автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Шайхутдинова, Елена Нургалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв."

На правах рукописи

/ /

ШАЙХУТДИНОВА ЕЛЕНА НУРГАЛИЕВНА

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОРОЛЕВСКОЙ САКРАЛЬНОСТИ И РИТУАЛОВ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВВ.

Специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

2 6 СЕН 2013

005533714

Томск 2013

005533714

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» на кафедре истории средних веков

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Васютин Сергей Александрович

Официальные оппоненты:

Ерохин Владимир Николаевич, доктор исторических наук, доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет», профессор кафедры документоведения и всеобщей истории

Баранов Николай Николаевич, доктор исторических наук, доцент, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», заведующий кафедрой новой и новейшей истории Института гуманитарных наук и искусств.

Ведущая организация:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

Защита состоится 18 октября 2013 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.03, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, корпус № 3, ауд. 27.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета

Автореферат разослан «15» сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент

(¡Ш^г

Шевцов Вячеслав Вениаминович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Презентация власти и пути формирования ее особого статуса на сегодняшний день являются предметом изучения многих дисциплин. Технологии создания образа успешного политика и актуализация его персоны в контексте конкретных социально-культурных условий выступают и в качестве сферы деятельности, и как научные интересы психологов, политологов, социологов, антропологов, историков. Проблема создания образа власти посредством воздействия на общественное сознание играет в этих исследованиях ведущую роль. Заинтересованность подобными проявлениями, а также, в общем, развитие исследований, посвященных психологии власти и методам ее эффективной презентации, формируют на сегодняшний день существенное число научных работ, рассматривающих этот вопрос. Неоспорим тот факт, что ни одно социально-политическое явление в настоящем не лишено мощной исторической платформы. В этой связи представляет дополнительный интерес, каким образом историки, социологи и антропологи с конца XIX и на протяжении XX века интерпретировали данную проблему, и какие пути создания авторитета отдельных правителей в средние века и раннее Новое время считали наиболее действенными.

Актуальность темы исследования также определяется тем, что актуализированный представителями западноевропейских континентальных научных школ вопрос исследования феномена сакральности (интерпретация образа правителя и его восприятие подданными, коммуникативные функции власти, особенности королевских ритуалов), вызвал интерес представителей британской исторической науки, а также американских историков, антропологов и социологов. Однако, несмотря на довольно богатое наследие, связанное с изучением в Англии и США процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время, ещё нет обобщающих работ, в которых был бы оценен вклад англо-американских исследователей в развитие настоящего вопроса. В результате, представляется актуальной и своевременной попытка проанализировать методы и подходы к анализу королевской сакральности и трактовок сакральных ритуалов в трудах английских и американских ученых, выявить общие тенденции и специфику трактовки феномена сакрализации в сравнении с развитием аналогичных исследований в европейских континентальных странах и прежде всего во Франции.

Степепь изученности темы. Основное внимание диссертационного исследования сосредоточено на англо-американской традиции. Говоря о том, насколько изучена деятельность британских и американских специалистов в области анализа процессов сакрализации власти, можно отметить наличие небольшого числа работ, освещающих их достижения. Тем не менее, уже имеющиеся историографические исследования зарубежных и отечественных ученых частично раскрывают вклад отдельных британских и американских авторов в изучение вопросов, касающихся формирования сакрального образа средневекового правителя.

Так еще в конце XIX столетия появляется работа Г. В. Протеро (1858-1922)1, посвященная деятельности Генри Брэдшоу (1831-1886), ученого, оказавшего большое влияние на освещение истории английского коронационного ритуала. Г. В. Протеро отметил значимый вклад историка в развитие британской исторической науки, дал высокую положительную оценку его достижениям в области источниковедческого анализа. Безусловно, самым главным он назвал колоссальную работу, связанную с публикацией документов, хроник и других видов исторических источников. Также исследователь творчества Генри Брэдшоу отметил обработку архивных материалов по истории средневековых коронаций английских монархов. Г. В. Протеро констатировал значение трудов ученого в освещение данной проблемы и создание базы для дальнейшего ее изучения

В статье Д. Старди2 отмечен вклад британских ученых, работавших на рубеже XIX-XX вв., в изучение королевских коронаций в средние века и раннее Новое время. Его оценке подверглась деятельность Общества Генри Брэдшоу. Автор определил ценность выводов в сфере изучения коронаций, сделанных В. Легом, Д. Маклином, Ф. К. Илесом, Э. С. Дыоиком. Он констатировал высокий уровень профессионализма названных исследователей и их безусловное влияние на формирование научного подхода к изучению коронационного ритуала. Признавая особое значение деятельности этих ученых в освещении данной проблемы (прежде всего - богатый источниковый материал; комплексный анализ коронации, ориентированный на воссоздание сценария ее проведения и выявление ее характерных черт и особенностей), автор статьи выдвинул ряд критических замечаний. По его мнению, представители Общества Генри Брэдшоу в своих исследованиях односторонне подходили к рассмотрению и оценке английской коронационной процессии3. В частности, Д. Старди подчеркивал, что они не увидели динамики в развитии практики ритуала, считая его неизменным в течение нескольких столетий.

Определенное внимание в английской историографии уделено научной деятельности Вальтера Ульмана. Анализ его творчества и заслуг в области изучения власти в средние века содержится, в частности, во введении к книге «Государство и власть»4, изданной к юбилею историка. Редакторы коллективной монографии Б. Тиерни и П. Лайнхэн отметили особое значение деятельности В. Ульмана для развития медиевистики в Кембридже. Его глубокие познания в области функционирования папской власти, ее взаимодействия со светскими правителями в средние века, по замечанию авторов, позволили его последователям открыть новые направления в изучении средневековой истории. Отмечая интерес историка к вопросу диалога светской и религиозной властей, авторы монографии, подчеркивали заслуги

1 Prothero G. W. A Memoir of а Henry Bradshaw. London, 1888.

2 Sturdy D. J. «Continuity» versus «Change»: Historians and English Coronations of the Medieval and Early Modern Periods // Coronations: Medieval and Early Modem Monarchic Ritual / ed. by J. M. Bak. Berkeley, 1990. P. 228-244.

3 Ibid. P. 236.

4 Authority and Power. Studies on Medieval Law and Government presented to Walter Ullmann on his Seventieth Birthday / ed. by B. Tiemey and P. Linehan. Cambridge, 1980.

4

В. Ульмана в подробном освещении данной проблемы и назвали его главным специалистом в этой области. Учитывая, что монография приурочена к 70-летнему юбилею историка, понятно отсутствие критических замечаний по поводу его творчества.

Относительно современного этапа исследований в Великобритании следует сказать, что несмотря на широкий диапазон работ по проблемам сакрализации королевской власти, достижения их авторов к сожалению пока не получили достойного освещения.

Среди американских исследователей наибольший интерес вызвала деятельность Эрнста Канторовича. Его имя зазвучало в 1990-е гг., благодаря работе Нормана Кантора «Создавая Средние века»5. В данной монографии Н. Кантор рассуждал о жизненном пути и научных достижениях историка. Работу «Два тела короля» Н. Кантор назвал «последним продуктом германского идеализма»6, который он определяет как научное направление, ориентированное на поиск идеальных форм общественного и политического устройства, где отсутствуют проблемы социального неравенства, борьбы за власть и финансовое могущество. Интерес Э. Канторовича к такой отдаленной от данных вопросов теме, как сакрализация власти в Англии XVI в., автор историографического очерка объяснял именно этим.

После выхода книги «Создавая Средние века» в полемику с Н. Кантором вступил ученик и последователь Э. Канторовича Ральф Гизе. Он в частности назвал предположения Н. Кантора о пособничестве Э. Канторовича нацистам во 1930-е гг. ложью и ошибкой7. Еще в 1982 г. он написал очерк, посвященный его деятельности8. Нужно отметить, что Р. Гизе проделал немалую работу для того, чтобы создать банк работ, статей и публикаций Э. Канторовича. Историк достойно оценил заслуги немецкого исследователя в области изучения отношений власти и общества в средние века. Ральф Гизе констатировал уникальность труда «Два тела короля» и его безусловную значимость в сфере освещения вопросов, связанных с утверждением власти в средние века и раннее Новое время, а также ее восприятием и интерпретацией.

На волне повышенного внимания к персоне Э. Канторовича в 1990-е гг. вышли публикации, посвященные деятельности автора в журнале «Централыюевропейская история»9. В круг их интересов вошли вопросы, связанные с его ранним творчеством и историей формирования его научных взглядов. Так К. Ландауэр предпринял попытку

5Cantor N. F. Inventing the Middle Ages; The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. New York, 1991.

6 Ibid. P. 112.

7 Giesey R_ E., Benson R. L., Sevcenko M. B. Defending Kantorowicz [Electronic resource] II The New York Review of Books. Electron, data. [S.I.], 1963-2013. URL: http://www.nybooks.com/articles/ archives/1992/aug/l3/defending-kantorowicz/?pagination=false (access date: 08.12.2012).

8 Giesey R. E. Essay on Ernst Kantorowicz [Electronic resource] // Internet Archive Electron, data. [S.l. et a]. URL: http://www.archive.Org/stream/emstkantorowicz00reel01#page/n29/mode/lup (access date: 08.12.2012).

