автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Национальное самосознание и национальная культура

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Серебрякова, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Национальное самосознание и национальная культура'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Национальное самосознание и национальная культура"



#

л Иркутский государственный университет

На правах рукописи

СЕРЕБРЯКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Иркутск - 1997

Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Научный консультант:

- доктор философских наук, профессор,

Почетный член СО Международной академии высшей школы Затеев В. И.

Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, профессор Осинский И. И. • доктор философских наук, профессор Чудинова И. М.

- доктор философских наук, профессор Самбуров Э. А.

Ведущая организация:

- кафедра философии Иркутского государственного технического университета

Защита диссертации состоится апреля 1997г. в 40 часов на

заседании диссертационного совета Д063.32.05. при Иркутском государственном университете по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, главный корпус, аудитория 303.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Иркутского государственного университета.

Автореферат разослан " ¿-/ " марта 1997г.

Ученый секретарь специализированного сов

Доктор философских наук, профессор

~В. А. Мальчуков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертации определяется возрастанием роли самосознания субъектов деятельности, в том числе наций, в общественном развитии. Национальное самосознание является важнейшим фактором консолидации наций, одной из первостепенных основ духовного единства современных народов.

Национальное самосознание, которое прежде не было заметным фактором духовной жизни некоторых стран современного мира, в том числе России, еще только начинает формироваться в них как массовый феномен, со всеми издержками и противоречиями, присущими периоду становления. В этих условиях настоятельной необходимостью является исследование природы, структуры и особенностей проявлений национального самосознания, которое могло бы способствовать более глубокому осмыслению народами себя, своего места в мирен перспектив развития.

Актуальность анализа национального самосознания связана с необходимостью создания обновленной теории нации, соответствующей реалиям современного мира, в котором наряду с тенденциями взаимодействия и интеграции народов наблюдается стремление к сохранению ими этнического и культурного своеобразия.

Новое концептуальное осмысление национальной культуры предполагает не только ее анализ как формы объективации национального самосознания, но и рассмотрение национального самосознания в качестве важнейшего фактора развития национальной культуры.

В процессе функционирования духовной культуры, гуманизации общества, гармонизации межличностных и межнациональных отношений большую роль призвано играть искусство, значимость

которого в жизнедеятельности общества часто недооценивается. Оно -не просто результат художественного отражения общественного бытия, одна из подсистем культуры. Философское осмысление искусства предполагает его анализ в качестве формы самосознания субъектов деятельности, в том числе и в их национальных аспектах.

Названный комплекс проблем имеет особое значение для современной России, развитие которой во многом зависит от адекватной самоидентификации россиян и зрелости их самосознания.

Состояние и степень изученности темы. Объектом исследования национальное самосознание становится с Нового времени, с формированием наций в качестве самостоятельных социальных субъектов.

Разные аспекты национального самосознания получали освещение в социально-философских, социологических, социально-психологических работах. В марксисткой теории основное внимание уделялось интернациональному в общественном развитии, однако К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин их единомышленники неоднократно говорили о национальных особенностях, национальном сознании, национальном характере, национальной гордости и т.д. Известное определение нации, сформулированное И. В. Сталиным, включало общность психического склада, проявляющегося в общности культуры. Это во многом обусловило доминировавший в отечественной науке подход, в соответствии с которым национальное самосознание долгое время рассматривалось лишь в качестве составной части национальной психологии, как частный момент жизни нации и т.п. Благодаря становлению в 1960-е годы этнической психологии началось более, специальное изучение феномена национального самосознания1.

' О формировании этнической психологии см.: Бороноев А.О. Основы этнической психологии. - СПб.. 1991.

Первыми в отечественной науке изучение национального самосознания начали этнографы П.И. Кушнер, H.H. Чебоксаров, В.И. Козлов и др., которые рассматривали этническое самосознание как один из этнических признаков. Генезис этнического самосознания анализируется в трудах Б.Ф. Поршнева.

С 1960-х годов, особенно после дискуссий второй половины 1960-х г.г., когда было высказано предложение рассматривать национальное самосознание в качестве одного из признаков нации, оно стало освещаться и в философской литературе. Однако в силу известных идеологических установок национальное самосознание не могло быть объектом всестороннего и глубокого анализа. По-видимому, часгь исследователей исходила из представления, которое состоит, по словам В. П. Тугаринова, в том, что "будто изучение проблемы противоречит принципам интернационализма". Им же отмечена несостоятельность подобного представления1. Однако в ¡960-1980-е годы национальное самосознание находилось на периферии научных интересов советских обществоведов.

Тем не менее в трудах А. Г. Агаева, С. Н. Артановского, С. М. Арутюняна, А. О. Бороноева, Ю. В. Бромлея, А. X. Гаджиева, А. И. Горячевой, А. Ф. Дашдамирова, Н. Джандильдина, М. С. Джунусова, Л. М. Дробижевой, В. И. Затеева, С. Т. Калтахчяна, А. А. Кожанова, И. С. Кона, М. И. Куличенко, П. И. Кушнера, П. М. Рогачева, М. А. Свердлина, В. А. Тишкова, В. Н. Филатова, Н. Н. Чебоксарова, К. В. Чистова и др. самосознание рассматривается в качестве одного из атрибутов нации. Специальному анализу этого феномена посвящены работы К. Н. Хабибуллина2, в которых основное внимание уделяется

1 Тугаринов В. П. Философия сознания. М., ¡971. - С. 130

2 Хабибулин ¡С. Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. - Пермь, 1974; Он же. Буржуазный национализм и идеологическая борьба. JI., 1980; Он же. Национальное самосознание и интернационалистское поведение.-Л., 1989.

самосознанию социалистических наций и функциям национального самосознания.

В 1990-е годы вышли первые монографические работы и научные сборники по проблеме национального самосознания и отдельных его структурных элементов1. Несмотря на рост интереса национальное самосознание исследованно недостаточно. Само понятие трактуется противоречиво. Соответствующих статей нет в большинстве философских и социологических справочных, изданий.

В понимании национального самосознания преобладает стремление указать на отдельные его признаки. Некоторые авторы (Ю. В. Бромлей, Л. М. Дробижева, С. Т. Калтахчян и др.) пытаются, не ограничиваясь указанием на отдельные признаки, дать его более обобщающее определение2.

В имеющейся литературе по-разному истолковывается соотношение национальной психологии и национального самосознания, национального— сознания и национального самосознания. Не вполне отчетливы представления о структуре национального самосознания.

Особенно существенно, что в указанных работах не проанализирована связь национального самосознания и национальной культуры. При изучении национального своеобразия искусства не прослеживается его связь с национальным самосознанием.

Недостаточная теоретическая разработанность проблем национального самосознания особенно явственной стала в последние годы, когда на волне демократизации общественной жизни бурно и

1 См.: Бороноев А.О. Основы этнической психологии. - СПб., 1991; Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990.; Духовная

культура и этническое самосознание. - М., 1991. • Вып. П;Русская идея. - Барнаул, 1992;

Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., 1994 и др.

См., напр.: Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и

социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. - 1985. -№5. -С.4.

6

остро выявились противоречивость и неоднозначность данного феномена и, в частности, проявлениями национального самосознания сгали называть разнообразные факты и явления.

Все это свидетельствует о необходимости более глубокого и всестороннего исследования сущности и специфики национального самосознания, его взаимосвязи с национальной культурой.

Цель и задачи исследования. Актуальность для теории и практики общественного развития обозначенных проблем определяет цель исследования, которая состоит в том, чтобы осуществить социально-философский анализ национального самосознания и национальной культуры, выявить их сущность, специфику и взаимодействие .

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать национальное самосознание в качестве одного из определяющих факторов развития современных наций;

рассмотреть роль нации как коллективного носителя национального самосознания;

- дать анализ природы национального самосознания как осознания нацией себя, своих национальных ценностей, а индивидом -осознания национальных ценностей на основе осознания собственной национальной принадлежности;

- определить структуру национального самосознания в единстве всех его уровней и составляющих элементов;

- показать состояние национальных культур народов России в переходный период, взаимосвязь национального самосознания и национальной культуры, значение национального самосознания и национальной культуры для самореализации и оптимального самоощущения народов;

- проанализировать искусство как одну из наиболее адекватных форм выражения национального самосознания;

выявить основные закономерности функционирования национального самосознания и национальных культур в условиях все расширяющегося в современном мире диалог а культур;

- наметить перспективы дальнейшего развития национального самосознания и национальной культуры.

