автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Рыцарь нашего времени" Н.М. Карамзина: источники и литературная судьба
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Рыцарь нашего времени" Н.М. Карамзина: источники и литературная судьба"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
Ка правах рукописи УДК 882 (092) Карамзин
Л--
КАЖНЩКАЯ Светлана Борисовна
"РЩАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" Н.М.КАРАМЗИНА: ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРА1УРНАЯ СУДЬБА
Специальность 10.01.01 - русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ся1 ит-Пе т; г г, 192.1
Работа випсш-.е.ча на ка£едре русской литературы Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета имени Л.Н.Герцена.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор В.Л.Западов.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Ю.В.СТЕШШК кандидат фи дологических'наук Ы.Я.ШШНКИС
Ведущая организация - Ульяновский государственный педагогический институ"'.
Зац^та состоится ¿^¡О^^Ь 19 в__часо:
на заседании специализированного совета К 113.05.05 до присуждению ученой степени кандидата наук Российского государственного педагогического ушдазрептзта кдэнп Л.И.Герцена по адресу: 192053, Санкт-Петербург, 1-ая пиния Васильевского острова, дои.52.
С диссертацией го.-но озпакогктъея в фундаментальной библиотеке института.
"Л №<¿¿1$
Автореферат разос
Учений секретаре специализированного совета .у кандидат £глологических наук А^ ^.К.КЯК^О
ОНДАЯ XAPAIvZEEidlJCA РАБОТЫ
В истории русской литературы есть немало узких тем, освежающих, однако, существенные стороны историко-литературного процесса. К ним относится л предлагаемая б настоящей работе тема литературной судьбы неоконченного романа П.П.Карамзпна "Рыцарь нашего времени". Она предполагает исследование источников романа, его художественного метода и места з литературном процессе первой половины XIX века.
Актуальность темы. Одно:": из особенностей кара-.пзикской прозы является ее ориентация на инцпклопедпческпп охват предшествующих культурных явлений, что не мекало Карамзину быть доступным для лпбого читателя. русские бытовые, литературные, западноевропейские культурные веяния соотносились с задачами воспитания, исто-ршюскшги оценками общественной ситуации, морали, эстетики. ■ С отой стороны остановленный на начальных глазах роман ¡Сарзмзпга приобретает больной нстор:и:о-литературный интерес. 2тс связано по только с темой л кпзяокнш материалом, но п с литературным методе'.* Карамзина, его эстетической позицией, а тагле влиянием на последующуп литературу. Легальность предлагаемой темы обусловлена исследованием романа Карамзина как качала одной из заметных линий в истории русской литературы первой половины XDI века.
Предмет исслелования. Ыотивы романа Карамзина поптог.ютоя позднее у русских писателей, затрагпзаЕщих проблему становления молодого человека, героя времени. Выявление и сопоставление мотивов з их исторической преемственности составляет предмет настоящего доследования. Роман Карамз:ша соотносится с соотзстствуи-щит.щ западноевропейскими источниками. Родственные мотивы обнару-.■шзаатся такте у русских предпеотвенниксз Карамзина и в русской фольклорной традиции, лудогестзсшшй метод романа рассматривается на фоне движения и развития сентименталистской прозы писателя.
Паль работы. В результате рассмотрение романа Карамзина па фоне последующей литературной традиции, связанной с его влиянием, представляется возможным указать на некоторые типологические черты "Рыцаря наиэго времешт", определяющие его место в ряду произведений русской литературы первой половины XIX века о герое зре-мени.
Научная новизна. В советском литературоведении постазлен вопрос о новаторском характере карачзинского романа, дапщего начало
ново:": литературной традиции. Отсзда - необходимость специального историко-литературного исследования романа в перспективе развития этой традиции в русской литературе первой половины XIX века. Исследование романа Карамзина под этим утлом зрения и определяет научнуп новизну настояп;ой работы.
Петодпкь исолетговэнтя. В настоящей работе нашли широкое применение петорико-генетичаекп!! и истррико-типологический методы литературоведческого анализа. При исследовании фольклорных воздействий учитывались дсстил;енвя русской советской йольклористики в области писательского фольклоризма (по тершнологин Ы.К.Азадов-ского). В работе учтены Лучине достижения дореволюционного литературоведения, связанные о биографическим методом изучения писательского творчества (Ы.П.Погодкн, Я.К.Грот и др.). При решении частных вопросов использовались общ-ю выводы, связанные с методическими приемами современного целостного анализа и интерпретации литературного произведения (герменевтики).
Структура длссеттгацпп. Диссертация состоит из введешя, трех глав и заключения. В конца прилагается список цитируемо!! и упоминаемой литературы, составленный по алфавитному принципу.
Агтг)обаш1я -работы. Основные поло.'хения диссертации излагались и обсуждались на научных конс[:еронцняи. Курского государственного пединститута в 1984, 1985, 1238, 1989, 1990 и 1991 годах.
По теме работы опубликована бропззра в Курском отделении общества "Знание", а тате тезисы и тексты выступлений на научных КОП^рО.'^С'ЯХ.
