автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Самосознание

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кораблева, Елена Валентиновна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Самосознание'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Кораблева, Елена Валентиновна

ВВЕДЕНИЕ

I ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА САМОСОЗНАНИЯ

1.1 Тенденции активизации самопознания на рубеже XX - XXI веков

1.2 Историко-рефлексивные модели философского обоснования самосознания.

1.3 Типология научно-теоретических подходов к исследованию проблемы самосознания.

II СПОСОБЫ ПРОДУКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В

ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ И БЫТИИ.

2.1 Этапы генезиса самосознания.

2.2 Социальные параметры взаимодетерминации деятельности и самосознания личности.

2.3 Механизм духовно-образной объективации личности (в контексте феноменологической концепции эстетического восприятия).

III СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

3.1 Теоретико-рефлексивное моделирование бытия человеком.

3.2 Особенности ментального опыта личности.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Кораблева, Елена Валентиновна

Глобализация новейших экономических, политических, культурных, информационных технологий оборачивается расширением спектра нерешенных глобальных, национальных и личностных проблем. Все четче проявляется потребность в социокультурных механизмах их отслеживания, прогнозирования и предупреждения, в ценностных основаниях разворачивания социальной, политико-правовой, техноэкономической практики в гармоничное состояние, соподчиненное человеческому предназначению. Техногенная цивилизация и технологическая рациональность обнажили тенденцию аксиологической переориентации сознания, как общественного, так и индивидуального. Трудная, противоречивая, но исторически неизбежная трансформация общественного организма в первую очередь затрагивает устойчивость бытия субъекта, угрожает потерей его специфики, атрофией личной культуры.

Средством адекватного вхождения и самореализации человека в столь противоречивом социальном пространстве является активизация его самосознания как условия формирования индивидуальной особенности и субъективной целостности личности.

Интерес к изучению самосознания личности реализуется в различных человековедческих дисциплинах (физиологии высшей нервной деятельности, психиатрии, психологии, этике, самоменеджменте и пр.), в которых проблема ограничена предметными рамками конкретной науки и обнаруживает отсутствие целостности в рассмотрении человека. Но проблема самосознания - это общефилософская проблема. Следовательно, существует потребность в философской теоретико-методологической базе I рефлексивного обоснования феномена самосознания. В основу образа человека как целостного, самодостаточного, способного к творческой самореализации, адекватной его жизненным обстоятельствам, следует положить философский анализ самосознания личности.

Необходимость формирования философской теории самосознания обусловлена важными обстоятельствами.

Сегодня четко обозначена тенденция натурализма в научном знании. В общественном сознании это отражается в понимании всего мира, и человека в том числе, как результат селектогенеза, то есть очень плоско, упрощенно, без учета всей сложности многофункциональной вариантности проявлений человека. Например, популярная ныне валеология активно пропагандирует натуралистический подход к человеку, делая акцент на, бесспорно важных, природно-биологических параметрах происхождении человека и, к сожалению, устраняя, как объект своего специального внимания, его социальную сущность, природу его продуктивных способностей. В результате формируется образ "плотского человека", главными ценностями которого выступают потребности тела, но не духовные потребности и не гармоничное их сочетание. А активное познавательное проникновение в духовную самость, как источника реализации творческой активности человека (и как средства продления интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни человека), уходит на второй план.

Актуальность предпринятого исследования также обусловлена негативными последствиями депопуляционного кризиса и, одновременно, высокими достижениями генной инженерии, психогенетики, репродуктивной технологии. Эти инновации создают реальную возможность подмены естественно-рожденного и взрощенного в богатейшей социокультурной среде человеческого дитя, имеющего реальные перспективы стать деятельной творческой личностью, пробирочным ребенком" — телесным субстратом, социализируемом в общественно-воспитательных инкубаторах.

Необходимо, пока не поздно, привлечь внимание, увлекшихся современными техногенными возможностями воспроизводства человека, к богатейшим возможностям естественного для человека осознанного производства многообразного бытия вокруг себя и воспроизводства себя через открытие в себе неиссякаемого источника творчества -самосознания. Подтверждением этого положения является успешная адаптация человечества на протяжении десятков тысяч лет, воплощенная в богатейшую культуру - форму проявления продуктивно-рефлексивного человеческого Духа. Поэтому весьма актуальным является философско-методологическое обоснование целостности личности, представленной через анализ богатого содержания ее самосознания, понятого как центральная доминанта комплексно организованной многофункциональной системности бытия человека. Самосознание генерирует расширение возможностей активной самодеятельности человека, в основе которой лежит разнообразие его собственных ценностных этических, религиозных, познавательных, материальных ориентаций.

Актуальность анализа феномена самосознания определена еще одним социально значимым на рубеже веков целеполагающим моментом. На Всемирном семинаре, организованном Итальянским институтом философии в Неаполе в ноябре 1990 года, принято "Воззвание к философии", в котором отмечено: "В плавильном котле классического мира был выработан вечно действенный эликсир жизни: философское мышление, знание, которое определяло нашу историю и которому собственно наша культура и обязана своими характерными чертами. Тем не менее, то, как современное общество относится к философии, ясно б демонстрирует то, что оно игнорирует острые проблемы" /РЖ. 1996. №1. Серия 3. Философия.- С. 154/

Сегодня мир нуждается в деятельных творческих силах, пробудить которые может образование, ориентированное на развитие мышления, чем традиционно занимается философия. Она содержит богатое наследие теоретического мышления, без уяснения которого и превращения в личностный потенциал невозможно надеяться на успех в поисках выхода из глобального кризиса цивилизации, в рамках которого научный рационализм, технологический прогрессизм, экономический либерализм породили экономические, социокультурные, социально-политические, экологические проблемы, развернув общественное развитие "против" человека, нарушив имманентную устойчивую гармонию человека, общества и природы.

Освоение историко-философских традиций способствует развитию творческого потенциала человека, формированию способности многомерно воспринимать мир, видеть его переливы, противоречивые тенденции, обусловливает развернутость мышления на мир в его многогранности, что позволяет понимать и выстраивать закономерные исторические связи. В своем богатстве, философия является толчком к развертыванию деятельных, интеллектуальных и практических способностей человека. Она помогает не .уходить от острых вопросов, неоднозначных ситуаций, а стремиться постичь их в остроте и противоречивости, подталкивает к поиску неожиданных путей решения актуальных проблем и не бояться своих выводов. Философия - это сконцентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации.

