формирование идеи соборности в эпической поэме М.М. Хераскова «Россиада».

2.1. Формирование соборного духовно-нравственного начала в Московском государстве XVIII в.

2.2. Историческая мысль как аргументация русской национальной идеи.

2.3. Соборность - ведущая тенденция мироустройства Московского государства.

2.4. Идейное содержание системы образов «казанского царства».

Глава 3. Духовно-нравственные истоки русской ментальности поэма о крещении Руси «Владимир Возрожденный»).

3.1. Влияние масонских теорий на идейный мир поэмы «Владимир

Возрожденный».

3.2. Проблема нравственного, духовного, гражданского возрождения монарха.

3.3.Патриотизм и воинская доблесть как архетипы русского национального характера.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по филологии, Федотова, Луиза Леонидовна

Актуальность исследования. В современном российском обществе, односторонне смещенном в область социально-экономической и политической модернизации, все более набирает силу так называемый «кризис идентичности», то есть то разрыхленное состояние духовной культуры, когда под воздействием искусственно привносимой вестернизации теряются ценностные ориентиры национального бытия. Из сферы государственных интересов активно выводятся многие духовно-нравственные и жизнеобразующие концепты; в их орбите форсируется процесс трансформации и модификации устоявшихся эстетических норм и образа жизни.

В данном контексте особое значение в связи с этим приобретает возвращение и изучение источников несправедливо обойденных вниманием исследователей и ныне почти забытых. В их ряду прежде всего выделяется поэтический эпос М.М Хераскова. Поэмы «Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир Возрожденный» объективно заложили основные русско-славянские концепты существования российской государственности: соборность, русский национальный характер и его идейно-нравственные истоки.

Историко-литературоведческая наука имеет значительные успехи в изучении русской художественной словесности ХУ1П века. Обстоятельно исследована творческая деятельность М.В. Ломоносова, Н. И. Новикова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.Н Радищева. Однако значительный ряд писателей, поэтов, сыгравших в свое время весьма немалую роль в культурной жизни эпохи, по разным причинам не отмечены особым научным вниманием и монографическими исследованиями. Среди них - А.О. Аблесимов, B.C. Березайский, С.С. Бобров, Г.П. Каменев, М.Комаров, Н.Г. Кургахов, В.А. Левшин, И.В. Лопухин, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, И.П. Пнин, А.А. Ржевский, П. А. Толстой и М.М. Херасков. Историческое значение литературной деятельности таких писателей В.Г. Белинский видел в том, что «.литература не есть явление случайное, но вышедшее из необходимых внутренних причин, (.) она должна развиться исторически, как нечто живое и органическое, непонятное в своих частностях, но понятное только в хронологической полноте и целости своих процессов; с этой точки зрения не только важны в истории нашей поэзии имена таких, более или менее блестящих и сильных талантов, каковы Ломоносов, Фонвизин, Хемницер. и другие, но даже и ошибавшихся в своем призвании тружеников, каковы: Сумароков, Херасков, Петров, Княжнин, Богданович и пр.»1

Своеобразное' положение «песнопевца России» (П.А. Вяземский) М.М. Хераскова в истории русской литературы, думается, послужило причиной крайне малого числа литературоведческих исследований о творчестве «этого ныне полузабытого поэта ХУШ столетия» : нет монографий, итогово-обобщающих, серьёзных критических работ, кроме, вступительной статьи А.В. Западова. Обширное литературное наследие «последнего классициста», созданное за полвека творческой деятельности, не привели М.М. Хераскова в «храм бессмертия», как пророчил И.И. Дмитриев. К сожалению, прав оказался сам М.М. Херасков, когда на склоне лет с грустью писал: Слишком много в мире издано И духовных книг, и нравственных, А сердца не исправляются, Люди также развращаются.

