автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Русская православная церковь и экуменизм. Философско-религиоведческий анализ

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Тайгачева, Наталья Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Русская православная церковь и экуменизм. Философско-религиоведческий анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тайгачева, Наталья Геннадьевна

Введение.

Глава 1. Понятие "экуменизм".

Часть 1. Предпосылки возникновения экуменизма.

§ 1 .Понятие "экуменизм", его смысл и значение (значением экуменического пространства выступает империя).

§ 2. Теократические идеи Константина и идея «симфонии» Юстиниана.

§ 3. Вехи экуменизма:

Вселенские Соборы и христианские разделения на Востоке; Автокефалия и папизм, униатство, Реформация.

Часть 2. Экуменизм как религиозная проблема.

§ 1. История экуменической идеи 1484-1850 гг.

§ 2. Начальный период экуменического движения 1850-1938 гг.

Глава 2. Экуменизм в восприятии Православия в XX веке. Экуменизм православие на рубеже веков.

§ 1. Путь Русской Церкви в экуменическое движение.

§ 2. Новая религиозность «либеральных христиан» и «радикальных традиционалистов».

§ 3. Секулярные основы социальной концепции Православия.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Тайгачева, Наталья Геннадьевна

Актуальность темы исследования. Проблема экуменизма приобретает довольно значительную роль в теории и практике христианских конфессий. В христианстве тенденция к интеграции наиболее ярко выражена в экуменическом движении. Христианство - самая распространенная и наиболее влиятельная в мире религия не представляет собой единого целого. Еще до XI века малые схизмы разделили единую кафолическую православную Церковь (выделились нехалкидонские церкви). В XI веке (великая схизма) произошло разделение формально единой христианской церкви на католическую и православную. В результате Реформации XVI-XVII веков возникли различные направления третьей большой ветви христианства - протестантизма, с которым исторически связано экуменическое движение. Сегодня проблема экуменизма вызывает самый живой интерес с различных точек зрения, и широко обсуждается в средствах массовой информации. Многие видят в экуменизме попытку политической и религиозной экспансии Запада на православный Восток, другие говорят о необходимости объединения христианских церквей перед растущим влиянием ислама, третьи связывают экуменическое движение с созданием гражданского общества. Кроме того, экуменизм есть выражение в религиозной сфере тенденций информационной, экономической и политической глобализации.

В XX веке христианство оказалось перед вызовом масштабных экспериментов (коммунистический и нацистский тоталитаризм). Многие авторы говорят даже о всеохватывающем антропологическом кризисе, связывая с ним крушение нравственных ценностей, нивелирование человеческих качеств, вседозволенность -это, несомненно, разрыв с христианской традицией. Как жить в этом "обезбоженном", по выражению М.Хайдеггера, "расколдованном" -по М.Веберу, "безрелигиозном" - по Д.Бонхефферу мире? Вот как ответил на этот вопрос православный священник Иоанн Мейендорф - если все христиане стоят перед вызовом единого и в корне расцерковленного мира, то для молодых поколений не суть важно, от какой именно духовной генеалогии будет зависеть ответ на его вызов - западной или восточной, византийской или латинской. Важно лишь, чтобы он прозвучал истиной и жизнью.

В XX веке оформилось движение за объединение христиан как осознающее неестественность и греховность разделения между христианами. Все крупные экуменические прорывы столетия (протестантские инициативы первой трети столетия, взаимное забвение анафем 1054 г. папой римским Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором I в 1965 г., совместная католическолютеранская декларация об оправдании верой и 1999 г. и др.) имели вполне определенный политический, социальный и культурный фон, догматические и канонические оправдания.

Обозревая христианскую экумену, мы видим, что принадлежность к той или иной Церкви (религиозной общности) в последние сто лет перестает быть нераздельно связанной с территорией и этносом. Христианство начинает утрачивать свою эксклюзивность, происходит постепенное движение от Церкви национальной к Церкви свободного выбора, к которой присоединяются вследствие осознанного решения.

