автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Развитие сатиры в казахской литературе начала ХХ века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Корабаев, Серикказы Сыбанбаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Развитие сатиры в казахской литературе начала ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие сатиры в казахской литературе начала ХХ века"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М.О.АУЭЗОВА

На правах рукописи УДК 894.342.092

КОРАЕАЕВ СЕЕИККАЕЫ СЫЕАНБАЕВИЧ

РАЗВИТИЕ САТИРЫ В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

10.01.03- Литература' народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

лпссергацш на соискание ученой степени кандидата филологических ноук

Алма-Ата, 1992

Работа выполнена в Отделе истории казахской литературы Института литературы л искусства имени М.О.Ауэзова Академии наук Республики Казахстан.

Научный руководитель - член-корреспондент АН Ресдублпки

Казахстан, доктор филологических наук, профессор САТПАЕВА Ш. К.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,профос-

сор МЫРЗАШТОВ М., кандидат филологических наук НШШВ С.

Ведущая организация - Казахский Государственный педагогический университет имени Абая

Защита диссертации состоится 1993 г>

в " ." часов на заседания специализированного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук Д 008.03,01 при Инстшуте литературы и искусства имени М.О.Ауэзова АН Республики Казахстан (480021, .г.Алма-Ата, ул.Курмангазы, 29). :

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Республики Казахстан.

Автореферат разослан " ¿> " ^ду 1992 г.

Ученый секретарь

доктор филологических неук 3 ' КШСБАЕВ У.К.

специализированного Совета, ^

ОЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тема. Казахская сатира начала XX вези - особое явление в истории казахской литератур;?, и, как известно, она теснейшим образом бала связана с дамократическовлросввтительскпм направленном как передавим общественна« движением в начале нового с юле тля, ведущим решительную борьбу с самодержавием, против колониальной политик! русского царя, за свободу и просвэшение казахского парода. В этой борьбе за высокие человеческие идеалы, за освобождение родного народа ос гнета казахские позта и писателя,драматурга и публинаста одним из главных средств выбрали меткое слово сатири, в которой едко внсмэивали убокество и отсталость казахского общества, осмеивали духовную нищету, косность и тьму, критиковали реакционно=бюрократичвсжуга систему, духовенство, что значительно расширило реалистическое русло казахской литературы. Все ото в целом определило основное содержание, характер и особенности развития казахской сатиры предоктябрьского периода.

В начале XX века наступает особый этап в истории казахской сатиры. Если jid этого периода в области сатярн работали только отдельные поэта как Дукат БабагаЙула, Портанбай Канайулн, Мурат Монка-ула, Иахшвэт Утемясов, йбрай Алтнясарий, Абай Кунанбаев, Ахаа-сарз Корамшт, то в начале XX столетия к сатире обращаются большое число не только ноэтоз» но я писателей, драматургов а публицистов. И сатира становится главннм оружием демократвческо=просветйтольского направления реалистической литературы - средоточием самой острой лфэтякл тогдйшйЗ действительности.

В этом аспекта йзучояяа сатира в казахской литературе начала XX века samo не только в ясторшсо=литературвом отногвешш. но и для верного поникшая природы многих сатирических произведений, а кото-

рнх дают о' себе знать градации прошлых столетий.

Степень научной разработанности тест

Одаш из первых в казахской литературоведческой науко рассматривал вопросы самри ученый, общественный деятель X,Досмуха-

* т

медов, который в своей книге "Казахская народная литература" в

определенной степени сумел раскрыть основную суть функция и характера сатиры, национальное своеобразие, особошюстя художественной формы ее жанров, сделал попытку классификации вцдов казахской сатиры. И впоследствии другие казахские учете^лятераяуроведы 8 той ш иной мере, чаше попутно с другими вопросами, уделяла внимание проблемам развития сатиры в национальной литература.

Общие теоретические дроблены саг при а шора в казахской литературе рассмотрены в работах М.О.Ауэзова, ХХДаумалиева, И.Дюсен-баева, Е.С.Нсмашюва, З.Кабдуяова, З.Ахыетова, Т.Кояакеева.

Важным этапом следует считать исследования сатиры Абая и его сатяричесг.ой традиции в казахской литературе XX века в грудах Г.Г.Абатова, М.М.Тлеужанова2.

