автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в.

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Зирбуева, Виолетта Гаруновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Псков
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в."

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи 005004684

ЗИРБУЕВА Виолетта Гаруновна

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ПСКОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

- 1 ДЕК 2011

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург - 2011

005004684

Работа выполнена на кафедре русской истории Псковского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

АРАКЧЕЕВ Владимир Анатольевич

Официальные оппоненты: профессор Санкт-Петербургского

государственного университета ВЫСКОЧКОВ Леонид Владимирович кандидат исторических наук, доцент Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний ЛЕБЕДЕВ Владимир Борисович

Ведущая организация: Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого

Защита состоится ^¡¿¿свифу -30_на заседании

диссертационного совет4 Д 112.232.57 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу 1999034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия д.5, ауд. 70.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9.

Автореферат разослан « » froSfip^. 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор л ' A.B. Петров

Актуальность темы исследования. История развития церковного землевладения страны представляет собой сложный динамический процесс, включавший в себя в различные периоды стадии накопления, развития, утраты и возрождения земельного хозяйства. На протяжении столетий в стране проходил планомерный процесс роста и эволюции церковного землевладения. Изначально он шел под активным покровительством государства, нуждавшегося в поддержке со стороны духовенства. XVIII в. стал переломным в истории церкви России. В период утверждения абсолютной монархии и обострившегося противостояния с духовенством, государство начинает предпринимать попытки, направленные на ограничение роста церковного землевладения. Курс на подчинение церкви государству в полной мере был реализован во второй половине XVIII в. правительством Екатерины II с проведением секуляризационной реформы 1764 г.

Объектом исследования является история секуляризации церковного землевладения России второй половины XVIII в.

Предмет исследования - структура и динамика церковного землевладения во второй половине XVIII в. в Псковской провинции.

Хронологические рамки исследования. В основе работы лежат источники и события второй половины XVIII в. Изучение характера и особенностей церковного земельного хозяйства периода предполагает наличие экскурсов в историю землевладения XVI-XVII вв.

Цель исследования состоит в изучении церковного землевладения Псковской провинции, его структуры преимущественно на примере монастырского землевладения до и после секуляризационной реформы 1764 г., а также выявлении основных итогов секуляризации для Псковской земли.

В нашем исследовании мы ограничимся изучением земельного хозяйства семи духовных корпораций Псковской провинции. Их выбор в большей степени был связан со степенью сохранности исторических источников.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

□ выявить структуру расселения и осуществить картографирование владений духовных корпораций Псковской провинции второй половины XVIII в;

□ проанализировать структуру монастырского землевладения в Псковской провинции второй половины XVIII в.;

□ проанализировать ближайшие результаты секуляризационной реформы 1764 г.;

□ выявить сохранившиеся церковные земельные владения и земли экономических крестьян в Псковском уезде после секуляризации.

При работе нами были использованы общенаучные методы исследования - типологизация, классификация, описательный и статистический методы, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного и структурного анализа. Также применены специальные исторические методы исследования: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, актуализации и логический. Для обработки количественных данных Генерального межевания нами был использован статистический метод.

Территориальные рамки исследования определяются состоянием источниковой базы и репрезентативностью сохранившихся источников. Земельное хозяйство изучено на примерах Псковского, Изборского, Выборского и Островского уездов Псковской провинции второй половины XVIII в. При изучении последствий реформы и церковного землевладения после 1764 г. речь пойдет о Псковском уезде уже в рамках Псковской губернии.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследованию было подвергнуто церковное землевладение второй половины XVIII в. и история секуляризации 1764 г. в Псковском крае. Впервые была проведена локализация и составлены карты-схемы, отражающие расположение монастырских поселений в центральных уездах Псковской провинции, выявлены районы концентрации земель экономических крестьян, а также расположение слобод в пригороде Пскова в 80-90-е гг. XVIII в.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных положений и выводов диссертации для разработки обобщающих работ по истории церковного землевладения и подготовки спецкурсов и спецсеминаров по социально-экономической истории России.

Апробация основных разделов работы прошла на преподавательских конференциях ПГПУ. Положения диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры, научных конференциях преподавателей и аспирантов ПГПУ.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работа состоит из введения, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи работы, оговариваются хронологические и территориальные рамки, основные методы исследования.

В первом параграфе первой главы «Историография, источники, методика исследования» проводится анализ степени изученности затрагиваемых в ходе исследования проблем. Чаще всего объектом внимания исследователей становилась политика государства в отношении церкви в XVIII в., где ключевым событием являлась секуляризация второй половины XVIII в. Первые оценки церковной реформы были даны ее современниками и исследователями XIX в., которые преимущественно обращали внимание на негативные последствия реформы.1

Изучение последствий секуляризации церковных земель нашло свое отражение в работе В. И. Семевского.2 Автор обратился к проблеме положения бывших церковных крестьян после 1764 г. В результате был сделан вывод об улучшении положения бывших церковных крестьян, земельные наделы которых не подверглись сокращению после секуляризации. Количество пахотных земель у экономических крестьян Псковской губернии, по данным В. И. Семевского, было значительно выше среднего показателя по стране.

Крупным дореволюционным исследованием в области истории русского церковного права стала работа профессора Варшавского университета П. В. Верховского.3 Делая акцент на юридических механизмах проведения реформы, автор не выделял перспективных результатов секуляризации для страны.

В 1930 г. вышла работа Н. Никольского, в которой была дана марксистская оценка событиям 1764 г.4 Прослеживая рост налогообложения экономических крестьян, Н. Николл-сКИй указывал

' Щербатов М. М. Статистика в рассуждении России. - СПб. 1776-1777; Знаменский И. В. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла 1. - М. 1гяо

С'емевский В. И. Крестьяне в царствование Императрицы Екатерины II - СПб. .003 Т. 2.

3 Верховский П. В. Населенные недвижимые имения Священного Синода, Архиерейских домов и монастырей при ближайших приемниках Петра Великого -СПб. 1909.

4 Никольский Н. История Русской церкви. - М. 1930.

на не менее тяжелое, чем до реформы, положение бывших церковных крестьян.

Весомый вклад в изучение истории православия был сделан в XX в. русскими исследователями за рубежом. В очерках по истории Русской церкви профессора Богословского института в Париже A.B. Карташева, вынужденного эмигрировать во Францию в 20-е гг. XX в., дается общая характеристика церковных реформ XVIII в. как событий в духе Западной истории, произошедших под влиянием протестантской системы верховенства светской власти над церковной.5

И.К. Смоличем был проведен анализ последствий реформы 1764 г.6 Исследователь дает оценку секуляризации как давно назревшей реформы, которая впоследствии принесла положительные результаты всем духовным учреждениям. Так, для большинства высших церковных иерархов секуляризация смогла стать выгодной с финансовой точки зрения, так как по увеличившимся духовным штатам большинство епархий стало получать больший доход, чем это было до 1764 г. Положение монастырей, чье денежное содержание после секуляризации значительно уменьшалось, а земельные владения сокращались до минимума, также отмечается в качестве положительной стороны. По мнению автора, именно благодаря последнему обстоятельству, освободившимся от бремени хозяйственных забот духовным корпорациям создавались условия для переустройства монастырской жизни в соответствии с евангелистскими принципами.

