автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Образ М. А. Сабира в художественной литературе

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гусейнова Наджиба Агагусейн кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Образ М. А. Сабира в художественной литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ М. А. Сабира в художественной литературе"

ДА1 9'3

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. Э. РАСУЛЗАДЕ

На правах рукописи УДК 894.362/092/

ГУСЕЙНОВА НАДЖИБА АГАГУСЕЙН кызы

ОБРАЗ М. А. САБИРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.03 — азербайджанская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 199?

Работа выполнена на кафедре истории азербайджанской литературы Бакинского государственного университета М. Э. Расулзаде.

Научный руководитель:

члец-корр. АН Азербайджанской республики, заслуженный деятель науки, доктор филологических наук, профессор

Заманов А. Ф.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Абасов А. А.

доктор филологических наук Мамедов А. Ю.

Ведущая организация — Гянджинский Государственный Педагогический Институт им. Г. Б. Зардаби.

г. в | -ч часов

Защита состоится «Д^ » ^Ц^эСЕ^ 1993 г. в

на заседании специализированного совета Д. 054.03.01 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Бакинском государственном университета им. М. Э. Расулзаде по адресу: 370073, г. Баку, ул. акад. 3. Халилова, 23 корпус гуманитарных наук.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан « р1Ь » ^¡Н^С^О^/Оу 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических нау»

профессор С / НАГ И ЕВ ДЖ. Г.

иено смерти поэта. Подобные произаеденкя публиковались ев» в дореволюционной печати Азербайджана. Стихи различных авторов на эту тему впв.рвмэ собрал и издал в Риде отдельной книги профессор

A.Заманов.^

М.А.Сабир занимает исключительное «вето в литературе и истории общественной-масли-азербайдхачского народа, о чем свидетельствуют конкретные'исследования, тасвяиекные жизни и творчеству поэта.

Из кногочис.'.енных трудов литературоведов, определенных, кн знаем Сабира как выдавшегося народного гтозта, величайшего сатирика, отразившего в своих произведениях обцестгенно-содозльнуп панораму кародчой зизни. . ■ ■

Тэков же образ Сабира и в.поэзии, хотя здесь он возведен в пэпвуп очередь ноогт обобщенный характер.

Сабир занимает в истории нзэрбайдяанской поэзии как гениальный новатор. Евд А.Сзххат называл его "поэтом, разверзшим про-

о

меть можду стармми ч новнни стихами". Зто определение является

не только и не просто лито рагу роведчзским ансказывявием но и в

какой-то мере образно-поэтической мисльв. Не случайно поэты, опи-

енвагшие Сабира как ъоватсра, мастерски использовали этот образ.

Именно этим и объясняется в перзуи очередь живой и неугасапщий

интерес азербайджанских поэтов к образу Сабира.

I.Смотри; Мир Дяалал, Гусейнов' Ф.Лли Азербайджанская литература XX века; Баку, 1982; М.Лжафаров.-Про классиков. Баку,. 1988, Гаджиез Т., Баку, 1980. и др. Истоки и предшественники.

B.А.Саххат, Сочинения, Баку, 1976, т. 2, й. ■

б.

Знаменательно то, что большинство лирических произведения, пос-вящвнних Себиру создано ашугами - мастерзми народной поэзии. В лирических стихах апугов Чобан Афган, Ашыг Бог,ат, Гусейн Дживан и других замечено искреннее и глубокое поэтическое выражение общенародной лпбзи к Сабиру. ■

. Первые отихи о Сабире были написаны ета при его жизни, а первым в ряду авторов твких стихов необходимо назвать'иия ближайшего дпуга и соратника М. А.Сабира виднейшего азербайджанского гоэта-рмонтика Х.Саххэтя, который прекрасно понимал величие своего современника, ясно представлял его место в литература и мизии азербайджанского народа. "Гений мысли", "совесть человеизст вв", "самородок в ш/и" - вот только некоторые из поэтических ^оценок Сабира его другом^сораткиком. ,

А.Саххет с огромной горечью воспринял известна о смерти М.А.Сабира. Зотчто он писал, обращаясь к своему другу: "Сабир! Ты сочинял элегии.-говорил речи на похоронах ученых, писателей и поэтов. Ноуждли некому сочинить элегию о тебе? Нет, пока я жив, буду помнить о тебе. Tu не забит, та не умер, -ты знаменит на гесь мир. Евзвэ может умереть тот,, кто стремился-оживить цзлуп нацив?'Нат не можвт!"* "

Б стихотворении "Сабир" А.йххат выражает свои глубоко ис кренние чувства в поэтической форме:

Сабир! О лвбикия пол поэт, Смешной, саркастический наш Сабир!

. Как не обливаться крогыз бедному сердцу моем;'? Слишком рвно разлучила гмерть нос с тобой! Нет, Нет, ты не умер, ты wb,

I.A.Саххат. Сочинения, т.2, Баку, 1976, ДО.

т

Tu - одда из величай их горовв!

