автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Сельская община Северной Ферганы в конце XIX -начале XX вв. (Историко - этнографическое исследование)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сельская община Северной Ферганы в конце XIX -начале XX вв. (Историко - этнографическое исследование)"
академия наук республики узбекистан институт истории
ОД
2 7 ОКТ 1998 На правах рукописи
УДК: 394 (5751)+9 (575.13)
X А К<Л И Е В Валижон Бадалович
СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА СЕВЕРНОЙ ФЕРГАНЫ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.
(Историко - этнографическое исследование)
Специальность: 07.00.07 — Этнология
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент — 1998
Работа выполнена в отделе Этнографии Института истории Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель:
) Член-корреспондент АН РУз, доктор исторических наук, профессор К. Ш. ШАНИЯЗОВ
Официальные оппоненты:
Доктор философских наук, профессор И. М. ДЖАББАРОВ Кандидат исторических наук, доцент Т. У- САЛИМОВ
Ведущая организация:
Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами
Защита состоится « АО.» (? ;с си л Л-
.1998
.час- на заседании Объединенного специализированного совета Д.015.09 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.07 — Этнология при Институте истории Академии Наук Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. И. Муми-нова, 9).
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул- И. Муминова, 13).
Автореферат разослан «.Ж.» 1998 г.
Ученый секретарь Объединенного специализированного совета, кандидат исторических наук
вахидов
ОЫЛЛЯ ХЛРЛКПЛ'ПСТГ!КЛ ¡'Л^О'П.!
Актуальность темы исследования. С. провозглашением независимости Узбекистана в общем русле реформирования экономики, социально!! сферы все'более углубляется процесс возрождения национальных ценностей, их гармоничного соединения с обшечглонечо-скими ценностями. Приоритетное значение при этим прндаёгсл повсеместному учёту особенностей нашюналыго-нсторпческого уклада жизни населения, образа мышления, народных традиций л обычаев, г. том числе восстановлению роли апробированных опытом истории форм коллективного самоуправления и регулирования общественных отношений. Как подчёркивал Президент Республики Узбекистан И.Л.Каримов "Народу Узбекистана исторически присущи коллективистские начала, корнями уходящие в традиционно общинный уклад жизни. Нормой межличностных отношений являются почитание старших, забота о семье и детях, открытость, доброжелательное отношение к людям независимо от национальности, чувство сострадания к чужой беде и взаимопомощи. Характерные черты населения Узбекистана. - любовь к узбекской земле, 1; своей Родине, трудолюбие, особо уважительное отношение к знаниям, учителям, просветителям".1 ■ ,
В этой связи настойчивой потребностью времени выступает'необходимость фундаментального изучения основ традиционного общинного уклада жизни парода, своеобразия его проявления в городе и на селе. Важной составной в познании общего и особенного национального образа жизни является историко-этнографическое исследование сельской общины Узбекистана, в частности. Ферганском долины - самого густонаселённого региона республики. Актуальность и высокая научно-познавательная значимость обращения к данной теме обуславливается рядом факторов.
Во-первых, сельское население Узбекистана состоит преимущественно из п;"дставителей- коренных национальностей п по численности значительно превышает городское население, что придаёт особую значимость его роли в возрождении духошо-иравстгипых ценностей народа и в формировании новых социально-экономических
' Киримоа И.Л. Узбекистан: нзднопальная независимость, 'люкими:^, пи-лишка, идеология. Т.1. - Т.: Узогкжтаи. 19(Ж - С.41.
отношении в обществе. .
Во-вторых, как известно, и соответствии со стратегией перехода Узбекистана к рыночной экономике в качестве приоритетной выдвинута задача реформирования сельского хозяйства, насыщения сельских районов предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и социальной инфраструктуры. Решение данной сложной задачи невозможно без -восстановления и укрепления деформированного п колониально-советские десятилетия общинных традиций уклада жизни населения местных национальностей. А это предопределяет научную целесообразность и [фактическую необходимость комплексного изучения основных черт, условий жизнедеятельности сельской общины.различных крупных регионов Узбекистана. Последнее объясняв гея. тем, что при общей схожести характеристики функционирования сельских общин разных регионов, были и сохраняются исторически обусловленные различия между'общинами земледельческих и животноводческих, долинных и предгорных районов, которые необходимо знать и учитывать при реализации программы национального возрождения. В этом отношении наряду с чертами, общими для сельских общин всего Узбекистана, немало своеобразных особенностей было присуще сельской общине Ферганской долины, в частности Северной Ферганы, в конце XIX - начале XX в.
В-третьих, в условиях царской и советской колонизации края в результате имперских мер по заселению городов и сельских районов переселенцами'из России, закреплению колониальной схемы размещении производительных сил, духовному закрепощению, последовательной ликвидации традиционных институтов национальной культуры и социального регулирования общинных отношений оказался существенно изменён их характер. Вместе с тем,-несмотря на колонизаторскую практику завоевателей, благодаря открытому и скрытому сопротивлению народа, сложившиеся в течение многих столетий механизмы социального устройства, способы хозяйственной деятельности, общественные и ссмейно-бытовые традиции, обычаи, ритуальные обряды, верования сельской общины, особенно н сугубо аграрных малоурбанизированных и демографически (в смысле миграции населения) стабильных регионах, каковой и была Северная Фергана, хотя висите и претерпели перемены, оказались внутренне устойчивыми. Вследствие чего их оценка позволяет не только обогатить научные
представления о коренных основах традиционной модели общинных отношений, но и обратить опыт прошлого в дсйствсшюе средство современной созидательной практики.
В-четвертых, б нынешних условиях становления в Узбекистане демократического, гражданского общества, в целях определения оптимальной системы органов местного самоуправления и их развития большое значение придаётся активизации роли махаллн в городе и на селе, института аксакалов. И поскольку ни о каком гражданском самоуправлении, тем более коренного населения, на протяжении многих десятилетий речи быть не могло, то только посредством научного исследования, в частности исторнко-этнографического, можно сообщить исторический опыт управления, социальной организации сельской общины. А это именно гот потенциал, которого не хватает органам местного самоуправления з сельских районах, средних и малых городах республики.
В-пятых, поскольку ныне осуществляемые в сельском хозяйстве Узбекистана меры наислены на формирование па селе рыночных отношений и непосредственно касаются земельно-водных вопросов, то для политических институтов, органов управления и сельскохозяйственных предприятий, независимо от'форм собственности последних, полезно учитывать все позитивное, что было характерно для общинного земле- и водопользования, в частности, в Ферганской долине.
