автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Самореализация человека как феномен русской ментальности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Шамолин, Роман Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Самореализация человека как феномен русской ментальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шамолин, Роман Валентинович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Методология исследования феноменов самореализации и ментальности и их определение.

§ 1. Методологические принципы анализа и интерпретации феноменов самореализации и ментальности.

§ 2. «Самореализация» и ее трактовка как философской проблемы

§ 3. Ментальность в ее архетипических образах

ГЛАВА ВТОРАЯ. «Вожделеющее начало» как кардинальный принцип понимания самореализации человека в русской ментальности .*.

§ 1. «Вожделеющее начало» как архетип самореализации человека

§ 2. Реализация «вожделеющего начала» в социально-бытовом контексте русской культуры

§ 3. Реализация «вожделеющего» начала в социально-политическом контексте русской культуры

§ 4. Культурно-философская рефлексия как отражение экзистенциально-ценностных аспектов русской ментальности

1. Культурно-философская рефлексия как отражение социально-бытовых и политических интенций

2. Культурно-философская рефлексия как отражение «дионисического вожделения»

3. Культурно-философская рефлексия как отражение «духовного вожделения»

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Шамолин, Роман Валентинович

В современную эпоху тема самореализации представляется очень важной, проблемной. Однако во многих областях современной социально-культурной жизни интенции людей лишены какого-либо над (вне) утилитарного, бескорыстного смысла, а человеческая активность вдохновляется зачастую не высшими, «духовными» импульсами, а низшими, эгоцентрическими потребностями.

Современное русское общество в своем большинстве находится в состоянии отчужденности от тех духовных устремлений, что могли бы стать основанием пути к просветляющим идеям, основанием пути к «Истине». Ситуация в нем такова, что ведущую роль играет принцип «полезности», опирающийся на авторитеты псевдопророков «чудесных» экономических моделей и цивилизационных парадигм, которые обещают прежде всего удовлетворение чисто материальных запросов на путях потребительства. Как видится, это есть ситуация отчуждения от Бытия, которое находится за пределами забот человека только о повседневных благах. В этой ситуации не обретается понимание цельности человека и Бытия.

Критерием самореализации зачастую служит лишь та польза, которую из мира и человека можно извлечь. Кажется, что русское духовное пространство, глубина русской ментальности и культуры как бы сузилось под давлением доктрин рынка и потребительства.

Подобное положение не может оставлять безучастной русскую философскую мысль, за плечами которой многовековая духовная традиция и в особенности - творческий расцвет второй половины XIX т - начала XX т столетия. Современная тенденция к отчуждению от Бытия актуализирует для исследователя обращение к теме человеческой самореализации.

Это актуально тем более, что такое обращение востребовано смутным ощущением нехватки духовной жизни в самом обществе, тоской как неотрефлексированным состоянием многих современных индивидов. Как видится, если русская философия не окажется способной ответить на этот вызов настоящего времени, то самоотчужденность и тоска людей будут искать своего разрешения в иных парадигмах, более наивных и амбициозных, примеры которых дают многочисленные национально-политические, религиозные и оккультные движения.

При этом необходимо отметить, что в русской ментальности как в призме преломляются процессы общечеловеческого духовного кризиса. Отсутствие глубокого, целостного понимания трансцендентного, потустороннего для коммерческих и социально-политических интересов смысла человеческого существования, отсутствие стремлений к духовному преображению определяют господство сообщества «новых варваров»1. Этот темный аспект жизни XX ш столетия уже давно открыла современная западная философия и психология, например, в лице Э. Фромма и К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, К.Г. Юнга.

Представляется, что культурная ситуация диктует потребность отрефлексировать те глубинные процессы, которые ведут к затрудненности самореализации человека в сфере духовно-нравственного пространства.

Проблема так же состоит и в том, что современная философия и гуманитарные науки далеко не всегда готовы к такому осмыслению. В контексте их основных парадигм самореализация понимается как фактическая проявленность человека через свою деятельность, через свои отношения с миром. Но что соотносится с миром и что реализуется в нем - вот проблема актуальная и сущностная, но Новые варвары или самотворящая личность?// Ин. лит-ра. № 2, 1980 которая зачастую выносится за скобки словосочетаний, морфологически связанные с корнем САМО. Представляется, что таким образом выносится за скобки и проблема самого человека, уступая место проблемам его деятельности. Сторонники понимания человека как продукта социума и как существующего для социума, -как бы распределяют его по сферам соприкосновения с фиксируемой эмпирической действительностью, игнорируя человека как трансцендентное, «потустороннее» для социума Бытие, как тему, причастную к идее «Вечности».

Точка зрения на сущностную важность обращения к некой бытийной, «мистической» глубине в человеке конфликтует с доминирующим в современном научном сознании позитивизмом. Господствующая установка позитивизма, основанная на преобладающем интересе к осмыслению временных, преходящих для сознания феноменов - принципиально отрицает постижение сущности вещей и процессов, в конце концов, лишая для себя всякого смысла поиск и нахождение человеческой бытийной «первореальности», раскрытие человека как «вечной темы».

Проблема человеческой реализации зачастую сводится ее современными исследователями до энергичного, многовариантного приспособления к изменчивой эмпирической действительности. Проблема человека как «вечной темы» уступает место проблеме социальной ангажированности, в которую личность скрывается, как в некую платоновскую «пещеру», от тревожащих конформистское дознание вопросов, обращенных к глубинному смыслу собственного 5ытия: Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?.