Активное изучение сагяри и юмора в казахской литература началось с конца 50-х годов, где особая роль принадлежит теоретик сатира Т. Конакееву, усилием а упорным трудом которого созданы фундаментальные исследования по истории сатиров основном советского

1 Ауэзов М.О, Мысли разных, лег. Алма-Ата, 1961, Дъумаливь Г. . Теория лнтературк.Алма-Ата, 1969 (на каз.яз.), Дюсенбаов И.г, цро(.-леш изучения историк казахский литературы дореволюционного._пе1Ш<> па (ХЩ. XIX и начала XX вв.), Автопсф.диас,Алма-Аго.1%С, иска. ■ лов Е. Вопрос« теория литературы, Алма-Ата, 1940 иш на;., я Кабдолов 3. Искусство слова, Алма-Ате, 1976 (на ,>,. Азмаш; с

О языка казахской поэзш:, Алма-Ата. 1870., Кояаквеи 1, Казаха«!-сагара.-Алма-Ате» 1970 (на каз.яз.).

2. Абетов Г.Х. Дгшйно-худояеотвэшйЮ особоииосм:доашуаческпГ, сатиры Абая. Автореш.дас.Алма-Ата, 195с!.8 Тлоэтянов М.1Л. Сатир»,-чоекке трздигш; Абая ь казахской литературе XX вдгод. Автороф.даг..-Алма-Ата, 1953,

периода. 2 своих монографиях, книгах и брошюрах ученый на основе богатого фактического материала исследовал: возникновение и становление с в тира в казахской литература, .охарактеризовал роль я значение сатиры и шора в устном "народном творчестве, раскрыл теоретические и практические проблемы современной казахской сатиры, ее национальное своеобразна Истории и теории басенного жанра

сатиры в казахской литературе была посвящена кандидатская диссер-j>

тация Т.Енсагенова , тема творческого освоения казахской литературой XIX века бассвпного наследия И.А.Крылова отражена в исследовании С.Н.Нурупева3. В других ™э исследованиях основное внимание акцентируется на национальное своеобразна сатиры в современной казахской прозе, поэзии и драматургии, на особенности сатиры а шора в творчество современных казахских писателей4. Интересные наблюдении о сатира начала XX века, чаще попутно с другими вопросами истории казахской литературы, содержатся в трудах ээова, Б.Кенкебаева, 3.Ахматова, А.Дербисалина, Л.Нурттова? о.сатире отдельных поэтов писала Х.Дкуыалиев, Балтгш Иска ков, Х.Суюншалиав,

с

Р.Бердибаев, С.Кирабаев и др. . "В исследованиях "Человек. Общество.Сатира" Т.Кояакеева и "Казахская сатира XX вока" К.Шаченова

I Кояакеев Т. Казахская народная сатира. Алма-Ата Д96В( на каз. яз.), его щ. Современная казахская сатира и шор. Алма-Ата,1966 (на каз,яз.)., его ко. Человек.Общество.Сатира. Алма-Ата. 1980 (на каэ.яз.)., его se. Сатира и эпоха, Алма-Ата., 1976 (на каз.яз.), его же. Сатира - оружие сильных. Алма-Ате. 1985 (на коз.яз.).

2 Енсегенов Т. Казахская басня. Автороф.дие.Алма-Ата, 1982.

3 HypyssB С.Н. Творческое наследие И.А.Крылова в казахской литературе XIX века. Алма-Ата, 1951.

4 Ауэзов М. Мысли разных лот. Алма-Ата. 1959. С.229, 434-152, 473., Коажвбаов Б, Вопрос« "сгорая казахской литературы. Алма-Ата, 1973 (на каз.яз.). C.loS^i/, 132-144., Дорбпсалш А. Демократический идеи в казахской предоктябрьской дитеоатуро. Алма-Ата,I9GS, (на хшз.яз.), Цуркатов А. Поэтическая традиция Айая. Алма-Ата, 196Б (на каз.яз.;.

5 Дкумалиав X. Махамбот Утомисулы (I804-I84G).Алма-Ата,1948 (но каэ.яз.)., Искаков Балтавг. Поэтячоокай дуть Сабита Доневтязва.

вкратце охарактеризовали сущность, проблематика, некоторые идейно= художественные особенности сатиры рассматриваемого периода Однако, в них, ввиду сяатости формы азлояения, не полностью изучен круг проблем, отражающих теоретические обобщения, отличительные тенденции и обличительные принципы сатиры, переросшей в целое литературное направление в казахской литературе начала XX века.

направлена на то, чтобы специально и обстоятельно изучить сатирические произведения, созданные в начале века, определить место я роль сатиры в истории казахской литературы рассматриваемого периода, выявить ее характерные особенности, проанализировать некоторые идеШо==худояествешше особенности сатирических произведений, показать их воспитательное значение, выявить жанровые особенности сатиры казахских поэтов а писателей, научно=аргументированно раскрыть идейное богатство, содержательное разнообразие (тема свобода я независимости, равноправия яевднн, критика тоталитарного режима, разоблачение реакционных мулл, двуличных баев и волостных правителей, критика окшзших обычаев и др. проблемы тех лет) сатирических стихотворений, прозы, драмы и публицистики, изучение их во взаимосвязи с основной демократической линией казахской литературы предоктябрьского периода, выражающей передовые, прогрессивные социал&шэ тенденции общественного развития.