9 Landauer C. Ernst Kantorowicz and the Sacralization of the Past // Central European History (Brill Academic Publishers). 1994. Vol. 27, iss. 1. P. 1-25; Freed J. B. Ernst Kantorowicz: An Accounting. // Central European History (Brill Academic Publishers). 1999. - Vol. 32, iss. 02. P. 221-227.

объяснить природу идей, заложенных автором в монографии «Фридрих II», и проанализировать специфику подхода Э. Канторовича к изучению немецкой истории XIII в. Д. Фрид также попытался вступить в полемику с Н. Кантором и доказать ценность концепций, предложенных Э. Канторовичем в сфере изучения власти. Обобщающий характер носит изданная в 2001 г. работа А. Буре «Канторович: истории историка», в рецензии на данную работу Н. Рич10 отмечает компетентность автора в области исследования творческого пути и биографии немецкого ученого и называет данную работу важным достижением в области сохранения памяти об историке, определившим научные интересы многих представителей исторической науки на современном этапе.

Ввиду значительного влияния антропологов на изучение ритуально-обрядовых практик в американской традиции изучения сакральности власти необходимо упомянуть исследования, освещающие их достижения в данной области. Вклад В. Тернера в разработку методологических подходов к изучению ритуалов оценил Мэтыо Дефлем". Он отметил оригинальность идеи и способов изучения ритуала, развитие особых, ранее не применяемых методик.

Можно говорить о том, что исследование деятельности англо-американских специалистов в области изучения сакральности и ритуалов посвящено работам наиболее выдающихся ученых. Достижения ряда специалистов не получили достаточного освещения либо представлены в виде сжатых характеристик.

В общих исследованиях, которые посвящены анализу изучения ритуала и сакральности в мировой науке, рассматривается опыт представителей различных научных школ и направлений, оказавших влияние на развитие проблемы сакрализации власти и формирования священного образа правителя.

В монографии, освещающей этапы изучения ритуала в мировой практике, К. Белл12 провела анализ достижений ряда западноевропейских исследователей в сфере изучения ритуала. В ее работе звучат имена Э. Дюркгейма, 3. Фрейда, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса и других известных исследователей. К. Белл попыталась выделить научные направления в области освещения феномена ритуала как социального явления, а также проследить эволюцию изучения данной социальной практики от социологов к психологам и антроплогам. Историографические работы и работы, посвященные методологии исследований также представляют значительную важность. В данном контексте актуальны работы Г. П. Гуна13, Д. Каннадина14, Э. Брайзаха15, П. Берка16, отражающие основные подходы англо-

10 Rich N. Book Review. Kantorowicz: Stories of a Historian by Alain Boureau. Baltimore. 2001. P. xxi +

112 // Central European History (Brill Academic Publishers). 2002. Vol. 35, iss. 04. P. 611-613. " Deflem M. Ritual, Anti-Structure, and Religion: A Discussion of Victor Turner's Proccssual Symbolic Analysis. // Journal for the Scientific Study of Religion. 1991. № 30 (1). P. 1-25.

12 Bell C. Ritual. Perspectives and Dimensions. Oxford, New York, 2009.

13 Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. New York, 1913.

14 Cannadine D. Making History: Now and Then. Discoveries, Controversies and Explorations. New York, 2008.

15 Breisach E. Historiography: ancient, medieval & modern. Chicago, 1994.

16 Burke P. Sociology and History. London; Boston 1980; Burke P. History and Social Theory. Cambridge, 2004.

американских специалистов к трактовке событий прошлого, в общем, и процессов сакрализации власти в частности.

Существенное значение для понимания методологии и особенностей взглядов на развитие исторического процесса британских историков XX в. оказывают научные разработки И. И. Шарифжанова17. Обобщающие труды J1. П. Репиной18, О. Э. Терехова19, М. М. Крома20 позволяют оценить методологию и специфические черты анализа исторических явлений в западноевропейской науке. Они указывают на эволюцию концепций ученых и трансформацию научной парадигмы. Важную информацию об этапах развития подходов к изучению политической власти и ее интерпретации в работах как западноевропейских, так и американских ученых можно почерпнуть у Н. Н. Крадина21.

Особую роль для полноценного раскрытия рассматриваемой темы играют выводы, оформленные в диссертациоиных исследованиях М. А. Бойцовым22, С. Б. Бахитовым23, Д. С. Коньковым24. М. А. Бойцов подробно проанализировал понятие церемониала и ритуала и их функционального значения в процессе презентации власти. С. Б. Бахитов рассмотрел английскую историографию формирования культа власти у англосаксов. Его исследование демонстрирует историографический обзор работ британских ученых о проблемах формирования авторитета власти англо-саксонских королей. Д. С. Коньков обратился к историографическому анализу исследований, посвященных изучению институтов власти в раннее Средневековье. Однако, в общем, в отечественной науке внимание к англо-американской историографии королевской сакральности средневековой эпохи было и в целом остается незначительным.

Как показывает историографический анализ изученности темы, проблема изучения сакральности и ритуалов в англо-американской историографии недостаточно раскрыта, а, следовательно, существует необходимость комплексного анализа исследований по данной проблематике и определения роли и значения деятельности британских и американских специалистов в этой области.

Цель исследования: изучение и анализ трактовки королевских ритуалов и понятия сакралыюсть в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии и выявление особенностей данных исследований в сравнении с

17 Шарифжанов И. И. Английская историография в XX веке. Казань, 2004.

18 Репина Л. П., Зверева В. В. История исторического знания. М., 2004.

19 Терехов О. Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX-XX веков : учеб. пособие. Кемерово, 2006.

20Кром М. М. Историческая антропология [Электронный ресурс] // Культурология : теория, школы, история, практика. Электрон, дан. [Б.м. и г.] URL: http://www.countries.ru/library/ antropology/krom/stan.htm (дата обращения: 28.05.2008).

21 Крадин Н. Н. Политическая антропология. М., 2010.

22 Бойцов М. А. Политический церемониал в Священной Римской империи XIV - начала XVI вв. : дис. ...д-ра ист. наук. М., 2011.

23 Бахитов С.Б. Эволюция культа королевской власти в Англии под влиянием континентальных традиций : автореф. дис.... канд. ист. наук. Томск, 1999.

2 Коньков Д.С. Проблема власти в раннесредневековом обществе: историографический и методологический аспекты : дис.... канд. ист. наук. Томск, 2004.

7

континентальной европейской традицией, представленной, прежде всего, трудами французской школы «Анналов», а также исследованиями немецких и российских ученых.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1) выделить общие тенденции в изучении феномена сакралыюсти и процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время и показать основные взгляды, теории и подходы к исследованию проблемы в работах континентальных западноевропейских и отечественных медиевистов конца XIX -начала XXI вв.;

2) проанализировать основные взгляды, теории и подходы отдельных специалистов и представителей научных школ Англии и США в отношении средневековой королевской сакральности и ритуалов;

3) определить основные этапы изучения проблемы королевской сакральности и обрядово-ритуальных практик в англо-американской историографии, выявить специфические особенности каждого из этапов;

4) рассмотреть оценки и трактовки британскими и американскими исследователями конкретных ритуалов и обрядов королевской власти, выявить какое значение придают им ученые и с помощью каких методов раскрывают их смысл;

5) показать специфику и отличительные особенности методов изучения процессов сакрализации власти в англо-американской исторической науке относительно западноевропейской континентальной традиции.

Объект исследования — англо-американские исследования конца XIX — начала XXI вв., посвященные королевским ритуалам и сакральности власти в средние века и раннее Новое время25. С целью выявления особенностей англо-американской историографии в диссертации уделяется внимание основным подходам к изучению королевской сакральности и ритуалов в континентальной европейской традиции (преимущественно на примере работ французских, немецких и российских ученых).

Предмет исследования - подходы к изучению процессов сакрализации королевской власти, трактовка королевских ритуалов в эпоху Средневековья и раннего Нового времени в британской и американской историографии конца XIX - начала XXI вв., и их особенности в сравнении с континентальной европейской традицией изучения проблем сакрализации средневекового правителя.

Территориальные рамки. В диссертационном исследовании сделан акцент на изучении исследований медиевистов по королевской сакральности и ритуалам в США и Великобритании. Однако для создания более выразительной картины развития англоамериканской историографии изучаемой проблемы и выделения ее особенностей рассматриваются основные подходы к изучению процессов освящения власти правителя и формирования его священного образа в средние века и раннее Новое время в работах ученых из Франции, Германии и России.

25 Внимание английских и американских исследователей в основном было сосредоточено преимущественно на английских и французских монархах.

8

Хронологические рамки историографического исследования охватывают конец XIX - начало XXI вв. В конце XIX столетия отмечено появление первых работ, посвященных проблеме сакрализации власти, а начало XXI в. демонстрирует повышенный интерес ученых к данному вопросу, что выражается в публикации исследований, отражающих проблемы сакрализации власти. Среди работ зарубежных и отечественных специалистов по изучению королевской сакральности и обрядовой жизни, прежде всего, будут рассматриваться исследования, посвященные монархам классического и позднего Средневековья, а также раннего Нового времени, то есть с середины XI в. и по XVII в. Однако в отдельных случаях мы будем обращаться к работам по раннему Средневековью, в том случае если они сыграли важную роль в изучении анализируемой темы в целом.

