автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Русские крестьяне на юге Западной Сибири

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Липинская, Виктория Анатольевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Русские крестьяне на юге Западной Сибири'

Текст диссертации на тему "Русские крестьяне на юге Западной Сибири"

£/•■ $$ -г/1 J?

Российская Академия Наук Ордена дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая

На нравах рукописи

• •

Липинская Виктория Анатольевна

Русские крестьяне на юге Западной Сибири. Развитие традиционной культуры (XVIII - начало XX в.)

Специальность 07.00.07. Этнография эта ологизк антропология

зидкум ВАК РоссирП]

i 9 «-/У > ... ^ t>.

' -L- у'<^исеертацвд N>? \f %

/

'Я^ШЙ^ТО РА

на соискание ученой степени доктора йсторичес

i :их наук

HS у К

травления БАК России Москва 1999

*"1 J

у Г'Л / ГОСУДАРСТВ^'ЧДЯ

Работа выполнена в Отделе Этнологии русского народа Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии Наук

Официальные оппоненты: доктор исторических доктор исторических наук доктор исторических наук

Р.Ш. Джар(Л^:синова Л.Н. Пушкар^в С.Б. Рождественская

Ведущая организация - Пермский государственный университет, кафедра древней и новой истории России

Защита состоится «18» мая 1999 г. г 14 — час. На заседании диссертацион- с ¡а ,Ц 002. 76. 01. Института этнологии и антрополс И.Миклухо-Маклая РАН

по адресу: 117334, Москва, Леь • т, дом 32-а. корп. В.

С диссертацией в виде и ■ в библиотеке Инс

ознакомиться . апологии

ИМ.1

Диссертация в виде к

1999 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук

А. Е. Тер-Саркисянц

ВВЕДЕНИЕ

Этническая территория русского народа, а также границы созданного им Российского государства складывались в ходе миграционных процессов, вызванных историческими, социально-экономическими и геополитическими обстоятельствами. Значение миграций и их роль в распространении русских народных традиций рассматривалась в 1970 - 1980-е годы на специальных научных форумах, эта тема заняла существенное место в обобщающих работах1. Миграции были признаны характерной и специфической особенностью исторических судеб русского народа. Наиболее существенные перемещения проходили в восточном направлении, следствием чего явилось расселение русских на обширных пространствах Сибири.

С миграциями связана проблема оседания переселенцев в новой местности, создание постоянных населенных пунктов, что являлось обязательным условием формирования русского населения в регионе Сибири. С опорой на постоянные населенные пункты проходило изучение и освоение окрестной природной среды, формировались этнокультурные контакты с местным коренным населением, создавались условия для биологической и социальной жизнедеятельности. Решение проблемы адаптации к новой среде требовало приобретения новых знаний, их передачи и закрепления. Под влиянием местных условий проходило в Сибири формирование новых локальных групп русского народа.

Деятельность автора доклада по изучению культуры и быта русских осуществлялась с 1962 по 1991 годы в местностях, освоенных в ходе миграционных движений, как в Европейской части страны (на территории Вологодской, Пермской, Вятской губерний), так и в Сибири (на территории Тобольской, Томской губерний). Собранные за указанный период материалы положены в основу исследований автора.

Практическая значимость работы определяется тем, что миграционные движения, начавшиеся на заре становления русского народа, не прекращаются и в настоящее время. Если в период создания этнической территории миграции были центробежными, то в XIX - XX в.в. проходило перераспределение населения внутри уже освоенных, более или менее плотно заселенных территорий. В конце XX в. появились центростремитель-

XX сессия всесоюзного симпозиума по изучению проблем аграрной истории. Таллин, 1984. С. 75-131; Исторический опыт изучения и освоения Си-¿ири. Новосибирска, 1986; Смена культур и миграций в Западной Сибири. Томск, 1987; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982. С. 19-20; Русские. Серия «Народы и культуры». М., 1997. С. 7-9.