Проблема состоит в том, чтобы превратить эту общественную энергию в энергию интеллекта каждой отдельной личности, в незаштампованн.ую, нестандартизированн.ую работу интеллекта, способного мыслить самостоятельно, своеобразно, творчески. Средством вхождения в эту проблемную ситуацию может стать привлечение внимания как мыслящего интеллектуала, так и меркантильного обывателя к необходимости пробудить свое самосознание, которое способно вывести границы его познавательного модуса за круговорот обыденных желаний, потребительских потуг и тщеславных вожделений, пробудить в нем новые источники энергии, побороть рутину собственного мышления, выйти на иные рубежи осмысления мира и себя. Этим определена теоретическая актуальность предпринятого исследования.

Поэтому, необходимо системно представить феномен самосознания, исследовать роль самосознания в поливариантной продуктивной самореализации личности.

Проблема самосознания является одной из фундаментальных в философском знании, и хотя и в непроявленном, категориально не оформленном виде, в европейской культуре присутствует уже в ранних философских размышлениях, начиная с софистов и Сократа. Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, для которых вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности был одним из центральных в их философских размышлениях. Тем самым, вырабатывалась новая форма философского мышления, для которой стало характерным познание внешнего объективного мира через осмысление осуществляемой субъектом познавательной деятельности, познание мира через познание самого субъекта, исходя из внутреннего центра. В дальнейшем, этот внутренний центр был назван самосознанием и перерос в "процедуру самосознания", исторически очертившую целую духовную эпоху вплоть до XIX века.

Концептуальной и методологической зрелости проблема самосознания достигла в системах классиков немецкой философии

Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философии необходим был исходный принцип, который бы объяснял различные грани мироздания, и одновременно находил объяснения в себе самом и через самого себя. Таким исходным принципом философских систем немецкой классики стало единство субъективного и объективного, субъекта и объекта, проявляющееся в деятельности самосознания, понимаемого как сущностная черта субъекта и составляющее предпосылку абсолютного познания. Несмотря на различия в содержании исходного принципа тождества, в рассматриваемых философских концепциях в качестве субстанции всего объективного выступает родовое человеческое мышление, достигшее своего самосознания. Гегель концептуализировал проблему, в его системе самосознание представлено как единственная и всеобъемлющая реальность, все богатство действительности заключено в различных соотношениях "сознания" и "предмета" в пределах самосознающего себя абсолютного субъекта. Самосознание как деятельность стало формообразующим принципом, положенным в основу понимания общественного развития в целом, одной из движущих сил которого является активно действующий субъект.

Маркс продолжил традицию понимания самосознания как продуктивной творческой деятельной способности. Материалистическая методология его анализа определила контекст поиска сущности феномена самосознания - объективный способ бытия общественно развитого человека, в котором опредмечена его деятельная сущность, его продуктивный творческий потенциал.

В постклассический период анализ самосознания личности присутствует в контексте проблемного поля философско-антропологических поисков имманентных характеристик природы человека в таких направлениях: в антропологической социологии (М.Шелер, А.Гелен), в феноменологических исследованиях человека

Э.Гуссерль, Р.Ингарден, М.Мерло-Понти), в неофрейдизме (К.Юнг, Э.Фромм), в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Бубер).

В отечественной литературе работами Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, П.С.Гуревича,

A.М.Коршунова, П.В.Копнина, В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили, И.Т.Фролова и др .широко представлена традиция исследования человека как социального существа, активно-деятельные формы бытия которого следует выводить из широких общественных связей и отношений, инициирующих активность человека.

В рамках культурно-исторической концепции личности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой, Б.Д.Эльконина) особо продуктивной в выявлении природы человека и характеристик ее целостности стала деятельностная концепция человека, представленная трудами Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова, К.Р.Мегрелидзе, Ф.Т.Михайлова, А.Н.Леонтьева, В.А.Лекторского, С.Л.Рубинштейна.

Анализ различных аспектов антропосоциогенеза, воспроизводящих особенности пробуждения самосознания, проделан в работах

B.П.Алексеева, С.С.Батенина, О.Г.Дробницкого, И.С.Кона, К.Р.Мегрелидзе, Б.Ф.Поршнева, А.Брейля, У.Саммера и др.

Исследованию теоретического самосознания как высшей формы познавательной деятельности человека посвящены работы В.С.Библера, Е.В.Золотухиной, В. А. Лекторского,. С.А.Лебедева, В.С.Швырева, В.Я.Режабека и др.

Философско-методологические основы изучения человека представлены работами А.Н.Кочергина, Н.Н.Моисеева, И.Т.Фролова.

Определению философско-антропологических оснований целостного понимания человека, через акцентуацию духовности как его сущностной характеристики, посвящены работы В.С.Барулина, О.Д.Гараниной.

Указанные работы затрагивают феномен самосознания в рамках исследования целостности человека и многогранности его системных связей с природой и обществом. Но самосознание здесь рассматривается в контексте конституации основных особенностей человека и носит подчиненный характер. В целом же, состояние изучения самого феномена самосознания в рамках целостного понимания человека нельзя считать удовлетворительным.

Нередко, обособленно и независимо друг от друга изучаются формы самосознания: индивидуальное, национальное, общественное, теоретическое. Не сделан акцент на представлении их как специфических форм проявления целостности личности, разворачивающей свой продуктивный потенциал в различных пластах социального бытия, как форм, зависящих от социальной идентификации человека (как индивида, как представителя класса, нации, общества), выраженных через категории единичное, особенное, всеобщее.

Проблема самосознания разрабатывается, большей частью, в связи с анализом индивидуальных характеристик личности и представлена как субъективно-психологический феномен. (В.С.Агапов, В.В.Столин, А.М.Малахова, Е.В.Черносвитов, И.И.Чеснокова и др.). Ограничение самосознания индивидуальным самопознанием приводит к подмене его субъективным методом рефлексивного наблюдения - интроспекцией, ограничиваясь использованием которой невозможно проникнуть в тайну личности. В рамках такого ограничения не проецируется системное познание субъекта как деятеля в объективных внешних связях, формирующих его как такового и принимающих воплощение его потенциала.

