автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сагитова, Лилия Варисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

На правах рукописи

Сагитова Лилия Барисовна

1)

воспроизводство этничности

в РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА РУБЕЖЕ 1980-1990-х гг.

(по материалам республиканской прессы и этносоциологических исследований)

Специальность 07.00.07 — этнология (этнография)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1998

Работа выполнена в отделе этнографии Института истории Академии наук Республики Татарстан.

Научные руководители —

Официальные оппоненты —

Ведущая организация

доктор исторических наук, профессор Л.М.Дробижева;

кандидат исторических наук Д.М.Исхаков

доктор исторических наук, профессор Е.П.Бусыгин;

кандидат исторических наук Ш.Ф. Мухамедьяров.

кафедра истории КГТУ им. А.НЛуполева

Защита диссертации состоится ". % . /^-¿¿■' ^¿■¿^.С 199^ г. ъ /У часов на заседании специализированного Совета К.002.76.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им.Н.Н.-Миклухо-Маклая РАН (117334, г.Москва, Ленинский проспект, 32а, корп.В.).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ИЭА РАН.

я П л Автореферат разослан " .< ¿<" л ¿го-и^х^С_1998 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, _..-■ у кандидат исторических наук ^ ^'-/с.'.-'........— Л.В.Остапенко

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Национальные движения конца 80-х — начала 90-х годов в СССР и затем государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, межэтнические конфликты и трудности трансформации общества со всей очевидностью продемонстрировали значимость этнического фактора в жизни полиэтнических стран.

Российская Федерация при всех существующих изменениях в этническом составе населения, в сравнении с СССР, остается полиэтническим государством. Татары в ней вторая по численности после русских национальность. Татарстан — республика, которая продемонстрировала возможность мирного регулирования конституционного конфликта. Этот опыт вошел в историю под названием татарстанской модели. Внимание к нему проявили ученые и политики не только в нашей стране, но и в других государствах мира. Одним из принципов этой модели является обеспечение толерантного межэтнического взаимодействия внутри республики.

На территории Татарстана активно взаимодействуют две большие этнические общности — русские (43,3%) и татары (48,5%), различные по языку, культуре и конфессиональной принадлежности. Как происходит воспроизводство этничности в таких условиях, во всем ли оно бесконфликтно, каковы условия обеспечения этнического развития при активных межкультурных взаимодействиях и общем процессе модернизации — изучение всех этих вопросов, несомненно, актуально не только с научной, но и практической точки зрения для формирования гражданского общества.

Одним из условий воспроизводства этничности в бесконфликтном или, наоборот, негармоничном варианте является направленность деятельности СМИ. Именно поэтому сквозь призму этого канала влияния мы рассматриваем функционирование этничности в Татарстане.

Возможность гласности, способствовала появлению широкого спектра газетных и журнальных периодических изданий, выражающих интересы правительства, различных общественно-политических и национальных движений. При всем многообразии, существует ощутимая разница в подаче и оценке информации русскоязычными и татароязычными изданиями республиканских СМИ, поскольку каждые из них ориентируются на свою аудиторию: русскоязычные — на официальный Центр и русское население; татароязычные — на представителей титульной национальности. В результате деятельности этих, в чем-то разнонаправленных изданий, в республике формируются два типа национального самосознания, присущего русским и татарам. И одновременно, наряду с этим, существует направленность газетной информации на формирование общереспубликанского самосознания и внутриреспубликанской консолидации.

Кроме того, опыт полевых исследований и личные наблюдения показывают, что имеет место срытый внутринациональный конфликт, присущий татарской нации. Он обусловлен перенесением социального конфликта между городом и деревней в область внутринациональных отношений, что в значительной мере влияет на восприятие и усвоение формирующейся системы ценностей различными группами татарского общества. Развитие мирного или конфликтного потенциала этнического фактора в республике во многом будет определяться сосуществованием этнических ценностей русских и татар. Климат же сосуществования в значительной мере зависит от деятельности СМИ, их интерпретаций фактов и событий. Именно поэтому анализ их деятельности является важным и актуальным.

Предметом исследования является деятельность республиканской прессы в процессе воспроизводства этничности в Татарстане на рубеже 1980— 1990-х годов. Под этничностъю мы имеем в виду не только этническую идентичность, этническое самосознание людей, но и реальное следование этноспецифическим формам поведения, особенностям в видении и восприятии мира, в жизненных ориентациях.1

Процесс общественной трансформации связан с конструированием новой социальной реальности. Средства массовой информации, наряду с другими социальными институтами, являются субъектом ее конструирования. Вместе с тем, представители элиты, воздействуя через СМИ на массовое сознание, формируя общественное мнение, сами подвержены влиянию объективной реальности, ее тотальному контролю.

Целью исследования является выявление роли республиканских СМИ в формировании новой системы ценностей, того его фрагмента, который связан с этничностъю, и показ диалектического взаимодействия объективной и субъективной реальностей в контексте изменяющегося общества.

Основные гипотезы исследования. Главная гипотеза исследования заключалась в том, что процесс выработки новой системы ценностей в Татарстане во многом связан с реализацией этнических интересов. В связи с этим, мы исходили из того, что выравнивание статусов русской и татарской "высоких культур" будет способствовать гармоничности развития татарстанского сообщества в будущем.

Гипотеза — следствие: средства массовой информации, являясь инструментом выработки общественного мнения, которые выполняют функцию интеграции общества и связаны с гласностью и демократическими началами в жизни общества, во многом могут способствовать выравниванию асимметричности семантических полей в сфере этничности, следуя стратегии мультикультурного подхода. Это означает отказ от противопоставления этнических ценностей и символов, поиск основы, обеспечивающей их консенсус._

1 В этом мы солидаризируемся с Л.М.Дробижевой. См.: Дробижева Л.М. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности. // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. — М., 1994. — с.9.

Основные уровни анализа и теоретические походы. Для нас важно было показать процесс воспроизводства этничности во всех его диалектических взаимосвязях. В нашем исследовании анализ конструктивистской роли элиты в этнокультурных и этнополитических процессах в республике дополнялся исследованием структуры этнического самосознания как у представителей этнической элиты, так и у исследуемой группы читателей республиканской прессы. Стремление провести целостный анализ заставило обратиться нас к теории социального конструирования П.Бергера и Т.Лук-мана, использовавших при ее разработке элементы концепций М.Вебе-ра, Э.Дюркгейма, К.Маркса. Именно в ней, наряду с исследованием закономерностей в конструировании объективной реальности, подробно показаны функции и роль внутреннего мира личности, субъективной реальности. В рамки данного теоретического подхода органически вписались концепции национализма В.А.Тишкова, Э.Хобсбаума, Э.Геллнера, Б.Андерсона, Э.Смита.

В работе мы используем два взаимодополняющих понятия: 1) "высокая культура" (Э.Геллнер) — обладающая своей письменностью, основанная на образовании, гарантированная государством культура; 2) "символический универсум" (Бергер, Лукман) — более широкое понятие, включающее в себя как систему знания в рамках одного общества, так и его институциональный порядок.

В работе мы также используем понятие "символьная элита", под которой подразумевается научная и творческая интеллигенция, создающая и тиражирующая посредством СМИ этнические ценности и символы.

Процесс воспроизводства этничности мы рассматриваем в рамках восстановления сегментов символического универсума, связанных с функционированием этнических ценностей.

При проведении исследования нами был выбран междисциплинарный подход, сочетающий этносоциологическое, историческое, психологическое знание и теории средств массовой коммуникации. В области этнографии, психологии и этнопсихологии в качестве теоретической основы были использованы теоретические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных исследователей: С.А-Арупонова, А.О.Бороное-ва, Ю.В.Бромлея, Р.Ш.Джарылгасиновой» Л.М.Дробижевой, И.С.Кона, А.Д.Коростелева, В.К.Мальковой, С.Московиси, С.В.Рыжовой, Н.Г.Скворцова, Г.У.Солдатовой, В.АТишкова, Г.Теджфела, В.А.Ядова. В области теории средств массовой коммуникации — работы Г.Лассуэла, УЛипмана, НЛумана, Э.Ноэль-Нойман, М.К.Горщкова, Б.А.Грушина, И.С.Мансурова, Г.С.Мельника.

