автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Традиционная народная культура бурят

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Бабуева, Валентина Дамдиновна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Традиционная народная культура бурят'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Бабуева, Валентина Дамдиновна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ПРОБЛЕМАХ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Традиция как культур-философская категория и специфика ее выражения в народной культуре.

1.2. Культурологический анализ сущности традиционной народной культуры бурят и особенности ее субъекта-носителя.

Глава 2. ПРЕДМЕТНО-МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ МИР НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТ

2.1. Символическое выражение народной культуры бурят.

2.2. Материальная культура бурятского народа.

2.3. Духовная народная культура бурят: традиции и современность

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Бабуева, Валентина Дамдиновна

Актуальность темы исследования. Современный мир тревожит множество нерешенных проблем, связанных с этническим бытием. Одна из характерных черт современности выражена стремлением народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность своей традиционной культуры, особенностей своего менталитета, национального психологического склада, вписать новые страницы в этническую историю своего народа и мирового сообщества в целом.

Это не случайно, ибо этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. Противоречивое сочетание различных этнических культур, их взаимообогащение двигает общественный прогресс, развивает человечество в полном соответствии с естественным законом сохранения природного и социокультурного разнообразия как основы жизнедеятельности социума. В процессе смены общественных формаций, их ценностных оснований, от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры, сохранению и преумножению которых служат традиции и традиционные культуры. Их изучение позволяет формулировать и решать принципиально важные вопросы строения и функционирования современного общества и проводить анализ различных сфер общественной деятельности. С этой точки зрения, не только сохранение, но и научное осмысление традиционных народных культур, их жизненных сил и исторических перспектив имеет непреходящее, фундаментальное значение. Такое исследование имеет не только теоретическое значение, оно вызвано и практическими потребностями общественных систем, т.к. традиции и традиционные культуры играют важную роль в поддержании стабильности в обществе, сохранении элементов равновесия и консенсуса в нем.

Интерес культурологов к проблемам изучения традиционных народных культур объясняется еще и неоднозначным влиянием на них процессов глобализации, которая кардинально меняет ценностные основания, а с этим неизбежно меняется и сам человек. А изменение ментальности, культурных парадигм духовной субстанции человека - было, есть и будет всегда актуальнейшей проблемой культурологии.

Особым образом актуализирует тему нашего исследования то, что она вписывается в дихотомию «Восток - Запад» в контексте своеобразия их культур, во многом определяющие завтрашний день всего человечества. В культурологическом отношении в антитезе «Запад - Восток» заложена диалектика общего и особенного, где мировая культура выступает как общее, общечеловеческое, а национальное, традиционное - как единичное, конкретное.

В современной культурологии национально-традиционное и общечеловеческое связывают обычно напрямую. Дебатируется лишь вопрос о том, в каких сторонах культуры проявляются национально-специфические черты. Между тем в реальной жизни между традиционно-национальным и общечеловеческим в культуре существует опосредованное звено - региональное - своеобразная переходная ступень от общего (общечеловеческого) к единичному (традиционно-национальному). Коренные изменения, происходящие сегодня под воздействием глобализации во всех сферах человеческого бытия, актуализируют проблему пересмотра взглядов на ценностные основания культур Запада и Востока, в том числе и традиционной культуры бурят. Однако в культурологическом плане по целому ряду причин, (главным образом из-за того, что культурология в качестве научной дисциплины в восточных районах страны переживает пока еще период становления), аксиологический потенциал их духовной и материальной культуры изучен недостаточно.

При всей очевидности актуальности темы нашего исследования и, несмотря на довольно большое количество исторической, философской, этнографической и искусствоведческой литературы, посвященной тем или иным вопросам генезиса и развития традиционной народной культуры бурят в комплексном плане с использованием культурологического дискурса она еще практически не изучена, особенно в интеграционном сочетании духовной и материальной культур бурятского народа. В научной аналитике более глубоко отрефлексированы лишь ее фрагменты, касающиеся, главным образом, общих вопросов исторического, культур-философского и социологического анализа культуры народов Бурятии. Все перечисленные выше причины и предопределили выбор темы данной диссертации.

Состояние и степень изученности темы исследования

Учитывая то, что само по себе культурологическое знание по своей сути интегративно, а содержание нашей работы объективно междисциплинарно, анализ степени разработанности темы диссертации адекватен этим обстоятельствам.

