автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Советская поэма 60-70-х годов о Великой Отечественной войне (идейно-эстетические и жанровые особенности)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Захарова, Наталья Викторовна
ВВЕДЕНИЕ .З"*
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА ПОЭМЫ И ТРАДИЦИЙ И НОВАТОРСТВА В
СОВРЕМЕННОМ СОВЕТСКОМ ЖТЕРАТУРОВЕДЕНЙИ.11
§1. Проблема жанра поэмы . 11
§2. К проблеме традиций и новаторства. 26
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИЩИПОВ ПОЭМЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ
СОВЕТСКОЙ ПОЭМЕ. 36
Часть I. Основные черты и тенденции поэмы периода
Великой Отечественной войны . 36
Часть II Идейно-эстетические особенности современной советской поэмы о Великой Отечественной войне. 51-
§ I. Тема и образ памяти как основа гуманизма в современной поэме о Великой Отечественной войне . 53
§ 2. Категория героического в историческом и философском содержании борьбы советского народа с фашизмом. 67
§ 3. Углубление гуманизма в связи с концепцией мира и человека.79
ГЛАВА III.ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ
ПОЭМЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. 103
§ I. Лиро-эпическая поэма . 110
§ 2. Лирическая поэма . 140
§ 3. Лирико-драматическая поэма . 168
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Захарова, Наталья Викторовна
Одна из важных задач работы - установить, чем отличается современная поэма о войне от поэмы военного времени как в плане идейно-эстетическом, так и жанрово-стилевом.В ее задачи входит определение нового качества современной поэмы, при этом необходимым является выявление традиций А.Твардовского, О.Берггольц, Н.Тихонова, М.Алигер, П.Антокольского и других поэтов.Одной из задач также является исследование темы о войне и мире, о мире после войны.Война стала нашей историей, и чем дальше мы отстоим от нее во времени, тем больше возможностей постичь ее и осмыслить философски, глубоко, всесторонне, обобщить пережитое.И в этом также актуальность теш, подтвержденная жизнью.
Обращаясь к военному прошлому, поэты пишут о мире, о его теперешнем и будущем развитии, поворачивая тему в плане философского осмысления жизни.Ключевой позицией, как мне кажется, и должно быть философское осмысление жизни через поэму о войне.Точкой отсчета
I.Брежнев Л.И. Ленинским курсом.Речи и статьи.-М.,1972, т.З, с.279. должен быть в первую очередь А.Твардовский, его поэмы,Это прежде всего "Василий Теркин" и "Дом у дороги". "Дом у дороги",- пишет Л.Н.Таганов,- отчетливее и основательнее, чем какое-либо другое произведение Твардовского, обозначил его переход от войны к миру, выразил саму психологию изменений в методе и стиле поэта, запечатлевая эти изменения в полную художественную силу".''"
А.Твардовский поднял на огромную высоту три святых слова: от2 ветственность перед павшими." Эту ответственность чувствуют и современные поэты, отдавая дань, долг памяти о войне в своих поэмах.
Современная поэма развивает традиции лиро-эпического жанра военных лет.При выявлении этих традиций важно определить, какие тенденции поэмы военных лет сегодня, быть может, уже ассимилируются, а какие развиваются, являя новое качество в 50, 60, 70-е годы.Важно показать накопление идейно-эстетического и художественного опыта. Поэма о войне - действенное и плодотворное, вечно живое наследие. Важно проследить, как развивался и обогащался сам жанр поэмы, в каких конкретных разновидностях предстали в наши дни общие особенности поэмы как жанра.В процессе решения этой задачи мы старались выделить и рассмотреть те стилевые средства /своеобразие сюжета, композиции, образности, лексики и так далее/,- в которых нашли свое конкретное художественное выражение особенности жанра и художественного метода.
Рассмотрение поэмы и с точки зрения историко-литературной, и с точки зрения использования ее как средства воспитания и идеологической борьбы, то есть, исследование литературного процесса и литературных явлений нашей эпохи - 60-70-ых годов - представляет собой
1.Таганов Л.Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 4070-ых годов.-Иваново, 1978, с.26.
2.Наровчатов С. Ради жизни на земле.-Литературная газета, 1975, 7 мая, № 19, с.5. актуальную литературоведческую задачу. Что же касается поэмы о Великой Отечественной войне, то актуальность ее изучения еще больше усиливается в связи с тем, что вокруг жанра поэмы в настоящее время идут оживленные дискуссии.Осмысление опыта развития современной советской поэмы, природы ее новаторских достижений может помочь решению спорных вопросов и развитию современной поэмы.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХ1У, ХХУ, ХХУ1 съездов КПСС, основополагающие документы партии и правительства по вопросам литературы и искусства; методологические исследования наших ведущих советских ученых: А.М.Абрамова, А.С.Бушмина, Ю.Я.Барабаша, В.И.Гусева, И.К.Кузьмичева, Д.С.Лихачева, Е.П.Любаревой, А.И.Мет-ченко, Г.Н.Поспелова, А.И.Павловского, А.Н.Соколова, М.Б.Храпчен-ко и других.В работе учтены материалы научных дискуссий по теме диссертации, все ценное, что содержится в критической литературе, монографиях и диссертациях по аналогичным проблемам и темам.Методология исследования строится как на историческом, так и на теоретико-литературном подходе к проблеме.
Научная новизна работы обусловлена как самим материалом, который еще недостаточно исследован, так и подходом к нему.Многонациональная советская поэма 60-70-ых годов о Великой Отечественной войне рассматривается в ее идейно-эстетическом и жанровом своеобразии, что позволяет выявить существенные тенденции и закономерности развития лиро-эпического жанра в современной поэзии в их соотношении с художественным опытом и традициями поэмы военных лет.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования предпринятого анализа и сделанных на его основе обобщений в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах, на занятиях в общеобразовательной школе и на подготовительном отделении гуманитарных факультетов.
Структура работы обусловлена поставленными задачами.Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Советская поэма 60-70-х годов о Великой Отечественной войне (идейно-эстетические и жанровые особенности)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная советская поэма существенно видоизменилась и "в чистом виде", как воплощение эпоса, не встречается.Поэма представляет собою синтезирующий род, она включает в себя эпос, лирику, драму, нередко опирается на публицистику и документ.Синтез родовых начал отражает новое жанровое образование.Происходит не разрушение жанра, а его развитие и обогащение.
