автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Сатирические традиции М.А. Сабира в азербайджанской поэзии (1906-20-е годы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сатирические традиции М.А. Сабира в азербайджанской поэзии (1906-20-е годы)"
лишист&^всгйл^од^огъ ОБРАЗОВАНИЯ азербайджанской республики
азербайджанский государственный педагогическии
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. ТУСИ
На правах рукописи
АСЛАНОВ ТАХИР ИСРАФИЛ оглы
САТИРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ М. А. САБИРА В
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ П О Е 3 И И (130(;—20-ы годы)
10.0!.03—Литература народов Азербайджанская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Баку — НШ2
Работа выполнена в Азербайджанском государственном педагогическом университете им. Н. Туси.
Научный руководитель:
•—доктор филологических наук, профессор Мамедов М. Л\.
Официальные оппоненты:
—доктор филологических наук Мамедов А. Ю.
—кандидат филологических наук, доцент Новрузов Т. Дж.
Ведущее учреждение—Бакинский государственный университет нм. М. Э. Расулзаде.
Защита диссертации состоится „У/ * 1993 г.
в ______* часов на заседании Специализированного совета
К 054.01.02 по защите диссертации на соискание ученоіі степени кандидата филологических наук в Азербайджанском государственном университете им. Н. Туси по адресу:
370000, Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34,
С диссертацией можно ознакомиться з фундаментальной библиотеке АГПУ им. Н Туси.
Автореферат разослан „
Ученый секретарь Специализированного совета,
кандидат филологических наук
о-
КАФАРОВ Р. О.
Г'; ■ і л}і ..... - ...
~ 3 - . ?
свйля хкчпкр»«сї«кл теямовАН*^ .
Актуальность тени. В начале XX века чрсяо такта худокнпков-классяков,как Хаганп Ігрваии,Низами Гяндмсвг.Нухаимед Счзулі», М.П.Вагуф.М.О.Ахундов, споии творчеством созданасх зозгглпуа-арх з» азербайджанской л^таратург,обладающей бог^тт трз.д^ці'Л-ЧИ 1» МНОГОВЕКОВОЙ гО’ГОрАЄЙ,ИОВиЄ ? бояее совгпаешшо по своему времени яитвратуриис мгад»,на протяжения кноп«х веков сохрани-ЯИв силу ИДОіи!0-ЗСТ''Г|'ЧССКОГО иоздеіїстлия З Т’СТОГ^К художеств венной мисли, пополнилось именем Алвкяера Сабира (10(32-1911). Своим приходом з лгусратупу Сабкр - подобно киот» его пред-асствеинтлм.прча.чсс з сбцестпенно-художестзеннуа мисль новыЯ
• йух,о-гкячас-д?йся скоеа оригя:авьі«оотьа,нзпов,»орі'мсоїьп з авто» рптетноспіп. Поззгя Са<5т«ра,л здротчэо зрг:!Я очароагд.вая ею соврсі«оішіішїї,овск!4 ьаличием.сюю»: к стойкостьс "заставила11 на некоторое в раня з&иолчать дру:гх его собратьев по игру.Через определенное дрзкя после “СИ8~'ОГО п оглу. /тельного броска Сабрра я мир лгторатурм" Ш.Ііамедкгдясаде), другие поэти, осознаишкз сабл соратниками вглт»>лго сатирика по духу ? идсяц, стали шагать-по кезиа троішиам сдті'ррмеского пути, прогсхез-иого СкЗтфок.тйоистиая своо таро в иоиоь С'Г* ДО «,постепенно, набграя- силу. "і ■ ■
їакг'М образом,основанная Сабгрозг новая сат--р"чсс^ая з гола, со временем г-і/рістгда у своэтс соратн*г,ов ¥ нссягдователсй.Этг потечяпкгз трлдигпг:' еззестгм з <оторг'г<1 азсрбійдкінсте!! дрте» ' ратурі/, как литературная школа регохеитшког сатгря. Хрут представителей ;г-'хсрат/рноЯ а го я; Са0»ра,ие огр.гия'таясь Семеркам Азербайдисгиск,Охвати васг ?• Гксшй Азербайджан,Бдган*й '■ СргднгЛ Росток. Еогл> од'«!г;*з с окре тот* ауро;:о::ас;г:;зЙнссту поэт^ческгх традпітіП Сзоиуа &іл связан со сходство*! ойдестаелно-полщтчес» кга т» наято 1ч»я»по—аравстаешшх провдеи этрх регионов,та,с другої! стог-о'м? он ґм,і оґіусгезлзи егрігс!! гскузотаа яоата.пояг-о-гоП ого отасїоіі на а уд» гну да с эпохой об^естаокта-духозньс. сппроси.Искусство Сайпра сноой оіійоояявцс'іі сг«яоЯ воздействовав гачг»г на в со гграпотвя'шіо-пеггхояап»чсеіскз устои национал.-. по-обмета виной нрзптг, 1
Наряду с отдзяьпшп* проблемам и» этапа:?* и лимрат/рйо-о*-цгетзе-ппаар собихпямв тгаторгтп гпгорагуру,' вредкотон постоя?-
ноге 2:.:янлК>!Я л::Г!!Г.;у/'\>ведо® у гсзорми» лктеп-этурн Сили такие г даьрзг/рше кголя.обусививогс появлении целого ряда интересах трудов ,еи>.эышх с этими вопросами. Доказательством ЭТОЙ «КОЛИ сгдаи1.' 1'ССйеДОВаНИЯ, оыявкенизд В СВЯЗИ с ли- . тературимхп тр*л«цгям:* таких классиков#кз'к Пизами,'*пзуяп,Х.Ф. Ахундов и их г.осзаадматзлзй.*
интересные научай с суждеикя,трудв и исследования <3и лп лыс-ГЛЗОНУ И 0:1уйЛУГ0ЕЗЬЬ? |'В тояъш о поэтическом ИСКУССТВО Сабп-ре»,по и об отъ$ши!х представителю: созданной лвдиких тэтой литературной nra.su. л.Сгехат,?. Кочарля.Дк.Макел-.улизаде.СгиД ГУсеЙн,М. К. длскпгрги.Г.Самэдэадс, А.ШарифДк.Хандап.Л.Кирахме-доэ.А.сакаяон.М.Мамвдов.Т.Новрузов г др.учекие сводит»»очень ' ценники иаучаиии иис/яия я суждениям?», статьями у исследованиями сыграли исключите льну с роль в создании г развитии сабирове-деняя.кзк вдхнсЯшсго ответвления азербайджанской литературовед чес *ой науки.
Если в статьях А.Сгюсата.С .Кочарли.ЗжЛамедкудизаде, А.И. Лка^арзадс и других с секретах поэтического искусства Сабира, его роли в истории литератури,основании новой литературней школк,воздействии на нгзнъ и литературу и т.д., и т.п. в веско аь ко оЗцсй ^орые 0 и г. и высказаны очень ценные научные тез пси и суждения,сыгравйиз рояь ссновн для развития сабировсдепип в иоследуоциэ году,то дшттелышс и иапряисниие ПОРСКИ ученых-ксследователей более мэднего зрекрни выявляя многие, до того не раскрытие достоинства и преимущества революционной сатира поэта к его дмтерат/ркзй акош. В этих статькх, диссертациях я монографиях, наряду с утверждение*: '• развитием нен-торнх суждений, ранее висказашшх об искусстве Сабира и его революционней поэзии,Зили выданну-га и сбоскованы новые научные числи.Б этом стноийш'-* особого поощрения заслуживают труды диафара Ханданз, Азиза, »£р?$а, А храма дна^ара, Азиза Мирахмедова, Абоаса Еаианова .Каие^д ’•'амедова.
I. См,: Алиев Г’ Теш " сскетн Нрзаии в литературах народов Восто;а. Я.. луга.И-ЬЗ (на рус.яз.); •‘■жахан'' Г. Традиции Низаии в азерЗайдкаасшй лкгературе вока). -Баку:
Э1М,1979;Еа.'5аез Нпизули и азербайджанские романтики УХ вега
• Уаад.дисс.Г^яол.»«у к,Еаку,1?84;Э шдиев Последователи реадис:ти«оск/-са’Г''р»'ческо« прозн п.;\ Ату:гхо*з. Хчп'у: Азериеяр, 7У7Ч ч ду. .
