автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Бутаева, Анжела Мирзегасановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бутаева, Анжела Мирзегасановна

введение.

глава i. поэмы алибека фатахова

§ 1. ЭПИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ О РАБОЧЕМ: «УДАРНИК ГАСАН».

§ 2. В ТРАДИЦИЯХ МАЯКОВСКОГО: «ВОЙНА», «У НАС И У НИХ».

§ 3. В ЦЕНТРЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ: «МТС»,

УДАРНИКИ ДОРОГ».

§ 4. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ: «РАЗВЕДЧИКИ ГОР».

глава и. поэмы сулеймана стальского

§ 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА: «ДАГЕСТАН».

§ 2. ЖАНР БИОГРАФИИ: «ПОЭМА О СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ».

§ 3. ЛИРИЧЕСКИЙ ЭПОС: «ДУМЫ О РОДИНЕ».

глава iii. поэмы тагира хурюгского

§ 1. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ: «СЕЛО ГЮГЕЗ».

§ 2. ОБЛИЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ: «МУЛЛА ИСА».

§ 3. С ОПОРОЙ НА ФОЛЬКЛОР И ТРАДИЦИЮ: «СКАЗКА О ВОЛКЕ И ША

V \ ГТТ

КАЛЕ».

§ 4. ЛИРО-ЭПОС И САТИРА ВОЕННЫХ ЛЕТ: «ВОЗДУШНЫЙ БОГАТЫРЬ»,

МАХОРКА АЛХАС А».

§ 5. ЛИРИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ 40-Х ГОДОВ: «ЧЕТЫРЕ ГОДА», «СЧАСТЛИВЫЕ

ГОДЫ».

§ 6. СОЧЕТАНИЕ ЭПОСА И ЛИРИКИ В ПОЭМАХ О РАБОЧЕМ И КОЛХОЗНИКЕ: «ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО», «ГЕРОЙ ТРУДА».:.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Бутаева, Анжела Мирзегасановна

Актуальность темы. 30-40-е годы XX века в жизни советского общества были временем серьезных политических, социальных и экономических сдвигов, больших достижений и трагических противоречий, небывалого в истории трудового энтузиазма народа и нарушения принципов демократизма, которое, прежде всего, сказалось в необоснованно масштабных репрессиях. А Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием материальных и духовных сил советского народа, разгромившего фашизм.

В эти годы советские поэты и писатели, в том числе и дагестанские, совершили свой гражданский подвиг, мобилизуя, поднимая народ на борьбу. Их музы не только не молчали, но говорили с такой силой, что их слышал весь мир.

При этом следует отметить, что литература 30-х и второй половины 40-х годов XX века, за исключением ряда запрещенных произведений, не воплощала трагические моменты современной действительности или давала о них аллегорическое представление.

В этом плане и лезгинская поэзия, как составная часть многонациональной дагестанской литературы, не является исключением. Художники слова 30-40-х годов основное внимание уделяли положительным явлениям, трудовым и военным победам народа. А если и говорили о противоречиях, то давали их поверхностно или сглаживали так, что они лишались своей сути. Такие произведения и породили так называемую «теорию бесконфликтности».

Это можно проследить и на материале лезгинской литературы, в частности, на ее поэмном жанре в творчестве Алибека Фатахова, Сулеймана Стальского и Тагира Хурюгского. При всех издержках в художественном творчестве названных поэтов, их поэмы, созданные в эти годы имели немаловажное значение для своего времени. А большинство поэм указанных авторов не утратило свое значение и в наши дни.

Поэтому системное исследование лезгинской поэмы 30-х - 40-х годов XX века приобретает особую актуальность. Делается оно на основе достижений современного российского и дагестанского литературоведения, с новых оценочных подходов к художественному творчеству прошлого.

При этом литературное движение мы, конечно, представляем себе не как однолинейный процесс, идущий только вперед. В нем мы находим и отклонения, и неудачи, и достижения, ибо литература - это особая форма отражения действительности. «Литературная история - не механическая сумма явлений, а динамичная система взаимосвязей и переходов, обеспечивающая ее цикличность и ее функционирование именно как процесса»1.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание современный научный опыт, настоящая работа призвана впервые дать системное представление о лезгинской поэме 30-х - 40-х годов XX века в контексте общедагестанской литературы этого периода, определить ее истоки и новаторские тенденции, выявить национальные традиции, отметить влияние русской литературы на развитие этого жанра в лезгинской поэзии. Это определяет характер нашего исследования и его задачи:

Во-первых, подробно проанализировать поэмы А. Фатахова (19101935), С. Стальского (1869-1937), Т. Хурюгского (1893-1958), дать полное представление об их тематическом богатстве, жанровой природе и поэтике.

Во-вторых, показать, что именно в эти годы были заложены основы жанра поэмы в лезгинской литературе почти во всех его разновидностях (эпическая, лиро-эпическая, сатирическая, лирическая), что дало возможность лезгинской поэзии подняться на уровень зрелых литератур. Это предопределило ее дальнейшее развитие, которое сказалось в творчестве поэтов 50-60-х годов (Ш.-Э. Мурадова, А. Саидова, И. Гусейнова, Б. Салимова, А.

Алема, X. Хаметовой и др.), которые в поэмном жанре достигли больших успехов.

Методологическая основа диссертации. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в ее социально-исторической детерминированности: культурно-исторический, сравнительный, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.