В значительной мере актуальность исследуемой темы определяется также потребностью восполнения существующих пробелов в отечественной историографии. Как отмечалось в выступлении Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова на встрече с историками республики и в постановлении Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Института истории Академии наук Республики Узбекистан" в условиях советского тоталитаризма отечественная история, в том числе история социальной организации сельской общими, оказалась предельно извращенной'. В этом плане объективное освещение исследуемых вопросов во многом будет содействовать восстановлению исторической правды, п также углублению научных
1 Нелом Карнмов. Таргшш хотирасиз келшкак йук//Мулокот. 1998. № ?; Постановление Кабинета ЛГинпстроп Республики Узбекистан "О сойсрикн-ствовании деятельности Института истории Академии наук ГЧ-спуолтш Узбекистан" //Народное слово. 1993, У> июля.
знаний о колониально-тоталитарном прошлом Узбекистана.
Степень научной разработанное! и проблемы. Как показывает историографический анализ, по отдельным направлениям рассматриваемой темы к настоящему времени накоплена определённая литература. Исходя II ! характера методологических подходов она распадается Iга три группы. К первой относятся работы, написанные и годы царской колонизации. Ко второй - публикации советского времени. К третьей - исследования, проведённые после обретения Узбекистаном независимости.
Хронологически литература первой труппы охваты паег иерио; 70-х гг. XIX в. до октябрьского переворота. Она включаем статьи, книги, отчётные материалы отдельных краеведов, российских учёных, колониальных чиновников по вопросам жизнедеятельности Туркестана и других регионов колонизируемой Россией Центральной Азии.1 Однако только в работах М.А.Тереитьева, А.Ф.Миддендорфа, К.) 1.Кауфмана, В.П.Налнвкина и М.Ншшвкиной, К.К.Палена, В.К. Разнодоиского и некоторых других авторов приводятся этнографические характеристики народов коренных национальностей Туркестана, в том числе сельского населения Ферганской долины. Причём, поскольку все работ ы, связанные с освещением различных сторон жизни Туркестана, создавались в целях выявления возможностей колопп-
' Тсрснтьси М.А. Статистические очерки Среднеазиатской Росспи/УЗаппс-ки Русского Географического общества. Отдел стаглстикм. T.IV. - СГ15.Г», 1874; Мнддецдорф А.Ф. Очерки Фертапской долины. -СПб., 1S82; Ка-уфчапП. 'Проект Всеподданнейшего Отчета ген.-адыотанта K.1I. фон Кауфмана I по гражданскому управлению и упрогстг.у в областях Туркестанского генерал губернаторства. 7 ноября 1867 - 25 марта )88) г. -CIIR.: Ш1., 1885; Мушкетон Il.lt. Туркестан. T.I. СПб., 1.SS6; Наливкнн Н. Kpai-кая история Кокандского ханства. -Казань, Б.Ii. 1.486; Иаливкнн В. и iia-лпвкпна ¡VI. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. -Казань, 1Ш. 18S6; Ромаипискнн Д.И. Зачетки но среднеазиатскому вопросу- -СПб., 1886; Наливкнп И. Туземцы раньше и теперь. -Т.: Ih.i. AJI.Kiipcifcpa, 1913; Арандарепко Г.А. Досуги с Туркестане. 1Я74-ISK9. -СПб.; IUI.. 18HV; Масальский U.U. Хлопковое дело в Средней Азии. -СПб., 1S92; Он же. Туркестанский край. -СТШ., 1!>1Э; Пален K.K. Отчет но ревизии Туркестанского края. Сельское управление, русское и туземное. -СПб.: 1У10; Юфоров U.U. Труд в хлопковых хозяйствах Туркестана (опыт характеристики рабочего вопроса в хлопковых районах Туркестанского края). -СПб., 1914; Разиодовскпй В.К. Кустарные промыслы в Туркестанском крае. -Т., 1915 н др.
алмюн -жсилуатапин коренного населения и материальных ресурсов края, то н врпросы положения, особенностей сельской общины изучались откровенно предвзято, с имперских позиций.
В качестве редкого исключения можно назвать лишь этнографическое исследование В. и М. Палншспных, посвященное семье и се-менно-бытовым отношениям женщин местных национальностей. Но в нём содержаться отрывочные сведения, касающиеся непосредственно сельской общины.
Представительный массив изданий, так или иначе затрагивающих исторнко-этнографическне аспекты сельской общины Узбекистана, в том числе Ферганской долины конца XIX - начала XX вв., составили публикации советского времени.1 Они содействовали определенному наращиванию научных знаний по агиографии населения Ферганского региона, исследованию вопросов общинного землепользования, остаточных проявлений сельской общины в тех или иных регионах Узбекистана. Весомый гнел ад в разработку сквозных проблем этнографии сельского населения края внесли Я.Г.Гулямов, К.Ш.Шаниязов и другие известные учёные. Однако в их исследованиях не ставилась задача специального изучения опыта функционирования сельской общи-
1 О земле. -Сборник статен. -Игр., 1922; Полозов В.А. Узбекское общинное землепользование в Шнрабадекон долине и Каршннскон стсш1//11лродное хозяйство Средне» Азии. -Т., 1925. -N 7; Хамраев А.Х. К вопросу о земельно-водных отношениях в Бухарском ханстве в XIX пеке//Трудм Среднеазиатского Государственного университета, llon.cep. -Т. 1948. -1!ыи.1Х, п'м. наук: Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. -Т.: Пзз-во Акад. наук Уз ССР, 1957; Абдуранмои М. Пережитки сельской общины в узбекской кишлаке Хумсан (XIX - начало XX в)//Совегская этнография. -1959. -N 4; Аминов A.M. Экономическое положение Средней Азии (колониальный период). -Т., 1959; Шаанязов К.Ш. Общинное землепользование в селении Каллик.// Краткие сообщения Института этнографии All СССР. -М., 1960. -T.XXXIY; Он же. Узбеки карлу-ки. (Нсторнко-этпографвческип очерк). -Т.: Фан, 1964; Шаинязон К.Ш. К этнической истории Узбекского народа. -Т.: Фа», 1974.; Кнсляко» ПЛ. Патриархально-феодальные отношения среди оседлого сельского населении Бухарского ханства в конце XIX - начале XX «.//Труды института этhoi рафии. -М-Л., 1962. Поп. сер. -T.LXXIY.; Рассудоаа Р.Я. Следы общпнпо-восшшй организации у учбекои//Соипская этнография. -1968. -N 5: Она же. Сельская обшпна н бассейне Нижнего Даргома .'крафшанскои долины (конец XIX - начало XX и)//Страны п народы Востока/ -М., 1973. -Нып.ху:
ны в хронологических рамках конца XIX - начала XX вв. Частично эта проблема нашла отражение в серии статей В.А.Полозова, А.Х.Хамраева, М.Абдураимова, Н.А.Кислякова, Р.Я.Рассудовой. По помимо ограниченности информационного материала, указанные авторы рассматривали вопросы деятельности сельской общины лишь в отдельных кишлаках и преимущественно Зарафшанской долины. А самое главное, как и всё советское обществознание, исследования советского времени отличались предельной политизацией методологических подходов. Находясь в идеологических тисках тоталитарно-имперского режима, советские учёные вынуждены были ориентироваться исключительно на критерии классовых позиций, парадигмы схоластического коммунистического учения. В результате оценка общинного землепользования и сути сельской общины носила негативный характер и не отвечала объективным историческим реалиям. Так, общинное землепользование и земельно-водные отношения в Зарафшанской и Ферганской долинах указанными авторами объявлялись патриархальными, феодальными, хотя Еерно только то, что орудия труда, использовавшиеся в сельском хозяйстве, были действительно несовершенными. Что асе касается сельской общины, то ученые не выявили ни её генезиса, ни особенностей в разрезе разных регионов Узбекистана, не говоря уже о существенном отличии сельской общины Узбекистана, Центральной Азии от крестьянской общины России.
