автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Акишина, Екатерина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Акишина, Екатерина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.С.

ГЛАВА I: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.С.

1. Из истории семиотики.С.

2. Проблемы музыкальной семиотики в смежных науках (философия, эстетика, лингвистика).С.

3. Семиотические подходы в музыковедении.С.

4. Семиотическая проблематика в работах российских музыковедов 1990-х гг.С.

ГЛАВА II: ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ А. ШНИТКЕ. СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЗНАКА.С.

1. Первостепенная роль символа.С. а) символы общемузыкальные.С. б) символы индивидуально-авторские.С.

2. Этические понятия <щобро и зло» как основа символики в творческом мышлении композитора.С. а) Символика зла.С.

Зло инфернальное, или «Das Böse».С.

Зло как «сломанное добро».С. б) Символика добра.С.

Катарсис как добро высшее.С.

Contritio (покаяние) как добро человеческое.С.

ГЛАВА III: СЕМАНТИКА ИКОНА И ИНДЕКСА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ШНИТКЕ.С.

1. Особенности иконической стороны в музыке А. Шнитке.С.

2. Эмоциональные процессы.С.

3. О специфике индекса.С.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Акишина, Екатерина Михайловна

Данная диссертация посвящена выявлению семантических особенностей музыки А. Шнитке.

Актуальность темы исследования. Творческое наследие А. Шнитке уже получило в музыкальной науке освещение, вполне достойное для крупнейшего композитора второй половины XX столетия. Здесь - капитальные монографии [Холопова, Чигарёва, 1990; 1уа$кк1п, 1996], беседы и диалоги с автором, выявляющие уникальные черты его личности, художественную концепцию его музыки в целом и особенности замысла и истории создания отдельных произведений [Ивашкин, 1994; Холопова, 1990; Цыпин, 1999; Шульгин, 1993], многочисленные исследования, посвященные жанрово-стилистическим проблемам творчества композитора и частным особенностям его музыкального языка [Бобровский, 1990; Вартанова, 2001; Васильева, 2000; Демченко, 2001; Дьячкова,. 2001; Ивашкин, 1995, 1999; Казу-рова, 1999; Кочанова, 2001; Пономарев, 1999; Рыжкин, 1990, 1999; Савенко, 1981, 1991; Севастьянова, 2000; Христиансен, 2000;Чига-рёва, 1997, 1989; СНоЪроуга, 1994; Бамепко, 1990] (литература по проблемам музыкальной семиотики отдельно рассматривается в I главе диссертации). Бесспорно, что в подавляющем большинстве музыковедческих работ А. Шнитке предстает как композитор-философ, для которого музыка является необходимым способом интонационно-эмоционального «озвучивания» мысли с очевидно повышенной степенью знаковости и символичности выражения. Однако, как это ни парадоксально, творчество А. Шнитке до сих пор в полной мере не представало в свете методологических принципов и понятийного аппарата той науки, которая видится нам необходимой для определения особенностей художественного мира композитора, а именно - музыкальной семиотики. Вместе с тем, необходимо принять во внимание и то положение вещей, при котором семиотика и ее важнейшая составляющая часть - семантика, оказывая мощное влияние на сферу современного гуманитарного знания, в своих музыковедческих интерпретациях выглядит весьма противоречиво. Закономерно возникает потребность в упорядочивании основных понятий и категорий музыкальной семиотики ради дальнейшего развития и уточнения новых методов музыковедческого анализа.