Основным при этом является аналитический метод исследования, предполагающий объективность оценки произведений в контексте времени. В работе используются и другие методы: системно-структурный, типологический и комплексный. Исходным методологическим принципом является анализ произведений в единстве формы и содержания. В ходе работы над диссертацией мы ориентировались на труды известных теоретиков и историков литературы: Г.Ф. Гегеля, В.Г. Белинского, А.Н. Потебни, А.Н. Весе-ловского, В.Ф. Переверзева, Л.И. Тимофеева, А.Н. Соколова, А.К. Долгопо-лова, И.Г. Неупокоевой, А.Н. Лурье, В.В. Гусева, В. Жирмунского, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Г.А. Червяченко, М. Числова, Ю.Н. Мясникова и др.2

В диссертационной работе учитываются и труды ряда современных исследователей - Г.И. Ломидзе, Р.Ф. Юсуфова, К.К. Султанова, Н.М. Федь, С.У. Алиевой и др., которые посвящены переосмыслению многонациональной литературы России3.

И, наконец, мы обращаемся к трудам дагестанских учёных, имеющим то или иное отношение к теме нашей работы: Г.Г. Гамзатова, А.Г. Агаева, А,-К.Ю. Абдуллатипова, A.M. Вагидова, P.M. Кельбеханова, Ш.А. Мазанаева, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, Г.Г. Гашарова, К.Х. Акимова, P.A. Ахме

- 4 довои.

До настоящего времени основными принципами в характеристике жанра поэмы остаются суждения Г.Ф. Гегеля и В.Г. Белинского, которые заключаются в том, что в эпосе «субъект поглощен «предметом», а содержанием лирики является духовный мир самого субъекта, т.е. поэта.

В традиционном понимании поэма - крупное стихотворное произведение лиро-эпического жанра.

Учитывая художественный опыт поэтов первой трети XIX в., В.Г.Белинский дал такое определение поэмы: «В новейшей поэзии есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который схватывает только поэтические, идеальные моменты жизни, и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Это род эпоса один удержал за собою имя «поэмы»5.

Вместе с тем великий критик о «новейших стихотворных поэмах» своего времени писал, что это - «эпопея смешанная, проникнутая насквозь и лиризмом, и драматизмом, и нередко занимающая у них и формы. В ней событие не заслоняет собою человека.».6

Определение В.Г.Белинского и сегодня не подвергается сомнению. Исследователи советского времени тоже высказали немало интересного по теории поэмы, дали определения, в чем-то дополняющие суждения В.Г.Белинского.

А.Н. Соколов в «Очерках по истории русской поэмы XVIII века и первой половины XIX в.» о поэме пишет так: «.это произведение «воспевающее» и в этом смысле «героическое»7, которое является правильным применительно к определённому типу поэмы прошлых веков.

Исследователь советской поэмы Г.А. Червяченко не без основания утверждает, что еще в XIX веке в русском литературоведении сформировалось понимание жанра поэмы не только как героического, но и философского содержания.8

Другой критик М. Числов считает поэму жанром «синтетическим» и не связывает ее с определенным поэтическим родом - лирикой, эпосом, дра-мои .

Интерес представляет и жанровая классификация поэмы, предложенная К.Н. Мясниковым, которая предполагает «сочетание перекрестного принципа, разработанного А.Г. Веселовским, и принципа «многомерного»10.

На сегодняшний день в теории литературы нет ещё всеобъемлющего определения поэмы. Что же касается её жанровой дифференциации, то и тут нет единой точки зрения. Да её и не может быть, потому что появляются новые жанровые образования поэмы, которые трудно связать или привязать к какой-нибудь существующей её разновидности. Например, драматическая поэма и её виды.

Конечно, все приведенные определения поэмы относительные.

В наше время принято называть поэмой «большую стихотворную форму», т.е. крупное, многочастное поэтическое произведение, независимо от его стилевой окраски - возвышенной или тяготеющей к конкретно реалистическому изображению повседневности и художественной структуры — повествовательного или эпического, лиро-эпического, лирического характера (в последнем случае имеется ввиду «большая форма лирики»).

Поскольку в нашей диссертации речь идет и о сатирических поэмах, заметим, что в них авторская идея дается по «принципу обратного действия» (Дерри) посредством отрицания утверждается положительное.

Степень изученности темы. В 30-е и 40-е годы XX века в поэмном жанре выступали три лезгинских поэта: С. Стальский, Т. Хурюгский, А. Фа-тахов. Среди них только Т. Хурюгский создавал поэмы как во второй половине 30-х годов, так и в годы войны и послевоенное время, вплоть до 1957 года. Но его поэмы 50-х годов требуют специального исследования, так как 50-е годы - качественно новый этап в истории лезгинской поэмы.

Творчество С. Стальского, А. Фатахова, Т. Хурюгского много лет привлекает внимание исследователей лезгинской литературы. И здесь в первую очередь следует назвать работы А.Г. Агаева: сборник статей «Лезгинская литература» (Махачкала, 1959; на лезг. яз.), монографии «Творчество

Алибека Фатахова» (Махачкала, 1956; на лезг. яз.) и «Сулейман Стальский» (Махачкала, 1963).

В сборнике статей «Лезгинская литература» обзорно рассматривается творчество многих лезгинских поэтов, но вопросы жанра поэмы в нём не затрагиваются. В небольшой по объему монографии А.Г. Агаева «Творчество А. Фатахова», в которой исследуется все творчество поэта, отмечается, что он поэт коммунистических убеждений и основная тема его поэзии - тема социалистических преобразований в Дагестане, а также, что на поэта оказало влияние русская литература, и в первую очередь - В.В. Маяковский.

Характеристика поэм А. Фатахова занимает в них немного места, но А.Г. Агаев справедливо указывает, что в 30-е годы XX века «произведений поэмного жанра, основу которых составляет событие, становится все больше и больше»11. При этом А.Г. Агаев акцентирует внимание на идейной стороне произведений А. Фатахова в духе того времени.