В исследовании нами было выделено два уровня анализа проблемы: семиосоциологический — анализ роли газетных текстов в мотивированном и целенаправленном обмене идеями, представлениями и ценностными ориентациями в процесс социокультурной коммуникации; социально-психологический — анализ деятельности "символьной элиты" в

формировании нового символического универсума и поиск социально-психологических детерминант воспроизводства этничности в современном обществе.

Каждый из уровней анализа предполагал решение ряда задач:

1. — выявление того, какие ценности и интересы, связанные с зтнич-ностью, отстаивают представители различных сил и движений на фоне наиболее значимых политических событий;

— рассмотрение ситуации статусного конфликта русской и татарской "высоких культур" с целью выявления его детерминант и последующим поиском путей его преодоления.

2. — выявление содержания и глубины встроенное™ этнических ценностей в индивидуальную ценностную структуру личности;

— выявление причинно-следственной основы рекрутирования национальных символов и идеологем представителями "символьной элиты";

— выявление социокультурной базы мотиваций приверженности личности национальной идеологии, в ее центристских, либеральных и радикальных вариантах.

— выявление роли и места СМИ в системе социальных механизмов, которые формируют и передают этнические ценности (семья, школа, духовные институты, государство).

— показ идей, несущих в себе потенциал консолидации или, наоборот, разделения общества.

Источники. Для выполнения перечисленных задач мы использовали сочетание различных методик.

Исследование идеологического поля, формируемого "символьной элитой" осуществлялось посредством проведения контент-анализа двух видов источников. Первый из них — журналы "Идель" м "Татарстан", выходящие на русском и татарском языках, за период с 1989 по 1994 гг. Второй — республиканские газеты: русскоязычные — "Республика Татарстан", "Вечерняя Казань", "Молодежь Татарстана", татароязычные — "Вата-ным Татарстан" и "Татарстан яшьляре" за период с 1993 по 1997 гг.

Для нашего исследования мы посчитали целесообразным использовать инструментарий, подготовленный и многократно апробированный сотрудницей Института этнологии и антропологии РАН В.К.Мальковой.2

Поставленные нами задачи определили подход к сбору информации: мы решили отказаться от механического принципа выборки (рассмотрение информационного массива через определенный интервал) и воспользоваться сплошным принципом изучения, ограничивая выборку статей национальной тематикой. В качестве основного подхода к анализу газетной информации был выбран конкретно аналитический подход, имеющий целью изучение определенной проблемы специально на материалах периодики._

2 Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоцио-логического исследования. — М., 1991.

Для выявления содержания этнических ценностей, их актуальности и степени принятия личностью идеологеи, имеющих отношение к этнона-циональной сфере, а также для составления характеристики группы наиболее активных этнофоров нами был проведен контент-анализ читательских писем, поступивших в редакцию журнала "Идель", в том числе присланных на проводимый журналом конкурс "Татар-89", "Татар-90". Подобный исследовательский прием интересен тем, что читатели — это та категория людей, на которую направлено идеологическое воздействие СМИ, в нашем случае прессы, со стороны "символьной элиты". Согласно установленному. П.Лазарсфельдом, Б.Берельсоном и Г.Годэ феномену "двуступенчатого потока коммуникации", идеи часто распространяются от средств массовой информации к "лидерам мнения", в большинстве своем неформальным, а от них к их менее активным последователям. Поэтому исследование особенностей передачи идей, мнений, стереотипов и т.д. от СМИ ("символьной элиты") — к "лидерам мнений" и от них — к массовому сознанию, позволит рассмотреть — что актуально для группы второго звена, и какие идеологемы находят отклик или оставляют равнодушными массового читателя. Для проведения контент-анализа было отобрано 268 писем читателей по национальной тематике.

Следующим этапом исследования было выявление степени актуальности передаваемых через республиканские СМИ идей на уровне массового сознания. Мы опросили 96 человек (русских и татар). Для нас в нашем исследовании были важны не столько количественные, сколько качественные показатели. Исходя из наших целей, названная численность респондентов оказалась вполне достаточной для того, чтобы на основе их ответов сформировать развитую, хотя и неточную с количественной точки зрения, типологическую картину. Выборка респондентов осуществлялась в 2 этапа: 1) отбор респондентов — читателей исследуемых нами республиканских изданий; 2) отбор респондентов по полу, возрасту, социально-профессиональной принадлежности и национальному признаку в соответствии с инструкцией для организации и проведения опроса общественного мнения в городах и районах Татарстана, разработанной Информационно-аналитическим центром при Кабинете министров РТ (рук. Исаев Г.А.). Для опроса были выбраны: татарское село (Тюбэн аты), смешанное, русско-татарское село (Чурилино), расположенные в Арском районе РТ, город (Казань). Опрос был проведен методами стандартизированного и полуформализованного интервью. Избранный нами инструментарий опроса должен был обеспечивать сопоставимость полученных нами результатов с результатами массового опроса, осуществленного в рамках Проекта "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации" ("НИК", рук. Л.М.Дробижева), в связи с чем, вопросник, составленный авторами проекта, был адаптирован для наших исследовательских целей. Кроме тою, в него была включена серия дополнительных вопросов, которые, так же как и полуформализованное

интервью были разработаны на основе тематических блоков, составленных по результатам контент-анализа республиканской прессы.

Помимо этого, для нас было важно выявить спектр мнений по исследуемой нами проблеме среди различных групп татарстанской элиты. Для этого нами был проведен экспертный опрос представителей исполнительной и законодательной власти республики, министерств, журналистского корпуса, научной и творческой интеллигенции (17 человек), который проводился методом специально разработанного полуформализованного интервью.

В настоящей работе мы также использовали результаты Республиканского опроса художественно-творческой интеллигенции (рук. Исхаков Д.М., Мусина Р.Н.) и опроса научно-творческой интеллигенции (рук. Гарипов Я.З., Исхаков Д.М.), проведенных в 1989—1990 гг. Автор принимала непосредственное участие в анкетировании и обработке материалов исследования.

Результаты, полученные с помощью этих вопросников, подвергались корреляционному анализу, наряду с методами описательной статистики.

Степень изученности проблемы. Несмотря на все разнообразие и богатство подходов в исследовании феномена этничности, все они так или иначе сводятся к двум направлениям. Первый, получивший название "при-мордиализм", зиждется на идее изначальности этнического. Второй — на идее социального конструирования. Из числа сторонников примордиали-стского направления можно назвать ученых: К.Гирца (1973), Ч.Кейса (1981), П.Ван ден Берга (1981), Р.Шоу и Ю.Вонг (1989), С.М.Широкого-рова (1923), Л.Н.Гумилева (1989). Многое в их интерпретации этничности берется из культурной антропологии, где культурный контекст играет роль примордиальной "данности" в общественной жизни (Широкогоров, Гирц) или же сознание группового родства запечатлено в генетическом коде как результат тысячелетий доисторического существования (Шоу, Вонг), утверждается, что этничность существовала всегда, как необходимая форма существования человека (Ж. де Вое), этносы рассматриваются в качестве биофизических реальностей (Гумилев).

Культурного варианта примордиализма придерживается Э.Смит, который считает, что природа этничности обусловлена культурной традицией, сложившейся на определенной территории, а также обстоятельствами жизни тою или иного социума3.

Конструктивистская роль элит наиболее ярко отражена в работах ученых Б.Андерсона (1983), Э.Геллнера (1983), Э.Хобсбаума (1983). В них показана роль этнической элиты в национальных процессах: Э.Хобсбаум

' Тишков В.А. Идентичность и культурные границы /Идентичность и конфликт в постсоветских государствах,- Московский центр Карнеги. — М., 1997; Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность / Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М.: Наука, 1994.

убежден, что многое из того, что субъективно относится к нации, "сконструировано" учеными и творческой интеллигенцией с помощью селекции культурных образцов и создаваемой, в ходе конструирования национальной истории, символикой. Б.Андерсон выделяет роль правящих элит в европейских государствах, значимость печатного слова (роман, газета), сложные отношения метрополии и провинций в Новом свете в процессах формирования разных типов национализма. Э.Геллнер подразумевает под национализмом "политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная граница должны совпадать", при этом он считает, что национальная принадлежность не является врожденным человеческим свойством.