і'ольммис?т:о сабироясдс» ограпі'Ч«ягСЬ лпзь оіМеЯ харгікі’а;)"0'.'-'і.с)«і лтгзраїурпс.й д ко -"з..") »тза, к з удзі!«*
доганою ішичгшня ьлучним <ірг7:(«нтач т» докаяатольотна»,опчракь п;іт«сп на конкретное доследование. Впергиз переяагнуа згу "границу" ітзпестний учсчшй А.Иі'рахиедоп, ь сносЯ, слублягомнноЯ в 1953 голу монографії', относстглыю подробно р'ткривший особенности л;ггературі!оії іагал» Сабира, показ;:шч;ій гдейке-худокис-стзенние узи, свнзаашне его представптеней с зюч ігаззиїй.пред-отаздазуй интересе,м* научіте і'актн и су^дечпл. ■*
В научных таисканрях профессора ;{. Мамедова наряду с изучением граюии соцдапкя литературной пігози Сабкра іт періодами иостгаснгл, усно с-:;»'.і язорчс-сиого сгі'дя ко эта представ !*то»ші» этой кпіературиоЗ зхелі, на основи конкретні*: .іитср.г.-урно-аауч-<шх іактоп рассиаїрразсісл шксз обдастаеаис-худокествеыш'е и литзратуріш-осте№чссх;іе узн.озлгнвлізд’є Сабира с ого послчдо-ьатоляии, осіієі7і^п’с:! их гворчаское сотрудничество, ыдаигзетзя маслі* о необходимости всестороннего, адісгсе.І' чесгогэ ^следования в будучої: сатгртчсской истгл, емзаичой о гменгм Сабгра,
п ізчестме одной гз ааянеишт: пппсіїїт, сто клей перед сабпюсг.-
2 *
де II 1'СК.
В т-сскедезапи« доктора ;і';тлєлог”Чєсісгх наук ^лгаева в оголяется другие сфзри распространения школ» Сабурз, изучается ■ гсогр&їия этого гасароограмес^я^, в трудах кандидата <?!*іюдогг-ческтк наук Т.Нилрузога определяется роиъ яитврагурний вкоы Сабира з і'0';о\и'и азербайджанской литературы, .новизна ес $оокн и содеряангеї, -югие нанрл т* фоу:ш, знскаэнаас'-ся интересич'э йдучійе киоля, '
В исследованиях' М. * га спа, 0. Р/о>;Лнсвз, ЛЛа^туиа, А.Абдул-заде, Р.Сндохпга, ■?.Хакі* лезя, С« Мамедовой, Л, Рус такова и дру-п:х тз систо лятсратуряоГ; а<:слі Сабира азатуруйтся тасрчсстго отдеяьт гз и?сдст,гзэт"злен. ^
I• Сг*• :Лпрн>ыедоа Л.Оас?нг».-!»е.*^у:іш-за АН Агерб СС?,Г25&,с.155-
1>1'/.
2.См. :Нанедов Ц.Сабяр и печать.-Ба у:Элн,157 4,с.'31ьЭ5. Его їв
Сабпр:спста и истина. -Еаку:Язичц ,1990,сЛ?<»~Г23. -
3.Сн. :-Агаеь \г, Поэгига"Кслла. Иасрзддгка".-І^.ху:3.ік'- ,І985,с7й-І5б ї Подкупов Т.Сабітр г его юрледозатеап.-Баку:Бид?к,ІУ6и;Его яз
Литературная ыпьта Сабі^а. -Баку:Яэкчн,199<?.
5.С:і. :Агаев и. даггуяу Гякг?еар.--Ба*у:3 гм,І978;Г> сейнер £. л-і ■
прододзеняз сіїоскр на сяед-е2 стр~Ц<
Од!!%/.о, .іесиотрл на нооспарте;» кснгозть з'Л'іЬ'нацваїншх ИЗїОЧНГГі'П 0(5 ОСНОВНИХ КреДС'ЛШГТСАПХ ?і ОСОб2ІШОСТКХ ЛИЇСІ.а'і,УРНОЙ Ш>ЛЇ«*| Сабгрг*, ОНИ кс сумели в комплексной,системной р ЦС-ленаиря^лениой і^рпс отобразить цегасіную каучко-худоцеетевц-ну» тртту и кою» рсвояацтоикоЯ сатггри. Кс случайно, всо п:~ Спод^гатаи г га';сс1ъе г.сейой лребл;;'.-'; , с тогда А перед сабгра-ЯСГ.« <1 ген, ШДГ> ггакі* КЄОЗхОДГМОСТЬ СІІЄЦГЛ Ш10Г0, глубо КОГО ГСО 2?~
довакгн 1’Дейпо-те»а*ччес гай съяз:' нсиду Сло>рок р нозтаи !.--»:</л~ ла;п средд мювиам*, гообпе, представ гт о іянг это Я литературней И Ю . ;>8!(!ІИ НЄСбхОД"»:ОС ЇЬЯ СОЗДСЧУІ ПОДО б 1-ОГО У0ІЮЦ)8ф?Ча0" кого к.-с дедова чт>я *-обусловлена актуальность рзбракиоЯ тега.
Метр до лмтчоскув основу т»ссп?досаиуп составили лгтс:ра~ тдао-тсорс7>чсскяс м/с дп ігргдсайвптодсй азербайджанское д»» тературу, полошім: современной кктсрагурогедчоской ьауьг о трзд-гШ’гт г і'оваторстЕо. Теоретгческг-мс'юдологическую иояощь автору оказали тагас матергалк іїаучію-тсоретичсскк: конфсрсн-цяп пооледкрх дет, досйящснких актуальний литературоведческим проб г.с гоп, '
усточкккп исследования. с целье определения радиуса охвата яп-сраїурноЯ шгади Сабира в Азербайджане,били иироіа ис~ подьговшш сатирические произведения Л.Назми, Л.Гяигссара,М, С.Ордубадн, Л.І'.Саискзадє, Б. ЛЗбасзаде, С.Му«аза, Дк; Асі.вр-заде, л.Т,Бейчдлоод, V десятка друп-х нсатзй, особенно, пзрво-гсточяркй.ь которых эти произвсдсикя Сап- рпубщчсоваш.
Основним материалом рсслсдсваїпгя послужили достї'жспгя сабирсвсденкя зи последние 70 лет, дгссеїлацгн г монографии, пссши;зі«;ие изучение литературной із ко ли ”;-Го зхла ■ Насреддин".1 К ана п’.’ву іір>течен и такке тес ледова'г/я по ге торги азербая-дн&ксиок литературы, літературно-кргг-'чсскгг катер-ада,архивные докугенаи. . • .
