автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Ногайский героический эпос

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Сикалиев, Ашим Имаммаземович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Ногайский героический эпос'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ногайский героический эпос"

На правах рукописи

СИКАЛИЕВ ЛШИМ ИМАММАЗЕМОВИЧ

НОГАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (СПОСОБЫ ЭПИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЕВ)

Специальность 10.01.09 - "Фольклористика"

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

□□34448ВВ

Черкесск, 2008

003444866

Работа выполнена в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований и на кафедре литературы и журналистики ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель доктор филологических наук,

профессор Шаззо Ш.Е.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Паранук К.Н., кандидат филологических наук, доцент Тлевцежева М.А.

Ведущая организация: Адыгейский республиканский институт

гуманитарных исследований им Т Керашева

Защита состоится « £ 2008 г в часов на заседании

диссертационного совета Д 212 001 02 при Адыгейском государственном университете по адресу 385000, г Майкоп, ул Университетская, 208, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета

Автореферат разослан « ^»^=^>-^¿¿-2008 г

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор

Л И Демина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность темы Обострившийся интерес к национально -традиционным формам народного искусства обусловливает актуальность задачи углубленного исследования фольклора, в т ч народного эпоса, выявления его специфических свойств

Ногайский эпос в этом плане представляет собой ценнейший материал, нуждающийся в многоаспектном изучении

Между тем ногайская фольклористика до недавнего времени не располагала достаточным опытом в области исследования ногайского героического эпоса

Главной причиной этого, на наш взгляд, являются отсутствие национальных научных кадров и все еще недостаточная работа по сбору материалов, дающих основательное представление о богатстве самобытного ногайского эпоса, отличающегося ценными художественно-эстетическими качествами, имеющего несомненную культурно-историческую значимость

Собранные и изданные в последние десятилетия эпические памятники ногайцев создают благоприятные условия для их всестороннего изучения В то же время, надо подчеркнуть, что ногайский героический эпос как эпос исторический особенно тесно связан со средневековой историей, этнографией и художественной литературой ногайцев Недостаточная изученность этих дисциплин ставит исследователя эпоса ногайцев перед необходимостью параллельного решения многих вопросов, так или иначе связанных с эпосом

Данная диссертация является первым монографическим исследованием по ногайскому героическому эпосу, но в нем учтены достижения национальной науки по его изучению

Цель и задачи исследования Произведения ногайского героического эпоса на основе сравнительного анализа наиболее полных и художественно совершенных вариантов эпических памятников впервые в отечественной фольклористике получают научное истолкование идейно-художественных особенностей ногайского героического эпоса, его социальных и нравственных проблемы

Автор считает необходимым шире и значительнее показать общественный строй ногайцев, его состояние, отразившееся не только в эпосе, но и в исторических источниках, осветить классовую борьбу в ногайском обществе Х1У-ХУН вв

Главной целью работы надо считать исследование способов эпического изображения героев, которые, на наш взгляд, являются одной из серьезных проблем поэтики исследуемого жанра фольклора

Автор ставит следующие задачи

- дать характеристику ногайскому обществу ХГУ-ХУП вв , которое создало ногайский эпос, в т ч героический,

- раскрыть нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса,

- определить основные темы, разрабатываемые ногайским героическим эпосом в целом, его идейную направленность, особенности характера главных героев поэм, их социальное происхождение,

- выяснить способы и методы создания художественных образов эпических героев,

- определить сущность и виды конфликта, как эстетической категории, применительно к данному жанру национального фольклора,

- выявить некоторые особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса

Методология работы определяется самим материалом исследования предполагает системно-сопоставительный анализ ногайских героических дестанов и их вариантов

При написании диссертации автор руководствовался фундаментальными трудами ведущих отечественных фольклористов-эпосоведов Ч Валиханова, П Фалева, В Жирмунского, X Короглы, X Зарифова, М Ауэзова, В Проппа, Б Путилова, Е Мелетинского, А Аджиева, А Алиевой и др

Предмет исследования Предметом исследования явились произведения ногайского героического эпоса (эпические поэмы «Ахмет, сын Айсула», «Копланлы-батыр», «Эдиге», «Мамай, «Эр Таргыл», «Шора батыр», «Сорок ногайских богатырей», «Адиль-Солтан», «Эр Косай»), записанные самим диссертантом непосредственно у ногай-

ских певцов Северного Кавказа в живом исполнении, а также использованы некоторые записи А -X Джанибекова и М -Э Османова

Научная иовизна исследования Работа является первой попыткой монографического изучения ногайского героического эпоса

Научная новизна обусловлена и тем, что автор впервые вводит в научный оборот до него никем не записанные у ногайцев в таком объеме поэмы «Копланлы-батыр», «Мамай», «Шора батыр», «Эр Тар-гыл», «Эр Косай», «Сорок ногайских богатырей», «Эр Шобан»

Большая часть анализируемых поэм не публиковалась, ссылки на них и их цитирование делаются впервые

Практическая значимость диссертации заключается в следующем

1) материалы диссертации могут быть использованы и уже используются преподавателями, студентами и учащимися общеобразовательной и высшей школы в качестве учебного пособия по спецкурсу «Устное народное творчество и ногайская литература XIV- начала X X в »,

2) полученные данные могут быть использованы и уже используются на занятиях по краеведению, на уроках истории и родного языка,

3) полученные выводы найдут применение при дальнейшем исследовании фольклора, литературы, истории и этнографии ногайцев,

4) выводы и заключения, а также иллюстративный материал, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклору и культуре, в частности, тюркоязычных народов РФ и СНГ

На защиту выносятся следующие положения

- ногайское общество в эпоху средневековья, социальные и общественно-политические процессы, в которых родился эпос,

- героический эпос ногайцев обладает высоким художественным уровнем, для него доступны анализ общественно-идеологических идей времени и исследование характеров людей, носителей этих идей,

- эпос как завершенное, цельное произведение требует исследования его проблем, касающихся структуры, философии, языка и образной системы,

- практическое бытование эпоса у народа, эволюция его в зависимости от эпохи, которая каждый раз вносила нечто свое в структуру и содержание эпоса

Апробация диссертации Диссертация обсуждена и одобрена в отделе литературы и фольклора Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета » института гуманитарных исследований Правительства КЧР

Положения диссертации отражены в опубликованной научной монографии «Ногайский героический эпос» (Черкесск КЧИГИ, 1994 -328с На рус яз ), а также в статьях, увидевших свет в научных сборниках (см список публикаций в конце автореферата)

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обоснована актуальность темы, выяснена степень ее изученности, определены цель и задачи, методологическая основа, предмет, научная новизна и практическая значимость исследования

Кроме того, автор считает важным вывод о позднем возникновении ногайских эпических героических дестанов (Х1У-ХУИ вв ), начальный этап которого совпал с периодом этнической консолидации ногайских племен в народность

Хотя эпическая поэзия является крупнейшим культурным достижением ногайского народа, собирание произведений устного творчества ногайцев, к сожалению, началось тогда, когда в ХУШ-Х1Х вв абсолютное большинство ногайцев покинуло пределы России

Во введении реферируемой диссертации даются также краткая характеристика и критический анализ существующих публикаций текстов эпоса и исследований по ним

Среди собирателей и публикаторов произведений ногайского героического эпоса автор особое значение придает М -Э Османову, В Радлову, Ч Валиханову, А -X Джанибекову и др

6

Автор кратко останавливается на ценнейших высказываниях о ногайском героическом эпосе Ч Валиханова, А Рудановского, П Ме-лиоранского, П Семенова, П Фалева и др

Академику В М Жирмунскому, исследовавшему проблему прототипов эпоса «Эдиге» и «Мамай», а также влияние ногайского эпоса на эпическое творчество казахов, каракалпаков, киргизов, в ногайской фольклористике принадлежит важное место

Богатая эпическая поэзия ногайского народа дошла до наших дней в живом бытовании Уже с этой стороны исследование ее имеет большое значение

Говоря о значении ныне живых тюркоязычных, в т ч и ногайского, эпосов, академик В М Жирмунский пишет «С научной точки зрения мы имеем здесь ключ к проблеме эпоса в целом Изучение живой эпической традиции нашего времени - ключ к пониманию классического эпоса античного мира и средневековья, дошедшего до нас, как на Западе, так и на Востоке, только в письменных памятниках, в литературных записях и обработках» 1

Хотя еще дореволюционные записи, публикации зафиксировали важнейшие памятники ногайского эпоса и на языке оригинала, и в переводе на русский язык, но до сих пор предметом монографического исследования не стали И по теме данной диссертации не было ни одной работы А ведь об этом писал еще в 1921 году профессор П А Фалев

Глава I. Общественный строй и эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса

В первом разделе главы «Из истории образования Ногайской орды, ее развития и распада» автор в результате изучения исторических источников пришел к выводу, что возникновение и расцвет ногайского героического эпоса тесно связаны с политической историей Ногайской орды, общественной и культурной жизнью ногайского народа в XIV-XVII вв И этот период истории ногайского народа собственно и составляет эпическое время поэм

1 Жирмунский В М Народный героический эпос Сравнительно-исторические очерки -М,Л ГИХЛ, 1962 -С 241

