автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Самоорганизация этнических систем: проблемы оптимизации национальных процессов

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алексеева, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Самоорганизация этнических систем: проблемы оптимизации национальных процессов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Самоорганизация этнических систем: проблемы оптимизации национальных процессов"

ГОСУДАРСТВЕ ППЯ КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛА?.! ПАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Уральский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. Л.М.Горького

АЛЕКСЕЕВА Валентина Александровна

С А',«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СИСТЕМ: проблем оптимизация национальных процессов

09.00.01 - диалектическпй-"и исторический

Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

материализм

Свердловск 1991

¡'а<1ота выполнена в Уральском ордена Трудового Красного Зпа-ммни государствоином университете им, А.М.Горького на кафедре социально.'! философии и теоретической социологии философского факультета е в Свердловском юридическом институте на кафедро ФИ'ГОСофИИ.

-доктор философских наук, профессор А.В.ГрисЗакЕН -доктор философских: наук, профессор В.И.Копалов; кандидат философских наук, с.н.с. В.В.Китаев

-Кыргызский государственный педагогический институт, г.Бишкек /кафедра философии/

Запита состоится /_/ декабря 1391 г. в 15 часов на ' заседание специализированного совета Д 063.78.01 по присуждению ученой степени доктора философских наук в Уральском государственном университете ем. А.М.Горького /620083, г.Свердловск, 1С—83, пр-Ленина, 51, комната 248/.

С диссертацией мокно ознакомиться в научной библиотеке Уральского университета,

Автореферат разослан /-' ноября 1991 г.

Научний руководитель СЦипкалыше оппоненты

Ведущее учреждение

Учений секретарь специализированного

совета, доктор философских наук, / [) ,

профессор /Г.П.Орлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАШТИ

Актуальность теми исследования. Национальные отношения прад-ставляют собой многоуровневую иерархическую систему, в у.изни которой периода стабильности и относительной однонаправленности ¡у.гзьи-тпя сменяются периодами скачков, кризисов, саморазрушснил этнически* общностей, межнациональной конфронтации. Они стгыоются г-оул.о--жними как в силу "внутренней логики" развития и взаимодействия самих этнических общностей, и в этом смысле они автоматически Но зависят от особенностей соцкально-экоцошческих и политически,: сип-тем, тшс а под воздействием последних, которые могут, в части ост, усугублять этноразрулителыте процесс« и мкулационалтую конфронтацию шш, напротив, противодействовать ¡ш, Если этническая оба-ность испытывает состояние нестабильности, и/теет тенденция к разрушению, то возникает вопрос: какие закономерности лежат в сецоьо этого процесса, и способна ли существующая социальная система, и ь каких пределах, приостановить его?

Уотранение дмор;,?алий в системе национальных отношений и стране, совершенствование управления национальными процесса/ли предполагает презде всего коренной пересмотр теоретических подходов к анализу таких феноменов, как этнос, этносоциальная общность. Подход, до настоящего времени доминируют^ как в социологической теории, так и в политической практике, заключается в той, что национальному /этническому/.отводится лишь роль внесшей формы проявления более глубоких социально-экономических и классово-политических процессов, в лучшем случае придающей только специфическую "национальную окраску" последним. Он несет в себе отрицание системного характер,-} гшз-пи этноса, его внутренней "логики развития", относительной автономности его как феномена, бытия этноса как .постоянного процесса его системной самоорганизации. Судествуюдий подход не позволяет увидать зависимости конкретных состояний и свойств этнических систем прежде всего от происходящих в них самих процессов, абсолютизирует роль в жизни этноса иных, внешних для него, факторов: экономических реформ, процесса принятия политических решений, классовой борьбы и т.д. Так, до сих пор считалось, что любое достаточно сильное "вмешательство" в национальную кизнь, например, на уровне принятия того или ¡таого общесоюзного закона, способно автоматически привести лпйой народ страны к желаемому состоянию национального сознания, уровни

хозяйственного развития п т.д. Так было с идеей создания во всех регионах однотипных экономических структур, так происходит и сейчас, когда в очередную идеологическую догму, в очередной миф массового сознания превращена идея национального суверенитета , возрождения национальных культур, когда в реализации тех или иных экономических и политических программ вновь не учитываются уникальные этнические особенности различных регионов страны.

