автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Пенькова, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи"

На правах рукописи

005042728

ПЕНЬКОВА Екатерина Александровна

РУССКИЙ МИР КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и

процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

1 о

Москва - 2012

005042728

Работа выполнена на кафедре социальной антропологии и социологии социальной сферы ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Научный руководитель: Танатова Дипа Кабдуллиновна

доктор социологических наук, профессор

Официальные оппонепты: Зубок Юлия Альбертовпа

доктор социологических наук, профессор, руководитель отдела социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН

Икопникова Наталия Кирилловна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии факультета социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Ведущая организация: Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова

Защита состоится 30 мая 2012 года в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.341.01 при ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 2, Зал заседаний диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» и на сайте Российского государственного социального университета, адрес: http://www.rgsu.net.

Автореферат диссертации размещен на сайте ВАК: www.vak.ed.gov.ru «25» апреля 2012 г.

Автореферат разослан «2£>» апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного ' « " И.В. Долгорукова

совета,

к.с.н., доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследовании. Начало XXI века в российском обществе ознаменовалось значительными изменениями во всех сферах социальной жизни. Сложился устойчивый интерес к общественной дискуссии, социальной и политической рефлексии по вопросам российской и русской идентичности, новых возможностей и сценариев развития русского этноса и российского государства. В значительной мере влияние этих процессов распространилось на самоидентификацию нации, в первую очередь, российской молодежи. Так, по данным эмпирических исследований Института социологии РАИ, идею о том, что Россия является общим домом многих народов, поддерживает почти половина россиян (47%). В то же время за последнее десятилетие значительно возросло число сторонников мнения о том, что русские, являясь государствообразующим этносом, должны пользоваться преимущественным положением и правами (с 11% до 31%).

Появление идеи русского мира как единого пространства русской культуры, русского языка, цивилизационного развития представляется на фоне текущих процессов фактором консолидирующего и прогрессивного начала новой России. Представляется значимым влияние русского мира на формирование социальной идентификации молодежи, которая подвергается негативным трансформациям вследствие динамичности и сложности современных социальных процессов. В частности, исследователи фиксируют снижение духовного потенциала молодежи, приоритет материальных ценностей и гедонистических установок в ее повседневных практиках, наблюдается деформация семейных практик. Отмечается снижение грамотности российской молодежи. Российские старшеклассники в 2011 г., по результатам международного тестирования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), программа PISA, продемонстрировали результаты ниже среднего по навыкам чтения, математическим навыкам, естествознанию. По данным переписи населения 2010 г., по сравнению с 2002 г., сократилось число молодых людей, имеющих основное и начальное общее образование.

Молодежь - мобильная, динамичная социальная группа с формирующейся или уже сформированной гражданской позицией, которая активно взаимодействует со средой и включена во все виды повседневных практик россиян. Она представляет собой значительный социальный инновационный ресурс страны, будущее России во многом зависит от устойчивости социальной идентификации молодежи. Важно, чтобы ее формирование происходило на основе общекультурных, универсальных ценностей, разделяемых представителями разной этнической принадлежности. Обозначенные позиции реализуются в феномене русского мира, что подчеркивает его перспективу успешно интегрироваться в идентификационную структуру современной российской молодежи.

Полемика вокруг русского мира отчетливо присутствует в научном и общественном дискурсе. Однако, значимого научного анализа по содержанию, развитию идеи русского мира пока нет. На теоретическом уровне понятие русский мир остается практически не разработанным. В содержательном смысле понятие по-прежнему метафорично, является скорее речевым оборотом, нежели конкретной научной категорией, обладающей четким понятийным статусом. Вместе с тем, социологический анализ русского мира обладает значительной когнитивной ценностью для понимания характера социокультурных изменений, вектора развития, построения модели гражданской и этнической идентичности современной российской молодежи.

Степень научной разработанности проблемы.

Широкий дискурс в изучении русского мира прослеживается в исследованиях российских ученых. Рефлексия на тему специфики русской истории, русского «пути», «русской идеи» наблюдается у представителей разных направлений общественно-политической мысли России. В частности, у представителей славянофильского направления: И.В. Киреевского, Н.С. Хомякова, Н.С. Аксакова, Ю.Ф. Еморина. Их традиционалистские взгляды, основанные на идее самобытности России, развили представители пеославянофильского направления. В.С.Соловьев развивал идею «богочеловеческого союза» и «свободной теократии», создания всемирной монархии на основе российского самодержавия. Идеи приоритета духовно-нравственных идеалов в русском пути высказывали также H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов,

В.О. Ключевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, О.С. Мережковский, Л.Н. Толстой. Западническое направление - В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский,

A.И. Герцен, П.П. Огарев, К.Т. Кавелин — связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации.

Значительную роль в освещении русского вопроса играют коллективные научные труды, изданные в 1990-х гг. Особая роль принадлежит Ассоциации по коллективному изучению русской нации (АКИРН). Опубликованы значимые труды по обновлению русской нации, современной русской идеи, в том числе классических традиционалистов И. Киреевского, Вл. Соловьева, Л. Карсавина, Н. Бердяева, И. Ильина, идеи консерваторов-монархистов В. Кожинова и М. Назарова.

Социологическая традиция исследования русского мира определена научными разработками российских ученых: С.А. Арутюнова, Е.М. Арутюновой, Ю.В. Арутюняна, М.К. Горшкова, А.Б. Гофмана, Л.М. Дробижевой, В.И. Жукова, Т.И. Заславской, В.В. Локосова, И.Б. Орловой, Г.И. Осадчей, Г.В. Осипова, З.В. Сикевича, C.B. Чешко, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова и др. Ими анализируется проблема несоответствия государственно-правового статуса русского народа, его исторически обусловленной государствообразующей роли, рассматриваются особенности идентичности в современной России, ее этносоциальной структуры, межэтнических отношений, анализируется проблема социальной консолидации.

Методологическое значение для исследования русского мира как социокультурного феномена имеет антропологический подход в социологии, разработанный Д.К. Танатовой.

Среди этнологов вопросу русского мира уделяет значительное внимание

B.А. Тишков, который исследует исторические истоки русского мира, роль русскоязычных диаспор в формировании и функционировании русского мира, значение русского языка и русской культуры, включение русского мира в идентификационный дискурс современного россиянина. Его идеи широко распространены в международном научном сообществе.