Большое значение для изучения темы исследования имеют работы западноевропейских и российских мыслителей, посвященные общим вопросам философии культуры. Наиболее значимыми для нас в этом отношении являются взгляды на культуру В. Виндельбандта, И. Гердера,

B. Дильтея, Э. Кассирера, К. Леви-Строса, Б. Малиновского, JT. Уайта, 3. Фрейда, О. Шпепглера, К. Юнга; российских философов культуры

C.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна, В.И. Межуева, Э.А. Орловой, B.C. Степина и др.

Труды этих ученых оказали диссертанту значительную помощь в более четком понимании сущности феномена культуры в его исторической эволюции, ее структуры, типологии и динамики, позволили осознать всю полноту ответственности за сохранение наиболее ценных образцов культуры для грядущих поколений. При всех реально существующих различиях подходов и концепций российские философы культуры пришли к общему выводу, что по своей глубине и сущности культура есть развернутая во времени существование человека, важнейшая форма его бытия.

Для нашего исследования важно то, что многие авторы признали плодотворность введенного В.М. Межуевым понятия «целостное поле культуры», позволяющее не противопоставлять, а увязывать в одно целое аксиологические и онтологические аспекты человеческой социально-исторической деятельности. Современные российские философы культуры считают важной проблемой «исследование закономерностей превращения единой сущности культуры во множество конкретных культур» [97. С. 411], что само по себе не только актуализирует тему нашего исследования традиционной культуры бурят, но и подтверждает весь его смысл, направленный именно на сохранение разнообразия традиционных культур народов Земли.

Теоретико-методологическое значение для разработки проблем нашего исследования имели труды социально-антропологического характера, позволяющие выявить специфику феноменов традиционности и народности. Среди них работы: В.П. Алексеева, А.О. Бороноева, Ю.Н. Емельянова, Ю.В. Ивановой, Л.Г. Ионина, А. Моля, С.В. Лурье, О.А. Осиповой, В.Д. Плахова, Н.Г. Скворцова, П.А. Сорокина, В.А. Тишкова и др. Особую значимость для нас представляли выводы антропологов о нерасчлененности знания о человеке и его культуре, стремление к целостному подходу в изучении традиционных культур, важности их ценностных оснований для будущего мировой культуры. В связи с этим, необходимо отметить монографию забайкальского социолога культуры Ю.В. Ивановой, которая в фундаментальном труде «Социокультурная динамика и традиции этноса» всесторонне проанализировала феномен традиционности в контексте национальной культуры Китая. Для нас важен ее вывод о том, что «традиции способствуют интеграции духовной жизни, диалогу культур, и накоплению позитивных ценностей в истории культуры каждого этноса и человечества в целом» [61. С. 125].

Для теоретического осмысления феномена традиционной народной культуры бурят большое значение имеют научные труды, в которых исследуются проблемы менталитета и этнической идентификации. Впервые термин «ментапьность» встречается у американского философа О. Эмерсона (1856 г.). Однако с предельной плодотворностью он разрабатывается французской гуманитарной наукой XX века в работах М. Пруста, Л. Фавра и Ж. Дюби. В трудах российских исследователей менталитета (в том числе и менталитета народов Сибири) А.О. Бороноева, Б.С. Гершунского, А.И. Куропятника и А.С. Мыльникова, О.Г.Усенко, М.Д.Зомонова, Т.Д.Скрынниковой, В.Х. Харнахоева, Ц.Ц.Чойропова и др. традиционный менталитет и идентичность являют собой своеобразные механизмы социализации и институализации личности и отдельных социальных групп в рамках своей традиционной культуры. При этом, как пишет профессор А.О. Бороноев, «наша социогуманитарная наука часто забывает, что аффективная сфера жизни, сферы коллективных представлений, предпочтений, мифов (и традиций, добавим мы) - не менее важны для человека, чем экономика.» [27. С. 6]. Наше диссертационное исследование данной проблемы являет собой попытку в определенной степени восполнить этот пробел.

Для осуществления культурологического анализа феномена традиции и традиционной культуры бурятского народа изучались труды известных российских культурологов современности: Г.А. Аванесовой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, Г.В. Драча, Б.С. Ерасова, Е.В. Завадской, Л.Г. Ионина, С.Н. Иконниковой, В.Л. Кургузова, М.С. Киселевой, И.Я. Левяш, К.Э. Разлогова, А .Я. Флиера. Их работы сыграли большую роль в становлении культурологии как науки и учебной дисциплины, обогатили культурологическую науку новыми морфологическими единицами целостной и неделимой системы культуры, в них обоснованы многие принципы культурологического анализа процессов и явлений.

