автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Сакральность королевской власти во Франции середины VIII - XV вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Польская, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ставрополь
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Сакральность королевской власти во Франции середины VIII - XV вв.'

Текст диссертации на тему "Сакральность королевской власти во Франции середины VIII - XV вв."



/

1 -/э

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПОЛЬСКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

САКРАЛЬНОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

ВО ФРАНЦИИ середины VIII - XV вв. : ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (история средних веков)

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор ХАЧАТУРЯН НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

V

i I

СТАВРОПОЛЬ 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................4-90

Глава I. Церемония королевского посвящения.............................91-241

§1. Происхождение королевского посвящения во Франкском

государстве: проблема синтеза.....................................................................91-135

§2. Начало формирования церемонии королевского посвящения. Роль Хинкмара Реймсского в создании процедуры и сакральных основ церемонии....................................................................................................135-169

а)императорское посвящение Карла Великого................................137-140

б)коронационные огсНпеБ Хинкмара Реймсского.............................140-160

в)начало оформления сакральной королевской мифологии и географии.....................................................................................................160-169

§3. Церемония королевского посвящения в Х-Х1У вв...................169-217

а)огс1о Фулрада.............................................................................170-184

б)капетингские ог&пез.................................................................185-207

в)оп!о Карла V..............................................................................207-217

§4. Влияние канонического и династического права на практику

церемонии королевского посвящения........................................................217-237.

Глава II. Символизм королевского посвящения.........................242-306

§1. Сакральная символика королевских регалий.............................242-275 -

§2. Системность и иерархичность семантики церемонии королевского посвящения..................................................................................................275-304

а) система королевских знаков..........................................................276-287

б) пространство церемонии...............................................................287-290 •

в) ритм церемонии.............................................................................290-292 -

г) "ролевая" структура мизансцен церемонии.................................292-304

Глава III. Сакральность королевской власти в основных церемониях

французского двора. Символическое выражение

сакральности..............................................................................................307-365

§1. Церемония королевского прикосновения..................................307-332

§2. Церемония королевского въезда в Париж.................................333-363

Заключение.......................................................................................366-374

Приложения......................................................................................375-570

Приложение №1. Примечания..........................................................375-448

Приложение №2. Список источников и литературы.......................449-484

Приложение №3. Таблицы................................................................485-494

Приложение №4. Тексты...................................................................494-508

Приложение №5. Список принятых сокращений...................................509

Приложение №6. Иллюстрации, схемы и карты..............................510-570

ВВЕДЕНИЕ

Одной из бесспорных непреходящих ценностей, созданных логикой развития истории, является государство. Его эволюционирование всегда находилось в центре внимания исторической науки и этатистики как её раздела. Особенный интерес представляет изучение средневекового государства, поскольку его происхождение и развитие имеют ряд специфических, подчас уникальных особенностей.

Современный этап развития медиевистики характеризуется возрастающим вниманием к разработке проблем структур и форм власти, многообразие которых наблюдается именно в данную историческую эпоху. Интерес науки от истории средневековых государственных институтов и политических идей сместился к проблеме условий и способов реализации власти в обществе. В этом отношении важное значение приобретает не только накопление и введение в научный оборот новой информации, но и совершенствование методов исследования. Одним из них является изучение этатических проблем посредством рассмотрения роли и места носителя этой власти - монарха и самой монархической идеи. Нельзя сказать, что данный подход принципиально нов для исторической науки, но внимание к функционированию королевской власти смещает акцент от привычного жанра жизнеописаний монархов к проблеме взаимосвязей правящей личности с массой его подданных.

Оживление интереса отечественной медиевистики к данной тематике объясняется изменениями в методологии: переоценке политического фактора и фактора сознания в историческом процессе, что позволило иначе взглянуть на институт средневековой монархии. Какое реальное место было отведено монарху в окружающем его социуме, и на каких приоритетах воспринимали его различные социальные слои? Как осуществлялась, иными словами,

посредством чего реализовывалась королевская функция? Какими способами она репрезентовала себя перед обществом? Такие проблемы ставит перед собой наука на современном этапе. Четкое осознание медиевистикой крайней важности изучения данного вопроса объясняется отчасти силой своей специфики, присущей западноевропейскому Средневековью, отчасти -

*-» ¿с ^

парадоксальной связью с живучестью монархической имперскои идеи в новое и новейшее время.