Ппактпчпскпя значимость паботн. Полученные выводи практически используится в вузовском курсе историк русской литературы ХУ12 века, преподавании русской детской литературы, а такпе в курсе мировой п отечественной культуры в Курском государственном пединституте. Результаты исследова1шя кашли применение в цикле лекций, предложенных обществом "Знание" учителям пкол города Курска и области. Выводы работы могут быть использованы для специального вузовского курса, посвященного творчеству Е.М.Карамззка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во две^ечщ.! обосновывается выбор и актуалъноотъ тог;,». Незаконченный роман Н.Н.Карамзина "Рыцарь насего времени"(17Э2-1603) сказал существенное воздействие на становление том "гепел временя"
в русской литературе первой половины XDZ века, в 1845 году об этом писал В.Г.ЕелинскЕй в рпцзнзил на повесть В.Л.Соллогуба "Тарантас". С отголоокаш карпмзшюкого ро:.:аиа в творчество писателей первой половиш XIX лека связана его литературная судьба.
В постой гяявэ "Гусскпо и западноевропейские источники "рыцаря нашего времени" предпринимается попытка дать обгда"; cyr.c.iap-ннй обзор йюгра^лчооких, фояк:яорннх, русских и западноевропейские литературных, об.т.экуяьтурнцх н философских источников рога-па, го-гая в виду его эяцаслояодлческуа разносторонность. В ряду источников биогре/лчоскно дояяш быть постав лени на первое мое-то, поокольку ооставляпт личпостло-бктовой, т.о. наиболее "приземленный" плаот ошзтпых мотивов я образов. Наиболее полно био-грайгчеекпе" параллели п мотивы романа прослсг-епы в обстоятельном и самом подробном на сегодняшний день биографическом исследовании М.П.Иогодпна. Кроне погодинских материалов, используются наблюдения п выводы в работах А.Д.Галахова, Я.К.Грота, С.И.Пономарева, В.В.Сиповского, воспоминания И.И. и М.А.Дмзтрпевих, труды современных исследователей, например, Ю.ГЛ.Лотмана, З.И.Ссетрова, В.П.Степанова п др. Факты биографии Н.Н.Карамзина трапсфорг.прувт-ся' и прообралавтея в биографии "еопа, героя романа. Подчеркивается л углубляется моменты, связанные с тепа';:: материнского влияния, взаимной любви в семье, отцовской самоотвор.г.стг;юст:: п;:о-пз!.".а, гражданского воспитания. Природа и история родного кг ал начиная:? играть ваднейщуп роль в формировать личности героя романа, равпо как ого начитанность и ранняя неосознанная влгИгошюсть в г.онп:ну, щчздставлязпуп лучшй культурный конский тип эпохи.
Разрыв с природой л народной традиционной культурой или, напротив, ошпгао о то;.! и другим были ва'яойшп.ы критериями оценки героя времени в литературе первой половили XIX века. Такой подход к пзобра-вкгг) героя плел свор предасторнп. "Рыцарь рагого времени" стоит у истоков романтической,. а поздае ? реа::псг,пческой литературной традиции русского романа. В произве-ллш Н.П.Каргм-зина находш.1 фольклорные мотивы трех разновиднос.ой: собственно фольклорные, дольклорно-легендарные (т.е.йолькле; то-христианские) и собственно христианские, но прочно вошедшие в мход народных представлений л-бытовых верований. Зсе они оказг. ::тся объедпнон-шя вокруг одной стераневой екзэтной липли, раз ;;,в£шцей. тему судьбы главного героя. Вагнуэ роль в судьбэ горе - в соответствии
с крестьянскими представлениями играет повивальная бабка с ее предсказаниям: новорожденному, Леон родится в мае. Роковая роль мая как начала зеэни или начала семейной гнзнп отмечена в народных приметах, поверьях, пословицах и поговорках. А.Н.Вссеяозскпй отмечал в развитии народны:: представлений о судьбе тот этан, когда будущее, казалось, связано с событиями, сопутствующими родде-нга. В ;шз1ш Леона тагами событиями- становятся пение сояоеья и малиновки в ореховых кустах, крик филлна и кукуикп в березовой роце. Народно-песенная символика связывает ореинлк и березу с представлениями о schckol лабви, соловья - о несчастной муискоЗ любовна и одиночество!,!. Предвестником пагубы в народных суевериях выступает филин, в то время как кукупка предсказывает, сколько человек осталось гшть. В духо народной легенды рисуется избавление Леона от медведе. В этом избавлении герой ясно различает участие бога-Спасителя, образ которого видится ему в густых и черных тучах. И это избавление связано для героя с образом умер-* шей и пере се тлейся к ангелам матери. Мать как бы следит за сыном с нобеслсй высоты и охраняет его. Наконец, в романе возникает тема второй матори героя, в которую перавоплоцается умершая, чтобы не оставить свое дитя один на один с враждебным миром (главы 2. Важное знакомство, ХИ. Вторая папенька). Речь идот о графине iVînpoEoa, ставней воспитателыпщей, 'наставницей и детской любовью героя. Ето напоминает мотивы волшебных сказок, попествувдйх о материнском перевоплощении.