В очерке, посвященном истории СССР второй половины XVIII в., рассматриваются основные цели, которые преследовало руководство страны при проведении изъятия земель церкви.7 Главное место среди них занимали стремления увеличить государственный земельный фонд, ослабить роль церкви, а также желание устранить с рынка церковное хозяйство, конкурирующее с дворянским. К 60-м гг. XX в. относится серия обобщающих трудов, посвященных истории русской церкви. Группой исследователей (Ю. Я. Коган, Е. Ф. Геркулов, В. Ф. Миловидов, А. И. Клибанов, Н. И. Павленко) секуляризация 1764 г.

5 Картйшев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М. 1997. Т. 1-2.

6 Смолич И. К. История Русской церкви. - М. 1996. Ч. I.

7 Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия 2 пол. ХУ-начала XVI в -М.1956.

была рассмотрена как завершающий этап длительной борьбы между светской и духовной властью.8

В статье J1. Ф. Захаровой о последствиях секуляризации 1764 г., автор обращает внимание не только на сами последствия реформы, но и на основные причины секуляризации.9 Так, по мнению Л. Ф. Захаровой, основной причиной изъятия церковной земельной собственности послужило стремление дворянства к укреплению и расширению собственного землевладения. В работе приводятся свидетельства хронического малоземелья экономических крестьян. При этом указывается, что сокращение земельных наделов бывших церковных крестьян происходит именно после 1764 г.

Секуляризация как попытка государства изменить мировоззрение русского человека на протестантский была рассмотрена А.Николиным.10 А.Е. Виденеева характеризовала государственную политику XVIII в. в отношении церкви как способ ее подчинения в политическом, экономическом и идеологическом отношении и показала на примере Ростовской епархии, как секуляризация привела к существенным изменениям в административной системе управления.11

Исследователями М.А. Ковальчук и A.A. Тесля в своей работе был проведен анализ становления поземельного юридического права в России.12 Считая секуляризацию делом назревшим, неотвратимым и движущимся к поиску наиболее удобной формы воплощения уже в 30-40-е гг. XVIII в., указывается на легкость, с которой государство переводило орган, отвечающий за непосредственное руководство церковным имуществом то в ведение Сената, то в ведение Синода. Последствием секуляризации стало расширение государственного земельного фонда и лишение церкви материальной независимости. Помимо этого, по мнению исследователей, практически полностью исчезает особая правовая сфера - сфера церковного вещного права. Происходит ограничение сферы применения церковного

8 Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). - М. 1967. История СССР с древнейших времен до наших дней. - МЛ 967. Т.З.

9 Захарова Л. Ф. К последствиям секуляризации церковных земель в России // Вопросы истории. 1982. № 12.

10 Николин А. Церковь и Государство - М. 1997.

11 Виденеева А. Е. Ростовский Архиерейский дом и система епархиального управления в России в XVIII в. - М. 2004.

12 Земельная собственность в России: правовые и исторические аспекты XVIII -первая половина XIX вв. - Хабаровск. 2004.

канонического права собственности, отдельные положения которого имели силу только через включения их в общеимперское законодательство и только через признания их последним.

Отдельное внимание уделялось исследователями проблеме организации хозяйственной деятельности духовенства и складыванию монастырского хозяйства к XVIII в. История изучения монастырских крестьян неразрывным образом связана с историей монастырского землевладения в целом. В 70-е гг. вышла серия обобщающих работ, посвященных положению монастырских крестьян ХУП-начала XVIII вв.13 В исследовании И. А. Булыгина был проведен анализ положения и динамики численности монастырских крестьян в начале XVIII в.14 Автор приводит данные, подтверждающие общий рост численности монастырских крестьян, и рассматривает церковную политику государства петровского времени в качестве начала реальной секуляризации, послужившей прологом для окончательной секуляризации второй половины XVIII в.

История крестьянства Псковского края XVIII в. подробно изучена Е.В. Анисимовым и Л.В. Выскочковым.15 Исследованы такие вопросы, как демографическая и внутрисословная структура, земельное хозяйство, промыслы, процесс расслоения и повинности различных категорий крестьян.

Е.В. Анисимовым была прослежена динамика численности крестьян различных категорий на территории Северо-Запада по материалам 1-Ш ревизий.16 Был отмечен особо интенсивный рост крестьянского населения Псковской губернии первой половины XVIII в. Е.В. Анисимов пришел к выводу, что подобное стремительное увеличение населения Псковского края первой половины XVIII в. стало следствием земельной политики духовных и светских феодалов. 4 Они стремились использовать наиболее благоприятные из всего региона земледельческие условия губернии и, как следствие, прибегали к традиционному способу перевода из других районов крестьян на более плодородные земли Пскова.

13 Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII - начале XVIII вв. // Историческая география России: XII - начало XX вв. - М. 1975; Горская Н. А. Монастырские крестьяне Центральной России в XVII в. -М. 1977.

14 Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. - М.1977.

15 История крестьянства Северо-запада России. - СПб. 1994. С. 159.

16 Там же.

На основании данных III и V ревизий Л.В. Выскочковым был сделан вывод об общем увеличении крестьянского населения во второй половине XVIII в.17 Отдельное внимание было уделено вопросу роста численности экономических крестьян. Псковский край занимал второе место по численности бывших крестьян духовного ведомства на территории Северо-Запада.18 Псковская земля к концу столетия достигла максимально возможного на тот период уровня поселенческого и сельскохозяйственного освоения. Л.В. Выскочковым также указывалось на такую особенность Псковской провинции, как концентрация накануне секуляризации большого количество церквей-собственников крестьян.

В XX - начале XXI вв. были изданы монографии, посвященные землевладению и отдельным направлениям хозяйственной деятельности крупных духовных корпораций страны.19

Вместе с тем, комплексное самостоятельное изучение реформы 1764 г. было проведено весьма ограниченным кругом исследователей. Первой крупной работой, непосредственно посвященной секуляризации второй половины XVIII в. в России, стала работа А.Завьялова.20 Он отстаивал законное право церкви на владение имуществом, которое, по его мнению, должно было служить средством и орудием в утверждении веры среди населения.

Крупнейшее исследование по истории секуляризации второй половины XVIII в. осуществлено А.И. Комиссаренко. Был проведен подробный источниковедческий и историографический анализ по проблеме монастырского хозяйства 20-60-х гг. и секуляризации второй половины XVIII в.21 Анализ положения вотчинного хозяйства духовенства, процесс выработки программы реформы и ее реализация

17 Там же. С. 187.

18 Там же. С. 194.

19 Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии: опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. - СПБ. 1914; Дмитриева 3. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря ХУ1-ХУИ вв. - СПб. 2003; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края в ХУ-Х\Т вв. - М-Л.1951; Прокофьева Л. С. Вотчинное хозяйство в XVI в.: по материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. - М. Л. 1959; Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца ХУ1-ХУН вв. (по Архиву Троице-Сергиевой лавры). -М. 2004; Сахаров А. Н. Русская деревня: по материалам патриаршего хозяйства. - М. 1966. .

Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II - СПБ 1900.

Комиссаренко А. Н. Хозяйство монастырских вотчин и секуляризационная реформа в России 20-60 годы XVIII в. - М. 1985.

нашли свое отражение в монографии «Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в.».22 Главным объектом исследования стало вотчинное хозяйство духовных феодалов в период подготовки и осуществления секуляризационной реформы 1764 г., где были рассмотрены вопросы размещения вотчин и крестьян духовенства на территории страны, управления вотчинами, а также размер десятинной пашни монастырей и архиерейских домов, духовные бюджеты и предпринимательская деятельность духовных феодалов. В результате автор приходит к выводу о кризисном состоянии хозяйства духовных собственников накануне секуляризации. Наряду с этим А.И. Комиссаренко рассматривает саму секуляризацию 1764 г. как пролог к будущему освобождению крестьян в XIX в.