Промежуточное положение между двумя названными направлениями имеет "инструменталистская" ориентация, которой придерживаются К.Янг (1976), С.Энло (1973), П.Брасс (1991), Д.Ротшильд (1982), Д.Горовиц (1985), АЛейпхарт (1977). В концепциях этого направления большое значение имеет анализ политики и действий стратегических элит, контролирующих государственный аппарат и использующих этничность в качестве мобилизационного ресурса.

Среди отечественных ученых, развивающих конструктивистский подход, нужно назвать прежде всего В.А.Тишкова (1993, 1997 г.), который особо выделяет роль этнической элиты и государства в формировании этничности на территории СССР, а также акцентирует внимание на роли зтничности как социального ресурса. Представляет интерес концепция С.А.Арутюнова (1988), утверждающего, что "в том или ином облике этничность существовала всегда, это такая же необходимая форма для существования человека, как вид для остальной живой материи". По его мнению, этносы представляют собой пространственно ограниченные "сгустки" специфической культурной информации, а межэтнические контакты — обмен такой информацией. Л.М.Дробижева (1994) при исследовании этничности стремится к интеграции названных выше подходов. Наряду с тем, что ею признается конструктивистская роль элит и инструментальная функция этничности, она рассматривает этнические ценности и символы в качестве социально-нормативных регуляторов поведения людей, получаемых в процессе социализации начиная с детства, а так же как коллективные представления, имеющие личностный смысл.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы, в которых показаны: результаты исследований этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности; участие национальной интеллигенции и деятельности СМИ в современных этнополитических процессах (Аклаев А.Р. (1990, 1994), Т.С.Гузенкова (1994, 1995), А.В.Аникин (1990), Т.Г.Исламшина (1995), Д.М.Исхаков (1993, 1997), Малькова В.К. (1990, 1991, 1994, 1995), Р.Н.Мусина (1992, 1994, 1995), С.В.Рыжова (1990, 1991, 1994, 1995), С.ССавоскул (1991), Г.У.Солдатова (1990, 1991,

1994, 1995, 1998), Г.Р.Столярова (1996), Т.А.Титова (1995), М.Х.Фарук-шин (1994), Р.С.Хакимов (1993, 1996).

Степень изученности темы. Тема деятельности татарстанской интеллигенции по формированию национального самосознания посредством СМИ в современный период еще не получила заметного освещения в научной литературе. Однако, необходимо отметить несколько интересных работ, касающихся в той или иной мере, отдельных сторон изучаемой темы. Д.М.Исхаков (1993, 1997), используя обширный исторический и современный материал, показывает вклад татарской интеллигенции XVIII—XX веков в дело становления современного типа этнического самосознания татар.

Попытку классификации современной татарской элиты, с выделением характеристик политической элиты (номенклатуры), предпринимают Р.М.Ахметов (1992), Г.М.Мансурова (1995).

М.Х.Фарукшин (1994) раскрывает некоторые черты современной политической элиты в Республике Татарстан в контексте социально-экономической и политической трансформации общества в постготалитарной России. Эту тему дополняет аналитическая статья французского исследователя Ж.Р.Равио (1992), показывающего специфические и общие черты становления национализма в Татарстане, а также деятельность номенклатуры и национальных движений в период поиска новой формулы политико-экономических отношений Татарстана с Россией.

Попытка дать характеристику современной этнополитической ситуации в Татарстане через материалы русскоязычной прессы предпринята московским этнологом Мальковой В.К. (1993). Автор использует материалы прессы в качестве источника изучения и обобщения текущих этнопо-литических процессов в регионе. Эти работы представляют для нас интерес и с точки зрения изучения методики работы с прессой. Исследования республиканских СМИ и их аудитории по наиболее значимым проблемам социально-политической жизни республики, освещению политики Президента РТ, проводились Г.А.Исаевым (1992, 1994), Л.Г.Толчинским, Ю.Ю.Комлевым (1993, 1995).

Этнопсихолог Г.У.Солдатова (1995) анализирует тенденции трансформации этнической идентичности в контексте межэтнического взаимодействия на основе результатов этносоциологического исследования, проведенного в Татарстане и ряде других республик Российской Федерации.

Участие интеллигенции в выработке идеологии национального сознания, а также ее воздействие на реализацию национальных интересов было рассмотрено в работах Л.М.Дробижевой (1990, 1996). Автор прослеживает зависимость хода и содержания национальных движений от состава стимулирующих групп в разных регионах, когда на первый план выдвигается либо научная, либо творческая интеллигенция. В них также рассматривается процесс формирования идеологии разных типов национализма и

определяется степень участия и ответственности конкретных групп интеллигенции в этнической мобилизации и развитии конфликтов, межэтнических напряженностей в Российской Федерации. Кроме того, рассматривается соотношение этнонациональных и гражданских ценностей в идеологии и личностных ориентациях интеллигенции в условиях трансформации тоталитарного общества.

В диссертационной работе Гибадуллина P.M. "Татарское национальное движение в решении проблемы государственного возрождения Татарстана" (1995) раскрывается политическая деятельность и влияние в Татарстане татарского национального движения в период 1988 по 1992 гг., но в диссертации не ставится цель показа участия татарской гуманитарной и творческой интеллигенции в национальных процессах в республике.

Научная новизна исследования заключается:

1. В предпринятой впервые попытке историко-социологического рассмотрения формирования этнической идеологии и ценностей у русских и татар в соотнесении с восприятием их социальными слоями основных этнических общностей в Татарстане.

2. Показана роль республиканских средств массовой информации в этнической мобилизации и ориентации межэтнических взаимодействий в Татарстане в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

3. В работе прослежена сопряженность современных этнических представлений и их функционального назначения с историей межнациональных отношений и особенностями современного этнополитического развития татарстанского общества.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что выводы и материалы диссертации могут быть использованы в научно-просветительской и педагогической деятельности. Полученные в ходе исследования данные могут быть учтены при регулировании межэтнических отношений органами государственного управления, а также использованы в работе средств массовой информации.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на итоговых научных конференциях Института языка, литературы истории АН РТ (1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996 гг.); Казанского государственного университета (1991 г.); Всероссийской конференции "Региональные проблемы межнациональных отношений в России" (Омск, 1993); Международном симпозиуме "Ислам в татарском мире: история и современность" (Казань, 1996); Международном семинаре по правам человека (Казань, 1996); Всероссийской научно-практической конференции "Российская Федерация: ценностная ориентация национальной политики" (Казань, 1997); II-ом Международном конгрессе этнографов и антропологов (Уфа, 1997); Международном семинаре "Ислам, эт-ничность и национализм в Российской Федерации в постсоветский период" (Казань, 1997); Международной научно-практической конференции

к к

"Этническая психология и общество" (Москва, 1997); Республиканской научно-практической конференции "Методика и техника проведения социологических исследований молодежной среды в Татарстане" (Казань, 1998); Международной конференции "Административные и этнические границы: факторы стабильности и конфликтности" (Москва, 1998); Международной конференции "Этнические конфликты в бывшем Советском Союзе" (Стенфорд, 1998).

По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 9,5 п.л. и монография "Этничность в современном Татарстане" — объем 11,8 пл..

Диссертационная работа обсуждена, получила положительную оценку и рекомендована к защите на заседании отдела социальных и психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 4-х разделов и заключения, а также списка использованной литературы. Список литературы включает 309 наименований.

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость. В первом разделе — "Теоретическое обоснование проекта "определяются предмет, цели, задачи исследования. В нем также представлены основные уровни анализа и теоретические подходы, гипотезы и методы исследования.

Во втором разделе "Русский и татарский универсумы: прошлое и настоящее" исследуются мировоззренческие основы двух обществ (русского и татарского), история их становления и развития. В §1 "Из истории сосуществования двух универсумов" прослеживаются общие и отличительные черты в процессе формирования двух универсумов. Общее прослеживается в том, что идентичность как русского, так и татарского обществ формировалась как поиск своей идентичности относительно Запада и Востока. Здесь также показано, что понятие "Восток" по-разному интерпретировалось внутри самих обществ. Утвердившаяся в каждом обществе своя религия, как базовая мировоззренческая структура, обусловила эту отличительность. Для татар Восток ассоциировался с мусульманским миром. В русском обществе первая интерпретация связана с пониманием Востока как Азии, населенной тюркскими племенами. Вторая интерпретация связана с самоопределением России, принявшей восточную ветвь христианства — православие.

