автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Семантическая реализация идеи дуальности в поэзии А. Блока

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Аленькина, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Семантическая реализация идеи дуальности в поэзии А. Блока'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аленькина, Елена Викторовна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Художественный текст как объект лингвистического исследования —

2. Идея дуальности и ее связь с идеей пути в творчестве А.Блока

3. Контраст как реализация идеи дуальности

4. Теория поля в современной лингвистике

ГЛАВА 2. ТЕЗА

ГЛАВА 3. АНТИТЕЗИС

ГЛАВА 4. СИНТЕЗ

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Аленькина, Елена Викторовна

Цели и задачи исследования.

Идея дуальности, как известно, является одной из древнейших в человеческом сознании. В художественном тексте идея дуальности находит свое выражение в отношениях контраста. К контрасту как важнейшей категории художественного текста неоднократно обращались В.В.Виноградов, Б.А.Ларин, М.Б.Борисова, Н.К.Болотнова, И.С.Новикова, Н.В.Павлович, Л.А.Новиков, Е.А.Атаева и др. Несмотря на большое количество научных работ, посвященных изучению контраста, данную проблему нельзя считать до конца исследованной. В диссертационной работе контраст исследуется как одна из важнейших тексто- и смыслообразующих категорий художественного текста, что и обусловливает актуальность данного исследования. Кроме того, актуальность выбранной темы, предполагающей идиостилевой подход к проблеме контраста, обусловлена вниманием современной стилистики и лингвопоэтики к специфике идиостилей отдельных поэтов (работы Н.А.Кожевниковой, Е.А.Некрасовой, Н.К.Соколовой, Д.М.Поцепни, З.Г.Минц, Д.Е.Максимова, Лиао Лее-Йуех, С.А. Станиславской и др.).

Целью данной работы является изучение гексто- и смыслообразующей роли контраста как семантической реализации идеи дуальности в поэтических произведениях А.Блока.

Задачи исследования:

1. изучение построения и развития мифа о дуальности в лирике Блока, непосредственной связи этого мифа с другими мифопостроениями, в частности, с мифом о пути;

2. исследование семантической структуры стилистических фигур, репрезентирующих лексико-семантический контраст в поэзии Блока;

3. изучение эволюции системы контраста в поэтических циклах поэта путем вычленения и анализа оппозитивных смысловых полей, складывающихся под влиянием философко-эстетических воззрений поэта в различные периоды его творчества;

4. выявление основного концептуального контраста, соединяющего в единое целое все поэтические циклы поэта, и тексто- и смыслообразующих единиц более низкого уровня (контрастов циклов, микроконтрастов стихотворений), отражающих эволюцию авторского мироощущения.

Материалом исследования служит практически все поэтическое творчество Блока, представленное в трех книгах стихотворений (циклы «Ante lucem», «Стихи Прекрасной Даме», «Распутья», «Пузыри земли», «Город», «Снежная Маска», «Фаина», «Страшный мир», «Возмездие», «Арфы и скрипки»), а также поэма «Двенадцать».

Методы и принципы исследования.

Основными методами лингвистического анализа, используемыми в данной работе, являются семантико-стилистический, компонентный и контекстологический, а также элементы количественного анализа.

Исследуя идею дуальности, являющуюся центральной в творчестве Блока, в ее семантико-системной реализации, мы вычленяем наиболее значимые для художественной системы поэта оппозитивные смысловые поля и подвергаем анализу «смысловые приращения», возникающие в семантической структуре компонентов противопоставляемых смысловых полей под влиянием контекста; при изучении контактного и дистантного типов контраста методом компонентного анализа вычленяем семы, входящие в семантическую структуру членов контраста, и анализируем отношения между ними.

Научная новизна работы заключается в раскрытии единства идейно-художественной системы писателя через исследование системы контраста, в выявлении связи функционирования этой системы с индивидуально-авторским мифотворческим процессом; в рассмотрении контраста в поэзии

Блока как явления комплексного, включающего в себя разноуровневые единицы языка.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование расширяет наше представление о закономерностях семантической структуры поэтического текста, о комплексной природе контраста и о функционировании его в поэтическом тексте одного стихотворения, цикла произведений, всего творчества поэта. Результаты исследования имеют выход в теорию идиостиля как отражения языковой картины мира автора. Предлагаемая классификация типов контраста может быть использована при изучении других поэтических систем.

Практическое значение работы заключается в возможности использования результатов исследования в преподавании вузовских курсов «Стилистика современного русского языка», «Лингвистический анализ художественного текста», «История русского литературного языка», в спецкурсах и спецсеминарах по языку поэзии, а также при разработке курсовых и дипломных работ, посвященных изучению поэтической системы А.Блока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Идея дуальности, тесно связанная с идеей пути, в творчестве Блока выполняет функцию текстовой интеграции, объединяя отдельные поэтические циклы автора в единое «троекнижие», построенное в соответствии с философской триадой тезис -антитезис - синтез.