Наузндя ровязнд доследования... Настоящая диссертация представляет первую попытку обобщенного изучения развития сатиры в казах-

Алма-Ата, 1966 (на каз.яз.)., Суюниалиев X. Казахская литература XIX века. Алма-Ата, 1386 (на каз.яз.)., Бердибаев Р. Исповедь веков, Алма-Ата, 1977 (на каз.яз.)., Карабаев С..Спандияр Кубеев. Алма-Ата, 1958 (на каз.яз.).

I Шаденов К, Казахская сатира XX века /ДуддызЛЭ?!. $ 7.

ской литераауре начала XX вока, что обусловило научную новизну исследования. До coro времона в казахской литературоведческой науке эта тома сше специально не изучалась. В работе впервые использованы и введены в научный обиход множество произведений поэзии, проза и драматургии ранее не исследованиях поэтов и писателей. Немало нового в исследовании о худоаеотвошш переводе сатирических произведений. Здесь впервые глубоко показывается, как казахские поэты Машхур - Яусуя Копеев, Ахмет Байтурсынов, ГЛусабок Бай-заков перенимала литературные достижения других народов, характеризуются теоретические и практические принципы их переводческо=поз-тическои деятельности, их новаторехшй подход в перелояении сатирических сютогов на казахскую действительность.

составляют труда видных русских а 'казахских литературоведов, имеющие прямое пли косвенное отяоиенио к конкретна! вопросам исследуемой темы.

Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях вопросов истории казахской сатира. Научные и практические результат исследования могут бп:г тагесо применены а учебном процессо вузов республики - при чтении общих гурсов история казахской литератур».

Диссертация выполнена в Отдело истории казахской литератур« .Института литоратурн а искусства им.М.С.Ауэзова АН Республики Казахстан. Ооновшэ лшю&икп веемюдояавпя представлены в докладах и наступлениях на конференция. Материалы диссертации излояонц в десяти опубликованных стать;:;:.

Ут'ШШ . Двсссртвотя состой? кз введения, даух

глаи» зяклочвкия п библиографии. Объем работы составляет 150 страниц» машинописного текста.

&

0СН0Б.'1СЗ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

обосновывается актуальность теш, степень ее изученности, определяются научила'новизна а практическое значение, цели и задачи исследования.

ШВА. I. РОЛЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШШЩ АБАЯ В РАЗВИТИИ САТИРЫ В КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА.

В этой главе рассматривается сатирическое творчество учеников Абая, внесших вессмий вклад в историю казахской литературы начала XX века.

Во вступительной части данной главы автор диссертации отмечает, что сатира занимала большое место в казахской литературе на всех этапах её становления и развития, кратко останавливается на сатирических жанрах казахского фольклора, фрагментарно рассматривается сатира в казахской литературе ХУШ-Х1Х веков. :

Б особенности, такие крупнейшие поэты как Дулат, Шортанбай, Мурат, Махамбет внесли достойный вклад в развитие сатиры в глазах-ской литература XIX века, которые в своих сатирических стихах а эпиграммах остро критиковали негативные явления социальной а общественной кдзш тогдашнего времена, обличали алчность, корыстолюбие, невежество и взятничество баев, слунителей религии и царских приспешников. Поэзия не Махаыбета подняла казахскую сатиру еще на одну ступень. Благодаря его таланту заметно развилась сатирическая направленность казахской литературы.

Новцм крупным иаг'ом казахской литературы XIX веха стало творчество Абая К^нанбаева, достигшее высшего уровня реалистической литературы. Его сатира имела ярко шраиеннуш направленность и

отличалась высоким мастерством. Критико-сатлрическое мироощущение, что было характерно для фольклора, современников и предшественников Аиэя, в его ке произведениях было поднято на соцдалзно=ддео-логический уровень. И сатирические тенденции его поэзии выражали социально-критический пзгляд;поэта на современную ему эпоху. Сатира определяла роажстичвсиоэ видение художника, углубляла его художественные поиски.

Основной мишень» сатира Абая становится деятельность золост-шп; правителей бпев а судей всох рангов. 3;э ограничиваясь разоблачением гдюгочясяенЕЫХ их пороков, Лбая беспощадно критикует социзлй-етй паразитизм голсстного цравяеяия парской адоштстрации. II слово "годосгной" становится сбойцагацим сбразом=символом, раскравовдпм айразитачвекун роль аоюццальцой систаш.