Не выработана концептуальная определенность в вопросе о соотношении сознания и самосознания в психике человека, о филогенетической последовательности их возникновения. Определились следующие позиции по данному вопросу. Первая: самосознание - низшая ступень сознания, понятая как первичные ощущения о психофизиологическом состоянии организма (В.М.Бехтерев). Вторая: предметное ощущение содержит в себе самоощущение, сознание и самосознание возникают и развиваются одновременно (Д.И.Дубровский, Э.Ф.Звездкина, В.П.Тугаринов, П.Р.Чамата, Е.В.Черносвитов). Третья: самосознание - высшая ступень развития сознания, является продуктом развитого сознания и речи, связано с формированием человека как субъекта деятельности, включено в процесс становления личности (Л.И.Божович, Е.К.Быстрицкий, И.С.Кон, В.В.Столин, Е.В.Шорохова).

Выяснению собственной природы самосознания посвятил монографию А.Г.Спиркин "Сознание и самосознание", где системно представил феномен самосознания через выявление его происхождения, содержания и сущности.

Анализ социальной природы самосознания, понятого как отражение отношения человека к себе как целостному субъекту в единстве материального и духовного компонентов, развернут в монографиях Е.К.Быстрицкого. Э.Ф.Звездкиной, Л.В.Скворцова. Здесь исследовано становление субъекта в социально-инвариантном контексте, в котором формируется как субъект самосознания, так и предмет самосознания.

Плодотворный подход к адекватному пониманию природы самосознания представлен Ф.Т.Михайловым в монографии "Общественное сознание и самосознание индивида", а также в коллективной монографии под его же редакцией "Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы" (1997 г.), где дается анализ генезисного и функционального единства процесса перманентного воспроизводства субъектами их развернуто рефлексивной субъективности, определен источник продуктивности самосознания - потенциальность субъекта. Ф.Т.Михайлов представил процесс активного субъективно мотивированного формирования самосознания индивидов через тождество их интер- и интрасубъективности в контексте воспроизведения ими общей духовно-практической культуры.

Учитывая поливариантность изучения самосознания, отсутствие концептуальной завершенности моделирования целостного саморазвертывания потенциала человека в социальной реальности, автор данной диссертации осуществил философский анализ продуктивной самореализации личности в деятельностных, образотворческих, теоретико-рефлексивных формах, рассмотрев самосознание как условие проявления целостности личности.

Цель исследования - разработать философскую концепцию роли самосознания в продуктивной самореализации личности.

Реализация данной цели требует решения следующих задач:

- Определить и реконструировать наиболее значимые для предмета исследования историко-философские модели анализа феномена самосознания и выявить специфику постановки проблемы в этих моделях.

- Выявить роль самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности человека и его сознания.

- Эксплицировать категорию "самосознание личности" и вскрыть механизм развертывания деятельной продуктивной самореализации личности.

- Выявить механизм духовно-образной объективации личности.

- Разработать процедуру теоретико-рефлексивного моделирования социального бытия.

- Охарактеризовать структуру и существенные особенности ментального опыта личности и обосновать детерминированность национального самосознания менталитетом нации.

Исследование основано на социально-философской методологии, которая позволяет рассматривать социум как всеобще-универсальный процесс противоречивого становления человека, оценить общественные структуры с точки зрения их воздействия на формирование и осуществление созидательных способностей человека. Современное научное познание в целях сохранения целостности предмета исследования, удержания его от "растаскивания" по различным предметным областям науки, дабы сохранить и развернуть его системность и комплексность, настоятельно требует использования общенаучной методологии, системы принципов и категорий.

Методологической базой исследования целостного человека выбраны фундаментальные принципы, позволившие раскрыть сущность человека и исследовать условие (развитое самосознание) ее многопланового опредмечивания в социальном пространстве, базируясь на следующих основаниях:

- метод конкретно-исторического подхода позволил рассмотреть человека как общественного субъекта через конкретику форм его общественного бытия, реального жизненного процесса, представленного как расширенное воспроизводство и самореализация возможностей, таящихся в деятельной сущности человека, через анализ конкретных способов жизнедеятельности индивида, в которых он выступает как субъект самосознания и деятельности; метод позволяет проследить филогенетическое и онтогенетическое становление человеческой индивидуальности, воспроизводя, в частности, как самосознание человека получает свои определения, наполняется содержанием в ходе реального жизненного процесса и деятельности индивида каждой отдельной эпохи, питаясь ее конкретикой;

- метод восхождения от абстрактного к конкретному предоставил возможность выявить генетический ряд форм бытия человека, получить конкретно-всеобщее представление о сущностном самодвижении человека на основе богатства особенного и единичного в его историческом становлении;

- принцип диалектической связи индивидуального развития человека с его историческим воспроизводством позволил глубже раскрыть становление личности в истории как процесс все более полной реализации сущностных сил человека, его целостности, проанализировать взаимообусловленные процессы развития деятельной способности человека утверждать свою сущность во внешней природе и, одновременно, развивать свою собственную природу, деятельное отношение к миру и к себе, как субъекту деятельности;

- принцип деятельности, который в качестве методологического принципа задает целостный способ видения исследуемого предмета, разворачивает из себя все богатство определений самосознания, дает возможность показать опосредованный характер процессов осуществления самосознания, поскольку они возникают и реализуются в деятельности человека и в его коммуникативных связях с другими людьми;

- онтологически-практический принцип охватывает бытийные характеристики человека как деятельного субъекта через его активность, понятую как инициатива сознающего свою свободу деятеля, вторгающегося в объективный ход событий. Сама инициатива человека, проявляющаяся в гамме его поступков, инициирована его интимным осознанием своей уникальности в мире и своих бытийных возможностей самореализации.

Использование данных методов определило возможность изучить объект, следуя логике его собственного развития, высвечивая его имманентные характеристики, вскрывая богатство его сущностного содержания.

Благодаря такому рассмотрению, самосознание представлено как сквозной феномен, пронизывающий системность бытия человека, обеспечивая его целостность, соподчиненность различных его компонентов, создавая гармоничность самореализации в контексте поливариантных обстоятельств.

В диссертационном исследовании автор использует ряд идей феноменологической методологии, которые позволили обнажить внутренние механизмы объективации духовного богатства личности в образах внешнего мира. Феноменология дополняет характеристику взаимопроникновения двух миров (природно-социального и личностного) во внутреннем плане духовно-познавательной деятельности человека, позволяя проникнуть в механизм создания особой индивидуально-личностной картины мира в представлении, понимании воспринимающего субъекта. Использование феноменологической методологии, в качестве вспомогательной, в данном исследовании, позволило сделать акцент на важности активизации самосознания в универсальной продуктивной реализации целостности личности.