Народло-поэтические влияния, определяемо эпохой и ео художественны: п пристрастиями, находятся в прямых отношениях с русскими литоратургигли источниками романа Карабина. Из ого блиглй-пнх предшественников необходимо прегде всего.назвать М.Н.Мураьева. Г.Л.Туковский, а позднее Л.И.Кулакова неоднократно указывали на то, что в его литературном наследии, в его остотпческпх и этических построениях предопределен ряд литературных начинаний, продолженных п развитее позднее Карамзина. Отспда неудивительна црямач трансформация некоторых литературных мотивов ].^рй2ьева в "Рыцаре нагого времени" Карамзина. Из "драматической сказочки" Н.Н.Цу-равьева "Доброе дитя" несо:пенко идет тема второй матери в "Рыцаре нагого времени". Y Карамзина - это посмертная материнская помочь и мотив перевоплощения упершей матери, когда Леону "казалось, что мамонька его в самом деле воскресла". У LiypaBboca введен
мотив, соответствуыций сказочно-волшебному испытанию доброты н последующей награды. Образ Ваншкп перекликается с другим образом из "Обитателя предместия" и "Эмиллевых писег.Г Ы.Н.Ыуравьева. Герой последних повестей зырастает в дворянском окрзтаннл русской провинции, напоминаицей "братское общество провинциальных дворян" в романе Карамзина. Карамзин откликается иногда на творчество и не столь близких ему писателей, каковым бил, например, Ф.А.Эмин с его 4-х томный романом "Письма Ернеста и Доравры" (1766). Карамзпнская тема "Нового Актоона" явно созвучна соответствующей теме романа Этна. Дореволюционный исследователь В.В.Си-повский указал на огромную роль мемуарной литературы в становлении традпции романа и повести о герое времени. Дат:э огшзод с рождением героя Карамзина находит,например, неогпдапнук параллель в записках знаменитого деятеля русской•науки и культуры А.Т.Болотова.
Русские биографические, фольклорные и литературтю мотивы соединены в романе с мотивами, корни которых уводят в западноевропейскую литературу, философшз и современную автору обцест-венно-культурнул -шзнь. Все эти элементы слиты в непротиворечивое единство. Это единство отрастет характер тшчностп самого Карамзина, русского патриота и европейца. Имена трех наиболее популярных в Евро® писателей и мыслителей прямо упоминаются в романе Карамзина, ето Дя.Локк, Z.-2.Руссо и Л.Стерн. При общей ориентации на Локка как мыслителя Карамзин тем не менее проводит огра- . ничительнуэ черту таи, где рассудочность философа безраздольно овладевает нравственным ч-отром человека. S то сказывается в конкретных перекличках романа со знаиенптш сочиненпем Локка Т.'лслл о воспитании", известным русскому читатели по переводу Н.П.ГТопов-ского. Tait, например, Локк не оставляет маета в воспитании воздействии ливой природы. Он предпочитает опосредованные $optra со восприятия при знакомстве с глобусом, системой Коперника, геометрией, географией. Между тем дни детства героя Карамзин* проходят в роце, на волл-ском берегу, в саду, на лугу, в поле. Едссь он вбирает в себя первые впечатления; С картинами родной природы связывает он приключениях своих любимых гспшшх героев, с природой сливается его продставленпя о родше и ее нстс_-ии в отличие от отвлеченной истории и хронологии, предлагаемых для изучения
Локком.
О перекачках повестей Н.Ц.Карамзпна с произведениями 3w-2.Руссо, Л.Стерна и других западноевропейских романистов писали многие дороЕолгЕт;:о:шБге и советские исследователи. О влиянии западной литературы на роман "Рыцарь нашего времени" упош-нается в работал Ф.а.Калунозой, Н.Д.Кочетковой, Е.Н.Куцреяновой, Ю.М.Лотыача и др. Задача нашей работы детально проследить связи карамзинсЕого романа с западноевропейской литературой.
Еенскпе образы романа прямо сориентированы на ï^'cco. Taie, например, в "Исповеди" Руссо заплачен литературный источник отношений Леона и графини ¿яровой. Мать Леона, перенявшая "леото-куа" страсть до своего зэмуз^ества, напоминает Юлии из "Новой Элоизы". Отношения супругов Мировых - копия отнопений Вольмара и Юлии. Материнская любовь и природа - главные воспитатели Леона, что прямо соответствует программе педагогического трактата Руссо "Эмиль,пли 0 зо'жлталии". Правда, у Руосо ребенок развивается з природном окру;:;зк:<ы как бессознательный орган самой природы. Для Леона природа выступает в ярко выраяенном эстетическом своем значении и качестве. Для него природа - это зеркало, в которое он глядится и в котором ридит не только интересные и полезные предметы, но и отражение своих впечатлений и перепквапий от прочитанного, ранних представлений о русской истории и шре, где он существует. Природа.для него но "мастерская", а "храм", в который человек входит с чувством благоговения. '
3 своеобразные эстетические тона окрашено в романе Карамзина его обращение к традициям Л.Стерна. Стерновга:уа иронию Н.Д.Кочеткова удачно назвала "своеобразной защитой автора, решившегося при лотзни опубликовать начало своего автобиографического сочинения".*
Если с влиянием Л.Стерна связана каратэидссая ирония, с Дх. Локком и S,-E.pycc° ~ нотпвн воспитания в гармонии с природой и родительским окружнием, то с романом немецкого писателя K.O.Lîo-рица "Антон Райзер" связаны те мотивы произведения Кара:лзнна, в которых запечатлены предчувствие неизбежности страданий, шель о необходимости противостоять ел и ЕызЕанная этим "мечтательноси
* Кочеткова Н.Д. "Исповедь" з русской литературе конца ХУЛ; века/, На путях к романизму: Сбог.лн: научши трудов.-Л., 1884.- C.S9,
и склонность к меланхолии".