Значимыми в рамках исследуемой проблемы являются исследования когнитивной лингвистики. Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слыипсин, В.А. Маслова, В.И. Абаев, рассматривая русский мир как культурологический

концепт, раскрывают этимологию и семантическую наполненность понятия русский мир, уточняют понятийно-категориальный аппарат для описания русского мира как концепта.

Русский мир в критериях геоэкономического, геополитического и геокультурного знания представлены у П.Г. Щедровидкого, А.И. Неклесса, И. Валлерстайна, B.J1. Цымбурского. Русский мир рассматривается как глобальный проект России, который имеет возможность влиять на расстановку сил в мировом пространстве. Русский язык представляется основным инструментом в решений экономических, политических, социальных и др. вопросов.

Особый вклад в развитие научных представлений о русском мире принадлежит авторским концепциям русского мира последнего десятилетия (D.H. Иванов, В.К. Сергеев, П.Г. Щедровицкий, H.A. Нарочницкая, В.А. Тишков). В данных научных разработках содержится богатый фактический материал для развития понятийно-категориального аппарата социологии, выделения институциональных основ, места и роли русского мира в идентификационном дискурсе современного российского человека.

Значительное влияние на развитие исследуемой проблемы оказывает появление глобальных сетевых проектов, объединивших ученых, политиков, общественных деятелей. К их числу относятся фонд «Русский мир», сетевой проект «Русский архипелаг», сетевой журнал «Русский журнал» и др. Эти проекты существуют при государственной поддержке, объединяют правительственные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, библиотеки и другие учреждения культуры и обладают широкими ресурсами для исследовательской деятельности.

Особенности формирования социальной идентификации в современном российском обществе в условиях социокультурных изменений рассмотрены в работах Л.Г. Ионина, Н.К. Икошшковой, И.В. Лесковой, Ю.В. Шарова, социальная идентичность, социальное развитие, социальная интеграция молодежи исследуются Ю.А. Зубок, В.И. Чупровым и др. Исследования, выявляющие изменения ценностных ориентации личности в современной России, проводились Г.В. Осиповым, Н.И. Лапиным и др.

Зарубежная социологическая традиция в исследовании идентичности представлена научной рефлексией в рамках символического интеракционизма, феноменологического направления, этнометодологии (Г. Гарфинкель) и структурно-функциональной парадигмы, в рамках которых идентификация рассматривается как результат социального взаимодействия (Д. Хоманс,

H. Смелзер Э. Гофман, Ч. Кули, Д. Мид и др.), результат процесса социализации индивида в течение всей его жизни (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гуссерль и др.), механизм адаптации личности к формам социальной действительности и взаимодействия (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Зиммель и др.) и др.

Объект исследования: социальная идентификация российской молодежи. Предмет исследования: русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи.

Цель исследования: на основе социологического анализа русского мира выявить его особенности, влияющие на социальную идентификацию российской молодежи, а также факторы укрепления статуса русского мира.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

I. Разработать концептуальную модель социологического анализа русского мира.

2. Определить институциональные основы русского мира.

3. Выявить установки современной российской молодежи по отношению к образу русского мира, его содержанию, символам.

4. Дать социологическую оценку места и роли русского мира в формировании социальной идентификации российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен поставленной в диссертации целью и задачами исследования. В работе были использованы структурно-функциональный, институциональный, социокультурный, аксиологический, антропологический подходы. Концептуальную базу составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых, в частности, представителей классической социологии, символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, этносоциологии, теории этносов, этнической и гражданской идентификации.

Эмпирической базой исследования послужили:

Результаты социологических исследований, проведенных под руководством автора:

1. «Русский мир и современная российская молодежь». (2010-2011 гг.). Руководитель: ПеньковаЕ.А. Выборка N=650.

Результаты социологических исследований, проведенных с участием автора:

2. «Этносоциальное будущее Москвы». (2009-2010 гг.). Руководитель: Академик РАН Жуков В.И. Ответственный исполнитель: д.с.н., проф. Осадчая Г.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К., Д.с.н., проф. Юдина Т.Н., д.с.н., проф. Лескова И.В., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=1200.

3. «Положение молодежи современного московского мегаполиса: потенциал и риски стабильного развития города». (2010 гг.). Руководитель: к.с.н., доц. Сазонов A.A. Члены ВТК: к.с.н., доц. Сазонова А.Л., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=1200.

4. «Региональная модель социальной сплоченности в контексте преодоления глобального кризиса». (2011г.). Руководитель: д.с.н., проф. Осадчая Г.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К., д.с.н., проф. ЛесковаИ.В., ПеньковаЕ.А. и др. Выборка N=1200.

5. «Разработка фундаментальной модели адаптации провинциальных жителей в российских мегаполисах» (2009-2011 гг.) Руководитель: д.с.н., проф. Танатова Д.К. Члены ВТК: д.с.н., проф. Лескова И.В., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=2200.

Информационную базу исследования составили:

1. Нормативно-правовые документы в сфере культуры, государственного языка РФ, защиты соотечественников за рубежом и др. (в частности, Федеральный закон от 01. июня 2005 г. «О государственном языке Российской Федерации» №53-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» №1807-1 (с изменениями от 24 июля 1998 г. и 11 декабря 2002 г.), Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 25 июля 2009 г. и 23 июля 2010 г.)) и др.

2. Документы и материалы органов федеральной власти (Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы, 2012-2018 годы (проект) и др.)», Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы) и др.

3. Стенограммы выступлений, программные статьи представителей высшего руководства Российской Федерации (в частности, Послание президента Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации в 2008-2010 гг., Послание президента В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2000-2007 гг., программная статья В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012 г., материалы с рабочих встреч президента РФ) и др.

4. Статистические источники: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства внутренних дел, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и др.

5. Материалы средств массовой информации: данные Фонда «Русский мир» (в частности, информация об Ассамблеях Русского мира), программы федеральных телеканалов, освещающие проблемы идентичности, этнические вопросы и проч., информация на сайтах русскоязычного населения (в различных странах мира) и др.

6. Европейская социальная Хартия (принята в 1996 г., ратифицирована в 1999 г. СДСЕ №163 (пересмотренная).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана концептуальная модель социологического анализа русского мира.

2. Представлены институциональные основы русского мира.

3. Выявлены установки современной российской молодежи по отношению к русскому миру, его содержанию, символам на основе авторского социологического исследования.

4. Дана социологическая оценка места и роли русского мира в формировании социальной идентификации молодежи.