Классическая культурно-историческая деятельностная концепция личности активно использована в работе для выявления характеристик сознания и самосознания из индивидуально-личностного самоосуществления человека в его жизненном пространстве.

В диссертации разработана философская концепция роли самосознания в продуктивной самореализации личности.

В ходе исследования получены следующие результаты, которые правомерно считать новыми для понимания функциональной роли самосознания целостной личности:

- Определены и реконструированы наиболее значимые историко-философские модели анализа феномена самосознания -немецкая классическая, марксистская, феноменологическая, с позиций потенциала самосознания как исходного пункта и центра продуктивных способностей субъекта, его поисково-творческой активности.

- Выявлена роль самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека: 1) самосознание обнаруживается в различных сторонах деятельности через рефлексию над сознанием и через него над самой деятельностью, формируя логику действия; 2) субъект, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность; 3) только деятельность, насыщенная зрелым самосознанием личности, становится по-настоящему конструктивной; 4)самосознание - основа духовности. Через самосознание сознание участвует в реализации личности как целого.

- Эксплицирована категория "самосознание личности", понятая как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Вскрыт механизм развертывания деятельной продуктивной самореализации личности, включающий субъективный анализ предстоящего действия, осуществление потенциальности человека и интерсубъективную продуктивность.

- Выявлен механизм духовно-образной объективации внутреннего мира личности, который представлен как "созидающее восприятие", состоящее из следующих уровней: 1) сотворческое восприятие, включающее: а) инстинкты, желания, образы, краски, звуки из области чувственного и сверхчувственного мира; б) выбор воспринятого, определяемый внутренним интерсубъективным состоянием; в) активизацию продуктивной способности воображения, предвкушение сотворенного мира; 2) конкретизацию восприятия как результат творческой конструирующей деятельности субъекта по идеальному "достраиванию" объекта. Самосознание личности функционирует как инструмент объективирования в знаковом виде внутренней субъективной деятельности.

- Разработана процедура теоретико-рефлексивного моделирования бытия. Она включает: самосознание процесса познания, его методологию; философскую рефлексию над знанием; общефилософскую рефлексию, позволяющую философии быть самосознанием культуры в целом. Инструментом моделирования определена теоретическая рефлексия, понятая как совокупность рефлексивной деятельности над имеющимся, ставшим знанием и тенденциями его развития.

- Охарактеризованы структура и существенные особенности ментального опыта личности. Его психологическими компонентами являются: когнитивные, метакогнитивные, интенциональные ментальные структуры. Ментальный опыт обеспечивает: особенности переработки информации, степень сформированности интеллектуальной рефлексии и интеллектуальной саморегуляции, социальные стереотипы, коммуникативное поведение личности, пробуждает ее ценностную активность. Национальное самосознание личности представлено как форма воплощения менталитета, код национальной самодостаточности, который, в свою очередь, кореллирует с историческим и духовным развитием нации.

- На защиту вынесены следующие положения:

1. Анализ и реконструкция историко-философских моделей самосознания выявил следующий их вклад в понимание самосознания как деятельного центра поисково-творческой активности субъекта. В Немецкой классической философии самосознание - продуктивная деятельная способность Абсолютного Субъекта по сотворению и преобразованию истинного бытия. Диалектическая логика Гегеля, понятая как теория развития самосознания, дает методологию исследования внутреннего развертывания потенциала субъекта. Марксизм вводит самосознание как характеристику реального человека, обусловленную богатством инвариантных бытийных форм его общественного развития. Феноменология дополняет характеристики самосознания погружением его в субъективность и раскрывает механизм духовно-образного со-творения картины мира, но творения, ограниченного рамками субъекта. Сочетание указанных методологических подходов, использованное в диссертации в качестве средства, позволяющего адекватно и комплексно отследить имманентные параметры самосознания как центра деятельных потенций человека, обладает новизной.

2. Традиционно, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, как результат отражения. Но роль самосознания проявляется в обратном движении - его роль в сознании и через него в практической деятельности. Когда вся человеческая деятельность становится объектом для самосознания, тогда она превращается в объект упорядочивания для самосознания. Тогда самосознание выступает как своеобразный духовный субъект. Личность, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность. Самосознание - это духовное основание деятельности человека.

Духовность становится зрелой на уровне самосознания, когда человек овладевает собственным мышлением. Это корелляционный процесс: самосознание - атрибут духовности, как и духовность - атрибут самосознания. Человеческий дух - важнейшая форма самореализации человека. Такая трактовка роли самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека является новой.

3. "Самосознание личности" понимается как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как к объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Механизм развертывания самореализации личности включает следующие компоненты: субъективный анализ предстоящего действия задает параметры -определяет место субъекта в контексте обстоятельств, определяет меру его возможного участия; потенциальность человека - определяет степень возможности осуществления замысла, с учетом знаково-символических и предметно-вещественных параметров пространства возможностей; провоцирует выход индивида за свои обычные параметры; и интерсубъективная продуктивность личности, которая включает в себя адресованность деятельности, ориентированную на результат и участность, проявляющуюся как способ действия, запечатленный значением в продукте этой деятельности и смыслом в партнере по коммуникации, обеспечивая согласованность их действий. Самореализация личности предполагает активный внутренний центр субъекта - самосознательное отношение к себе и к другому. Сформулированное определение самосознания и вскрытый механизм развертывания продуктивной самореализации личности является новым.

4. Духовно-образная объективация личности - это внутренняя работа субъекта по идеальному проектированию бытия в ходе интенционального акта со-творения. Интенциональность означает творчески-преобразующую направленность сознания на предмет познания и его мысленного реконструирования. Восприятие мира всегда определяется внутренним интерсубъективным состоянием индивида. Результатом воспринимающей и конструирующей деятельности выступает конкретизация восприятия, в ходе которой субъект активно идеально достраивает объект, создавая индивидуально-особенный продукт, отражающий специфические лабиринты его личности. Инструментом образотворчества выступает самосознание личности. Самосознание - это внутренняя субъективная деятельность, объективированная в знаковом виде. В результате творческой деятельности созидающего восприятия формируется образ (мысленно созданный предмет), который "фосфоресцирует" под воздействием воображения субъекта благодаря запечатлению в образе его "самости", воплощению в образе его личности. Представленный механизм духовно-образной объективации потенциала личности является новым.