Назн^. са;с/:Гйндкл£'і:, І57С;йгс )їе"і''.ояиа Насредднн" і- яоллакас-педдкіїкь. -.;аку:йзич«,І98б.Мартун А.Псэттческое. творчество М.С. ОрдуОаду.-канд.дгсс.іі'/лол. н. ,Ба;;у,І96Р;Ха лг.чов •? .Творческий путь А. Модмуаа. • -Канд. д*с с. & >• ло л. н. .Баку 19 Єй; /,5ду яла заде А. П^ут Лі. .їхабарги •*5е ку: Э лм. І 1'65; Сади гов Р. Ганаш период творчества д/И.Джабарл'. ,9І5-ІН2Сп Ваку :Э як , Т985; Камедеод С. Сабиров-скгй сиех в твосчретве Кері'Мг. -іавестгя АН Азсрб. (евргя лгт., язика V искусства),1585,*2,сб*ь6Р;Его ке.ЬіннВ коллега Сабсра-Гзессггя АіІ АзерС, (сер. ллт.языка і* гскуссім), ІЯ.*' ,ІИ,сТ2-16 І.СОстедхо;.ьі;с'ї сг^с&кге отгу »-сточіі”в Г'сбм»сгра^«'V
Цель г паднчт» (.'с^/удсущпя сводятся к научному обойчгнт традиций Сабирл на ко и;, рехнои ятапя(150б-20е годи) национально А яоэаии и оиредзлчш-о га ооиошшх рдсПио-эстетичеаклс особенностей. Говоря о литературном ВоаДОЯСТОИ!», веддай русский критик В,Г.Бемнский отмечая,что,подобно сеянцу,оспекащиму слоями лучами земдо, пврелавдем/ ей своп сп*у I» пробуадаглгм* засоженнуп в язД оиду.воэле^стш'е великого копта на друг?.< поагоз гаже эакчячаетоя не в аоптореям! его газзго а тоорчос-тае этта поатов,5 а прэбундоарп заюяешюЯ а няк с:<лу. ■
В ятон аопе:;?:: осупастазви подход к вопросу я в рзферп-руеиоЯ диесергсшт’г: ткт.'/'чтю я обобпеигз яе тодьш шшгор* сквх особенностей г^лзра'хуи'юй мго.к сабгра.ио я здачвим поотрческого наследия, прсиргт^аегсо:! вг.э прт» а?эя« поз!» в традпцто. _
1!сг/ч1пя ковгсша ^пол^логлш'Я опрпдоялтггея.в .пзруп оч<?рз-дь,тем,что вкорзч* з а^рбаадианакон я^тсратуроведеарг сатг-Р'/ческ^о ?рлдга'ч« Сабира ггучатса п "оиографгчссгаЯ *ор!ш. • ' Опираясь яа доотг^и-'■; нлц?,)сальной лт'зрагуропвдческой тук» г.00б':;э !* С&йкрЗПСДП-Я » VI (}'ГКОО'-»,Лт*ссер1 ЧЧТ,1'ОХОДЯ »3 'Так— тг'геокого гягггртаг*»,тегар-иоя п^остсдмть процесс ^ор«”^“-'5г-т— нпя' в руоксиог'их е^сствсю ,)-Р0гт»?;**180?сгх происссоа с^»»гг-«эгм'чх яачоста поапг*» Саб'.’га,л опр?ло.11гпоЗ'>:зрз пра^оягч '. езгр^т' чзруз'чгй си-;ч р>^-п**л'5«отюЛ сатгр'г лоптз, А ото,в споч очерздь,годго';от^,э гочяу д*я обмктвого чаучиого оааяп-а ' • Пр!;Ч:'!! 303ИНКЯСЭСЯ«Я ЯПТ?РЭТ7Р’.«0|1 ПГОГМ,' 03"3~>!!!0Л а его !!«!!. 3 ДПСОСТСЛЦГП О ПС’ Дп "ГУ-О ТЛйрЧПСКОО СГОЗСбрЯЗГ» бОЛ*-ЗГ;1~
пт2з «о^то», /мозг-игх год «оздопстяпсч -тззчя Сабира,раокрм та рель поэта г? пзг.'лтг!* . Гхчрчтяиск* трлчгц«3 а агсрбайдп:>ясюЛ ЛГ'Гч'уЧГупП. ' ■
Таор^гч-’огоепхугг4!г/51'0.? з;,ачгп~«п габош» дгссйрта-?(!•'! отгр''.::пг'ч' л/гь лтл уог;;',\”гг-.’:'иу;!. трмг'Яг'! Обгрп п сто?ч—
ДУ* '!"!> юу1См"'Л ПР''!’,'.*-. ,:01) р?,СГф9 СТра НО'Ч'Я -З'П-К 'пп;;:--
ипй в макдународиоа чаезазб*. Бпорг.чо самосюягзсыю изучаемая в сабиропедоитчдаккан проб дека способа гзует бок»с окю» ватедьаоиу т» научцоиу посгтааштр ндз.1|1о-тз>щт1»чзскта V ху-,
1.См. :Белинскт(П В. Г.мзбраш-эе про»зпедсн1тя. -1!!. ,ГЗ/(8,с.бг
докестаслм;: сатирических стгхов M.C.Op-
дуоадг, А.ГьиГк’сгра ?■• деигхтш друїгх бо»гоз.
Ряучоїша стгр'-часк».*: ррздлігй Са<3гра 2 wuugevuov гс городское драні: ~ в l«Ot -Р0*х годах - лао? юзиожиас?* бо see шано иродсгазгть •<i--j.it, а тлорчестио X. А. Сабира. Одаовгиксняс, работа зьа^:«?оїьаа г г.;ія гъучыия етапекі*. гепс'ьзекаuvu наследия Сабгра л x.v,tosccі>л-»’:орг тьорчсстао хи'Дішх предояшгтолЬй сай( ,,озекі>Г! л'/'!і.'г;а'.г, ;к;сі' пісо ли;
vavopww ггслб,;.*л-*ьгя когут Сн'съ гсионьгоьаы.1 ч її качество учебного тесоок п сродной ейохе г л пугах лрр чт.анчп*’ слецкурсоз к гі[^ді:д«'п!;к cerwcapos, а таїско гри ьакгйааги опрс-дедомого Г; деsa Мі.-:.істо««оа исторіч* азербайдка..и:оі1 іпгерату-Г«. ' ■ • '
Апробація гсс/Л'^умип-и. Теча дгсссрташч* уазсхадсіа ;;оор~ дка-дцяоаы»’« советом Лл Азербайджана. Работа гыпогасла « сбсул-дсяа на г~федрг гсторик аі-ербасдкакской яктерглури Лзо?ба*ід-?.апс/ого государе таєного п&дагогкческого уіпшеосутета v/. .* ІІ.Тусіг. .
Осі’оьііое содєр:йі:мс г зньода дгсссріацпт издхя свое отражение В ? OX5i?6SfK02bKr:UX ОТйТЬЯХ И TRSVCOX, а ТаКЗВ докладах и ішступлсапяс ог-тсра ка чаучькх гонфергацмях. •
Стоуст У Т а Д ;:ЬСОГ:Уи.’р-?. ]} І.ССОрТаЦиЯ СОСГСГТ ттз Х-Г'ОДіНИЯ,
длух гіьв,засаочскгя я спрсяз кспользоваиной гиторатури.
; -осясхйоб са;2?;:ді?'-,г j/'cosptau^. ' ■
2° "^дпдект*" д'тос ср-га"»:>-отгдедяетея актуальность тоїя, оиредоряюгоя цзю» V задач», котодологическая осиоьа, і’сточ-н^к17, іггучмая по гит па, теоретическое « практическое э>;а;;(;№£, апробация псслсдоаачгг.. . — ........ ’ . .
B'flsp бй глав;* ДгосеріаттУі' "Кдсйаз-х у дсу* с с то е к >in а о сс-бег.дастя сат^г1» Сзб»рэ>лс ьоздпйзтагте гл кгг.кь у читетатуру";-* -рисснатргваится чдсиао-худоксствек -ае оеобвикоеті»' cawpH’
.V А.Сабдра, выявляется секреты ого*, новаторства, народности, ’
■ кбшситнруеасл содержите его сатир, осэеадстея хопроси мастерства. ' . ■ •
■ В srofi i’case диссортация народний near н. Л. Сабир харек-
т*Ф»ізуется пік .:i)W,r.;v.*,!ccai»a iioaos дохшие a :s>*p лятетагура, хулокіїнк, і'сісусс&с хатсрсго сигрэло кокш'пяасьнуа ооль а іагяк'пчг азербайджанской ойпесозвняо-худочестоенгюй ішсяи.'что неоднократне подтверждалось и конлаитиров? тооь ярдішак у*>вкы~ мі/. ■ •
їіслі» одчоР і*з причин кі'рокогс ^іспросгранопия лоаигпг Сабира диссвртачт сч/таої кксоюа иаотерггао поэта, болъиу*> кдеГшо-ХУДСЖЄСТЗЄІ!!ґ/и склу ЕоздсЯотаил его стіасз, то другую ІірЯЧГЯУ усматривает * гзіга^чтеїіьго.ч усилении -зг кача re XX s«а сб^еот-вепко-поягїя’ігсіяго mxteuM і» госоип,-обострили обцестэвнких • ііро'гі'воречттй s о’.'от ларгод ?>, в соогз«сїзі*р с otw отображением в лні'ерату ,.; дс:!оі.рат!'Ческгх ідей,оо'усшадонних усяде- ' пнем поіг гпчесг;сГ;,;:рїзоЕоі1 борьба. По его киеапп, сатирический . Кіі;ір т< шторатур? петт*и:гіи:о, п связ;: с тіргбііозгямі» сзмоП зпохр.ойрал р;їїо;гі.ц-онгЛІ характер ;■ вике а в литературной дяг-
ГГЯІП'Т' на ПЗрі’ДОГйІВ ПОЗіЦ!*!% ' ■ • •
Особо сгпечасїс" » то, что поогучссягЗ стітяі Сабгра, сбл'і- ; . ДПОЧгГ! ОЧІЇНЬ ГііІСО ГСІІ "ДйИіІС-ССЇІ' ТГЧЬС 1-е-! ЬЦЯЧРМООІ'ЬІ) а содержа ‘Гіілеітс сч-ь» ио кег с гояться сразу. Оч иеяр^жипіо т*с?л опри-деленауп Т;‘ОриГ':> '7».) 7 ?.!!!!СО Пй/ЯГ.»» !'СВ!Іїа(»:Т!Т. -
;іу’с ,уті:C'1'.глсн-*-’м і-склГ'іі'^зльиоЯ раки ;.:ур::зді "Гозга Кісрспу-і'
з ссГч?ї.у.-;їзГ"о:і.':;іі-и envnpwecxoro та гпп'.’а СлЗирп,гозхь'зс:!^*
повзім ypov'iri .и Г'їраууппоіі візяї^іме^гоєгся'и ил^чячя г"'": >
о то?:f4To ел-:, р>'іотлт» пг.'тп пгзгтзті: r:rt іvjp’iir.z H:'.oux Ніз-
рйддги" ош;сд&г'!«іГ.гй пут% jrt r.pcra няя.?а?,о.г?.оля) до ?здшг:;г
этого .*{ур»д.'.гі,уп опублг,;.го:?і;і а nmw '‘Ха,гд'" я/лссгчсзку» сгі’<~ •
т-у ‘'Сссгді Ї2 і... ссйрзіі!*’і", з которой пеирил осеоззі:'!