5. Сформулированы меры по укреплению статуса русского мира.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Русский мир определяется как социокультурная общность людей, объединенная определешп>ш набором консолидирующих факторов. К числу объективных факторов относятся: принадлежность к этнической группе «русские»; знание русского языка, свободное владение им; знание истории и русской культуры. Субъективными факторами принадлежности к русскому миру являются: самоидентификация с русским миром, чувство сопричастности к русской истории, культуре, разделяемым нормам и ценностям, готовность их трансляции в пространственно-временном континууме; толерантность; историческая память; чувство солидарности, стремление к объединению представителей любой этнической принадлежности на базе фундаментальных ценностей.

Модель социологического анализа русского мира в первую очередь предполагает изучение понятийно-категориального аппарата русского мира. Следующим элементом анализа являются институциональные основы русского мира. Ключевыми аспектами изучения русского мира являются: идеология, интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал русского мира. Значимым направлением социологического анализа русского мира как социального института является изучение перспектив его развития.

2. Русский мир обладает основными признаками социального института. Его институциональные основы содержательно базируются на системе разделяемых базовых социокультурных ценностей. Организационным и концептуальным фундаментом русского мира являются: православие, русская история, культура, русский язык. Значительная роль отводится агентам русского мира, т.е. сообществу активно и целепаправлешю действующих субъектов, которые идентифицируют себя с Россией, испытывают чувство сопричастности к ней, ее культуре, истории, разделяют и транслируют идеологию, базовые цешюсти русского мира. К числу институциональных признаков относятся: средства массовой коммуникации (СМК) русского мира, сеть интернет-сайтов русского мира. Институциональное значение имеют символы русского мира: исторические личности, географические территории, исторические события и др.

3. Установки российской молодежи по отношению к русскому миру в целом позитивны. Молодежь идентифицирует русский мир с православием,

русской культурой, историей, менталитетом русских людей, ценностями, идеалами, менталитетом русского человека. Ключевыми символами русского мира признаются такие исторические личности, как Петр I, A.C. Пушкин, В.В. Путин, историческое событие - победа в Великой Отечестветюй войне. Географическими символами являются Россия, Москва и Сибирь. В целом русский мир представляется российской молодежи дружелюбным, толерантным, способным объединить и примирить людей разных национальностей.

При этом ие все молодые люди продемонстрировали понимание сущности русского мира, более двух третей респондентов никогда не задумывались над смыслом понятия русский мир. Институциональные основы русского мира, на основе которых формируется социальная идентификация российской молодежи, в силу многовековой истории и широкого распространения не только в России, но и за ее пределами, признаются общекультурными. Их содержание не противоречит ценностным системам многообразных национальных культур народов, проживающих па территории Российской Федерации. На основании этого можно утверждать, что русский мир обладает интеграционным потенциалом и является фактором социальной консолидации на основе его базовых ценностей.

4. Русский мир - значимый фактор социальной идентификации молодежи. С русским миром отождествляет себя абсолютное большинство молодых людей вне зависимости от их этнической принадлежности. Основаниями для идентификации с русским миром служат «русские корни», факт рождения и/или длительного проживании в России, трансляция русской культуры, знание истории России, традиций, ценностей, способность «мыслить по-русски», быть носителем «русского духа», менталитета, а также моральные качества: «быть добрым», «быть честным», «быть отзывчивым», «гостеприимность», «патриотизм», «душа», «душевность», «добродушие», «высокая духовность», «терпение», «работоспособность», «способность и желание помочь другому (русскому или представителю другой национальности)», «сплоченность», «терпимость», «ум» и т.п.

Выбор большинством респондентов мнения о том, что представителем русского мира может стать человек любой этнической принадлежности, свидетельствует о том, что русский мир статусно выше этнического измерения

современного общества. В этом заключается ключевое значение русского мира как социокультурной общности, которая обеспечивает равные возможности доступа к собственному масштабному потенциалу.

Русский мир обладает значительным человеческим капиталом, мощным интеллектуальным ресурсом, не ограниченным пределами России. Он включает широкую сеть соотечественников во всех странах мира, действующих в интересах России, и способен обеспечить ее лидерские позиции на мировом уровне.

5. Основными мерами по укреплению статуса русского мира являются: установление конструктивного диалога между институтами власти, представителями научной среды и общественности по вопросам русского мира; осуществление системных фундаментальных исследований всех форм социального взаимодействия субъектов, которые включены в систему отношений русского мира; системное и последовательное осуществление деятельности российской власти по институционализации русского мира; создание условий для успешного функционирования и координированной деятельности социальных институтов общества с целью формирования механизмов конструирования положительного образа русского мира. Среди социальных институтов образование имеет ключевое значение для воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции российской молодежи, повышения ее духовного и нравственного потенциала.

С учетом реализации сформулированных мер русский мир может стать значимым социальным институтом, способствующим формированию устойчивой социальной идентификации молодежи и в целом консолидации и социальной интеграции российского общества.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлены актуальностью социологического анализа русского мира как фактора социальной идентификации российской молодежи. Полученные в результате проведенного диссертационного исследования выводы позволяют понять содержание и характер современных социальных процессов, которые оказывают влияние на социальную идентификацию российской молодежи, определить статус русского мира в процессе социальной идентификации молодежи. Значимые положения работы позволяют углубить научные представления о потенциале русского мира для

формирования толерантной среды в многонациональном российском обществе, гармонизации общественных отношений.

Содержащиеся в диссертации результаты могут найти применение в учебно-педагогической и научно-методической деятельности, могут быть использованы в качестве отправных положений при подготовке и принятии решений в области практической деятельности органов власти по решению национального вопроса, патриотического воспитания молодежи и др. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при подготовке учебных курсов «Социология культуры», «Этносоциология», «Социолингвистика» и др.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертациошюго исследования апробированы в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах: XIV социологические чтения Российского государственного социального университета «Социальные ресурсы гражданского общества в России: от конфликта к консолидации» (Руза, 2007 г.); VIII Всероссийский социально-педагогический конгресс «Ишювационные подходы к подготовке кадров высшей научной квалификации для социальной сферы в послевузовском профессиональном образовании» (Москва, 2008); XVI социологические чтения «Социальные изменения и человек: социологический дискурс» (Руза, 2008 г.); IX Международный научно-педагогический конгресс «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, 2009 г.); IX Международшлй социальный конгресс «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, 2009 г.); V Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения» «Социальная и культурная динамика России в условиях глобального кризиса: к 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина» (Москва, 2009), XVII социологические чтения «Социальная политика регионов в условиях преодоления кризиса: социологическая оценка» (Москва, 2010 г.); X Международный социальный конгресс «Россия и современный мир: социальные вызовы и стратегия инновационного социального развития» (Москва, 2010); XI Международный социальный конгресс «Стратегии инновационного развития России и социальная сплоченность общества» (Москва, 2011); IV Всероссийский социологический конгресс «Социология в системе научного управления обществом» (Москва, 2012).