Еерклички карамзинского романа с европейской литературой п искусством трудно исчерпать. Ога: носят всеохватывающий, поистине энциклопедический характер. В литературе о Карамзине упоминалось влияние на его роман произведонпй любимого им немецкого писателя К.М.Виланда "Агатой" и "История абдернтоЕ". В отиопоккях Леона а Мировой находим отголоски комедии Бомарше "Безумий день или Женитьба Фигаро", впервые поставленной в России в 1785 году. Эпизоды купания графини перекликаются с широко распространенной во французской яявоппсп ХУШ века темой купальщиц, туалета молодой зенщпнн, мотивами яенщинн, вшэбленной з мальчика. Иногда в романе замечается влияние малоизвестны:;, но близких Карамзину писателей. К ним, например, мозю отнести Ы.-С. Ларом с ее ро.ма-ном "История девицы Стернге йи".
Общелитературные и фольклорные мотивы пропускается сквозь лрпзгду личностного отношения и восприятия Карамзина, для которого эстетический аспект становится ведущим и объединяющим разно дикость образов и разноголосицу тем. Заметной чертой кара?<зпнс::ого произведения выступает энциклопедизм в охвате п синтезе русских и европейских культурны:-: явлений, сконцентрированных на страницах романа в тех или иных ого отражениях. Ба-аю отмстить при отпм, что явления евг аейской культуры переносятся в творчество Кпр.--:--зша на русскуь почву, применяется к русским традицпт.:, обычая:-!, складу утла п общественным отношения:,!. Иоглю заметить, например, что тема судьбы, воспитания, отношения к миру и лдзям узязака с фольклорными, литературными к историческими отголоска-в романе самым непосредственным образом. Энциклопедизм карамзинского романа напел продолжение в последующей русской литературе как улро-чивсачся традиция.
Во второй главе речь идет об особенностях литературней позиции Н.Н.Карамзнна, автора романа и повестей о герое зременк. В центре внимания - эволгцпя Карамзина-повествователя прещде всего под углем зрения способа изображения нового героя, которого □вел в литературу ппсатель. Этой теме посвящены известные работы Г.А.Х^ковского, Ф.Е.Кацуцовсй, Н.Д.Кочетковой, Л.И.Кулаковой, 0.1.1. Гетмана, Г.П.:,;акогоке:п;о. Задача настоящей главы заключается 5 том, чтобы показать, как литературные отбытия различных периодов творчества писателя находят целостное и законченное воплоще-
п: л ь ого романа, гёпввокоя своеобразный итогом литературных поисков.
Литературная «жолшеея Н.Ы.Й'.ршзша освершалась на $оне сложного петют:отг.:;::я, всаншого отталкивания и притязания раз-лачннх методов и направлений в русской литературе ХУ1Н века, их постоянно:! внутренней звочщии. Это особенно убедительно показано е работе Л.П.Кулаковой "Очерки истории русской эстетической мысли века" (Л., 1933). Последовательница приходит к выводу, что "сснтхюнталлзм, классицизм, зароздаищийся реализм не только лшли одновременно, ко и часто прививались в творчестве одного писателя, а иногда к внутри однЬго произведения".**
На сложный и многообразный содержательный смысл таких понятий, как классицизм, ранний реализм, сентиментализм и предроман-тнзм в русской литературе ХУШ века указывает В.А.Западов в своих работах, посвягенкых литературным направлениягл в русской литературе ХУЛ вогл.°
Согласно кабгшденпям таких исследователей, как Г.А.Гуков-ский, Ф.З.Кснунова, Л.И.Кулакова, Ю.Ы.Яотман и др., Н.Ы .Карамзин в условиях слолгой борьбы направлений с самого начала-литературного пути сделал выбор в пользу сентиментализма и никогда не менял своих позиций. Однако его сентиментализм не оставался заставил:« и неизменны::. В советским литературоведении вскрыты слонше нуги писательской эзолззции, хотя многое здесь до сих пор остается прсо.-.е: стачным. Наблгдения данной главы позволяют считать, что Карамзин пытался придать сентиментализму черты ушверсального литературного штода, соеданпв напвкеше его достижения в своем романе.