ные движения переселенцев из периферийных местностей, оказавшихся за рубежами России. В соответствии с этим является весьма актуальным углубленное и разностороннее изучение проблем, связанных с миграционным движением, как в практическом отношении, в их влиянии на быт населения, так и в теоретическом плане, и в первую очередь, в рассмотрении развития этнокультурных процессов у групп, переселившихся с основной территории расселения этноса, а также - у различных этнографических групп русского народа, вступавших во взаимодействие между собой в том или ином регионе в ходе миграционного движения.

Научно-практическую значимость имеют вводимые автором в научный оборот полевые этнографические материалы и документы центральных и местных архивов. О практической значимости деятельности автора свидетельствует также проведение под его руководством ряда совместных экспедиционных выездов с местными краеведами, в ходе которых были собраны экспонаты для пополнения фондов местных музеев.

Опубликованные исследования автора представляют интерес для специалистов в области этнографии, истории, религиоведения, экологии, медицины. Публикации автора могут использоваться работниками местных музеев и библиотек. Они будут полезны преподавателям высших и средних учебных заведений.

Научная новизна работы. Внимание исследователей, изучавших русское население Сибири, было сосредоточено на начальных стадиях расселения (XVI - XVIII в.), на закреплении мигрантов в новом регионе и развитии их хозяйственной деятельности. Важность позднейших миграций (вторая половина XIX - начало XX в.) признавалась, но даже у представителей смежных наук (историки, географы), было опубликовано крайне мало монографий, посвященных этому периоду.

До 1960-х годов этнографических наблюдений культуры и быта русского населения на юге Западной Сибири (в пределах территории Российской Федерации) не проводилось. Они были начаты сотрудниками Института этнографии Академии Наук. Весьма фрагментарные публикации авторов XVIII - XIX в. касались лишь первой волны мигрантов. Только во второй половине XX в. начали появляться статьи и монографии современных исследователей, посвященные отдельным сторонам быта русского, но также преимущественно старожильческого населения. Данная работа является первым обобщающим, комплексным исследованием, анализирующим развитие народных традиций русского крестьянского населения на юге Западной Сибири со времени его вселения (XVIII в.) по начало XX в. (до 1917 г.).

Объектом исследования является традиционная народная культура русского крестьянского населения южной части Западной Сибири, состав-

лявшей отдельную административную единицу в составе Томской губернии (с 1747 по 1831 г.г. именовавшуюся как Округ Колывано-Воскресенских горных заводов, затем - Алтайский горный округ, со второй половины XIX века - Алтайский округ), а в настоящее время - Алтайский край и республика Алтай.

Южная часть Западной Сибири представляет в этнографическом отношении большой интерес в связи с тем, что сюда вели миграционные пути из более северных местностей Сибири и из Европейской части страны, вследствие чего с особой яркостью проявлялись общие проблемы этнокультурного развития, встававшие перед русскими переселенцами за Урал. Ключевой проблемой сибиреведения автор считает проблему адаптации к новым условиям расселения, с которой связаны проблемы освоения окраинных территорий, адаптации к местной природной среде, взаимодействие с культурами других народов. Автор рассматривает становление русских народных традиций в конкретных исторических и экологических условиях юга Западной Сибири, где рано началось не только сельскохозяйственное, но и промышленное освоение местных природных ресурсов, вследствие чего возникла более сложная система управления местным населением, а на крестьян возлагалась обязательная дополнительная нагрузка по обслуживанию горных заводов и рудников [1,2].