Методологическая основа исследования. Оценка вклада ученых в изучение королевской сакральности невозможна без признания принципов и основ историко-аитропологического и историко-психологического подходов, новой исторической науки, социокультурной истории, их разных трактовок. Для решения поставленных задач в диссертации используются генетический, проблемный, типологический и компаративно-типологический методы. Проблемный и типологический методы дают возможность выявить ключевые вопросы, на которые обращали внимание исследователи того или иного периода. Благодаря этому становится возможным объяснить авторскую периодизацию исследований проблем королевской сакрализации и обрядовой жизни в западноевропейской и отечественной историографии. Необходимость применения компаративно-типологического метода вызвана стремлением выявить персональный вклад каждого историка в изучение королевской сакральности в средние века и раннее Новое время. Генетический метод направлен на выявление эволюции принципов, повлиявших на изучение королевской сакральности и ритуалов. Метод систематизации позволит провести обобщающий анализ и выявить тенденции и нормы исторического исследования, свойственные конкретным школам и научным направлениям.

Источниками работы являются опубликованные монографии и статьи историков по проблеме сакрализации власти и ритуально-обрядовых практиках правителей в средние века и раннее Новое время. В рассмотрении находились работы британских, американских, западноевропейских, а также отечественных медиевистов и антропологов.

Англо-американские исследования представлены наиболее известными и значимыми работами, которые демонстрируют эволюцию взглядов ученых на проблему сакральности королевской власти в средние века и раннее Новое время и интерпретацию ритуально-обрадовых практик, также которые можно назвать ориентирами в разработке данного вопроса.

Первая группа источников - конкретно-исторические исследования по проблеме сакральности королевской власти и способам ее формирования посредством ритуалов. Это, в первую очередь, работы британских и американских исследователей — В. Лег26,

26 Legg W. Three Coronation Orders. London, 1900; Legg W. English Coronation Records. Westminster, 1901.

Д. Маклин27, Ф. К. Илес28, Э. Рэтклиф29, В. Ульман30, Э. Канторович31, Р. Гизе32, С. Ханли33, Э. Сатгон и П. Хаммонд34, Дж. Нельсон35, Р. А. Джексон36, Л. Бриант37, Д. Каанадин38, П. Берк39, Дж. Козел40, Н. Хеншелл41, Э. Мюир42, Э. Хант43, Т. Буг44, С. Вилентц45, М. Эванс46, М. Хикс47. Труды указанных историков посвящены

27 Macleane D. The Great Solemnity of the Coronation of a King and Queen. London, 1911. Eeles F. C. The English Coronation Service: Its History and Teaching. Oxford, 1902. Ratcliff E. C. The booke of common prayer of the Churche of England: its making and revisions

M.D.xlix.-M.D.clxi. set forth in eighty illustrations, with introduction and notes. London, 1949; Ratcliff

E. C. The coronation service of Her Majesty Queen Elizabeth 11: with a short historical introduction, explanatory notes and an appendix. London, 1953; Ratcliff E. C. The English coronation service: being the coronation servicc of King George V and Queen Mary, with historical introduction and notes, together with extracts from Liber regalis, accounts of coronations, etc. London, 1936; Ratcliff E. C. The coronation service of Her Majesty Queen Elizabeth II, in Westminster Abbey, June 2nd, 1953. Hayes, Middlesex, 1953.

30 Ullmann W. Medieval Papalism. The Political Theories of the Medieval Canonists. London, 1948; Ullman W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages: A study in the ideological relation of clerical to lay power. London, 1955; Ullman W. The Medieval Papacy, St Thomas and Beyond. London, 1960; Ullman W. Principles of Government and Politics in the Middle Ages. London, 1966; Ullman W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. London, 1969; Ullman W. The Future of Medieval History: An Inaugural Lecture. London, 1973; Ullman W. Law and Politics in the Middle Ages. An Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. London, 1975.

31 Kantorowicz E. Frederick the Second 1194-1250. New York, 1967; Kantorowicz E. Laudes Regiae A Study in Liturgical and Medieval Ruler Worship. Berkeley and Los Angeles, 1946; Kantorowicz E. The King's two bodies: a study in mediaeval political theology. Princcton, 1957.

Giesey R. The Royal Funeral Ceremony in Renaissance France. Geneva, 1960; Giesey R.E. Funeral effigies as emblems of sovereignty: Europe, 14th to 18th centuries [Electronic resource] //«Ralph Giesey». Electron, data. [S.I.], 2008-2011. URL: http://www.regiesey.com/Lectures/Funeral_Effigies_as_Emblems_ of_Sovereignty_Lccture_%5BEnglish%5D_College_de_France.pdf (access date: 12.08.2011).

33 Hanley S. The Lit de Justice of the King of France. Princeton, 1983.

34 Hammond R. W., Sutton A. F. The Coronation of Richard III. Extant Documents. New York, 1983. Nelson J. L. The Lord's anointed and the people's choice: Carolingian royal ritual // Rituals of Royalty:

Power and Authority in Traditional Societies. Cambridge, 1987. P. 137-180; Nelson J. L. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. London, 1986.

36 Jackson R.A. Vive le Roi!: A History of the French Coronation from Charles V to Charles X. Chapel Hill and London, 1984.

37 Bryant L. Ritual, Civic and Royal // Europe: 1450-1789 : Encyclopedia of the Early modem World. New York, 2004. P. 228-233; Bryant L What Face to Put On? Splendid Extravagances, Royal Authority, and Louis XI's Ceremonies // Word, Image, Number Communication in the Middle Ages. Edizioni del Galluzzo, 2002. P.319-350; Bryant L. Politics, Ceremonies, and the Embodiment of Majesty in Henry II's France // European Monarchies: Its Evolution and Practice from Roman Antiquity to Modem Times Stuttgart, 1992.

^ Rituals of Royalty: Power and Authority in Traditional Societies / ed. by D. Cannadine S Price. Cambridge, 1987.

39 Burke P. The Fabrication of Louis XIV. New Heaven and London, 1992.

40 Koziol G. Begging Pardon and Favor: Ritual and Political Order in Early Medieval France New York, 1992.

Henshall N. The Myth of Absolutism: Change and Continuity in Early Modem European Monarchy. Longman, 1992.

42 Muir E. Ritual in Early Modem Europe. Cambridge, 2005.

Hunt A. The Drama of Coronation: Medieval Ceremony in Early Modem England. Cambridge, 2008. Booth T. W. A Body Politic to Govern: The Political Humanism of Elizabeth I: PhD diss Knoxville

2011.

" Wilentz S. Rites of Power: Symbolism, Ritual and Politics Science the Middle Ages Philadelphia, 1985.

Evans M. The Death of Kings. Royal deaths in Medieval England New York, 2003.

47 Hicks M. English political culture in the fifteenth century. Routledge, 2002.

непосредственно разработке интересующего нас вопроса. На современном этапе их достижения выступают в качестве ориентира для большинства западноевропейских исследователей и являются наиболее цитируемыми в публикациях, посвященных сюжетам о власти в средние века и раннее Новое время.

Вторая группа - антропологические исследования, посвященные изучению особенностей формирования священного авторитета власти и создания сакрального образа правителя на примере конкретных ритуально-обрядовых практик. В данный круг включены научные достижения Дж. Фрезера48, X Дж. М. Классена49, Р. Бенедикт50, В. Тернера51, К. Гирца5", Э. Шилза и М. Янга53, Д. Дугласа54. Научные разработки этих авторов позволяют ознакомиться с общими тенденциями изучения сакральности и ритуалов власти в США и Великобритании и выделить общую специфику взглядов на данный вопрос, а также проследить, какое влияние они оказали на его освещение в исторической науке.

Третья группа - для компаративного анализа имеют особое значение исследования Э. Дюркгейма55, 3. Фрейда56, Й. Хейзинги57, М. Вебера58, Л. Леви-Брюля59, М. Элиаде60 К. Леви-Стросса61. Понимая, что данные ученые внесли существенный вклад в формирование понятия «сакратыгость», а также способствовали появлению углубленной оценки влияния ритуально-обрядовых практик на создание священного образа власти и правителя, имеет необходимость соотнести их достижения с деятельностью английских и американских специалистов.

Четвертая группа - конкретно-исторические работы по проблеме сакрализации власти западноевропейских и российских медиевистов, которые можно рассматривать в качестве индикатора достижений англо-американских исследователей в изучении

48 Фрезер Дж. Золотая ветвь : исследование магии и религии. М., 1980.

49 Claessen H. J. M, Skalnik P. the Early State: Theories and Hypotheses. - the Early State. The Hague, etc., 1978.

50 Бенедикт P. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2007.

51 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983; Turner V. W. Revelation and Divination in Ndembu Ritual. Ithaca. London, 1975.

52 Гирц К. Интерпретация культур. M., 2004. С. 148.

53 Shils Е., Young M. The Meaning of the Coronation // Sociological Review. 1953. P. 135-152.

54 Дуглас Д. Вильгельм Завоеватель. Викинг на внглийскомпрестоле. М., 2005.; Дуглас Д. Норманны: от завоеваний к достижениям. СПб., 2003.