2. Контраст как семантическая реализация идеи дуальности является одним из основных тексто- и смыслообразующих компонентов поэзии Блока.

3. Функционирование системы контраста в творчестве Блока связано с явлением индивидуально-авторского мифотворческого процесса. Реализация контраста и его типов отражает особенности авторской картины мира и эволюцию мировосприятия поэта.

4. Специфика функционирования контраста в поэзии Блока проявляется в своеобразии лексико-семантического содержания противопоставляемых смысловых полей, образующих контрасты циклов; в различной степени активности типов контраста, отражающей особенности авторского мироощущения; в том, что формальное и смысловое построение стилистических фигур, реализующих идею контраста, в творчестве Блока подчинено общей логике организации поэтического «троекнижия».

5. Основной стилистической фигурой, репрезентирующей эффект контраста в первой книге стихотворений Блока (тезис), является антитеза (в частности, двуединая антитеза), отражающая максимализм авторского мироощущения данного периода. Во второй книге стихотворений (антитезис) наиболее значимым стилистическим приемом является оксюморон; в третьей (синтез) - прием соположения контрастных слов, что отражает эволюцию авторского миропонимания.

6. Контраст в контексте поэтических произведений Блока является одним из проявлений идиостиля автора, позволяющим воплотить существенные для художественного мира писателя оппозиции.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантическая реализация идеи дуальности в поэзии А. Блока"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Идея дуальности мироздания является одной из основных составляющих человеческого сознания вообще и поэтического мироощущения литературы рубежа веков в частности. В творчестве Блока идея дуальности, или двойственности, становится одной из важнейших идей, объединяющих в единое целое поэтическое творчество автора. Стержнем философско-эстетической системы Блока является мысль о двуначалии мира, о двух «полюсах» мироздания, условно дробящих мир на два противоположные начала: добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьму. Будучи соотносимой с дуалистическими образами-символами литературного наследия прошлого, фольклора, мифологии, религиозных источников и т.п., идея дуальности в творчестве Блока выходит за рамки литературной реминисценции, раскрываясь как глобальная идея-миф, объединяющая в единое целое поэтическое "троекнижие" поэта.

Ориентация на миф, постоянная ассоциативная соотнесенность собственно-авторских образов и идей с идеями, являющимися наследием мировой культуры, своеобразным банком архетипических образов, позволяет Блоку создать ощущение, во-первых, удивительной «спаянности», нераздельности своего творчества, в котором каждое стихотворение вплетено в единый контекст авторского мироощущения; во-вторых, подобным же образом вплести собственное творчество в суперглобальный контекст человеческого миропонимания вообще.

С идеей дуальности в творчестве Блока тесно связана идея пути -одна из важнейших в философско-эстетической системе Блока. Движение, развитие, преодоление, постепенное «воплощение» - неотъемлемые составляющие творческого процесса поэта.

Идея пути и идея дуальности являются для Блока своеобразными идеями-интеграторами, выстраивающими лирические циклы поэта в строгой логической последовательности, объединяющими три книги стихотворений поэта в единое целое. Ключевые для мироощущения Блока образысимволы, образы-понятия проходят, подчиняясь общей логике движения, эволюционируя и изменяясь, через все его творчество, объединяя отдельные поэтические тексты в циклы, а циклы, в свою очередь, - в единое "троекнижие".

Таким образом, миф о дуальности можно рассматривать как один из важнейших компонентов концептуальной картины мира Блока, как своеобразный «генератор смысла», работающий в нематериальной сфере идей, сфере Эйдоса. Проецируясь на материальную плоскость словотворчества, в сферу Логоса, миф о дуальности реализуется в системе конкретных вербальных знаков, словесных образов.

В художественном произведении концептуальная картина мира автора, построенная на дуалистическом мироощущении, находит свое выражение в отношениях контраста.

В данной работе контраст понимается как тексто- и смыслообразующий компонент текста, отражающий дуалистическую концептуальную картину мира автора, эксплицирующий авторское ощущение конфликтов и противоречий действительности с помощью разноуровневых средств языка. При этом под контекстом контраста понимается не только текст-стихотворение, но и текстовые образования более высокого уровня: текст-цикл стихотворений и текст-«троекнижие», включающий практически все поэтическое творчество Блока.

Доминантной для философско-эстетической системы Блока является идея противопоставленности мира сакрального (верхнего, идеального) и мира профанного (земного, реального). Таким образом, контраст "мир идеальный - мир реальный" является основным концептуальным контрастом в поэзии Блока. Концептуальный контраст "мир идеальный -мир реальный" реализуется в поэзии Блока не только на уровне отдельных лексических единиц, но и на уровне смысловых полей. Это позволяет рассматривать контраст не только как бинарную оппозицию лексических единиц в контексте отдельного поэтического текста, но и как рассеянную в пределах текста-цикла оппозицию компонентов противопоставленных смысловых полей.