до котя своей шиш был гарэи своей сатирической концоп-т» бвсаощаяао крптяксвал все отегелов, косное, пто мешало лрог-ргсспзяоцу развитию :кза>мг.сгс общества, высмонзая пороки свозго времени, обрушивался на тех» кто по стремился язаешть ивр а цепко дорззлся с-а старые порядки И з поэзия требовал ответственного отношения к-творчеству: выступал претив долгов, любящих слагать только хвалебны© стиха л поэтому трее'свал ся своих учеников правдивого худояэотвенного оюгёраасоизд гатя.

Традиция сеалистачесяоЗ сстпрн Абая была творчески унаследована ч мйсгсрска '■• продолжена гояапкишшш ученинаяп нхрелегавпгэ-двгли ого поогкческо»

иколи, Спи и определенной степени внэсли свез лепжу в бурное развитии сатлры л ккзехской яагоразура начала УХ ка, когда она стала столь ьуюгояяояавой, мзогот-апрсвой и сдасгдо-»ола в олозяои взай'лодойсгогл с самцяиосксЗ псэзкай спеха п.йогом. И яаогсь ^й!.'.счатол"Ьйсо йтоЯ лзозпя создавалось л лодрах лсптгдсс-ко>1 рколы Абая: Шшарим, -Кокбаи, Уайлс, Иманбпзор, Арап, Лео?,

Аубакир а др., которые высокохудожественно использовали сатиру в своих произведениях в качестве обличигальноянаслгешливого жанра стихотворной лирики.

Сатира стала в творчестве представителей поэтической школы Абая одаш из главных ориентиров - сальным поэтическим орукшм.

Правда, преображенная в сатирические строки их поэзии, оказалась самой действенной силой, которая достигла совершенства в творчоот-ве одного из ярких представителей этой школы, выдающегося поэта, мыслителя Шакарима 1^дайбердиэва.

Пород нами предстает страстный обличитель, грозный судья, гигант поэзии, вместивший в. одной человеческой жизни целый мир. Он был хорошо осведомлен об одном пагубном свойстве сородичей - скрывать свои недуги. Бог почему Шакарим безжалостно обнажает пороки казахского общества, словно острием меча колет и будоражат равнодушие безделье, душевную лень. Гонит из берлоги, гнезда, норы это равнодушие подобно охотнику', чтобы своим острым как лезвие огненным словом. превратить безразличие, вялость в бдительность - в готовность внимать величественным голосам жизни,

Шакаряы тоже обратился к разоблачению тех йэ пороков, которые критиковал Абай, Од гневно клеймит тех, которые думаюгтолько о том, чтобы с помощь© раздоров, смуты -захватить власть, бичует пройдоху, оказавшегося во главе волости, так называемых самозванцев-лидеров народа, клятвопреступников и взяточников, правдиво рисует яалких чревоугодников, которые занимаются только бесконечными усобицами из-за карьеры.

Творчество Шакарима отличается широтой диапазона: тема сатирических произведений многообразна. Это ярко видно ив их названий: "Бедняк и растрата", "Хвала и выговор", "Спелый и сырой", "Животное и дураки", "Пройдоха" и др., в которых поэт выразил своэ отношение

к дизни.почямаиие о совести, нравственности, справедливости а насилии.

Особенно возмужала поэта безграничная власть денег, пристрастие к богатству, извращающие подливные человеческие ценности. Разоблачению пагубной власти богатства дссзященс его ироническое стихотворение "Пристрастие". Здесь вырисовывается сатирический портрет корыстолюбца, карьериста, ради своей выгоды и наживы забывающий все, что было п что имелось. Ему лишь бы деньги, богатство, карьера и высокая должность, Сатирик видит з нем человека, Еацдую-мого власти и добиващегося се любой ценой,и создаст в нем >:удо-гестБенво=обоб;!зяк:й сбраз честолюбца и карьериста, "гонящегося за бесполезным я изменчивым миражом5'. Отсюда п наставление поэта: "если без пользы твое пристрастие, то быстрее отзяяись от него".

Большие худонествешшх обобщений ■ Шакаркм достигает и в реалистическом изображении выборов волостных управителей а их "болезни" - делении в партии. В .сатирических стихотворениях "Люди партии", "Одятв, несчастный казах", "Партийцы-болтуны" и др. предстает реальная картина о бесчестном ходе выборов, сатирические портреты баев к биав, яаддуших власть, лоно Енрисовнвается предвыборная борьба казахских"аткам5шеров", т.о. чиновников,, которые по только стремятся занять высокое положение в общество, по*и ради своей карьеры делят людей па партии, бесчинствуют, творят только недоброе, лииь бы победить соперника.

Мозучая сила сатиры Еакарима отличалась особой, доведенной ш до истинной виртуозности изложения, что заключалось в намеренном раезацдбшш внешяой ёормн и внутреннего смысла. Одним из язлиблой-них приоиов его сатира, является лсшшй дпфарамб, т.е. хвалебная речь, гдо под видом похвалы крооия сакоа улачтояаэдео осмеяние пороков. Зизоирешая, ядовитая иренпл, прелязывадал в ого сатирический

произведениях:, придает ;;м едкость и меткость.