К началу столетия в недрах православия вызрела решимость к ответственной ревизии собственного наследия. Материалы Предсоборного присутствия Всероссийского поместного Собора 1917-1918 гг. свидетельствуют, что в начале века православные были готовы к всестороннему и творческому обсуждению таких проблем, которые конце XX века часто даже не решаются затронуть. Столетие во многом оставило православие в состоянии "недоразрешенности", оно сполна испытало его тоталитаризмом и требованиями сакрализации антихристианских режимов.

Итак, как станет развиваться христианство в XXI веке? Можно предположить, что христианство грядущего столетия станет еще более плюралистичным. Новые религиозные движения обратятся к старым религиозным практикам, "интеллектуальное христианство" не сможет одолеть "христианства народного" с его многолюдными паломничествами, обновляющимися иконами и исцелениями. Очевидно, Церковь XXI века станет гораздо более "мирянской". Ее лицо будет определять община творческих мирян, объединенных общностью веры религиозных и культурных интересов. "Вертикальный" вектор служения Церкви, направленный к Небу, не уступит вектору "горизонтальному", связующему ее с человечеством. Церковь должна будет выявлять себя все больше и больше в сфере духовных ценностей и символов, а не в близости или отдаленности от земных благ и власти. Она станет более чувствительной к социальным изменениям.

Экуменическое движение вызвало интерес к богословской проблематике, способствовало умению отличать в вере второстепенное от главного, углубило понимание православной традиции.

Итак, все это позволяет считать предложенную тему исследования актуальной как в философском, так и в религиоведческом планах. В частности, в диссертационном исследовании, на основе сделанного философско-религиоведческого анализа, выявлено существующее в настоящее время общее для различных направлений проблемное поле.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в религиоведческой литературе накоплен богатый материал по проблеме отношения Русской Православной Церкви к экуменизму. Содержание понятия «экуменизм» и интерпретация отношения Русской Православной Церкви к экуменизму постоянно дискутируются в религиоведческой литературе.

В своем исследовании автор опирался на сочинения наиболее видных представителей интеллигенции прошлого: Бердяева, Лосского, Меня, Розанова, Соловьева, Флоренского, Флоровского, Франка.

Принципы анализа экуменической идеи рассмотрены в трудах современных исследователей, таких как Дозорцев П.Н. «Генезис отношений государства и церкви (историко-библиографический аспект), Лебедев А.П. «История разделения церквей в IX, X, XI веках», Одинцов М.И. «Государство и церковь в России. XX век», Султанов К.В. «Единение православия и католичества в оценке В.Соловьева и Н.Данилевского», Филимонов Э.Г. «Христианская демократия в политическом процессе современной России: трудный поиск решений», Цыпин В. «История Русской Православной Церкви 1917-1990», Чумаченко Т.А. «Государство, православная церковь и верующие, 1941-1961 гг.», Шнейдер Ю.А. «Движение к экуменическому сознанию». Положения и выводы данных исследований способствовали критическому анализу экуменической идеи, раскрытию сущности понятия «экуменизм», его пространственно-смыслового понятия, рассмотрению экуменизма как религиозной и политической проблемы.

В процессе изучения экуменического феномена автор обращался к трудам философов и религиоведов, таких как С.Ф. Анисимов, Ю.Ф.Борунков, М.П. Гапочка, В.И.Гараджа, Н.И. Добреньков, А.И.Клибанов, М.П.Мчедлов, М.П.Новиков, А.С.Попов, А.Тэнасе, Д.М.Угринович, М.И.Шахнович, И.Н.Яблоков, В.Г.Яковлев и др.

Специально проблему отношения Русской Православной Церкви к экуменизму ставили: Горичева Т. «Об обновленчестве, экуменизме и "политграмотности" верующих», Кураев А. «Вызов экуменизма. Православная апологетика на пороге XXI века», Шапошников JI.E. «Консерватизм, новаторство и модернизм в русской православной мысли XIX-XX веков». В этих работах рассматривается история становления, социально-политические аспекты экуменизма, его взаимоотношения с православием, католицизмом, отдельными протестантскими конфессиями, выдвинуты некоторые принципиальные положения, которые учитывались автором настоящего исследования.