В параграфе также показано, как интересы властных элит (правителей России и духовной элиты татар) и проводимая в соответствии с ними политика, определяли содержание официальной идеологии. Традиции российской идеологии и политики, заложенные Иваном Грозным, получили развитие в уваровской триаде "самодержавие, православие, народность". В татарском обществе, согласно идеологии кадимизма, в социаль

ной сфере признавался авторитет русского государства, а в духовной сфере авторитетом была Бухара.

Далее прослеживается как с развитием капитализма и процессом урбанизации, появляются социальные группы, которые формулируют свои, противостоящие официальной идеологии, контр-определения реальности. В русском обществе — от разновидностей раннего российского либерализма (западничество, славянофильство) — до народничества, анархизма и большевизма. В татарском обществе в среде духовенства зародилось реформаторское движение "Эсул Джадидт", поддержанное татарской буржуазией и интеллигенцией. В связи с этим подробно показана конструктивистская деятельность татарского реформатора Ш.Марджани, разрабатывавшего концептуальные механизмы поддержания и развития татарского символического универсума в новых капиталистических условиях общественного развития.

В §2 "Современные идеологии в Республике Татарстан" показано содержание сложившихся в республике за последнее десятилетие идеологий и их ключевая роль в процессе воспроизводства этничности в татарском обществе.

Предпринятое нами изучение программ партий и общественных движений, а также контент-анализ республиканской прессы с 1989 по 1997 гг. показали, что идеология русского национального движения в республике не получила заметного развития. Современная идеологическая жизнь в Татарстане сегодня представлена, в основном, двумя направлениями: государственная идеология партии власти и идеология ее оппозиции, выработанная лидерами татарского национального движения, которое подразделяется на центристское — Всетатарский Общественный Центр (ВТОЦ) и радикальное — партия "Иттифак". Социал-демократическая партия РФ, Республиканская партия народа Татарстана, Движение демократических реформ Татарстана, Депутатская фракция "Народовластие", и группа "Согласие" в Верховном Совете РТ — провозглашали общедемократические принципы и представляли интересы федерального Центра.

Сравнение теоретических оснований двух идеологий помогает увидеть суть их различий. Они находятся в плоскости определения идентичности Татарстана. Законная политическая власть видит цель в построении политической (в форме государства) общности, в чем-то отличающейся от общероссийской. Национальные движения нацелены, в основном, на политическое воссоздание татарского общества. В связи с этим, этнический фактор выполнял для первой инструментальную функцию, для вторых — являлся самоцелью.

В параграфе также показана преемственность современной идеологии татар с джадидизмом, актуализация в среде татарских идеологов вопроса о месте Запада и Востока в татарском обществе.

Далее рассматривается как спектр идей, вырабатываемый партией власти и национальными движениями, находит отражение в республиканской прессе, а также какие темы и образы наиболее близки читательской аудитории, и в какой степени они распространены на уровне массового сознания. Результаты контент-анализа показали, что идеологемы национального движения были представлены в СМИ, особенно на татарском языке, намного интенсивнее, чем идеология партии власти. Наибольший резонанс получили темы былой государственности татар, завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, необходимости консолидации татар и всех тюркских народов России, чеченской войны, обретения республикой независимости, разделенного суверенитета, и ренессанса национальной культуры и языка.

Анализ взаимовлияния новых идеологий и общественного сознания в изменяющемся татарстанском обществе показал, что детерминанта разделения или консолидации основных контактирующих групп — русских и татар — складывается из множества факторов. Исследование показало, что наибольший потенциал разобщения несет этнонациональная идеология в своем крайнем, радикальном выражении. Объединяющими идеями для русских и татар республики стали: стратегия партии власти и национальных движений центристского направления на мирный диалог с Москвой и межэтническое согласие в Татарстане; понимание русскими необходимости возрождения национального языка и культуры татар.

В третьем разделе "Трансформационный процесс как восстановление универсумов" показано, как в условиях общественной социально-экономической и политической трансформации в Татарстане на рубеже 1980— 1990-х годов проходит процесс восстановления символического универсума татар, тех его фрагментов, которые связаны с этничностыо. В первом параграфе раздела дана характеристика процесса воспроизводства этнич-ности и определены его участники: "символьная элита", группа-посредник, государство. Деятельность "символьной элиты" связана с воспроизводством этнических ценностей на идеологическом уровне, республиканская пресса выступает как один из каналов их распространения. Избранная нами для исследования группа читателей выполняет роль посредника между этнической элитой и массами, воспринимающего, перерабатывающего и доносящего информацию, полученную из СМИ непосредственно в свое окружение. При рассмотрении деятельности еще одного участника — государства, мы, вслед за В.А.Тишковым, отмечаем его роль в поддержании этничности через: а) деление территории исторически сложившегося государства с учетом этнического признака; б) фиксацию национальности в паспорте, в) формирование этнических элит и выделяем значение социальной детерминанты этничности, содержание которой будет раскрыто в ходе изложения.

Далее, на основе работ Ю.В.Арутюняна, Т.С.Гузенковой, Л.М.Дро-бижевой дается характеристика интеллигенции народов, показываются

ее различные группы, выделяются те из них, которые наиболее активно участвуют в этнокультурных процессах; выявляются особенности участия национальных элит в ходе этнической мобилизации в республиках России, а также проблемы самоидентификации национальной интеллигенции.

Затем рассматриваются некоторые характеристики татарской интеллигенции как социальной группы, а также ее роль в формировании национального самосознания в советское время.

Во втором параграфе раздела "Республиканская пресса" дается характеристика республиканской прессы, показываются сложности и противоречия становления СМИ в качестве самостоятельного социального института. Далее приводятся статистические данные, рейтинг республиканских газет, ареалы их распространения, а также степень приверженности различных социально-профессиональных групп к тем или иным изданиям. На основе этносоциологических исследований, проведенных Институтом этнологии РАН в 1967 и 1994 гг., дается сравнение языковой ситуации в республиканской прессе в советский и современный периоды.

Завершает параграф материал, показывающий важную роль татарской национальной печати в процессе консолидации татар как в самой республике, так и за ее пределами.

В §3 "Суверенитет " предпринята попытка его разностороннего изучения с акцентированием внимания на аспекте, при котором суверенитет рассматривался в качестве символа национального возрождения, этнически окрашенной ценности и в качестве формы организации внешне- и внутриполитической жизни в республике.

В качестве символа и ценности понятие суверенитета было мобилизовано национальной интеллигенцией. Период с 1989 по 1994 гг. в республике характеризуется острой борьбой между властной элитой и оппозиционными политическими движениями за право своей интерпретации этого символа.

Выступившие в качестве авангарда, центристский ТОЦ и партия радикального направления "Иттифак", сумели в короткие сроки разработать свои программы. Стратегия, намеченного в программах развития республики сочетала общецивилизационные ценности — рынок, частную собственность, плюрализм и демократию, и национальные — учет исламского фактора и этнических ценностей.

Другая сила была представлена властной элитой, состоящей, в основном, из представителей бывшей партийной номенклатуры.

Республиканская пресса, транслируя весь спектр вырабатываемых политиками идей, формировала общественное мнение, в зависимости от направленности того или иного издания. Наиболее ярко борьба политических идей проявилась во время ключевых, поворотных моментов процесса социально-политической трансформации:

— 1990—1992 гг., когда республика объявила себя суверенным государством;

— 1993—1994 гг. — в период конституционного конфликта с федеральным Центром.

Далее, на основе контент-анализа прессы и читательских писем показывается, что связанная с темой былой государственности татар, идея суверенитета актуальна как для "символьной элиты", так и для группы-посредника. Анализ восприятия этой темы на уровне массового сознания (на основе этносоциологических опросов) демонстрирует более спокойное отношение к ней как среди русских, так и среди татар. Тем не менее, прослеживается разница в положительных и отрицательных оценках в зависимости от этнической принадлежности.

Суверенитет, в качестве формы организации внешне- и внутриполитической жизни в республике, рассматривается на основе данных этносоциологических опросов. В этой части предпринята попытка выявления степени принятия большинством населения как самой властной элиты, так и ее политической стратегии. Приведенные данные подтверждают тенденцию признания легитимности Президента Татарстана населением республики. В большей мере это признание относится к внешнеполитическому курсу, проводимому М.Ш.Шаймиевым. Однако внитриполитические проблемы, связанные с социально-культурным и экономическим развитием республики еще ждут своего решения.