Одними из актуальных вопросов, привлекающих внимание современных исследователей, продолжают оставаться история аграрных отношений и секуляризация духовных владений. В работе О.Н. Яшиной на примере Саввино-Сторожевского монастыря был прослежен единый процесс накопления, утраты и последующего восстановления земельной собственности духовенства.23 В ходе анализа последствий реформы секуляризация была показана как способ обновления русского монашества, которое позволило не только провести полную перестройку своего хозяйства на новый лад, но и создала условия для более духовного образа жизни церковных служителей. Истории православных монастырей, монашества и секуляризации на территории Олонецкой епархии посвящено исследование Ю.Н. Кожевниковой.24 На примере епархии был прослежен процесс закрытия и запустения церковных обителей после 1764 г., а также постепенное возрождение монастырской жизни в XIX в.

Важным аспектом для понимания сложившегося характера и особенностей церковного земельного хозяйства в Псковской провинции накануне секуляризации 1764 г. является изучение проблемы земельного владения псковского духовенства ХУ1-ХУН вв. Впервые она нашла свое отражение в работе Н. С. Суворова.25 При

22 Комисаренко А. И. Русский абсолютизм и духовенство в XVIII в. - М. 1990.

23 Яшина О. Н. Земельная собственность Русской православной церкви в России в XVIII- первой половине XIX вв.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - М. 2003.

24 Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой Епархии во 2 пол. XVIII- начала XX вв.: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. -СПб. 2006.

25 Суворов Н. С. Псковское церковное землевладение в XVI и XVII в. б.г.

изучении церковного землевладения XVI-XVII вв. он одним из первых обратился к исследованию Псковских писцовых книг, в результате чего были составлены списки псковских церквей, монастырей и их земельных владений.

Н. Серебрянским изучено хозяйство псковских монастырей XV-XVIII вв.26 В историческом очерке монастырской жизни он рассматривал вопросы хозяйственного быта Псковских монастырей XV-XVIII вв. Исследователем выделялся комплекс причин, задерживающих развитие монастырского хозяйства. Одними из главных среди них были малочисленность и разбросанность монастырских селений. Сдерживанию развития монастырского землевладения способствовала низкая плодородность почв и многочисленные войны.

На протяжении XX в. вопрос о характере землевладения в Псковской феодальной республике становился предметом дискуссий. Б.Д. Грековым в монографии «Крестьяне на Руси» был сделан вывод о господстве в Псковской республике XIV-XV вв. крупного феодального землевладения.27 Позднее он был подтвержден в работах И.Д. Мартысевича, H.A. Казаковой и Я.С. Лурье.28 Исследователями проводились аналогии с социально-экономическим развитием Великого Новгорода, для которого было характерно преобладание крупных земельных вотчин.

Позднее это утверждение было опровергнуто М.Н. Тихомировым. По его данным, в Псковской земле было распространено мелкое церковное землевладение, и ничего похожего на крупные вотчины новгородских бояр не наблюдалось.29

Л.М. Марасиновой после изучения документов Поместного приказа и Псковской приказной избы XVI-XVII вв. был сделан вывод об общем характере псковского землевладения.30 По данным автора, для Пскова не было характерно развитие крупного землевладения; рост церковного и монастырского землевладения сдерживало наличие значительного слоя мелких вотчинников и крестьян общинников.

26 Серебрянский Н. Очерк и по истории монастырской жизни в Псковской земле. - М. 1908.

27 Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. - М. 1952.

28 Мартысевич И. Д. Псковская Судная грамота. М. 1951; Казакова Н. А. Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси Х1У-ХУ1 вв. - М. 1955.

29 Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии - М. 1962.

30 Марасинова Л. М. Новые Псковские грамоты Х1У-ХУвв. - М. 1966.

Характерными чертами псковского землевладения духовенства были крайняя размельченность, раздробленность, чересполосица, распыленность и разбросанность земельных участков. Также одной из особенностей псковского землевладения XIV-XV вв. являлось широкое развитие совладения. Исследователем был сделан вывод об общем преобладании церковного и монастырского землевладения над светским в период Псковской феодальной республики.

Неоценимый вклад в изучение истории церковно-монастырского землевладения на Псковской земле XVI-XVII в. внесли работы H.H. Маслениковой.31 Исследователь приходит к выводу, что церковные и монастырские владения в XVII в. продолжали расширяться и крепнуть. Особо обращалось внимание на поддержку в этом вопросе со стороны властей. Пустующие земли духовенства подолгу сохранялись за своими владельцами, которые получали льготы от администрации с расчетом на возобновление хозяйственной активности. Монастырские земли, очень сильно пострадавшие от военных действий, приписывались к более сильным корпорациям. Характеризуя землевладение в Псковской земле в целом, автор указывала на тенденцию к сохранению большого удельного веса монастырских земель вплоть до конца XVII в.

Политика правительства в отношении духовного сословия, его структура, динамика численности, материальное положение, деятельность представителей духовенства, а также их профессиональная подготовка на примере псковского духовенства второй половины XVIII в. были изучены В.Б. Лебедевым.32

В то же время, церковное землевладение Псковской земли XVIII в. не становилось объектом отдельных научных исследований. Отсутствуют картографические материалы, отражающие структуру, расположение и размеры духовных вотчин накануне секуляризации. Не представлены сравнительные данные о концентрации земель духовенства дореформенного и пореформенного периодов.

Во втором параграфе проведен анализ развития отечественной методики картографирования сельских поселений и изучения систем

31 Масленникова Н. Н. Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству. - Л. 1955.; Аграрная история Северо-Запада России XVI века. - М. 1978.С. 94-112.; Аграрная и история Северо-Запада России XVII в. - Л. 1989. С.97-105.; История крестьянства Северо-Запада России. - СПб. 1994.

32 Лебедев В. Б. Псковское духовенства во второй половине XVIII в.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Псков. 2003.

расселения. У истоков ее разработки находились такие исследователи XIX - начала XX вв., как К.А. Неволин, A.M. Андрияшев.33

Окончательно метод историко-географического исследования сельских поселений, который используется современными исследователями, был предложен М.В. Битовым.34 Он подверг критике ранее распространенный метод, когда на одной карте совмещались данные разновременных источников. Исследователем была разработана методика составления серии карт-срезов одной небольшой местности. Для локализации поселения было необходимо проследить его существование по данным имеющихся переписей с интервалом в 150 лет для того, чтобы выявить изменения названия селения, а также определить его местоположение и географическую привязку в разное время по различным источникам. Затем через сравнение с современной картой нужно было нанести на нее древние селения. Реконструкция поселенческой территории того или иного региона должна была осуществляться методом ретроспекции, т.е. от наиболее позднего источника к наиболее раннему. Разновременной характер и достаточная протяженность на отдельном временном промежутке массовых описаний XV-XVIII вв. мешают надежной сопоставимости картографического материала. И поэтому сведение картографируемых данных к минимальному отрезку времени является наиболее актуальным. Исходным материалом для определения местоположения поселений XV-XVIII вв. стали карты Генерального межевания и экономические примечания к ним. М.В. Битов отмечал определенные изменения, произошедшие в природных условиях периода проведения межевых работ и современных картах (высохшие озера, изменившиеся русла рек). Это также в свою очередь приводит к определенным трудностям при осуществлении локализации сельских поселений.