Багло указать на своеобразный историзм карамзинокого романа. Судя по хронологическим приютам (упоминание о раннем детстве Лоонг. до появления произведений Н.-Е.Руссо, о русско-турецкой н русско-пведекой кампаниях, в которхс участвовал отец Леона), детство героя приходится на окатеришшскую эпозу, и в то .-е время
2
Кулакова Л.И. Эстеткчес1л;е взгляды Н.М.Карамзпна // Ш1 век:
Сб. С.- .'.!.: Л., 1934.- С.147.
° ^л.: Проблем изучения русской литературы Ж века,- Л., 1273;
Л., 1578; Л., 1383.
вторая часть романа вводит Леона в павловскую эпоху карамзинской биографии (I796-I80I). В концо романа repon одиннадцать лот. Мем-ду тем его гл'знь itaic бы захватывает более широкие рамки реальной русской истории, налагаясь на биографии самого Карамзина с I76S по 1803 (год пубшп:ацип последней частп романа). На анахронизм романа угсазывал В.Б.Муравьев. Об историзме Карамзина в путинском смысле не может быть речи. Но в позднем и во многом итоговом произведении Карамзина есть намеки на историзм в изображении героя. Они связаны с приданием Леону некоторых биографических черт реального человека своего времени, т.е. самого писателя. Всо это мояет быть названо "биографическим историзмом", рамки которого расиирятся у последователей Карамзина.
Встает вопрос о том, как своеобразный "биографический историзм" Карамзина соотносится с характером изображения Леона. В "Наталье, боярской дочери" (Г792), "Нарфе-посаднпце" (1803) эпоха и исторические события не сказываются на психологической характеристике глазного героя. Его внутренний мир не формируется историческими обстоятельствами и окружением. В историческом о:фу:-:он:го тип героя оказывается внепсторическим. Пропсходяцие события не соотносятся с психологией, которая сформирована Карамзиным на опыте современной ему лизни, по представляется как общечеловеческая. В "Рыцаре нашего времени" - тот re карамзинский тип, но он претерпевает Значительные пзмопегатя в силу того, что главный горой романа - совремешшк и отчасти двойник самого автора. Ноэто:.-' черты В1зисторического типа начпнаят слегка трансформироваться в черты г )оя, зависимого от общественной среды л исторической ситуации. Сара-лзин-недаром пытается впервые обрисовать становление героя. aro детство, воспитание, соприкосновение с помзстной средой, Ш'рс... европейской культуры через чтение. Такого не было в белое ракнпх произведения Карамзина, но гее это появляется з "1!оей исповеди" (1802) и "Чувствительном и холодном" (1803), совпадагцпт.зт по времени с работой над романом. Психология Леона, выстроенная на основе не только литературной традпдии, по и личных воспоминаний, а тр:'".о самонаблздзнпй, допускает Соньшуа ко1п:ретнссть и обусгов-лэмнссть реаг^ной ептугдпой. Исторические приметы и отклики в романс тп:::.:е nor^opr-snanrea Срогра'сей самого Хара-тзин?.. Ci-.чоь ."'она с русской "э доде^л, русской природой и через -то с
русской готоггисЯ кй.чннает зс.г.тно оглпч?.ть ковуо *?азцоси"исть
карамзинсюто героя. Его опыт, приобретенный в детстве, входит в его сознание и душевный мир. Он шлифует натуру'и воспитывает сердце. Все это приготовляет будущего исторического деятеля, дп которого судьба родины становится его личной судьбой.. В образе Леона осуществляется показательный художественный синтез. Он подчас незаметен бывает для читателя потому, что представляет собою соединение уге известных по прелашм карамзинским повестям поэтических элементов. Однако, интересна здесь не повторяемость, а новое сочетание. В Леоне его моральные качества, культурные и бытовые привязанности, природные свойства, а такде развитость ути, образованность, стремление к активной етзни и личные симпатии долзны составлять неразрывное целое. Все это соотнесено 'со страницами романа, посвященными раннему детству и воспитанию героя материнской любовью на лоне природы в духе Руссо. Руссоизм в романе слит с русской'природой, народными обычаями п общественными явлениями. Пересечением этих двух художественных миров; становится герой романа. Леон соединяет человеческую природу бедной Лизы с рефлектирующими героями "Чувствительного и холодного", "Лиодора" (1792) и "Юлии" (1796). Это становится заметной и новой чертой романа, в котором сливаются поэтические тенденции преяних карал-зинских повестей. Отсюда большая широта в изображении внутреннего глра гороя. Автор сообщает ему способность остро перегшвать единство и созвучие с природой, окружающей его в детстве. Герой-способен к любви, соединяющей Б одном лице его мать и возвышенный идеал умной, образованной, тонко чувствующей аенщины, затронутой культурными веяниями своей эпохи. Европейская образованность, сообщенная ему чтением книг и воспитанием, которым руководит графиня Мирова, лояится не на сухую и бесплодную почву, но питает чувствительное и отзывчивое сердце и душу. Все это приводит, по-видимому, Леона в задуманном, но неосуществленном продолжении романа к неоднократно возникающему разладу с окружающим миром в зрелые годы, когда "много, много ему будет еде случаев тосковать в яизнп".