Бахариана»)

Однако художественное произведение имеет уникальное свойство - с течением времени, с изменением эстетической, идеологической и культурологической парадигмы раскрываются новые грани, высвечиваются актуальные для данного исторического времени идеи. И тогда возвращаются забытые имена, достойные уважения и изучения, и «каждый из них - лицо

1 Белинский В.Г. ПСС, Т.4. - М., 1954. -С.26

2 Русские писатели, XVIII век: Библиографический словарь/УСоставил С.А. Джаиумов. - М., 2002. - С.208 типическое, выражающее общую идею, под которую подходит целый ряд родовых явлений».1

Традиционное представление о М.М. Хераскове в русской критике всегда было объективным: называя его крупнейпшм поэтом и писателем XVIII столетия, исследователи довольно неточно определяли его место в литературном процессе, а иногда и вовсе замалчивали его творчество. Исключение в известной степени составили статьи и очерки А.В. Западова, в которых дано объективное признание в том, что «полувековые труды М.М. Хераскова на пользу отечественной словесности делают его достойным нашей благодарной памяти и нашего внимания»2.

В самом деле, М.М. Херасков своей многолетней и многообразной творческой деятельностью соединил литературу XVIII века с литературой века XIX . Это, кстати, отмечали русские и зарубежные современники поэта: Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, И.Г. Зейме.

К числу значительных писателей XVIII века относило М.М. Хераскова и большинство исследователей советской эпохи. Так, Г.А. Гуковский считал его «наиболее крупной фигурой среди писателей школы Сумарокова», а К.В. Пигарев называл его (наряду с Г.Р. Державиным) «виднейшим писателем века». Д.Д. Благой особо подчеркивал заслуги М.М. Хераскова в «становлении русской прозы и драматургии». Г.П. Макогоненко полагал, что М.М. Херасков был «одним из крупных и авторитетных писателей России», кому суждено было утверждать «новое сентиментальное искусство». При этом политическая позиция М.М. Хераскова определялась как «осторожный дворянский либерализм» (П.Н. Берков, Л.И. Кулакова), а литературно-стилистическая - как «позиция вождя послесумароковского классицизма и одного из родоначальников русского сентиментализма» (Л.И. Кулакова, Г.Н. Макогоненко, Д.Д. Благой).

1 Белинский В.Г. ПСС, Т.4. -М., 1954. - С.28

2Заладов А.В. Поэты XVIII века. - М., 1984. - С.236

JI.И. Кулакова, Н. И. Пиксанов, А. Н. Соколов, А.В. Западов единодушно сходились в оценке выдающейся роли М.М. Хераскова в историко-литературном и социокультурном процессе XVIII века как талантливейшего писателя-классициста, тонко улавливавшего перемены в литературной атмосфере России и Европы и под воздействием этих перемен неуклонно ломавшего застывшие устои и нормы классицизма в угоду активно наступающим веяниям сентиментализма. М.М. Херасков устойчиво сохранял в своих произведениях (в первую очередь это относится к его эпическим поэмам) классицистические идеи государственности и их духовно-христианские истоки, но в изображении характеров персонажей, их содержательно образного поведения он настойчиво выходил за границы классицистических представлений.

Исследователи обычно определяли мировоззрение М.М. Хераскова очень сложным и противоречивым, естественно соединяя его с дворянским просветительством. Оно находило выражение в его служебной деятельности в Московском университете и в творческой близости к Н.И. Новикову, в активной защите идеи просвещенного монарха и в воинско-патриотическом начале его поэм и трагедий. Одновременно отмечались слабые стороны в мировосприятии поэта: непоследовательность либеральных исканий, чрезмерно-доверчивое увлечение масонством, отрицательное отношение к французской революции, ошибочное представление о роли воспитания в формировании личности монарха.