55 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизпи // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология. М., 1998.

56 Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997; Фрейд 3. Навязчивые действия и религиозные обряды [Электронный ресурс] // Гранат: московское содружество психотерапевтов. Электроп. дан. М., Гб.г.]. URL: http://www.moscom-psy.corn/articles/151/ (дата обращения: 15.07.2012).

Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.

58 Вебер М. Харизматическое господство: пер. с нем. // СоцИС. 1988. № 5. С. 139-147.

59 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

60 Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

61 Леви-Стросс К. Структурная антропология М., 2001; Леви-Стросс К. Раса и история // Путь масок. M , 2000. С. 323-356; Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня; Неприрученная мысль. М., 2008.

11

королевской сакральности и путей ее формирования. Важно учитывать вклад французских исследователей: М. Блока62, Р. Перну63, Ж. Ле Гоффа64, Ж. Дюби65, Э. Ладюри66, М. Фуко67. Актуальны выводы немецких специалистов: П. Шрамма68, Н. Элиаса69, П. Морава70 и др. Необходимо отметить тенденции, развиваемые российскими медиевистами: Б. А. Успенским71, Н. А. Хачатурян72, М. А. Бойцовым73, И. X. Гарипзановым74, А. Г. Глебовым75 и пр.

Учитывая, что анализ изучаемой проблемы в исследованиях данных медиевистов изложен в ракурсе историко-антропологического подхода и анализа менталыюсти, очевидно значение этих работ для реализации цели настоящей диссертационной работы. Сопоставление трудов, написанных представителями континентальных европейских школ и российского научного сообщества, а также работ, созданных в США и Великобритании, позволит выявить особые черты и особенности методологических подходов к изучению феномена сакральности власти последних.

62 Блок М. Короли-чудотворцы : очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Фршгции и в Англии. М., 1998.

63 Перпу Р. Крестоносны. СПб., 2001.; Перну Р. Апиеонора Аювитанская. СПб., 2001.

64 Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. M., 2001.

65 Дюби Ж. История Франции. Средние века. M., 2000.; Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. M., 2002.

66 Ладюри Э. Королевская Франция (1460-1610): от Людовика XI до Генриха IV. М., 2004.

Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.; Фуко М. Воля к истине: по гу стропу знания, власти и сексуальности. M., 1996; Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970-1984 : в 3 ч. : пер. с фр. / под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. М., 2002. Ч. 1.

68 Schramm P.E. A History of the English Coronation Orders : tr. from Germ. Oxford, 1937; Schramm P.E Herrschaftszeichen und Staatssymbolik: Beiträge zu ihrer Geschichte vom dritten bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart, 1954.

69 Элиас H. Придворное общество : исследование по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002.

70 Moraw Р. Personenforschung und deutsches Königtum // Zeitschrift für Historische Forschung. 1975. № 2. S. 7-18; Moraw P. Reichsstadt, Reich und Königtum im späten Mittelalter // Zeitschrift für Historische Forschung. 1979. Ks 6. S. 385-424.

Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России : (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998; Успенский Б. А. Царь и император : помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.

72 Искусство власти : сборник в честь профессора Н. А. Хачатурян. СПб., 2007; Священное тело короля : ритуалы и мифология власти. М., 2006.

73 Бойцов М. А. Величие и смирение : очерки политического символизма в средневековой Европе М., 2009; Бойцов М. А. Величие и смирение : очерки политического символизма в средневековой Европе М., 2009; Бойцов М. А. Погребение государя // Словарь средневековой культуры / под обще. ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 369-372; Бойцов М. А. Сидя на алтаре // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти / под ред. Н. А. Хачатурян. М., 2006. С. 190-262; Бойцов М. А. Скромное обаяние власти // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С. 37-66.

Гарштанов И. X. Рецепция античного наследия в Каролингскую эпоху: имперский код власти и проблема «Каролингского возрождения» // Средние века М., 2005. Вып. 66. С. 4-20.

75 Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. СПб, 2007. 288 е.; Глебов А. Г. Законы Альфреда Великого как политико-идеологический манифест своей эпохи. // Право в средневековом мире. 2008. М., 2008. С. 9-17; Глебов А. Г. Представления о короле и королевской власти у англосаксов (по законодательным памятникам VII-IX вв.) // Право в средневековом мире. М., 1996. С. 208-220.

12

Положепия, выносимые на защиту:

1. Изучение феномена сакралыюсти и процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв. имеет особую специфику относительно французской и континентальной западноевропейской традиции в целом.

2. Англо-американская историография сакралыюсти формировалась и развивалась под влиянием синтезного междисциплинарного взаимодействия истории с антропологией, этнографией, психологией, этнолингвистикой (Д. Дуглас, Е. Сервис, Р. Гизе, М. Янг, В. Тернер, П. Берк, С. Ханли, Д. Каннадин, Т. Бут).

3. Для британской и американской традиций изучения процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время зачастую характерно отсутствие преемственности, дискретность. В связи с этим трудно выявить четко оформившиеся школы. В ряде случаев можно говорить о зарождении научной преемственности в изучении королевской сакралыюсти и ритуалов (например, Общество Генри Брэдшоу, Э. Канторович и его последователи), но они, как правило, ограничивались двумя поколениями.

4. Британские исследователи в первую очередь ориентируются на изучение коронационных ритуалов в Англии, выделяя особенности и самобытность национальных традищш сакрализации власти (Д. Маклин, В. Лег, Ф. Илес, П. Хаммонд, Э. Саттон, Э. Хант, М. Хикс).

5. Для американских исследований характерен анализ сакральности власти в средние века и раннее Новое время не столько с позиций историков, сколько на основе методов и подходов антропологов (Д. Дуглас, Э. Шилз, С. Ханли, Л. Бриант, С. Вилентц).

6. Коронация выступает ключевым ритуалом, ориентируясь на который англоамериканские исследователи изучают основные этапы и способы формирования сакрального характера власти (Э. Рэтклиф, В. Ульман, Э. Канторович, С. Ханли, Дж. Козел, П. Берк, Э. Хант, Т. Бут).

7. Ритуально-обрядовые практики, по мнению англо-американских специалистов, играют важную роль в процессе формирования священного образа правителя (Э. Рэтклиф, Э. Канторович, X. Дж. М. Классен, К. Гирц, В. Тернер, С. Ханли, П. Берк, Дж. Козел, Э. Хант, Т. Бут).

8. В англо-американской историографии были выдвинуты оригинальные концепции королевской сакральности («два тела» короля, которую предложил Э. Канторович; «сакральность как результат взаимодействия церкви и государства» — идея, заложенная В. Ульманом; «сакральность как социальное явление, формирующееся в процессе взаимодействия власти и общества» - концепция актуальная для антропологов).

9. Особенности понимания ритуала (социокультурный динамичный процесс в трактовке Дж. Козела; сакральное действие, инициируемое представителями церкви в трактовке В. Ульмана; способ социального взаимодействия власти и общества в трактовке антропологов).

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной науке проанализированы труды британских и американских ученых по изучению королевской сакралыюсти и процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время. Хронологический диапазон исследований охватывает период с конца XIX по начало XXI века. На основе широкого круга источников показана специфика подхода отдельных исследователей к изучению проблем освящения королевской власти, выделены основные этапы развития англо-американской историографии данного вопроса. Также отмечены особенности каждого этапа и сделаны выводы о характерных тенденциях в оценках и трактовке сакральности и основных способах оформления священного характера власти в средние века и раннее Новое время, выдвигаемых исследователями.

Практическая значимость определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Зарубежная историография», «Методология», «История исторического знания», а также в спецкурсах по истории Средневековья и раннего Нового времени, в том числе для сравнительно-исторических исследований власти, определения ее роли и значимости в социокультурном пространстве средневековья и раннего Нового времени.

Апробация работы. Материалы диссертации, ряд ее разделов и выводы изложены в докладах на конференциях, проходивших в Кемерово (2005, 2006, 2008, 2012), Новосибирск (2009, 2011), а также опубликованы в изданиях ВАК и сборниках научных статей разного уровня.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается историографический обзор литературы, определяется объект, предмет, хронологические рамки, цель и задачи исследования, раскрывается его методологическая основа, приводится характеристика источников научная, определены новизна и практическая ценность, обозначена структура диссертационного исследования.

Первая глава «Тенденции развития континентально-европейских исследований королевской сакральности в конце XIX - начале XXI вв.» посвящена анализу этапов становления и развития проблемы сакральности власти традиционных обществ в разных гуманитарных науках.

В первом разделе «Становление методологии и концептуальных основ изучения королевской сакральности и ритуалов в первой трети XX века» исследуются процессы становления ключевых традиций изучения сакральности и ритуалов. В обозначенный хронологический период центральным объектом исследования стало человеческое сознание и его роль и значение в процессе оформления мотивации в определенных действиях и поступках. Представители различных гуманитарных дисциплин рассматривали данную проблему по-своему. Так, для социолога Э. Дюркгейма настоящая проблема виделась через призму «коллективного сознания», определявшего

суть и особенности поведения людей при совершении конкретных ритуальных практик. М. Вебер придавал большое значение сознанию и восприятию в процессе освящения власти правителя. Впервые введенный им термин «харизматичность», он видел именно в качестве генерального способа влияния на человеческое сознание. Глубинных процессов человеческого мышления, особенностей осознанного и бессознательного поведения касались психологи (3. Фрейд, К. Г. Юнг). Практической стороны вопроса коснулся Л. Леви-Брюль. На примере исследования племен Австралии и Полинезии он доказал, что мышление и сознание представителей традиционных обществ качественно отличается от принципов восприятия действительности, присущих людям индустриальной эпохи. Все данные открытия позволили по-новому взглянуть на проблему мировосприятия представителей прошедших исторических эпох.