Объест исследования: национальное самосознание и национальная культура.

Предмет исследования: сущность и общие закономерности функционирования национального самосознания и национальной культуры.

Методологические принципы исследования. В качестве методологических принципов исследования использовались системно-структрный подход, принципы единства особенного и общего, историзма и конкретности. Методологически автор опиралась на традиции диалектики и исгоризма в философии, формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу социальных явлений, а также на труды ведущих отечественных ученых и положения западной философской, социологической, социально-психологической и культурологической мысли.

Методы исследования. Достижение цели и задач исследования определили необходимость использования логико-исторического, системно-деятельностного методов, единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, аналогии, анализа и синтеза идей, позволяющих рассмотреть специфику национального самосознания и национальной культуры, обобщения теоретических источников и эмпирических данных, дающих возможность оценить состояние изучаемого объекта, дедуктивный метод создания

концепции национального самосознания и его структурной модели, а также сравнения и сопоставления образов искусства на основе самостоятельного анализа особенностей выражения в нем национального самосознания.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой диссертационное исследование сущности, специфики и взаимодействия национального самосознания и национальной культуы.

В итоге разработки темы получены следующие результаты:

- уточнен смысл понятия "нация"; с новых методологических позиций рассмотрена нация как коллективный субъект национального самосознания;

- дан социально-философский анализ природы и специфики национального самосознания;

- специально рассмотрена структура национального самосознания и ее важнейшие элементы: национальные чувства, интересы и идеи;

- определены основные закономерности функционирования и взаимосвязи национального самосознания и национальной культуры народов России в условиях переходного периода;

- разработан субстанциональный статус искусства в аспекте национального самосознания;

- осуществлено осмысление искусства как части национальной культуры и одной из специфических, но наиболее адекватных, универсальных и целостных способов выражения национального самосознания;

- проанализированы пути и уровни выражения национального самосознания в искусстве и основные формы национальной художественной модели мира;

- выработано понимание места и роли национального

самосознания в условиях все расширяющегося в современном мире диалога культур;

- на основе проведенного исследования прогнозируются тенденции дальнейшего развития национального самосознания и национальной культуры.

Научно-практическая значимость работы. Значимость исследования обусловлена особой важностью рассматриваемой проблематики для российской государственности, судеб населяющих нашу страну народов, их культур, всей отечественной культуры.

Материалы диссертации могут иметь определенное значение для понимания существа процессов, происходящих в духовной культуре народов России, в частности, для осмысления их национального самосознания и главных тенденций развития национальных культур. Они могут быть использованы в процессе выработки научно обоснованных практических решений в области межнациональных отношений, национальной политики в Российской Федерации и на уровне ее субъектов, в сфере развития национальных культур, особенно культур малочисленных народов, в деятельности национальных культурных центров и других аналогичных объединений.

Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа национального в его многообразных проявлениях. Выводы данной работы могут найти практическое применение в вузовских курсах социальной философии, этнологии, культурологии, социальной психологии, эстетики, в спецкурсах, а также при подготовке их учебно-методического обеспечения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, на кафедре философии

Восточно-Сибирского государственного технологического университета.

Материалы по теме диссертации докладывались на научных конференциях в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Бурятском государственном педагогическом институте, Восточно-Сибирском технологическом институте в 1990-1996 г.г., на Всесоюзной конференции "Современное взаимодействие национального, интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре и искусстве" в Минске (1988), на международных конференциях "Эстетическое отношение к искусству и процесс его формирования" (Херсон, 1991), "Восток-Запад: Диалог культур" (Улан-Удэ, 1996), всероссийских конференциях в Краснодаре (1993), Красноярске (1995), Кемерово (1995), Омске (1995), Самаре (1996). Материалы диссертации использовались автором в преподавании учебных курсов по философии, эстетике, спецкурса "Проблемы межнациональных отношений", в работе с аспирантами и руководстве дипломными работами. Ряд положений диссертационного исследования использовались з деятельности Всебурятской ассоциации развития культуры.

Содержание диссертации изложено в двух авторских (1988, 1996) и одной коллективной (1992) монографиях, а также статьях, тезисах, учебных пособиях общим объемом более 30 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, характеризуется степень изученности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, излагаются его теоретико-методологические основы, определяется научная новизна, раскрывается практическая значимость

и апробация полученных результатов.

Первая глава "Природа национального самосознания" посвящена анализу феномена национального самосознания, характеристике нации как его носителя, выявлению специфики социально-философского анализа национального самосознания.

В отечественных философских, социологических, этнографических, социально-психологических исследованиях 1960-1980-х г.г. разрабатывались отдельные аспекты национального самосознания. С 1960-х годов понятия "этническое самосознание" и "национальное самосознание " постепенно вошли в научную литературу. Некоторыми исследователями национальное самосознание стало рассматриваться как "одно из решающих условий существования и развития нации, а связи, основанные на нем - в качестве консолидирующих ее факторов'".

В 1990-е годы отмечается рост интереса к национальному самосознанию, однако уровень его теоретического осмысления недостаточен. Понятие "национальное самосознание" трактуется противоречиво, природа и структура самого феномена остаются во многом невыявленными. Для того, чтобы уяснить сущность национального самосознания, следует, прежде всего, обратиться к исходной категории нации.

В параграфе 1 "Нация как носитель национального самосознания" с новых методологических позиций анализируется содержание понятия "нация", последняя рассматривается в роли коллективного носителя национального самосознания.

Из нескольких значений понятия "нация" в работе выделено то, которое обозначает нацию в качестве этносоциальной общности людей.

' Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей. - М., 1976. - С. 210-211.

12

Становление современного представления о нации большинство авторов связывает с периодом буржуазных революций в Европе.

В интерпретации нации многие мыслители ХУШ-ХХ в.в. исходили преимущественно из субъективных факторов: "народного духа" (Ш. Монтескье, И. Гердер, Г. Гегель), души народа (Г. Штейнталь, М. Лацарус), общих чувств (Э. Ренан, Д. Милль) и т. д. Некоторые теоретики подходили к нации как к культурной общности (представители австромарксизма, Ф. Нейман, А. Фирканд, Э. Геллнер). В качестве духовной общности рассматривали нацию представители русской философии конца XIX - начала XX в.в. По существу из субъективных побуждений исходят авторы, которых некоторые исследователи1 объединяют в группу сторонников конструктивистского подхода (К. Поппер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, Д. В. Драгунский), определяющие нации как некие идеальные конструкции в головах люден.

Многие мыслители видели в государстве или в стремлении к его созданию важнейшее условие существования нации (Г. Гегель, М. Вебер, К. Дейч, А. Коббэн и др.).

В целом в зарубежной науке существует много разных концептуальных подходов к проблеме. Большинство же западных ученых рассматривают нацию как духовную и культурную общность.

Паралелльно разрабатывалась марксистская теория, в которой в качестве основных признаков нации рассматриваются общность экономических связей, территории и языка. Наряду с ними отмечается большая роль в формировании и развитии наций наличия национального государства, соответствующих особенностей культуры и психики.

Создание обновленной теории наций, по мнению автора,

' Марченко Г. И. Методологические подходы к исследованию этнополитнческих явлений //Вестник МГУ. Политические науки. - 1995. - №1. - С. 5-6

13

предполагает опору на все позитивные достижения отечественной и мировой науки, потребность в синтезе разных подходов и методологических позиций, что может способствовать более всестороннему и глубокому исследованию. Плодотворным представляется понимание нации в качестве сложно организованной системы, динамично развивающегося и гибко адаптирующегося к окружающей среде социального организма.

Понимание нации как продукта "человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей"' и как результата иных субъективных факторов, доминирующее в зарубежной науке, думается, не исключает подхода к ней, сложившегося в отечественном обществознаиии, как к общносги людей, обладающих совокупностью признаков. Последние необходимо интерпретировать более гибко, с учетом особенностей истории и судьбы конкретных народов. В целом же об общности экономических связей и территории как признаках современных наций можно говорить с большой долей условности, т.к. экономические связи объединяют не отдельно взятую нацию, а большинство наций проживает на одной территории с другими народами. В связи с этим целесообразно формировать отношение к территории не столько как к исконным землям определенного народа, сколько как к пространству для совместной деятельности ныне живущих там представителей разных наций.