нрї'МЦгч^ї сі'о о і: ::зп::!Г'.' Tares уїгл-гдяапїоя я зпгоуатсшіО зз- ч .
кроіпксїс*» ;со :іг,тЛ;одо CvJ,>p't а дс(^«гиа >:урна.’ оfvrvaa/л."С':
t:-fi:"с;о.tсі* '. іго, .. ",оra^.'-Tо;'j wr-nr-o’.:! :Я тоті:оЛ л i-с г.і;. ; •
' ’’і ' р'.ї:Лі’|ї!':1 ас ;!р'сГо;“і:іІі(;Го' Сй'Г'р-ЧООтГі і:0 53!!.т. ~
ї Ч;я:лу;■ t.C.'C.r ,:, ''v:i(;i'cvo;r.!;; а^е'іЙа !; "йнсяої: :<:n-;v •
рн '• З V,, г.‘. іку. і 7“С; к-і о Ca«5!«ju- (cosv. л. Са;щ;гл>>,-
ііаку,І9бг;Сьбип (ойорпчк с*ттеЛ).- І'.аку,19б2; Уаидои Ди.cco'iont.-oc»-ш мастєрстна Сао»оо. -Баку,Г9бг;Ахуидоа Н.ДзйрбаЯджансюе ensr..’ р?чеокго яур:т»а ^ічоб-го—з годну. -Баку,1968;{•'.•етедт M.CaJnp t? азербзддианоіз'і звйзкаат^сская почать,-'Баку,1971». . ■ ,
2 азрз і5артчї.Сабир. Ч. А.Сабк?.Уопхоппаив Ссос’ї.Г.Самед!'?г,з» -Ч' Баку: Азераекр, І95В.С.9, .-і ■
- гс*~
В ]ч^}(п'Н]'лч,\'о»: Л1гссор1зип1* хухоксствешюкг V. научимм» фак-там’.'.на оснохс здохновешюй творческой деятельности Сабира ойос-. псовю&стся г,;сль о ыачтьшш рисв*р£?<р|' тгнатрхг, соцрадою-ш лктиче сю п.сум'с яо го Л т гру.п кг а з срба идаа « с ус п по &з ри.
Ш ышн'-'Я К'ссергъата, Сабур кз о гранился раскрытием внутреннего кгра социального тппа. Он суме с та юге раскрыть г по кгзать оО£сс*«деа:ю-иэд.-чтчсские шрар <»го зловредного мь'хпагтя и непрр-еклемо»; мозоли,
Такпс.ауроко распространение в тот г.еруед обцестизнп-со-«иаяьгшо оедстм-л.так кдоюкоиство,асн!»тьба на малолетних дсв^ч-гах и др.вспрь л; О'/,::,' превращена в №;еи. разоблачения и таких сагяДОгШк "5рос--.;с!1еци# "Не одешй" и др. 0д!;о из осаогших мест в сатирах Яабира аанпгаег ч ирк-гякг» незскеотЕешшх жеичви.кадур-цгася на ученость , к/пей,гордядася с'рлиьс свогх сыновей, фанатичных сгцо1‘,1 ; пус ка^кх детей в школу .иаивних подростков,убегаю-цих из ико.ш о-г страха пзред учителем. .
. В произведениях Сабира нм ли свое красочное сатирическое списание и такве бедсськл того времени, как бедность (."Ндай","Нам чте?" у. др.)(йссгошИст.ио от развития печати-и прогресса,радость го сл>чаю их закрытия,банкротства ("дй Длйн",иля Джан","Явзетчр-к^”,"ЛЛ >• .рай" г» др.),бахвагьсгвс ("Бакгкскчм пехдеваиак") и др.
В совераеаио ког-ок.охвечаодзй духу. врсмввр.Ьодедоаняг отобразил Сабир V! узачкрс'шоуснкя крестьян с показггаи- ,рао'очих с хозяевами. Не случайно !!дгл'-.:.оо ;к равзекге таких саг. ;р,как "1яхарь","аа-хукским рабочий”, ’’Рабочему" смирю я ч осознан---» трудямпп-ся сверх прав в пргзьиу к. борьбе за эт права. ' .
В сатуро Сабира нал. ли свое, художественкье осьеценге л международное аолг*г?чаау.ие события,г ос2обод,,тельяая борьба народов Ближнего V ^'реднох’о 1>остот»'-г раздоры'пенду г’НтеЕли’енцгчгй, нрг-Есдздяе к разделения нарСда и т.д.,к т.п. ■ ' .
- Е диссергацгг особо отгнечается.члз сатгры Саоура наряду с. вес .х ватное ты) пройдем,крайне скаты по объему V с очернении по форме.Это сох.ер.деьетво V целостность прояьлнптся таюз з ?дее г содержании сабиродской сатяры.В каждой сьозй саткре по^т,сохраняя ларасаекые идс,> л центре внкиаичя,умело и .внимательно опирает детали дш кх бокео рельефного представления читателю.
Б реферируемой диссертации посредством анализов,о:жрас;с('Х-ск ка конкретнее .;с:;ти ,показнвавтся неповторимое мастерстго поэта, проявляемое с и В каткой,ясной » действенной оценке обществен-
но -по .теVччни к\*х к аацисиальио-нрсво'мочшх проблем эпохи.» уме-топ исяо дгзоаангп разнообразен внрааи*езьао-"зо-31)аамеяышх сродстз, народного к»щлетч1, полулансгов V иносказаний,виракеичя маяк'мп с;;озамн бол и их ?стин,ненавязчивом разоблачении Типов, различного рода недостатков своего времени .создания одвим-лву-мя птрихам;* портретов.соварэсшюй г* завершенной-картты,отражавшей ту »гп ’,:иуп ванну» проб ламу .раскрутя/ пнууренкйго мира сапфического типа. . ■ .
Наглядно обоснован строга распространенней в сатуричесгок творчестве Саб»ра. способ раскрытия в «у трение га к*>ра типа посредство» его речу - то но .того» у диалогов,Зтч две бурки речевой характеристик» в сатирах Сабира »ак нельзя лучые помогает без всякого постороннего втеаательетеа довести до чтлателя ясно лросма-триваяцуяся с?С2оз 1» строк обиеотвонио-иационзльиуптенденции типов, стоящих или :«а протнво'пгакяих .и’'! одинаковых, "лч бензэт*х позуцужх. Подтборхдвиут этого покояачря иаираалеи обстоятельней анализ тагах сатгр.гак "Какоо дето иие?!",•'А« дчан.аК г*ав","Ах, какие били времен*" (монокопО * ”Ь1лр^с-ответ”,"Д/сть не будет',' "Считав" (диалоги). .
Часть син'р Сабира ("Герпекис","Ссеот'","Счаотг-вед","В тот день,когда ;и*лх тгбе дарует сы,ла''г"Еодь разраме грудь, дупте гордо" и др.) наптсаин “в нзетавиюльнон тоне,в подобиях проран*. дешгях автор виргаает слог; отеоает'о к образам !;с в резкой,а поучительной ^ор^а.Ото свидетельствует о то.ч.что 1>з вся шэзия Сабира состояла 1?э уьпЯсий.тач.х, июсЬтачитэлтас сатир,били и такие готсрыо содярналн соотрадаиго,эайо V поота по отноиснио .. бесправны,-.! и эпбггш согрздзднск.