Во втором разделе «Формирование методологических основ изучения королевской сакральности в исторической науке: 1920-е - 1940-е гг.» актуализируется проблема становления интереса к вопросу сакрализации власти в исторической науке. Вторая четверть XX столетия в этом смысле становится переломным моментом. Период характеризуется формированием новых подходов к историческому исследованию. Влияние работ первого поколения Школы «Анналов», а также идея синтеза истории и психологии, намеченная Л. Февром, оказали существенное влияние на разработку проблемы сакрального образа правителя в средневековую эпоху. В обозначенный период созданы первые значительные труды, посвященные сакрализации власти. М. Блок впервые затронул само понятие сакральность и рассуждал об основных компонентах, формировавших данное явление. Э. Канторович еще во время работы в Германии смог в своих научных изысканиях продемонстрировать специфику социальных функций власти. П. Э. Шрамм актуализировал проблему символики власти и ее влияния на создание особого авторитета правителя.

В третьем разделе «Направления методологического и концептуального поиска в 1940-1980-е гг.: от структурализма к «новой истории» рассматриваются основные тенденции изучения власти и особенностей ее восприятия историками в 1940-80-е гг. В этот период оформляется научная парадигма структурализма. Одним из ее идеологов в области истории и антропологии являлся Клод Леви-Стросс, обозначивший важность исследования подсознательных проявлений человеческой личности, определяющих мотивации поведения. Происходит становление и развитие исторической антропологии, осуществляется «поворот к человеку», оформляется господство ментальной истории. В данное время западноевропейская историческая наука проявляет самый повышенный интерес к сакральности правителей в средние века и раннее Новое время. Они заполняют лакуны в проблеме изучения королевской сакральности и ритуалов. Показательной в этом случае является деятельность Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Э. Леруа Ладюри, М. Фуко. В отечественной медиевистике появляются работы А. Я. Гуревича, тем самым ознаменовав постепенный поворот советской исторической науки к историко-антропологическому методу историописания.

Четвертый раздел «Новый рубеж интеллектуальной истории: современные исследования средневековой сакральности и ритуалов» демонстрирует, что королевская власть в последнее десятилетие 1990-х - в начале 2000-х гг. оценивается с разных позиций: отмечается общее значение, разбираются отдельные ее компоненты и проявления. Для авторов на сегодняшний день характерно изучение отдельно взятых ритуалов, сюжетов, связанных с отдельными персоналиями. Лидерами на европейском континенте в области изучения сакральности являются французские медиевисты.

Последнее десятилетие в российской медиевистике отмечено применением разнообразных методов анализа процессов сакрализации власти, включающих в себя постмодернистские традиции, к которым обращается М. А. Бойцов, а также тенденции социокультурного исследования проблем сакральности и ритуалов. Настоящие тенденции отражены в работах: Н. А. Хачатурян, К. С. Цатуровой, С. А. Польской, О. С. Воскобойникова, 3. Ю. Метлицкой, Н. Н. Крадина, И. Ю. Николаевой, С. Е. Федорова, О. В. Дмитриевой, А. Г. Глебова и многих других.

Вторая глава «Основные направления исследований и особенности изучения сакральности и ритуалов в средние века и раннее Новое время в англо-американской исторической науке конца XIX — начала XXI в.» отражает основные закономерности и тенденции развития британских и американских исследований по проблеме сакрализации власти и формирования ее священного статуса.

Первый раздел «Королевская сакралыюсть и ритуалы эпохи Средневековья и раннего Нового времени в английской историографии конца XIX в. — первой половины XX в. (основные направления исследований)» посвящен анализу традиций изучения королевской власти в конце XIX - первой половине XX в. преимущественно на примере британских исследований. В данный период основной заслугой историков можно считать грандиозную работу с источниками: их обработку, публикацию. В этом плане неоспоримы достижения членов Общества Генри Брэдшоу Ф. Илеса, В. Лега, Д. Маклина, Э. С. Дьюика. Вторым немаловажным достижением данного научного сообщества является создание полноценных сценариев коронаций целого ряда английских правителей, указание деталей церемонии, попытка трактовки символов и знаков, фигурировавших в процессии. Концентрация внимания исключительно на английском материале, оправданная стремлением историков доказать самобытность английского коронационного ритуала, минимизирует возможность выявления фактов заимствований элементов коронации из континентальных традиций, в частности французской.

Важной характеристикой этого периода является повышенный интерес исследователей к проблеме взаимодействия церкви и государства. Влияние религиозного культа и традиции сакрализации духовной власти прелатов церкви, по мнению В. Ульмана и Э. Рэтклиффа, определили тенденцию освящения светских правителей. Истоки веры в богоизбранность короля ученые видели в ветхозаветной традиции, а также в особенностях презентации власти в Византии.

Во втором разделе «Концепция Э. Канторовича как основа для зарождения исследований королевской сакральности в США» рассматривается роль и значение

исследований Э. Канторовича для общей методологии изучения сакральности королевской власти в эпоху Средневековья. Своей деятельностью он положил начало изучению власти в средние века в американской исторической науке. Он отметил, что повсеместное присутствие церкви и реализация религиозных практик как в повседневной жизни средневекового общества, так и в деятельности властных элит создавали четкие стереотипы в восприятии тех или иных жизненных проявлений. В этой связи правитель удостаивался исключительных характеристик: король — помазанник божий, обладатель высшей силы и гарант спокойствия и благополучия в государстве. Однако при всех заслугах исследователя стоит отметить, что он не придавал достойного значения социальной стороне ритуала, отдавая все эволюционные и символические преобразования королевских церемоний исключительно на откуп христианской идеологии и влиянию церкви. В область внимания Э. Канторовича не вошли трактовки, связанные с преобразованием ритуала под влиянием изменявшихся в разные исторические эпохи социальных отношений.

Третий раздел «Влияние «социальной истории» на исследования королевской сакральности и ритуалов в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии 1960-1970-х гг.» демонстрирует как развитие направления «социальной истории» актуализировало проблемы взаимодействия людей и формирования их мировоззрения и восприятия окружающей действительности в разные эпохи. На данном этапе отмечено появление работ, ориентированных на освещение темы сакрализации власти. Такие антропологи как Р. Карнейро, Ч. Спенсер, X. Дж. М. Классен, Р. Баум, Е. Сервис, В. Тернер, К. Гирц отмечали, что социальный диалог между правителем и обществом, выстроенный на традициях, обычаях и верованиях, ритуально-обрядовых практиках, оформленных служителями культа, позволял сформировать в общественном сознании особый, сакральный, образ власти.

Выводы антропологов подтолкнули историков к изучению сакральности. Работы Р. Гизе, У. Чени, касающиеся сакрализации королевской власти и выявления значения ритуалов в процессе создания священного статуса правителя, знаменовало качественный поворот англо-американской исторической науки к новым методам исследования и освещению новых сюжетов.

В четвертом разделе «Развитие разнонаправленных методик изучения сакральности и ритуалов в англо-американской историографии: конец 1970-х — 2000-е гг.» исследуется, как изменение научной парадигмы в конце 1970-х гг. позволило британским и американским историкам раскрыть новые грани понятия «королевская власть». Для британских историков на данном этапе ориентиром является национальная история. Они обращаются к ритуально-обрядовым практикам английских королей и на их примере демонстрируют особенности оформления сакрального образа власти в Англии в период Средневековья и раннего Нового времени. Данные тенденции отражены в работах Э. Саттон и П. Хаммонда, М. Акстон, Д. Нельсон, Н. Хеншелла, П. Берка, Э. Хант, Э. Мюира.

Американские специалисты проявляют интерес к сопоставительному анализу французских и английских коронационных церемоний, выделяя общее и особенное.

Работы Р. А. Джексона, С. Ханли, Дж. Козела, Л. Брианта, Т. Бута, С. Вилентца, М. Эванса, М. Хикса демонстрируют дифференцированный подход к понятиям ритуал и сакральность, акцентируя внимания в большей степени на ритуально-обрядовых практиках как источнике представлений о священном образе власти.

Третья глава «Интерпретация королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего Нового времени в англо-американской историографии» отражает основные подходы английских и американских специалистов к трактовке понятия «сакральность», а также интерпретации символов и знаков ритуально-обрядовых практик.

В первом разделе «Понимание королевской сакральности в средние века и раннее Новое время и ее истоков в трудах британских и американских ученых» рассматриваются основные подходы английских и американских специалистов к трактовке понятия сакральность. Преимущественно оно звучит в работах антропологов, которые трактуют данный термин как социальное явление, результат взаимодействия власти и подданных. Дж. Фрезер, Э. Сервис, Р. Коен, X. М. Классен, В. Тернер, К. Гирц, несмотря на то, что работали в разное время, схожи во мнении о том, что сакрализация правителя является итогом воздействия на сознание большинства путем ритуально-обрядовых действий.