Процесс становления ногайского этноса, как и всякого, был длительным и весьма сложным

Процесс формирования ногайской народности под своим нынешним названием и становление его этнического самосознания, начавшееся в XIII в , завершилось к концу XIV в Об этом свидетельствуют как исторические факты, так и фольклорные и литературные памятники ногайцев тех времен В середине XVI в в Ногайской орде началась междоусобная борьба за власть между Юсуфом и Исмаилом, сыновьями хана Мусы, закончившаяся убийством Юсуфа и распадом единого государства

Во втором разделе главы рассматривается общественный строй ногайцев эпического времени в свете исторических источников

Ногайское общество эпического времени (XV - XVII вв), как это видно из исторических документов, представляло из себя типичное феодальное общество, характерное для восточных народов

Во главе Ногайского государства (орда) находился великий князь (бий). Вторым лицом в Ногайском государстве был нурадин Происхождение этой должности - нурадинства - первоначально было связано с деятельностью младшего сына основателя Ногайского государства Едигея - Нурадина Нурадин был наследником бия и наместником правого крыла (западной части государства)

После Нурадина стоял начальник ногайских войск - кекуат. Он, как и нурадин, имел право собирать «кекуатские пошлины и всякие доходы»

Во второй половине XVI в появляется новая должность - тайбуга. Ступенью ниже вышеназванных должностных лиц стояли мурзы. Мурзы владели улусами и улусными людьми Улусы они получали от князя (бия) в управление, но чаще право на управление передавалось по наследству

В третьем разделе главы «Отражение общественного строя ногайцев в героическом эпосе» говорится, что, в отличие от эпоса многих народов, ногайский эпос сложился относительно поздно - в XV - XVII вв , т е после того, как сложился ногайский этнос, его государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение

феодального общества достигли значительного уровня И как следствие этого, ногайский народный эпос отличается реалистичным изображением действительности, историчностью, демократичностью

Во главе государства стоит хан (бий), неизменно характеризующийся в эпосе как деспот, притеснитель бедняков, покровитель мурз и баев, непримиримо противостоящий эпическому богатырю

Самый многочисленный отряд ногайской степной аристократии в эпосе - это мурзы - потомки ханов и биев Мурзы - правители отдельных улусов Герой дестана нередко вступает в конфликт сначала с баем или мурзой, а затем и самим ханом, на службе у которого он состоит С любовью и теплотой рисует эпос простых людей дружинников, охотников, табунщиков, пастухов, чабанов и т д

Герои эпических поэм - выходцы из трудовых масс К примеру, Ангшибай - батыр-охотник ("Эдиге"), Кутлы-Кая - сокольничий ("Эдиге"), Айсул - лошадник ("Ахмет ,сын Айсула") ,Ахмет - дружинник ("Ахмет"), Копланлы - пастух-раб ("Копланлы батыр") , Тар-гыл - скотовод-воин ("Эр Таргыл"), Косай - бедняк-скотовод ("Эр Косай") и т д

Ногайский эпос отразил быт как кочевых, так и оседлых ногайцев, как городских, так и сельских жителей Поэтому так часты в эпосе упоминания о городах и аулах

Ногайская аристократия, как правило, живет в крепостях (кала), городах (шахар, керман) и укрепленных ханских ставках (орда), строго охраняемых стражниками (капышы), и попасть туда чрезвычайно трудно

Как видим, эпос своеобразно воскрешает жизнь ногайского феодального общества Перед нами предстает народ, имеющий свою государственность, государственный аппарат, с развитой классовой структурой Этот народ населяет довольно обширную территорию с городами, крепостями, селами.

Четвертый раздел первой главы "Эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса" определяет основные темы, разрабатываемые ногайским героическим эпосом в целом, идейную направленность дестанов, особенности характеров главных героев поэм

Героические поэмы ногайцев развивают несколько основных тем, связанных с общей темой создания семьи и государства, уничтожения сословного неравенства, защиты Родины и борьбы против произвола степной аристократии

Если в наиболее древней поэме "Ахмет, сын Айсула", повествующей о событиях середины XIV в , преобладает идея борьбы за создание семьи, освобождение личности и уничтожение сословных привилегий, то в конце XIV в на первый план выдвигаются идеи борьбы с золотоордынским ханом Тохтамышем за создание ногайского государства ("Эдиге")

Наиболее многочисленную группу составляют те поэмы, в которых народ воспевает подвиги героев-батыров, выходцев из трудового народа, поднявшихся на борьбу против несправедливого хана, против социального неравенства К этой группе следует отнести поэмы "Ахмет, сын Айсула", "Эр Таргыл", "Эр Копланлы", "Шора батыр", "Эр Косай" и др

Другую группу составляют дестаны, в которых преобладает идея защиты Отечества от внешних врагов, посягающих на свободу ногайского народа, на его жизненные права Таковы поэмы "Сорок ногайских богатырей", "Эр Таргыл", "Манаша", "Эр Кусеп", "Елкил-дек"и др

В некоторых поэмах XVI в красной нитью проходит идея бессмысленности междоусобных войн князей, о необходимости создания сильного, сплоченного государства перед лицом многочисленных врагов В этом отношении весьма показательны поэмы "Мамай", "Ормамбет", "Сорок ногайских богатырей", "Карасай - Казы" и др

В борьбе богатырей с внутренними и внешними врагами трудового народа активное участие принимают и женщины-ногайки Таковы Карлыгаш ("Копланлы батыр"), Шаарбек ("Ахмет"), Алтын ("Шора батыр"), Ак-Юнус ("Эр Таргыл"), Ян-Бикеш ("Елкилдек батыр") и др

Воинский быт, многовековая героическая борьба ногайского народа, вынужденного защищать свою бескрайную Родину от соседних централизованных государств, явились социально-историческими предпосылками расцвета героического эпоса у ногайцев

Глава II. Способы эпического изображения героев в 1101 диском эпосе

В первом разделе этой основной главы диссертации "Эпическая биография героя (Герой и его происхождение)" рассматриваются вопросы эпической биографии героев и их социального происхождения

Эпос совершенно не говорит, к какому ногайскому племени принадлежат богатыри Всюду, где герой хочет сказать о своей этнической принадлежности, он представляется ногайцем, сыном и богатырем ногайского народа

Стало быть, ко времени создания эпических произведений различные племена, участвовавшие в этногенезе ногайского народа, сформировались в единый ногайский этнос

Ногайский эпос придает чрезвычайно большое значение социальному происхождению богатыря и социальной оценке его подвигов Это - идеологический и нравственный центр любого дестана

Эпос часто подчеркивает, что ханы, мурзы и их дети не могут быть богатырями, они по своей природе не способны совершить подвиг Принадлежность Ахмета, Копланлы, Таргыла, Шоры, Косая и других народных батыров к социальным низам ногайского общества и определяет их непримиримое отношение к господствующему классу

Итак, создатели эпоса делают главным героем простого человека Таким образом, богатыри ногайского эпоса - это обездоленные пастухи, табунщики, холопы, которые трудились на своих господ, терпели нужду, но в конце концов восстали против своих хозяев Эти обстоятельства не могли не наложить отпечаток на идейную направленность героических поэм

Исключение составляют лишь поэмы "Эдиге", "Мамай", "Кара-сай - Казы", главные герои которых - князья - Ногайской орды XV-XVI веков Таковыми они нарисованы в эпосе, кроме Эдиге, который, согласно эпосу, воспитан табунщиком, был чабаном и выдвинулся благодаря своим тачным способностям Детство эпического Эдиге не имеет ничего общего с детством исторического Эдиге

Во втором разделе второй главы "Рождение и детство" отмечается, что в ногайском героическом эпосе большое внимание уделяется повествованию о рождении и детстве героя

В таких поэмах, как "Ахмет, сын Айсула", "Эдиге", "Мамай", "Эр Таргыл" и особенно в "Эдиге" и "Шора батыр", рассказ о рождении и детстве центральных героев занимает значительное место Как правило, герой поэмы рождается и растет в необычных (трудных) условиях

Детство богатырей в эпосе проходит в более или менее сходных условиях Герои растут в бедности, переносят немало лишений Они морально и физически закаляются в суровых условиях жизни пастухов и чабанов, охотников и табунщиков Так, Ахмет, родившись в отсутствие отца, живет с матерью, пасет коз Потом вместе с матерыо, опасаясь мести богатых родителей обиженных ими мальчиков, скитается по разным местам, питаясь чем попало

В семье табунщика воспитывается и Эдиге С детьми своего воспитателя пасет телят Не по годам оказывается сильным и смелым

Таким образом, судьба ногайских эпических богатырей с малых лет тесно связана с судьбой всего ногайского трудового народа Будущие богатыри растут в гуще народа, разделяя все горькие невзгоды, терпя унижения от господ, ненавидя и презирая их

Творцы эпоса положили в основу главного конфликта в эпосе социальную несправедливость и недовольство народных масс ханами и мурзами, объясняют это условиями жизни простого народа, полной лишений и праздной жизнью гордых и жестоких богачей

Третий раздел второй главы «Способы изображения поступков» посвящен исследованию таких проблем, как портретная характеристика героев, богатырский конь и вооружение героя и боевые эпизоды.