Существенные изменения претерпел и такой признак, как наличие национального государства, хотя в некоторых регионах мира оно продолжает быть решающим фактором формирования наций. Большинство современных наций функционируют в пределах многонациональных государств, одной из функций которых является оптимальное сочетание интересов всех проживающих в нем народов.

Важными признаками нации остаются язык, общность культуры и

' Гелпиер Э. Нации и национализм //Вопросы философии. - 1989 - №7. - С Л 24

14

черт психологии.

Таким образом, ряд признаков нации, выделяемых в марксистской теории, в современных условиях трансформировался. Они выполняют разные функции по отношению к нации и в зависимости от аспекта могут выступать и в роли условий, когда, к примеру, рассматривается период ее формирования, и в качестве факторов.

Сегодня необходимо уделять больше внимания анализу нации как субъекта жизнедеятельности, обладающего способностью к осознанию собственного бытия, целеполаганию, рефлексии и т.д. В связи с этим первостепенное значение приобретает исследование национального самосознания, значение которого в развитии современных наций возросло.

Национальное самосознание является основой духовного единства нации, узловым моментом ее субъективности. Даже в такой крайне катастрофической ситуации, как смена языка, нация остается собой, пока сохраняет национальное самосознание.

И носителем, и коллективным субъектом национального самосознания является нация, однако в строгом смысле субъектом национального самосознания точнее назвать ту часть нации, которая в конкретных исторических условиях выражает чувства и интересы, продуцирует идеи и теории, сзязанные с национальной идентификацией. В силу специфики профессиональной деятельности наиболее представительным слоем, занятым формированием и развитием национального самосознания, является интеллигенция, а в некоторые периоды национальной истории - и другие классы и слои общества.

Анализу сущности национального самосознания посвящен параграф 2 "Специфика философского исследования национального

самосознания".

В отечественной литературе сложилось несколько подходов к изучению национального самосознания: историко-зтнографический, социально-психологический, социально-философский и др.

В качестве социально-психологического феномена национальное самосознание является прежде всего осознанием принадлежности субъекта к макроколлективу, к "мы", которое базируется на противопоставлении себя, своего "мы" тем или иным они, описанном, в частности, Б.Ф. Поршневым1.

Философское исследование, в отличие от социально-психологического, акцентирует внимание не столько на анализе "я" человека в национальном аспекте, сколько на осознании субъектом самосознания особенностей национальной общности, к которой он принадлежит, на качественной характеристике "мы".

Ошибочно отождествлять национальное самосознание с национальным сознанием. Последнее является результатом отражения нацией как субъектом сознания всех сторон ее бытия. Составной частью национального сознания, специфический объект которого -сама нация как субъект практической и духовной деятельности, является национальное самосознание.

Правомерно рассматривать национальное самосознание и как индивидуальный, и как коллективный феномен. Коллективное национальное самосознание дифференцируется на самосознание отдельных групп внутри нации.

Полагаем, что субъект национатхьного самосознания пытается

более или менее отчетливо осознать место своей общности среди

других народов. Такое осознание уже не ограничивается антитезой

"мы - они", а включает в себя более всесторонний анализ связей и

отношений своей общности с другими, который позволяет заметить их

' Поршнев Б.Ф. Социальная психология и историк. - М., 1979. - Гл. 2

16

позитивные свойства, черты сходства со своим народом.

Часто встречающееся определение национального самосознания через принадлежность к национальной общности неполно, т.к. при этом фиксируется лишь один из признаков, присущих индивидуальному типу национального самосознания.

Национальное самосознание в трансформированном виде сохраняет многие элементы этнического самосознания, прежде всего, осознание на новом качественном уровне единства культуры, языка, особенностей психики. Эти компоненты занимают разное место в самосознании разных людей. Развитое национальное самосознание толерантно и допускает свободу самоопределения личности в отношении национальных ценностей, оно неотрывно от четко выраженного личностного начала, от представления о свободной равноправной личности.

Если стержень этнического самосознания составляет, главным образом, общность прошлого, то в национальном самосознании на первый план выступает общее настоящее: актуальные цели, задачи, интересы и цели национального развития. Правда, в отдельные периоды осознание общности прошлого может становиться значительным компонентом духовной жизни нации.

Национальное самосознание характеризуется возрастанием удельного веса сознательно вырабатываемых рациональных, теоретико-аналитических компонентов.

Национальное самосознание индивидов складывается постепенно, в ходе их социализации. Важную роль играет как направленное и планомерное воздействие на самосознание через институты обучения и воспитания, средства массовой информации, общественное мнение, так и степень активности самой личности. Индивидуальное национальное самосознание тесно связано и

взаимодействует с коллективным самосознанием нации. Как правило, в национальное самосознании включаются наиболее ценные идеи и мнения индивидов. Вместе с тем не исключено, что в определенных ситуациях оно стихийно воспринимает и деструктивные идеи и настроения, заражается национальным эгоизмом. Это обуславливает необходимость коррекции национального самосознания, активного включения в него идей сотрудничества народов, близости исторического прошлого разных наций, единства судьбы современного человечества.

Высокий уровень грамотности, доступность образования, приобщение к культуре широких демократических масс большинства государств способствует росту национального самосознания в современном мире и увеличению числа людей, выполняющих функции субъектов национального самосознания.

Итак, национальное самосознание - это, прежде всего, осознание народом себя, своих национальных интересов и ценностей, своего места в мире, значения своей истории, культуры и перспектив дальнейшего развития.

Во второй главе "Структура национального самосознания" специально рассматриваются уровни и структурные элементы национального самосознания.

Хотя большинство авторов обходят вопрос об уровнях национального самосознания, диссертант отмечает наличие в нем психологического и идеологического, обыденного и теоретического уровней. К числу наименее исследованных относится идеологический уровень национального самосознания, который представляет собой систему идей и взглядов, рассматривающих бытие нации, ее место среди других аналогичных общностей под углом зрения актуальных жизненных интересов данной нации, что предполагает

формулирование целен дальнейшего развития, определение путей их достижения и способов реализации указанных интересов применительно к конкретной социально-политической ситуации.

Несмотря на наличие общих с идеологией черт, теория - самый глубокий и объективный уровень осмысления реальности.

В параграфе 1 "Основания структурирования национального самосознания" обосновываются принципы выявления структурных элементов национального самосознания.

Обычно исследователи включают в структуру национального самосознания широкий набор компонентов, но роль и значение их не одинаковы. Целесообразно выделить важнейшие из них, которыми, по мнению диссертанта, являются осознание национальной принадлежности, чувства, интересы и идеи, связанные с национальной са моида ггнфикацией.

Национальные чувства являются наиболее репрезентативным элементом психологического уровня национального самосознания, национальные интересы - решающим элементом идеологического уровня, а национальные идеи и теории наиболее полно отражают особенности теоретического уровня национального самосознания.

Указанные элементы, наряду с представлениями о собственном национальном характере, вкусе, национальными стереотипами и автостереотипами, идеалами, мифами, символами и т.д., представляют собой грани образа "мы" как интегратиовного представления субъекта самосознания о собственной нации.

Национальное самосознание наряду со знаниями органично включает в себя и заблуждения, ошибочные и ложные представления, наряду с конструктивными может содержать и деструктивные компоненты. Однако иллюзии, заблуждения и т.п. правильнее было бы рассматривать не в качестве самостоятельных элементов

национального самосознания, а как аспекты национальных стереотипов и авто стереотипов.

Одним из элементов национального самосознания являются мифы, в которых воплощаются представления народа о своем происхождении, прошлом, важнейших событиях, идеал будущего. Благодаря своей интегративности, сочетанию рационального и интуитивного, действительности и вымысла миф облекает эти представления в яркие, чувственно воспринимаемые образы.

Возникновение и сохраняющуюся популярность новых мифов С. Н. Артановский верно объясняет реакцией на отчужденность современного общества и бездушие государства, основанного на одностороннем рационализме, потребностью человека в эмоциональной теплоте, которую и дает национальный миф с его "представлениями о родстве, о братстве древних родов, чувстве локтя'".