Степень разработанности проблемы. В последние годы в связи с обострением национальных прлблем в советской социологической, этнографической, юридической литературе появилось огромное количество работ, посвященных национальной проблематике. Если в общем виде характеризовать проблематику теоретических работ, то можно получить следующую картину:

- общие проблемы теории этноса и этногенеза /здесь следует отметить серил работ Института этнографии АН СССР, статьи и монографии Ю.В.Бромлея, Л.Е.Куббеля, О.И.Шкаратаяа, переиздание работы Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" и выход в свет его монографий "Древняя Русь и Великая Степь" и "География этноса в исторический период"/;

- дальнейшая разработка марксистско-ленинских идей о нации и национальных отношениях /работы М.С.Джунусова, Л.М.Дробижевой, Е.С.Троицкого, И.П.Цамеряна, Г.П.Предвечного и др./;

- исследование истории становления советского многонационального государства, основных прэтиворвчий этого процесса /статьи В.Вьюниц-кого, К.В.Кашшной, Г.И.Кунипына, О.Митяевой, С.В.Чешко и др./;

- проблеш специфики различных-форм социально-этнической общности, в частности, в условиях социалистического общества, и проблеш национальных меньшинств /статьи А.Г.Агаева4 М.Н.Губогло, Е.ЗеЙмаля/;

- анализ основных противоречий в современной системе межнациональных отношений в стране, их причин и способов проявления /работы

Э.Багра-лова, Я.С.Бролиша, Ю.В.Бромлея, Н.Ф.Бутая, П.И.Горяева, В.Вогова, В.И.Козлова, И.И.Крупника, Н.Моисеева, В.Ш.Нахушева, А.А.Сусоколова, Т.Т.Тавадова, А.В.Миронова, Э.В.Тадевосяяа.и др./;

- социологические проблеш национально-государственного строитель-сиза к Функционирования государственно-политических структур /рабо-CU А.Еарнпкова, А.Б.Зубова, А.М.Салмина, Г.Сжрпова, В.А.Титова, К..К.Каракеова, И.Я.Копыдова, Р.А.Саликова, П.Семенова, С.В.Ченко/;

- проолемы межнационального общении, в том числе - психологические v социатыю-ясихологическио аспекты, проблеш воспроизводства от- 4 -

чуждешшх форм национального сознания /работа Р.Г.Абдулатшмпа, А.А.АЙталиева, К.Гизатога, Г.Ч.Гусейнова, Д.В.Драгунского, П.Дхан-дильдина, К.Дмитрука, В.Б.Кольцова, А.Турсунова, Н.Каооим и др./;

- общие проблемы национальной культуры, диалектики культур, продли мы языка, некоторые социологические вопросы специфики кулмуры отдельных этносов /статьи и монографии С.А.Арутюнова, ГЛ.Кобко,

Т.Г.Крючковой, А.Г.Агаева, К.Катаняна, 3,Степанова/;

- особую группу проблем составляют проблемы правового обеспечения воспроизводства национальных ¡сультур, проблемы национального суверенитета.' Они стали предметом изучения прегле всего для юриспруденции, их активная разработка водется с начала 60~х годов, в последние же годи здесь появились новые идеи, в обосновании которых большая роль принадлежит социологической теории.

Проанализировав литературу, мы хотели бы отметить слодукише. Во-первых, большинством авторов причини деформация в система менпч-циональных отноаениД в стране сводятся'к действии субъективного Фактора: деятельности Сталина, последующих руководителей, просчеты ъ воспитании и т.д. Вне поля зрения авторов остается механизм воспроизводства национального отчуждения, заложенный в самой системе хозяйствования, властных отношений в стране. Кроме того, национальная политика рассматривается как область принятая решений, которые являются "внешними" для того или иного народа, т.е. субъектом ее полет бить партия, государство, национально-государственное формирование, но отнюдь не сам этнос, и предполагается, что эти, принятие вовне, управленческие решения одни только и способны оказывать определяющее влияние на национальные процессы, не учитывается глубинный характер последних, отсутствует идея, что вообще не все в на;;иональ-ной низпи монет подчиняться политическому регулированию, что саше продуманные и научно обоснованные решения не могут быть идентичными даже для небольшого числа уникальных этнических систем.

Во-вторых, в литературе до сих пор абсолютизируется классовый подход к явлениям национальной жизни. При этом национальное сводится, по-сути, к области духовной, а нередко - бытовой культуры. Проблема соотношения этнического и социального решается как однозначное признание зависимости первого от второго.

В-третьих, вследствие того, что в системе производственных отношений усматривается единственное "предельное основание" всей общественной визни, в том числе - национальной, а во взглядах на историю продолжает до.-,отпировать формапиошшй подход, п литературе но

- 5 -

(••ич'.'эчллшоЯ проблематика господствует принцип "(Ьормационной типи-пашш" социально-этнических общностей, сводящий, по-сути, все этническое многообразие к нескольким группам общностей: "буржуазная на-п-:а", "социалистическая нация", "социалистическая народность" с достаточно оЗзими признаками, такими, как специфический господствую-;ияЕт тип собственности, особая классовая структура и т.д. Подход, противопоставляющий различные типы социально-этнических общностей, не да9Т видения единства исторической судьбы того или иного народа, рол от к упрощению взгляда на исторический процесс, к недооценке «сего многообразия национальной жизни, и в теории, когда та или иная этническая система просто "подгоняется" под какой-либо исторически!! тип, и п политической практике, когда в процессе национально-государственного строительства форма национальной государст-гонпости определяется не потребностями самих народов, а тем, к какому типу "причислена" та или иная общность.