Сатирический пафос времена звучит и в поэззаи двух крупных-представителей поэтической школы Абая Кокпая Канатаева и Арипа Танирбергенова. Созвучна их поэзия и воедино воспеты объекты их сатирических осмеяний. Острые, злободневные эпиграммы Ко клал как "Семипалатинским торгачш", "Агнбаю", "Скупому баю" приобретали форму гневной и обличительной сатиры, где разоблачались скупые баи, прожорливые бии. Поэт в них не только высмеивал степную вархушку, но а провозглашал нравственные идеалы человеческих достоинств, Волед за Кокпаем Арщ тоже проявил себя как талантливый эпиграммист . и сатирик остросоциального, характера. '

Арип в своих сатирических сти:с>«с подчеркивает, что казахский народ испытывает двойной гнет — первый, это эксплуатация со стороны царских чиновников, и с другой - местными степными воротилами. Его сатирические эпиграммы "Волостном/ правителю Таурбеку", "Кояеха-ну", "Наймаяцу ходила Серикбага" и др.. всецело создшг горькую картину жизни казахского народа, бичуют двуличие и продатшость аульных баев и их приспешников. Они наполнены борьбой за торяество добра, что созвучны о сатирой Абая.

Поэтический язык Арипа отличается изобилием образных выражений, саркастических оттенков, аллегорий. В целях высмеивания невежественных баев а волостных, поэт создает сатирические, саркастические и иронические стропы, которые у него начинаются о более*почтенного обращения к знакомому бая ила волостное, затем постешшо приоб« ретает острую саркастичоскур йорму» а а конца почти каддого сатирического произведения переходит в сдцуш иронии.

Благотворное влияние сатирической традиции.Абая испытали и его другие талантливыз ученики, среди которых Уайио Шондобаев, Асо%'

Найманбаев, внук Абая Аубакир Акнлбайулы, поэтесса Зойнеп Кошкар-бергенкьгзы, позтн=песеншши Агашаяк (Берадбол Копенулы), Аугая Накснлыков, Кунисхан Еуркглбайулн л др. В своих сатирических стихах, эпиграммах и портретах они счэло критиковали правителей власти в аулах, мусульманское духовенство, разоблачали невежество и безнравственность цравяке" верзгушки, обвиняли аз в грабеже, насилии, угнетении народа, беззаконии, произволе.

Сатиру Аугана Лакснлыкова "Плач о Кошоно" мокно свело назвать новаторством поэта, который не только сочинил причитание по-умер^о-г.у, но и в иронической форме высмеял яадность и ханжество покойного бая. Иронически изображая в этом стихотворении тип степного обывателя, сн сумел раскрыть в его_ облике пороки своего времени, как о-б этом в свое ¿время мастерски писал во многих сатирах Абай.'Ото я делает "Плач о Кошена" художественным завоеванием поэта, достойно продолжавшего сатирические традиции своего учителя.

Такин образом, сатира поэтов абаевской школы оставила заметный след в истории казахской литературы', начала XX века, оставаясь ндтъемлемой частью сатиры рассматриваемого периода. •

ГЛАВА П. РЩЕШО-ЩОЕНЗТЗЕВВЫЕ ОСОБЕШОСШ САТИРЫ В КАЗАХСКОЙ ЖЕЕРАШ® НАЧАЛА XX КЕМ

В настоящей главз рассматриваются особэйяостя развития казахской сатиры начала XX века, ее специфика, своеобразные черты, идей-

г»

но-худояествБННые особенности, впервые даются творческие портреты крупнейших казахских поэтс._ досматриваемого периода - Машхур 1'усую Когеева, Ахыега Байтурсннова, Ыыржакыпа Дулатовз, Гуиара Карашева. Анализируя своеобразие казахского литературного процесса начала XX века, академик З.А.Ахметов отмечает: "... Уке само вото-чение в литературный процесс реабилитированных писателей - Шакарима

^дайбврдиева, Миркакипа Дулатова, Ахмота Байтурсынова, Магаана • Нумабаева, З^супбека Аймаутова,- творчество которых целиком или ■частично относится к рассматриваемому пориоду, суиескзсняо меняет прежние представления о казахском литературном процессе начала XX в., вызывает необходимость по-новому осмыслить проблему преемственности в казахской литературе"*.