В параграфе «Портретная характеристика героев» третьего раздела говорится, что народные массы являются теми слушателями, для которых прежде всего слагается и исполняется эпическая песня В ногайском героическом эпосе нет глубокого разрыва между эпической картиной и действительностью

«У народов, которые были втянуты в длительные и сложные войны, - пишет В Я Пропп, - герой окончательно приобретает характер воина»2 Так и в ногайском эпосе

Положительный герой ногайских дестанов является воином не только тогда, когда он поднимается на защиту своей Родины от внешнего врага, он и тогда, когда защищает трудовой народ от посягательств на его социальные права - от ханов, мурз и баев В обоих случаях народный герой эпоса борется с оружием в руках

Ногайский героический эпос не дает точного портрета богатыря, характерного для письменной литературы

В описании внешности героев, в раскрытии его внутреннего мира и подвигов в ногайском эпосе типическое господствует над индивидуальным Эпос часто показывает своих героев через сравнение с их противниками Необычайные физические данные богатырей проявляются уже при рождении и в раннем детстве

В параграфе «Богатырский конь и вооружение героя» третьего раздела отмечается, что богатырскому коню в ногайском эпосе принадлежит чрезвычайно важное место Конь является ближайшим помощником и другом богатыря во всех его подвигах Да и вообще невозможно представить героя без коня, пешим В сущности, без коня-скакуна не было бы и героя Часто конь выступает в эпосе как единственный спаситель героя от неминуемой гибели Только благодаря быстроногому другу герой догоняет врагов и наказывает их В конечном счете, почти все действия богатыря зависят от выносливости и резвости его скакуна

В параграфе «Боевые эпизоды» третьего раздела характеризуются поединки ногайских богатырей с врагами и народные битвы, отраженные в ногайском героическом эпосе

Боевые эпизоды в ногайском героическом эпосе занимают важное место Именно в боях с жестокими недругами народа со всей силой и яркостью проявляются все богатырские способности героев -их доблесть, отвага, преданность трудовому народу

2 Пропп В Я Русский героический эпос -М ГИХЛ, 1958 -С 48

13

Прославленные богатыри ногайского эпоса Ахмет, Копланлы, Маната, Таргыл, Шора и другие с честью выдерживают все испытания, проявляют в боях чудеса храбрости

В поэмах «Ахмет, сын Айсула», «Копланлы батыр», «Эр Таргыл», «Адиль-Солтан» и других происходят кровопролитные массовые сражения Описание боя является одним из ярких, эмоциональных мест эпоса

Боевые эпизоды, описывающие вооруженные схватки эпических героев с противниками, являются ответственнейшими эпизодами в жизни богатырей, ибо здесь решается не только их судьба, но судьба всего ногайского народа Таким образом, бой является кульминационным моментом сюжета дестанов

Эпизоды боя хорошо разработаны и имеют общую традицию Все это заставляет думать, что бой эпического героя с врагом является одним из древнейших в эпосе

Массовым битвам предшествует поединок От исхода поединка во многом зависит исход всего сражения По своему характеру богатырские подвиги главных героев ногайского эпоса разбиваются на три основные группы

1 Борьба героя за невесту или героическое сватовство

2 Борьба героя с представителями правящего класса (хан, мурза, бай) за честь и интересы простого народа

3 Борьба героя с внешними врагами за жизнь и независимость всего ногайского народа

К примеру, первым подвигом Ахмета является демонстрация своей меткости в стрельбе, вторым - сражение с войском захватчиков, третьим - игра в шахматы с другим претендентом на свою невесту

Во всех трех случаях (бой с соперником из за невесты, бой с классовым врагом, бой с внешним врагом) богатырский бой имеет свою традицию Богатырский поединок по-ногайски называется "иек-ке - иек согысув" (биться один на один, буквально - "подбородок к подбородку")

Ногайский эпос знает целый ряд поединков по всем правилам Это бой Ахмета с золотоордынским царевичем Бердибеком, бой Ко-

планлы с персидским шахом Касаном и предводителем грабительского отряда Кобекли, поединок Шора батыра с крымским ханом Али-беем, поединок Таргыла с дружинником крымского хана Карт-Кожаком и джунгарским богатырем Домбаулом и т д При этом герои-ногайцы выступают в роли защитников народа, а их враги - в роли насильников, защитников интересов социальных верхов, чужеземных завоевателей Поединки происходят на ногайской земле

0 степени напряженности поединков говорят такие строки («Копланлы батыр») «Кобекли и Копланлы подобно великанам боролись, подробно козлам упирались, подобно жеребцам дрались, подобно петухам клевались, подобно баранам бодались, подобно кречетам хвагали друг друга, подобно волкам кусались»

Такими же напряженными являются массовые кровопролитные сражения, тексты о которых цитируются в данной диссертации

Знакомство с историческими сочинениями о реальных сражениях в эпоху средневековья показывает, что описание поединков и батальных сражений в ногайском героическом эпосе, как и в эпосах многих народов, основывается на реальной действительности

Ногайские богатыри строго соблюдают этику богатырства, выработанную в жестокую эпоху средневековья из гуманного чувства человеколюбия

В эпосе находим основные "статьи" этой этики

1 Нельзя нападать на врага спящего, связанного, безоружного

2 Нельзя убивать просящего пощады

3 Слабому противнику надо дать право первого выстрела или удара

4 Герой сам должен выйти из трудного положения (плена, заточения), чтобы в будущем не получить от спасителя напоминаний о том, что благодаря ему остался жив

Часто герой предпочитает умереть, чем быть спасенным чванливым или хвастливым товарищем

Таким образом, боевые эпизоды со всеми их компонентами в ногайском героическом эпосе занимают большое место и играют важнейшую роль

В четвертом разделе второй главы "Основные конфликты"

отмечается, что в ногайском героическом эпосе, как во всяком другом, основу каждого произведения составляет конфликт, он является движущей силой развития сюжета, образов и событий В произведениях словесного искусства, как фольклорных, так и литературных, конфликт присутствует как извечное противостояние добра и зла, является изображением противоборства характеров и идеалов, существующих в реальной действительности

В ногайских дестанах конфликт проявляется многообразно Здесь можно выделить следующие основные типы конфликтов:

1. Социальный конфликт, связанный со столкновениями героя на его пути к возлюбленной.

2. Классовый конфликт, отражающий борьбу положительных героев против внутренних сил зла, насилия и несправедливости, носителями которых в эпосе неизменно выступают ханы, визири, феодалы и т д

3. Конфликт, отражающий борьбу народных героев с внешними врагами Родины ради независимости родного народа.

Следует заметить, что такая типизация конфликтов носит несколько условный характер, ибо известно, что

Во-первых, борьба положительного героя за свое личное счастье в феодальном обществе, за создание счастливой семьи со своей возлюбленной из другого класса по существу является борьбой за уничтожение сословного неравенства Естественно, такая борьба не может не быть классовой

Во-вторых, в условиях, когда ногайские феодалы в борьбе за трон или для подавления народных восстаний предают общенародные, национальные интересы и призывают на помощь военные силы соседних государств, классовый конфликт легко перерастает в национальный

В-третьих, вышеназванные типы конфликтов редко встречаются в «чистом виде»

Часто они переплетаются в пределах даже одного произведения, взаимообуславливаются и вытекают один из другого

Ногайский героический эпос как эпос исторический в рамках своих традиций и в меру своей возможности тяготеет к правдивому показу реальной действительности со всеми ее социальными, классовыми и национальными противоречиями

В силу всего сказанного борьба трудового народа с верхами ногайского общества в эпосе находится на первом плане, а борьба с внешними врагами - на втором.

Для первого этапа эпического творчества ногайцев, отразившего жизнь ногайских племен XIV - начала XV вв , характерна борьба за создание счастливой семьи, что само по себе было направлено против рода и племенной замкнутости и за создание ногайской государственности Эти тенденции выражались в создании поэм «Ахмет, сын Айсула», «Аншыбай батыр» и «Эдиге»

В поэмах «Ахмет», «Эдиге», «Копланлы батыр», «Адиль-Солган», «Мамай» действия начинаются с совещания у хана В «Ахмет, сын Айсула» золотоордынский хан Джанибек, решает вопрос о том, кому же отдать в жены свою дочь Шаарбек

В «Эдиге» хан Тохтамыш созывает известных в стране людей, чтобы выяснить личность табунщика Эдиге и тд Таковы завязки конфликтов в вышеназванных поэмах

Развитие конфликтов в большинстве случаев начинается с бегства эпического героя

Шора батыр расправляется с ханом Али-беем за то, что последний, ограбив народ, добрался до его семьи, надругался над стариками и женщинами

Усиление социального конфликта в дестанах XVI в объясняется тем, что в это время происходит интенсивное развитие феодальных отношений не только в центре, но и на периферии, усиление эксплуатации трудовых ногайцев, княжеская междоусобица, которые тяжким бременем ложились на плечи трудового народа -

Конфликт в эпосе, как и образы персонажей, показан в развитии Основная идея всех исследуемых поэм - наказание зла, торжество справедливости Но ногайский эпос, верный своей реалистической традиции, далеко не всегда завершает сюжет поэмы победой положительных героев