я-четвертых, следствием подхода к общественной жизни с точки зрения единого основания выступает существующая до сих лор в литературе абсолютизация идентичности развития различных народов, процессов интернационализации, вдет ли речь о демографических процессах или о формировании классовой структуры.

В-пятых, остаются вне поля зрент исследователей такие феномены, как национальный характер, национальная идея, несмотря на то, что здесь существует давняя историко-философская традиция, связанная с именами Л.Вольтглана, И.Г.Гердера, П.И.Ковалевского, русских славянофилов, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Н. Трубецкого, Н.О.Досского, Н.Ф.Федорова и др. Более того, существуют мнения, отрицающие вообще необходимость изучения этих феноменов. 'Геномеп русской идея стал предметом обсуждения участников "кругло-то стола" по теме "Россия и Запад: Современные тенденции общественного развития", организованного журналом "Коммунист" летом 1990 года, но такие исследования носят пока единичный характер.

В шестых, проблема воспроизводства превращенных форм национального сознания исследуется в основном лишь на личностном уровне, притом психологические аспекты является додакирущида. Не отрицая всей значимости этих вопросов, заметим, что было бы интересным рассмотреть национализм, национальный нигилизм и прочее как массовые явления, экономические, политические, этнические механизмы отзх явлений.

црль и задачи исследования. Как било отмечено, задачей теоретической соиподогпа должна стать разработка самой методология ана-

- 6 -

лиза национальных процессов и отношений, раскрытие структур! и основ них механизмов Функционирования этнических обаргостой, лх моста и специфики в системе человеческого общества. В этом'ключе и па основе подхода к этносу как к целостному "живому" социальному организму необходимо решение двоякого рода исследовательских задач: во-первых, надо определить, что же все-таки отличает этнос от всех иных общественных явлений, выделяет его в ряду прочих человеческих общностей. Центральны?.! здесь мог бы быть вопрос: в чем объективная необходимость существования этноса как феномена? Во-вторых, надо рассмотреть, что же "роднит" этническую систему с любо!} другой, и в частности, - социальной, системой, каковы их общие закономерности, произвольное вмешательство в которые может вызвать деструкцию системы; надо показать, что этнос, как и любая система, способен функционировать лишь при определенных благоприятных внешних условиях и до определенного предела внутренних возможностей. Центральный вопрос здесь: каковы закономерности функционирования этноса как системы? Решение этих задач становится возможным, па наш взгляд, только на основе "системного видения" объекта исследования, которое позволяет просчитать логику поведения любой этнической целостности. Весомый вклад в реализацию системного подхода к национальным процессам и отношениям может внести обаая теория систем, выполняя в данном случае роль методологического основания. В перспективе она дает возможность для моделирования поведения этнических систем и на этой основе - для прогнозирования конкретных ситуаций.

Возникает вопрос, что яе представляют собой механизмы, позволяющие этносу существовать в качестве устойчивой целостности в течение весьма длительного промежутка времени, несмотря на изменения внешней природной среды, внутренние трансформационные процессы, социально-экономические и политические изменения в обществе, заставляющие его когда-то покидать территорию своего формирования, раскалывающие его государственными границами и т.д.? Как народа, населяющие налу страну, могут сохранить свою уникальность, по-возможяо-сти избегать национальной нивелировки в условиях набирающего в последние годы скорость процесса разрушения "железного занавесеГ, вовлечения их в общемировую систему? Представляется очевидным, что, если эти механизмы функционируют нормально, то этническая система имеет естественную возможность постоянно "приводить себя в соответствие" меняющимся условиям внешней среди, релаксировать к устойчивому состоянию, воспроизводить свою уникальную культуру. Если лго

- 7 -

Оли естественным /чаца - искусственным/ способом оказываются нарушенными, этническая система утрачивает способность гибко реагировать на внешне возуущаищие воздействия, структура ев оказывается малоподвагаюй, из естественного "цементирующего каркаса" она превращается в окови, одерживающие развитие системы. Проблема опреде-лэнпя механизмов системной самоорганизации этноса, носящих социально-экономический, политический, культурно-исторический характер, условий их нормального функционирования является для нас центральной, Надо отметить, что здесь мы исходим прежде всего из того, что любие социальные и культурные феномены должны быть формой, способом существования рода "человек", представленного в своем реальном Лития, в том числе, и через совокупность этнических коллективов.

В рамках теории самоорганизации систем мргут решаться, на наш взглад, следующие проблемы национальной жизни:

- услоЕ1!я"выживания" этнических систем в процессе социально-экономической и политической динашпси и межнационального взаимодействия;

- возможности и "порог" развития той или иной национальной культуры, определение перспектив для того или иного народа;

- возможности п условия формирования многонациональных общностей и условия их распада;

- оптимизация использования исторического опыта народа и инонацио-начьных заимствований;

- цикличность национального сознания и самосознания;

- оптимизация возможностей управленческих структур в регулировании наштоначьных процессов и отношений.