Актуальность данной работы основывается на рассмотрении этих вопросов и вышеуказанных проблем в контексте русской ^ентальности. На обширном культурно-историческом материале 1сследуются истоки отчуждения человека от Бытия. Так же обращается особое внимание на те моменты человеческой самореализации, где происходит наполнение жизни индивидов, а в отдельных случаях и народа - экзистенциально-духовным содержанием. Как видится, подобное исследование может способствовать развитию начинающих все же возрождаться бытийных ценностей русского мировоззрения, способствовать преодолению узко-утилитарных тенденций современного общества.

Представляется, что указанные актуальные современные проблемы в теме исследования самореализации проистекают в значительной степени из авторитарной роли системно-рационализирующего, рассудочного начала в культуре.

В истории философской, исторической, социологической мысли авторитарные проявления овеществляющей рациональности в изучении проблемы человека и его самореализации можно узнать в творчестве многих великих мыслителей. Необходимо вспомнить в этом отношении «Государство» и «Законы» Платона; «Политику» Аристотеля; иерархию «причинности» Фомы Аквинского; логико-математический и геометрический объективизм Р. Декарта и Б. Спинозы; социальные и психологические конструкции Т. Гоббса и Дж. Локка; «общественный договор Ж. Ж. Руссо; «идею всеобщей истории» И. Канта; «философию истории» Г. Гегеля; позитивизм О. Конта и Г. Спенсера; «экономический детерминизм» К. Маркса и его последователей.

В современном культурном сознании авторитаризм и волюнтаризм принципа рациональности прослеживаются в работах таких зарубежных исследователей, как Ю. Хабермас; Б. Рассел; А. Шафф; О. Тоффлер; Дж. Холтон; С. Вирт; Д. Белл; Фр. Фукуяма; К. Поппер; Р. Мертон.

В русской культурно-философской мысли, которая является важнейшим предметом данной диссертации, тенденция авторитарного рационализма, принявшая социо-политический тон, присутствует в творчестве Иосифа Волоцкого, Иоанна Грозного, С. Полоцкого, П.Я. Козельского, М.В. Ломоносова, Г.В. Посошкова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, К.П. Победоносцева, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.А. Кропоткина, Г.В. Плеханова.

В советский период торжествует догматический рационализм марксистского толка, представители которого закрывают тему человека и Бытия идеологическими системами. Наиболее яркие представители этой теории и практики: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, И.В. Сталин. И философия, и литература, и наука, и искусство, - все загонялось в жесткие рамки исходной «политической программы». Проблема «духовности» человека просто не ставилась. И более поздние времена Советской идеологии, эпоху «застоя», - можно назвать по словам современного философа русской истории, A.C. Ахиезера, - «самым неромантическим этапом»1 для духовной жизни.

Времена перестройки в сфере отечественной гуманистической мысли так же отличаются акцентированием внимания на социальных и экономических вопросах человеческой жизни. Авторы многочисленных работ этого направления вдохновляются прежде всего противопоставлением буржуазно-либеральной модели развития или же модернизированного марксизма советскому тоталитаризму, но очень мало внимания уделяется «бытийным», экзистенциальным основаниям судьбы как личности, так и сообщества. Здесь можно назвать такие имена, как М.В. Баглай, VI. А. Барт, А.Я. Гуревич, K.M. Кантор, И.Д. Ковальченко, В.И. Купцов, Н.И. Лапин, В.М. Межуев, Ф.Т. Михайлов, А.П. Назаретян, \.Yl. Огурцов, Д.В. Ольшанский, А.И. Ракитов, В.М. Розин, Э.Ю.

Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997 г., т. 1, стр. 589

Соловьев, Н. Шмелев и другие. Тенденция социологизированного рационализма вновь торжествует.

Однако человеческая мысль всегда переходила через пределы рациональных систем, направлялась к Бытию как к теме духовной, необусловленной, никогда полностью не определимой. В попытке приобщения к Бытию рождалось осознание свободы и возникали наиболее глубокие философские прозрения. Человек рассматривался в контексте бытийности.

Идея этой духовной онтологической философии видна в творчестве мыслителей античности, к примеру, у Платона и Марка Аврелия, у Отцов Церкви Средних веков, например, у Дионисия Ареопагита и Иоанна Лествичника, у философов эпохи Реннесанса, к примеру, у Я. Беме.

Эта тенденция проявляется в трагизме познания у Б. Паскаля; присутствует некой вдохновляющей основой даже у таких классических рационалистов, как И. Кант и Г. Гегель; расцветает у Ф. Шеллинга, наполняет бунтующую философию Ар. Шопенгауэра, Фр. Ницше, С. Кьеркегора, Т. Карлейля.

На проблеме взаимоотношений человека и необусловленного Бытия выстраиваются философские постижения А. Бергсона, О. Шпенглера, Эд. Гуссерля, X. Ортеги-и-Гассета; из нее выходит экзистенциализм К. Ясперса, Ж.П. Сартра, А. Камю; «глубинная психология» К. Юнга.

В сфере русской философской культуры, реализующейся чаще всего в религиозных и литературных формах, направлению хдуховного» приобщения к Бытию и связанным с этим приобщением хдуховным» проблемам человеческой самореализации следуют в ;воем творчестве не менее мощные и разноликие фигуры: митрополит Илларион, Владимир Мономах, Нил Сорский, Дмитрий Ростовский, Державин Г.Р., Лопухин И.В., Новиков Н.И., Карамзин

Н.М., Чаадаев П.Я., Пушкин A.C., Одоевский В.Ф., Гоголь И.В., Хомяков A.C., Кириевский И.В., Герцен А.И., Тютчев Ф.И., Достоевский Ф.М., Толстой JT.H., Чичерин Б.Н., Соловьев B.C., Трубецкой E.H., Бердяев H.A., Франк С.Л., о.С. Булгаков, Лосский Н.О., Эрн В.Ф., Новгородцев П.И., Иванов Вяч., Вышеславцев Б.П., Федотов Г.П. и многие другие.