Некам в творчество валякого сатирика к произведем,»,содержа сц<х гай(»ый,с:<р1;т!>й сагк.нискззиизис ааяеет*.отосказзкия.Сб этап Сй^детойгатаует анализ сат'-р "СочГ','Мо:аэй яесь мне - з^ест адрл.. "Темнота гру го.^.др'гя..." V др. •
Назию тсиддсгасв яре драено го знангя Сабиром тонуостей род-:ого яэ-’пп.его виразигсльнкх во г мояаостсй, у не до го "спо.чизоышия эюго духовного богатства, иахокдеиья оригир-'-лших,разнообразных ху,,ожесттшо--"зоб разительных и в.-'разитекышх средств ДЛЯ 0£.Т1фЯ-чсокого выраме:и*я той г ли инсЧ идеу,созданные поэтом произведем доэвысилге». до уровня ярких образцов классической логической сатиры,су*е.т сказать енльнейзеа воздействие ля развитие ми:?:.. ■> ческга ы’г/.хдо» V» го этического аалвитэ его ссбтаъ'ьев по пору.
состав рлп оїделікуз л*'гсг.зчгркую в колу. Сто вояокеиис докаааьо !' подтверхчзкс ь рофеуируейоа ?.:гссертац-/« на осно»е научных аргу-і;ектов,уС'Є^;г'ійгань:я луп;еров. ' •
'«мекгіо Ь0 2сдсгы;с З'.’ой оригинальной и ьиувдтсльноЯ СV,ли всодеісхзі'Я г зьер^айдайчекой литературе пояэидось много последователе»! Сатира. (Лліете^ьсявак току с луки? хворчестго целого ряда псотоз XX зсїіі.,т:саз>аюс в стиде Сабира,кидай из которых ■имел при этом еъозобразаке ттзнекнае наблюдения, способы за раке нкл сеоюс зз глядев.самосшукуа манеру. •
'Л:м;ю это ну млросу,т.о, процессу создания литературной ига як СаСч'^а,изучению тлорчестьа его па с ледова те зй,выявление наряду о обцтм/ гортани их таорчосксго своеобразия, (їорм :т способов гсш.ійьс’ванї'я Сабурове ксге наследия, продолжению традгЦттй псотг ъ азербайджанской литературе сосвяыска вторая ггпза диссертации, - наазан'гіа.'і "Сезд-::««е кртесатуркаП а та га Сабира і* основные представители ;)той ккот'/ а Азербайджане1'.
Как известно,создание традиции,к ко ли в литературе їссі:о связано с новаторством. Корень новаторства Сабира,сог-девшего больду» тргдрпг» саїчричеспой поаэит.ярочнииг упаки связан с его средой,эгохок,врзг.10Нск.«рвая органическая связь с обасс-тгок даю его творчеству глубокий скьсг м определенное нагтает-КС в те.
її з рстор7/ литератор» известно,что литературная скола создастся диь прі; иалкчпи благояриятш-х обиественно-лтератур-них и тторрчесхвх условна,а такас талант левого худояесгосако-эстетического ВІІРІЇИ'ЇСЛЯ 01 УХ условий.
Хотя худокес'д»еаі:о-ігсатичсская программа литературной. ніколи Сабира бсілз. подготовлена к объявлена литературной осізцес— тэекно&тг какиегс раньше появления куриала "Иоала Пасреддпн", эта поэтическая и;гола выросла,совсргоиствозаяась,арос;Еи>клай7>
V завоевала діЯростй круг поглокчгюв именно благодаря этому журналу. .
Во унену»' ароЛ.М.Качедова: "Саъ^рячесяяе ї радячий Сабира,, качиная с І9СР года,ста ли звучать с особой силой и гарясівиой в творчестве огс юарекеннриФІ,,:І
I.Мамедов й.Свйяр рпечаїь, •Баку:Эан>'"174,с.Э5
' )• ориадечечиг ал'їсрол,пі'С.-іЗаі'х ь саС*ггрозсгдам стийс к курка •'■>' '":ол).'і-иасреі,г.кк5піо!5;';исі:,,п- г>х гит еросд зїону от:»®:
Счкіщг. роль сиграл редактор ^угнала л глава ассЯ коллааасред-д'/човскоД ’'.•/їоритург.ой йі'О гм ,",.;оят*5 "аходкуя-гаде. З "дсчїотмх • яі;;? '* курі'лга, з аггелііШл' і'ельстсках, з заметках ,'іодснеарях
>* пр-корх ся раьъясаял діс/тт-^ азтсрак аут»* создайся стихов ь сабгтоьс;о:.г оагі'рі'чеснзм с її'де, в до х зсі» 2л л , иоодузев ля я *х, порой и со:: т-оах с тая в &їок ст-'М .дсуоис сргруя коккретаие худоизс- . тгенанс пр;«!ісри авторам курнала.* . .
дікеепгааиіг лодчсркгаастся рдей но-худоксс гвешкш аг ж )’-огдг;лсіг.”л сатур СаЗира.ух ведучая роль » обрзаеаяч ноэнх авторов к ииС'Зкн на страьтцах ”;.'олла ;-іаореддидЗ,отчечаеїся, чго лучяе ї2й”">с пооцреарЬ і' пропаганд бі;,-а сака погзг.л Сабура, а;і?<»”:'іС0к;:Л псоїичссккй ср-иср огс,оку б Лі* :х наігкнх з журнале, за*п$. ;.г.я и&учкого подїеєлкдєйїія •..•того уо'ежде^я приводится 4а»,? сира:;с:іі’Я к сабуровскому стала А.Іїаому,;;аз мшісго Да.Ма-кед^дітгад^ "вторим СаЗгрок" ц п-едьзего доя дзоздозлмз:*;? Менаді! С::*:’л.'<гулу,Г.г.].ста.г •
"сслодоьчагс шззсзяєї заклич і:тг.,Ч20 а іоодуссвлени»* исслсдогл'гсдо»: сабуровской :.оэ?гчес.::ол ’хр:>,Ді:'Д:’? основную роїь, д''н<:тз::т:г:?.;;о ,си грала теу-атша, со/,ос;-а:гг5, /дсйно-худодесгвеїший сті!ль :: і.>;разг’ здяз/с средства ярзгзведе«?й Сатира. Естественно, что зо г;:.;.ге гтой а колы стоял :г;:г;щ;о сам С&о’;;р. ибо,как коха-гЛ’ієп'с си':»-; чкровоЛ літературі,гарсз'дсапс коздх литературных 'ісад;:иі::і всицз бнзае? сэязаио с гааке.ч конкретного. и таиактлг-:н;:о удок:.с т, таор?вяого' а коакретакх ссідесївся(іо-дитератур«ах условиях, готэруй сам ;ге возглзвляй? с.ту лг'лгдгуркув траді*(го г атоду.оохрзнївт слота посдодов-л’слой под сьоіпї >:удок еста очно -по№ческ«! цоздсЯствт-та.Псогедолат&д-,' ус папокиитт своего ' рода,пілнечи.вращапізреся вокруг солнца.тїздучсиис какдой '-з агюс илаает своеобразного света,обладайте ссобэтоесуяк’л'говорит о ясн,что,наряду с обцгмк чертами :;оследоватодей-сзбкровской яи-
І.См. :’.!г'рахм!?доп А.Си бил !т поэтон.--Азербайджан,1567,й 5; Мя-иедов м. Братья т идеалу,-Баку: Язерн(,‘пр,Ш7.
С.Сн.:(.'акедкулизаде Дхс.Меяади Сгаиіа'улуСКе'їссз^.Предгскоьке к кн.;Алтт НазмрчСгатгулукаке.-'Баку,1927 ,с.П-12.
торагурнои акол»:, ко до.ткш забываться V та *,ггд!'Виду<1.''Ы!.,.'е качества. "от почеку го вторая главе реферируемся диссертации оссйо& вк:'иакк& уделяется выявления V уссяедовануп !»к обида, совместны/.,так к частных.рндгоидуйлвних особенностей в творчестве эти худоаниюв. .