Исходя из постановки проблемы, мы следующим образом формулируем цель нашей работы: в контексте рассмотрения «изни этноса как процесса его постоянной системной самоорганизации, анализа социокультурных механизмов, обеспечивающих воспроизводство его как уникальной целостности, определить некоторые возможности оптимизации национальных процессов и роль в ней управленческих структур.

На основе Пиохавленмой общей цели мы формулируем и конкретные задачи работы.

1. Определить возможности общей теории систем как методологической основы анализа национальных процессов: рассмотреть этнос .как нелинейную неравновесную систему, механизм прямых и обратных

ссдвой, проблеш открытости систеш, процесса ее усложнения, самоуправления, возможности неустойчивости.

2. Рассмотреть проблему определения природы этноса, этнической константы, преемственности и роли здесь национальных традиций, во- 8 -

прос о соотношении феноменов "относ" и "культура". Отмогим а.щсь, однако, что в работе ш фиксируем лишь состояние этой самостоятегп. ной большой проблемы, которая рассматривается в основном этнографией и культурологией. Обращение к ней необходимо нам для болие четкого "отграничения" объекта нашего исследования.

3. В совокупности социокультурных факторов, обеспечивающих воспроизводство этнической целостности, рассмотреть роль этнической территории и способов ее освоения, форм организации деятельности и способов общественного устройства, национальной государственности как институционального фактора этнической самоорганизации.

Методологической основой диссертации служат исследования в области общей теории систем, представленные в трудах Л. фон Еерталан-фи, А.А.Богданова, Н.Н.Моисеева, В.И.Вернадского и др.; некоторые концепции структурно-функционального направления в социологии /Т.• Парсонс, П.Сорокин/, ряд идей классиков марксизма, а татке - концепция этногенеза Л.Н,1^>лиева.

В качестве эмпирического материала используется результаты ряда исследований по этнографии и истории культуры, данные проведенных нами социологических исследований.

Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотре -яия взаимосвязи социальных и этяогенетических процессов, анализа функционирования этнической общности как"естественно8" самооргани-зушейся и самовоспроизводящейся системы, предложения некоторых принципов управления национальными процесса',та.

В работе выявляется некоторые особенности этнического, специфика феномена "этнос" раскрывается через анализ процесса взаимодействия человека и природы на уровне локальных человеческих коллективов. Бытие этнической целостности рассматривается как процесс самоорганизации неравновесной нелинейной системы, исследуются некоторые общие закономерности, а также некоторые конкретные проявления этого процесса.

В работе делается попытка рассмотреть роль ряда социокультурных факторов, обеспечивающих системную целостность и динамику этнической общности: способов освоения территории, форм организации хозяйственной деятельности, национальной государственности, обосновывается уникальность социальных форм, создаваемых каждым этносом на основе специфики национальной культуры, а также - неповторимость конкретных проявлений социальной динамики в различных .этнических системах. В этой связи анализируются некоторые современные пациона-

- 9 -

льные процессы в стране и причины их деформаций в последние года.

Апробация работы. Основные положения работы излагались автором на на/чных конференциях: "Проблемы перестройки мышления и психологии" /Горький, 1283/, "Общество к отчуждение" /Симферополь, 1989/, "Организация и управление" /Минск, 1989/, "Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР" /Ташкент, 1989/, "Человек и духовные ценности" /Кишинев, 1990/, "Культура межнациональных отношений в обществе и армии" /Москва, 1990/, "Этика и социология политической деятельности" /Владимир, 1990/. .Материалы исследования используются в процессе преподавания при чтении курса теоретической социологии и спецкурсов на философском факультете Уральского государственного университета.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 189 страницах, список литературы включает 178 наименований,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи работы, дается характеристика методологической основы исследования и его научной новизны.

Глава 1. "Теоретико-методологические основания исследования этнических систем". В §1. "Этнос как объект социологического исследования" рассматриваются некоторые подхода к определению сущности этнического, дается характеристика состояния данной научной . проблемы. При этом отмечается, что большинством авторов этническое рассматривается через перечисление призначоБ, характеризующих ш отдельные стороны реального существования этнических обгщостей, при котором Ене поля зрения остается сущность феномена "этнос". Такие признака этноса, как общность территории, языка, самосознания и т.д. в реальности.могут присутствовать, либо - отсутствовать у того ш иного народа. Поэтому возникает вопрос об объективных" "предельных основаниях" представленности человеческого рода через совокупность этнических коллективов. Используя в качестве методологической основы теорию этноса Л.Н.Гумилева, автор приходит к выводу о географической обусловленности этнического многообразия. Этн"С в этой связи определяется как территориально локализованный человеческий коллектив, возникавший на основе уникального способа его ацаптацп! к уникальным условиям географического региона. Одна- 10 -

ко, рассматривая подобный подход в контексте особой историко-философской и социологической традиции, связанной с именами Л.Вольтмагт, И.Г.Гердера, Ф.Гиддамгса, Г.Т.Бокля, Ф.Ратцеля, Э.Ренаяа, Н.Карее-ва и др., мы приходим к выводу о характерной для него некоторой описательности этнических процессов, о рассмотрении в его рамках лишь внешних проявлений поведения 'этнс-са на различных этапах этнической истории и отвлечении от тех общественных структур, форм, через которые этнос проявляет себя в кладом случае неповторимо. Поэтому системный подход к анализу феномена "этнос", снимающий списа-тельиость, предполагает, по мнению автора. Изучение социокультурных способов обеспечения оптимального функционирования этнических общностей.