Вместе с тем, мифотворчество не является одинаково интенсивным во все времена процессом. Таковым оно было на ранних ступенях развития человечества и продолжает оставаться для некоторых народов и сегодня. В развитых же странах в силу своей ограниченности миф локализован, главным образом, в художественной и религиозных формах общественного сознания.

Наиболее значимые для нации ценности в предельной обобщенной и вместе с тем чувственно конкретной форме выражают символы и идеалы.

Анализу одного из ведущих элементов национального самосознания посвящен параграф 2 "Национальные чувства".

Автор предполагает дифференцировать национальные чувства на чувства, присущие коллективному субъекту национального

' Артановский С.Н. Идея нации в кокгексте интеллектуальной истории /ЛЦгтеллнгенция и нравственность /социологические очерки/. - М., 1993. - С.83-84.

20

самосознания и переживания, свойственные личности как индивидуальному субъекту.

Национальные чувства нередко представляют собой внешнее проявление сложных и противоречивых психических состояний, в которых рациональное осмысление национального бытия сопряжено с безотчетно-стихийными побуждениями и настроениями.

Необходимы чуткость и осмотрительность по отношению к чувствам народов и их отдельных представителей, а также целенаправленное формирование позитивно ориентированных, здоровых национальных чувств, способных адекватно реагировать на разнообразные ситуации.

Среди огромного спектра чувств наибольшей глубиной и содержательностью выделяются чувства, связанные с отношением к родине, ее природе, языку, искусству, с эстетическим наслаждением неповторимостью и самобытностью явлений национальной культуры.

Е параграфе 3 "Национальные интересы" освещается этот важный элемент структуры национального самосознания.

В коллективном национальном самосознании ведущее значение принадлежит национальным интересам. Они относятся к числу внутренних импульсов, непосредственных источников активности нации, наряду с потребностями выступают как ее детерминанты. Благодаря интересам и потребностям происходит воплощение содержания чувств, мыслей, представлений и т.д. в содержание деятельности субъектов национального самосознания.

В структуре национальных интересов есть и собственно интересы нации, и более широкие, масштабные общезначимые интересы, которые в конечном счете предполагают уважение интересов других народов.

Национальные интересы неоднородны: они дифференцируются на

коренные, сущностные, долговременные и преходящие, кратковременные. Степень их внутреннего единства неодинакова в разные периоды истории.

Осознание интересов сплачивает нацию, способствует превращению ее в подлинного субъекта исторического действия.

Характеристике национальных идей и теорий посвящен параграф

4.

Атрибутом национального самосознания является глубокий анализ самоидентичности на уровне развитой рефлексии, выражающийся в национальных идеях и теоретических концепциях.

Национальные идеи представляют собой осмысление разных аспектов жизнедеятельности нации, ее места среди других народов, значения национальных ценностей.

Национальные теории являются научно обоснованными и завершенными системами взглядов высокого уровня обобщения, развиваемыми выдающимися представителями общественной мысли в специальных трудах по истории, современным проблемам жизни нации и т.д.

В литературе принято объединять комплекс национальных идей и концепций термином "национальная идея".

В отличие от теорий, требующих специального осмысления со стороны подготовленной части нации, идеи характеризуются большей доступностью для массового самосознания и способностью широкого распространения. Национальные идеи и теории выражаются в публицистике, программных документах политических партий и движений, фундаментальных трудах по различным проблемам жизни нации, произведениях искусства. Идеи, имеющие практически-политическую направленность входят в национальную идеологию.

В третьей глазе "Национальная культура как фактор бытия национального самосознания" раскрываются проблемы взаимосвязи культуры и национального самосознания, дается анализ их современного состояния.

В параграфе 1 "Взаимосвязь национальной культуры и самосознания" рассматриваются основные тенденции в развитии национальной культуры, прослеживается ее связь с самосознанием.

Культура любого народа - это и совокупный результат, и вместе с тем актуальный процесс ее созидательной творческой деятельности, накопленный им многовековой опыт, материализованный в предметах труда и быта, нормы, обычаи, традиции, интеллектуальные, нравственные, эстетические и другие духовные ценности. В понятие национальной культуры обычно включаются прежде всего се духовные компоненты: язык, национальные особенности психики, соционормативная культура, художественное творчество и т.д. Именно духовная культура ныне становится сосредоточием национального своеобразия. Плодотворным представляется подход к национальной культуре как к универсальному механизму адаптации народа к природной и социальной среде.1

Современная национальная культура включает систему образования, специальные организации и учреждения культуры, средства массовой коммуникации, все виды творческой деятельности, включая и новые виды искусства, технические средства производства и распространения национальных ценностей. Одной из особенностей современного этапа развития национальных культур большинства народов является доминирование профессиональной художественной культуры, которая продолжает, наряду с языком и соционормативной культурой, оставаться яркой формой проявления национальной специфики.

1 Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М„ 1989. - С.45

23

Национальная культура представляет собой адекватную форму и способ существования самосознания, которая, в свою очередь, является показателем уровня культуры как личности, так и национальной общности. В продуктах культуры самосознание объективируется, многообразно проявляется и реализуется во всем богатстве своего содержания. В свою очередь именно культура лежит в основе национальной дифференциации и самоидентификации индивида и нации.

Национальное самосознание может способствовать развитию и даже возрождению некоторых элементов национальной культуры (например, языка, обрядности, видов и жанров искусств и т.д.). Она является базой и стимулирующим фактором для развития национального самосознания.

В процессе социализации индивида под воздействием национальной культуры у него складываются представления об окружающем мире, своей нации, о самом себе, называемые моделями мира. Они органично включают в себя и моменты национальной самоидентификации

Национальное самосознание тесно связано с языком, являющимся одним из демаркаторов нации. У многих народов на разных этапах их истории язык являлся одним из способов сохранения национальной самобытности.

Современная национальная культура активизирует национальное самосознание, обостряя чувство принадлежности к нации как к значительному сообществу, характеризующемуся высокоразвитой культурой, предполагающей всеобщее образование, средства современной коммуникации, компьютерную грамотность населения и другие атрибуты современного образа жизни.

Носителем и творцом национальной культуры и самосознания

является нация. Специальным субъектом, формирующим национальное самосознание во всей полноте и вносящим весомый вклад в функционирование национальной культуры, является национальная научно-гуманитарная и художественная интеллигенция, для которой развитие культуры является профессиональным и гражданским долгом.

Общие закономерности развития национальной культуры и самосознания проявляются и в конкретных условиях нашей страны. За советский период всеми народами бывшего СССР были достигнуты значительные успехи в области культуры: Вместе с тем с 30-х годов постепенно нарастали негативные явления, связанные с форсированием индустриализации, урбанизацией и ускоренной интернационализацией, огульным отрицанием традиций дореволюционного прошлого, игнорированием

национально-культурного своеобразия народов, не говоря уже о массовых репрессиях, приведших к гибели многих активных и компетентных деятелей национальных культур. Все это деформировало процессы развития национальных культур, не способствовало активизации национального самосознания.

Указанные и другие перекосы в национальной политике в значительной мере обусловили современное состояние самосознания и культуры народов России, характеризующееся противоречивыми явлениями и тенденциями.

Актуальные проблемы национального самосознания и культуры рассматриваются в параграфе 2 "Самосознание и культура реформирующейся России".

Переживаемый переходный период в России и странах СНГ связан с коренной трансформацией мировоззрения, пересмотром базовых ценностей, многократно возросшей ответственностью

личности и общества за выбор ориентиров. Эти сложнейшие процессы происходят в условиях демократизации, явившейся мощным дополнительным катализатором развития всех сфер общественной жизни.

Особенностью переходного периода в России является углубление самосознания россиян - как индивидуального, так и социумов: различных социально-профессиональных слоев, возрастных групп, политических и общественных организаций, народов и общества в целом.

В индивидуальном самосознании, наряду с осознанием себя в качестве субъекта многогранной деятельности, прослеживается становление новой самооценки: свободной, обладающей достоинством и неотъемлемыми гражданскими правами личности. Правда, многие представители старшего поколения россиян по-прежнему ощущают себя советскими людьми. Перемены в их самосознании связаны в основном с неадекватностью этого самоощущения реальному их положению, это рождает чувство обиды, разочарования и другие отрицательные эмоции.