В §4 "Национальный язык" исследуется еще одна ценность, вокруг которой осуществлялась этническая мобилизация — язык народа.

Для нас в данном параграфе важно было показать не только значение языка как этнической ценности и символа национального возрождения для татар, но также сложность и противоречивость его функционального содержания в трансформирующемся татарстанском обществе.

Обсуждение проблем, связанных с сохранением и развитием национального языка, начатое гуманитарной и творческой интеллигенцией, представителями национального движения, вылилось в требования необходимости разработки законодательных мер, адресованных властной элите. Языковые требования нашли поддержку у местных властей, и в июле 1992 года в республике был принят "Закон Республики Татарстан о языках народов Республики Татарстан", в котором были провозглашены равноправие статусов двух языков, гарантии государственной защиты (социальной, экономической, юридической) для обоих языков, определены сферы их употребления. Принятый закон явился необходимой базой для проведения языковой политики в сфере образования, культуры и науки.

Обсуждение закона об образовании на XVI сессии ВС РТ в 1993 г. было отражено на страницах "Ватаным Татарстан". Там, в сообщениях о разногласиях депутатов в концептуальных подходах к системе образования в республике, более подробно освещалась точка зрения сторонников национальной школы, содержание которой рассматривалось, в основном, через призму сохранения нации. В соответствии с этим подходом, намети-

лись черты национальной школы: учебный процесс должен основываться на идеях государственности, национального пробуждения и национального роста.

В связи с возрождением этнических ценностей и выработкой подходов к созданию своей национальной школы возникла проблема изменения существующей графической системы. По этому вопросу развернулась широкая дискуссия в прессе.

Анализ публикаций выявил перевес сторонников перехода на латинскую графику.

Анализ прессы показал, что существует динамика в постановке задач по возрождению национального образования. Если в период с 1989 по 1992 г.г. национальной интеллигенцией поднимались вопросы введения уроков татарского языка в русскоязычных школах, открытия в каждом среднем и высшем учебном заведении республики кафедр татарского языка, то с 1994 г. на страницах печати интенсивно обсуждаются проблемы, связанные с необходимостью открытия татарской высшей школы и придания ей статуса государственной.

Группа-посредник в большей степени озабочена укреплением культурной основы идентичности. Желание изучить родной язык основывается на восприятии языка как этнической ценности. Читатели пишут о языке, как о последнем оплоте сохранения нации у современных татар. Решением проблемы им представляется развитие образования на татарском языке.

О сложности и неоднозначности процесса расширения сферы применения татарского языка в республике свидетельствуют результаты массового опроса "НИК" и проведенного нами исследования. Исследования показали, что ценность национального языка и культуры для представителей титульной национальности сохраняет свою актуальность. Русские в этом отношении более индифферентны. В то же время опросы по Проекту "НИК" свидетельствуют о понимании и положительном отношении русских в республике к желанию татар возродить свою культуру и язык.

Итак, судя по реакции "символьной элиты", группы-посредника и массового сознания на языковую ситуацию в целом, мы можем заключить, что потребность в своей легитимности остается актуальной для определенной части татарстанского общества.

В §5 "Ислам " рассматривается место религии в процессе воспроизводства этничности.

Избранный нами основной контекст исследования — процесс трансформации общества — потребовал рассмотрения функционального назначения религии, а это, в свою очередь, заставило сконцентрировать наше внимание на социологических аспектах. Исторические параллели, которые мы использовали при проведении диахронного сравнительного анализа по функционированию религии в татарском обществе, позволили увидеть особенности содержательных характеристик религии в ее фун-

кциональном значении для различных социальных групп татарского общества в прошлом и настоящем.

Особенности развития татарского общества в условиях, когда у народа не стало своей государственности в XVI в., обусловили складывание религиозной формы, получившей название "народного" ислама. Среди них:

— господство традиционных общин,

— уничтожение персонала (феодальной верхушки и служителей культа), что не позволяло совершенствоваться исламу как мировоззренческой системе,

— выполнение исламом защитной функции по сохранению самобытности татарского общества.

Произошедшая с правления Екатерины II легитимация слоя мусульманского духовенства в качестве социального института, осуществляющего властные полномочия в татарском обществе, обусловила появление идеологии кадимизма.

Исследователи по-разному интерпретируют это течение. Часть из них видит в нем ограниченность, реакционность и религиозный фанатизм. Другие расценивают его как реакцию на присвоение православию статуса государственной религии в результате петровских реформ.

События конца XIX — начала XX вв. задают исламу новый вектор развития — политический. Буржуазия, интеллигенция и часть передового духовенства видят в реформированном исламе инструмент консолидации татарской нации, инструмент повышения ее качественных характеристик, основу объединения тюркских народов российской империи в борьбе за свои права. Эти интересы получили свое выражение в идеологии джадидизма. Заданная тенденция неминуемо вела к секуляризации и усилению светских институтов, хотя этот процесс смягчался качественными характеристиками татарского ислама, тесно переплетенного с этнической культурой.

Эта сопряженность ислама с культурой и традициями татар позволила сохраниться ему на уровне традиционных сельских общин в советское время. Однако, отсутствие духовных институтов сказалось на его качестве.

Эти обстоятельства обусловили специфику участия ислама в процессе национального возрождения в современный период.

В программах партий национального движения он получает отражение в качестве важнейшей духовной ценности народа. Заслуживает внимания тот факт, что в программах почти всех партий он мыслится как не входящий в государственные структуры, институт. Основное внимание направлено на пропаганду мусульманской культуры и истории ислама, создание в Казани религиозных учебных заведений, расширение контактов с мусульманскими странами, поддержка формирований различных мусульманских ассоциаций и политических объединений.

Основной Закон РТ также объявляет об отделении религии и религиозных объединений от государства, но предоставляет гражданам респуб-

лики свободно исповедовать любую религию и заниматься религиозной или атеистической деятельностью.

Контент-анализ республиканской прессы позволил выявить основные элементы функционального назначения ислама в современном татарском обществе:

— ислам как фактор сохранения национальной культуры и самобытности народа;

— как фактор, способствующий консолидации как внутринациональной, так и с другими тюркскими народами;

— как фактор восстановления исторической биографии татарского народа;

— как более древняя форма духовной жизни народа, способная заполнить идеологический вакуум, образовавшийся в условиях кризиса советской общегосударственной системы ценностей.

Далее в параграфе приводятся результаты этносоциологических опросов, свидетельствующие о высоком уровне религиозности у татар, а также показывается функциональное назначение ислама в современном татарском обществе, которое во многом определяется содержанием интересов различных социальных групп.

Дискуссия о том, каким должен быть ислам в татарском обществе его функциях в духовной и политической жизни народа развернулась на страницах отдельных изданий татароязычной прессы. Анализ позиций участников дискуссии обнаруживает преемственность идеологических течений конца XIX начала XX вв. с современными.

В §6 "Оппозиция "Мы — Они" в качестве конкретного исследования действия оппозиции "мы — они" был взят этнический стереотип. Исследование этнического стереотипа велось нами в рамках социокультурного подхода, согласно которому стереотипы являются продуктом предыдущего социально-культурного развития и современной общественной ситуации. Мы посчитали возможной экстраполяцию, в силу родственности социальной установки и социального (а следовательно и этнического) стереотипа, основных положений концепции диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова к проблемам формирования и функционирования этнического стереотипа. Такая экстраполяция позволяет говорить о том, что содержание и эмоциональная окраска этнического стереотипа, так же как и его функциональная значимость, во многом зависят от гармоничности (или соответствия целям) реализации потребностей представителей той или иной этнической группы в рамках определенного типа общества в соответствии со спецификой функционирования его экономической, культурной и идеологической структур.

В соответствии с названными теоретическими положениями в параграфе решается ряд прикладных задач. Рассматривается история взаимоотношения двух этнических групп: русских и татар, как на бытовом, так и

на идеологическом уровнях, с целью определения причин появления стереотипов. Выявляется сопряженность современных этнических стереотипов и их функционального назначения с историей межнациональных отношений и особенностями современного развития татарстанского общества.

