автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: "Сагаалган" в духовно-нравственной культуре бурят: традиция и современность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Ренчинова, Цыцыгма Ешинимаевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
1.1. Духовная и нравственная культура: понятие и сущность
1.2. Народные праздники в культурологической рефлексии
1.3. Традиция и народные праздники в системе духовно-нравственной культуры бурят
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «САГААЛГАН»
2.1. Лунный календарь как основа празднования «Сагаалгана»
2.2. Традиции, обычаи, обряды и ритуалы «Сагаалгана»
2.3. Преемственность и инновации духовно-нравственных ценностей в народном празднике «Сагаалган»
Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Ренчинова, Цыцыгма Ешинимаевна
Актуальность темы исследования. В последние годы произошел ряд важных событий и процессов, определились новые тенденции в социокультурной жизни этносов. Под их влиянием происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно-нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Наблюдается активное возрождение традиционных национальных религий - ламаизма, шаманизма и других, возрастают духовно-нравственные ценности народных традиций, обычаев, обрядов и праздничных ритуалов. Создаются и воспринимаются новые парадигмы социокультурных ценностей на фоне ещё сохранившихся старых. Все это требует социокультурного среза и научного обобщения. Этим обстоятельством, в первую очередь, обуславливается актуальность исследуемой проблемы.
Во-вторых, современный «дефицит» духовпо-правствепных ориентиров проявляется в наиболее глубоких коллизиях сознания и бытия народа. Это объясняется рядом причин экономического, социального, идеологического и политического характера. Налицо девальвация духовно-нравствеппых ценностей и традиций, происходит экспансия суррогатов культуры на фоне её коммерциализации отнюдь не лучшего образца - все это породило фрустральное состояние, которое становится перманентным. Положение усугубляется тем, что ценность самой человеческой жизни сведена до минимума. В этой ситуации главным направлением социокультурной деятельности является повышение в обществе уровня нравственности и духовности, которые способствуют формированию идеи национального, этнического возрождения.
Сегодня культурология рассматривает религию как неотъемлемую часть духовной культуры в системе нравственных ценностей, как исторически определенный уровень развития общества, как способ жизнедеятельности, межличностных отношений, учитывающих правила и нормы поведения, принятые в цивилизованном обществе.
По нашему мнению, мощный духовно-нравственный потенциал заложен в празднично-обрядовой культуре бурят - «Сагаалгане» - синтезе двух составляющих - религиозного и светского.
Синтез данных направлений исследования духовности, предложенный в качестве одной из базисных в формировании духовно-нравственной культуры, может произойти на основе системного подхода и новой научной парадигмы.
Обоснованность выбора в качестве предмета исследования народного праздника «Сагаалгана» заключается в свойствах «Сагаалгана» как комплекса субэтнических элементов. Празднование «Сагаалгана» охватывает все сферы жизнедеятельности человека, проявляясь, в духовно-нравственной наполненности праздничной обрядности, религиозных воззрениях, этико-эстетических идеалах, традиционных видах трудовой деятельности, в подготовке и убранстве жилища, утвари, мебели, нарядности костюма, в блюдах подаваемых в дни праздника, спортивно-соревновательных состязаниях, играх, фольклоре и др. И все эти элементы сосредоточены в народном бурятском празднике, как единое целое, образуя комплекс традиционных субэтнических элементов социальной регуляции пришедших из прошлого.
Таким образом, необходимость в таких исследованиях вытекает из требований самой социокультурной ситуации в обществе, нуждающейся в преобразовательных процессах, что и определяет актуальность выбранной нами темы.
Степень изученности проблемы. Исследования различных аспектов связи между религиозным опытом и формированием духовно-нравственной культуры в целом достаточно обширна. В философии Нового времени на основании рассмотрения принципов экзегетики Гегель сформировал ряд важных замечаний о связи национальной идеи и религии на Востоке. Эти мысли не потеряли своей актуальности и в паши дни. Гегель в своей работе «Философия религии» отмечает, что «.на Востоке же религия целиком связана с национальностью»1.
Среди зарубежных исследователей привлекают внимание труды П.В.Виндельбанда, Г.В. Флоровского, Э. Левинаса, К. Лебока, Т.Г.Риккерта, А.Дж. Тойнби; П. Тейяр де Шардена, Р. Хиггинса, М. Элиаде, Э. Фора, М.Хайдеггера, Й. Хейзинги, К. Ясперса и др.
Концепции, выдвинутые авторами, посвящены духовно-нравственным и этическим аспектам глобальных проблем современности, отражение в этническом самосознании религиозного опыта, ритуалов и символов, психологические аспекты религиозности в формировании духовно-нравственной культуры человека. Ими делается акцент на том, что ныне в культуре доминируют те ценности, которые ориентируют человечество на развитие технократического общества. При этом справедливо указывается, что самое глобальное из катастроф, угрожающих человечеству - это антропологическая проблема - уничтожение духовно-нравственных основ человека.
Изучению процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса посвящены труды зарубежных ученых Э. Фромма, А. Кардинера, К. Хорни, А. Адлера, А. Маслоу, которые проявляли особенный интерес к исследованию взаимодействия естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека.