Показательна в этом отношении тенденция вузовских учебников и учебных пособий по литературе XVIII в. В классическом учебнике Г.А. Гуковского (1939) достаточно полно освещена литературная деятельность М.М. Хераскова, которого автор называет самой крупной фигурой школы А.П. Сумарокова. В последующих учебных изданиях обзор творчества М.М. Хераскова сокращается до нескольких строк, где он только упоминается как автор первой эпической поэмы. В книге Ю.И. Минералова «Русская словесность XVIII в.» дана высокая оценка деятельности М.М. Хераскова и поэтов его круга, продолжающей работу А.П. Сумарокова по «вычистке языка» и, в частности, отмечается, что «среди русских классицистов именно М.М. Херасков упорно писал прозу».

В художественном творчестве М.М. Хераскова органично сошлись все противоречиво-сложные перипетии самой русской литературы. В XVIII веке трудно было найти другого писателя, который бы с такой оригинальностью, как М.М. Херасков, соединял в своем образном письме эпос и лирику, драму и прозу, принципы классицизма и сентиментализма. В его творчестве устойчиво уживались трагедийно-одические мотивы М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова, Франсуа Фенелона и Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ) с поэтическими идеями Кристофа Мартина Виланда, Фридриха Готлиба Клопштока, Джона Беньяна, а масонские увлечения с искренним патриотизмом и православным вероисповеданием. Все это даёт основание считать ныне актуальным исследование художественного творчества М.М. Хераскова в контексте жизненно ценного значения анализа сущности исторических истоков русской идеи.

Объект исследования - героический эпос М.М. Хераскова - поэмы «Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир Возрожденный».

Предмет исследования - формирование концепции русской национальной идеи в эпических поэмах.

Цель исследования - на основе анализа тематики, проблематики, идейного мира героических поэм М.М. Хераскова выявить структурные элементы понятия «русская национальная идея», значимые для современных гуманитарных наук, для литературоведения, обращенного к толкованию русской национальной самобытности, её созидательной исторической ценности художниками слова прошлого, настоящего и будущего.

Задачи исследования:

- выявить специфику и своеобразие литературного процесса ХУШ в. в соответствии с исследуемой проблемой;

- раскрыть развитие жанра эпической поэмы в русской литературе XVIII в., представив традиционные и новаторские приемы в поэмах М.М. Хераскова, специфику использования исторических и летописных источников, отражение исторических событий в его героическом эпосе;

- определить сущность понятия «соборность», ее роль в концепции «русской национальной идеи»;

- выделить архетипы национального русского характера в эпических поэмах М.М. Хераскова;

- определить роль духовно-нравственных истоков в формировании понятия «русская ментальность».

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектика, принципы системного анализа, способствующие изучению историко-поэтического эпоса М.М. Хераскова в контексте русской культуры последней трети XVIII века. Эстетико-культурологическая методология позволила осуществить исследование фукционально-смысловой и идейно-образной значимости исторического эпоса М.М. Хераскова в становлении национально-художественного сознания и национальной культуры, в раскрытии генетических, типологических и историко-культурных связей с культурой Западной Европы.

В рассмотрении этих и других проблем автор опирается на труды представителей отечественной и зарубежной науки прошлого и настоящего: философии, эстетики, литературоведении, истории художественной культуры, литературной критики. Методологическую базу исследования составляют труды B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н. А. Бердяева, C.JI. Франка, В.В. Розанова, А. Ф. Лосева и других литературоведов.

В диссертации использован широкий спектр научных методов: сравнительный, историко-культурный, генетический, структурный, типологический, этико-функциональный анализы, использованы архивные данные.