Для большинства населения характерна усиленная работа самосознания в попытках осмыслить себя, которая сопровождается ломкой, подчас мучительной, устоявшихся норм, привычек, стереотипов, л поиском новых ориентиров, спектр которых чрезвычайно пестр. Часть граждан, активно включившись в изменившуюся систему общественных отношений, стремится осознать свои интересы, цели и задачи. Некоторые успешно самоопределяются и в качестве членов различных общественных организаций и союзов, членов партий и т.д. Вместе с тем немало россиян скептически относятся к различным формам самоорганизации.

Жизнь показывает неоднородность национальных движений,

среди части которых проявляется стремление к завоеванию власти, а не к декларируемой ими заботе о национальном возрождении и благе народа.

В конечном счете именно индивид должен решить проблему самоопределения в современной ситуации. Время требует от личности повышенной устойчивости, активности и самостоятельности, а главное - способности к сохранению самоидентичности, т.е. умения в любых условиях оставаться самим собой, соответствовать основополагающим нравственным требованиям.

В современной ситуации духозного кризиса, политического и идейного размежевания, дефицита доверия к властным структурам, необходима сознательная целенаправленная работа по формированию самосознания российского общества, в основу которого должны быть положены объединяющие его общие цели, интересы и идеи.

Важную роль в этом процессе призвана играть интеллигенция. В качестве основного субъекта познания интеллигенции, особенно научной, надлежит решить проблему формирования нового целостного мировоззрения на основе объективного изучения отечественного и мирового интеллектуального опыта. Это способствовало бы мировозренческой ориентации индивидов и социумов, осознанию ими своего места в мире, формированию у них системы подлинных гуманистических ценностей. Передовая часть российской интеллигенции всегда олицетворяла духовность и нравственность общества, которые и сегодня должны стать эталоном всего населения России.

В настоящее время формируется новое общероссийское самосознание, но относительно его конкретного содержания нет единства позиций, хотя многие теоретики убеждены в необходимости общенациональной идеи, призванной объединить всех россиян.

Полагаем, что содержание последней должно исходить из факта многонациональное™ российского государства.

В нашем обществе довольно расплывчато представление об общероссийских интересах, о долговременной стратегии и цели развития. Пока отсутствует обобщенная объективная оценка отечественной истории нынешнего столетия. Тем не менее необходимо всеобщее признание действительных достижений этого периода, что способствовало бы преемственности традиций, укреплению связи поколений и могло бы стать необходимым условием общенационального самоуважения.

Как общероссийское, так и национальное самосознание народов России должно основываться на преемственности, освоении лучших традиции. Ценности прошлого является теми диахронными информационными связями, которые образуют одну из важных основ консолидации граждан нашей страны.

Не менее сложные и противоречивые процессы имеют место в сфере культуры. Главная причина сегодняшних проблем в культуре -общероссийской и национальной - в отсутствии научно обоснованной национальной политики и государственной стратегии в сфере культуры. В многонациональной России политика в области национальной культуры должна проводиться дифференцированно, с учетом особенностей кахедого народа.

Одно из приоритетных направлений - сохранение всего культурного достояния в условиях возрастания унификации и стандартизации образа жизни.

Самобытность культуры определяется ее традиционным ядром. Если традиционное ядро обуславливает стабильность, самоидентичность культуры, то другой слой, который условно можно назвать современным или актуальным, определяет мобильность

культуры, ее способность продуцировать инновации, трансформировать заимствования, модернизироваться.

В литературе общепринята дифференциация национальной культуры на собственно национальные и интернациональные компоненты, причем доля последних все более возрастает. Значительная часть интернациональных элементов адаптируется в соответствии с собственными культурными традициями.

Интернациональное существует в национальных культурах как объединяющее общее начало, отвечающее их потребностям во взаимном общении и обогащении, определяемое сходством базовых ценностных ориентации.

В наши дни Россия, участвуя в общецивилизационном процессе, обогащается достижениями культур других народов и сама вносит вклад в сокровищницу мировой культуры. Однако взаимодействие с наднациональной культурой сопряжено с определенными проблемами. Одна из них - уязвимость традиционного ядра национальных культур, особенно малочисленных народов, которое не в состоянии мобильно адаптировать инонациональные явления, в результате чего происходит утрата национального своеобразия. Происходит по существу не взаимодействие культур, а интенсивное проникновение наднациональной (западной) культурной продукции в отечественную культуру, которое А. И. Ракитов справедливо оценивает как "информационно-культурную агрессию'".

Для предотвращения негативных последствий этого процесса а также в целях оптимального функционирования культур в условиях многонационального государства должна быть разработана научно обоснованная концепция отечественной культуры, предусмотрены механизмы ее реализации.

Ракитов Л.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России //Вопросы философии. - 1994. №4. - С.32-33

В нынешних условиях национальное самосознание не только способствует обновлению культуры, но и является важнейшим средством ее зашиты, сохранения самоидентичности как национальной культуры, так и самого ее носителя - народа.

Современное состояние национальной культуры в России и ее назревшие проблемы отчетливо прослеживаются на примере культуры бурятского народа, относящегося к так называемым титульным нациям Российской Федерации.

В последнее десятилетие в развитии бурятской культуры намегились определенные положительные тенденции: возрождение традиций, обычаев, обрядов, народных ремесел, возобновление преподавания родного языка, активизация издательской деятельности на бурятском языке, рост интереса народов республики к собственным национальным культурам.

Возрождение национальной культуры происходит в тесной связи с ростом национального самосознания. Свидетельством этого процесса является бурный подъем национального движения в конце 80-х -начале 90-х г.г., участники которого выдвинули многие назревшие проблемы национального развития.

Ныне продолжается осмысление истории, современного состояния бурятской нации и перспектив на будущее не только во властных структурах республики, но и в научной среде, средствах массовой информации и т.д.

Дальнейшее развитие культуры и самосознания россиян зависит от экономического и социально-политического положения в стране, от способности российского общества к гармонизации отношений между нациями, между всеми слоями и группами.

Возможный выход из нынешнего кризисного состояния российского общества может быть найден через определение четкой

цели развития в виде научно обоснованной концепции и вместе с тем через формирование нового общероссийского менталитета, в основу которого должны быть положены традиционные ценности населяющих ее народов, совпадающие с общечеловеческими ориентациями, ценности великой российской культуры, прежде всего духовность, предполагающая нравственность, высокое сознание общественного долга, широту интересов', образованность, интеллигентность как качество всех социальных слоев и групп.

Одним из базовых условий для решения этих жизненно важных задач может быть создание системной теории общественного развития, синтезирующей на уровне рубежа XX и XXI веков все достижения мировой науки, отвечающие потребностям человечества. Долгом российских ученых является разработка модели такой теории с учетом особенностей и условий России.

В четвертой главе "Национальное самосознание в художественном выражении" рассматриваются характер объективации национального самосознания в границах художественной деятельности и уровни национальной художественной модели мира.

Искусство является основополагающим элементом структуры художественной культуры, которая, в свою очередь, является составной частью национальной культуры.

Искусство, справедливо утверждает М.С. Каган, находится "как бы в эпицентре культуры", являясь ее "образной моделью", "портретом", "самосознанием", и оно "не отделяет культуру от себя самого", показывая изображаемый им мир через призму культуры, глазами которой на него смотрит, создавая культурную модель изображаемой действительности1.

Наряду с другими формами общественного сознания искусство способно выполнять функции самосознания. Оно является целостным

1 См.: Введение в теорию художественной культуры. - СПб., 1993. - С.54-55

31

духовно-практическим освоением мира, центральной подсистемой и моделью культуры, а также одной из наиболее адекватных форм выражения самосознания личности и социума, в том числе и нации. Будучи многоаспектным и полифункциональным феноменом, искусство многогранно выражает национальное самосознание прежде всего в силу того, что в материале художественной образности национальное самосознание выступает в объективированной, чувственно воспринимаемой, фиксированной форме.

Особенность искусства состоит в том, что его образы, благодаря яркой выразительности, доступности для восприятия, художественному совершенству, приобретают характер общезначимой для нации ценности.Вместе с другими национальными символами они являются составной частью национального менталитета.