Разработанная М.В. Битовым методика легла в основу крупного исследования A.A. Селина, посвященного истории Новгородского и Ладожского уездов Водской пятины Новгородской земли XVI-

33 Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. - СПб. 1853; Неволин К. О пятинах и погостах новгородских. - СПб. 1853. (Записки Русского Географического общества. Т.8); Андрияшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Вып. 1: Списки селений. -М.. 1914.

Витое М. В. Проблемы составления карт поселений ХУ-ХУШ вв. по данным писцовых и переписных книг // Проблемы источниковедения. - М. 1956. Т. 5.

XVIII вв.35 Целью работы A.A. Селина было проведение точной локализации селений XVI-XVIII вв., и поэтому автор отказался от приблизительного картографирования тех поселений, местоположение которых точно определить не удавалось. Исследователем путем сравнения списков селений различных переписей были составлены таблицы, каждая из которых охватывала один погост или волость. Далее, на основе этих таблиц были составлены карты расселения, каждая из которых также соответствовала определенному году переписи. В качестве источников были использованы данные государственных и вотчинных переписей XVI-XVIII вв. Для локализации селений использовались планы Генерального межевания, а также Экономические примечания.

На современном этапе развития исторической науки новым направлением стало применение компьютерных технологий. В области исторической географии примером использования подобной технологии стало применение так называемых геоинформационных систем (ГИС) - особого вида программного обеспечения, позволяющего провести компьютерное картографирование и пространственный анализ местности с привлечением большого количества разнообразных исторических источников. Использование ГИС позволяет интегрировать различные и трудносопоставимые данные разновременных источников, а также работать с большими массивами информации. Вместе с тем, программные продукты достаточно трудоемки в процессе заполнения баз ГИС, а также очень чувствительны к недостатку информации. В случаях с частичной сохранностью исторических источников ранних периодов и с учетом высокой стоимости самих программных продуктов делает привлечение ГИС в исторические исследования довольно ограниченным.

Крупным исследованием, основанным на использовании современных информационных технологий, стала работа A.A. Фролова и Н.В. Пиотух.36 Благодаря использованию специального программного оборудования, предназначенного для работы с картографической и пространственно-статистической информацией, была применена методика локализации селений на электронной карте.

35 Селин А. А. Историческая география Новгородской земли ХУ1-ХУШ вв. Новгородский и Ладожский уезды Водской пятины. - СПб. 2003.

36 Фролов А. А, Пиотух. Н. В. Исторический Атлас Деревской пятины Новгородской земли. - М-СПб. 2008. Т. 1-3.

Результатом масштабной работы стал электронный историко-географический атлас Деревской пятины. Этот опыт является крупнейшим в нашей стране, связанным с использованием ГИС.

Для нашего исследования актуален опыт историко-географических исследований Псковской земли. Одной из первых к проблеме определения географического местонахождения земель и поселений Псковского края обратилась Л.М. Марасинова.37 Для определения земель, указанных в спорных грамотах ХГУ-ХУ вв. автором проводились сопоставления данных Псковских летописей и писцовых книг. Основным картографическим материалом стали карты и планы Генерального межевания XVIII в. В результате было составлено около десяти схем расположения земель (в том числе и церковных), упоминаемых в спорных грамотах периода Псковской республики.

Более подробное историко-географическое исследование Псковского края, связанное с изучением истории становления административно-территориального деления Псковской земли XIII-XVI вв., было предпринято Б.Н. Харлашовым.38 Основу территориального деления составляли уезды, которые в свою очередь делились на губы. Для структуры Псковского уезда было характерно деление на засады и губы. Исследователь особо обращает внимание на то, что сложившаяся в XVI в. административно-территориальная структура Псковской земли на протяжении последующего XVII столетия практически не претерпела каких-либо существенных изменений. Причины подобной стабильности он видел в ее глубоких корнях, уходивших в эпоху Древней Руси.

Благодаря работам Н. В. Пиотух, Псковский край попал в сферу изучения сельского расселения с привлечением ГИС.39

37 Марасинова JI. М. Новые Псковские грамоты XIV-XV вв. - М. 1966. 1

38 Харлашов Б. Н. Погосты и губы в Псковской земле XIV-XVI веков: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Псков. 1995 ; Янин В. J1. Новгород и Литва. Пограничные ситуации XIII-XV веков. - М.1998; Харлашов Б. Н. Посады Пскова и окологородные губы в XVI в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999 гг. - Псков. 2000 С. 56;. Харлашов Б. Н. Некоторые итоги изучения административно-территориального деления Псковской земли XVI-XVII вв. // Археология и история Псковской земли. Материалы научного семинара за 2000 г. Псков. 2001. С. 113.

39 Пиотух Н. В. Сельское расселение: структура и факторы размещения хозяйства (по материалам Новоржевского уезда 2 пол. XVIII в.) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 2000 г. Псков. 2001.

Исследователем была создана ГИС, которая состояла из электронной карты Новоржевского уезда и баз данных исторических источников, на основании которых был проведен пространственно-статистический анализ хозяйственной жизни уезда.

В нашем исследовании мы не ставили целью проведение сплошной локализации церковных поселений накануне 1764 г., а также изучение систем расселения разновременных периодов второй половины XVIII в. Территория Псковской земли впервые становится объектом проведения подобных картографических работ, и поэтому наша довольно скромная задача заключается лишь в осуществлении локализации основных поселений церковных владений.

На основании современного картографического материала нами были составлены топографические основы четырех уездов Псковской провинции: Псковского, Выборского, Островского и Изборского. В ходе комплексного сопоставления материалов офицерских описей, ревизских сказок и планов Генерального межевания были составлены карты-схемы расположения поселений духовных корпораций Псковской провинции середины XVIII в., земель экономических крестьян и духовенства после секуляризации, расположения Псковских слобод во второй половине XVIII в.

В третьем параграфе проводится анализ источниковой базы исследования. Опубликованные памятники законодательства -законодательная база секуляризационной реформы и Генерального межевания представлены в Полном собрании законов Российской Империи (ПСЗ).40 Неопубликованные законодательные источники сконцентрированы в материалах фонда кабинета Екатерины II.41 Для нашего исследования наиболее важными являются законодательные акты, инструкции и указы Екатерины II Коллегии Экономии, доклады Коллегии Экономии и Комиссии о церковных имениях императрице 60-70-х гг. XVIII в.

При изучении характера церковного землевладения накануне секуляризации нами были использованы материалы Коллегии Экономии. Источник представляет собой комплекс делопроизводственной документации собственно Коллегии Экономии, ряда ее подразделений и должностных лиц.

4° ПСЗ. Собр. I. Т. 16. С. 554-555; Т. 20. С. 218-219;. Т. 18. С. 156-162; Т. 17. С. 329.

41 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 10. Оп. 3. Д. 433 Д 435.

42 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3.

Одним из основных источником по проблеме церковного хозяйства накануне секуляризации являются офицерские описи.43 В исторической литературе утвердилось именно такое название этого вида источников в связи с тем, что в описании имений духовных вотчин в 60-х гг. XVIII в. принимали участие армейские офицеры. Источник представляет собой подробное описание собственности духовной корпорации накануне секуляризационной реформы. Наиболее ценными для нас являлись сведения о земельных владениях собственника и количестве душ мужского пола в вотчине. В документах нашли свое отражение сведения, касающиеся количества пашенной десятинной земли (т. е. земли, обрабатываемой барщинным трудом крестьян), а также лесных угодий духовных корпораций. Данные источника позволяют не только провести картографирование поселений, но и представить размеры земельных владений духовенства накануне секуляризации. Для изучения монастырского землевладения нами были использованы офицерские описи Псково-Печерского, Снетогорского, Успенского и Никольского монастырей.