Гипотеза исследования. Героические поэмы М.М. Хераскова явились первыми эпическими законченными авторскими произведениями в исторической русской литературе, где представлены некоторые архетипы русской национальной идеи, послужившие структурообразующими элементами дальнейшего развития и становления жанра героической поэмы в русской литературе последней трети XVIII века.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одну из немногих в отечественной науке работ, посвященных анализу идейного мира героического эпоса, созданного в последней трети XVIII века представителем просветительского классицизма М.М. Херасковым. Автор исследования, рассматривая творчество поэта как художественное воплощение национального мировосприятия определенной исторической эпохи, стремился углубить и значительно расширить представления об эпических произведениях поэта как неотъемлемой картины литературного процесса ХУШ века, ставшего предпосылкой дальнейшего развития жанра и трактовки русской национальной идеи. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- проанализирован генезис жанра героической поэмы в русской литературе XVIII века;

- раскрыты сущность и специфика соборности как структурообразующего фактора эпических поэм М.М. Хераскова;

- выявлены и исследованы архетипы патриотизма и воинской доблести как основополагающие архетипы русского национального характера;

- представлена концепция «русской национальной идеи» как доминирующая тенденция и основная идея героического цикла эпических поэм М.М. Хераскова.

Теоретическая значимость исследования. Системно-диалектический подход к исследованию героического эпоса М.М. Хераскова, заложенные в работе методологические и теоретико-мировоззренческие основания позволили сформировать целостное представление о зарождении и генезисе жанра эпической поэмы ХУ1П века. Определены этапы становления и развития концепции «русской национальной идеи», вобравшие онтологически значимые архетипы воинского мужества, соборности, духовно-нравственных основ русского Православия. Намечены перспективы дальнейшего исследования жанра героической поэмы.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации идеи и полученные результаты в определенной мере могут восполнить пробел в социокультурной мысли, где недостаточно полно представлены работы, исследующие семантику и поэтику национально-исторических поэм М.М. Хераскова в контексте культурной картины мира XVIII века. Вводимый в научный оборот новый аналитический материал имеет прямой выход в область преподавания гуманитарных дисциплин, прежде всего в историю и теорию литературы, чтения курсов по теории и истории искусства, культурологии, эстетики, философии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эпические поэмы М.М. Хераскова стали достойным завершением эпохи классицизма в русской литературе, явили собой практическую реализацию теоретически обоснованного в эстетике русского классицизма жанра героической поэмы, тем самым поставив национальную русскую литературу в один ряд с развитыми литературами западноевропейских стран.

2. Идейно-нравственный смысл эпических поэм М.М. Хераскова, рассматриваемых впервые как трилогия, представляет первый опыт в русской литературе обоснования концепции русской национальной идеи.

3. Доминантные идеи заключительной в трилогии героической поэмы «Чесмесский бой»: патриотизм и воинская доблесть, актуализированные исторической и эстетической классицистической логикой, - стали предпосылкой и реальной основой первых образов-архетипов в концепции русского менталитета М.М. Хераскова.

4. В «Россиаде» - крупномасштабном эпико-героическом произведении М.М. Херасков обосновывает соборность как системообразующий, ключевой архетип русской национальной идеи.

5. Идейно-нравственное обоснование концепции русского менталитета представлено в поэме «Владимир Возрожденный»; здесь русское Православие рассматривается М.М. Херасковым как духовная основа и направление дальнейшего исторического движения русского государства, имеющего свой национальный путь и национальную духовно-нравственную почву и независимость.

Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты диссертации были изложены в виде научных докладов на научных конференциях регионального уровня: «Искусство как сфера культурно-исторической памяти» (Российский государственный гуманитарный университет, декабрь 2004 года); «Творчество как социокультурная деятельность» (Московский государственный университет культуры и искусств, апрель 2005 года); «Информационная культура и эффективное развитие общества» (Краснодарский государственный университет, 2006 года); «Диалог культур -веление времени» (Москва, Военный университет, май 2007 года). Материалы диссертации использовались в Международной конференции «Информационная культура общества и личности в XXI веке» (Краснодар, 2008 год). По теме диссертационного исследования опубликовано семь работ.