Монография «Сулейман Стальский» — самый значительный литературоведческий труд А.Г. Агаева. В ней он подробно излагает биографию поэта, анализирует его творчество, рассматривает отдельные вопросы его поэтики, полемизирует с учеными и критиками, которые пытались представить Су-леймана Стальского как явление экзотическое, как этнографический феномен.

А.Г. Агаев уделяет внимание таким поэмам С. Стальского как «Дагестан», «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Думы о Родине», оценивая их как одические произведения. Исследователь говорит и о том, что при создании этих поэм ему оказывали помощь Г. Гаджибеков и Э. Капиев, которые готовили для него конспекты по истории Дагестана, читали ему их, а С. Стальский осмысливал услышанное, дополнял исторические факты своим пониманием.

А.Г. Агаев так определяет значение и место поэта в лезгинской литературе: «Досулеймановская лезгинская народная поэзия по существу еще не знала образной речи, образного языка, в широком и глубоком смысле этого слова. Было «поэтическое выражение». Большой художник слова Сулейман Стальский обогатил лезгинскую литературу, внедрив в нее художественно-поэтические средства литературного характера».

Значение С. Стальского, действительно, огромно, но нельзя, на наш взгляд, согласиться с А.Г. Агаевым в том, что «досулеймановская лезгинская поэзия не знала образной речи, образного языка».

О Т. Хурюгском А.Г. Агаев написал большую вступительную статью к сборнику произведений поэта 1958 года на лезгинском языке. О нем же есть у него статья в сборнике «Лезгинская литература» (на лезгинском языке), вышедшем в 1959 году.

Исследователь, отметив важность поставленных Т. Хурюгским в поэмах проблем, замечает, однако, что «Село Гюгез» и «Черное золото» не являются художественными удачами автора.12 Что же касается его аллегорических сатирических поэм, то они остались вне поля зрения исследователя.

Большой вклад в изучение лезгинской поэзии внесла Ф.И. Вагабова. Ее работа «Формирование лезгинской национальной литературы» (Махачкала, 1970) и по сей день не утратила своего значения. Но в ней речь идет о лезгинской поэзии, начиная с фольклора и кончая творчеством Етима Эми-на.

Ф.И. Вагабовой принадлежит и ряд статей о лезгинских поэтах и писателях. К теме нашего исследования имеют отношение и ее очерки о творчестве С. Стальского, А. Фатахова и Т. Хурюгского, вошедшие во второй том «Истории дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967).

В очерке о С. Стальском Ф.И. Вагабова только одну страницу посвящает его поэме «Дагестан». Других поэм не касается. По мнению Ф.И. Вагабовой, «Дагестан» - поэма-хроника. В ней наиболее ярко проявилось новаторство поэта.13

Из поэм А. Фатахова Ф.И. Вагабова уделяет внимание только «Шаловливым детям» и «Ударнику Гасану».

Поэму «Ударник Гасан» она не без основания называет эпической. Справедливо сказано исследовательницей: «Ударник Гасан» есть решение центральной, столетия стоявшей перед всей лезгинской поэзией, проблемы создания сюжетно-композиционной песни».14

В очерке о Т. Хурюгском Ф.И. Вагабова почти не уделяет внимание его поэмам. Сатирическо-аллегорические поэмы Т. Хурюгского «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша», «Сказка о волке и шакале» автор очерка называет произведениями для детей. В них, по утверждению Ф.И. Вагабовой, талант «Хурюгского-баснописца» раскрыт в полной мере.15 И больше об этих поэмах не сказано ничего. Однако, с утверждением, что названные поэмы - произведения для детей, согласиться нельзя.

Примерно две страницы Ф.И. Вагабова уделила поэме Т. Хурюгского «Село Гюгез» 16, полагая, что это удача поэта. Мы же в своей работе попытаемся доказать, что дело обстоит не так.

Наиболее глубокими в изучении творчества Сулеймана Стальского, Та-гира Хурюгского и Алибека Фатахова стали монографии P.M. Кельбеханова, вышедшие в 1995 году, и последняя, по времени издания, его книга «Два крыла. Традиции и новаторство лезгинской поэзии XV - первой половины XX века» (Махачкала, 2002), которые дают наиболее полное представление о творчестве названных поэтов в плане традиций и новаторства.

P.M. Кельбеханов по-новому осмысливает поэмы названных авторов. Особого внимания заслуживает анализ им сатирических поэм Т. Хурюгского, которые явились откликом на негативные процессы, уже тогда наметившиеся в жизни советского общества. Конечно, со всеми утверждениями P.M. Кельбеханова тоже нельзя согласиться, и поэтому мы в работе вступаем в полемику с некоторыми утверждениями исследователя.

В 1998 году в Дагестанском книжном издательстве вышла книга Г.Г. Гашарова «Лезгинская литература. История и современность». Во второй главе первого раздела этой книги есть параграф, посвященный традициям и новаторству в творчестве С. Стальского, а во втором разделе - статья о Т. Хурюгском «Одна из' вершин горской поэзии». Г.Г. Гашаров не затрагивает проблему жанра поэмы у этих авторов, хотя об их творчестве высказывает немало интересных мыслей.

Необходимо отметить исследование P.A. Ахмедовой «Жанр поэмы в кумыкской литературе» (Махачкала, 1999), в котором дана картина эволюции кумыкской поэмы, представляющей собой «динамичный процесс», в котором активно развиваются такие «внутрижанровые разновидности» поэмы, как эпическая, лиро-эпическая и лирическая, лирико-драматическая, лирико-публицистическая, лирико-философская и др., отражающие основные этапы в духовном развитии дагестанского общества.