Воплощенные в искусстве национальные чувства, интересы, идеи и т.д. приобретают сугубо духовную природу, облагораживаются и переосмысливаются с позиций нравственного и эстетического идеала, освобождаясь от чрезмерной остроты и злободневности, свойственных обыденному и политическому сознанию. По своей глубинной сущности художественно переосмысленные национальные чувства, интересы, идеи совпадают с устремлениями личности и общечеловеческими ценностями.

Универсальность и всеохватность искусства позволяет совместить время и пространство, причины и следствия, проследить ход событий ог прошлого к будущему. В силу своей универсальности искусство выполняет разнообразные функции: является художественной памятью народа, способом сохранения его культуры, формой творческого освоения окружающей действительности и т.д. Оно способствует консолидации нации, воспитанию новых поколений, их социализации в национальном мире и человеческом сообществе.

Искусство постоянно обогащается новым идейно-смысловым содержанием, ищет и находит новые формы для его воплощения. Сокровищница национального искусства постоянно пополняется новыми поколениями творцов и реципиентов, благодаря которым оно становится фактором национальной культуры, выражением определенного уровня национального самосознания.

Формой сохранения опыта нации выступают все произведения искусства прошлого, являясь или памятником истории национального искусства, или функционируя как часть актуальной художественной культуры. Весь массив искусства прошлого можно обозначить понятием "фонд искусства", ибо оно включает в свое содержание момент объективации в искусстве духовного опыта нации, а также факт функционального использования народами собственного опыта.

Итак, в художественном творчестве нация запечатлевает и увековечивает важнейшие черты национального бытия, объективирует национальную ментальность, воплощает в чувственно воспринимаемой форме свои духовные устремления.

Конкретное выражение национального самосознания зависит от атмосферы эпохи, задач национального развития, вкусов и убеждений художника, а также от особенностей направления или школы и других объективных и субъективных факторов. Порой субъект художественного творчества может сознательно ставить цели пробуждения и активизации национального самосознания. В таком аспекте искусство оказывает огромное влияние на людей, утверждая систему ценностей, воздействующих на самосознание нации.

Конкретные способы и пути выражения национального самосознания в искусстве многообразны. Это и воссоздание национальной предметности (реалии бытия), и выражение духа народа, национальной ментальности.

Существуют различные уровни выражения национального самосознания - это образ, картина мира и национальный художественный мир.

Глава пятая "Национальное самосознание в условиях диалога культур" посвящена анализу функционирования национально самосознания в условиях все расширяющихся в современном мире процессов интеграции.

Взаимодействие культур осуществляется на разных уровнях: от контактов между отдельными культурами до глобальных культурных систем, условно обозначаемых понятиями "Запад" и "Восток". Всеобъемлющий характер этого взаимодействия позволяет охарактеризовать современную ситуацию как диалог культур.

Замечено, что периоды назревания новых тенденций отличаются возрастанием диалогичности. Одну из таких эпох переживает человечество сейчас, в. период рубежа веков и тысячелетий, когда субъектами активной социальной деятельности становятся все больше народов.

В соответствии с проблематики данной работы основное внимание уделяется взаимодействию национальных культур. Одним из условий равноправного диалога культур является наличие общего, прежде всего общности содержания и смысла разных национальных культур, которое обозначается понятием "общечелозеческое".

В параграфе 1 "Общечеловеческое в национальной культуре" рассматриваются общечеловеческое и интернациональное в культуре.

Понятиями "интернациональное" и "общечеловеческое" теоретически обозначаются черты общности национальных культур.

Интернациональное - одна из сторон национальной культуры, элемент ее внутренней структуры, ибо как лучшие явления национальных культур приобретают интернациональное значение, так

и заимствованные элементы, трансформируясь, становятся неотъемлемой частью национальных культур.

Интернациональное есть по существу межнациональное, общее, присущее разным народам и объединяющее их. Понятие "интернациональное" характеризует общность различных национальных культур и вместе с тем акцентирует внимание на реальном существовании в них национального, специфического.

Понятием "общечеловеческое" обозначается не просто то, что присуще любому человеку, как это чаще всего понимается, и не только сходное в культуре различных классов, социальных слоев и наций, а универсальное, общезначимое, выражающее прогрессивные тенденции развития человечества, коренные интересы всех народов. Общечеловеческое совпадает с гуманистическим. При всей свой относительной самостоятельности и самоценности национальное является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого в культуре в эпоху существования наций.

Через национальное представители того или иного народа приобщаются к общечеловеческому, а через общечеловеческое лежит путь к восприятию других культур. Общечеловеческое - прочная основа непрекращающегося диалога национальных культур.

Общечеловеческое обозначает высшие общезначимые ценности человеческой жизни, общность человечества и гуманистическую направленность развития культуры.

В параграфе 2 "Проблемы сохранения национального своеобразия культур" на основе анализа развития национальных культур в условиях все углубляющейся интеграции рассматриваются ключевые проблемы их развития, а также намечаются основные пути сохранения их национального своеобразия.

Один из них - сохранение традиционных видов трудовой

деятельности как основы всей традиционной культуры, особенно для малочисленных народов. Сохранение традиционной культуры в

свою очередь может явиться прочной базой сохранения и возможной модернизацией национального самосознания.

Другой путь дальнейшей культурной интеграции народов, позволяющий максимально длительный период сохранять их национальное своеобразие, состоит в укреплении и всемерном развитии региональных культурных общностей, представляющих собой оптимальный вариант межнационального синтеза.

В условиях расширяющегося диалога культур сохранению национального своеобразия может способствовать дальнейшее развитие двуязычия, которая обеспечивает личности адаптацию в поликультурной среде, служит базой для гармоничного межнационального общения.

Одна из сложных проблем, вызывающая оправданное беспокойство носителей традиционных культур, связана с фактическим господством во многих регионах планеты так называемой общемировой (наднациональной) культуры. Для решения этой проблемы необходима продуманная политика конкретных государств и всего мирового сообщества, направленная на защиту традиционных культур, особенно культур малочисленных народов, настойчивое внедрение в мировое общественное сознание и практику принципа равноправия народов и равноценности их культур.

В современных условиях представления о мировой культуре должно быть иитегративным: под нею должна пониматься не западная и не преимущественно европейская, а действительно мировая культура, синтезирующая общезначимые ценности всех народов мира.

В параграфе 3 "Перспективы развития национального самосознания" обозначены тенденции развития национального

самосознания в ближайшем будущем.

Высказывается предположение, что национальное самосознание как одна из наиболее значимых национальных ценностей способна сохраняться длительное время и после утраты объективированных форм национального своеобразия, после исчезновения большинства языков и слияния культур.

Возможно сосуществование в индивидуальном самосознании нескольких уровней: национального, регионального и этнически нейтрального самосознания человечества будущего.

Перспективы развития национального самосознания в будущем во многом закладывается в наши дни. Они определяются ведущими тенденциями в развитии межнациональных и межгосударственных отношений, их основы лежат в области международного права и национальной политики.

Национальное самосознание как важный фактор духовной жизни современных народов нуждается во всестороннем междисциплинарном анализе, который позволит прогнозировать возможные пути его развития в будущем.

В Заключении диссертации подводятся итоги, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки исследуемой проблемы.

Проведенное исследование позволяет выявить сущность, структуру и закономерности развития национального самосознания как сложного духовного образования, являющегося одним из первостепенных факторов национального развития, и его взаимодействие с национальной культурой.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Эстетические аспекты экологического воспитания //Тезис:,:

докладов на науч.-теоретич. конференции "Взаимодействие общества и природы как комплексная проблема науки и практики". - Иркутск -Чита, 1981. - Вып. IV. (0,1 п.л.).

2. Из опыта проблемного обучения философским дисциплинам //Изучение, пропаганда и внедрение передового педагогического опыта в вузах культуры. - Ч. 1. - Барнаул, 1985. (0,2 п.л.).

3. Взаимосвязь народного и национального в развитии искусства (в соавт.). - Новосибирск, 1988. (11,2 п.л.).

4. Искусство как выражение национального самосознания //Современное взаимодействие национального, интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре, искусстве. - Минск, 1988. (0,15 п.л.),

5. Общечеловеческое в искусстве //Вопросы теории и истории эстетики (деп. сб.). - М., 1988. (1 п.л.).