И действительно, в связи с восстановлением в литературном процессе начала нашего столетия этой плеяды выдающихся поэтов и писателей, в чьих произведениях преобладал иеобиличительный пафос времени, имеется основание называть начало XX века - "периодом сатиры". Это объясняется тем, что именно в это время происходит качественный и количественный рост произведений'!, г рзской я разоблачительной форме обличающая и высмедвавдах пороки общества. Сатирическая струя прослэ&иваотся на протяжении всего семнадцатилетнего периода.

Начало XX века знаменовало большим подъемом казахской сатиры, весьма разнообразной-по своей тематике, яанрам и использована» форм комического. Бее больше появлялось сатирических произведений, в своеобразной форме откликавшихся па социальные иуздо общества.

Развитие сатиры г казахской литература данного периода проходило в тяаелых общественно-политических условиях, в результате чего преобразовались и обаеезво, и человек, раздался качественно новый таи личности, чояовек=тварзц - народный пдоал! Литература прэдохс-тг.гр:>окого семнадцатилетня, дав прочную сбщзственнр=историческу» опору для созидательных устремлений личности, превратила сатиру в одно из могучих средств действенного преодоления родимых ыитен . сбпшства, негативных процессов колониальной системы. Б итого сатира начала XX века утвордилась как-ведущее направление казахской литературы.

3. ;,:,;лсг-оз 8,А, О своеобразии казахского литеоатураого процесса кйчв;:с, XI вэка//Лап0р«ш АН хСазССР. Со(рщ/фавологдчес:«ая.1§90,Л8. С

Вместе с тем в исследовании отмечается, что именно в этот "золотой период" расцвета казахской литературы сатира обогатилась крутили произведениями, расширились ее яанровнэ разновидности, кроме сатирических стихотворений, басен, эпиграмм, поэты и писатели стали пробовать себя в памфлете, фельетоне, появились первые опыты написания пьес сатирического характера. Здесь следует сказать, что на начало века приходится расцвет сатирического творчества таких выдающихся поэтов а писателей А.Вайтурсынова ("Комар", "Сорок басон"), М.Дударова ("Проснись казах", "Азамат"), М-й. Копеев ("ГСо-му нринадлеяит Сары-Арка?, "Еитье-бытьв", "Уроки жизни"), Г.Карашев С"Бала Тулшр", "Ласточка", "Яизнь", "Орнамент"), С.Торайгыров (сатирические эпиграмма), С.Донеятаев ("Мелочи яизни"), драматургов К.Тогусова ("Жертва яевенества"),,Б.Серкэбаева СТазиза", п&г-.сн"), И.Мендыханоза ("Малдыбай").

Расцвет сатиры начала XX века был подготовлен слонявшимися литературными традициями: I. Традиции восточной классической поэзии придерживались такие видные поэты как Шангерэй Бокеов, ЗУршгамбет Изтлеуов, Молда Муса, Вулан Алдабергенов, Омар Шораяков, 2. Сатирическую традиции Абая продолжили ученики его поэтической школы и последователи его творчества во главе Ахмета^Мыржаюнга,- Султаямах-мута. Сабита я др. :

Идей и концепции произведений казахских поэтов и писателей показывают, что они дышала воздухом восточной литературы, не переставая ни на минуту быть писателем европейского образца. Мир просветительских цэвностей для них был духовной родиной," которая должна была вместить в себя и Восток, и Запад, что было свойственно и поэзии Абая. И лучшие представители казахской литературы, восприняв главный , принцип сатиры великого мастера слова - судить о людях, о

времени, твердо стоя на почве народной, творчески развила методы изобличения, создавали новые сатирические яайры, переняв их от классической сатиры восточной и европейской литератур.

Если рассмотреть казахскую классическую сатиру иачада XX века в ее историческом разрезе, тогда замечаем следующие ее оттенки:

1. Есть сатира облачительно-негодувдего патетического тона -это сатира А.Байтурсынова о .едкими ироническими насмешками и с призывом жуаяагацего Комара, чтобы разбудить народ от темнота, и это сатира Ы.Дулатова, где главным лицом выступает лирический герой

с его воззванием "Проснись, казах!".

2. Есть сатира С.Торайгнрова, С.Дононтаева иГ.Карашева, яз-нательная и изумительная по своей меткости и выразительности.

3. Есть особая сатира М-аЛйпаева, написавшего почте во всех кадрах изобличения с'острой критикой cptecrayicmero строя.

Существовала и сатирическая драматургия с.добродушно-едким юмором. Это первые казахские пьесы с.сатярачексима эдомватама 'Жертва невеяэства" К.Хсгусова, "Баксы",Тазиза" Б.Серкобаова, "Маяда-бай" И.Мездиханова.

5. Еоть и газетно-дурйальная сатира. На страницах первых казахских периодических изданий (газеты "Казах", "/ухай", "Казахстан", гуркал "Айкап") были опубликованы фельетоны, памфлеты & эшгра\'ш. При медресе "Талия", в существовала рукописные сатирические аур-налы "Салак" ("Стрела") п ТШадацр"("Щипанио")t шлущонякв казах- • сии.«! учадаася этого учебного заведения.