Особо следует сказать о книге Ч.С. Юсуповой «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (М.,1989). Эта работа историко-теоретическая. В ней, как свидетельствует само название, исследуются проблемы возникновения жанра поэмы в дагестанских литературах, изменения в этом жанре, его эволюция, начиная с начала XX века и до середины 80-х годов. Конечно, такой масштабный разговор о судьбе поэмы в дагестанских литературах носит во многом обобщенный характер. Ч.С. Юсупова показывает, как само время, социальные потрясения на каждом этапе истории советского общества сказывались и на проблематике дагестанской поэмы, и на ее структурных особенностях, усиливая в ней лирическое начало.

Автор «Дагестанской поэмы» справедливо считает, что «. дагестанская поэма ни в целом, ни в отдельных своих звеньях - аварском, кумыкском, лезгинском, даргинском, лакском, табасаранском и т.д. - до сих пор не стала объектом серьезного, дифференцированного и целенаправленного изучения»17.

В книге Ч.С. Юсуповой преобладающее место занимает аварская поэма. Это и понятно. Она носительница этого языка. О поэмах авторов других дагестанских народов исследователь судит по имеющимся переводам. И в этом отношении лезгинской поэзии не повезло, ибо переведенных на русский язык поэм очень мало. Это поэмы С. Стальского - «Дагестан», «Дума о Родине» и А. Фатахова - «Ударник Гасан», и они оказались в поле зрения Ч.С. Юсуповой.

Заслуживает внимание теоретическое положение, высказанное Ч.С. Юсуповой: «.наряду с общими для жанра формами развития дагестанская поэма вырабатывает и свои специфические качества, свои национальные традиции, проходящие через весь ее непростой путь исторического становления и эволюции. Такими сквозными линиями, берущими начало у самых истоков жанра и доходящими в тех или иных проявлениях до наших дней, являются в ней традиции, заложенные в древних хроникальных и дидактических поэмах, поэмах на фольклорной основе и лирической поэме

1 о исповеди».

Все сказанное дает представление о степени изученности лезгинской поэмы 30-х-40-х годов. Ее серьезному исследованию в полном объеме кладёт начало наша диссертация.

Научная новизна темы. Наше исследование - первая монографическая работа, в которой обстоятельно, в хронологической последовательности рассматриваются поэмы лезгинских авторов, созданные в ЗО^Ю-е годы XX в., самые трудные годы в истории советского общества.

В работе сделана попытка дать широкий и развернутый анализ поэм указанного периода. Даже те произведения поэмного жанра, которые оказались в поле зрения предыдущих авторов, рассмотрены по-новому, с учетом больших изменений, происшедших в стране, во всех сферах культуры и науки, в том числе и литературоведения.

Новизна нашей работы заключается и в том, что в ней впервые в научный оборот вводится ряд поэм А., Фатахова и Т. Хурюгского, которые до сегодняшнего дня оставались вне поля зрения дагестанских исследователей. Это, прежде всего поэмы «Герой труда» и «Счастливые годы» Т. Хурюгского, «Война» «У нас и у них», «Ударники дорог» А. Фатахова.

Объект исследования - произведения поэмного жанра лезгинских авторов 30-х-40-х годов: С. Стальского, А. Фатахова, Т. Хурюгского.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что в ней комплексно рассмотрены поэмы лезгинских авторов 30-40-х годов XX в. Содержание работы может быть использовано при создании истории лезгинской литературы, чтении лекций по литературе народов России на филологических факультетах вузов республики, при создании специальных курсов по истории и теории дагестанской поэмы.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в статьях, которые публиковались в научных сборниках, излагались на итоговых конференциях профессорско-преподавательского состава факультета дагестанской филологии.

Структура диссертации определена проблемами и целью ее исследования. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Диссертация снабжена подстрочными переводами автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века"

выводы

В жанре поэмы Тагир Хурюгский самобытен. Он не похож ни на Су-леймана Стальского, ни на Алибека Фатахова. Его первая поэма «Село Гю-гез», которую следует рассматривать как попытку создания крупного эпического полотна, оказалась неудачной. Особенно показательна в этом отношении та часть поэмы, где речь идет о жизни села в советское время. Эта часть носит информативный характер. Но каждая неудача для истинного поэта - это шаг, позволяющий двигаться дальше, подниматься выше. Об этом свидетельствует поэма «Мулла Иса», в которой обличается не просто духовное лицо, но и лицемеры, все, кто вел с народом двойную игру, маскируя свою истинную суть.

Особого успеха Тагир Хурюгский добился в аллегорической сатире. Его поэмы «Сказка о волке и шакале», «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша» и по сей день остаются образцовыми в лезгинской поэзии. Близкие басне, притче, сказке, они перерастают рамки своего времени, обретая общечеловеческое значение.

Сатирическая аллегория позволила Тагиру Хурюгскому говорить о негативных явлениях своего времени, не опасаясь за свою жизнь. Вышеназванные поэмы написаны Тагиром Хурюгским в 30-е годы.

В годы Великой отечественной войны он написал две поэмы: «Воздушный богатырь» о Герое Советского Союза Валентине Эмирове и «Махорка Алхаса» - сатиру на мошенников и аферистов, которые в суровые годы войны преступным путем пытались добиться личного благосостояния. «Воздушный богатырь», хотя и не лишен отдельных недостатков, является образцом поэмы-биографии. «Махорка Алхаса» - блестящее дополнение ряда его сатирических поэм, в которой отточенность диалога доведена до совершенства.

Как поэтическую удачу Тагира Хурюгского следует рассматривать и поэму «Черное золото», в которой четко проходит мысль о двух слагаемых технического прогресса - науки и труда. Поэт в этой поэме поет гимн не только героическому труду простых людей, но и говорит о тех больших трудностях, испытаниях, которые выпали на долю тех, кто искал, находил и добывал нефть. Он сумел в поэме передать героику и красоту труда.