Таким образом, формулируя главную цель диссертации -представить творчество А. Шнитке в контексте семиотических проблем изучения музыкального искусства, - прежде всего нужно разрешить важнейшую частную задачу: выявить те концептуальные положения музыкальной семиотики, которые, на взгляд автора, наиболее соответствуют и специфике европейской музыки Нового времени в целом, и творчеству А. Шнитке в частности. Отсюда вытекает структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех Глав, из которых первая целиком посвящена обзору литературы и анализу семиотических концепций музыки, Заключения, Библиографии и Приложения, состоящего из нотных примеров и некоторых литературных текстов, использованных А. Шнитке.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Семантические аспекты анализа творчества А. Шнитке"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семиотика и ее составляющая часть - семантика - являются той областью научного знания, которая оказалась в .цещре-внимания гуманитарной мысли XX века. Именно в данную эпоху культурно-историческая парадигма отличается повышенным интеллектуализмом, часто зашифрованностью смыслов, и очевидном зиакоеохшью. Поэтому здесь семиотический и семантический подходы в изучении искусства оказались максимально адекватными характеру культуры своего времени. И в музыкальной сфере понятие музыкальной ¿емш-тики, введенное Б. Асафьевым на русском языке с 30-х годов, отвечает самой сухи музыкальной мысли в академической .культуре ХХ столетия. Закономерно, что область музыкальной семантики пред? ставлишт .собой результативное .направление в исследования* музыкального содержания - новой ветви музыкознания, которая также постепенно сложилась на протяжении XX века.

Фигура А. Шнитке-художника в высшей степени характерна для XX века. Интеллектуализм его мышления, общее музыкальное сознание композитора питались разными истоками. Исторически он оказался непосредственным преемником концепционного симфонизма -линии музыки Л. Бетховена, П. Чайковского, Г. Малера, Д, Шостаковича. Складу его личности свойственны рационализм несклонность к математической точности. А. Шнитке стал и видным ученым - теоретиком музыки, и ярким мыслителем философского склада. Он и глубоко впитал в себя чувствознание эпохи XX века, и сам, своим мышлением и творчеством, создавал эту эпоху. Интеллектуально насыщенное искусство А. Шнитке удивительно знаково по своей сущности, и поэтому семиотический и семантический подходы к его творчеству закономерны, как соответствие «подобного подобному» (И.-В. Гёте).

Обобщим наиболее существенные результаты влределах доставленной в работе цели.

В музыке А. Шнитке обнаруживается такое соотношение трех типов семантических знаков (одновременно - трех сторон музыкального содержания), при котором превалирование сммялпик-и иыавпярт принадлежность творчества композитора искусству своего времени. У А. Шнитке можно усмотреть практически все виды символики, существующие в XX веке (включая крайнее ее проявление - тотальную символику с отсутствием всякого звучания), которые композитор превращает в некие смысловые реальности. В то же время специфика его символической шкалы состоит в том, что все ее виды окрашены этическим отношением к миру музыкальных образов, с четким «целением на добро и зло. Даже такое произведение, как «Pianissimo.», основанное на чисто динамических, энергетических эмоциях, которые сами ло себе, .казалось бы, не могут содержать лравствешшх-аспек-тов, на уровне символа несет подчеркнуто моральную проблематику. Рассказ Ф. Кафки, в котором поставлена проблема «преступления и наказания»,.продолжает генеральную тему .великой жиравой—шнтера-туры, особенно Ф. Достоевского. Символически используемые ассоциации с литературным источником способны сообщить звучанию пьесылреденьно экепрессисшистическоевьфажение.

Соответственно в иконической стороне музыки А. Шнитке, в таком .широком шассе эмоций, как конкретно -тематячеаше, доминирует окрашенность ощущением добра и зла. При этом композитор не стремится к смешению положительного и отрицательного начал: наоборот, он их четко разделяет. Другой тип эмоций - общединамические - является также новаторским в эмоциональном содержании музыки А. Шнитке. Ведь присутствие данного типа эмоций встречается далеко не у каждого композитора. Общединамические эмоции - дерзкая, смелая находка XX века. И сам факт их присутствия в произведениях А. Шнитке - важный показатель его художественных открытий.