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных работах. Среди них 4 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет работы, указываются признаки новизны диссертационной работы, ее теоретическая и практическая значимость, методологическая основа и эмпирическая база диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В главе 1 - «Социологическая концептуализация русского мира» -выявляется содержание феномена русского мира, определяются его институциональные основы. Выявляется специфика научных подходов к изучению русского мира. Предлагается концептуальная модель социологического анализа русского мира.

В параграфе 1.1 - «Основные теоретико-методологические подходы к изучению русского мира» - проанализированы и систематизированы основные теоретико-методологические подходы к изучению русского мира, выявлены ключевые характеристики русского мира, определено социологическое направление анализа русского мира.

Автором на основе анализа ряда теоретико-методологических подходов к социологическому анализу русского мира предложена классификация основных направлений анализа. Автор обосновывает, что в рамках этноконфессиопалыюго направления раскрывается содержание русского мира в контексте межэтнических отношений, дается социологическая оценка взаимодействия представителей русского этноса и других этнических групп, отмечается историческая роль русской/российской диаспоры в формировании, функционировании и развитии русского мира, обосновывается значение православия как его институциональной основы. Автор доказывает, что в рамках глобалистского направления особое значение придается функционированию русского мира в мировом пространстве, русский мир рассматривается как капитал, способный вывести страну на первые позиции в мире, дается оценка русскому языку как важнейшему коммуникативному инструменту русского мира. Автор придает особую значимость социокультурному направлению, потому как в рамках данного направления

русский мир рассматривается как социокультурный феномен, определяются место и роль русского мира в идентификационном дискурсе современного российского человека.

Рассматривая русский мир как лингвистический концепт, автор делает вывод, что концепт «мир» является первичной константой русской культуры, включающей в себя набор смыслов, на которых основан принцип идентификации, и тождественной понятию «мы», «свои», «согласие между людьми, мирная жизнь», в то время как критерий «русскости» онтологически связан с географической идентификацией («те, кто относятся к Руси»).

В работе подчеркивается значимость России как социокультурного пространства русского мира. Автор признает, что интеллектуальный потенциал России является значительным ресурсом русского мира.

Автор обосновывает, что понятие русский мир, несмотря на значительное распространение в науке и публицистике, в содержательном смысле метафорично, оно является скорее речевым оборотом, нежели конкретной научной категорией, обладающей четким понятийным статусом. Вместе с тем, социологический анализ русского мира обладает значительной когнитивной ценностью для понимания характера социокультурных процессов в современной России.

Автором разработана концептуальная схема социологического анализа русского мира. Ключевым компонентом концепции является понятийно-категориальный аппарат изучения русского мира. Автор определяет русский мир как социокультурную общность людей, объединенных определенным набором консолидирующих факторов. К числу объективных факторов автор относит принадлежность к этнической группе «русские», знание русского языка и свободное владение им, знание истории и русской культуры. Субъективными факторами принадлежности к русскому миру, по определению автора, являются самоидентификация с русским миром, чувство сопричастности к русской истории, культуре, разделяемыми нормами и ценностями, готовность их трансляции в пространственно-временном континууме; толерантное отношение к людям иной этнической принадлежности; историческая память; чувство солидарности, стремление к объединению представителей любой этнической принадлежности на базе фундаментальных ценностей. Следующим элементом анализа являются

институциональные основы русского мира. Идеология, интеллектуальные ресурсы, человеческий капитал русского мира имеют большое значение для понимания вопроса о нём. Значимым направлением социологического анализа русского мира как социального института является изучение перспектив его развития.

Автор приходит к выводу, что предложенная классификация основных теоретико-методологических подходов к анализу русского мира позволяет раскрыть содержание и сущностные характеристики русского мира. В работе утверждается, что разработанная модель социологического анализа позволяет наметить основные векторы исследования русского мира, основанного на дихотомии русского и российского, этнического и национального.

В параграфе 1.2 - «Институциональные основы русского мира» -обосновывается, что русский мир обладает основными признаками социального института: системой разделяемых ценностей, норм русского мира. Православие, русская история, культура и основной инструмент их воспроизводства и трансляции - русский язык, по мнению автора, являются генетически определенным фундаментом ценностной матрицы русского мира. К числу других признаков автор относит средства массовой коммуникации (СМК) русского мира, включающие в себя сеть интернет-сайтов русского мира, в том числе сайты русскоязычного населения во многих странах, где представлена диаспора из России, а также сайты, посвященные культуре, истории России. Автор отмечает, что важным институциональным признаком являются агенты русского мира -сообщество активно и целенаправленно действующих субъектов, идентифицирующих себя с Россией, имеющих чувство сопричастности к ней, ее культуре, истории, разделяющих и транслирующих идеологию и базовые ценности русского мира, а также учреждения культуры, общественные объединения и т.п. По мнению автора, институциональное значение имеют также символы русского мира.

В работе обосновывается - несмотря на то, что русский язык является не только государственным языком, но и одним из общепринятых языков международного общения, в последнее время наметилась тенденция к снижению его статуса, что в первую очередь выражается в сокращении числа его носителей не только в России, но и в мировом пространстве.

В работе выявлено, что в научной литературе принято выделение трех кругов русского языка: первый - ближний круг активного двуязычия (Белоруссия, Украина, Казахстан), второй круг ограниченного двуязычия (Азербайджан, Эстония), третий круг, где русский язык имеет статус иностранного языка для небольшой русской диаспоры (Литва, Армения). Автором подчеркивается, что политическая, экономическая и культурная динамика в каждом из трех кругов русского языка различны.

Автор отмечает интеграционную роль русского языка в современном образовании, которое является неотъемлемой частью социальной системы, обеспечивающей преемственность цешюстной структуры.

В работе обосновывается, что в настоящее время Русская Православная Церковь, которая является духовным ядром русского мира, становится влиятельной интегрирующей духовной силой не только в пределах России, но и за рубежом.

Автор приходит к выводу, что русский мир базируется на таких ценностях, как православие, русский зык, русская культура и т.п., которые в силу многовековой истории и широкого распространения не только в России, но и за ее пределами, признаются общекультурными. Их содержание не противоречит ценностным системам многообразных национальных культур, проживающих на территории Российской Федерации народов. По мнению автора, в связи с этим можно утверждать, что русский мир обладает выдающимся интеграционным потенциалом в современном российском обществе.