Необходимые предпосылки для объективного исторического анализа, оздоровления социально-гуманитарных наук сложились лишь после провозглашения Узбекистаном государственного суверенитета. Ликвидация монополии коммунистической идеологии, освобождение от имперских оков, провозглашение приоритета национальных интересов и общечеловеческих ценностей открыли широкую дорогу для свободного проявления научной мысли, духовного прозрения.
В контексте общих обновленческих процессов позитивные перемены обозначились и в историографии исследуемой'проблемы. За годы независимости появился ряд обстоятельных работ, освещающих в качественно новом методологическом ключе узловые аспекты истории сельской общины и этнографии сельского населения Узбекистана, воздействия колониального режима на его социальную организацию и жизненный уклад. Среди них выделяются исследования
И.М.Джаббзрова, Т.ХЛ'ашбасзой, 1ЬЛ-Абдурахимовой л С.М.Лбанш-iia.' 'Гак, характерношку современной узбекской еелн.н п быта узбекского сельского населения Т.Ташбаева предваряв кратким освещением истории эволюции общинного уклада жизни сельского населения Узбекистана, существенные черты которого сохраняют с а и ныне. Н.Абдурахнмова показала, как в ходе колонизации Туркестана царизм пытался разрушить исторически сложившиеся формы соии.ьп,-пого ycipoйс за жшнп корешкио населения, особенно сельской общины, и взамен утвердить великодержавно-шовшшетичеекие, шен-но-адмпппстратннпые органы управления. С.Н.Лбаишн проанализировал через историческую ретроспективу современные социальные взаимоотношения в узбекском кишлаке. Но сделаны только начальные шаги. Сохранился широкий диапазон вопросов, которые ешё практически не рассматривались. В первую очередь, это относится к проблемам функционирования сельской общины, в частности, в регионе Ферганской долины, в сложных реалиях российской колонизации.
Таким образом, анализ общей и специальной литературы по исследуемой теме позволяет сделать вывод, что несмотря на проделанную поисковую работу, она не только недостаточна, но и степень и качество ее не соответствуют современным требованиям. В основном научные труды, связанные с осмыслением историко-этнографических аспектов сельской общины Узбекистана, были написаны в условиях царского режима и советского тоталитарного строя н несли па себе отпечаток колониальной идеологии того времени. К тому 'л,с, факт ически отсутствуют работы, непосредственно п освящённые анализу жизнедеятельности сельской общины Туркестана конца XIX - начала XX вв., дифференцированно неисследовапо её своеобразие в региональном контексте, особенно Северной Ферганы. Накопленные знания на этом участке исторической науки носят фрагментарный характер, нуждаются в радикальной переоценке.
Научпо-т ...-регическая и практическая значимость ».р-тСдемы, сё
1 ЖаСюорш! Исо. У ¡бек хллкн зткографнясн. - Т.: Уктупчи, 1 >04; ТптГ,;:е::а Т. Соирсмшиап семья и семсГшьш быт узбекского сельском) Автореф. Л!!с...док.нст.плук. -М., J994; Аодурлхммоз::! Н.Л. Ko.eo*w!:i.is>!k;:s спетом^ мае г к к Турчсстане (вторая нолиппиа XIX - начало XX uii.i: Ainu-реф. .<цс...д<к>..11ст.:;а;к. -М., 1994; АПаннш C.ii. Сониильнме i»-.i(!4i>.i:m>-шеии-л 1; современном у ¡бскском кн шлаке (по материалам Фе1>1а»с:;о;! ли-лпаы): Двтореф. днсс.... канд. ист. наук. -М., 1997.
методологическая неразработанность, особенно с позиций современных гуманистических представлений и идеологии национальной не-, зависимости послужили основой для выбора темы нсследованйя.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX - начало XX в. Pix выбор обусловлен поворотным характером исторических процессов того времени, оказавшим заметное воздействие на сельскую общину Узбекистана, в том числе Северной Ферганы.
Отличительной особенностью рассматриваемого периода явилась масштабная колонизация царской Россией Туркестана, сопровождаемая мощным подъёмом национально-патриотического повстанческого движения, борьбой народов за свободу исторического самоопределения, восстановление национальной государственности и сохранение самобытного уклада жизни.
Применительно к Ферганской долине период царской колонизации распадается на два этапа: 1876-1890 и 1890-1917 гг. вплоть до октябрьского переворота. На первом этапе вследствие активного народного сопротивления колониальные власти вынуждены были сосредоточить основные усилия на утверждении военно-политического режима и подчинения экономики региона интересам метрополии. Сельская община в принципе сохраняла тогда ещё традиционные черты. На втором же этапе царская администрация полностью заменила прежнюю систему управления, включая аксакальство, лишив коренное население права даже на местное, низовое самоуправление в масштабе кишлака и аула. В результате социальная организация сельской общины подверглась разрушающей деформации, определились процессы её ликвидации. Эти процессы особенно усилились после насильственной эскалации советской власти.
Ретроспективный анализ указанных этапов в их совокупной характеристике даёт возможность, во-первых, чётко обозначить общее и особенное в колониальной политике царского режима по отношению к сельской общине вообще и .Ферганской долине в частности, охарактеризовать механизм зарождения деформационных процессов. Во-вторых, сквозь призму системного сопоставления опыта функционирования сельской общины Северной Ферганы в исследуемый период и последующих этапов её разрушения составить чёткие научные представления об исчезнувших или преданных забвению общинных традициях и общинной социальной организации, предложив на базе
их комплексного обобщения рекомендации по использованию богатейшего потенциала сельской обшины в деле национального возрождения.