На основе исторического материала прослеживается роль русского государства в формировании и закреплении отрицательных этнических стереотипов в татарском обществе. В параграфе также выявляется зависимость актуализации того или иного стереотипа, а также его функциональное назначение, в зависимости от особенностей общественного развития и интересов различных социальных групп. Если для традиционного сельского общества татар функциональное назначение стереотипа "русские — преследователи веры" состояло в консолидации общины по религиозному признаку, в формировании оборонного сознания по отношению к русским, то актуализация стереотипа "русские — колонизаторы" в период капитализма была связана с тем, что потребности формирующегося класса татарской буржуазии в сфере социальной деятельности сильно ограничивалась русским государством. Показанное нами в Разделе 2, §1 отношение джадидистов к русским и русской культуре на фоне гонений в преследования их со стороны царской охранки и государственных структур, объясняет сложность и противоречивость формировавшихся у татар установок, а на их основе и этнических стереотипов, в условиях начавшейся модернизации в русском и татарском обществах в конце XIX — начале XX веков.

Содержание этнических стереотипов в современном татарстанском обществе исследовалось как на идеологическом уровне (контент-анализ республиканской прессы), так и на бытовом (контент-анализ читательских писем, данные этносоциологических опросов).

Материалы исследования демонстрируют, как в период актуализации этничности автостереотипы (представления народа о себе), на уровне группы-посредника, так и у "символьной элиты" становятся все более позитивными, а гетеростереотипы (представления о народе-соседе) — более негативными. Это отражает процесс перехода стереотипов в предубеждения и предрассудки, и является важным индикатором кризисных форм этнической идентичности, в первую очередь, гипер-идентичности (Сол-датова Г.У., 1594). На наш взгляд, в формирующейся гипер-идентичности у татар современного периода убежденности в превосходстве над другими не наблюдается. Скорее можно говорить о компенсации чувства второсорт-ности, утвердившегося в силу политических, социальных, исторических причин. Специфической особенностью этнических установок татар по отношению к русским на анализируемом идеологическом и групповом уровнях является отсутствие негативного аффективного заряда, отсутствие агрессивных и враждебных проявлений. Стремление к независимости и самостоятельности не предполагает путь изоляционизма, а скорее обособления.

Исследование показало, что этнические установки и стереотипы, составляющие содержание оппозиции "мы — они", во многом обусловлены социальными процессами. Трансформационные процессы, давшие толчок появлению новых социальных групп, и стремление к демократическим принципам в политике, обусловили актуализацию этничности, использование ее мобилизационного резерва. Этот вывод подтверждают данные составленных автором таблиц, в которых показано действие оппозиции "мы — они" в условиях советского государства (она была представлена только на бытовом уровне), и в условиях трансформирующегося общества, когда идеологический уровень ее действия наполнился новым содержанием.

Четвертый раздел "Условия и причины воспроизводства этничности" посвящен анализу социокультурной детерминанты этничности в современном Татарстане. Рассмотрение соотношения цифровых данных в контексте актуализированности этнических ценностей в структуре самосознания представителей татарского общества показало, что оно делится примерно на две равные половины. Демаркационная линия затрагивает категорию социального происхождения и фактор экзосоциализации, которая проходила либо на татарском, либо на русском языках. Это позволяет с достаточной долей вероятности предположить, что этнически ориентированная система ценностных ориентаций сильнее представлена у татар-сельчан и горожан первого поколения. В свою очередь, внутри последней выделяются наиболее активные подгруппы. Первая — этническая элита, ядро которой составляет художественная и гуманитарная интеллигенция и политическая элита. Вторая — рабочие относительно молодых индустриальных центров, выходцы из села.

На основании этого вывода, далее рассматриваются особенности процесса адаптации сельчан-татар к условиям городской жизни в советский период.

На материалах нашего исследования мы попытались показать влияние средств массовой информации на актуализацию этнических ценностей и их участие в процессе воспроизводства этничности, и определили степень участия и влияния как высокую. Но для нас также важно было показать, что приверженность национальным идеологемам не возникает на пустом месте, а определяется непосредственным опытом человека. Негатив этого опыта, объединяющего выходцев из села, связан с асимметричностью общесоветской "высокой культуры" и национальной культуры, в условиях которой нарушалась преемственность первичной и высшего звена вторичной социализации, что затрудняло включение личности в престижные сферы социальной деятельности. Это социологические "корни" приверженности данной группы национальным идеологемам.

Психологические "корни" — связаны с потерей своего "дома" в условиях города, когда в столкновении с другой культурой и языком разруша-

ется или подвергается сомнению неизбежность и самоочевидность субъективной реальности, выстроенной на "материнском языке" и национальной культуре.

Подводя итог изложенному выше, мы можем сказать, что содержание социальной детерминанты этничности обусловлено политикой советского государства, не сумевшего сбалансировать широко развернувшийся процесс индустриализации с интересами и потребностями села, с одной стороны, и определить стратегию сохранения и развития национальных культур в новых экономических условиях, с другой.

Заключение. Анализ деятельности СМИ и "символьной элиты" позволил увидеть, что этничность — это в значительной мере конструкт. Однако, мы смогли убедиться в том, что "выстраивание" этого конструкта осуществляется на основе традиции, складывавшейся в течение всего исторического развития общества. Именно традиция придает этничности характер объективной реальности, в условиях которой происходит социализация личности. Исследование структуры этнического самосознания экспериментальной группы и татарской интеллигенции показало нам, что проживая свою биографию в рамках этой традиции, личность воспринимает ее в качестве субъективной реальности. Мы также смогли убедиться, что содержание субъективной реальности оказывает влияние на селекцию культурных образцов и идей, которую осуществляет "символьная элита", восстанавливая универсум своего общества.

Средства массовой информации, широко транслируя создаваемые национальной интеллигенцией образы, символы и идеологемы, формируют этническое сознание как на массовом, так и на групповом и личностном уровнях сознания. Но власть СМИ не безгранична. Мы увидели, что различные группы татар по-разному воспринимают этнические ценности и идеологии. Во многом их отношение обусловлено особенностями экзо-социализации, образом жизни, социальными условиями и интересами.

Исследование республиканских СМИ показало, что татароязычные издания ("Татарстан яшьляре", "Ватаным Татарстан") в большей мере ориентированы на поддержание целостности татарского общества. Создаваемое ими общественное мнение, используемый ими национальный язык и характерный стиль общения способствуют формированию солидарности и внутренней консолидации татар.

Сравнительный анализ деятельности русскоязычных и татароязычных СМИ позволяет сделать вывод о том, что происходит постепенное выравнивание семантических полей двух этнических общин, проживающих в республике. Однако содержательный анализ показывает, что татароязычные издания сконцентрированы преимущественно на этнокультурной проблематике. В то время как русскоязычные газеты чаще обсуждают проблемы, связанные с социально-экономическим развитием республики, формированием в ней гражданского общества. На наш взгляд, это обсто-

ятельство обусловлено рядом причин. Первая из них состоит в том, что национальная интеллигенция стремится достроить образовательную пирамиду татарской "высокой культуры", а это связано с обсуждением проблем языка, культуры и национального образования. Вторая причина связана с сохраняющейся инерцией советского периода, когда национальная культура была отстранена от участия в процессе модернизации. Третья — обусловлена дефицитом татароязычных журналистов с соответствующей подготовкой. При нынешней ситуации, когда массовый читатель выписывает только одну, в лучшем случае, две газеты, такая тематическая разно-ориентированность способствует формированию у читателя ограниченного взгляда на происходящие изменения в республике, что отражается на его поведении как политического актора.

В целом же, успех выравнивания семантических полей зависит от конкурентоспособности татарской "высокой культуры" по отношению к русской. Ее значимость для населения республики будет определяться полнотой ее участия в современных модернизационных процессах и ее ролью в социально-профессиональном продвижении личности.

Наше исследование показало, что идентичность общества, несмотря на силу традиции, не статична. На ее формирование оказывают влияние культура, экономика и политика соседних народов. Эти внешние влияния, наряду со спецификой локального общественного развития, накладываются на существующие в обществе традиции и находят отражение в борьбе идей. В споре традиционалистов и реформаторов, возобновившемся в новых исторических условиях, можно рассмотреть стремление общества сохранить свою самобытность на пути своего развития.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Сагитова Л.В. Этичность в современном Татарстане. — Казань, 1998. - 184 с.

2. Идеи национального возрождения и межнациональные отношения (на примере РТ) // Региональные проблемы межнациональных отношений в России. — Омск, 1993.