Другим источником, позволившим нам выявить монастырские поселения, стали ревизские сказки.44 Несмотря на то, что сами сказки не содержат в себе сведений о размерах духовных вотчин, в них имеются данные о месте расположения поселения, позволяющие осуществить его локализацию. Для изучения монастырского землевладения нами были использованы ревизские сказки Мирожского, Крыпецкого и Елизарова монастырей.

В одном случае для локализации поселения мы были вынуждены обратится к источнику, относящемуся к первой половине XIX в. - спискам населенных мест Псковской губернии. 5

Генеральное межевание земель российского государства, начавшееся с середины 60-х гг. XVIII в., оставило свой след в истории большим количеством источников. Наибольший интерес для нашего исследования представляют Генеральные уездные планы и экономические примечания к ним. Межевые планы дач по девяти уездам Псковской губернии сконцентрированы в фонде 1356 РГАДА.46

43 РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 431. Д. 509. Д. 344. Д. 715; Оп.6. Д. 1106. Д. 1108. Д. 1115. Д. 1110. Д. 4308.

44 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 2715. Д. 1037. Д. 1038; Оп. 3. Д. 2854.

45 Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Древлехранилище. Списки населенных мест. Пс. 1276.

46 РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 4709. Д. 4711. Д. 4692. Д. 4684.

В XIX в. были составлены их описи, или так называемые алфавиты по каждому из уездов, подвергшемуся межеванию. Каждая опись, или так называемый алфавит, разделен на две части. В первой части описаны планы дач Генерального межевания, во второй -Специального. Помимо названий межевых дач в алфавите представлена информация о времени проведения межевых работ, количестве и виде «удобной» и «неудобной» земли, а также данные о собственнике (или собственниках).47 В редких случаях в описи можно встретить имена прежних владельцев межевых земель, на территории которых проводилось межевание.

Другим важным источником, входящим в комплекс документов Генерального межевания, являются Экономические примечания.48 В XVIII в. сложилось несколько вариантов Экономических примечаний. Наряду с полными примечаниями, которые содержат широкий объем сведений по экономико-географическому описанию дач, наибольшее распространение получили краткие экономические примечания, или Примечания к атласам. Этот вид примечаний содержит сжатое, лаконичное описание межевой дачи с использованием определенного набора кратких словосочетаний. В случае с Псковской землей мы имеем дело с краткими примечаниями.

В источнике представлены описания межевых дач Псковского уезда и псковских пригородов с описанием слобод. Описание межевых дач, на территории которых располагались церковь либо монастырь, всегда сопутствовало краткое описание монастырского подворья и близлежащей округи. В целом, материалы примечаний позволяют более точно картографировать и характеризовать владения духовных собственников и экономических крестьян, территорию Псковских слобод, а также уточнить сведения о собственниках межевой дачи.

В материалах Канцелярии Синода представлены документы, раскрывающие ход процесса секуляризации в стране, а также взаимодействие Синода с другими государственными структурными подразделениями в пореформенный период.49

Одним из наиболее значимых источников по изучению результатов церковной реформы на местах являются «Ведомости об

47 РГАДА. Ф. 1354. Оп. 398. Д. 1092. 1087. Оп. 399. Д. 1091.

48 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1193. 1196.

49 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 47. Д. 290.

упраздненных монастырях и пустынях» 1764 г.50 Документ представляет собой отчеты епархиальных властей о результатах проведенных на местах секуляризационных мероприятий. В отчете епископа Псковского и Рижского Иннокентия содержится информация об определенных в тот или иной класс монастырях, а также обителях, которые были оставлены на своем содержании, либо были упразднены и переведены в разряд приходских церквей., В случае с упраздняемыми монастырями в документе указывалось перемещение монашествующих в другие обители. Данный источник содержит в себе наиболее ценный материал, который позволяет представить и проанализировать ближайшие результаты секуляризационной реформы на местах.

Из материалов Государственного исторического архива Псковской области нами были привлечены документы фонда Псковской провинциальной канцелярии.51

Вторая глава «Церковное землевладение в Псковской провинции накануне секуляризации» состоит из пяти параграфов. В первом параграфе дается характеристика церковному землевладению в России и Псковской земле в первой четверти XVIII в. Преобразования петровского периода оказали серьезное влияние на положение крупных духовных корпораций. Потери земельной собственности могли доходить до половины от ее первоначальных размеров. Сложившая к началу XVIII в. система вотчинного хозяйства духовенства Псковской земли в этот период оказалась исключенной из объектов реформы, и смогла сохранить свою традиционную структуру и размеры вплоть до 1764 г.

Во втором параграфе рассматривается церковное земельное хозяйство Псковской провинции середины XVIII в. Среди крупных к средних земельных собственников XVIII в. в России особое место занимали духовные корпорации. В их состав кроме самой обители могли входить десятки приписных монастырей, пустыней и церквей. Несмотря на попытки государства законодательно ограничить рост церковных земель, в первой половине XVIII в. продолжал стабильно сохраняться большой удельный вес земель духовенства. Накануне секуляризации на территории Псковской провинции сформировалась группа крупных и средних духовных монастырских корпораций. Среди них особо выделялись Псково-Печерский и Снетогорский

50 РГИА. Ф. 796. Оп. 45. Д. 391. Л. 239-256.

' Государственный архив Псковской области. Ф. 22. Оп. 1. Д. 912. 982.

19

монастыри, входившие по различным показателям в группу крупнейших монастырей страны.

В третьем параграфе изучена земельная собственность трех пригородных монастырей: Псково-Печерского, Крыпецкого и Елизарова. Основная земельная собственность изучаемых корпораций накануне секуляризации была сосредоточена в центральных уездах провинции. Псково-Печерский монастырь - крупнейшая духовная корпорация - сконцентрировал ко второй половине XVIII в. в своих руках большое количество крепостных крестьян и обширный земельный фонд. Основная часть монастырской вотчины находилась вблизи административного центра на землях наиболее экономически развитого Псковского уезда. Здесь в четырех засадах располагалось 80 процентов от общего количества пашни, находящейся в собственности монастыря. Вотчины Крыпецкого и Елизарова монастырей также преимущественно концентрировались на территории Псковского уезда.

В четвертом параграфе исследованы земли псковских городских монастырей: Снетогорского, Мирожского, Никольского Любятова и Успенского. В XVI-XVII вв. Снетогорский монастырь являлся крупнейшей духовной корпорацией Псковской земли. В XVIII в. он продолжал сохранять лидирующие позиции. Основная часть земель была сосредоточена в двух центральных уездах провинции -Псковском и Выборском. Снетогорскому монастырю принадлежал самый крупный из обнаруженных и локализованных нами землевладельческих комплексов церковных земель, располагающийся на территории Богородицкой губы Выборского уезда. В Псковском уезде находилось чуть менее половины земельных владений Никольского и Мирожского монастырей, а также большая часть владений Успенского монастыря.

В собственности семи корпораций на территории Псковского уезда накануне секуляризации находилось около 36 процентов от общего числа крестьян духовенства, что свидетельствует о преобладании в уезде средних и мелких духовных собственников.

Всего на землях Псковского, Изборского, Островского и Выборского уездов нами было картографировано 133 монастырских поселения.