Общий обзор современного состояния экуменической проблематики представлен в изданиях: Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии РПЦ 8-18 июля 1948 года; Живое Предание. Материалы Международной Богословской конференции; Исторический путь экуменизма. Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата; Мир Православия. Сборник научных статей; Приложение к Определению Собора «Об основных принципах отношения к инославию»; Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998. В данной литературе содержится обширный фактический материал, необходимый для анализа взаимоотношений Русской Православной Церкви и экуменических деноминаций. Особого внимания заслуживает диссертационное исследование Крянева Ю.В. «Экуменизм. Критический анализ социологических и теологических концепций», однако в нем основное внимание уделено анализу социологических и теологических концепций экуменизма.

Таким образом, можно утверждать, что проблема отношения Русской Православной Церкви к экуменизму практически в достаточной мере еще не сформулирована, а если и ставилась, то лишь отрывочно, фрагментарно. Тенденция к дифференциации подходов пока явно преобладает над тенденцией к их интеграции.

Предполагается, что в ходе возможных дискуссий и дальнейших детальных исследований будет выработана более или менее значимая точка зрения, появятся обобщающие размышления по этой проблематике.

Цель диссертации - исследовать неоднозначное отношение Русской Православной Церкви к экуменизму в виде систематического анализа экуменической идеи и рассмотрения вопроса о переносе идеи ойкумены из социально-политической сферы в сферу религиозного мировоззрения, ее исторической трансформации в христианстве.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие основные задачи:

1. Раскрытие сущности понятия «экуменизм», его пространственно - смыслового значения, рассмотрение экуменизма как религиозной и политической проблемы.

2. Рассмотрение - с опорой на современную религиоведческую литературу - идеи экуменизма в историческом отношении и в восприятии современного Православия.

3. Анализ идеологических и политических основ экуменизма.

4. Реконструкция некоторых моментов исторического процесса смены представлений об экумене и сопоставительный анализ исторически существовавших дискурсов об экуменизме.

Методологической основой диссертации являются принцип единства теоретико-методологического и историко-философского исследования; метод понятийно-терминологического анализа.

В диссертации использованы отдельные методологические идеи русских философов и богословов, таких как Шмеман А., Кураев А., Никодим (Ротов), Шмитт К., Филиппов А.Ф. Хотя автор часто полемизирует с указанными исследователями, все же без учета их позиций и оценок, исследование во многом было бы необъективным.

В диссертации использованы материалы церковных изданий, проанализированы современные философские, социологические, исторические и богословские работы, в той или иной мере затрагивающие проблему отношения Русской Православной Церкви к экуменизму.

Выявляя существенные черты восприятия явления экуменизма различными исследователями, автор не ставит перед собой задачу широкого охвата всего спектра мнений и высказываний всех известных представителей российской интеллигенции, обращая внимание лишь на наиболее важные стороны и поворотные моменты в процессе осмысления прошлого опыта, а также отмечая те основные тенденции и закономерности в этом осмыслении, которые имеют актуальное значение в эти дни.

Научная новизна исследования определена в значительной степени целью и характером поставленных и решаемых в ней задач. Данное исследование носит преимущественно поисковый характер, особое внимание в нем уделяется тем проблемам, которые не находили достаточного освещения в религиоведческой литературе. Научная новизна диссертации может быть резюмирована в следующих положениях:

- В диссертационном исследовании дан систематический, целостный философско-религиоведческий анализ экуменической идеи.

- С учетом существующих ранее дано новое понимание экуменизма в современном православном мире, которое учитывает исторический, политический и религиозный смыслы этого понятия;

- Выявлена специфика отношения российской интеллигенции к экуменизму в сравнении с Русской Православной Церковью;

- Дан анализ современного значения решений, рассмотрены некоторые экуменические аспекты в последних документах Русской Православной Церкви.

Теоретическое и практическое значение исследования. Полученные в диссертации конкретные результаты можно использовать в философско-религиоведческих исследованиях. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы также в учебном процессе при чтении спецкурсов по истории Русской Православной Церкви, в качестве методологического материала для преподавания религиоведения, а также при разработке спецкурсов, лекций и семинаров по философии.

Апробация работы. Основные положения работы опубликованы автором в статьях:

1. Актуальность представлений Л.Фейербаха о религии будущего //сб. Вопросы религии и теологии. М., 1995, с. 54-59.