Действительно, решение вопроса об объективных основаниях этнического многообразия неотделимо от постановки следующего вопроса: что яе является критерием устойчивости кавдой этнической общности, при условии, что территориальная'целостность для многих народов со временем утрачивается, или ~е этнос оказывается расселенным в пределах нескольких ландшафтных зон и т.п.? В работе анализируются . некоторые подходы к проблема этнической константы., В результате автор приходит к выводу о формировании совокупности устойчивых "способов деятельности",, ее стереотипов, технологии на основе специфических процессов адаптации человеческих коллективов к природной среде. Эта совокупность определяется понятием "культура", которая и выступает как устойчивей внебиологическиЗ внутриэтническиЗ механизм, конституирующий уникальную целостность, автономность и относительную устойчивость этноса. Таким образом, этнос рассмотри вается как территориальное явление по своим объективным основан -ям и как социокультурный феномен по способам- самовоспроизводства.

Понятие культуры, по мнению автора, позволяет уточнить саму "границу" отдельной этнической общности. В этой связи автор обращает внимание на разработанную в советской этнографии концепцию хозяйотвенно-яультурнше типов и историко-этнографических областей. Этнос существует как общность лвдей, имеющая единые хозяйственно-культурные особенности и, наряду с ниш,- общую историческую судьбу. Этническая культура, будучи внебиологическим способом самоорганизации этноса, формируя для иаждого из них особое отношение его членов к миру, конституирует целостность этноса и в пространстве, и во времени, органично "уйязывая" его предшествующие и последующие состояния. В этом смысле она - носитель "кода" ЕнегенетическоЗ пт^рмадпи" дет этноса, а элементарной единицей, "клеточкой" ву/..-

- 11 -

1урц, ь которой непосредственно "кодируется" прошлый этнический опыт, "хранятся" и диахронно передаются образцы деятельности, выступает традиция. Для рассмотрения социокультурных способов этнической самоорганизации в работе предложено остановиться на вопросе о. том, что представляет собой системная самоорганизация этноса, какой должна быть оптимально функционируют,ая этническая система, каковы ее основные характеристики.

§2. Этнос как нелинейная неравновесная система. Проблем методологии включает анализ основных характеристик этноса как функционирующей динамической системы на методологической основе общей теории систем и теории неравновесных систем и процессов. В работе обосновывается возможность и необходимость использования обшей теории систем для изучения национальных процессов и отношений, подчеркивается наличие определенной традиции этого плана в истории социологии и этнографии.

Анализируются такие характеристики систем, как неравяовесность, нелинейность, открытость, кооперативное» внутренней структуры. Все они выступают проявлениями системной самоорганизации, под которой понимается способность системы к постоянной перестройке внутренней структуры в соответствии с меняющимися условиями внешней среда, оптимального реагирования на внешние воздействия.

Неравноаесность системы, понимаемая как зависимость ее конкретных состояний прежде всего от происходящих в ней самой процессов, предполагает обусловленность состояния национальной экономики, политической системы, национального сознания и т.п. этнической культурой, традициями народа, его исторической судьбой, этническими процессами. В этой связи рассматриваются некоторые возмошости и условия "перерывов постепенности" в функционировании социальных форм этнических общностей, при этом подчеркивается необходимость поддержания оптимума входных и выходных процессов, оптимизации внешних воздействий, чередования устойчивых и неустойчивых состояний системы. Рассматривается также механизм действия положительных и отрицательных обратных связей, отмечается недопустимость абсолютного действия либо первых, либо вторых. Рассматривается зависимость' неустойчивых состояний этнических систем, когда обратные связи "меняют знак", от численности, "возраста" этноса, его иятегрирован-носги с другими этническими общностями, историко-культурного опыта. Отмечается возможность выхода системы из состояния неустойчивости через совокупность неразновесных скачков, а такяо - путем регуляции характера и силы шеших воздействий.