Особо необходимо выделить научные публикации, имеющие прямое отношение к теме нашего исследования. Прежде всего, это работы: -М.С. Кагана и Е.Г. Хилтухиной «Проблема «Запад - Восток» в культурологии»; научные монографии и статьи H.JI. Жуковской; работы местных исследователей, внесших огромный вклад в изучение различных аспектов культуры бурятского народа - JI.JL Абаевой, Р.Д. Бадмаевой, С.П. Балдаева, К.Д. Басаевой, Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Д-Н.С. Дугарова, Т.М. Михайлова, З.П. Морохоевой, JLJL Линховоина,

B.Ц. Найдаковой, Л.В. Санжеевой, Ю.А. Серебряковой, Т.Д. Скрынниковой, И.И. Соктоевой, А.В. Тумахани, И.Е. Тугутова, Ю.Ц. Тыхеевой,

C.Ч. Чагдурова и многих других. В книге доктора культурологии, профессора В.Л. Кургузова «Восток - Россия - Запад: теория и практика межкультурной коммуникации» одна из глав посвящена особенностям менталитета и своеобразия традиционной культуры бурятского народа.

Мы полностью разделяем сделанный в ней вывод ученого о том, что «необходимо ликвидировать нашу «экзотику» в отношении к Востоку, а «ликвидацию экзотики» можно осуществить только лишь через суровую школу его изучения. Именно это, в конечном счете, даст истинное понимание Востока и Запада, обеспечит сближение их позиций, а это, в свою очередь, явится гарантом сохранения главной ценности человечества - сохранения мира на Земле» [75. С. 350].

За последние пять лет в Бурятии заложены основы собственной культурологической школы, здесь были защищены более 20 кандидатских диссертаций. В научных трудах М.В. Амгалановой, О.А. Баиновой, Т.Г. Балхановой, А.В. Гапеевой, В.В. Дементьевой, В.Л. Дулгановой, В.В. Китова, С.П. Козыревой, Ж.Б.Сультимовой, В.И. Хадиевой и др. рассматривались те или иные проблемы состояния и развития культуры живущих в ней народов. Вместе с тем, задачу комплексного исследования традиционной духовной и материальной культуры бурят местные культурологи перед собой не ставили.

Анализ исторической, философской, антропологической, этнографической, искусствоведческой, культурологической литературы и защищенных диссертаций по избранной нами теме позволяет сделать вывод: в культурологическом дискурсе, особенно в интеграционном сочетании материальной и духовной культуры бурят она еще не изучена: в научной аналитике отрефлексированы лишь ее фрагменты. Эти обстоятельства во многом предопределили выбор объекта и предмета диссертации.

Объектом исследования выступает целостная культура Бурятии.

Предметом исследования является традиционная народная культура бурят как один из главных этномаркирующих факторов бурятского народа в современных условиях.

Целью диссертационного исследования является культурологическое исследование традиционной народной культуры бурят в диалектическом единстве ее духовных и материальных начал.

Основные задачи исследования: в работе решаются пять групп исследовательских задач, позволяющих последовательно раскрыть поставленную цель.

Первая группа предполагала определить место традиций в культуре и в системе гуманитарного знания, охарактеризовать особенности научной методологии в процессе ее изучения. Без решения этих задач рассуждать о культурологическом анализе предмета и объекта исследования не представляется возможным.

Вторая группа связана с теоретико-методологическим обоснованием категории народной культуры в рамках культурологического дискурса, в анализе качественных характеристик особенностей менталитета бурятского народа как субъекта-носителя традиционной культуры.

Третья группа посвящена обоснованию сущности символического выражения традиционной народной культуры бурят, как наименее разработанной в социально-гуманитарных науках.

Четвертая группа предполагает рассмотрение вопросов, связанных с анализом традиционных ценностей материальной культуры бурятского народа.

Пятая группа являет собой культурологическую рефлексию духовной культуры бурят, рассматривая эту проблему через призму преемственности традиции и современности.