2. Секулярные тенденции в современной протестантской теологии (на основе анализа концепции Д.А.Т.Робинсона)//Человек-Философия-Гуманизм: тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 года). Спб., изд-во С.-Петерб. Гос. Ун-та, 1997.

3. Некоторые аспекты социальной доктрины Русской Православной Церкви//Научный альманах. Серия: религиоведение, выпуск 1. Орел, 2002, с. 144-147.

Ряд выводов и положений автор использовал в учебной работе в курсах "Диалог религий в современном мире", "Христианские церкви современности", "История Русской Православной церкви".

Структура работы определяется целью и задачами работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 8 параграфов, заключения и библиографии. В первой главе исследуется понятие экуменизма, рассматриваются его политическая и религиозная составляющие. Выявляются социально-политические предпосылки и философские основания православного понимания экумены и экуменической идеи. Во второй главе рассматривается история отношения РПЦ к экуменической идее, анализируются основные документы и материалы по этой проблеме. В заключении кратко формулируются основные выводы работы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская православная церковь и экуменизм. Философско-религиоведческий анализ"

Заключение.

Идея экуменизма - исторически, идеологически и богословски

- имеет две важные составляющие своего значения:

Политическая составляющая понятия "экумена". Экумена это империя, т.е. государство не сознающее свои границы, которое определяет свою территорию как "круг земель", весь мир. В политическое понятие "экумена" входят следующие признаки: большое пространство, универсализм законов (кафоличность пространства), согласие политических элит.

Религиозная составляющая понятия "экумена". Экумена -государство (империя), исповедующее единые христианские ценности. Различие во взглядах религиозных понимается как предпосылка различия политического. Религиозное различие "ортодокс - еретик" есть предпосылка различия политического "друг

- враг".

Всякая религиозная . противоположность превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов. Религиозное сообщество, которое как таковое ведет войны, будь то против членов другого религиозного сообщества, будь то войны иные, есть, помимо того, что оно является сообществом к 59 религиозным, - некоторое политическое единство .

В этом виде (форме) экуменизм получает теоретическое выражение и обоснование в теории "симфонии" Юстиниана, согласно которой император принимает на себя заботу о всех светских и земных нуждах христианского государства и христиан.

59 Карл Шмитт. Понятие политического. Вопросы социологии. № 1,1992, с. 45.

Историческое развитие, пришедшее к развалу Римской Империи, заставило переосмыслить экуменическую идею, разделить политический и религиозный ее смыслы - разделить (на Западе) идею Империи и географическое пространство. "Весь мир" понимается не географически - т.е. не как "территория", а как сфера влияния христианских ценностей, и как сфера политического влияния Рима. Империя - это не "большое географическое пространство", "накрытое" особым государством, а центр "излучения" христианских идей, в том числе идей христианского государства (на ограниченной территории), христианской культуры, образа жизни. Экуменизм - это не борьба за "территорию", но борьба за влияние на этой территории.

В средние века существовало две формы распространения экуменического влияния:

- мессионерство по отношению к до-христианским, языческим культам на территориях определенных государств (до той границы, пока не сталкивался с другой имперской идеей - исламом)

- политическая аннексия или военное завоевание территории если речь идет о территориях распространения Ислама - это экуменизм (экумена) по-католически.

С образованием Византии восточная церковь существует уже в совершенно других территориальных границах и исторических условиях нежели Римская империя. Вся полнота имперского полновластия переносится на куда более локальное пространство, что повлекло за собой трансформацию политической и религиозной "экумены" - концепция всемирного господства империи на принципиально безграничном пространстве переходит в идею совершенной власти на пространстве локальном. Этот процесс нового понимания "экуменизма" развивался постепенно, и пришел к образованию автокефальных - независимых церквей, на территории монархических государств, с принципом национальности, с понятием народа и суверенитета. Совершенная власть понималась исходя из той же идеи симфонии как абсолютная власть, ограниченная христианскими ценностями и христианской традицией, осуществляемая в границах определенной территории. Экумена - это уже не весь населенный мир, а мир следующий христианской идее и православной традиции ее понимания. Экумена - это не политическое единство или объединение, а единство христианской традиции, единство правильного понимания веры и ее прасловления.