В дамой главе презде всего отвечается,что связи мскду Сабиром и его исследователях» до своим идейно-тематичсскин и художественно-эстетическим особенностей проявлялись в разнообразной форме. Примечательно,что по идейио-худокестпевиой иаг^ рузке прокзведеку«,красочности текат^кк,сатирической художестве иной окраске к ядейно-лолтп'чцокой г луб уте разработке Сабкр оставлял в теки всех своп №.И2Г но совместному творческому сотруднхчестеу. Своими творческими потоками и достлжеигяии сн давал толчок и направленно сап'рнчбск^-пооткчесиому творчеству коллег. Одна:» нельзя ааб^вать пр*/ этом у та, что коследовате-"у поэта оть-адь не всегда дсэодмтвовалпсь атой ролы>, ^ворчес-пт исполвзовали традицур своего учителя, гее ли достижения в са-т^ричеегюм гдсйко-худодественкон опясаняк определенных тек ■/ Проблем.
Как показывает 'доследование, поош, продолжавшее литвратур-иис традиции Сабира, различаюсь кс только по индивидуальное?!' морческих СКЯОН1ЮСТЗЙ 11 СТреМДе1:1,-а,НО 5» по времени вхолдонкя ;.и] ера турнув а коду Сабира, яосбивачвя а ней, шс яад/вздй ти~ терг.туряо? судъбс, Vстатуте V «деяу. То есть идем по зги истааа-,г,варкими сатиркческпч традициям Саб’*ра дс конца свое}! *из-ни,друГ(»е находились пог. воа^сЛствгсн сатгра поэта »аь «и определенном леруоде.обрстпш'рсв апосигдсгвк!' к друпгм твмрчееккм отраслях чпроза,дра«атургия и др.),третьи писали еггхи в сайи-ровском стуле время ОТ ВрЬКеКУ.
■ Раз.ткчшм,-' были ск-аыяости авторов, писавших под воздействием традиций Сабира, >: пи•тсиатуко-проблеийтике. Если одни позы стдавадк предпо^та^ка ипясакг^ обкествеико-шлптичесстх г'ьекдукародиих сссшттЧ.то другие больше критиковали конское бесправие,киогояенство,слепой фана-п-зм,третьи разраоатива-ш тому голо да, четвертке уделят? внимание духов но-пемхо логическим ироблекпм, ' ■
Та где рагаосЗрлгпи •• cr.cvdu **споль-зояа11''я логики традиция CyJr^v.. iiani-'.vp,?!!и« автоои,в r.cpnc се."-.'тьяоваичпо хуге*ег?"»!гог~^мСс?:><'тш»е и рамзгтопышч орудсгзз Сабира, Си/и» •• г ;::л когз? тдтг уддкье кг~
ГК'РОГЗЧР Я ОЗГДЗОЗ.Г.ЛКТ’-' rv: 7,Г'Л!?ЮГО ('ЗЗ'Гц. Сздслыше
ал торн старались yr.ro п.горат1- с мки ч худскостоскинд пред» ст»а са?гр Cadrpi a hci.wo ч*''ч-;,>сгп* «орке.Ро всох oi-t-s овучаях авторов ебьеги kiso одно - w связь с тради^жг,- шэзги Hvjvpa.
Среди поатол,до коппа к/г-п« остпммиаез npczamswv ?ра~ г:г.{г'пм поэзии сабгра.р пзр’-уп оче рздь.тгррходится назкэать vue-на Л. Лазай, А.Гяшгсара, ,'.Рзэ”, Л.ИЗйасзаде, Л.М.Рага:оэа,
!!. А.Кадяуза, iic 2a6ur.au прi: эгом ч св;»гоораг1юм гпдкпкдуа л»« о голе и творческих склоячосаяч- lax^oro из ят«х подток. ХагднЛ vd игх отхал и cat>c:« 'иг.р'.астйа псйдпгнтсш'О определенной теме,удели» вояьае }>11тм.:лт:51 ^ояу ;•.«* тоску наапаагейкв. Тчк.цапрриер.А.Гянгссар roEop:*s Гог:-пэ о рсягггоэглх.v псаггп-чеема вопросах, А.Р. йм?«гаде ~crf зунагмятяк хепцгод, А.”.Ра-П’^оз ~ с вопросах nnr-cr-utwrn г цу.-.^турн р т.д. В отличие ov ЧГХ Д.1Н ПазМ!< ргЯОЛЬЗСГЯЛ ПСЧ7- !.'С.Ч; ТОЧУ Т» лгсб-п0}"! Оао'г‘3. '
Пб случайно, Дк.Лам*5куямад1? iririBiл его "г.горим Сабиром". По зс«?Я зерояукоств.пр:? зтоя Bc.'frvy'ii :;-сзгсль t? фугссс* up«m«vair ?о зв?'*акис ;:с тогьго varan v A .raw», но v г-!п.оту затрону rux
r-'-f ТО?! И ПРОЧЛО!!. .
!Тссдедсэа|«»я локзснзают.Ч’хо V3;r\?rRa сатрр Али Назии дсГ'сгтельпо обгаяриа.Праеда,с р--сR(10-о‘итовая твкз,проблема «некой свобода,замуаестао дегпчек-’ллолвтой.желятьба стариков ir лр» вопроси зак*/маг,(-г. ттерчго'тво ио&та откосителы;о болше места. Вместе с тех ? ТРорчсс*»е Али Назми но янпусха-лгеь лз виду I» остр«е г*>лгтичгс1!1,о v международные аспрсот, разоблачеяро мсхлународиого ?лчпор«зл«*зма i- другие проблег.ч.
^сследсваи^в ече раз подтаеркласт научность v опраподл»*-зость restroa Ф. Гусейнова о том(что Алу {йзик всемерно старался следовать методу грктпкч ■' разо^лачеигп своего устада.1
'.'те ка о под гозеействисм aosa?- Ci3'/pa аачет’СЯ переход ■ -(-|Эта к ревело; тонной сатира, глю ^'> зое а н vr; та ко ft о со j е hnc (; та ,
I .Гусеиьов Ф.«оЕла Наспеддш у, г .с- .ч,:ог>&сре!ДД1*йсвци. -Баку :‘;з«ч«,
.■ Л' . ■
к тита aocpt,;.CT»vu «е речи u суздзни».. Iian-
J^ra'.e ярьо проявились ?тк c;^/i®u омобамостк в те>:е,вдее,ч'и-ль‘,а та,к.<е Б51'ляде на сойич-ря ;* процессы в сатурах "lio„ "Герли", "laa ')1’с-?и,"Чедоаек с KOEJWU-чеяоьек Осл^юЯ" Саоире к Алк }1&ии»~,:Хейь^й",•’Исткхара","Надела на о’ога",о чем свидетельствуют арсведекже 1<е1-ду onn«t ^роиаведокияии удсПио-худоксс-Евеккис! ларалжеяй.^олк Саб кр писая;
'!;ш йалнвз иди( Згхтдг бу шгкбаг олуркуш; .
’'usav доь'уб Охур Зеяз tftrp оиллэт олурыуи, .
Uiu о лая и.чтс счасгье кожет бить узхенчтеыи Чм слава прсвракдется сотой ь мучеяня)
Ти ему bvcpvJi Алч Наскч: •
• Jia},-Bc.j|,адг,Уроетдв д» liyppvjar аааркын?
"b/PP^i зТ.» йу о.1 кода д& рэрйэг оларшд?
(Вах-вах,с в Joockk мокет быть <сва£ да ■?)
U овоЗодс v в этой стра..е мокет бить сипхат/к?) '•'sjf.KOAXBfiTt'b идейиов Kanpaueoitve i« канеру зшска&иваш'Я своего учп'окя Т г Ь о v«ту л. у м стаз ки,ели афэти чандир," ("Польши ъ ггангях иет.а вреда не уечномгтъ поток"),Акг Пазку восклицал: ,
Мсетаб дем>,оидан с:..\и пмг.и долу пшд_р, Бу.даруладиЗдрр дссо 1гар штсо Jacuuup.