3. Национальное возрождение: проблемы межнациональных и внутринациональных отношений // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. — Казань, т.1, 1993.

4. Национальное самосознание татарской интеллигенции и ее участие в возрождении нации (на примере РТ) // Современные национальные процессы в РТ. — Вып.2, — Казань, 1994.

5. О природе национального в некоторых современных концепциях зарубежных ученых // Идель, N 7—8, 1994.

6. Исторические корни и особенности идей национального возрождения русских и татар // Панорама культурной жизни стран СНГ, Балтии и

Закавказья. — Вып.8. — M.: Российская государственная библиотека, 1993. — С.25—36. НИО Информкультура.

7. Республиканская пресса как фактор формирования национального самосознания в Татарстане в современных условиях // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. — М., 1995.

8. Sagitova L. Quelques aspects de la spécificité ethnoculturelle de la société tatare contemporain // L'Islam de Russie. Conscence communautuire et autonomie politique chez les Tatars de la Volga et de l'Oural depuis le XVIIIc siecle. — Maisonneuve et Larose, 1997.

9. Сагитова Л.В. Психологический фактор и социальная детерминанта в процессе воспроизводства зтничности (на примере Республики Татарстан) // Этническая психология и общество. — М., "Старый сад", 1997.

10. Сагитова Л.В. О некоторых аспектах этнокультурной специфики современного татарского общества // Ислам в татарском мире: история и современность. — Казань, 1997.

11. Сагитова Л.В. Процесс воспроизводства зтничности в Республике Татарстан на рубеже 1980—1990-х гг. // Панорама-форум, N4. — Казань, 1996.

12. Сагитова Л.В. Современные идеологии Татарстана: фактор разделения или консолидации татарстанского общества / Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. — М., 1998.

Лицензия № 0234 от 20.05.1998г.

Отпечатано с готового оригинал-макета в издательстве "ФОРТ-ДИАЛОГ"

Заказ № 09/030. Тираж 100 экз. Бумага офсетная. Объем 1,5 п.л.

Казань, Толстого, 6. Тел. 36-73-80, 36-68-55.

 

Текст диссертации на тему "Воспроизводство этничности в республике Татарстан на рубеже 1980-х-1990-х гг."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ

На правах рукописи Сагитова Лилия Варисовпа

Воспроизводство этичности в Республике Татарстан на рубеже 1980-х - 1990-х годов (по материалам республиканской прессы и этпосоциологических

исследований)

Диссертация на соискание ученой степе и и кандидата исторических паук

Специальность 07.00.07' - этнология (этнография)

Научные руководители: доктор исторических ваук, профессор Л.М.Дробижева; кандидат исторических наук Д.М.Исхаков

Москва - 1998

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Национальные движения конца 80-х начала 90-х годов в СССР и затем государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, межэтнические конфликты и трудности трансформации общества со всей очивидностыо продемонстрировали значимость этнического фактора в жизни полиэтнических стран.

Российская Федерация при всех существующих изменениях в этническом составе населения, в сравнении с СССР, остается полиэтническим государством, Татары в ней вторая по численности после русских национальность. Татарстан - республика, которая продемонстрировала возможность мирного регулирования конституционного конфликта. Этот опыт вошел в историю под названием татарстанской модели. Внимание к нему проявили ученые и политики не только в нашей стране, но и в других государствах мира. Одним из принципов этой модели является обеспечение толерантного межэтнического взаимодействия внутри республики.

На территории Татарстана активно взаимодействуют две большие этнические общности русские (43,3%) и татары (48,5%), различные по языку, кулыуре и конфессиональной принадлежности. Как происходит воспроизводство этничности в таких условиях, во всем ли оно бесконфликтно, каковы условия обеспечения этнического развития при активных межкультуриых взаимодействиях и общем процессе модернизации - изучение всех этих вопросов, несомненно, актуально не только с научной, но и практической точки зрения для формирования гражданского общества.

Одним из условий воспроизводства этничности в бесконфликтном или, наоборот, негармоничном варианте является направленность деятельности СМИ. Именно поэтому сквозь призму этого канала влияния мы рассматриваем функционирование этничности в Татарстане.

Возможность гласности, способствовала появлению широкого спектра газетных и журнальных периодических изданий, выражающих интересы правительства, различных общественно-политических и национальных движений. При всем многообразии, существует ощутимая разница в подаче и оценке информации русскоязычными и татароязычными изданиями республиканских СМИ, поскольку каждые из них ориентируются на свою аудиторию: русскоязычные - на официальный Центр и русское население; татароязычные - на представителей титульной национальности. В результате деятельности этих, в чем-то разнонаправленных изданий, в республике формируются два типа национального самосознания, присущего русским и татарам, И

одновременно, наряду с этим, существует направленность газетной информации на формирование общереспубликанского самосознания и внутриреспубликанской консолидации.

Кроме того, опыт полевых исследований и личные наблюдения показывают, что имеет место срытый внутринациональный конфликт, присущий татарской нации. Он обусловлен перенесением социального конфликта между городом и деревней в область внутринациональных отношении, что в значительной мере влияет на восприятие и усвоение формирующейся системы ценностей различными группами татарского общества. Развитие мирного или конфликтного потенциала этнического фактора в республике во многом будет определяться сосуществованием этнических ценностей русских и татар. Климат же сосуществования в значительной мере зависит от деятельности СМИ, их интерпретаций фактов и событий. Именно поэтому анализ их деятельности является важным и актуальным.

Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что в отечественной науке пока еще не выработано общепринятого определения феномена этичности, и вокруг этого термина ведутся споры и дискуссии, категория этнического самосознания (национального самосознания, этнической идентичности) выделяется учеными в качестве одной из главных характеристик названного явления.

Содержание понятия "национальное самосознание" впервые начинает разрабатываться в 1940-х годах В. В. Макродины м, Д.С.Лихачевым и П.И.Кушнером. Историк В.В.Мавродин в написанной им в 1943-1944 гг. монографии "Образование Древнерусского государства", анализируя проблему формирования древнерусской народности, выделяет два фактора: язык и национальное самосознание, которые определяют собой народность как понятие этническое. ^ Кроме того, в работе автор вскрывает истоки формирования национального самосознания, находя их как в характеристике этноса, так и в его конкретной истории, а также определяет компоненты самосознания.

Литературовед Д.С.Лихачев в своей книге, изданной в 1945 г., рассматривает проблему самосознания на основе источников русской литературы и искусства XI-XVII вв. Авторская интерпретация понятия "национальное самосознание русского народа" приводится в предисловии к днной книге: в качестве показателей самосознания Лихачев называет не только памятники письменности и искусства, но и борьбу за свою политическую и культурную самостоятельность и за свое государство. 2

1 МавродиБ В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945, с.396.

2 Личпчев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. -М.-Л., 1945, с.З.

Важную роль в изучении национального (этнического) самосознания сыграли работы П.И.Кушнера. В изданных в 1949 и 1951 гг. работах ученый подчеркивает необходимость учитывать национальное самосознание при характеристике этнической общности. Утверждая, что национальное самосознание не является прирожденным свойством человека*, он показал, что оно развивается из более примитивных форм сознания этнической общности и проходит ряд этапов, соответствующих стадиям развития общества.2 Тем самым он отметил историчность понятия 11 национальное са мосозна пне ". Ра зработка П. И. Кушнером проблемы этнических границ подтверждает свою актуальность и сегодня, в сложный период межнациональных отношении в России. Как отмечают современные исследователи, проведенный ученым анализ вопроса о роли и функции языка как этноонределяющего и культурно устойчивого признака в ситуации этнического пограничья выступает предтечей современных этнопсихологических исследований по проблеме культурной дистанции и культурного птока.^

В последующие годы И.И.Потехин рассматривает вопросы национального самосознания в ходе исследования национально освободительного движения и этнических процессов у народов Африки. В книге о южноафриканских банту национальному самосознанию посвящена отдельная глава. В ней он выделяет такие компоненты этнического самосознания как сознание принадлежности к своему народу и осознание его национальных интересов. Здесь он также делает вывод о том, что национальное самосознание является частью общественного сознания и подчиняется тем же законам развития.^ В другой своей работе, опубликованной п 1964 г., автор, анализируя этническое развитие народов Ганы в прошлом и настоящем, рассматривает наряду с языковой ситуацией и формированием общих черт материальной и духовной культуры и проблемы развития национального самосознания

С середины 1960-х гг. учеными начинает разрабатываться понятие "этническое самосознание". Н.Н.Чебоксаров включает его в число признаков этноса и при этом отмечает вторичность фактора этнического самосознания по отношению к основным признакам этнической общности. Определяя этническое самосознание как результат действия

1 Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический показатель //Краткие сообщения Ии га этнографии АН СССР, 1949, т.VIII.