Даже в Советскую эпоху, при условиях тотального давления на свободную, духовную мысль реализовали себя в России такие например личности как А.Ф. Лосев, Д.Л. Андреев, Я.Э. Голосовкер, М.К. Мамардашвили, Д.С. Лихачев, М.Ю. Лотман, Г.Д. Гачев.

Русское гуманитарное осознание наших дней, как видится, только вступает на путь полноценного освоения бытийной, духовной тематики человеческой самореализации. Здесь известны работы таких авторов, как A.C. Ахиезер, A.A. Искандеров, И.В. Кондаков, С.Б. Крымский, Л.В. Карасев, Н.М. Концевич, B.C. Степин, В.И. Толстых, И.Р. Шафаревич.

Проблемы духовно-ценностной самореализации человека интересно освещаются в философских позициях таких авторов, как В.В. Бибихин, о.А. Мень, В.И. Мильдон, Л.А. Коган, Ю.В. Петров, Г.С. Померанц, B.C. Степин, В.И. Супрун, B.C. Швырев, В. Штепа.

Но надо заметить, что несмотря на исследования этих современных авторов, в сегодняшней российской саморефлексии недостаточно уделяют внимания бытийным, духовным, экзистенциальным истокам человеческой самореализации в ряду других, социальных, природных, национальных истоков.

Указанные факторы современного состояния и сознания 1еловеческого сообщества, а так же указанные тенденции философской, гуманитарной мысли позволяют увидеть глубокую троблемность человеческой самореализации в контексте русской дентальности.

Предметом данного исследования выступает в первую очередь специфика реализации человека в русской ментальности, истоки которой восходят к бытийной глубине человеческой души. Иррациональность и экзистенциально-ценностная неоднозначность русской ментальности не дают человеку рационального успокоения и благодушного примирения со своей судьбой, и они же приглашают его заглянуть в свои истоки, в неопределенность глубин своего существования. Данное исследование обращает основное внимание на пути ценностных переживаний этих глубин в пределах русской ментальности.

Предметом исследования является так же сама русская ментальность как многозначный феномен, в котором отмечаются несколько пересекающихся, но самостоятельных направлений.

Предметом, связующим самореализацию и ментальность рассматривается такой архетип волевой интенции человека, как вожделеющее начало, по проявлениям которого можно делать суждения о характере и смысловой значимости самореализации и ментальности.

Цель данной диссертации следует определить как выявление принципов анализа, понимания и интерпретации самореализации человека в его экзистенциальных проявлениях в рамках русской ментальности, определение и интерпретация которой как философской проблемы так же является предметом анализа.

Что касается задач данного исследования, то их можно определить следующим образом:

1. Исследовать характер русской ментальности через экзистенциальное постижение и анализ социо-культурных феноменов русской истории.

2. Проанализировать смысловые ценности отношений русской ментальности с ее бытийной «первореальностью».

3. Рассмотреть истоки тех состояний русской ментальности, которые побуждают человека, с одной стороны, отдаляться от бытийного экзистенциального опыта в сферу социальной определенности, с другой стороны - совершать «прорывы» в Бытие.

4. Показать, что принципы самореализации человека в русской ментальности далеко не всегда детерминированы логическими законами и условиями внешней, природно-социальной жизни, но вдохновляются так же истоками экзистенциальными, «потусторонними» для рациональных и социальных мерок. В связи с этим обратить внимание на самобытность русской культурно-философской рефлексии, основанной не столько на «познании», сколько на «переживании» истины.

5. Исследовать проблему выбора и интерпретации русской душой ценностных архетипов своей самореализации.

Для осуществления полноценного и адекватного исследования требовалось применить определенные поставленными задачами методы.

1. Методэкзистенциально-онтологическойрефлексии, предполагающий рефлексию как «погружение в глубину» феномена самореализации, в его сущность посредством осознанного «переживания». Через «переживание» постигается экзистенциальный характер как отдельного человека, так и сообщества, накладывающий печать на их самореализацию. Такое «переживание» выявляет причинную обусловленность феноменов самореализации и ментальности некой экзистенциально-бытийной заданностью, экзистенциальным характером.

Метод логического анализа, предполагающий анализ причинной обусловленности самореализации человека, ее сопряженность с экзистенцией. Логический анализ позволяет размышлять над некоторыми детерминирующими здесь факторами и определить структуру исследования таких трудноопределенных и многогранных феноменов, как самореализация и ментальность.

3. Исторический метод подразумевает рассмотрение проявлений человеческой самореализации именно в контексте русской истории, на основе фактического социо-культурного информационного массива, с привлечением и размышлением над интерпретациями событий русской истории и проявлений русской ментальности со стороны видных представителей русской философской мысли. Этот метод носит не исторический, а прежде всего философско - исторический характер, так как направлен на выявление сущностных, а не событийных характеристик исторического процесса.

4. Органично связан с экзистенциально-онтологическим и философско-историческим методами аксиологический метод, позволяющий определить ценностные ориентации и культурные детерминанты в тот или иной период экзистенциального состояния ментальности.

5. Метод дополнительности, полифоничности, позволяющий сочетать рациональные принципы исследования с иррациональными, такими, как, например, «переживание истины», а так же с принципами культурно-исторического анализа. Данный метод позволяет объемнее обхватить весьма неоднозначный предмет исследования.