Цсльи задачи исследования. Учитывая характер темы и особенность исследуемого периода, политическое и социальное значение, придаваемое высшим руководством независимого Узбекистана сельскому хозяйству, сельской общине, а также принимая во внимание сложившиеся ранее в отечественной историографии односторонние, кОлоннально-имперскне мопопартнГшые трактовки природы сельской общины, социальной дифференциации-сельского населении коренных национальностей, в качестве основной цели работы поставлено историко-этнографичсское изучение п обобщение опыта жизнедеятельности сельской общины Северной Ферганы.
■ В соответствии с концептуально-целевым замыслом работы определены следующие задачи:
- охарактеризовать историю становления'и роль сельский общины в жизни коренного населения Узбекистана;
-обосновать правомерность и объективную потребность возрождения, укрепления основных черт, традиции сельской' общины республики, в частности Северной Ферганы, в интересах социально-экономического и культурного развития села;
--проанализировать различные трактовки понятия "сельская община" и сформулировать новое определение этого понятия с тем, чтобы оно возможно полнее выражало своеобразие сельской общины коренного населения;
- осветить основные функции" сельской общины конца XIX - начале XX в;
. -исследовать общие и региональные этносоциальные особенности общинного управления;
- с учетом специфики сельскохозяйственного производства в Ферганской долине изучить формы и содержание деятельности зе-мельно-волных общинных образований;
- в историко-этнографнческом плане изучить .наиболее существенные стороны общественной жизни, семейно-быговые нормы, обычаи, традиции, а также социальное устройство сельской общины;
- на основе результатов исследования сформулировать обобщенные выводы о позитивном и негативном в историческом опыте жлп-
недеительпости сельской общины Ферганской долины, особенно Северной Ферганы, и отразить в предложениях, научно-практических рекомендациях достоинства и потепшшьиыо возможности сельской обишпы, которые целесообразно творчески использовать в условиях независимости Узбекистана.
Поучили новизна исслсдопшши заключается прежде всего, в том что проблема сельской общины Узбекистана и, в частности, Ферганской долины, в исторпко-этнографическом плане специально изучается г, отечественной историографии впервые. Как свидетельствует выщепрппедсниып обзор литературы и диссертационных работ по исследуемой теме, не только в рамках конца Х1Х-пачала XX в.. но и в других хронологических границах вопросы жизнедеятельности сельских общин различных регионов Узбекистана до сих пор освещались весьма мало, и то односторонне и разрозненно. В реферируемой же диссертации па материалах исторически своеобразного региона - Северной Ферганы предпринята попытка с новых теоретико-методологических позиции обобщить исторический опыт функционирования сельской оошипы, отразить эволюцию и деформацию узловых компонентов её социального устройства. Вместе с тем в исследовании в соответствии с современным политическим и научным видением, идеологией национальной независимости дана новая концептуальная трактовка определения «сельская община», её места и роли в жизни коренного населения, особенно в социально-экономическом и духовно-нравственном возрождении нашего общества.
Новизна работы определяется также тем, что она содействует вовлечению в научный оборот обширного пласта не осмысленного ранее документального материала, результатов предпринятых диссертантом самостоятельных полевых исследований, опросов информаторов -— старожилов Северной Ферганы.
Практическая значимость диссертации обусловлена прежде всего тем, что она способствует закреплению качественно новой оценки государственной политики, проводимой по отношению к традиционным национальным институтам, в частности сельской общины и годы царской колонизации советского тоталитарного правления и политической независимости Узбекистана.
Проведённый в работе сравнительный анализ, теоретические обобщения призваны в определённой степени восполнить существую-
щий пробел в историографии проблемы. .
Творческое изучение круга вопросов, поставленных в диссертации, позволяет полнее понять особенности экономической, общественно!! и культурной жизни сельского населения края в период конца XIX - начала XX в.
Содержащаяся в исследовании научная информация по социальной организации сельской общины, присущих ей общественных отношении. семейно-бытовых традиций и других историко-л ногргчщ-чсских аспектов, может быть использовано органами власти и управления, общественными организациями и фондом «Махалля» в повышении социальной активности населения по реформированию и подъёму сельского хозяйства, в утверждении местного самоуправления, а также в совершенствовании всех сторон современной жизнедеятельности сельского населения республики.
Материалы диссертации можно использовать также при каш: .'¿1-нин обобщающих трудов по истории Узбекистана, в подготовке монографических исследований, учебников и учебных пособий общеисторического и этносоциального характера.
Тсоретнко-мстодологичсскчш основой исследовании явились принципы объективности, историзма, диалектической взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей, идеология национальной независимости, охватывающей высшие цели и задачи, гюстлвл л,.-ные сегодня перед обществом, отражающей духовную самобытней , своеобразие и уникальность священных традиций и ча:пн;м парод;:, сформировавшихся на протяжении многих векоз ц тысячелетий.
Для определения методологии ц инструментария иссдедотд.ня особую ценность составили концептуальные положения, содержащиеся в трудах Президента независимого Узбекистана И.Л. Каримова. В них даётся развёрнутая характеристика колониальной теолог, ни царизма и советского, режима, сформулирована стратегия паинонал:.-ного вофождения, определяются программные за чачи радпклчьпогч. обновления и поступательного прогресса нашего общества.
Объест исследования. В целях выявления общего и особей-.:.): в историческом опыте жизнедеятельности сельской общины, ¡:и;,..!: и процесса преемственности, эволюции ее социальной ор| анп :а;::л-.. общественных отношений и семенно-бытового уклада лнссерг.ни'п; обследовано большинство кишлаков Касансанского, Папского, У\.\>-
курганского и Чустского районов Северной Ферганы. Территория этих районов"в первый период образования Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства входила в состав Чустского уезда, с 1887 г. - в состав Наманганского уезда, а с апреля 1918 г. и'до 1925г. - в состав Туркрсспублики.
Источнпкован база работы состоит из выявленных и проанализированных диссертантом архивных документов, исторических источников и материалов этнографических полевых исследовании. Весомое значение для подготовки реферируемоГг работы имели материалы, хранящиеся в фондах ЦГ'А РУз: Туркестанского генерал-губернаторства (Ф.И-1), Военного 1убернатора Ферганской области (Ф-19; Ф.И-19). Содержащиеся в них документы царской администрации, сельских аксакалов, прошения и жалобы местных жителей, позволяют судить о положении сельской общины в условиях царской колонизации края, о тяжёлых последствиях имперской политики по отторжению сельскохозяйственных земель коренного населения для устройства переселенцев из России, усилению налогообложения сельской общины н т.д.