6. Об эстетической культуре студентов //Пути интеграции обучения с практикой культпросветучреждений в условиях перестройки высшего образования в стране. - Улан-Удэ, 1990. (0,15 п.л.).

7. Искусство и самосознание //Теория и практика интернационализма в условиях перестройки. - Улан-Удэ, 1990. (0,15 п.л.).

8. Пути отражения национального самосознания в искусстве //Национальные отношения в СССР и перестройка. - Улан-Удэ, 1990. (0,1 п.л.).

9. Роль национальной культуры в формировании эстетического отношения молодежи к искусству //Эстетическое отношение к искусству и процесс его формирования: Материалы междунар, конф: -Т. II. - Херсон, 1991. (0,2 п.л.).

10. Национальное самоопределение и культурно-национальная

автономия (в соавт.) //Национальный культурный центр: концепция, организация и практика работы. - Гл. I. - Улан-Удэ, 1992. (1,2 п.л.).

И. Национальный культурный центр как механизм культурно-национальной автономии и новый тип досуговой организации (в соавт.) //Национальный культурный центр: концепция, организация и практика работы. - Гл. II. - Улан-Удэ, 1992. (1,4 п.л.).

12. Роль национального искусства в формировании личности //Институт культуры: подготовка кадров. - Улан-Удэ, 1993. (0,15 п.л.).

¡3. Национальное искусство: значение для человека и место в курсе эстетики //Актуальные проблемы и пути гуманизации высшей школы. - Улан-Удэ, 1993. (0,1 пл.).

14. Специфика восприятия национального искусства //Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания. - Краснодар, 1993. (0,15 п.л.).

15. Учебно-методическое пособие по эстетике для студентов режиссерских и музыкальных специальностей. - Улан-Удэ, 1994. (2,25 п.л.).

!6. Самосознание российского общества в период реформ //Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего. - Красноярск, 1995. (0,1 п.л.).

17. Диалог культур в современном мире //Культура и общество: возникновение новой парадигмы. - Кемерово, 1995. (0,15 пл.).

18. Национальные аспекты культуры города //Урбанизация и культурная жизнь Сибири. - Омск, 1995. (0,2 п.л.).

19. Сущность национального самосознания //Восток-Запад: диалог культур. - Ч. I. - Улан-Удэ, 1996. (0,15 п.л.).

20. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. - Улан-Удэ, 1996. (10,4 пл.).

 

Текст диссертации на тему "Национальное самосознание и национальная культура"

; УТ.-ТТ.-Т т-> Г1',--1 ^ -ГГТ йииим " / илп(-1г,?т лт

V V X :.„• > л I у ,ЦСГьу Ь 1 Й^ППО!*! V Л к' 1П Ь р Ч- ¿''* 1 X

На правах рукописи

Серебрякова Юлия Александровна

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (социально-философский аспект)

09.00.11 - социальная философия

Диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук

. -----Нзршъш консультант:

доетор философских наук, (/ I X ' У* V^Я/п^офессор, Почетный член СО МАВШ

ОтДО-е

и ЗАТЕЕВ В.И.

Иркутск-1997

ы>Л .

- 2 ~ \ ОГЛАВЛЕНИЕ

лат

ГЛАВА I. ПРИРОДА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

§ 1. Нация как носитель национального

самосознания § 2. Специфика философского исследования национального самосознания

•1 А

17

л о

<±5_>

г» и

/ 1

ГЛАВА II. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

§ 1. Основания структурирования национального самосознания 79 § 2. Национальные чувства 98 § 3. Национальные интересы 105 § 4. Национальные идеи и теории 113

ГЛАВА III. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР БЫТИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ 122

§ 1. Взаимосвязь национальной культуры

и самосознания 122

§ 2. Самосознание и культура в реформирующейся России 138

ГЛАВА IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВЫРАЖЕНИИ 168 § 1. Характер объективации национального самосознания в границах худо-

жеетвенной деятельности 178

§ 2. Уровни национальной художественной

модели мира 199

ГЛАВА V. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР - 261 § 1. Общечеловеческое в национальной

культуре 283

§ 2, Проблемы сохранения национального

своеобразия культур 273 --

§ 3. Перспективы развития национального

самосознания 288 ^

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 299

СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ

_ л —

Ч

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность теш диссертации определяется возрастанием роли самосознания субъектов деятельности, б том числе наций, в общественном развитии. Национальное самосознание является важнейшим фактором консолидации нации, одной из первостепенных основ духовного единства современных народов.

Национальное самосознание, которое прежде не было заметным фактором духовной жизни некоторых стран современного мира, в том числе России, еще только начинает формироваться в них как массовый феномен, со всеми издержками и противоречиями, присущими периоду становления. В этих условиях настоятельной необходимостью является исследование природы, структуры и особенностей проявления национального самосознания, которое могло бы способствовать более глубокому осмыслению народами себя, своего места в мире и перспектив развития .

Актуальность .анализа национального самосознания связана с необходимостью создания обновленной теории нации, соответствующей реалиям современного мира, в котором наряду с •тенденциями взаимодействия и интеграции народов наблюдается стремление к сохранению ими этнического и культурного своеобразия .

Новое концептуальное осмысление национальной культуры предполагает не только ее анализ как формы объективации национального самосознания, но и рассмотрение национального самосознания в качестве важнейшего фактора развития национальной культуры.

В процессе функционирования духовной культуры, гуманизации общества, гармонизации межличностных и межнациональных отношений большую роль призвано играть искусство, значимость которого в жизнедеятельности общества часто недооценивается. Оно - не просто результат художественного отражения общественного бытия, одна из подсистем культуры. Философское осмысление искусства предполагает его анализ в качестве формы самосознания субъектов деятельности, в том числе и в их национальных аспектах.

Названный комплекс проблем имеет особое значение для современной России, развитие которой во многом зависит от .адекватной самоидентификации россиян и зрелости их самосознания .

Состояние и степень изученности темы. Объектом исследования национальное самосознание становится с Нового времени, с формированием наций в качестве самостоятельных социальных субъектов.

Разные аспекты национального самосознания получали освещение в социально-философских, социологических, социально-психологических работах. В марксистской теории основное внимание уделялось интернациональному в общественном развитии, однако К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и их единомышленники неоднократно говорили о национальных особенностях, национальном сознании, национальном характере, национальной гордости и т.д. Известное определение нации, сформулированное И.В. Сталиным, включало общность психического склада, проявляющегося в общности культуры. Это во многом обусловило доминировавший в отечественной науке подход, в соответствии с которым национальное самосознание долгое время рассматри-

- б -

валюсь лишь в качестве составной части национальной психологии, как частный момент жизни нации. Благодаря становлению в 1960-е годы этнической психологии началось и более специальное изучение феномена национального самосознания.1

Первыми в отечественной науке изучение национального самосознания начали этнографы П.И. Кушнер, H.H. Чебокеаров, В.И. Козлов и др., которые рассматривали этническое самосознание как один из этнических признаков. Генезис этнического самосознания анализируется в трудах Б.Ф. Поршнева.

y/С 1960-х годов, особенно после дискуссий второй половины 1960-х г.г., когда было высказано предложение рассматривать национальное самосознание в качестве одного из признаков нации, оно стало освещаться и в философской литературе. Однако в силу известных идеологических установок национальное самосознание не могло быть объектом всестороннего и глубокого анализа. По-видимому, часть исследователей исходила из представления, которое состоит, по словам В.П. Тугарино-ва, в том, что "будто изучение этой проблемы противоречит принципам интернационализма". Им же отмечена несостоятельность подобного представления.2 Однако в 1960-80-е годы национальное самосознание находилось на периферии научных интересов советских обществоведов.

Тем не менее в трудах А.Г. Агаева, С.М. Арутюняна, А.О. Бороноева, Ю.В. Бромлея, А.Х. Гаджиева, А.И. Горячевой, А.Ф. Дашдамирова, Н. Джандильдина, М.С. Джунусова, U.M. Дробиже-

1 0 формировании этнической психологии см.; Бороноев А.О. Основы этнической психологии.- СПб., 1991.

2 Тугаринов В.П. Философия сознания.- М., 1971.- С. 130.