Экумена, прежде всего, - совершенная власть на локальном пространстве, включающая религиозные, моральные, культурные и идейные ценности.

Позже проявит себя еще одна культурно-политическая сила, как наследница "экумены" - гражданское общество - христианский мир, построенный не как мир христианской империи, не как мир христианских государств, но как христианское общество. Это новое понимание экуменизма развивается в рамках прежде всего протестантской теологии. Протестантские сторонники экуменизма необходимость христианской интеграции связывают с созданием единого "глобального социума" под христианским контролем. б.Россия наследует византийское понимание экумены и соответственно экуменизма. Экумена это государство с православным народом (т.е. народ истинной веры, это стержень культуры и государства - идеологически и политически), осуществляющим свою политическую и религиозную власть на определенной территории - т.е. в государстве. Экуменизм - это не всемирная власть, но совершенная власть.

В советский период "Россия оказалась квази-империей. Она есть большое пространство многообразных социальных образований, с явственным различением имперского центра и многообразной периферии, с профилированной, но не вполне обособленной политической системой, с типичным для империи взаимоотношением элит"60. Хотя автор не вполне разделяет эту цитату в части "не вполне обособленной политической системы". Даже семья не являлась тем "локусом", в котором можно осуществлять неполитическую коммуникацию.

Москва - третий Рим" - это не идея геополитического государства, но идея господства - религиозного и культурного в определенных территориальных границах.

Столкновение католического и православного понимания экуменизма - это столкновение различных понятий "экумена" -империи политической и империи религиозной, культурной. Это столкновение идеи "совершенного государства" (православная власть и православный народ - теократия в одной отдельно взятой стране) и идеи "всемирного государства", т.е. государств находящихся под политическим и религиозным влиянием Ватикана.

Внутри православия автор выделяет две тенденции в понимании экуменизма: а) В советский период экуменические контакты осуществляются в рамках идеи "борьбы за мир" - т.е. ближе к католическому пониманию экуменизма, как политическая тенденция. За этим - коммунистическая идеология, которая пыталась возродить имперскую идею в политическом смысле. Коммунизм пытался использовать христианство для своих целей. Однако, вместе

60 А.Ф.Филиппов. Наблюдатель империи. Вопросы социологии. 1992, № 1, с. 99. с коммунизмом растет влияние православия на международной арене. б) Вместе с тем, проявляет себя тенденция выступления против экуменизма - с позиций чистоты традиции и Церкви. Экуменизм - это объединение Церквей, но самостоятельных, без господства какой-либо, последнее приведет к политическим последствиям, к восстановлению политической империи и к утрате как государственной, так и церковной самобытности и самостоятельности.

Исторически борьбу этих двух тенденций автор проследил в разнообразии и прямой противоречивости документов (принятых на Всеправославных совещаниях и конференциях, - в Определениях Соборов и Постановлениях), что доказывает правильность исходных посылок. Анализ Социальной Концепции Русской Православной Церкви от 19.07.2000 показывает, что все большее влияние в иерархии Церкви приобретает вторая точка зрения. И религиозно, и исторически она столь же обоснована, как и первая, но, с учетом традиций Византии она имеет большее значение.

Политически, социально и религиозно идея понимания экуменизма с позиций чистоты традиции оказывается более перспективной сегодня. И, в качестве прогноза автора, она будет доминировать в ближайшие десять лет.

Напомним, что, когда распадалась Римская Империя, то этот распад вел не к образованию гражданского общества, а к образованию абсолютистских государств, стремящихся осуществлять свою политику на своей территории. Россия выделяется из СССР и обретает свою территориальную целостность. Поэтому Православная Церковь - православный народ -государственная территория. Вот ближайшие тенденции, направления и будущее экуменического процесса с точки зрения Православия.

Необходимо также сказать и о проблемах, встречающихся на пути понятия "экуменизм". Это - глобализация, столкновение с исламской идеей, становление гражданского общества.

Столкновение с исламской идеей ставит под угрозу территориальную целостность России (Чечня, международный терроризм). Таким образом, организуется широкий мировой фронт, происходит интеграция в военные, экономические, политические союзы и блоки, предоставляются территории для американских баз.