Главной философской опорой в диссертации являются теоретические работы русских мыслителей. Это объясняется тем, что при исследовании экзистенциальных феноменов русской ментальности, по сути своей иррациональных, - необходима ориентация на источники философской рефлексии, так же основанные на опыте иррационального. Как видится, этим характеризуется русская философская мысль, вдохновляемая не столько принципами познания, сколько принципами переживания, принципами экзистенциальными. Темы самореализации и ментальности не могут быть сведены лишь к рациональной системе, и в осмыслении их наиболее уместно опираться на философскую традицию, известную своим критическим отношением к системным рамкам и настроенную на человека как на духовное целое, включающее в себя как познаваемое разумом, так и постигаемое лишь интуицией, неким «духовным чутьем». Таковы взгляды П. Чаадаева, А. Герцена, Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, Н. Бердяева и др.

Так же теоретическим базисом в данном исследовании является традиция европейского иррационализма в философии, «философия жизни» и экзистенциальная философия XX века. Мыслители этих направлений стремились к осознанию человека не как «вещи», обусловленной другими вещами, но как «вечной темы», как сущности, не определяемой законами рациональной причинности. Такие тенденции отражаются, например, в философии Гераклита, Платона, Я.Бемэ, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Т. Карлейля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Хайдегера, Э. Фромма, в психоанализе К. Юнга и Э. Ноймана.

Интересно отметить, что данные направления западной философии тесно коррелируются со свойствами философии русской. Например, близость идей объединяет Н. Бердяева с Ф. Ницше и О. Шпенглером, Б. Вышеславцева с К. Юнгом и т.д. Это позволяет говорить, несмотря на огромную разность школ, о некой единой духовной парадигме, основанной на экзистенциально-энтологическом понимании темы человека.

В диссертации принимается определенная попытка на основе анализа упомянутых выше авторов, а также на результатах исследования исторических феноменов и размышлениях предложить собственную интерпретацию состояния человека, которая как бы кристаллизуется в следующих аспектах:

В новой постановке проблемы человеческой самореализации, когда определяющим фактором рассматривается иррациональная самость» человека, делающая свой экзистенциальный выбор в отношении к Бытию. Самость представляется автором как результат изначального бытийного процесса, связанного с человеком, в котором происходит выявление человека как «иного» для Бытия, как бытийно самостоятельного феномена. В своей самостоятельности человек может увеличивать собственную «инаковость», больше и больше отчуждаясь от необусловленности Бытия, создавая и укрепляя собственное измерение жизни. Этот процесс может быть назван «о-веществлением», т.е. уходом от бытийной первореальности в пространство, где приоритет стоит за «вещами», созданными человеком. Такими «вещами» могут выступать родовой эбычай, государство, социальная роль, конфессиональный традиционализм, собственность и т.д. Но человек может так же проявлять интенцию к соединению с бытийной первореальностью, которую он воспринимает как неопределимое, «вечное» начало в экружающем мире и в себе самом. Он может обращаться к этому тачалу как к «сущности» жизни, признавая его превосходство над иром вещей. Реализация подчиненная такой интенции, может быть

АР

1азвана «о-существ®а®нием». В выборе человеком интенции «о

АЕ $еществления» или «о-существедфния» проявляется его (экзистенциальный характер», характер его «самости», ткладывающий печать на весь культурно-исторический процесс. Этот «экзистенциальный характер» есть иррациональное, зачастую 1ффективное начало в человеке, без учета которого видится невозможным представить себе цельную картину его самореализации.

В новом подходе к исследованию глубинных проблем русского культурного континуума, русской ментальности, состоящем в рассмотрении этих проблем через призму такого архетипа человеческой самореализации, как «вожделение». Предлагается новое, нетрадиционное понимание этого архетипа через выявление в нем «духовного» и «дионисуического» аспекта. Представляется, что область «духовного», «вечного» черезмерно рационализировалась классической философией начиная с авторитета Платона и феномен «духовности» чаще всего отождествлялся с «разумностью». Но такой подход видится слишком ограничивающим потенциал человеческой реализации. Иррациональные интенции человека, адекватно коррелируемые с феноменом «вожделения», - могут наполняться «духовным смыслом». Эти процессы ярко видны на примере русской ментальности, в рамках которой формируется представление не о «разумном созерцании» или «понимании» духа, но о «стяжении духа», т.е. о соединении с духом человеческого «вожделения».

Так же достойно обоснования и «дионисическое вожделение», под которым понимается некая «анархическая интенция» в человеке, его безудержное растворение в неопределимости и необусловленности Бытия, сравнимое с древним «дионисическим инстинктом» растворения в бессознательных глубинах природы, о котором говорили Ф. Ницше и Вяч. Иванов. В контексте русской ментальности на «дионисическом вожделении» основаны такие феномены, как «русский бунт», «русская вольница», драматизм хлишнего человека».

Для осмысления ментальности использование архетипа «вожделения» видится важным средством для ее корреляции с жзистенциальными, не рационализируемыми глубинами.

В новом подходе к понятию «ментальность», состоящем в существенном расширении современных и классических ее трактовок. Ментальность рассматривается как сфера человеческой реализации, где зарождается ценностное отношение человека к своей «самости», к собственному «экзистенциальному характеру». Ментальность предстаёт как воспринятая и конкретно-прожитая экзистенциальная установка, как процессы «о-веществления» и «о-существования», воплотившиеся в ценностные аспекты человеческой судьбы. Ментальность есть отрефлексированный, «проговоренный» экзистенциальный характер, и в этой рефлексии возможно не только согласие человека со своей экзистенциальной установкой, но и критическое к ней отношение, и желание ее трансформации. Впервые ментальность рассматривается через ценностно-смысловые категории такие, как:

• «социально - природная»;

• «дионисическая»;

• «духовная».

Конструктивность данного подхода подтверждается на значительном объеме культурно - исторического материала.