В этом отношении своих целей достигают лишь Копланлы, убив хана Алшагира, Эдиге, - свергнув с престола Тохтамыша и создав Ногайское государство, Таргыл, - убив Кандаза-хана, Шора, - сразив Алибея

Ряд героев погибает в неравной борьбе с самодержцами Ахмет со своей возлюбленной бросается со скалы, чтобы не попасть в руки наследников хана Джанибека, Шора добровольно находит свою смерть в волнах реки, потеряв веру в победу, Мамай умирает, так и не добившись прекращения междоусобной войны ногайских князей В войне с кызылбасами погибает и Адиль-Солтан

Эпос достаточно глубоко разрабатывает и национальный конфликт, т е борьбу с внешними врагами ногайского народа Зачином этого вида конфликта всегда является нападение на ногайскую страну чужеземных завоевателей, кульминацией - выступление ногайского богатыря и его дружины против непрошеных пришельцев, развязка -поражение вражеского войска и изгнание его из ногайской земли

Примечательно, что в тех случаях, когда ногайские феодалы идут войною в другие страны, они терпят поражение

Здесь налицо, с одной стороны, факт неодобрения народными массами этих войн, с другой - реальное освещение известных в истории событий

Таким образом, конфликты в ногайском героическом эпосе во всех его видах и типах, являются порождением реального противоречивого бытия ногайского народа тех времен и разрешаются в рамках героической идеализации путем реалистического показа действительности

В пятом разделе второй 1лавы «Поэтический стиль эпоса» определяются специфические признаки рассматриваемой проблемы

Ногайский эпос существует в виде многочисленных отдельных поэм, сюжетно не связанных друг с другом

Объем каждой поэмы колеблется от 15 до 80 машинописных страниц в стихах с прозаическими вставками

Каждая поэма называется именем ее центрального положительного героя В ногайском эпосе нет ни одного дестана, который бы носил имя отрицательного героя

Дестаны отличаются многослойностью, их композиция определяются многоэпизодностью сюжета и многотемностыо

В каждой поэме, кроме главных героев, много еще второстепенных действующих лиц, кроме основных, стержневых тем и конфликтов, немало и побочных

В процессе многовекового бытования не произошло слияния многочисленных дестанов в одну эпопею Одна из главных причин этого, на наш взгляд, заключается в том, что в эпическом творчестве ногайского общества сильны были клановые традиции, бережное отношение сказителей к поэтической истории народа

Конкретно эта причина видится в разобщенности ногайских княжеств в XVII - XVIII вв , в наличии постоянных междоусобных войн, в преобладании центробежных тенденций над объединительными в политической жизни ногайцев

Несмотря на обширность регионов бытования ногайского эпоса и изолированность их друг от друга, поэтический стиль и стихотворные тексты обнаруживают поразительные совпадения

Для композиции ногайских поэм характерно развертывание действия в биографическом плане А биография каждого героя складывается из целой цепи подвигов и делится на более или менее самостоятельные эпизоды

Многочисленные и разрозненные сюжеты идейно скрепляются, прежде всего, заветами богатырства ("баьтиршилик"), обусловливаются и характеризуются социально низким происхождением героев, любовью к трудовому народу, своей Родине, постоянной готовностью прийти на помощь к товарищу и ненавистью к людям подлым

Сравнивая разные варианты одних и тех же поэм, записанных А-Х Джанибековым в 1905 - 1935 гг и нами с 1956 г в различных регионах проживания ногайцев (Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ставрополье, Чечня), а их с публикациями XIX в , мы приходим к выводу, что поэтический стиль поэм не подвергся разрушению

Произведения ногайского эпоса дошли до нас в целом ряде вариантов в исполнении певцов - йырау В XVI -XIX вв в разных частях ногайской земли существовали сказительские школы, которые занимались не развитием и переработкой традиционного эпоса, а его сохранением и популяризацией

Дестаны имеют устойчивые зачины и концовки В зачинах указываются время действия (хронологический зачин), место действия (географический зачин), называются конкретные имена, часто исторические (исторический зачин) Зачины поэм профессиональными певцами не опускались и не переосмысливались

Ногайская эпическая традиция предполагает несколько важнейших приемов развития композиции и создания образов положительного героя во-первых - "авторская" характеристика, т е характеристика поступков героя певцом-исполнителем, которой эпической традицией отводится ведущая роль, во-вторых - самохарактеристика, самооценка героя, обнажающаяся в многочисленных в каждой поэме монологах (толгау) и диалогах (айтыс) героев, определяющих душевное состояние батыров и дополняющих друг друга

Сюжетность ногайских поэм, сравнительно большой размер произведений дают простор творцам как в показе героя и общества, так и в детализации отдельных моментов, в создании образов и через монологи, и диалоги

Для показа образа идеального героя характерны контрасты: благородные цели героев и низменные, эгоистические цели ханов и мурз, бесстрашный мужественный батыр и продажные его враги В отличие от эпоса некоторых народов, враги ногайских народных защитников в эпосе являются не ничтожными и слабыми, а сильными и могущественными Победа над ними достается положительным героям (главному герою, его товарищам, отцу, матери, сестрам, женам, всему бедному народу) с большим трудом

Неизменным атрибутом целого ряда ногайских дестанов является наличие в них развернутых классических плачей по погибшим героям Причитания, как правило, исполняются матерями и женами батыров Наиболее характерная концовка поэм - гибель героя и плач по нему Поэмы «Ахмет, сын Айсула», «Копланлы батыр», «Мамай», «Шора батыр», «Адиль-Солтан», «Эр Кусеп» завершаются смертью центрального героя и плачем по нему

Причитания как средство психологизации включались в поэмы для того, чтобы подчеркнуть значение деятельности положительных

героев для трудовых масс С другой стороны, - чтобы выразить горе народа, потерявшего своих защитников

Причитание по погибшему герою - один из древнейших мотивов ногайского эпоса (их истоки - в поэзии древнетюркских племен -прямых предков ногайцев)

В Заключении делается ряд обобщающих выводов

Основные положешш диссертации изложены в следующих работах

1 Сикалиев А И Отражение общественного строя ногайцев в героическом эпосе Вестник АГУ, 2008, №1 С 89-92 (ж ВАК)

Научные исследования, изданные отдельными книгами.

1 Сикалиев А И Сб ст А Сикалиева - Черкесск Ставроп кн изд-во, 1975 - На ног яз , 5 п л

2 Сикалиев А И Ногайцы Историко-этног очерк /В соавторстве/ - Черкесск Карачаево-Черкесский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики/КЧНИИИФЭ/,1988 -На рус яз , 22,4 п л

3 Сикалиев А И Ногайское устное народное творчество Ногайская дореволюционная литература Научные очерки - Черкесск Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования, 1990 - На рус яз, 3,3 п л

4 Сикалиев А И Ногайский героический эпос Научная монография - Черкесск Карачаево- Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований, 1994 - На рус яз , 18 п л

5 Сикалиев А И Ногайские эпические традиции в дестане «Ко-планлы батыр»//Брошюра -Черкесск КЧИГИ, 2006 - На рус яз , 2 п л

6 Сикалиев А И Место и роль народных певцов в ногайском обществе Х1У-Х1Х вв // Брошюра - Черкесск КЧИГИ, 2007 - На рус яз , 2,4 п л

Статьи:

I Сикалиев А И Жизнь и деятельность ногайского просветителя А -X Ш Джанибекова//Труды КЧНИИИФЭ - Черкесск, 1973 - Сер фил - Вып УП - На рус яз , 1,5 п л

2 Сикалиев А И Головной убор жены богатыря Таргыла// В пути Сб произ ног авторов - Черкесск Ставр кн изд-во, 1975 - На ног яз , 1 п л

3 Сикалиев А И Идеи дружбы народов в ногайском фольклоре и ногайской дореволюционной литературе// Фольклористика Российской Федерации - Л Наука, 1975 - На рус яз , 0,8 п л

4 Сикалиев А И Общество и герой в ногайском героическом >посс//Традиции и современность Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии - Черкесск КЧНИИИФЭ, 1980 - На рус яз, 1 п л

5 Сикалиев А И Ногайская героическая поэма «Коплаилы батыра/Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии - Черкесск КЧНИИИФЭ, 1983 - На рус яз , 1,5 п л

6 Сикалиев А И Ногайские народные сказители Дореволюционный период//Фольклор народов Карачаево-Черкесии Традиционные жанры и сказительское мастерство - Черкесск КЧНИИИФЭ, 1991 - На рус , яз , 2,3 пл

7 Сикалиев А И Вклад русских исследователей в дело собирания и публикации ногайского фольклора // Вестник КЧИГИ - Вып №3 - Черкесск, 2004 -С 111-119

Публикации текстов:

1 Сикалиев А И Ногайские народные песни /Зап Калмыковой С и Сикалиева А Сост Калмыковой С , пред (на рус и ног яз ) Си-калиева А - М Наука, 1969 - На ног яз , 8 п л

2 Сикалиев А И Если просите, спою Сб ног нар песен /Зап и сост Сикалиева А - Черкесск, 1971 - На ног яз , 5 п л

3 Сикалиев А И Сорок ногайских богатырей Сб ног нар дес-танов/Зап, подгот текстов, сост, пред и словарь А Сикалиева -Махачкала Даг кн изд-во, 1991 - На ног яз , 10 п л

5 Сикалиев А И Домбра Сб ног нар дестанов/Зап, подгот текстов, сост, пред и словарь А Сикалиева - Кн 1 - Черкесск КЧ кн изд-во, 1993 -Наног яз , 10,5 п л

СИКЛЛИЕВ ЛШИМ ИМАММЛЗЕМОВИЧ

НОГАЙСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС (СПОСОБЫ ЭПИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЕВ)

АВТОРЕФЕРАТ

Подписано в печать 30 05 2008 г Формат бумаги 60x84'/,6 Бумага ксероксная Гарнитура Тайме Уел печ л 1,0 Заказ № 026 Тираж 100 экз

Издательство МГТУ 385000, г Майкоп, ул Первомайская, 191

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сикалиев, Ашим Имаммаземович

Введение.