При рассмотрении и анализе современных поэм мы не можем не отметить уязвимости стремления выделить в качестве ведущей одну из родовых доминант.При всем существующем многообразии жанровых форм нами проанализированных: а/ лиро-эпических с сюжетной основой /"Кровь и пепел" Ю.Марцинкявичюса, "Фронтовая радуга" С.Наровчатова / и с опорой на публицистику и документ /"Сердце и дневник" С.Смирнова, "В полный рост" Е.Евтушенко, "Двести десять шагов" Р. Рождественского/; б/ лирических /сюжетно-лирическая "Снегопад" Д. Самойлова и "Чайная", поэма-цикл "Alter ego" А.Межирова,лиричес-ки-балладная "Четыреста" Ю.Кузнецова/; в/ лирико-драматических /"Голоса Сталинграда" М.Каноата, "Былина о неизвестном солдате" Ф.Сухова/,- нельзя не констатировать факта наличия в большинстве поэм преобладания лиро-эпической основы.Современная поэма представляет собой своеобразный лирический эпос, об этом свидетельствуют
-I вовсе рассмотренные нами произведения.Неоспорим и факт усиления философского начала в современной советской поэме на тему Великой Отечественной войны.
Каждой из этих поэм присущи свои сюжетные особенности: пове-ствовательность, фабульность /"Сердце и дневник" С.Смирнова/,эпи-зация лирического сюжета /"Снегопад" Д.Самойлова/, хроникальность /"Двести десять шагов" Р.Рождественского /, фрагментарность, сюжет мысли / "В полный рост" Е.Евтушенко, "Голоса Сталинграда" М. Каноата/.Ряд произведений создан на документальной основе, в результате влияния прозы 60-х годов / "Сердце и дневник" С.Смирнова/,
Дяя современной советской поэмы, несмотря на размытость,тран-сформированность жанрообразующих признаков, остаются характерными ее основные качества: героическое, воспевающее начало, приподнятость над уровнем повседневной жизни.Характерными являются также широта обобщений, глобальность, масштабность видения, историзм, аналитичность.
Новым завоеванием лиро-эпоса стало углубленное исследование состояния души героев, психологизм, социальная заостренность проблем и тем.Это жанр глубокого, серьезного содержания, затрагивающий и решающий глобальные, масштабные проблемы мира и человека.И, как на один из самых на наш взгляд, важных ее признаков, надо указать на двуплановость поэмы.Два пласта времени исследуют авторы: время историческое и современное.
Таким образом, поэма, действительно, интересный и перспективный значительный жанр, развивающийся в лучших традициях лиро-эпоса периода Великой Отечественной войны.Отталкиваясь от уже выявленных основных тенденций жанра поэмы периода войны, мы можем констатировать, что современная советская поэма продолжает жанровые традиции поэмы военных лет: лирико-публицистическое освоение темы, эпическую масштабность изображаемых характеров и событий, выявляет драматическую и вместе с тем героическую сущность времени.Но если в поэмах периода войны главным все же было прославление героев,изображение победных боев, то сейчас осмысляются не только бои победные, но и горечь утрат, тяжесть поражений.Остро звучит, как мы уже писали, тревога за человека и судьбу мира, антивоенный и гуманистический пафос.
Для современной поэмы характерно сочетание реалистического стиля с возвышенной многозначительной символикой./М.Каноат "Голоса Сталинграда" /, проза взаимодействует с поэзией в поэмах М.Ка-ноата, О.Шестинского.Обращение к документу сочетается с художественным вымыслом: С.Смирнов "Сердце и дневник", Е.Евтушенко "В полный рост".Но и символика, и лирико-философские обобщения, лирические и публицистические отступления, условность, романтика - все подчинено выражению правды истории, имеют реальную почву - саму действительность.
Так, Ф.Сухову присущ живописно-изобразительный стиль, приподнятость, песенность, поэтическая масштабность образов, философичность. С. Смирнову, С.Наровчатову присущи разговорные интонации,аналитичность, порой, описательность, наряду с патетичностью, приподнятостью и возвышенностью. Для их произведений характерно тяготение к конкретности, простоте, естественности.
Символико-романтическая приподнятость, обобщенность, условность, сказочные формы, фантастические элементы сочетаются с конкретными реалистическими картинами в поэмах Ю.Кузнецова,Ю.Марцинкяви-чюса, Ф.Сухова.Романтический стиль в сочетании с реалистическим представлен в поэме Р.Рождественского "Двести десять шагов".Очень сильны в современных поэмах народно-поэтические фольклорные традиции, использование народных сказаний, иносказаний, причитаний,частушек, плачей и так далее /поэмы Ю.Кузнецова, Е.Евтушенко/.
Все это говорит о неисчерпаемых эстетических и художественных возможностях метода социалистического реализма, о его жанровом и стилевом многообразии, о широте и богатстве поэтических средств, используемых современными художниками для воплощения правды жизни, раскрытия духовного мира советского человека, современной действительности.
Итак, мы проследили варьирование родового начала за счет жанровых разновидностей и возможностей других родов.На основании проведенного исследования приходим к основному выводу: основа поэмы-эпическое повествование, сюжет.Этот сюжет может быть событийно-повествовательным, ассоциативным, может строиться по принципу "интеллектуального монтажа".
Современная советская поэма на тему Великой Отечественной войны - это большая стихотворная, синтетическая, лиро-эпическая в целом форма, с доминантой лирического способа изображения действительности и соответственно лирически-сюжетной организацией художественно-временного пространства.Лирическое начало присутствует во всех типах поэм.Оно особенно сильно представлено в поэмах поэтов-фронтовиков.
Они, прошедшие войну, пропускают через призму своего личного восприятия, через лирический субъект события Великой Отечественной войны, что, естественно, ведет, на наш взгляд, подчинению эпоса и драмы лирике, лирической родовой доминанте творчества.На наш взгляд, этот факт играет неоспоримо важную роль в причинно-следственной связи трансформации лиро-эпоса, "большой повести поколенья", то есть, иными словами, в усилении лиризации современной советской поэмы на тему Великой Отечественной войны.Современные поэты высказывают, показывают правду о войне, войне солдатской в первую очередь.
О Великой Отечественной войне с каждым годом мы узнаем все больше.И надеемся, что свое слово о ней скажет новое, совсем еще юное поколение поэтов.И каждое новое произведение о войне дополнит святую народную партийную правду о войне, о той войне, на которой "решалась судьба первого в мире социалистического государства."''"
I. О 30-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов /Изложение постановления ЦК КПСС/.- Правда, 1975, 9 февраля, № 40.
Список научной литературыЗахарова, Наталья Викторовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Ленин В.И. И.Ш.Арманд.-Полн.собр.соч.,5-ое изд., т.49,с.54-57.
2. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия.-Полн.собр. соч., т.26, с.13-23.
3. Ленин В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома.-Полн.собр.соч., т.40, с.87-110.
4. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском I съезде РКСМ 2 октября 1920 года.-Полн.собр.соч.,т.41,с.298-318.
5. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.-Полн. собр.соч.,т.41, с.462.