В контексте отдельных поэтических циклов определяющий для всего творчества Блока контраст "мир идеальный - мир реальный" репрезентируется в системе более частных контрастов циклов, которые, в свою очередь, складываются из контрастных оппозиций, реализующихся в контексте отдельных стихотворений (контактный или дистантный контраст) или (при общей наполненности поэтических текстов цикла компонентами противоположных смысловых полей) в контексте всего поэтического цикла (рассеянный контраст).

В первой книге стихотворений Блока, являющейся тезой философского мироощущения поэта, макроконтраст "мир идеальный - мир реальный" реализуется в системе цикловых контрастов "свет - тьма", "верх

- низ", "поэт - Прекрасная Дама", "внутренняя динамика - покой", "раньше

- сейчас".

В циклах первой книги стихотворений присутствует четкая пространственная организация: мир высший, сакральный, противопоставлен миру земному, профанному; при этом «верх» является положительно маркированным компонентом философско-эстетической парадигмы поэта.

Компоненты смыслового поля света в абсолютном большинстве поэтических текстов первой книги стихотворений имеют положительную коннотацию, а компоненты смыслового поля тьмы - отрицательную.

Во второй книге стихотворений, представляющей собой своеобразную философско-эстетическую антитезу первой книги, контраст становится более сложным, значительно расширяется контекст контраста. Если в первой книге контраст присутствовал на уровне текста-четверостишия, текста-стихотворения и текста-цикла, то во второй книге контекст контраста расширяется до размеров «двукнижия», возникает «межцикловый» контраст, репрезентирующий оппозицию первой и второй книги, тезиса и антитезиса.

Во второй книге стихотворений Блока макроконтраст "мир идеальный - мир реальный" реализуется в системе цикловых контрастов "свет - тьма", "верх - низ", "Прекрасная Дама - Снежная Дева".

Смысловая наполненность компонентов смысловых полей света и тьмы, их оценочная коннотация в поэтических текстах второй книги по сравнению с ранними циклами изменяется. В цикле «Город» свет перестает быть неземной мистической субстанцией (каковой он являлся, например, в «Стихах о Прекрасной Даме»), трансформируясь в свет земной, рукотворный, профанный. В поэтическом языке Блока появляется устойчивое словосочетание "электрический свет", символизирующее искусственный, лживый свет. Компоненты смыслового поля тьмы в цикле имеют ярко выраженную отрицательную коннотативную маркированность.

Художественное пространство циклов «Снежная Маска» и «Фаина», написанных Блоком во многом под влиянием философии Ницше, представляет собой некий «антимир» по отношению к художественному пространству циклов первой книги стихотворений и является результатом кардинального изменения мироощущения поэта, переоценки им важнейших нравственно-философских категорий. Компоненты смыслового поля тьмы являются (в отличие от их коннотации в ранних поэтических циклах) положительно маркированными компонентами в философско-эстетической системе Блока данного периода; компоненты смыслового поля света, напротив, имеют отрицательную коннотативную маркированность.

Третья книга стихотворений Блока представляет собой своеобразную попытку синтеза, объединения противоположных идейно-художественных ценностей первой и второй книг стихотворений (тезиса и антитезиса).

Попытка синтеза "тезы" и "антитезы" в третьей книге стихотворений не несет в себе гармонии, так как романтическое мироощущение Блока предполагает "поляризацию" мироздания, четкое разделение его на добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьму. Смешение, соединение воспринимается поэтом как трагедия, крушение идеальной системы ценностей, как профанация, уничтожение важных для поэта философско-эстетических категорий.

В третьей книге стихотворений Блока наиболее значимыми являются оппозиции «свет - тьма», «жизнь - смерть», «музыка гармонии - музыка дисгармонии», «музыка - тишина».

Стремление к объединению противоположных начал, категорий мироздания в третьей книге стихотворений приводит к тому, что компоненты противоположных смысловых полей утрачивают свою безусловную коннотативную маркированность, присутствовавшую в их значении в первых двух книгах стихотворений.

Компоненты смыслового поля света в поэтических текстах третьей книги стихотворений не являются положительно маркированными компонентами философско-эстетической парадигмы поэта (как это было в циклах первой книги). В ряде контекстов происходит сближение символических и метафорических значений компонентов смысловых полей света и тьмы, что находит свое отражение в стилистическом приеме соположения слов, имеющих противоположные дифференцирующие семы.

Контраст «музыка гармонии - музыка дисгармонии» символически отражает оппозицию первой и второй книг стихотворений Блока. В цикле «Арфы и скрипки» поэт пытается объединить, «примирить» противоположные философско-эстетические системы первой и второй книг стихотворений (тезиса и антитезиса), результатом чего является появление одного из наиболее значимых в цикле образа-символа мирового оркестра.

В поэме «Двенадцать» идея синтеза противоположных начал, категорий мироздания, отражающая антиномичность блоковского мироощущения позднего периода творчества, реализуется через создание противоречивых образов двенадцати красногвардейцев, образов, сочетающих в себе сакральное и профаническое, божественное и демоническое.