С другой стороны, Леон такой ве "бедный", как и карамзннская Лиза. Ему сообщена "ранняя склонность к меланхолии", которая ость "црсдчувствие ..гатеЯских горестей". Это свойство характера-темперамента (Л.И.Кулакова) откликается в 1У главе, целиком посвященной рассузденвям о превратностях судьбы, нз считающейся с челове-
ческими явлениями, волей, справедливосткэ н действующей по своим непостижимым законам. Во всем этом нетрудно заметить черти, сбли-пагнцке роман Карамзина на только с "Бедной Лизой", но и с его "западными" повестям; "Остров Борнгольм" (Г794) и "Сиерра-ГЛорена" (1795). В отличие от этих по еле дугах судьба в романе это не только рок и на только разрушающий счастье случай, но и родовая судьба в народном понимании, в духе народны:: суеверий, веровшгай и примет.
Автор сообщает своему герою черты не только чувствительного мечтателя, но и натуры художественной, что становится традицией в его повестях. Так в "Наталье, боярской.дочерп" Алексей наделен возвышенным строем чувств и стремлений не только как идеализированный исторический герой, но и как явно выламывающийся из своей среды художник, обнаруживающий дар неожиданной "гениальности". В сказочной повести "Прекрасная царевна и счастливый карла" (1792) уродливый горбун одарен возЕыпенной душюй и талантом оратора, рассказчика, музыканта и поэта. Таков Ее юноша-поэт в повести "Остров Борнгольм".
Юных героев Карамзина окружают авторитетные наставники из старшего поколения. Это боярин Матвеи и датсе Иван 1У в "Наталье, бощэской дочери", мать Лизы в "Бедной Лизе", Орол Сплин в одноименной повести Карамзина, помещенной в "Московском журнале" в 1791 году, это героическая Нарфа из "Парфы-посадапцы". В этих произведениях мудрые воспитатели полагаются не только на добрую нату у человека, его природу в духе Руссо, но и на народной обычай исторические примеры, русскую культуру.' В повести "Юлия" ' вое т1 гателем лены выступает любящпй цуа, действующий по образцу "Эп. я" Руссо. В романе Карамзина воспитатели Леона: отец, "братское общество провинциальных дворян", графиня Г.Тирова - приобретают черты х"1Еых идей, жителей русской провинции екатерптптской эпох:!. Бытовке отношения и реальная психология избавляют их от налета излишней сентиментальной идеализации и абстрактности. Этому способствует юмор и даже мягкая ирония, изредка касающаяся этих образов.
В ш.тгратуре на путях, проложенных Карамзиным, в продолжении ■и развитии его традиций возникают реалистические характеры з произ-Ееягкзпс с горео глепеяг пергой половины ИХ вс:-:а.
Об этом речь вдет в третьей главе: "Роман Н.М.Караызина "Рыцарь нашего времени" в литературном процессе первой половины ХК вока". Уже в 40-е годы XIX века младшим современника?.! Карам зина стала ясна новаторская роль его-романа. Tait, В.Г.Белинский, определяя историческое место "Рыцаря нашего времени" в ряду произведений первой половины ИХ века, говорит о том, что Карамзин сделал первув попытку создать образ героя времени, и его попытка так или иначе отозвалась в творчества А.С.Пушкина,М.С.Лермонтова. Это стало литературной судьбой неоконченного романа Ка- 1 рамзина, главная мысль которого, связанная с героем, получила дальнейшее развитие.
В рецензии на повесть В.Л.Соллогуба "Тарантас" (1845) Белинский пишет: "Ыысль изобразить в романе героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову. "Евгений Онегин" тога - герой своего времени; но и сак Пушкин был упредден в этой мысли, не будучи никем упрезден в искусстве и совершенстве ее выполнения. Мысль эта принадлежит Карабину. Он первый оделая не одну попытку для ее осуществления. Пелэду его сочинениями есть неоконченный, или, лучше сказать, только что начатый роман, дазе и названный "Рыцарь нашего времени". Это был вполне "герой.того времени".Сделав обширные выписки из романа, Белинский добавляет: "Этого слишком достаточно, чтобы показать, что Карамзин имел бы полное право своего "Pifflanrf нашего времени" назвать "Героем нашего времени".
Советские исследователи: Г.А.Гуковский, Ю.М.Лотман, Й.З.Ка-нунова, Е.К.Купреянова л' др..неоднократно указывали на историческую связь романа и повестей Карамзина о последущаш достиаенияки русской литературы первой половины Х32 века. Задала данной главы заключается в том, чтобы более детально изучить связь романа Карамзина с некоторыми произведениями А.С.Пувкина, И.Ю.Лермонтова, А.Н.Герцена и 5.М.Достоевского. Выбор произведений связен о необходимостью показать разнообразие историко-литературных отношений романа Карамзина с последующи литературным развитием. "Евгений Онегин" содержит прямые образные переклички с карамзинским романом. В "Герое нашего времени с Карамзиным связано название романа.
4 Белинский В.Г. Тарантас //Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 Т.- П., IS53-IS59.- Т.9.- С.78-79.