Для историков основным способом сакрализации власти монарха служит коронация. В свою очередь, ритуал, согласно рассуждениям авторов, имеет глубокие исторические корни. Пути формирования сакральной природы церемонии в интерпретации ученых, различны в культурном, традиционном и даже историко-гсографическом аспектах. Традиционные дохристианские верования, заложившие основы особого почитания правителя, Священное Писание, проведение параллелей с религиозными ритуалами, обращение к византийским традициям, особенности презентации власти римскими императорами, авторитет церкви как таковой - все эти факторы, по замечанию исследователей способствовали созданию сакрального характера власти и освящению персоны короля. Эти тенденции настолько универсальны, что о них говорил практически каждый из историков: Э. Рэтклиф, Э. Канторович, В. Ульман, Р. Гизе, С. Ханли, П. Берк, Дж. Козел, Э. Хант, Т. Бут и др.

Второй раздел «Проблема эволюции коронации в исследованиях англоамериканских медиевистов». В настоящем разделе рассматриваются работы, посвященные выявлению эволюционных изменений ритуала. При анализе научных изысканий британских и американских медиевистов, посвященных значению ритуала, можно встретить рассуждения что, ритуал прошел путь развития от сакрализации военных лидеров до полноценного священного обряда. Вобрав в себя ключевые элементы и символы, которые придавали церемонии необходимый семантический эффект, коронация смогла просуществовать без существенных изменений на протяжении не одного столетия. Переломными моментами в существовании сакральной процедуры исследователи, как правило, называют религиозную реформу Генриха VIII, которая внесла определенные изменения в проведение ритуала (включение молитв на английском языке, произнесение коронуемым клятвы верности

государству). Вторым фактором, существенно изменившим протекание коронации и символическое ее значение, стали республиканские идеи в стране и реставрация династии Стюартов. Однако, как отмечают исследователи проблемы, ни изменение языка проведения церемонии, ни актуализация внимания на светском характере королевской власти посредством упразднения элементов, характерных для интронизации духовных лиц, не смогли уменьшить общего символического значения ритуала.

Третий раздел «Интерпретация элементов коронационного ритуала» посвящен анализу подходов специалистов к изучению отдельных элементов коронации, таких как помазание, инсигпии и их символическое значение, жесты участников церемонии, содержание и эволюция королевских клятв. Актуализация данных вопросов свидетельствует о стремлении историков более подробно разобраться в них и добраться до глубинных основ. Данная тенденция успешно реализуется и поддерживается на протяжении всего XX столетия, так как символическое значение элементов коронации и их роль в формировании сакрального образа правителя сложно переоценить. Анализируя научные исследования по данному критерию (П. Берк, Р. А. Джексон, У. Чеии, Э. Хант), можно говорить о том, что авторы демонстрируют факт консервативности ритуала и четкого соблюдения норм и обычаев, заложенных на ранних стадиях оформления государственности. В свою очередь подобная тенденция показывает, что формирование представлений о священном характере власти процесс длительный, но вместе с тем стабильный.

Четвертый раздел «Интерпретация других королевских ритуалов и их значения в процессе сакрализации власти» демонстрирует, что в исследованиях специалистов ритуалы, связанные с повседневной жизнью монарха, фигурируют в качестве полноценной составляющей его жизни и жизни общества, как того требовали средневековые нормы. Анализ работ показывает, что торжественные коронационные въезды выступали в качестве основного способа взаимодействия народных масс и короля. Брачные церемонии, формировали особый статус королевы и в восприятии большинства транслировали ей сакральный статус супруга. Становится понятным, что после смерти царствовавших персон их тела в восприятии средневековых людей не теряли святого ореола Люди верили в их целительную и чудотворную силу. Выстроенный похоронный ритуал способствовал не только почитанию памяти усопшего правителя, но влиял на авторитет власти в целом и укреплял его священный статус в общественном восприятии.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.

Анализ англо-американской традиции историописания констатирует своеобразие подходов к изучению королевской сакральности. Самобытная в своей основе методология британских и американских ученых в освещении проблем сакрализации власти демонстрирует особенный подход к проблеме с общеевропейскими тенденциями исследования исторического прошлого.

Во-первых, как для британского, так и для американского историописания характерно отсутствие использования понятия ментальность. Дня представителей

британской исторической науки истоки сакрализации монарха кроются в тесном взаимодействии религии и власти. Американские исследователи трактуют сакралыгость как социальное явление, основывающееся на манипулировании сознанием подданных. Данная тенденция берет свое начало из научных разработок антропологов. Демонстрация неординарных способностей и личных качеств, совмещенная с тесным взаимодействием со служителем культа напрямую воздействуют на членов общества и формируют в подсознании образ лидера, обладателя священной власти.

Во-вторых, англо-американские исследователи концентрируются на изучении действия, ведущего к освящению власти, нежели самого феномена сакральности. В этой связи велико внимание к ритуально-обрядовым действиям правителей Средневековья и раннего Нового времени. Безусловно, лидирующее положение занимает коронация. Согласно выводам ученых, ритуал выступал основой социального диалога, в результате которого общество получало информацию о правителе и сообщало ему свое почтение и уважение. Более того, детальное рассмотрение коронаций дает возможность понять истоки элементов церемонии и определить их значимость в формировании священного образа власти. Подобная тенденция отчетливо выделяет деятельность и британских, и американских медиевистов в области изучения сакральности. В силу отсутствия традиции обращения к ментальности средневекового человека англо-американские исследователи ищут иные способы объяснения феномена наделения правителя сакральными характеристиками и функциями.

Не менее важной особенностью можно назвать влияние иммигрантов (В. Ульман, Э. Канторович) на изучение сакральности как в британской, так и в американской исторической науке. На наш взгляд, они обеспечили синтез достижений западноевропейской науки в области освещения проблемы с методикой научных школ Англии и США. В большей степени актуальность феномену освящения власти придают антропологи. Медиевисты ориентируются на достижения Э. Канторовича. В целом сакральность в англо-американской исторической науке исследуется в рамках методов, сформированных синтезом истории и культурной (социальной, политической) антропологии.

Из этого следует такая особенность как своеобразие методологии исследования проблем сакрализации власти. Британская историческая наука миновала концепции «тотальной истории». Ей не была характерна парадигма структурализма. Спектр смежных дисциплин, повлиявших на освещение проблем сакрализации власти британскими учеными, был значительнее уже, нежели во французской традиции. Преемственность методов можем отметить в основном со стороны антропологии. Американские ученые, начали путь изучения сакральности с антропологических основ. Заложенные антропологами общетеоретические концепции, только в последней четверти XX в. были применены к средневековому материалу. Однако их вклад сложно переоценить. Символическая антропология К. Гирца, социальная значимость ритуала, рассмотренная В. Тернером, оказали существенное влияние на взгляды американских медиевистов и предали их методологии своеобразный, отличный от Западной Европы колорит. Индивидуализм исследователей в США, отсутствие общих школ,

разнонаправленность исследований определяют подходы к изучению сакральности и ритуалов в США на сегодняшний день.

Исследования специалистов показали, что ритуал как основной способ формирования сакрального образа правителя в своей основе очень динамичен, изменчив и подвержен расширению и деформации за счет влияния внешних факторов, таких как общественное взаимодействие, специфика функционирования власти, морально-нравственные ценности, стереотипы и верования, психологические особенности восприятия власти и многие другие. Можно утверждать, что данная тема достаточно обширна и имеет потенциал для дальнейшего освещения и развития.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях.

Статьи в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий:

1. Шайхутдинова, Е. Н. К вопросу об исследованиях Э. Канторовича в области сакрализации власти / Е. Н. Шайхутдинова // Вестник Томского государственного университета История. -2011. -№ 1 (13). -С. 108-110.-0,35 п.л.

2. Шайхутдинова, Е. Н. Коронационные ритуалы в исследованиях британских позитивистов / Е. Н. Шайхутдинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. - 2012. - Т. 11, вып. 1 : История. - С. 111-116. - 0,8 п.л.

3. Шайхутдинова, Е. Н. Процессы сакрализации власти средневековых правителей в трактовке англо-американских историков XX века / Е. Н. Шайхутдинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. - 2012. -Т. 11, вып. 8 : История. - С. 16-20. - 0,7 п.л.

Публикации в других научных изданиях:

4. Шайхутдинова, Е. Н. Вальтер Ульман: немецкие истоки английской историографии королевской власти / Е. Н. Шайхутдинова // 1П Исторические чтения Томского государственного педагогического университета : материалы Международной научной конференции 11-12 ноября 2010 г. - Томск : Изд-во Том. гос. педагог, ун-та,

2011. - С. 387-388. - 0,25 пл.

5. Шайхутдинова, Е. Н. Вклад А. Я. Гуревича в становление антропологической методики изучения королевской власти в советской медиевистике / Е. Н. Шайхутдинова // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей : материалы IV (XXXVI) Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных : в 3 т. - Кемерово : ИНТ, 2009. - Т. 1. - С. 80-82. — 0,3 п.л.