В новой для проблемы ментальности и самореализующегося в ней человека концентрации исследования на экзистенциально-онтологической парадигме русской и современной западной философии, которая представляется как подход к теме человека через экзистенцию как метод погружения в рассматриваемый феномен и через онтологическую рефлексию, благодаря которой возможна объективация опыта экзистенции в контексте логического анализа и универсальных бытийных феноменов.

В новом обосновании своеобразия русской ментальности, принципы существования которой не могут быть сведены к распространенным сегодня западным парадигмам развития человека

16 и общества, а так же к национально-государственной, «византийской» парадигме, развивающейся сегодня в идеологиях русских националистических движений и партий. Автором проводится анализ ценностей русской ментальности и делается вывод о таком ее характерном свойстве, как «бытийная открытость», усиленная, хотя зачастую бессознательная воля к «о-существлению», для которой снижена значимость «вещественных» ценностей. Эта «бытийная открытость», устремление к «необдуманному» обладает в русской ментальности и деструктивными качествами, как например, социальная и гражданская безответственность русского человека, и качествами «просветленными», «духовными», как, например, воля к «соборности», к «всеединству», отмеченная русской философией и литературой.

В новом взгляде на возможности выхода русской ментальности из современного социально - культурного кризиса через экзистенциально-духовную саморефлексию и философский анализ ценностных и культурных установок русского человека, который может применяться в сферах преподавателькой и исследовательской деятельности в рамках гуманитарных наук.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Самореализация человека как феномен русской ментальности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращаясь к целям и задачам, поставленным перед данным сследованием, можно сделать следующие выводы:

Диссертационная работа подтверждает эффективность римененных в ней принципов понимания, анализа и интерпретации • еномена самореализации человека. Принцип экзистенциально-нтологической рефлексии позволяет рассматривать самореализацию ак бытийную тему, связанную не только с культурно-историческим онтекстом, но и с иррациональной необусловленностью Бытия, в тношениях с которой складывается характер самореализации, [онимание такой связи позволяет не сводить исследование к остановке рационализированных детерминант, но ориентироваться а осознанное «переживание» экзистенциальных истоков изучаемого еномена.

Процесс реализации экзистенциального характера человека, его амости, - плодотворно осмысливается с помощью метода сторического анализа, который дает возможность адекватно эединить бытийную реальность с со-бытийной, т.е. роанализировать соотнесенность рационально не-определимого ытия с феноменами культурно-исторической жизни. Это редставляется необходимым условием для того, чтобы сследователь, «погружаясь» в экзистенциальный контекст, не терял зязи с конкретно- эмпирическим контекстом человеческого у'ществования.

Рассмотрению ценностного значения связей Бытия и со-бытий шореализации способствует аксиологический подход, благодаря эторому возможна смысловая интерпретация этих связей и пределение их места в человеческой душе.

Данные подходы, организованные по принципу ополнительности, позволяют исследовать русскую ментальность, ыступающую основным предметом работы, - как феномен, несущий себе несколько экзистенциально-ценностных уровней амореализации человека: природно-социальный, дионисический, уховный.

Впервые ментальность рассматривается как экзистенциальная гма и впервые она интерпретируется через призму соотнесенности кзистенциальных и ценностных, в том числе - духовных арактеристик человека. Например, традиционная русская эциально-бытовая инертность, русская «лень», - предстала здесь ак экзистенциальный феномен, как содержание ментальности, меющее глубокий бытийный характер, а «русский бунт», помимо воих экзистенциально-анархических, деструктивных качеств, аскрылся как «духовная тоска», как бессознательное стремление еловека к сущностным, сверх-вещественным ценностям.

Исследование ментальности в контексте состояний ее энкретной реализации (социально-бытовое, социально-олитическое, культурно-философское) позволило выявить ытийные и духовные содержания в каждом из этих состояний, не ротивополагая, по традиции, «недуховный» социально-бытовой шект «духовному» религиозно-церковному и культурно-илософскому. Напротив, открылись более глубокие духовные ^ыслы социально-бытовой жизни, например, тема «лишнего зловека» или тема «экзистенциальной неохоты», а в религиозно-грковной жизни, в философии XVIII - XIX в.в., в культуре ХХ-т гка было отмечено частное преобладание бытовых, социальных, элитизированных мотиваций.

Сами события русской истории и культуры, понятые через сзистенциально-ценностные характеристики, открылись ногогранностью своих значений. Например, принятие православия редстало, с одной стороны, актом утилитарно-политическим, -веществляющим пространство русской культуры в интересах азвивающегося авторитарного государства. Но с другой стороны, го событие сильнейшим образом соответствовало духовным отенциям ментальности, активизировало в ней такую сферу еализации, как «мистическая нравственность», дало сущностные снования для расцвета древнерусского искусства.

Реформы Петра Великого имеют весьма неоднозначное не элько историческое, но и экзистенциальное значение. Здесь ачинается отрыв социально-бытового и политического начал от эадиционных религиозных авторитетов, авторитетов «слова», ачинается увлечение путями технократизма и социального рагматизма. С одной стороны, это знаменует отрыв самореализации г сферы «мистической нравственности», от экзистенциальных еалий «Святой Руси». С другой стороны, это знаменует свобождение самореализации от родительского авторитета ерковно-уставной традиции и дает русскому человеку свежее щущение силы, могущества как экзистенциальных ценностей, дохновляющая весь XVIII век идея «Великой России» зидетельствует об открытии в ментальности новых глубинных, енностных смыслов. Кроме этого, в непосредственно духовной изни русского человека начинается новая, самостоятельная стивность, лишенная постоянной зависимости от «отеческого» зторитета исторической церкви. Первым, до сих пор слишком мало цененным ростком этой новой духовной свободы можно считать усское мистическое масонство, в котором положено начало шостоятельному развитию русской духовной ментальности, роявившейся великим расцветом литературы, философии и скусства веком позже.