Характеристика аналитической базы, которая послужила основой для построения диссертационного исследования позволяет утверждать, что теоретические проблемы культурологического анализа ценностных оснований и тенденций развития традиционной культуры бурятского народа, несмотря на свою актуальность, не стали еще предметом научного рассмотрения ни в культур-философских, ни в культурологических областях знания. Комплексно не разработаны они и частными теориями культуроведческих дисциплин -социокультурной антропологией, социологией и историей культуры. Вместе с тем, в ряде смежных с культурологией научных направлениях сформировались достаточно серьезные «заделы» и предпосылки для плодотворного изучения данной темы. Теоретико-методологическая неразработанность обозначенных выше проблем, связанных с анализом тенденций развития традиционной народной культуры бурят, определили проблемное поле диссертационного исследования, его цели, задачи, смысл и содержание.

Научная проблема исследования обусловлена рядом факторов. В современном мире остро осознается необходимость разработки комплекса критериев динамичного развития мирового сообщества, которые были бы ориентированы на человека и культуру. Вместе с тем аналитическая мысль не может пока предложить адекватных решений, связанных с пониманием ценностей традиционных культур в их взаимообусловленности с ценностями культуры общечеловеческой. Это предопределяет разброс ее трактовок применительно к социальным, культурологическим ракурсам действительности. Нет также согласованности и в том, каким путем будет укрепляться мировая культура - либо за счет сохранения ценностей традиционных народных культур и развития их диалога, либо за счет неотвратимой унификации и утверждении единой для всех стран и народов культуры. Особенно остро ощущается необходимость культурологической рефлексии этих проблем в процессе социализации молодежи, живущей и работающей в условиях стремительных процессов глобализации. Решение этих вопросов во многом связано с культурологическим анализом взаимодействия традиционных культур на фоне глобализации, с выработкой современного взгляда на существующую реальность современного мира, тенденций и перспектив его социокультурного развития.

Гипотеза исследования. В условиях глобализации содержательные принципы и ценностные ориентиры традиционной культуры способны стать своеобразным фильтром и даже барьером на пути стремительно развивающихся негативных тенденций глобализации, сыграть роль важных критериев социального, политического, экономического, мировоззренческого, научно-технического и хозяйственного развития.

Методологическая основа исследования. Используя методологические концепции Д. Вико, И. Гердера, В. Виндельбандта, Э. Кассирера, Ф.А.В. Дистервега, Б. Малиновского и др., автор базируется на междисциплинарном подходе к изучению указанной выше научной проблемы, аккумулируя в себя несколько методологических оснований и используя целый ряд методов анализа.

В теоретической части диссертации автор опирается на культурологический подход в рамках общенаучных методов исследования: структурно-функционального анализа, систематического описания, классификации и объяснения на основе теоретических обобщений и научных доказательств, что позволило в систематической форме представить анализ генезиса и развития материальных и духовных начал и ценностных оснований традиционной культуры бурятского народа.

Культурологический подход позволяет также рассматривать традиционные культуры на широком социальном фоне, представляющем совокупность субъектов-носителей культуры разных уровней организации -от государства и общества в целом до малых контактных групп и индивида.

Согласно основным положениям метода структурного функционализма, культуру невозможно понять вне связи ее со структурой общества, ибо она является характеристикой социальной системы.

Культурологический подход к исследованию сущности феноменов традиционности и народности в культуре предполагает реализацию системного анализа, применение которого определило гносеологические позиции исследования, суть которых сводится к выявлению системообразующих признаков изучаемых предмета и объекта, т.е. определению базовых категорий, анализу их структуры, построению теоретической модели исследуемого явления.

Важное место в работе занимает также метод аналитических сопоставлений, с помощью которого осуществляются все обобщения анализируемых явлений и фактов.

Проблемно-логический подход интегрирует все перечисленные выше методологии, выступая в качестве базового принципа. Использование этого метода в рамках культурологического исследования позволяет соотнести исторические события с определенным смысловым контекстом, осуществить на базе сравнительного анализа их типологизацию, выделение модульных характеристик, закономерных тенденций в их динамике. Сочетание и взаимодополнение проблемно-логического метода с названными выше, позволило выявить общее и особенное в культурах прошлого и настоящего бурятского народа, что предопределяет хорошие перспективы развития аксиологического диалога традиций и инноваций.