Структура диссертации определяется поставленными задачами и логикой исследования; она состоит из введения, трёх глав (с выделенными 10 параграфами), заключения, списка литературы по теме диссертационной работы: всего 222 наименования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская национальная идея в героическом эпосе М.М. Хераскова"

Заключение

Эпические поэмы М.М. Хераскова явились завершающим этапом русского классицизма. Героическая поэма - ведущий жанр западноевропейского классицизма - в русской литературе прошла долгий и трудный путь развития. Теоретическое обоснование жанровой системы для новой русской литературы А.П. Сумарокова включало в свой состав эпическую поэму, однако не выделяло этот жанр как особо значимый для русской литературы и давало очень краткую, описательную его характеристику. Литературная практика 36-х гг. ХУШ в. весьма редко обращалась к этому жанру (Ф. Пропокович, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов) и не оставила ни одного завершенного произведения. Таким образом, героические поэмы М.М. Хераскова были поистине первыми национальными эпическими поэмами, которые объективно и субъективно завершали эпоху классицизма в русской литературе и ставили ее как равноправную в один ряд с развитыми западноевропейскими литературами.

Анализируемые поэмы М.М. Хераскова - «Чесмесский бой», «Россиада», «Владимир Возрожденный» - выявляют четкую идейную направленность художественного творчества автора, формируя последовательную концепцию русской национальной идеи, которая в конце XX - начале XXI века трансформируется в понятие «менталитет» и станет активно разрабатываться русским литературоведением. В первой поэме «Чесмесский бой» М.М. Херасков основное внимание уделяет таким исторически значимым качествам национального характера как патриотизм и воинская доблесть, бывшими самыми актуальными и на протяжении всего периода древнерусской литературы, и в русской литературе ХУШ в. На этих доминантах в следующей поэме «Россиада» М.М. Херасков обосновывает идею соборности как главного архетипа русской ментальности. Логическим завершением концепции русской национальной идеи становится обоснование Православия как духовноt нравственной основы русского мира в третьем произведении - поэме «Владимир Возрожденный».

В своих взглядах на русскую историю М.М. Херасков всегда отличался устойчивостью. Ревностный приверженец Просвещения, он с интересом изучает ее события, перелагая на язык своего эпического стиха наиболее значительные и судьбоносные. Поэтическое изложение М.М. Хераскова носит событийно-повествовательный характер. Сюжетное действие в его эпосе прикреплено к национальной русской истории. Автор воспринимает всё, что в истории было, полагая, что то, что происходило, соответствовало национальным интересам становления государственного пространства. В историко-героической поэме М.М. Хераскова наблюдается известная идеализация самого события и исторических лиц, которые, по мнению поэта, формировали процесс становления России. Этим обусловлено, очевидно, столь поэтизированное признание поэтом величия Владимира Красное Солнышко, Ивана Ш, Ивана IV, Алексея Михайловича, Петра I. Принцип поэтизации исторически положен в основу его поэтического повествования; это является продолжением и развитием традиций древнерусской литературы («Слово о полку Игореве», «Задонщина»). Принцип поэтизации обыкновенного предполагал логически последовательное умолчание о том, что было и что представало в национальной истории в негативном свете.

Историческое событие, по М.М. Хераскову, должно быть занимательно-интересным. Лица, принимавшие в нём участие, рассматривались поэтом в личностном, философически укрупнённом плане; им приписывались всеохватывающее, всеобъемлющее видение мира, истории, особой исторической роли и исторической соборной судьбы Руси-России в ней. Поэт, раскрывая военно-политические, социокультурные и экономические связи России с Европой, показывал мир свой, российский, и тот, другой, что находился за его пространственными очертаниями. Правитель на троне представал у М.М. Хераскова судьей и философом своего, русского мира и его окружения. Всё, что находилось за пределами своего мира, объявлялось им эстетически несовершенным; оно нравственно уступало всему тому, что составляло сущностное в собственном мире. Герои этого другого мира, какими бы нравственными достоинствами они ни были исполнены у себя, на своей земле, здесь, в русском миру, причислялись к категории заведомого несовершенства.