Тгн'.ам обрзаом wo «¡о утвер-аать. что :¡ азербв№онско9 поэзии А. Ca.xva? длился своего рода ои'озоголоншхом .¡цшноя-?знден цик. С «дх пор я до илаах wer эта гама м.". ого кратко разрабатывалось алсгба?.:ха:!сш1И не.,'Ts«и. Херсктериз^я произведения «е оту тому в rtÄciy с -,«ктеп;ту rno:.<j гы г но, диссертант ..оиходит ¡c m.üMv, чте их уэжоо ртдллктъ, в осноаноч) , i»» три 1-рупш. 3 гкрчуа гпупгу вхо-rn .it"у.H, гхо эоспояазтоя «тиопчэскип гена« Сабйра, поэтизируется жяауздй ч гаияти н&годрип обтаз поэта, Это а я группа стихо!» сбодае? более коп кротки и Х0га.«.г0го!л: это па оиз ведения соэлеснми в ккачч оЗтемзния l'oraepoÂCîaeHS'.o к творчеству по зга. Здось, как пг:ат:»ло, дэичстзуетсл образ«, ядеЯк о* поэтичс скяо моткаа, да «а строки хои кгетивх стихотяооэна:* Сзбирз, и том салчм олш:«трс;>«о?-ся из'»т::''о-пиг,ч<,оскнк обг*з волк кого лиз та. В отьхо-чоггах тоиэ-

г-дч'яя'х 0?!!0сяп!хся '< тгл-пъап г пуп го. сочдмогся лкрчхо- >пи"ос-

пк-.- СЬа". Csôrço. й зтл/; групп елчдует отнести noovJ a3oy<hi:4«iH (;)::к г: ■-■?:>-он о л урлпчястае Сайлгя.

"С ; к 7 4! эт.чечялось, o5n;:o :'.ín'/e atiras*. Ca<5?pa т» поезкк üq-••н:ипг",сч с А.Слг.хптз, ttovrttso'o лигто-'^'Ьнтйчеикия з0:аз С ií-й-

я .¡ж il')i"jr¿rо ого в искренних и худо<й1ста»я«э-убодятв.:ь,'7>. ;'роаз';гда!'лях, ярк.'.»«; ¡notfpaастельчо-вкра знтзкun:«и ород«:--1У.1. ?п.-.э '«¡'.'¡iß A. Ca X xa том •? здания xenawepwa и для стахол, и а иге«' -них i1'; o-c'itb v'Vízm. Среди н:п необходимо о coi о «мстить* сахол^ те Д.йвигч. Здчсь oí! япзииаот Сабира "f-кгздои торьенид :i тг.у-да", jian«nnif!OT о ïom, что Сзбир открыл нои'1пэ,шчие пути a поэ-

I. I.Omar, Co4ir"îiuw, т.1, ïw.y, Т?7Г>, V«.

эии, и высоко оценивает это;

Где ты,етгел тергения и труда! Где ты, цветок поэзии, стиха! Проложил твою тропу в литература ты, Устлал сиоп путь ¿иалка^л ты!^ -Азербайджанские пооты восприняли смерть Сабира как огром-нуа и невосполнимуэ для.«вроде утрету.'Зта мысль'- золотая нить, проходящая через ¿са ггосвяЕзнныв-еиу стихи. Алейбас Музииб, заслуги которого перед азербайджанской культурой пока мало изучены, очень точно вирвзил. это чувство в своем стих отьопении:

.Если ег.эяу, что'сиротой стал народ, конечно,буду ' '. • ■ " ппвв,

Есть ли подобны/ теЗе великий мастер?^ . '

Проанализировав больное количество' стихов, посвященных С биру в 19IT-1920 г .г.¿ мы .прихсдик к выводу, что в них образ Сабнрэ ойобшэн кек символ народного героя, всю кизкь трудящегося на благо своего нвродв, им en пег о большие заслуги перед Родиной. Поэта ®япого Азербайджана /М.Зтимад,. А.Нитрат, и др./ так* посвятали стихи М.А.Обиру; • '

Однако, Несмотря на простоту, естественность больпиустз* » 4 •

посвясенных 0а«5йру стихотворений, во многих из них просматриваются yciepemiüe íopuu, традиционные для той эпохи стилистичваю пп'ены. '

После рэрслвиии Сабир стал од1>ии из самих пропагандируе чих, публикуемых г изучеемнх авторов. Он прославился ха:: истин но нвродгш; поэт, денократмчэский деятель. В 1922-ом годуВЕску

первый памятник поэту •Г.Л.Ззга'ов - Сочгетогтаки о Ссбире, Баку, 1952, 275. ?..Тем ж, сто.26 J. '

в Азербайджана. Естественно, это не могло ускользнуть от вникания творивших в то вре:*я поэтов. №огио поколения азербайджанских поэтов обращались к образу своего гениального предшественника, посвчиали свои произведения литературно-общественно деятельности ■ Сабира, раскрывали глубокую и многостороннюю суть этой деятельности. В стихотворениях С.Бургуна, С.Рустэма, М.Мушвига, М.Рпги-ма и др. поэтов но только выражалась в северодная любовь к поэту, но и указывалось, что творчэскив'традиции Сабира явллвтся проявлением энсочайаей гражданстаенности. и народности в поэзии. Сабир был лвбииын поэтом и певцом всех творческих личностей-выходцев из рЕбоче-кростьянсхой еоади. В изданнуп в 1925-я году книгу стихов "Гызыл галамлар"/ "Золотые перъя'У входили и стихотворения таких авторов. Однако, многие из.них слабы в: поэтическом плане,' оставляли впечатление гюрвах проб пера.