тают тема судьбы и os интерпретация. В "Записках о,иного глоло-эго человека" А.И.Герцена каходин пример залетного влияния рома-а Карамзина на литературное оформление впечатлений детства. Рас-;саз й.Н.Достоевского "ЦалешетгЗ герой" с романом Карамзина связи-1ет преемственность в пзображетш детской психологии п детской отурн будущей "героической", "рыцарственной" личности.
Ю.М.Лотман замечает, что А.С.Пуикпн прямым образом оркеити-гется на роман Карамзина о его треугольником: мать Леона - "г.ео-жий" - отец Леона. В "Евгении Онегнё" этот треугольник выглядит ж: Цр^ковья Ларина - гвардии сергаит ("сей Грандисон") - Дмлт-1й Лар-j.. Кстати, Дмитрий "ария напош:нает отца Леона еще одной рсктерной деталью: он бригадир, награжденным очаковской ме-
1ЛЬ*Э.
Татьяна продолжает традиций» "высокого" карамзинского героя, ruara намеренно разделяет дез руссшх характера, Онегина и Татья-:, в связи с их литературными интересами и кругом чтения. Itere-й Онегин - герг'й времени в поздком байроновскои и послебайроноь-ом смысле. Татьяна Ларина продолжает ряд образов героев времони едаестдутацеС добайроновской карамзинской градации.0 В Татьяне видим характерное для Леона сочетание мэланхолзп:, мечтательное-с литературными впечатлениями, которые, если и не за.:экл;:,т альной «жизни, то существует наравне с ней. В связи о ггедпеот-сщец традицией находятся и фольклорные мотивы нускннского porra. Народная культура в осиошзшш к героям приобретает то черты говой повседневности и предстает в сни.жепнс-.жптейсном плато, то звЕсается т. становится частицей духовного :с:г>а романтик?. п лвн-'лонталиста. Б воспитании Татьяны боль'поэ ио^то занимает няни; л трашые рассказы зтглоз к те:::сте ночей". В целом народна.': т.ра, к которой тянется Танина дума, связала с темой ropo "бы, нр'-д-?.залий и судт=бы, чте пра.:о напоминает нам Лэола. Как >: в po:rui'? :а::зира, тема судьбы, затронута.1: в фольклорных мотивах, xm-jot :доляенио и в чисто литературных. Леон т,идит з .'fcpcnof. оггящуа сь, Татьяна узнает в Онегине тоге, кто явллгог cil з :г.,;:::,
Гетман 10.'!. Ромен Пушкина "^дгелий Онегин": Ко:::-з;:тарнй: Пособие 1ля учителя.- Л., IS83.-
>.!.: Гукогекк.Т Г.А. и прсбг.сн.л .-ir.orc егггг.-IS57.- С.2С6.
тихо приникал с се кзголовьэ, говорил с ней в тиши. В "Евгении Онегине" Татьяна, в какой-то мере перенимая роль карамзннского Леона, влюбляется во "взрослого" цугчину. Недаром Душкин протаво поставляет опытность Онегина л "смиренной девочка лвбовь". Нема-ловадную ро1ъ в традиционных черта::, роднящих Татьяну с Леоном, играет ее восприятие родной природы,' составляющее ваяную и дорогую ей самой часть ее духовного мира. С природой связаны ее пред ставленкя о счастье н свободе. Леон похол на пушкинскую героиню тем, что вон лсизнь, как и Татьяна, вспоминает места своего детства. Следует заметить, что cai.ro построение пушкинского романа в некоторой степени напоминает "Рыцаря нашего времени". Ф.З.Кану-нова отмечает, что первые главы карамзннского романа проникнуты иронией в стернианском духе.^ Ироничны, как давно замечено, и первые главы путинского романа. В дальнейшем тон повествования у Карамзина, как и в пушкинском романе, меняется. Усиливается лирическое начало, появляется трагические интонации.
Мнение о том, что название лермонтовского романа навеяно ка-рамзинскнм влиянием, высказывало^не однократно (В.Г.Белинскнй, Г.А.Гуковс1шй, Е.Н.Купреянова и др.). Правда, аргументы могут носить лишь про дпо логл:тслышй, косвенный характер. Так, например, тетрадь, содержащая первоначальный текст "Цансиш Ыаксимыча", "Фаталиста" и "Княнны Ыерп", шела первоначально далекое от Ка-раызнка сбщое заглавие, написг.м.ное на облогке рукою Лермонтова:' "Один из героев'начала зека" \1;.Н.ЭЙхенбаум). Известно, что в 1838 году Лермонтов сближается с А.О.Сглфновой-Россет п Карамзиными. В связн с обсуждением в дружеском 1сруху ^тзратурных вопросов того времени вполне допусти,го предпо^зганго о том, что Лермонтов воспользовался названием караг.:зинского романа, заменив слово "рыдарь" как неуместное по отношению к Печорину.
Через весь лермонтовский роман, хсах: л через роман Карамзина, проходит тема судьбы. Эта тема двухдлаяова:. судьба предстает то в народно-бытовом фольклорном осмыслении, тб выступает как предназначение герою, ниспосланное небом или определенное мировым предначертанием. С одной стороны, у Печорина "на' роду написано",
7 Кануноза ¿>.3. Карамзин и Стерп /ДУН век: Сб. 10.-Л., 1975,-С.263-234.