Вместе с тем, специфика применения общединамических эмоций у А. Шнитке состоит в том, что он придает им ярчайшее выражение, столь свойственное русскому искусству. Они обладают повышенной силой экспрессии, и в этом А. Шнитке подобен раннему И. Стравинскому и Д. Шостаковичу всех периодов творчества. И даже произведение статического характера - «Pianissimo.» - заканчивается динамическим взрывом forte-fortissimo, что в целом не было типичным для аналогичных замыслов зарубежных композиторов: их сочинения имели чисто статические формы (Т. Сикорский. «Гомофония для ансамбля инструментов»; 3. Краузе. Пьеса для оркестра № 1).

Эмоциональные процессы в музыке А. Шнитке весьма многообразны, и это составляет еще одну примечательную черту иконической стороны его творчества. Подобно явлению полистилистики, где композитор интонационно-семантически охватил все периоды европейской истории музыки, эмоциональные процессы отразили также музыкальные парадигмы предшествующих эпох. Помимо того, А. Шнитке принадлежит, на наш взгляд, открытие нового типа эмоциональных процессов, на котором строится почти вся опера «Джезу-альдо».

В изобразительной стороне музыки А. Шнитке, отмеченной знаком «индекса», имеется по крайне мере две оси контрастов. Одна из них охватывает явления от самых крупных в природе до самых детальных в поэтическом образе (мы говорили об этом при анализе вокального цикла «Три стихотворения Марины Цветаевой»). Другая ось - предметность, с одной стороны, в условиях мистического, сакрального, и, с другой, - беспредметность как грань незримого, потустороннего. Все это в целом, даже в такой «неизобразительный» век, как

XX столетие, очерчивает чрезвычайно своеобразный и новаторский мир изобразительного у А. Шнитке.

А. Шнитке - композитор, уже утвердившийся как классик XX столетия, о котором опубликованы многочисленные высокопрофессиональные музыковедческие исследования (композиционно-аналитические, биографические, отчасти философского характера). Вместе с тем, при изучении произведений А. Шнитке в новейшем семантическом ключе обнаруживаются важнейшие черты новаторства композитора, не отмечавшиеся ранее, что многосторонне раскрывает полноту его музыкального содержания. Таким образом, включение в современное музыкознание семантических аспектов позволяет увидеть своеобразие и многообразие творческой фигуры А. Шнитке с новых точек зрения. Данная работа представляет собой первоначальную попытку такого рода, которая оставляет еще много других возможностей для дальнейшего раскрытия творчества А. Шнитке в русле музыкальной семантики.

Произведения А. Шнитке максимально насыщены смыслом -здесь и ассоциации, идущие от полистилистики, от содержания исторически сложившихся артефактов, от скрытых и явных символов. Композитор изыскивает массу способов, чтобы эти смыслы были восприняты слушателем. В то же время множественность символики, связанная с рациональным планом, не заменяет его музыки как таковой. А. Шнитке остается истинным композитором, а его музыка - подлинной музыкой.

 

Список научной литературыАкишина, Екатерина Михайловна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Акишина Е. А. Шнитке: Два взгляда на средневековье («Sonnengesang», «Minnesang») // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. -М., 1999. ->- С. 152-167.

2. Акишина Е. Символическая сторона музыки Альфреда Шнитке // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы I Российской научно-практической конференции. Москва-Уфа: Уфимский государственный институт искусств, 2002. — С. 102114.

3. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. -М.: Практика, 1995. 255 с.

4. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. -М.: Музыка, 1974. С. 90-125.

5. Арановский М. Музыкальный текст (структура и свойства). М.: Композитор, 1999. - 343 с.

6. Арановский М. О путях исследований (интервью с А. Амраховой) // Musiqi Dünyasi. Baku, 3/4, 2001. - С. 32-38.

7. Аронова Е. Графические образы музыки. Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2001. — 232 с.

8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

9. Асафьев Б. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

10. Басин Е. Семиотическая философия искусства. М.: Мысль, 1973. -216 с.

11. Бобровский В. О камерно-инструментальном творчестве А. Шнитке (конец 60-х 70-е годы) // Бобровский В. Статьи и исследования. - М.: Советский композитор, 1990. — С.282-285.

12. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). М.: МГЗПИ, 1991. - 124 с.

13. Бочкарева О. Семиотические понятия в анализе музыкальных произведений // Методическое пособие по курсу введения в музыкознание. Петрозаводск: ПФ ЛОЛГК, 1990. - С. 12 - 20.

14. Бычков Ю. Проблема смысла в музыке // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. научных трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. -М., 1999.-С. 8-21.

15. Вартанова Е. К вопросу о феноменологии музыкального мышления Альфреда Шнитке // Ученые записки Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2. Саратов, 2000. - С.3-11.

16. Вартанова Е. Психологические модусы аллюзийности в музыке Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. - С.172-175.

17. Васильева Н. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблемы фактуры: Автореферат дисс. . канд. иск. С-Пб: С.-Петербургская Государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корса-кова, 2000. - 24 с.

18. Ветров А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968. - 263 с.

19. Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов. М.: Музыка, 1991. - 80 с.

20. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. 2-е изд. М.: Музгиз, 1960.-А\6 с.

21. Грубер Р. История музыкальной культуры. Т. 1. Ч. 2. -М.: Музгиз, 1941. 514 с.

22. Демченко А. Смысловые ориентиры полистилистики Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. - С. 100-109.

23. Дружинин Ф. Альфред Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. -М., 2001. С. 208-211.

24. Дьячкова Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального произведения // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. -М., 2001.- С. 82-99.

25. Жисупова Ж., Ценова В. Драма сердца и 12 звуков: О «Лирической сюыте» Альбана Берга. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. -192 с.

26. Захаров Ю. Истолкование музыки: семиотический и герменевтически« аспекты: Автореферат дисс. . канд. иск. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. - 27 с.

27. Ивашкин А. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Культура, 1994. -302 с.

28. Ивашкин А. Глубина бархата // Журнал «Искусство кино», Вып. 2. -М., 1999.-С. 67-71.

29. Ивашкин А. Шостакович и Шнитке / К проблеме большой симфонии // Музыкальная академия, № 1, 1995. С. 1-8.

30. Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 247 с.

31. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 2001. - 366 с.

32. Казурова А. Реквием А. Шнитке. Композиция. Драматургия. Музыкальный язык // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. М., 1999. - С. 129-143.

33. Карасёва М. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. - М.: Композитор, 2002. - 376 с.

34. Карпычев М. Теоретические проблемы содержания музыки. Новосибирск: Новосибирская Государственная Консерватория, 1997. -68 с.

35. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. - С. 93-104.

36. Кочанова Е. Кантата А. Шнитке «История доктора Иоганна Фауста»: к вопросу трактовки «вечного» сюжета // Художественный мир музыкального произведения: Сб. статей. Уфа: Уфимский государственный институт искусств, 2001. - С. 90-106.

37. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства (пер. с англ.). М.: Республика, 2000. -287 с.

38. Леденёв Р. Судьба // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. - С. 213-215.

39. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. - 320 с.

40. Лотман Ю. История и типология русской культуры. — С-Пб.: Искусство СПБ, 2002. - 765 с.

41. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. С-Пб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2002. - 542 с.

42. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

43. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Элементы музыки и методики анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. -7$2 с.

44. Манн Т. Доктор Фаустус. М.: Художественная литература, 1975. -635 с.

45. Мальцев С. Семантика музыкального знака: Автореферат дисс. . канд. иск. Л., 1980. - 24 с.

46. Митта А. О музыке Шнитке для кино // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. -М., 2001. С. 187-189.

47. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 268 с.

48. Мельвшь Ю. Чарлз Пирс и прагматизм. У истоков американской буржуазной философии XX века. М.: Изд. МГУ, 1968. - 499 с.

49. Михалченкова-Спирнна Е. Симфоническая драматургия Гии Канчели. Москва-Бордо: МГК им. П. И. Чайковского, 1997. - 218 с.