В главе 2 - «Русский мир в структуре идентификации российской молодежи (по результатам социологического исследования)» - автор на основе результатов социологического исследования обосновывает значимость русского мира, как фактора формирования социальной идентификации российской молодежи, определяет систему мер укрепления статуса русского мира.

В параграфе 2.1 - «Русский мир в установках современной российской молодежи» - дается социологическая оценка образа русского мира, его содержания и символов в представлениях современной российской молодежи, выявляются ее установки по отношению к русскому миру.

Результаты исследования показали, что более двух третей респондентов ранее не задумывались над смыслом понятия русский мир и более половины респондентов не слышали ранее о самом понятии русский мир, несмотря па то, что в последнее время концепт русский мир довольно часто становится объектом рефлексии в общественном и научном дискурсе.

Молодежь отождествляет русский мир с русской культурой, историей, ценностями, системой взглядов. Более пятой части респондентов считают, что русский мир - это объединение людей вне зависимости от их национальной или этнической принадлежности на основе ценностей, традиций, русской культуры. Автор делает вывод о том, что высокая оценка интеграциошюго потенциала русского мира и консолидации на основе его базовых ценностей является обоснованной.

Исследование позволило выявить, что основаниями для идентификации с русским миром служат «русские корни», факт рождения и/или длительного проживании в России, трансляция русской культуры, знание истории России, традиций, ценностей, способность «мыслить по-русски», быть носителем «русского духа», менталитета, а также моральные качества: «быть добрым», «быть честным», «быть отзывчивым», «гостеприимность», «патриотизм», «душа», «душевность», «добродушие», «высокая духовность», «терпение», «работоспособность», «способность и желание помочь другому (русскому или представителю другой национальности)», «сплоченность», «терпимость», «ум» и т.п.

Автор объясняет появление оснований идентификации с негативными коннотациями: «балалайка», «бутылка», «быть немного легкомысленным», «"вечное авось"», «домашний медведь», «лень», «наличие лаптей», «склонность к алкоголизму», «судимость», «тройка», «нерациональное мышление» и т.п. влиянием этнических стереотипов.

Важным, по мнению автора, является тот факт, что абсолютное большинство респондентов считают себя представителями русского мира вне зависимости от их этнической идентичности и признают возможность отнесения к русскому миру людей разных национальностей.

В работе доказывается, что высокая оценка респондентами возможности быть представителем русского мира для человека, не принадлежащего к этнической группе «русские», может свидетельствовать о том, что русский мир статусно выше этнического измерения современного общества. В этом автор видит ключевое значение русского мира. Автор делает вывод о том, что русский мир является такой социально-культурной общностью людей, которая обеспечивает равные возможности доступа к собственному значительному культурному и человеческому капиталу для любого индивида, вне зависимости от его этнической принадлежности.

Автор анализирует репрезентацию образа русских, отмечая, что большинством респондентов эта этническая группа определяется, как «русские по духу», вторую позицию занимают генетически предопределенные характеристики «русские по крови» и «те, у кого хотя бы один из родителей русский». В работе выявлено, что около половины респондентов в целом оценивают людей этой этнической группы положительно.

По мнению автора, особый интерес представляет анализ символов русского мира. Так, среди исторических личностей, по мнению молодежи, являющихся символами русского мира, чаще всего указывают Петра I, А.С. Пушкина и В.В.Путина. Автор объясняет появление среди символов русского мира В.В. Путина двумя причинами: заметно обрисовавшейся в последнее десятилетие актуализацией интереса молодежи к политической ситуации в стране и деятельности ее высшего руководства; а также тем фактом, что первенство в артикуляции идеи русского мира на официальном уровне принадлежит В.В. Путину.

Автор указывает на то, что историческим событием, которое может иметь статус символа русского мира, абсолютное большинство респондентов считает победу в Великой Отечествешгой войне. Гордятся всеми одержанными победами за всю историю России менее одной пятой респондентов. Автор отмечает, что Россия, Москва и Сибирь большинством молодых людей были названы символами русского мира среди географических территорий.

Автор приходит к выводу о том, что для совремешюй российской молодежи феномен русского мира представляет значительный интерес, в целом отмечается его консолидирующая функция.

В параграфе 2.2 - «Русский мир в формировании социальной идентификации современной российской молодежи» — автор доказывает, что феномен русского мира является значимым фактором социальной идентификации современной российской молодежи.

В работе под социальной идентификацией понимается субъективное отождествление индивидом себя с русским миром как результат взаимодействия с ним и принятия таких социокультурных характеристик, как ценности, убеждения, оценки, нормы и правила поведения, роли, разделяемые субъектами этой социокультурной общности, а также степень интегрированное™ с русским миром и адаптация в нем.

Автор выявляет, что у молодежи доминирует этническая идентификация -около трети молодых людей идентифицируют себя со своей национальностью. Региональная идентичность в совокупности показателей идентификации со своим городом/селом, регионом проживания составляет менее пятой части ответов.

Автор особо выделяет показатель идентификации себя «со своей идеологией», который занимает вторую позицию после этнической идентичности. Автором подчеркивается, что молодежь — динамичная, «мыслящая» часть населения страны, активно взаимодействующая со средой и включенная во многие виды повседневных практик россиян. В этой связи представляется значимым, что от устойчивости социальной идентификации российской молодежи во многом зависит будущее страны. По мнению автора, важно, чтобы формирование идентичности российской молодежи происходило на основе общекультурных, универсальных ценностей, разделяемых представителями любой этнической культуры. Автор обосновывает, что данные позиции реализуются в феномене русского мира, что подчеркивает его перспективу успешно интегрироваться в идентификационную структуру современной российской молодежи.

В авторском исследовании выявлено, что у молодежи образ Родины вызывает положительные эмоции, ассоциируется с родными и близкими, и его

территориальные характеристики также имеют большой вес, что, по мнению автора, является проявлением национально-гражданской идентификации.

В работе выявлено, что степень комфортности проживания в России для большинства молодых людей весьма низка, но, несмотря на это, уезжать из страны они не планируют. Почти вдвое меньше респондентов ответили, что им нравится жить и работать в России. Лишь десятой части респондентов не нравится жить в России и при возможности они планируют ее покинуть. Безусловно гордятся российским гражданством более половины молодых людей. Автор отмечает, что число настроений толерантности в характеристиках самобытности России, ее цивюшзационного значения, признание России справедливым и развитым государством, открытым домом для всех народов значительно превосходит изоляционистские и националистические установки.