Это же можно сказать и о поэме «Герой труда», в которой речь идет, однако, о колхозном труде и об энтузиастах этого труда на примере звеньевой Ханум Магомедовой.

И, наконец, в сороковые годы (после войны) Тагиром Хурюгским созданы лирические поэмы «Четыре года» и «Счастливые годы». Первая - несомненная удача поэта. В ней он говорит о страшных испытаниях, выпавших на долю советского народа, который сумел перенести их и сломать хребет фашистскому чудовищу.

Вторая поэма - о послевоенных годах. Их можно с оговоркой назвать счастливыми, если учесть суровые годы войны. Но в этой поэме чувствуется влияние теории бесконфликтности, в ней лакировка дагестанской действительности налицо.

заключение

В зарождении лезгинской поэмы в одинаковой мере сыграли важную роль три фактора. Первый - богатый национальный фольклор, в котором представлены такие шедевры эпических и героических песен, как «Шар-вили», «Каменный мальчик», Сказание об ашуге Лукмане». Второй - социальные и политические изменения в жизни народа, которые произошли в конце XIX века и в первой трети XX века. Третье - влияние более богатой и развитой русской литературы и в какой-то мере и азербайджанской.

Первыми образцами поэм в лезгинской литературе можно считать «Бунтам 1877 года» Етима Эмина и «Путь жизни» Гасана Алкадари. Произведение Етима Эмина поэма-трагедия, а «Путь жизни» Алкадари - автобиографическая поэма.

Но эти произведения как произведения поэмного жанра продолжения не имели. И время с 80-х годов XIX века до 30-х годов XX века в лезгинской литературе - это годы бурного развития стихотворений разных жанров, но отсутствия в ней поэмы. Поэмы А. Фатахова строго прикреплены к своей эпохе, современны. Поэт шел непосредственно за историческими событиями начала 30-х годов. В его поэмах нашли отражение важнейшие проблемы того времени: индустриализация, коллективизация, противостояние капитализма и социализма, новые взаимоотношения человека и природы.

Во всех своих поэмах А. Фатахов изображает жизненные явления с позиций классовости и партийности, хотя его произведения и имеют общечеловеческий характер. Значение его поэм выходит далеко за рамки породившего их времени. Это касается, прежде всего, понимания роли науки, техники и механизированного труда в жизни общества.

До А. Фатахова поэма у лезгин - редкое исключение. Таково, например, «Послание наибу Гасану» Е. Эмина и «Мой путь» Г. Алказари. Но эти небольшие произведения являются повествованиями от автора, в них нет действующих лиц. А. Фатахов наполнил поэму людьми, их голосами, действиями. Он оставил нам образцы сюжетно-событийной поэмы.

На возникновение жанра поэма в творчестве А. Фатахова повлияли: во-первых, родной, лезгинский фольклор, в котором представлены такие образцы устного эпоса, как «Шарвили» и «Каменный мальчик», не говоря уже о сюжетной лирике и произведениях диалогической формы; во-вторых, на поэта оказала серьезное влияние русская классическая литература (Пушкин, Лермонтов) и советская (В. Маяковский); в-третьих, А. Фатахов хорошо знал азербайджанский язык и был знаком с творчеством лучших поэтов азербайджанского народа, что тоже имело для него положительное значение.

А. Фатахов дал родной литературе разные типы поэм: сказочную («Шаловливые дети»); сюжетно-событийную, реалистическую, с всесторонне разработанным характером главного героя («Ударник Гасан»); сюжетно-повествовательную с обобщенным собирательным образом солдатской массы («Война»), коллектива механизаторов («МТС»), геологов («Разведчики гор») У А. Фатахова встречаем и образцы маленьких лирических поэм-монологов («Ударники дорог» и «У нас и у них»).

В его поэмах важную композиционную роль играет пейзаж, в них блестяще разработаны монолог и диалог, индивидуальные и коллективные характеристики, использованы приемы и средства, идущие от родного фольклора. Как и во всем своем творчестве, так и в жанре поэмы, А. Фатахов — новатор.

Значительным явлением в дагестанской поэзии второй половины 30 годов XX века были поэмы С. Стальского. Они являются свидетельством субъективного понимания поэтом своего времени, тех изменений, которые происходили на его родине и союзе в целом. В них он выступает, как певец советской нови и новое противопоставлено старому, настоящее прошлому. Советский строй для поэта разумный справедливый общественный порядок.

Первая из поэм С. Стальекого «Дагестан», как отмечалось в работе поэтическая хроника, художественно осмысленная история страны гор, в которой автор повествование ведет как сторонний наблюдатель, временами, выражающий свои мысли и чувства по поводу тех или иных событий. Поэтому «Дагестан» следует квалифицировать как поэтическую хронику и повествовательную поэму, не лишенную лирических моментов, прерывающих объемное изложение фактов.

Мы в работе пришли к выводу, что «Поэма о Серго Орджоникидзе» -лиро-эпическая Можно сказать, что это одическая поэма о революционере, коммунисте, в котором поэт видел идеал справедливого человека, руководителя, который немало сделал и для развития Дагестана. В структуре этой поэмы определенное место занимает и биографический элемент. Сравнив поэму «Дагестан» с «Поэмой о Серго Орджоникидзе» по части авторской экспрессии, прерывающих местами повествование о герое, то во второй поэме неизмеримо больше лирических моментов (в процентном отношении) Такое же явление мы пронаблюдали и в поэме «Дагестан» там, где речь идет о У. Буйнакском, М. Дахадаеве, К. Агасиеве и других большевиках.