Для характеристики открытости этнической системы используется понятие энтропии, возрастание которой для социальных систем означает реализацию изначально заложенных возможностей в конкретных актах деятельности к ее продуктах. Если этнос - система открытая, его творческая активность, скорость производства энтропии зависят как от смены его внутренних состояний,/динамики численности, изменчивости социальных форм, сознания/, так и от взаимодействия со средой /изменений в природе, иноэтнического влияния/. Именно последнее обусловливает жизнеспособность национальной культуры, т.к. в изолированной системе возрастание энтропии'ведет к состоянию устойчивого равновесия, когда заканчиваются процессы развития и упрощаются структуры. При обмене же энтропией со средой энтропия может оставаться по с тошной или даже убивать, национальная культура ири этом получает извне новне организационные формы, дополнительные сдсзобн-деятельности, появляется новые потребности. Стремления к расширению ареала своей деятельности,, к "экспорту" элементов своей культуры также имманентно свойственно жизнеспособной этнической системе. Однако чрезвычайно важным является вопрос об обеспечении оптимума открытости этнической'системы, о выбора наиболее оптимальных, форм и способов межэтнического взаимодействия в тот или иной период. В работе рассматриваются некоторые процессы межэтнических контактов в области производственной деятельности и распространения отдельных идеологических систем, подчеркивается, что процесс инонациональных заимствований в этих областях не может быть прямолинейным, однонаправленным, он всегда противоречив, имеет "внутреннюю логику", нарушение которой ведет к гибели этнической системы.

В контексте рассмотрения нелинейности этнической система, понимаемой как несводимость последующих ее состояний к предыдущим, . анализируется роль в развитии национальной, культуры такого фактора, как национальный интерес: отношения к различным общественным субъектам по поводу обеспечения условий для сохранения и воспроизводства этнической целостности. Отмечается, в частности, что специфика национальных интересов обусловливает некоторую "инерционность" в поведении этнической системы, выраженную в том, что после прекращения внешнего воздействия система, обладая интересами, сформировавшимися в ходе его, какое-то время продолжает вести себя так, как если бы это воздействие продолжалось. В этом предположительно заключена одна из причин крайней абсолютизации центробежных тенденций в стране в последние годы, когда негативной, отношение регионов к

- 13 -

"центру" явилось способом выражения национальных интересов, сформе-ровавашхся еще в период предшествующих десятилетий и осознанных гораздо позднее.

В работе рассматривается кооаеративность структуры этнической системы, подчеркивается, что она обеспечивает то, насколько данное внешнее воздействие, проникая в систему, "приживается" в национальной культура. Так, если т> или иные общественные отношения или институты оказываются "чуадыми", неорганичными для данной этническй системы, они не могут обеспечить, например, оптимум межнационального взаимодействия, что ведет к разрушении национальной культуры. Отмечается, что проявлением кооперативное™ структуры выступает тенденция к ее усложнению, т.к. любая самоорганизующаяся система для эффективного реагирования на внешнее воздействие данной степени сложности должна обладать еще большей сложностью. Усложнение этнической структуры ведет к активизации этногенеза, этнических процессов, но прк этом отмечается необходимость оптимизации такого усложнения и строгой иерархии структурных звеньев, что поддерживает стабильность в система. Особо подчеркивается такое свойство кооперативной структуры, как агемпоральяость внутркэгнических процессов, наличие собственного времени существования всех элементов национальной культуры.

Кооперативное« внутриэгничэской структуры неразрывно связана с ее гибкостью, способностью к самообновлении в меняющихся условиях.

Содержательный анализ некоторых национальных процессов в нашей стране, как отмечается в работе, может быть осуществлен автором при наличии предположения, что большинство этнических систем на ее территории до настоящего времени функционируют как системы жесткие, имеицие тенденцию к упрощению структуры, к состоянию устойчивого равновесия при нарушении оптимума положительных и отрицательных обратных связей и оптимума межэтнического взаимодействия /причем в большинстве случаев в последние года национальные культуры стано -вятся "чрезмерно открытыми"/.

Глава П. Сопиокультуряыв Фактош воспроизводства этнической целостности. Данная глазза посвящена анализу таких социокультурных факторов этнической самоорганизации, как национальные традиции, способы освоения территории, форда организации деятельности, национальная государственность. В работе рассматривается их место в обеспечении синергатических свойств этнических систем, а также --некоторые тенденции и противоречия их функционирования в нашем обществе.

- 14 -

$1. Национальные традиции и оптимизация энтропийных процессов I этнической системе: проблема отношения к историческое опыту на-

включает в себя изучение вопросов о функциях, традиций в обос-¡еченпи системной целостности этноса и о генезисе традиций или - о (заимосвязи традиций и новаций. Опираясь на подход, рассматривания радиции как концентрирушие образцы деятельности, стереотипы, ко-'орие путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жпз-ж человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулн-юванного социального опыта, автор определяет ряд свойств традиций, [озволялдих от выполнять роль обеспечения целостности социума:

■ коллективный характер формирования, кодирования социальной шфор-¡ации;

- способность к интеграции индивидуального и надындивидуального отыта; _

■ отсутствие жесткости, однозначности в процессе регулирования.жиз-пг социального организма, песводимость традиций к алгоритма/*. [ачнне свойства позволяют традициям бить фактором самоорганизации гменно таких общностей, кап этносы /больших, слабо детериинировап-гая, обладающих высокой степенью стохастячности/. Традиции, с одно* ¡тороин, в силу собственной гибкости, всегда позволяют относу быть ¡истемой открытой, взаимодействовать со средой, а с другой стороны, ¡ни выполняют "охранительную функцию", не пропуская в этническую ультуру; то "новое", для которого "старое" 'оказывается не подготои-шнным достаточным образом, выступая тем самый в качестве особых гаханизмов поддержания оптимума производства энтропии этнической шстемой.