В пятом параграфе изучена структура монастырского землевладения и ее динамика к середине XVIII в. Крупнейшие духовные корпорации, такие как Псково-Печерский, Снетогорский,

Мирожский монастыри, сохраняют преемственность структуры земельного хозяйства. Менее постоянна она у Крыпецкого, Успенского и Елизарова монастырей. Корпорации активно включают в свой состав земли, на которых в XVI в. уже сложились монастырские вотчины. Новые владения Псково-Печерского монастыря появляются на территории шести уездов провинции. Наиболее активное расширение владений происходит в пределах тех засад Псковского уезда, в границах которых в конце XVI в. уже сложились комплексы монастырского хозяйства. Количество поселений Снетогорского монастыря на территории Псковского уезда сокращается. Основные изменения в землевладении происходят на территории Богородицкой губы Выборского уезда, где на ранее пустующих землях появляются новые монастырские поселения. Преимущественно за счет расширения прежних владений в Псковском уезде происходит увеличение вотчины Мирожского монастыря. На примере Елизарова и Успенского монастырей наблюдается уменьшение размеров вотчины по количеству поселений.

К середине XVIII в. продолжает сохраняться характерная для псковского церковного землевладения ХУ1-ХУИ вв. раздробленность монастырских владений. Монастырские вотчины представляют собой преимущественно полноценные хозяйственные комплексы, включающие в себя десятки поселений.

Третья глава «Реализация реформы 1764 г. в Псковской провинции» состоит из трех параграфов. В первом из них были прослежены ближайшие результаты секуляризации. Семь псковских монастырей сохранили свой статус и были включены в штатное расписание. Это Псково-Печерский мужской монастырь второго класса; Снетогорский, Мирожский, Великопустынский, Святогорский мужские монастыри третьего класса; Иоанно-Предтеченский и Старовознесенский женские монастыри второго класса. Крыпецкий мужской монастырь благодаря наличию почитаемых и чудотворных мощей преподобного Саввы Крыпецкого был оставлен на собственном содержании. 14 монастырей (64 процента) оказались упразднены и переведены в разряд приходских церквей.

Реформа способствовала перераспределению числа монашествующих среди штатных монастырей. Количество переведенных насельников из упраздняемых монастырей свидетельствует о небольшом числе монашествующих в псковских обителях накануне секуляризации. Благодаря этому монастыри,

включенные в штат, смогли принять насельников упраздненных монастырей. В более сложном положении оказывались монахини бывших женских монастырей. В двух штатных женских обителях наблюдалось отклонение от нормы определенной штатным расписанием максимального числа насельниц.

Во втором параграфе было рассмотрено дело о Елизаровом монастыре, послужившее прецедентом для доработки секуляризационного законодательства после 1764 г. При определении в штат тех или иных обителей не учитывался такой показатель, как качество монастырских построек. Законодательство 1764 г. не предусматривало практику перемещения монастырей, включенных в штатное расписание. По ходатайству псковского епископа было принято решение о переводе монастырской братии из пострадавшего Спасовеликопустынского в упраздненный Елизаров монастырь. За последним должно было сохраниться название Спасовеликопустынского монастыря. Возникший в Псковской епархии прецедент был позднее распространен на остальную территорию страны, где штатным монастырям было представлено право осуществить подобные «переходы» с целью улучшения качества жизни монашествующих.

В третьем параграфе затрагивается проблема характера церковно-государственных отношений после реформы. Секуляризация принципиально не повлияла на характер взаимоотношений светской и духовной власти. События 1764 г. лишь поставили под контроль церковь в экономическом плане, тем самым окончательно завершив процесс ее включения в систему абсолютистского государства.

Четвертая глава «Земельные владения духовенства после секуляризации» состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматриваются законодательные основы и основные принципы Генерального межевания России второй половины XVIII в. Межевание способствовало окончательному установлению пореформенных границ земельных участков духовенства и экономических крестьян. В то же время за счет частной собственности были расширены границы приходского церковного землевладения. Определение точных границ земельных владений экономических крестьян позволило государству получить более точные сведения о количестве и качестве земель, пополнивших государственную казну в ходе реформы 1764 г. Для лиц духовного сословия это была

возможность более предметно представить новую реальность, которая требовала переосмысления основных принципов ведения хозяйства.

После 1764 г. наиболее существенные изменения в структуре земельных собственников произошли на территории Псковского уезда -крупнейшего центра сосредоточения земель духовенства Псковской земли середины XVIII в. Во втором параграфе было изучено церковное землевладение, положение монастырей и земли экономических крестьян в Псковском уезде Псковской губернии после секуляризации.

После 1764 г. в уезде продолжал сохраняться довольно обширный фонд земель духовенства. Основную массу среди них составляли мелкие и мельчайшие владения приходских церквей. Нами было выявлено около 7735 десятин земельных угодий принадлежащих духовным собственникам. Из них 855 десятин составляли владения исследуемых монастырей, что примерно близко количеству земли, находившемуся в собственности до 1764 г. самой крупной духовной корпорации провинции - Псково-Печерского монастыря. Основу земельных владений бывших корпораций составляли так называемые ненаселенные земли - пустоши, сенные покосы, огородные места.

Земли бывших церковных крестьян при проведении межевания могли образовывать крупные комплексы межевых дач. Размер некоторых из них мог доходить до восьми тысяч десятин. Всего в районах локализованных монастырских поселений нами было выделено шесть крупных межевых дач экономических крестьян.

Множество небольших по размеру земельных участков концентрировалось вдоль городской черты и ближайшего пригорода Пскова. Это были, главным образом, земельные владения приходских церквей. В редких исключениях бывшим владельцам оставлялась в распоряжение небольшая часть прежних крупных земельных комплексов.

146 тысяч десятин земли экономических крестьян в Псковском уезде дает представление о размерах земельных владений бывших духовных собственников и масштабах секуляризированного земельного имущества. Основную массу духовных вотчинников накануне секуляризации в Псковской провинции составляли преимущественно средние и мелкие землевладельцы. Собственность четырех корпораций Псково-Печерского, Снетогорского, Успенского и Никольского монастырей накануне секуляризации составляла

9,7 процента от общего количества земель экономических крестьян Псковского уезда в 70-80-е гг. XVIII в.

Бывшие земли духовенства концентрировались в центральном, северо-западном и юго-восточных районах уезда. Наиболее выделялись по количеству земель экономических крестьян Вельская, Рожницкая, Прудцкая и Деманицкая засады Псковского уезда. Часть бывших церковных земель располагалась вдоль побережья и на Талабских островах Псковского озера. На примере Псковского уезда нами не была прослежена тенденция к раздаче земель экономического ведомства после секуляризации. Локализованные в ходе исследования поселения уезда, принадлежащие духовным корпорациям до 1764 г., на момент проведения межевания оставались по-прежнему в распоряжении экономических крестьян.

В третьем параграфе было рассмотрено церковное землевладение в 11 -ти локализованных Псковских слободах 80-90-х гг. XVIII в. Церковные земли могли занимать большую часть той или иной слободы. Это были небольшие по размерам земельные участки (огороды), преимущественно отдаваемые в оброк различным категориям населения. Здесь находились и земли бывших монастырей, переведенных после 1764 г. в разряд приходских церквей.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы положения, которые выносятся на защиту.

В середине XVIII в. на территории Псковской провинции существовали монастырские корпорации, которые являлись полноценными хозяйственными субъектами и сосредотачивали в своих руках тысячи десятин земельных владений, основная часть которых концентрировалась в центральных уездах. Крупнейшим центром сосредоточения земель духовенства стал Псковский уезд.