В русской философско-антропологической мысли понятие «духовность» тесно соотносилось с религиозно-церковной жизнью. Так указывается в толковом словаре В.А. Даля. В этом контексте сошлемся на труды отечественных аналитиков русской духовной культуры, таких как С.Франк, И. Ильин, Н. Лосский, Н. Бердяев, Г. Федотов и др., которые
1 Гегель Г. Философия религии/ Г. Гегель // Соч. - М., 1977. -Т. 2. - С.113 связывали ее с особой соборной ментальностыо, которую не противопоставляли личностному началу. Духовность выступала как первичное неразложимое единство, из которого произрастает личностное «Я» с интуицией и стремлением найти путь к общему спасению с поисками смысла жизни.
Одним из составляющих в разработке понятия «духовности» является ценностный аспект общественного и личностного бытия в работах С.Ф.Анисимова, В.М. Демина, Д.И. Дубровского, Г.П. Выжлецова, А.К.Уледова, А.И. Яценко и др., которые в своих исследованиях признали морально-нравственные ценности важнейшими регуляторами структуры и функций духовной жизни общества.
Традиция религиозного толкования духовности, отличаясь or философской, не исключает, однако, возможности осмысления данного феномена применительно к реалиям современного развития в трудах Н.Алексеева, К. Войтыла, А. Кураева и др. Так, А. Кураев обоснованно считает, что: «И религия, и наука стремятся проникнуть за мир невидимых феноменов с целью обретения надвременных идеальных символов и законов»2.
Современные видения вопроса о взаимосвязи духовно-нравственной культуры с традициями, обрядами, ритуалами, в целом с религиозным опытом, можно выразить в таких направлениях, как развитие самосознания личности и духовности в работах С.А. Арутюнова,, Ф. Боаса, А.О.Боропоева, Б. С. Ерасова, К.А. Касьяновой, В. Л. Кургузова, Э.А. Орловой, Ю.А. Серебряковой, П.И. Смирнова и др.
Представляет интерес вопрос о соотношении науки и религии, веры и знания. Эти взаимоотношения проанализированы в трудах С. Аверинцева, М.Я. Выгодского, П.П. Гайденко, B.C. Кирсанова, Л.М. Косаревой, А.Ф.Лосева, и др., утверждающих тезис о том, что у веры и знания разный
2 Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд: Апологетические очерки / А. Кураев. - Москва-Клин, 1996.-С. 354 опыт познания человека и бытия, что развитие современной науки началось в рамках идеалистических традиций.
Анализ методологических основ исследования категории «духовность», «духовная культура» в истории отечественной и зарубежной мысли логично опирается на православную и буддийскую философско-культурологическую традицию приоритета духовно-нравственного начала в человеке.
Теоретические обобщения тесно связаны с реальной духовно-практической деятельностью людей. Поэтому отдельные проблемы духовной жизни общества изучаются представителями многих специальных паук. В том числе, в теории и истории этнографии изучается культурное наследие и роль народных традиций в развитии культуры в работах Ю.В.Бромлея, А.И. Першина, С.А. Угрииович и др., специфические аспекты духовной жизни общества отражены в трудах С.С. Аверинцева, JI.M. Баткина, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, Б.М. Сапунова; социологические аспекты духовной жизни общества раскрыты в работах А.В. Дмитриева, Т.Н. Заславской, В.А. Ядова и др.; ценностно-ориептационное единство общностей, межличностные отношения в различных сферах жизнедеятельности людей рассматриваются в работах Г.Г. Андреева, А.В. Мудрик и др.
Представляя культуру как бесконечно многообразное явление, Б.М.Сапунов утверждает, что вся культура по своей сущности духовна, ее разделение па материальную и духовную условно. Оно фиксирует не сущность, а форму, которую принимают результаты духовного творчества.
В контексте «Сагаалгана», восточного праздника Нового года но лунному календарю, то публикации носят в основном описательный характер. «Сагаалган» пе был объектом специального философско-культурологического исследования.
Первые публикации о «Сагаалгапе» мы находим в трудах Марко Поло, посетившем Монголию в XIII веке. Новый год по лунному календарю
Сагаалгап» упоминается в работах И.А. Асалханова, В.Д.Бабуевой, Э.Г.Басановой, Д.Банзарова, Н. Бестужева, П.П.Баторова, М.С.Васильевой, Г.Р. Галдановой, Н.Б. Дашиевой, H.J1. Жуковской, JT.A. Линховоии, В.Т.Михайлова, А.П. Окладникова, А.В. Потаниной, Ж.Т. Тумунова, Г.Цыбикова, и др.
Так, первой литературной информацией о встрече Нового года по лунному календарю были работы ученых-востоковедов Д. Бапзарова, Г.Цыбикова «Цагаалган», считавших, что в древности монголы и буряты отмечали «Сагаалгап» как праздник Нового года осенью. Объясняя это обстоятельство, профессор Г. Цыбиков писал, что у всех народов рано появился обычай торжественно отмечать наступление нового годового периода, связанного с завершением хозяйственного оборота, празднованием Нового года.
Этнограф П.П. Баторов в заметке «Народный календарь аларских бурят» в 1923 году писал: «Новый год начинается осенью. Как только покажутся на горизонте Плеяды, то наступает и Новый год, что бывает в конце августа или в начале сентября» Далее он отмечал, «что в Аларском районе существуют три календаря - народный, циклический и общегражданский. Простонародье и старики придерживаются старины, верующие буддисты пользуются лунным, или циклическим календарем, а молодежь живет по солнечному календарю».
С давних времен народы Центральной Азии стали пользоваться лунным календарем. Времяисчисление по лунному календарю, основанному на чередовании лунных фаз, не совпадает с современным общепринятым календарем. Поэтому день Нового года по лунному календарю приходится большей частью на разные числа февраля месяца по солнечному календарю.