6. 2то а элоаенти сатиры в прозе я поэмах С.^гбеевз, С.Торак-гкрява и др. . •

Осо&шком стоит творчество крушаЕгаго лоэта-сатирика Ахиета Saiiiypcb'uOBa, чьи изобличительные-стихи заметно обозначила вздет

казахской сатиры. В его знаменитом сборнике "Комар" ярко запечатлена целая эпоха жизни казахского народа, б котором представлены язвительные по своей сути сатирические стихи, значение которых огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти казахское общество. Здесь то проявился его сатирический талант.

Поэт поднимает со дна человеческого бытня такие проблемы как невекестзо, ляедатриотизм, пассивность, долготерпение своих соотечественников, увидел в современной ему яизии такую "лихорадку" общества, что почувствовалось просто необходимым немедленное вмешательство, прямые действия в виде беспрерывно цуиказацого комара-борца, комара-бунтаря - народного идеала.

Вся сатира Ахмота отличается особой метафоричностью языка, аллегоричностью и зашифрованностью образов,, гак это . явствует из названия сборника, глубинным подтекстом, .пронзающий даго самые прозрачные строки. Возьмем, к примеру его стихотворение "Утешение", открывающееся как бы эпиграфом колыбельной песни. Мо;хно подумать; что оно посвящено личной драме автора. Однако это, действительно, личная драма поэта, переросшая в общенародную драму. Глубинншл подтекстом - колыбельной песней сатирик беспощадно критикует сонливость, вялость своего народа, что мешало его продвижению вперед, остро высмеивает этот злой порок - вечный сон, ставший душевной нищетой, главной преградой в пути к прогрессу.

Острие осмеяния, ораторская почти речь, сдобренная обмолвками и прямыми нападками на существующий политический строй, придании« всем откровениям порой ироническую двусмысленность, прямота суждений декларативно обличительного плана делают зашифрованные образы "колыбельной песка" и "сна" настоящими символами социально и нравственно больного общества.

. Басни А.Байтурсынова, включенные в его сборник "Сорок-басен", взяты из казахской кизни, ока совершенно оригинальны и национально самобытны. Он для своих переводов.ззял только екпета басен Крылова, которые хоть немного и приблизительно соответствовали иойстщтмь-ности кисни и быта казахского народа и в процессе кропотливой работы над нии внес и свои новаторские идеи: у басен Ахмета своеобразный зачин, и своеобразная концовка с авторскими наставлениями. К еще, ахметовские басни отличаются от крыловеккх и по своим объемам. Так например, русский текст басни "Крестьянин в беде" ишет 29 строк, а в переложении Ахмета - 64 строк, "Комар и Пастух" - соответственно -'14 и 22, "Волк и Буравль" - 19 и 76, эти цифры можно проложить. Все это свидетельствует, что из пера Ахмета вызли совершенно новые авторские басни казахской сатиры, отличающиеся национальным колоритом.

Многие яркие представители казахской литературы начала XX века творчески восприняли-гуманистические и просветительские идеи классиков Востока и оригинально использовали интересные,увлекательныэ секэты восточных кисса и дастанов, в результате чего создали совсем шага произведения национальной окраски. Они но только 'творчески восприняли традиции восточной литературы, но и мастерски использовали в своих сатирических произведениях художественно=изобразительнш средства классиков Востока, их приемы создания образов, ушло прце -посабливаяи восточные шреона-т применительно к жизни казахов. В связи с зтиа в глава отведено больаое место анализу сатирического творчества таких крупнейших поэтов Пади Еангирова, Ыолдц Мусы, •.-агамЗета Йэтлеуозй, Кулака Акдабяргенула и др., внесших большой вклад в развитие сатира.

Особенно ярхзы выступлением на ярона политической борьбн круп-аейаого поэта ЫапхурЖусула Копоова был ото широко известный паи-

флет "Сегодняшний рассказ казахского народа". В этом памфлете на 17 октября 1905 года поэт открыто выступает против колониального гнета царского самодержавия, как просветигель=демократ раскрывает истинное лицо этого лживого документа, гневно осуждает царя, обманувшего своим манифестом весь народ.

Большой вклад в казахскую сатиру внос выдающийся поэт, писатель Мырзшып Лулатов. В его творчестве видное место занимают сатирические произведения, беспощадно критикующие недостатки и пороки общества.. Мыржанып придавал сатире как боевому канру освободительной миссии большое значение и в своих сборниках "Проснись, казах", "Азамат", "Герма" поместил лучшие сатирические произведения разного данра, сыгравшие огромную роль в развитии казахской сатиры. "Проснись, казах!" стал громкой сатирой на весь существующий строй. Здесь и литературный манифест, и памфлет, здесь и острые эпиграммы.