5. Процедура теоретико - рефлексивного моделирования бытия включает рефлексивную деятельность по осознанию имеющегося знания и перспектив, тенденций его приращения, осознание субъективной сущности познания (логики мышления, его способов и методов) и осознание конкретного предмета познания, обладающего параметрами объективности. Процесс осознания субъективной сущности познания становится способом методологической организации познания в целом. Философская рефлексия осмысливает познание в его завершенной форме, предоставляет общую методологию познания, вырабатывая систему методологических требований, соблюдение которых предъявляется в качестве необходимого условия для достижения адекватного знания, соотнесения полученных знаний с действительностью, для правильной оценки приемов и средств, которые используются субъектом познания. Философская рефлексия над духовной деятельностью общества образует фундамент, на котором основывается общая концепция духовного освоения мира человеком. Философия обладает статусом высшей формы самосознания - теоретического самосознания, направленного на познание культуры как целостной саморазвивающейся системы в конкретных исторических формах. Философия - это духовная квинтэссенция культуры. Процедура рефлексивной концептуализации культуры как целостной формы бытия человека представлена по-новому.

6. Когнитивные структуры личности - психический каркас субъективного мировосприятия и основа ментального опыта. Ментальный опыт содержит: когнитивные, метакогнитивные, интенциональные ментальные структуры. Ментальный опыт обеспечивает: базовые механизмы переработки информации (коды, семантика информации извне, архетипы, которые позволяют адекватно входить в социосреду); степень развитости интеллектуальной рефлексии (осмысление способности мышления, интеллектуальные предпочтения, интеллектуальная адаптация); степень развитости способности к интеллектуальной саморегуляции ( целеполагание, прогнозирование). Ментальные особенности структуры личности формируют тип ее коммуникативного поведения. Формой воплощения менталитета является национальное самосознание. Национальное самосознание реализуется как проявленное знание главным образом в лице своих передовых представителей, способных на осознание самосознания своего народа, поднимающихся до осознания специфики интересов своей нации, класса, социальной группы. В свою очередь, национальное самосознание выступает активизатором вмешательства передовых мыслящих представителей нации в действие объективных параметров ее бытия, наполняя объективацию совокупной национальной субъективности продуктивными инновациями. Представленная модель ментального самоопределения личности является новой.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы как теоретико-методологическая база обоснования концептуальной завершенности феномена самосознания; дают возможность определить статус самосознания в концепции целостного понимания человека как сквозного феномена, обеспечивающего интегративную целостность бытия человека, как центра продуктивной самореализации человека, инициирующего ее гармоничность в поливариантных обстоятельствах.

Экспликация философского понятия "самосознание личности" и осмысление механизма развертывания ее деятельной продуктивной самореализации определяет методологическое требование для любого конкретно - научного исследования личности рассматривать ее самосознание как имманентный деятельной природе человека, социально сформированный центр целостности человека и фундамент системной организованности его бытия.

Результаты диссертации могут быть использованы в широкой практической и просветительской деятельности по гуманизации общественной жизни и формированию человека как активного субъекта социальных преобразований; в гуманитаризации современных образовательных систем, поставив центральной их проблемой личностное формирование специалиста современного общественного производства; для введения новых спецкурсов по человековедческой проблематике.

Основные положения диссертации изложены в 33 публикациях, в монографии - 16,3 п.л.

Апробация материалов диссертации осуществлена в ходе обсуждения докладов и выступлений на международных, республиканских и региональных научных конференциях, в том числе: на Всесоюзной научно-практической конференции "Перестройка: теория, методология, практика". Новосибирск, 1988; на XIX Всемирном международном философском конгрессе, Москва, 1993; на международной конференции "Русская культура на межконфессиональных перекрестках", Москва, 1995; на региональной научно-практической конференции "Политический менталитет", 1996 г. и "Политический риск", 1997 г., Ростов-на-Дону; на международной научно-практической духовно-светской конференции "2000 роюв з Р1здва Христова", Запорожье, 1997; на Всероссийской научной конференции "Человек, общество, культура в контексте глобальных изменений: проблемы интеграции гуманитарных наук", Москва, 2000; на ежегодных научных конференциях преподавателей ЗИЭИТ( 1997, 1998, 1999, 2000 г.г.), Запорожье.

По материалам диссертации разработан авторский курс "Философия", спецкурсы: "Самосознание: личность и общество", "Самоменеджмент", "Культура личности в деловом общении", которые читаются студентам и аспирантам Запорожского института экономики и информационных технологий.

Материалы диссертации и ее результаты обсуждались на кафедре философии и права ЗИЭИТ, на семинаре докторантов кафедры философии ИППК МГУ им.М.В.Ломоносова, на кафедре философии ИППК МГУ.

1 ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА САМОСОЗНАНИЯ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Самосознание"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Время перемен, в которое объективно поставлен современный человек, требует переосмысления тех исходных понятий, на основе которых моделируется целостное понимание человека, способного к

I/ ^ поливариантнои продуктивной самореализации.

Предметом нашего исследования стало самосознание личности и его роль в продуктивной самореализации.

Применение принципа всеобщей детерминации формирования личности и ее центральной доминанты - самосознания, позволило значительно расширить исследовательские горизонты проблемы и проанализировать продуктивную самореализацию личности, благодаря развитому ее самосознанию, в различных социально-значимых формах: деятельностная самореализация личности, индивидуальное восприятие и воображение мира, духовно-образное воплощение мировидения и самоосмысления субъекта, теоретико-рефлексивное моделирование бытия человеком, ментальное самоопределение личности.

Развитое самосознание как центральный стержень нанизывает на себя отдельные пласты бытия человека, обеспечивая его многофункциональную целостность. Самосознание человека функционирует как энергетический центр, управляющий многообразной поисково-творческой деятельностью человека. Роль самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека определена следующими параметрами: 1) самосознание обнаруживается в различных сторонах деятельности через рефлексию над сознанием и через него над самой деятельностью, формируя логику действия; 2) субъект, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность; 3) только деятельность, насыщенная зрелым самосознанием личности, становится по-настоящему конструктивной; 4) самосознание - основа духовности. Через самосознание сознание участвует в реализации личности как целостности.