Эмпирическую базу исследования составили:

- фондовые коллекции государственных и народных музеев Республики Бурятия, тематико-структурные и тематико-экспозиционные планы музейных экспозиций, зарубежных, российских, республиканских выставок по культуре и искусству;

- полевые материалы, собранные диссертантом по традиционной культуре бурят в 1972-2005 г. во всех этнических регионах проживания -Иркутской, Читинской областях и Республике Бурятия.

Научная новизна исследования

- В ходе исследования разработано теоретическое обоснование тезиса о том, что социокультурное развитие современного мира вышло сегодня на тот уровень, когда, при все более усиливающихся процессах глобализации, западная цивилизация, от особенностей развития которой во многом зависит проблема выживания всего человечества, насаждая по всему миру ценности массовой, вестернизируемой культуры вступила в противоречие с нормами и ценностями, сложившимися в существующих ныне традиционных культурах народов Востока, в том числе и бурятского.

- С учетом негативного влияния массовой культуры западного образца на традиционные культуры народов, осуществлена теоретическая реконструкция исторических парадигм научных представлений о традиционности и традиционной культуре и выявлены ее эвристические ценности в условиях современного общественного развития.

- Учитывая то, что современная Бурятия является полиэтническим регионом России, в диссертации построена и обоснована система доказательств о необходимости бережного отношения к культурному наследию, всемерному развитию межкультурного диалога и взаимодействию культур всех народов, живущих на ее территории.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучение ценностных оснований традиционной народной культуры бурят позволит значительно обогатить палитру теоретического анализа этого феномена в рамках исследования традиционных культур народов многонациональной России.

- Концептуализация объекта и предмета исследования, произведенная на основе современного этно-культурологического материала, поможет успешно решать проблемы диалектического сочетания традиционного и инновационного в современной культуре, что в целом приведет к более глубокому пониманию роли народных культур в современной цивилизации.

- Изучение специфики традиционной народной культуры бурят позволяет более глубоко проникнуть в смысл социокультурных особенностей, системы детерминации, влияющих на процессы инноватики.

- Изучение темы диссертации будет содействовать созданию определенных предпосылок для более содержательного культурологического анализа эволюции народной культуры бурят.

- Теоретические положения, выявленные в ходе анализа темы диссертации, методологический подход к ее изучению могут быть применены в практической разработке общих проблем теории культуры, в частности, изучении соотношения общего (мирового) и частного (национального) в культуре.

- Основной материал диссертации целесообразно использовать в лекционном курсе «Культурология» для высших и средних специальных учебных заведений, или в качестве элективных курсов по проблемам развития культуры современного мира.

- Эмпирический материал и выводы могут быть полезными при выстраивании научно обоснованных государственных, региональных и муниципальных программ культурной политики и в качестве экспертных критериев при заимствовании паттернов массовой культуры.

Положения, выносимые на защиту:

- Структурно и системно-функциональное изучение традиционной культуры предполагает одновременное рассмотрение ее содержания как в функциональном, так и в семиотическом плане, что позволяет создать целостную картину этого феномена.

- Исследование сущности ценностных оснований народной культуры бурят позволяет выявить в качестве базовых функций этноидентифицирую-щую, духовно-эстетическую и социо-нормативную. При этом этноиденти-фицирующая функция выступает в качестве доминирующей, т.к. непосредственно связана с сохранением этнических традиций и осуществлением культурной преемственности.

- Традиционная народная культура бурят является интегративным, этноконсолидирующим фактором их самоидентификации среди окружающих русской и других групп населения Байкальского региона.

- Изучение общего и особенного в традиционной народной культуре играет значительную роль в процессе оптимизации межкультурной коммуникации в условиях полиэтнического диалога, способствует формированию цивилизованных норм взаимопонимания народов.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в 9 авторских публикациях общим объемом 23 п.л., в том числе в двух монографиях: «Мир традиций бурят» -(Улан-Удэ - 2001) и «Материальная и духовная культура бурят» - (Улан-Удэ -2004); в выступлениях на научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах, прошедших в период с 1983 по 2005 годы в Москве, Ленинграде, Иркутске, в городе Талса (США, штат Оклахома), Улан-Удэ и практически во всех районах Бурятии. Отдельные аспекты исследования, касающиеся традиционной культуры бурят, апробированы в экспозициях музея истории Бурятии, районных музеях республики, в международных и всесоюзных выставках: в музее декоративно-прикладного искусства народов СССР (Москва, 1983 г.); в музее этнографии народов СССР (Ленинград, 1984 г.); Монголии (1984, 1985, 1987 гг.); Франции (1986 г.); Японии и Сирии (1987 г.); Индии (1989 г.).