Лексико-семантический контраст в поэзии Блока репрезентируется следующими стилистическими приемами:

1) Стилистический прием антитезы (антитеза явная, размытая, потенциальная, двуединая). Явная антитеза всегда строится на словах-атонимах (Мне - беспокойство и печаль,// Тебе - покой и примиренье, [1, 141]); размытая антитеза основывается на контрасте слов, для которых характерно противопоставление дифференциальных сем одного компонента потенциальным семам другого компонента (Я чувствовал вверху незыблемое счастье,// Вокруг себя - безжалостную ночь, [1, 12]); потенциальная антитеза создается благодаря противопоставлению потенциальных сем обоих компонентов (Мы встретились с тобою в храме// И жили в радостном саду.// Но вот зловонными дворами// Пошли к проклятью и труду., [2, 191]); для двуединой антитезы характерна оппозиция и дифференцирующих, и потенциальных сем противопоставленных компонентов (Я знал, что судороги губ// Открыли их позор,//Что пили ночь и забытье,// Но день их опалил., [2, 181]).

2) Стилистический прием "стирания" антитезы, при котором происходит "снятие", погашение заявленной автором антитезы, не приводящее, однако, к уничтожению контраста (И в дождливой сети - не белой, не черной - //Каждый скрывался - не молод и не стар. [2, 163]).

3) Стилистический прием оксюморона, заключающийся в соединении противоположных качеств, свойств, признаков одного и того же денотата. Чаще всего оксюморон выражен атрибутивным сочетанием (Я видел мрак дневной и свет ночной. [1, 56]).

4) Прием оксюморонного сопоставления. Контекст оксюморонного сопоставления шире, чем контекст собственно оксюморона. Если оксюморон чаще всего репрезентируется атрибутивным сочетанием, то оксюморонное сопоставление репрезентируется в пределах различных единиц синтагматической последовательности. (Самый огнь - слепые очи// Не сожжет мечтой былой.// Самый день - темнее ночи// Усыпленному душой, [1,86]).

5) Контраст словесных рядов. В отличие от антитезы, представляющей собой бинарное противопоставление, контраст словесных рядов представляет собой многочленную оппозицию, состоящую в противопоставлении смыслов не отдельных лексем, а ряда лексем. (Например, в стихотворении "Незнакомка" словесный ряд рестораны, крендель булочной, женский визг метафорически отражает состояние реального мещанского мира, который противопоставляется таинственному, ирреальному миру Незнакомки, метафорическим выражением которого является словесный ряд дыша духами и туманами. она садится у окна. И веют древними поверьями ее упругие шелка).

6) Прием соположения контрастных слов, представляющий собой антиномическую конструкцию, в которой слова, принадлежащие к разным смысловым полям, сосуществуют в одном контексте, но не противопоставляются. (Черный вечер.// Белый снег. [3, 347]).

Основной стилистической фигурой, репрезентирующей эффект контраста в первой книге стихотворений Блока (тезис), является антитеза (в частности, двуединая антитеза), отражающая максималистичность авторского мироощущения данного периода. Во второй книге стихотворений (антитезис) наиболее значимыми стилистическими приемами являются оксюморон и оксюморонное сопоставление; в третьей (синтез) -прием соположения контрастных слов, что отражает эволюцию авторского миропонимания.

Композиционный контраст в поэзии Блока реализуется на уровне текста-стихотворения, текста-цикла и на уровне макротекста - всего творчества поэта.

Композиционный контраст на уровне текста-стихотворения основан на противопоставлении композиционно значимых фрагментов поэтического текста и выполняет функцию усиления других типов контраста (лексико-семантического, стилистического и т.д.).

Композиционный контраст на уровне текста-цикла отражает лирическое движение сюжета. Чаще всего он реализуется в противопоставлении первого и последнего стихотворений цикла.

На уровне макротекста - всего творчества поэта композиционный контраст выполняет важную текстообразующую функцию и функцию интеграции отдельных поэтических циклов в единое целое, отражает философско-эстетическую позицию автора, позволяя рассматривать три книги стихотворений Блока в виде своеобразной триады - тезис, антитезис, синтез.

Таким образом, контраст как реализация идеи дуальности в контексте поэтических произведений Блока является одним из основных тексто- и смыслообразующих компонентов. Специфика функционирования контраста в поэзии Блока проявляется в своеобразии лексико-семантического содержания противопоставляемых смысловых полей, образующих контрасты циклов; в различной степени активности типов контраста, отражающей особенности авторского мироощущения; в том, что формальное и смысловое построение стилистических фигур, реализующих идею контраста, в творчестве Блока подчинено общей логике организации поэтического «троекнижия». Контраст в поэзии Блока является одним из проявлений идиостиля автора, позволяющим воплотить существенные для художественного мира писателя оппозиции. Реализация контраста и его типов связана с особенностями авторской картины мира и отражает эволюцию мировосприятия поэта.

 

Список научной литературыАленькина, Елена Викторовна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. -М.-Л., 1960.