Этот период года у скотоводов Монголии и Бурятии связан с завершением годового хозяйственного цикла, когда минует суровое зимнее время, начинается потепление и вместе с ним пробуждение природы от зимней спячки. В это время гостям предлагают отведать молочную пищу. Месяц же, в котором происходит «Сагаалган», называется «саган cap» -белый месяц.
Целыо исследования является культурологический анализ условий и факторов, способствующих повышению значимости традиционного праздника «Сагаалган» в формировании духовно-нравственных ориентации личности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать понятия и сущность духовной и нравственной культуры личности;
- обобщить теоретико-методологические концепции исследований народных праздников отечественных и зарубежных авторов;
- определить этимологические и сущностные характеристики понятий народного праздника, выделить социально-культурные характеристики и систематизировать их;
- обосновать взаимосвязь народного праздника «Сагаалган» с времяисчислением и изменением сроков наступления Нового года по лунному календарю;
- проанализировать особенности исторического развития церемониала «Сагаалган» и показать взаимообусловленность традиции и современности;
- аргументировать необходимость популяризации национального праздника «Сагаалган» как одного из условий формирования духовно-нравственной культуры личности.
Объектом исследования выступает духовно-нравственная культура бурят.
Предметом исследования является ценностная доминанта народного праздника «Сагаалган» в контексте его традиций и инноваций.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что празднично-обрядовая культура народа является одной из базисных в генезисе духовно-нравственных основ личности.
Методологическую основу исследования составляют идеи и классические философские концепции, в которых развивается принцип диалектики исторического развития общества, духовной преемственности и духовного возрождения национальных культур. Среди них собирательная концепция духовного возрождения, идея «соборности», разработанная в трудах русских мыслителей II.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, JI.II. Карсавина, Б.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др.
Особо выделим концепцию диалогической природы духовных явлений в жизнедеятельности людей и праздничности, разработанную М.М.Бахтиным и развитую в исследованиях С.С. Аверипцева, Г.С.Батищева, B.C. Библера, М.С. Каган, Э.В. Соколова, Й. Хейзинги и др.
Был использован аксиологический и герменевтический подход, тесно связанный с феноменологическим, для выявления связи символического текста с социокультурным контекстом.
Методология исследования во многом носит интегративный характер и включает разные аспекты знаний. Их объединяет культурная антропология. Как справедливо отмечает В. Кургузов: «Антропологии, называемые сегодня «физической», «психологической», «педагогической», «социальной», «культурной» и так далее, предполагает предварительное знание того, что есть человек.»
В диссертации также использован опыт буддийской традиции, касающийся осмысления духовно-нравственной сущности человека.
Эмпирической базой исследования послужили материалы авторского социологического опроса, проведенного в дни празднования Нового года по лунному календарю «Сагаалган» в феврале - марте 2003-2004 гг. Для эмпирического исследования использовалась специально разработанная анкета. Общий объем выборки составил 1613 человек, преимущественно от 17 до 49 лет.
Формирование выборочной совокупности осуществлялось многоступенчатым способом. При этом учитывались национальный состав, численность и плотность населения сел, их территориальная отдаленность от городов и магистральных коммуникаций, а также такие ключевые социально-демографические параметры, как пол, возраст, принадлежность к определенной социально-профессиональной группе.
В соответствии с многоступенчатой, целенаправленной выборкой, в схему исследования были включены: учащиеся школы-интерната №1, учащиеся национального профессионального лицея № 24, студенты вузов города Улан-Удэ, Могойтуйский, Агинский, Дульдургинский районы Агинского Бурятского автономного округа Читинской области; Аларский, Баяндаевский, Эхирит-Булагатский районы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области.
В данной работе, наряду с материалами литературных и архивных источников, был использован и собственный архив автора, собранный во время полевых экспедиций.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в диссертационном исследовании рассмотрены духовно-нравственные основы личности в контексте празднично-обрядовой культуры бурят;
- выявлено отношение к празднично-обрядовым народным традициям путем анализа изменения ценностных ориентаций;
- выделены и проанализированы условия и факторы, способствующие повышению роли народного традиционного праздника «Сагаалган» в формировании духовно-нравственных ценностей личности;
- выявлена зависимость между степенью сопричастности человека к традиционным ценностям и уровнем его духовно-нравственного развития.
Тсорстико-практичсская значимость состоит в том, что диссертация может служить источником изучения народных церемоний, возможности использования ее выводов для дальнейшего изучения социокультурных составляющих народных праздников бурят.
Положения и выводы работы могут представлять интерес для теоретических исследований в области социокультурной антропологии, культурологии, социологии и быть полезными в проведении дальнейших эмпирических исследований по проблемам динамики развития традиционных ценностей в современных социальных условиях, определения их роли, места в духовной культуре человека и общества. Работа может послужить основой для разработок программ возрождения традиций народных праздников.
Предложена система эмпирических показателей, позволяющих диагностировать развитие процесса духовного возрождения личности. Показана возможность оптимизации процесса духовного возрождения при условии тесного взаимодействия учреждений социокультурной деятельности и стремления людей возродить народные обычаи, традиции, дух культурной преемственности поколений.
Теоретико-эмпирический анализ диссертационного исследования может использоваться в качестве ипформационпо-позпавателыюго материала в региональных СМИ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему ""Сагаалган" в духовно-нравственной культуре бурят: традиция и современность"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нациостроительными факторами, как известно, признается язык, традиции и обычаи, факторы духовного родства, духовной солидарности данной группы населения. Нация, при таком понимании является объективно сложившейся общностью (группой) людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий. С точки зрения О. Бауэра, немецкою ученого конца XIX века, для нации характерна общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев,'переживаний и исторического прошлого, законов и религии.