Современный, постперестроечный период русской истории так :е предстает неоднозначным явлением с точки зрения оотнесенности с Бытием. Видна как освобожденность русского еловека от овеществляющих стандартов тоталитарной осударственно-партийной идеологии, исказившей духовно-енностный облик ментальности и культуры, так и попадание его в ависимость от новой идеологии, тоталитарной и овеществляющей е в меньшей степени, идеологии «рыночных отношений». Бытийная пубина человека оказывается не востребованной, хотя, казалось все нешние условия социально-политической и идеологической езависимости для этого есть. Обращенность к западным образцам эциальной, бытовой и культурной жизни затмевает обращенность к ущностным началам своей самореализации, к началам Духа. И если эпоху петровских реформ ориентация на Запад соизмерялась с деей «Великой России», то в настоящее время это соизмерение ало заметно. В ментальности не происходит каких-либо 1ачительных экзистенциальных движений, нет духовного апряжения, нет национально-культурной идеи как манифестации енностной активности русского человека. Но обращает на себя нимание и другой феномен: при общей бытийной пассивности и эгруженности в конъюнктуру обыденной жизни в пробужденном эстоянии находится экзистенциальный потенциал множества гдельных личностей. Не проявляя его открыто в социуме и не ставя "о во главу угла своей самореализации, они тем не менее отдают оы и интерес на познание различных духовных традиций, на злечение «глубинной психологией» и эзотерикой, открывают свою )отнесенность с трансцендентным измерением жизни. Это заметно э обилию духовно-мистической литературы и интересу к ней, по 1стущему увлечению психологией в современной России, дновременно с отсутствием целостных социально-культурных

210 ринципов существования идет не проявленный, но масштабный роцесс «просветительства», который может вселять надежды на остребованность рано или поздно экзистенциально-духовных енностей самореализации в русской ментальности.

Таким образом, исследуемая в данной диссертации тема усской ментальности оказалась адекватными отражением ущественных, экзистенциально-ценностных и культурно-сторических актуальных вопросов самореализации человека. Эти опросы требуют дальнейшей разработки, для которой может быть лодотворно задействовано сочетание методических принципов, пробированное автором настоящего исследования.

 

Список научной литературыШамолин, Роман Валентинович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Авва Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993г. . Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992г. . Аврелий Антонин. Размышления. С. Пб., 1993г. . Аналитическая философия. Избр. тексты. Издательство МГУ, 1993г.

2. Андреев Д.Л. Роза мира. М.1991г.

3. Аничков Д.С. Рассуждение из натуральной богословии./ Русскаяфилософия XVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990г. . Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т. М., 1975г. . Аристотель. Политика. Соч. М., 1984г.

4. Ахиезер A.C. Россия. Критика исторического опыта. Новосибирск, 1997г.

5. Бакунин М.А философия. Социология. Политика. М.,1998г.

6. Бальмонт К. Скифы. // Страницы русской поэзии. Томск, 1985г.

7. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987г.

8. Барсов A.A. Речь о пользе учреждения московского университета.

9. Баткин Л.М. О логико-историческом определении индивидуальности.// Одиссей, 1990г.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986г.

11. Безансон А. Советское настоящее и русское прошлое. М., 1998 г.

12. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1956г. Т. X-XII.

13. В.Белл Д. От священному к светскому.// Религия и общество.

14. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996г. 9.Бёмэ Я. Аврора, или Утренняя Звезда в восхождении. М., 1990г.

15. Бердяев H.A. Истина и Откровение. С.-Пб., 1996г.

16. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990г.

17. Бердяев H.A. Путь. Париж,1939г. №59.

18. Бердяев H.A. Русская идея.// О России и русской философской культуре. М.,1990г.

19. Бердяев H.A. Смысл истории. М.,1990г.

20. Бердяев H.A. Судьба России.// Наука и религия. № 12, 1993.

21. Бердяев H.A. Судьба России. Р-на-Д.,1997г.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества М.,1989г.

23. Блок А. Скифы.// Страницы русской поэзии. Томск, ,1985г.

24. Блок А. Стихотворения. С.- Пб.,1996г.

25. Блок М. Апология истории. М.,1985г.

26. Боэций Северин. Утешение Философией. М.,1990г.

27. Брюсов В. В дни запустений.// Страницы русской поэзии. Томск,1985г.

28. Брянчанинов Игн., епископ. С.- Пб., 1996г.

29. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество.// Страницы русской поэзии. Томск, 1985г.

30. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994г.

31. Бэкон Фр. Новый органон.// Соч. М., 1978г.

32. Вернадский В.И. Научное мировоззрение и философия.// Материалы к биографии. М., 1988г.

33. Вернадский В.И. Памяти Ломоносова.// Материалы к биографии. М., 1988г.

34. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и еёокружения. М., 1965г. ).Владимир Мономах. Поучение.// Рассказы русских летописей.

35. Новосибирск, 1965г. 1.Вольтер А. Философ, соч. М., 1988 г. I.Временник. М., 1950г. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина.// О России и русской философской культуре. М., 1990г.

36. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной литературе. М., 1981г.

37. Гегель Г. Философия права.// Соч. М.,1934г.Т7

38. Гегель Г. Философская пропедевтика.// Работы разных лет. М., 1971г.

39. Гельвеций К. О человеке. Соч. М., 1976 г.

40. Герцен А.И. С того берега.// Сочинения в 2-х томах. М., 1986г.

41. Герцен А.И. Сочинения. М., 1986г. Т2

42. Герцен А.И. Былое и думы; русский народ и социализм.// Сочинения. М., 1986г.Т2

43. Гершензон М.О. Творческое самосознание.// Вехи. М., 1991г.2.Гоббс Т. Избр. Пр. Т1.