Познанию различных перемен, в основном негативного характера, произошедших в .жизнедеятельности сельской общины Ферганской долины, способствовало также изучение опубликованных сборников документов, имеющейся исторнко-этнографической, социально-экономической литературы и мемуаров.
Богатый этнографический материал представили результаты проведённых автором в кишлаках Северной Ферганы полевых исследований и записи бесед с многочисленными информаторами в возрасте от 65 лет и старше, которые сообщили весьма ценные сведения о различных сторонах жизни сельской общины в прошлом.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела этнографии Института истории АН РУз, на научных семинарах по специальности 07.00.07. - "Этнология" при Институте истории АН РУз и при Ташкентском Государственном Университете пм.М.Улуг-бека.
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях и в опубликованных работах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав
(по четыре параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ В перкой главе - «Сельские общины Ферганской долины в конце XIX - начале XX вв.» - освещаются вопросы истории становления и развития сельской общины, совершенствования её функций, а также порядок и традиции общинного управления.
В преамбуле главы подчёркивается, что в советской историографии имелось множество определений «сельская община».. По все они носили нмиерско-идеологизированнын характер, исходили из оценок российской деревенской общины и потому не учитывали объективное наличие особенностей (этнических, хозяйственных, территориальных), присущих сельскому населению и сельской общине разнообразных регионов бывшей Российской империи и советского унитарного государства.1 В*связи с этим автор посчитал целесообразным сосредоточить внимание па концептуально-методологическом переосмыслении сложившихся рапсе политизированных понятий и разработке нового определения, отражающего национальную и историческую специфику сельской общины нашей страны.
В контексте решения этой задачи в диссертации на базе привлечения обширного документального материала охарактеризованы процессы формирования сельской общины Узбекистана в целом, и Ферганской долины в частности: показаны изменения в социальной организации и жизнедеятельности сельской обшпны Ферганского региона, произошедшие под воздействием колониального произвола ¡1 большевистских административно-политических, социально-духовных и земельио-водпых преобразований.
3 главе констатируется, что существовавшие ранее понятия »сельской общины» при всём своём разнообразии, как правило, были связаны в первую очередь, с формами собственности на землю. Между тем. в исторических реалиях Центральной Азии п земледельческих регионах, особенно в Ферганской долине, сельские общины образовались и существовали па основе общности населяемой территории, родственных связен а, главное, в результате .совместной тру,-юной
' См., например. Д;н!1!ло1! В.Д., Дпни.имс) Л.1!. Оош!ша//Фп:н,ч'офпо!!! т-¡»¡ктоусличсский елоиаръ. - М.: Советская энциклопедия, ИДО. - С. -152.
деятельности и совместной организации общественной жизни, совместного сохранения и обогащения семейно-бытовых обрядов, традиции п обычаев. Стержнем жизнедеятельности сельской общины неизменно служила исторически сложившаяся система её внутренней 'социальной организации и управления.
Следует обратить внимание и на другую характерную черту: региональную дифференциацию сельских общин. В этой связи уместно отметить, что с обретением независимости произошёл существенный перелом в общественном сознании, в оценке исторически сложившихся национальных институтов. Руководствуясь идеологией национального возрождения правительство суверенного Узбекистана во главе с Президентом И.А. Каримовым уделяет большое внимание повышению роли традиционных общественных объединений, махалли, сельских общин п сходов, что имеет решающее значение в их укреплении как низовых звеньев системы местного самоуправления. Без этого невозможно ни построение подлинно демократического государства, ни формирование гражданского общества. Однако на местах ещё нередко проявляется унифицированный подход, действуют стереотипы старого мышления. И потому чрезвычайно важно наряду с творческим использованием богатого и разнообразного опыта деятельности сельских общин в полной мере-учитывать, что в каждом регионе им присуши свои отличительные особенности. Так, предпринятый в диссертации ретроспективно-сопоставительный анализ убедительно показывает, что сельские общины при наличии общего в их жизнедеятельностл у социальном устройстве отличались друг от друга не только в масштабе Ферганской или Зарафшанской долины, Кашкадарьинской, Хорезмской, Сурхандарьинекой и иных областей, но и внутри отдельного региона. Данный вывод раскрывается в работе на основе широкого круга Документальных источников и свидетельств информаторов.
Детально исследуются в работе основные функции и диалектика исторических изменений порядка управления сельской общиной Северной Ферганы. В частности, отмечается, что аксакалы н члены общины традиционно считали своими важнейшими задачами:
- совместное сотрудничество в производстве сельскохозяйственной продукции, в её распределении и реализации, а также в развитии ремесленного производства;
- участие в очистке, ремонте и в поддержании в надлежащем состоянии арыков и ирригационных сооружении, мечетей, прилегающих к селу дорог, объектов общинного пользования (мелыпщ, маслобоек, мактабов н т.д.);
В условиях колонизации края на сельскую общину была возложена обязанность исполнять введённую царской администрацией и подтверждённую советской властью (1918 г.) трудовую повинное1п>, а также другие принудительные работы.
Кроме этих общих для всех сельских общин независимо о г региона функций, социальное устройство и уклад жизни сельской общины предопределяли также выполнение, так сказать, внутрпобпщп-ных задач:
- коллективная взаимопомощь членов общины в строительстве жилья, в отправлении семенпо-бытовых обрядов (свадьбы, похороны и др.);
- сохранение общественного порядка спокойствия в кишлаке и вокруг него;
- обеспечение примерного воспитания подрастающего поколения и общественного контроля за этим;
- помощь сиротам, бедствующим и беспомощным престарелым;
.- участие в разрешении ссмейно-бытовых конфликтов, споров о земле- и водопользовании;
- организация хашаров и т.д.
Подробно проанализированы в диссертации вопросы жизнедеятельности такого ключевого компонента сельской общины, как земельно-водные общины. В работе указывается, что в рассматриваемый период в Северной Фергане и некоторых других регионах орошаемого земледелия ещё сохранились возникшие в период средневековья земельно-водные общины, именовавшиеся в Ферганской долине чеками.' Но если при существовании Кокандского ханства земельные обшины образовывались посредством купли самими дехканами или казной засушливых земель оседлого населения и пастбищных угодий у кочевников,2 то после ликвидации ханства и утверждения .колониальной вдастн такие способы формирования общин уже не практиковались. .
1 ЦГА РУз, ф. П-1, оп. 22, д. 3,л. 88.
2 Там же. л. 138-140.