Культурологические концепции показывают, что консолидация нации происходит по мере овладения и осознания людьми групповых ценностей в качестве ведущих ориентиров, систематизирующих их видение мира.40
К рубежу 90-х годов этнос не только не сумел избежать глубоких процессов деэтнизации и аккультурации, присущих всем численно незначительным народам, но и утратил в своей массе присущие любому этносу национальные формы самоорганизации, этнические нормы, ментальность и преемственность поколений. Трудно отрицать негативное значение насильственного раздела республики на два самостоятельных автономных округа и собственно республику, в результате чего этнос распался па субэтносы и произошел разрыв в консолидационных процессах.
Эти процессы сформировали ситуацию, условия которой делают явным необходимость популяризации этнонациональных традиций, объединяющих субэтносы в единую культурную общность.
Исходя из вышеизложенного, целесообразно рекомендовать диссертационную работу в разработках межрегиональных социокультурных программ с целью интеграции бурятского народа.
40Дагбаев Э.Д. Буряты: этнос или нация? / Проблемы этнокультурных связей монгольских и тюркских народов. - Улан-Удэ, ГУП «ИД «Буряад унэн», 2005.- С.91
Также теоретико-эмпирический анализ исследования может служить информационно-познавательным материалом в проведении семинаров для специалистов этнокультурной деятельности, научно-практических конференций и др.
Анализ духовно - нравственных ценностей, заложенных в празднично-обрядовой культур^ бурят, возрождении традиций, обычаев, обрядов показывает их преемственность и непреходящую значимость в формировании и развитии национального самосознания. Традиционные ценности являются основой этнической культуры, элементами духовно-нравственного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются достаточно длительное время, оберегая неповторимое своеобразие национального менталитета. В праздпикё сконцентрирован опыт народной культуры, который распространяется на основе преемственности обычаев, традиций и обрядов.
Специфика структуры бурятских народных праздников состоит в том, что они включают в себя как элементы народных светских традиций, так и религиозных. Эти две составляющие народного праздника не предполагают их обособленность. Они взаимодействуют, выполняют совместную функцию духовно-нравственного регулятора в обществе, формируя этические основы, стиль общения и характер взаимоотношений. В целом во взаимодействии людей между собой и окружающим миром народные праздники вносят эмоциональность, поэтичность, одухотворяя процесс общения.
Новый год по лунному календарю - «Сагаалгап» претерпевал в разные исторические периоды эволюционные изменения. В начале он был одним из любимых праздников. Буддийское духовенство не могло не считаться с популярностью его у трудовых аратов и включило его в религиозно-культовую систему. Он и поныне остаётся религиозно-светским праздником наступления Нового года - Белого месяца - символа счастья, добра, удачи, благополучия, честности и чистоты.
Возвращение в наше общество древнего народного праздника Белого месяца стало возможным с наступлением демократических перемен в обществе, когда народы обратились к своим духовно-нравственным истокам. Теперь «Сагаалган» отмечается всеми этническими бурятами. Первый день праздника «Сагаалган» закреплён в Республике Бурятия и двух бурятских автономных округах как нерабочий праздничный день. Он стал всенародным и под его влиянием у этнических бурят складываются новые духовно-нравственные ценности, значительно возрастают пассионарные силы, способствующие сплочению этноса.
Сегодня, когда у этнических бурят нет общности территории, отсутствуют хозяйственные связи как нациобразующие элементы, сильны объективные факторы деэтпизации и аккультуризации, консолидирующим фактором нации выступают социокультурные и духовные ценности.
Социологический опрос подтверждает наш вывод о том, что, чем больше возможностей в приобщении человека к народным традициям будет предлагать социокультурная среда, тем более значимое место в системе его ориеитаций будут занимать этнокультурные ценности, к которым относится народный праздник «Сагаалган».
Этнокультурный пласт личности, заложенный в ее фундаменте, дает эмоциональный заряд, участвует в формировании чувства этнической принадлежности, определяет особенности ментальности, оказывает в известной степени влияние на выработку ценностных ориентиров, является духовным основанием этнической самоидентификации личности, формирует достаточно устойчивый психологический феномен - этническую солидарность. Последняя проявляет себя как заметный фактор жизни личности. И как бы в жизни судьба не распорядилась с человеком, в каких бы этнокультурных условиях он не находился, в нем сохраняется первичное этническое чувство. Оно эмоционально окрашивает жизнь человека, придает этнической солидарности устойчивость, психологическую ценность. Национальное более всего сохраняется в бытовой и празднично
149 обрядовой культуре, которая является выражением основных сфер деятельности этноса
В современных условиях народные праздники, в частности бурятский Новый год по лунному календарю - «Сагаалган», утратил некоторые свои функции, связанные с организацией труда, быта, жизни и одновременно приобрел новые, которые привлекают человека возможностями познания национальной культуры, что и является мотивом, побуждающим к участию в празднике. Здесь прослеживается тенденция: чем активнее индивид участвует в празднике, тем большее место в системе его ценностей занимают традиции, тем глубже он ощущает потребность приобщения к национальной культуре. Чем больше человек осознает необходимость сохранения своих корней, тем большее место в его ориентациях занимают духовно-нравственные ценности, заложенные в народных праздниках.