Система персонажей у М.М. Хераскова чётко делилась на положительных героев в «своём» миру, и противопоставленных им отрицательных героев из мира чужого. Сопоставление «свой» - «чужой» легло в основу поэтической коллизии сюжетного действия. Собственно, последнее и строилось по строго выдержанному поэтическому принципу: положительные «свои» вступали в борьбу с отрицательными «чужими» и непременно одерживали в ней победу. Если даже среди «своих» оказывались люди, известные неблаговидными поступками в русской истории, то и в этом случае, в соответствии с поэтикой классицизма, они представлялись в изображенном мире в положительном свете, поскольку совершали в эту пору действительно полезное деяние. Князь Андрей Курбский после похода русских на Казань, рассорился с Иваном IV и изменил Московской-Руси; но в Казанском походе он изображён в возвышенно-героическом плане, поскольку там он действительно сражался полководчески мужественно: он всегда шёл впереди войска, находчиво организовал подкоп под казанские стены, первым ворвался с воинами в город. Курбский верен нравственно-соборному кодексу чести: узнав о том, что некоторые его воины занялись мелким грабежом, он тотчас пресекает это низкое позорное деяние.

Принцип единой нравственной среды выдержан М.М. Херасковым и при обрисовке вражеского стана. Так, наделяя Асталона, недюжинной, богатырской силой и крепким духом, поэт неуклонно подводит его к погибели, потому что он «чужой». Богатырство Асталона, в сущности, позволяло ему возвыситься лишь в своём, «казанском миру», но отнюдь не в сражении с наступающим русским войском. По мысли М.М. Хераскова, ордынцы древней Казани потерпели поражение, оттого что по своим моральным качествам уступали русским, и поскольку последние были внутренне возвышеннее, чище, духовнее своего многовекового врага, они и привели его к неминуемо историческому поражению. Принцип историко-нравственной справедливости, поддерживаемый поэтом, основывался на его соборно-православном представлении, согласно которому вера Православная ощущалась русскими духовно возвышеннее и справедливее магометанско-языческой, которой следовали жители Орды.

Нравственные доводы М.М. Хераскова непременно соединялись с патриотическими, политическими. Казанцы совершали воровские набеги на Русь, занимались грабежами и насилием, подстрекали татарский Крым и Турцию к набегам на русские земли. За эти, а также за прошлые злодеяния, их следовало наказать, восстановив историческую справедливость. Казань явилась начальной ступенью пространственного движения русских на восток. М.М. Херасков этого не сказал ясно; но сами нравственно-духовные и политические доводы предопределяли эту мысль-идею. К моменту написания поэмы М.М. Херасковым, русские уже сходили в Сибирь, исследовали берега Тихого океана на Дальнем Востоке с Е.П. Хабаровым (1650) и Витусом Берингом (1725-1728), изучили флору и фауну Приамурья, Камчатки и Чукотки. Нравственные принципы хождения русских в пространстве Земли были объяснены ещё прежде действиями Ивана Ш, а затем закреплены в национальной идее третьего Рима.

Русские не завоёвывали и не поглощали своей культурой культуру восточных народов, но воссоединялись с нею. Здесь находило себе почву то особенное в русском духе, которое у Ф.М. Достоевского и славянофилов получит позднее понятие «русскости». Русский поэт рассматривал свою историю как Богом запущенный процесс мирского движения. События этой истории не могли не состояться; они происходили потому, что нужно было совершиться его народу, нации, самим требованиям жизни. Так складывался русский миропорядок, что в данный момент для его утверждения должно было произойти тому событию, которое, собственно, и состоялось в истории. Ивану Ш надлежало заняться собиранием славянских земель вокруг Москвы, что было вызвано необходимостью для Руси выстоять и удержаться под напором татаро-монгольских орд; Иван IV должен был пойти военным походом на Казань, потому что она подвергала московские земли воровским набегам и одновременно подстрекала крымских татар к набегам и грабежам на них с юга. Ему, Царю Ивану IV, следовало проявить непоколебимую решимость и волю, чтобы объяснить эту мысль-идею колеблющимся и нерешительным боярам, прежде чем приступить к собиранию войска.