Сравнив результаты Европейского социального исследования (ESS), проведенного ИС РАН в 2006 г., с полученными результатами, автор делает вывод о том, что изоляционистские и националистические установки современной молодежи постепенно уступают позиции настроениям толерантности и открытого общения.

Автор считает значимым участие государства в процессе формирования социальной идентификации современной российской молодежи. В работе делается вывод, что в настоящее время отмечается стремление руководства страны определить сущностные характеристики феномена русский мир, признание необходимости повышения и укрепления статуса русского языка, в том числе и в мировом пространстве, представление русского мира в качестве человеческого капитала, мощного интеллектуального ресурса, не ограниченного пределами России, включающего в себя широкую сеть соотечественников во всех странах мира, действующую в интересах России и способную обеспечить лидерские позиции страны на мировом уровпе.

Автор отмечает важность того, что феномен русского мира не имеет националистического характера, поскольку его основу составляют универсальные ценности, в равной степени разделяемые представителями всех культурных систем народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Автор делает вывод о том, что в феномене русского мира находит решение успешная интеграция национально-гражданской и этнической идентичности. Кроме того, в полной мере реализуется желание и право человека любой этнической или расовой принадлежности, лояльно относящегося к русской культуре, имеющего стремление транслировать ее, разделяющего ценности православия, свободно владеющего русским языком и др., причислить себя к русской цивилизации, тем самым пополнив социокультурный и интеллектуальный ресурс русского мира.

В работе определены меры по укреплению статуса русского мира: установление конструктивного диалога между институтами власти, представителями научной среды и общественности по вопросам русского мира; осуществление системных фундаментальных исследований всех форм социального взаимодействия субъектов, которые включены в систему отношений русского мира; системное и последовательное осуществление деятельности российской власти по институализации русского мира; создание условий для успешного функционирования и координированной деятельности социальных институтов общества с целью формирования механизмов конструирования положительного образа русского мира. Среди социальных институтов образование имеет ключевое значение для воспитания патриотических чувств, формирования активной гражданской позиции российской молодежи, повышения ее духовпого и нравственного потенциала.

С учетом реализации сформулированных мер, русский мир может стать значимым социальным институтом, способствующим формированию устойчивой социальной идентификации молодежи и в целом консолидации и социальной интеграции российского общества.

В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы и предложения.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки

РФ:

1. Пенькова Е.А. Русские: к вопросу об этнической идентичности // Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. -2008. -№2 (38). С. 128-136. (0,5 п.л.)

2. Пенькова Е.А. Русский мир: особенности современного дискурса II Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал. - 2008. - №5 (41). С. 79-82. (0,4 п.л.)

3. Пенькова Е.А. Русский мир в представлении современной молодежи// Человеческий капитал. Научно-практический журнал. - М., 2010. - №9 (21). С. 208212. (0,3 п.л.)

4. Пенькова Е.А. Концепция русского мира: перспективы консолидации российского общества // Социология. - М., 2010. - №4. С. 153-161. (0,4 п.л.)

В других издапиях:

1. Пенькова Е.А. Консолидирующие составляющие русского этноса // Социальные ресурсы гражданского общества в России: от конфликта к консолидации: материалы XTV социологических чтений РГСУ. - М.: Логос, 2008. С. 70-72. (0,2 п.л.)

2. Пенькова Е.А. Концептуальные аспекты русской идентичности // Материалы III Всероссийского социологического конгресса (Электронное издание). ISBN 978-5-89697-157-3. М.: ИС РАН, РОС, 2008. (0,2 п.л.)

3. Пенькова Е.А. Русский язык как фактор развития интеграционных процессов в образовании стран СНГ // Математические методы и приложения: Труды семнадцатых математических чтений РГСУ (31 января-3 февраля 2008 года). 4-1. -М.: РГСУ, 2008. С. 136-138. (0,2 п.л.)

4. Пенькова Е.А. Концепция русского мира как фактор интеграции российского общества // Новые социальные реалии в изменяющейся России.-Юбилейный: Издательство «ЗАО ПСТМ», 2009. С. 18-30. (0,6 п.л.)

5. Пенькова Е.А. Русский мир: особенности современного дискурса // Социальные аспекты интеграции современного российского общества. -Юбилейный: Издательство «ЗАО ПСТМ», 2009. С.36-41. (0,4 п.л.)

6. Пенькова Е.А. Русский мир как социологический концепт // Кейс научно-исследовательских проектов преподавателей и аспирантов факультета социологии РГСУ. - М.: Издательство РГСУ, 2009. С. 13. (0,1 п.л.)

7. Пенькова Е.А. Концепция русского мира как фактор интеграции российского общества // Россия: социальные изменения и социальное развитие: материалы XVI социологических чтений Российского государственного социального университета. - М.: Издательство РГСУ, 2009. С. 33-36. (0,1 п.л.)

8. Пенькова Е.А., Лескова ИВ. Проблемы консолидации стран БРИК в условиях выхода из глобального кризиса // Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации: Материалы выступлений участников IX Международного социального конгресса 25-26 ноября 2009 г. - М.: Изд-во РГСУ, 2010. С. 310-311. (0,1 п.л.)

Подписано в печать:

11.04.2012

Заказ № 7286 Тираж - 150 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи"

61 12-22/221

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пенькова Екатерина Александровна

РУССКИЙ МИР КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты

и процессы

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Д.К.Танатова

Москва-2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

1. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РУССКОГО МИРА

1.1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению русского мира...................................................................................................17

1.2. Институциональные основы русского мира.......................................39

2. РУССКИЙ МИР В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (по результатам социологического исследования)

2.1. Русский мир в установках современной российской молодежи.....61

2.2. Русский мир в формировании социальной идентификации современной российской молодежи.............................................................80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................110

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................122

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................145

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Начало XXI века в российском обществе ознаменовалось значительными изменениями во всех сферах социальной жизни. Сложился устойчивый интерес к общественной дискуссии, социальной и политической рефлексии по вопросам российской и русской идентичности, новых возможностей и сценариев развития русского этноса и российского государства. В значительной мере влияние этих процессов распространилось на самоидентификацию нации, в первую очередь, российской молодежи. Так, по данным эмпирических исследований Института социологии РАН, идею о том, что Россия является общим домом многих народов, поддерживает почти половина россиян (47%). В то же время за последнее десятилетие значительно возросло число сторонников мнения о том, что русские, являясь государствообразующим этносом, должны пользоваться преимущественным положением и правами (с 11% до 31%).