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционная народная культура бурят"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурятия является одним из полиэтнических регионов Российской Федерации: по данным переписи 2002 года проживают представители 116 этносов. В результате межэтнических контактов возникают этнокультурные и этносоциальные отношения и связи, естественно и закономерно взаимодействуют друг с другом их культуры. Общеизвестно, что нравственное состояние общества во многом зависит от состояния его культуры, прежде всего, традиционной. Распад этой культуры ведет к духовной гибели этноса, а затем к его физическому исчезновению с этнографической карты мира. Несмотря на научно - технический прогресс и урбанизацию на современном этапе истории, буряты как этнос сохранили факторы национальной самоидентификации: этническую территорию, язык, религию, хозяйство, традиции, ощущение исторической преемственности, что образует этнокультурный комплекс, который создает ощущение принадлежности к данному этносу [28. С.589].

Исходя из цели и основных задач диссертационного исследования, в нем обосновывается тезис о том, что традиционная народная культура бурят -феномен, являющийся ценностной системой регулятивов этнической жизнедеятельности, его самовыражения и самоидентификации. Базовым основанием этого феномена как совокупности традиций, символов, обычаев, используемых в хозяйственной, семейной, словом во всех сферах жизнедеятельности этносов, передающиеся из поколения в поколение, составляя его этнокультурный код, являются материальная и духовная культура народа. Народная культура - пласт традиционной культуры, выполняющая роль консолидатора социума. В процессе жизнедеятельности этноса традиции и в целом традиционная народная культура выполняют этноидентифицирующую, интегративную, регулятивную и нормативную функции. Выполняя их, традиционная народная культура является не только формой бытования этноса на каждом данном этапе его развития, но и средством структурирования опыта социокультурной идентификации и межэтнической адаптации.

Исследование традиционной народной культуры становится не только проявлением научного интереса, но и обращением к себе, попытка реконструировать традиции ушедших предков и проверить их на «историческую прочность».

За годы советской власти культура народов Забайкалья претерпела неоднозначные изменения. С одной стороны - сделан значительный шаг в деле приобщения к светской культуре, к ценностям современной цивилизации, с другой стороны - такое приобщение было связано с ослаблением связи с духовным наследием предков. В социалистический период, а это почти столетие, буряты были носителями советского менталитета. Не случайно, поэтому, что в новых социально-политических условиях реформируемого общества обыденное восприятие мира формируется в противоречивых условиях.

В связи с этим, в диссертации предпринята попытка рассмотрения предмета исследования в контексте именно современных процессов динамики культуры. Такой подход выявляет с нашей точки зрения, актуальность концепции модернизации, ибо сегодня вряд ли стоит отрицать тот факт, что воспроизводство традиционности — есть одна из реальных тенденций развития рыночной модернизации. Поэтому, считаем вполне допустимым рассматривать функционирование многих традиционных элементов материальной и духовной культуры этноса в новых экономических, социально-политических условиях как инновации, понимаемые как явления, когда новизна втягивается в традицию, адаптируется ею, и начинает функционировать в ее составе. Однако и новизна нередко опирается на традиционность. Этот процесс диалектичен по своей сути и, конечно же, взаимозависим. Традиционная народная культура при этом как времяобразующая деятельность предстает как механизм духовной преемственности в развитии любого этноса.

Методологический подход в изучении традиционности и инновационности с помощью культурологического анализа позволяет выделить содержательный, структурный и функциональный аспекты предмета и объекта исследования. Как нам представляется, исследование народной культуры бурят будет и впредь подтверждать закономерность процессов диффузии культур, проникновение их ценностей в содержание и форму.