Образ Сабира, глубокий 'и общественно-литературный смысл его традиция находит сноо более художественное, более зрелое вы-, 1р;здие в творчестве поэтов, вступивших на' стезю творчества я 20-30-х годах. В I главе диссертации обстоятельно анализируются произведения тахих .поэтов, как С.Бургун. С.Рустам, М.Мушаиг, в '->; которых раскрывается-более' полное и всестороннее описание поэтического образа Сабира. 13 этой связи нуадо обратить особое ишманпн на поэтическое изложение образа. Сабира в стихах С.Т^ргу»а. Сабир был 0Д1ИМ из любимых поэтов С.Бургуна, он многократно об ряда лея творчестзу и личностл своего кумира.. 2то'. доказывается и тэм, что С.Лургун часто называет великого клю'сика в езоих псоизведокиях, 'раз за разом упоминает ч-своих стихах различие аспект» а.пни, тзорчестпа Сабира, создгот его по-этигескил образ. Известно, что в 30-х годах ^.^уртуи посвятил цикл стихал кяассяким ияяэй- лояэ;т

го.

Чтет, .¿нзули, Бзпегу и др. Ш тах.-гщ бнло написано жа"еттоа стихотворение "В часть поэта", аосптанное А.С.Пудкрну. П этом та ряду и стихотворение "Стих во сдкру Сабкрз", гя пнсрнноз в 1935-ом году, п котооом С-.^/ггун ошюыъввт труди и, полную лгаоник тазнь своего великого прздяественчкка, сизреет его яркий и чомя!1?ичоский лирический об:;зз:

Бледнье губы его, пх, гпосят покоен, СкэрГЬ стреми ГСЯ ИСПИТЬ Я'о крови.

. ■ задумчивая пркг.т т)й*.кког о позто, Бгодкт печально по ротаым полям. ^ йгредча -С,Вург?н затрэгипоет и создан» из Сабиров позтичос; к.«; о?» разы, вспомяная пш этом об искяп читальном ся тиоя^еакоч мастерстве го эта. В первых »з строках, «гихотворгкип "Я?.-до гябо? курочки" ма сталкиваемся со слеДупйзС кыслкз: Читатель,чвсгчо признаюсь,

Не удается се тира мне.

Кокзт, не по силам ою мыз,

Иного д;ухл стихи мои.

Был б и Скбир, я эту тему,

■ 2

Ему бн подарил от всей дуыл. Полой; ое пряэнакие кгбесглчзеико. С. Зургун в идя л -> об-»83» Саб; )г вядияадгосс на с те па сатира н о только к? г,кпн*лы'0й » но к дсей мировой поэзии. Однако и сатира самого С.Ъргуно 01-1"н63Г8й поотичвск-:«;; особенностями. Сатире С."\>ггуца тазчз?«^ ■:>:: в кга с" км п'оимеоом творческого заккствоггикя по этических тра-Сабпра.

¥¡1. ¡Ьгккм^этяч, Гоку» 7.1,249.

В стихотяопбнии s честь Сабита С.Зургун грзорит о трудной, полной йгаэни пЬэт'а,, о его борьбе против, невеизст-ва и мракобесия, гневе' и ненависти: к богатым. Для .поэтов 30-х -годов Сабир и'другиеi ;подобия? ему кдасфки: быйи ценны „с точки зрения степени.'-Ьитики и разоблачения, свсзЯ эпохи.1 В. своем стихотворении С.3ургун'так«а избрал этот путь'» Одяг.ко, :в ртом стихотворении есть и дуугвя черта: .он видел и высоко ,ценил свободолюбивые чувства .З'поэз'ми вег.и'ЛогЬ 'поэта3 лирическом описании С.Вургуне образ йбирз-воэаеличивеетгя ка к ,язвеЦ'свободы . и борьбч; . ■".' ' • ' О tu, утренний ветер свободы^. , f'e, слоблени гордость твоей, дуви. '•' .'■ .'. . И пусть минует бтолетие за-столетие«,; История не забывает доступных "сынов;своих.^ .

В 50-х годах встречались призеры .стромления'.опясать образ Сабирз в более ттооком плене; Приме рои/может поелукить лирическая поэма'И.Куа*ика' "Веселые Tçflfhi'V Здесь М.Цуяймк эспо-«иивет великих >ястсроз с.повв,;оклонных 'в.своих произведениях К О.'вху, . иронии, ¡Тклосо^скому ОПТИМИЗМУ»' Кто :.о'ни? Один из них велики? поэт-^илосой' Хзйям, зтогоП - выдасг.гЛся азербайджанский реалист и сатирик Дд.КэыедкулуЗадё, я третий", ко'Ночно же, Н.А.Са-бир. "Зеселые те№" - зто пройзведенйа,-нааисйвнбе в условно- • -поэтической фзрмэ. Эта'условность проявляется? в Мм, что, здесь все персонажи находятся; ка.к.бы'вне, врзмйшьгх гра'нйц. Хайям,говорит,о сабирэ,: оценивает его 'искусство,-, а автор,' не огрэничива-• ясь этим, сам приссэдкйяётся к потоку,поэтической мысли, спи-

I.С.Вургуи, Сочиме<;яя, Г т., стр.250',

сыпает свой воеготг летед этими личностями и обобщает свои чувства слодуощим образом:

Что эта за сила в гениях? Вечность, их «дэл!^

05 обвестэекном значении поэзии Сабира, о его верности делу народа и г рагданствениости говорится тзккз в ряде произведений Сулвймекв Рустома. ' '