Поэма «Думы о Родине» - лирическая. Это мы аргументируем тем, что здесь повествователь и лирический герой - одно и то же лицо. Эта поэма, на наш взгляд, синтезирует основные мотивы творчества поэта, является в его поэзии итоговым. Кроме того, мы находим оригинальным в «Думах о Родине» решение вопроса «мир и человек». Поэт дает убедительное представление о том, что в прошлом, до Советской власти, мир был враждебен человеку. Мир его союзник, друг. «Думы о Родине» тоже не лишены биографических моментов. По содержанию данной поэмы можно судить о жизненном пути поэта, который привел его к вершине славы. «Думы о Родине», хотя и лирическая поэма, она поражает масштабностью охвата жизненных явлений, былого и настоящего. Объективный мир в поэме С. Стальекого воплощен лирическими приемами и средствами, среди которых не первом месте сравнение, метафора, гипербола. Его поэмы - самобытная страница дагестанской литературы.

Поэмы Сулеймана Стальского принципиально отличаются от поэм А. Фатахова по структуре. В них нет сравнительного сюжета в классическом понимании как «хода событий в произведении» (Веселовский А.), действующих лиц, столкновения характеров, а главный структурный принцип -повествование от автора, то есть доминирует лирический принцип воплощения жизненных явлений. Во всех своих поэмах С. Стальский как основную форму строфической композиции использовал строфу, характерную гошме (с рифмованием, а а а в), которой блестяще пользовался в своей лирике и, которая оказывалась, пригодна и для создания больших поэтических форм.

В настоящее время поэмы С. Стальского рассматриваются, оцениваются как поэтические памятники 30-х годов XX века, созданные поэтом коммунистической эпохи, для которого Ленин и большевики олицетворяли идеал человечности, высшей справедливости. Сегодня, такая точка зрения считается необъективной или утопической. Но осуждать или выбрасывать его из литературы, мы не имеем права, для того, чтобы иметь в демократическом государстве (если оно таковое на самом деле) полное и правдивое представление о литературном процессе прошлого столетия.

В создании жанра поэмы в лезгинской литературе Тагир Хурюгский не похож ни на Сулеймана Стальского, ни на Алибека Фатахова и в этом он самобытен. Его первую поэму «Село Гюгез» следует рассматривать, как попытку создания крупного эпического полотна мы расцениваем как неудачную. Особенно показательна в этом отношении та часть поэмы, где речь идет о жизни села в советское время. Эта часть носит информативный характер. Но каждая неудача для истинного поэта - это шаг, позволяющий совершенствовать свое поэтическое мастерство, и чем свидетельствует поэма «Мулла Иса», в которой он обличает не просто духовное лицо, но и лицемеров, всех тех, кто вел с народом двойную игру, маскируя свою истинную суть.

Проанализированный нами материал подтверждает, что особого успеха Тагир Хурюгский добился в аллегорической сатире. Его поэмы «Сказка о волке и шакале», «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша» и по сей день, остаются образцовыми в лезгинской поэзии. Близкие басне, притче, сказке, они перерастают рамки своего времени, обретая общечеловеческое значение. Сатирическая аллегория позволила Тагиру Хурюгскому говорить о негативных явлениях своего времени, не опасаясь за свою жизнь.

Вышеназванные поэмы написаны Тагиром Хурюгским в 30-е годы XX века. В годы Великой отечественной войны он написал две поэмы: «Воздушный богатырь» о Герое Советского Союза Валентине Эмирове и «Махорка Алхаса» - сатиру на мошенников и аферистов, которые в суровые годы войны преступным путем пытались добиться личного благосостояния. Поэма «Воздушный богатырь», хотя и не лишена отдельных недостатков, является образцом поэмы-биографии. «Махорка Алхаса» - блестящее дополнение ряда его сатирических поэм, в которых отточенность диалога доведена до совершенства.

Поэму «Черное золото» следует рассматривать, как поэтическую удачу Тагира Хурюгского. В ней четко проходит мысль о двух слагаемых технического прогресса - науки и труда. Это же можно сказать и о поэме «Герой труда», в которой речь идет, однако, о колхозном труде и об энтузиастах этого труда на примере звеньевой Ханум Магомедовой.

И, наконец, в сороковые годы (после войны) Тагиром Хурюгским созданы лирические поэмы «Четыре года» и «Счастливые годы». Несомненной удачей поэта явилась поэма «Четыре года». В ней он говорит о страшных испытаниях выпавших на долю советского народа, который сумел перенести их и сломать хребет фашистскому чудовищу.

Во второй поэме «Счастливые годы» чувствуется влияние теории бесконфликтности, в ней лакировка послевоенной дагестанской действительности налицо.

Таким образом, 30-е и 40-е годы прошлого века в лезгинской литературе - период, когда поэмы создавали единичные поэты. До 1935 года это был Алибек Фатахов, с 1935 по 1937 годы - Сулейман Стальский, с 1937 -Тагир Хурюгский, плодотворная деятельность, которого в жанре поэмы продолжавшаяся в послевоенное время - это отдельная тема.

 

Список научной литературыБутаева, Анжела Мирзегасановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М.: Сов. писатель, 1972.-559 с.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984. -98с.

3. Абуков К. На посту: Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.-223 с.

4. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Национальные литературы в системе взаимосвязей и поиске соответствия — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. 236 с.

5. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993. - 242 с.

6. Абуков К.И. И судный день впереди: Проза, лит. Критика, публицистика. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. - 544 с.

7. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. - 228 с.

8. Агаев А.Г. Зачем было выдумывать врагов народа // Дагестан литературный: Сб. / Сост Н.Г. Рагимова. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.-С. 309-326.

9. Агаев А.Г. Алибек Фатахов. Махачкала: Даггиз, 1956 (на лезг. яз.).

10. Агаев А.Г. Народный поэт Дагестана Тагир Хурюгский // Хурюгский Т. Стихотворения, песни, поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. — С. 5— 32 (на лезг. яз.).