44. Гоголь Н.В. Мертвые души. М., 1986г.

45. Гоголь Н.В. Собр соч М., 1965г.

46. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи. XI-XIX в.в. М., 1991г.5.Гомер. Илиада. М., 1990г.

47. Гончаров Е.А. Обломов. Самара, 1996г.

48. S.Гончаров H.A. Обрыв. Самара, 1996 г.

49. Горбачев М.С. Перестройка и общество.// Правда, 1986 г., 2 окт. З.Горький A.M. Песня о буревестнике.// Страницы русской поэзии. Томск, 1985г.1 .Государственные преступления в России в XIX веке. С.- Пб., 1906г.

50. Григорий Нисский. Об устроении человека. М., 1861г.

51. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990г.

52. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности.// Смысл жизни в русской философии С.- Пб.,1995г.

53. Гуревич А.Я. Ментальность.// Опыт словаря нового мышления. М.,1989г.

54. Гуревич А.Я. Несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры.// Одиссей. М., 1990г.

55. Гуревич А.Я. Послесловие.// Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992г.

56. Гуссерль Эд. Логические исследования С.- Пб., 1909г. Т.1

57. Гуссерль Эд Философия как строгая наука. В сборн.: Логос М., 1922г.

58. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991г.

59. Де Местр. Письма.// «Свобода, равенство и братство». Документы, речи, письма, стихи. Ленинград, 1989г.

60. Декарт Р. Начала философии.// Избр. пр. М., 1950г.

61. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991г.

62. Державин Г.Р. Бог.// Русская философия XVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990г.

63. Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993г.

64. Державин Г.Р. На смерть князя Мещерского.// Русская философия

65. XVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990г. 7.Джеймс У. Личность.// Психология личности. М., 1982г. З.Дильтей В. Типы мировозрения и обнаружение их в метафизических системах.// Культурология. XX век Антология. М., 1995г.

66. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. М., 1993г. З.Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии. С.- Пб., 1995г. 1. Дионисий Ареопагит. Что такое Божественный Мрак.

67. Мистическое богословие. М., 1993г. Z.Добролюбов H.A. Собр. соч. Изд-во М Л., 1962г. ТЗ.

68. Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк.// Собр. соч. М., 1958г. Т10. + .Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 10 томах. М., 1956-1958гг.

69. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового запада. М., 1992г.

70. Житие и творение св. Дмитрия Ростовского. М., 1893г. 7.3амалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996г.

71. Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995г.

72. Илларион. Слово о законе и благодати. М., 1994г.

73. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993г.

74. Исаев А.И., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. М., 1995г.

75. Искушение тайным знанием. М., 1997г.

76. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990г.

77. Кант И. Сочинения в 6-ти т. М., 1963-66гг.

78. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4-х т. М., 1988г.

79. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988г.

80. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл).// Вопросы философии. № 8, 1992г.

81. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979г

82. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996г. Э0. Ключевский В.О. Верование и мышление.// Неопубликованныепроизведения. М., 1983г. . Ключевский В.О. Воспоминания о Н.И. Новикове и его времени. Р. Мысль, 1895г.

83. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси.// Богословскийвестник №1, 1892г. . Козельский Я.П. Философские предложения.// Русская философия

84. XVIII века. Хрестоматия. Изд-во Свердловск, 1990г. . Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997г. . Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993г.

85. Костомаров Н.И. Русская история. Р. на - Д., 1995г.

86. Краткая философская энциклопедия. М., 1994г.

87. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. Пг.-М., 1920г.

88. Кропоткин П.А. Современная наука и кооперация. С.- Пб., 1913г.

89. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации.// Вопросы философии. №12, 1992г.

90. Куликов И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980г.

91. Кун Т. Структура научных революций. М., 1980г.

92. Къеркегор С. Страх и трепет. М., 1993г.

93. Лавров П.Л. Избр.соч. на соц.-полит, темы в 8-и томах. М., 1934г.

94. Ламетри. Человек машина. Соч. М., 1976 г.

95. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации.// Вопросы философии. №12, 1992г.

96. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992г.

97. Левицкий Н. Житие и подвиги, и чудеса преп. Серафима. М., 1905г.

98. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. М., 1966г.

99. Ленин В.И. Государство и революция.// Избр. произв. М., 1966г.Т2.

100. Ленин В.И. Избр. произв. М., 1966г.Т2.

101. Ленин В.И. Социализм и религия.// Крат, филос. словарь. М., 1952г.

102. Ленин В.И. Что делать?// Избр. произв. М., 1970г.Т1.

103. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1957г.Т1.

104. Лермонтов М.Ю. Соч. М., 1988г.Т1.

105. Лесков Н.С. Сибирские картинки XVIII века.// Сочинения. М., 1989г. Т7.

106. Лесков Н.С. Собр. соч. в 12-ти томах. М., 1989г.

107. Лествичник Иоан. Лествица. С.- Пб., 1995г.

108. Локк Дж. Соч. в 3 т. М., 1985 г. т.1

109. Ломоносов M.B. Ода.// Родная литература. Хрестоматия. М., 1954г.

110. Мертон Р. Социальная структура и аномия.// Социологияпреступности. М., 1966г. . Мильдон В.И. «Земля» и «Небо» исторического сознания.//

111. Вопросы философии. №5, 1992г. . Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995г. . Назаретян А.П. История эволюции морали. Прогресс илирегресс?// Вопросы философии. №3, 1992г. . Некрасов H.A. Стихотворения.// Русская литература.

112. Хрестоматия. М., 1975. . Ницше Ф. Рождения трагедии из духа музыки.// Соч. М., 1990г. Т.1.