Анализируя процесс функционирования традиций в этнической системе, автор раскрывает следующие их функции:

- поддержание оптимального взаимодействия между предшествующий и юследугацими состояниями этнической культуры, когда иносиотемные 'включения", постепенно трансформируясь, становятся элементам на-тональной ку.аьтуры, а на то из них, которые "но вписываются" в су-^ствущую систему культуры, существуют своего рода традиционные запреты;

- существенное влияние на то, каким образов проникающее в нациопа-гьную культуру внешнее воздействие само меняет свое качество, ада-ттируясь в системе;

- управление процессом услокнеиня культуры, роста ее многообразия 1утем ограничения ее эволяцин и пошасния тагам образом надаглость*

. Б работе рассматриваются некоторые противоречия в процессе функционирования национальных традиций в регионах нашей страны, а такте - деформации в процессе управления, сознательного воздействия на традиции.

Рассматривается также механизм взаимодействия старого и нового в национальной культуре, в том числе - вопрос о месте б этнической системе конкретных субъектов-носителей инноваций, о'его изш-нении в процесса этногенеза и о формах проявления инноваций.

52. Этническая территория и взаимодействие входных и выходных цотоков: проблемы территориальной консолидации, оптимизации демографических процессов и способов освоения географической среды. В параграфе исследуется феномен этногерриториальной системы, подчеркивается, что саязь с территорией обусловливает определенную степень константности этнической культуры. 3 качестве одного из факторов этнической самоорганизации в плане обеспечения неравновесности и открытости системы анализируется явление экстерриториальной консолидации, рассматриваются свойства этнической территории, определяющие эффективность функционирования национальной культуры. Анализируется также процесс территориальных перемещений этноса, раскрывается зависимость их от особенностей национальных культур, специфики национальных интересов, характера соседних культур и территорий. Делается вывод о необходимости оптимизации этнотерриториальних перемещений для обеспечения жизнеспособности национальной культуры.

В работе рассматривается зависимость динамики численности этноса от возусиостей территории, специфики культуры, характера традиций, степени сложности и гибкости структур. В качестве проявлений самоорганизации системы на данном уровне показаны: регуляция есте--ственпого прироста населения, доли межэтнических браков, интенсивности иммиграции инонационального населения. Раскрывается роль процесса роста многообразия различных этнических групп в составе каждого этносб в этнической самоорганизации.

Далее в параграфе анализируется феномен "этнохозяйственный тип" раскрывается его содержание. На конкретном материале ряда республик страны показаны возможности деформации зтнохозяйственнов системы. Делается вывод об этнических особенностях добой хозяйственной системы, о том, что оптимизация управления национальной жизнью предполагает относительно независимое развитие хозяйства каждого региона на ос,ново учета его внутренней исторической "логики".

2П0ШШ. /Фошн/ человеческой деятельности.и - 16 -

кооперативность структура этнической системы. В параграфе рассп-тривается процесс "оформления" этноса в целостный социальный организм, в котором система взаимоотношений мевду ого членами представляет собой "актуализированный сраэ" системы национальных традиций, что обеспечивает кооперативность этнической целостности.

, Кооперативность структуры связей'л отношений медцу членами этноса проявляется в зависимости всего общественного устройства народа, его особенностей, и динамики; смены типов собственности, классообразования, трансформации политических режимов, процесса создания и развития национальной государственности, от особенностей отношения к природной среда и этнохозяйственного типа. В частности, в работе показана зависимость от этнохозяйственной сисюмн темпов классообразования, процесса формирования, продолжительности сутдествования и цикличности смены типов и форм собственности. На материалах республик Средней Азии рассматривается ситуация нарушения кооперативное™ этнокультурпой системы в результате искусственного "привнесения" несистемных общественных отношений, противоречие между социалистическими общественны!® отношениями и шого-численными, и часто - доминирующими докапиталистическими отношениями.

Далее отмечается, что кооперативность структуры отношений между членами этноса предполагает, что проникающее в систему внеи-нее воздействие меняет свое качество, что является условием его превращения из "несистемного'включения" в элемент национальной культуры. Хорошо скооперированная структура общественных отношений в этнической системе, выступающих актуализированным срезом пационатъ-ных традиций, и обеспечивает этот процесс. В этой связи рассматривается процесс реализации в республиках Средней Азии некоторых управленческих репений об организации малых производственных предприятий, принятых на союзном уровне, отмечается его специфика.