11. Агаев А.Г. Лезгинская литература. Сб. ст.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. 167 с. (на лезг. яз.).

12. Адалис А. Что есть поэма? // Лит. газета. 1965. - 15 июля. - С.З.

13. Арутюнов JI.H. Взаимодействие литературы и проблема новаторства. -М.: Наука, 1972.-С. 373.

14. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.-136 с.

15. Алиева С. Формирование общесоветских традиций в художественной культуре народов Северного Кавказа // Всесоюзная научная конференция 19-22 сентября 1984 г.: Тез. докл. Черкесск, 1984. - С.147-160.

16. Ахмедова P.A. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. -Махачкала, 1999. 96 с.

17. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 207 с.

18. Базанов В.В. Об изучении русской советской поэмы 20-х годов // Русская литература, 1973.-№ 1.-С. 17-21.

19. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1953-55. Т.2. 1953. 765 с.

20. Т.5. 1954. 863 с. Т.6. 1955. 799 с.

21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

22. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.,1956. - 287 с.

23. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. — Махачкала,1970. 250 с.

24. Вагидов A.M. Восхождение к единству: общесоюзный литературный процесс и своеобразие художественного опыта даргинской литературы. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 252 с.

25. Вагидов A.M. Поиск продолжается. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. — 464 с.

26. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 648 с.

27. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973.-336 с.

28. Гаджикулиев Б. В созвездии братских литератур. Махачкала, 1977. -78с.

29. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Национальные истоки. Генезис и развитие жанровых разновидностей. Поэтика. XIX в. Ч 1. — Махачкала, 1997. 150 с.

30. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - 652 с.

31. Гамзатов Г.Г Гражданский и художественный подвиг Эфенди Капиева (Вместо предисловия) // Эфенди Капиев и его роль в развитии дагестанской советской литературы: Сб. ст. / ДФ АН СССР /Сост. Э.Ю. Кассиев, С.М. Хайбуллаев. Махачкала, 1981. - С. 3-6.

32. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление, Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986.-429 с.

33. Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса: Жизнь и творчество до революции. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1973.-303 с.

34. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 160 с.

35. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. — Махачкала, 1983. 70 с.

36. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.

37. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987. - 172 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4 т. Т.З. М.: Искусство, 1968. - 621 с.

39. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.7. 436 с.

40. Дагестан литературный 1990: Сб. / Сост. Н.Т. Рагимова. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. - 352 с.

41. Далгат У.Б. Фольклор и литератур народов Дагестана. М.: Изд-во вост. лит., 1962.-206 с.

42. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981. - 282 с.

43. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала, 1967. -Т.1. 418 е.; Т.2.499 с.

44. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М.: Наука, 1970-1974.

45. Казимов K.M. Тагир Хюругский. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990 (на лезг. яз.).

46. Капиева Н.В. Жизнь, прожитая набело. М.: Сов. писатель, 1963. - 235 с.

47. Капиева Н.В. По тропам времени. О писателях Дагестана. М.: Сов. писатель, 1982. - 224 с.

48. Капиева Н.В. Скрещение дорог. Махачкала: Дагкнигиздат, 1990. — 266 с.

49. Капиев Э. Избранное: В 2 т. / Сост. Н.В. Капиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1971. Т. 1.288 е.; Т. 2. 236 с.

50. Капиев Э. Моя работа с Сулейманом Стальским // Сулейман Стальский в критике и воспоминаниях. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1969. - С. 42-55.

51. Карпов A.C. Русская советская поэма 1917-1941. -М.: Сов. пис., 1983.

52. Карпов A.C. Стих и время. Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов. М.: Наука, - 404 с.

53. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов. Традиции и новаторство. Махачкала: ИПЦДГУ, 1954.- 113с. .

54. Кельбеханов P.M. Два крыла. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. — 341 с.

55. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский в школе. Махачкала, 1983. — 96 с.

56. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский. Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. 139 с.

57. Кельбеханов P.M. Тагир Хурюгский. Традиции и новаторство. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. - 152 с.

58. Киканс B.JI. Современная советская поэма. Рига, 1982. - 240 с.

59. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы. Киев: Ряд. письменник, 1977. - 172 с.

60. Коваленко C.A. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982. - 112 с.

61. Корабельников Г.М. Сулейман Стальский и Гамзат Цадаса. Махачкала, 1977.-151 с.

62. Курганян М.С. Человек и литература XX века. М.: Наука, 1987.

63. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1979. -355с.

64. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Вопросы методологии литературоведения. М.: Наука, 1966. - С. 142-170.

65. Луговской В.А. Собр. соч.: В 3 т. Т.З. М.: Худ. лит., 1989. - 411 с.

66. Липкин С. Бессмертный ашуг // Дружба народов. 1957. - № 11. - С. 222-227.

67. Луговской Вл. Раздумье о поэзии. М.: Сов. писатель, 1960.

68. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975. - 207 с.

69. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. -Л.: Сов. писатель, 1987.

70. Малышкин А. О себе // Советские писатели. Автобиографии. — М.: Сов. писатель, 1959.-Т.2.

71. Мусаев К. М. Путем сближения и единства. Баку: Элм, 1986. — 201 с.

72. Мусаев K.M. Сулейман Стальский.-.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -83с.

73. Нагиев Ф.Р. Поэтическобе наследие Сулеймана Стальского: вопросы текстологии. Махачкала, 2000. - 324 с.

74. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. —31 с.

75. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М.: Прогресс, 1980.-374 с.

76. Наследие, возвращенное народу: Материалы о жизни и творчестве репрессированных поэтов и писателей Дагестана: Сб. / Сост. Г.Б. Мусаханова; Отв.ред. С.Х. Ахмедов. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1990.-224 с.

77. Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. -М.: Наука, 1971. 520 с.

78. Озеров JI.A. Мастерство и волшебство. М.: Сов. писатель, 1972. - 336 с.

79. Орбели И. Басни средневековой Армении. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1956.- 180 с.

80. Османова З.Г. Художественные искания // История советской многонациональной литературы: В 6 т.Т.5. М.: Наука, 1974. - С. 61-70.

81. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.

82. Поспелов Г.Л. Вопросы методологии"й поэтики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-336 с.

83. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2 т. Т.1. М., 1958. - 614 с.

84. Поляк Л. О лирическом эпосе Великой Отечественной войны // Знамя. -1943.-№9Ю.

85. Расулов М-Р. Папаха и посох Сулеймана (О национальном характере): Литературные эссе. Этюды. М.: Сов. писатель, 1987. - 253 с.

86. Репрессии 30-х годов в Дагестане (Документы и материалы) / ДНЦ РАН. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1997. - 528 с.

87. Сельвинский И.Л. Я буду говорить стихами. М.: Сов. писатель, 1973.

88. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1975. - 158 с.

89. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. — М., 1955. 692 с.

90. Степанов Н. Николай Заболоцкий // Н. Заболоцкий. Собр. соч.: В 3 т. — М.: Худ. лит., 1983. Т.З. - С. 3-41.

91. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. - 216 с.

92. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -458 с.

93. Султанов К.Д. Сулейман Стальский. Махачкала: Даггиз, 1949. - 59 с.

94. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978. -270 с.

95. Султанов К.К. Литература в контексте культуры // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. № 1. 1989.-С. 153-156.

96. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.-229 с.

97. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Размышления. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. 160 с.

98. Теория литературы: В Зт. -М.: Наука, 1962-1965. Т.1.451 с.1. Т.2. 485 с. Т.З. 503 с.

99. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1996. - 494 с.

100. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.- 190 с.

101. Хайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. -108 с.

102. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (Система жанров). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

103. Чудакова М. Эфенди Капиев. М.: Мол. гвардия, 1970. - 240 с.

104. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтика). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 191 с.

105. Шолохов А. Воспоминания // Комсомольская правда. 1970. - 24 июля.

106. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1978. - 337 с.

107. Числов М. Время зрелости время поэмы. - М.: Сов. писатель, 1982. -385 с.

108. Ярахмедов М.Я. Из истории азербайджанско-дагестанских литературных связей. Баку: Элм, 1985. - 307 с. (на азерб. яз.).

109. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000. - 320 с.

110. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. М.: Наука, 1988. - 408 с.

111. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955-1900 гг.). -Махачкала: ДНЦ РАН, 1998. 247 с.

112. Юсуфов Г.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964. - 269 с.

113. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. - 266 с.

114. Юсуфов Р.Ф. Русским романтизм и национальные культуры. — М.: Наука, 1970.-319 с.

115. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1995.-229 с.1.. Диссертации

116. Алахвердова С.А. Поэмы Расула Гамзатова: Дис. . канд. филол. наук. -Баку, 1971.-160 с.

117. Ахмедова P.A. Жанр поэмы в кумыкской советской литературе: Дис. . канд. филол. наук. -Тбилиси, 1988. 171 с.

118. Бадалов М.О. Азербайджанская советская поэма 1960-1970 гг.: Дис. . канд. филол. наук. Баку, 1980. - 159 с.

119. Бирюкова Л.Г. Становление жанра русской советской поэмы (1921-1925 гг.): Дис. . канд. филол. наук. М., 1979. - 190 с.

120. Быков Л.П. Жанровые разновидности русской советской поэмы. 19291936 гг.: Дис. д-ра филол. наук. — Свердловск, 1976. — 216 с.

121. Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917-1940 гг.: Дисд-ра филол. наук. Донецк, 1978. - 400 с.

122. Волкова Г. Современная поэма 1965-1975 гг.: К вопросу о типологии жанра: Дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - 182 с.

123. Карпов A.C. Пути развития русской советской поэмы (1917-1941 гг.): Дис. . д-ра филол. наук. М., 1977. - 468 с.

124. Орочко H.H. Белорусская советская поэма. Закономерности становления и развития: Дис. д-ра филол. наук. Минск, 1960. - 356 с.

125. Саакян P.M. Современная армянская поэма: Дис. . канд. филол. наук. -Ереван, 1977.-168 с.1.I. Авторефераты

126. Абдурагимова М.Н. Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2002. — 20с.

127. Базанов В. Русская поэма 20-х годов: Традиции, периодизация и типология жанра: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1975. - 30 с.

128. Гаджимурадова Т.Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1998. - 20 с.

129. Казиева A.M. Поэмы Кайсыны Кулиева (Проблемы жанрового развития): Автореф. дис. канд. филол. наук. -Карачаевск, 1998. 17 с.1.. Источники

130. Сулейман Стальский. Сочинения. М.: ГИХЛ, 1948.

131. Сулейман Стальский. Сочинения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

132. Сулейман Стальский. Сочинения. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994 (на лезг. яз.).

133. Сулейман Стальский. Сочинения. -М.: economica.ru, 2002.

134. Тагир Хурюгский. Родина. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1949 (на лезг. яз.).

135. Тагир Хурюгский. Избранные стихотворения, песни, поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958 (на лезг. яз).

136. Тагир Хурюгский. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

137. Тагир Хурюгский. Моя мечта. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983 (на лезг. яз.).

138. Алибек Фатахов. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955 (на лезг. яз.).

139. Алибек Фатахов. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979 (на лезг. яз.).

140. Алибек Фатахов. Разорванные цепи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990 (на лезг. яз.).

141. Капиев Эф. Избранное. -М.: Худ. лит., 1966.