При становлении гражданского общества происходит отток интеллигенции из Русской Православной Церкви. Появление "православия без Церкви", что стало трагическим парадоксом духовной и культурной ситуации последнего десятилетия нашего времени.

Все это может заставить взглянуть на проблему экуменизма с другой точки зрения. Но автор оставляет эту тему для дальнейших исследований.

Современная цивилизация объявила безусловной ценностью удобство жизни, стираются нравственные границы и границы религиозного вероисповедания, границы стран и континентов. А стирание любых границ и граней - религиозных, национальных, идеологических - приводит к утрате самобытности, чувства национального достоинства, ощущения истории родной страны, то есть, к глобализации. Это происходит потому, что высшей ценностью для человечества сегодня поставлено удовлетворение его по сути «периферийных» физиологических потребностей. Глобализация приводит к созданию общего информационного, экономического и экологического пространства.

Но, несмотря на тенденцию к глобализации, мы вряд ли идем к созданию какой-либо единой религии, по крайней мере в ближайшей перспективе. Будущее скорее за открытым диалогом между различными религиями, культурами, традициями.

 

Список научной литературыТайгачева, Наталья Геннадьевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Алексий (Ридигер Алексей Михайлович). Патриарх. Россия. Духовное возрождение. М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.

2. Алымов В. Лекции по исторической литургике в Высшей религиозно-философской школе в Санкт-Петербурге, 1994-1995.

3. Арсеньев Н. Единый поток жизни (к проблеме единства христиан). Брюссель, 1973.

4. Архиепископ Виталий. Экуменизм. Монреаль, без места, 1989.

5. Архиепископ Михаил (Мудъюгин). Русская православная церковность. Вторая половина XX века. Библейско-богословский институт, М., 1995

6. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 1999.

7. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. Издательство им. А.С.Суворина, Спб, 1992.

8. Архиепископ Серафим (Соболев). Надо ли Русской православной церкви участвовать в экуменическом движении? М., без места, 1996.

9. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. М., Издательство Московской Патриархии, 1995.

10. Ю.Баранова Н. Что такое экуменизм? Наука и религия, 1968, № 5, с. 82-84.

11. П.Вейш Я.Я. Экуменические поиски англиканской церкви. //Вопросы научного атеизма. М., Мысль, 1973, вып. № 14, с. 267282.

12. Византия и христианский Восток: научная конференция памяти А.В. Банк. Тезисы докладов. Спб., издательство Гос. Эрмитажа, 1999.

13. Всемирный русский собор: первый этап. М., Роман-газета, 1993.

14. Всемирный русский собор: второй этап. М., Роман-газета, 1995

15. Всемирный русский собор: третий этап. М., Роман-газета, 1996.

16. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. Спб., Царское Село, 1996.

17. П.Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. Взгляд русского человека, живущего на Западе. Спб., Сатисъ, 1997.

18. Гордиенко Н.С. Эволюция взаимоотношений русского православия и экуменизма.// Сборник. Общественная жизнь и религия. Д., ЛГПИ, 1972, т. 524, с. 100-139.

19. Гордиенко Н.С. Экуменические влияния в современном русском православии.// Сборник Сборник. Общественная жизнь и религия. Л., ЛГПИ, т. 524, с. 140-177.

20. Данн Дж. Единство и многообразие в Новом Завете. М., ББИ, 1997.

21. Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия

22. Автокефалии РПЦ 8-18 июля 1948 года. Т. 1, М., изд-во Московской Патриархии, 1949.

23. Деяния Вселенских Соборов. T.IV, Казань, 1908.

24. Добреньков В.И. Критический анализ авангардистских тенденций в современной протестантской идеологии. М., Знание, 1975.

25. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви (историко-библиографический аспект). М., Манускрипт, 1998.

26. Дугин А. Мы церковь последних времен// «Завтра», № 1, 1998.

27. Заявление православных участников на I Всемирной Конференции «Вера и церковное устройство». Лозанна, 1927.

28. ЗО.Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931.

29. Живое Предание. Материалы Международной Богословской Конференции. Издание свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы, М., 1999.