Пафос гнева и сатирического обличения пронизывает творчество и других видных казахских поэтов=демократсв как Гумар Карашев, Султанмахмут Торайхыров, Сабит Донентаев. И диссертант проводит обстоятельный анализ их сатирического творчества, вклад в развитие казахской сатиры рассматриваемого периода.

В главе таксе анализируются первые казахские сатирические пьесы, их идейно=худоиестЕенныб особенности. В сатирических пьесах "Еертва невежества" К.Тогусова, "Баксы", "Тазиза" Б.Серкебае-ва, "Малдыбай" И.Меядиханова поднимались такие злободневные вопросы того времени как равноправие женшин, семейно=бытовые вопросы, критика религиозного суеверия, разоблачение отсталых нравов и порядков.

В_,дак_лш_ея,т1 диссертации излагаются основные выводы, вытекающие из исследования, которые вкратце сводятся к следующему.

Казахская сатира начала XX века сыграла большую роль как в общественно-политической жизни того времени, так и в развитии критического реализма в казахской литература. Обнажая язвы казахского общества, поэты и писатели создавала значительные сатирические произведения, в которнх высмеивали реакционную власть щрщх. беспощадно бичевали мораль баев, волостных управителей, разоблачали Л'хепатриотов, безбоязно критиковали колониальный строй царского самодержавия.

В исследовании рассмотрены следующие компоненты сатирической типизации произведений: сатирический характер, критические объекты положения'и действия, сатирическое преувеличение и заострение, острота сатирического слова, иносказание, что составило художественный арсенал казахской сатиры рассматриваемого периода.

В целом да, особенности развития сатиры определили ее следующие своеобразия:

1. Сатира в рассматриваемом периоде сыграла больную воспитательную и художественную роль для просветитэльско-демократической литературы.

2. Казахская сатира начала XX зэка имела свою жанровую систему, куда включены такие формы как сатирическое стихотворение или сатирический портрет, эпиграмма, памфлет, фельетон, басня, сатирические пьесы и комедии, сатирические элементы прозы.

3. Сатира А..Байтураннова, М.Дулатова и С.Дойентаева стала большим этапом казахской литературы рассматриваемого периода, достижением ее изобличительного пафоса.

4. Особую страницу в развитии сатиры составили публикации на страницах казахских газет и яурналов. Это злободневные критические статьи, фельетоны и эпиграммы.

5. Первые казахские сатиричеокве рукописные журналы "Салак", "Шымнтыр" сыграли большую роль в становлении печатных сатиричес-" ких журналов нового времени.

Сатира начала XX века явилась ватаой вехой в истории казахской литературы. Сальная по воздействию на широкие народные массы, как боевое направление она превратилась в один из могучих средств общественно=политическоа борьбы казахских революционных демократов. По целенаправленности критики я по откровенности обличения сатира начала XX зэка является уникальным явлением казахской литературы, оказавшил воздействие на последующую национальную ху~ донестаенную культуру.

По теме диссертации опубликована следующие ■. статьи:

1. Жушехая а^да туралы //Кулдаз. 1983, № 8.

2. Ацтайлач бид1ц айткандары //Ел аузынан. Ал маты, 1985,.

3. Лктайлац-СабырбаЯ /Д1Х гасицдагы пазаз; ацьшдари, Алматы, 1988. КоллективтЬс монография,

4. Н.Эуозов жзно казш; одобистг тарихыныц койбгр шселелерх //М.Зуо'оов кэш 1?аз1рг1 ааман здобнот!. .Алматы, 1989. Кае га» лшдар мен о^ытущяардйц пга-ии-тесряялм? ионфоронциясннык ыа= тариалдара»

5. йасал /Дазат? ССР ^сксза знцнглопедияси, Алматы, 1989. т.4. 453-6. /б1|1Тосха назилгогД

б,. Сатира //К.азаг, ССР нчокаиа энциклопедия«!. 1989, т. 4. 517-6. /бхрлеоЬг яазалгакЛ

7. Мада Бапиулц /Даааг? ССР кислота оициалоподияси. 1969» т.4. 424-и..

8. Ажар /Соццр Ааар/ ЕуртыбаЯг^см /Даг-.и; ССР з?ка?ша энциюю»

■¿г

педаясм. 1989- т.4. 93-6.

9, Абай ыакгртх - Зейнеп ацыннын шыгармашьшыгы //Абай оцулары баяндаыалащныц тэзистерг. Семей, 1990.

10. Ак,тайлад би. Алматы, 1992. %растцрып, аягы casi môh туеí=> HÏKTepÎH жазган /баспада/.