Научная апробация исследования. Этнографическое изучение русского населения Западной Сибири, в том числе и ее южной части, впервые было начато сотрудниками Института этнографии АН СССР (в настоящее время Институт этнологии и антропологии РАН). В отделе Этнографии русского народа была создана структурная группа по изучению населения Сибири, возглавлявшаяся д.и.н., проф. В.А. Александровым, в составе которой работал автор доклада. Исследовательская деятельность автора отражена в коллективных трудах сотрудников Сибирской группы и в авторских публикациях: изданы 2 авторские монографии («Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре, XVIII - XX в.». М., 1987; «Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае, XVIII - начало XX в.». М., 1996), разделы в 5 коллективных монографиях, 32 статьи. Результаты работы апробированы на 23 всероссийских и международных научных съездах, в том числе в Югославии (Загреб), Индии (Калькутта), Румынии (Бухарест), Венгрии (Бекешчаба). Опубликованы тезисы докладов. Тиражированы и переиздаются методические пособия для практики этнографического исследования русского населения Сибири.

Цель исследования автора - изучение развития традиционной культуры и быта русского населения на юге Западной Сибири. Она являлась составляющей общей цели работы группы по изучению русского населения Сибири,

определявшейся как комплексное раскрытие закономерностей сложения русского населения и его культуры на протяжении всей истории заселения1.

Задачи исследования поставлены автором применительно к выбранному им региону и в соответствии с обозначенной выше целью.

— Рассмотрение этапности переселений русского крестьянства на юг Западной Сибири и формирование поселенческой структуры в местных природных зонах.

— Рассмотрение состава населения по местам выхода и распределение в регионе нового расселения представителей этнографических групп русского народа.

— Создание семей, расселение семейных коллективов, выявление внутриселенных и межпоселенных родственных взаимосвязей и традиций внутрисемейного быта.

— Развитие на юге Западной Сибири основных элементов культуры русского крестьянства: а/ создание хозяйственной базы, б/ сферы материальной культуры (поселения, жилище, одежда, пища), в/ сферы духовной жизни ( праздники и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, семейным бытом, христианским мировоззрением).

— Выяснение народных представлений о заселяемой местности, ее рациональная и эмоциональная оценка, определение возможностей использования природных ресурсов в быту.

В задачи исследования входило изучение традиционных элементов народной культуры русского крестьянства на юге Западной Сибири с учетом вариативности отдельных параметров, имевшей место в регионе Сибири и в целом на этнической территории русского народа.

Хронологические рамки работы связаны с течением миграционных процессов в ходе которых на юге Западной Сибири сформировалось постоянное русское население.

В исследованиях историков, географов, этнографов началом заселения южной части бассейна Оби предположительно называется конец XVII в. Установлено, что в начале XVIII в. шло активное расселение крестьян к предгорьям Алтая, их оседание на постоянное жительство, основание многих населенных пунктов. Поэтому автор считает целесообразным начинать изучение традиционной культуры русского крестьянства с XVIII в2 [1.С. 5-6; 2. С. 13-16].

1 Александров В.А. Проблемы сравнительного изучения материальной культуры русского населения Сибири (XVIII - XX ) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. М. 1974. С. 17.

2 Розен М.Ф. Очерки и библиография исследований природы Алтая // Известия Алтайского отдела Географического общества Союза ССР. Вып.

Верхней временной границей автор считает годы завершения активных миграций1 [15. С. 15], вызванных крупными социальными потрясениями, связанными с революционными событиями 1917 - 1919 г.г. Таким образом, хронологические рамки работы включают XVIII - начало XX в. Это достаточно большой отрезок времени, позволяющий рассмотреть процессы этнокультурного развития в среде русского крестьянства на юге Западной Сибири.

За рассматриваемый период существенно изменились направление и интенсивность миграционного движения. Определяющими событиями являлись отмена крепостного права манифестом 1861 г. и последующий указ 1865 г. о разрешении водворения пореформенных переселенцев на территории Алтайского округа. Эти законодательные акты разделили русское население юга Западной Сибири на две группы в соответствии со временем вселения: старожилов и переселенцев [1.С.6-8; 2 . С. 48-55; 15. С. 12-16]. Развитие традиционно культуры русского населения исследовалось автором в соответствии с периодами миграции: 1/ XVIII - начало XIX в. (формирование старожилов) и 2/ вторая половина XIX - начало XX в. (формирование переселенцев).