Особоь место занмзег образ Сабира в творчестве другого

видного Азербайджанского-поэта Рзсула-Рзы, который писал: "Сзб;;р

2

дорог мне как клззя частица ровной земли!! Многие сатирические стих я Р.Рзы написаны под влиянием Сабира. Присуще Собиру ноэа-точстзо, страмвнио раскрыть и а роде »«он стрипова •№ контраста глзни - близкие Р.Рзе. Доказательство току то, что »котке сатиричаск::е стихи Р.Рзк пгфдвавявтоя подзаголовком "Бели бы Ссбир был *ав.,." 3 то ке время Р.Рзз гвляетоя автором целого ряда стихотворений ка тему зоенпро/.нэ-/ двйви к поэзии Сабиг>а. Одним из них гвляется стихотворение "Встреча с СабироИ'. Находясь з Кракя, поэт видит в шиком narescfe "Хо.копнане" Сафра. Однако владелец узтвзкяз стке'зкчаотся продавать книгу, объясняя это тем, что дал зорок не продавать со. Стихотворение заканчивается слздуювдми строками

Старик увидел гмкекяэ, радость мок;, Тихо молвил: -Тссть Дорогой, r.ipz; х-абук га-игу, igбо ее поляр!. Только не проси »»кг у "Сабира. Поклялся .-я ее но продавать. Каз®ый раз, к5гдэ предзягввт продавать,

1.'Mtya.rxx, Язбргишое, Ваку, 1583, стр.II.

2.Р.Рзз, По-моому. Баку, 1S57, стр. 15.

Словно нож вонзают в ссрдиа мое. Я сказал- - Спасибо, старик, Ты спорно поадий радости целый мир мне подарил.^

В поэме "Нарогиия поэт" Р.Рза вновь з присущая ему манера создаст легендарный .образ сгрето заликого предшественника. Сятет поэмы очень прэст: книга стихов Сабира, "Хопхопнаме", пгопала, однако яростна люди-габочиэ, .крестьяне, пахари сохранили ае в сзсея прмяти. родная памггъ з о останавливает "Хопхопнаме".

Э этом отчоаснчи псэгз »"Народная поэт" очень уарамер-иое в тзорчзстзе Р.Рзы пшизведениа. С однэя стороны она указывает на то, что поэма Сйбирэ родилась из жизни й морали, народной ; и с дгугои стороны рзскрнзае? призязвнность Р.Рзы -поэта - новатора, к напмокальним поэтическим традициям. Для Р.Рзы Сабир бал целой эпохой, историей.

Характерно, что именно в силу этого фактора - Сзбир привлекал внимание различал* авторов, вследствие чего раз за разом появлялись различные лиро-эпические поэму, поевпцешше зшзии 1 деятельности Сабкра. Поэтому иелый ряд пьзе, повестей и ро-<аноэ о Сабирз, созданное в 30-х годах, оцениваются как произ-¡едения, создайте в продолжение этой традиция. В этой глава 1иссартации эти произведения рассматриваются л' контекста тра-1иция ^сторико-геооичоской томы,. определяются идвйно-худоне станина особо пн ости отдельных произведений. Это, конечно, се тот, аду манный в фантастическом плане. Однако, он очень подходит ля воплощения образа Сабира зав народного поэта.

»2 60-ые годи поэты создают позны, погач-лвк^е именно :ГР'3'заТ"С35?Г"пода»щ?5"яа'"моЙ"сже. '„Т5оку, Г"£2, стр. 15!-.

жизни :ю ots . /

; 3 поэма "Гора гсга г)0э",Н.Хазри избрал объектом лирического описания смерть по эта.-Известно, что лесть-о тяжелой, болезни й предсмертном, состоянии Сабиоа молниеносно распространилась по BCQvy Азербайджану. Был организован сбор средств для его лечения. Именно кв'этда собитяи и:построил оахат своей поэмы И.Хззри. Услыхав о бяезия своего любимого учителя 'Арзу, отправляется в Шемаху о единствен ю"м рублем в -катке* ;8 аут» Арзу зрэ копится И заводит другд$ со,старый «Та тонздхом. Одкпко Арзу на удается встретиться с лпбигыи» учителем когзв ovh прнезкавт в Есмйху Сэбира уже и зт г адвнх, й-опть Сабчра сближав» различных'лялей,'даке . sрзги прймярст»тся Друг о ддогон: .э пути фаэтон, з котором едет Арзу останавливают гаабойнякя и доке грозятся уСить ¡fo этой дика, однако, узнав, что путники síteos? повидаться с Сабирам, они звбв» кт о своих квкерспийх» ' " *

В поэме К.Хозри нет оСстоя"слького и всестороннего описания самого соЗиткя,. оно слуквт «эть ¿оном.для изображения пе-'рекивений всего народа за зязнь любимого 'поэта.

Уэд давно глззз друзей устрэклейа на дорогу,' ' .. ' Облвкз застглзйт горизонт,

Bsi<y, родной Ваку, этпгвейлся в путь;

т

-Говорят Озбир тдкадо звбодоя.

Эзсгь о болезни Свйкрз. ке:дай воспринял по-своему: pcpoi. кнтв*д>.!ге«ци«, рабочие - с глубокой скорбь»» а .продета вг*тея и тех социальных сяаев, которые подвергалась поэтом сатирическому ос>-<£ яния - с рвдоогыэ. ,

3 поэш "Горк горе мой" НДезрв использовал рокавтяч? с -со--лтк'.чэскио обтвда. Стпэ^ясь »озг.831«ь. скорбь по поводу сетга:?

поэта, автор чзсто обознается с элементам пейзаж. -

Б ином плане, построена по'ом а Б.Загэбээде "Плачушй-смевщий-ся". 3 поэме Б.Зэгабзэде в отлдчяа от позма Н.Хэзри, более силь- • но эпическое начало'. 'Дз-яысямо, '^то е саоих стихах отд:""'.,гяльной особэнностью поэзии Сзбира является изобрэяэни8 темных сторон жизни посредством сатирического смеха. Однако в этсм смеха чувствуется глубочайзая, горькая снэрбь,. это -смех сквоиь слезы. Б.Вйгабзадв видел чет эту хатвктегшуа особенность поэзии Сабира строя на ней с» кет своей по зад. .