30. Журнал Московской Патриархии.

31. Игумен Тихон, В.Никитин. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления во Всемирный Совет Церквей. ЖМП, 1983.

32. Интервью епископа Владивостокского и Приморского Вениамина// «Радонеж», №№ 15-16.

33. Исторический путь экуменизма //Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата, № 23,1955.

34. История Православной Церкви в XIX веке. Кн. 1. Православный Восток. Кн.2 Славянские Церкви. М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1999.

35. Иустин (Попович), архим. Православная церковь и экуменизм. М., изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997.

36. Керов В.Л. Вселенские Соборы и разделения Церквей: лекции. М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998.

37. Кирьязев О. Христианский проект на рубеже веков// «Русская мысль», 8-14 января 1998 г.

38. Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра 1 и русская православная оппозиция (1801-1825). Спб., Нестор, 1998.

39. Костельник Г. Идеология унии. Львов, 1938.

40. Крянев Ю.В. Экуменическое движение протестантских церквей Запада/Ючерки истории западного протестантизма. М., Политиздат, 1988.

41. Крянев Ю.В. Экуменизм. Критический анализ социологических и теологических концепций. Докторская диссертация. М., 1980.

42. Кураев А.В. Вызов экуменизма. Православная апологетика на пороге XXI века. М., «Благовест», 1997.

43. Кураев А.В. Протестантам о православии. М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.

44. Культура, религия и общество. Вып. 2. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции: Материалы международной научно-практической конференции 2-3 октября 1997. Казань, «Заман», 1998.

45. Курочкин П.К. Русское православие и экуменизм.//Наука и религия, 1969, № 6, с. 39-44.

46. Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X, XI веках. Спб., Алетейя, 1999.

47. Лекторский Д. Время суда// «Русская мысль», 8-14 января 1998.

48. Лосский В.Н. Соблазны церковного сознания. Вестник Русского западно-Европейского Патриаршего экзархата, 1957, N 1.

49. Люттер Г. Кризис экуменической теологии и политическая активность верующих// Вопросы научного атеизма, вып. № 22, М., Мысль, 1978, с. 242-252.

50. Материалы по истории церкви. Кн. 24. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве (гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.) М.В.Шкаровский, М., Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.

51. Мень А.В. Сын человеческий. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М., фонд им. Меня, 1998.

52. Мерль М., Де Монкло К. Католическая церковь и международные отношения после второй мировой войны. Реферат. М., ИНИОН РАН, 1989.

53. Мир православия. Сборник научных статей. Вып. 2, М., 1998.

54. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., изд-во РАГС, 1999.

55. Митрополит Иоанн. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. Спб., Царское Дъло, 1997.

56. Никодим (Ротов), митр. Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви// Журнал Московской Патриархии, № 7, 1971.

57. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. (Критический анализ богословия XX века). М., Политиздат, 1979, с. 167 .

58. Основы религиоведения. Борунков Ю.Ф. и др. Под ред. Яблокова И.Н. Изд-е 2-е, перераб. и доп., М., Высш. шк., 1998.

59. Папа Иоанн Павел И. Апостольское послание «Свет Востока»// Вопросы философии. М., 1996, N 4, с. 48-68.

60. Папство и его борьба с православием. М., Стрижев, 1993.

61. Патриарх Тихон. Речь на Поместном Соборе 1917-1918 гг.

62. Перепелкина Л. Экуменизм путь, ведущий к погибели. СПб., 1992.

63. Петерсен Д. Церковь без стен: преодоление традиционных барьеров. Пер. с английского. Спб., Мирт, 1995.

64. Первое послание коринфянам. Страницы. М., 1997, N 1 с.22-35.

65. Петров П., Васильев В. Ассамблея церквей в Упсале//Наука и религия, 1969, № 6, с. 44-48.

66. Постановление II Ватиканского Собора «Об экуменизме». Брюссель, 1975.

67. Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998. Издание второе, переработанное. ОВЦС Московского патриархата, М., 1999.

68. Православие и католичество: социальные аспекты//Проблемно-тематический сборник. Выпуск 3, М., ИНИОН РАН, 1998.