Появление идеи русского мира как единого пространства русской культуры, русского языка, цивилизационного развития представляется на фоне текущих процессов фактором консолидирующего и прогрессивного начала новой России. Представляется значимым влияние русского мира на формирование социальной идентификации молодежи, которая подвергается негативным трансформациям вследствие динамичности и сложности современных социальных процессов. В частности, исследователи фиксируют снижение духовного потенциала молодежи, приоритет материальных ценностей и гедонистических установок в ее повседневных практиках, наблюдается деформация семейных практик. Отмечается снижение грамотности российской молодежи. Российские старшеклассники в 2011 г., по результатам международного тестирования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), программа PISA, продемонстрировали результаты ниже среднего по

навыкам чтения, математическим навыкам, естествознанию. [220] По данным переписи населения 2010 г., по сравнению с 2002 г., сократилось число молодых людей, имеющих основное и начальное общее образование. [2; 3]

Молодежь - мобильная, динамичная социальная группа с формирующейся или уже сформированной гражданской позицией, которая активно взаимодействует со средой и включена во все виды повседневных практик россиян. Она представляет собой значительный социальный инновационный ресурс страны, будущее России во многом зависит от устойчивости социальной идентификации молодежи. Важно, чтобы ее формирование происходило на основе общекультурных, универсальных ценностей, разделяемых представителями разной этнической принадлежности. Обозначенные позиции реализуются в феномене русского мира, что подчеркивает его перспективу успешно интегрироваться в идентификационную структуру современной российской молодежи.

Полемика вокруг русского мира отчетливо присутствует в научном и общественном дискурсе. Однако, значимого научного анализа по содержанию, развитию идеи русского мира пока нет. На теоретическом уровне понятие русский мир остается практически не разработанным. В содержательном смысле понятие по-прежнему метафорично, является скорее речевым оборотом, нежели конкретной научной категорией, обладающей четким понятийным статусом. Вместе с тем, социологический анализ русского мира обладает значительной когнитивной ценностью для понимания характера социокультурных изменений, вектора развития, построения модели гражданской и этнической идентичности современной российской молодежи.

Степень научной разработанности проблемы. Широкий дискурс в изучении русского мира прослеживается в исследованиях российских ученых. Рефлексия на тему специфики русской истории, русского «пути»,

«русской идеи» наблюдается у представителей разных направлений общественно-политической мысли России. В частности, у представителей славянофильского направления: И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, И.С.Аксакова, Ю.Ф. Еморина. [85; 195; 16; 130; 154; 155] Их традиционалистские взгляды, основанные на идее самобытности России, развили представители неославянофильского направления. B.C. Соловьев развивал идею «богочеловеческого союза» и «свободной теократии», создания всемирной монархии на основе российского самодержавия. Идеи приоритета духовно-нравственных идеалов в русском пути высказывали также H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, В.О. Ключевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, О.С. Мережковский, Л.Н. Толстой. [24; 25; 29; 30; 194; 141; 86; 150; 49; 151; 155] Западническое направление - В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.П. Огарев, К.Т. Кавелин - связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. [155; 156; 157]

Значительную роль в освещении русского вопроса играют коллективные научные труды, изданные в 1990-х гг. Особая роль принадлежит Ассоциации по коллективному изучению русской нации (АКИРН). Опубликованы значимые труды по обновлению русской нации, современной русской идеи, в том числе классических традиционалистов И. Киреевского, Вл. Соловьева, Л. Карсавина, Н. Бердяева, И. Ильина, идеи консерваторов-монархистов В. Кожинова и М. Назарова. [85; 169; 155; 24; 25; 82; 88; 156]

Социологическая традиция исследования русского мира определена научными разработками российских ученых: С.А. Арутюнова, Е.М. Арутюновой, Ю.В. Арутюняна, М.К. Горшкова, А.Б. Гофмана, Л.М. Дробижевой, В.И. Жукова, Т.И. Заславской, В.В. Локосова, И.Б. Орловой, Г.И. Осадчей, Г.В. Осипова, З.В. Сикевича, C.B. Чешко, Т.Н.Юдиной, В.А. Ядова и др. [18; 19-20; 158; 221; 39-41; 147; 50-53; 5660; 159; 123; 124-127; 33; 204; 205-206] Ими анализируется проблема

несоответствия государственно-правового статуса русского народа, его исторически обусловленной государствообразующей роли, рассматриваются особенности идентичности в современной России, ее этносоциальной структуры, межэтнических отношений, анализируется проблема социальной консолидации.

Методологическое значение для исследования русского мира как социокультурного феномена имеет антропологический подход в социологии, разработанный Д.К. Танатовой. [177-182; 248-252]

Среди этнологов вопросу русского мира уделяет значительное внимание В.А. Тишков, который исследует исторические истоки русского мира, роль русскоязычных диаспор в формировании и функционировании русского мира, значение русского языка и русской культуры, включение русского мира в идентификационный дискурс современного россиянина. [184-187] Его идеи широко распространены в международном научном сообществе.

Значимыми в рамках исследуемой проблемы являются исследования когнитивной лингвистики. Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, В.А. Маслова, В.И. Абаев, рассматривая русский мир как культурологический концепт, раскрывают этимологию и семантическую наполненность понятия русский мир, уточняют понятийно-категориальный аппарат для описания русского мира как концепта. [101; 175-176; 166; 11]

Русский мир в критериях геоэкономического, геополитического и геокультурного знания представлены у П.Г. Щедровицкого, А.И. Неклесса, И. Валлерстайна, В.Л. Цымбурского. [26; 200-201; 219; 196] Русский мир рассматривается как глобальный проект России, который имеет возможность влиять на расстановку сил в мировом пространстве. Русский язык представляется основным инструментом в решении экономических, политических, социальных и др. вопросов.

Особый вклад в развитие научных представлений о русском мире принадлежит авторским концепциям русского мира последнего

десятилетия (В.Н. Иванов, В.К. Сергеев, П.Г. Щедровицкий, И.А. Нарочницкая, В.А. Тишков). [74-75; 26; 200-201; 115-116; 184-187] В данных научных разработках содержится богатый фактический материал для развития понятийно-категориального аппарата социологии, выделения институциональных основ, места и роли русского мира в идентификационном дискурсе современного российского человека.