50. Немировская Е. «Новая теория музыки». К критике семантической концепции искусства Сусанны К. Лангер // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. - С. 206-214.

51. Пирс Ч. С. Начала прагматизма / Пер. с англ. В. В. Кирющенко и М. В. Колопотина. СПб: Алетейя, 2000. - 316 с.

52. Покровский Б. Доверительный разговор // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. - С. 178186.

53. Пономарев С. О значении тембровой драматургии и тембровой композиции в творчестве Альфреда Шнитке.: Дипл. работа. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1999. - 103 с.

54. Пэрриш К., Оул Дэ1с. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. JL: Музыка, 19 75. - 216 с.

55. Раппопорт С. Эстетика. Вып. 1. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. - 207 с.

56. Румьевская Е. Интонационный кризис и проблемы переинтонирования // Сов. музыка, № 5,1975. С. 129-134.

57. Рыжкин И. Музыкальная «фаустиана» XX века // Сов. музыка, № 1, 1990.-С. 97-103.

58. Рыжкгт И. Музыкальная «фаустиана» XX века // Сов. музыка, № 2, 7РР0.-С.31-48.

59. Рыжкин И. Фаустовская запредельность на творческом пути Альфреда Шнитке (Воспоминания и размышления) // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. -М., 1999. С. 42-65.

60. Савенко С. Музыка А. Шшшсе jcax языкловромшносш // Музыка, Культура. Человек. Сб. статей. Вып. 2. Свердловск: Уральский университет, 1991. - С. 144-152.

61. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Сов. музыка, № 9,1981.-С.35-42.

62. Севастьянова JI. Градации христианской символики в квартетном творчестве А. Г. Шнитке (на примере Второго и Третьего квартетов) // Ученые записки Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2. Саратов, 2000. - С.50-59.

63. Слонимский С. О моем друге и современнике // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. М., 1999. — С. 186-191.б.Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с франц. А. М. Сухотина. М.: Соцэкгиз, 1933. - 272 с.

64. Сохор А. Эстетическая природа^каттра в музыке. М.: Музыка, 1968.— 103 с.

65. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. -287 с.

66. Степанов Ю. Семиотика. М.: Наука, 1971. - 167 с.

67. Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема // Музыкальный язык в контексте культуры. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М., 1989. - С. 23-41.71 .Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. - 415 с.

68. Тдраева Г. Проблемы музыкальной семантики // Музыка. Обзорная информация. / Гос. библ. им. В. И. Ленина. Вып. 2. -М., 1988. 24 с.

69. Тараева Г. О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. -М., 1988.-С. 5-22.

70. Фарбилтейн А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 75-89.

71. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в современной музыке 60 -х гг. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. -М.: Советский композитор, 1983. С. 65-88.

72. Холопова В. Дух дышит, где хочет. // Наше наследие, № 3, 1990. С. 43-46.

73. Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия, № 4, 1997.-С. 159-162.

74. Холопова В. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания (рукопись).

75. Холопова В. К проблеме музыкальных форм 60-70-х годов XX века // Современное искусство музыкальной композиции: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 79. М., 1985. - С. 17-31.

76. Ю.Холопова В. «Параметр экспрессии» новое измерение музыкального языка // Музыкальная фактура: Сб. РАМ им. Гнесиных. Вып. 146 (в печати).31 .Холопова В. Мелодика. М.: Музыка, 1984. - 88 с.

77. Холопова В. Музыкальный ритм. -М.: Музыка, 1980- 72 с.

78. Холопова В. Музыка как вид искусства. Учебное пособие. С-Пб.: Лань, 2002. - 319 с.

79. Холопова В. Музыкальное содержание: зов культуры наука - педагогика // Музыкальная академия, № 2, 2001. - С. 34-41.

80. Холопова В. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М.: Преет, 2002. - 23 с.

81. Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.: Преет, 2002. -31с.

82. Холопова В. Феномен музыки (рукопись).