Основой этой идеи является представление о сакральной (священной) природе королевской власти, представление, уходящее своими корнями в догосударственный период истории человеческих обществ. Сакрализация власти относится к разряду универсальных исторических явлений не только в силу своей протяженности во времени и присутствия во всех культурах и цивилизациях, но и по причине крайне широкого комплекса проблем, "втянутых" в ее орбиту. Дело в том, что понимание обществом власти своих правителей как священной фокусирует на себе социальную, политическую, правовую, религиозную и культурно-психологическую стороны жизнедеятельности этого общества, так и носителей власти в нем. Поэтому особую глубину в данном случае приобретает проблема неразрывной взаимосвязи власти и социума, короля и его подданных по отношению к западноевропейскому Средневековью. Анализ этой связи позволяет исследовать своего рода "срез" жизни средневекового общества во всем многообразии сторон, его составляющих. Особый интерес представляет проблема степени участия общества и власти в формировании, а затем реализации сакрального понимания природы этой власти. Каково "социальное лицо" сакрализации: в какой мере это явление продиктовано внутренней потребностью общества в целом, в какой - его отдельными группами (и какими именно)?

И здесь наука вплотную подходит к одному из самых значимых вопросов проблемы сакрализации королевской власти в Западной Европе -вопросу приоритета светской и духовной властей в создании основ функционирования королевской власти. Вопрос этот сам по себе является ключевым для понимания столь упорного противостояния Святого Престола и королей западноевропейских держав в борьбе за свои прерогативы и хрупкости достигаемого ими компромисса, с одной стороны, и невозможностью отрицания необходимости этого союза каждой из властей, -с другой. Вопрос о разделении светской и духовной властей в средневековом обществе разрабатывается исторической наукой, но подход к нему с позиции совместного создания сакральных основ светской власти позволит взглянуть на него с качественно иных позиций.

В частности, одной из форм репрезентации сакрального характера королевской власти явился свод церемоний, регламентирующих процедуры ритуалов, принятых при королевских дворах. Процесс оформления средневекового церемониала - это отдельный сюжет для научного анализа, применительно же к нашей проблеме особый интерес вызывает складывание церемоний, имеющих в своей основе ритуалы, либо наделяющие, либо подтверждающие сакральную природу власти монарха. В данном направлении возможен целый ряд перспектив для исследования. Одна из них - это вопрос об участии различных социальных групп в создании и исполнении королевского церемониала. Здесь исследователь вправе задаться следующими вопросами: кто - Церковь или королевская власть - выступил инициатором создания сакральных сторон ритуалов церемониала, и в какой степени их усилия могут быть расценены как инициатива или сотрудничество обоих властей? Каково участие светских феодальных кругов (во всем многообразии их иерархии на протяжении всех этапов эволюционирования средневекового государства) в создании церемоний, и как оно отражено в ритуалах,

составляющих эти церемонии? Наконец, имело ли место влияние на церемониал нефеодальных (в первую очередь, городских) кругов, и как они были в нем представлены? Разработка данных проблем позволяет проследить не только социальную ориентацию королевской власти, но и формы ее репрезентации, дифференцированные перед отдельными социальными группами в различные периоды эволюции средневекового государства.

Следующая важная перспектива для исследования сакральных основ королевской власти - это собственно изучение процедуры ритуалов церемонии, придающей власти монарха сакральность (церемония королевского посвящения), а так же церемоний, реализующих эту сакральность в обществе в виде сакральной функции власти. В этой роли в первую очередь выступают чудодейственные церемонии, являющие подлинность божественного благословения власти данного монарха (в основном посредством практики чудесных исцелений или непосредственно от королевской руки, или предметов, благословленных королем), и церемонии репрезентации монарха и комплекса его властных полномочий в обществе (к данной категории можно отнести торжественные встречи королей и членов их семьи в частных феодальных владениях, в городах-коммунах, на землях королевского домена; ритуалы, сопровождающие присутствие монарха в королевском совете, сословном представительстве, в суде, в провинциальных органах власти; клятвенные ритуалы, торжественные процессии, приемы иностранных делегаций и т.д.), а так же матримониальные церемонии, сопровождавшие монарха в течение жизни (церемонии рождения, крещения и конфирмации королевских детей, совершеннолетия принцев и принцесс, королевских свадеб и королевских похорон). Вычленение сакрального начала власти в процедурах указанного комплекса церемоний позволяет исследователю определить реализацию сакральной функции монархии в различных условиях и ситуациях, а так же более явно, на контрасте с

сакральным, проанализировать светские параметры властных полномочий короля (политические, правовые, военные и прочие функции монарха).