(Kfc ГОЬОрК про Ц'..ОЯУ,ОГ IteiS-Ii i:pOi>’« ИОс сердце, •
Но верь 1Сйуг:;':о иагоьет со кестои от/»;», не а ерь,
. vOo гто-г.с;,:ь) '
Од и ум j;i gcuobuux черт ,c(iy с touicuwx «я ейко-техаюч еско е саось-сграоиз ч^ор'аоч'ил Адг<гуду raureeaiu.iuyiiewtiro предпиши-;»,<• caSt-posc «cf:. c«wp'i?ypuc;t оке zq од /; «егехссузу ;i »:pa~ i:,:<Su:vu< ’’ездедоьаи^о кэ:г.зызаег,что А.Гикгвеар ъ сьоек no&* wicckvji viop'.wir.c Сил худслитши,voctio сыгпаиюи с "Ьеш Наср^ди^о-:" vfcco2uiiK0,c «радкцпямв• Саб* pa. Бак груди гесдвдо-з).',1Тг:леР. 1й«л-а М.Гуо'чГ.игадо, X!.Агеева,- ток v codoxtсиние паб* жвдснлй д^оьргаита позволяют заключить,что ирд;:оа .сткрю пу»5лндтег)*чоскоо отображайте собите/Я £ творчестве А.Гянгосарз, ль ляс тег» гдаваой чертой,отлгча»зю£ его о? других собратьев ло перу. ' - •
Dspiieo, P тгор'!'*0Г./Г*.*:'.:". ’і''.;,О ЛСі’ГП ИС*Г:«Ч-»У;СЛ осиег.опий с аз горской посгмг.’ обд-.гл4.' "«іно-іп л^мчус кгх п чт>л:і--<у:.■-•!но-u;yxosorn4fiCK>'v kkn ;••: _:і:>и3.іачо;:го тіт-а г.счпед-
стос*; еге рг.'ит,!вкогоп>їі ;■ д- і'-'-см осг.бзнг.о рагкфю пг.г.яг...-:і:гйл боль noow-rjw.an-';'' і* «•••■.•о-сть к обгіее-аети.'.':? уроде
Лугзя сравясягя в дг;серпк-л< • латсп аюзсд о уся.чго jcapc.»:vnp связи Гяиїтсара с тгадг2’:;.!:г Сз5і-га ^оадоЗствозал » па аза:п:::сб ло лоз нее сотрудгнтчастзо уч,*-;сг>: :т учеспа.Чиз тонкое. снят: і’ стпоаенпя неяяу Саб::шм,Лл:; Ь'л;г;-г гг Л.-Гякгесарог; >«гзт созерлв-по разенчнио осебсчностя.В с«.;•;;>:?уиксЛ д-,-сс--;ртацыг j!t;oo::"CH опродег.озная ясность л sw *!0.:;>зс.
Сл'п;н из (іззсстіпіх алнкх яьеладмуйготей литературной sголі і С-'б гра г.п-яотсл Мі-роа Ляг ласуг;. J1 дисссртагив оботояте шо, па сс'голе пуэтсроз сокадомогся о.ч>^р^луіч й.Мсдау.по:і сатлрл-ческ.тл традпяяк И.Л.-Сабира. Пря ато я ч> уабьто ' « тс, что лаг,-куз.чзму-то учгии^йсл у своего услада,уо гчют волосах naras-:.жй о tin » і!ог/,7і!огг.а в.члодчл і-з v>;,.w у>.сі»їл,вистуяал гак cavoотея veль;сій,з:*д':у:/ ca.v*jvr., ъ па конкретніше 5аь-
va.< сбсопвыгазтся нколь о тої:, »• vo хочя Уч~:,:у? и учичея госому C;idirra,f;aiiupa arc ,ом обгб.ать срои наб”»ДЄ!і''Я
-- иг.;;*.счс:тя г>'ооотв(?'.ст»1и о йопкрйт.'лт*' ('.г-отаыни \> г»отаручсс-і.'і-і!';; yc.iommu7. ' . • • ' "
cvuaesys4 М.А.?'сг:>ії гояоггьгоіЧій /.:*зь мсїугку р стиль поэ-ог:; :■!./,, Сао'крз, со эдазая op’Mvtiaльмо ,-;зч«яллснім.
■'гс^сдозачгя приводят дггсоркил-а таi;wy зуеоду,*іїо с Сібігрон особенно связка»4 две .лгтвае черад-теїатк-чеокая j •.■дай.чая близость,сехотко-кЗ'.іюсгї'ї’Ріпюе ;т сталево о с.чодстг'о.-ссг дочгслу обадсгзошіе нгус-ілз:-:ч,с большой далі.чозі'л-iiocTi-B.u грубого 3 и оогаватеы>иг.П (і'срчс слва^сішчє Саб гро и, Киргс- Aw Лдсуз сумел отобразить сутей пмкреткого худснес-. твонаого обобщения гея,получениях «л «иани йкого АзврбаОтдаса, и,тем сзгш.стад арсдстазктплс» яіоі>т> п-днзго отвегалсяия реэолсцяонио«саггричесхой литератур ной <я їх- .’ш.
Эти научные заключовдя дгсйортаїла гозят»к.№ на ослэвв
ссбственнпх его гсследоэаний и созпадпют о ранее высиаяапкнмгт мыс ляк и Міф Джа пата, Дж.Хатаааа, JT. Омаровой, с, Калилюга и других
-ліъ'іАоъ.
Одн:-м !«з достойних глсгздоватеїей ді'тературноґ» а коли Са~ бяра.тирь-п'х. сперла в іжгіои.а затем Северном' Азербайджане, м праву считается Ба ирама Абііасзаде0ійі..мал),Ка основа /мевдих-
ея теслгдйваауй (.А. Сады ха,Г.Какедли.-С.Мамедовой,д.Рустамава,ц др.) г собетлошшх набиденуй,диссертант приход;<т к такому зак-ли'-'еиию.что Б.Аббаозаде,оставаясь вернии сатир«чесхрм традициям своего устада,больше всего использовал гоют^ческие.револЕЦиой-шіє V хзхдународные вопросу,едковременно,не оставался раннодуи-.
у і; тач-ліі вояросак, как гПЦ«онашш8 прогресс .женская свобода, облсстяснная свобода,прогагачда просвещения ” образований.
й'ешадр Габгс' 5е йна яов С Г» здк рма л») - другой лидчый иредста-ьитепь литературной июли. Сгбмра, поэг,часто обращавшейся к вопросам культуры, позтвеиенря ’■ женской слободи.По заклвчениш дкеезртанта, М. Г. Зейка лоп ,будуч V значительно ни с по к^ровоэзре-нию и мастерству уровня Сабира,оставайся до кої. ;а верным узгірап-цо й литературной традиции,суче л созвать гнтересіше сатирические образцк на рево есцкоігнуп тему, теп,' разобйа«ения исходна родного йн’ерга лазяй.
одиик достойним піядоь'йїілси традиций Сабира являє»-с.: Аяи Раз г Симчкзодеч К сожалении,творчество этого оригиіаль» пс-ги ном» до с я/, пор всосторошш «в исследовано. О аен иапи-всего ’’тіь нсскоііьго статей доктором фтокотчеекпх наук
Ч. АГС.ОЕІІМ.
Хотя круг •гека'їик’д отри А.Гйз» огрйи*чадаеїси,в о<?иовіюн, ігробпимй геасюй- сіибоде,оіи краШс разиосЗразна по содержат»»)' к рха, сатг рі«чссксй капоре васказигапю: г способам разоблачения. В лрссиртаїа'і! і'дс«ио-ху?.огсстаеиіше свій» )> 0їіі0і:г.пгя не;» ду Ам Раи* и СаЗрро*і,Аяіі Казни, п цогїрческла перси.; чкг опр-са;к у анаанар).-ое?.іш ь дтюсерздет;» в сієтс трідщ?;. Сабгра. гтсс#сдсааііі‘Л ьіінсінтлн/іто А. Газп ііср.н;єшш сояиоі-иг.;. хакга вопросы, как ясйекое Оосиьавяс.их место і? роль ь ^иг:< сбдасіха,
. образование к др. Это беспокойство и'ііоянвндо'юходелр из забот и чаяйи« п«акснкого поага-патріоти в сеязи с судьбой г будущем родного народа. - - ■
■ Худокііртич,связанными с традициями Сабира, явшівтся и
ДИ'ТjO';>p Асхерзяде, .\л;* J’a/oyif Гагяяпз.Нярза Hyxawiei Axyv-o". Hy-«IM'-,-,!;:! .-ipyv к ,,o c-y'-.in.nv.i ноте.' pv.uivmyi".!. iv -лра-
rvrCiCrfiiM v;мl; r titan к и' i-3nr-'ty. Га к»ес ли Дкаббар Аокч'рз.и*- ontir-ае т*сак ка те.чн чр;*:1-? *сичд г прогресса, то Али ."'«хзун '•':\г,'-,оч ;* Мрсза Лухчг.ксд Ачуидг-з о';;п* ;t3:>ocii« 5.ак аптору о-'.тгр,ь-осяш;<лпвх •<ф1«т:ткв !ти■■4';• ty;:'Iроi• !i ;»'псц;'ч,р::зл’.,ч!!ь,м сб^еотвешю-ш.’тг'^.окгх ССбК'Л'.Т'.. r?.)MTV:'J ЗГОГО jl Т^01.Ч00Т#С /.хуидова оирсдсздииос V0C-то заахали it остра* ы^’.пна реяглюзкого Зшатгема,нсве^ссг-се-. iurc мулл ;t оовлоз. Ааасгсы тт •■солодсЕап'/л готзалтг,что к»*ди!5 но ?*лтх по згой, будут; cKUD.vf и трад’.тЩ'^чт' Сибура, об додаст и ю :sc время- птдюядуа лыш:.;р„пттсузгма только i:ii одяки,особенное тя;:-.’ т* атаяс гдсйио-худскестэе s. но го р&вейия Ьодг.ятах проблей.