В атом произзедении такие использован ряд пактов из жизни Сэбира, однако необходимо ответить, что основная цель не описании этих фактов. Б.йагабзада злел их в позму с-одной целью - для более' глубокого раскрытия и осмысления идеалов,. замыслЬи великого пред-иастэенн кка. Отметим, что в этой поэме автор отказался отадяноЯ Ъяжетноз-мысли* взаимосвязанного оплсения,событий. В этом смысла , поэма Ддне оставляет впечатление вдюэ лиричасхо-сязвдтнкх стихов о Са1ире". Описывая конкретные 'со'бати«, 'Е.Загабзаде пытается раскрывать з'утренний ми р Сабира, его: »лания и чувства.

. По ома долится на келий ряд глаз - "Кятея", "Сердца и хлеб", "Экзамен", "Екола нелепая", " 1?доя". "Указ", Порвая глава построена а Я-ормо диояого. Сабира й Соххата. Б^Загабзадэ мечтает служить свое!/у народу. Ля я яосгхгоняя этой цели ему нугхна свобода от всех уз, сковывааыих его дух я воав;. ' . .. ' •: ,

Я мчу. писать,"

Пусть свободным будет перо.

-Я хочу иг деть, . . , •

Чусть С5обоад«яи бук^т глаза. Я,хочу говорить, ; - ' : '

Пусть свободами будут мои слова.* Слово Сабирз поизывает г. терпения. Успешно истольэовав этот смысл слова, Б.ТЭвг абзаде раскрывает глубокую общественно и историческую путь поэтической деятельности Сэбира, стремление поэта напрэвить своз творчастзо именно на решение на га овальных _зядач:

Терпение ли причина смеха его? Нет!!! Это хохот злобы и ярости. ■

Его'смрх - это выстрел, это - стрела, Глас мятежа, поднявшего меч на терпенье.

Он плакал, деля овсе гора с народом,

' . 2 ' Он плакал и снеялоя,- плача смеясь.

Одной из "самых иптарзсних в идейно-эстетическом плане частей, поемы является глава "Экзамен". Из биографии Сабира нам •извостео, что для того., чтобы прокопшть свою семью' Оэбир вннук-ден бил изготовлять и продавать мыло, Однако, недруги препятствовали и этому. Сабир задумывает открыть школу и заняться преподаванием. Но дг,я, этого необходимо было иметь размещение. Чтобы получить его Сабир вынужден был сдавать окзамен ахунду. Это -спжетная\£.&Н!Ъйглавы. Б.Вагабзаде наполнил ее глубоким содержанием. Он суиел в мойных лирических отступлениях выразить переживания, достававшиеся на долю таких гениальных личностей, как Сабир. ' '

Отсуде было знать ахукду, Что сдававший экзамен ему, Этот тихий, невзрачный чэловек^ 1

1.Б.Вагабзаде. Человек,и время. Баку,1964, стр. 141.

2. Тая же, стр.148-149. . '

/

Своими стихами ужа давно

Вид эр.га л экзамен эпохи.

Откуда было знать охунду,

Что это он словом истины

Пробуждает народ.

Что ото тот самый

"Плача смеаиийся", имя которого,

Тысячу раз в день с проклятьем произносит он.*

3 поэме Б.Вагабззде показывает многие специфические черты хэрактеш .Сзбира. Однако, среди них есть одна, которая приобретает особое значение для Сабира, как мастера, как поэта. Это то, что Сабир,- чояоээк, преданный идее и убеждениям. Глава '"/дея" целиком посвявенэ итоя чвгте хэр>актера Сабира. Неслучайно, что эпиграфом к этой r-лвве автор выбрал знаменитое дву-сткаье Сабирз о самой себе.

В' этой главе позда Б.Взгзбзаде приступает к лирическому ' саковаржзаяя с swo snirrpaf-a и в суад ости, здесь, азтор еазмыи-ляот о таких проблемах, как поэт и эпоха, ответственность поэта перед народом и историей« Известно, что за издание стихоз издатель выплачивает поэту определенную сумму. Однако, по какой-то причине издатель владеет в ярость и но отправляет деньги поэту. Б.ЗаГабзэде в нз"але поэмы одним четверостишьем упоминает об этом (*зкте, не сообщая кгааких подробностей события. Диссертант укзз^зрет, что по сути в этом нет необходимости, так как автор л явь огдарсезся на этот эту чтобы поразмышлять о твердости г? непоколабимости характера Сабирз, о целостности его личчогти: ,

1.Б,Взгаб.заде. Чэлозск й врем?.,стр. 159-160.

в.