Наконец, рассмотрение проблемы сакральных основ королевской власти возможно с угла зрения на это явление как на одно из проявлений социальной психологии Средневековья. Ведь идея о божественном происхождении и предназначении власти была одной из основополагающих в этом обществе. Поэтому представляется важным для исследователя определить: какое преломление находила эта идея в сознании современников (как отдельных личностей, отразивших ее в своих сочинениях, так и ряда социальных групп и общества в целом). Анализ процедур вышеозначенных церемоний "вскрывает" такой аспект проблемы, как символичность самого средневекового сознания, так и семантику церемоний (порядка ее процедур, если речь идет о структуре церемонии, и сторон-участниц и задействованных в ней предметов, в случае анализа смысла, "зашифрованного" в их расположении или использовании). "Дешифровка" таких объектов, как королевские регалии, знаки и одежды наряду с семантикой пространства, ритма и "ролевого" участия всех участников разворачивающейся церемонии позволяет более глубоко исследовать не только проблему наделения короля сакральной функцией и ее реализации, но и социально-политическую ориентацию монархии, ее правовые прерогативы и уточнить еще целый ряд вопросов эволюции и функционирования средневекового государства, - вопросы, ранее традиционно считавшиеся полем деятельности истории социальных и политических институтов.

Таким образом, сакральность королевской власти относится к разряду универсальных научных проблем, фокусируя на себе политический, правовой, социальный, религиозный, культурно-психологический вопросы. Их многообразие в настоящей работе отражено в двух аспектах - церемониальном и символическом. Выбор автора продиктован двумя доминантами: во-первых,

органической склонностью Средневековья к внешнему самовыражению в ритуальной или церемониальной форме и глубокому символическому содержанию мировосприятия; во-вторых, церемониал, созданный средневековой монархией, является уникальным примером исторического долгожительства, "...демонстрирующего вызов времени и не прекращающего модифицироваться".1 Церемонии, призванные придать или выразить сакральную функцию королевской власти, пережили сами монархические режимы в Западной Европе и частично трансформировались в политические ритуалы современности.2

Применительно к Французскому королевству это особенно актуально. На примере Франции возможно с наибольшей полнотой проследить церемониальную сторону сакральной функции монархии, что подтверждается интересом ряда исследователей данной проблемы именно к этой стране. Причина этого кроется в особенностях исторического пути Франции. В рамках настоящего исследования необходимо остановиться на ряде из них. Во-первых, - это "устойчивость" раннефеодального государства франков как социально-политического организма в отличие от подобных ему государственных образований прочих варварских племен, распавшихся вскоре после своего образования. Результат этого исключения кроется в сложном комплексе предпосылок социально-экономического, правового и политического характера, анализ которого не входит в задачу автора. Отметим, применительно к настоящей работе, важность двух факторов: участие Пипина Короткого в создании Папского государства и проводимая Каролингами система и раздач, и секуляризации церковных земель, что во многом предопределило "особое" отношение Святого Престола к Франции, и создание державы Карла Великого на основе имперских амбиций, доставшихся франкским государям в различных формах римского наследия

(налоговой системы, административно-территориального устройства, идеи сильной королевской власти).

Во-вторых, - это успех политики централизации, проводимой Капетингами, начиная с Филиппа II Августа, невзирая на изначально небольшие размеры домена "rex francorum". Политическая сущность процесса централизации заключалась в постепенном переходе королевской власти от сеньориального управления (когда король правил государством как сеньор в своих владениях) к общегосударственным, публично-правовым средствам. В результате власть постепенно сосредотачивалась в руках Капетингов, реализовываясь в аппарате управления при короле (эту функцию взял на себя королевский совет). Но успешная централизация сопровождалась явными сепаратистскими настроениями непосредственных вассалов короля и невысокой политической активностью нефеодальных сословий. Только успехи военной экспансии Капетингов в процессе присоединения к королевскому домену земель Плантагенетов и Лангедока в начале XIII в. привлекли на сторону королевской власти крупных феодалов. Это позволило Людовику IX провести реформы, упрочившие финансовое, судебное и политическое положение королевской власти. Однако и после принятия реформ крупные феодалы оставались реальной силой противостояния монархии. Ее возможный политический союз с городами затруднялся их экономической силой и широкой автономией, в результате которых город не мог выработать общесословные действия как в защиту, так и против короля. Это предопределило оформление сословной монархии сначала в провинциях, а затем - в начале XIV в. - их выход на общегосударственный уровень. Причем созыв Генеральных штатов как основного органа сословного представительства был осуществлен не по инициативе сословий, а Филиппа IV Красивого. Преодоление всех этих препятствий привело к нелегкому, но успеху политики централизации и, как итог, - к созданию сильной

королевской власти с разветвленным государственным аппаратом для управления страной и одновременного сдерживания сепаратистских тенденций феодальных кругов.

В-третьих, все эти достижения позволили Французскому королевству выдержать испытания Столетней войны и вступить в период абсолютной монархии со сложившимся аппаратом, постоянной армией, четкой налоговой системой и наибольшей полнотой властных прерогатив.

Наконец, оценивая политическую историю средневековой Франции в свете поставленной проблемы, нельзя не отметить такую ее сторону, как решение монар