2. Список использованной литературы.

3. Абрамец И.В. Символ «круг» в лирике Александра Блока // ФН. 1984.-№6.- С. 64-69.

4. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.

5. Анализ одного стихотворения: Межвузовкий сборник. Л., 1985.

6. Андреева Г.В. Языковое выражение контраста и его стилистические функции в художественной прозе (на мат. англ. яз.) / Автореф. дис. . канд. филол. наук.- Л., 1984.

7. Анищев О.Н. О соотношении ядра и периферии в глагольной ЛСГ // Типы языковых парадигм.- Свердловск, 1987.- С. 4-5.

8. Античные теории языка и стиля. СПб, 1996.

9. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. -М., 1974.

10. Арнольд И.В., Андреева Г.В. Лексическое варьирование в контексте контраста // Значение и его варьирование в тексте. Волгоград, 1997.- С. 3-11.

11. Асмус В. Эстетика русского символизма // Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики.- М., 1968.- С. 531-609.

12. Ю.Атаева Е.А. Лингвистическая природа и стилистическая функция оксюморона / Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1966.

13. Бакина М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX XX веков. -М., 1986.

14. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М., 1975

16. Бахтин М.М. Искусство словесного творчества. М., 1979.

17. Бахтин М.М. К эстетике слова // Контекст 1973.- М., 1974.- С. 285-280.

18. Белодед И.К. Символика контраста в поэтическом языке Анны Ахматовой // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971. -С. 269-279.17. Библия.

19. Биценцова Л. А. Языковые и контекстуальные антонимы в романе Ю.Бондарева «Берег» // Языковые и речевые единицы в лексике и фразеологии русского языка : Межвуз. сб. науч. тр. Курск, 1986. -С. 108-116.

20. Блок и музыка.- М.-Л., 1972.

21. А. Блок и современность.- М., 1981.

22. Александр Блок. Исследования и материалы. -Л. 1991.

23. Александр Блок, Андрей Белый. Диалог поэтов о России и революции. -М., 1990.

24. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

25. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.

26. Борисова Л.М. Проблема художественного синтеза в теории русских символистов // ФН.- 1990.- №5.- С. 12-21.

27. Борисова М.Б. Драматургическая специфика семантики слова // Вопросы теории и истории языка. СПб, 1993.

28. Борисова М.Б. Еще раз об «общей образности», «упаковочном материале» и их отражении в словаре писателя // Вопросы стилистики. Межвуз. научн. сборник.- Вып. 6. Саратов, 1973. - С. 89-109.

29. Борисова М.Б. Слово в драматургии Горького. Саратов, 1970.

30. Борисова М.Б. Современные методы изучения художественной речи // Вопросы стилистики. Функциональные стили русского языка и методы их изучения. Межвуз. науч. сб. Вып. 18. - Саратов, 1982.- С. 94-116.

31. Борухов Б.JI. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.- С. 109-117.

32. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М., 1971.- С. 19-27.

33. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1958.

34. Бутырин К.М. Проблема поэтического символа в русской литературе XIX XX вв. // Исследования по поэтике и стилистике. - Л., 1972. -С. 248-260.

35. Быстров В.Н. Идея преображения мира в сознании и творчестве А.Блока // Литература и история. Спб, 1992.- С. 212-228.

36. Васильев Л.М. Теория семантических полей //ВЯ.- 1971 № 5.

37. Введенская Л.А. Проблемы лексической антиномии и принципы составления словаря антонимов / Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -Ростов, 1973.

38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М., 1989

39. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лекикология и лексикография. М., 1977.

40. Виноградов В.В. О теории поэтической речи // ВЯ. 1962.- №2.- С. 3-17.

41. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.- М., 1959.

42. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.,1959.

43. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

44. Волков В.В. «Слово, яснее полдня.» (Антонимы в поэтическом мышлении Роберта Рождественского) // Русская речь. 1988. - №6.-С. 34-38.

45. Волошин М. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Эренбург И Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции.-М., 1990.-С. 591-593.

46. Гальперин И.Р. К проблеме зависимости предложения от контекста // ВЯ.- 1977.-№1.- С. 48-55.

47. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // ВЯ.- 1974.- №6.- С. 68-77.

48. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.

49. Гаспаров M.J1. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1918: Антология. -М., 1993. С. 5-44.

50. Гаспаров Б.М., Лотман Ю.М. Игровые мотивы в поэме «Двенадцать» // Тезисы I Всероссийской (III) конференции «Творчество А.А. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1975.- С.53-63.

51. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. -М., 1969-1971.

52. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974.

53. Григорьев А. Мифы в поэзии и прозе русских символистов // Литература и мифология. Л., 1975.

54. Грякалова Н.Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока //Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1987.- С. 58-68.

55. Дербенев Г.И. Антиномия борьбы и покоя в поэзии А. Блока // Поэзия А.Блока и фольклорно-литературные традиции. Омск, 1984.- С. 78-96.