го с ней "долхны случаться разные необыкновенные га.;!", с:;/ пред-казана смерть от злой яекы, с другой стороны, - в роггяе '¡дет зчъ о высоком предназначении героя. Тома судьбы проходит через 56 главы рог;ана, и, наконец, заключительная г лова "Фаталист" цепи».: посвящена ей. В образе Пзчорниа могл-ю заметить о'-тог.оокн эрпизпникого характера-темперамента, который у Лермонтова ослом-тется и входит в реалистический хараг.тор лииь о,тц:о1; :;з его сторон.
Пример заметного влияния "Карамзина на аигоравугноо оГ-ормлкэто 1ечатлений детства находил в первой части "Записок одного :;ою-зго человека" А.Ч.Герцена, опубликованной в номере Зтечественных записок" за "840 год. Стилистически г-са часть, по-зствующая о детстве и юности (п.1 п П), отличается от дв/х г:о-тедующнх (гл.Е). Во второй - мы встречаемся с сатирой городов-::ого тппа на русскуо яровпнциглыстэ сроду, о третье!': - сшзор езо-те нас в атмосферу йплософских споров 30-:; годог. Па фоне отого азнобоя особенно заметно тяготение первой части г. предшествующей / главным образам, связанной с влиянием Карамзина срадяюп. 11а иу традицию называет прегде всего ко:шознция рассказа о детстве, зновные вехи рассказа таковы: раннее детство, когда героя воспитает гувернантка-Сгоанцугх'шеа и русская нянтзщна; "врэ:-л, /'.тезе ребехпеа передает с глнеглх рук в мудсхне", что для него -зиоха, порэлш"; раннее чтение книг, найден:пг.: :з "оу;:;"-.с,:з,:,г>,:1.-ял е кладовой"; громадное вжшеэ героев прочит&пгс: ромаш:;, згда мальчик воображает себя Алкнвпадом, Рппа-ьдо-Гкпальдпп" I! ,п.; первач влюбленность тринадцатилетнего мальчика во зззрос.^тэ зеемнадцатплетнгсо девушку, которая отнеслась :: :-:о:.т/ с лаской и ас ко взрослому. Как видим, в сравнения с Карамзине:;:;:: романом ;есь опущено лишь одно существенное звано - нечто подобнее сому обществу прогпнцпалыппс .дворян. Впрочем, л ото нодостагг.зе зено восполняется мотивам друг.бы во второй главе ("¡Злости"), гоминанпе самого Карамзина г: его произведений встречается :: "За-юках" неоднократно. Тем не пэноз доказательства ::а^а::з::ло::огс зияния на характер 0';юрмле:п:я тизкотпяс виечатло:а;:; :: ± о ш:х 2 "с£1т:'с:'.с.:: одного молодого человека", ::а ze.jr.--s:. с'::о-)гЛ;з:.:а пгаля^тся но в ;т:о:с:па:1г;т:: имен:: Кгхз.тсгт:' и пе'он^'т.^л?:. ого , а в стзс-*т~*:* с з -.г.-г-- —
; то, г-, г-:::-."Болото :: -/и". • :
шю к наппсаан в пноГ. гптеро'суриоГ. мачере, дазокоР от традиций карамзинской прозы.
Но;ио предполагать творческую соотнесенность рассказа Достоевского "¡¿аленький герой" с романом Карамзина. Из переписки й.Ы.Д стоевского с братом видно, что писатель мог прочесть роман за год до написания рассказа. Показательно, что композиция рассказа в це ;.ом повторяет композицию заключительных глав романа Карамзина с а по ХШ-ю. В рассказе герой (он в том та возрасте, что и Леон) становится невольным зрителем недозволенного, проникая в интимную тайну героини. То, что видит он, заставляет его остро перевивать не только чувство детской влюбленности, но п чувство вины. Наконец, заключительные сцены рассказа Достоевского и романа Карамзина буквально совпадают в композиционном отношении: героиня (м-м Ы не только прощает мальчика, как это делает у Карамзина графиня Ш: рова, :га в свою очоредъ выражает своп любовь к нему, в которой материнское чувство соединено с распололазннем п горячей признательностью. Традиционная композиция рассказа Достоевского не остается без последствий для изображения характера героя. Валша и та роль, которая отводится природе в перояивагшях мальчика.
Предлагаемые сопоставления говорят о назносиз затронутых Ка-рамзшшы историко-культурных явлений и их достаточно, глубоком худо;:сестве1шо-историческом осмыслении в его. прозе.
В заключении подводится ил'.г проделанной работо и намечаются перспективы дальнейшего исследования; учитывающего многоаспект-ность влияния Карамзина на последующее литературное развитие.
Основные поло.-сения диссертации отратазны в следугщих публикациях:
1. "Рыцарь нашего времени" Н.¡¿.Карабина в история русской культуры: (К 225-летпю со дня роядения).-Курск, 1991.- 29 с.
2. Природа как "храм" и природа как "мастерская" в русской литературной традиции //Материалы научной кон£орапцап "Человек. Природа. Современность": (Философско-методолргпчэскиа проблемы