Материалы исследования свидетельствуют, что во многих кишлаках трлтшшонпые земельные обшины не были обособленными образованиями, а составлялись как хозяйственные, самостоятельно действующие обт.единепия труппы членов сельской общины.1 Однако по мере распространения частной собственности на землю п растущего отторжения колониальными властями у коренного населения плодородных земель в пользу русских переселенцев, в Северной Фергане, как п Ферганской долине в целом, не только земельные объединения, по и многие сельские общины лишались орошаемых земель. В результате подрывались экономические основы их жизнедеятельности, набирали мощь разрушительные тенденции. По при этом показательно, 'но сельские общины, демонстрируя богатейший потенциал жизненной энергии, эффективность отвечающей национальному менталитет) коллективной социальной организации, сохраняли традиционные формы самовыражения, которые эволюционировали в изменяющемся исторической обстановке. Характерен в данном отношении опыт функционирования водных общин. Их задачей было обеспечение каждого кишлака, сельской! общппы собственным арыком с постоянными источниками воды, каковыми в Северной Фергане служили ЬСасапсан, Гавасай. Рсзаксай и Сумсарсап, а также родники.
Пало сказать, что осуществляя масштабную колонизацию края, папская администрация отторгала не только орошаемые земли, но и оросительную сеть, что поставило дехкан в тяжелейшие условия.
Опыт дехкан, называвших воду саев «белой водой», свидетельствовал, что она ускоряет созревание урожая, тогда как родниковая вода замедляла этот процесс. Мирабы, другие члены водной администрации, избиравшиеся сельским сходом, всё это учитывали при рациональном распределении и использовании оросительной и питьевой воды. 1-1 хотя водные общины в целом оправдывали своё существование, том не менее уже в первые годы советской власти водные общины были ликвидированы.
Глаза завершается рядом научных положений и выводов.
По нг.фон главе - «Общественная жизнь сельской обшины» -освещаются традиции, еемейно-бытовые обряды и обычаи общины,
1 Гели н'м.'т скутиша, ханской казной, то иоселякшиесн на них группы лю.итТ налсля.-шсь правой общинного землепользования, что п;>.тп;сржца-лшл. локу.менюч - «иасика», хранившемся у общинного аксакал;;.
отношения жителей кишлака, составляющих общину, её роль в социальном управлении.
Во вводной части главы указывается, что Северная Ферыша и исследуемый период, как и н годы последующего сове iскот правления, в свете критериев официальной идеологии представлялась регионом с консервативно живущим коренным населением, особенно сельским. Действительно, многонациональное коренное население Северной Ферганы отличалось от других регионов Узбекистана меньшим влиянием урбанизации, более низким чем, например, в Ташкентском оазисе или в Самаркандской области, уровнем развития пропзводшель-ных сил, слабой миграционной активностью, менее выраженной социальной дифференциацией сельского населения, по большей степенью религиозности, сильной привержспностыо исторически сложив-ншмся.обшественпым установлениям, нормам отношении и семеппо-бытовым традициям, обычаям и обрядам. Этим во многом объяснялось то, что в Северной Фергане общинные устои, формы жизнедеятельности сельского коре/того населения оставались довольно прочными даже в условиях вмешательства колониальных властей.
В работе сквозь призму системного анализа документальных источников и обширного полевого материала, собранного в ходе исследования темы, подробно охарактеризованы указанные аспекты жизни сельской общины Северной Ферганы. В частности, большое место отведено раскрытию сути и значения традиций, обычаев и обрядов. При этом отмечается, что некоторые календарные обычаи и обрили после распространения ислама приобрели религиозный опенок, ,\отя сложились задолго до ислама. Это принявший характер народною праздник навру! (день весеннего равноденствия,' обновления природы), праздник цветов, ковуи cainmi (празднование дыни), а также мусульманские праздники и обряды: рамазан (великий пост), курбет байреш (жертвоприношение, почитание умерших), поминки и т.д.
К числу г обязательных, но широко распространившихся обыча-. ев относятся гап (мужские увеселительные собрания, вечеринки), киз-лар мажлиси (девичник) и др.
Из доисламских праздников самым популярным язляется нанруз, который особенно почитается населением земледельческих регионов как рождение нового благодатного дня, как наступление весны. . Праздник начинается с 21-го марта, но отмечается в течение долгого .
времени. В диссертации детально рассмотрено, как в подготовке и проведении навруза участвовали аксакалы и рядовые члены сельской общины, роль женщин в приготовлении сумапака - главного ритуального блюда в честь нчеруза.
В работе подчёркивается, что навруз занимал особое место в общественной жизни сельской общины. Он сопровождался выступлениями самодеятельных арт истов, народными гуляньями, спортивными состязаниями юношей, мужчин: курит, конные скачки, улак, петушиные Сюн и т.д. Женщины же устраивали свои игры, пели, танцевали. Характерно и то, что праздник навруз всегда служил поводом для прекращения междоусобиц, внутриобщинных и межобщинных конфликтов, для примирения соседей, родственников.
В Северной Фергане сельские общины придавали существенное значение .и праздникам цветов, в которых участвовали преимущественно женщины и дети. Такие праздники связаны со сбором подснежников (бойчечак), тюльпанов (лола), фиалок (бииафша) и других ныльновых цветов.
Наряду с указанными праздниками в главе обстоятельно показаны и такие ритуальные обычаи и обряды, как начало сева семян, канун еапнли, поминки. Подробно характеризуются обязательные для мусульманского населения рмшзан, курбеш хайит.
Для сельской общины Северной Ферганы традиционными были ссюнные акции, к примеру, формирование коллективов (обществ) шелководов, занятых выкормкой тутового шелкопряда, молочных обществ, организация коллективной (мужской) охоты с собаками, хищными птицами.
Автор полагает, что восстановление и сохранение вместе с общенациональными специфических для регионов, в том числе Северной Ферганы традиции, обычаев, обрядов, других торжественных и поминальных ритуалов призвано содействовать ускорению процессов национального возрождения и укреплению духовно-нравственных устоев узбекского общества.
Важной чертой сельской общины оседлого населения Ферганской долины, отражающей природу национального характера, явилось еос-приятне в качестве одного из лучших достоинств уклада своей жизни доброжелательных отношений между соседями-жителями кишлака. Это предопределялось не только родственными связями многих из
них, но и ■жизненными, духовными, хозяйственными потребное¡лип. Так, пи свадьбы, пи похороны невозможно проводим, без участи и помощи соседей. Соседи же в силу объективных условии помогают друг другу в воспитании детей, предостерегая их от дурных пост:-ков и поощряя хорошие намерения, одобряя примерное поведение. Помимо всесторонней помощи больным, престарелым соседям, добрососедские отношения членов общины проявлялись также в совместном использовании орудии труда и рабочего скота, поочерёдное пользование которыми называлось «алгов».1 Взаимопомощь соседей носила, как правило, систематический характер, но особенно действенно она выражалась в совместном строительстве жилья, сборе урожая и других коллективных акциях.