56. Долгих Н.Г. Теории семантического поля на современном эта)е развития ^ семасиологии // НДВШ. ФН. 1973. - № 1.

57. Елисеева М.Б. Семантический объем слова сад в культурно-историческом контексте: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Спб, 1991.

58. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.58.3айнетдинова К.М. Принципы семантико-стилистической организациитекста (на материале художественной речи): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 2000.

59. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975.

60. Иванова В.А. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982.

61. Исупов К. Г. Историзм Блока и символистская мифология истории (введение в проблему) // Александр Блок. Исследования и материалы. -Л., 1991.- С. 3-21.

62. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976

63. Караулов Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // НДВШ. ФН. -1972.- № 1.

64. Кеворкова З.Г. Об антонимичности словообразовательных гнезд // РЯВШ,- 1978.- №5.- С. 81-85.

65. Кекова С.В. К вопросу о поэтическом языке А.Тарковского // Вопросы стилистики. Стилистика художественной речи. Саратов - Вып. 22. -С. 55-64.

66. Киселева И.В. Специфика языковой реализации основных семантических зон в «Крымских сонетах» Адама Мицкевича и в их русских переводах: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб, 2001.

67. Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск, 1974.

68. Климкова А.А. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // ФН.- 1991.-№1.- С. 45-54.

69. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. -М., 1986.

70. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб, 2002.

71. Колесова Е.А. Лексика пространства в фольклорных текстах (на материале заговоров): Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб, 2002.

72. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX -XX вв. М., 1990.

73. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М., 1980.

74. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.

75. Комиссаров В.Н. Проблема определения антонима (о соотношении логического и языкового в семасиологии) // ВЯ. 1957. - № 2.- С. 49-58.

76. Комлев И.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.

77. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэтике и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX вв.-М, 1975.-С. 207-251.

78. Крадожен Е.М. Лексический повтор как композиционный прием в поэтическом цикле А.Блока «Снежная Маска» // Язык и композиция художественного текста. М., 1986. - С. 53-64.

79. Кривченко Е.Л. К понятию "семантическое поле" и методам его изучения // НДВШ. ФН. 1973. - № 1.

80. Кузнецов A.M. Структурно-семантические параметры в лексике. -М., 1980.

81. Кузнецова А.И. Понятие семантической системы языка и методы ее исследования. М., 1968.

82. Кузнецова О.А. Понятие «однострунность многострунность» у Блока (к вопросу о формировании лирической «трилогии» // Александр Блок. Исследования и материалы. - Л., 1987.- С. 69-78.

83. Лавров А.В. Маргиналии к блоковским текстам. // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991.- С. 165-197.

84. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избранные статьи. Л., 1974.

85. Левинтон Г.А. Заметки о фольклоризме Блока // Миф фольклор -литература. - Л., 1978.-С. 171-185.

86. Лиао Лее Йуех. Антитеза как художественное средство // Мат. XXVII Межвуз. науч.-метод. конференции. Вып. 12. Секция стилистики русск. яз., часть 1, 2. - Спб., 1998, с. 31-33.

87. Лиао Лее Йуех. Стилистика контраста в автобиографической прозе М.Горького и И.Бунина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Спб, 1999.

88. Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов-Калинин, 1979.

89. Лингвистические исследования художественного текста,- Ашхабад, 1987.

90. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX начала XX вв.-М., 1975

91. Лихачев Д.С., Панченко A.M. "Смеховой мир" Древней Руси. Л. 1976.

92. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М., 1974.

93. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

94. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М., 1990.

95. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев B.C. Сочинения в 2-хт. М., 1990. - Т. 1. - С. 3-32.

96. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М., 1991.

97. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М. 1972.

98. Лотман Ю.М. К современному понятию текста: Лингвистические исследования // Уч. зап. Тарт. ун-та.- 1986.- Вып. 736.- С. 104-108.

99. Лукина Г.Н. Синонимы и антонимы в пределах лексико-семантической группы слов // Лексикографический сборник АН СССР отдел, литературы и языка. М., 1963.- Вып. VI.- С. 105-116.

100. Львов М.Р. К вопросу о типах лексических антонимов // РЯВШ. -1970.-№3.-С. 71-76.

101. Максимов Д.Е. Ал. Блок и Вл. Соловьев (по материалам из библиотеки Ал. Блока) // Творчество писателя и литературный процесс. -Иваново, 1981.-С. 115-189.

102. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник II. Тарту, 1972.- С. 25-121.

103. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.- С. 199-239.

104. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975.

105. Мамута И.А. Пространство как феномен поэтического речевого мышления (на материале лирики А.Блока): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1999.

106. Матвиевская Л.А. Контраст и антитеза (на материале произведений М.Ю.Лермонтова) //РЯВШ. 1978. - № 5.- С. 65-72.

107. Машбиц-Веров И.М. Русский символизм и путь А.Блока. -Куйбышев, 1969.

108. Маяковский В.В. Сочинения в 2-х т. Т. II. - М., 1988.