В награду за стих к, за слове,. Он голучил деть нападки. . .. Не лгал он, в устах "его., Ист№в стала )$вчнУМ. лозунгом» ■

. ■ Из•.оскор<5лэн ийг ^ угроз кадяУй день.каздий час, В груди его возалссь многество стрелу .. Ь творческой стезе из-за идеи, больае страда/, мы.иди он?*

Одаовнуп идею позмы,-Плача смеювдйся".мовдо определить Гаак размыалания на тому поэт и эпоха, ответственность поэта пер, ред народом; и историей,. . ;' '• 'г/'.-;

Эта идея, и а наш -взгляд в 'той жа степени лежит 1* в основе ' поэмы одного ¡из телвнтлшейшйХ; представителей поэзии 60-х годов Фикрета.Садуга. Поэма вазыаяе.тся "Одда. день жизни"» Здесь поэт и в самок.Деле огрвничийэвгсй описанием одного дня из жизни'Са-бира»: Это день, "когда,Сабкр нйписал свое, первое, сатирическое стихотворение.. Известно, что прейте, .чем стать сатириком, Сабир долгое, время писал религиозные стлан, лирические газели. Кзнеч-, но, а художественном плана эти стихи Сабира такаэ обладали поз" тическими достоинствами, однако .Сабир отказался, следовать по этому пути, до конца.,;В.поиска)с'38: безразличными к- судьбам народным сословии, заставили поэта, наконец,обратиться к резким сатирическим стихогзоракиям. Он понимал, что в то. врамя, когда • Бодгаш находится в социальной кзбалв и не Бегства, поэт не имеет права создавать стихи, лизанные социального.. смысла, Бот как р.азмикдяет Са^ир г ¿эш Ф.Свдьта: .

Х.Б.&габзсда.Чаловвки 'врехя, стр. 163-164.

Когда Родша плачет крояэвнмт. гдчззмн, Гаазе моют по от говорить лобки? Т пр^о-з» от; Ззспо-соиться, 5игь о дхз9?яод рте счосй.*

Тгкпи ой разок, гизг-кила; т о судьба кягодз, его трагическом колонн ии псило/лт Сабиро с а стс?» паздднекой по язя«.

В своем поэяо З.Садчг онксивзе? из'яп; етарокгоиив, я з-вит:<е 'л зрелость Себ:ка.

Содеглезкко всех трех пойм поззэляот оделять вавод, чю :<мзчь и т»о"честно Саб'.та пссчуэдли бога^Киим ксторичэс*сич материал оч дчч чзплорепкт в Аг»гй»,1Д"эяс*о'д по г. зля б 0-х годов об-рг.гв поота-гра'чдгн'чня. Имечко по оточу [вес'отсепкаэ а диссертант; порчн эиепоии как прояя!К! ;'с иде('но-поотачеоI:сго иеаенют тому сов?3"ввиости. •

Подходя итог заадяэа прокз.чедпн к», посв.?.-еннизни, личности, прэтическим заслугам, впдазпимся достижениям Собиоп, дис-сертггт покходкт к ни ладу что эта тег.'.з не. только предоставила богатеюий материал ввл для создания образа честного, порядочного зо всех отношениях позтзн^реадзпинр и стегала вагяун голь 5 ¿ехонстрашм ве п:о сги с аэрогенной аяорбайдхянской поазик езоик зояччойаи:.: тпэлкпияр и творческим еде ям своих п^здяаствеиников.

0«>!ор из хйрзктершх особеиностзй отраяэния образа Сабирв 1 ззербг¡ъчкеноко? литература является.то, что он на-ходял своп •юплолск т гельло в лирэтэских, во и и прозаичзехих и дра метите охих просзво.'ап'йях.

Пр'.вдэ, исследовпи яе го юз ало, что'в огем откован из поэ-м«д облодчот 'олои оЗойшвн д ¡5оготим опытом. Од'н: чо, Саб яр не >2'га.»22 в^^^цяз поэдггаа?толой и ¿руг их етнхл. Ззгоэтио, Г.^.Ошт .Ъбрзичоэ.Пяк;/, Г"'-2, ?;;б.

этому спосойствоввлэ содержательная, полная смысла жизнь Сабира, то, что его деятельность, гражданская и творческая судьба воплощали лучшие черты национального харктера, то что он стремился посвятить свой жизнь, творческий потенциал дзлу счастья и свободы народа..'Лругиш словеми, образ Сабира на только лирический, но и эпический план. Нави писгтели, в основном, сумели воспользоваться эгихи возможностями образа. Зтот вывод подтвер.^/ег и прозаическими и драматическими произведениями, посвященными Са-биру в азербайджанской литератур. -

Во П главе дис;ергации, которая называется "Художествен-'1ьй образ Сабира в прозе и. драмвтуггии", анализируются голая но подобные произведения. Главной причиной того, что шзнь и судьба Забира стали .предметом описан'ия относительно крутых произведений стало, не со»и внно,, тесное и органическое переплетение его жизни с исторической судьбой на:-ода. Великие мастера отражают 'реальные черты жизни народа не только 'а своем творчестве, н'о и в своем характере. '-По. этой причине йх образы могут становиться объектами описания эпического и драматического жанров, относительно объемных литературынх ^ри.'Наглядным свидетельством тому служат посвяивнные Сабиру прозаические и драматические произведения, В азербайджанской литература существует своеобразные традиции создания подобных произведен и ■!. В свое'время А.Агвердиов создал яркий'и содержательный образ И,Ахундова в пьесе ".Хсялат". А С.Вургун го святил одну из лучших своих драм М.П. Зггк^у. Созданные после 30-х годов пьесы, повести и романы о Сабира также оце-ннпаптся как произведения, продоляапщие данную' традицию. В этой главе диссертации эти произведения рассматриваются в слете традиции ксторнко-героической тематики, определяется идейные и гу-У,олестзеннкс особенности отдельных произведения.

21.

Од?им из тех, 'сто обратился к образу Озбирп в конце 30-х годоч, стал М.Гусейн. 3 повести "Комиссар" он трогательно описывает взаимоотношения Сабира aro отношени^ с рабочими, сопереживание бедэм тпудового лпда. "Комиссар" - повесть на теку революционного ллишния. !? повести олясчэзится выстуатония рабочих, забастовки, создаются образы руководителей рабочего движения. Поэтому здесь образ Сабира даетея несколько эпизодически.