Пристальное внимание уделено в диссертации исследованию роли сельской общины в выполнении семейио-бытовых обрядов и ритуалов. В главе приводятся многочисленные свидетельства тог о, чн> в Северной Фергане издавна не только близкие соседи, но 1! аксакалы сельских обшни оказывались причастными к подбору невесты, сватовству, никоху (венчанию), свадьбе, принимали активное участие п организации бешик туя (торжества по случаю рождения ребёнка), суннат туя (обряд обрезания), в проведении похорон, поминок и т.д.
Исходя из системного анализа привлечённого материала в работе делается вывод, что в основе своей семейные обряды и ритуалы, выполнявшиеся при поддержке и участии сельской общины, опирались на вековые национальные ценности. Они составляют духовно-нравственное достояние и в наши дни. Вместе с тем отмечается, что среди семейно-бытовых обычаев, традиций и обрядов не только в Северной Фергане, но и в ряде других регионов республики ещё сохранились такие, которые не соответствуют ни духу времени, ни потребностям формирования социально 'справедливого, гражданского общества. В их числе, к примеру, можно назвать неизжитые среди части населения кастовые предрассудки, проявлявшиеся в нежелании родителей, считающих себя принадлежащими к касте ходжи, в: л давать своих дочерей за мужчин, не относящихся к этой касте, предубеждения в отношении девушки и парня, чей согласованный родителями брак не со-
1 У киргизов Ферганской долины это шиыпатсъ «алгоо». См. Лбрл.мтон С.М. Ныг колхозников киргизских селений Дирхам и Чичкни. /ТПЭ/, Пои. Сер. Т. XXXVII. - М., 1958, - С. 30.
стоялся и т.п.
Подобная неоднозначная картина заставляет научно взвешенно оценивать всю гамму исходящих из глубины веков семейно-бытовых отношений и связанных с шиш ритуалов и обычаев, поддерживать и па повой качественной основе развивать подлинно ценные и изжшлть тс из них, которые не отвечают современным реалиям общественного прогресса.
Отдельный раздел главы посвящен вопросам роли сельской общины в развитии социально-экономических отношений в кишлаке. И\ комплексный анализ показал, что социальная организация сельской общины оказывала позитивное воздействие на укрепление экономического потенциала кишлака, содействовала гармонизации общественной жизни сельского населения. Однако в колониальный период сложившиеся социально-экономические отношения в сельской обшипе Северной Ферганы, как и во всей Ферганской долине, претерпели серьёзные, причём, в основном, негативные изменения. Это проявилось прежде всего в вынужденном отказе сельской общины от многоотраслевой производственно-хозяйственной деятельности, в её подчинении административной и экономической политике имперских властен. Одновременно в условиях роста товарности сельскохозяйственного производства усиливалась социальная дифференциация и имущественное расслоение среди членов общины.
Появление крупных и средних землевладельцев, переход значите плюй части орудий труда и прежних объектов общинного пользования (мелышц, маслобоек, водных источников и т.д.) в руки индивидуал!.пых собственников сопровождались увеличением численности чайрпкёров (арендаторов), кошчи (пахарей), каралов (дворовых работников), уракчи (косарей) и других социальных групп наёмного груда.
В изменяющейся экономической обстановке усиливалась регулирующая роль сельской общины в согласовании производственных отношений между работодателями и наёмными работниками, в обеспе-чепи!! принципа социальной справедливости при заключении трудовых и арендных договоров. По убеждению диссертанта, в современных условиях становления многообразных форм собственности в сельском хозяйстве Узбекистана весьма полезным представляется апробированный в исследуемые годы опыт трудовых и арендных со-
глашеннй, практиковавшихся сельскими общинами при использовании земельных угодий, садов, при выкармливании туювого шелкопряда, первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Не меньший интерес вызывают и морально-нравственные аспекты социально-экономических отношений сельской общины рассматриваемого времени.
В заключении диссертации подведены итоги, сделаны научные выводы и обобщения, главные из которых сводятся к следующему:
•В условиях царского колониального режима и советского тоталитаризма властные органы воспринимали традиционную сельскую общину в качестве консервативного социального института, являющегося рудиментом феодального строя. Такой подход нашёл адекват ное отражение в общественно-политической и научно-историческои литературе того периода. Она оценивалась как «феодально-патриархальный пережиток», как тормоз на пути общественного прогресса. При этом само понятие «сельская община» трактовалось с имперских позиций! Оно не учитывало существенных различий между сельской общиной Центральной Азии, в том числе Узбекистана, и деревенской общиной России.
»Колониально-русификаторская политика российских завоевателен вызвала серьёзную деформацию многих сторон социального устройства сельской общины Узбекистана, в частности Ферганской долины, в конце XIX - начале XX гш. Уже при царском режиме зримо обозначились процессы' разрушения сельской общины. Они отразились в грубом-вмешательстве колониальной власти во внутреннюю жизнь сельского населения, в насильственном изменении исторически сложившегося порядка управления обшинои, её функций, традиций земле- и водопользования, системы общинных отношении.
•Вместе с тем, как свидетельствуют анализируемые в диссертации материалы по Северной Фергане, сельская община, при всех очевидных деформациях, в силу открытого и скрытого сопротивления коренного населения чужеземным захватчикам, сохранила в исследуемый п последующие периоды основанные на национальной и. общечеловеческих ценностях такие свои исконные черты, как общинное трудовое вспомоществование; коллективная взаимопомощь, традиционные общинные и семенно-бытовые обычаи, обряды и ритуалы, ряд важных элементов многовековых общественных отношений.
•Замсшую роль играла сельская община в хозяйственно-производственной жизни сельского населения. Она была связана в основном с земледелием, садоводством, животноводством и организовывалась при участии и иод контролем аксакалов, избираемых, сельским сходом.
• В условиях российской колонизации края, подчинения экономики Узбекистана интересам метрополии возможности производственной деятельности сельской общины оказались предельно ограниченными. 1 см пе менее, обладая богатым потенциалом внутреннего саморазви-ч!м. обшипа нашла новые формы деятельного участия в экономических процессах и продолжала оказывать заметное воздействие на хо-зяйст печную жизнь кишлака.
• Отличительной особенностью сельской общины, как социальной организации, выступает сё изначальный демократизм. Царск'/й режим, ПОЛНЛС1ЫО заменив прежнюю систему управления, включая ак-сиклльсгмл лишил коренное население права даже на местное само-у правление I! границах кишлака и аула. В период правления советской власти народ оказался загнанным в казематы тоталитарного режима. Лини, с обретением независимости вновь стали возрождаться национальные демократические ценности, создаваться объективные условия реального участия широких народных масс в управлении обществом и государством. Зримым выражением этих процессов явилось восстановление на новом уровне института аксакалов, махалли, как первичных органов местного самоуправления.