Самосознание личности понято как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности.

Основание так понятого самосознания человека заключено в его потенциальности. Социализация человека осуществляется на двух уровнях: вначале неосознанное впитывание разнообразных параметров человеческой культуры, затем мотивированное, с подключением пробужденного самосознания, зрелого самосознания личности. Развертывание потенциала индивида (в адекватных для этого социокультурных условиях), то есть развитие и воплощение его способностей, осуществляется на фоне пробуждения и утверждения его самосознания как деятельного центра. Одновременно индивид приобретает развитую способность включаться в систему динамичных социальных связей, в контекст гибких разноплановых и разнонаправленных социальных контактов.

Соответственно, деятельностная, духовно-образная потенциальность субъекта определяет содержание его коммуникативных связей. В таком социально-коммуникативном поле от субъекта требуется способность, и главное, готовность эффективно создавать новые виды деятельности и их продукты через актуализацию соответствующих качеств, навыков, умений, технологий личностного самостроительства.

Общественная коммуникация - это тот единственный плодотворный контекст, в котором раскрывается интерсубъективная потенциальность личности. В таком контексте механизм продуктивной самореализации личности включает следующие компоненты: субъективный анализ предстоящего действия задает параметры -определяет место субъекта в контексте обстоятельств, определяет меру его возможного участия; потенциальность человека - определяет степень возможности осуществления замысла, с учетом знаково-символических и предметно-вещественных параметров пространства возможностей, провоцирует выход индивида за свои обычные параметры, позволяет быть неравному себе, выставлять новые параметры преобразований; и интерсубъективная продуктивность личности, включающая в себя адресованность деятельности, ориентированную на результат, и участность, проявляющуюся как способ действия, запечатленный значением в продукте этой деятельности й смыслом в партнере по коммуникации, обеспечивая согласованность их действий. Предполагая востребованность своей деятельности, один субъект как бы программирует расширение возможностей субъекта воспринимающего, расширяя границы его самодеятельности в результативном поле уже содеянного им самим. Аналогичные возможности личностной продуктивности в совместной деятельности задает и второй субъект по отношению к первому. Этот механизм продуктивной самореализации личности предполагает активный внутренний центр субъекта - самосознательное отношение к себе и к другому.

Деятельность, насыщенная зрелым самосознанием личности, становится по-настоящему конструктивной, т.е. деятельностью личностно особенной, исходящей из творческого взлета чувств, воображения, мышления, из способности человека оригинально решать нетривиальные задачи; деятельностью, которую сам субъект определяет как творчество. Именно конструктивная деятельность аккумулирует импульс к продуктивным преобразованиям социума и к активизации творческого потенциала современного субъекта общественных преобразований.

Формирование личности как субъекта общественных коммуникативных связей предполагает ее проектирование, формирование образа - идеала в соответствии с индивидуально-своеобразным проектом человека, прислушиваясь к своей самости, предполагает воплощение внутреннего мира личности в духовно-образной объективации. Самосознание личности функционирует как инструмент объективирования в знаковом виде внутренней субъективной деятельности.

Главная цель развития человека - возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но оформление этих конкурентноспособных качеств личности невозможно в изоляции, без активного согласованного взаимодействия с другими.

Это тот контекст, в котором саморефлексия личности обусловливает превращение ее в творца своего социального бытия, позволяет уйти от состояния критической пассивности, самоосознанно включиться в поток гуманистических преобразований нового тысячелетия.

 

Список научной литературыКораблева, Елена Валентиновна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Москва-Воронеж, 1999.

2. Александренков Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность. //Этнографическое обозрение. 1996. - №3.

3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

5. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1982.

6. Антонович В. Моя исповедь. К., 1997.

7. Бабаков В.Г. Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура: (Методол. проблемы) РАН Ин-т ф-фии. М.: ИФРАН, 1996. -70 с.

8. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. Санкт-Петербург. 2000.

9. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000.

10. Ю.Батенин С.С. Человек в его истории. Л.,1976.

11. П.Батищев Г.С. Деятельная сущность человека, как философский принцип. //Проблема человека в современной философии. М., 1969.

12. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

13. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. 397 с.

14. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

15. Бердяев H.A. «Русская идея»», «Судьба России», «Истоки и смысл русского коммунизма».

16. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Санкт-Петербург, 1888

17. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

18. Большой энциклопедический словарь М., 1989.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

20. Брушлинский A.B. Субъект: мышление. Учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996.

21. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978. 216 с.

22. Буева Л.П.Человек творчество - компьютер. - М., 1987.

23. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. -М. .-Знание, 1988.

24. Бутуль Г. «Менталитет». 1952 г.

25. Быстрицкий Е.Б. Культура как мир национального бытия. //Философская и социологическая мысль. 1995. №1-2.

26. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев., 1991.

27. Васильев Т.Н., Зобов P.A., Келасьев В.Н. Проблемы индивидуального и коллективного разума. СПб: Изд-во С.Петерб. ун-та, 1998. 176 с.

28. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.-238 с.

29. Вертгеймер М. Психология продуктивного мышления. М.: Прогресс, 1987.

30. Владимиров А.И. О национальной государственной идее России. Вестн.Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 2000 №3. С.41-69.

31. Воловик В.И. Философия истории. Запорожье, 1995.

32. Второй Всеукраинский философский конгресс «Философия и культура». //Фшософська i соцюлопчна думка, 1995, №9 10.

33. Выготский JI.C. История развития высших психических функций. //Собр. Соч. М: Педагогика, 1983.

34. Выготский JT.C. Развитие высших психических функций. М. 1960.

35. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.1995;

36. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

37. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика. 1997.-495 с.

38. Гаранина О.Д. Homo totus. Взаимосвязь природы и сущности человека: философско-методологический анализ. М., 1999. - 204 с.

39. Гаранина О.Д. Философские основания целостного понимания человека. Автореф. .доктора филос. наук. М., 1999.

40. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М.: Изд-во Моек ун-та. 1987. - 215 с.

41. Гегель. Феноменология духа. Соч., М., 1959. - Т.4.

42. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М., 1977.

43. Головаха С. Суспшьство, що трансформуеться. Досвщ соцюлопчного мошторшгу в У крапп.- Ки1в, 1997.

44. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991. 320 с.

45. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986.

46. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М., 1972.

47. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

48. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

49. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростовский ун-т, 1983.

50. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учебн. пособие. -Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1993. 55 с.

51. Дробницкий О.Г. Философия и моральное воззрение на мир. // Философия и ценностные формы сознания. М.; 1978.

52. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.

53. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита. 1995.

54. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

55. Дубровский Д.И. Психологические явления и мозг. М., 1971.

56. Дубровский Д.И. Сознание и информация. К анализу проблемы идеального. //Философские науки. 1978. - № 6.

57. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. //Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.

58. Золотухина Е.В. Философия как теоретическое самосознание. Дис. .канд. фил. н. Ростов Н/Д. - 1980.

59. Заявление по поводу наукоучения Фихте. //И.Кант.Трактаты и письма.-М.,1980.

60. Иваненко Е.А. Проблема целостности личности: (Социал.-филос. аспект). Киев. 1990. - 53 с.

61. Иванов O.E. Самосознание как основа метафизики. Автореф. докт. филос. н.- Санкт-Петербург, 1996.

62. Иванова A.A. Пухликова В.К. Пути русского философского самосознания. М., 1993 174 с.

63. Ильенков Э.В. Идеальное. //Философская энциклопедия. М.,1962. - Т.2

64. Ильенков Э.В. Что же такое личность? //С чего начинается личность. -М., 1979.

65. Ильенков Э.В. Философия и культура М., 1991.

66. Э.В.Ильенков : личность и творчество: (Идеальн. Воображение. Самосознание. Культура). Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: Яз. рус. культуры, 1999. -261 с.

67. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

68. Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

69. История диалектики. Немецкая классическая философия. М.

70. История философии в марксистском освещении. М.,1924.

71. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

72. Кант И. Трактаты и письма. М.,1980.

73. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. -358 с.

74. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. -Ставрополь: СГУ, 1998. 125с.

75. Каширин В.И. Социальное самосознание человечества и перспективы его развития. Автореф. докт.филос. н. Ставрополь, 1999.

76. Келле В.Ж. История общества как процесс индивидуального развития человека. //Теоретико-методологические проблемы общественного развития. М., 1982.

77. Клягин Н.В. Человек в истории. /РАН. Ин-т философии. М., 1999. -238 с.

78. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.

79. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.,1984.

80. Констан Б. О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей. // Полис. 1993. №2.

81. Копнин.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М., 1982.

82. Кораблева Е.В. Лабиринты самосознания: тенденции продуктивной самореализации личности Запорожье, 2001.

83. Коршунов A.M. Познание и деятельность М., 1984.

84. Коршунов A.M., Шаповалов В.Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1984.

85. Костомаров Н. Две русские народности К., 1991.

86. Кошарный С. А. Поль Рикер и герменевтическая метаморфоза феноменологии. //Философская и социологическая мысль. 1995. №3 4.

87. Кудрин А.Н. Феноменология эволюции самосознания. Автореф. канд. дис. М., 1997.91."Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития. //Вопросы философии. 1982. №1.

88. Кучуков М.М. Национальное самосознание: Вопросы теории и истории. Автореф. докт. филос. наук. Ростов Н/Д. 1999.

89. Кюнг Гвидо Познание мира и интерпретация текста у Романа Ингардена и Нельсона Гудмена. // Вопросы философии. 2000, №9. С. 114-126.

90. Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М.: МГУ, 1980. -192с.

91. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

92. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994.

93. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика. 1994.

94. Лекторский В.А. Самосознание и рефлексия в научном познании. //Общественные науки. 1980. - № 2.

95. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

96. Лекторский В.А. Духовность и рациональность. // Вопросы философии, 1996, №2.

97. Лекторский В.А. О некоторых уроках З.Фрейда // Вопросы философии., 2000, №10. С. 4- 8.

98. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: АПН РСФСР, 1950.

99. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

100. Липпс, Теодор Самосознание: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. /Рос. Акад. Образования. СПб.: Тускарора, 1996.- 175 с.

101. Личность: внутренний мир и самореализация. СПб.: Тускарора, 1996.- 175 с.

102. Лузгин В.В. Становление самосознания в процессе антропосоциогенеза. Казань: Изд-во Казан ун-та. 1989.-81 с.

103. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.

104. Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание: Лекции. Моск. Гос. ун-т культуры. М., 1998. -41с.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

106. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.20.111. Маркс К., Энгельс Ф. Т.21

107. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. - С.62. Примечание.

108. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч Т.46. - 4.1.

109. Малахова A.M. Сознание и самосознание личности. Автореф. дис. .канд. Л., 1972.

110. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. //Вопросы философии. 1968, №6.

111. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., ШвыревВ.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии.//Философия в современном мире. Философия и наука. -М.,1972

112. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Самосознание мыслителя в классической и современной буржуазной философии. //Психология мышления. МГУ, 1981.

113. Мегрелидзе K.P. Основные проблемы социологии мышления. -Тбилиси, 1973.

114. Межуев В.М. Культура и история. //Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма.- М., 1977.

115. Менталитет и культура предпринимателей России ХУ11-Х1Х в.в. М., 1996.

116. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения: Сб. науч.тр. /Удм. Гос ун-т, Ин-т человека. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 127 с.

117. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие. Пермь: ППИ, 1990.- 109 с.

118. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. Автореф.докт.филос.н. М., 1987

119. Михайлов Ф.Т. "К поискам выхода из кризиса образования. Культурно образовательные центры. /Теоретическое обоснование/. //Культура, образование, развитие индивида. М. 1990

120. Мышление: процесс. Деятельность. Общение. Под ред. Брушлинского A.B. М.: Наука. 1982.

121. Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления. Под общей ред. Лебедева С.А. М.: Университет, гуманит. лицей. 2000. - 307 с.

122. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры. Автореф дис. . канд.филос.н. Киев, 1990. - 16 с.

123. Никищенко Л.И. Самосознание как философская проблема. Автореф. дис. канд. М., 1978.

124. Новикова О.С. Национальное самосознание как форма превращенная социальных отношений. М.: Прометей. 1998. 170 с.

125. Общество и человек: пути самоопределения. СПб: Петрополис, 1994. 160 с.

126. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса. М., 1984.

127. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. -Л.,1982.

128. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнью М., 1999. -159с.

129. Погорелый О.И. Соцюлопчна думка XX столггтя. Kh'ib, 1996.

130. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985.

