автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Русский военный мундир в музейном деле

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Введенский, Георгий Эдишерович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Русский военный мундир в музейном деле'

Текст диссертации на тему "Русский военный мундир в музейном деле"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ.

ВВЕДЕНСКИЙ ГЕОРГИЙ ЭДИШЕРОВИЧ

РУССКИЙ ВОЕННЫЙ МУНДИР В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ

24. 00. 03 - музееведение; консервация и реставрация историко-культурных

объектов.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук.

Научный руководитель Кандидат исторических наук Вилинбахов Георгий Вадимович.

Санкт-Петербург 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ....................................................................................... 2

Глава I

Военный костюм. Его информативная, историко-культурная и документальная ценность................................ 47

Глава II

Осуществление тезаврирования военного мундира, как музейного предмета........................................... 66

Глава III

Формирование терминологического языка мундироведения. 118

Заключение.................................................................................. 127

Список использованных

источников......................................................................132

Список использованной

Литературы............................................................... 148

Приложение № 1 иллюстрации к тексту ..................10 листов

Приложение № 2 Словарь терминов

русского обмундирования................................................ 82 листа

Иллюстрации к словарю....................................................28 листов

"Есть один раздел исторической науки от состояния которого во многом зависят ее судьбы в целом. Это вспомога -тельные исторические дисциплины. Уровень их развития в значительной мере определяет степень профессио -нального мастерства, проявляющегося в исторических исследованиях. Невнимание к ним всегда наносит ущерб науке. " Л.В. Черепнин

ВВЕДЕНИЕ -

Данная работа посвящена военному костюму, как предмету музейного собирательства, изучения и экспонирования; военному костюму - как одной из важнейших составляющих музейного собрания - тезаурусу.

Опыт показывает, что особое внимание в музеях уделяется лишь собраниям тех предметов, которые являются источниками для уже сформированных научных дисциплин. Работая с предметами таких фондов, необходимо знать общепринятую терминологию, методику описания предмета, четкий порядок каталогизации. Все это преподается в ряде гуманитарных высших учебных заведениях в качестве вспомогательных исторических дисциплин. Что до истории военного костюма -мундироведения, то первые попытки преподавания сделаны только в нашем институте в последние пять лет.

В связи с этим появляется необходимость определить место мундироведения в системе близких ему исторических дисциплин, также в музееведении. Мундироведение в настоящее время рассматривается и как часть геральдики в широком понимании и как часть вспомогательной исторической дисциплины - истории костюма. П.Г.Богатырев справедливо полагает, что одежда и костюм отличаются друг от друга тем, что одежда зависит лишь от гражданской моды, вкуса и финансовых возможностей субъекта, а костюм подчиняется в той или иной степени регламентации в силу традиций или в силу законодательных актов.1 К последнему понятию относится народный костюм и различного рода форменные костюмы, разновидностью которых являются одеяния духовенства, ливреи, спортивные формы и, конечно же, мундиры и гражданских чинов и военных. Тем не менее, каждая составляющая истории костюма, в том числе и мундироведение, является самостоятельной областью научных знаний,2 тесно смыкающейся с такими науками как музееведение, источниковедение и рядом других вспомогательных исторических дисциплин. Мы рассмотрим военный мундир с точки зрения музееведения.

Актуальность поднятой темы обуславливается повышением в последнее время интереса к мундиру, как со стороны

П.Г. Богатырев. Функции национального костюма Словакии. // Вопросы теории народного костюма. - М. -1971. - С. 297 - 367.

Е.С.Молло. Формоведение. // Военная быль. №52.-Январь 1962. С.40-42.

любителей, так и со стороны профессионалов

(музейных работников, военных, закройщиков, театральных художников, и т.д.) заметно вырос. Целесообразно вспомнить о таком незаурядном явлении наших дней - как международное движение групп исторической реконструкции, для того чтобы понять, сколь широкие круги людей охвачены этим интересом. Сейчас практически невозможно сказать в какой стране началось это движение, поскольку и в Польше, и в Чехословакии, и в Англии, и в Италии проводились под покровительством государства театрализованные

представления, имитирующие рыцарские турниры, некогда имевшие место в этих странах. Подобные театрализованные праздники очень нравились всем принимавшим участие в действе и, кроме того, приносило доход от посещения иностранных туристов.