6. Ленин В.И. О коммунистической нравственности.2-ое изд.,доп.-М.:Полит, лит.-ра, 1975.-277 с.
7. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся.-Полн.собр. соч. , 5-ое изд.-М.:Полит.лит.,1963, т.2,с.505-550.
8. Ленин В.И. Памяти Герцена.-Полн.собр.соч., т.21, с.255-262.
9. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн. собр.соч., т.12, с.99-105.
10. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи:Очередные задачи советской власти.-Полн.собр.соч., т.36, с.127-164.
11. Ленин В.И. Речь на широкой рабоче-красноармейской конференции. -Полн. собр. соч. , т.41, с.120-121.
12. Ленин В.И. Социализм и война.-Полн.собр.соч.,т.26, с.307-350.
13. Ленин В.И. Денные признания Питирима Сорокина.-Полн.собр.соч., т.37, с.188-197.
14. В.И.Ленин о литературе и искусстве.-5-ое изд.-М.:Худож.лит., 1976.-827 с.
15. Ленинское наследие и современная . литература.-М.:Сов.Россия, 1971.- 416 с.
16. Маркс К. и Энгельс ш. Введение.:йз рукописного наследства К.Маркса.-Сочинения.2-ое изд.-М.:Полит, лит.,1958, т.12,с.709-738.
17. Маркс К. и Энгельс Ш. Манифест коммунистической партии.-Сочинения.2-ое изд., т.4, с.419-459.
18. Маркс К. и Энгельс ш. Об искусстве.3-е изд.-М.¡Искусство, 1976, т.1,-574 е., т.II.-719 с.
19. Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах.-Сочинения.2-ое изд.-М.: Полит. лит., 1955, т.З, с.15-78.
20. Документы КПСС и Советского государства.
21. В Центральном Комитете КПСС./Постановление ЦК КПСС о 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I941-1945 гг./- Правда, 17 июня, 1984, с.1.
22. ХХ1У съезд КПСС.:Стенографический отчет.-М.:Полит.лит.,1971. 594 с.
23. Материалы Ш съезда КПСС.-М.:Политиздат, 1976.-254 с.
24. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. :Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года.-М.:Политиздат, 1977.-32 с.
25. Пленум ЦК КПСС,14-15 июня 1983 г.:Стенографический отчет.-М.¡Политиздат, 1983.-218 с.
26. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1976.-144 с.
27. Шестой съезд писателей СССР,21 июня 1976 года.¡Стенографический отчет.-М.¡Советский писатель, 1978.-696 с.
28. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства.
29. Андропов Ю.В. Учение К.Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в Советском Союзе.- В ж.¡Коммунист,№ 3, 1983, с.9-23.
30. Брежнев Л.й. Великий подвиг советского народа.Речь на торжественном собрании в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.8 мая 1975 года.-М.¡Политиздат, 1975.-23 с.
31. Брежнев Л.й. Ленинским курсом.Речи и статьи.-М.¡Полит.лит., 1972, т.З, -535 с.
32. Брежнев Л.й. Малая Земля.-М.¡Политиздат, 1978.-131 с.
33. Горбачев М.С. Речь на Пленуме ЦК КПСС от II марта 1985 года. Литературная газета, № II, 14 марта 1985 года, с.З.
34. Калинин М.И. Все для войны, все для победы.'Статьи и речи.-Л.: Лениздат, 1943.-144 с.
35. Калинин М.И. Об искусстве и литературе.Статьи, речи,беседы.
36. М.:Госполитиздат, 1957.-300 с.
37. Луначарский A.B. Ленин и литературоведение.Собр.соч. в 8-ми томах.-М.:Худож.лит.,1967, т.8, с.404-465.
38. Луначарский A.B. О пролетарской культуре.-Собр. соч. в 8-ми томах.-М.:Худож.лит.,1967, т.7, с.199-200.
39. Художественная литература.
40. Алигер М. Зоя.-В кн.:Стихотворения и поэмы в 2-ух томах.-М.: Худож.лит.,1970, т.1, с.148-193.
41. Алиева Ф. Восемнадцатая веснатПоэмы и стихи.-М.:Воениздат, 1968, с.3-36.
42. Алиева Ф. Вечный огонь.- В кн.:Поэмы и стихи.-М.:Воениздат, 1972, с.28-60.
43. Антокольский П. Сын.- Собрание соч. в 4-х томах.-М.:Худож.лит., 1971, т.2, с.40-62.
44. Бажан М. Полет сквозь бурю.-В кн.:Дорога.Избранные стихи.-М.: Худож. лит., 1964, с.236-259.
45. Берггольц 0. Твой путь.- В кн.:Собр. соч. в 3-ех томах. -Л.:Худож.лит.,1973, т.2, с.107-121.
46. Берггольц 0. Февральский дневник.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах. -Л.:Худож.лит.,1973, т.2, с.51-59.
47. Берггольц 0. Ленинградская поэма.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах. -Л.:Худож.лит.,1973, т.2, с.63-72.
48. Берггольц 0. Памяти защитников.-В кн.:Собр.соч. в 3-х томах.
49. Л.¡Худож.лит., 1973, т.2, с.97-104.
50. Ю.Васильев С. Достоинство.-Поэма.-М.:Детская лит., 1975,с.5-62.
51. Вегин П. Младший лейтенант Вегин.-Зимняя почта.Стихотворения и поэмы.-М.¡Современник, 1978, с.101-105.
52. Вегин П. Нике Самороссийская.-Зимняя почта.Стихотворения и поэмы.-М.:Современник, 1978, с.114-123.
53. Вегин П. Планета Жени Рудневой.-Зимняя почта.Стихотворения и поэмы.-М.¡Современник, 1978, с.106-113.
54. Викулов С. Одна навек.-Избранное.-М.¡Советская Россия, 1972, с.305-331.
55. Воронько П.Станция Мамина.-Дороги памяти.Стихи и поэмы.-М.: Сов. писатель, 1978, с.109-117.
56. Воронько П. Солдатский клад.-Дороги памяти.Стихи и поэмы.-М.: Сов.писатель, 1978, с.101-108.
57. Воронько П. Слово о полку Ковпаковом.Стихи и поэмы.-М.:Воен-издат, 1965, с.59-61.
58. Гамзатов Р.Последняя цена.-Новый мир, 1975, № 2, с.12-25.
59. Гребнев А. Бессмертник.-Приволье.Стихи и поэма.-Пермь.¡Пермское кн. изд.-во, 1972, с.71-106.
60. Грибачев Н. Иди, сержант!-М.¡Сов.писатель, 1963, с.7-31.
61. Доризо Н. Меч победы.-Стихи, поэмы, песни.-М.¡Воениздат,1975, с.7-26.