109. Медведева И.J1. К вопросу о сходстве семантических структур слов-антонимов (опыт психолингвистического анализа) // Значение и его варьирование в тексте. Волгоград, 1987. - С. 92-100.

110. Медведева И.Л. О некоторых спорных вопросах трактовки сущности и специфики явления лексической антонимии // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. - С. 43-49.

111. Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования антонимии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. - С. 68-81.

112. Медникова Э.М. Семантическая структура текста и перевод // Семантическая структура текста и ее компоненты. Калининград. -1989.-С. 45-51.

113. Миллер Е.Н. Межчастеречная антонимия // ФН. 1981.- № 1.- С. 78-82.

114. Миллер Е.Н. Отображение в антонимии неязыковых явлений // ВЯ.-1979.- №1.- С. 40-51.

115. Миллер Е.Н. Полисемия лексических антонимов (на материале немецкого языка) // ФН,- 1984. №6. - С. 80-81.

116. Миллер Е.Н. Природа лексической и фразеологической антонимии. -Саратов, 1990.

117. МинцЗ.Г. Лирика Блока (1907-1911)-Тарту. 1969.

118. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма//Уч. зап. Тарт. ун-та.-Тарту, 1986.- Вып 735: Блок. сб. 7.- С. 7-24.

119. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Уч. зап. Тарт. ун-та. 1979. - Вып. 459.

120. Минц З.Г. Строение «художественного мира» и семантика словесного образа в творчестве Ал. Блока 1910-х гг. // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А.А. Блока и русская культура XX века». -Тарту, 1975.-С. 43-47.

121. Минц З.Г. Функция реминисценций в поэтике А.Блока // Труды по знаковым системам. Вып. 6. - Тарту, 1973.

122. Москович В.А. Статистика и семантика. М., 1969.

123. Нижегородова Е.И. Композиционно-речевая организация макротекста первой книги стихов Максимилиана Волошина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1996.

124. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Философская поэма.- Алма-Ата, 1991.

125. Новиков JI.A. Лингвистическое толкование художественного текста. — М., 1979.

126. Новиков Л.А. Русская антонимия и ее лексикографическое описание // Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.- С. 5-30.

127. Новиков Л.А. Семантика русского языка : Уч. пособие. М., 1982.

128. Новиков Л.А. Противоречие как прием // Филол. сборник (к 100-летию со дня рожд. акад. В.В.Виноградова). М., 1995. - С. 326-334.

129. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

130. Новикова И.С. Повтор, вариативность, контраст и семантическая организация текста (к обоснованию интегративного подхода как принципа лингвистического описания) // ФН,- 1997. -№4.- С. 76-84.

131. Новикова Н.С. Семантическое поле обозначений воли в современном русском языке: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1985.

132. Образное слово А.Блока.-М., 1980.

133. Одинцов В.В. Стилистика текста М., 1980.

134. Осипов Б.И. Метафора и символ (терминологический аспект) // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная: Сб. научн. тр. / Под ред. К.П.Степановой. Омск, 1994.- С. 50-60.

135. Очерки истории языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. -М., 1994.

136. Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. -М., 1979.

137. Павлович Н.В. Сила и сложность семантического противопоставления в оксюмороне // Проблемы структурной лингвистики 1979. М., 1981.-С. 231-243.

138. Петрова Т.С. Эстетическое осмысление лексемы свет в лирике А.Блока // Формирование семантики и структуры художественного текста: Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, 1984.- С. 25-33.

139. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект: Автореф. дис. . докт. филол. наук. -М., 1992.

140. Подкорытова Т.И., Клименко Н.В. Мифопоэтический сюжет поэмы А.Блока «Соловьиный сад» // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная: Сб. научн. тр. / Под ред. К.П.Степановой. -Омск, 1994.- Вып. 2.- С. 3-27.

141. Полигцук Г.Г. Семантико-стилистический анализ спонтанных и неспонтанных текстов // Вопросы стилистики. Устная и письменная формы речи.- Саратов, 1989.- Вып 23.- С. 7-24.

142. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М. 1978.

143. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.

144. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.

145. Постникова И.И. Цветовой контраст в повести К.Паустовского «Исаак Левитан» // Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики: Межвуз. сб. науч. тр.- Самара, 1997.- С. 135-140.

146. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.

147. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. Спб, 1997.

148. Поцепня Д.М. О словесном воплощении художественной идеи (по прозе Блока) // Вестник ЛГУ, 1972. Вып. 3.- С. 114-125.

149. Поцепня Д.М. О единстве эстетических свойств слова в поэзии и прозе А.Блока // Вопросы стилистики.- Саратов, 1972.- Вып 4.- С. 76-83.

150. Поцепня Д.М. Проза А.Блока: Стилистические проблемы. Л., 1976.

151. Приходько И.С. Мифопоэтика А.Блока.- Владимир, 1994.

152. Приходько И.С. Мифопоэтика «Песни судьбы» А.Блока // Изв. РАН. Сер. лит. и яз.-М., 1993.-Т. 52.-№ 6.-С. 38-51.

153. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

154. Семантика целого текста. Тезисы выступления на совещании (Одесса, сентябрь 1987). М., 1987.

155. Семина Р.В. Лексические средства создания контраста в публицистике военных лет 1941-1945 / Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1977.

156. Сергеева Е.В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах А.А.Блока: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1990.

157. Синельникова Л.Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках. Монография. Луганск, 1993.

158. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. Спб, 1993.

159. Слово в художественной речи. Владимир, 1985.

160. Смирнова Г.А. А. Блок. К описанию «картины мира» // Поэтика и стилистика: 1988-1990. М., 1991.- С. 156-165.

161. Соколова Н.К. Поэтический строй лирики Блока. Воронеж, 1984

162. Соколова Н.К. Слово в русской лирике начала XX века. Воронеж, 1980.

163. Соколова Н.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // ФН. 1977. - № 6.- С. 60-69.

164. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1990.

165. Соломенко О.И. О жанре заклинаний в поэзии Александра Блока // Поэзия А.Блока и фольклорно-литературные традиции: Межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1984. - С. 29-41.

166. Станиславская С.А. Контраст как принцип организации поэтического текста (на материале поэзии А.Ахматовой и Н.Гумилева): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 2001.

167. Супрун А.Е., Клименко А.П. Ассоциативная лексикография и изучение лексической системности // Теория языка и словари. -Кишинев, 1988. С. 58-62.

168. Сухоцкая Е.Б. Метафора и лексическая организация поэтического текста (на материале поэзии метафористов) // Человек. Культура. Слово:

169. Мифопоэтика древняя и современная: Сб. научн. тр. / Под ред. К.П. Степановой. Омск, 1994.- С. 61-72.

170. Тарасова И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И.Анненского): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 1994.

171. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация. Виды наименований. М., 1977. - С. 129-271.

172. Теория метафоры. М., 1990.

173. Тимофеев Л. И. Поэтика контраста в поэзии Александра Блока // Русская литература. 1961.- №2.- С. 98-107.

174. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. М., 1963.

175. Топорков А.Л. Из мифологии русского символизма. Городское освещение // Уч. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1985 - Вып. 657.- С. 101-112.

176. Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры. М., 1990. -С. 82-109.

177. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962.

178. Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. -М., 1968.

179. Филмор Ч. Об организации семантической информации в словаре // Новое в зарубежной лингвистике. Вып 14. - М., 1983. - С. 23-60.

180. Фоменко И.В. Лирический цикл как метатекст // Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Калинин, 1979.- С. 112-127.

181. Формирование семантики и структуры художественного текста. -Куйбышев, 1984.

182. Хованская З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов, 1975.

183. Художественный текст: единицы и уровни организации. Омск, 1991.

184. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста (лирика). -Воронеж, 1987.

185. Чернухина И.Я. Основы контрастивной поэтики. Воронеж, 1990.

186. Чернухина И.Я. Поэтическое речевое мышление. Воронеж, 1993.

187. Шабанова Н.А. Традиционное и индивидуальное в семантической структуре символа (на материале символа роза в русской поэзии): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Саратов, 2000.

188. Шайкевич А.Я. Дистрибутивно-статистический метод в семантике // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. -С. 353-378.

189. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972.

190. Шидо Т. А. Психолингвистическое описание лексических единиц семантического поля ощущения: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Саратов, 1989.

191. Шкуркина Ю.А. Функционально-семантический анализ свето- и цветообозначений (на материале произведений А.Блока): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 1998.

192. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., 1964.

193. Щур Т.С. Теория поля в лингвистике. М. 1974.

194. Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение) // Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

195. Эпштейн М.Н. Диалектика знака и образа в поэтических произведениях А.Блока // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.- С. 340-342.

196. Эпштейн М.Н. Новое в классике (Державин, Пушкин, Блок в современном восприятии) II Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX XX веков. - М., 1988.- С. 82-119.

197. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991.

198. Язикова Ю.С. Эстетическая номинативность и ее обусловленность индивидуальным стилем // Вопросы теории и истории языка. -СПб, 1993.

199. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

200. Якобсон Р. Язык и бессознательное.- М., 1996.

201. Якубовская М.Д. Оппозиция сумрак/сумрак в поэтическом тексте А.Блока//Проблемы структурной лингвистики 1979-М., 1981.- С. 253-262.

202. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978.

203. Словари и справочные издания.

204. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

205. Введенская JI.A. Словарь антонимов русского языка.- Ростов, 1982.

206. Горбачевич К.С. Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка.-Л., 1979.

207. Караулов Ю.Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. М., 1980.

208. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М., 1990.

209. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред.

210. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

211. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

212. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1991.

213. Русский язык: Энциклопедия / Под ред Ю.Н.Караулова. М., 1998.

214. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И.Тимофеева,1. C.В.Тураева. М., 1974.

215. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. — М.-Л. 1961.

216. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1977.