Пожалуй, самым главным переломным моментом, превратившим обычные театрализованные праздники в международное движение исторической реконструкции, было, начатое в ГДР в конце 1970-х годов празднование годовщин «Битвы народов» на поле Лейпцигского сражения. (Театрализованное представление на Бородинском поле 1982 года не имело продолжений в последующие годы.) Яркость личностей наполеоновской эпохи и красота обмундирования обусловили всеобщий интерес сначала к празднованиям на Лейпцигском поле, потом к отмечаниям годовщин Ватерлоо, далее к целому ряду мест различных сражений конца XIX начала XX веков. Наконец, зрелищные празднования пришли в

Россию, на Бородинское поле. Естественно, Франция стала своеобразным центром этого движения, хотя в последнее время в движении наблюдается тенденция к рассредоточиванию групп по интересам. Даже в области «Наполеоники» Франция потеряла свою главенствующую позицию и центр международных встреч групп, реконструирующих воинские части армии Наполеона и антинаполеоновской коалиции, переместился на о. Корсику. Группы, представляющие средневековые рыцарские объединения, ориентируются в основном на Лондонский Тауэр, хотя и во Франции, в замках на берегах р. Луары так же есть хорошо организованные и экипированные клубы. Существуют отряды, реконструирующие до мелочей оружие, обмундирование и снаряжение римских легионеров, германских частей 1813-1815, 1914-1918 годов. В США основными направлениями исторической реконструкции являются гражданская война Севера и Юга и вторая мировая война. Во всем мире это является увлечением богатых людей, ибо точная реконструкция обмундирования и вооружения требует огромных средств. Как правило, в Европе лидерами таких групп являются владельцы крупных фабрик, магазинов или их дети. Новой тенденцией в этой области является желание богатых членов групп не только выйти в идеально реконструированном мундире на поле боя, но и продемонстрировать свои достижения в этой области шире. Речь идет об издании книг, посвященных реконструируемым

частям, богато иллюстрированных фотографиями созданных мундиров3. Нет ни одного выпуска французского журнала «Tradición», английского - «Military illustrate», немецкого «Vizir» в котором не было бы рассказа о каких-либо новых достижениях «реконструкторов». В России первой акцией этого движения стал поход групп, представлявших русские и французские полки, от Бородина до Березины, состоявшийся летом 1988 года. После него клубы, занимающиеся историей различных армий, различных эпох и даже некоторых конкретных подразделений появились в огромном количестве. Только представителей российских клубов, реконструирующих части 1812 года, на ежегодных Бородинских торжествах появляется около полутора тысяч человек. Кроме того, довольно энергично функционируют клубы в ныне самостоятельных странах, некогда в ходивших в состав СССР. Это довольно известные клубы в Киеве, Риге, Алмаате.

Пожалуй, представители этих групп больше, чем кто-либо зависят от музейных экспозиций, которые служат для них единственным источником получения достоверной информации. Ссылка на то, что крой мундира сделан по конкретному экспонату, конкретного музея, является главным мерилом точности реконструкции. Отношением к музеям и возможностью работать с подлинниками измеряется в таких группах авторитет соратника. На этой основе может быть разработано целое направление музейной педагогики, одной из перспективнейших отраслей музееведения.

5 Stephen Е. Maughan. Napoleon's Imperial Guards Recreated

m Colour Photographs. - London - 1997. - 96 p.

Важное значение приобрели музейные собрания в связи с повышением значимости исторической символики в государстве. Перемена обмундирования и символики военной формы периодически попадают в центр внимания прессы и общественности, хотя бы уже из-за дороговизны этого мероприятия. Кроме специальных, профессиональных журналов, таких как «Тыл вооруженных сил», часто и более общие издания вспоминают о военной форме.