ГЛАВА Общественный строй и эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы ногайского героического эпоса.

1.1. Из истории образования Ногайской орды, ее развития и распада.

1.2. Общественный строй ногайцев в свете исторических источников.

1.3. Отражение общественного строя ногайцев в героическом эпосе.

1.4. Эпические традиции ногайцев: нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса.

Выводы.

ГЛАВА 2. Способы эпического изображения героев в ногайском эпосе.

2.1. Эпическая биография героя (Герой и его происхождение).

2.2. Рождение и детство.

2.3. Способы изображения поступков:

1) портретная характеристика героев.

2) богатырский конь и вооружение героя.

3) боевые эпизоды.

2.4. Основные конфликты.

2.5. Поэтический стиль эпоса.

Выводы.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Сикалиев, Ашим Имаммаземович

Научное и культурное значение ногайского эпоса даже по дореволюционным немногочисленным публикациям отмечены такими крупными учеными нашей страны, как В.В. Бартольд, А.Н. Самойлович, П.А. Фалев, В.М. Жирмунский и др.

За годы Советской власти кроме просветителя А.-Х.Ш. Джанибекова никто собиранием эпического наследия ногайского народа не занимался. А.-Х.Ш. Джанибековым записаны поэмы " Ахмет, сын Айсула", "Эдиге", "Мамай", Шора батыр", "Адиль-Солтан".

С конца 50-х годов систематическим собиранием произведений ногайского эпоса занимается автор данной диссертации.

Главными жанрами ногайского эпоса являются богатырские поэмы (баьтир йырлары) и лирические дестаны (ашыклык дестанлары). Как героический, так и лирический эпос ногайцев насчитывает в своем составе десятки поэм, совершенно не связанных друг с другом сюжетно.

Богатырские поэмы в эпическом наследии ногайцев занимают центральное место и составляют наибольшую группу.

В настоящее время из уст народных певцов нами записано около сорока произведений ногайского эпоса. Хотя ногайский эпос, как было сказано выше, давно привлекал к себе внимание собирателей и исследователей, но он до сих пор не стал еще объектом монографического исследования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Ногайская фольклористика до сих пор не располагала достаточным опытом в области исследования жанров ногайского фольклора, в том числе героического эпоса. Главной причиной этого, на наш взгляд, являются отсутствие национальных научных кадров и все еще недостаточная работа по сбору материалов, дающих основательное, широкое представление о богатстве самобытного и оригинального ногайского эпоса, отличающегося ценными художественно-эстетическими качествами, имеющего несомненную культурно-историческую значимость.

Ногайский героических! эпос как эпос исторический особенно тесно связан со средневековой историей, этнографией и художественной литературой ногайцев. Слабая разработанность этих дисциплин ставит исследователя эпоса ногайцев перед необходимостью самостоятельного решения многих вопросов, так или иначе связанных с эпосом.

Данная диссертация является первым монографическим исследованием по ногайскому героическому эпосу.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Произведения ногайского героического эпоса на основе сравнительного анализа наиболее полных и художественно совершенных вариантов эпических памятников с привлечением столь обширного фольклорного, исторического и письменно-литературного материалов впервые в отечественной фольклористике получают научное истолкование идейно-художественных особенностей ногайского героического эпоса, социальных и нравственных проблем, которые в поэмах, прежде всего, реализуются в сюжетах и образах главных героев, в их героических деяниях за счастье, справедливость, за благополучие Родины.

Такая методика дает возможность шире и значительнее показать общественный строй ногайцев и его современное для данной эпохи состояние, изображенные не только в эпосе, но и в исторических источниках, в произведениях ногайских поэтов, современников эпических поэм, осветить классовую борьбу в ногайском обществе Х1У-ХУП вв.

Основной целью данной работы является исследование способов эпического изображения героев, которая, на наш взгляд, является одной из главных проблем поэтики исследуемого жанра фольклора.

Автор решает следующие задачи:

- характеризует ногайское общество Х1У-ХУП вв., которое создало ногайский эпос в общем, героический - в особенности;

- раскрывает нравственные идеалы и художественные образы героического эпоса;

- определяет основные темы, разрабатываемые ногайским героическим эпосом в целом, его идейную направленность, особенности характера главных героев поэм, их социальное происхождение;

- выясняет способы и методы создания художественных образов эпических героев;

-определяет сущность и виды конфликта как художественной категории применительно к данному жанру национального фольклора;

- выявляет некоторые особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса.

МЕТОДОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАБОТЫ определяется самим материалом исследования: предполагает системно-сопоставительный анализ ногайских героических дестанов и их вариантов.

При написании диссертации автор руководствовался фундаментальными трудами ведущих отечественных фольклористов-эпосоведов: Ч. Валиха-нова, П. Фалева, В. Жирмунского, X. Зарифова, М. Ауэзова, В. Проппа, Б. Путилова, X. Короглы, Е. Мелетинского, А. Аджиева, А. Алиевой и др.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования явились произведения ногайского героического эпоса (эпические поэмы "Ахмет, сын Айсула", "Копланлы батыр", "Эдиге", "Мамай", "Эр Таргыл", "Шора батыр", "Сорок ногайских богатырей", "Адиль-Солтан", "Эр Косай"), записанные самим диссертантом непосредственно у ногайских певцов Северного Кавказа в живом исполнении, а также использованы некоторые записи А-Х.Ш. Джани-бекова и немногочисленные дореволюционные публикации в сильно сокращенных переводах на русский язык.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа является первой попыткой монографического изучения ногайского героического эпоса.

Научная новизна обусловлена и тем, что автор впервые вводит в научный оборот до него никем не записанные у ногайцев в таком объеме поэмы "Копланлы батыр", "Мамай", "Шора батыр", "Эр Таргыл", "Эр Косай", "Сорок ногайских богатырей", "Эр Шобан".

Большая часть анализируемых поэм ранее не публиковалась. 5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в следующем:

1) материалы диссертации могут быть использованы и частично уже используются преподавателями, студентами и учащимися общеобразовательной и высшей школы в качестве учебного пособия по спецкурсу "Устное народное творчество и дореволюционная литература ногайцев";

2) полученные данные могут быть использованы на занятиях краеведения, на уроках истории и родного языка;

3) полученные выводы найдут применение в дальнейшем исследовании фольклора, литературы, истории и этнографии ногайцев;

4) выводы и заключения, а также иллюстративный материал, содержащиеся в настоящем исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих работ по фольклору и культуре, в частности, тюркоязычных народов РФ и СНГ.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация выполнена в стенах Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований и обсуждена в отделе фольклора названного института.

Положения диссертации отражены в опубликованной научной монографии ("Ногайский героический эпос". - Черкесск: КЧИГИ, 1994. - 328 с. На рус. яз.), двух отдельно вышедших из печати сборниках статей и очерков, четырех сборниках дестанов, собирателем вошедших в них эпических памятников и составителем которых является автор, ряде статей, опубликованных в сборниках КЧИГИ, докладах на конференциях.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ногайский героический эпос"

выводы

Какое произведение (дестан) ногайского героического эпоса ни возьми, проблемам социального происхождения главного героя, заступника трудового народа, его детству, способам изображения его поступков, богатырскому коню и вооружениям героя, проблемам причин конфликтов между противниками, боевым эпизодам уделяется наибольшее внимание.

И естественно, вторая глава, посвященная вышеназванным вопросам, является главной, основной главой в данной диссертации.

Ногайский эпос чрезвычайно большое значение придает социальному происхождению народного богатыря.

Это - идеологический и нравственней центр любой эпической поэмы.

В отличие от славянской эпики, где социальная принадлежность героев не играет решающей роли, в ногайском героическом эпосе именно это обстоятельство, является и решающим для богатырства. Именно потому, что эпические богатыри и правящая верхушка ногайского общества принадлежат к антагонистическим классам, их интересы непримиримы.

Почти все положительные герои эпоса являются выходцами из трудового народа.

Для эпоса главным является не описание внешности богатыря, а его героические подвиги, показ моральных качеств героя. Его постоянными противниками выступают представители верхов ногайского общества.