Наиболее глубокое воплощение обрзза Сабира в прозе безусловно причадле-ют издес-гкому эзарбайдмайскому писателю Сир Дзвдлалу в зго романе "Куда путь держим". М.Джалал был прекрасно знаком с :я1зныо, опохой, -ч которую кил и Творил Сабир. До появления на свет названного романа К.Дналел уже был известен как оделг из луча их исследователей литературного процесса того грэ-мгши. Всестороннее янэние эпохи Сабира, полная осведомленность о кей позволили М.Дяалэлу напизать на ату яему роман, где всесторонне'освещаются латаер.шио социально-общо стзенные жизненные события V тенденции того времени. Зсе происходящие в-романе события-э той иг и иной мерз связаны с образом Сабира. Другими словами, автор смог' сделать своего героя центральным участником протекавших б романе событиР. Необходимо отметить, что к.Дкаллл описывает не sen киянь сноего героя, а самый яркий период в ни Сабира - I90S-ISII года. Однако, несмотря на ото, пооредст-сгвом' художественного осмысления краткого периода жизненного пути поэта читатель' получав? всестороннее. яркоэ" представление о всей жизни Сабира. Мы видим- Сабира среди' рабочих, в редакции куриале "Г'олла Нэерзддин", в кругу идейных единомышленников и.

■... становимся свидетелям яоследояател»¡ой к по-..-пиленной доятольпоми народного поэта, народного mнтеля, Необходимо отнет/ть, что описаввеиый к ромаио "Куда путь держим" период -начало XX sa ко нкогокгатно становился объектом описания в различных пгаизвзд^ииях рзарбо ¡датской прозы 4Тайны it Гаку", "Утро", "Ii¡!t'a", "üjmo'' и др. /.Осномюя причин os *то-ro .ячлястея, несомненно, то что от« эпохи Си» оч^нь опротстчсн-ним периодом в обпеств.енноИ и политччоской л сточки азет«ли5.д конского народе. К.Аяалаа описи за ст этот ne риод на оск оьч пактов и мэтеовалов из заши Сабира, посредством <яч> обирзо. Кообхоым'о особо отметить и то, что писатель об : атил cefisrio» зммшко ка характер и содержание привод.;рих .■'■пктоп и соы/гик, то есть, отгонялся сделать их. полезными а обао сезонном и более оОъёыийми в социальном планах, Благ одапя отому росян стал va ¡.tocto 6 »графическим дроизверскиеv, в спичес-сиу повос-гточйийри о ио;'«е$'.авм пгтшодо» его сошшьннх к дог.них уеллязиях; кязеооаах с -«лииях. Ясно, что в со ати са^.ткя г'.'у-.шиг'уэтея у, «>го.'глкваится во •»••авг> связи с образом Сабира, Итог novo« .'¡.¿.юдялк об ладье? е::с одчоп особенностью . >то - пег evo 'онлеа опа-ф ие wrs* »«•«•:: гая von эпох п jî'-i в ,Хзндн>:, ;/ттзо «mkí-, т: с "m.m /'-.íjs л в:-:г'.; ал такир

. г^пкти, собитуя, кото;не г.горйхэ ю»»з свое обширное <нюсм;ив i:?'-' но ь отом рокаиз. Периодом подобном «обитая» и ftivvüm могут доел .мть гг отизо-зчая среди swr * лог они».:, просто vu пч-суения, л кол tnecc« и пр."' See о,пи«' nr.füryir;; ( "-¡ам wa .пляется то, чго • .omiciiiíBR все вта, an тор ни нп »шуту вс •»Знийо» счппго героя, i: оборот, показывает гьроя а гу?,е соблтиь, а со«:т»ч nv>oчоттт чег»> к'¡ел и н чувсио го г,ок.

Своим "внрап:::и)'сл и ко:>ятогск;!м тг-о.-'исгжж Cjííhp «л,г>-тел!

к просвещению азербайджанского народа, освобождению его от социального и об:пестзенного гнета. При художественном описании жизни и борьбы Сэбира ал тор обратил особое внимание но эту черту, прев-' ргтив ее даже в одну из основных идейных линий романа. Исходя из этого, мы бэт колебаний можем определить жанр романа как истори-. ческий роман.

Анализируя идейный конфликт романа, мы приходим к выводу, что этот конфликт состоит из борьбы, непримиримых и резких противоречий между прогрессивными и реакшонными социальными силами и группами, метау революционными и контрреволационьнмя силами. Характера то, что автор характеризует образы, исходя из этой особенности конфликта. В начале XX века определение судьбоносных направлений развития азербайджанского народа являлось политической и социальной задачей. Эта проблема особенно заботила интолли-. генцип, приводила ее в действие. Естественно, что такие личности, как. М.Л.Сэбир, Д-элил Мэмздкулузаде, Н.Нярингнов выступали в этом вопросе еаины'м фронтом, концентрируя внимение народа .на реальных проблемах полной противоречий действительности. М.Джалал назвал своя роман "Куда путь держим" и зто назван ж>. очень точно отрзяа-ет идея, основной конфликт произведения.

После издания романа критика васприняла его, в основном, как одно из удачннх произведений Й.Джалйла. Единственным, кто выступил с резко отрицательной рецензией', был член-коороспонаент Академия наук Азербайджана А.Ззманов. Ол назвал свою статью "Не ■так мы представляем Сабира"? Конечно, в .критике А.Зэмвнова есть и справедливые замечания. Однако я целом его критические заметки о романе но удовлетворили литературную обиественность, М.Гусейн 1.См.:газета "Коммунист",- 15 ^евшля; 1958 г.