Исходя из культурологического подхода к исследованию традиционной народной культуры, диссертант использовал анализ ценностно-нормативных традиций, идей, представлений, способы их знаково-символических и предметно-материальных воплощений на разных этапах развития бурятского этноса. При этом исследователь пришел к выводу о том, что благодаря действию механизмов традиционной народной культуры сохраняются и будут сохраняться этноспецифические и этнокультурные черты социума. Не «сталкивать лбами» традиции и современность, а обогащать духовный мир подрастающего поколения — вот главное назначение широкого использования элементов традиционной народной культуры в новых социально-экономических условиях, в которых находится ныне бурятский этнос, как и другие народы России. Сегодня особым значением и смыслом наделяются уже бытующие ранее культурные тексты, предметы обихода, географические места, создаются такие знаково выраженные элементы культуры как символика, одежда, нормы и правила общения. Так складываются идентичность, самобытность в современных меняющихся условиях. Вместе с тем, психологические, нравственные устои рушатся и формируются заново не такими быстрыми темпами. Рождается не только новая общественная психология, но и новая нормативная и коммуникативная культура.

Диссертант пришел к выводу о том, что традиционная народная культура бурят востребована на современном историческом этапе. Она способствует сохранению, выживанию этноса в сложных условиях смены политических реалий и, вместе с тем - остается частью общероссийского и общемирового наследия.

Анализ тенденций и закономерностей развития аксиологических оснований материальной и духовной культуры бурят, осуществленный в диссертационном исследовании, полностью подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что содержательные принципы и ценностные ориентиры традиционной культуры способны выполнить роль не только важных критериев социального, политического, экономического, мировоззренческого, научно-технического и хозяйственного развития, но и являются сдерживающими факторами негативного влияния глобализации на духовные ценности народов.

Анализируя практику использования народных традиций и обычаев, диссертант сформулировал некоторые рекомендации, адресованные органам культуры муниципальных образований республики, центров народного творчества для разработки проектов схем размещения объектов и инфраструктуры туризма, для развития социо-культурных процессов в современных условиях. С точки зрения соискателя, целесообразно было бы использовать некоторые положения данных выводов, рекомендаций и концептуальных разработок в дальнейшем «приращивании» научных разработок проблем динамики традиционных культур в современных условиях, а также в учебных программах образовательных учреждений всех уровней, начиная с дошкольной подготовки.

С этой целью нами разработана авторская программа по изучению традиционной народной культуры для школьников и студентов. Целью программы определено изучение, сбор, всемерное содействие процессу сохранения и преемственности традиционной народной культуры бурятского народа. В задачи данной программы, в частности, входят: определение приоритетных направлений по теоретическому осмыслению состояния и перспектив развития народной культуры Бурятии; организация широкой пропаганды и популяризации традиций и обычаев бурятского народа., дальнейшее развитие межрегионального и международного культурного сотрудничества в контексте данной проблематики.

Для успешной реализации этих задач мы полагаем, а выводы нашего исследования это подтверждают - продолжить дальнейшее планомерное комплексное социологическое и культурологическое исследование образцов культурного наследия, которыми обладают пока еще здравствующие знатоки и носители традиционной культуры; продолжить практику проведения республиканских конкурсов исполнителей народной песни «Алтан гургалдай» (Золотой соловей), конкурсов улигершинов и народных сказителей; проведение международного фестиваля «Алтаргана» и др.; издание на русском и бурятском языках серии популярных брошюр по проблемам истории, этнографии, культуры бурятского народа, адресованных школьникам и широкому кругу читателей; вывести на достаточный производственный уровень развитие отраслей художественного народного творчества.

Полагаем, что комплексная разработка теоретических проблем традиционной народной культуры способны вывести региональную культурологию на более значимый уровень.

 

Список научной литературыБабуева, Валентина Дамдиновна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абаева Л.Л. Основные тенденции исторических изменений традиционных обрядов бурят // Владимирцовские чтения: Тез. докл. и сообщ. II Всесоюз. конф. монголоведов. — М., 1989. С. 6-7.

2. Абаева Л.Л. Проблема традиционности и вариативности в изучении культур монгольских народов // Цыбиковские чтения: Тез. докл. и сообщ.- Улан-Удэ, 1989. С. 12-13.

3. Аванесова Г.А. Методы культурологии // Культурология. XX век: Словарь. -СПб, 1997. С. 279-283.

4. Аксаков С.Т. Избранное. М.: Моск. рабочий, 1987. - 542 с.

5. Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез // В.П. Алексеев; АН СССР. М.: Наука, 1989. - 444 с.

6. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. 125 с.

7. Арутюнов С.А. Инновации культурные // Этнические и этносоциальные категории. М., 1995. - Вып. 6.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. - 243 с.

9. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ; - М., 2004.-С. 225.

10. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Изд-во «Улзы», 2001. -142 с. - Библиогр.: С. 142.