На территории Псковской земли не произошло формирования крупных духовных вотчин. К середине XVIII в. церковному землевладению по-прежнему свойственны мелковотчинность и раздробленность. Как до реформы, так и в пореформенный периоды для Псковской земли было характерно доминирование приходского церковного землевладения над монастырским.

На тех территориях, где концентрация церковных земель была высока, после секуляризации произошло масштабное перераспределение земельной собственности. В Псковском уезде на смену преимущественно небольшим, рассредоточенным по округе церковным владениям пришла единая государственная собственность.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Зирбуева В.Г. Новые сведения о структуре монастырского землевладения в Псковском уезде // Вестник Новгородского университета им. Ярослава Мудрого. История Филология. 2008. № 49. (0,3 п. л.).

Зирбуева В.Г. Церковное землевладение в Выборском уезде в середине XVIII в. // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена «Аспирантские тетради» 2008. № 36. (0,4 п. л.).

Другие публикации:

Зирбуева В.Г. Церковное землевладение в Псковском и Изборском уездах в середине XVIII в. // Вестник Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова. 2008. №3.(0,3 п. л.).

МУП «Пустошкинская типография» Псковская обл., г. Пустошка, заказ № 3112*, 2011 г.

 

Текст диссертации на тему "Секуляризация церковного землевладения в Псковской провинции во второй половине XVIII в."

61 12-7/255

Псковский государственный университет

Зирбуева Виолетта Гаруновна

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ПСКОВСКОЙ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: кандидат исторических наук

Аракчеев В.А.

Псков 2011

Содержание

Введение......................................................................................3

Глава I. Историография, источники, методы исследования................14

1.1. Историография..........................................................................14

1.2. Методика историко-географического исследования сельских поселений .............................................................................................34

1.3. Источники..............................................................................44

Глава П. Церковное землевладение в Псковской провинции накануне секуляризации.............................................................................55

2.1. Церковное землевладение в России и Псковской земле в первой четверти XVIII в........................................................................55

2.2. Церковное землевладение в Псковской провинции в середине XVIII в..58

2.3. Земли Псково-Печерского, Крыпецкого и Елизарова монастырей........60

2.4. Земли Псковских городских монастырей........................................70

2.5. Структура монастырского землевладения и ее динамика к середине XVIII в....................................................................................87

Глава III. Реализация реформы 1764 года в Псковской провинции.....102

3.1. Разделение на штаты................................................................102

3.2. Доработка секуляризационного законодательства. Дело о Елизаровом монастыре..................................................................................115

3.3. Церковно-государственные отношения после 1764 года. «Указ о не отбирании оставшегося после смерти духовных персон имения» и судьба

подворья Псковского архиерея в Петербурге.......................................119

Глава IV. Земельные владения духовенства после секуляризации.......125

4.1. Генеральное межевание земель в России в XVIII в.........................125

4.2. Церковное землевладение, положение монастырей и земли экономических крестьян в Псковском уезде после реформы...................133

4.3. Церковное землевладение в Псковских слободах в 80-90 годы XVIII в. 148

Заключение...............................................................................158

Источники и литература..............................................................162

Приложения........................................................................172-201

Введение

История церковного землевладения страны представляет собой сложный динамический процесс, включавший у себя в различные периоды стадии накопления, развития, утраты и возрождения земельного хозяйства. XVIII век - интереснейший период в истории церковного землевладения России. Подошла к концу эпоха средневековья, время, когда церковное земельное хозяйство развивалось естественным путем. На протяжении столетий в стране проходил планомерный процесс накопления и роста церковного землевладения. Возможности потери земельных вотчин духовными феодалами были сравнительно невелики, и к XVIII в. по своим объемам они занимали третье место в стране после помещичьих и государственных земель. До 1764 года церковь представляла собой самостоятельную хозяйственную единицу, в распоряжении которой находился обширный фонд земель страны. Являясь крупным землепользователем, церковь занимала видное место в экономической жизни страны. Впоследствии сама хозяйственная составляющая стала неотъемлемой частью церковной жизни, и в ряде случаев отстранив на второй план саму деятельность духовную. Изначально процесс накопления церковных земель проходил под активным покровительством государства, нуждавшегося в поддержке со стороны духовных властей. Позднее, в период обострившегося противостояния между светской и церковной властью, государство начинает предпринимать первые попытки, направленные на ограничение роста землевладения духовенства. В истории России XVIII в. характеризуется как период активного складывания абсолютной монархии. Одним из направлений этого процесса стало подчинение церкви светской власти, завершающим событием которого стала секуляризационная реформа 1764 г. - одно из ключевых событий в истории Русской Православной церкви.

С начала XVIII в. государство стало строго контролировать доходы духовенства и фактически полностью распоряжаться ими, что было особенностью государственной политики на протяжении всего синодального периода. Наиболее действенные шаги в сторону ограничения церковного землевладения были предприняты в период правления Петра I. В это время государство постаралось взять под управленческий контроль церковные земли при сохранении за духовными собственниками права владения населенными имениями. Первая попытка провести полную секуляризацию имений духовенства относится к периоду царствования Петра III. Однако в полном объеме и наиболее планомерно секуляризационная реформа была проведена в гг. правления Екатерины II.

Лишившись основы своей экономической самостоятельности, церковь была вынуждена внутренне принять сложившиеся обстоятельства и приспосабливаться к новым условиям существования. В современной России с возрождением духовной жизни и планомерным процессом восстановления духовных обителей вопрос о монастырском земельном имуществе и в целом о праве церкви на утраченное некогда недвижимое имущество является актуальным. Церковное землевладение в настоящий момент находится в стадии возрождения, что нередко позволяет церковным властям апеллировать к истории досекуляризационной России и ставит под сомнение рациональность проведенной секуляризации.

Традиционный взгляд на секуляризацию и ее причины сложился в XX в., когда этот процесс рассматривался в качестве производной единицы от изменений, произошедших, прежде всего в экономической сфере. На современно этапе развития науки выделяется целый комплекс причин секуляризации: культурных, экономических, политических, религиозных.

Причины проведения секуляризации церковных земель в России много раз становились объектом внимания исследователей. Одной главной из них, на которую указывают историки, стал так называемый кризис церковного хозяйства второй половины XVIII в. Явным следствием упадка

хозяйства стали частые крестьянские восстания в духовных вотчинах. В исследовании, посвященном истории крестьянства страны, приводится свидетельство императрицы Екатерины II, о том, что впервые гг. ее правления в массовых крестьянских волнениях принимали участие около 50 тыс. помещичьих, 100 тыс. монастырских и 49 тыс. заводских крестьян.1 В свою очередь, исследователи считают эти данные весьма заниженными и указывают на то, что особый всплеск крестьянских волнений второй половины XVIII в. приходился именно на 60 гг. Экстенсивный характер ведения церковного хозяйства, рост выступлений монастырских крестьян -все это ускорило процесс разработки государством механизма проведения секуляризационной реформы в стране.