Решение этой широкомасштабной национальной задачи возможно только в безграничном пространственно-временном мире эпоса, и жанр героической поэмы позволил М.М. Хераскову впервые в русской литературе обозначить некоторые важные составляющие русской национальной идеи: патриотизм, воинское мужество, соборность Православия как духовно-нравственная основа русского мира.

Русская история совершалась как бы на пути исторического предвидения её творцов, которым было дано править своим миропорядком по Православному верованию и Идее Бога. Русская история состоялась в тех её формах и событиях, в которых ей предначертано было состояться самим духом народа, нации, жившей по начертанию своего Православного Творца, и в своём хождении в миру свято выполнять Его высокие предписания. История, по М.М. Хераскову, определяется на небесах, а на земле она воплощается по высочайшей воле Творца тружениками Его миропорядка.

Мир не может сложиться иначе, чем он есть и чем предстаёт в своих грандиозных исторических событиях и социокультурных формах. История совершается в тех содержательных очертаниях и формах, которые ей определяют дух и воля народа и которые данному народу ниспосылают

Высший Дух и Свет Творца. Национально-эпическая поэзия М.М. Хераскова говорила о становлении Русского мира, исследуя духовные основы мира в перспективе исторического движения.

М.М.Херасков видел свою творческую задачу в художественном воссоздании прошлого. Его мысль четко проступала в образном сопоставлении положительного прошлого с несовершенным настоящим. Через положительное в прошлом ему хотелось напомнить о той нравственно-эстетической границе, до которой надлежало подняться современной ему реальности. Поэт стремился точно угадать и образно представить историческое событие и в его общем абрисе, и в частном факте, и, опираясь на общие очертания и детали, изобразить движение жизни в живой, образной форме.

В поэмах М.М. Хераскова нередко звучит явная назидательность, с какою он высказывал собственное отношение к происходящему, был оригинален и в прорисовке персонажей, которые зачастую предстают рупором авторских идей.

М.М. Херасков был в эпосе больше историком, нежели поэтом; он тяготел к документальной точности изображении события.

М.М. Херасков больше «пересказывал» историю, чем изображал ее, и делал это через внешние сведения о явном, фактическом, зримом.

 

Список научной литературыФедотова, Луиза Леонидовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Аничков Д.С. Рассуждение о бессмертии души человеческой// Полезное увеселение. - М., 1762. - Т. 4

2. Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века. 1780-1792 гг. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Пг., 1915. - С. 304

3. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины П. -Пг., 1917.-С. 180-211

4. Вольтер. Микромегас //Перевод А.Р. Воронцова// Ежемесячные сочинения., 1755-1757 гг. Т.З //Журнал А.П.Сумарокова «Трудолюбивая пчела», 1759 г.

5. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988. - С.752

6. Воронцов А.Р. Записка об Испании// Россия и Запад: горизонты взаимопознания. Литературные источники XVIII века (1726-1762). -М.: ИМЛИ РАН, 2003. Вып. 2. - С. 448-463

7. Геллерт Х.-Ф. Нравоучение. //Перевод Протопопова М.В. М., 1775-1777.-Т. 1-2

8. Григорович-Барский В.Г. Путешествие к святым местам в Европе (1723-1725). СПб.: при Импер. Акад. Наук, 1778. - С. 794

9. Дашкова Е.Р. Записки. 1743-1810. Л., 1985. - С. 3-209

10. Димитрий Ростовский. Собрание разных поучительных слов и других сочинений. -М., 1786. -Ч. 1-6

11. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины века. М., 1960-1963. - в 3 тт.

12. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. //Под редакцией Н.К. Гудзия М.: Гослитиздат, 1960.

13. Журнал путешествия В.П. Зиновьева по Германии, Италии, Франции и Англии в 1784-1788 гг. Русская старина, 1878. 23. - С. 207-24014