83. Холопова В. Формы музыкальных произведений. С.-Пб.: Лань, 1999. -490 с.

84. Э.Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. М.: Композитор, 1996. - 323 с.

85. О.Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М.: Советский композитор, 1990. - 347 с.1 .Хржановский А. Продолжение жизни // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. М., 2001. - С. 190-207.

86. Христиансен Л. К проблеме «второй религиозности» // Ученые записки Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2. Саратов, 2000. - С.60-63.

87. З.Цуккерман В. Динамические принципы в музыкальной форме // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Советский композитор, 1970. - С. 19-120.

88. М.Цыпин Г. Беседы с композитором А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. М., 1999. - С. 84-104.

89. Чигарёва Е. Духовные жанры в творчестве Альфреда Шнитке // Традиционное и новое в музыке XX века. Кишинев, 1997. - С.52-57.

90. Чигарёва Е. Памяти Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается: из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. М., 1999. - С. 192198.

91. Л. Чигарёва Е. Семантическая организация в произведениях А. Шнитке 70 80-х годов // Аспекты теоретического музыкознания: Сб. научн. тр. / Проблемы музыкознания. Вып. 2. - Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 144-166.

92. Шагшухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: Государственный Институт Искусствознания, 1999. - 318 с.

93. Шагшухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме: Автореферат дисс. . докт. иск. М.: Государственный Институт Искусствознания, 2000. - 45 с.

94. Шнитке А. Новый материал музыки // Рождение звукового образа. М.: Искусство, 1985. С. 216-222.

95. Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики И. Стравинского. И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М.: Музыка, 1973. - С. 383-434.

96. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. - С. 327-331.

97. Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. М.: Деловая лига, 1993. - 110 с.

98. Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag Eine Festschrift.- Hamburg, Hans Sikorski, 1994.

99. Cholopowa W. Die Drei Wahrheiten Alfred Schnittkes // Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag Eine Festschrift. - Hamburg: Hans Sikorski, 1994. -S. 63-66.

100. Cooke D. The Language of Music. London: Oxford University Press, New York. -1959.

101. Davison A., Apel W. Historical Anthology of Music. Harvard University Press (o.a.).

102. Füllsack M. Politische Kunst. Adorno im post-sowjetischen Kontext. -Wien: Passagen Verlag, 1995. 186 S.

103. P. Gülke P. Mönche / Bürger / Minnesänger. Koehler @ Amelang, Leipzig (без года).

104. Ivashkin A. Alfred Schnittke. London: Phaidon, 1996. - 240 p.

105. JiränekJ. Tajemstvi hudebniho vyznamu. -Praha, 1979.

106. JiränekJ. Zu Grundfragen der musikolischen Semiotik. Berlin, 1985.

107. Kholopova V. Alfred Schnittke's works: a new theory of musical content // Seeking the Soul the Music of Alfred Schnittke. Research Studies, Text Guildhall School of Music&Drama, 2002. - P.38-44.

108. Langer S. K. Philosophy in a New Key. Cambridge, 1942.

109. Langer S. K. Feeling and Form. -N. Y., 1953.i. Langer S. K. Problems of Art. -N. Y., 1957.1.nger S. K. Mind: An Essay on Human Feeling. Baitimor, 1967.

110. Meyer L. Meaning in Music and Information Theory // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, № 4,1957.

111. Meyer L. Emocja i znaczenie w muzyce. Krakow: Przeke A. Buchner i K. Berger, 1974.

112. Morris Ch. Sings, Language and Behavior. -N. Y., 1950.

113. Morris Ch. Science, Art and Technology // The Kenyon Review, 1939.

114. Sawenko S. Alfred Schnittke: 4 Concerto grosso/ 5 Sinfonie. // Sowjetische Musik im Licht der Perestroike. Laaber-Verlag, 1990. - S. 131-143.

115. The art of the minnesinger by R. Taylor. Cardiff, 1961.

116. The art of the minnesinger by R. Taylor. Cardiff, 1968.