В работе анализируется также процесс усложнения структуры общественных отношений в этнической системе так проявление ее неоперативности. С этой точки зрения раскрывается этнооргапизующая роль многообразия типов и форм собственности, социальной иерархии. Показана неодинаковая роль различных элементов социальной структуры в процессе Функционирования этнической систеш, отмечается наличие социальных групп, "берущих на себя" функцию трансформации систеш п "отпэчашшх" сохранение ее стабильности. Предложены яигЬторШ) методологические принципы определеня места той или иной садигль«"/* грутп/я в этнокультурной систеш. На материалах роспуб.дак Ср<>дпсг2-Ази:т рассматриваются особенности нашижпльяой иатоляиг,епдап.

. §4. Нациодадьная государственность кал институциональный фактор зтяичес^ой самоорганизации: проблема соотношения национального и государственного суверенитета. В параграфе рассматривается процесс формирования в этнической системе внутренних управленческих структур, вопрос о месте государственности в процессе этнической самоорганизации. Раскрывается этнокультурная' обусловленность самой потребности в создании национальной общностью собственной' государственности, подчеркивается обусловленная этнохозяйствешшм типом специфика темпов, исторических сроков этого процесса, особенности 1оры государства у различных народов. Рассматривается этноконсоли-дирущая роль национального государства, его роль в заците национальных интересов в межэтническом взаимодействии и в процессе формирования метаэтническшс общностей. Эти вопросы рассматриваются с использованием конкретного исторического материала. Анализ их приводит к постановке проблемы возможности л необходимости создания для все:! народов страны однотипных государственных структур, а также -необходимости "суверенизации" государственной власти во всех ео регионах.

В этой связи анализируется феномен государственного суверенитета, который определяется как "полновластие государства на своей территории". Но если государственность рассматривается лишь как средство этнической самоорганизации, суверенитет должен представлять собой не просто верховенство или независимость власти, а меру добровольности отказа общностью лвдей от части своих прав в пользу государственной структуры с целью прежде всего наиболее эффективного функционирования самой общности. Рассматривая в качестве источника государственного суверенитета этническую общность, автор определяет национальную суверенность как объективную основу суверенитета национально-государственных формирований, как политико-правовое свойство этноса, в силу которого он путем свободного волеизъявления 'самостоятельно определяет свой политический статус и ос] ществляет реализацию моделей этнокультурного развития на основе права на самоопределение. Национальна суверенитет не сводится к политическому самоопределению и образованию государства. 3 работе рассматриваются различные стороны содержания национального суверен] тета, некоторые проблемы и противоречия его реализации в налей стр* не, анализируются законодательные акты о суверенитете ряда национальных республик.

В заключении диссертации формулируются основные выводы и '¡п -качаются перспективы дальнейшего исследования.

По теме диссертации опубликованы следующее работы:

1. К вопросу о вклэтенностп личности-в мехнапиочалышэ отношения //Человеческий фактор: сущность, закономерности развития к пути активизации: Тез. выстулл. участников УП Всесоюз. филос. чтк-нпй молодых ученых. М., 1987. С.313-315. .

2. Межнациональные отношения в системе общественных отношений/ Сб. деп. статей. М., 1988. Дел. в ШШОВ JS32416.

.3. О воспроизводстве системы отчукденпл в межнационатьннх отношениях //71 семинар по проблемам методологии и теории творчества: Тез выступл. Симферополь, 1989. С.114-115.

4. Народный суверенитет: нравственные и правовые основы функционирования государственной структуры /Л1о£аль, право, перестройка: Тез. конф. Уфа, 1S89. С.47-50.

5. Саморазвитие ¡этносоциальных систем и национально-государственное строительство //Диалектико-материалнстическая попцепция са-тлодвЕкеяия п современность. Пермь, 1989. С.224-226. (В соавт. )

6. К вопросу о совершенствовании системы управления в области межнациональных отношений //Организация и управление: Тез. докл. Всесоюз. науч.-теор. конф. Минск, 1989. Вып.З. С.43-45,

7. К вопросу о политических основах диалектики национального и интернационального в разЕитиии духовной культуры //Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР: Материалы респ. науч. конф. Ташкент, 1989. Вып.2. С.125-127.

8. К вопросу о политико-правовых основах повышения культуры межнационального общения //Культура межнациональных отношений в ос ществе и армии: Материалы Всесоюз. конф. М., 1990. С.118-120.

9. О понимании в отношениях между народами //Актуальные проблемы формирования мировоззрения в условиях, комплексного развития регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера: Материалы науч.-теор. конф. Петропавловск-Камчатский, 1990. С.95-99.

10. К вопросу о совершенствовании социальной структуры в национально-государственных формированиях //Тенденции и факторы совершенствования социальной структуры советского общества в условиях перестройки: Тез. респ. конф. Краматорск, 1990. C.54-5G,

11. Духовные ценности и процесс воспроизводства этнической целостности //Человек и духовные ценности: Тез. науч.-тоор. конф. Кишинев, 1990. С.120-125. '