вой, В.И, Затеева, С.Т. Калтахчяна, A.A. Кожанова, В.И. Козлова.., И.С. Кона, М.И. Куличенко, П.И. Кушнера. П.М. Рогаче-ва, Мл А. Свердлина, В.А. Тишкова, В.Н. Филатова, H.H. Чебок-сарова, К.В. Чистова и др. самосознание рассматривается в качестве одного из атрибутов нации. Специальному анализу этого феномена посвящены работы К.Н. Хабибуллина 1} в которых основное внимание уделяется самосознанию социалистических наций и функциям национального самосознания.

В 1990-е годы вышли первые монографические работы и научные сборники по проблеме национального самосознания и отдельных его структурных элементов.* Несмотря на рост интереса, национальное самосознание исследовано недостаточно. Само понятие трактуется противоречиво. Соответствующих статей нет в большинстве философских и социологических справочных изданий.

В понимании национального самосознания преобладает стремление указать на отдельные его признаки. Некоторые ав-

1 Хабибуллнн К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций,- Пермь, 1974;, Он же. Буржуазный национализм и идеологическая борьба.- Л., 1980; Он же. Национальное самосознание и интернационалистское поведение.- Л., 1989.

2 См.; Еороноев А.0. Основы этнической психологии. -СПб., 1991; Гаджиев К.С, Американская нация: национальное самосознание и культура.- М., 1990: Духовная культура и этническое самосознание.- М., 1991.- Вып. 2; Русская идея.-Барнаул, 1992.;, Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества.- М., 1994 и др.

торы (КЗ.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, С.Т. Калтахчян и др.)

пытаются, не ограничиваясь указанием на отдельные признаки, дать его более обобщающее определение.1

В имеющейся литературе по-разному истолковывается соотношение национальной психологии и национального самосознания, национального сознания и национального самосознания.

Не вполне отчетливы представления о структуре национального самосознания.

Особенно существенно, что в указанных работах не проанализирована связь национального самосознания и национальной культуры. При изучении национального своеобразия искусства не прослеживается его связь с национальным самосознанием.

Недостаточная теоретическая разработанность проблем национального самосознания особенно явственной стала в последние годы, когда на волне демократизации общественной жизни бурно и остро выявились противоречивость и неоднозначность данного феномена, и, в частности, проявлениями национального самосознания стали называть самые разнообразные факты и явления .

Все это свидетельствует о необходимости более глубокого и всестороннего исследования сущности и специфики национального самосознания, его взаимосвязи с национальной культурой.

Цель и задачи исследования. Актуальность для теории и практики общественного развития обозначенных проблем определяет цель исследования, которая состоит в том, чтобы осу-

1 См., напр.: Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сове тетя этнография.- 1985.- N 5.- С. 4.

ществить социально-философский анализ национального самосознания и национальной культуры, выявив их сущность, специфику и взаимодействие.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать национальное самосознание в качестве одного из определяющих факторов развития современных наций;

- рассмотреть роль нации как коллективного носителя национального самосознания;

- дать анализ природы национального самосознания как осознания нацией себя, своих национальных ценностей, а индивидом - осознания национальных ценностей на основе осознания собственной национальной принадлежности;

- определить структуру национального самосознания в единстве всех его уровней и составляющих элементов;

- показать состояние национальных культур народов России в переходный период, взаимосвязь национального самосознания и национальной культуры, значение национального самосознания и национальной культуры для самореализации и оптимального самоощущения народов;

- проанализировать искусство как одну из наиболее адекватных форм выражения национального самосознания;

- выявить основные закономерности функционирования национального самосознания, и национальных культур в условиях все расширяющегося в современном мире диалога культур;

- наметить перспективы дальнейшего развития, национального самосознания и национальной культуры.

Объект исследования: национальное самосознание и национальная . культура.

Предмет исследования: сущность и общие закономерности функционирования национального самосознания и национальной культуры.

Методологические принципы исследования. В качестве методологических принципов исследования использовались системно-структурный подход, принципы единства особенного и общего, историзма и конкретности. Методологически автор опиралась на традиции диалектики и историзма в философии, форма-ционный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу социальных явлений, а также на труды ведущих отечественных ученых и положения западной философской, социологической, социально-психологической и культурологической мыс-

Тття

¿И .

Методы исследования. Достижение цели и задач исследования определили необходимость использования логико-исторического, системно-деятельностного методов, единства научной объективности и конкретно-исторического подхода, аналогии, анализа и синтеза идей, позволяющих рассмотреть специфику национального самосознания и национальной культуры, обобщения теоретических источников и эмпирических данных, дающих возможность оценить состояние изучаемого объекта, дедуктивный метод создания концепции национального самосознания и его структурной модели, а также сравнения и сопоставления образоЕ искусства на основе самостоятельного анализа особенностей выражения в нем национального самосознания.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой диссертационное исследование сущности, специфики и взаимодействия национального самосознания и национальной культуры.

В итоге разработки темы получены следующие результаты:

- уточнен смысл понятия "нация"; с новых методологических позиций рассмотрена нация как коллективный субъект национального самосознания;

- дан социально-философский анализ природы и специфики национального самосознания;

- специально рассмотрена структура национального самосознания и ее важнейшие .элементы: национальные чувства, интересы и идеи;

- определены основные закономерности функционирования и взаимосвязи национального самосознания и национальной культуры народов России в условиях переходного периода;,

- разработан субстанциональный статус искусства в аспекте национального самосознания;

- осуществлено осмысление искусства как части национальной культуры и одной из специфических, но наиболее адекватных, универсальных и целостных способов выражения национального самосознания;

- проанализированы пути и уровни выражения национального самосознания в искусстве и основные формы национальной художественной модели мира;

- выработано понимание места и роли национального самосознания в условиях все расширяющегося в современном мире диалога куль тур;

- на основе проведенного исследования прогнозируются тенденции дальнейшего развития национального самосознания и национальной куль туры.

Научно-практическая значимость работы. Значимость исследования обусловлена особой важностью рассматриваемой

_ -1 о _

О. й-

проблематики для российской государственности, судеб населяющих нашу страну народов, их культур, всей отечественной культуры.

Материалы диссертации могут иметь определенное значение для понимания существа процессов, происходящих в духовной культуре народов России, в частности, для осмысления их национального самосознания и главных тенденций развития национальных культур. Они могут быть использованы в процессе выработки научно обоснованных практических решений в области межнациональных отношений, национальной политики в Российской Федерации и на уровне ее субъектов, в сфере развития национальных культур, особенно культур малочисленных народов, в деятельности национальных культурных центров и других аналогичных объединений.

Результаты диссертации могут способствовать углублению теоретического анализа национального в его многообразных проявлениях. Выводы данной работы могут найти практическое применение в вузовских курсах социальной философии, этнологии, культурологии, социальной психологии, эстетики, в спецкурсах, а также при подготовке их учебно-методического обеспечения.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, на кафедре философии Восточно-Сибирского государственного технологического университета. Материалы по теме диссертации докладывались на научных конференциях в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Бурятском государственном педагогическом институте, Восточно-Сибирском технологическом институте

в 1990-1996 г.г., на всесоюзной конференции "Современное взаимодействие национального, интернационального и общечеловеческого в жизни, культуре и искусстве" в Минске (1988), на международных конференциях "Эстетическое отношение к искусству и процесс его формирования" (Херсон, 19915, "Восток-Запад: Диалог культур" (Улан-Удэ, 1998), всероссийских конференциях в Краснодаре (1993), Красноярске (1995), Кемерово (1995), Омске (1995), Самаре (1996). Материалы диссертации недользовались автором в преподавании учебных курсов по философии, эстетике, спецкурса "Проблемы межнациональных отношений", в работе с аспирантами и руководстве дипломными работами. Ряд положений диссертационного исследования использовались в деятельности Всебурятской ассоциации развития культуры. Содержание диссертации изложено в двух авторских (1988, 1996) и одной коллективной (1992) монографиях, а также статьях, тезиса:«:, учебных пособиях общим объемом более 30 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы,

ГЛАВА 1

ПРИРОДА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Человеческая цивилизация подходит к порогу нового тыся-! челетия. Конец XX века, завершающего второе тысячелетие, характеризуется ростом самосознания социальных су