Чрезвычайно важное место в эпосе принадлежит богатырскому коню, без которого немыслимо богатырство.

Эпос показывает бесстрашие, мужество народного батыра через единоборство с врагом и через массовое сражение.

Каждый эпический дестан представляет собой законченное в художественном отношении произведение.

В ногайском эпосе конфликт является движущей силой событий, основой каждого произведения.

В богатырском эпосе ногайцев можно выделить три основных типа конфликтов:

1) "социальный конфликт", связанный со столкновениями идеального героя на его пути к своей возлюбленной;

2) "классовый конфликт", отражающий борьбу батыров с представителями эксплуататорских классов во главе с ханом;

3) "национальный конфликт", отражающий борьбу народных богатырей с внешними врагами.

Стиль эпоса отличается стабильностью, наличием устойчивых зачинов и концовок. В зачинах указываются время действия, место действия, называются конкретные имена, часто исторические, с кем борются и воюют народные герои.

Развитие ногайского эпоса не привело к его циклизации. Многочисленные поэмы не слились в одну эпопею, как целый ряд ногайских государств и княжеств не объединились в одно централизованное государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, народный эпос имеет большое не только научное, но и культурно-воспитательное и эстетическое значение и на него всегда обращалось пристальное внимание как учеными-фольклористами, так и писателями всех народов и времен.

Однако за широкой волной общественного интереса к эпической героике, столь понятного именно в наши дни, - писал академик В.М. Жирмунский, - должна последовать и более углубленная и строгая научная работа -систематическое собирание, издание и изучение памятников народного эпоса" (36, 25).

Богатая эпическая поэзия ногайского народа дошла да наших дней в живом бытовании. Уже с этой стороны исследование ее имеет большое значение.

Говоря о значении ныне живых тюркоязычных, в т.ч. ногайского, эпо-сов, В.М. Жирмунский писал: ".с научной точки зрения мы имеем здесь ключ к проблеме эпоса в целом. Изучение живой эпической традиции нашего времени - ключ к пониманию классического эпоса античного мира и средневековья, дошедшего до нас, как на Западе, так и на Востоке, только в письменных памятниках, литературных записях и обработках." (38, 241).

Как показало исследование ногайского героического эпоса в аспекте исторического развития, народный эпос наравне с художественней литературой является самым значительным творением духовной культуры ногайского народа.

Он обратил на себя внимание собирателей и исследователей еще в XIX в., но научному изучению подвергалась в основном поэма "Эдиге". Ногайский эпос заслужил высокую оценку крупнейших востоковедов нашей страны, но объектом монографического исследования до сих пор не стал.

Возникновение и расцвет ногайского эпоса тесно связаны с процессом формирования ногайской народности, с политической историей ногайского феодального государства, общественной и культурной жизнью ногайского общества в Х1У-ХУП вв. Этот период истории ногайского народа, собственно, и составляет эпическое время поэм.

Формирование ногайского народа в ХШ-ХГ/ веках протекало на огромной территории от Иртыша до Дуная, с участием аланских, гуннских, булгарских, хазарских, огузских, печенежских, половецких, угорских племен, растворившие в своем составе и монгольских завоевателей.

Ко времени образования ногайской этнической общности и создания в 1391г. Ногайского государства эти племена прошли многовековой путь политической, общественной и культурной жизни.

Прежде чем перейти к характеристике ногайского героического эпоса, как нам думается, уместно коротко остановиться на формах мирового эпоса.

Отечественные эпосоведы (В.М. Жирмунский, В.Я. Пропп, Е.М. Меле-тинский, В.Н. Путилов и др.) различают три основные формы мирового эпоса: мифологический эпос, догосударственный эпос (архаическая форма героического эпоса) и классический героический (исторический) эпос.

Мифологический эпос - плод первобытнообщинного строя. Он пронизан пафосом борьбы с природой, и даже социальные отношения выступают в нем как отношения с природой" (70, 51-53).

Догосударственный эпос генетически связан с мифом (В.Я. Пропп). Исторические мотивы в нем могут отсутствовать, а характерными темами являются борьба с чудовищами и героическое сватовство (70, 71-72).

Классическая форма героического эпоса возникает позднее и там, где этническая консолидация дошла до государственной, и эта последняя более или менее отстоялась и нанесла решительный удар мифологизированию исторического прошлого.

Как утверждает Е. Мелетинский, источником формирования классического эпоса явились не мифы, а исторические предания (70, 71), поскольку эпоха борьбы данного общества с силами природы и примитивные формы производства и общественных отношений остались уже позади.

Поэтому произведениям классической формы героического эпоса характерны объективно-повествовательный тон изображения исторических событий и войн с реальными врагами народа, а не воспоминания о трудовом освоении мира.

Источниками формирования ногайского героического эпоса являлись не мифы, а исторические предания Х1У-ХУП веков, отразившие политическую и духовную жизнь ногайцев.

Героический эпос ногайцев был создан относительно поздно -в XIV-XVII вв., т.е. после того, как сложились ногайская народность и ее государственность, когда социальное развитие и классовое расслоение ногайского феодального общества достигло значительных высот.

И как следствие этого, ногайский народный эпос отражает политическую, общественную и культурную жизнь конкретно ногайцев и отличается реальным изображением действительности, историчностью.

Ногайский героический эпос насыщен отзвуками реальных исторических событий, что придает ему ценность исторического источника, а это справедливо подчеркивают разные исследователи. А.Н. Кононов и Е.М. Ме-летинский так пишут об историчности ряда произведений ногайского эпоса: "Кое в чем уточняя летописные данные, эти сказания служат своего рода рекордом соответствия эпического предания историческим фактам.

Это один из тех редких случаев, когда можно представить себе формирование существенных фрагментов сюжета непосредственно по следам исторических событий" (40, предисловие, 10-11).

Эпос глубоко народен - он выражает чаяния народных масс. В ногайском эпосе чрезвычайно сильно отразился классовый антагонизм в ногайском обществе на протяжении ряда веков.

Основным содержанием ногайского героического эпоса является изображение народного героизма, преобладание идеи борьбы с эксплуататорами и защиты Родины от вполне реальных и конкретных внешних врагов. Наиболее крупными периодами подъема активности народных масс ногайских племен, отраженных в эпосе, были борьба с монгольскими завоевателями за родные земли в XIII в., борьба с золотоордынскими ханами за создание своей национальной государственности в XIV в., борьба с междоусобной войной ногайских князей в XVI в. и борьба с джунгарскими ханами за независимость ногайского народа в XVII в.

Ногайский героический эпос, как и всякий другой, запечатлел не только реальные ратные подвиги трудового народа против классовых и национальных врагов, но и общественный строй, быт, хозяйство, образ жизни и обычаи, идеалы ногайцев давно минувших эпох.

Наиболее многочисленную группу составляют поэмы, в которых народ воспевает героев - батыров, выходцев из трудового народа, поднявшихся на борьбу против несправедливости хана, против социального неравенства.

В ногайском обществе XIV-XVII веков эпическое творчество было явлением не долитературным, а внелитературным, т.к. в среде ногайцев до эпоса и наравне с ним развивалась и художественная литература.

Создатели ногайских эпических дестанов достигли высокого мастерства в изображении как положительных, так и отрицательных героев.

Действия почти всех дестанов происходят в рамках ногайского государства, ногайской страны.

Почти все положительные герои представляются ногайцами. Эпос совершенно не говорит, к какому ногайскому племени принадлежит абсолютное большинство богатырей. Всюду, где герой хочет сказать о своей этнической принадлежности, он представляется ногайцем, сыном и богатырем ногайского народа.

Ногайский эпос придает чрезвычайно большое значение социальному происхождению богатыря и социальной оценке его подвигов. Это - идеологический и нравственный центр любой эпической поэмы. Именно потому, что эпические богатыри и правящая верхушка ногайского государства принадлежат к антагонистическим классам, их интересы непримиримы.

Герои растут в бедности, переносят немало лишений.

Ногайский героический эпос не дает подробного описания внешности богатыря, его точного портрета, характерного для письменной литературы.

Для эпоса главным являются его героические подвиги, показ моральных качеств героя. Эпос часто показывает качество своих положительных героев через сравнение с их противниками. Эпос не забывает показать мужество, бесстрашие героя, защитника народа, в единоборстве с врагами и в общих батальных сражениях.

Чрезвычайно важное место в эпосе принадлежит богатырскому коню. Конь является ближайшим помощником и другом богатыря во всех его делах и подвигах.

Большое место в ногайских эпических памятниках уделяется боевым эпизодам. Именно в боях с жестокими недругами народа со всей силой и яркостью проявляются качества героев.

Героический эпос ногайцев состоит из десятков отдельных поэм, сю-жетно не связанных между собой. Каждая из них представляет собой законченное в художественном отношении произведение.

Для композиции произведений ногайского эпоса характерно развертывание действия в биографическом плане. А биографии героев состоят, как правило, из целой цепи подвигов. При этом в одной и той же поэме повествуется обо всех основных эпизодах жизни батыра - от рождения до смерти. Не всегда повествование начинается с рождения батыра, но, встретившись с героем, слушатели знакомятся со всеми его подвигами.