Методические приемы анализа изложены автором в основных публикациях [1, 2, 15]. Составляющий более двух с половиной веков отрезок времени, выбранный для изучения развития русских народных традиций на юге Западной Сибири, позволил автору применить сравнительно-исторический метод анализа, а для выяснения развития отдельных элементов народной культуры - сравнительно-типологический метод. Для каждого из двух исторических периодов формирования постоянного русского населения и его бытоустройства имеются разные типы источников, отличающиеся различной степенью полноты. Это потребовало применения для каждого из них особых приемов накопления и анализа материалов.

Источники исследования. I период формирования населения (XVIII -первая половина XIX в.) характеризуется в основном письменными источниками: материалы учета населения, документы текущего делопроиз-

12. Барнаул, С. 9-10; Александров В.А. Заселение Сибири русскими в конце XVI - XVIII в. // Русские старожилы Сибири. М., 1973. Гл. 2. С. 14; Бу-лыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. Барнаул, 1974. С. 5-19.

1 Томилова Н.К. Переселение крестьян в Алтайский округ во второй половине XIX в. (1865-1899). Автореферат кандидатской диссертации. Томск, 1970; Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983. С. 32-38; История Алтая в документах и материалах. Конец XVII - начало XX в. Барнаул, 1991. С. 238-257.

водства, отчеты эпизодических обследований отдельных местностей, географические и этнографические описания, фольклорные материалы.

Для определения состава населения и его внутрирегиональных перемещений были привлечены переписные книги (Центр хранения архивных фондов Алтайского края - далее ЦХАФАК, Ф. 1. Оп. 1; Ф. 169. Оп. 1), отражающие ранний период русского расселения. Этот источник позволил представить численный состав мужского населения в выбранных для последующего этнографического изучения селениях. В фондах ЦХАФАК отложились дела со времени создания Алтайского горного округа, дающие возможность последовательно проследить развитие местной поселенческой структуры на протяжении первого и второго периодов расселения. Некоторые ценные для этнографического исследования документы были впервые привлечены автором. Так, Ф. 50 (документы Большой чертежной палаты) содержит коллекцию, состоящую более чем из 300 планов населенных пунктов, составленных в первой четверти XIX в.

Алтайский горный округ являлся землевладением императорской семьи и управлялся Кабинетом императорского двора. В ведение Кабинета поступали материалы, отражавшие развитие горной промышленности, хозяйства, а также - бытоустройства населения (Российский государственный исторический архив, далее РГИА. Ф. 468).

Существенные материалы для отображения домашнего и общественного быта русского населения юга Западной Сибири содержат этнографические описания 1840-х годов, являвшиеся ответами на программу Отделения этнографии Русского Географического общества - далее РГО (архив РГО. Разряд 1).

II период формирования населения и развития кулыуры р>икоп> цк стьянства (вторая половина XIX - начало XX в.) характеризуется более широким комплексом источников. В фондах двух основных архивов, документы которых привлечены автором (ЦХАФАК и РГИА) содержатся материалы, позволяющие проследить развитие русского расселения на протяжении XIX - начала XX в. Среди этих источников большой интерес представляют документы ЦХАФАК (Ф. 3, 4), содержащие сведения об основании переселенческих поселков. Часть дел Общества любителей Алтая ( Ф. 81), впервые привлеченных автором, характеризуют природные условия и хозяйственную деятельность в соответствии с программой Вольного экономического общества и программой Н.М. Ядринцева по изучению сельской общины. Ценны документы фонда 163 (С.И. Гуляева), в котором собраны исторические и этнографические описания. Сведения о семейно-брачных союзах отложились в фондах 144, 164 (Духовная миссия). Из фондов РГИА полностью проанализированы автором обширные

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЙБЛИОТЗКА

собрания документов, содержащие «Вопросные листы» для составления «Списка насе