62. Дудин М.Дорога гвардии.-Поэмы.-Л.¡Лениздат,1975,с.45-49.
63. Дудин М. Костер на перекрестке.-Поэмы.-Л.¡Лениздат,1975, с.19-38.
64. Дудин М.Цветам цвести.-Поэмы.-Л.¡Лениздат, 1975, с.50-61.425.дудин М. Песня Вороньей Горе. Клубок.Стихотворения и поэмы. -Л.¡Сов. писатель, 1978, с.214-239.
65. Дудин М. Песня дальней дороге.-Время.Стихотворения.1964-1967гг.-М.:Сов.Россия, 1974, с.105-120.
66. Дудин М. Четверть века'спустя.-Собрание сочинений в 3-х томах. Стихотворения и поэмы 1961-1976 г.-Л.:Худож.лит., 1977,т.2, с.239-244.
67. Евтушенко Е. В полный рост.Книга стихов и поэм.-М.¡Современник, 1977, с.105-126.
68. Жуков В. На уровне сердца.-Иволга.Лирика и поэмы.-М.:Сов. Россия, 1979, с.180-222.
69. Инбер В. Пулковский меридиан.-Собрание соч. в 4-х томах.-М.: Худож.лит.,1965, т.1, с.472-502.
70. Исаев Е. Суд памяти.-Поэма.-М.:Современник, 1973.-142 с.
71. Исаев Е. Даль памяти.-Поэма.-М.:Современник, 1977.-116 с.
72. Каноат М. Голоса Сталинграда.-Душанбе.:Ирфон, 1975, с.5-53.
73. Кежун Б. Памяти брата.-Дыхание земли.Стихи и поэмы.-Л.:Сов. писатель, 1977, с.81-104.
74. Кирсанов С. Александр Матросов.:Поэма.-Собр.соч. в 4-х томах.-М.:Худож. лит.,1976, т.З, с.266-312.
75. Кугультинов Д.Бунт разума.-М. .-Современник, 1973, с.13-155.
76. Кузнецов Ю.Дом.-Край света за первым углом.-М.¡Современник, 1976, с.112-139.
77. Кузнецов 10. Четыреста.-Край света за первым углом.-М.:Современник, 1976, с.9-14.
78. Кулешов А. Варшавский шлях.Записная книжка.¡Библиотека:Огонек, № 4, 1974.:Стихи и поэма.-М.¡Правда, 1974, с.20-31.
79. Луконин М.Обугленная граница.-Необходимость.-М.¡Советский писатель, 1969, с.78-85.
80. Майоров Н. Мы.-В кн.¡Строки, добытые в боях.Поэзия военного поколения.-М.¡Детская литература, 1973, с.47-48.
81. Максимов М.Голубые огни.-М.¡Сов.писатель, 1965, с.99-120.
82. Марцинкявичюс Ю.Кровь и пепел.Героическая поэма.-М.:Худож.лит.,1966, с.5-213.
83. Межиров А. Утром.-В сб.:Лирика фронтовых лет.-Новосибирск.: Западно-Сибирское кн. изд. ,1975, с.141-142.
84. Межиров A. "Alter ego" -Очертанья вещей.-М.¡Современник,1977, с.30-52.
85. Наровчатов С. Фронтовая радуга.- В ж.¡Октябрь, № 4, 1979, с.3-25.
86. Прокофьев А. Россия.-Собр.соч. в 4-х томах.-Л.¡Худож.лит., 1979, т.2, с.477-505.
87. Расул Рза. Тысяча четыреста восемнадцать.-В сб.¡Пунктиры времени.Стихи и поэмы.-М.¡Сов. писатель, 1978, с.148-222.
88. Рождественский Р. Реквием.-Радар сердца.-М.¡Худож.лит.,1971, с.191-213.
89. Рождественский Р. Двести десять шагов.- Комсомольская правда,1978, 17 декабря, с.1-4.
90. Самойлов Д. Снегопад.-Времена.Книга поэм.-М.¡Советская Россия, 1983, с.61-69.
91. Самойлов Д. Чайная.-Времена.Книга поэм.-М.¡Советская Россия, 1983, с.3-12.
92. Светлов М. Из стихов о Лизе Чайкиной.-Стихи и пьесы.-М.¡Худ. лит., 1957, с.I38-151.
93. Светлов М. "28" -Стихи и пьесы.-М.¡Худож.лит.,1957,с.109-121.
94. Симонов К. Чужого горя не бывает.-Вьетнам, зима семидесятого. Книга стихов.-Вьетнам-Москва I970-I97I.-M.¡Современник,!971,с.5-28.
95. Смирнов С. Сердце и дневник.-М.¡Советская Россия,I973,c.I-I08.
96. Сухов Ф. Былина о неизвестном солдате.-М.¡Молодая гвардия, 1972, с.50-108.
97. Сухов Ф. Земляника на снегу.-Светло красуйтесь.-М.¡Современник, 1974, с.81-102.
98. Твардовский А. Василий Теркин.-Собрание сочинений в пяти томах. -М. :Худож. лит. ,1966, т.2, с.121-349.
99. Твардовский А. Дому дороги.- Стихотворения и поэмы.-М.:Худ. лит.,1971,с.466-513.
100. Тихонов Н.С. Слово о 28 гвардейцах.-Собр.соч. в 7-ми томах. -М.:Худож.лит., 1974, т.2, с.271-281.
101. Тихонов Н.С. Киров с нами.-Собр.соч. в 7-ми томах.-М.:Худож. лит.,1974, т.2, с.266-270.
102. Федоров В. Седьмое небо.-М.:Современник, 1972, с.7-194.
103. Шестинский 0. А под небом есть земля.- В кн.:А под небом есть земля.:Стихи и поэмы 1970-1972.-Л.¡Советский писатель,1973,с.45-71.
104. Шестинский 0. Тридцать лет.-В кн.:А под небом есть земля.: Стихи и поэмы 1970-1972 гг.-Л.:Сов. писатель, 1973, с.37-44.
105. Шестинский 0. Одиссея Михаила Петрова.-Устои.-М.:Молодая гвардия, 1978, с. 94-127.
106. Шкавро Л. Горислава.-Сердцебиение.Стихи, поэма.-М.¡Современник, 1979, с.105-139.
107. Щипачев С. Несмолкшая тишина.-М.:Воениздат, 1975, с.5-31.
108. Щипачев С. Следом за легендой.-Синева России.Новые стихи.-М.: Советский писатель, 1976, с.88-101.5.Книги.
109. Х.Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.Проблематика.Стиль.Поэтика.2-ое изд.,перераб. и доп.-М.:Советский писатель, 1975.-559 с.
110. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение.6-ое изд.-М.¡Просвещение, 1975.-352 с.
111. О.З.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.Исследования разных лет.-М.:Худож.лит.,1975.-502 с.
112. Бахтин M.Эстетика словесного творчества.-М.¡Искусство,1979.-422 с.
113. Барабаш 10. Алгебра и гармония./О методологии литературоведческого анализа/.-М.¡Худож.лит.,1977.-224 с.
114. Барабаш Ь, Вопросы эстетики и поэтики.4-е издание.-М.¡Современник, 1983.-416 с.
115. Благой Д.Д. Литература и действительность.Вопросы теории и истории литературы.-М.¡Гослитиздат, 1959.-515 с.
116. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. -Л. ¡Наука, 1969. -228 с.б.П.Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы.2-ое изд., доп.-Л.¡Худож.лит.,1978.-222 с.
117. Васильковский А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917-1941 гг.¡Опыт типологической характеристики.-Киев.¡ Вища школа, 1979.-199 с.
118. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-Л.¡Худож.лит.,1940.-648 с.
119. Виноградов В.В. Сюжет и стиль.Сравнительно-историческое исследование. -М. ¡АН СССР,1963.-192.
120. Владимиров C.B. Стих и образ.Размышления о современном стихе. -Л. ¡Советский писатель, 1968.-159 с.
121. Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. -М.¡Искусство, 1974.-168 с.
122. Выходцев П.С. Александр Твардовский.¡Семинарий.-Л.¡Учпедгиз,-251 с.
123. Выходцев П.С. Новаторство, традиции, мастерство.-Л.¡Советский писатель, 1973.-336 с.
124. Гей Н.К. Художественность литературы:Поэтика.Стиль.-М.:Наука, 1975.-471 с.
125. Гинзбург Л.Я. О лирике.2-ое изд.,доп.-Л.:Сов.писатель,1974.-407 с.
126. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь.-М.: Искусство, 1970.-519 с.
127. Гринберг И. Вера Инбер.-М.:Сов.писатель,1961. 195 с.
128. Гринберг И. Николай Тихонов.-М.:Сов. писатель,1952.-280 с.
129. Гринберг И. Современная лирическая поэзия.-М.:Знание,1971.-48 с.
130. Гринберг И.Л. Три грани лирики.Современная баллада, ода и элегия.-М.:Сов. писатель, 1975.-407 с.
131. Гусев В.И. Герой и стиль.К теории характера и стиля.:Советская литература на рубеже 60-70-х годов.-М.:Худож.лит.,1983, с.З-285.
132. Гусев В.И. В середине века.О лирической поэзии 50-х годов.-М. :Сов. писатель, 1967.-299 с.
133. Гусев В. В предчувствии нового.О некоторых чертах литературы 60-х годов.-М.:Сов. писатель, 1974.-328 с.
134. Дементьев В. Огненный мост.:Книга о поэзии.-М.:Московский рабочий, 1970.-216 с.
135. Добин Е.С. Сюжет и действительность.Искусство детали.-Л.: Сов. писатель, 1981.- 432 с.
136. Долгополов Л.К. На рубеже веков.О русской литературе конца XIX начала XX веков.-Л.:Сов. писатель, 1977.-368 с.о.32.Долгополов Л.К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца XIX начала .XX века.-М.-Л.:Наука, 1964.- 189 с.
137. Жаков А.Г. Современная советская поэма.-Минск.:БГУ, 1981.176 с.
138. Жанры советской литературы.Вопросы теории и истории.-Горький. :Горьк. гос. ун.-т им. Н.И.Лобачевского,1968.-295 с.
139. Жанрово-стилевые проблемы в советской литературе.Межвузовский тематический сборник.-Калинин.¡КГУ, 1978.-167 с.
140. Жанры и стили литературы социалистического реализма.¡Сборник трудов.-М.:М01Ж, 1973.-272 е., 1974 197 с.
141. Живая память поколений.Великая Отечественная война в советской литературе.¡Сборник статей.-М.¡Художественная литература,1965. -359 с.
142. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин.-Л.¡Наука, 1978.-423 с.
143. Жирмунский В.М. Народный героический эпос.-М.-Л.¡Гослитиздат, 1962.-435 с.
144. Жирмунский В.М. Теория литературы.Поэтика.Стилистика.-Л. •. Наука, 1977.-408.
145. Зайцев В.А. Индивидуальные стили и стилевые течения в русской советской поэзии 60-х годов.-М.¡МГУ,1973.-116 с. 5.42.Зайцев В.А. В.И.Ленин в современной советской поэзии.-М.: Знание, 1970.-44 с.
146. Зайцев В.А. русская советская поэзия.1960-1970-е годы./Стилевые поиски и тенденции/.-М.¡МГУ, 1984.-176 с. 5.44.Зайцев В.А. Советская поэзия последних лет.-М.¡Знание,1968.-72 с.
147. Зайцев В.А. Советская поэзия 50-60-х годов.-М.¡МГУ,1969.-96 с. 5.46.Зайцев В.А. Современная советская поэзия.-М.:Просвещение, 1969.-224 с.547.3алесская Л.И. 0 романтическом течении в советской литературе. -М. ¡Наука, 1973. -272 с.
148. Иванова Л.И. Современная советская проза о Великой Отечественной войне.-М.:Наука, 1979.-200 с.
149. Ивлев Д.Д. Русская советская лирика 1917- начала 1930 годов. Типологические аспекты.-Рига.:ЛГУ,1981.-123 с.
150. История русской советской литературы в четырех томах.2-ое изд.,испр. и доп.-М.:Наука, 1968, Т.3.-643 е., Т.4.-767 с.
151. Карпов А. Продиктовано временем.Статьи о литературе.-Тула.: Приокское кн. изд.,1974.-243 с.
152. Карпов A.C. Стих и время.-М.:Наука,1966.-404 с.
153. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема.-М.:Наука,197I. -223 с.
154. Киканс В.П. Современная советская поэма.-Рига.:3инатне,1982. -228 с.
155. Квятковский А.П. Поэтический словарь.-1VI.:Сов.энциклопедия, 1966.-375 с.
156. Ковалев В.А. Многообразие стилей в советской литературе.-М.-Л.:Наука,1965.-140 с.
157. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.-М.:Знание,1982.-110 с.
158. Концепция человека в эстетике социалистического реализма.-М.:Мысль, 1977.-261 с.
159. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения.-М. : Просвещение,1972.-112 с.
160. Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет./1941-1945/.-Горький.:Горьк.гос.ун-т им.Н.И.Лобачевского,1962.-367 с.
161. Кулинич А. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х годов.-Киев.-Киевский университет, 1967.-376 с.