С ’:'радгцгп!!!т Саснтп на. олрсдсдслчпх этапах своего таерчсо'.ся бч’а’ сзлсаин •• таете гзг.зогпио худегяикп i:cpa,;ax Саг?тап ’’у;:?;-?, ”а:!сд Саяд Огаубад;>,Л”а.;ар Д-лбарл^.-Ал^зга Вахгд г лр..сс?;гл:")го цсипкй сатиры на обди^сяенао-ш.'.гтрческт'о к иа.цгоналъко-Л1Х')г.: ыа теми.Б рсtjерттр.уе:?ол дчссерупци!» 2£сказгкм гаучио—сбосног.пгкгне сукдет'П,опираг.п:'еоя гачкретинз акал-зи ;> ерплнеит'Я.о стслая"
саязсй каждого чз ?Т"Х чэстск с 'гр'лд"1П’(:’и( СаЗт’ра, ноз’/зне.пг'!;!1-сски.од гмv в эту r.-‘T',;r.j':ypnyB иголу. . ■ . ■
По упущены vn в?я7 ” ДРЛ — с торопя воагмосглзсп т* ггллтот-вспеягй этих поотсв со гпо--! у ч пелен (друаба, личная за?ота,ячг-m.*e v др.),а 7зсто гг. отдалите от сатиру v сбрадеп’.-с к длуггм а-зиран в поел едущий гсзргод тзорчсства. • •
''■иредзлешюе месю ггпедето з реферируемо:! д::сесртаягчт г ткн:-I-осу шэдзПеяи'я трач'шг;! Саб'*ра иа худоа пгков-рокпчтг коо.Зтот го про с оезеяен на оснодо творчества друга я доброжелателя песта -/боасц Сиххата.Пэ мнеига ддоссртанта, несмотря па ряд цошг;х научных суждений о езязп романтиков с поэзесЯ Сабрра.вмеказн иных э монографиях * статьях А. Мнвдхмедова Д. Тааыбзаде ,,д. Агэеча.К. Алиева и друпгх авторов,С1'Сте:ш*й к^учиис анализ атм проблем сто.^т пвред будуг,:'цр чсслрдохчятссямг б качестве раиных вогтросов.омуэп-цих своего решения.
В "Заклачепрг" лгсссэтпщ?!* 'подводятся втаодии*сходял»*о т-з самой работн и свсдяз/есй.в основном,к следупдгм: -
Найявдепря погазнваот/т сслр '■■дяим гз ггавчкх факторов, обусловявпих прололкаи^с п развятвз jрадтгцттЛ лптературггоП sror” Са(5*ра,является обладант'о сат-'рой поэта ориг^вазьинм» рдейно-я, Л0ЖЯР1ТПННМКИ ОСОбвИНОСТЯХЯ я .Ч^СОКТ'М ПОЭТТ'ЧеСЮ'М па^осок.то
жруп<і. їзкмі фактором било іисїорсхое.укелое изображение зтсй їм-ззис* об,цествскііі« у духовних про баем, заво еван? е сердец благодарят сьоек не лигой сило.: Бот иочоиу идейио-остетическиЯ критерий как сечо? отой поэзии,гак и ес литературной шкоды заклочался ь поно~ ції освободительному дьгаеишо народа,разоблачении и резкой критико пропчїСївущкх прогрессу общественно-политических СИЛ.реЛИГУ-с з ного фанатизма п друїух гол.
Хотя такио представители с^ормировамейся в 1907-1906-х годах литературной школы Сабира, как А.Назми, А. Гямгвсар.М. А.Модяуз.Б.Аб-басгаде (Ханмая) ,Л. Р. Яанчизаде.АЛузниб.М. Г.Зейналов.М.С. Ордуба-дя.К.М. Ахундов, А«.М,,.1>сП'Ков|О..Мунтаз ,Л. Захид.Лк.Джабарли, А.Сиххат
г, др.,оставивсь в тени генил Сабира,следуя про и;;; ей не Р. ик дорогой, ке упек освободиться от его ьоздействия.зачаступ затруднялись в висшзыьаншт оригинального о лова,1какдий кз «кх сі;град своо роль в видвкгении азербайджанской сатирической поясни в иачалг XX века на передней план.Эти поста іак при жизни своего устада, так и после его скерти значительно обогатили лигерагурнуо и колу Сабира в идейной,тематическом,художественном отношении,енгролк
ксключительнув роль в создании и формировании рево лсд ионно-сатирической литературной школа в истерии азербайджанской литера тури.
В диссертации простаивается и воздействие литературной тра-
д.цгл Сабира на романтизм, литературу народов Ближнего и Среднего Гнкяока, современную литературу делается вывод о ток, что,решение
вопросов в будуцеы стоят перед литературоведческой наукой в качество ваянейпси задэчн. ' '
Диссертация заверааотся спис кои использованной литературы.
Основное содержание диссертации иалло свое отражение в еле-дуьцих публикациях:
I.Традиции М, А. Сабира в творчеств с: (поэзии) Джохара Дюзбар-;;и,-Тезис» докладов в смязн с 50-летнем создания аспирантура АП* нн,Б.т/.Лоішиа)їак/ ,1953,0.36. ■
■ .. 2.54. А.Сабир и Д»Пази:*. йатериала научной коифср(шц*і> Аэьр?ас~ .вданскоїв вдлитехипческого института ик.Ч,1!льдрима.~Бйку#15с!'3, с. 351-353. ..............’ . ' .
3.&А*Сабир к М;7иИодкуз.Материалы'ІУ Республиканской когі$г-.рзглни иолодых учені«.-5аку,Слк,ї56<і»с;77-78. '
, Ч.Традрцй;; Й.АіСабі'ра & сатирическойтворчестве А,Сиххата,-.-Кетсршли іаучноа ксіїфгреицвя. ,І26»*,с,а7‘5. ■ •
•Х,'СйЛВ;і!«ікоь' Л.'Шкі5Чкї.г»Во«їгі->(їоі:га'*асред2>-ні>;.<.-ГЬед. к висгс. -
**Бсдо:Е&и«з;Д9&б',С4б. ' ' ' * - ' • . '
5.л. С. Содубадп - і:ро;чг::'..:.-Ti'j':. .ч-.'ог'ітурноіі aK05H і!„ A.Crv5:'-> 1*1.~Уц':ер;*а;:н научной і.оа.;e?.:!:*i»v. ?,z:c< ".г..4,’’дьдркг'д *Баі:у, I ftlЧ.е.3hfy л. Гяіігвсар - :іспх я-ї . -коп» К. А,Сайрра.Маторул- .
пи X -ос пуб ля кане кс і: ішушол кч^ег-.тщгч аспирантов выеггх учеб-з'чіедгіїий Лзерба{,д?.сі:а.-/.зв?г<-іГ'Г‘.;!і’г.кгй государстзенниП утт-2cpC!'T'.JT,baity ,І987,с.75.
7.Байракали А5басх.дг (лаіигля) і.зк поэт лутерптурноЯ школи Спо'гр»!.-Катерна ліі XI Рссн/бяглтспсії нзучной конференцій АГО» »*м..
Б. .’екі'ча,Баку, 1983,с. 120,