6. Шайхутдинова, Е. Н. Вклад британских историков конца XIX — начала XX вв. в изучении королевской сакральности / Е. Н. Шайхутдинова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : материалы всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та,

2012. - С. 490-492. - 0,2 п.л.

7. Шайхутдинова, Е. Н. Исследования американскими историками конца XX в. традиций и новаций коронационного ритуала во Франции и Англии XIII-XVII вв. :

основные подходы и характеристики / Е. Н. Шайхутдинова // Вопросы истории, международных отношений и документоведения : сборник материалов Российской молодежной научной конференции. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. - Вып. 7. -С. 72-75. — 0,45 пл.

8. Шайхутдинова, Е. Н. Истоки королевской сакральности в исследованиях Эрнста Канторовича (по монографии «Laudes regiae. A Study in Liturgical Acclamations and Medieval Ruler Workship») / E. H. Шайхутдинова // Сакральный образ правителя : сСборник научных статей. - Кемерово : Стивэс, 2011. - С. 146-150. - (Сер. «Медиевистика», вып. 5). - 0,6 п.л.

9. Шайхутдинова, Е. Н. К вопросу об изучении королевской сакральности в англоамериканской исторической науке в 50-е-70-е годы XX в. / Е. Н. Шайхутдинова // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сборник материалов I Всероссийской молодежной научной конференции. - Новосибирск : Параллель, 2011. - С. 6-12. - 1 п.л.

10. Шайхутдинова, Е. Н. Ритуал как способ презентации власти в исследованиях М. А. Бойцова / Е. Н. Шайхутдинова // Студент и научно-технический прогресс : материалы XLVII Международной научной студенческой конференции / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2009. - С. 16-18. - 0, 2 п.л.

И.Шайхутдинова, Е. II. Ритуал как способ усиления королевской власти в исследованиях отечественных историков / Е. Н. Шайхутдинова // Политическая культура в истории Германии и России : сборник статей. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2009. - С. 279-283. - 0,7 пл.

12. Шайхутдинова, Е. Н. Становление «социальной истории» в английской исторической науке начала XX в. как составляющей методов исследования королевской сакральности / Е. Н. Шайхутдинова // Дш Науки icropn4Horo факультету -2010 : MaTepiaiiH III М!жнародюл HayKOBoi конференцп молодих учених, присвячено! Перемоги у Великш Вкчизнянш Biñm - Вип. III: у 4-х част. / Кшвський нацюнальний ушверситет ¡меш Тараса Шевченка. - Khíb, 2010. - Ч. 3. - С. 66-68. - 0,3 п.л.

13. Шайхутдинова, Е. Н. Становление концепции «социальной истории» как основы для изучения сакральности королевской власти (на примере английской и французской исторических школ) / Е. Н. Шайхутдинова // Ученые записки факультета истории и международных отношений : сборник научных статей памяти д-ра ист. наук, профессора Юрия Владимировича Галактионова / Кемеров. гос. ун-т. - Кемерово, 2010. - Вып. III. - С. 74-78. - 0,4 пл.

14. Шайхутдинова, Е. Н. Трансформация социального диалога «власть-общество» в контексте изучения М. Фуко процедуры наказаний в Средние века и Новое время / Е. Н. Шайхутдинова // Гуманитарные науки и образование в XXI веке. Социокультурные и политические трансформации на европейском и евразийском пространстве в новое и новейшее время : тезисы международной научной конференции. - Кемерово : ИНТ, 2012. - С. 95-97. - 0,3 пл.

Подписано в печать 02.09.2013 г. Формат А4/2. Ризография . л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 01/09-13 Отпечатано в ООО «Позитив-НБ» 634050 г. Томск, пр. Ленина 34а

 

Текст диссертации на тему "Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв."

Кемеровский государственный университет

На правах рукописи

Шайхутдинова Елена Нургалиевна

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОРОЛЕВСКОЙ САКРАЛЬНОСТИ И РИТУАЛОВ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ В АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XXI ВВ.

Специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы

исторического исследования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Васютин С.А.

Кемерово 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава 1. Тенденции развития континентально-европейских исследований королевской сакральности в конце XIX - начале XXI вв. 24

1.1. Становление методологии и концептуальных основ изучения королевской сакральности и ритуалов в первой трети

XX века 24

1.2. Формирование методологических основ изучения королевской сакральности в исторической науке: 1920-е - 1940-

е гг. 35

1.3. Направления методологического и концептуального поиска

в 1940-1980-е гг.: от структурализма к «новой истории» 45

1.4. Новый рубеж интеллектуальной истории: современные исследования средневековой сакральности и ритуалов 57

Глава 2. Основные направления исследований и особенности изучения сакральности и ритуалов в средние века и раннее Новое время в англо-американской исторической науке конца XIX-начала XXI в. 73

2.1 Королевская сакральность и ритуалы эпохи Средневековья и раннего Нового времени в английской историографии конца XIX в. - первой половины XX в. (основные направления исследований) 73

2.2. Концепция Э. Канторовича как основа для зарождения исследований королевской сакральности в США 90

2.3. Влияние «социальной истории» на исследования королевской сакральности и ритуалов в средние века и раннее

Новое время в англо-американской историографии 1960-1970-х 99

гг.

2.4. Развитие разнонаправленных методик изучения сакральности и ритуалов в англо-американской историографии: 114 конец 1970-х - 2000-е гг. Глава 3. Интерпретация королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего Нового времени в англоамериканской историографии 133 3.1 Понимание королевской сакральности в средние века и раннее Новое время и ее истоков в трудах британских и американских ученых 133 3.2. Проблема эволюции коронации в исследованиях англоамериканских медиевистов 144 3.3 Интерпретация элементов коронационного ритуала 154 3.4. Интерпретация других королевских ритуалов и их значения 165 в процессе сакрализации власти Заключение 179 Список источников и литературы 189

Введение

Актуальность темы. Данное исследование посвящено изучению и трактовкам в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв. проблем королевской сакральности и ритуалов, связанных с ее формированием в эпоху Средневековья и раннего Нового времени.

Сакрализация (от латинского «sacro» - освящать, объявлять священным) - превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов1. Относительно королевской власти данное понятие можно трактовать как процесс формирования представлений

0 священной ее природе и наделения правителя статусом «божьего избранника». Однако наряду со священным понятие «сакрального» при оценке властных институтов можно определить как нечто тайное, запретное, связанное с готовностью подчиниться, наделяемое нравственным

л

совершенством и противопоставленное профанному . Сакрализация в политическом контексте в большей степени связана не только с обожествлением, но и с формированием в общественном сознании убеждения в том, что некоторые группы или категории людей, а также социальные институты обладают сверхъестественными и сверхэффективными знаниями и средствами воздействия на людей. Соответственно, процесс сакрализации можно приравнять к формированию психологических установок и веры в особый статус государственного лидера посредством специальных слов, жестов и действий, объединенных в ритуалы.

Научное осознание процессов освящения королевской власти и создания сакрального образа правителя в средние века и раннее Новое время

1 Меркулов И. П. Сакрализация // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2004. С. 745.

2 Шмитт Ж.-К. Сакральное // Словарь средневековой культуры / под ред. А Я. Гуревича. М., 2007. С. 246.

относится к началу XIX столетия и имеет свое развитие на протяжении всего хронологического периода, анализируемого в диссертации. Исследователями из США и Великобритании подробно описаны и изучены политические функции власти: государственное управление, военная, внешнеполитическая деятельность. С конца XIX по начало XXI вв. интерес исследователей к изучению подобных политических институтов не утрачивал своей актуальности. Однако угол зрения на власть и ее восприятие в средние века и раннее Новое время значительно изменился под влиянием исследований в психологии, антропологии, социологии и внутренних трансформаций в исторической науке. К примеру, значительные нововведения привнесла французская школа «Анналов». Введение в научный оборот понятия «ментальность», стремление оценить события прошлого, ориентируясь на особенности мировоззрения представителей эпохи, интеграция истории и антропологии, внимание к политическому ритуалу и ряд других факторов позволили открыть новые элементы понятия «королевская власть» и «власть» в целом.

Данные нововведения позволили актуализировать в научной среде комплекс проблем, связанных с исследованием феномена сакрализации: интерпретация образа правителя и его восприятие подданными, коммуникативные функции власти, особенности королевских ритуалов и прочее. Анализ ритуала как способа формирования сакрального характера власти определил цели ряда ученых при исследовании политической жизни европейских государств в средние века и раннее Новое время. Представители британской исторической науки, а также американские социологи, антропологи и историки не остались в стороне от разработки данной проблематики.

Можно говорить о том, что, несмотря на довольно богатое наследие, связанное с изучением в Англии и США процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время, ещё нет

обобщающих работ, в которых был бы оценен вклад англо-американских исследователей в развитие настоящего вопроса. В результате представляется актуальной и своевременной попытка проанализировать методы и подходы относительно анализа королевской сакральности и трактовок сакральных ритуалов в трудах английских и американских ученых, а также выявить общие тенденции и специфику трактовки феномена сакрализации в сравнении с развитием аналогичных исследований в европейских континентальных странах и прежде всего во Франции.