162. Куприяновский П. и Шамес П. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны.Семинарий.2-ое изд., доп. и пе-рераб.-М. ¡Просвещение, 1963.-379 с.
163. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня.-М.¡Современник,1975.-319 с.о.64.Лавлинский Л.Сердца взрывная сила.-М.¡Советский писатель, 1972.-319 с.
164. Ланкутис И.И. Поэтический мир Юстинуса Марцинкявичюса.-М.: Сов. писатель, 1980.-247 с.
165. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.3-е изд.,доп. -М.¡Наука, 1979.- 358 с.
166. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига.Советская литература о Великой Отечественной войне.-М. ¡Сов. писатель, 1975.-246 с.
167. Луговской В.Раздумье о поэзии.-М.¡Сов.писатель,1960.-278 с.
168. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции.-Л.¡Наука, 1975.-207 с.
169. Любарева Е.П. Михаил Светлов.-М.¡Сов.писатель,1960.-244 с.
170. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия.2-ое изд.,доп. -М.¡Высшая школа,1973.-318 с.
171. Мазепа Н.Р. 0 поэтическом поиске.Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии.-Киев.¡Наукова думка,1977.-176 с.
172. Макаров А. Идущим вослед.-М.¡Сов.писатель, 1969.-927 с.
173. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса.-М.¡Издат. вост. лит.,1963.-462 с.
174. А.Метченко . Современная советская литература.70-е годы.
175. Актуальные проблемы/.-М.¡МГУ,1983.-230 с.
176. Метченко А.й. Кровное,завоеванное.Из истории советской литературы.2-ое изд.-М.¡Сов.писатель, 1975.-487.
177. Михайлов А. Ритмы времени /Этюды о русской советской поэзии наших дней/.-М.¡Худож.лит.,1973.-528 с.
178. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы.Проблемы системного и сравнительного анализа.-М.¡Наука,1976.-360 с.
179. Никитина Е. Поэмы военных лет.-Саратов.¡Саратовское кн. изд.,1958.-136 с.580.0вчаренко А.И.Социалистическая литература и современный литературный процесс.3-е изд.,доп.-М.:Современник, 1975.-623 с.
180. Павловский А. русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны.-Л.:Наука,1967.-277 с.
181. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.-М.: Просвещение, 1972.-271 с.
182. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов.-М.:МГУ,1976.208 с.
183. Пропп В.Я. Русский героический эпос.2-ое изд.,исправл.-М.: Худож. лит.,1958.-664 с.
184. Сельвинский И. Студия стиха.-М.:Сов.писатель,1962.-346 с.
185. Сильман Т.Н. Заметки о лирике.-Л.:Сов.писатель, 1977.-223 с.
186. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии.Становление реализма в русской лирике.-М.:Наука, 1975.-368 с.
187. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУП1 и первой половины XIX века.-М.¡МГУ, 1955.-692 с.о.89.Таганов Л.Н. Великая Отечественная война в советской поэзии 40-70-х годов.-Иваново, 1978.-177 с.
188. Таганов Л.Н. Долгое эхо войны.-Ярославль.:Верхне-Волжское кн. изд.,1983.-158 с.
189. Твардовский А. 0 литературе.-М.¡Современник,1973.-445 с.
190. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.¡Просвещение,1971. -462 с.
191. Томашевский Б.В. Теория литературы.Поэтика.3-е изд.,испр.-М.-Л.¡Госиздат, 1927.-236 с.
192. Томашевский Б.В. Традиции и новизна.-М.:Худож.лит.,1981.-287 с;
193. Топер П.М. Ради жизни на земле.¡Литература и война.Традиции. Решения.Герои.2-ое изд.,доп. и перераб.-М.¡Сов.писатель,1975.-568с.
194. Тынянов Ю.Н.Поэтика.История литературы.Кино.-М.¡Наука,1977.-574 с.
195. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы.-Л.:Наука,1982.-185 с.
196. Фадеев А. За 30 лет.Избранные статьи, речи и письма о литературе и искусстве.-М.:Сов. писатель, 1959.-986 с.
197. Фрадкина С. русская советская литература периода Великой Отечественной войны.Метод и герой.Учебное пособие по спецкурсу.-Пермь:Пермский ун.-т, 1975.-317 с.
198. Адалис А.Что есть поэма?-Литературная газета,1965,15 июля,с.3.
199. Азаров В. Нас водила молодость./Тема Великой Отечественной войны в литературе последних лет/.-В ж.:3везда,1975,№ 5,с.204-289.
200. Альми И.Л. О структуре "большой формы" в лирике Н.А.Некрасова /"Рыцарь на час"/.-В сб.¡Н.А.Некрасов и его время.Межвузовский сборник.-Калининград.¡Калининг.гос. ун.-т,1979,выпуск 1У,с • •
201. Андреев Ю.А.Современное литературное развитие как исторический процесс.-В сб.¡Историко-литературный процесс.Проблемы и методы изучения.-Л.¡Наука,1974,с.77-125.
202. Антокольский П.Война и культура.-Литература и искусство,1943, Р 25, 19 июня, с.2.
203. Антокольский П. Чувство истории.-Литература и искусство,1943, 10 апреля, с.2.
204. Арочко М. Пoэмa¡Кризис или возрождение?-В ж.¡Литературное обозрение,1973, № 5, с.61-68.б.б.Арочко М.Эпическое мироощущение в поэме.-В кн.¡Единство.Сборник статей о многонациональной советской литературе.-М.¡Худ.лит., 1977,вып. № 3, с.197-234.
205. Банк Н. Свидетели истории /0 дневниках и записных книжках писателей-участников Великой Отечественной войны/.-В ж.:Нева, 1970, № 12, с.160-167.
206. Белая Г.Стиль памяти.Проблема традиции в наших спорах.-В ж.: Новый мир, 1983, № 9, с.227-234.
207. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.-Полн.собр. соч. в 13 томах.-М.:АН СССР, 1954, т.5, с.7-67.
208. Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души".-Полн.собр.соч. в 13 томах.-М.:АН СССР,1955,т.6, с.410-433.
209. Белинский В.Г.Статьи о Пушкине.Статья седьмая. .-Поэмы:Цыганы, Полтава, Граф Нулин.-Полн.собр.соч. в 13 томах.-М.:АН СССР,1955, т.7, с.385-430.о.20.Беседа с Д.Самойловым.-Не только всходы, но и почва.-В ж.: Литературное обозрение, 1983, № 8, с.41-46.
210. Бехер И. О поэтическом.-В ж.:Новый мир, 1959,№ 2,c.I7I-I88.
211. Борщуков В.Новое в советологии наших дней.-В кн.:Методологические проблемы современной литературной критики.-М.:Мысль,1976, с.236-252.