11. Бабуева В.Д. О некоторых педагогических аспектах профессиональной подготовки в БРУКиИ // Музыкальный фольклор и духовная культура. — Улан-Удэ, 2000. С. 62-67.

12. Бабуева В.Д. Сагаалган // Журнал «Бурятия» / Улан-Удэ, 1998. № 1. - С. 22-23: ил.

13. Бабуева В.Д. Экологические традиции бурятского быта // Традиции и современность в духовной культуре народов Бурятии. Улан-Удэ, 2004. — С. 54-63.

14. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов) / Отв. ред. Н.А. Алексеев; РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т археологии и этнографии. Новосибирск, 1997. - 160 с. - Библиогр.: - С. 143-152.

15. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм /Отв. ред. К.Д. Басаева; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1987,-142с.: ил.-Библиогр.:-С. 136-141.

16. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. комплексный науч.-исслед. ин-т. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. -180 с.

17. Баллер Э.А. Коммунизм и культурное наследие: Пер М.: Прогресс, 1985.-259 с.

18. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Политика / Пер. с фр.; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 615 с.

19. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX начало XX века / Под ред. П.Т. Хаптаева. - Новосибирск: Наука, 1980. - 229 е.: ил.

20. Батжаргал Б. Монгольский зурхай и его место в развитии математических знаний // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. -Улан-Батор, 1974.

21. Батуева И.Б. Животноводство и скотоводческие традиции у бурят / И.Б. Батуева, Б.Р. Зориктуев // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии: Сб. ст. Улан-Удэ, 1984. - С. 81-96.

22. Бердяев Н.А. Душа России. Централизм и народная жизнь. Судьба России. Д.: Предприятие « Сказ», 1990. - 29 с.

23. Боас Ф. Методы этнологии. Интерпретация культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.

24. Боголюбов Е.В. Культура и общество: вопросы истории и теории — М.: Наука, 1978.-368 с.

25. Бороноев А.О. Сибирский менталитет: содержание и актуальность исследования // Проблемы сибирской ментальности. СПб., 2004. - С. 24-28.

26. Буряты. Серия «Народы и культура». Отв. ред. JI.JI. Абаева, H.JI. Жуковская. М., Наука. 2004. 633 с.

27. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX первая треть XX веков) / П.К. Варнавский, Г.А. Дырхеева, Т.Д. Скрынникова; Отв. ред. Т.Д. Скрынникова. — Иркутск: Оттиск, 2003. - 244 с. -Библиогр.: С. 209-221.

28. Быкова Э.В. Традиция как способ формирования народной культуры // В кн: Народная культура в современных условиях. - М., - РИК. - 2000. -С. 220.

29. Быт бурят в прошлом и настоящем.: Сб. ст. / АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Ин-т обществ, наук; Отв. ред. К.Д. Басаева. Улан-Удэ, 1980.- 157 с.

30. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии /АН СССР. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Тув. НИИ яз., лит. и истории. -М.: Наука, 1991.-296 е., ил.

31. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят /М-во общ. и проф. образования РФ, Бурят. Гос. ун-т. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с. - Биб-лиогр.:-С. 127-132.

32. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. /М.: Прогресс, 1990. -804 с.

33. Виндельбанд В. Дух и история. М.: Юристь, 1995. - 687 с. - (J1K Лики культуры).

34. Власова В.Б. Традиции в мире духовных ценностей / АН СССР. Ин-т философии. М., 1983. - 214 с.

35. Вундт В. Проблемы психологии народов / СПб.: Питер, 2001. 159 с.41. Психология классика).

36. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят / Отв. ред. Л.П. Потапов; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят, фил. Бурят, ин-т обществ, наук. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. - 115 с.

37. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Ист.-этногр. очерки: (Вторая половина XIX первая половина XX в.) / Отв. ред.: Л.П. Потапов, К.М. Герасимова; РАН. Сиб. отд-ние. Бурят, ин-т обществ, наук. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 172 с.

38. Гальшиев Э-Х. Бэлигэй толи Зерцало мудрости: Шулэгууд / Улаан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1993. - 350 с. - на бурят, и рус. яз.

39. Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т Ди-Дик, 1999. - 366 с.

40. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4- томах. Т. 1. М.- 1968.

41. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с. - (Памятники ист. мысли).45.46,47.48,49,5053.54,55