В целом, наша гипотеза исследования, сформулированная во введении, нашло подтверждение в конкретно - социологическом опросе респондентов, контент-анализе средств массовой информации, архивных материалах и в других эмпирических источниках. Мы можем вполне обоснованно констатировать тот факт, что празднично - обрядовая культура народа, к которой относим «Сагаалган», является одной из базисных факторов в генезисе духовно - нравственных основ личности.
Список научной литературыРенчинова, Цыцыгма Ешинимаевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Аванесова Г. А. Трактовка духовной культуры и духовности вотечественной аналитике в прошлом и теперь/ Аванесова Г. А. // Вести. Моск. Ун-та. Сер.7, Философия. 1998. - №4.
2. Адриановъ А. В. Шагаа (сойотский Новый год): этиогр. очерк из
3. Уряпхай. жизни / Адриановъ А. В. Кызыл, 1993.
4. Аклаев А. А. Проблема ценностей в зарубежных социологическихтеориях : ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Аклаев А. А. М., 1994.
5. Антология русской философии. Т. 1. СПб., 2000.
6. Артеменко Е. Б. Фольклорное текстообразование и этническийменталитет // Традиц. культура. 2002. - № 2.
7. Археология. Этнология : материалы междунар. науч. конф. / БНЦ СО1. РАН. Улан-Удэ, 2000.
8. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят : учеб. пособие /
9. Бабуева В. Д. Улан-Удэ, 2004.
10. Байбурип А. К. Ритуал в традиционной культуре / Байбурин А. К.1. СПб., 1993.
11. Балдаев С. П. Избранное / Балдаев С. П. Улан-Удэ, 1991.
12. Банзаров Д. Белый месяц, или празднование Нового года у монголов //
13. Правда Бурятии. 1990. - 13 февр.
14. Бардалеева С. Б. Буддийский культ богини Палдан Лхамо : какпраздновать Сагаалган / Бардалеева С. Б. Улан-Удэ, 2005.
15. Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора / С. С. Бардаханова. Улан-Удэ, 1982.
16. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят / Басаева К. Д. Улан-Удэ, 1991.
17. Батожабай Д. Похищенное счастье / Батожабай Д. М., 1982.
18. Батуева И. Б. Скотоводство в системе традиционного хозяйствованиябурят : Бурятия XVII начала XX в. // Экономические и социально-культурные процессы. - Новосибирск, 1989.
19. Батуева И. Б. Скотоводство и скотоводческие традиции у бурят /
20. Батуева И. Б. Зориктуев Б. Р. Улан-Удэ, 1994.
21. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса / Бахтин М. М. М., 1990.
22. Бахтин М. М. Собрание сочинений. М., 1990.
23. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые : некоторые философскиеаспекты проблемы празднования / Бедоусов Я. П. Алма-Ата, 1994.
24. Бепифанд А. В. Праздник : сущность, история, современность /
25. Бенифанд А. В. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986.
26. Бестужев Н. Гусиное озеро / Бестужев Н. Улан-Удэ, 1991.
27. Бицон Г. Ф. Народные традиции и их роль в коммунистическомвоспитании учащихся : автореф. дис. канд. филос. наук / Бицон Г. Ф. М., 1964.
28. Борев С. В. Эстетика : в 2 т. / Борев С. В. М., 2000.
29. Будаев Ц. Б. Адекватные пословицы и поговорки разных народов / Будаев Ц. Б. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1969.25. Буддизм. 1992.-№ 1.
30. Буддизм : словарь // Абаева JI. JL, Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.под общ. ред. Жуковской Н. JI. и др. М. : Республика, 1992.
31. Бурчина Д. А. О классификации и систематизации улигеров бурят // Традиционный фольклор в полиэтнических странах : материалы II Междунар. симп., 28 июня -5 июля 1998 г.- Улан-Удэ, 1998. Ч. 1.
32. Буря гиеведение. 1927. -№ 1-3.
33. Бурятиеведепие. 1927. -№ 3-4.
34. Бурятский бытовой орнамент / АН СССР. Сиб. от-ние. Бурят, фил. ; сост. Е. Б. Батоцырепова. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во,1994.
35. Буряты. Традиции и культура. Улан-Удэ : Соел Паблишерз, 1995.
36. Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами : учеб. пособие для ун-тов. М. : Высш. шк., 1999.
37. Быстрова А. Н. Мир культуры (основы культурологии): учеб. пособие. М.: ИВЦ Маркетинг.; Новосибирск : ООО Изд-во ЮКЭА, 2000.
38. Быт бурят в прошлом и настоящем. Улан-Удэ, 1980.
39. Вамбоцыренов И. Аба-хайдак, облава у хоринских бурят // Известия ВСОРГО. Иркутск, 1890.-Т. 21, №2.
40. Васильева М. С. Этническая педагогика бурят / Васильева М. С. Улан-Удэ, 1998.
41. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
42. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999.
43. Волченко J1. Б. Нравственность и этикет / Волченко JI. Б. М., 1976.
44. Встречая Сагаалган / Агин. правда. 2005. - № 12.
45. Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят / Вяткина К. В. Л., 1969.
46. Галданова Г. Р. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / Галданова Г. Р. Новосибирск : Наука, 1981.
47. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят / Галданова Г. Р. -Новосибирск, 1987.
48. Галданова Г. Р. Закаменские буряты // Историко-этнографические очерки.-Новосибирск, 1992.
49. Галданова Г. Р. Культ огня у монголов // Исследования по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1996.