212. Бушмин A.C. О специфике прогресса в литературе.-В сб.:0 прогрессе в литературе.-Л.:Наука, 1977, с.3-50.
213. Бушмин A.C. Проблема литературной преемственности./Полемические заметки/- В ж.: Русская литература,1961, № 3, с.18-42.
214. Васильковский А.Т. О жанровой природе драматической поэмы.-Вопросы русской литературы.-Львов,вып.2,1978, с.49-55.
215. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике.Научные доклады высшей школы /Министерство высшего и среднего специального образования СССР/.-В ж.¡Филологические науки, 1974,
216. I/.-M.¡Высшая школа, с.3-12.
217. Выходцев П.В борьбе за развитие национальных традиций.-В кн.: русская советская поэзия.Традиции и новаторство.1917-1945.-Л.: Наука, 1972,с.6-61.
218. Выходцев П.С.Проблема традиций и новаторства.-В кн.:Русская советская поэзия.Традиции и новаторство /1946-1975/.-Л.:Наука, 1978, с.3-20.
219. Гей Н.К.Некоторые неизученные аспекты стиля.-В кн.:Теория литературных стилей.Современные аспекты изучения.-М.:Наука,1982,с. 419-437.
220. Гинзбург Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении.-В ж.¡Вопросы литературы.-М.,1981, № 10, с.152-175.
221. Гладышева 0.В своем краю и на своей земле.-В ж.:Волга,1976, № I, с.168-173.
222. Глушкова Т.Призраки силы и вольности.-В ж.:Литературное обозрение, 1977, № 6, с.40-45.
223. Гончаров Б.П.Проблема художественного целого и системность стилевого анализа.-В кн.:Теория литературных стилей.Современные аспекты изучения.-М.:Наука, 1982, с.228-256.
224. Дементьев В.Человек на войне.-В ж.:0ктябрь, 1962, № 1,с.187-194.
225. Денисова И.Поэзия В.Федорова.-В кн.:Беззаветно служить красоте. -М. ¡Современник, 1978, с.59-104.
226. Денисова И. Судьбы хозяин.-В кн.:Нет мне покоя.Поэзия С.Васильева. -М. : Советский писатель,1976, с.116-126.
227. Ермилова Е.В.Некоторые стилевые тенденции современной советской поэзии.-В кн.:Теория литературы.Основные проблемы в историческом освещении.Стиль.Произведение.Литературное развитие.-М.:Наука, 1965, т.З, с.202-234.
228. Зайцев В.А.О стилевых тенденциях в лирике фронтового поколения.-Вестник МГУ.Сер.¡Филология,1974, Р I,с.3-17. 6.45.Зайцев В.А.Поэма наших дней.-Вестник МГУ.Сер.УП ,1964,№ 5, с.3-15.
229. Зайцев В.А.Поэт и время.-Вестник МГУ.Сер.X.Филология,1967, № I,с.3-17.
230. Зайцев В.А.Современная советская поэма о Великой Отечественной войне /жанрово-стилевые искания и тенденции/.-Вестник МГУ.Сер. Филология,1975, № 3, с.3-13.
231. Иезуитов А.Н. О критерии прогресса в литературе.-В сб.: О прогрессе в литературе.-JI.:Наука, 1977, с.78-120.
232. Карпов А.Советская лирическая поэма 20-х годов.-В ж.: Филологические науки, 1973, № 5,с.3-5.
233. Карпов А.С. Тайна жанра.-В ж.:Литературное обозрение,1983, № 9, с.57-60.
234. Коваленко С.А. 0 времени и о себе.-В кн. .-Маяковский и проблемы новаторства.-М.:Наука,1965,с.51-I01.
235. Кожинов В.Поэтический мир Ф.Сухова.-В ж.:Наш современник, 1973, № 3, с.181-184.
236. Кугультинов Д.Пути и судьбы современной поэмы.-Анкета Литературного обозрения,1974, № 10, с.53-54.
237. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории жанр.-В кн.: Жанр и композиция литературного произведения.-Калининград.:КГУ, 1976, с.7-И.
238. Лесневский С. Столько связано со мной.-В ж.:Литературное обозрение, 1976, № 10, с.19-22.
239. Лурье А.Н. Поэма как жанр советской литературы.-В сб.:Жанры советской литературы.Сборник научных трудов.-Л.:ЛГПИ, 1973,с.33-62.
240. Манн Ю.В. Система южных поэм Пушкина.Структура конфликта в романтической поэме.Романтическая поэма в целом.-В кн.:Поэтика русского романтизма.-М.:Наука,1976, с.31-174.
241. Марцинкявичюс 10.Судьбы поэмы.-В ж.:Вопросы литературы,1966, № 10, с.144-151.
242. Мейлах B.C. Об изучении прогресса искусства /Методологические заметки/.-В сб.:Современные проблемы литературоведения и языкознания.К 70-летию со дня рождения М.Храпченко.-М.:Наука,1974,с.94-100.
243. Мекш Э.Б.Сюжетно-композиционная система книги стихов С.Есени-на:Москва кабацкая.-В сб.:Сюжетосложение в русской литературе.-Даугавпилс.:ДЛИ,1980, с.105-113.
244. Метченко А.И. Литература народа-победителя.-Альманах¡Волга, кн. 2.-Куйбышев.:Куйбышевск. обл. изд.,1945, с.107-113.
245. Метченко А.И. На собственной основе.-В ж.:Новый мир,1978, № 9, с.243-256.
246. Миронов Ь.А. Романтика в советских поэмах военных лет.-Вопросы развития жанров в русской литературе и устном народном творчестве. -Ученые записки.-Калинин. .-Калининский гос.пединститут,т.77, 1970, с.113-135.
247. Михайлов А.Пленительная власть традиций.-В ж.:Знамя,1968, №9,0.243-275.
248. Михайлов А. Умчался век эпических поэм.- В ж.:Литературное обозрение,1973, № 7, с.53-57.
249. Мохирев И.Русские героические поэмы периода Великой Отечественной войны.- В сб.: О литературном мастерстве.-Киров.:Кировское кн.изд.,1960, с.43-91.
250. Наппельбаум Л.Тема требует.-Литературное обозрение,1973, Н°- 2, с.74-75.
251. Наровчатов С. Ради жизни на земле.-Литературная газета,1975, 7 мая, с.5.
252. Никитина Е. Из истории советской поэмы военных лет.-Ученые записки Саратовского ун.-та им.Н.Г.Чернышевского.-Саратов.¡Сарат. гос. ун.-т,1955,т.53, с.91-124.
253. Панкина В.И. И жизнь времен соединим.-В ж.¡Знамя,1973,№ 7, с.234-237.