113. Ницше Ф. Так говорил Заратустра./У Соч. М., 1990г. Т.2.

114. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991г. . Новиков Н.И. Заключение журнала «Утренний Свет».// H.H.

115. Новиков и его современники. М., 1961г. . Новиков Н.И. Избр. произведения.// Н.И. Новиков и егосовременники. М., 1961г. . Новые варвары или самотворящая личность?// Ин. лит-ра. №2, 1980г.

116. О России и русской философской культуре. М., 1990г. . Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. М., 1988г. . Опыт словаря нового мышления. М., 1989г. . Ориген. О началах. Самара, 1992 г. . Островский А.Н. Гроза. М., 1957г.

117. Очерки по истории русской святости. Сост. Кологривов И.

118. Сиракузы, 1991г. . Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988г. . Письма старца Амвросия. М., 1996г.

119. Плеханов Г.В. Избран, философ, произведения в 5-ти томах. М., 1956г.

120. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992г. . Поппер К. Что такое диалектика?// Вопр. философии. №1, 1995г. . Пушкин A.C. Маленькие трагедии. М., 1980г.

121. Пушкин A.C. Сочинения в 3-х томах. Стихотворения. М., 1985г. Т.1

122. Пушкин A.C. Украинская ночь.// Родная литература. Хрестоматия. М., 1954г.

123. Радищев А.Н. Вольность././Избран, философ, и общ.-полит.произведения. М., 1952г. . Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.// Радищев идекабристы. Из атеистического наследия. М., 1986г. . Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология, рынок.//

124. Вопросы философии. №5, 1992г. . Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987г.

125. Рассел Б. Человечество в опасности.// Вопросы философии. №5, 1988г.

126. Рассказы русских летописей. Новосибирск, 1995г. . Родная литература. Хрестоматия. М., 1954г.

127. Рожанский М. Ментальность.// Опыт словаря нового мышления. М., 1989г.

128. Св. Григорий Богослов. Собр. творений. М., 1994г. Т.1

129. Св. Григорий Нисский. Человек есть Образ Божий. М., 1995г. . Св. Дмитрий Ростовский. Уроки благочестия. М., 1997г. . Скалдии А. Странствия и приключения Никодима Старжего.//

130. Свердловск, 1990г. . Спиноза Б. Избран, произв. М., 1957г. Т.2 . Старостин В. Дива былинные. М., 1974г.

131. Струве П.Б. Интеллигенция и революция.// Вехи. Из глубины. М., 1991г.

132. Супрун В.И. Ценности и социальная динамика.// Наука иценности. Новосибирск, 1987 г. . Супрун В.И. Наука и идеология.// Наука и ее место в культуре.

133. Новосибирск, 1990 г. . Супрун В.И. Роль рефлексии в социальном прогнозировании.//

134. Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987 г. . Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987г.

135. Ткачев П.Н. Анархия мысли. Революция и государство.//

136. Сочинения. М., 1976г. Т.2 . Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991г. , Толстой J1.H. Собр. соч. М., 1973г.

137. Тоффлер О. Эра смешения власти.// Философия истории. Антология. М., 1995г.

138. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Иркутск, 1991г.

139. Трубецкой E.H. Смысл жизни.// Смысл жизни в русской философии. С.-Пб., 1995г. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1918г.

140. Трубецкой Ев. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991г.

141. Трубецкой Ев. Умозрение в красках. М., 1991г.

142. Трубецкой С.Н. Сочинения, м., 1994г.

143. Тургенев И.С. Собр. соч. М., 1983г.

144. Тургенев И.С. Фауст.// Повести. М., 1980г.

145. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1978г.

146. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990г.1. Упанишады. М., 1967г.

147. Федотов Т.П. Святые Древней Руси. М., 1990 г. Федотов Т.П. Трагедия интеллигенции. М., 1990г. Фейерабенд П. Избран, труды по методологии науки. М., 1986г. Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни. Поучения. М., 1997г.

148. Философская энциклопедия. М., 1967г. Т.4 Философский энциклопедический словарь. М., 1993г. Фома Аквинский.// Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни. М., 1991г.

149. Фон Вригт. Логика и философия в XX веке.// Вопросы философии. №8, 1992г.

150. Фромм Эр. Бегство от свободы. М., 1989г.

151. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. №2, 1992г.

152. Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. М., 1994г. . Циолковский К.Э. монизм вселенной. // Мир философии.№2, 1991г.

153. Избран, философ, соч. М., 1950г. . Чехов А.П. Заметки. Письма. М., 1985г. . Чехов А.П. Собр. соч. М., 1986г. . Чехов А.П. Цветы запоздалые. М., 1987г.

154. Шафаревич И.Р. Две дороги к одному обрыву.// Сочинения. М., 1994г. Т.1

155. Шафф А. Куда ведет дорога?// Философия истории. Антология. М., 1995г.

156. Шварц И.Г. Отрывки из лекций.// Русская философия XVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990г.223

157. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры.// Вопросы философии. №6, 1992г.

158. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1987г. Т.1

159. Шестов J1. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992г.

160. Шмелев Н.П. Новые тревоги.// Новый мир. №4, 1988г.

161. Шопенгауэр Ар. Мир как воля и представление. М., 1992г.

162. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993г.

163. Штепа В. Инверсия. 1998 г.

164. Эллинские поэты. М., 1963г.

165. Эмпедокл. О природе. Киев, 1994г.

166. Эразм Ротердамский. Философские произведения. М., 1986г.

167. Юнг К.Г. Aion. Изд-во Киев, 1997г.

168. Юнг К.Г. Misterium coniuctionis. Изд-во Киев, 1997г.

169. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995г.

170. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994г.

171. Юнг К.Г. Психология и алхимия. Киев, 1996г.

172. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991г.