50. Галданова Г. Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии. Новосибирск, 1984.
51. Галданова Г. Р. Сагаалган древний народный праздник монголов и бурят // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. - М., 1983.
52. Гальшиев Г. Зерцало мудрости / Галыниев Г. Улан-Удэ, 1966.
53. Гегель Г. Философия религии Т. 2 / Гегель Г. М., 1977.
54. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов / Георги И. Г. СПб., 1709.
55. Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства / Герасимова К. М. Улан-Удэ, 1964.
56. Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культурной системе ламаизма / Герасимова К. М. Новосибирск, 1989.
57. Герасимова К. М. Культ Обоо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сборник. -Улан-Удэ. 1969. - Вып. 5.
58. Гергесова Т. Е. Бурятские народные танцы / Гергесова Т. Е. Улан-Удэ, 1974.
59. Геше Джамна Тинлей. Мудрость и сострадание / Геше Джамна Тинлей. СПб.: Ясный Свет, 1997.
60. Гунгаров В. Ж. О современном бытовании улигеров// Филологический сборник : памяти В. Найдакова. Улан-Удэ, 1998.
61. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления / Гундаров И. А. М., 2001.
62. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе // Православная педагогика: традиции и современность : сб. лекций и докл. ВГПУ.-М., 2000.
63. Дагбаев Э. Д. Буряты: этнос или нация? // Проблемы этнокультурных связей монгольских и тюркских народов.'- Улан-Удэ, 2005.
64. Дамбаев Г. Э. Из прошлого и настоящего баргузинских бурят / Дамбаев1. Г. Э.-Улан-Удэ, 1970
65. Дамдинов Н. Восточная сказка о двенадцати годах // Буряад упэп.1. Улан -Удэ, 1998. 27 февр.
66. Дашиева И.Б. Бурятские Тайлганы / Дашиева Н. Улан-Удэ : ИПК1. ВСГАКИ, 2001.
67. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят / Дашиева Н. Б. Улан-Удэ : И ЦК ВСГАКИ, 2001. '
68. Допдокова Н. Д. Мир и благополучие приходят вместе с Белым старцем // Как праздновать Сагаалган.- Улан-Удэ, 2005,
69. Доржиев Г. У живого огня традиции // Правда Бурятии. 1990. - 4марта.
70. Дорошенко С. И. Духовно-нравственное воспитание в историиотечественной педагогики // Православная педагогика : традиции и современность : сб. лекций и докл. ВГПУ. М., 2000.
71. Дробпицкий О. Г. Мир оживших предметов // Проблема ценности имарксистская философия. М., 1967.
72. Дряхлов И. И.Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня,завтра / Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. // Социол. исслед. 1997. - № 7.
73. Дугаров Д. С. Бурятские народные песни / Дугаров Д. С. Улан-Удэ,1980.
74. Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства: па материалеобрядового фольклора бурят. / Дугаров Д. С. М., 1991.
75. Дугарова А. Что значит для кочевника юрта // Буряад унэн. 1998. - 28февр.
76. Егунов Н. П. Бурятия до присоединения к России / Егунов Н. П. Улан1. Удэ, 1960.
77. Ерасов Б. С. Социальная культурология : учеб. пособие для студентоввузов / Ерасов Б. С. М., 2000.
78. Еремина В. И. Ритуал и фольклор / Еремина В. И. JL, 1991.
79. Жамбалова С. Г. Традиционная охота .бурят / Жамбалова С. Г.1. Новосибирск, 1991.
80. Жигульский К. Праздник и культура / Жигульский К. М., 1985.
81. Жорницкая М. Я. Традиционные танцы западных бурят: по материалам
82. Усть-Ордынского автономного округа Иркутской обл. // Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М. ; Улан-Удэ, 1999. - Вып. 5.
83. Жуковская И. Л. Судьба кочевого народа / Жуковская Н. JI. Улан-Удэ,1990.'
84. Заковнч И. М. Обрядность и духовная культура / Закович И. М. Киев,1980.
85. Залкинд Е. М. Общественный строй бурят 18 и первой половины 19 века1. Залкинд Е. М.-М., 1970.
86. Зориктуев Б. Р. Буряты : этнографический очерк / Зориктуев Б. Р. -Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1976.
87. История и культура бурятского народа. Улан-Удэ, 1999.
88. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего: об основах духовногохарактера // Медный всадник. 2001. - № 7.
89. Историко-культурный Атлас Бурятии. М. : Дизайн. Информация.1. Картография, 2001.
90. Каверин Б. И. Культурология : учебное пособие / Каверин Б. И. М., 2001.
91. Каган М. С. Философская теория ценностей / Каган М. С. СПб, 1997.
92. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: весенниепраздники. М., 1977.
93. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: годовой цикл.-М„ 1989.
94. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год.1. М., 1985.
95. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии М., 1989.
96. Кармин А. С. Культурология : учеб./ А. С. Кармин, Е. С. Новикова.1. СПб.: Питер, 2004.
97. Коваль II. А. Теоретические основы изучения духовности личности /
98. Коваль Н. А. М. : РАГС, 1997.
99. Ковалевский А. Сагаалган серебряный праздник // Молодёжь
100. Бурятии. 1998. - 11 марта.
101. Коган JI. Н. Народная культура развитого социализма как факторсближения города и деревни / Коган JI. Н. Уфа, 1983.
102. Козлова О.Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура/
103. Козлова О.Н // Соц.-гумапит. знания. 2001. - №2.