писал: "Самое большое достоинство романа "Куда путь держим" -в описании любимого поэта,нашего народа Сабире в своей среде, к то> ыу же на А-оне литературно-идейной борьба,'.происходящей в самой гуиз этой средь;. Авгор'в основном верно й живо изображает прошлое наиего народа и обцествоннуо. среду, сьгравшуа ваздойоую роль в Нормировании Сабира- , ,

...;' Такого № мнения придерживались и другие авторы, пксаваиа о романе. Литературовед А.Шариф в своей статье об этом романа указывзл, что он написан "с, истинным;позтическим.вдохновением". ,

В азербайджанской романистике описание жизни и деятельности целой групда виднейших, личностей XX века занимает одно из основных мест. Обэазы таких,исторических личностей, как Дж.Ка-"медяулузаде, Н.Нариманов предоставляют богатейший материал для постановки и. отражения сл'овдейиих общественно-политических проблем жазни народа. Рационально используя отот материал писатели создали всесторонний эпический портрет национальной действительности. Примером подобным произведениям могут послужить романн "К8сими" М.ГусаЕнова, "Фатальный $атсли" Ч.Гусейнова, "Паозана" М.Ибрэгимовэ. й^терзено, что в центре всех этих ромэноэ стоят образы писателей.

, Роман М.Дхалвла один.из первых образцоа данного типа романов'в азербайджанской; литературе. ' -

Роман, "Куда путь держим" отражает личность Сабира - поэта, внимание на■ негр, происходивших вокруг событий, размышления поэта о судьбе и буду тем. народа. Отобракение мира ,ег о размышлений оказало определенное злияние и на жанр романа'. Это не только исторический роман, но и .роман - мысль, роман - идея. Г.К'ахти,Г.,Литература и современность,"Азербайджан",2959,Л, 18. г.А.Еариф, Роман :о ¿абирв, Лружба народов'; 1958,№ 7,24«».

3,отлична от М.Джалала писательница Азиза Дда^арзаде в своем романе "Весь мир слнпит меня" /1972/ описывает отроческие годи Сабира. Шбоо именно этого летиодэ тазни Сабира связан с тем, что в целом роман посвяиек видному просветители и пооту XIX века С.А.Ширваии, который был учителем будущего сатирика. 3 этом, романе образ Сабира не является одним из главных Декствукншх лиц..

Эпоха Сабира в целом аароко затрагивается-и в Азербайджанское драматургии. Однако в отих произведениях нот непосредственного обращения к образу Сабира. Единственное.исключение пьеса Г.Назарли "Сабир" /1936/. Это - единственная крупная пьеса, посвященная тазни Сабира. В.пьесе, автор сумел показать целый ряд интересных и трогательных.сцен из кизни своего'героя. Сам Г.Назар-ли учился з основанной М.Л.Сабиром школе "Умид". Значит, автор написал пьесу о человеке, с которым непосредственно был знаком, которого хорошо знал. Этот /{-акт позволил автору создать в пьесе реальные-и типичные жизненные эпизоды, В:пьесе описызаится горь<- . кие жизненные сцени той эпохи, ни вата и (Гавеквст-во, з- которой грозябает народ, борьба Сабира за просвещение и социальное равенство. 3 соответствии с. революционным духом Сабира Г.Назарли счел правильным описать его в борьба против отсталости и невекестга, религиозных предрассудков и Лчзнятизиа. Большую часть своей яизни 'Сабир прожил в Еемахе, которая, в начале'XX века' являлась одним из провинциальных городов,, реально отрахаэт'их..в сабе социально-общественные противоречия Азербайджана. Здешняя жизнь, ого противоречия * общественные беды составляли типичные особенности национальной действительности. Сабир описывается э гуще, этой жизни и поэтому пьеса заслуживает больаего внимания с точки зрения общественного содержания.. '

В niece образ Сабира эозвкиен как обобщенный образ прогрессивных, просветительских сил эпохи и поэтому эта пьеса более привлекательна с точки зрения своего социального содержания.

Однако необходимо отметить-и то, что пьосэ "Сабир" написана в определенной степени ь описательном аспекте. Эта. особенность .ослабила конфликт пьесы,

Подводя итог глазе надо сказать, что эпическое и догматическое описание вдзни'Сабирэ еще но достигло долгого уровня. Писатели и драматутги ис сумели воспользоваться широкими нозмовдос-тями прозы и драматургии для раскрытия и осмысления глубочайшего Феодального смысла образа Сабира, того, что он со всей глубинок и мудростью отобрамэл в свози харастере и творчестве целуй эпоху. ' В романе "Куда путь держим" твкад нат глубокого, всестороннего описания образа Сабира. "Эта за дача и сегодня остается одной из .актуальнейших задач никей прозы.

. В заключении подводится итог анализа призведений, посвященных великому азербайджанскому поэту М.А.Сабиру, обобщаются выводы и суждения.

По тема диссертации опубликован следующие статьи:

1. Сабир - в поэзии. Реализм в класса «в ской Азербайджанской литературе; Б., Е?6б. .. . '

2. Отнозенво иавих писателей к Сабиру. Вэпрооы теории и стории Азербайджанской литературы, ЛГУ, '1587.

3. Средство, доверщапиве портрет,Вопросы Фольклористики.-ВРУ,

' ■ IS9I. .

Мастерство.в описании образа Сабира /по роману М.Джалала "Kyj

путь держим"/» Сдана в печать.