2 Его же. Этнические территории и этнические границы.- М., 1951, с.42.

3 Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. М., 1998, с. 18.

Потехин И.И. Формирование национальной общности южпоафрикапскргх банту. М., 1955, с.218.

Потехин И.И. Становление новой Ганы. - 1965, с.314-331.

основных признаков этнической общности, он подчеркивает его значимость для определения принадлежности к той или иной этнической общности. 1

С.А.Токарев в опубликованной в 1964 г. статье поставил вопрос об истоках этнического самосознания, которое он определил как порождение исторического соотношения различного вида социальных связей (общности происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии).2

Работы исследователей конца 40 х - начала 60-х годов стали отправной точкой дальнейшего изучения этнического самосознания, сформировали начальную базу для последующих теоретических разработок в этой области.

Большое значение для развития теории этнического самосознания имела научная дискуссия по теории нации, открывшаяся на страницах журнала "Вопросы истории'1 во второй половине 1960 х гг.

В 1967 г. В.И.Козлов выявил ряд факторов, воздействующих на формирование этнического самосознания: социальная среда, представление об общем происхождении и обших исторических судьбах и т.д., а также определил данный феномен как сознание принадлежности людей к определенному народу, конкретно проявляющееся в употреблении ими единого названия народа л' Он также выдвинул этническое самосознание на первое место среди других признаков этнической общности,

В 60-е годы интерес к проблемам этнического самосознания проявляют и психологи. Значительный вклад б разработку этого понятия внесли работы Б.Ф.Поршиева^, И.С.Кона^, Г.В.Шелеповаб. Новый импульс для осмысления как содержания понятия этнического самосознания, так и различии в его проявлении, возник в ходе изучения

1 Чебоксаров H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов (Вступительное слово на симпозиуме) . Труды УП МКАЭН, t.V. М.,1970, с.748.

2 Токарев С.А. Проблема танов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) //Вопросы философии, 1964, N11, с.53.

3 Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации //Вопросы философии, 1967, N 1: Его же. О понятии этнической общности //Советская этнография, 1967, N 2; Его же. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса //Советская этнография, 1974, N 2.

^ Поршпев Б.Ф. Социальная психология и история,- М., 1966; Его же. "Мы и они" как конститутивный принцип психологической общности //Материалы Ш Всесоюзною съезда Общества психологов, - М., т.И, Вып.1, 1968.

^ Кон И.С. Психология предрассудка. О со цка л ь но - пс и хо л оги ч ее к и х корнях этнических предубежден и ii //Новый мир, 1966, N 9; Его же. национальный характер миф или реальность? //Иностранная литература, 1968, N 9.

С Шелепов Г.В. Общность происхождения признак этнической общности //Советская этнография, 1968, N 4.

проблем этнических общностей разного таксономического уровня и исторических типов этнических общностей. Н.Н.Чебоксаров в своих работах 1964 а 1967 гг. отмечая существование во все эпохи общностей более высокого и более низкого таксономического уровня, чем основные этносы, указывал, что этнический характер этих общностей определяется наличием у них "элемента самосознания". Интерес представляло его замечание о том, что самосознание может быть многостепенным и включать сознание принадлежности как к этносу, так и группам, стоящим таксоном ически выше и ниже его. 1

Эти разработки был дополнены исследованиями К.В.Чистова, сумевшего показать иерархичность этнического самосознания. Его многоплановость проявляется в том, по мнению автора, что на синхронном уровне оно сосуществует, взаимодействует и трансформируется с самосознанием классовым, государственным, локально-географическим, конфессиональным, профессиональным и

др.2.

Большое значение для развития теории этнического самосознания имела научная дискуссия, начавшаяся с 1980-х гг., но типологии этнических общностей. Выработанная в ходе дискуссии типолохизация (племя, народность и нация) способствовали появлению дифференцированного подхода к проблемам формирования и функционирования этнического самосознания в зависимости от того или иного этапа развития общества. Теоретические разработки в этом русле стимулировали конкретные историко-этнографические исследования. Р. Ш. Д жары лгасшюва, рассматривая основные аспекты теории этнического самосознания, особо отмечает исследования, посвященные развитию этнического самосознания славян в период раннего феодализма^, формированию этнического самосознания англосаксов и германских народов'*, многотомную серию но этнической истории китайцев, где рассматриваются проблемы эволюции этнического самосознания китайцев^, монографии М.Б.Воробьева но проблемам

' Чебоксаров H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов,

с.760.

2 Чистов К.Б. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры //Советская агиография. 5972, N 2, с.74.

3 Развитие этнического самосозпапия слвянских пародов в эпоху раннего средневековья,- М., 1982.

^Колесницкий Н.Ф. Об этническом iосуд а рственном развитии средневековой Германии (IV-XW кв.) //Средние века. Вып.23. М., 1963; Шервуд Е.А. Развитие этнического самосознания англосаксов (до XI в.); Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1980.

^Крюков М.В., Сафроиов М.В., Чебоксаров H.H. Древние ктайцы: проблемы этногенеза.- М., 1978; Крюков М.В., Малявин И.В., Софронов М.В.

формирования этнического самосознания чжурчжэней в X XII вв. и японцев в период раннего средневековья *. В работе самой Р. III. Джарылгасиновой рассматривается этничес кое самосозгаш ис корейцев в раннефеодальную эпоху Л

11лодотворными для развития теории этнического самосознания явились исследования по этногенезу и этнической истории. Научная сессия по этногенезу Средней Азии (Ташкент, 1942), работы С.11 Толстова^, работы С.А.Токарева^, В.Ф.Генингз^ способствовали выявлению роли этнического самосознания в этногенетических процессах этнических общностей на определенных исторических этапах их развития. Вслед за С.П.Толстовым, утверждавшим необходимость определения узлового исторического момента у той или иной общности, когда этногенетические процессы данного народа достигают ступени, близкой к завершению^, М.В.Крюков, на примере истории древнекитайского и древнегреческого этносов сделал вывод о том, что достижение "критической топки" в ходе развития этноса характеризуется появлением у него самосознания, одним из проявлений которого является возникновение общего самоназвания, что в свою очередь, свидетельствует о завершении процесса этногенеза 7

С 70-х годов теория этнического самосознания обогащается исследованиями структуры названного феномена. Признание советской этнографической наукой положения о том, что этническое самосознание является непременным условием функционирования этноса, получило

Китайский этнос па пороге средних веков. М., 1979; Крюков М.В. Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983; Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (XII--XHI вн.).- М., 1984.

1 Воробьев М.В. Чжурчжэнн и государство Дзинь (X в. - 1234 г.). Исторический очерк,- М., 1975; Его же. Японии в III VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир,- М., 1982.

2 Джарылгасипова Р.Ш. Этническое самосозпание корейцев в раннефеодальную эпоху: Автореф. дис. ... докт. ист. наук.- М., 1986.

3 Толстов С.П. Основные проблемы этногенеза народов Средней Азии //Советская этнография. Bun.VI VII. М. Л., 1947, с.303-305.

Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза //Советская этнография, N

3, 1949

5 Генипг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. Опыт исследования закономерности зарождения и раннего разви тия этноса.- Свердловск, 1970.

^Толстов С. 11. Основные проблемы ..., с.304.

7 Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблемы этногенеза //Расы и пароды. Вып.6,- М., 1976, с.62.

последовательную разработку в трудах Ю.В.Бромлея.1 Определяя понятие "этнос", оп писал» что это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая, меж поколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксировашюм в самоназвании (этнониме).2 В своих работах он дает сложную структуру этнического самосознания, внутренний механизм его развития, объективные основания его существования, а также высказывает мысль о том, что компоненты этнического самосознания на субъективном уровне отражают

объективные свойства этнической общности.3 В более поздней работе он расширяет структуру этнического самосознания и выделяет такие компоненты как