104. Кочешков Н. В. Народное искусство монголов и бурят / Кочешков Н. В.-М.: Наука, 1973.
105. Кравченко А. И. Культурология : словарь. Изд. 2-е. - М. : Акад.1. Проект, 2001.
106. Крылова Н. Б. Культурология образования / Крылова Н. Б. М. : Нар. -образованиег2000г
107. Кужугет А. К. Шагаа // Этнология. Кызыл, 1990.
108. Культурология : учебное пособие / под. ред. Г. В. Драч. Изд. 5-е доп. и перср. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.101 г Культурология : учеб: / под редгЮ. Н. Солонина, М. С. Каганаг- М. : Высшее образование, 2005.
109. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов / БНЦ СО РАИ. -Улан-Удэ, 1994.
110. Культура и быт народов Бурятии. Улан-Удэ, 1965.
111. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд // Апологетические очерки. М. ; Клин, 1996.
112. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники / Курбатский Г. И. Кызыл, 1973.
113. Кургузов В. JT. Генезис антропологического познания /В. JT. Кургузов. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ. 2001.
114. Кургузов В. Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе) : учеб. пособие / В. Л. Кургузов. Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2000.
115. Ламаизм в Бурятии 18-начала 20 века: структура и социальная роль культовой системы / отв. ред. В. В. Мантатов. Новосибирск, 1993.
116. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социол. исслед. 1994. -№ 5.
117. Линховоин Л. А. Агын буряадуудай eho заншал // Байгал. 1990. - № 8.
118. Линховоин Л. А. Заметки о дореволюционном быте Агинских бурят / Линховоин Л. А. Улан-Удэ, 1991.
119. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. - № 2.
120. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии / Майдар Д. -М., 1991.
121. Мамонтов С. П. Основы культурологии / Мамонтов С. П. М., 1994.
122. Манжигеев И. М. Янгутский бурятский род / Манжигеев И. М. Улан-Удэ, 1960.
123. Маркс К. Сочинения. Т. 42 / Маркс К., Энгельс Ф. М., 1967.
124. Материальная культура и искусство народов Забайкалья. Улан-Удэ, 1982.
125. Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог. -Агинское, 2001.
126. Митиров А. Т. О цветовой семантике орнамента монгольских пародов // Этнография и фольклор монгольских народов. Элиста, 1991.
127. Михайлов В. А. Войлочная и деревянная юрты бурят / Михайлов В. А. Улан-Удэ, 1993.
128. Михайлов В. Т. Народный праздник «Сагаалган», или Новый год по лунному календарю // Как праздновать Сагаалган. Улан-Удэ, 2005.
129. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм / Михайлов Т. М. Новосибирск, 1987.
130. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма / Михайлов Т. М. -Новосибирск, 1980.
131. Молодёжь Бурятии : обществ.-полит. Еженедельник. 1998. - 11 марта.
132. Мэрдыгеев Р. С. Изделия из шерсти и волоса в Аларском аймаке / Мэрдыгеев Р. С. Улан-Удэ, 1991.
133. Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят / Нацов Г. Д. -Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1995.
134. Никандров И.Д. Духовные ценности и воспитание человека/ Никандров Н.Д. // Педагогика. 1998. -№4.
135. Обряды в традиционной культуре бурят / Д. Б. Батоева, Г. Р. Галданова, Д. А. Николаева, Т. Д. Скрынникова ; отв. ред. Т. Д. Скрынникова. М. : Вост. лит, 2002.
136. Оганов А. А. Теория культуры : учебное пособие для вузов / А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003.
137. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С. И., Шведова Н.Ю.-М., 1984.
138. Осинский И. И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан-Удэ, 1999.
139. Осипов В. М. Народные обряды и праздники Восточной Сибири в настоящем и будущем / Осипов В. М. Улан-Удэ, 1999.
140. Петри Б. Э. Брачные нормы у северных бурят / Петри Б. Э. Иркутск, 1924.
141. Поздпеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу / Позднеев А. Мг- Элиста, 1993.------------------------------
142. Потанина А. В. Из путешествия по Восточной Сибири / Потанина А. В.-М., 1945.
143. Праздник, возвращенный народу! // Сансара. 2003. - № 1.
144. Пубаев Р. Современные формы и характер празднования Сагаалгана в Бурятии / Пубаев Р., Михайлов Т., Чимитдоржиев Ш. // Правда Бурятии. 1991. - 15 февр.
145. Пюрбеев Г. Ц. Речевой этикет и язык жестов у монголов и калмыков // -Нацшналето^ул^рЖ^ГсШЩ СССРГ-М., 1982.
146. Разум сердца : Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. М.: Политиздат, 1990.
147. Рандалов 10. Б. Семья и брак у бичурских бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1962. - Вып. 3.
148. Руднев В. А. Древо жизни / Руднев В. А. Л., 1999.
149. Сагаалган / сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ : РИО Госкомиздата, 1991.
150. Сагаалган : метод, материалы в помощь проведению праздника Белого месяца. Вып.1 / Нац. б-ка Респ. Бурятия. О-л краевед, и нац. лит. ; сост. Р. Г. Батомункуева. Улан-Удэ, 2002.
151. Саган Иарын мэидэ-ээ. Пришел в юрту гость // Буряад унэн. 1998. -27 февр.
152. Санжеев Г. Д. Быт бурят: прошлое и настоящее / Санжеев Г. Д. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1976.