254. Петросов К.Г. О формах выражения авторского сознания в лирической поэзии.-В кн.¡Русская советская поэзия и стиховедение /материалы межвузовской конференции/.-М.¡Просвещение,1969,с.22-48.
255. Пискунов В.Написано войной.-В сб.¡Живая память поколений.Великая Отечественная война в советской литературе.-М.¡Худож.лит., 1965.-359 с.
256. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах.-Доклады и совещания филологического факультета.-М.¡МГУ,1948, № 5, с.58-64.
257. Пруцков Н. Классическое наследие, революция и наша современность.-В ж.¡Дон,1965,№ 3,с.159-164.
258. Ростовцев Ю.Когда приходит поэт.-В ж.¡Аврора, 1977, № 8,с.6769.
259. Рунин Б.Законы и кризисы жанра.-Литературная газета,26 августа,1965,с.2-3.
260. Савостин И.Г. К употреблению термина монтаж в литературоведении.- В сб.¡Жанр и композиция литературного произведения.-Калининград. ¡КГУ, 1976, с. 18-25.
261. Сельвинский И. Возрождение поэмы.-Литературная газета,1965, 22 июля, с.З.
262. Сквозников В.Д. Лирика.-Теория литературы.Основные проблемыв историческом освещении.Роды и жанры.-М.¡Наука,1964,т.2,с.173-237.
263. Спроге Л.В.Проблема жанровых новообразований в литературоведческих исследованиях.-В сб.¡Семантика на разных языковых уровнях. -Рига.¡ЛГУ,1979, с.98-109.
264. Субботин А.Диапазон поэмы.-В ж.¡Урал,1978,№ 7,с.155-163.
265. Таганов Л.Н. Эстетические искания в поэзии фронтового поколения 60-70-х годов.-В сб.¡Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов.Советская литература.Традиции и новаторство.Выпуск 2.-JI. :Ленингр. ун.-т.,1981, с.133-146.
266. Тихонов Н. Отечественная война и советская литература.-В кн.: Писатель и эпоха.-М.:Сов.писатель,1974,с.58-80.
267. Толстой А.Н. Полн.собр.соч. в 15-ти томах.-М.¡Гослитиздат, 1950, т.14.¡Рассказы,очерки и статьи.1941-1944 гг.-432 с.
268. Тридцатилетие Великой Победы./0 военной теме в советской литературе. Статьи/. -В ж.¡Новый мир, 1975, № 4, с.244-248.
269. Трощенко Е. Поэзия поколения, созревшего на войне.-В ж.¡Новый мир, 1943, № 9, с.109.
270. Уманская Е.Зачем поэма? В ж.¡Литературное обозрение,1974, № 2, с.46-52.
271. Урбан А. На фронт ушедшие из школ.-В ж.¡Звезда,1972,№ 5, с.219-222.
272. Финк Л. Осмысляя военную тему.-В ж.¡Новый мир, 1975,№ 5, с. 261-268.
273. Хабин В. И сегодня я политик.-Литературная Россия,1972,27 октября, с.9.
274. Цилевич Л.М. Диалектика сюжета и фабулы.-В кн.¡Вопросы сю-жетосложения.-Выпуск 2.¡Даугавпилсский пединститут.-Рига.¡Звайг-зне, 1972, с.5-17.
275. Чернышевский Н.Г. 0 поэзии.Сочинение Аристотеля.-В кн.: Полн.собр.соч. в 15-ти томах.-М.¡Гослитиздат, 1949,т.2.¡Статьи и рецензии I853-1855 гг.,с.263-288.
276. Числов М.Просторы современной поэмы.-В ж.¡Вопросы литературы, 1981, № I, с.74-91.
277. Быков Л.П. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1929-1936 годов.-Авт.дис. на соиск. уч.ст.канд.фил.наук.-М.¡МГУ, 1977.-18 с.
278. Васильева Л.М. Идейно-нравственные проблемы и художественное своеобразие современной советской поэмы о Великой Отечественной войне /60-70-е годы/.-Автореферат дис. на соиск.уч.ст.канд.фил. наук.-М.:М0ПИ, 1980.-25 с.
279. Волкова Т.С. Советская поэма 1965-1975 /К вопросу о типологии жанра/.-Автор.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.¡МГУ,1977.-28 с.
280. Герасименко А.П. Проблема характера в лирике 60-х годов.-Авто-реф.дис. на соиск.уч.,ст.канд.фил.наук.-М. ¡МГУ, 1973.-21 с.
281. Григорян Т.А. Своеобразие и функции сюжета в советской поэме 60-х годов.-Автор.дис.на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-м.:МГУ,1975.-- 20 с.
282. Ермолаева Н.Л. Художественное своеобразие поэмы А.Т.Твардовского: Василий Теркин как народной книги.-Автореф.дис. на соиск. уч.ст.канд.фил-.наук.-М. -.МГУ, 1980.-16 с.
283. Карягин Л.Некоторые эстетические проблемы современной драмы.
284. Автор.дис. на соиск. уч.ст.канд. искусствовед.-М.¡Институт истории искусства,1964. 18 с.
285. Курилов В.В. Стиль как художественно-литературная категория. -Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.:МГУ.-23 с.
286. Лялина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860 годов. -Автореф. дис.на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-Л.:Ленингр.гос.пед. ин.-т,1977.-12 с.
287. Мешков Ю.А. Жанры современной поэмы /на материале русской советской поэмы 1956-1964 годов/.-М.:Моск.пед.ин.-т,1967.-16 с.
288. Мусатов В.В. Проблема художественных традиций в современной • лирической поэзии 50-х нач. 70-х гг.-Автореферат дис.на соиск.уч. ст.канд.фил.наук.-Л.,1978.-24 с.
289. Попов П.М. Проблемы композиции современной советской поэмы.-/Композиция поэмы А.Т.Твардовского: За далью даль/.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.:Моск.гос.пед.ин.-т,1973.-16 с.
290. Сахновский-Панкеев В.А. Актуальные проблемы теории драли /Конфликт, композиция и театр/.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст.канд.фил. наук.-Л.:Лен.гос.ин.-т театра, музыки и кинем.,1973.-33 с.
291. Страшнов С.Л. Русская советская баллада периода Великой Отечественной войны /Жанр в историко-литературном процессе/.-Автореф. дис. на соиск.уч.ст.канд.фил.наук.-М.:МГУ,1979.-16 с.
292. Хализев В.Е. Драма как род литературы.-Автореф.дис.на соиск. уч.ст.доктора фил.наук.-М.:МГУ,1982.-27 с.
293. Шуняева С.А. Проблема традиций и новаторства в русской советской лирике 60-х начала 70-х годов.-Автореф.дис. на соиск.уч.ст. канд.фил.наук.-М.:МГУ, 1978.-28 с.