Время от времени представители фабрик - изготовителей предметов военной формы и фурнитуры собираются на базе музеев, где можно не только получить консультации историков, но и познакомиться с подлинными памятниками - мундирами былых времен. Это позволяет им воспользоваться опытом мастеров прошлого и для подбора материалов и для выбора наиболее оптимального кроя. Такие ежегодные встречи стали уже традиционными на базе Государственного Эрмитажа и проводятся последние четыре года. Характерно и то, что главный Герольдмейстер России - Г.В. Вилинбахов - является заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе. Именно музеи становятся теми центрами, куда идут при создании новой символики, новых наград, новых эмблем - то есть, новой идеологии, которую эти символы выражают. Одним из основных государственных символов является военный мундир, место которого в музее неординарно. Именно этому символу и его музейному изучению и использованию посвящено настоящее исследование.

Нельзя также забывать об интересе к истории своих семей, который был пробужден в обществе преобразованиями последнего десятилетия. Большое количество людей обращается в музеи, и просит объяснить, в каких мундирах изображены на фотографиях их предки. Как бы ни незначителен на первый взгляд этот интерес, тем не менее, именно с него начинается то, что в человеческом обществе называют патриотизмом.

Большую актуальность приобретает изучение предметов составляющих музейные собрания, в связи с компьютеризацией музеев мира и выходом в Internet, где требуются точные, лаконичные, исчерпывающие данные о коллекциях вообще и о мундирных собраниях в частности.

Необходимо также отметить, что во время открытия выставки «Первая мировая война; Россия - Франция», которая состоялась в прошлом 1997 году в залах Военно-исторического музея артиллерии инженерных войск и войск связи, был поднят вопрос о создании музея российской военной формы. Даже мысль о возможности создания такого музея, впервые прозвучавшая в конце 1980-х годов4, была тогда расценена как «дикая» и «никому не нужная». Теперь же через, десять лет после первой публикации, об этом говорится как о назревшей необходимости.

Вот почему Объектом исследования является сам военный мундир.

1.4 Введенский Г.Э. Музей ратного подвига. // Вечерний Ленинград - 22 августа 1987.

Предметом исследования является закономерности

формирования мундиров в исторической среде и, в связи с этим, их практическое музейно-источниковедческое значение.

Базой исследования явились военные мундиры, находящиеся в собраниях музеев России, о чем подробнее будет сказано при перечне источников. Кроме того, были использованы мундиры, хранящиеся в Берлинском Цейхгаузе, в Дрезденском музее армии, в Варшавском музее Польской народной армии, в Лондонских музеях Гвардии и в Национальном музее армии, в Эдинбургском объединенном военном музее и в Парижском Доме Инвалидов. Естественно, что далеко не все эти музеи довелось посетить самому. Воочию довелось познакомиться лишь с предметами, хранящимися в Берлинском Цейхгаузе при любезной помощи куратора военного отдела Петера Клауса Мерты. Собрания русского мундира в Дрезденском музее армии пришлось атрибутировать по слайдам, присланным хранителем этого фонда музея Рейнхольдом Мюллером. Переписка с коллегами из Эдинбургского музея дала возможность приобщиться к его собраниям, а хорошо иллюстрированные, весьма подробные описания в различных журналах и монографических изданиях позволили получить представление о других перечисленных музеях. Источниковая база исследования заслуживает более серьезного внимания, ибо она разнообразна по своему составу -она включает в себя не только подлинные предметы обмундирования, но и документы, и предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства

1 ИСТОЧНИКИ: Вещественные Письменные, Изобразительные.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ. Наиболее значительные собрания мундиров хранятся в девяти музеях страны. Эти собрания имеют драматичную судьбу. Самый первый музей обмундирования был основан еще в 1797 году. Это был «Магазеин образцовых вещей», куда Павел I приказал свозить по одному экземпляру всех вводимых им в армии мундиров. Таким образом, изготавливались два эталонных мундира: один отправлялся в полк, а другой оставался в «Магазейне». Уже в 1830-е годы у него появилось новое наименование - «Музеум главного интендантского управления Военного министерства»5. В 1855 году музей получил официальный статут и расположился в доме № 51 по Екатерингофскому проспекту и стал именоваться Интендантским музеем. В 1870 году в него влилось собрание арсенала Аничкова дворца6. Это был богатейший музей, насчитывавший в 1920-е годы по описям более 30 000 единиц хранения предметов обмундирования и снаряжения . О его нелегкой судьбе можно судить даже по заметке в журнале «Разведчик»: «С осени в Санкт-Петербурге откроется новый

5 РГИА., Ф. 789, опись 14, «Д.П.» 45, л. 6.