Актуальность темы также можно определить тем, что в современном мире психологические аспекты восприятия власти приобрели большую популярность. Пути и способы презентации политических лидеров часто ориентированы на чувственную природу общественного мнения. Создание образа политика с учетом особенностей целевой аудитории, ее социального состава, интересов и предпочтений на сегодняшний день является распространенной практикой. Несмотря на то, что европоцентристское сознание большинства государственных деятелей в современном мире апеллирует к власти как политическому феномену, функционирующему строго в рамках закона и общественных норм, нельзя отрицать ее социальную функцию, основанную на особенностях ее ментального восприятия. В данном случае уместно говорить об афро-азиатском регионе, где власть основана именно на сакральном фундаменте, который сформировался благодаря традициям и обществу, которое непрестанно данные традиции соблюдает. Заинтересованность подобными проявлениями, а также, в общем, развитие исследований, посвященных психологии власти и методам ее эффективной презентации, формируют на сегодняшний день существенное число научных работ, рассматривающих этот вопрос. В этой связи представляет дополнительный интерес, каким образом историки, социологи и антропологи конца XIX - начала XXI века интерпретировали данную проблему и какие пути актуализации авторитета отдельных

правителей в средние века и раннее Новое время считали наиболее действенными.

Степень изученности проблемы. Основное внимание диссертационного исследования сосредоточено на англо-американской традиции. Говоря о том, насколько изучена деятельность британских и американских специалистов в области анализа процессов сакрализации власти, можно отметить наличие небольшого числа работ, освещающих их достижения. Тем не менее, уже имеющиеся историографические исследования зарубежных и отечественных ученых частично раскрывают вклад отдельных британских и американских авторов в изучение вопросов, касающихся формирования сакрального образа средневекового правителя.

Так, еще в конце XIX столетия появляется работа Г. В. Протеро (18581922) , посвященная деятельности Генри Брэдшоу (1831-1886), ученого, оказавшего большое влияние на освещение истории английского коронационного ритуала. Г. В. Протеро отметил значимый вклад историка в развитие британской исторической науки, дал высокую положительную оценку его достижениям в области источниковедческого анализа, выделив отдельной строкой инициативы Г. Брэдшоу в области публикации архивных материалов. Г. В. Протеро подробно описал жизненный путь британского историка, акцентировав внимание на его наиболее важных и знаковых успехах. Безусловно, самым главным он назвал колоссальную работу, связанную с публикацией документов, хроник и других видов исторических источников. Также исследователь творчества Генри Брэдшоу отметил обработку архивных материалов по истории средневековых коронаций английских монархов. Отмечая ценность данной информации, Г. В. Протеро констатировал значение трудов ученого в освещении данной проблемы и создании базы для дальнейшего ее изучения - тем самым раскрыл ценность деятельности Г. Брэдшоу для всей британской исторической науки.

3 Prothero G.W. A Memoir of а Henry Bradshaw. London,! 888.

К сожалению, больше нельзя назвать специальных монографических работ, которые бы столь подробно анализировали достижения других британских или американских специалистов в области изучения сакральности и ритуалов. Чаще их имена и сведения об их исследованиях и заслугах звучат в очерках в специализированных периодических изданиях либо в статьях коллективных монографий или сборников.

Так, в статье Д. Старди4 отмечен вклад британских ученых, работавших на рубеже XIX-XX вв., в изучение королевских коронаций в средние века и раннее Новое время. Его оценке подверглась деятельность Общества Генри Брэдшоу. Автор определил ценность выводов в сфере изучения коронаций, сделанных Викхамом Легом, Дугласом Маклином, Френсисом Карлосом Илесом, Эдвардом Самуэлем Дьюиком. Д. Старди констатировал высокий уровень профессионализма названных исследователей и их безусловное влияние на формирование научного подхода к изучению коронационного ритуала. Признавая безусловное значение деятельности этих ученых в освещении данной проблемы (прежде всего богатый источниковый материал; кроме того - комплексный анализ коронации, ориентированный на воссоздание сценария ее проведения и выявление ее характерных черт и особенностей), автор статьи не обходится и без критических замечаний. По мнению автора, представители Общества Генри Брэдшоу в своих исследованиях односторонне подходили к рассмотрению и оценке английской коронационной процессии5. В частности, Д. Старди подчеркивал, что названные ученые не увидели динамики в развитии практики ритуала, для них ритуал оставался неизменным в течение нескольких столетий. Согласно выводам автора, достаточно однобоко рассматриваемыми историками производилась работа с источниковым материалом.

4 Sturdy D.J. «Continuity» versus «Change»: Historians and English Coronations of the Medieval and Early Modern Periods // Coronations: Medieval and Early Modern Monarchic Ritual / ed. by J.M. Bak. Berkeley, 1990. P. 228-244.

5 Ibid. P. 236.

Источниками они пытались подтвердить теорию о глубоком консерватизме и самобытности ритуала. Несмотря на подобные замечания, Д. Старди высоко оценил достижения британских историков конца XIX - начала XX вв., подчеркивая их неоценимый вклад в расширение источниковой базы исследований проблемы коронаций в английском государстве.

Определенное внимание в английской историографии уделено научной деятельности Вальтера Ульмана. Анализ его творчества и заслуг в области изучения власти в средние века содержится, в частности, во введении к книге «Государство и власть»6, изданной к юбилею историка. Редакторы коллективной монографии Б. Тиерни и П. Лайнхэн отметили особое значение деятельности В. Ульмана для развития медиевистики в Кембридже. Его глубокие познания в области функционирования папской власти, ее взаимодействия со светскими правителями в средние века, по замечанию авторов, позволили его последователям открыть новые направления в изучении средневековой истории. Отмечая интерес историка к вопросу диалога светской и религиозной властей, авторы монографии подчеркивали заслуги В. Ульмана в подробном освещении данной проблемы и назвали его главным специалистом в этой области. Нужно отметить, что монография приурочена к 70-летнему юбилею историка. В этой связи вполне понятно отсутствие критических замечаний по поводу его творчества.

Относительно современного этапа исследований в Великобритании следует сказать, что несмотря на широкий диапазон работ по проблемам сакрализации королевской власти, достижения их авторов, к сожалению, пока не получили достойного освещения.

Среди американских исследователей наибольший интерес вызвала деятельность Эрнста Канторовича. Его имя зазвучало в 1990-е гг. благодаря

6 Authority and Power. Studies on Medieval Law and Government presented to Walter Ullmann on his Seventieth Birthday. / ed. by Tierney B., Linehan P. Cambridge, 1980.

работе Нормана Кантора «Создавая Средние века» . В данной монографии Н. Кантор рассуждал о творческом пути Э. Канторовича. В поле его зрения попали успех, связанный с публикацией книги «Фридрих II», его всеобщее признание в научных кругах Германии, деятельность на посту профессора Франкфуртского университета, отказ признать власть нацистов, лишение должности и вынужденная иммиграция в Великобританию, а затем в США. Описывая жизненные перипетии ученого, Норман Кантор допустил нелестные комментарии, касающиеся предположительного сотрудничества Э. Канторовича с нацистами. Очевиден субъективный подход при оценке деятельности немецкого историка. Также в историографическом очерке присутствует анализ научных достижений историка. Работу «Два тела

о

короля» Н. Кантор назвал «последним продуктом германского идеализма» , который он определяет как научное направление, ориентированное на поиск идеальных форм общественного и политического устройства, где отсутствуют проблемы социального неравенства, борьбы за власть и финансовое могущество. Интерес Э. Канторовича к такой отдаленной от данных вопросов теме, как сакрализация власти в Англии XVI в., автор историографического очерка объяснил именно этим. В целом он оценил научную деятельность Эрнста Канторовича положительно.

После выхода книги «Создавая Средние века» в полемику с Н. Кантором вступил ученик и последователь Э. Канторовича Ральф Гизе. Он в частности назвал предположения Н. Кантора о пособничестве Э. Канторовича нацистам во 1930-е гг. ложью и ошибкой9. Задачей было

7 Cantor N.F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. New York, 1991.

8 Ibid. P. 112.

9 Giesey R.E., Benson R.L., Sevcenko M.B. Defending Kantorowicz [Electronic resource] // The New York Review of Books. Electron, data. [S.I.], 19632013 .URL:http://www.nybooks.com/articles/ archives/1992/aug/l 3/defending-kantorowicz/?pagination=false (access date: 08.12.2012).

создать полноценную картину творческой и научной жизни его наставника и идейного вдохновителя.

Нужно отметить, что Р. Гизе проделал немалую работу для того, чтобы создать банк работ, статей и публикаций Э. Канторовича. В том числе в 1982 г. он написал очерк, посвященный деятельности своего учителя10. В нем отведено место для анализа исследований, посвященных средневековой истории. Историк достойно оценил заслуги немецкого исследователя в области изучения отношений власти и общества в средние века. Дав подробный анализ работы «Два тела короля», Ральф Гизе констатировал уникальность данного труда и его безусловную значимость в сфере освещения вопросов, связанных с утверждением власти в средние века и раннее Новое время, а также ее восприятием и интерпретацией.

На волне повышенного внимания к персоне Э. Канторовича в 1990-е гг. вышли публикации, посвященные деятельности автора в журнале «Центральноевропейская история»11. В круг интересов исследователей деятельности американ