153. Сафронов Б. В.'Мир человека : методологические вопросы формирования духовного мира личности / Сафронов Б. В., Дорогова Л. Н.-М., 1975.
154. Сарсенбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь / Сарсепбаев Н. С. Алма-Ата, 1974.
155. Серебрякова Ю. А. Философские проблемы национального самосознания национальной культуры / Серебрякова 10. А. Улан-Удэ, 1996.
156. Сильвестров В.,В. Философское обоснование теории и истории культуры / Сильвестров В. В. М., 1990.
157. Скрынникова Т. Д. Изучение традиционной культуры бурят (новый подход) // Монголоведные исследования. Улан-Удэ, 1997.
158. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. 5-изд. - М.: Политиздат, 1993.
159. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-изд. -М. : Совет, энциклопедия, 1989.
160. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / Суханов И. В.-М., 1976.
161. Сухомлинский В. О воспитании / Сухомлинский В. 3-изд. - М. : Политиздат, 1979.
162. Сыртыпова С-Х. Культ богини хранительницы Балдан Лхамо в тибетском буддизме (миф, ритуал, письменные источники) / Сыртыпова С-Х. М., 2003.
163. Твои духовные корни // Бизнес олзо. Буряад унэн. 1998. - 20 февр.
164. Твои духовные корни // Буряад унэн. 1998. - 27 февр.
165. Тейлор Э. Б. Первобытная культура / Тейлор Э. Б. М., 1989.
166. Теплиц К. Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек / Теплиц К. Т.-М., 1996.
167. Традиционная народная культура и современность. Иркутск, 1999.
168. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры / Тугаринов В. П. -Л., 1960.
169. Тугутов И. Е. Бурядай туруушын революционно дуун. = Первые бурятские революционные песни // Буряад унэн. 1960. - 15 марта.
170. Тугутов И. Е. Материальная культура бурят / Тугутов И. Е. Улан-Удэ, 1998.
171. Тугутов И. Е. Общественные игры бурят / Тугутов И. Е. Улан-Удэ, 1993.
172. Тумахани А. В. Бурятское народное искусство / Тумахани А. В. -Улан-Удэ, 1970.
173. Тумунов Ж. Т. Очерки из истории Агинских бурят / Тумунов Ж. Т. -Улан-Удэ, 1988.
174. Тумунов Ж. Т. Этнопедагогика Агинских бурят / Тумунов Ж. Т. Чита : Изд -во Забайкал. гос. пед. ун-та им. Н. F. Чернышевского, 1998.
175. Уланов А. Н. Бурятские улигеры / Уланов А. Н. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1968.
176. Уланов А. Н. Древний фольклор бурят / Уланов А. Н. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1974.
177. Урбанаева И. С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии / Урбанаева И. С. Улан-Удэ, 1995.
178. Файбушевич Б. От сэлнала до сэлнала // В центрах национальной культуры. Улан-Удэ, 1993.
179. Философский словарь / под общ. ред. проф., д-ра. филос. наук Ярещенко А. П. Ростов н/Д : Феникс, 2004.
180. Фролова Г. Д. Музыкально-песенное творчество бурят. Жанровая классификация // Традиционный фольклор в полиэтнических странах : материалы II Междунар. симп., 28 июня — 5 июля 1998 г.- Улан-Удэ, 1998.-Ч. 2.
181. Фромм Э. Иметь или быть? / Фромм Э. 2-е изд., доп. - М. : Прогресс, 1990.
182. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ, 1958.
183. Хангалов М. Н. Юридические обычаи у бурят // Этногр. обозрение. -1994.-№2.
184. Хейзинги И. Homo Ludens : статьи по истории культуры / Хейзинги И. -М., 1997.
185. Хубитуева Д. Д. Как празднуют «Сагаалган» в Бурятии // Как праздновать Сагаалган. Улан-Удэ, 2005.
186. Цавкилов Б. X. О традициях и обычаях / Цавкилов Б. X. Нальчик, 1961.
187. Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.
188. Цыбенова М. Сагаалган: праздничный стол // Правда Бурятии. 1991.- 14 февр.
189. Цыбиков Б. Ж. Под знаком огненной мыши // Правда Бурятии. 1995.- 21 февр.
190. Цыбиков Г. Цагаалган // Этногр. сб. Улан-Удэ, 1961. - Вып. 2.
191. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды / Г. Ц. Цыбиков. Новосибирск, 1981.
192. Цыдынжапов Г. Ц. Бурятская кухня / Цыдынжапов Г. Ц., Бадуева Е. Б. -Улан-Удэ, 1991.
193. Шадриков В. Д. Духовные способности / Шадриков В. Д. -М., 1996.
194. Шаракшинова Н. О. Лирические песни бурят / Шаракшинова Н. О. -Иркутск, 1973.
195. Шерхунаев Р. А. Бурятские народные сказители / Шерхунаев Р. А. -Улан-Удэ, 1987.
196. Щепанская Т.Б. Неземледелец в земледельческой деревне. Обрядовое поведение (Северно-русская зона, Х1Х-нач.ХХ вв.) // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX-нач. XX вв. Вып. 1. М., 1990.
197. Эберхард Б. Китайские праздники / Эберхард Б. М., 1977.
198. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1992.
199. Элиасов JI. Е. Фольклор Восточной Сибири. Ч. 3. Локальные песни / Элиасов Л. Е. Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1978.
200. Этнография народов Восточной Сибири. Л., 1985.
201. Этнография народов Восточной Сибири. Новосибирск, 1984.1. Заготовка мяса добычип