6 Архив Военно-исторического музея Артиллерии, Инженерных войск и войск связи.(ВИМАИиВС) Ф.52, опись 110/13а, д.2.

7 Архив ВИМАИиВС, Ф. 1р, опись 1, д. 10.

музей, существующий очень давно, но в последующие двадцать лет бывший закрытым для обозрения. В доме, принадлежащем главному интендантскому управлению на Екатерингофском проспекте находится громадный склад образцов обмундирования со времен Петра I. Теперь эти мундиры, одетые на манекены и каркасы, приводятся в порядок по эпохам, а самое помещение музея, занимающее целый этаж, ремонтируется. В отдельных помещениях будет иностранный отдел»8. Музей был уничтожен в 1951 году, а то, что от него осталось перевезли в Москву9.

Другими крупными учреждениями были созданные 25 июня 1756 года «Достопамятные залы» при Санкт-Петербургском и Московском арсеналах.10 В 1762 году собрание московского арсенала было присоединено к Петербургскому. Несмотря на старшинство, он поставлен на второе место потому, что основным направлением его собирательской работы были технические раритеты, недаром в 1868 году, когда музей был переведен в кронверк Петропавловской крепости, его переименовали в Артиллерийский. В конце XIX столетия его собрания насчитывали десятки тысяч единиц хранения военно-технических редкостей и лишь 142 единицы обмундирования, причем 120 ед. - иностранного и 22 ед. - русского11. Важным нововведением конца XIX в., сохранившим для нас военные

8 Разведчик. № 560., 1901. - С.633.

9 Архив ВИМАИиВС. Ф. 23, опись 88, д.6.

10 П.ф.Винклер, Оружие. - СПБ., 1894, переиздание - М. , 1992. 330с., с. 312.

мундиры прошлого стали полковые музеи. Их создание

началось в 1890-е годы. Вскоре в стране насчитывалось уже

12

более 300 официально признанных полковых музеев . Далеко

13

не во всех музеях были мундиры , но в общей сложности в 40 армейских музеях, перевезенных на кронверк Петропавловской крепости в 1918 году14 насчитывалось более 200 единиц хранения военной формы15.

Таким образом, наиболее крупным собранием военного костюма является коллекция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИиВС). В конце XIX столетия начальник Артиллерийского музея Н.Е. Бранденбург описал мундирную коллекцию в 1, и 3 частях уже упомянутого «Исторического каталога». Это описание стало первым и единственным до сего дня каталогом мундирного фонда. С тех пор коллекция музея выросла в сотни раз. После революции на кронверк Петропавловской крепости, везли все, что не считали полезным в быту, из ликвидируемых полковых музеев, везли из помещичьих усадеб и национализируемых дворцов. Большие поступления трофеев дали войны нашего столетия. Но было время, когда (после Второй Мировой войны) мундиры централизованно в огромном количестве раздавались в

11 Н.Е. Бранденбург. Исторический каталог С-Петербургского

артиллерийского музея. - Спб., 1877, ч.1, 1883, ч.2, 1889, ч.З.

12

С.В.Баженов. Перенесение коллекций войсковых музеев в Государственные хранилища. // Сборник исследований ВИМАИиВС №5 - Л., 1990. - с.197.

13

Обозрение предметов военной старины. Отд.1. Музеи войсковых частей. Вып.1. - М. ,1912. - 76с.

14 С.В.Баженов. Там же. С.207.

зрелищные учреждения, такие как Ленкинофабрика (Ленфильм), театры, ателье проката театральных костюмов и т.д. и т.п. Согласно Рижскому до