Значительное влияние на развитие исследуемой проблемы оказывает появление глобальных сетевых проектов, объединивших ученых, политиков, общественных деятелей. К их числу относятся фонд «Русский мир», сетевой проект «Русский архипелаг», сетевой журнал «Русский журнал» и др. [235; 237; 236; 224] Эти проекты существуют при государственной поддержке, объединяют правительственные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, библиотеки и другие учреждения культуры и обладают широкими ресурсами для исследовательской деятельности.

Особенности формирования социальной идентификации в современном российском обществе в условиях социокультурных изменений рассмотрены в работах Л.Г. Ионина, Н.К. Иконниковой, И.В. Лесковой, Ю.В. Шарова, [83; 76-82; 98-100] социальная идентичность, социальное развитие, социальная интеграция молодежи исследуются Ю.А. Зубок, В.И. Чупровым и др. [174; 197-199; 66-73] Исследования, выявляющие изменения ценностных ориентаций личности в современной России, проводились Г.В. Осиповым, Н.И. Лапиным и др. [69; 159; 94-95]

Зарубежная социологическая традиция в исследовании идентичности представлена научной рефлексией в рамках символического интеракционизма, феноменологического направления, этнометодологии (Г. Гарфинкель) [34; 242-243] и структурно-функциональной парадигмы, в рамках которых идентификация рассматривается как результат социального взаимодействия (Д. Хоманс, Н. Смелзер Э. Гофман, Ч. Кули, Д. Мид и др.), [245; 167; 239; 240; 109] результат процесса социализации

индивида в течение всей его жизни (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э.Гуссерль и др.), [238; 31; 45] механизм адаптации личности к формам социальной действительности и взаимодействия (Э. Гидденс, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Зиммель и др.) и др. [38; 244; 55; 108; 247; 83]

Объект исследования: социальная идентификация российской молодежи.

Предмет исследования: русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи.

Цель исследования: на основе социологического анализа русского мира выявить его особенности, влияющие на социальную идентификацию российской молодежи, а также факторы укрепления статуса русского мира. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Разработать концептуальную модель социологического анализа русского мира.

2. Определить институциональные основы русского мира.

3. Выявить установки современной российской молодежи по отношению к образу русского мира, его содержанию, символам.

4. Дать социологическую оценку места и роли русского мира в формировании социальной идентификации российской молодежи.

Теоретико-методологическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен поставленной в диссертации целью и задачами исследования. В работе были использованы структурно-функциональный, институциональный, социокультурный, аксиологический,

антропологический подходы. Концептуальную базу составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых, в частности, представителей классической социологии, символического интеракционизма, феноменологии, этнометодологии, этносоциологии, теории этносов, этнической и гражданской идентификации.

Эмпирической базой исследования послужили: Результаты социологических исследований, проведенных под руководством автора:

1. «Русский мир и современная российская молодежь». (2010-2011 гг.). Руководитель: Пенькова Е.А. Выборка N=650.

Результаты социологических исследований, проведенных с участием автора:

2. «Этносоциальное будущее Москвы». (2009-2010 гг.). Руководитель: Академик РАН Жуков В.И. Ответственный исполнитель: д.с.н., проф. Осадчая Г.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К., д.с.н., проф. Юдина Т.Н., д.с.н., проф. Лескова И.В., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=1200.

3. «Положение молодежи современного московского мегаполиса: потенциал и риски стабильного развития города». (2010 гг.). Руководитель: к.с.н., доц. Сазонов A.A. Члены ВТК: к.с.н., доц. Сазонова А.Л., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=1200.

4. «Региональная модель социальной сплоченности в контексте преодоления глобального кризиса». (2011 г.). Руководитель: д.с.н., проф. Осадчая Г.И. Члены ВТК: д.с.н., проф. Танатова Д.К., д.с.н., проф. Лескова И.В., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=1200.

5. «Разработка фундаментальной модели адаптации провинциальных жителей в российских мегаполисах» (2009-2011 гг.) Руководитель: д.с.н., проф. Танатова Д.К. Члены ВТК: д.с.н., проф. Лескова И.В., Пенькова Е.А. и др. Выборка N=2200.

Информационную базу исследования составили: 1. Нормативно-правовые документы в сфере культуры, государственного языка РФ, защиты соотечественников за рубежом и др. (в частности, Федеральный закон от 01 июня 2005 г. «О государственном языке Российской Федерации» №53-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» №1807-1 (с

изменениями от 24 июля 1998 г. и 11 декабря 2002 г.), Федеральный закон от 24 мая 1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 25 июля 2009 г. и 23 июля 2010 г.)) и др.

2. Документы и материалы органов федеральной власти (Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы, 20122018 годы (проект) и др.)», Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2006-2010 годы, на 2011-2015 годы) и др.

3. Стенограммы выступлений, программные статьи представителей высшего руководства Российской Федерации (в частности, Послание президента Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации в 2008-2010 гг., Послание президента В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2000-2007 гг., программная статья В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012 г., материалы с рабочих встреч президента РФ) и др.

4. Статистические источники: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития РФ, Министерства культуры РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства внутренних дел, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и др.

5. Материалы средств массовой информации: данные Фонда «Русский мир» (в частности, информация об Ассамблеях Русского мира), программы федеральных телеканалов, освещающие проблемы идентичности, этнические вопросы и проч., информация на сайтах русскоязычного населения (в различных странах мира) и др.

6. Европейская социальная Хартия (принята в 1996 г., ратифицирована в 1999 г. СДСЕ№163 (пересмотренная).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана концептуальная модель социологического анализа русского мира.

2. Представлены институциональные основы русского мира. ^

3. Выявлены установки современной российской молодежи по отношению к русскому миру, его содержанию, символам на основе авторского социологического исследования.

4. Дана социологическая оценка места и роли русского мира в формировании социальной идентификации молодежи.

5. Сформулированы меры по укреплению статуса русского мира.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Русский мир определяется как социокультурная общность людей, объединенная определенным набором консолидирующих факторов. К числу объективных факторов относятся: принадлежность к этнической группе «русские»; знание русского языка, свободное владение им; знание истории и русской культуры. Субъективными факторами принадлежности к русскому миру являются: самоидентификация с русским миром, чувство сопричастности к русской истории, культуре, разделяемым нормам и ценностям, готовность их трансляции в пространственно-временном континууме; толерантность; историческая память; чувство солидарности, стремление к объединению представителей любой этнической принадлежности на базе фундаментальных ценностей.

Модель социологическог