Таким образом, каждое произведение создает законченную биографию богатыря.

В ногайском героическом эпосе движущей силой воспроизводимых образов и событий является конфликт, составляющий основу каждого произведения.

Эпический конфликт всегда обуславливается действительной динамикой классовых и национальных противоречий. Конфликт в эпосе проявляется, как и в жизни, многообразно. В богатырском эпосе ногайцев можно выделить три основных типа конфликтов.

1. Социальный конфликт, связанный со столкновениями идеального героя на его пути к своей возлюбленной.

2. Классовый конфликт, отражающий борьбу положительных героев против представителей эксплуататорских классов во главе с ханом.

3. Национальный конфликт, отражающий борьбу народных героев с внешними врагами Родины ради благосостояния и независимости родного народа.

Особенности поэтического стиля ногайского героического эпоса определяются его историческими условиями возникновения и выполняемой функцией.

Стиль эпоса отличается стабильностью, наличием устойчивых зачинов и концовок. В зачинах указываются время действия (хронологический зачин), место действия (географический зачин), называются конкретные имена, часто исторические, с кем имеют дело положительные герои (исторический зачин).

Ногайская эпическая традиция предполагает несколько важнейших приемов развития композиции и создания образа положительных героев.

Во-первых, "авторская" характеристика, т.е. характеристика героев певцом-исполнителем.

Во-вторых, самохарактеристика, самооценка героя, обнажающаяся в монологах и диалогах героев.

Развитие ногайского эпоса не привело к его циклизации. Многочисленные поэмы не слились в одну эпопею.

Искусство певца у ногайцев, как у всех народов, своими корнями уходит в глубокую древность. Исполнение эпических поэм было частью театрального искусства, средством познания прошлого, патриотического воспитания населения и повышения боевого духа воинов перед сражениями.

С развитием феодализма в ногайском обществе эпическое творчество и сказительство сосредотачиваются в народных низах.

В ногайском эпосе представлены не только героические поэмы, но и лирические дестаны. Каждому жанру ногайского эпоса соответствует свой исполнитель. "Иырау" исполнял только богатырские поэмы, а "бахшы" был исполнителем лирических дестанов. Это, надо думать, способствовало высокому профессиональному мастерству ногайских сказителей, достигнутому и благодаря разделению труда.

Из всего сказанного становится ясно, что произведения ногайского эпоса являются памятниками феодальной эпохи и относятся к классической форме героического эпоса. Нет сомнения, что народ, создавший этот эпос, жил при феодализме, государственная консолидация была достигнута им еще в XIV в. Все это не могло не найти своего отражения в эпосе.

 

Список научной литературыСикалиев, Ашим Имаммаземович, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков: Монография. -Махачкала, 1971.

2. Аджиев A.M. Дальные дороги песни: Монография. Махачкала,1977.

3. Аджиев A.M. Историко-типологический анализ образов и сюжета кумыкского эпоса о Минкюллю//Поэтика фольклора народов Дагестана. -Махачкала, 1981. С. 5-24.

4. Аджиев A.M. Нартский прозаический фольклор кумыков и его место в кавказской нартиаде//Дагестанская народная проза. Махачкала, 1982. -С. 4-23.

5. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. Махачкала, 1983.

6. Айт десенъиз, айтайым: Ногайские народные песни/ Зап. и сост. Си-калиева А.И. Черкесск, 1971.

7. Авыл поэзиясы яде ногай эл адебияты: Ногайские народные пес-ни/Зап. и сост. Джанибекова А.-Х.Ш. Предисловие Джанибекова А.-Х.Ш. и Курманалиева М. Махачкала, 1935.

8. Алексеева Е.П. Очерки по экономике и культуре народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1957.

9. Алексеева Е.П. Ногайцы/Ючерки истории Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1967. Т. I. С. 141-148.

10. Ю.Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971.

11. Алиева А.И. Адыгский нартский эпос. М.; Нальчик, 1969.

12. Бартольд В.В. Отец Едигея/УБартольд В.В. Сочинения. Т. 2, ч. 1. -М., 1963.-С. 797-804.

13. Баскаков H.A. Введение в изучение тюркских языков. М., 1969.

14. Бердибаев Р. Казахский эпос: Монография. Алма-Ата: Гылым, 1982. На каз. яз.

15. Боплан Г. Описание Украины: Пер. с фран. СПб., 1832.

16. Валиханов Ч. Сочинения. СПб., 1904.

17. Вариант А. Кадрашова поэмы "Эр Таргун". Фонды КЧНИИИФЭ. Полевые материалы, собранные А. Сикалиевым в 1968 г.

18. Вариант 3. Кайбалиева поэмы "Эр Таргын"/3ап. А. Сикалиева. -Личный архив автора.

19. Векилов А.П. Народная поэзия Азербайджана// Народная поэзия Азербайджана/Вступ. ст., сост. и прим. А.П. Векилова. Л.: Сов. пис., 1978.

20. Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой орды Ногай и его время// Записки Российской АН. Петроград, 1922. - Т. ХШ, № 6.

21. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М., 1973.

22. Гамзатов Р.Г. Речь//Второй Всесоюзный съезд советских гоюателей. -М., 1956.-С. 452.

23. Герберштейн С. Записки о Московских делах. СПб., 1908.

24. Горький А.М. О религиозно-мифологическом моменте в эпосе древних//Литературная учеба. 1936. - № 7.

25. Горская свирель: Дагестанские народные песни/Переводы Н. Калиевой. Махачкала, 1969. - С.30-36.

26. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л.,1950.

27. Десятиудельный Ногай (по-ногайски "Он сан Ногай") территория Ногайского ханства между Волгой и Тоболом, разделенная на десять административных единиц.

28. Джанибеков А.-Х.Ш. Соьз казнасы. ТТ. 1-4: Рукописный фонд Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики (КЧНИИИФЭ).

29. Джанибеков А.-Х.Ш. Соьз казнасы. Т.1. - Поэма "Шора баьтир". -Рукоп. фонд КЧНИИИФЭ.

30. В некоторых вариантах Шора тонет в реке при попытке перепрыгнуть ее и вернуться к отцу в Крым. В других его самоубийство мотивировано тем, что он в юноше из Московского войска опознал своего собственного сына от русской жены.

31. Домбра: Сб. ног. нар. дестанов/Зап., подгот. текстов, сост., пред. и словарь Сикалиева А.И. Кн. 1. - Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное изд-во, 1993.

32. Едигей имел постоянное войско более 200 тыс. всадников.

33. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М: ГИХЛ, 1947.

34. Жирмунский В.М. Некоторые итоги изучения героического эпоса народов Средней Азии//Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-С. 24-65.

35. Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса "Манас'7/Киргизский героический эпос "Манас". М.: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 85-196.

36. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-историче-ские очерки. М.; Л.: ГИХЛ, 1962.

37. Жирмунский В.М. Мелиоранский П.М. и изучение эпоса "Едигей" // Тюркологический сборник. М.: Наука, 1972. - С. 141-185.

38. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос: Избранные труды. -Л.: Наука, 1974.

39. Западно-Кавказские горцы и ногайцы в XVIII столетии по Пейсоне-лю//Кубанский сборник. Екатеринодар, 1891. - Т.2.

40. Иванов П.П. Очерк истории каракалпаков//Материалы по истории каракалпаков. М.; Л., 1935. - С. 20.

41. История Узбекской ССР. Ташкент, 1955. - Т. 1., кн. 1.44. "Кавказ", Тифлис, 1863, №№ 51, 52.

42. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т.8, изд. II. СПб., 1819.

43. Караногайские народные исторические предания//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Издание Управления Кавказского Учебного Округа. - Вып. XXVII. - Отдел третий. -С. 1-38.

44. Кешев А.-Г. Характер адыгских песен//Избранные произведения адыгских просветителей/Вступ. ст., подгот. текстов и комм. Р.Х. Хашхоже-вой. Нальчик: Эльбрус, 1980. - С. 123-142.

45. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос: Монография. -Уфа, 1970.

46. Клавихо Г. Путешествие ко двору Тимура. СПб., 1880.

47. Книга большому чертежу/Издание H.H. Сербиной. М.; JL, 1950. -С. 140, 147.

48. Книга Марко Поло: пер. со старофранц. И.П. Минаева. М.: Гео-графиздат, 1956.

49. Кобланды батыр: Казахский героический эпос/Сост. тома, авторы исслед. и комм. Н.В. Кидайш-Покровская и O.A. Нурмагамбетова. М.: Наука, 1975.

50. Конратбаев А. О казахском эпосе "Козы Корпеш и Баян-Слу": Исследование. Алма-Ата, 1959.54. "Копланлы батыр": Поэма /Вариант К.-Г. Туркменова/Зап. А. Сика-лиева. Личный архив автора.

51. Короглы Х.Г. Дастанный эпос туркменского народа//Труды Института языка и литературы АН Туркм. ССР. Вып. I. - Ашхабад, 1956. -С. 122-140.

52. Короглы Х.Г. Этногенетические мифы древних тюрков//Народы Азии и Африки. М., 1972. - № 1. - С. 134-138.