Ко второй половине XVIII в. можно говорить об окончательно сформировавшемся в России абсолютизме. В этом случае государство не могло мириться с существованием некоего института, который обладал достаточной финансовой независимостью и при этом теоретически еще мог составить конкуренцию власти светской. Процесс становления единых государств с сильной королевской властью, сопровождающийся противостоянием духовной и светской власти в борьбе за политическое лидерство, являлся традиционным для европейских стран. Вместе с тем, А. Б. Каменский указывал на особенности этого процесса в России. В Западной Европе пик борьбы католической церкви со светской властью пришелся на период образования единых государств ХП-ХГУ вв. В России это произошло значительно позже, в середине XVII в. и уже на иной стадии развития государства. Государства в Европе одержали победу, но и церковь вышла из борьбы, сохранив свою самостоятельность. Вместе с отделением церкви от государства и обмирщением власти, она сохранила свою финансовую независимость. По мнению А. Б. Каменского, в России подобная победа светского начала в государстве, и секуляризация

1 История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. - М. 1993. Т. 3.

2 Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. - М. 2001.

церковного землевладения означала подчинение церкви интересам государства и полную интеграцию в систему государственного управления.1

Вместе с тем, необходимо отметить, что полная секуляризация церковных земель смогла быть реализована в стране именно в период, именуемый «просвещенным абсолютизмом». Просветители XVIII в. создавали культ разума, опираясь на философские достижения XVII в. Культ разума, в свою очередь наделял личность, обладающую этим самым разумом, неограниченными возможностями. Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Все ставилось под критический свет разума: религия, законы, общественное устройство, система управления - при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел. Эпоха Просвещения в европейских странах провозглашала демократизм, веру в неограниченные возможности человеческого разума, справедливое общественное устройство и исторический оптимизм.

Просвещение, как широкое культурно-идеологическое явление движения общественной мысли, впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Сокрушительный удар феодальной собственности церкви во Франции нанесла Великая французская революция. Декретом от 2 ноября 1789 г. церковно-монастырские земли были национализированы и в результате последующей распродажи в значительной мере попали в руки буржуазии. Идеи французских просветителей и европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их.

1 Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. - М. 2001.

Просветительский рационализм представляет собой светское движение, и просветители часто с презрительным сарказмом высмеивали «мифы» и «суеверия», связанные с религий. Скептическое, а чаще откровенно непочтительное отношение к церкви является главной отличительной чертой Просвещения, философии, которую можно назвать секуляризацией мысли. Немецкое и английское направления Просвещения были более сдержанными в неуважении к религии. Несмотря на материалистическую и даже атеистическую окраску, просветительская мысль была связана с деизмом. Монтескье - один из ранних представителей деизма, учения, которое, хотя и признавало бога в качестве творца вселенной, но утверждало, что он не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную веру в чудеса. С позиций деизма Монтескье боролся против схоластики, деизм был для него орудием пропаганды свободомыслия и передовых научных знаний.

Не отрицая существования бога, Монтескье немало сделал для критики существующей церковной организации и религиозных нравов католицизма. Так в одном из своих известных произведений «Персидские письма» Монтескье показывает, что во Франции, как и в других странах, где господствует римско-католическая церковь, духовенство развращено, своекорыстно и жестоко. Устами своих персонажей Монтескье замечал, что христианство, претендующее быть религией любви и кротости, приводит в действительности к совсем иным результатам: «никогда не было царства, в котором происходило столько междоусобиц, как в царстве Христа».1

В работе «Естественная политика» (1733 г.) Гольбах обвиняет религию в том, что, воспитывая человека в страхе перед невиданными тиранами, она в действительности воспитывает в нем низкопоклонство, угодливое малодушие перед лицом видимых тиранов, подавляет в нем способность к самостоятельности и независимости. Гольбах в «Разоблаченном христианстве» и других памфлетах разъяснял, что религия и

1 Французское Просвещение и революция. - М. 1987. С. 88.

церковь союзники угнетателей и сами есть источник угнетения.1 Религиозная вера породила «деспотизм, тиранию, разврат государей и ослепление народов, которым во имя Бога запрещают любить свободу.. .».2 Гельвеций же предложил начать с того, чтобы лишить церковь и монастыри их экономической мощи, отобрав их земли и имущества.3

Во второй половине XVIII в. в России на основании взглядов европейских просветителей сформировалась теория государства, согласно которой жизнь каждого члена общества должна была быть неразрывно связана со служением так называемому «общему благу» - государству. При подобном подходе духовенство «выпадало» из этой идеи всеобщего служения, поскольку вся его деятельность носила сугубо корпоративный характер и в ряде случаев могла быть даже противоположна интересам этого самого государства. Таким образом, объективные причины проведения секуляризации практически полностью укладывались в рамки сформировавшегося государственного политического курса второй половины XVIII в.

Основные понятиями, которыми мы будем оперировать в процессе исследования, являются: церковное землевладение, секуляризация, духовные корпорации. Под понятием церковное землевладение понимаются земельные владения, принадлежащие различным церковным структурам (архиерейским домам, монастырям, соборам, приходским церквям). Основное внимание в нашем исследовании мы будем уделять монастырскому землевладению, поскольку именно на примере крупных земельных собственников наиболее наглядно можно будет проследить результат и масштабы проведенных преобразований.

Термин «секуляризация» активно используются исследователя в различных дисциплинах.4 В юридическо-политическом смысле он отражает

1 Гольбах П. Разоблаченное христианство. - М. 1936. С. 546.

2 Там же. С. 316.

3 Гельвеции. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. - М. 1938. С. 46.

4 Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие \\ Социологические исследования. 2008. № 8. С. 62-63.

процесс отчуждения имущества монастырских религиозных организаций. В христианской теологии термин используется в качестве обозначения процесса обмирщения. В философии понятие «секуляризации» используется в спорах о родстве христианства и современного мира. В нашем исследовании под секуляризацией мы будем понимать процесс обращения государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

При изучении земельного монастырского хозяйства применительно к собственнику может быть использован термин «духовная корпорация». Применение данного термина является уместным, поскольку со временем монастыри превратились в крупные и самостоятельные хозяйственные организации. Состоящие из представителей одного сословия и нацеленные на получение прибыли духовные корпорации представляли собой прочные хозяйственные структуры. Помимо обширного фонда земель и крепостных крестьян в их собственности находились сады, рыбные ловли, мельницы, торговые места в городах, а также прочее недвижимое имущество. Прочная материальная база способствовала активному вовлечению церковных организаций в хозяйственную деятельность, и позволяла духовенству выступать в качестве значимых субъектов экономической жизни страны.

Объектом исследования является история секуляризации церковного землевладения России второй половины XVIII в.

Предмет исследования - структура и динамика церковного землевладения во второй половине XVIII в. в Псковской провинции.

Цель исследования состоит в изучении церковного землевладения Псковской провинции, его структуры преимущественно на примере монастырского землевладения накануне и после секуляризационной реформы; выявлении основных итогов секуляризации 1764 г. для Псковской земли.

На территории Псковской провинции к середине XVIII в. находилось 26 вотчинных и безвотчинных монастырей. В нашем исследовании мы

ограничимся изучением земельного хозяйства 7 духовных корпораций. Их выбор в первую очередь был связан со степенью сохранности исторических источников. Вместе с тем, сформированная «выборка» кажется нам наиболее оптимальной и позволит обеспечить наибольшую репрезентативность исследования. Поскольку в работе будут представлены как крупные, так и средние и мелкие духовные собственники, это позволит наиболее полно представить структуру церковного хозяйства и проследить масштабы перераспределения земельных владений в постсекуляризационный период.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: -выявить структуру расселения и осуществить картографирование владений духовных корпораций Псковской провинции второй половины XVIII в; -проанализировать структуру монастырского землевладения в Псковской провинции второй половины XVIII в.;

-проанализирова