131. Пономаренко В.И. Национальное самосознание: социально-философский анализ. Автореф. канд. филос.н. М. 2000.

132. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории.- М., 1974.

133. Поршнев В.Ф. Социальная психология и история. -М., 1979.

134. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М.,1997.

135. Российский менталитет: Психология личности, сознание, соц. представления. М.: ИПРАН, 1996. 132 с.

136. Рубин A.A. Практическая природа и социальная сущность самосознания личности. // Практическая природа человеческой деятельности. Хабаровск, 1982.

137. Рубин A.A. Структура и функции самосознания личности. Хабаровск. 1988.-246 с.

138. Рубинштейн C.JL Основы общей психологии. М.,1946.

139. Рубинштейн C.JL Человек и мир. // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.

140. Рубинштейн C.JL Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

141. Рябова JI.B. Проблемы самореализации человека. Учеб. Пособие. Ростов Н/Д, 1993. 85 с.

142. Самосознание: Сб. ст. Нью-Йорк: Хроника. 1976. - 320 с.

143. Самосознание в философии: Межвуз. сб.науч.тр., Л. 1987. 153 с.

144. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Изд-во полит, л-ры. 1991.-366 с.

145. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы ./ РАН. Ин-т философии. М., 1997. - С. 150. -249 с.

146. Сафронов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. Санкт-Петербург., 1992.

147. Селиванов Ю. Феноменология отчужденного духа. М.: ЭКОН. 1999. -284 с.

148. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: Знание. 1990.

149. Серебрякова Ю.А. Национальное самосознание и национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие. Автореф. докт. филос. н. Иркутск, 1997.

150. Сеченов И.М. Избранные произведения. 1952. - Т.1

151. Сильверстов В.В. Философское самосознание в истории культуры: Учебн. Пособие. М., 1987. - 114 с.

152. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. -М.,1983.

153. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия М.: Политиздат. 1989. - 319 с.

154. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995. - 383 с.

155. Современная культура: проблемы и поиски. М.: Мое. гос. ун-т культуры, 1999 105 с.

156. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

157. Спиркин А.Г. Сознание. //Философская энциклопедия. М.,1970. -Т.5.

158. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972

159. Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983.

160. Суворов О.В. Сознание и абсолют: (Философский трактат). М.: Логос. 1999. - 190 с.

161. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Карач. Черкес, госпедин-т, 1999.

162. Тойч Дж.М., Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и измерить себя. М. 1995. 191 с.

163. Узнадзе Д. Психологические исследования. М.: Наука. 1978.

164. Философская энциклопедия. Т. 1-5. М., 1960

165. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб, 1906.

166. Фихте И.Г. Факты сознания. СПб, 1914.

167. Фишер К. История новой философии. М., 1933. - Т.8.

168. Французский словарь философских терминов. М., 1986.

169. Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. №7.

170. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва-Томск, 1997.

171. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. - 235 с.

172. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭИА. 1994. -236 с.

173. Цыренова A.A. Самореализация личности как предмет философского исследования. Автореф. дис. .канд. филос. н. МГУ. М., 1992. 21 с.

174. Человек в зеркале культуры и образования /Редкол.: Буева Л.П. и др. М., 1989.-213 с.

175. Человек в мире культуры. М.: Ин-т философии АН СССР, 1989. 112 с.

176. Черносвитов Е.В. Самосознание в структуре сознания. //Философские науки, 1974. №4.

177. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. 1977.

178. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

179. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

180. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.

181. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного познания. //Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.

182. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

183. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. М-Л, 1936.

184. Шимановский Д.С. Самосознание в структуре нравственной деятельности личности. //Вопросы философии, 1984. №3.

185. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. //Проблемы сознания. -М., 1966.

186. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. Санкт-Петербург, 1996.

187. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. Саратов. 1992. 242 с.

188. Эльконин Б.Д. О предметности и коллективности человеческого действия. В кн.: Культура, образование, развитие индивида. М., 1990.

189. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Автореф. докт. филос. н. Ростов Н/Д, 1999.

190. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М. 1978.

191. Яковенко В. Основная идея теоретической философии И.Г.Фихте.-М., 1914.

192. Bronowski J. The imaginative mind in science. In: Bronowski J. The visionary eye: Essays in the arts: lit. and science. Cambridge. London. 1979.

193. Carruthers P. Animal subjectivity. Psych, 43., April 1998.

194. Fauconnier G. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge, 1985.

195. Globerson T. Mental capacity, mental effort and cognitive style. Development Review. V.3. 1983, P.292-302.

196. Gruber H.E. The self-construction of the extraordinary. // Sternberg R. Conceptions of diftedness. Cambridge, 1986. P.247-263.

197. Hofstede G. Culture's conseguences.'international differences in work related values. Beverly Hills, 1984.

198. Ingarden R О poznawaniu dziela literackiego. Warszawa,1976.

199. Ingarden R О dziele literackim Warszawa.,1960 - S. 8.

200. Lysaker J.T. The shape of selves to come: Porty and self creation. //Philosophy and social criticism. Chestnut Hill (Ma), 1996. - Vol.22, №3. -P.39-74.

201. Morrison R.B. Some aspects of the influence of logic and intuition in the fild of science. -J. of the Brit. Soc. for phenomenology. Manchester. 1974. Vol.5. -№1.P.61.

202. Oshana M.P.I/ Personal autonomy and society. // J. of social philosophy. -Villanova, 1998. Vol.29, №1. -P.81-102.

203. Penrose R. The large, the small and the human mind. Cambridge: Cambridge univ. Press., 1997. - XVIII, 201 p.

204. Penrose R. Shadows of the mind: A search for the missig science of consciousness. Oxford, 1994. - XVI, 457 p.

205. Rushton J.Ph. Genetic similarity theory and the roots of ethnic conflicts. // J. of social, polit. A. Econ. Studies. Wash., 1998. - Vol.23, №4. - P.477-486.

206. Scott W.A., Osgood D.W., Peterson C. Cognitive structure.Theory and measurement of individual differencies. Washington, 1979.

207. Sternberg R. Mental self-government: A theory of intellectual styles and the'r development. Human Development. V.31., 1988. P. 197-221.

208. Sternberg R. Inside Intellegence. Amer. Scientist. V.742., 1986. P.137-143.

209. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. N.Y., 1982.

210. The European history of mentality. Shtutgardt, 1993.