53. Короглы Х.Г. Огузский героический эпос: Монография. М.: Наука,1976.

54. Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана: Монография. М.: Наука, 1983.

55. Кравцов Н.И. Сербохорватский эпос. М.: Наука, 1985.

56. Кужелева Л. Ногайцы (Из истории ногайцев XVIII начала XX вв.)// Ученые записки института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. - Махачкала, 1964. - Т.ХШ. - Серия ист. - С. 194-229.

57. Культура и быт народов Северного Кавказа: 1917-1967 гг.//Под ред.

58. B.К. Гарданова. М.: Наука, 1968.

59. Кыдырбаев Р.З. Генезис эпоса "Манас": Монография. Фрунзе: Илим, 1980.

60. Кыдырбаев Р.З. Сказительское мастерство манасчи: Монография. -Фрунзе: Илим, 1984.

61. Легенда говорит: Песни и сказания народов Дагестана/ Сост. Лип-кинС.-М., 1959.-С. 41-46.

62. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.; Л., 1952.

63. Максетов К. Каракалпакский эпос. Ташкент: Фан, 1976.67. "Мамай"/3ап. А. Сикалиева. Личный архив автора.

64. Манан ногайское название реки Дунай.

65. Маргулан А. О носителях древней поэтической культуры казахского народа//М.О. Ауэзову: Сб. ст. к его шестидесятилетию. Алма-Ата: Изд-во АН Казахской ССР, 1959. - С. 70-89.

66. Мелетинский Е.М. Народный эпос//Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М.: Наука, 1964.1. C. 50-96.

67. Мелиоранский П.М. Предисловие к. тексту "Сказание об Едигее и Тохтамыше": Записки Императ. Рус. Географ. Общ-ва по отделению этнографии. Приложение к тому XXIX. СПб., 1905. - С. 17.

68. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л., 1936.73. "Москвитянин": журнал, 1853. № 2.

69. Народы Кавказа. М., 1960. - Т. 1.

70. Ногайская орда отделилась от Золотой орды в 1391 г., т.е. раньше всех остальных ханств//См.: Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой орды. Саранск, 1960. - С. 158, 176, 227.

71. Ногай халк йырлары: Ногайские народные песни/Запись Калмыковой С. А-Х. и Сикалиева А.И. Предисловие (на ног. и рус. яз.) Сикалиева А.И. М.: Наука, 1969.

72. Ногайдынъ кырк баьтири: Сб. ног. нар. дестанов/Зап., подгот текстов, сост., предис. и словарь А. Сикалиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.

73. Османов М. Ногайские и кумыкские тексты. СПб, 1883. - С. 1-105.

74. Очерки истории СССР: XIV-XV вв. М., 1953. ч. 2.

75. Оьсиет: Сб. произв. ног. поэтов XV нач. XX вв./Сбор, подгот. текстов, биограф, справки, предис. и словарь А.И. Сикалиева. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991.

76. Песни ногайцев/Сост. и пер. Н. Калиевой. Ставрополь, 1949.

77. Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе, 1963.

78. Плисецкий М.М. Историзм русских былин. М.: Выс. шк., 1962.

79. Под киргизами до Октябрьской революции разумелись казахи.

80. Полевые материалы, собранные А. Сикалиевым. Вариант А. Кад-рашова. - Фонды КЧНИИИФЭ.

81. Потапов Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни//Сборник Музея антропологии и этнографии. М.; Л., 1949. - Вып. XII. - С. 47.

82. Поэма "Эр Кокше"/Зап. А. Сикалиева. Личный архив автора.

83. Предание "Ахмет" Полевые материалы А. Сикалиева 1968 г. -Фонды КЧНИИИФЭ.

84. Пропп В.Я., Путилов Б.Н. Эпическая поэзия русского народа/былины. М, 1958. - Т. 1.

85. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М: ГИХЛ, 1958.

86. Путилов Б.Н. Русский и южно-славянский героический эпос. М.: Наука, 1971.

87. Радлов В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. СПб., 1866-1896. - Т. 1-7.

88. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1., кн. 1. - М.; Л., 1952.

89. Рубрук В. Путешествия в восточные страны/Пер. А. Малеина. -СПб, 1911.

90. Рудановский А. О Караногайской степи и кочующих на ней племенах// Газ. "Кавказ", 1863, № 50.

91. Русское народное поэтическое творчество. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т.2., кн. 1.

92. Рыбаков Б.А. Куликовская битва//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины: Материалы юбилейной научной конференции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С. 5-15.

93. Сагитов И.Т. Каракалпак халкынын кахарманлык эпосы. Нукус, 1963.

94. Сафаргалиев М.Г. Ногайская орда во II половине XVI в.//Сборник научных трудов Мордовского госпединститута. Саранск, 1949. - С. 32-56.

95. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой орды. Саранск, 1960.

96. Сборник музея антропологии и этнографии при Российской Академии наук. Петроград, 1917.-Т. 5.- Вып. 1.

97. Селиванов Ф.М. Искусство изображения внутреннего мира человека в былинах//Фольклор как искусство слова: Психологическое изображение в русском народном поэтическом творчестве. М.: Изд-во МГУ, 1969. -Вып. 2.- С. 85-107.

98. Селиванов Ф.М. Изображение человека в былинах//Фольклор: Поэтическая система. М.: Наука, 1977. - С. 193-214.

99. Селиванов Ф.М. Русский эпос. М.: Высш. шк., 1988.

100. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895.

101. Сербский эпос/Ред., исслед. и комм. Н. Кравцова. М.; JL: Академия, 1933.

102. Сикалиев А.И. Фольклор ногайцев/Ючерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967. - Т.1. - С. 585-588.

103. Сикалиев А.И. История собирания и публикации ногайского фолышора//Труды КЧНИИИФЭ. Черкесск, 1970. - Сер. фил. - Вып. 6. -С.3-23.

104. Сикалиев А.И. Жизнь и деятельность ногайского просветителя А.-Х.Ш. Джанибекова//Труды КЧНИИИФЭ. Черкесск, 1973. = Сер. Фил. -Вып. 7.-С. 156-163.

105. Сикалиев А.И. Сынап карап, сырласып.: Сб. ст. Черкесск, 1975.

106. Сикалиев А.И. Общество и герой в ногайском героическом эпо-се//Традиции и современность: фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1980. - С. 3-18. Сноски 168-170.

107. Сикалиев А.И. Ногайская героическая поэма "Копланлы батыра/Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1983. - С. 20-41.

108. Здесь и далее, когда не оговорено, цитируемые тексты взяты из личного архива автора и подстрочные переводы принадлежат ему же.

109. Сикалиев А.И. Состояние и перспективы развития ногайской филологии (в соавторстве)//Советская тюркология. 1986. - № 3. - С. 61-68.

110. Сикалиев А.И. Ногайское устное народное творчество. Ногайская дореволюционная литература: Научные очерки. Черкесск: Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования, 1990.

111. Сикалиев А.И. Ногайские народные сказители//Фольклор народов Карачаево-Черкесии: Традиционные жанры и сказительское мастерство. -Черкесск: КЧНИИИФЭ, 1991. С. 81-112.

112. Сикалиев А.И. Ногайский героический эпос: Научная монография. -Черкесск: Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почета» институт гуманитарных исследований, 1994.

113. Сказание о царстве Казанском. М., 1959. - С. 69-70.

114. Скальковский А.О. О ногайских татарах, живущих в Таврической губернии/Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1843. - Ч. XI.

115. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII в. СПб., 1887.

116. Так, ногайский мурза Демир имел более 400 тыс. голов скота//См.: Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971. - с. 255.

117. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. СПб., 1884. - Т. I.

118. Урманчеев Ф. Эпические сказания татарского народа: Сравнительно-исторические очерки. Казань, 1980.

119. Урманчеев Ф. Героический эпос татарского народа: Монография. -Казань, 1984.

120. Фалев П.А. Арабская новелла в ногайском эпосе. Симферополь,1915.

121. Фалев П.А. Введение в изучение тюркских литератур и наречий. -Ташкент, 1922.

122. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой орды. М.,1973.

123. Художественная проза Киевской Руси Х1-Х1П вв./Сост., перев. и примеч. И.П. Еремина и Д.С. Лихачева. Вст. ст. Д.С. Лихачева. М.: ГИХЛ, 1957.

124. Центральный государственный архив древних актов, кл. 414, д. 434, л. 276 (Москва).

125. Цитировано по книге: Перетяткович Г. Поволжье в ХУ-ХУП вв. -М., 1877.-С. 138.

126. Цитировано по книге: Иванов П.П. Очерк истории каракалпа-ков//Материалы по истории каракалпаков. М.; Л., 1935. - С. 20.

127. Цитировано по книге: Сафаргалиев М.Г. Ногайская орда во II половине XVI в.//Сборник научных трудов Мордовского госпединститута. -Саранск, 1949. С. 40.

128. Чернышевский Н.Г. Песни разных народов//Устное поэтическое творчество русского народа: Хрестоматия/Составители Василенок С.И. и Си-дельников В.М. М.: Изд-во МГУ, 1954. - С. 382-396.

129. Чтения общества истории и древностей Российских. М., 1918.1. Т. I.