• Независимость придала мощный толчок возрождению национальных начал,'духовно-нравственному очищению общества. Качественные перемены происходят в узбекском кишлаке. Важным источником структурных изменений выступает обращение к памяти наро-щ. 15 суверенном Узбекистане уделяется приоритетное значение
творческому использованию всего ценного в историческом опыте прошлого, воссозданию в соответствии с историческим!! традициями и менталитетом народа традиционных , ддиональных институтов. В )том кон тексте пристального внимания заслуживает сельская общппа. Мшерналы исследования убеждают, что в наши дни псе больше выступает пеобхо/ншость творческого использования всего пенного и приемлемого в современных условиях из опыта социального устройства и обьекгивных отношений сельской общины, организации её хо-
.¡яйстисннои деятельности и духопнои жизни. Сельская община, будучи хранительницей подлинно народных ценностей, изначально демократически устроенной социальной организацией общества, обладает огромным созидательным потенциалом, способным стать действенной силой возрождения узбекского кишлака, обеспечения устойчивого исторического прогресса и строительства государства с великим будущим.
основные положения диссЕгтАЦни нлшди своё оттлжг.шн: ¡1 следующих публикациях:
1.Х,аклиев В.Б. XIX аср охири - XX аср биринчи чорак-ларнда Фаргона водийсида кдиплок, жамоаси. (Шимолин Фар-гонанинг тарихий этнографик маълумотлари асосида)// Узбе-кистонда ижтимоий фанлар. 1997. № 3-4. 0.7 б.т.'
2.Хакд1гев В.Б. Х,ашар-х;амиша яшар//Фан ва згурмут. 1997. № 4. 0.5 б.т.
XIX ЛСР ОХ ПРИ - XX АСР БОШИДА ШИМОЛИЙ ФАРГОНЛДА 1\ИШЛ01\ ЖАМОАСИ (тарнхий-этпографнк тад1<,ик.от') ^нскача мазмун
Нжтимоий х,аётимизда рун бораётган 'губ узгаришлар, айник,сата-piiMii'i, мадапий ва анъанавий кадриятларпп тиклаш, уларни япгнча ба.\о\<ин халк,пмпзнииг куп мииг ¡шллик тарихиии и стирол мафку-роси .мапфаатларп асосида холпсоиа к,айта яратишни тацозо этади.
Як,пп утмшпгача Узискисгои халкдарптшг купчилик кцсми «.шилок,-Acip.v яшаганп эътпборга олпнса, цпихлокдардаги ижтимоий-сиёсий ва Md.Vimui х,аёгин ташкил кнлувчн ва Сошкариб турувчи дастлабки бугин хисоблацмиш к,нш,\01\ жамоалари тарихиии ургапиш узига хос ахдмият касо -.»тоди. Узбекистан худудидаги турли вохдларда яшовчи халкдар гурмуп; тарзпдат узига хосликлар эса бу мавзунинг авпало, тарихий-«.uocnii аспектда урганилишшш так,озо килади.
Бундам ташкдри, тад1\Пк,отшшг долзарблпш XIX аср охири-ХХ аср ботларпда Шимолий Фаргопа худудидаги копилок, жамоалари узига хосликларп биринчи марта монографик планда таджик, этпл-гаплпги Пплап хам белгнлапади.
Диссертация кириш, нккн боб, хулоса ва фойдаланилган адабиёт-лар руйхашдап ташкил-тонган,
Кирышда мавзунинг долзарблиги асосланади, тадк,ик,отпинг мак,-сад ва вазифалари, илмий янгилнт, илмай-амалий ах,амиягк курса-тплади, муаммоштг урганилмш даражаси ёритплади.
«XIX аср охири-ХХ аср бошларида Фаргона водийсидаги к,ишлок, Жймо<ь\арп» доб номлапган бирннчи боб 4 фаслдан иборат булиб, уида к,ишлок, жамоаси х;ак,нда умумий тушунча, кртшлок; жамоасининг асоспи вазифалари х,а.мда кцшлок; жамоасшш бошкдриш тартиби х,акпда маълумот берилади ва кишлоя, жамоаларининг асосини ташкил кнлувчп t?p-cyB хсамоаларинпнг узига хосликлари кайд этплади.
Копилок, жамоасининг шкгимоий х,аёти» деб номлангаи иккинчи боб хам туртфаслдан иборат. Ушбу бобда кдшлок, жамоаси ■х.аётида-ш анъешалар, урф-одатлар ва маросимлар х,ак^1да маълумот берилади, узбек халт^и х,аётида мух,им урин тутувчи к^пш-кушничилмк му-носабаглари, оилавий маросимларни утказишда к,ишлок, жамоасининг роли хам да краток, жамоасидаги ижтимоий мупосабатларнинг узига хос хусусиятлари курсатплади.
Диссертация хотимасида бевосита тадкик,от мах,сули уларок; хуло-салар баёи этилган.
PLURAL COMMUNTV OF FERGANA AT Till-: KM) OF XIX AND AT Till'. HKCINUNG OF THE XX CKNTUKIKS.
(Hie historical-cthnographical study).
VALIJON li. KIIAKLIKV.
SUMMARY
The radical changes taking place ¡11 social life urgently call lor objective re-establishing the independence ideology having formed during thousands years and the rai.sal of historical, cultural and literature walues. Not long ago the majority citizens of Uzbekistan were living in rural localities and that is why the study of the rural community history being the cardinal link of organization and realizition of social-political life in villages is of great interest. The peculiarities of life way of people living in diflcreiifregions of Uzbekistan call lor the study this theme in the comparative-historical aspect. Besides, the work is researched in the monographic aspect for the first time.
The dissertation consists of an introduction, 2 chapters, conclusion and a reference-list.
In the introduction the actuality of the theme is grounded, the practical value is characterized, the background is revealed.
The first chapter named "Rural communities of Fergana valley at the end of XlX-at the begining of XX centuries" consists of 4 paragraphs where the general conception about the rural community, their main tasks and the order of management is given.'Here, the peculiarities of the land-water communities being the bulk of rural ones are investigated.
The second chapter named "Social life of rural community" consists of 4 paragraphs too where the ethnographic analysis is presented. I lere, the information about ceremonies and customs having observed by Uzbek people of North Fergana, the role and place of rural community in realizing it, about important principles of interrelations between rural community and its members, about peculiatities of taking part the rural community in family ceremonies-are given.
At the end the main conclusions obtained in the course of research are formulated.